Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Что такое правительство определение. А если мне срочно понадобятся деньги, я смогу их забрать досрочно? Что такое правительство Российской Федерации

Правительство РФ является высшим исполнительным органом РФ. Оно — орган государственной власти, осуществляет исполни-тельную власть в РФ, возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ.

Правовую основу его деятельности составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные указы Президента РФ.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации Пра-вительство РФ организует исполнение Конституции РФ, законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществ-ляет систематический контроль за их исполнением органами испол-нительной власти, принимает меры по устранению нарушений за-конодательства РФ.

Правительство РФ является коллегиальным органом. В его состав входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры. Решающая роль в формировании Прави-тельства РФ принадлежит Президенту, который назначает Пред-седателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы), а также его заместителей и федеральных министров.

Все члены Правительства участвуют в его заседаниях с пра-вом решающего голоса.

Председатель Правительства РФ обладает особым статусом :

Он возглавляет Правительство;

Определяет в соответствии с Консти-туцией РФ, федеральными конституционными законами, феде-ральными законами, указами Президента РФ основные направле-ния деятельности Правительства и организует его работу;

Пред-ставляет Правительство в РФ и за пределами ее территории;

Ве-дет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса;

Подписывает акты Правительства;

Представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и освобождении от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных мини-стров, о наложении на них взысканий и об их поощрении.

Заместители Председателя и федеральные министры прини-мают участие в выработке и реализации политики Правительства, в подготовке постановлений и распоряжений Правительства и обес-печивают их исполнение. Раздел П. Субъекты административного права.

Заместители Председателя Правительства в порядке распре-деления обязанностей между ними координируют работу мини-стерств, государственных комитетов и других подведомственных Правительству органов. Они контролируют их деятельность и дают им поручения, предварительно рассматривают предложения и про-екты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство.

Министры как члены Правительства участвуют в рассмотре-нии и обсуждении всех вопросов на его заседаниях.


Для решения оперативных вопросов Правительство РФ может образовывать Президиум. Его решения не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства РФ, которое имеет право отменить любое решение своего Президиума.

Законом определен круг вопросов, решения по которым могут приниматься только на заседаниях Правительства РФ, например, о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета о его исполнении, о внесении Правительством РФ законопро-ектов в Государственную Думу и др. (ст. 28 Федерального консти-туционного закона "О Правительстве Российской Федерации").

Правительство осуществляет полномочия, возложенные на него а) Конституцией РФ; б) федеральными законами; в) нормативны-ми указами Президента РФ.

Оно координирует работу органов испол-нительной власти по совместному проведению природоохранительных мероприятий и реализации крупных экологических программ федерального и международного значения;

Принимает меры по лик-видации последствий крупных аварий и катастроф, а также стихий-ных бедствий.

На Правительство РФ возложено управление федеральной собственностью. Им принимаются в установленном порядке реше-ния о создании и ликвидации федеральных унитарных государ-ственных предприятий. Оно делегирует свои полномочия федераль-ным органам государственной власти по управлению и распоряже-нию объектами федеральной собственности.

Некоторые из них, о чем уже говорилось, делегированы Государственному комитету Рос-сийской Федерации по управлению государственным имуществом (ныне Министерство имущественных отношений Российской Феде-рации) — по вопросам создания и реорганизации федеральных предприятий, назначения представителей государства в акционер-ных обществах и т. д.

Федеральным органам исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятель-ности в соответствующих отраслях (сферах) управления, оно де-легировало совершение таких юридических действий, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией федеральных предпри-ятий, как утверждение уставов в соответствии с типовым уставом, утверждаемым Министерством имущественных отношений РФ; на-значение на должность и освобождение от должности руководите-лей федеральных предприятий; заключение, изменение и растор-жение контрактов с этими руководителями.

На него возложено обеспечение реализации принципов прива-тизации государственных и муниципальных предприятий; руковод-ство приватизацией федеральной собственности.

Правительство РФ осуществляет разнообразные полномочия в области административно-политической деятельности. Оно призвано осуществлять меры: по защите интересов государства, по обеспе-чению обороны страны и государственной безопасности; по обеспе-чению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство РФ осуществляет меры по реализации внеш-ней политики РФ. Правительство объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов и других подведомствен-ных органов, не вторгаясь, однако, в сферу компетенции Президента РФ, когда речь идет об органах, подчиненных прежде всего ему, а также Правительству.

