Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Принцип территориальной целостности государств признание. Основные принципы международного права. Принцип неприменения силы или угрозы силой

Принцип территориальной целостности государств закреплен в н. 4 ст. 2 Устава ООП. Согласно этому принципу государства должны уважать территориальную целостность друг друга и воздерживаться от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН.

Государства обязаны также воздерживаться от превращения территории друг друга в объект оккупации или мер применения силы в нарушение МП. Никакая оккупация или приобретение территории таким образом не признаются законными.

Строя свои отношения как дружественные, государства должны воздерживаться от военной, политической, экономической или любой другой формы давления, включая блокаду, а также поддержки и использования сепаратизма против территориальной целостности и неприкосновенности, а также политической независимости.

Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер иного характера для принуждения другого государства подчинить осуществление его суверенных прав или для получения от него каких бы то ни было преимуществ. Все государства должны также воздерживаться от того, чтобы организовывать, помогать, создавать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также от вмешательства во внутреннюю борьбу в другом государстве. Строгое соблюдение этих обязательств является существенно важным условием для обеспечения мирного сосуществования наций, поскольку практика вмешательства в какой бы то ни было форме не только представляет нарушение духа и буквы Устава ООП, но также ведет к созданию ситуаций, угрожающих международному миру и безопасности.

Как подчеркивается в Заключительном акте СБСЕ, государства должны уважать территориальную целостность друг друга. Они должны воздерживаться от любой попытки нарушить эти границы. Государства-члены будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или другого прямого или косвенного применения силы в нарушение МП или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной.

В настоящее время имеется противоречие между принципом территориальной целостности государств и правом пародов па самоопределение.

В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава.

Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного пародом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение.

Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится выше, их права на самоопределение, свободу и независимость. В своих мерах против таких насильственных действий и в оказании им сопротивления эти народы, в порядке осуществления своего права на самоопределение, вправе добиваться поддержки и получать ее в соответствии с целями и принципами Устава.

Каждое государство обязано содействовать осуществлению самоопределения пародов в соответствии с положениями Устава и оказывать помощь ООП в выполнении обязанностей, возложенных на нее Уставом, в отношении осуществления данного принципа, с тем чтобы:

  • а) способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами и
  • б) положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также имея в виду, что подчинение народов иностранном}" игу, господству и эксплуатации является нарушением настоящего принципа, равно как и отрицанием основных прав человека, и противоречит Уставу ООН.

Территория колонии или другой несамоуправляющейся территории имеет, по Уставу, статус, отдельный и отличный от статуса территории государства, управляющего ею, такой отдельный и отличный, согласно Уставу, статус существует до тех пор, пока народ данной колонии или несамоуправляющейся территории не осуществит своего права на самоопределение в соответствии с Уставом, и в особенности в соответствии с его целями и принципами.

Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны. В то же время мы наблюдаем применение "двойных стандартов" в отношении права на самоопределение. Как замечает Н. Б. Пастухова, "распад СССР и превращение бывших союзных республик в новых субъектов международного нрава были проведены так, что пароды, тяготеющие к России, были намеренно лишены права выбора. То же испытала на себе Югославия. Для поспешного признания расчленения Югославии, впрочем, как и распада Советского Союза (государств - основателей ООН и участников Хельсинкского Акта), были применены положения "о праве наций на самоопределение" и "о мирном изменении границ". Но территории Украины, Грузии, Молдавии, Боснии и Герцеговины, Хорватии объявлены не подлежащими изменению. Их границы, до этого внутренние административные, были провозглашены международными и неприкосновенными на основе того же Акта (был использован принцип нерушимости границ)". Яркой иллюстрацией этого принципа служит позиция западных государств в отношении Абхазии и Южной Осетии.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ГОСУДАРСТВ И ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ

Н.В. Остроухов

Кафедра международного права Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье анализируется принцип территориальной целостности государств как один из принципов современного международного права и раскрывается его теоретико-правоые и международно-правовые основы.

Ключевые слова: территориальная целостность, государство, международное право, международно-правовые принципы.

Территориальная целостность государства являются неотъемлемым элементом его суверенитета и достигается путем принятия на международном и внутригосударственном уровнях комплекса политических, правовых, организационных, дипломатических, военных, специальных и иных мер. Важное место среди этих мер отводится международно-правовым мерам, регулирующим деятельность государств и иных субъектов международного права в этой сфере.

Принцип территориальной целостности успешно вписался в систему основных принципов международного права . Исходя из того, что данная система охватывает принципы, в соответствии с которыми ООН организует свою деятельность, то можно предположить, что цель системы совпадает с целью этой организации - поддержание международного мира и безопасности и развитие дружественных отношений и сотрудничества между государствами.

