Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Политика ссср в 80 е годы кратко. Внешняя политика ссср. «Новое политическое мышление»

Стремление к внутриполитической стабильности, заставляло лидеров СССР искать пути для снижения уровня международной напряженности. Проблемы были унаследованы из прошлых периодов советской истории и решение их, требовало новых подходов, переосмысленных в ключе реальностей развивающегося мира.

Контрастность международных отношений времен «холодной войны», когда был достигнут паритет в политике и вооружениях, привел мир к балансированию на грани новой мировой войны. Агрессия США в Индокитае еще больше осложнила отношения СССР и Запада.

Советские лидеры были убеждены в прочности позиций социалистического лагеря, а США, со своей стороны стремились выйти из вьетнамской авантюры, сохранив лицо. Это дало возможность, к началу семидесятых годов, запустить процесс установления прагматичных отношений СССР с США:

    в 1969 году, Запад поддержал инициативу стран Варшавского договора о созыве общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству;

    в 1970 году, договором между ФРГ и Советским Союзом признавали послевоенные границы как окончательные и отказывались от применения вооруженных сил для решения проблем;

    в 1971 году, советские, американские, английские и французские представители подписали соглашение по Западному Берлину;

    в 1972 году, Ричард Никсон, стал первым американским президентом, посетившим Москву, где были заключены соглашения об основах взаимоотношений между странами и договоры об ограничении ПРО и СНВ;

В 1973 году, с ответным визитом в США побывал Л. И. Брежнев, заключенное там соглашение об устранении угрозы ядерной войны завершило поворот к разрядке отношений между странами.

Европейское совещание в Хельсинки

Апогеем «разрядки» стал подписанный 33-мя европейскими странами и США Заключительный акт СБСЕ, в котором были:

  • подтверждены политические и территориальные итоги II Мировой войны;
  • скоординированы принципы доверия в военной сфере;
  • согласованы главные направления совместных усилий в экономической, научной и экологической сферах;
  • увязаны вопросы прав и свобод человека с внутренней политикой стран-подписантов Акта.

Подписание Заключительного акта было значимой победой политики мирного сосуществования. Относительная стабильность в отношениях с капиталистическими странами сохранялась вплоть до ввода ОКСВА в Афганистан. Страны Запада использовали этот повод для развязывания очередного раунда «холодной войны».

Роль региональных конфликтов в обострении ситуации

После Карибского кризиса центр противостояния СССР и США переместился в разные регионы мира. СССР и США выступали на стороне разных противоборствующих группировок:

  • во время агрессии США во Вьетнам;
  • в арабо-израильской войнах на Ближнем Востоке;
  • в Индо-Пакистанском конфликте;
  • в антиколониальной борьбе народов Африки;
  • в гражданской войне в Никарагуа и Эфиопии;

Эти конфликты, локализованные в регионах были полем противоборства СССР и США, полигоном для испытания новейших вооружений, совершенствования военного планирования.

Отношения внутри лагеря социалистических стран

Концепция, на основе которой строились отношения с соцстранами носила негласное название: «доктрина Брежнева». Ее суть была заключена в том, чтобы любыми средствами обеспечить единство социалистического лагеря, во главе с Советским Союзом.

Предпринятая в 1968 году, лидерами Чехословакии попытка выйти из под опеки Москвы была подавлена. В ликвидации опасного прецедента, наряду с советскими войсками приняли участие войсковые подразделения из всех стран Варшавского пакта. Позднее, во время подобных событий в Польше, советское руководство не использовало в полном объеме «пражский опыт» и развитие ситуации имело печальные для мирового социализма последствия.

К началу 70-х годов обострились отношения с КНР, компартия которой выдвинула заявку на первенство среди социалистических и развивающихся стран. Ситуация противостояния дошла да военных конфликтов и острой идеологической борьбы на всех площадках сотрудничества, особенно после ухода Мао Цзедуна.

Полностью воплотить в жизнь «доктрину Брежнева» не получилось. Страны соцлагеря охотно пользовались всеми преимуществами, предоставляемыми им со стороны СССР, но при этом активно отстаивали свою независимость во всех сферах.

В целом советская внешнеполитическая деятельность эпохи 60-80-х годов имела устойчивую направленность на снижение уровня прямого противостояния Востока и Запада, разрешая острые углы через региональные войны. Но в это же время обозначилась тенденция движения СССР к системному кризису во внешней политике.

Разрядка международной напряженности. Конец 60-х - начало 70-х гг. стало временем разрядки международной напряженности, закрепленной рядом важнейших договоров:

о космосе (1967 г.), запретившим использование космического пространства и небесных тел в военных целях;

о перераспределении ядерного оружия (1968 г.);

о морском дне, запретившим разрешение оружия массового поражения на дне морей и океанов; а также конвенций о бактериологическом оружии (1971 г.);

о четырехстороннем соглашении по Западному Берлину (1971 г.);

договор ОСВ-1 с США (1972 г.), ограничившим системы противоракетной обороны, и договор ОСВ-2 (1979 г.) по ограничению ракет средней дальности.

Кроме того, решение мирной конференции по Вьетнаму (1978 г.) ликвидировало очаг напряженности в Юго-Восточной Азии. Кульминацией процесса "разрядки" стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) в Хельсинки, в работе которого приняли участие 33 европейские страны, США и Канада. Итоговый документ Совещания (Декларация принципов взаимоотношений и сотрудничества стран) призван был сыграть важную роль в налаживании отношений между странами мира, расширив их экономические, политические, культурные и гуманитарные контакты. Государства обязалась соблюдать в межгосударственных отношениях принципы суверенного равенства, не вмешиваться во внутренние дела друг друга, уважать права человека, урегулировать споры мирным путем. Признавалась нерушимость сложившихся после второй мировой войны границ европейских государств.

СССР и страны Запада. В условиях наращивания в мире ядерного потенциала советское руководство прилагало усилия для ослабления международной напряженности. В 1969 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила предложенный Союзом проект договора о нераспространении ядерного оружия. Документ запрещал передачу ядерного оружия державам, не владеющим им или военным блоком. В марте 1970 г. договор вступил в силу.

Происходили сдвиги в отношениях СССР с развитыми капиталистическими странами. В 1966 г. в ходе визита Президента Франции Ш. де Голля состоялось подписание советско-французской декларации. Были заключены соглашения о сотрудничестве в сфере экономики, в области изучения и освоения космического пространства в мирных целях. Нормализовались отношения между ССР и Федеративной Республикой Германии (ФРГ). Развивались торговые отношения с Италией и другими странами Запада.

По многим направлениям осуществлялись контакты с США. Так, важную роль в развитии международных отношений сыграл договор между СССР и США, известный как договор ОСВ-1.

Но процесс "разрядки" оказался недолговечным. Принципиальные различия в подходе к решению проблемы со стороны стран Востока и Запада (в вопросах этапов разоружения, контроля за ним и т.д.) не позволили обеим сторонам продолжить процесс "разрядки". Вскоре в ведущих странах мира началась новая фаза гонки разоружения.

СССР и социалистические страны. Первостепенное внимание руководство страны уделяло взаимоотношениям с социалистическими странами. Увеличился объем товарооборота между СССР и социалистическими странами. СССР экспортировал топливо, электроэнергию, руды, металлы. СССР импортировал машины, оборудование, транспортные средства.

В 1971 г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Она включала международное разделение труда, сближение экономик государств СЭВ, расширение товарооборота между социалистическими странами. В соответствии с планом международного разделения труда и Венгрии развивалось автобусостроение и выпуск автомобильных деталей, в ГДР - судостроение и текстильное машиностроение.

Расширялись масштабы работ по совместному освоению природных ресурсов и сооружению промышленных предприятий на территории стран - членов СЭВ. В целях концентрации средств для совместного строительства был организован Международный инвестиционный банк (МИБ). При техническом содействии СССР возродились атомные электростанции в Болгарии и ГДР, реконструировался Дунайский металлургический комбинат в Венгрии, строился завод по строительству каучука в Румынии.

Диктат со стороны ССР, навязывание союзникам по ОВД советской модели развития вызвали недовольство в странах Восточной Европы. Отношения внутри мировой системы социализма были осложнены вооруженным вмешательством стран-участниц ОВД (Организация стран Варшавского договора) по инициативе советского руководства в Чехословакию (1968 г.) с целью остановить процесс демократических преобразований.

Стали осложняться отношения СССР с Китайской Народной Республикой. Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение между советскими и китайскими воинскими частями в районе пограничной реки Уссури. Конфликт разгорелся из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого четко не была определена. Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну. После конфликта на острове Даманском были предприняты меры по укреплению границы с Китаем. Здесь создавались новые военные округа, была увеличена численность советских войск в Монголии.

СССР и развивающиеся страны. В 70-е гг. произошел крах колониальной системы, и на её обломках возникли десятки новых развивающихся стран. Эти страны были объектом борьбы СССР и США.