Правовыми формами осуществления Правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения, обязатель-ные к исполнению в РФ. Правительство же обеспечивает и испол-нение издаваемых им актов.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избран-ным Президентом. Но предусматривается возможность и его досроч-ной отставки.

Случаи и порядок его отставки установлены Конституцией РФ (ст. 117). Правительство само может подать в отставку; решение о его отставке может принять Президент РФ; недоверие ему может быть выражено Государственной Думой, которая выносит по это-му вопросу постановление, принимаемое большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; вопрос о доверии Правительству может быть поставлен перед Государственной Ду-мой его Председателем. При отказе в доверии Президент может принять решение об отставке Правительства РФ.

Основания для отставки Правительства в Конституции РФ не обозначены.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента продолжает действовать до сформи-рования нового Правительства РФ.

Мы много раз в течение дня слышим слово "правительство", но никогда не задумываемся над его значением. В представлении среднего обывателя руководство страны состоит из людей, которые что-то там решают за всех. Большинство населения даже не смогут назвать больше 2-3 министерств, а уж фамилия министра - это вообще знания на грани фантастики. Попробуем разобраться, что такое правительство, когда оно появилось, зачем вообще нужно и что собой представляет этот орган управления в нашей стране.

Определение правительства

Государство должно иметь ряд необходимых признаков, без которых оно не может считаться таковым. Одним из них является наличие в стране централизованного органа управления. Правительства в том или ином виде появились ещё до нашей эры, а одни из первых рассуждений о том, что такое правительство и государственное устройство, принадлежат ещё античным философам.

Если учитывать в определении понятия правительства все его виды, то можно прийти к следующему утверждению. Правительство - это один из основных органов управления государством, который регулирует работу всех общественных институтов, отвечает за соблюдение законного порядка внутри страны, благосостояние граждан и защиту от внешних угроз, используя при этом все имеющиеся финансовые, административные и военные ресурсы общества. По сути, государственное правительство является не чем иным, как исполнительной властью.

Какими бывают правительства

В разных государствах исполнительная власть формируется по-разному:

    По партийному признаку. Если в стране существует партийная система и доминирует одна из партий, то правительство там будет однопартийным. Если у власти находятся несколько партийных организаций, то такое правительство - многопартийное.

    Беспартийные правительства. Существуют в странах с отсутствием партийной системы вообще. Это могут быть абсолютные монархии и диктаторские режимы (например, фашистский). При диктатуре формально партийная система может и существовать, но это не более чем вывеска, которая ничего не решает. Вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека и особо приближённой группы лиц.

    Правительства большинства и меньшинства. Действуют в странах, где их члены назначаются или избираются. Если премьера и членов кабинета министров поддерживает большее количество партий парламента, то это правительство большинства, если меньшее количество партий - меньшинства.

    Переходные правительства. Чаще всего назначаются в кризисных ситуациях и могут формироваться по самым различным принципам.

Способы образования правительства

Существуют два основных способа формирования кабинета министров:

    Парламентский. При этом способе премьер-министр избирается парламентом. Часто он должен выносить на одобрение парламентариев и состав будущего кабинета. Парламент может выносить вотум недоверия правительству, после которого встаёт вопрос об отставке кабинета министров.

    Непарламентский. Чаще всего при таком способе формирования решение о составе кабинета выносит президент. Глава государства также выдвигает кандидатуру премьера. При этом вносить изменения правительства президент может самостоятельно, без одобрения премьер-министра. А вот чтобы назначить самого премьера, руководителю страны часто приходится заручиться поддержкой членов парламента.

Парламентское формирование характерно для парламентских республик и монархий, где главным лицом в государстве является премьер-министр. Президентские предпочитают непарламентский способ назначения кабинета министров.