Впервые юридически обозначенный на универсальном уровне в Уставе ООН 1945 г. и отразивший наиболее важное свойство любого государства международно-правовой принцип территориальной целостности получил дальнейшее развитие в ряде международных договоров, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1945 г., Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., а также закрепление во многих других международных документах. Международное право стоит на страже принципа территориальной целостности государств, не поощряет сепаратизм и иные посягательства на данный принцип.

Однако в российской юридической практике название этого принципа окончательно не установилось: можно встретить упоминание как о территори-

альной целостности, так и о территориальной неприкосновенности. Подобная ситуация возникла из-за несоответствий между формулировками принципа неприменения силы и угрозы силой (воздержания от применения силы и угрозой силой) в русском и английском текстах Устава ООН. В русском варианте говорится о «территориальной неприкосновенности», в английском - о «территориальной целостности» («territorial integrity»).

В то же время понятие территориальной целостности неоднократно встречается как в самом Уставе ООН, так и в Декларации о принципах международного права 1970 г. (далее - Декларация), ее Преамбуле, других ее положениях, например, связанных с принципом равноправия и самоопределения народов.

В международном праве принцип территориальной целостности государств, к сожалению, не раскрывается. В доктрине международного права в его содержание также нередко вкладывается разный смысл, нечетко определено соотношение данного принципа с другими принципами международного права, в частности с принципом нерушимости государственных границ, принципом равноправия и самоопределения народов. Указанное нередко приводит к различной оценке происходящих в мире событий.

В Уставе ООН и Декларации принцип территориальной целостности не выделен в качестве самостоятельного принципа международного права, хотя об этом нередко отмечается в доктрине международного права, но, несомненно, является общепризнанным, основным принципом международного права, нормой jus cogens и является одним из цементирующих начал международного права и мироустройства . Заметим, что, по нашему мнению, правильнее говорить о принципе «соблюдения или уважения территориальной целостности государства» как об основном принципе международного права, тесно связанном с другими принципами международного права.

Так, в преамбуле Декларации о принципах международного права 1970 г. заявлено, чтобы все государства воздерживались в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности (территориальной целостности - Н.О.) или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН (принцип неприменения силы или угрозы силой).

Любая попытка, направленная на частичное или полное нарушение территориальной целостности государства, несовместима с целями и принципами Устава ООН. В Декларации напоминается об обязанности государств воздерживаться в своих международных отношениях от военной, политической, экономической или какой-либо другой формы давления, направленного против территориальной целостности любого государства.

По сути, это запрет силовых или несиловых действий, их попыток или угрозы таких действий против территориальной целостности государства. Причем здесь говорится о внешней форме воздействия на государства. Такое давление может осуществлять военным, политическим, экономическим и иным путем, направленным на полное или частичное расчленение государства. В частности, действия против территориальной целостности могут выражаться в форме аг-

рессии. Агрессивная война является преступлением против мира, которое влечет ответственность по международному праву. Государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн.

Любое нарушение территориальной целостности не может быть признано правомерным изначально. Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава ООН. Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными.

Угроза силой или ее применение никогда не должны применяться в качестве средств урегулирования международных вопросов, это противоречит принципу мирного урегулирования международных споров, согласно которому государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость.

Нередко именно территориальные споры приводят к нарушению территориальной целостности государства. Использование мирных средств нередко направлено на справедливое разрешение таких споров . Но даже при положительном исходе данного процесса прежняя территориальная конфигурация спорящих государств может быть изменена, на основе обоюдного согласия относительно изменения своих территорий и изменения совместной государственной границы.

В Декларации прямо не указано на взаимосвязь принципа территориальной целостности и принципа сотрудничества, который обеспечивается через обязанность государств сотрудничать с целью поддержания международного мира и безопасности, осуществлять свои международные отношения в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства. Государства - члены ООН обязаны в сотрудничестве с ООН принимать совместные и индивидуальные меры, предусмотренные соответствующими положениями Устава, что предусматривает в том числе отражение агрессии, направленной против территориальной целостности государств, установления справедливых государственных границ.

Нельзя не указать на взаимосвязь принципа, касающегося обязанности в соответствии с Уставом ООН не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства (принципа невмешательства) с принципом территориальной целостности. Ни одно государство или группа государств не имеют права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.

Нарушение территориальной целостности может быть осуществлено и без применения вооруженной силы против государства, а именно путем оказания влияния на внутреннюю жизнь государства или содействия негативным процессам, происходящим в государствах, например, вооруженным конфликтам немеждународного характера, обострению национальных противоречий в государстве, религиозной розни.

