Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

К внешней политике государства относится. Внешняя политика – цель или средство? Основные направления внешней политики

Международные отношения, их разновидности и тенденции развития

Лекция № 10. МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ИХ РАЗНОВИДНОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Проблемы отношений между государствами всегда являлись предметом пристального внимания политических мыслителей, поскольку анализ политики не может быть достаточно полным, если ведется без учета внешнеполитических явлений.

Что следует понимать под международными отношениями? Данное понятие предполагает всю гамму взаимоотношений на мировом уровне, носящих политический, экономический, социальный и другой характер. Под международными отношениями обычно понимают совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Субъектами международных отношений являются суверенные и несуверенные участники. К суверенным относятся государства. К несуверенным − международные организации, международные движения, международные группы давления, международные экономические, политические, научные институты и т. д.

Статус суверенности или несуверенности определяет возможности субъектов международной жизни. Он создает правовые рамки, определяет характер и направления действий участников международных отношений.

Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся по принципу полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.

Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем) различные силы: государственные, военные, экономические, политические, общественные и интеллектуальные.

В современной мировой политике действует огромное количество различных участников. Но до сих пор преобладающим остается взгляд, в соответствии с которым основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств.

Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Все более важными субъектами в международных отношениях становятся международные организации. Они обычно подразделяются на межгосударственные, или межправительственные и неправительственные организации.

Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными органами.



Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных организаций. Неправительственные организации имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть полностью неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.

Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растет.

Международные организации охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной, национальной областях, имеют определенные особенности и специфику. В качестве примера различных международных организаций можно привести:

региональные организации, такие как Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и т.д.;

организации экономического характера, охватывающие сферу финансов, торговли и так далее, например: Всемирная торговая организация (ВТО), Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР)и т.д.;

организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства, например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и т.д.;

политико-экономические организации, например, Организация Африканского Единства (ОАЕ);

военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АНЗЮС);

экологические организации: Гринпис и многие другие организации такие, например, как Международный Красный Крест (МКК) - организация, целью которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных бедствий и т.д.

Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого, многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Ее членами являются 192 государства, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения Организации Объединенных Наций. По сути, ООН координирует всю мировую политику.

Основными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности и ряд других советов и ин­ститутов. Генеральная Ассамблея состоит из государств-членов ООН, каждое из которых обладает одним голосом. Решения этого органа не обладают принудительной силой, однако они имеют значительный моральный авторитет. Со­вет Безопасности состоит из 15 членов, пять из которых - Великобритания, Китай, Россия, США, Франция - являются постоянными, другие 10 избираются Генеральной Ассамбле­ей сроком на два года. Решения СБ принимаются большин­ством голосов, при этом каждый из постоянных членов обла­дает правом вето. В случае угрозы миру СБ имеет полномо­чия направлять в соответствующий регион миссию по под­держанию мира или применять санкции по отношению к аг­рессору, давать разрешение на военные операции, направ­ленные па прекращение насилия.

С 70-х годов прошлого века все более активную роль в качестве инструмента регуляции международных отноше­ний играет так называемая «семерка», неформальная органи­зация ведущих стран мира Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Франции, Японии. Эти страны коор­динируют свои позиции и действия но международным про­блемам на ежегодных совещаниях. В 1991 года на совещание «семерки» в качестве гостя был приглашен президент СССР М.С. Горбачев, затем Россия стала регулярно участвовать в работе этой организации. С 2002 Россия стала полноправным участником работы этой группы и «семерка» стала называть­ся «группой восьми». Роль и значение «группы восьми» в мировой политике очень велики.

Что следует понимать под мировой политикой? Внешняя политика различных государств, взятая в совокупности и взаимосвязи как целое, а также с точки зрения тенденций и перспектив ее развития, называется мировой политикой. С одной стороны, мировая политика – это сумма внешнеполитических усилий государств и международных организаций, с другой – сфера необходимого взаимодействия стран для решения общих региональных или глобальных проблем.

Интерес к процессам, происходящим на мировой арене, в последние годы резко возрос. Это объясняется следующими обстоятельствами.

Во-первых, в мире продолжает осуществляться реорганизация всей системы международных отношений, вызванная геополитическими изменениями, произошедшими вследствие поражения системы социализма, распадом СССР, Югославии, Чехословакии, ликвидацией Варшавского блока и объединением Германии.

Во-вторых, мировое сообщество стоит перед дилеммой – либо идти вперед к демократическому, многополярному миропорядку, либо откатиться назад к конфронтации, противостоянию государств, - от решения которой во многом зависит будущее человечества.

В-третьих, изменения на международной арене принципиально влияют на характер угроз безопасности нашему государству: на смену старым угрозам пришли новые, что особенно важно знать и учитывать политикам в своей практической деятельности.

Огромным влиянием на мировой арене пользуются международные монополии или транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия, учреждения и организации, целью которых является получение прибыли и которые действуют через свои филиалы одновременно в нескольких государствах. Крупнейшие ТНК обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества в этом отношении не только перед малыми, но даже и крупными державами.

Важными субъектами мировой политики выступают религиозные организации.

Однако роль всех вышеназванных субъектов остается пока несоизмеримой с ролью государств, которые имеют полномочия представлять в мировой политике общество в целом, а не какую-либо отдельно взятую социальную группу или политическую организацию. В ведении государства находятся ключевые вопросы, связанные с общенациональными задачами обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности. Политологи подчеркивают, что государство - единственный общенациональный институт, имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну. Государства по-прежнему остаются основными субъектами мировой политики и международных отношений.

Влияние, силу государства на мировой арене можно представить как его способность, защищая собственные интересы, воздействовать на другие государства, на ход событий в мире.

Силу государства, его положение в системе международных отношений обусловливает целый ряд факторов. Еще недавно считалось, что главным для этого является военная мощь. Безусловно, военный потенциал страны во многом определяет ее могущество и соответствующее положение на международной арене. Ныне реальное положение государства на мировой арене определяется более широкими показателями. К ним принято относить величину территории, природные и людские ресурсы, структуру национальной экономики, объем и качество промышленного и сельскохозяйственного производства, умение обеспечивать поступательное развитие страны, гарантировать экономическую безопасность общества, а также способность страны оказывать прогрессивное влияние на международное развитие.

В последнее время одним из важнейших критериев положения государства выступает его геополитическое положение. Область политической науки, исследующая международные отношения в контексте географического расположения стран, называется геополитикой. Геополитика отражает объективно существующую взаимосвязь между географическими факторами и внешней политикой государства. Она представляет собой учение о природных причинах и географически детерминированных тенденциях политического развития государств. Согласно геополитическим представлениям, географические факторы являются наиболее стабильными и потому служат объективной основой преемственности политики государства. С геополитической точки зрения, Россия продолжает оставаться великой страной благодаря её местоположению, пространственной протяженности, наличию выходов к морям и океанам, количеству и качеству природных ресурсов и т. п.

Основные виды международных отношений рассматриваются либо на основе сфер общественной жизни (экономические, политические, культурные отношения), либо на основе взаимодействия участников, (межгосударственные; межпартийные; между транснациональными корпорациями; между различными международными организациями). При рассмотрении международных отношений по сферам общественной жизни первое по значимости место принадлежит международным политическим отношениям. Любая проблема международных отношений, ставшая предметом государственной политики, приобретает политический характер и находит выражение в межгосударственных политических отношениях.