Авторитет социализма был высок в тех странах, которые получали помощь от СССР: Сомали, Эфиопия, Ангола, Мозамбик и др. Советский Союз поддерживал кубинское военное присутствие в Анголе, оказывал помощь Народному фронту освобождения Мозамбика. Некоторые страны втянулись в длительную гражданскую войну, и нашей стране пришлось поставлять оружие и помогать военными специалистами.

Борьба арабских стран с Израилем пользовалась поддержкой СССР, а США поддерживали традиционно Израиль. По-прежнему взаимоотношения между этими странами остаются напряженными. Самой жгучей проблемой этих отношений являлась палестинская. Советский Союз всегда поддерживал право палестинцев на национальную государственность.

Международный кризис конца 70-х гг. К концу 70-х гг. СССР поддерживал дипломатические отношения более чем со 130 государствами. Почти половина из них составляли развивающиеся страны. СССР оказывал им значительную экономическую и научно-техническую помощь, предоставлял льготные кредиты, участвовал в подготовке квалифицированных кадров для народного хозяйства. При финансовой и технической поддержке со стороны СССР сооружались промышленные и сельскохозяйственные объекты в государствах Юго-Восточной Азии и Африки.

На развитие взаимоотношений СССР и стран мира на рубеже 70-80-х гг. негативное влияние оказала советская политика в Афганистане. В 1978 г. в Афганистане в результате военного переворота пришла к власти народно-демократическая партия (НДПА). Руководство НДПА обратилось к советскому руководству с просьбой оказания военной помощи революционному движению. В декабре 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска. Мировая общественность резко отрицательно расценила действия СССР в Афганистане. Отношения СССР со странами Запада резко ухудшились. Сенат США отказался ратифицировать подписанный с СССР договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2).

Таким образом, внешняя политика СССР в 1964-1985 гг. развивалась по пути от жесткой конфронтации с западным миром во второй половине 60-х гг. к разрядке международной напряженности в 70-е гг. и снова к обострению отношений в мире с конца 70-начала 80-х гг.

Обострение международной обстановки, падение авторитета CССР на мировой арене находились в тесной взаимосвязи с нарастанием общего кризиса в административно-командной системе.

Общество накануне перестройки. Неэффективность экономики, деформация общественно - политической жизни, социальная апатия населения вызвали озабоченность руководства страны.

Одним из первых, кто попытался вывести страну из состояния стагнации, грозившим кризису всей стране, был Ю.В. Андропов. В ноябре 1982 г. после кончины Л.И. Брежнева он был избран Генеральным секретарём ЦК КПСС. До этого Ю.В. Андропов в течение полутора десятилетий возглавлял Комитет государственной безопасности при Совмине СССР.

Широкий резонанс в обществе вызвали мероприятия нового руководителя, связанные с кадровыми перестановками в партийных и государственных структурах. Отстранялись от работы руководители ряда министерств, не обеспечившие запросы народного хозяйства, либо уличённые во взяточничестве. В аппарат нового лидера были привлечены новые партийные работники, в числе которых находился М.С. Горбачёв, руководитель аграрного сектора ЦК партии.

Пути преодоления экономических трудностей Ю.В. Андропов видел в совершенствовании руководства экономикой. Предполагалось расширить самостоятельность промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Большое внимание уделялось борьбе с коррупцией и бесхозяйственностью. Речь шла об устранении негативных явлений из жизни общества, о его демократизации. Подавляющее большинство советских людей поддерживало этот курс, направленный на наведение порядка в стране. Однако меры по наведению порядка в стране не привели к ощутимым результатам.

После смерти Ю.В. Андропова (апрель 1984 г.) пост Генерального секретаря ЦК партии занял К.У. Черненко. Новый Генеральный секретарь не стремился к проведению в стране каких- либо реформ.

Основные этапы перестройки

12 марта 1985 г. Генеральным секретарём ЦК КПСС стал М.С. Горбачёв. В расцвете сил, энергичный, обаятельный, с живым умом, М.С. Горбачёв был сразу встречен в обществе с большим энтузиазмом. Вскоре были проведены перемены в высшем руководстве страны: председателем Совета Министров стал Н.И. Рыжков, в состав Политбюро были введены Е.К. Лигачёв, В.М. Чебриков; секретарями ЦК стали Б.Н. Ельцин и А.Н. Яковлев. Министр иностранных дел А.А. Громыко был избран председателем Президиума Верховного Совета, а новым министром иностранных дел стал Э.А. Шеварднадзе.

Вскоре М.С. Горбачёв и его соратники выступили с инициативой "обновления социализма". Суть "обновления социализма" М.С. Горбачёв видел в соединении социализма и демократии.

Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС. Начало новому курсу было положено на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. На Пленуме была выдвинута задача достижения качественно нового состояния советского общества. Его составляющими были названы: научно-техническое обновление производства и достижение мирового уровня производительности труда, материальной и духовной жизни людей, активизация всей системы политических и общественных институтов. Главным средством для достижения этой цели должно было стать существенное ускорение социально - экономического развития общества, а главное - ускорение научно-технического прогресса, технической реконструкции народного хозяйства на базе новейших достижений науки и техники.

В феврале-марте 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС. В отчётном докладе М.С. Горбачёв подтвердил, что КПСС взяла курс на "перестройку", "радикальную реформу" экономики и "механизма" её функционирования. Суть реформы состояла в том, чтобы ослабить роль централизованного управления экономикой, предоставив больше возможности для инициативы отдельных предприятий. Но М.С. Горбачёв считал, что никакая экономическая реформа не пойдёт, если в неё не будет вовлечено всё общество. Поэтому следующим шагом должна была стать широкая "демократизация" страны, которая трактовалась как соблюдение государством политических и гражданских прав человека. Что касается КПСС, то она, несмотря на "руководящую роль", должна гарантировать обществу "гласность" при принятии ею решений.

Тогда ещё инициаторы перестройки не ставили задачи слома административно-командной системы, они хотели "обновить", "улучшить", "усовершенствовать" уже, как считалось, построенный в СССР "развитой социализм".

Реформа политической системы. В 1985 г. началась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения были наказаны ряд высших государственных деятелей.

Как средство борьбы с недостатками социализма стала проводиться политики гласности. Была снята цензура, с 1986 г. её роль была ограничена неразглашением "государственных тайн". На страницах газет, журналов печатались ранее запретные материалы, воспоминания; на телевидении устраивались дискуссии, "круглые столы". Общество стало размышлять о своей истории, насущных проблемах, искать дальнейшие пути развития. Началась реабилитация первой волны русской эмиграции (Н. Гумилёв, Г. Иванов, В. Ходасевич, В. Набоков), увеличился выход в свет ранее запрещённых изданий ("Реквием" А.А. Ахматовой, "Доктор Живаго" Б. Пастернака, "Софья Петровна" Л. Чуковской и др.), был снят запрет с творчества представителей "третьей волны" эмиграции, покинувших страну в 70-е гг.(И. Бродский, А. Галич, В. Некрасов, А. Солженицын и др.). Началась реорганизация различных творческих союзов, органов прессы, телевидения, театров. В мае 1986 г. председателем Союза кинематографистов был избран Э.Г. Климов. Вскоре на Учредительном съезде театральных деятелей сторонник реформ М.Ф. Шатров был избран его секретарём. Главными редакторами журналов стали: "Нового мира" - С.П. Залыгин, Г.Я. Бакланов - "Знамени", В.А. Коротич - "Огонька". С осени 1986 г. журналы стали печатать всё более смелые статьи.

На октябрьском 1987 г. Пленуме ЦК КПСС по настоянию М.С. Горбачёва было принято решение о "заполнении белых пятен" в истории СССР. При Политбюро ЦК КПСС создавалась Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий во главе с А.Н. Яковлевым. Комиссия начала работу по дополнительному изучению документов репрессированных в 30-х - начале 50-х гг. граждан. Были реабилитированы многие, осуждённые по процессам 30-х гг., в том числе Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, группа профессоров - экономистов и др. Чтобы способствовать моральной и политической реабилитации пострадавших в годы сталинский репрессий, возникло общество "Мемориал". Причём, реабилитация, как и в хрущёвские времена, велась без разбора, без внимательного изучения истинных обстоятельств дела. Были освобождены все политические заключённые.

Общество всё более охватывал эффект ниспровержения. Гласность привела к дискуссиям о таком феномене русской истории, как сталинизм, его истоках, роли личности И.В. Сталина, истории возникновения социалистического строя, о законности партийной власти. Причём, при оценке сталинского периода российской истории пользовались, прежде всего, моральным фактором.

Гласность из инструмента критики и "улучшения" социалистического строя стала превращаться в инструмент его разрушения.

С самого начала перестройки в стране были как сторонники, так и противники нового курса. Гласность привела к резкой поляризации общества. В 1987 г. возник конфликт между сторонниками и противниками реформаторского курса в высших эшелонах власти.

