Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Межнациональные браки презентация. Нации и межнациональные отношения презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему. Тенденции в развитии национальных отношений

1 слайд

МЕЖЭТН ИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАССЕ. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ. СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ- УЧИТЕЛЬ ИЛЬИНСКОЙ ШКОЛЫ. [email protected]

2 слайд

Проверим себя! Студент выписывал наиболее сложные понятия и их определения на отдельные карточки. Накануне зачета по социологии он не смог найти карточки, на которых был записан ряд понятий. Помогите ему восстановить потерянные записи. Зпишите понятия, определения которых приведены ниже: 1) осознание людьми своей принадлежности к определенному этносу, своего единства и отличия от других по добных образований; 2) идеалы данной этнической общности, являющиеся одним из источников мотивации ее поведения;

3 слайд

3) исторически сложившаяся социально-экономиче ская и духовная общность людей, которая возникает в период становления капитализма, усиления экономических связей, образования внутреннего рынка; 4) свойственный данному этносу способ мышления, умонастроение, предрасположенность мыслить и чувствовать, действовать и воспринимать мир определенным образом;

4 слайд

5) принадлежность человека к определенной этнической общности; 6) исторически сложившаяся на определенной территории общность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры, психики; 7. элементы социально-культурного наследия, сохраняющиеся в данной этнической общности в течение длительного времени.

5 слайд

Проверим себя! Студент выписывал наиболее сложные понятия и их определения на отдельные карточки. Накануне зачета по социологии он не смог найти карточки, на которых был записан ряд понятий. Помогите ему восстановить потерянные записи. Назовите понятия, определения которых приведены ниже: 1) Этническое самосознание 2 Ментальность; 3) Нация 4) Ментальность; 5) Национальность 6) Нация 7) Традиция

6 слайд

«Когда могущество государства и нации объявляется большей ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, все для нее уже подготовлено духовно и материально, и она в любой момент может возникнуть» Н.А. Бердяев Насколько прав философ? Не слишком ли пессимистическую картину он нам рисует?

7 слайд

Этнология Этнология - наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности

8 слайд

9 слайд

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ- ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЭТНОСАМИ (НАРОДАМИ), ОХВАТЫВАЮЩИЕ ВСЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ИНТЕГРАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

10 слайд

11 слайд

12 слайд

НАРЯДУ С ТЕНДЕНЦИЕЙ К МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ, ПРОСЛЕЖИВАЮТСЯ И ПРОЦЕССЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

13 слайд

СУЩЕСТВУЮТ РАЗЛИЧНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ. МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ ПОРОЖДАЮТСЯ НЕ СУЩЕСТВОВАНИЕМ ЭТНОСОВ А ПОЛИТИЧЕСКИМИ, СОЦИАЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ, В КОТОРЫХ ОНИ ЖИВУТ И РАЗВИВАЮТСЯ- ПРИМЕР- ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБИДЫ(ПОЛЬША, ЧЕЧНЯ)

14 слайд

15 слайд

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ- БОРЬБА ЗА ИЗМЕНЕНИЕ ГРАНИЦ, ЗА ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ДРУГОМУ («РОДСТВЕННОМУ» С КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ) ГОСУДАРСТВУ, ЗА СОЗДАНИЕ НЕЗАВИСИМОГО ГОСУДАРСТВА ПРИМЕРЫ– КОСОВО, ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ, АБХАЗИЯ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ- БОРЬБА ЭТНОСОВ ЗА ОБЛАДАНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ, МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ- ЗЕМЛЕЙ, НЕДРАМИ. ПРИМЕР- ШОТЛАНДИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ- ТРЕБОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО РАВНОПРАВИЯ, РАВЕНСТВА ПЕРЕД ЗАКОНОМ, В ОБРАЗОВАНИИ, ОПЛАТЕ ТРУДА. ПРИМЕР- ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ НА «ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ. КУЛЬТУРНО- ЯЗЫКОВЫЕ ПРИЧИНЫ– ТРЕБОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА, КУЛЬТУРНОЙ ОБЩНОСТИ. ПРИМЕР- ПРИБАЛТИКА.