Нередко государства тайно или открыто поддерживают те или иные силы, находящиеся на территории своего или другого государства, направленные на расчленение территории иностранного государства. Каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства. Это касается и организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или от потворствования организационной деятельности в пределах собственной территории, направленной на совершение таких актов, в том случае, когда акты, упоминаемые здесь, связаны с угрозой силой или ее применением.

Ни одно государство не должно также организовывать, помогать, разжигать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве. Применение силы для лишения народов формы их национального существования является нарушением их неотъемлемых прав и принципа невмешательства.

Принцип суверенного равенства государств непосредственно связан с принципом территориальной целостности. Все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. В частности, понятие суверенного равенства включает такие элементы, как обязанность каждого государства уважать правосубъектность других государств, выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами. Территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны.

Принцип добросовестного выполнения государствами международных обязательств является основополагающим, цементирующим принципом международного права и направлен в том числе на обеспечение обязательств государств по соблюдению территориальной целостности друг друга и недопущению ее нарушения третьими государствами .

Исторически сложилось, что самоопределение народов довольно часто становится причиной нарушения территориальной целостности государств, их распада. Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, как

определила Декларация, являются способами осуществления этим народом права на самоопределение. Таким образом, в этом документе уточнен перечень способов, в рамках которых тот или иной народ может самоопределиться. Это связано с теми или иными территориальными изменениями или с самоопределением в форме образования автономии.

Декларация выделила связь принципа равноправия и самоопределения народов с принципом территориальной целостности.

Данный принцип нашел правовое закрепление на универсальном уровне в Уставе ООН и тем самым был признан в качестве общепризнанного принципа международного права. В силу этого все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН. Другие государства обязаны содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом ООН, в том числе праву народов на самоопределение, которое относится к числу коллективных прав и свобод человека.

Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и самостоятельных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов в соответствии с положениями Устава ООН и оказывать помощь этой международной организации в выполнении обязанностей, возложенных на нее Уставом в отношении осуществления данного принципа. Кроме того, каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится выше, в конкретизации настоящего принципа, их права на самоопределение, свободу и независимость.

В Декларации заложено, на первый взгляд, противоречие между суверенным правом государства в отношении своей территории обеспечивать свою территориальную целостность и правом народов на самоопределение, реализация которого может привести к территориальной дезинтеграции.

Однако в соответствии с этим документом принцип равноправия и самоопределения народов не должен толковаться как санкционирующий или поощряющий любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением этого принципа, имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи.

Таким образом, принципы Устава ООН являются взаимосвязанными, представляют систему и каждый принцип, как отмечено в Декларации, должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

Все государства должны руководствоваться этими принципами в своей международной деятельности и развивать свои взаимоотношения на основе их строгого соблюдения . В то же время следует заметить, что Устав ООН и Декларация дали ограниченный перечень основных принципов международного права. Доктрина международного права не ограничивается этим перечнем и

причисляет к их числу принцип уважения основных прав и свобод человека, принцип нерушимости и неприкосновенности государственных границ, которые также связаны с принципом территориальной целостности. Так, принцип нерушимости границ государств (принцип запрета неправомерного изменения государственных границ) - общепризнанный, основной принцип международного права, норма jus cogens. Он является производным, прежде всего, от принципа неприменения (воздержания от применения) силы или угрозой силой, других взаимосвязанных с ним основных принципов международного права, в том числе принципа территориальной целостности.

В свою очередь принцип неприкосновенности государственных границ (принцип соблюдения прохождения государственной границы на местности и ее режима) - общепризнанный принцип международного права. Он является производным, прежде всего, от принципа неприменения силы или угрозой силой, суверенного равенства государств, других взаимосвязанных с ним основных принципов международного права, а также принципа территориальной неприкосновенности государств (принципа запрета применения силы против территории иностранного государства).

Последний указанный принцип также является общепризнанным принципом международного права, нормой jus cogens. Он является производным от принципа неприменения (воздержания от применения) силы или угрозы силой, принципа территориальной целостности, других взаимосвязанных с ним основных принципов международного права.

Обеспечение территориальной целостности государств является одной из актуальных проблем современности .

История свидетельствует о многочисленных случаях распада государств на составные части, попытках отделения от государств части их территории.

Вместе с тем можно с уверенностью утверждать, что в мире сложилась система обеспечения территориальной целостности государств, хотя пока еще недостаточно эффективная, но находящаяся в постоянном развитии. При этом основной целью этой системы является защита жизненно важных интересов государств от угроз их территориальной целостности. К частным целям, то есть к целям второго порядка, можно отнести такие цели, как ослабление влияния, а если возможно и ликвидацию причин и условий, способствующих возникновению, действию данных угроз, их нейтрализацию и ликвидацию последствий.

