Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Хозяйственная деятельность. Государственный, общественный строй и хозяйственная жизнь Киевской Руси в X – XIIвв

Характеристика экономического развития Древнерусского государства – Киевской Руси

Киевская Русь была одним из крупнейших государств Средневековья, на территории которой проживало большое количество этносов, учитывая и то, что государство находилось на стыке «противоположных» миров: кочевого и оседлого, христианского и мусульманского, языческого и иудейского. Таким образом, в отличие от восточных и западных стран процесс зарождения и формирования государственности в Киевской Руси невозможно рассматривать, опираясь только лишь на геополитические и пространственные особенности.

Предпосылки образования Древнерусского государства.

1. Общественное разделение труда.

2. Развитие экономики. Развитие земледелия, появление новых ремесел, способов обработки, взаимоотношений, сопровождающих товарное хозяйство.

3. Заинтересованность общества в появлении государства. Становление и возникновение государства – результат «желания», потребности, которую испытывала большая часть членов общества. Ведь государство не только основывалось на решении военной задачи, само по себе оно решало судебные задачи, связанные с межродовыми конфликтами.

В IX–XII в. экономика Древнерусского государства характеризуется как период раннего феодализма. Данный период связан с началом зарождения самой основы взаимоотношений между государством, феодалами и сельским хозяйством. Ведь ядром «земли русской» является сельское хозяйство, занимающее главное место в экономике Киевской Руси. Основу его составляло пашенное земледелие.

К IX-Х вв. появилась и стала применяться переложная система, при которой пашня на некоторое время забрасывалась. Получили известность двуполье и трехполье с яровыми и озимыми посевами.

Характерной чертой было и то, насколько развито товарное хозяйство, ведь производилось практически все необходимое для жизни. Развивались ремесла, центром которых, конечно, стали города, однако отдельные отрасли развивались и в селах. Главенствующую роль занимала черная металлургия по той простой причине, что Древняя Русь была богата болотными рудами, из которых добывалось железо. Проводились всевозможная обработка железа, изготовление из него многочисленных вещей для хозяйства, военного дела и быта, при этом применялись разнообразные технологические приемы: ковка, сварка, цементирование, обточка, инкрустация цветными металлами. Однако наряду с металлургией большой толчок в развитии произошел и деревообрабатывающих, гончарных, кожевенных ремеслах.

Таким образом, металлургия и сельское хозяйство становятся прочной опорой и основной статьей экономики Киевской Руси.

Особенности экономического развития русских земель в период феодальной раздробленности

Время с начала ХII в. до конца ХV в. называют периодом феодальной раздробленности или удельным периодом. Феодальная раздробленность – это процесс экономического усиления и политической обособленности отдельных земель. Этот процесс пережили все крупные западноевропейские страны. Начало этого процесса относят к моменту смерти Ярослава Мудрого (1019–1054 гг.), когда Киевская Русь была поделена между его сыновьями: Изяславом, Святославом и Всеволодом. Владимиру Мономаху (1113–1125 гг.) удалось удержать единство Русской земли только силой своего авторитета, но после его смерти распад государства стал неудержим. В начале XII в. образовалось около 10 независимых княжеств, в середине XII в. было 15, а в XIV в. – 250. В каждом из княжеств правила своя династия Рюриковичей.

Экономической основой феодальной раздробленности является натуральный характер феодального хозяйства, каждое из которых приспособлено для самостоятельного существования. Здесь все производится для собственного потребления.

В каждом из экономически обособленных княжеств шел свой внутренний товарообмен. Сельская продукция, ремесленные изделия производились и продавались здесь же. Вследствие такой экономической раздробленности последовала и политическая, что и послужило причиной к образованию мелких княжеств-государств.

Между такими местными рынками (районами) стабильной экономической связи практически не было. За исключением торговли, которая навязывалась месторасположением княжества, т.е. зависела от географических условий.

В результате такой раздробленности Русь уже не рассматривалась как единое государство со сложившимися экономическими традициями. Теперь каждый из князей являлся владельцем земли, которая всем его обеспечивала. Поэтому князь уже сам решал, стоит ли ему заводить (или продолжать) те или иные экономические отношения с другими феодальными князьями или нет. Постепенно каждое княжество начало осуществлять самостоятельную внешнюю политику.

Различают несколько причин феодальной раздробленности.

– экономическая – в рамках единого государства за три века сложились самостоятельные экономические районы, выросли новые города, зародились крупные вотчинные владения монастырей и церквей. Натуральный характер хозяйства предоставлял каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества;

Положительные черты – вначале в русских землях наблюдался подъём земледелия, расцвет ремесла, рост городов, развитие торговли в отдельных землях.

Состояние экономики Русского централизованного государства на рубеже XVII–XVIII вв.

В XVII в. в связи с постоянным бегством крестьян за границу государства в «дикое поле», где они осваивали новые земли и строили поселения, территория русского государства постепенно расширялась.