Из кого состоит правительство

При любой форме правления присутствует кабинет министров. Ни один монарх в прошлом не мог править совершенно в одиночку. По сути, так называемый круг приближённых видоизменился со временем в министерства. Правительство как таковое - это сугубо Президент (при президентской форме правления) или (в некоторых случаях) диктатор тоже являются частью правительства страны. Но они работают скорее как генераторы идей и высшая инстанция. За соблюдение распоряжений и поддержание порядка в стране всё же отвечает кабинет министров, поэтому, отвечая на вопрос, что такое правительство, будем иметь в виду именно его.

Во главе кабинета обычно стоит премьер-министр или канцлер, под ним находятся непосредственно министры, отвечающие за свои направления работы. У министров могут быть заместители, ещё заместитель обычно есть у председателя правительства (премьера). Часто при правительстве или президенте существует узкий круг первых лиц государства, которые принимают принципиальные решения. Стать министром может фактически любой человек. Иногда для этого нужен высокий профессионализм в своей отрасли, иногда некоторые связи, а часто - и то и другое.

Что такое правительство Российской Федерации

Правительство в России по закону обладает всей полнотой исполнительной власти вместе с президентом и Советом Федерации. Однако само правительство назначает именно глава государства, он же может распустить кабинет министров. При осуществлении своей деятельности руководство РФ обязано строго придерживаться Конституции. В остальном кабинет министров обладает всей полнотой исполнительной власти в стране и каждое распоряжение правительства должно чётко выполняться.

Правительство РФ включает в себя: 20 министерств, которые возглавляют федеральные министры; 20 различных федеральных служб; 39 служб, являющихся подразделениями Президент своими указами может создавать службы и ведомства либо упразднять их. Основной фигурой является председатель правительства. Он может по мере необходимости замещать президента. У премьера есть заместители, их назначает глава государства (сейчас их 7), и они отвечают за ключевые направления развития страны. Далее идут министры и их заместители.

При правительстве существует Президиум правительства РФ. Туда входят ключевые фигуры, включая премьера, заместителей, председателя Центробанка, министра обороны и др. При министерствах для решения различных вопросов образованы коллегии. Выносить решения, обязательные для исполнения федеральными органами, также может Комиссия по оперативным вопросам.

Как можно видеть, структура исполнительной власти РФ достаточно сложна. При этом непосредственно в правительство не включён огромный вспомогательный аппарат. Кроме того, нельзя забывать о региональных правительствах, при каждом из которых существуют свои министерства.

Правительство - высший коллегиальный орган исполнительной власти общей компетенции, осуществляющий руководство управлением страной.

В отличие от законодательных органов оно не творит законы, а исполняет их, проводит в жизнь.

В различных странах правительство может носить разные наименования:

Администрация (от лат.

"administratio" - управление) - 1)в широком смысле вся деятельность государства по управлению. Общегосударственную администрацию составляют исполнительные и распорядительные органы государства; 2) в США и в некоторых других президентских республиках название кабинета при главе государства.

Совет министров - название правительства в Болгарии, Венгрии, Греции, Италии, Перу, Польше, Португалии, Турции и некоторых других странах.

Во Франции правительство именуется "Советом министров", когда оно заседает под председательством президента Франции.

Кабинет (кабинет министров) - название правительства в целом, либо его части, либо совокупности министров в некоторых зарубежных государствах.

В ряде стран (например, в Великобритании) понятия "правительство" и "кабинет" не совпадают. Термин "правительство" здесь означает совокупность всех глав центральных исполнительных ведомств (министерств, департаментов) и некоторых высших государственных чиновников, в то время как кабинет представляет собой более узкую коллегию, состоящую из руководителей важнейших министерств. Так в Великобритании в состав кабинета входит лишь часть министров.

Кабинет, хотя он обычно не упоминаем в конституциях, тем не менее является органом, сосредоточивающим в своих руках всю полноту государственной власти. Его состав определяется премьером, который может не только вводить в состав кабинета тех или иных министров, но и определять его численность.

Кабинет возглавляется главой правительства (Великобритания, ФРГ, Италия и другие парламентские государства) или главой государства (США и другие президентские республики).

В некоторых странах учреждается орган, по своему составу еще более узкий, чем кабинет. Это "внутренний кабинет" в Великобритании или "кухонный кабинет" в США. Они представляют собой очень узкие коллегии, состоящие из лиц, наиболее приближенных к главе правительства, и возглавляемые соответственно премьер-министром или президентом. Деятельность этих органов негласна.