Указанные цели предопределяет ту роль, которую играет система обеспечения территориальной целостности в функционировании систем обеспечения безопасности конкретных государств, в том числе Российской Федерации. Кроме того, данные цели являются составляющими целей систем более высокого уровня, лежащих в сфере обеспечения международной безопасности и поддержания международного правопорядка. Это свидетельствует о том, что система обеспечения территориальной целостности государств может рассматриваться как неотъемлемый компонент таких глобальных систем.

Направления международного сотрудничества по обеспечению территориальной целостности должны соответствовать характеру угроз. Прежде всего,

должен учитываться их внутренний и внешний характер. Это обусловлено тем, что на территориальную целостность влияют как внутренние, так и внешние факторы. К их пониманию можно подходить как с межгосударственных, так и внутригосударственных позиций, сложившихся доктрин.

Особый интерес представляет международный подход.

Воздействия извне на государство нередко приводят к тем или иным территориальным изменениям. Хотя и внутригосударственные процессы, не связанные с внешним воздействием, также могут привести к нарушению территориальной целостности государств.

По нашему мнению, наибольшего внимания заслуживают такие актуальные вопросы международного сотрудничества, являющиеся важнейшими компонентами системы обеспечения территориальной целостности государств, как:

Международно-правовое оформление государственной границы сопредельных государств как залог надежного закрепления с помощью международных средств линии прохождения государственной границы;

Изменение в соответствии с международным правом прохождения государственных границ;

Международно-правовое противодействие сепаратизму как одному из основных источников разрушения территориальной целостности государств;

Международное сотрудничество в сфере охраны государственной границы, позволяющее координировать совместную деятельность государств;

Обеспечение территориальной целостности государств в рамках функционирования системы международной безопасности, направленное на предупреждение, пресечение и нейтрализацию внешних угроз .

Вопрос о границах имеет большое значение для каждого государства. На границах сосредоточен спектр интересов государств, многие из которых являются жизненно важными и составляют основу национальной безопасности каждого из них. Установление справедливых и прочных государственных границ, их надлежащее оформление является важным фактором обеспечения международной безопасности, развития дружественных отношений государств.

При этом четкость определения государственной границы в договоре сопредельных государств и установления ее на местности способствует реализации на практике таких основополагающих принципов современного международного права как территориальная целостность государств и неприкосновенность государственных границ. От этого во многом зависит сохранение и упрочение международного мира и безопасности, поскольку территориальные споры, притязания одного государства на территорию другого очень часто приводили к конфликтам, вооруженным столкновениям и к войнам между ними.

Если же для территориальных претензий действительно имеются основания, то любое изменение принадлежности государственной территории возможно только мирным путем, на основе соглашения заинтересованных государств, с помощью которого могут быть установлены и юридически оформлены новые государственные границы. Установление справедливой государственной границы имеет большое значение для нормализации отношений между сопре-

дельными государствами, особенно в тех случаях, когда между ними в прошлом существовали разногласия по вопросам прохождения границы.

Любое изменение территории государства, его новых политико-правовых очертаний, за исключением случаев отторжения части территории государства, совершившего акт агрессии (при этом согласие такого государства не требуется - Н.О.), должно осуществляться на основе добровольного соглашения сопредельных государств, принципа равноправия и самоопределения народов, населяющих соответствующую территорию, с учетом иных правомерных интересов государств. Новые границы должны получить закрепление в договоре сопредельных государств или в международном обычае.

Нечеткое определение прохождения государственной границы, разные подходы к ее установлению, обусловленные историческими, экономическими и иными интересами государств, отсутствие четких договоров о прохождении границы, неясности их формулировок и даже ошибки в документах о делимитации границы, неточная демаркация границы могут привести к территориальным спорам. Такие споры являются весьма важной проблемой и снижают уровень безопасности государства, его жизненно важных интересов, одним из элементов которого является обеспечение территориальной целостности государства.

Угрозу территориальной целостности государств создает сепаратизм, опасность которого всегда сопутствовало человечеству, а отдельные признаки которого как противоправного явления нашли отражение в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, утвердившей Декларацию о принципах международного права 1970 г. Примечательно, что первым международным договором, в котором нашло определение сепаратизма, закреплен его состав, стала Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г., являющаяся, как известно, региональным международным договором.