В сентябре 1987 г. секретарь Московского горкома партии Б.Н. Ельцин, пользовавшийся огромной популярностью, подал заявление о выходе из Политбюро, куда он входил в качестве кандидата, мотивируя это тем, что встречает много непонимания и противодействия в своей реформаторской деятельности. В октябре 1987 г. на октябрьском Пленуме ЦК Б.Н. Ельцин вновь поднял вопрос о своём выходе из Политбюро, на этот раз, по причине складывания "культа личности" вокруг М.С. Горбачёва. На самом деле у Б.Н. Ельцина уже складывалась своя политическая платформа. При обсуждении выхода Б.Н. Ельцина из Политбюро значительная часть участников Пленума буквально обрушилась него с обвинениями в предательстве. Б.Н. Ельцин был снят с поста секретаря Московского горкома КПСС, переведён на второстепенные посты, но именно в это время вокруг него стал возникать ореол мученика, который потом так помог ему в его дальнейшей политической карьере.

В то же время выявились серьёзные разногласия между М.С. Горбачёвым и одним из его ближайших сподвижников Е.К. Лигачёвым. Е.К. Лигачёв стал выражать несогласие с характером и размахом проводимых реформ. Расхождения между ними были и по поводу так называемых "белых пятен" в советской истории. 13 марта 1988 г. газета "Советская Россия" поместила статью ленинградской преподавательницы химии Нины Андреевой под заголовком "Не могу поступиться принципами". Статья, как полагают, была напечатана по прямому указанию Е.К. Лигачёва. Суть публикации была в том, что Н. Андреева открыто защищала И.В. Сталина, а авторов антисталинских произведений (драматурга М. Шатрова, писателя А. Рыбакова и др.) называла "фальсификаторами истории", которые заимствовали у Запада свою антисоциалистическую концепцию "гласности", чтобы подвергнуть полному пересмотру историю партии и советского общества. Письмо Н. Андреевой было напечатано целям рядом центральных газет. Только 5 апреля газета "Правда" опубликовала редакционную статью, в которой содержалась критика положений, выдвинутых Н. Андреевой. Острая полемика между сторонниками и противниками Н. Андреевой свидетельствовала о том, что раскол общества стал достаточно глубоким.

ХIХ Всесоюзная партийная конференция (28 июня-1 июля 1988 г.). Вопрос о необходимости глубокой реформы политической системы впервые за годы советской власти был поставлен на XIX Всесоюзной партийной конференции. На конференции вновь развернулась борьба между сторонниками и противниками перестройки. Но большинство делегатов поддержали М.С. Горбачёва и его сторонников. Конференция высказалась за необходимость экономической реформы. Её главным итогом стала резолюция о всеобъемлющей реформе государственной власти.

Согласно решениям XIX Всесоюзной партийной конференции учреждался высший орган власти - Съезд народных депутатов СССР, который должен был избираться тайно и по очень сложной системе. Часть депутатов избиралась по территориальным округам, часть - по национально-территориальным, а ещё одна часть - от признанных общественных организаций и от Академии Наук. В свою очередь Съезд народных депутатов избирал президента СССР и новый Верховный Совет, который должен был заниматься текущей законотворческой работой. 1-2 октября 1988 г. состоялась внеочередная сессия Верховного Совета, которая внесла в Конституцию необходимые изменения и приняла новый закон о выборах. Отныне выборы в Советы должны были быть тайными и проходить на альтернативной основе. Весной 1989 г. прошли выборы на I Съезд народных депутатов на новых избирательных принципах, большинство на них получили активные сторонники перестройки.

25 мая 1989 г. состоялось открытие I Съезда народных депутатов СССР. Уже в первый день его работы было принято решение о прямой трансляции со Съезда. На Съезде был сформирован Верховный Совет, председателем которого был избран М.С. Горбачёв. На Съезде группа радикально настроенных депутатов образовала политическую оппозицию КПСС под названием "Межрегиональная депутатская группа". В числе сопредседателей этой группы были А.Д. Сахаров, Ю.Н. Афанасьев, Г.Х. Попов и др. Эта группа стала бороться за отмену 6 статьи Конституции 1977 г. (эта статья впервые содержалась в Конституции 1936 г.) о руководящей роли КПСС. М.С. Горбачёву на время удалось сохранить руководящую роль КПСС. На II Съезде народных депутатов было принято решение не обсуждать этот вопрос. На III Внеочередном съезде народных депутатов (12-15 марта 1990 г.) были приняты поправки к Конституции об отмене 6 статьи. На III Съезде первым президентом СССР был избран М.С. Горбачёв.

В июле 1990 г. состоялся последний XXVIII съезд КПСС. К этому времени партия фактически раскололась на сторонников радикальных реформ, выступавших за превращение КПСС в партию парламентского типа, и так называемых "консерваторов", обвинявших М.С. Горбачёва в отказе от коммунистической идеологии. М.С. Горбачёв пытался удерживаться в центре, но центра по существу уже не было. На съезде Б.Н. Ельцин предложил переименовать КПСС в партию демократического централизма и разрешить в ней свободу фракций. Его предложение не встретило поддержки, тогда он объявил о своём выходе из КПСС. Примеру Б.Н. Ельцина последовали его сторонники. На съезде М.С. Горбачёв вновь был избран Генеральным секретарём, но это уже не играло никакой роли. Его авторитет стремительно падал. Полки магазинов оставались пустыми, в страну стала поступать западная гуманитарная помощь, по всей стране стали проходить митинги под лозунгами "Долой КПСС!".

Создание политических партий и движений. Отмена 6 статьи Конституции явилась стимулом для возникновения новых политических партий и движений. В течение нескольких месяцев в стране возникло множество различных партий. Советское общество начало становиться многопартийным.

Возникли партии демократической ориентации: Крестьянская, Аграрная, Народная партия России, Демократическая партия России и др. Они выступали за демократическое государство, за проведение экономических и политических реформ.

В результате раскола в рядах КПСС возникло несколько партий коммунистической ориентации: Коммунистическая партия РСФСР (КПРФ), Российская партия коммунистов (РКП), Российская коммунистическая рабочая партия. Они видели свою задачу в возврате к коммунистической идеологии, а также в усилении роли государства в экономике.

Возникли также партии социал-демократического направления.

Партии национально - патриотической ориентации (Республиканская народная партия России и др.) выступали за сильное государство и возрождение национального самосознания.

Партии попросту перенимали форму партий Запада и не имели социальной базы в обществе, зачастую они выражали амбиции некоторых самоутверждающихся деятелей. Ни одна из них не выражала интересов какого-либо слоя или движения. Время существования многих партий оказалось кратким. Они распадались одна за другой, тут же возникали новые.

Экономическая реформа. Темпы экономического развития страны замедлились уже в 70-е гг. Первое время новый Генеральный секретарь надеялся поправить экономическую ситуацию, используя административные рычаги - повышение дисциплины и ответственности и усиление централизованного управления экономикой.

Поэтому в экономической сфере продолжилась борьба с "нетрудовыми доходами" и взяточничеством, начатая ещё при Ю.В. Андропове.

В мае 1985 г. в стране была начата широкая антиалкогольная кампания. В некоторых районах было введено запрещение алкоголя. В Крыму и Армении, специализирующихся на производстве вина, некоторые руководители приказали вырубить целые плантации виноградников, создаваемых в течение десятилетий. Кампания была непродуманной и не учитывала отечественного и мирового опыта подобных мероприятий, и последствия её были негативными. Сразу же выросло подпольное изготовление спиртного. В итоге пьянство в обществе искоренить не удалось, но бюджету государства был нанесён ощутимый урон, так как продажа спиртного составляла один из важнейших источников дохода государственного бюджета.

О неблагополучном состоянии советской экономики свидетельствовал взрыв 26 апреля 1986 г. ядерного реактора на Чернобыльской АЭС. Подобной аварии в мировой практике не было, и власти в те трагические дни проявили полную беспомощность. Население на поражённой местности своевременно не было оповещено о произошедшем, службы Гражданской обороны действовали неэффективно, а в это время продолжался выброс радиоактивных веществ из горящего после взрыва реактора, что увеличивало количество человеческих жертв.

Экономическая ситуация продолжала ухудшаться. С 1988 г. заметно сократилось сельскохозяйственное производство, рост промышленного производства в 1989 гг. достиг нулевого уровня и сократился на 10% в первой половине 1991 г. Дефицит бюджета в 1988-1989 гг. достиг 100 млрд. руб. Стремительно нарастали инфляционные процессы. Чтобы смягчить воздействие инфляции на покупательную способность населения, государство и отдельные предприятия пошли на резкое увеличение в 1988 г. личных доходов. Но рост производства отсутствовал, личные доходы населения росли, и спрос на товары и услуги увеличивался. Вследствие этого товары на прилавках исчезали моментально, в магазинах выросли очереди. Чтобы удовлетворить спрос, государство увеличивало импорт на кредитной основе. В результате долги государства росли.

В течение долгого времени в советской экономической науке наблюдался застой, и учёные не могли предложить М.С. Горбачёву свежих и эффективных экономических идей. Реформирование экономики решено было начать с расширения сферы деятельности частного сектора и самостоятельности государственных предприятий.