Феодальная власть увеличивалась и в городах. После разорения монголами русских городов ремесло почти прекратило свое существование. Возрастающую нужду в ремесленных изделиях (например, в глиняной посуде и др.) крестьянство решало своими силами, изготовляя для собственных нужд все необходимое. Так вместо ремесел возникли промыслы. Со временем ремесло стало снова возрождаться. Но городскому ремесленнику было проще реализовать товар в связи с большим количеством людей, проживающих в городе. Крестьянин-ремесленник, занимающийся промыслом, вынужден искать сбыт своих изделий на стороне, т.е. уходить на заработки.

Важной частью экономического развития русского государства явилось крупное государственное производство.

К XVII в. относится возникновение всероссийского рынка путем слияния отдельных районов и установления между ними стабильного обмена товаров. Началась специализация сельского хозяйства

Вследствие слабых экономических связей между отдельными районами цена на один и тот же товар в разных местах достигает большой разницы. Этим обстоятельством умело пользуются купцы, получая до ста процентов прибыли. Товар закупался в основном на ярмарках, из которых самые известные – это Макарьевская у Нижнего Новгорода и Ирбитская на Урале.

Для пополнения царской казны вводятся налоги. На торговлю многими товарами налагается государственная монополия. Купцы обязуются «откупить» у казны право на торговлю. Позднее с помощью откупа происходило первоначальное накопление капитала в России. Введение косвенных налогов особого пополнения для казны не приносит. Выпуск медных денег тоже не приносит экономической стабильности в стране.

Конец XVII в. в России ознаменовался ожесточенной борьбой политических группировок. Рядовые дворяне постепенно оттесняли родовитую боярскую знать. После Смуты Русь восстанавливалась долго. Лишь в середине XVII в. появились положительные тенденции в росте благосостояния страны. Развитие товарно-денежных отношений, растущий обмен промысловых и сельскохозяйственных изделий способствовали формированию внутреннего рынка, процесс развития которого завершился к концу XVII в.

В XVII в. экономика России пришла к тому, что на ее территории сформировались первые элементы капиталистического общества – мануфактуры. Развивается мануфактурное производство, где труд был разделен (пока что ручной). Мануфактуры в основном занимались металлообработкой, и в XVII в. их было всего не более тридцати. Этот период характеризуется появлением всероссийского рынка, накоплением первоначального капитала (купеческого). XVIII век в России начался под знаком петровских реформ,

Общее положение государственного хозяйства в стране было не самым лучшим. Средства казны тратились не на государственные нужды, а на прихоти властителя, на его гардероб и на дворцовые развлечения. Всюду царило мздоимство. Торговля пришла в упадок вследствие изменений, касающихся купцов. Им разрешалось вести торг только в своем городе (т.е. согласно прописке), да и то только в специально отведенных местах – лавках и гостиных дворах. Торговлю в других местах (других городах, селах) разрешалось вести только оптом. Очень страдало сельское хозяйство, где поля не обрабатывались до 4–6 лет. В результате регулярных поборов платежные силы населения иссякли, в связи с чем в бюджет страны поступало мало средств (в отличие от личного бюджета царских вельмож, на которых это трудное время практически не отражалось). Подрывали экономику страны и другие негативные явления – неурожай, голод, мор.

Помимо всего изложенного выше, на территории России с народа осуществлялся сбор налоговых недоимок. С помощью специально снаряженных экспедиций с людей вымогались деньги. Мало собирающих средств областных правителей заковывали в железо, до смерти морили голодом старост и помещиков, а крестьян нещадно били и отбирали у них все, а затем все найденное продавалось. Если рассматривать в целом экономическую политику, проводимую преемниками царя Петра I, то совершенно очевидно, что она практически не затронула весь хозяйственный механизм страны. Правительства больше были озабочены борьбой за власть, за близость к трону и собственным обогащением, чем продолжением петровских реформ.

