Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Внешняя политика ольги кратко. Государственная деятельность княгини ольги

Годы правления княгини не отмечены крупными военными завоеваниями. Сперва было важно укрепить государство внутри и лишь затем начинать вести активную внешнюю политику. Соловьёв недаром проводит аналогию между первыми годами правления Ольги и князя Олега. Помимо сходств в характере, видно, что оба они, лишь укрепив позиции великокняжеской власти, приступали к решению внешнеполитических задач. Княгиня старалась поднять престиж Руси не военными завоеваниями, а умелой мудрой дипломатией, что принесло свои плоды.

Ольга проводила курс на сближение с Византией, при этом летопись указывает и на связь княгини с католическими государствами, в частности, с германскими землями и со Священной Римской империей во главе с Оттоном I. Эти связи не устраивали византийскую знать, но Ольга и сама тяготела к сотрудничеству с мощной державой. Здесь решался и религиозный вопрос (об этом речь пойдёт ниже). Целью поездок Ольги было установление дипломатических отношений и взаимная поддержка в торговле и снабжении войск. Поездка в Константинополь стала ярчайшим примером того, насколько единение народа в духовной жизни влияет на успешное развитие экономической и политической сфер. Летопись не останавливается подробно на этом эпизоде, но сохранились записи византийского императора об этом визите, где ярко выражено отношение византийской знати к русской княгине. Это сотрудничество было выгодно обоим, и Ольге был оказан особый приём.

Особо примечательных событий во внешней политике летопись не отмечает. Пока рос сын Святослав, военных походов не совершалось. Ольга зарабатывала авторитет для Руси путём дипломатических переговоров. Поэтому поездка в Константинополь считается наиболее ярким и важным событием, поскольку, по летописи, во время этого визита Ольга принимает христианство.

2.4 Политический аспект принятия христианства Ольгой

Немаловажным является эпизод крещения княгини. Принятие христианства носило, очевидно, ещё и яркую политическую окраску - видно, что Ольга проводила курс на сближение с Византией. Но, несмотря на связи с западноевропейскими землями, княгиня и киевская знать остались на стороне христианской общины руссов, пришедших из Моравии, а, значит, и Византийской империи.

Характеризуя политику Ольги до и после крещения, стоит отметить её смягчение. Новая вера делала её нрав добрее; по летописи, пропала её языческая жестокость, такая явная в предании о мести древлянам. К тому же Ольга уже была в возрасте - Карамзин сообщает, что княгине было уже более шестидесяти лет на момент поездки в Константинополь. Так, Ольга стала первым правителем-христианкой и новая вера невысокими темпами, но всё же уже распространялась по русской земле.

Конечно, ориентации Святослава на языческие ценности сильно тормозили процесс христианизации Руси, но уже в правление князя Владимира Святославича вся русская земля будет обращена в христианскую веру. Это важный шаг для Руси, ведь развитие духовной жизни означало толчок к развитию хозяйства, появление авторитета среди других государств и, как следствие, бурное развитие торговых и политических связей. Отход от архаических, языческих устоев повышал уровень Руси среди западноевропейских стран. Поэтому принятие христианства Ольгой можно считать весьма важным этапом на пути принятия новой веры.

Ольга, будучи регентшей Святослава, а затем и правителем Руси в отсутствие князя, запечатлена в летописи как мудрый, хозяйственный управитель, а также справедливый и хитрый человек. Несмотря на принятую в то время традицию передачи власти по мужской линии, княгиня становится ярким исключением в историческом процессе: успешная внутренняя политика и дипломатические переговоры с другими странами становятся по-настоящему новаторским шагом для русской земли, не ведавшей ранее дипломатических методов урегулирования отношений.

Выводы

Особая актуальность изучения жизни и деятельности княгини Ольги связана с тем, что образ женщины-правителя всегда выделялся в историческом процессе, часто в корне отличаясь от образа мужчины-правителя. Обращаясь к историческим источникам и научной литературе, стало возможным выяснить, как относятся к Ольге как к правителю государства летописцы и учёные-историки XVIII-XX вв.