Отделить собственно политические отношения государств от экономических, научно-технических, культурных очень трудно, а порою невозможно. Любые отношения между государствами, любой их аспект имеют политическую окраску уже потому, что это межгосударственные отношения.

В зависимости от степени развития и интенсивности тех или иных международных отношений выделяют их различные уровни : высокий; средний; низкий.

Более плодотворным представляется разграничение уровней международных отношений на основе геополитического критерия: глобальный; региональный; субрегиональный. Если рассматривать международные отношения с точки зрения их напряженности, то можно говорить о различных состояниях международных отношений: стабильности - нестабильности; доверия - вражды; сотрудничества - конфликта; мира - войны.

Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти. Ушло в прошлое противостояние двух сверхдержав - СССР и США. Разрушилась старая система международных отношений, которая получила название биполярной - двухполюсной.

В пестрой картине ломки старых и строительства новых международных отношений можно выделить несколько четко просматривающихся тенденций развития.

Первая тенденция развития современных международных отношений - рассредоточение власти. Идет процесс становления многополюсного мира. Сегодня все большую роль в международной жизни приобретают новые центры. На мировую арену все активнее выходит Япония, которая уже сегодня является «экономической сверхдержавой». Идут интеграционные процессы в Европе. В Юго-Восточной Азии возникли новые постиндустриальные государства - так называемые «Азиатские тигры». Есть основания считать, что в обозримом будущем в мировой политике еще громче заявит о себе Китай.

Среди политологов пока нет единого мнения о будущем системы международных отношений. Одни склонны к мнению о том, что в настоящее время происходит формирование системы коллективного лидерства США, Западной Европы и Китая. Другие исследователи полагают, что надо признать США единственным мировым лидером. Третьи не исключают возрождения биполярной системы, в которой место СССР в идеологическом и военно-политическом противостоянии с США займет Китай.

Второй тенденцией развития современных международных отношений является их глобализация , заключающаяся в интернационализации экономики, развитии единой системы мировой связи, изменении и ослаблении функций национальных государств, активизации деятельности транснациональных негосударственных образований.На этой основе формируется все более взаимозависимый и целостный мир, взаимодействия в нем принимают системный характер.

В международной области эта тенденция стремительно реализуется в форме роста международного сотрудничества, влияния международных институтов - политических, экономических, гуманитарных, - а также создания по своей сути наднациональных органов.

Третьей тенденцией развития международных отношений является нарастание глобальных проблем ,а соответственно, стремление государств мира к совместному их решению.

Все глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, можно разделить на четыре основные группы: политические, экономические, экологические, социальные.

Важнейшая из них, раньше всех заставившая человечество сначала почувствовать, а затем и понять надвигающуюся угрозу, - появление, быстрое накопление и совершенствование оружия массового поражения, которое в корне изменило ситуацию в мире. Характер ядерного оружия на современном этапе его развития не позволяет никакому государству надежно обеспечить свою оборону военными средствами. Отсюда следует, что безопасность может быть либо общей для всех стран, либо ее вообще не может быть.

Важной проблемой, беспокоящей все человечество, становится борьба с международный терроризмом , среди различных форм которого наиболее опасной является государственный терроризм.

Не теряет своей актуальности проблема сохранения окружающей среды .Чрезмерная, без оглядки, эксплуатация человеком природы привела к массовой вырубке леса, ухудшению качества ресурсов пресной воды, загрязнению морей, озер, рек, нарушению озонового слоя, что представляет опасность для жизни людей. Повышается доля углекислого газа в воздухе. Увеличиваются выбросы других химических соединений (окислов азота, серы), следствием которых являются «кислотные дожди». Происходит потепление климата на планете, ведущее к возникновению так называемого «парникового эффекта». Тактически рациональная, но стратегически непродуманная хозяйственная деятельность людей опасна своими последствиями, не знающими государственных границ и не признающими никаких преград. Это обязывает все страны и народы объединить усилия, направленные на защиту и улучшение окружающей среды.

Экологические проблемы тесно взаимосвязаны с экономическими - с проблемами роста общественного производства и возрастанием в связи с этим потребностей в энергии и сырье. Природные ресурсы не безграничны, а поэтому требуется рациональный, научно обоснованный подход к их использованию. Однако решение этой задачи связано с немалыми трудностями. Одна из них вызвана технологическим несовершенством производства многих государств, в том числе и России, в результате чего происходит большой перерасход сырья, энергии, топлива на выпуск единицы продукции.

Разнообразны и социальные проблемы. Последние десятилетия отмечены растущей обеспокоенностью человечества, вызванной обрушившимся на него потоком опасных болезней и вредных пристрастий. Сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, СПИД, алкоголизм, наркомания приобрели интернациональный характер и стали одной из глобальных проблем. Людей всего мира тревожит рост преступности, усиление влияния мафиозных структур, в том числе и наркомафии.

Глобальные проблемы возникли на стыке взаимоотношений человека, общества и природы. Все они органически взаимосвязаны между собой, и поэтому их решение требует комплексного подхода.

Появление глобальных проблем сказалось на всей системе международных отношений. Усилия, направленные на предотвращение экологической катастрофы, борьбу с голодом, смертельными болезнями, попытки преодолеть отсталость, не могут дать результатов, если будут решаться в одиночку, на национальном уровне, без участия мирового сообщества. Они требуют планетарного объединения интеллектуальных, трудовых и материальных ресурсов.

Четвертой тенденцией современных международных отношений является усиление разделения мира на две неравнозначные части. Первая, незначительная часть представлена 15 % населения земного шара (государства Западной Европы, США, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия), - так называемый «золотой миллиард». В этих странах уровень жизни рядового гражданина весьма высок (от 10 до 30 тысяч долларов ежегодного дохода), продолжительность жизни не менее 74 лет.

Другая часть мира представлена государствами Африки, Азии, Латинской Америки, республиками бывшего СССР. В них более 2,5 млрд. человек живут менее чем на 2 доллара в день, т. е. в условиях абсолютной нищеты, а из 1 млрд. голодающих около 100 млн. ежегодно умирают от истощения.

Пятой тенденцией является демократизация как международных отношений, так и внутриполитических процессов. Она наблюдается во всех странах независимо от господствующего в них типа политического режима. С окончанием «холодной войны» даже в условиях самых авторитарных режимов значительно сузились возможности скрывать, а тем более легитимизировать нарушения государством личной свободы граждан, их естественных и политических прав. Всемирное распространение получает такое явление, как прогрессирующая политизация масс, повсеместно требующих доступа к информации, участия в принятии касающихся их решений, улучшения своего материального благосостояния и качества жизни. Расширяется состав участников политического процесса. В результате разработка и реализация внешнеполитических установок перестают быть уделом узкой группы людей специального государственного ведомства, становясь достоянием самых разнообразных институтов как правительственных, так и неправительственных.

2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКОЙ

При изучении международных отношений не следует забывать того, что они складываются, прежде всего, из совокупности внешнеполитической деятельности государств, которые являются основными участниками международных отношений. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене. Она представляет собой деятельность и взаимодействие официальных субъектов, имеющих право выступать от имени общества, выражать интересы общества, избирать определенные методы и способы их реализации.

Таким образом, внешняя политика государства – это деятельность того или иного государства, регулирующая его отношения с другими акторами на международной арене с целью реализации национальных интересов и участия в решении общемировых проблем.