19 ноября 1986 г. был принят закон об индивидуальной трудовой деятельности, позволявший частную деятельность более чем в 30 видах производства товаров и услуг. В том же году некоторые ведомства и предприятия получили право создавать совместные предприятия с иностранными фирмами. Уже весной 1991 г. в кооперативном секторе было занято 7 млн. граждан (5% активного населения). Но развитие частной инициативы сталкивалось с самыми различными трудностями: сопротивлением чиновничества, дефицитом материальных ресурсов, враждебным отношением (из-за высоких цен) населения. Правительство наталкивалось на трудности, пытаясь расширить сферу частной инициативы и в сельском хозяйстве. В 1988 г. сельские жители получили право брать землю в аренду на 50 лет и полностью распоряжаться произведённой продукцией. В марте 1988 г. было принято новое положение о колхозах, по которому площадь индивидуального участка и поголовье скота в личном подсобном хозяйстве отныне могли устанавливаться коллективом каждого колхоза.

Но эти меры не привели к возрождению духа предпринимательства у крестьян: к лету 1991 г. в хозяйствах арендаторов было только 2% возделываемых земель и 3% поголовья скота. Сказались и отсутствие техники у крестьян, и стремление местных властей подавить крестьянскую инициативу.

1 января 1989 г. вошёл в силу "Закон о государственном предприятии", по которому предприятия переходили на новые принципы: хозрасчёт и самофинансирование. Отныне предприятия могли сами планировать свою деятельность, получили право действовать напрямую с другими предприятиями, заключали контракты с поставщиками и потребителями.

Но эти меры по реформированию экономики успеха не приносили. Старые связи между производственными предприятиями рушились, но на смену им новые отношения не складывались. Правительство не смогло привести в действие новые рычаги грамотного управления экономикой. 1989 г. начались мощные забастовки шахтёров Кузбасса и Западной Сибири.

В 1989 г. группе видных экономистов - С.С. Шаталину, Н.Я. Петракову было поручено руководство Комиссией по проведению реформы. Были выработаны различные проекты реформы: один - под руководством директора Института экономики РАН Л.И. Абалкина, другой - группой специалистов из Госплана под руководством председателя Совета Министров СССР Н.И. Рыжкова. Оба эти проекта были обобщены и одобрены Съездом народных депутатов в декабре 1989 г. Малоизвестный экономист Г.А. Явлинский с помощью западных специалистов разработал свой проект "программа 500 дней", представлявший собой попытку решения экономических проблем посредством молниеносной акции: децентрализация экономики, перевод предприятий на аренду и приватизация. Эти меры, по замыслу Г.А. Явлинского, должны были реформировать советскую экономику в течение 500 дней. Дискуссия по поводу этих проектов превратилась в политическую борьбу. Программа Г.А. Явлинского "500 дней" была взята на вооружение Советом Министров РФ и противопоставлена проекту центрального правительства. С.С. Шаталин и Н.Я. Петраков поддержали программу "500 дней", Н.И. Рыжков с Л.И. Абалкиным поддерживали старый проект. Ректору Академии народного хозяйства при правительстве Российской Федерации академику А.Г. Аганбегяну было поручено найти приемлемое решение, но ему это не удалось. Экономическая реформа оказалась заблокированной.

Один из иностранных советников, при помощи которых разрабатывались проекты экономической реформы, заявил, что быстро поднять народное благосостояние можно только с приходом капитализма. Это была уже не перестройка, шла речь об изменении социального строя. Но М.С. Горбачёв был намерен сохранить социализм, он отказался от программы "500 дней".

Ситуация в экономике ухудшалась. Неудачные попытки реформирования экономики имели большие социальные издержки. Резко сократилось производство, уменьшились доходы населения, обострились жилищная, продовольственная, экологическая и др. проблемы. Многообразие форм собственности привело к появлению новых социальных категорий населения. Возникли социальные группы, владеющие средствами производства, сформировался слой граждан, владеющих значительным финансовым капиталом. Появилось понятие "новые русские".

В итоге "перестройка" ухудшила положение основных слоёв населения.

Раздел I

Развитие СССР и его место в мире в 80 – е годы XX века

Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной, культурной и социально-экономической политики.

При смещении Н. С. Хрущева с постов первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета министров СССР удалось избежать создания чрезвычайной ситуации, а сама процедура отставки формально не нарушала ни действующую Конституцию, ни партийный устав. Она проводилась гласно, при почти полном совпадении настроений правящей верхушки и простых граждан. Хрущев подписал заявление об отказе от всех постов, утвержденное пленумом ЦК 14 октября 1964 г. Доклад о решении Президиума сделал М. А. Суслов, сосредоточившийся лишь на личных качествах Хрущева, но обошедший его политические провалы. Сам первый секретарь ЦК КПСС не выступал, прений по докладу не открывали. Позднее Хрущев считал своей заслугой, что для его снятия потребовалось всего-навсего решение пленума, а не репрессии, как при Сталине.
Пленум избрал новых руководителей партии и правительства, которые не были столь авторитарны, как Сталин, или столь непредсказуемы, как Хрущев. Первым секретарем ЦК был избран Л. И. Брежнев, Председателем Совета министров СССР - А. Н. Косыгин.

Начало формы

«Косыгинская реформа»

Обвиняя Хрущева в волюнтаризме, новое руководство провозгласило научный подход к экономике. При этом столкнулись две линии: на применение экономических (рынок , хозрасчет, материальная заинтересованность предприятий и трудящихся ) и административных (улучшение хозяйственного механизма) методов.

Реформы, начатые в 1965 г. повысили степень экономической самостоятельности предприятий. Вводился хозрасчёт(метод хозяйствования, основанный на соизмерении затрат и результатов деятельности). Он предполагал сокращения количества нормативных плановых показателей. Предприятия получили возможность корректировать устанавливаемые им планы. Была введена система материального стимулирования производителей: в их распоряжении разрешалось оставлять часть прибыли, которая шла на расширение производства, материальное поощрение работников и социальное развитие.

Хотя нерешительность и консерватизм не позволили замыслу реформаторов раскрыться до конца, определенные достижения к концу 1960-х гг. были налицо. В сельском хозяйстве эффект от этих нововведений проявился уже в 1966 г.: доходы колхозов и совхозов выросли на 15%, что стимулировало и общий рост сельскохозяйственного производства.

Большим успехом можно считать завершение формирования единой энергетической системы СССР, что создало весомую предпосылку для интенсификации всего народного хозяйства страны. Советский Союз заметно повысил свою конкурентоспособность на внешнем рынке. Повысилось благосостояние народа. Появились отечественные автомобили, строительная и сельскохозяйственная техника, пассажирские самолеты, некоторые потребительские изделия, телевизоры, стиральные машины, холодильники и многие другие товары которые стали пользоваться спросом не только в социалистических, но и в ряде развитых капиталистических стран.

Вместе с тем коренного перелома в характере развития советской экономики не произошло: ее рост по-прежнему обеспечивался преимущественно не за счет заметного повышения производительности труда (интенсивности), а за счет вовлечения в производство все новых ресурсов (экстенсивности). Главная причина сложностей реализации реформы А. Н. Косыгина заключалась в противодействии преобразованиям со стороны консервативно настроенных руководителей.

Переход к «застою» был отмечен провозглашением курса на «совершенствование хозяйственного механизма». Внешне этот курс мало отличается от прежнего. Ставились те же задачи - развитие хозрасчета, материального стимулирования, обращение производства к нуждам трудящихся и т. д. Однако на практике это выразилось в усилении централизованного управления и возврата к показателям, ориентирующим на количественный, но не качественный рост производства . Между тем запросы людей постепенно росли и вступали во все более острое противоречие с возможностями отечественной экономики. Результатом этого стал хронический дефицит промышленных и продовольственных товаров, затрагивающий часто и товары первой необходимости. Уже в конце 1970-х гг. наблюдались отдельные попытки введения продажи некоторых видов продовольствия по талонам. В начале 1980-х гг. такая ситуация стала практически нормой для большинства регионов страны, включая большинство республик. «Островками» весьма относительного благополучия оставались Москва, Ленинград, столицы союзных республик и «закрытые» города, работавшие на оборонную промышленность, - Арзамас-16, Челябинск-40 и т. д.
Не последнюю роль в создании такой ситуации сыграли и сложившиеся диспропорции в советской экономике, связанные с усиливающейся гонкой вооружений .