Ольга - пример воли, женской мудрости, хозяйственности. Недаром Ольгу называют «матерью народа русского». Она, руководствуясь не столько личными интересами, но интересами своего государства, поступала чётко, хитро: эпизод мести древлянам - прекрасное тому подтверждение. Ольга - одна из первых христиан на Руси. По летописи, она положила начало новой вере, не испугалась язычников, не приветствовавших христианство на родной земле. Судьба княгини тесно переплетена в предании с судьбой Руси, и учёные неоднократно отметили эту крепкую взаимосвязь в своих трудах: предание чтит Ольгу, возвышает образ её, ставит в один ряд с другими крупными политическими деятелями: отмеченное сходство в характере Ольги и Олега и сравнение с её деятельности с деятельностью князей Олега и Игоря говорят о том, что личность Ольги столь же важна в жизни русского государства. Но её можно считать неким исключением из традиции, ведь во главе государства встала женщина, и вся деятельность княгини крепко связана с именно женскими качествами, что выделяет её в истории.

Политика княгини способствовала укреплению государства, единению земель, повышению авторитета княжеской власти. Именно Ольга сумела чисто дипломатическими действиями заручиться доверием и почтением как дружины, так и мирного населения. Предание чтит Ольгу как прекрасную управительницу, сумевшую хладнокровно преодолеть произвол при сборе дани. Ольга принесла на русскую землю христианство; с неё, по сути, начинается новая эпоха на Руси, ведь Русь получает авторитет и доверие в европейских странах. Своей дипломатией Ольга громко заявила о мощи русского государства, что обеспечивало дальнейшее развитие хозяйства и торговли с Западом.

Конечно, для полного достижения цели недостаточно фактического материала: летописные тексты весьма субъективны, обращены к христианской традиции и приукрашены, а историки могли использовать лишь эти тексты, поскольку более достоверных источников не обнаружено, поэтому до сих пор многие этапы жизни княгини остаются спорными. Но собранный материал всё же позволяет судить о том, насколько важную роль сыграла княгиня Ольга в становлении русской государственности. Для полного изучения проблемы следует обратиться к европейским источникам, в которых прямо или косвенно указаны какие-либо сведения о жизни и деятельности княгини.

Список источников и литературы

1. Повесть временных лет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Александров А.А. Ольгинская топонимика, выбутские сопки и руссы в Псковской земле // Памятники средневековой культуры. Открытия и версии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Современная версия. - М.: Эксмо, 2009.

2. История СССР. С древнейших времён и до наших дней. В 2 сер., в 12 т./Гл. ред. Б.Н. Пономарёв. - Т.1. Первобытнообщинный строй. Древнейшие государства Закавказья и Средней Азии. Древняя Русь до начала XIII века/Ред. С.А. Плетнёва и Б.А. Рыбаков. - М.: Наука, 1966.

3. Карамзин Н.М. История Государства Российского от VI века до начала XIV века/Н.М. Карамзин - М.: АСТ: Астрель, 2009.

4. Ключевский В.О. Курс русской истории. Часть 1. - М.: Мысль, 1987.

5. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. - М.: Эксмо, 2009.

6. Назаренко А.В. Ещё раз о дате поездки княгини Ольги в Константинополь: источниковедческие заметки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Соловьёв С.М. Сочинения/С.М. Соловьёв - М., 1959.

7. Татищев В.Н. Собрание сочинений. Т.1: История Российская. Ч.1./В.Н. Татищев - М.: Ладомир, 1994.

8. Ольга (княгиня Киевская) - Википедия.

Правление княгини Ольги (кратко)

Правление княгини Ольги – краткая характеристика

Мнения исследователей расходятся, когда дело касается даты, а также места рождения княгини Ольги. Древние летописи не дают нам точной информации, была ли она из знатного рода или же из простой семьи. Некоторые склоняются к тому, что Ольга была дочерью великого князя Вещего Олега, другие же, утверждают, что род её идёт от болгарского князя Бориса. Автор летописи «Повесть временных лет» прямо говорит, что родина Ольги – это небольшая деревня под Псковом и что она «из рода простого».