16 слайд

ИДЕЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ ПРИВОДИТ К ГЕНОЦИДУ- ИСТРЕБЛЕНИЮ ТАК НАЗЫВАЕМЫХ НЕПОЛНОЦЕННЫХ НАРОДОВ: ГЕНОЦИД АРМЯН. ХОЛОКОСТ ВОЙНА НА БАЛКАНАХ В 90 Г. 20 ВЕКА,

Нации и межнациональные отношения

  • Разработала:
  • Преподаватель обществознания ГБОУ СПО «Московского областного колледжа информационных технологий экономики и управления»МО Зайцева О.Ю.
Ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими. Готхольд Эфраим Лессинг
  • На Земле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племен. Среди них есть многочисленные и малонаселенные, последних называют этническими меньшинствами. Все они входят в состав почти 200 государств. Нетрудно сообразить, что наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих государств немало таких, которые являются многонациональными.
  • Факты. Общепризнано, что Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. В преобладающем большинстве народы страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории страны сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.
Этнология
  • - наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды.
Первой формой объединения людей был РОД
  • Коллектив кровных родственников
  • Ведет происхождение от общего предка
  • Носит общее родовое имя
  • Счет родства ведется по материнской или отцовской линии
  • Возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита
Следующей формой организации людей после рода было? ПЛЕМЯ
  • Тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытного строя
  • Каковы признаки племени?
  • Признаки:
  • - кровнородственные связи
  • - общность территории, элементов хозяйства, самосознания, обычаев и культов
  • - самоуправление
После племени возникла? Н А Р О Д Н О С Т Ь
  • Исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей
Назовите наиболее развитую историко-культурную общность людей Н А Ц И Я
  • Автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам
Каковы признаки нации? Признаки нации
  • В Швейцарии 4 равноправных языка (немецкий,
  • французский, итальянский, ретороманский),
  • однако швейцарцы – единая нация
  • Англичане и американцы говорят на одном языке,
  • но это разные нации
  • Общность исторического пути
  • - историческая память
  • - национальная культура
  • Национальность – принадлежность человека к той или иной нации
Признаки нации
  • Национальное самосознание
  • необходимо сохранять свою неповторимость и уникальность
  • обогащать свою культуру контактами
Тенденции в развитии национальных отношений
  • Дифференциация
  • стремление к саморазвитию,
  • национальной самостоятельности,
  • развитию национальной культуры.
  • Интеграция
  • расширение связей между различными нациями, тенденция к восприятию всего лучшего, что создано другими народами.
Межнациональные конфликты- конфликты между представителями этнических общин, обычно проживающих в непосредственной близости в каком-либо государстве. Какие Вам известны примеры межнациональных конфликтов из курса истории? фашисты и евреи
  • Фашистский диктатор Гитлер, придя к власти в Германии в 1933 году, сделал частью государственной политики уничтожение еврейского населения
  • С 30-х годов и за период Второй мировой войны было расстреляно, сожжено и уничтожено в концлагерях (Треблинка, Освенцим, Бухенвальд) около 6 млн. человек – почти половина всего еврейского населения
  • Эту величайшую трагедию называют теперь греческим словом Холокост, которое означает «всеуничтожение через сожжение»
Израиль и Палестина
  • В ноябре 1947 ООН приняло решение создать в Палестине, английской мандатной территории, еврейское и арабское государства – Израиль и Палестину.
  • У евреев не было своего национального государства, сыграла роль в принятии этого решения и политика притеснения фашистами евреев во Второй мировой войне.
  • Соседние арабские государства в штыки восприняли решение ООН
  • Май 1948 года – провозглашение создания Израиля
  • С этого времени начинается конфликт, продолжающийся и по сей день
  • Палестина не имела своего собственного государства
  • Ясир Арафат – лидер Палестины вместе с движением «Фатх» начал борьбу за обретение национальных границ, к середине 90-х годов при помощи посредничества европейских государств удалось добиться создания Палестинской национальной автономии
  • В это же время, на одной из международных конференций при посредничестве США удалось добиться решения от Израиля, что 7% своей территории они отдадут арабам, фактически 4% территории было занято военными сооружениями и техникой
  • Осенью 2000 года обострился конфликт, договоренность о прекращении конфликта, достигнутая на встрече мировых лидеров с противоборствующими сторонами в Шарм-аль-Шейхе (Египет) была нарушена на следующий день. Израильтяне выдвинули лозунг «Дайте армии победить». В ответ палестинцы пообещали «открыть израильтянам дорогу в ад»
Югославия и Албания