1. Понятие "общественный строй" включает в себя: экономическое развитие страны, классовую структуру общества, правовое положение классов и социальных групп населения.
Исторические, письменные и археологические источники свидетельствуют о том, что в экономической жизни основным занятием у восточных славян преобладало земледелие. Развивалось как подсечное (в лесных районах), так и пашенное (паровое) земледелие.
В X-XII вв. наблюдается значительный рост городов с ремесленным и торговым населением. В XII веке на Руси уже около 200 городов.
В древнерусском государстве получило развитие княжеское, боярское, церковное и монастырское землевладение, значительная часть общинников попадает в зависимость к собственнику земли. Постепенно формируются феодальные отношения.
2. Становление феодальных отношений в Киевской Руси шло неравномерно. В Киевской, Черниговской, Галицкой землях этот процесс шел быстрее, чем у вятичей и дреговичей.
Феодальный общественный строй на Руси утвердился в IX веке. В результате социальной дифференциации населения сформировалась социальная структура общества. По занимаемому положению в обществе их можно назвать классами или социальными группами.
К ним относятся(феодалы (князья великие и удельные, бояре, церковь и монастыри), свободные общинники (сельские и городские "люди" и "людины"), смерды (крестьяне-общинники), закупы (человек, попавший в долговую кабалу и отрабатывающий "купу"), изгои (человек, вышедший из общины или освободившийся от холопства выкупом), челядь и холопы (придворные рабы), городское население (городская аристократия и городские низы))
Господствующий класс феодалов сформировался в IX веке. К ним относились великие князья, местные князья, бояре. Государственное и личное княжение не было разделено, поэтому княжеский домен был имением, принадлежащим не государству, а князю как феодалу.
Наряду с великокняжеским доменом существовало и боярско-дружинное земледелие.
Формой княжеского земледелия была вотчина, т.е. такая форма владения, при котором земля переходила по наследству.
Появление в Пространной редакции Русской правды, относящейся к концу XI-началу XII вв., статей, где упоминаются боярские тиуны, боярские рядовичи, боярские холопы и боярское наследование позволяет делать вывод о том, что к этому времени утвердилось и боярское землевладение.
Продолжительно группа феодалов-бояр сформировалась от более богатых дружинников князя и из родо-племенной знати. Формой их землевладения были вотчина и держание (поместье).
Вотчины приобретались путем захвата общинных земель или путем пожалования и передавались по наследству. Держание бояре получали только путём пожалования (на время службы боярина или до его смерти). Всякое земельное владение бояр было связано со службой князю, которая считалась добровольной. Переход боярина от одного князя на службу к другому не рассматривался как государственная измена.
Другая категория мелких и средних феодалов сформировалась из дворцовых слуг, получивших за службу земельные участки, и из общинников, захвативших общинные земли.
К феодалам следует отнести и церковь, и монастыри, которые после принятия христианства на Руси постепенно стали крупными землевладельцами.
Свободные общинники составляли основную массу населения Киевской Руси. Под термином "люди" в Русской правде подразумеваются свободные преимущественно крестьяне-общинники и городское население. Судя по тому, что в Русской правде (ст.3) "людин" противопоставлялся "княжу-мужу", он сохранил личную свободу.
Свободные общинники подвергались государственной эксплуатации, уплачивая дань, способом взимания которой было полюдье. Князья постепенно передавали право взимания дани своим вассалам, а свободные общинники постепенно попадали в зависимость к феодалу.
Смерды составляли основную массу населения Древнерусского государства. Это были крестьяне-общинники. Смерд был лично свободен, его личная неприкосновенность защищалась княжеским словом (ст. 78 пп.). Князь мог давать смерду землю, если он работал на него. Смерды имели орудия производства, лошадей, имущество, землю, вели общественное хозяйство, жили общинами.
Часть крестьян-общинников разорялись, превращались в "худых смердов", обращались к феодалам и богачам за займом. Такая категория называлась "закупами". Основным источником, характеризующим положение "закупа" - являются ст. 56-64, 66 Русской правды пространной редакции.
Таким образом, "закупы" - крестьяне (иногда и представители городского населения), временно потерявшие свободу за пользование ссудой, "купой", взятой у феодала. Он находился фактически в положении холопа, свобода его ограничивалась. Он не мог без разрешения господина покидать двор. За попытку бегства превращался в холопа.
"Изгои" бывали свободные и зависимые.
Они не были свободными до тех пор, пока не поступали на службу к хозяину. Жизнь изгоя защищается Русской правдой штрафом в 40 гривен.
На низшей ступени общественной лестницы были холопы и челядь. Они не являлись субъектами права, а за них отвечал хозяин. Таким образом, они были собственниками феодала. Если он совершал кражу, то платил господин. В случае нанесения холопом побоев, тот мог его убить "в пса место", т.е. как собаку. Если раб укрылся у своего господина, то последний мог защитить его, заплатив 12 гривен, или отдать на расправу.
Закон запрещал укрывать беглых холопов.
3. Формирование древнерусского государства шло вплоть до первой трети XII века. Это было целостное, основанное на принципе сюзеренитета-вассалитета государство. По форме правления древнерусское государство являлось раннефеодальной монархией с достаточно сильной монархической властью.