Национальные интересы в сфере международных отношений состоят в том, чтобы обеспечить благоприятные внешнеполитические условия для решения внутренних задач безопасности и развития страны. С этой целью государство осуществляет комплекс мероприятий:

а) отражает угрозы своей целостности, безопасности и своим национальным интересам;

б) согласовывает интересы с более сильными партнерами или соперниками;

в) пополняет ресурсы, увеличивающие его силу, авторитет и влияние на международной арене.

Внешняя политика и внутренняя политика органически взаимосвязаны. Если содержанием внутренней политики является деятельность политических субъектов внутри государства, то содержанием внешней политики выступают отношения между государствами. Их сложное взаимодействие образует конкретную «ткань» политической ситуации в мире и различных его регионах. Хотя, в конечном счете, и внутренняя, и внешняя политика решают задачу обеспечения и упрочения существующего в данной стране общественного строя, в процессе реализации этой задачи каждое из политических направлений получает определенную специфику. Если внутри страны государство имеет монополию на политическую власть, на значительный «диапазон» политической деятельности в данном обществе, то на международной арене такого безраздельного политического влияния не имеет ни одно государство.

Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется различными средствами: политическими, экономическими, информационно-пропагандистскими и военными.

К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия. Дипломатия-это официальная деятельность государства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов, методов, допустимых с позиций международного права и имеющих конституционно-правовой статус. Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двухсторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций.

Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает и прочное положение на международной арене. Даже небольшие по территории государства, не богатые материальными и людскими ресурсами, могут играть видную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, основанная на передовых технологиях. Действенными экономическими средствами являются эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в ее предоставлении.

Пропагандистские средства включают в себя весь арсенал современных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации формируется положительный образ своего государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости - антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и намерения.

К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием.

Военные средства могут использоваться как для прямого воздействия, так и косвенного. К военным средствам прямого воздействия относятся войны, интервенции, блокады. К косвенным военным средствам относятся гонка вооружений, включающая испытание новых видов оружия, учения, маневры, угроза применения силы, разведка, шпионаж и др.

В современном мире военные средства продолжают использоваться для решения внешнеполитических и внутриполитических проблем. В связи с чем забота об усилении военной мощи российского государства находится в центре внимания руководства нашей страны.

1. Введение

2. Определение внешней политики

3. Функции, цели и средства реализации внешней политики

5. Заключение

6. Список литературы


1. Введение

Для защиты своих национальных интересов любое государство проводит определенную (успешную или безуспешную) внешнюю политику. Это деятельность государства и других политических институтов общества по осуществлению своих интересов и потребностей на международной арене.

Внешняя политика являет собой продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с другими государствами. Как и внутренняя политика, она теснейшим образом связана с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем общества и выражает их на мировой арене. Главная ее цель – обеспечение благоприятных международных условий для реализации интересов того или иного государства, обеспечения национальной безопасности и благополучия народа, предотвращение новой войны.

На основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные отношения, то есть совокупность экономических, политических, культурных, правовых, военных и других связей и взаимоотношений между народами, государствами, экономическими, политическими, научными, культурными религиозными организациями и учреждениями на международной арене.

2. Определение внешней политики

Внешняя политика – это общий курс государства в международных делах. Она регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, которые реализуются различными способами и методами. Внешняя политика любого государства тесно взаимосвязана с его внутренней политикой и должна отражать характер государственного и общественного строя. В этом случае она сочетает национальные интересы и ценности с общечеловеческими интересами и ценностями особенно в вопросах безопасности, сотрудничества и укрепления мира, в решении глобальных международных проблем, возникающих на пути социального прогресса.

Формирование внешней политики происходит по мере вызревания объективных потребностей данного общества или государства вступить в определенные взаимоотношения с внешним миром, то есть с другими обществами или государствами. Поэтому она появляется позднее, чем внутренняя политика. Обычно начинается с простого интереса: а что у них есть такого, чего у нас нет? И когда этот интерес становится осознанным, то он превращается уже в политику – в конкретные действия по его реализации.

3. Функции, цели и средства реализации внешней политики

Существует множество теорий внешней политики, которые по-разному объясняют ее основные цели и задачи, сущность и функции. Но есть и общая теория, на базе которой разрабатываются наиболее эффективные средства и методы достижения поставленных целей, осуществляется планирование и координация различных внешнеполитических мероприятий и акций.

В свою очередь планирование внешней политики означает перспективную разработку конкретных действий на международной арене и оно состоит из нескольких стадий. Во-первых, составляется прогноз вероятного развития системы международных отношений в целом или в отдельных регионах, а также отношений между данным государством и другими государствами. Такой прогноз является одним из самых сложных видов политического прогнозирования и он дается на основе анализа тенденций возможного изменения тех или иных элементов системы международных отношений. Это позволяет произвести достаточно точную оценку вероятностных последствий планируемых внешнеполитических действий. Во-вторых, определяются размеры ресурсов и средств, которые потребуются для решения выдвинутых внешнеполитических задач. В-третьих, устанавливаются первоочередные цели внешней политики данного государства по различным направлениям, исходя прежде всего из его экономических и политических интересов. В-четвертых, разрабатывается комплексная программа всех внешнеполитических мероприятий, которая обязательно утверждается правительством страны.

Из конкретных теорий внешней политики наиболее известной считается теория американского политолога Г. Моргентау. Он определяет внешнюю политику прежде всего как политику силы, в которой национальные интересы возвышаются над любыми международными нормами, принципами и поэтому сила (военная, экономическая, финансовая) превращается в основное средство достижения поставленных целей. Отсюда вытекает и его формула: “Цели внешней политики должны определяться в духе национальных интересов и поддерживаться силой”.

Приоритет национальных интересов служит двум задачам:

1. Придает внешней политике общую ориентацию

2. Становится критерием выбора в конкретных ситуациях

Таким образом, национальные интересы определяют как долговременные, стратегические цели, так и краткосрочные, тактические действия. Для оправдания использования силы Г. Моргентау вводит в оборот термин “баланс сил”, который известен еще с эпохи Возрождения. Под этим термином он подразумевает, во-первых, политику, направленную на определенную расстановку военной силы, во-вторых, описание любого действительного состояния сил в мировой политике, в-третьих, относительно равное распределение силы на международном уровне. Однако при таком подходе, когда руководствуются только собственными национальными интересами, взаимовыгодное сотрудничество может отойти на второй план, так как предпочтение отдается только конкуренции и борьбе. В конечном счете это та же древняя максима: хочешь мира – готовься к войне.

В конце ХХ века война не должна быть инструментом внешней политики, иначе нельзя гарантировать суверенное равенство всех государств, самоопределение народов в выборе пути развития, недопустимости захвата чужих территорий, установление справедливых и взаимовыгодных экономических и хозяйственных связей и т.п.

Современная мировая практика знает три основных способа обеспечения международной безопасности:

1. Сдерживание возможной агрессии при помощи различных форм давления (экономических, политических, психологических и др.).

2. Наказание агрессора путем применения против него конкретных практических действий.

3. Политический процесс как способ достижения мирных целей без силового решения (переговоры, совещания, встречи на высшем уровне и т.п.).

Среди основных целей внешней политики следует выделить, во-первых, обеспечение безопасности данного государства, во-вторых, стремление к увеличению материального, политического, военного, интеллектуального и др. потенциала страны и, в-третьих, рост ее престижа в международных отношениях. Реализация этих целей обусловливается определенным этапом развития международных отношений и конкретной ситуацией в мире. При этом деятельность государства во внешней политике должна учитывать цели, интересы и деятельность других государств, иначе она окажется неэффективной и может стать тормозом на пути социального прогресса.