  • В начале 90-х годов в связи с перестройкой в СССР, провозглашенной Горбачевым, страны Восточной Европы освобождаются от коммунистического влияния
  • Югославия в начале 90-х – симбиоз различных современных государств (Словения, Хорватия, Македония, Босния, Герцеговина, Сербия, Черногория)
  • Лидером Сербии в то время был С.Милошевич, который старался сохранить доминирующие позиции его республики в союзном государстве
  • В 1991 провозгласили свою независимость Словения, Хорватия, Македония
  • Весной 1992 в Боснии и Герцеговине началась война между населявшими ее сербами, хорватами и мусульманами. Этот конфликт удалось прекратить только с помощью вмешательства в него мирового сообщества
  • В Югославии остались лишь Сербия и Черногория
  • В автономном крае Косово, населенному в большинстве своем национальным меньшинством – албанцами – началось движение сепаратизма (стремление к отделению)
  • Милошевич пытается сохранить целостность государства
  • Его действия мировое сообщество трактовало как геноцид
  • В ситуацию вмешался блок НАТО, решивший наказать Сербию серией мощных авиаударов.
  • В результате выборов 2000 года к власти в Югославии пришла демократическая оппозиция
  • Милошевича посадили в тюрьму, не дождавшись приговора, при загадочных обстоятельствах он скончался
Великобритания и Ирландия
  • Ирландия, будучи составной частью Британской империи, не давала покоя правительству, требуя независимости
  • В начале XX века конфликт обострился
  • Стремясь предотвратить взрыв в самой неспокойной части империи, либералы вынуждены были пойти на уступки: в апреле 1912 года в парламент был внесен законопроект о гомруле (самоуправлении) Ирландии
  • Усилиями палаты лордов его принятие затянулось до 1914 года
  • Особенно сложной была ситуация в Ольстере, северной части Ирландии, где в отличие от остальной Ирландии, большинство принадлежало протестантам, имевшим тесные связи с Англией и в силу этого выступавшим за сохранение унии(союза) с Лондоном
  • И среди католиков и среди протестантов сильны были экстремистские настроения, имелось немало людей, готовых с оружием в руках доказывать свою правоту.
  • Так была создана ИРА – ирландская республиканская армия
  • В итоге английскому правительству пришлось пойти на уступки: хотя закон о самоуправлении Ирландии был принят, наиболее развитая провинция этого острова – Ольстер – исключалась из сферы его действия
Термины
  • Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным принципам
  • Антисемитизм – национальная нетерпимость к евреям
  • Расизм – существование неравноценных рас, делящихся на высшие и низшие
  • Апартеид – законодательно закрепленная и поддерживаемая властями государства расовая дискриминация
  • Национализм – идея исключительности и превосходства какой-либо нации над другой
  • Шовинизм – крайняя агрессивная форма национализма
  • Афроцентризм – идея превосходства черных африканцев над людьми с белой и желтой кожей
  • Толерантность – терпимость
  • Ксенофобия – навязчивая неприязнь к «чужим»
  • Дискриминация – ущемление прав
Практикум
  • Как Вы понимаете высказывание немецкого мыслителя Г. Лессинга (1729 – 1781): «Я вполне убежден, что ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими»
  • Может ли влиять национальность на деятельность, отношение к труду, выбор профессий, на овладение культурой? Объясните свой ответ
ВСЕМ НАРОДАМ МИРА
  • ВСЕМ НАРОДАМ МИРА Всё мироздание в твоей великой власти, Твоё- "Да будет!" совершилось наконец. Ты Бог-отец мир сотворил для счастья, И человек трудов твоих венец. Мы все от прародителя Адама, И наше естество от корня одного, И я хочу сказать вам люди прямо: -Не убивайте брата своего. Что нам делить? Земля для всех родная, Всем колыбель, всех кормит и поит. Как мать своих детей не разделяет, Земля любым народом дорожит. А вы взрываете её, на части рвёте, Венцом творенья можно ль вас назвать? В своей гордыне как вы не поймёте, Не убивает сын родную мать. Для всех единая вращается доныне, Земля! Живи без войн и без невзгод. Беречь тебя обязан как святыню, Всяк существующий народ.
  • На первый взгляд такие разные - Курносые, голубоглазые, Курчавые и темнокожие - Вы чем-то все-таки похожие: Пусть знает каждая страна: Вам нужен мир, а не война!
Домашнее задание
  • Какие документы определяют в РФ национальную политику и каковы их основные положения?
  • Весной 2002 г молодая русская женщина Татьяна Сапунова, проезжая по оживленной трассе Киевского шоссе, увидела на обочине плакат с призывом убийству евреев. Женщина попыталась сорвать его, но он был заминирован. Татьяна выжила и позже была награждена орденом Мужества. В некоторых СМИ установку плаката назвали фашистской вылазкой. Как вы объясните, почему Татьяна не проехала мимо плаката, как другие? Выскажите вашу оценку: а) действий и позиций тех, кто установил плакат; б) тех, кто спокойно проезжал мимо; в) тех, кто отвечал за порядок на этом участке дороги; г) заявлений, сделанных в СМИ.

