Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

О поэтапной конституционной реформе в российской федерации. Указ о поэтапной конституционной реформе

Первый этап (с 1989 по июнь 1990 года, т.е. по окончании работы I Съезда народных депутатов РСФСР). С этого периода начали вноситься существенные изменения в Конституцию РСФСР. Например, вместо единого Верховного Совета была образована двойная система высших органов власти: Съезд народных депутатов и Верховный Совет (депутаты избирались населением, а члены Верховного Совета - Съездом).

На I Съезде народных депутатов РСФСР был поставлен вопрос о принятии новой конституции, и была создана конституционная комиссия. 12 июня 1990 г. на Съезде принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Это документ конституционного значения. В нем была поставлена задача укрепления самостоятельности России в рамках Союза ССР. В дальнейшем конституционное развитие Российской Федерации происходило в соответствии с принципами и целями, провозглашенными этой декларацией.

Второй этап (июнь 1990 - декабрь 1991 гг.). В Конституцию была внесена новая глава " О Президенте РСФСР ", которая учреждала институт президентства и порядок избрания президента. Конституция наполнилась новыми положениями о развитии местного самоуправления (были разделены полномочия между областными (краевыми) органами государственной власти и городскими (районными, поселковыми) органами местного самоуправления). В этот период начался процесс свертывания действия союзной Конституции, так как СССР все больше обретал черты конфедеративного государства. В связи с этим был разработан проект нового Союзного Договора, который предусматривал сохранение СССР на конфедеративных началах. Принять этот Договор не удалось. Однако и после августа 1991 года процесс реорганизации союзного государства не прекращался. В декабре 1991 года на V Съезде народных депутатов СССР в действующую союзную Конституцию были внесены изменения, определяющие принципы конфедеративного устройства Союза. Эти изменения, по сути, предопределили судьбу Конституции СССР, которая фактически прекратила свое действие как конституция федеративного государства.

8 декабря 1991 года было заключено соглашение трех бывших союзных республик (России, Украины и Белоруссии) о создании на основе СССР нового образования - Содружества Независимых Государств. С этого момента Конституция СССР полностью прекратила свое действие. (Это было фактическое прекращение, а не юридическое, так как не был принят какой-либо правовой акт о прекращении действия этой Конституции).

Третий этап (декабрь 1991 - сентябрь 1993 гг.). Несмотря на прекращение действия Конституции СССР, Конституция РСФСР 1978 года продолжала свое действие. На этом этапе встала задача формирования новой российской государственности как абсолютно независимого субъекта международного права. Россия становилась правопреемницей СССР. В Конституцию 1978 года были включены новые положения о развитии судебной власти в соответствии с принципом разделения властей. Был образован Конституционный суд Российской Федерации, система арбитражных судов, а также была введена процедура присяжных заседателей для судов общей юрисдикции.

РСФСР была переименована в Российскую Федерацию, приняты новый герб, гимн и флаг Российской Федерации. Всего в Конституцию было внесено более 100 новых статей и поправок. Стало очевидным, что от прежней Конституции почти ничего не осталось, а значит, принятие новой Конституции становилось требованием времени. С апреля 1993 года началась разработка проектов новой Конституции Российской Федерации. По поручению Президента Конституционная Комиссия Съезда народных депутатов России разработала официальный проект новой Конституции. Однако у Президента он вызвал возражения, так как проект предполагал установление в Российской Федерации республиканской формы правления парламентского типа. Кроме того, группой депутатов Съезда был разработан неофициальный проект новой Конституции, который носил просоветский характер. В этих условиях Президентом было сформировано Конституционное Совещание для создания альтернативного проекта Конституции. В представленных проектах проявились противоречия между исполнительной и законодательной властью, что явилось причиной конституционного кризиса, который достиг своего апогея в середине сентября 1993 года.