К важнейшим функциям внешней политики государства относятся:

1. Оборонительная, противодействующая любым проявлениям реваншизма, милитаризма, агрессии со стороны других стран.

2. Представительно-информационная, имеющая двойное назначение: информирование своего правительства о положении и событиях в той или иной стране и информирование руководства других стран о политике своего государства.

3. Торгово-организаторская, направленная на установление, развитие и укрепление торгово-экономических и научно-технических связей с различными государствами.

Главным средством внешней политики является дипломатия. Этот термин греческого происхождения: диплома – сдвоенные дощечки с нанесенными на них письменами, которые выдавались посланцам вместо ныне действующих верительных грамот, подтверждающих их полномочия. Дипломатия – это совокупность невоенных практических мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и поставленных задач. Работники дипломатической службы, как правило, готовятся в специальных высших учебных заведениях, в частности, в России – это Московский государственный институт международных отношений и Дипломатическая академия. Дипломат – это должностное лицо государства, которое представляет его интересы за рубежом в посольствах или миссиях, на международных конференциях по внешней политике, по защите прав человека, имущества и граждан своего государства, временно находящихся за границей. Поэтому дипломат должен обладать искусством ведения переговоров с целью предотвращения или урегулирования международных конфликтов, поиска консенсуса (согласия), компромиссов и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления взаимовыгодного сотрудничества по всем направлениям.

К наиболее распространенным дипломатическим методам относятся официальные визиты и переговоры на высшем и высоком уровне, конгрессы, конференции, совещания и встречи, консультации и обмен мнениями, подготовка и заключение двусторонних и многосторонних договоров и других дипломатических документов. Участие в работе международных и межправительственных организаций и их органов, дипломатическая переписка, публикации документов и т.п., периодическое беседы государственных деятелей во время приемов в посольствах и миссиях.

Внешняя политика имеет свой собственный конституционно-правовой механизм организации, главными определяющими которого являются обязательства данного государства, закрепленные в нормах международного права, созданного на основе взаимных уступок и компромиссов.

Одним из важнейших принципов международного права и отношений между государствами стала их территориальная целостность. Это означает недопустимость каких-либо посягательств на территорию другого государства или насильственных мер, направленных против неприкосновенности его территории. Такой принцип основывается на правиле взаимного уважения территориальной целостности государств, тесно связан с их обязанностью, воздерживаться от применения или угрозы применения силы, с правом любого государства на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения извне. Это закреплено в Уставе Организации Объединенных Наций и в многочисленных межгосударственных соглашениях. В соответствии с Декларацией ООН от 1960 года о предоставлении независимости колониальным странам и народам каждый народ имеет неотъемлемое право на полную свободу осуществления своего суверенитета и целостность национальной территории. Поэтому любое насильственное удержание чужой территории или угроза захвата ее представляет собой либо аннексию, либо агрессию. И сегодня стало очевидным, что безопасность каждого народа неотделима от безопасности всего человечества. Таким образом, возникает проблема всестороннего осмысления нового построения мира и перспектив его развития.

Внешняя политика России находится в центре всеобщего внимания, и даже те, кто ее критикует, признают высокое мастерство отечественных дипломатов и способность Москвы использовать представляющиеся геополитические возможности. Однако вопрос о целеполагании внешней политики остается на уровне общих заявлений о национальных интересах России, которые четко не прописаны. Зачем нужна дипломатия в XXI веке? И достаточно ли умелой игры на «великой шахматной доске» для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие страны в условиях сложной и многомерной взаимозависимости?

Артем Аликин,
Тема «Внешняя политика – цель или средство» чрезвычайно интересна для меня возможностью высказать некоторые соображения о тенденциях во внешнеполитическом процессе как России, так и целого ряда государств.
Заявленная в теме оппозиция цели и средства не является оппозицией в полном смысле. Скорее цель и средство представляют собой диалектическое единство, являются основанием единой мыслительной парадигмы…

Никита Ананьев,
Политика, по мнению Отто фон Бисмарка, есть «искусство возможного». Скорее всего, он подразумевал под этим деятельность государства, направленную на отстаивание своих собственных интересов. Внешняя политика – не исключение. Каждое государство обладает своими интересами, которые оно отстаивает на международной арене. Кто-то называет эти интересы «государственными», кто-то – «национальными», но формальные определения в данном случае роли не играют…

Арина Басова,
«Внешняя политика – цель или средство?» — пожалуй, для такой страны, как Россия, этот вопрос требует однозначного ответа – средство. Российская Федерация уже определенно не та страна, которая создает свои дипломатические и консульские представительства, вступает в международные организации и устанавливает связи с другими государствами только для того, чтобы проявить себя и заявить миру о своем существовании и желании быть участником международной жизни. Россия – видный игрок, актор, который с помощью четко проработанных механизмов и квалифицированных представителей претворяет свои интересы в жизнь посредством внешней политики…

Владимир Беклямишев,
С теоретической точки зрения, уточнение роли внешней политики не составляет никакого труда. Во-первых, достаточно сразу же обратить внимание на ее производность по отношению к конституционным целям государства – обеспечению прав и свобод человека, а также ресурсную обеспеченность средствами внутренней политики. Отмеченные особенности характеризуют дипломатию, прежде всего, как инструмент для создания благоприятной конъюнктуры в процессе достижения государством его базовых задач…

Анастасия Богапова,
Давайте признаемся – нельзя говорить о внешней политике без осмысления политики внутренней. Что есть внешняя политика государства, если в стране образовался кризис легитимности и риск смены властей становится скорее угрозой? В таком случае, курс внешней политики будет отличаться крайней неэффективностью, либо внешняя политика будет средством! Средством для легитимации и повышения авторитета не только на международном уровне, но и на национальном…

Юлия Гаева,
Дипломатия – это официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач
внешней политики государств, а также по защите прав и интересов государства за границей . В современном мире дипломатия играет огромную роль. Но зачем нужна дипломатия конкретно России и вообще в XXI веке?..

Мариам Галстян,
Говоря о внешней политике, люди часто понимают только лишь международную политику государства, касательно, к примеру, военной сферы. Но если наиболее детально изучить составляющие внешней политики государства, то можно понять, что это понятие охватывает, возможно, все сферы деятельности государства: экономическую, культурную, социальную и даже духовную…

Александр Журавлев,
Внешняя политика всегда находилась в центре внимания СМИ, политиков и рядовых граждан – это особенно заметно сегодня, в связи с усложнением политического положения России и усиливающимся напряжением в международных отношениях. И дискуссия о месте внешней политики в нашей жизни загорается вновь – является ли успех государства на внешней арене некоторым объективным благом, ценным самим по себе или это лишь инструмент для реализации других, более важных целей?..

Мария Зиновьева,
В мире есть страны, позиция которых по многим международным вопросам не определена, они не ведут активную внешнюю политику, их вообще, можно сказать, не слышно на мировой арене. В то же время ситуация внутри этих же стран более чем благоприятна для их населения. Возьмём, к примеру, Норвегию или Швецию. Это страны с одним из самых высоких уровней жизни в мире. А теперь спросим себя: «Когда в последний раз мы слышали об участии Норвегии или Швеции в мировой политике?..