Нации и межнациональные отношения.

  • План :
  • Этнические общности.
  • Национальное самосознание.
  • Национализм. Межнациональные конфликты.
  • Пути преодоления межнациональных конфликтов.
  • Концепция национальной политики в РФ.
1. Этнические общности.
  • Форма общностей
  • Основная характеристика
  • Основной период существования
  • Группа кровных родственников (по линии отца или матери)
  • Эпоха первобытных обществ.
  • Племя
  • Совокупность рода, объединённого кровными узами, территориальной, хозяйственной, языковой общностью.
  • Народность
  • Совокупность племён, объединённых общей территорией, хозяйственными, языковыми и культурными связями.
  • Период рабовладения и феодализма.
  • Нация
  • Сообщество людей, объединённых единой территорией, экономикой, языком, культурой, самосознанием и организованных в государство.
  • Начиная с капитализма.
2. Национальное самосознание
  • Национальное самосознание – осознание людьми одной нации, общих идеалов, культурных норм, традиций.
  • Национальные интересы –
  • 1. Необходимость сохранять свою особенность, неповторимость в человеческой истории.
  • 2. Психологически не отгораживаться от других наций и народов. Обогащать свою культуру.
3. Национализм. Межнациональные конфликты.
  • Колониализм
  • Система господства более сильных государств над другими странами и народами (захват их территорий, своё корыстное использование их ресурсов, подавление самостоятельности)
  • Расизм
  • Разделение человеческих рас и наций на «полноценные» и «неполноценные» и политика притеснений, дискриминации «низших» рас «высшими».
  • Апартеид
  • До 1990-х годов политика изоляции и дискриминации «цветного» населения ЮАР (80% всех жителей) со стороны представителей белой расы (20%).
  • Антисемитизм
  • Политика враждебного отношения, ущемления в правах, преследования и даже истребления по отношению к евреям.
  • Геноцид
  • Истребление целых групп населения по национальному признаку.
4. Пути преодоления межнациональных конфликтов.
  • Толерантность – терпимость к иным взглядам, обычаям, нравам, традициям, идейным убеждениям.
  • Гуманистический подход в решении национальных вопросов –
  • Идея мира, согласия, уважения национального достоинства.
  • Последовательное развитие демократии, правовых начал в обществе.
  • Равенство прав человека и гражданина независимо от его расы, национальности.
  • Запрещение ограничения граждан по признакам расовой, социальной, религиозной принадлежности.
  • Сохранение исторически сложившейся целостности РФ.
  • Гарантия прав коренных малочисленных народов.
5. Концепция национальной политики в РФ.
  • Право каждого гражданина определять и указывать свою национальность без всякого принуждения.
  • Содействие развитию национальных культур и языков народов РФ.
  • Своевременное разрешение противоречий и конфликтов.
  • Запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, на разжигание межнациональной розни.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Нации и межнациональные отношения

Зачем нам изучать эту тему? Кто является источником власти в России? Сколько народностей проживают на территории России? Что такое «этнос»? О каких межэтнических конфликтах вы слышали? Что такое толерантность?

Задачи изучения темы Знать, что такое этнос и этнические общности. Понимать смысл основных понятий темы (нация, национализм, нацизм, шовинизм, расизм, ксенофобия, сепаратизм, менталитет, самосознание) 3. Знать причины межэтнических конфликтов и пути их решения.