Четвертый этап (сентябрь - декабрь 1993 г.). На основании Указа Президента "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" от 21 сентября 1993 года начался процесс формирования новых органов государственной власти. В соответствии с этим Указом было отменено действие целого ряда конституционных норм, объявлено о роспуске и упразднении Съезда Советов, дано указание о разработке нового проекта Конституции РФ и определена дата проведения референдума о принятии Конституции РФ. Затем были приняты "Временное положение о Федеральном собрании РФ" и "Положение о выборах депутатов в Государственную думу РФ". Согласованный проект Конституции был разработан в соответствии с Указом Президента на Конституционном совещании, в котором участвовали лидеры крупных партий и движений, а также представители всех субъектов Российской Федерации. Этот проект Конституции был вынесен на всенародное голосование 12 декабря 1993 года и принят большинством голосов участвовавших в референдуме граждан.

С теоретической точки зрения можно спорить о легитимности Указа Президента РФ от 21 сентября 1993 года и о правомерности действий соответствующих государственных органов в период сентября - октября 1993 года, но с практической точки зрения эти споры лишены всякого смысла, так как Конституция РФ 1993 года узаконила факт создания новых властных структур, юридически закрепила форму государственного правления, основы государственного устройства и форму политического режима в Российской Федерации. Мы должны исходить из того, что Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, является действующим Основным Законом государства, и выполнение конституционных норм есть главная обязанность всех граждан и органов государственной власти.

Еще по теме Этапы конституционной реформы в Российской Федерации.:

  1. 4.3. История развития отечественного конституционализма и этапы конституционной реформы в Российской Федерации
  2. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О деятельности Прокуратуры в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации
  3. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации
  4. § 6. Место Конституционного Суда Российской Федерации в судебной системе. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
  5. 1.1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  6. Сравнительная таблица решений Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по разграничению их компетенции в сфере признания неконституционными и незаконными нормативных правовых актов
  7. § 3. Конституционный Суд Российской Федерации как главный орган конституционного контроля в системе защиты прав человека

Первый этап (с 1989 по июнь 1990 года, т.е. по окончании работы I Съезда народных депутатов РСФСР). С этого периода начали вноситься существенные изменения в Конституцию РСФСР. Например, вместо единого Верховного Совета была образована двойная система высших органов власти: Съезд народных депутатов и Верховный Совет (депутаты избирались населением, а члены Верховного Совета - Съездом).

На I Съезде народных депутатов РСФСР был поставлен вопрос о принятии новой конституции, и была создана конституционная комиссия. 12 июня 1990 г. на Съезде принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Это документ конституционного значения. В нем была поставлена задача укрепления самостоятельности России в рамках Союза ССР. В дальнейшем конституционное развитие Российской Федерации происходило в соответствии с принципами и целями, провозглашенными этой декларацией.

Второй этап (июнь 1990 - декабрь 1991 года). В Конституцию была внесена новая глава "О Президенте РСФСР", которая учреждала институт президентства и порядок избрания президента. Конституция наполнилась новыми положениями о развитии местного самоуправления (были разделены полномочия между областными (краевыми) органами государственной власти и городскими (районными, поселковыми) органами местного самоуправления). В этот период начался процесс свертывания действия союзной Конституции, так как СССР все больше обретал черты конфедеративного государства. В связи с этим был разработан проект нового Союзного Договора, который предусматривал сохранение СССР на конфедеративных началах. Принять этот Договор не удалось. Однако и после августа 1991 года процесс реорганизации союзного государства не прекращался. В декабре 1991 года на V Съезде народных депутатов СССР в действующую союзную Конституцию были внесены изменения, определяющие принципы конфедеративного устройства Союза. Эти изменения, по сути, предопределили судьбу Конституции СССР, которая фактически прекратила свое действие как конституция федеративного государства.

8 декабря 1991 года было заключено соглашение трех бывших союзных республик (России, Украины и Белоруссии) о создании на основе СССР нового образования - Содружества Независимых Государств. С этого момента Конституция СССР полностью прекратила свое действие. (Это было фактическое прекращение, а не юридическое, так как не был принят какой-либо правовой акт о прекращении действия этой Конституции).