Марина Зосимова,
Со школы нас учат тому, что к основным признакам государства относятся: наличие территории, населения и суверенитета. Конечно же, этот список неисчерпывающий, но все же необходимо упомянуть об еще одном наиважнейшем признаке государства – международном признании. На сегодняшний день, в условиях, когда концепция взаимозависимости приобретает все большую актуальность, можно говорить о том, что признание субъекта другими государствами в качестве равного им образования – это неотъемлемая часть существования государства…

Анна Кадцына,
Традиционным методом борьбы с активизацией внешней политики России и отстаиванием ею своих национальных интересов является международная изоляция. Сейчас мы видим явную попытку такой изоляции — экономические санкции, арест счетов и имущества крупных российских фирм зарубежом, необоснованные отказы в выдаче виз. Такой метод борьбы считается успешным и был использован против Кубы, Ирана, Северной Кореи. В 2015 году США пришлось признать, что меры санкций не эффективны для достижения внешнеполитических целей, кроме того они противоречат фундаментальным правам человека…

Николай Козлов,
Исторически сложилось, что политика модернизировалась и её сущность менялась. Почему же политика считалась инструментарием, но не самой задачей и что есть – внешняя политика, попробуем определить в данной работе. Вопрос о роли политики в жизни общества возникал постоянно, и особенно в кризисные моменты. Сейчас, когда Россия начала активные внешнеполитические контакты по всему миру, важность внешней политики в укреплении международного веса России так же возросла…

Роман Колесников,
Что есть внешняя политика? Каждое государство по-своему ответило на этот вопрос. Однако, несмотря на существование более двухсот государств, возможных варианта ответа только два – средство и/или цель…

Мария Короткевич,
Россия — это слово в контексте проводимой ею политики способно вызывать самый различный спектр чувств: от восхищения до неприятия, от возвеличивания до ощущения страха. Уверенно можно заявить о том, что однозначной оценки действий России на мировой арене от сторонних наблюдателей можно не ожидать. И действительно, в последнее время к нашей стране приковано пристальное внимание со стороны других государств, что вовсе не случайно: Российская Федерация в силу имеющихся ресурсов и возможностей стремится занять свою нишу в ряду «сильных мира сего». А как же возможно иначе?..

Александр Косырев,
Отвечая на поставленный вопрос, можно смело ответить, что внешняя политика является средством: защиты национальных интересов на мировой арене, достижения каких-либо внутриполитических целей. Аргументируя вышесказанное, можно привести примеры потенциального партнёра США…

Владимир Кравцев,
Необходимо понимать, что поступательное развитие государства и государственности, несколько различны. Процесс же развития страны — на порядок сложнее, это многоплановая векторная работа…

Игорь Лойко,
Перед тем как приступить к рассмотрению выбранной темы исследования, хотелось бы отметить ее злободневность на фоне решительных действий Российского правительства на мировой арене по отношению к появляющимся угрозам национальной безопасности государства и мирового сообщества.
В данной работе мы постараемся кратко определить основные цели внешней политики России и имеющиеся у нас средства для их достижения…

Маргарита Макаренко,
В. О. Ключевский говорил о политике следующую фразу: «Когда в государстве осуществляются правильные принципы, то можно прямо говорить и прямо действовать. Когда же в государстве не осуществляются правильные принципы, действовать можно прямо, но говорить осторожно». Я считаю, что это выражение можно отнести не только к внутренней политике, но и к внешней…

Ярослав Мальцев,
Вопрос о целях внешней политики и ее отношениях с политикой внутренней является сегодня крайне актуальным в условиях, когда Россия испытывает неопределенность в отношениях с внешним миром и переживает, при этом, экономический кризис, который может перерасти в политический. Проблема приложения ресурсов в этих обстоятельствах заставляет задуматься о максимально эффективном целеполагании как во внешней, так и во внутренней сферах и об их относительной важности…

Кирилл Мамаев,
Заявленная в теме проблема содержит в себе элементы, формирующие определенное диалектическое единство. Каждое конкретное государство, представляющее собой, с точки зрения конструктивистской парадигмы, интерсубъективное объединение, под влиянием своих культурных особенностей может отдавать предпочтение тому или иному элементу данного «внешнеполитического инь-янь», несколько пренебрегая другим…

Улугбек Норматов,
Распад Советского Союза и победа Запада, во главе с США, в многолетнем противостоянии двух сил на мировой арене, на мгновение показали превосходство победителей в холодной войне. Последующие годы ознаменовались укреплением США и Европы посредством развития по большей части подконтрольных им международных институтов (МВФ, Мировой банк, ВТО). В том числе Запад наращивал мощь и в военно-политической сфере (расширение НАТО)…

Илья Олениченко,
Россия встала на путь перемен! Страна делает свои первые шаги к демократии. Однако, в общественном понимании современных возможностей существуют недостатки. Одна из проблем — развитие бизнеса. В России это можно оправдать несколькими причинами: здесь и социалистическое прошлое страны…

Максим Орлов,
Современные международные отношения вошли в фазу трансформации, ознаменовав новый, еще формирующийся мировой порядок, в связи с кризисными событиями на Украине; проблемой международного терроризма не сетевого принципа; продолжающейся нестабильностью на Ближнем Востоке, а также изменением роли Соединенных Штатов Америки в международных делах.
Именно изменение роли США в международных делах является одним из главных факторов продолжающейся трансформации…

Марина Поспелова,
Учитывая рост интеграционных процессов в условиях международных отношений, создание транснациональных межгосударственных ассоциаций и союзов, а также глобализационные процессы, Россия, как один из ключевых игроков на международной арене, встала на путь самоопределения в новом мировом порядке. Вопросы внешней политики стали превалирующими, грамотно скоординированными и широко обсуждаемыми в кругах западной и российской прессы. Россия демонстрирует высокий уровень дипломатии, и не менее глобальные геополитические интересы. Так чем же сегодня для России является внешняя политика – целью или средством?..

Марк Саамов,
Внешняя политика современности является средством, благодаря которому государства отстаивают свои интересы и, если необходимо, укрепляют собственную безопасность. Это справедливо для всех государств мира на нынешний момент, включая Россию.
Говоря о внешней политике, напрашивается сравнение с конкуренцией в условиях рыночной экономики…

Мурад Садыгзаде,
Говоря о дипломатии ХХI века, необходимо отметить, что на современном этапе международных отношений, одно малейшее, непродуманное слово может стать причиной для глобального конфликта. Действительно, внешняя политика Российской Федерации и действия дипломатического корпуса достойны похвалы, так как они в короткие сроки сформировали новый облик авторитетной и могущественной России. Дипломатические успехи в регулировании сирийского конфликта не только представили Россию как надежного международного партнера, который не бросит своих союзников на произвол судьбы, но и еще раз подтвердили факт краха однополярного мира. Россию нужно уважать и считаться с ее интересами – цель, которая успешна достигнута благодаря умелой внешней политике…

Елизавета Сидельникова,
Сегодня Арктика – это и регион, где сталкиваются противоположные интересы государств при отстаивании своих собственных национальных интересов и суверенных прав и в то же время сфера огромных возможностей сотрудничества в тех областях деятельности, где одностороннее решение проблем невозможно. Вопрос заключается в том готовятся ли мир именно к сотрудничеству?..