По одной из версий князь Игорь Рюрикович увидел Ольгу в лесу, где он охотился на дичь. Решив переправиться через небольшую реку, князь попросил помощи у проходящей на лодке девушки, которую он принял вначале за юношу. Девушка же оказалась чистой помыслами, красивой и умной. Позже князь решил взять её в жёны.

Княгиня Ольга после смерти мужа (а также во время правления в Киеве Игоря) от древлян, проявила себя твёрдой и мудрой правительницей Руси. Она занималась политическими вопросами, управлялась с дружинниками, наместниками, жалобщиками, а также принимала послов. Очень часто, когда князь Игорь отправлялся в военные походы, то его обязанности полностью ложились на плечи княгини.

После того как в 945 году Игорь был убит за повторный сбор дани, Ольга жестоко отплатила им за смерть мужа, проявив невиданную хитрость и волю. Трижды она убивала древлянских послов, после чего собрала войско и пошла на древлян войной. После того как Ольга не смогла взять главный город Коростень (при этом остальные поселения были полностью разрушены), она потребовала от каждого дома по три воробья и три голубя, а затем велела своим воинам прикреплять к лапкам птиц трут, подпаливать его и отпускать птиц. Горящие птицы летели в свои гнёзда. Так и был взят Коростень.

После усмирения древлян княгиня занялась налоговой реформой. Ею были отменены полюдья и поделены на области земли, для каждой были установлены «уроки» (фиксированная подать). Основной целью реформ было упорядочение системы дани, а также укрепление государственного авторитета.

Также во время княжения Ольги появились первые каменные города, а её внешняя государственная политика осуществлялась не при помощи военных методов, но дипломатией. Таким образом, были укреплены связи с Византией и Германией.

Княгиня сама решила принять христианство, и хотя её крещение не повлияло на решение Святослава оставить Русь языческой, её дело продолжил Владимир.

Умерла Ольга в 969 году в Киеве, а в 1547 году её канонизировали в святые.

Княгиня Ольга была самой первой правительницей, которая приняла христианство. Причем это произошло еще до крещения Руси. Правила она государством от безвыходности, так как мужа ее, князя Игоря убили, а его наследник, их сын Святослав был еще слишком мал, чтобы управлять. Правила она с 945 по 962 год .

После убийства князя Олега, его место очень хотел занять древлянский князь Мал. В его планах было жениться на княгине Ольге и захватить Киевскую Русь. Он посылал ей кучу подарков и украшений через своих послов. Ольга была очень умна и хитра. Первых послов Мала, приплывших на лодке, она приказал пронести вместе с лодкой над пропастью, послов бросили в пропасть и они были погребены заживо.

Вторую партию послов Ольга сожгла в бане. Затем она сама поехала к князю древляней, якобы чтобы выйти замуж, в тот день было напоено и умертвлено более 5000 древлян.

Правление княгини Ольги.

Деятельность княгини Ольги.

Ольга была воодушевлена мыслью о том, что ей необходимо отомстить древлянам за смерть своего мужа. Она собралась в военный поход. Это был 946 год. Осада древлян продолжалась почти все лето. В этом случае Ольга показала силу могучей Руси. После осады она отправила послание о том, что они отступают, но просят жителей дать им с каждого древлянина по голубю и по три воробья. Затем птицам привязали зажженный трут и выпустили. Так был полностью сожжен город Искоростень.

Внутренняя политика и реформы княгини Ольги.

Ольга систематизировала сбор податей с населения. Она организовала специальные места для сбора дани, которые назывались погостами. Княгиня активно занималась градостроительством и облагораживанием территории. Все земли, которые были во власти княжны были ею поделены на административные единицы. Каждой единице был присвоен свой управляющий – тиун.

Внешняя политика княгини Ольги.