Мировое сообщество может и должно предпринять реальные шаги по противодействию сепаратизму, а именно - нейтрализации причин и условий, способствующих зарождению сепаратизма, локализации его развития в государствах, борьбе с сепаратизмом, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений сепаратизма. Вопрос противодействия сепаратизму стал находиться в поле зрения международных межправительственных организаций.

Основной целью международного сотрудничества в противодействии сепаратизму должно стать обеспечение защиты территориальной целостности государств от угроз сепаратизма. Основными задачами - выработка общих подходов государств к противодействию сепаратизму; совершенствование правовых основ сотрудничества, а также развитие и гармонизация законодательств государств в данной области; выявление и устранение причин и условий, способствующих сепаратизму; его предупреждение и пресечение; противодействие финансированию сепаратизма в любых формах; повышение эффективности взаимодействия компетентных органов государств по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию сепаратизма, выявлению и пресечению деятельности организаций и лиц, причастных к ней; создание в мире атмосферы полного неприятия сепаратизма.

Наряду с режимными мерами на совместных границах государства принимают меры по их совместной охране, которая осуществляется органами пограничных ведомств сопредельных государств.

Сопредельные государства в интересах обеспечения своей безопасности, как правило, заключают двусторонние и многосторонние международные договоры по системе взаимосвязанных вопросов, связанных с охраной общей государственной границы. Договоры о сотрудничестве по пограничным вопросам обеспечивают своевременный и согласованный обмен информацией, в том числе о лицах, в отношении которых в соответствии с национальным законодательством имеются ограничения на въезд на территории этих государств или на выезд за их пределы, в том числе лиц, участвующих в сепаратисткой деятельности.

Стороны согласовывают совместную пограничную политику, разрабатывают и реализуют совместные программы по пограничным вопросам, реализуют долгосрочную стратегию взаимовыгодного пограничного сотрудничества. Основными мероприятиями в данной сфере, как правило, являются; унификация законодательной и нормативно-правовой базы государств-участников в области пограничной политики; формирование унифицированной системы пограничного и таможенного контроля на границах; унификация подходов к заключению международных договоров с третьими странами по пограничным вопросам; интеграция управления и оптимизация взаимодействия государственных органов государств в области обеспечения безопасности на их границах. Имеет место практика оказания государствами взаимопомощи друг другу в охране границ с третьими государствами, в рамках соответствующих международных договоров. Международные организации также являются одним из важных инструментов обеспечения территориальной целостности государств посредством координации усилий по охране границ их членов.

В настоящее время военно-политическая обстановка в мире приобрела качественно новый характер, довольно сложный и противоречивый. Влияние на ее развитие оказывает большое количество внешних и внутренних факторов, находящихся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Существует значительное количество региональных межгосударственных и внутригосударственных проблем, обострение которых чревато перерастанием в международные вооруженные конфликты и локальные войны. Предпосылки для этого сохраняются в социальных, политических, экономических, территориальных, национально-этнических, религиозных и других противоречиях, а также в приверженности ряда государств к решению их силовыми методами.

В настоящее время имеют место попытки со стороны отдельных стран или групп стран проводить курс на региональное или глобальное доминирование, занятие особого места в мировой системе за счет своего военно-стратегического, экономического или научно-технического потенциала, действия позиции силы.

На обстановку на границах, обеспечение территориальной целостности влияют факторы и внутри государств. Наличие зон вооруженных конфликтов

немеждународного характера, сложность переходного периода, причины которых заключаются в нерешенности взаимных претензий независимых государств и новых национальных образований друг к другу, действия многих неконсти-туированных вооруженных формирований внутри государств отрицательно влияют на внутриполитическую обстановку и являются главной причиной нестабильности в этих государствах.

Одним из действенных средств обеспечения территориальной целостности государств является создание надежной системы коллективной безопасности, которая, как известно, может быть всеобщей (универсальной) или региональной. Такая система представляет собой организационную форму и комплекс согласованных совместных мер государств всего мира или определенного географического района, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру, подавления актов агрессии или других нарушений мира, а также для защиты от иных внешних угроз жизненно важным интересам государств. Функционирование данной системы невозможно без соответствующих международно-правовых мер .

Таким образом, территориальная целостность проявляется в единстве территории, на которую распространяется суверенитет государства. Это качественная характеристика государства. Территориальная целостность определяется его способностью сохранять свою территорию в пределах установленных в соответствии с международным правом границ, противодействовать внешним и внутренним угрозам, направленным на изменение территории государства. Сохранение территориальной целостности государств является как внутригосударственной, так и международной проблемой. В этой связи особую актуальность приобретает научная проработка всего комплекса международно-правовых вопросов, которые влияют на территориальную целостность государств и способствуют ее укреплению.