Роман Слободян,
Профессиональная игра несколькими фигурами на «шахматной доске» способна в одной, или даже нескольких партиях, принести победу, но многомерная современность вносит свои коррективы в подходы и правила игры. Сеанс одновременной игры с индивидуальными правилами для каждой «доски» стал повседневной реальностью. Качественная реакция на асимметричность вызовов и угроз, которые подкреплены прогрессивными инновационными стратегиями и технологиями оппонентов, требует от России необычайной пластичности мышления…

Илья Тихонов,
Внешняя политика – это один из видов социальной деятельности, направленный на сохранение или изменение миропорядка (М.А. Хрусталев).
Как следует из данного определения, внешняя политика является целенаправленной, то есть представляет собой совокупность действий, ориентированных на достижение определенной задачи. Она формируется и определяется на основе трех факторов: ресурсы, интересы и цели…

Евгений Тищенко,
Огненный дракон по наполеоновским заветам, уже просыпается. Давно набившие оскомину трюизмы, скажите Вы! Но почему Россия не обращала свой самозабвенный континентальный взор на Восток еще в 2002-2003 гг., когда это можно было сделать без лишних транзакционных издержек и стратегических уступок. Активизация поиска дипломатических смыслов в разрезе «инь-ян» видится весьма перспективным только с точки зрения прагматичной экономической составляющей. Ведь конкуренцию за страны ЦА еще никто не отменял, даже фридмановское состояние «плоского мира», когда география мстит и венским конгрессам и иным версальским встречам…

Даян Урманов,
Скорость изменения международной политической и экономической обстановок в современном мире достигла такого уровня, когда предсказывать будущие вызовы является делом не то, что неблагодарным, а больше близким к действиям участников передачи «Битва экстрасенсов» — «авось угадаю». Но, несмотря на это, можно выделить ряд глобальных императивов, от которых зависит возможность России закрепиться на международной арене в качестве самостоятельного и сильного игрока…

Иван Фокин,
Сама по себе постановка вопроса таким образом заключает в себе логическую ловушку для тех, кто ставит внешнюю политику как самоцель любой государственной деятельности.
По моему глубокому убеждению, всякая политика, которая осуществляется Российским Государством определяется двумя статьями основополагающего законодательного акта нашей страны - Конституции: статьей 2 и статьей 3…

Екатерина Фоминых,
Внешняя политика государства – это направление государства за ее пределами, целью которой является реализация национальных интересов.
Цели и средства внешней политики зависят от многих обстоятельств, например, социально-политического устройства государства, политического режима, формы правления, уровня политической культуры, геополитических условий, исторических особенностей и других факторов…

Ольга Харина,
В условиях, когда на повестке дня стоят вопросы о продолжении или возобновлении «холодной войны», когда мир становится еще более хрупким в контексте информационного давления и действий негосударственных акторов международных отношений, становится крайне сложным анализировать и прогнозировать так быстро меняющуюся обстановку.
Однако проследить основные тенденции можно. Происходящие события в экономической сфере, переориентация политики России в сторону Востока и ее акцент на партнерстве с Китаем позволяют говорить о формировании новых вынужденных альянсов, которые преследуют свои стратегические и экономические интересы в Азии…

Ульяна Хойлова,
Прежде чем раскрыть тему настоящей работы, следует разобраться с тем, что представляет из себя явление и понятие «внешняя политика». Казалось бы, разбираться тут особо не в чем, поскольку на сегодняшний день оно уже настолько закрепилось в повседневной жизни мирового сообщества, что стало чем-то само собой разумеющимся…

Внешняя политика – это общий курс государства в международных делах. Она регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, которые реализуются различными способами и методами. Внешняя политика любого государства тесно взаимосвязана с его внутренней политикой и должна отражать характер государственного и общественного строя. В этом случае она сочетает национальные интересы и ценности с общечеловеческими интересами и ценностями особенно в вопросах безопасности, сотрудничества и укрепления мира, в решении глобальных международных проблем, возникающих на пути социального прогресса.

Формирование внешней политики происходит по мере вызревания объективных потребностей данного общества или государства вступить в определенные взаимоотношения с внешним миром, то есть с другими обществами или государствами. Поэтому она появляется позднее, чем внутренняя политика. Обычно начинается с простого интереса: а что у них есть такого, чего у нас нет? И когда этот интерес становится осознанным, то он превращается уже в политику – в конкретные действия по его реализации.

Существует множество теорий внешней политики, которые по-разному объясняют ее основные цели и задачи, сущность и функции. Но есть и общая теория, на базе которой разрабатываются наиболее эффективные средства и методы достижения поставленных целей, осуществляется планирование и координация различных внешнеполитических мероприятий и акций.

В свою очередь планирование внешней политики означает перспективную разработку конкретных действий на международной арене, и оно состоит из нескольких стадий. Во-первых , составляется прогноз вероятного развития системы международных отношений в целом или в отдельных регионах, а также отношений между данным государством и другими государствами. Такой прогноз является одним из самых сложных видов политического прогнозирования и он дается на основе анализа тенденций возможного изменения тех или иных элементов системы международных отношений. Это позволяет произвести достаточно точную оценку вероятностных последствий планируемых внешнеполитических действий. Во-вторых , определяются размеры ресурсов и средств, которые потребуются для решения выдвинутых внешнеполитических задач. В-третьих , устанавливаются первоочередные цели внешней политики данного государства по различным направлениям, исходя прежде всего из его экономических и политических интересов. В-четвертых , разрабатывается комплексная программа всех внешнеполитических мероприятий, которая обязательно утверждается правительством страны.

Из конкретных теорий внешней политики наиболее известной считается теория американского политолога Г. Моргентау. Он определяет внешнюю политику прежде всего как политику силы, в которой национальные интересы возвышаются над любыми международными нормами, принципами и поэтому сила (военная, экономическая, финансовая) превращается в основное средство достижения поставленных целей. Отсюда вытекает и его формула: «Цели внешней политики должны определяться в духе национальных интересов и поддерживаться силой».

Приоритет национальных интересов служит двум задачам:

1. Придает внешней политике общую ориентацию;

2. Становится критерием выбора в конкретных ситуациях.

Таким образом, национальные интересы определяют как долговременные, стратегические цели, так и краткосрочные, тактические действия. Для оправдания использования силы Г. Моргентау вводит в оборот термин «баланс сил», который известен еще с эпохи Возрождения. Под этим термином он подразумевает, во-первых, политику, направленную на определенную расстановку военной силы, во-вторых, описание любого действительного состояния сил в мировой политике, в-третьих, относительно равное распределение силы на международном уровне. Однако при таком подходе, когда руководствуются только собственными национальными интересами, взаимовыгодное сотрудничество может отойти на второй план, так как предпочтение отдается только конкуренции и борьбе. В конечном счете, это та же древняя максима: хочешь мира – готовься к войне.

В конце ХХ века война не должна быть инструментом внешней политики, иначе нельзя гарантировать суверенное равенство всех государств, самоопределение народов в выборе пути развития, недопустимости захвата чужих территорий, установление справедливых и взаимовыгодных экономических и хозяйственных связей и т.п.

Современная мировая практика знает три основных способа обеспечения международной безопасности:

1. Сдерживание возможной агрессии при помощи различных форм давления (экономических, политических, психологических и др.);

2. Наказание агрессора путем применения против него конкретных практических действий;

3. Политический процесс как способ достижения мирных целей без силового решения (переговоры, совещания, встречи на высшем уровне и т.п.).

Среди основных целей внешней политики следует выделить, во-первых, обеспечение безопасности данного государства, во-вторых, стремление к увеличению материального, политического, военного, интеллектуального и др. потенциала страны и, в-третьих, рост ее престижа в международных отношениях. Реализация этих целей обусловливается определенным этапом развития международных отношений и конкретной ситуацией в мире. При этом деятельность государства во внешней политике должна учитывать цели, интересы и деятельность других государств, иначе она окажется неэффективной и может стать тормозом на пути социального прогресса.