Основными характеристиками древнерусской раннефеодальной монархии можно считать экономическое и политическое влияние боярства на центральную и местную власть, большая роль совета при князе, господство в нем крупных феодалов, наличие дворцово-вотчинной системы управления в центре, наличие системы кормления на местах.
Оно возникло в то время, когда еще не было предпосылок образования централизованного государства, при слабо развитых торговле и ремесле, отсутствии прочных экономических связей между отдельными регионами. Сильная центральная власть феодалам была нужна для прикрытия или поддержки при захвате общинных и новых земель.
Поддержка великого князя феодалами способствовала быстрому распространению его власти на обширную территорию Руси.
Киевская Русь не была централизованным государством. Это был конгломерат феодальных владений-княжеств. Киевский князь считался сюзереном или "старейшиной". Он давал феодалам землю (лен), оказывал им помощь и защиту. Феодалы должны были за это служить великому князю. При нарушении верности вассал лишался своих владений.
Высшими органами власти в Древнерусском государстве были великий князь, совет при князе, феодальные съезды, вече.
Вначале киевские князья управляли только киевской землей. В ходе завоевания новых земель, киевский князь в племенных центрах оставлял тысячу во главе с тысяцким, сотню во главе с сотским, меньшие гарнизоны во главе с десятским, которые выполняли роль администрации города.
В конце X века функции власти великого князя претерпевают изменения. Отчетливее стал проявляться феодальный характер власти князя.
Княжескую власть осуществляли на местах посадник, волостели и тиуны. Князь изданием законов закреплял новые формы феодальной эксплуатации, устанавливал правовые нормы.
Таким образом, князь становится типичным монархом. Великокняжеский престол передавался вначале по наследству по принципу "старшинства" (старшему брату), а затем по принципу "отчины" (старшему сыну).
Совет при князе не имел отдельных от князя функций. Он состоял из городской верхушки ("старцев градских"), крупных бояр, влиятельных дворцовых слуг. С принятием христианства (988 г.) в Совет вошли представители высшего духовенства. Это был совещательный орган при князе для решения важнейших государственных вопросов: объявление войны, заключение мира, союзов, издание законов, финансовых вопросов, судебных дел. Центральными органами управления были должностные лица княжеского двора.
Следует отметить, что с совершенствованием системы феодализма десятичная (тысяцкие, сотники, и десятские) система заменяется постепенно дворцово-вотчинной. Исчезают разделения между органами государственного управления и управления личным делами князя. Общий термин тиун уточняется: "огнищанин" называется "тиуном-огнищным", "старший конюх" - "тиуном конюшим", "староста сельский и ратный" - "тиуном сельским и ратейным" и т.д.
С усложнением задач государственного управления роль этих должностей укрепилась, функции уточнились, например: "воевода" - начальник вооруженных сил; "тиун конюший" - ответственный за обеспечение княжеского войска конским составом; "дворецкий-огнищанин" - управляющий княжеским двором и выполняющий отдельные государственные задания; "стольник" - продовольственный снабженец.
Феодальные съезды (снемы) созывались великими князьями для решения важнейших вопросов внешней и внутренней политики. Они могли быть общегосударственными или нескольких княжеств. Состав участников в основном был тот же, что и Совет при князе, но на феодальные съезды созывались и удельные князья.
Известен Любеческй съезд 1097 года, который имея ввиду объединение усилий в борьбе с внешними врагами, "устроение мира" признал независимость удельных князей ("каждый пусть держит отчину свою"), в то же время призвал блюсти Русь всеми за "один". С нем 1100 года в Уветичах занимался распределением ленов.
Вече созывалось князем или феодальной верхушкой. В нем участвовали все взрослые жители города и не горожане. Решающую роль здесь играли бояре и городская верхушка "старцы городские". Холопы и подчиненные домовладыке люди на вече не допускались.
Известно, что решение об убийстве за злоупотребление сбором дани князя Игоря древляне приняли на своем вече.
В 970 году Новгородское вече пригласило на княжение Владимира Святославовича.
Исполнительным органом вече был Совет, который фактически заменял вече. Вече по мере развития феодализма исчезло. Сохранилось только в Новгороде и Москве.
Местным органам управления вначале были местные князья, которые впоследствии заменялись сыновьям киевского князя. В некоторых менее важных городах назначались посадники-наместники, тысяцкие киевского князя из его окружения.
Местная администрация содержалась за счет части поборов с населения. Поэтому посадник и волостели назывались "кормленщиками", а система управления - системой "кормления".
Власть князя и его администрации распространялась на горожан и население земель, не захваченных феодалами. Феодалы же получали иммунитет - юридическое оформление власти во владениях. В иммунитетной (защитной) грамоте определялась земля, жалованная феодалу и права к населению, которое обязывалось быть в подчинении.
В Древнерусском государстве суд не был отделен от административной власти. Высшей судебной инстанцией был великий князь. Он судил дружинников и бояр, рассматривал жалобы на местных судей. Разбор сложных дел князь проводил на совете или вече. Отдельные дела могли быть порученным боярину или тиуну.
На местах суд осуществляли посадник и волостели.
Кроме того, существовали вотчинные суды - суды землевладельцев над зависимым населением, на основе иммунитета.
В общинах существовал общинный суд, который с развитием феодализма заменялся судом администрации.
Функции церковного суда осуществляли епископы, архиепископы, митрополиты.