Так как Ольга все таки была женщиной, в походы она ходила нечасто. Она развивала торговлю своим умом и сообразительностью. Ольга была сторонником мирного решения возникших конфликтов. Скандинавы и немцы шли работать наемными работниками в войска русичей.

X век. Древняя Русь. Полулегендарное время, полусказочные события, былинные персонажи… Очень мало известно об этом периоде нашей истории, немногое сохранилось в памяти людей к тому времени, когда писались первые русские летописи, в которых быль переплеталась с преданиями, легендами и народной молвой. И только самые легендарные личности остаются в памяти народной, только о них повествуют летописи.

Кто же она, эта княгиня, выдающийся государственный деятель, первая русская святая?

О происхождении Ольги известно немного. Возможно, что она родом из Пскова. В древнейшей русской летописи - «Повести временных лет» - записано: «…И привели ему (Игорю. - Прим.) жену из Пскова именем Ольгу». Но, несмотря на это некоторые историки утверждают, что происходила она из полулегендарного новгородского рода Гостомысла, другие видят в ней дочь князя Олега, третьи считают её простой крестьянкой, прельстившей князя Игоря своей красотой. Но, скорее всего она была не славянкой, а родилась в семье варяга, об этом свидетельствует её варяжское имя - Ольга (Хельга). Но как бы там ни было, она стала достойной женой князя киевского. Занимая высокое положение в политической иерархии, Ольга была достаточно самостоятельной в делах. Она владела землями и городами, не исключено, что она владела и собственными вооруженными отрядами. По-видимому, Ольга, располагая определённой политической властью, ведала государственными делами и вершила суд в отсутствии мужа. В 945 г. погибает князь Игорь. Он был убит древлянами во время сбора «полюдья» (дани, которую они были обязаны платить Киеву). Для Ольги это было трудное время. К этому времени единственным наследником был их сын - молодой князь Святослав, но он был к этому времени еще слишком мал для правления государством. И по этому на плечи княгини ложится вся тяжесть управления государством, на период пока Святослав не станет совершеннолетним.

В те древние времена считалось, что «месть есть дело святое». Так же считалось, что кто не отомстит, «за того и бог не отомстит». И Ольга сочла своим долгом отомстить за смерть мужа и усмирить непокорных древлян. В народе, в те времена, ходило много рассказов о том, какими хитрыми способами и как безжалостно мстила княгиня Ольга. В «летописи времен» сохранилось несколько версий мести.

  • 1. Сначала она закапывала в землю древлянских послов, потом приказывает их сжечь, отослав их в баню помыться.
  • 2. Вторая повесть описывает поход Ольги на древлянскую землю, предпринятый ею, чтобы отомстить за смерть мужа. Там рассказывается, что она приказывает убивать людей, а часть взять в плен. Отомстив таким образом, она налагает на древлян ещё большую дань. Половину дани она приказывает выплачивать в Киевскую казну, а половину в свою (Ольги. - Прим.).
  • 3. Наверное, самой распространённой версией её мести была третья версия: в ней повествуется об этом же походе, о хитростях Ольги в завоевании Искорестьян: город никак не сдавался, а Ольга передала жителям, что ни требует от них ничего ценного, кроме как по три голубя от каждого дома. Жители исполнили её просьбу, а Ольга приказала своим войнам привязать к ногам птиц тлеющий кусок материи. Птицы вернулись по дома и тем самым поджигали их. Когда люди бросились убегать из города, Ольга приказала своим войнам избивать их.

После покорения древлян Ольга занялась укреплением княжеской власти и в других землях. Ольга объездила все свои земли. Не один год заняла у неё эта работа, и не случайно молчит летопись о делах Ольги с 948 по 954 г. Эта будничная, утомительная деятельность не принесла ей славы. Не происходило никаких ярких, запоминающихся событий, молва о которых переходила бы из уст в уста, но значение этих лет трудно переоценить: благодаря административно хозяйственным реформам Ольги традиционная власть старейшин на местах постепенно сменялась управлением княжеских «тиунов» (управителей), слабела племенная власть, укреплялась княжеская. Это был важный шаг в управлении государством. Годы правления Ольги не отмечены крупными внешними завоеваниями. Не было победных походов княжеской дружины, не присоединялись новые земли. Но значило ли это, что княгиню не интересовали внешнеполитические дела?