Третий этап (декабрь 1991 - сентябрь 1993). Несмотря на прекращение действия Конституции СССР, Конституция РСФСР 1978 года продолжала свое действие. На этом этапе встала задача формирования новой российской государственности как абсолютно независимого субъекта международного права. Россия становилась правопреемницей СССР. В Конституцию 1978 года были включены новые положения о развитии судебной власти в соответствии с принципом разделения властей. Был образован Конституционный Суд Российской Федерации, система арбитражных судов, а также была введена процедура присяжных заседателей для судов общей юрисдикции. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию, приняты новый герб, гимн и флаг Российской Федерации. Всего в Конституцию было внесено более 100 новых статей и поправок. С апреля 1993 года началась разработка проектов новой Конституции Российской Федерации. По поручению Президента Конституционная Комиссия Съезда народных депутатов России разработала официальный проект новой Конституции. Однако у Президента он вызвал возражения, так как проект предполагал установление в Российской Федерации республиканской формы правления парламентского типа. В этих условиях Президентом было сформировано Конституционное Совещание для создания альтернативного проекта Конституции. В представленных проектах проявились противоречия между исполнительной и законодательной властью, что явилось причиной конституционного кризиса, который достиг своего апогея в середине сентября 1993 года

Четвертый этап (сентябрь - декабрь 1993 г.). На основании Указа Президента "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" от 21 сентября 1993 года начался процесс формирования новых органов государственной власти. В соответствии с этим Указом было отменено действие целого ряда конституционных норм, объявлено о роспуске и упразднении Съезда Советов, дано указание о разработке нового проекта Конституции РФ и определена дата проведения референдума о принятии Конституции РФ. Затем были приняты "Временное положение о Федеральном Собрании РФ" и "Положение о выборах депутатов в Государственную Думу РФ". Согласованный проект Конституции был разработан в соответствии с Указом Президент на Конституционном Совещании, в котором участвовали лидеры крупных партий и движений, а также представители всех субъектов Российской Федерации. Этот проект Конституции был вынесен на всенародное голосование 12 декабря 1993 года и принят большинством голосов участвовавших в референдуме граждан.

В информационном пространстве России пошли вбросы о грядущих изменениях основных принципов государственного устройства. Так или иначе, эта тема всегда вызывает слухи о начале конституционной реформы, смыслом которой станут изменения функций институтов государственной власти. Либеральная оппозиция и патриотические ресурсы обсуждают тему возможного уходя Владимира Путина в Госсовет, ради чего в Конституции будет изменён статус этого института власти. Есть и другие предположения, но все они так или иначе сконцентрированы на будущей судьбе нынешнего президента после окончания его президентского срока.

Естественно, либералы, особенно финансируемые грантами разных НКО , будучи рьяными сторонниками расширения нестабильности, сеют слухи о том, что Путин чуть ли не в 2019 году досрочно покинет свой пост, и значит, скоро начнётся парад преемников, из которых, собственно, и выбрать некого. Все недосказанности ведут к внушению мысли, что иначе, как через "Майдан", ситуацию не поправить. Но агенты влияния есть агенты влияния и их штопанная белыми нитками заказная тематика влияет разве что на самый маргинальный слой, названный в 90-х "демшизой".

Более серьёзные аналитики понимают, что трансфер власти пройдёт в конституционные сроки и подготовка к нему идёт постоянно, однако если начать раньше времени готовиться к далёким событиям, то можно упустить насущные задачи. И потому гадать на эту тему пока бессмысленно. Подготовка к передаче власти - дело волнительное, но долгое. Без решения насущных экономических задач нельзя говорить о плановой передаче власти, когда нужно сохранить баланс между преемственностью и обновлением. И потому все предстоящие году будут направлены на решение этой задачи.

Чтобы несколько охладить пыл фантазёров и не давать повода к расширению умолчания, а значит и слухов, председатель Конституционного Суда Валентин Зорькин выступил с анализом недостатков Конституции и подходов власти к их исправлению. Прежде всего в его выступлении нашло выражение мнение высшего слоя руководства страны о том, что радикальные изменения Конституции, безусловно, вредны и их нужно избегать. Ибо это изменило бы дух действующего законодательства и привело в замешательство всю систему госуправления. Однако перемены локального характер назрели и их будут осуществлять так, чтобы они носили точечный характер в рамках общего правового смысла, изложенного в Конституции.

Когда Конституцию писали, главной задачей было укрепление централизма в государстве и снижение правовой анархии. Как известно, все силы, борющиеся за власть в политике , не останавливаются жо тех пор, пока не упрутся в естественные пределы возможного. Сложившийся баланс сил отражается в Конституции и закрепляет стабильность положения. Но со временем меняются акценты, и это требует реакции на самом высшем уровне права.