К середине 1980-х гг. каждая третья тонна хлебопродуктов производилась из импортного зерна. Источниками валютных средств для закупок за рубежом становятся золотовалютные резервы, внешние займы и доходы от экспорта. Использование золотых запасов в брежневские времена было относительно редким явлением. Главная ставка была сделана на повышение прибыльности от внешней торговли. Проще всего завоевать себе место на внешнем рынке можно было с помощью вывоза топлива и полезных ископаемых.
Во время мирового экономического кризиса 1973 г. в результате повышения мировых цен на нефть в 20 раз, на сырье в 8-10 раз СССР получил значительные доходы. На выручку от продажи сырья и топлива закупались товары массового потребления и оборудование для их производства.
В связи с этим главным приоритетом промышленного развития в 1970-е гг. становится добывающий, в первую очередь топливно-энергетический, комплекс. В Западной Сибири еще в 1960-е гг. были обнаружены гигантские запасы нефти и газа. С 1969 г. специальным решением ЦК КПСС и Совета министров СССР начинается ускоренное развитие нефти - и газодобычи. За 10 лет объемы добываемой нефти выросли здесь в 10 раз. Одновременно стремительный рост происходил и в других отраслях сырьевого производства - угольной, лесопромышленной, добыче и обработке цветных металлов. Затраты на поддержание этих приоритетов постоянно росли, так как требовалось создание в глухих сибирских районах приемлемой социальной инфраструктуры, а главное, развитие транспортной системы. В 1974 г. практически с нуля начинается грандиозное строительство Байкало-Амурской магистрали, продолжавшееся 10 лет. Все эти мероприятия можно было бы рассматривать как полезные и положительные, если бы они проводились не за счет отставания тех отраслей, которые определяли научно-технических прогресс, - электроники, машиностроения, робототехники и др.
Таким образом, наряду со старыми проблемами накапливались новые, но стареющие советские руководители во главе с Брежневым предпочитали не доискиваться до глубинных причин происходящего, да и саму действительность воспринимали во все более искаженном виде.

Политический «застой».

С течением времени все большее развитие в СССР начинает приобретать номенклатура (перечень должностных лиц, назначение или утверждение которых относится к компетенции какого – либо органа власти) . Изначально этот социальный слой был достаточно ограничен - государственные служащие буквально поименно (номенклатурно) вносились в специальный список, попасть в который, по замыслу, могли лишь наиболее достойные. Список этот и назывался «номенклатура .
Номенклатура стала собирательным названием руководящего слоя. У номенклатуры формировались особые интересы, которые часто не совпадали ни с объективными государственными интересами, ни с интересами остальной части общества.

Вступление в политический «застой» определялось не только самим фактом бюрократизации системы власти и управления, но и чертами этой новой бюрократии. Если прежде партийные работники, государственные служащие и хозяйственные руководители в подавляющем своем большинстве были выходцами из простого народа, проявившими деловые способности, то в 1960-е, а особенно в 1970-1980-е гг. пополнение элиты происходило через особую систему отбора и подготовки кадров будущих руководителей: высшие партийные, комсомольские и профсоюзные школы, Академию общественных наук, Дипломатическую академию, попасть в которые можно было только по рекомендации влиятельных чиновников. Так производилась оценка пригодности потенциальных кадров не только для высшего звена, но и практически на всех уровнях. Она напрямую зависела от личных симпатий и политических расчетов руководителей

Бюрократия времен «застоя» характерна тем, что высшее руководство страны в большинстве своем стало состоять из очень пожилых людей. Средний возраст членов Политбюро достиг 68 лет. Многие из них страдали тяжелыми болезнями, в том числе и сам Брежнев, который в 1976 г. перенес инсульт. По свидетельству лечащего врача Е. Чазова, Л. И. Брежнев в последние годы своего правления превратился в немощного старика. В стране правила «Геронтократия» (власть стариков).

В ноябре 1982 г. Л. И. Брежнев скончался. Генеральным секретарем ЦК был избран Ю. В. Андропов.
С 1967 г. он являлся председателем КГБ СССР.

Личность Андропова отвечала интересам различных группировок внутри ЦК и Политбюро. Он четко обозначил приоритеты новой политики: «Хотя нельзя все сводить к дисциплине, но начинать надо именно с нее» (декабрь 1982 г.) . В первой половине 1983 г. развернулась давно не виданная кампания по укреплению трудовой дисциплины. В частности, устраивали облавы в кинотеатрах, банях, магазинах с целью выявления тех, кто находился там, в рабочее время. Советские граждане были шокированы масштабами выявленных злоупотреблений. Например, в ходе операции «Паутина» были доказаны многомиллионные хищения в торговле, которые имели массовый характер.
Уголовные дела были заведены на 15 тыс. должностных лиц, среди них более 2,5 тыс. руководителей крупных торговых организаций, включая Главное управление торговли Москвы. Широкий резонанс имели такие расследования, как «узбекское дело», обнаружившее многолетние масштабные махинации с хлопком, «краснодарское дело» (о коррупции в Краснодарском крае), «дело руководства МВД», затронувшее министра Н. А. Щелокова и его заместителя, зятя Брежнева Ю. М. Чурбанова. Ряд крупных руководителей приговорили к суровым наказаниям, некоторые покончили жизнь самоубийством. Борьба с коррупцией сопровождалась серьезным кадровым обновлением - в среднем более 30% партийных функционеров были вынуждены оставить свои посты.
Впервые за долгие годы прозвучали объективные оценки состояния советского общества, признания противоречий и накопившихся проблем. Надежду на обновление страны, возвращение политики государства к здравому смыслу и ответственности перед народом вызвала фраза Андропова «Мы не знаем общества, в котором мы живем». Это могло означать отказ от прежних благостных увещеваний в духе «развитого социализма», настрой на преобразования. Но правление Андропова продолжалось менее полутора лет. В феврале 1984 г. Ю. В. Андропов, страдавший множеством хронических болезней, скончался.
Главным результатом усилий Андропова стал импульс к преодолению «застоя» в сознании и мышлении советского общества.
Полным контрастом Андропову явился новый генеральный секретарь ЦК К. У. Черненко , ближайший друг и соратник Брежнева, критически настроенный по отношению к реформам.
Появление у власти такого человека указывает на то, что партийная бюрократия, сдав часть своих позиций под андроповским напором, мечтала о реванше и устранении угрозы своему спокойному существованию. Надежды на Черненко возлагали и сталинисты. Однако бесцветное и короткое правление престарелого и больного Черненко так и не позволило сбыться этим надеждам. В марте 1985 г. К. У. Черненко скончался.
Национальная политика

Национальные отношения в Советском Союзе вплоть до «перестроечных» времен принято было считать предметом гордости партийной и государственной политики.
Убедительным аргументом в пользу национальной терпимости и сближения народов СССР являлся рост числа этнически смешанных браков. К 1970 г. смешанные семьи составляли 13,5%, в 1979 г. - 14,9%, а в 1989 г. - 17,5%. Одновременно это указывало на рост интеграционных процессов внутри СССР, обусловленных экономическими факторами и движением кадровых ресурсов.
Доказательством формирования новой общности можно считать также распространение русского языка как языка межнационального общения. Например, по переписи 1926 г. число граждан нерусской национальности, считающих русский язык родным, зафиксировано 6,4 млн., в 1959 г. - 10,2 млн., в 1979 г. - 13 млн., в 1989 г. - 18,7 млн. Все это давало идеологам развитого социализма весомые основания считать выработанный курс на решение национального вопроса верным. В основу этого курса по-прежнему закладывалась идея достижения фактического равенства наций, народностей «с полным учетом их интересов, уделяя особое внимание тем районам страны, которые нуждаются в более быстром развитии». Другими словами, русские, как самая большая и в прошлом «угнетающая» нация, должны взять на себя ответственность за развитие всех наций Советского Союза, платя за это особо большую цену.

С конца 1960-х гг. в ряде союзных республик наметилась тенденция к «выдавливанию» русских. Некоторые руководители республик стремились искусственно повысить долю представителей «своих» национальностей в столицах и крупных городах путем привлечения туда выходцев из сельских районов. В результате, например, доля азербайджанцев в населении Баку, столице Азербайджанской ССР, увеличилась с 40% в 1969 г. почти до 70% в 1985 г. Те же процессы, правда, с гораздо меньшим размахом, шли в других республиках Закавказья, а также в Средней Азии, в Молдавии.

Отдельной проблемой в СССР был так называемый «еврейский вопрос». В июне 1967 г. в связи с Шестидневной войной, в ходе которой Израиль начал боевые действия с Сирией, Иорданией и Египтом, СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем. Резолюция Совета Безопасности ООН № 247 определила Израиль как страну-агрессор. В советских газетах началась мощная антиизраильская кампания. Однако победа Израиля вызвала рост национального самосознания среди советских евреев.
Через год после разрыва отношений с Израилем, 10 июня 1968 г., в ЦК КПСС было рассмотрено письмо, подписанное Ю. В. Андроповым и А. А. Громыко, в котором КГБ и МИД предлагали разрешить советским евреям эмигрировать из страны. Единственным основанием для эмиграции считалось воссоединение семей. Это не уменьшило количество желающих покинуть СССР, а, наоборот, стимулировало процесс эмиграции. Однако многие желающие эмигрировать, связанные с секретными работами, получали отказ.

Данный этап истории Советского Союза в силу разных причин совпал с нарастанием этнического самосознания у большинства народов СССР.
Однако отсутствие должной реакции на это со стороны центральной власти, а также социально-экономический и идейный кризисы способствовали тому, что этот процесс стал выливаться в примитивный национализм, «ревность» народов друг к другу, увлечение иллюзиями относительно своего, отдельного «национального рая».