ЛИТЕРАТУРА

Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов. - М.: Волтерс Клувер, 2005.

Черниченко С.В. Теория международного права. В 2 т. - Т. 1. Современные иеорети-ческие проблемы. - М., 1999.

TERRITOTIAL INTEGRITY OF STATES AND ITS GUARANTEE: THEORETICAL-LEGAL AND INTERNATIONAL-LEGAL

The Department of International Law Peoples" Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

The are analised principle of territotial integrity of states as one of the general principles of the

modern international law and also studied the main theoretical-legal and international-legal bases of this

principle in the actual.

Key words: territorial integrity, stete, international law, international-legal principles.

Lukashuk I.I. Mezhdunarodnoe pravo. Obschaya chast": Uchebnik dlya studentov yuridiche-skikh fakul"tetov i vuzov. - M.: Volters Kluver, 2005.

Chernichenko S.V. Teoriya mezhdunarodnogo prava. V 2 t. - T. 1. Sovremennye ieoreti-cheskie problemy. - M., 1999.

Cassese A. International Law in Divided World. - New York: Oxford University Press, 1987.

High-level Panel on Treats, Cjallenges and Cjange. A More Secure World: Our Shared Responsibility // Un Doc. A/59/565. 2 December 2004.

Human Security Report: War and Peace in the 21st Century. - Vancuver: Human Security Centre, University of British Columbia, 2005.

Maill H. The Peacemakers: Peaceful Settlement of Disputes since 1945. - New York: St. Martin"s Press, 1992.

The Oxford Handbook on the United Nations / Ed. by Thomas G. Weiss and Sam Daws. - Oxford University Press, 2008.

Weiss T. (ed.). Collective Security in a Changing World. - Boulder, CO: Lynne Rienner, 1993.

Утвердился с принятием Устава ООН в 1945 году. Процесс его развития продолжается. Само наименование принципа окончательно не установилось: можно встретить упоминание, как территориальной целостности, так и территориальной неприкосновенности. Значение этого принципа весьма велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях. Его назначение защита территории государства от любых посягательств.

В Декларации о принципах международною права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 года при раскрытии содержания формулировки п. 4 ст. 2 Устава ООН были отражены многие элементы принципа территориальной целостности (неприкосновенности), хотя сам этот принцип отдельно не упоминался.

Следующим этапом в развитии данного принципа явился Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, который содержит отдельную и наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств: "Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превратить территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной" 1 .

Принцип территориальной целостности государств относится к числу основных принципов международного права, закрепленных в п. 4 ст. 2 Устава ООН.

Данный принцип конкретизируется в Декларации о принципах международного права 1970 года, где он трактуется как часть принципа суверенного равенства государств и как часть принципа неприменения силы или угрозы силой. Действительно, этот принцип тесно связан с обоими указанными принципами. В Декларации говорится: "Территориальная целостность и территориальная неприкосновенность" 2 .

Однако принцип территориальной целостности государств настолько важен, что в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе он выделен как самостоятельный принцип международного права: "Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников".

Принцип нерушимости государственных границ.

Он определяет сотрудничество государств по установлению границ, их охране, решению спорных вопросов в связи с границами. Значение отношений, связанных с границами, определяется тем, что они есть границы распространения государственного суверенитета, границы действия государственного правопорядка. Вопросы о границах занимают достаточно большое место в важнейших договорах современности, но им не уступают и те, что давно уже стали только вехами истории. С давних времен считалось, что нарушение границы является casus belli - поводом к законной войне. Воздушные, морские, сухопутные границы охраняются всей мощью государства, его дипломатическим аппаратом, а также его политическими союзническими договорами.

В писаной форме он, как указано, отражен в двусторонних и многосторонних союзнических договорах, уставах универсальных и региональных политических организаций.

Его понимание государствами отражено в таких морально-политических нормах, как нормы Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) "Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они будут, соответственно, воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства участника" 1 , декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, в частности, в Декларации принципов, касающихся дружественных отношений государств (1970 г.).

Государства обязаны не нарушать установленные внутренними и международными нормами правила о режиме границ. Так, режим охраны границы Российской Федерации, установленный Законом "О государственной границе Российской Федерации" 1993 г., предусматривает строго визовый въезд на территорию России, Шенгенское соглашение 1990г. заключенное 9 государствами Европы, напротив, установило принцип безвизового пересечения границы гражданами государств - участников Соглашения. Правом государства является установление или снятие таможенных и иных ограничений, связанных с прохождением границ физическими лицами, транспортными средствами, товарами.