Соотнесите тип общества и этническую общность Этническая общность Тип общества (стадиальный подход) Тип общества (формационный подход) Род А) индустриальное Г) капитализм 2. Племя Б) доиндустриальное Д) феодализм 3. Народность В) постиндустриальное Е) первобытнообщинный 4. Нация

Сравните два понятия «нация» историческая общность людей, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в этническом сознании и самосознании. исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании (чувство принадлежности к своему народу, к его исторической судьбе).

Нация Автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам Национальность – принадлежность человека к той или иной нации

Национальные ценности - то, что особенно значимо и важно для человека и общества, что признано, с чем люди в целом согласны.

Национальный менталитет обычно определяют как образ мышления, духовную настроенность, свойственную данной конкретной этнической общности. Иначе говоря, национальный менталитет - своего рода память о прошлом, обусловливающая поведение людей и помогающая им оставаться верными своим исторически сложившимся ценностям, традициям.

Межэтнические (межнациональные) отношения - отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.

Этнология - наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды.

Тенденции этнических процессов современности интеграции - сотрудничества, объединения раз ных этногосударственных общностей, сближения всех сторон жизни народов;. дифференциации - стремления народов к национальной самостоятельности

Этнический конфликт это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции между разными этническими группами.

Основные причины конфликтов Территориальные - борьба за изменение гра ниц, Экономические - борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами, среди которых большую ценность, в частности, имеют земля, недра. Социальные - требования гражданского равно- правия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенства при приеме на работу, особенно на престижные места в органах власти. Культурно-языковые - требования сохранения или возрождения, развития языка, культурной общности.

Примеры конфликтов Фашистский диктатор Гитлер, придя к власти в Германии в 1933 году, сделал частью государственной политики уничтожение еврейского населения В ноябре 1947 ООН приняло решение создать в Палестине, английской мандатной территории, еврейское и арабское государства – Израиль и Палестину. Май 1948 года – провозглашение создания Израиля С этого времени начинается конфликт, продолжающийся и по сей день. Югославия и Албания Англия и Ирландия

Пути предотвращения конфликтных ситуаций Первый - применение правовых механизмов, Второй - переговоры между конфликтующими сторонами, как прямые (между делегациями сторон), так и через посредников Третий - информационный. Он предполагает, обмен сведениями между сторонами о возможных мерах по преодолению конфликтных ситуаций. Уместен общественный диалог (в печати, на телевидении) представителей всех этнических групп, имеющий целью совместную разработку предложений, отвечающих общим интересам.

Гуманистический подход - главный ориентир в реализа ции морального, политического, правового регулирования межэтнических отношений. Основные черты этого подхода: признание и уважение многообразия культур, приверженность идеям мира, неприятие насилия в отношениях между народами; развитие и постоянное функционирование демократии, обеспечение реализации прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности; нацеленность государственных органов, средств массовой информации, образования, спорта, всех форм литературы и искусства на формирование у граждан, особенно молодежи, культуры межэтнического общения.

Термины (запишите в тетрадь) Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным принципам Антисемитизм – национальная нетерпимость к евреям Расизм – существование неравноценных рас, делящихся на высшие и низшие Апартеид – законодательно закрепленная и поддерживаемая властями государства расовая дискриминация Национализм – идея исключительности и превосходства какой-либо нации над другой Шовинизм – крайняя агрессивная форма национализма Афроцентризм – идея превосходства черных африканцев над людьми с белой и желтой кожей Ксенофобия – навязчивая неприязнь к «чужим» Дискриминация – ущемление прав Сепаратизм - это требования суверенитета и независимости для этнической группы

Толерантность - уважение, доверие, готовность к сотрудничеству, компромиссу с людьми любой национальной принадлежности, стремление понимать и принимать их культурные ценности, образ жизни, характер поведения.