Вполне естественно, что уладив внутригосударственные дела, Ольга смогла уделять больше внимания внешней политике. Такая последовательность развития событий даёт возможность провести аналогию между первыми годами правления Ольги и князя Олега. Историк С.М. Соловьёв подчёркивал сходство их характеров, если судить по тому, как они отражены в летописи. Оба отличались мудростью, хитростью, оба заботились о внутреннем устройстве государства и, лишь укрепив позиции великокняжеской власти, приступали к решению внешне политических задач.

Княгиня Ольга пыталась повысить престиж Руси не военными походами, не завоеваниями, а умелой мудрой дипломатией. И в связи с этим особое значение приобрело крещение Ольги. По свидетельству летописца, она «с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа». Но дело не только в том, что княгиня, расположенная к христианству, обрела истинную веру, несмотря на своё языческое окружение. Её крещение стало не только частным делом благочестивой пожилой женщины, но приобрело важное политическое значение и способствовало укреплению международного положения Руси.

До сих пор идет спор, когда и где именно - в Киеве или Константинополе - крестилась Ольга.

Согласно летописи, в середине 50-х гг. Х столетия она отправилась в Константинополь и там «возлюбила свет и оставила тьму», приняв новую веру. Народная молва вновь расцветила реальные события красочными подробностями. Византийский цесарь, прельстившись красотой и разумом Ольги (на самом деле ей было в ту пору уже около 60), якобы предложил ей стать его женой. Но княгиня, проявив мудрость и хитрость, «переклюкала» (обманула) его: по её просьбе император стал крёстным отцом Ольги, что по христианским канонам исключало возможность брака между ними.

Скорее всего, Ольга была знакома с христианством еще в Киеве, в её дружине были христиане, в Константинополь её сопровождал киевский священник Григорий. Однако крещение княгини именно в Византии приобрело ярко выраженную политическую окраску: получив титул «дщери» (дочери) византийского императора, что выделяло её среди прочих государей, приняв крещение из его рук, Ольга тем самым необычайно повысила престиж светской власти Киева в международном плане. На византийском императоре всё еще лежал отблеск славы великого Рима, и часть этого отблеска озаряла и киевский стол.

Однако крещение Ольги не повлекло за собой введения христианства на Руси. Даже её сын Святослав «не думал и не прислушивался к этому… продолжая жить по языческим обычаям». Святослав в данном случае выражал настроения своей дружины: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться».

Вскоре Ольга отошла от государственных дел. Она занималась пропагандой христианства, построила несколько церквей. Скончалась Ольга в 969 г., и, как пишет летописец, «плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди». Хоронили её по христианскому обряду.

Блестящую оценку правлению Ольги дал историк Н.М. Карамзин. Он писал, что она «мудрым правлением доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

История Украины «С древних времен до наших дней» В.И. Семененко Л.А. Радченко. Харьков 1999 г.

«Иллюстрированная история Украины» М. Грушевский Киев 1997 г.

«История Древней Руси» Под редакцией «Аванта+» Москва 1995 г.

Материалы из «Летописи временных лет».

Ольга (945 – 966 г.)

После гибели Игоря могучее, казалось, государство оказалось на грани развала. В Киеве оставалась жена Игоря Ольга с малолетним наследником, князем Святославом. Древляне отложились от Киева и перестали уплачивать дань. Однако русская верхушка сплотилась вокруг княжны Ольги и не только признала ее права на престол до совершеннолетия сына, но и безоговорочно поддержала княгиню.

К этому времени княгиня Ольга находилась в расцвете своих физических и духовных сил. С первых шагов своего правления она проявила себя как решительная, властная, дальновидная и суровая правительница. Прежде всего княгиня отомстила древлянам за смерть великого князя и мужа. Она приказала убить древлянских послов, которые пришли в Киев сватать ее за своего князя Мала. Затем она сама двинулась с войском в древлянскую землю. В бою древляне были разгромлены. На побежденных вновь была наложена тяжелая дань. Единство государства было восстановлено.