К важнейшим функциям внешней политики государства относятся:

1. Оборонительная, противодействующая любым проявлениям реваншизма, милитаризма, агрессии со стороны других стран;

2. Представительно-информационная, имеющая двойное назначение: информирование своего правительства о положении и событиях в той или иной стране и информирование руководства других стран о политике своего государства;

3. Торгово-организаторская, направленная на установление, развитие и укрепление торгово-экономических и научно-технических связей с различными государствами.

Главным средством внешней политики является дипломатия. Этот термин греческого происхождения: диплома – сдвоенные дощечки с нанесенными на них письменами, которые выдавались посланцам вместо ныне действующих верительных грамот, подтверждающих их полномочия. Дипломатия – это совокупность невоенных практических мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и поставленных задач. Работники дипломатической службы, как правило, готовятся в специальных высших учебных заведениях, в частности, в России – это Московский государственный институт международных отношений и Дипломатическая академия. Дипломат – это должностное лицо государства, которое представляет его интересы за рубежом в посольствах или миссиях, на международных конференциях по внешней политике, по защите прав человека, имущества и граждан своего государства, временно находящихся за границей. Поэтому дипломат должен обладать искусством ведения переговоров с целью предотвращения или урегулирования международных конфликтов, поиска консенсуса (согласия), компромиссов и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления взаимовыгодного сотрудничества по всем направлениям.

К наиболее распространенным дипломатическим методам относятся официальные визиты и переговоры на высшем и высоком уровне, конгрессы, конференции, совещания и встречи, консультации и обмен мнениями, подготовка и заключение двусторонних и многосторонних договоров и других дипломатических документов, участие в работе международных и межправительственных организаций и их органов, дипломатическая переписка, публикации документов и т.п., периодические беседы государственных деятелей во время приемов в посольствах и миссиях.

Внешняя политика имеет свой собственный конституционно-правовой механизм организации, главными определяющими которого являются обязательства данного государства, закрепленные в нормах международного права, созданного на основе взаимных уступок и компромиссов.

Одним из важнейших принципов международного права и отношений между государствами стала их территориальная целостность. Это означает недопустимость каких-либо посягательств на территорию другого государства или насильственных мер, направленных против неприкосновенности его территории. Такой принцип основывается на правиле взаимного уважения территориальной целостности государств, тесно связан с их обязанностью воздерживаться от применения или угрозы применения силы, с правом любого государства на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения извне. Это закреплено в Уставе Организации Объединенных Наций и в многочисленных межгосударственных соглашениях. В соответствии с Декларацией ООН от 1960 г. о предоставлении независимости колониальным странам и народам каждый народ имеет неотъемлемое право на полную свободу осуществления своего суверенитета и целостность национальной территории. Поэтому любое насильственное удержание чужой территории или угроза захвата ее представляет собой либо аннексию, либо агрессию. И сегодня стало очевидным, что безопасность каждого народа неотделима от безопасности всего человечества. Таким образом, возникает проблема всестороннего осмысления нового построения мира и перспектив его развития.

В политологии обычно используются два понятия: «мировой порядок» и «международный порядок». Они не идентичны. Первое охватывает более широкую сферу, так как характеризует не только внешние, но и внутриполитические отношения государств. Иначе говоря, это понятие помогает разрешить противоречия, возникающие в процессе функционирования международной системы, помогает упорядочить взаимодействие и взаимовлияние совершающихся в мире политических процессов. Второе понятие – «международный порядок» является основой мирового порядка, потому что оно требует интернационализации международных связей на базе укрепления мира и безопасности, на базе прогрессивного развития международного правопорядка, обеспечивающего суверенное равенство всех государств, больших и малых, самоопределения народов в выборе пути развития, установление справедливых экономических и хозяйственных отношений и т.д.

Общий курс, регулирующий отношения одного государства с другими, называется международной (внешней) политикой. Способы и методы, реализующиеся в международных делах, соответствуют принципам и целям, которые это государство преследует. Внешняя политика тесно связана с внутренней и отражает характер общественного и государственного строя. В ней сочетаются национальные ценности и интересы с общечеловеческими, решаются вопросы сотрудничества, безопасности, укрепления мира, разбираются международные проблемы, иначе невозможен социальный прогресс.

Понятие

Общий курс внешней политики никак не может быть выработан без становления политики внутренней, до созревания потребностей общества. Когда объективные потребности сложатся и будут ясно определены цели, сформируется внешняя политика как необходимость вступить во взаимоотношения с остальным миром, другими обществами, народами, государствами. Здесь важен обыкновенный человеческий интерес: что есть у соседей такого, чего нет у нас?

По мере осознания он превращается в стратегию, то есть в конкретные действия по реализации интереса. Теорий внешняя политика имеет множество, все они по-разному трактуют её задачи и цели, функции и сущность. Однако общая теория составляет базу для самых эффективных методов и средств достижения политических целей, с её помощью планируются и координируются различные внешнеполитические акции и мероприятия.

Международная политика

Большую роль играет план разработки на перспективу всех конкретных действий, которые будут предприняты на международной арене. Внешняя политика государства должна быть продуманной до мелочей, потому планирование включает в себя несколько стадий. Сначала составляются прогнозы вероятного развития международных отношений данной страны с другими государствами и отдельными регионами. Это один из самых сложных видов политического прогнозирования, где непременно анализируются все тенденции возможных изменений элементов всей системы отношений между странами.

Планируемые внешнеполитические действия получают достаточно точную оценку своих последствий. Затем нужно определить размеры средств и ресурсов, которых данные задачи внешней политики потребуют для полного решения. И напоследок необходимо установить главные цели экономических и политических интересов государства по всем направлениям. После прохождения этих этапов можно разрабатывать комплексную программу внешнеполитических мероприятий, которые и имеют название международная политика. Все мероприятия должны быть утверждены правительством данной страны.

Теория Моргенау

Конкретные теории, в которых рассматривается внешняя политика, кратко обрисовывают труды политолога из Америки Г. Моргенау. Он определил главным свойством внешней политики прежде всего силу, где национальные интересы гораздо выше любых международных норм и принципов. Поэтому любая сила - финансовая, экономическая, военная - служит основным средством достижения любых поставленных целей.

Отсюда появляется и выведенная им формула: цели внешняя политика определяет в рамках национальных интересов и поддерживает их силой. Звучит знакомо. Вся современная внешняя политика США (особенно на Ближнем Востоке и в Северной Африке) построена на этом постулате. Немного другим смыслом наполнена максима, также знакомая людям очень давно: хочешь мира - готовься к войне. И вот по этой формуле строится внешняя политика России.

Приоритеты

Задачами национальных интересов обозначены следующие:

  1. Общая ориентация цели внешней политики.
  2. Критерий выбора в конкретной ситуации.

Значит, национальный интерес определяет всё: и долговременную стратегию, и направления внешней политики на тактические краткосрочные цели. Оправданием использования силы служит термин известный со времён Возрождения как баланс сил.

Под этим подразумевается расстановка военной силы, действительное состояние сил в мировой политике, более или менее равное распределение сил на международном уровне - это всё задачи внешней политики. При таком подходе, надо сказать, взаимовыгодному сотрудничеству развиваться довольно трудно, поскольку здесь целиком и полностью царствует конкуренция, а к её услугам присягнула только борьба, в том числе и политическая.