В ряде стран (Франция, Бельгия и др.) имеется разграничение между Советом министров, заседания которого проводятся президентом, п Советом кабинета, возглавляемым премьер-ми- нистром.

В некоторых президентских республиках (США, Бразилия, Мексика и др.) и дуалистических монархиях правительства как коллегиального органа не существует, так как исполнительная власть в них принадлежит непосредственно главе государства, по поручению которого его администрация как совещательный орган при нем осуществляет управление страной. В Конституции США, например, говорится, что "исполнительная власть вверяется Президенту Соединенных Штатов Америки" (ч. 1 ст. 2).

Сущность, место и роль правительства характеризуют некоторые конституции зарубежных стран.

Например, в ст. 20 Конституции Франции говорится: "Пра- вительство определяет и проводит политику нации. В его распоряжении находятся администрация и вооруженные силы".

В ст. 185 Конституции Португалии закреплено: "Правительство - это орган, руководящий общей политикой страны, высший орган государственной администрации".

В ст. 97 Конституции Испании отмечается: "Правительство осуществляет руководство внутренней и внешней политикой, управление гражданскими и военными делами и защитой государства. Оно осуществляет исполнительные и распорядительные функции в соответствии с конституцией и законами".

В п. 6 гл. 1 Формы правления Швеции указано: "Управляет государством правительство".

В ч. 4 ст. 28 Конституции Ирландии зафиксировано: "Правительство должно собираться и действовать как коллективная власть и нести коллективную ответственность за государственные департаменты, управляемые членами правительства".

В ст. 103 Конституции Аргентины говорится: "Министры ни в коем случае не могут принимать решения единолично, за исключением вопросов, относящихся к экономической и административной организации своих департаментов".

В состав правительства входят высшие руководители министерств и ряда других центральных ведомств во главе с премьер- министром или президентом (монархом), если последний включается в правительство.

В федеративных государствах существует центральное (федеральное) правительство и правительства, входящие в состав федерации государственных образований (штатов, провинций).

В партийно-политическом отношении правительства подразделяются на партийные и беспартийные, а партийные - на однопартийные и многопартийные, или коалиционные.

Однопартийные правительства обычно создаются в президентских республиках, в которых президент назначает министров из состава членов своей партии, а также в полупрезидентских республиках, парламентарных республиках и монархиях, если в их парламентах или нижних палатах парламентов одна из партий имеет абсолютное большинство голосов.

Однопартийные правительства присущи и президентской республике (например, США) и парламентским монархиям (Великобритания, Канада и Австралия).

Правительство парламентского меньшинства - в парламентарных государствах правительство, формируемое партией (или коалицией партий, которые даже вместе не имеют большинства в парламенте), которой удалось заручиться поддержкой образуемого ею однопартийного правительства депутатами от других партий, по тем или иным причинам не пожелавшим войти в правительство, но обещавшим поддерживать это правительство голосованием в парламенте (при определенных условиях).

Правительство парламентского большинства - правительство, в состав которого входят представители одной или нескольких политических партий, обладающих в парламенте абсолютным большинством.

Коалиционное правительство - правительство, которое создается в парламентарных государствах в случае, если депутатские места в парламенте раздроблены между различными партиями и ни одна из них не может претендовать на создание однопартийного правительства.

В последнее время коалиционные правительства наиболее часто в создавались в Италии, Венгрии, Бельгии, Нидерландах, Румынии, где в партийной системе отсутствует безусловно доминирующая партия.

Беспартийное правительство - общее название правительств, создаваемых в трех различных ситуациях: 1) когда в стране вообще нет политических партий, или они запрещены и находятся на нелегальном положении (абсолютные монархии Саудовская Аравия, Оман, Кувейт, ОАЭ, Катар, Бутан и др.); 2) так называемое деловое, чиновничье или служебное правительство, которое создается не лидерами партий, а высшими чиновниками и, как правило, существует недолго: его задача обычно заключается в том, чтобы преодолеть парламентский тупик при формировании правительства, организовывать выборы нового состава парламента. Служебное правительство исполняет свои обязанности до тех пор, пока парламент нового созыва не сформирует новое правительство в соответствии с обычной конституционной процедурой. "Деловые" кабинеты формировались, например, в Финляндии, Нидерландах, Португалии; 3) особого рода беспартийные правительства создаются военными режимами. Сохраняя в своих руках политическую власть и главные рычаги управления, военные формируют кабинет профессионалов, который они обязывают проводить в жизнь выработанную им политику. Технократические беспартийные правительства существовали при военных режимах в Аргентине, Бразилии, Нигерии и ряде других стран.