Но не только жестокими наказаниями и силой утвердила свою власть Ольга. Как умная и дальновидная правительница, она понимала, что полюдье с его насилиями, порой с бесконтрольным взиманием дани вызывает в людях недовольство, а это грозит самому существованию молодого государства. И великая княгиня пошла на реформы. Она изменила систему сбора дани, начав это с древлянской земли. Теперь население уплачивало дань по твердым нормам. Определила она и места, куда дань ежегодно должна была свозиться самим населением. Это были так называемые погосты . Там ее принимали представители княжеской администрации и отправляли в Киев. Затем Ольга двинулась с дружиной по другим русским землям и повсюду устанавливала новые нормы - их назвали уроками - и учреждала погосты.
Это был конец полюдья и начало организованной системы обложения налогами Руси. Государство сделало еще один шаг в своем развитии.

Установив порядок внутри Руси, Ольга обратила свои взоры на внешнюю политику. Ей надо было показать, что времена смуты не поколебали силу и международный авторитет Руси. В 957 г. она отправилась в Константинополь во главе многолюдного посольства, которое насчитывало более ста человек. Княгиня была принята там по самому высокому рангу. Византийский император, писатель, крупный дипломат Константин Багрянородный дал в ее честь обед. В ходе бесед император и Ольга подтвердили действие прежнего договора, заключенного еще Игорем, как и военный союз двух государств. Этот союз отныне был направлен против Хазарии и Арабского халифата.

Важным вопросом переговоров стало крещение русской княгини.

К X в. почти все крупные государства Западной Европы, а также часть народов Балканского полуострова и Кавказа приняли христианство. Одни сделали это под влиянием папского Рима, другие - под воздействием Византийской империи. Христианство приобщало государства и народы к новой цивилизации, обогащало их культуру, поднимало престиж крестившихся правителей. Не случайно народы Западной Европы, принявшие крещение на 300 - 500 лет раньше народов Восточной Европы, обогнали их в своем развитии. Но повсюду этот процесс был болезненным, так как он означал отказ от привычной народам языческой религии.
Ольга понимала, что дальнейшее укрепление страны невозможно без принятия христианства. Но она одновременно понимала и силу язычества, приверженность к нему людей. Поэтому она решила креститься сама и тем самым подать пример остальным. Вместе с тем ей было на кого опереться. Среди купцов, горожан, части бояр было уже немало людей, принявших христианство.

Для самой Ольги крещение было не только вопросом политики, но и ответом на многие вопросы совести. К этому времени она многое пережила: трагическую смерть мужа, кровавые расправы с врагами. Порой мы считаем, что все это проходит бесследно для человеческой души. Это не так - в зрелом возрасте человек непременно подводит итоги своей жизни. Спрашивает себя - зачем он жил, каково его место в этой жизни. Язычество искало ответы на эти вопросы в могучих явлениях природы, в действии богов. Христианство обращалось к миру человеческих чувств, человеческому разуму и вере в вечную жизнь человеческой души, но при условии, что человек на земле будет праведным: справедливым, гуманным, терпимым к людям.

На этот путь и встала Ольга на склоне своих лет. Но она обставила крещение так, чтобы принести как можно больше славы своему Отечеству. Она крестилась в храме Святой Софии - главном храме Византии. Ее крестным отцом был сам император, а крестил ее константинопольский патриарх. Отныне Ольга стала христианкой по православному, византийскому образцу, в отличие от римского, католического обряда.

После возвращения в Киев Ольга пыталась склонить к христианству и Святослава, но сын рос ярым язычником. Он, как и вся его дружина, поклонялся Перуну и отказал ей. Между матерью и сыном началось отчуждение. Вскоре языческая группа устранила Ольгу от управления. Всю полноту власти взял молодой Святослав. Это произошло в 962 г.