Хозяйство Киевской Руси (IX - середина XII века). Памятники экономической мысли. "Русская правда"

Киевская Русь (Древнерусская цивилизация) - крупнейшее государство раннего средневековья в Европе. В середине XI века. ее территория охватывала все восточно-славянские земли от Чудского, Ладожского и Онежского озер до верховьев Волги и Оки, среднего Днепра, польских и литовских земель. В научной литературе полемика относительно уровня феодализации Киевской Руси продолжается. Важными источниками по истории становления феодальных отношений правовые документы "Русская Правда", "Правда Ярославичей", Устав Владимира Мономаха (1113 г.), что формировали так называемое "русское право". Они устанавливали нормы права в соответствии с канонами христианской религии. Закрепляли право феодалов на землю и наказание за его нарушение, социальную структуру общества, правовой статус разных категорий населения, отменяли отдельные положения "права", регулировали организацию вотчинного хозяйства. Эти документы - важный источник исследования истории Киевской Руси.

С образованием государственности процесс феодализации на протяжении X века. ускорился. Развивалась алодіальна собственность малой семьи на землю. Наследственные владения, которые передавались по наследству, продавались и покупались, имели название "жизнь" как синоним западноевропейского алоду. Большинство ученых считают, что классический аллод в Киевской Руси не сформировался. Сохранялось общественно-крестьянское землевладение. Община-вервь ограничивала распоряжения землей. Продолжался процесс "окняжіння" земель в пределах отдельных княжеств и формирование государственной собственности на землю в лице удельного князя. Росла крупная частная земельная собственность. Она формировалась на основе приватногосподарської инициативы (частного права) путем захвата земель общины и крестьян, колонизации (воспламенения) новых земель и в результате княжеских дарений дружинникам и знатным людям. Поскольку крупных землевладельцев стали называть боярами, в научной литературе этот процесс получил название "обоярювання" земель.

Около 888 г. князь Владимир провел административно-военную реформу. С целью усиления великокняжеской власти и утверждение верховного права собственности великого киевского князя на землю было отменено удельные княжества, государство поделено на земли волости вокруг крупных городов (Киев, Чернигов, Переяслав, Владимир на Волыни и тому подобное). Великий киевский князь придавал князьям-наместникам (сыновьям или доверенным лицам) земли-волости в управление (на "стол") на условиях договора верности (права кормления): выполнение административных функций, несения военной службы, оказания финансовой помощи, взимания налогов, часть которых поступала киевскому князю как верховному собственнику земли. Теряя стол, князь одновременно терял землю-волость, которая была владением бенефіціального типа. Князья-наместники не имели права передавать волость в наследство, отчуждать ее без согласия киевского князя, за измену или непокорность могли быть лишены волости. Князья постоянно переходили с одной земли-волости в другую. В крупных городах сохранялась также практика приглашения их на княжеский стол вечем - органом верховной власти общества в решении государственных вопросов.

Формировались сеньйорально-вассальные отношения. Великий киевский князь давал земли в кормление дружинникам и знатным людям, князья-наместники - своим дружинникам и местной знати, которая не принадлежала к окружению великого киевского князя. Возникла профессиональная прослойка служащих: военных и управленцев - крупных землевладельцев. Высокий социальный статус имели "земские бояре" и "княжеские мужи". Великий киевский князь предоставлял наместникам и крупным землевладельцам імунітетні права: осуществление функций государственной судебной, административной, финансовой власти в пределах определенной территории. Однако уровень імунітетних прав остается дискуссионным вопросом среди ученых.

Сформировалась иерархическая структура землевладения, которая основывалась на межкняжеских и княжеско-боярских вассальных отношениях. Они, по сравнению с Западной Европой, имели следующие особенности: формировались медленно в течение XI-XIII вв. значительно позже, чем на Западе; отношения покровительства и службы были неустойчивыми, нечетко выраженными и не оформленными юридически; феодальная лестница была трехуровневой: великий киевский князь - князья-наместники; великий киевский князь - княжеские бояре; князья-наместники - земские бояре.

Итак, отношения бенефіціального типа предполагали не право владения землей, а только предоставление властями служащим с целью управления определенными территориями административно-распорядительных функций и імунітетних прав, а также права сбора налогов с населения (подобно английского бокленду). По историческим источникам, только в конце XI - начале XII вв. началось предоставление боярам земли с крестьянами. В конце XI века. после съезда князей в Любече в 1097 г. начался процесс формирования феодального условно-наследственного владения ("Кождо держить отчину свою"), который не успел завершиться в домонгольский период.

Сосуществовали такие формы собственности на землю: государственная (олицетворение верховной власти киевского князя), коллективная, или общественно-крестьянская, и частная феодальная. Сложились такие виды крупного частного землевладения, как собственно княжеское, боярское, церковное. В исторической литературе крупное частное землевладение и хозяйство-имение называется вотчина. Часть ученых считает, что вотчина - это только алодіальне землевладения, которое можно было свободно продать (купить, продать, передать в наследство).

После принятия христианства в 988 г. церковь существовала на введенный князем Владимиром десятину - десятую часть княжеских даней, прибыли из судебных и торговых пошлин. Церковное землевладение возникло и развилось во второй половине XI-ХП вв. из пожертвований князей, вкладов князей, бояр и членов их семей "на помин души", частного приобретения, заселения пустошей.

В научной литературе нет единого мнения относительно крестьянского землевладения и правового положения крестьян в Киевской Руси.

В самых ранних исторических источниках сельское и городское население называли "люди". В XI ст. появилось название "смерды". Считается, что было две группы крестьян-вонял. Одна - это свободные и экономически самостоятельные крестьяне, мелкие собственники земли на основе так называемого общинного права при условии верховной собственности князя на землю. Они платили налоги и выполняли повинности. Другая группа - это крестьяне, которые с развитием собственно княжеского, боярского и церковного землевладений и імунітетних прав попали в экономически-поземельну и внеэкономическую административно-судебную зависимость от владельца земли.