Порядок формирования правительства во многом зависит от избранной в стране формы правления.

Различают два основных пути формирования правительства - парламентский и внепарламентский.

В парламентских странах правительство формируется следующим образом: глава государства поручает (после консультаций с лидерами различных партий) лидеру политической партии или блока партий, имеющих парламентское большинство, как кандидату в премьер-министры подобрать кандидатуры в состав правительства. Затем подготовленный персональный список кандидатов в состав правительства выносится вместе с программой деятельности будущего правительства на обсуждение парламента для получения вотума доверия, после чего глава государства издает соответствующий правовой акт, завершающий процесс формирования правительства.

В разных странах процедура формирования правительства имеет свои особенности. В одних глава государства назначает премьер-министра (Италия, Индия, Канада, Греция и др.), в других премьер-министр избирается парламентом, а затем уже глава государства оформляет своим актом это назначение (ФРГ, Испания, Япония и др.).

При непарламентском способе формирования правительства глава государства самостоятельно и независимо от каких-либо структур по своему усмотрению назначает и снимает с должности членов правительства (подобным образом создаются правительства в таких президентских республиках, как Бразилия, Мексика, Колумбия, Египет и других, а также в монархиях - Саудовской Аравии, Бахрейне, Кувейте, Катаре и др.).

В ряде стран, где правительство назначается президентом (Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан), каждый из членов правительства должен быть утвержден парламентом.

Примером формирования правительства в полупрезидентских республиках может служить формирование правительства во Франции. Президент страны назначает премьер-министра и прекращает исполнение его функций после подачи им заявления об отставке правительства; по представлению премьер-министра назначает других членов правительства и прекращает исполнение их функций. Правительство несет ответственность перед парламентом, нуждается в получении вотума доверия, а в случае отказа в нем премьер-министр вручает президенту заявление об отставке (ст. 20, 49 и 50 Конституции Франции).

Еще по теме Понятие правительства:

  1. СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК, ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ГЕРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ПОЛЬСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПРИ СПАСАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖИЗНЕЙ И ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ СУДАМ И САМОЛЕТАМ, ТЕРПЯЩИМ БЕДСТВИЕ НА БАЛТИЙСКОМ МОРЕ *
  2. 8. Правительство РФ: порядок формирования, состав, компетенция, отставка Правительства
  3. СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК, ПРАВИТЕЛЬСТВОМ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ БОЛГАРИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РУМЫНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ і О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПРИ СПАСАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖИЗНЕЙ И ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ СУДАМ И САМОЛЕТАМ, ТЕРПЯЩИМ БЕДСТВИЕ НА ЧЕРНОМ МОРЕ *

высший орган исполнительной ветви политической государственной власти в стране. Возглавляется главой государства (президентом) или премьер-министром (канцлером, председателем совета или кабинета министров).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРАВИТЕЛЬСТВО

высший орган исполнительной власти в государстве (Кабинет министров, Совет министров).

Его формируют из министров (комиссаров, уполномоченных), руководящих наиболее важными направлениями, определяющих жизнедеятельность государства.

«Первичное разделение властей» произошло уже в условиях родовой общины, когда еще не было государственных институтов. В родоплеменных сообществах нередко вводилась на период боевых действий должность военного предводителя, отвечавшего при вожде за военные вопросы, существовал совет старейшин, который занимался практически всеми вопросами хозяйственной жизни общины - распределением продовольствия, организацией охоты, а позднее - земледельческих работ и скотоводства, устроением жилищ, воспитанием молодежи.