Социальная сфера

В 70-е гг. несколько раз повышалась заработная плата . Были увеличены пенсии ветеранам войны и труда, инвалидам. За счет общественных фондов потребления обеспечивалось бесплатное образование (включая высшее), выплачивались стипендии студентам , оказывалось бесплатное медицинское обслуживание и льготное санаторно-курортное лечение, выплачивались пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Организовывался отдых рабочих, служащих и колхозников, обеспечивалась массовость физкультуры и спорта, оплачивались ежегодные отпуска, удерживалась на низком уровне квартирная плата, содержались детские дошкольные учреждения и т.д.

И все же в 70-е гг. жизненный уровень советских граждан начал падать. Это было связано с набиравшей силу инфляцией и отставанием в связи с этим роста заработной платы. Инфляция вызвала повышение розничных цен , причем не, только на престижные товары, но и на многие товары массового спроса.

Дефицит товаров и услуг в свою очередь порождал неудовлетворенный спрос, выражавшийся в накоплении денежных средств населения в сберегательных кассах. Ухудшилось обеспечение населения молочными, мясными и некоторыми другими видами продуктов.

Острой оставалась жилищная проблема. В 70-е гг. улучшали свои жилищные условия 105 млн. чел. В трудном положении оказались здравоохранение, народное образование, обострилась экологическая ситуация.

Советское общество все больше поражали социальная апатия, правовой нигилизм, экономические преступления..

Уравниловка в оплате труда стимулировала распространению психологии “маленького человека” (зарплату все равно выдадут независимо от того, как проработал, пусть другие “пашут”, начальству видней и т.п.).

Внутренняя политика

Сложно и противоречиво шел процесс развития политической системы советского общества.

В октябре 1977г . на всесоюзной сессии Верховного Совета СССР была принята новая Конституция СССР. В отличие от предшествующего Основного закона в новой Конституции проблема прав, свобод и обязанностей личности, взаимоотношений государства и личности была выделена в особую главу. Это являлось шагом вперед по пути признания и обеспечения прав личности. В тоже время статья 6 – я Конституции СССР закрепила руководящую роль КПСС в советском обществе. КПСС – «ядро политической системы».

Конституция СССР 1977 г. оказалась не в состоянии радикальным образом повлиять на улучшение правовой ситуации в стране, укрепить авторитет и силу закона в советском обществе. Тем временем в стране росло число правонарушений. К началу 80-х гг. приписки, хищения, взятки стали, по существу, массовыми явлениями, стремительно рос “черный” рынок. Капитал теневой экономики оценивались в 70-80 млрд. руб. Преступность стала приобретать организованный характер, шло сращивание уголовного мира с отдельными представителями аппарата власти.

К началу 80-х гг. КПСС, как правящая партия, оказалась фактически в кризисном состоянии и не могла противостоять негативным тенденциям, которые постепенно охватывали различные сферы жизни советского общества.

Образование, наука, культура.

В 1965-1985 гг. получили дальнейшее развитие образование, наука, культура, литература. Укреплялась материальная база учебных заведений, росло число выпускников.

На научные исследования выделялись значительные финансовые расходы. Открывались научно-исследовательские институты и центры.

Особенно впечатляющими были достижения советской науки в области теоретической и экспериментальной физики, прикладной математики, различных областях химии, биологии и других научных направлениях, результаты которых были тесно связаны с обороной и космической техникой. Так, в ноябре 1970г. советская автоматическая станция “Луна-17” доставила на Луну первый в мире самоходный космический робот-исследователь «Луноход-1

Развивалось советско-американское сотрудничество в области освоения космоса. Совместный полет в 1975г. космических кораблей “Союз” и “Аполлон” стал убедительным подтверждением научно-технологических возможностей каждой из стран.

В искусстве и литературе появились в этот период произведения, которые касались различных сторон жизни общества, вызывали повышенный интерес у зрителей и читателей.

В среде научной и творческой интеллигенции, верующих и некоторых национальных меньшинств появились целые группы несогласных с правящим режимом и открыто выступивших в защиту прав и гражданских свобод. Это движение потом стало называться диссидентским. Толчком к поляризации общественного сознания стал судебный процесс в феврале 1966 г. над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем, обвиненными за публикацию на Западе (под псевдонимами Абрам Терц и Николай Аржак) литературных произведений критической направленности. Процесс над писателями стал мощным катализатором диссидентского движения, различных форм гражданской активности. Он способствовал дальнейшему формированию в стране общественного мнения.

Диссиденты использовали различные формы протеста: составление “петиций” в адрес советского руководства, нелегальное печатное и распространение “самиздата ” (т.е. работ, изданных в бесцензурной печати), организация публичных выступлений на митингах, обращение к общественным движениям на Западе, публикация на Западе литературных произведений с антисоветской направленностью.

Против действий диссидентов органы власти предпринимали меры: одних арестовывали и судили, других помещали в психиатрические больницы, третьих депортировали за границу и лишали гражданских прав. Многие диссиденты эмигрировали.

Диссидентское движение не было многочисленным, насчитывало всего несколько сотен человек, в основном из сферы интеллигенции. Оно не имело мощной поддержки в советском обществе. И если это движение нашло определенное признание за рубежом, то благодаря деятельности таких широко известных личностей, как академик А.Сахаров и писатель А.Солженицин.

Тем не менее, диссидентское движение явилось отражением появившегося кризиса в духовной сфере . Обострение социальных проблем, разочарование в “коммунистическом созидании”, получившая распространение, в том числе на государственном уровне “двойная мораль”. Все это вело к апатии и безразличию граждан СССР.

Итак, к началу 80-х гг., несмотря на определенные подвижки в развитии отдельных отраслей народного хозяйства, кризисные явления все больше пронизывали экономику, социальную сферу, духовную жизнь советского общества.

Внешняя политика СССР.

Более тесное сотрудничество соц. стран осуществлялось в рамках организации Варшавского Договора (ОВД) и Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

В СЭВ входили 11 государств: СССР, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, Чехословакия и Югославия.

Темпы роста производства продукции в странах СЭВ был выше, чем в Европейском экономическом сообществе (ЕЭС), а по выплавке металла, добыче угля, производству электроэнергии СССР занимал первое место. Вместе с тем, качество продукции оставалось невысоким, степень обеспеченности потребительскими товарами населения стран СЭВ, уровень их жизни были несопоставимы с западными стандартами.

В общественно-политической жизни восточно-европейских стран после венгерских событий 1956 г. процессы демократизации приобрели более последовательный характер. В то же время, если эти процессы выходили за рамки “социалистического пути развития”, становились непредсказуемыми, следовали карательные меры. Так, правительство Чехословакии, взявшее курс на демократизацию общества, внедрение элементов рыночной экономики, построение “социализма с человеческим лицом”, пошло значительно дальше предписываемых рамок. Это вызвало резкое недовольство со стороны политического руководства СССР.

В Чехословакию в августе 1968г . были введены войска стран участниц Варшавского Договора. Эта акция вызвала осуждение большинства государств мировой общественности, в том числе со стороны международного коммунистического движения. Ее рассматривали как акт неприкрытой агрессии против суверенной Чехословакии.

Отношения Восток-Запад продолжали развиваться в русле “холодной войны”. Тем не менее, со второй половины 60-х гг. здесь наметились позитивные подвижки.

С 1970г. начался период, который вошел в историю как период разрядки международной напряженности. В потеплении международного климата были заинтересованы как Запад, так и Восток. США вели с 1964 г. войну во Вьетнаме. Им необходимо было посредничество Советского Союза, чтобы уйти оттуда с наименьшими потерями. СССР, находясь перед лицом нараставшей грозы со стороны Китая, нуждался в улучшении отношений с Западом. Экономически интересы стран Запада и Востока также требовали улучшения взаимных отношений. В частности, в конце 60-х гг. капиталистические страны Запада охватил энергетический кризис, а Советский Союз являлся крупнейшим экспортером энергоносителей. Продажа нефти и газа западным странам позволяла СССР развивать с ними взаимовыгодную торговлю. Наконец, к началу 70-х гг. между СССР и США установили паритет в военной области, наступила, по признанию американского президента Р. Никсона “Эра переговоров ”. И на Западе и на Востоке росло понимание недопустимости ядерной войны, в мире ширилось антивоенное движение, с которым правительство не могли не считаться.

В 1972 г. были подписаны Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1 ); в 1973г. - Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны, в 1974 г. - Договор об ограничении подземных испытаний ядерного орудия и др. Эти соглашения не означали прекращения гонки вооружения, но они перекрывали ее некоторые, наиболее опасные направления. Нормализации обстановки в центре Европы способствовали подписанные договоры ФРГ с Польшей, Чехословакии, четырехсторонне соглашение СССР, США, Великобритании и Франции по Западному Берлину. В 1972г. был подписан мирный договор между СССР и ФРГ. В последующие годы политическое и экономическое сотрудничество между СССР и ФРГ развивалось по восходящей линии.

В 1973г. было заключено соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме.

Пиком разрядки явилось состоявшееся в августе 1975 г. в столице Финляндии Хельсинки совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе. Его итогом стало принятие “Заключительного акта”. Этот документ подписали 33 европейских государства, а также США и Канада. “Заключительный акт” регламентировал основные принципы взаимоотношений между государствами. Он зафиксировал и узаконил положение, сложившееся в послевоенной Европе.