Война как средство

В современном мире война никак не должна была быть главным инструментом внешней политики, но, к сожалению, пока она таким средством достижения целей является. Именно поэтому ни одна страна не может гарантировать равенство государств, недопустимость захвата чужих территорий, самоопределение народов относительно выбора пути развития, установление взаимовыгодных и справедливых хозяйственных и экономических связей. Направления внешней политики, проявляющиеся сейчас в мировых международных отношениях, не могут гарантировать безоблачность завтрашнего дня ни в одной стране мира.

Международная безопасность может быть обеспечена только тремя известными мировой практике способами:

  1. Сдерживание прогнозируемой агрессии путём давления: психологического, политического, экономического и любой другой формы.
  2. Наказание агрессора конкретными практическими действиями.
  3. Достижение мирных целей с помощью политического процесса без силовых решений: переговорами, совещаниями, встречами на высшем уровне и так далее.

Цели и функции

Основными целями внешняя политика называет как минимум три:

  1. Обеспечение государственной безопасности.
  2. Увеличение потенциала политического, материального, интеллектуального, военного и так далее.
  3. Рост престижа государства в международных отношениях.

Реализовать цели внешней политики можно, развивая международные отношения с учётом конкретной ситуации в мире. Деятельность государства не может не учитывать деятельность, интересы и цели других государств, поскольку тогда внешняя политика не станет эффективной, напротив, затормозит социальный прогресс.

Внешняя политика должна быть действенной. Функции её включают в себя следующие:

  1. Оборонительная функция, которая противодействует любым проявлениям милитаризма, реваншизма, агрессии со стороны остальных государств.
  2. Представительно-информационная функция имеет двойное назначение: информирование о политике своего государства руководителей других стран и информирование о событиях и положении в других странах собственного правительства.
  3. Торгово-организационная устанавливает, развивает и укрепляет научно-техничесике и торгово-экономические связи с другими государствами.

Дипломатия как средство

Этот внешнеполитический термин пришёл к нам из античности. Сдвоенные дощечки с письменами древние греки выдавали посланцам вместо современных верительных грамот, подтверждающий полномочия. Они назывались дипломами.

Дипломатия является одним из главнейших средств внешнеполитических отношений. Она представляет собой совокупность практических мероприятий невоенного плана, приёмы и методы, которые применяются, согласно поставленным задачам, и учитывают конкретные условия. Дипломатическую службу несут специалисты, обучавшиеся в специальных вузах. Внешняя политика России, например, устанавливается выпускниками Дипломатической академии и МГИМО.

Дипломат - государственное должностное лицо, представляющее интересы своей страны за рубежом в миссиях или посольствах, а также на внешнеполитических международных конференциях, защищая права людей, их имущества, то есть всех граждан своего государства, находящихся за границей. Здесь необходимо знать искусство ведения переговоров, чтобы предотвратить или урегулировать международный конфликт, найти согласие (консенсус), компромисс или взаимоприемлемое решение, чтобы расширять и углублять взаимовыгодное сотрудничество по всем направлениям.

СССР

Деятельность, которую проводил Народный комиссариат иностранных дел, а позже министерство (то есть внешняя политика СССР), основывалась на красивую идею мировой революции, затем просто мирное сосуществование. Государство сразу поставило себе множество задач:

  1. Подписание мирных договоров (Германия и другие страны).
  2. Московский договор 1921 года.
  3. Рапалльский договор 1922 года.

Эти договорённости стали прорывом из дипломатически изолированного пространства, к тому же завершили войну с уже независимыми соседями на западе: Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, сохранился только спор с Румынией из-за Бессарабии.

Далее дипломатические отношения были восстановлены с Великобританией в 1924 году, а в 1923-м создана концессия с Главным концессионным комитетом. Последовал ряд договоров, в том числе Пекинский и Берлинский, создан Коминтерн, в 1932-м пакты о ненападении с Польшей и Францией, в 1933-м созданы дипломатические отношения с Соединёнными Штатами Америки. В 1934-м внешняя политика СССР была направлена на вступление в Лигу Наций. В 1940 состоялась советско-финская война, и с Лигой Наций пришлось проститься. История внешней политики СССР богата материалами и чрезвычайно интересна.

Перестройка

С её началом во внешней и внутренней политике СССР начали происходить огромные и зачастую необратимые изменения. В основу внешней политики легла концепция философско-политическая, крайне выгодная странам Западной Европы и США. Новое политическое мышление отказывалось от классовой и идеологической конфронтации в построении многообразного, но взаимозависимого и целостного мира. Из Восточной Европы советские войска были выведены. Видимо, для того, чтобы там сразу же были обустроены американские базы. То же самое произошло и с Афганистаном. Война прекращена, войска покинули территорию страны и собственные базы. Немедленно в тех же местах появились американские.

Но, как это ни странно, стержнем советской внешней политики времён Горбачёва были советско-американские отношения: М. С. Горбачёв и Р. Рейган с ДЖ. Бушем очень полюбили друг друга. Подписание договора о ликвидации ракет меньшей и средней дальности в 1987-м - это не самое значительное событие, апофеозом стало соглашение о сокращении стратегических наступательных вооружений, причём значительных. А как интересно разграничили морские пространства Соглашением 1990 года между США и СССР! Немудрено, что в результате такой внешней политики СССР перестал существовать.

Современность

Роль России в международном политическом процессе при формировании новой государственности получилась, естественно, проблемной, если учесть взаимозависимость основных субъектов политического процесса, которым удалось расчленить сильнейшую страну и сразу же её разорить, разрушив все производственные наработки. Мировой исторический процесс значительнейшим образом ускорился в связи с распадом СССР и началом формирования СНГ на бывших его территориях. Сменились цели внешней политики, изменились приоритеты и ориентиры. Россия стала вести себя во внешней политике и в мировом сообществе совершенно иначе.

Приоритетными стали и заняли центральное место отношения вовсе не с США и Японией, Англией и Францией, а с Германией. Непримиримые противники Второй мировой войны, которая принесла огромное количество горя и разрушений обеим сторонам, вдруг установили взаимовыгодные связи в научно-технической, экономической и, как это ни странно, в военной сферах. Угроза развязывания войны против России и теперь не потеряла актуальности. Это обусловило определение краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных интересов безопасности РФ.

Безопасность

Долгосрочные интересы безопасности:

  1. Проведение внешней политики, способствующей сохранению стабильности в мире, без локальных или межрегиональных конфликтов.
  2. Предотвратить или ликвидировать любые очаги напряжённости неподалёку от территории России.
  3. Установить и сохранять нормальные отношения со всеми государствами, даже если в них царит политический режим или общественный строй нежелательной формы.
  4. Укреплять и развивать миротворческие возможности РФ по линии ООН и многих международных организаций, чтобы быстро политически урегулировать конфликты, угрожающие вооружёнными столкновениями.
  5. Восстановить в полной мере международный престиж РФ как правопреемника СССР, который был признан мировым сообществом.

Среднесрочные интересы безопасности предполагают нормализацию и стабилизацию обстановки Ближнего зарубежья. Единое экономическое пространство требует пересмотра вопросов о границах и между странами СНГ, и по периметру бывшего СССР. Иначе страны будут захлёстывать экономические диверсии, вырастет преступность, коррупция и так далее.

Краткосрочные интересы - решение вопросов относительно террористических группировок на Кавказе, недопущение локальных войн вдоль юго-западных границ, где поднял голову нацизм. Необходимо противостоять конфликтам, основанным на клановой, националистической или религиозной почве. Для этого внешняя политика России координируется со странами СНГ в общую, а также конкретизируются действия, обеспечивающие взаимную безопасность.