Профессиональные правительства появились в древних государствах Востока - Месопотамии, Египте, Северной Индии и Китае. И повсеместно в этих обществах на смену родовой аристократии в качестве управленцев приходила бюрократия. В условиях, когда правители в этих странах обладали абсолютной властью, и их статус, как правило, носивший сакральный характер, предполагал тотальный контроль над всеми сферами жизни подданных, обеспечить его можно было только при наличии значительного чиновничьего аппарата. Существенную роль в нем играли ведомства, занимавшиеся постройкой и поддержанием в порядке каналов, колодцев и иных ирригационных сооружений.

«Силовые» министерства первоначально создавались главным образом для охраны этих объектов и осуществления полицейско-надзирательских функций в отношении тех, кто строил эти каналы и обеспечивал режим их эксплуатации. В условиях высокой зависимости урожаев от климатических условий (наводнений, засухи, ураганов, нашествий саранчи) особую важность приобретало значение структур, занимающихся учетом, хранением и распределением продовольствия. Строгому учету подлежал и скот: в древнем Египте существовало специальное ведомство во главе с надзирателем «за рогатым скотом, копытами и перьями».

В Древнем Китае еще со времен эпохи Чжоу (середина первого тысячелетия до н. э.) при дворе верховного правителя - вана - существовало 3 основных ведомства: земледелия, войны и общественных работ.

В древности довольно рано появился и статус второго после властителя человека в государстве, который на практике и возглавлял всю исполнительную власть. В Месопотамии в XXII в. до н. э. в Уруке «кабинетом», состоящим из «царских людей» или «рабов царя», руководил «великий посланец». Но по-настоящему роль первого министра как главы исполнительной власти окончательно оформилась в большинстве как европейских, так и азиатских государств лишь в Средние века.

Едва ли не правилом было то, что первые министры (визири) были истинными правителями государств при царствующих монархах, зачастую беспомощных в вопросах государственного управления. Так, широкомасштабные реформы в Китае эпохи Сун (960–1279) разработал первый министр Ван Аньши, а вовсе не бездарный и ничтожный император, не пользующийся авторитетом среди подданных. Истинным правителем Франции в первой половине XVII в. был кардинал Ришелье, а не король Людовик XIII. И таких примеров в истории немало. Во многом это и обусловило последующую эволюцию государственного устройства в ряде стран, выбравших демократическую модель.

Во всех современных конституционных монархиях Европы и Азии главой исполнительной власти является премьер-министр. Монарх, номинально являясь главой государства, полнотой власти в стране не обладает и выполняет представительские функции, будучи только «символом нации». Аналогичная ситуация в парламентских республиках, где первыми лицами в государствах являются главы кабинетов, сформированных из представителей победивших на выборах партий - например, в Германии, Италии, Израиле, Турции, Индии. Во всех этих странах президенты выполняют чисто представительские функции и не имеют реальной возможности влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства.

Иная ситуация в президентских республиках. Там глава правительства фактически назначается президентом (при утверждении состава кабинета парламентом), но, как правило, с учетом результатов выборов. Нередка ситуация, когда президент и премьер-министр - политические оппоненты (эта ситуация часто повторялась, например, в истории нынешней Пятой республики во Франции или на современной Украине). Но, в основном, в демократиях этого типа правительства носят «технический» характер, а министры, включая премьера, в большей степени менеджеры, чем политики.

Ярким примером такого способа государственного управления являются США, где президент, будучи главой государства, фактически возглавляет и правительство, самостоятельно назначает министров (по согласованию с Конгрессом) и определяет политику кабинета.

В абсолютных монархиях Ближнего Востока правительства возглавляют исключительно представители правящих династий, нередко - наследники престола.

Прообразы органов исполнительной власти в Древней Руси просматриваются уже в факте существования при великих князьях «старшей дружины», состоявшей из бояр и «мужей». Из них князь формировал «думу», куда нередко приглашались городские старейшины из числа богатых и влиятельных горожан. Без этого органа князь никогда не принимал единоличных решений. Бояре становились наместниками городов, судьями и чиновниками.