Однако и в годы разрядки противостояние двух военно-политических блоков (ОВД и НАТО) продолжалось, начался новый виток гонки вооружений.

В эти годы не всегда продуманной была политика Советского Союза в отношении стран “третьего мира”. Военно-блоковая логика, стратегия увеличить число союзников, вели к неразборчивости в выборе политических партнеров, к установлению союзнических отношений с режимами диктаторского типа. Такую же блоковую политику проводили и США, поддерживал антидемократические режимы, провозглашавшие антикоммунистические и антисоветские ориентиры. Блоковые действия СССР и США порождали бесчисленные конфликты, дестабилизировали международную обстановку.

К концу 70-х гг. изменилась и экономическая ситуация. В Советском Союзе замедлились темпы экономического роста. В торговле с Западом наша страна все больше выступала в роли страны “третьего мира”, продающей сырье и энергоносители в обмен на машины и оборудование, потребительские товары и продукты питания. Однако по мере того, как страны Запада переходили на энерго- и ресурсосберегающие технологии, их заинтересованность в торговле с СССР стала падать.

Начало резкому обострению международной обстановки, возвращению к политике “холодной войны” положило решение Советского руководства о вводе ограниченного контингента советских войск вАфганистан в декабре 1979г. для оказания “интернациональной помощи” афганской революции. Это ошибочное решение было воспринято на Западе как отказ от разрядки. США отказались ратифицировать Договор ОСВ-2, подписанный между СССР и США в 1979г., предприняли экономически санкции против СССР, бойкотировали Олимпийские игры в Москве(1980) . Угрозу в действиях СССР увидели Китай, Иран, Пакистан. Советский Союз оказался в международной изоляции.

На Западе, особенно в США, началась мощная антисоветская компания. Развернулись работы по созданию системы противоракетной космической обороны (СОИ ). Гонка вооружений набрала новый виток, грозила принять непредсказуемые масштабы и последствия.

Во внешней политике Советского Союза наряду с успехами имели место ошибки, просчеты, граничащие с авантюризмом, что привело к неудачам и утрате многих достижений, серьезному обострению международной обстановки к началу 80-х гг.

Таким образом, “развитой социализм” о котором так много писали и говорили в 70-е гг. оказался на деле началом кризиса социализма в СССР.

Перестройка 1985 – 1991 гг.

Экономическая политика М. С. Горбачева .

10 марта 1985 г. скончался генеральный секретарь ЦК КПСС К. У. Черненко. В тот же день состоялась недолгая (получасовая) встреча старейшего члена Политбюро министра иностранных дел А. А. Громыко и секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева - самого молодого из членов Политбюро. Они условились «взаимодействовать». 11 марта прошло заседание Политбюро. Первым слово взял Громыко и предложил на пост генерального секретаря кандидатуру Горбачева. Все члены Политбюро поддержали это предложение, и в тот же день пленум ЦК КПСС единогласно избрал М. С. Горбачева руководителем партии.
Горбачев унаследовал страну с огромным комплексом внутриполитических и внешнеполитических проблем. Шла изнурительная война в Афганистане. На поддержание военного паритета с США уходило около 40% всех ресурсов страны. Экономика СССР уже несколько лет держалась только за счет широкой продажи сырья. Ключевым звеном Горбачеву представлялась проблема темпов экономического роста.
Ситуация стала кризисной к 1980-м гг. Когда, Горбачеву принесли разметку, на очередную пятилетку, там предусматривался рост в 2,8% в год. Горбачев, положил в основу политики, идею ускорения развития , т. е. повышение темпов экономического роста. За 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в 2 раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3-2,5 раза. Руководство страны обещало также проводить социальную политику, основанную на принципах социальной справедливости. Было выделено две приоритетные проблемы - продовольственная и жилищная . Продовольственную проблему предполагалось решить к 1990 г., жилищную по принципу «каждой семье благоустроенную отдельную квартиру» - к концу XX в.

Политическая реформа

Администрация Горбачёва пришла к выводу, что экономическим реформам мешает старая политическая система, сопротивление номенклатуры. Это побудило его попытаться опереться на активность масс. Таким образом, не завершив экономические преобразования, руководство страны перешло к политической реформе. Была поставлена задача реформировать «механизм торможения»
Старт конституционной реформе, ставшей центральным звеном политических преобразований, дала XIX Всесоюзная партийная конференция (28 июня-1 июля 1988 г. В соответствии с решениями этой конференции учреждается новый высший орган законодательной власти – Съезд народных депутатов СССР . Выборы депутатов стали проводится на альтернативной основе. Однако главным решением конференции стало предложенное Горбачевым и включенное в резолюцию «О демократизации» положение о совмещении должностей председателей Советов и первых секретарей соответствующих партийных комитетов снизу доверху. Лично ему оно позволило, совместив должности генерального секретаря и председателя Верховного Совета СССР, контролировать всю вертикаль партийно-государственной власти.
В октябре 1988 г. М. С. Горбачев совместил должности генерального секретаря ЦК КПСС и председателя Президиума ВС СССР. 29 ноября 1988 г. по его докладу внеочередная XII сессия ВС СССР приняла два закона: «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР». Согласно этим законам кардинально перестраивались высшие органы власти Советского Союза.
Высшим органом государственной власти становился Съезд народных депутатов (СНД). Съезд из своего состава избирал Верховный Совет, как постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти (он состоял из двух равных по численности и правам палат: Совета Союза и Совета Национальностей. На I Съезде (25 мая - 9 июня 1989 г) М.С. Горбачёв был избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР, председателем Совета Министров СССР стал Н. И. Рыжков. На Съезде появилась первая оппозиция Межрегиональная депутатская группа (МДГ) во главе с Б.Н. Ельциным и А.Д.Сахаровым.
В декабре 1989 г. состоялся II Съезд
народных депутатов. На Съезде депутаты осудили пакт Молотова – Риббентропа, заключённого в 1939 году, приняли решение о выводе советских войск из Афганистана. Решения II Съезда народных депутатов завершили первый этап конституционной реформы в СССР, в ходе которого шел постепенный переход власти от партии к Советам, от ЦК КПСС к Верховному Совету СССР. Старая площадь уступала место Кремлю.

Экономическая политика правительства, определенная в 1988 г. дала свои первые результаты в 1989 г. - произошел обвал экономики. Дефицитом стало все. Между республиками, краями, областями, городами началась «экономическая война» по поводу товарных запасов.
За первые семь месяцев 1989 г. забастовки прошли более чем в 500 трудовых коллективах. С июля 1989 г. в важнейших угольных районах страны - Кузнецком, Донецком и Печорском бассейнах прокатилась волна стачек. Затем стачки периодически возникали в разных городах. Сначала они ограничивались экономическими требованиями, но в июне 1990 г. на съезде в Донецке был образован Независимый профсоюз горняков, и было решено объявить всеобщую политическую забастовку. В октябре - ноябре состоялась всеобщая стачка шахтеров Воркуты с требованиями действительной передачи власти Советам, земли крестьянам, фабрик рабочим.
Внеочередной III Съезд народных депутатов СССР внес радикальные изменения в политическую и экономическую системы общества. 12 марта 1990 г. с докладом «О внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР и учреждении поста Президента» на съезде выступил А. И. Лукьянов. Он предложил изменить форму государственного строя, сложившегося в стране после 1917 г., резко ограничить власть Советов, передав ее вновь учреждаемому институту Президента. Съезд народных депутатов СССР 14 марта 1990 г. принял Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР». В политической сфере основные положения Закона сводились к следующему:

· учреждался институт сильного президентства;

· устранялась норма статьи 6 Конституции о руководящей ролиКПСС как ядро политической системы;

· вводилось положение о многопартийности.

Делегаты съезда избрали первого Президента СССР М. С. Горбачева. Попытки провести выборы на альтернативной основе были блокированы. Самовыдвиженец А. Оболенский был отведен на этапе составления списка кандидатов, кандидаты Н. Рыжков и В. Бакатин взяли самоотвод.
В конц

С началом перестройки во внешней политике СССР произошли серьезные изменения. В ее основу легла философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления. Эта концепция провозглашала отказ от классово-идеологической конфронтации, исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе взаимосвязанных государств все глобальные проблемы: ядерного разоружения, экологии, медицины и т.д. можно было решить только совместно, исходя из признания:

а) приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми;

б) перехода от конфронтации к диалогу, как основной форме международных отношений;

в) деидеологизации международных отношений;

г) строгого уважения права каждого народа на свободный выбор своей судьбы;

д) понимания невозможности военного решения межгосударственных споров и поиска баланса интересов.

В заявлении М.С. Горбачева от 15 января 1986 года, в подписанной им Делийской декларации (ноябрь 1986 года), в выступлении на XXVII съезде КПСС подчеркивалось признание советским руководством приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, приверженность новому политическому мышлению, мирному разрешению конфликтов, разоружению.