Превращения свободного населения в феодально зависимое происходило также путем закабаления. Закабалені люди - закупы и рядовичи - считались напіввільними и экономически зависимыми. Рядовичами называли лиц, которые заключили ряд - соглашение (содержание не известен) с феодалом, признавая свою зависимость от него. Закупы - это люди, которые попали в долговую зависимость на условиях займа денег или хлеба, найма, при отпуске холопа на волю. Закупам могли быть обанкротившиеся купцы, ремесленники, крестьяне. Они отрабатывали долговое обязательство в хозяйстве землевладельца, а если работали в сельскохозяйственном производстве, имели надел земли и вели собственное хозяйство. Зависимость закупов предусматривала подчинение феодальной юрисдикции, ограничение права перехода. За побег или кражу закупа превращали в раба. Общественное положение закупа обеспечивало ему право быть свидетелем в суде, обращаться с жалобой на владельца. Известна и такая категория населения, как изгои - люди, которые по разным причинам вышли из той социальной группы, к которой принадлежали, но не вошли в другую (освобожденные из рабства, обанкротившиеся купцы, князья без земли, невежественные сыновья священников, крестьяне без земли). Крестьяне-изгои, сохраняя личную свободу, становились поземельно зависимыми от владельца земли.

Таким образом, при формировании феодальной земельной собственности и феодально зависимого крестьянства значение имели те же факторы, что и в Западной Европе: отчуждение алоду, преимущества крупного землевладения над мелким, формирование отношений господства и подчинения, а внутри господствующего слоя - покровительства и службы, предоставления иммунитета. Однако монополия феодалов на землю не сформировалась. Большинство ученых считают, что крестьяне Киевского государства были в основном лично свободными и экономически самостоятельными. Не происходило массового обезземеливания крестьян и формирование их феодальной зависимости.

Сдерживающими факторами феодализации были значительные незаселенные и неосвоенные земли, за счет которых росло княжеско-боярское землевладение, и сельская община, которая ограничивала право отчуждения земли, перераспределяла между крестьянами земли, которые оставались в коллективном владении, отвечала за сбор налогов и выполнение повинностей на основе круговой поруки.

Рабство было экономическим укладом. В документах Киевского государства для определения рабства применялись термины "свита" и "холопы". Рабы находились в лично-наследственной зависимости от своего владельца, были объектом купли-продажи. Источниками рабства были плен, самопродаж, брак с рабыней без договоренности с ее владельцем, должность туїна (управляющего без соглашения), растрата чужого имущества, неспособность вернуть долги, кража, разбой. Холопу разрешалось заключать торговые и кредитные соглашения, но отвечал за них его владелец. Часть холопов работала во дворе владельца слугами, другая - в сельском хозяйстве. В XI ст. большинство рабов, кроме дворовых, начали наделять землей для организации хозяйства. По положению рабы постепенно приближались к феодально зависимого крестьянства. В исторических источниках термин "свита" часто используют для названия всего населения княжеско-боярских и монастырских вотчин.

Организация сельскохозяйственного производства происходила в пределах вотчины и крестьянских хозяйств.

вотчин - княжеских, боярских, монастырских - территориально принадлежали друг или много сел и городов, часто в разных местностях, в княжеских - также волости. Вотчина была многоотраслевым хозяйством. Село в сельскохозяйственном аспекте охватывало пахотные земли, сенокосы, пастбища, угодья для рыбалки и охоты. Права майората (наследования старшим сыном) не было, вследствие этого села подрібнювалися по завещанию при наследовании. Вотчина была единым имущественным комплексом, домен и крестьянские домохозяйства - главной производственной звеном. За "Русской Правде", преобладала натуральная рента, распространенной была примитивная отработочная рента. Денежная рента упоминается в письменных документах с X века.

Главную роль в сельскохозяйственном производстве играло мелкое хозяйство крестьян - свободных и феодально зависимых - на основе личного труда. Крестьянское хозяйство - двор-дым - оставалось составляющей двора. Размер индивидуального крестьянского земельного надела был равен в среднем одному "плугові", который был единицей налогообложения и составлял около 15 га земли. Существовали также небольшие хозяйства и меньшая единица налогообложения - "плуг". Альменди были в общем пользовании общины. Во главе общины стояли избранные на вече староста (атаман) и десятники. Община имела собственный копни суд ("копа" - собрание общины), контролировала уплату налогов и выполнение государственных повинностей.

Сельское хозяйство

Было основой экономики Киевской державы, пашенное земледелие - ведущей отраслью сельскохозяйственного производства. В XI-ХП вв. двух - и трехпольная паровые системы преобладали практически на всей территории. Использовались такие орудия, как плуг, соха и плуг, косы для сенокосов и уборки бобовых, лопаты, грабли, вилы, топоры, цепы и прочее. В XII ст. появились водяные мельницы.

Выращивали рожь, пшеницу, овес, просо, гречиху, ячмень для пивоварения, из бобовых культур - горох, фасоль, чечевицу, бобы. В крестьянском хозяйстве посевы льна и конопли были обязательными как сырье для изготовления тканей и масла. Самые распространенные огородные культуры - капуста, репа, лук, чеснок, мак, тыкву, дыни. Разводили крупный (коров, волов) и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней, домашнюю птицу (кур, уток, гусей). За "Русской Правде", кража домашних животных считалась одним из тяжелейших преступлений. Вспомогательными были садоводство, пчеловодство, охота, рыболовство, собирательство. Значение лесных ягод - грибов, ягод, диких плодов, орехов возрастало в неурожайные годы.

Доменіальне хозяйство в загальновотчинному играло меньшую роль, чем крестьянское, однако оно определяло прогресс в сельском хозяйстве, давало больше возможности совершенствовать орудия труда, применять передовую на то время агротехнику, выращивать новые культуры и тому подобное.