В тех русских землях, где сильны были традиции вечевого самоуправления, тоже действовали органы исполнительной власти, решавшие самые разнообразные вопросы экономической и политической жизни городов. В Новгороде, прежде чем то или иное решение выносилось на вече для принятия, проект его готовился особым правительственным советом - «господою». В нее входили все влиятельные городские сановники - посадники и тысяцкие, как действующие («степенные»), так и бывшие («старые»). «Господа» определяла всю внешнюю и внутреннюю политику Великого Новгорода, вече фактически просто одобряло уже принятые решения.

В русских землях вообще было распространенным обычаем, когда церковные иерархи осуществляли и светскую власть, как правило, по причине несовершеннолетия правителей, но нередко и в случае неспособности князя к управлению уделом.

После смерти Ивана I Даниловича и его старшего сына Симеона Гордого великим князем стал другой сын Калиты - Иван II Красный. Но фактически Московским княжеством правил не он, а деятельный, обладающий исключительным умом митрополит Алексий. Именно владыка стал главным инициатором и идеологом собирания русских земель вокруг Москвы. Он продолжал возглавлять русское правительство и при малолетнем князе Дмитрии Ивановиче, будущем победителе Мамая.

С усилением централизованной власти московских князей возрастает и роль органов исполнительной власти. Правительство страны - боярская Дума, в состав которой входили представители старинных боярских родов и высшие чиновники (думские дьяки) - рассматривало важнейшие вопросы внутренней и внешней политики государства и вырабатывало решение - «приговаривало». Этот «приговор» «по государеву указу» становился законом.

Дума руководила приказами. Они ведали самыми разнообразными вопросами внутренней и внешней политики Московского государства и были фактически прообразами современных министерств. В ведении Посольского приказа были вопросы внешних сношений, Разрядного - военные дела. Стрелецкий приказ руководил стрелецкими полками, Холопий - рассматривал дела, связанные с многочисленной категорией зависимого населения. Общее количество приказов доходило до 40. Они просуществовали до начала XVIII в., когда на смену им Петр I с 1718 г. ввел систему коллегий.

Их было 12: 3 из них - военная, морская, иностранных дел - считались главными, или «государственными»; 3 другие ведали финансами (камер-коллегия - доходами, штатсколлегия - расходами, ревизион-коллегия - контролем). Коммерц-коллегия, мануфактур-коллегия и берг-коллегия занимались вопросами торговли и промышленности, главный магистрат управлял городами, юстиц-коллегия осуществляла контроль за судами, духовная коллегия - синод - управляла церковными делами (патриархия была упразднена).

Система высшей исполнительной власти в России менялась на протяжении всего XVIII в., пока в начале следующего века стала такой, какой без особых изменений просуществовала до наших дней. В 1802 г. взамен коллегий императором Александром I были учреждены министерства. Первоначально их было 8 - военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения.

Роль и влияние Совета министров в Российской империи определялись характером задач, которые ставил себе тот или иной император. Заметно возросли они в начале XX в., когда кабинет возглавил П. Столыпин.

При большевиках после прихода к власти в 1917 г. высшим исполнительным органом власти в стране стал Совет народных комиссаров во главе с В. Лениным. Но народные комиссариаты действовали фактически на базе упраздненных министерств и выполняли аналогичные управленческие функции.

После Великой Отечественной войны народные комиссариаты были преобразованы в министерства, а СНК - в Совет министров. После 1991 г. число министерств и ведомств в кабинете неоднократно менялось: некоторые упразднялись, а потом восстанавливались. Согласно ст. 110 Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, которое состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Орган исполнительной власти, равно как и законодательной и судебной, самостоятелен (см. Разделение властей) и неподотчетен представительному органу. Президент также не может осуществлять руководство правительством.

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, которую образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении правительства, за исключением случаев обеспечения конституционных полномочий Президента РФ.

Руководители силовых ведомств подотчетны президенту. Правительство РФ возглавляет Председатель (с 8 мая 2008 г. - В. Путин).

Согласно ст. 114 Конституции РФ, Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет ГД отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и т. д.

Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации, однако в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ они могут быть отменены президентом.