Важнейшими событиями стали вывод советских войск из Восточной Европы, прекращение войны и вывод советских войск из Афганистана. Центральным стержнем советской внешней политики продолжали оставаться советско-американские отношения. За эти годы состоялось несколько встреч президента М.С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом и Дж. Бушем. В 1987 году был подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Летом 1991 года было подписано соглашение о значительном сокращении стратегических наступательных вооружений. Через несколько месяцев стороны обменялись новыми инициативами в области разоружения.

В марте 1989 года во время визита М.С. Горбачева в Китайскую Народную Республику были нормализованы советско-китайские отношения. В начале 1991 года во время войны в Персидском заливе СССР вместе со странами мирового сообщества осудил действия Ирака. За многие десятилетия это был первый случай, когда СССР выступил на стороне ведущих стран мира против своих бывших союзников, хотя и не принял участия в военных действиях. Летом 1991 года впервые на ежегодную традиционную встречу лидеров семи ведущих стран был приглашен и советский Президент. На встрече обсуждались меры по оказанию помощи СССР по преодолению экономического кризиса и переходу к рыночной экономике. Ухудшение внутриэкономического положения заставило советское руководство идти на большие, часто односторонние, уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической поддержки.

С ликвидацией Совета Экономической Взаимопомощи значительно сократился объем внешней торговли. Прекратились поступления товаров легкой и пищевой промышленности от европейских социалистических стран, составлявшие значительную часть внутреннего товарооборота СССР. Отрицательное сальдо внешней торговли увеличилось в 1990 году в 2,9 раза по сравнению с 1989 годом. Гуманитарная помощь продуктами и медикаментами, составившая 26 тыс.т. к январю 1991 года, не смогла спасти положение. Наряду с позитивными процессами, "перестройка" во внешнеполитической сфере привела к разрыву связей с бывшими союзниками из социалистических и освободившихся стран, к свертыванию экономических и торговых отношений с ними, что еще более увеличило внутренние трудности, способствовало углублению экономического и политического кризиса .

Прекращение "холодной войны" вместе с разрушением Берлинской стены и ликвидацией Организации Варшавского Договора не привели к желаемому всеобъемлющему миру на основе "нового политического мышления". Военно-политический блок НАТО, созданный для войны с СССР, не только не был распущен, но еще более укрепился. Внутри страны начались вооруженные конфликты. Военно-политическая обстановка осложнилась.

На 23 съезде КПСС в марте 1966г. были приняты решения, подтверждающие довольно жесткий внешнеполитический курс СССР. Мирное сосуществование оставалось целью советской политики, но приоритет получало соревнование двух систем и укрепление социалистического лагеря.

Одной из первоочередных задач внешней политики этого периода была нормализация отношений между Востоком и Западом. Летом 1966г. впервые за послевоенный период Москву посетил с визитом президент Франции Ш.де Голль. Сотрудничество двух стран подтверждалось подписанием в 1971г. ряжа соглашений Л.И.Брежневым и новым президентом Франции Помпиду. Советская сторона надеялась, что сближение с Францией будет способствовать решению германского вопроса, который оставался одним из главных. В 1969г. федеральным канцлером ФРГ стал В.Брандт, стремившийся наладить отношения с Востоком. Переговоры с Советским Союзом в Москве в 1970г. привели к заключению договора, в котором страны отказывались от применения силы в отношениях между собой. Были признаны послевоенные границы. 21декабря 1972г. ФРГ признала ГДР. Оба германских государства были приняты в ООН.

Важнейшим событием 70-х. гг. явилось возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. Начиная с визита президента Р.Никсона в Москву в мае 1972г. и до 1975г мир жил в атмосфере разрядки напряженности. Политика разрядки состояла из экономических соглашений и соглашений об ограничении ядерных вооружений. В 1971 1976гг. общий объем советско-американской торговли увеличился в 8 раз, в основном за счет закупок СССР зерна.

В 1969г. СССР и США достигли паритета по числу межконтинентальных ракет. 26 мая 1972г. в Москве был заключен временный договор, названный ОСВ-1, который ограничивал для обеих сторон число межконтинентальных баллистических ракет и ракет, запускаемых с подводных лодок. В 1978г. был заключен ОСВ-2, были подписаны также договоры об ограничении подземных ядерных испытаний, о противоракетной обороне и т.д.

В 1975г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе лидеров 33 европейских стран и Канады. Подписанные там документы утверждали 10 принципов во взаимоотношениях государств – участников: суверенное равенство государств, их территориальная целостность, нерушимость границ, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Начиная с 1973г. возобновились переговоры между странами Варшавского договора (Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии, Албании) и НАТО о сокращении вооруженных сил в Европе. Переговоры очень скоро зашли в тупик. Смертельный разрядке был нанесен вводом советских войск В Афганистан в декабре 1979г. Наступили новые заморозки. «Холодная война» возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатические скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой половине 80-х гг. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик. Введение советских войск в Афганистан положило начало длительному военному конфликту, в котором СССР понес большие человеческие, материальные, моральные потери. Это была грубейшая ошибка, трагические последствия которой напоминают о себе до сих пор.

Непросто складывались отношения СССР и со сторонами социалистического лагеря. Здесь основной задачей было устранить угрозу распада лагеря и теснее сплотить его в политическом, военном и экономическом отношениях. Еще до 23 съезда КПСС Советский Союз предпринял ряд шагов к нормализации отношений и сближению с Китаем, Румынией, Кубой, Северной Кореей и Северным Вьетнамом. Но из за конфликтов между этими странами и жесткой позицией их компартий добиться стабилизации не удавалось. В июне 1967г. осложнилось положение в Чехословакии из-за экономических срывов и политических репрессий. Осенью оппозиция властям усилилась – начались забастовки и массовые демонстрации. В ночь на 21 августа 1968г. войска пяти стран – участниц ОВД (Албания, Болгарией, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия) вступили в Чехословакию». Пражская весна» (период политической либерализации в Чехословакии) закончилась. В мае 1970г. был подписан договор о союзе с СССР. Помимо ОВД и СЭВ (сове экономической помощи) на протяжении 60 -70 гг. было создано около 30 межгосударственных учреждений для координации работы промышленности, транспорта, различных отраслей производства.

Билет № 31. «Перестройка» второй половины 80-х годов в СССР: причины, этапы, основные направления. К середине 80-х годов СССР оказался в состоянии глубокого экономического, политического и социального кризиса системы. Произошло падение темпов роста в промышленности и производительности труда. Сложилась кризисная ситуация в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с понижением мировых цен на нефть). Экономический застой компенсировался большим удельным весом военных затрат в бюджете. Для экономики был характерен остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. Реальные доходы на душу населения в начале 80-х гг. (по сравнению с 1966-1970 гг.) уменьшились в 2,8 раза. Смена власти (Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко) еще более подрывала авторитет и доверие к ее представителям не только со стороны граждан СССР, но и мирового общественного мнения. К середине 80-х годов несостоятельность сверхдержавных претензий СССР стала очевидной. Его союзниками в основном были слаборазвитые государства “третьего мира”. Бессилие советской военной мощи демонстрировала и зашедшая в тупик афганская авантюра. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран мира, в которых к тому времени осуществлялся переход к информационному (постиндустриальному) обществу.Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований (перестройки) относится к апрелю 1985 г. Как обычно инициатива этого процесса исходила “сверху” и была вызвана новой расстановкой сил в высших эшелонах власти. Лидером начавшихся преобразований выступил новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев. Новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы. Идеология перестройки претерпела определенную эволюцию: от задачи совершенствования социализма и необходимости его ускорения к признанию Горбачевым некоторых либерально-демократических ценностей: разделения властей, парламентаризма, гражданские и политические права человека. Ставилась задача создания в СССР гражданского (правового) общества. В 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе. Это открыло возможность для формирования легальной многопартийности в СССР. Вводились альтернативные выборы народных депутатов СССР. Наметилась тенденция производственной демократизации. Составной частью политической реформы стало создание института президента в СССР. III Съезд народных депутатов (март 1990 г.) избрал Президентом СССР М.С. Горбачева. 12 июня 1991 г. в результате выборов на альтернативной основе президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин. В условиях нестабильного положения и усиления центробежных сил одной из важнейших задач М.С. Горбачева стала проблема реформирования СССР и заключения нового соглашения между республиками. Ключевым понятием в стратегии экономических реформ М.С. Горбачева являлось ускорение производства средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса. Приоритетной задачей в этом смысле было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. Одновременно упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом). Концепция ускорения не дала ожидаемого эффекта. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения. С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности и в сельском хозяйстве.Итоги. В период перестройки (1985-1991 гг.) в советском обществе была окончательно разрушена система тоталитарного режима. Общество стало открытым внешнему миру. На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность, начали формироваться элементы гражданского общества. Однако экономические реформы эпохи М.С. Горбачева провалились, а к концу 80-х гг. коммунистические реформаторы окончательно исчерпали свой творческий потенциал. В результате вслед за очищением социализма от тоталитаризма последовал крах самой социалистической системы. Крушением СССР завершился горбачевский период перестройки.