Города и ремесла

По археологическим материалам изучено три пути образования городов: торгово-ремесленный, общинно-феодальный и государственный. Города возникали вдоль водных путей, на основе боярских усадеб и сел, центров межплеменных союзов, на месте оборонительных засек, основывались князьями. По летописи "Повесть временных лет", начисляют в IX ст. 20 городов, в X - 32 города, в XI - около 60 городов. Самыми крупными из них были Киев, Чернигов, Переяслав, Любим, Вышгород, Галич, Теребовля тому подобное.

В научной литературе отмечается, что города Киевской Руси были составляющими княжеской и боярской вотчин; однако население их было как феодально зависимым, так и свободным (бояре, купцы, ремесленники). Древнерусские города были административными, культурными и религиозными центрами. Хозяйство городов охватывало ремесленное производство и торговлю, однако в условиях натурального хозяйства и ограниченного спроса на ремесленные товары города сохраняли аграрный характер, поскольку население занималось сельским хозяйством.

Промышленное производство

Формировалось как самостоятельная сфера хозяйства, приобретя отраслевого характера. Его основными историческими формами были домашняя промышленность, ремесло и промыслы (деятельность сельского населения по переработке продукции сельского хозяйства и природных ресурсов). В XI-XII вв. ремесло и промыслы перешли в стадию товарного производства, работая на продажу. Доля промышленного производства в хозяйстве Киевского государства была незначительной. Оно обслуживало в основном потребности городского населения, лишь отдельные изделия имели товарное значение.

Существовало три категории ремесленников: сельские, вотчинные, городские. Сельские ремесленники изготавливали преимущественно продукцию для сельскохозяйственного производства и потребностей членов сельской общины. Ремесленники-вотчинники - это зависимые люди, труд которых была составной вотчинного хозяйства. Организационно-производственной звеном городского ремесла была мастерская с мастером, подмастерьями и учениками. Свободные городские ремесленники селились по профессиональному принципу, образовывали союзы, которые назывались женами. В отличие от цехов Западной Европы, эти союзы выполняли только военные и культурно-религиозные функции. их можно считать зародышами ремесленных цехов.

Выделялось свыше 60 ремесленных специальностей, в том числе в городах - кузнечно-слесарная, оружейничество, обработка меди, серебра и золота, гончарство, стеклоделие, производство декоративной строительной керамики. Строили деревянные и каменные здания. В Киеве была построена каменная Десятинная церковь, Успенский и Софиевский соборы, Золотые ворота, в Галиче - 20 каменных церквей, среди которых Успенский собор, в Чернигове - Спасский и Борисо-Глибский соборы, мост через Днепр.

Торговля

Формировалась как самостоятельная отрасль обмена и услуг. Внутренняя торговля в условиях распространения натурального хозяйства определялась потребностями обмена сельскохозяйственной и ремесленной продукцией. Центрами торговли были города. Формировалась система внутренних рыночных связей сначала в пределах городов и сельскохозяйственной округи, потом волостей и княжеств. Торговля часто имела меновой характер. Сформировалось сословие купцов, самой многочисленной группой в котором были мелкие торговцы. Организационные формы внутренней торговли - базары, торги (специализированные базары) и постоянные торговые помещения. Они были практически во всех городах. В больших городах торговля велась ежедневно, в меньших - в определенные дни недели. Начиная с XII в., вблизи торгов строили храмы, которые ведали службой мер и массы, собирали пошлины за пользование ими. Общегосударственное значение имела торговля хлебом, металлом, солью из Прикарпатья. Изделия сельских ремесленников сбывались в радиусе 10-15 км, городских - 150-400 км.

Внешняя торговля была речной и караванной, имела посредническо-транзитный и самостоятельный характер. Определились направления торговли, водные и сухопутные торговые пути. Заграничную торговлю вели крупные купцы - "гости". Они объединялись в торговые корпорации - гильдии, задача которых состояла в защите интересов членов гильдии, контроле за торговлей, борьбе с засильем бояр в городах. Купцы и "гости" находились под охраной князя. В отличие от Западной Европы, активное участие в торговых операциях принимали князья и бояре. В научной литературе нет выводов относительно формирования простого товарного производства как экономического уклада.

В X веке. главным направлением торговли был арабский. В XI-XII вв. особое значение имела торговля с Византией, которая велась водным путем "из варяг в греки" и Западной Европой. Важными торговыми путями были "соляное" и "железный", которые соединяли Киевскую Русь с крымским побережьем Черного моря и Кавказом.

Внешняя торговля имела ограниченное значение для экономики Киевской державы. Ввозились предметы роскоши, которые обеспечивали потребности зажиточного населения. Вывозили продукты лесных промыслов, их забирали у населения как дань, налоги или ренту, а не товар. Продукция сельского хозяйства не была товаром и не упоминается в источниках как экспортная.

Начался процесс формирования финансово-денежной системы.