Так, Зорькин признал, что сейчас в структуре власти существует перекос в сторону исполнительной власти. В период Ельцина это было вызвано необходимостью укрепления вертикали власти президента, действовавшего в условиях широкой парламентской оппозиции. С тех пор в стране прошла приватизация и сложился круг элит, стремящихся не потерять в новых условиях нового президента позиции во власти и бизнесе . Ведь ясно, что в условиях перекоса баланса сил в сторону исполнительной власти, у нового президента есть возможность передела собственности в пользу новых групп влияния.

Чтобы не допустить нового передела власти и собственности, ныне существующие элиты сформируют подконтрольное парламентское большинство, способное не допустить подобного сценария. Новый статус Госсовета способен выполнять арбитражные функции, особенно есть его возглавит Владимир Путин . Это уравновесить власть правительства и президента, при том, что в России власть президента тем не менее должна оставаться центральной и не нарушать традиций единоначалия.

Так же подвергнутся пересмотру отношения центральной и местной власти. Сейчас у местной власти есть слишком большая степень свободы. позволяющая противопоставлять себя центру. Местная власть должна стать нижним звеном публичной власти в России. Это повысит управляемость и снизит конфликты местных и центральных элит. Брать суверенитета сколько проглотите больше не нужно. Усиление функций парламента неизбежно на этапе создания второго поколения элиты. По мере его укрепления и стабилизации не и исключено новое усиление президентского принципа. Таким путём идут все постсоветские республики, где происходит смена президентов, пришедших к власти после распада СССР . Россия здесь не изобретает ничего нового, а идёт общим путём.

Но для всего этого не требуется радикальной переделки Конституции. Разграничение предметов ведения и полномочий вполне способны быть осуществимыми в рамках существующего Общего закона.

Таким образом, в России начала осуществляться программа, гораздо более широкая, чем просто передача власти от существующего президента к будущему. Выстраивается новая система сдержек и противовесов. Это необходимо для решения новых задач экономического развития. Стабильность политической системы при её трансформации - это главная цель всех грядущих политических реформ, начинающихся в преддверии трансфера власти. Россия входит в новую политическую эпоху, закрывая ельцинский период.

В 1993 году президент Российской Федерации Борис Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации».

Согласно Указу прерывалось осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов РФ и Верховным Советом РФ, отменялось действие Конституции РСФСР, законодательства РФ и субъектов РФ в части, противоречащей названному Указу.

То есть фактически Ельциным был совершен государственный переворот, о котором объявил Верховный совет и его сторонники. В стране образовалось двоевластие.

В свою очередь, в этот же день Президиум Верховного Совета Российской Федерации принял Постановление «О немедленном прекращении полномочий Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина»

В нем было установлено прекращение президентских полномочий Ельцина с момента подписания Указа № 1400, переход полномочий президента к вице-президенту Александру Руцкому, а также назначен созыв 22 сентября 1993 года экстренной сессии Верховного Совета с повесткой дня «О государственном перевороте в Российской Федерации».

Так, статья 121-6 действовавшей Конституции Российской Федерации и ст. 6 закона «О Президенте РСФСР» гласили:

«Полномочия Президента Российской Федерации (РСФСР) не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства Российской Федерации (РСФСР), роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, в противном случае они прекращаются немедленно».

Около 9 вечера к зданию Верховного Совета - Белому дому – начали приходить граждане: москвичи, жители Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и многих других городов, а также иностранных государств. Вокруг стихийно образовался бессрочный митинг.

Приблизительно в это же время на совещании народных депутатов в зале Совета Национальностей Верховного Совета его глава Руслан Хасбулатов обратился к Советам всех уровней с требованием немедленного созыва сессий с целью дать оценку переворота, потребовать восстановления конституционного порядка и поддержать на всех территориях законную власть.

Вместе с тем административный совет ВГТРК по инициативе генерального директора компании Анатолия Лысенко принял заявление о безоговорочной поддержке действий Бориса Ельцина.