Домашнее задание Какие документы определяют в РФ национальную политику и каковы ее основные положения? Весной 2002 г молодая русская женщина Татьяна Сапунова, проезжая по оживленной трассе Киевского шоссе, увидела на обочине плакат с призывом к убийству евреев. Женщина попыталась сорвать его, но он был заминирован. Татьяна выжила и позже была награждена орденом Мужества. В некоторых СМИ установку плаката назвали фашистской вылазкой. Как вы объясните, почему Татьяна не проехала мимо плаката, как другие? Выскажите вашу оценку: а) действий и позиций тех, кто установил плакат; б) тех, кто спокойно проезжал мимо; в) тех, кто отвечал за порядок на этом участке дороги; Приведите примеры межнациональных конфликтов


Слайд 2

План

  • Этнические общности.
  • Развитие национальных отношений в современном мире.
  • Межнациональные конфликты.
  • Слайд 3

    Этнос

    Этнос (от греч. Ethnos - народ) исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры, психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований, зафиксированном в самосознании. (по Ю.В.Бромлею)

    Слайд 4

    • Согласны ли Вы с утверждением автора о решающей роли географической среды на историю страны и психологию её жителей?
    • Дайте мне карту страны, её очертания, климат, воды, ветры – всю её физическую географию, дайте мне её естественные плоды, флору, зоологию, и я берусь наперед сказать, каков человек этой страны, какую роль эта страна будет играть в истории, и не случайно, а в силу необходимости, и не в одну эпоху, а вовсе эпохи. В.Кузен
  • Слайд 5

    Этнические общности

    • Современное человечество представлено примерно 3000 народами.
    • В то же время независимых государств насчитывается около 200.
    • О чем свидетельствуют данные факты?
  • Слайд 6

    Формы объединения людей

    • Племя
    • Народность
    • Нация

    Формирование этических общностей связано с:

    • ростом производительных сил;
    • расширением хозяйственных связей;
    • особенностями формирования культуры.
  • Слайд 7

    Род

    • Коллектив кровных родственников
    • Ведет происхождение от общего предка
    • Носит общее родовое имя
    • Возник в эпоху первобытного общества
  • Слайд 8

    Племя

    • Тип этносоциальной общности, а также социальной организации эпохи первобытного строя

    Признаки племени:

    • кровнородственные связи
    • деление на роды
    • общность территории, элементов хозяйства, самосознания, обычаев и культов - самоуправление
  • Слайд 9

    Народность

    Исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей.

    Слайд 10

    Сравните точки зрения О. Бауэра и П. Сорокина на нацию. Какие выделяются признаки?

    • На основе определенного производства и распределения средств существования возникает и определенная духовная культура. Нация есть всегда не что иное, как культурная общность. Нация есть совокупность людей, общностью судьбы сплоченных в общность характера. (О.Бауэр)
    • Нация является многосвязной, солидарной организацией, полузакрытой социокультурной группой, по крайней мере, отчасти осознающей факт своего существования и единства. Это группа индивидов, которые: 1) являются гражданами одного государства; 2) имеют общий язык; 3) занимают общую территорию, на которой. Жили их предки. П.А.Сорокин
  • Слайд 11

    Нация

    Автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая форма существования этноса, члены которой привержены общим ценностям и институтам.

    Слайд 12

    Признаки нации

    • Территориальный
    • Культурно-исторический
    • Культурно-духовный
    • Общественно-политический
    • Экономический
  • Слайд 14

    Формы межнациональной дифференциации

    • Самоизоляция в целом
    • Протекционизм в экономике
    • Религиозный фанатизм
    • Национализм в политике и культуре
  • Слайд 15

    Тенденции в развитии национальных отношений

    Интеграция - это процесс постепенного объединения различных этносов через сферы общественной жизни

    Причины:

    • Экономическая и политическая взаимосвязь стран;
    • Невозможность государств жить изолированно, что связанно с коренными изменениями в экономике практически всех современных стран
  • Слайд 16

    Формы межнациональной интеграции

    • Экономические и политические союзы
    • Транснациональные корпорации
    • Международные культурные и народные центры
    • Взаимопроникновение религий, культур, ценностей
  • Слайд 17

    Межнациональные конфликты

    Приведите известные вам примеры межнациональных конфликтов

    Слайд 18

    Межнациональный конфликт

    Одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

  • Слайд 22

    Пути разрешения межнациональных конфликтов

    • Осознание неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп, народов.
    • Проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.
    • Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного разрешения национальных споров.
    • Предоставление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранять свои обычаи, язык, культуру в целом
  • Слайд 23

    Практикум

    Эссе на тему: «Нация есть душа, духовный принцип. Как и индивидуум, нация является целью многих усилий и жертв» (Ж.Ренан)

    Посмотреть все слайды