В отношении границ также действует институт мер доверия, выражающийся в запрете передвижения войск или проведения учений вблизи границ, создания зон безопасности и др., в установлении транспарентности (прозрачности) границ для отдельных видов товаров, услуг. Такой режим установлен между некоторыми странами СНГ 1 .

Нарушение границ считается международным преступлением, в связи, с чем возможно применение самых жестких ответных мер, предусмотренных, в частности, в ст. 39-47 Устава ООН: применение вооруженных сил, других санкций чрезвычайного характера, вплоть до ограничения суверенитета виновного государства, и нарушения его границы.

Территория служит материальной основой государства. Без территории нет государства. Поэтому государства уделяют особое внимание обеспечению ее целостности. Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности государства (ч. 4 ст. 2). Декларация 1970 г. не выделяет этот принцип в качестве самостоятельного. Его содержание отражено в других принципах. Принцип неприменения силы обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности любого государства. С этой целью не может быть также использовано политическое, экономическое или иное давление.

Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение Устава ООН, или объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Такого рода приобретения не признаются законными.

Последнее положение не относится к договорам по территориальным вопросам, заключенным до принятия Устава ООН. Иное положение поставило бы под вопрос правомерность многих давно сложившихся государственных границ. Законность отторжения части территории государств, несущих ответственность за развязывание Второй мировой войны, признана Уставом ООН (ст. 107). Заключительный акт СБСЕ 1975 г. выделил самостоятельный принцип территориальной целостности, содержание которого отражает сказанное ранее. О территориальной целостности говорится в учредительных актах региональных объединений. Устав Организации американских государств определил в качестве одной из главных целей защиту территориальной целостности (ст. 1). Аналогичное положение содержится в Хартии Организации африканского единства (ст. ст. 2 и 3). Рассматриваемый принцип нашел отражение и в конституционном праве. Согласно Конституции: "Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории" (ч. 3 ст. 4).

Принцип нерушимости границ дополняет принцип территориальной целостности. В Декларации 1970 г. его содержание излагается в разделе о принципе неприменения силы. "Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ".

Государства обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения не только границ, но и демаркационных линий. Имеются в виду временные или предварительные границы, включая линии перемирия. Это касается линий, имеющих юридическое основание, т.е. таких, которые установлены и соответствуют межгосударственному договору или которые государство обязано соблюдать по иным основаниям. Оговаривается, что следование этому правилу не наносит ущерба позиции заинтересованных государств в отношении статуса и последствий установления таких линий. Есть основания полагать, что это правило относится и к постоянным границам, поскольку принцип неприменения силы не обязывает к признанию существующих границ.



В качестве самостоятельного принцип нерушимости границ был сформулирован Заключительным актом СБСЕ 1975 г. При этом его содержание выходит за рамки принципа неприменения силы. В содержание принципа включено обязательство признать нерушимость всех государственных границ в Европе. Известно, что побежденные государства далеко не полностью признавали границы, установленные в результате Второй мировой войны.

Государства-участники обязались воздерживаться от любых, а не только подкрепленных силой требований или действий, направленных на захват части или всей территории других государств. Вместе с тем предусмотрена возможность изменения границ в соответствии с международным правом, по соглашению. Таким путем были пересмотрены границы ФРГ, в которую вошла территория ГДР.

С принципом нерушимости границ связано правило uti possidetis (как владеете), применяемое при определении границ вновь образованных независимых государств. Согласно правилу, ранее существовавшие административные границы с образованием в их пределах независимых государств становятся межгосударственными. Оно применялось при определении границ новых независимых государств в ходе массовой деколонизации после Второй мировой войны. В 1964 г. Организация африканского единства подтвердила применимость правила в отношении границ африканских государств. На его основе были признаны и границы между бывшими советскими союзными республиками, несмотря на то что они не всегда справедливы и не всегда юридически правильно были в свое время установлены. Правило применялось и при решении вопроса о границах на территории бывшей Югославии. Данное правило неоднократно применялось Международным Судом ООН при решении территориальных споров. При этом Суд подчеркивал, что оно является общепризнанной нормой международного права

Б.15 Принцип мирного разрешения споров: понятие и нормативное содержание. Механизмы реализации этого принципа

Принцип мирного разрешения споров закреплен Уставом ООН (ст. 2.3) и всеми международными актами, излагающими принципы международного права. Ему посвящен ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, среди которых особенно значительна содержащая Манильскую декларацию о мирном разрешении международных споров 1982 г.

Декларация о принципах международного права 1970 г. содержит следующую общую формулировку принципа: "Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость". В таком же духе принцип закреплен в региональных актах, в уставах Организации африканского единства, Организации американских государств, а также в Североатлантическом договоре.