Около 22 часов сотрудниками милиции было оцеплено здание мэрии Москвы, развернута радиостанция и заблокирован гараж Верховного Совета Российской Федерации. В Парламентском центре на Цветном бульваре были отключены телефоны, а само здание блокировано снаружи сотрудниками ОМОНа.

Конституционный суд Российской Федерации, собравшийся в это же время, объявил действия Ельцина неконституционными, а указ № 1400 - основой для освобождения президента от должности согласно ст. 121-6 Конституции Российской Федерации и закону «О Президенте РСФСР».

12 декабря 1993 года состоялись выборы в Совет Федерации и в Государственную Думу, а также всенародный референдум о принятии проекта новой Конституции. 20 декабря ЦИК России объявил результаты референдума: «за» проголосовало 32,9 млн. избирателей (58,4 % активных избирателей, против -- 23,4 млн. (41,6 % активных избирателей). Конституция была принята, так как в соответствии с действующим при проведении референдума указом Президента Ельцина от 15 октября 1993 № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» для вступления в силу новой Конституции необходимо абсолютное большинство голосов. Впоследствии были попытки оспорить результаты этого голосования в Конституционном Суде Российской Федерации, однако Суд отказал в рассмотрении дела, объяснив это отсутствием прав на изменение нескольких основополагающих статей Конституции.

Если выделить основные этапы конституционной реформы это будет выглядеть так:

  • 5 октября -- распущен Моссовет и райсоветы (несколько депутатов арестованы), снят с должности генпрокурор В. Степанков, на его место назначен А. Казанник, сняты с должностей главы администраций, высказывавшиеся против указа № 1400: Виктор Берестовой (Белгородская область), Юрий Лодкин (Брянская область, снят ещё 25 сентября), Виталий Муха (Новосибирская область), Пётр Сумин (Челябинская область), Александр Сурат (Амурская область).
  • 7 октября 1993 года -- Президент принимает указ «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы», которым фактически принимает на себя полномочия законодателя. Председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин под угрозой уголовного преследования по обвинению «в правовом обеспечении конституционного переворота» вынужден уйти в отставку (сохранив полномочия судьи). Судьи, под давлением окружения президента, вынуждены сложить с себя полномочия по рассмотрению нормативных актов представителей власти и международных договоров. (В новую Конституцию было включено положение о полной замене судей КС, однако, в последний момент, по ошибке, это положение из опубликованного проекта выпало)
  • 9 октября -- Президент прекращает полномочия Советов всех уровней.
  • 11 октября -- Президент отказывается от идеи формирования Совета Федерации и назначает выборы в Совет Федерации
  • 15 октября -- Президент назначает всенародное голосование по Конституции на 12 декабря
  • 22 октября -- Президент принимает указ об основных началах организации государственной власти в субъектах РФ
  • 26 октября -- Президент принимает указ о реформе местного самоуправления
  • 10 ноября -- в Российских Вестях опубликован проект Конституции, выносимой на всенародное голосование
  • 12 декабря -- состоялось всенародное голосование по Конституции России, в ходе которого за Конституцию проголосовали 58 процентов участников референдума, а также выборы в Совет Федерации и Государственную Думу первого созыва
  • 24 декабря -- Президент подписал ряд указов, направленных на приведение законов Российской Федерации в соответствие с новой Конституцией
  • 25 декабря 1993 года -- Новая Конституция Российской Федерации опубликована в «Российской газете» и вступила в силу на всей территории России
  • 11 января 1994 года -- в Москве начали работу Совет Федерации и Государственная Дума, избранные 12 декабря 1993 года
  • 23 февраля 1994 года -- Государственная Дума приняла постановление об амнистии участников октябрьских событий 1993 года (хотя суд так и не состоялся). Участники событий согласились на амнистию, хотя и не признали себя виновными. Все следственные действия по событиям сентября -- октября были прекращены.

Хотелось бы отметить, что новая Конституция Российской Федерации, предоставила Президенту значительные полномочия, в то время как полномочия Парламента были значительно сокращены. Конституция, после опубликования 25 декабря в Российской газете, вступила в силу. 11 января 1994 года начали работу обе палаты Федерального Собрания, конституционный кризис закончился.