В соответствии со ст. 104 Конституции Правительство России обладает правом законодательной инициативы - оно может самостоятельно разрабатывать проекты законов и вносить их на рассмотрение в Государственную Думу. В отличие от Совета министров советской эпохи, в правительстве Российской Федерации отсутствуют многочисленные министерства, ведающие отдельными отраслями промышленности, количество их значительно сократилось. Структура нынешнего кабинета такова, что несколько заместителей премьера, обладающих достаточно большим объемом полномочий, курируют основные сферы жизнедеятельности государства - экономику, финансы, оборонный комплекс и промышленность, сельское хозяйство, социальную сферу, здравоохранение, образование икультуру.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Премьер Дмитрий Медведев откликнулся на жалобы производителей тепла и поручил вице-премьеру Аркадию Дворковичу рассмотреть возможность отмены тарифов на пар для промышленных потребителей. В таком случае энергетики смогут предлагать покупателям более гибкие ценовые условия и получат шанс вернуть клиентов в центральную систему теплоснабжения, которую они в большинстве своем покинули.

Основной потребитель пара — промышленность (прежде всего химия, нефтехимия, производство глинозема). В СССР крупные предприятия, подключенные к центральной системе теплоснабжения (ЦСТ), снабжались паром от близлежащих ТЭЦ. Но после распада Советского Союза началось снижение отпуска пара предприятиям. Подавляющее большинство крупных потребителей, за счет которых субсидировалось население, отказалось от ЦСТ и построило собственные котельные. Глава «КЭС-холдинга» Борис Вайнзихер говорит, что сейчас его станции несут всего 20% нагрузки тепла в паре от уровня 1990-х годов; у «Фортума» в Челябинске доля промпотребителей в структуре отпуска тепла упала за 20 лет с 42% до 18%. Сходная ситуация у других крупных производителей пара. В Сибирской генерирующей компании (СГК) говорят, что за последние годы доля пара в общем отпуске тепла существенно упала.

Причина ухода потребителей в том, что отрасль целиком регулируемая и на всех стадиях цепочки от производителя к потребителю действует тариф, на который ни тот ни другой не могут повлиять. «Без отмены регулирования мы не можем вернуть потребителя,-- утверждает Борис Вайнзихер.-- Потребитель готов вернуться на условиях предоставления ему долгосрочных ценовых гарантий, но по закону мы не можем их обеспечить, потому что не имеем влияния на цену. При этом мы не можем выставить некрупному промышленному потребителю, исключительно для снабжения которого содержим паропровод, экономически обоснованную цену — и такого потребителя, по сути, субсидирует население, а не наоборот». В случае отмены регулирования потенциал возврата потребителей пара велик, уверен господин Вайнзихер. «Промышленность — важнейший для нас потребитель, который в отличие от ЖКХ платит как часы, причем везде и без исключения»,-- подчеркивает он.

Глава «Фортума» Александр Чуваев согласен, что необходимость отмены тарифов на пар для промышленности назрела давно. «В зонах нашей деятельности ушло очень много потребителей — либо обанкротились, либо, как произошло в Челябинске, где есть перекрестное субсидирование между группами потребителей, построили свои котельные и отключились от ЦСТ»,-- рассказывает он. Но вернуть потребителей при отмене регулирования вполне возможно: в эффективном радиусе действия ТЭЦ их тепло всегда дешевле, чем у котельных или малой когенерации, полагает топ-менеджер. «Безусловно, мы сможем предложить цену, которой сможем коммерчески заинтересовать потребителя»,-- подчеркнул он.

В СГК также поддерживают отмену тарифов на пар. «Энергокомпании сами заинтересованы поставлять продукт по конкурентной цене в сравнении со стоимостью строительства потребителем собственных котельных»,-- говорят в компании.

Отмена регулирования для промышленных потребителей пара может стать первым шагом на пути либерализации рынка тепла, добавляет директор НП «Совет производителей энергии» Игорь Миронов.

Потребители также считают, что возможность заключения свободных договоров — это благо. «Себестоимость нашего глинозема напрямую зависит от стоимости пара, и возможность снижения его стоимости для нас благоприятна, особенно в сегодняшних непростых рыночных условиях»,-- поясняют в «Русале». Конечно, подчеркивают в компании, «все зависит от конкретного коммерческого предложения», но «Русал» «всегда настаивал на том, что в основе любых рыночных отношений должны лежать долгосрочные двухсторонние договоры между производителем и потребителем, а не тарифное регулирование».

Наталья Скорлыгина