Принцип обязывает государства решать любые межгосударственные споры мирными средствами. Принцип не распространяется на споры по делам, относящимся, по существу, ко внутренней компетенции любого государства (принцип невмешательства). Стороны в споре не вправе отказаться от мирного урегулирования.

Заслуживает внимания указание на связь между понятиями "мир" и "справедливость". Лишь в условиях мира может быть обеспечена справедливость. Только справедливое решение ведет к миру. Прочен мир справедливый. Несправедливые решения несут в себе зерна будущих войн. Поэтому справедливость признается необходимым принципом мирового порядка.

В новых условиях интересы обеспечения мира требуют не только решения существующих споров, но и предотвращения их возникновения. Приобретает особое значение профилактика конфликтов. Предупреждение конфликта требует меньших усилий, чем его последующее урегулирование. Предупреждение углубления конфликта также достигается с помощью мирных средств. Особую роль в превентивной дипломатии призвана играть ООН. Этой проблеме посвящен ряд резолюций Генеральной Ассамблеи. Центральное положение среди них занимает Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области (1988 г.). Декларация подчеркивает принцип ответственности государств за предотвращение и ликвидацию споров и опасных ситуаций.

Важным элементом рассматриваемого принципа является принцип свободного выбора средств мирного разрешения споров, что не раз подчеркивалось и Международным Судом ООН. В Постановлении о принятии предварительных мер по делу о законности применения силы (Югославия против США) Суд, выразив свою озабоченность применением силы в Югославии, которое поднимает серьезные проблемы международного права, заявил, что любой спор о законности применения силы должен решаться мирными средствами, выбор которых, согласно ст. 33 Устава ООН, принадлежит сторонам. Одновременно Суд подчеркнул еще один важный аспект принципа мирного разрешения споров - "стороны должны заботиться о том, чтобы не обострять или не расширять спор" .

РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

В России действует ряд актов, ка­сающихся вопросов взаимодействия с другими государствами в контексте национальной безопасности и военных угроз.

К ним можно, в частности, отнести: Федеральный конституционный закон «О военном положении» 2002 года; федеральные законы «Об унич­тожении химического оружия» 1997 года, «Об обороне» 1996 года, «О госу­дарственной границе РФ» 1993 года, «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» 1997 года, «О военно-техниче­ском сотрудничестве Россииской Федерации с иностранными государст­вами» 1998 года, «О борьбе с терроризмом» 1998 года, «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и фи­нансированию терроризма» 2001 года, «О безопасности» 1992 года, «Об использовании атомной энергии» 1595 года; Концепцию националь­ной безопасности РФ (указы Президента 1997 и 2000 гт.) и др. Закон 1995 года «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по под­держанию мира и безопасности» предусматривает (ст. 11), например, что предоставление вооруженных контингентов Россией осуществляется на основании особого соглашения с Советом Безопасности ООН.

Для государств нет, пожалуй, ничего важнее их территории. Территория – это жизненное пространство населения, наций (народов), государства. Территория – это материальная основа существования государства, географическая среда обитания его населения и пространственный предел осуществления его публичной властью юридического верховенства. Это – ценность номер один в иерархии общественных ценностей и государственных интересов.

Назначение принципа – защита территории государства от любых посягательств.

Однако само наименование рассматриваемого принципа еще не установилось: в международных договорах и литературе в названии принципа указываются как оба элемента – неприкосновенность и целостность, так и каждый из них в отдельности.

Оба эти элемента близки по смыслу, однако их правовое содержание различно.

Территориальная неприкосновенность - это предохранение территории государства от любого посягательства извне; никто не должен покушаться на территорию государства с целью пол­ного или частичного ее занятия или оккупации, проникать в его наземное, подземное, морское или воздушное пространство против воли властей данного государства.

Территориальная целостность - это состояние единства и нераздельности территории государства; никто не должен поку­шаться на его территорию с целью полного или частичного на­рушения ее единства, незаконного расчленения, отделения, от­торжения, передачи или присоединения всей или части к тер­ритории другого государства.

Таким образом, понятие «территориальная неприкосновен­ность» шире понятия «территориальная целостность»: несанк­ционированное вторжение иностранною самолета в воздушное пространство государства будет нарушением его территориаль­ной неприкосновенности при том, что территориальная цело­стность государства не будет нарушена.

Принцип территориальной целостности государств можно считать неким продолжением принципа неприменения силы.

В Уставе ООН (ст. 2, п. 4) говорится о том, что государства должны воздерживаться от угрозы силой или ее применения «против территори­альной неприкосновенности» любого государства. Территориальная целост­ность - основа политической независимости, поэтому эти два понятия за­частую идут рядом.