Классическая денежная система в киевской Руси не сложилась. Первые товарные деньги - "скот" (кожаные деньги - поскольку мерилом стоимости был скот), "кунаи (мех куницы). "Кунни" денежная система была сложной и объединялась счетной единицей - гривной (мех одной куницы). В X века. распространились византийские и арабские монеты. В конце X века. денежной единицей стала гривна - слиток серебра как денежная и весовая единица. Гривна имела разную форму и массу: киевская гривна весила 160-196 г серебра, черниговская - около 196 г, новгородская - 200 г. Более мелкими денежными единицами были металлические деньги, что сохранили название "меховых". За "Русской Правде", в XII ст. 1 гривна = 20 ногат в 50 резанів = 100 вивериць. Они функционировали до монголо-татарского нашествия.

Чеканка монет началась в княжение Владимира Великого (980-1015). Это были златники и сребреники, которые не имели практического значения во внутреннем обращении. Позже Святополк Окаянный (1015-1019) и Ярослав Мудрый (1019-1054) выпускали серебряную монету произвольной массы и разменные монеты - ногаты и резани. Главная роль в денежном обращении принадлежала западноевропейским монетам. Деньги выполняли почти все характерные для них функции: средства обращения и накопления, платежа, меры стоимости.

Зарождались ростовщические операции, непосредственное участие в которых принимали князья и купцы. "Устав о резы" (проценты) 1113. определял максимальную ставку кредита в 50 %, максимальную сумму долга - 200 % от одолженного. При условии банкротства купца, право в первую очередь защищало интересы князя, потом иностранных инвесторов и лишь затем торговцев* Займы использовали для развития торговли и расходов на потребление.

Древнейшей формой налоговых обязательств перед государством была дань - постоянное и регулярное изъятие государством у населения части его доходов через внеэкономическое принуждение. Собирали дань путем "полюд" - объезда князем с дружиной подвластного населения.

В 947 г. княгиня Ольга провела налоговую реформу. Были определены постоянные пункты - "положения" для приемки дани, сроки уплаты и объемы дани, специальных представителей княжеской администрации, их административные и судебные функции ("уставы"). Регламентированы повинности ("уроки") зависимого населения: содержание представителей княжеской администрации, предоставление подвод (повоз), строительство и ремонт крепостей, мостов и дорог, воинская повинность (в ополчении).

С развитием феодальных отношений дань трансформировалась в прямые налоги (обязательные платежи в пользу государства в соответствии с законодательством) с населения и феодальную ренту, которую платили феодально-зависимые крестьяне-смерды на пользу землевладельца.

Облагались крестьянские дымы (ученые считают, что налоговой единицей была земля - "плуг" или "плуг"); за уплату налогов отвечали дворища на основе круговой поруки. Платили дань продуктами лесных промыслов, рабами, деньгами. Государственными доходами киевского князя были также торговое и судебное пошлины, судебные сборы (вира - денежный штраф за убийство, продажа - за другие проступки), военная добыча, доходы с княжеской вотчины, подарки. Казны в современном понимании не было. Частные доходы великого князя не были отделены от государственных.

Не то пираты, не то купцы, словом, отчаянные люди — такими предстают варяги в древнейших из доступных нам источников по истории Киевской Руси. В VIII—IX вв. они двинулись к Волге и по ней достигли Каспия, установив там контакты с купцами мусульманского мира. А когда центр торговли переместился на юг, в Константинополь, через Киев был проложен знаменитый путь «из варяг в греки», который и стал главной торговой магистралью.

Так внешняя торговля стала тем фундаментом, на котором была построена вся экономическая система Киевской Руси.

Не случайно поэтому первым международным договором Киевской Руси стал торговый пакт, заключенный Олегом с Византией в 911 г. Он обеспечивал небывало выгодные усло-вия в Константинополе всем купцам, прибывавшим с Руси.

Но в XII—XIII вв. этот фундамент экономического благо-получия Руси зашатался под ударами крестоносцев по Кон-стантинополю, кочевников — по днепровскому торговому пути» В это время растущее значение для Киева приобретают торговые связи с Западом — прежде всего через Краков — Прагу — Регенсбург.

В противоположность средневековому Западу, где земель-ная аристократия уклонялась от участия в торговле, в Киев-ской Руси ею активно занимались не только боярская знать, но и сами князья. Самые первые из них большую часть своего времени посвящали сбору дани со своих далеко расположен-ных владений. Затем эта дань доставлялась в Киев, откуда каждый год снаряжалась огромная флотилия в Константи-нополь. По реке и по морю везли рабов, сплавляли «сырые» продукты — меха, лен, мед, воск, и все это обменивалось на предметы роскоши.

Но даже со временем, когда князья и бояре стали более оседлыми и прибрали к рукам огромные просторы земли, зна-чительная часть продукции их хозяйств предназначалась на экспорт. А уж многочисленное купеческое сословие, имевшее своих представителей во всех городах Руси, должно было поза-ботиться о том, чтобы обеспечить благоприятные возмож-ности для сбыта этой продукции на мировом рынке. Взамен купцы на Руси — те самые богатые и могущественные, что торговали за рубежом, — пользовались практически теми же юридическими и политическими правами, что и бояре. Впро-чем, огромное большинство купеческого сословия составляли мелкие лавочники и торговцы. Их дела ограничивались вну-тренним рынком. К тому же часто они были кругом в долгу у тех, кто побогаче, и попадали к ним в кабалу.

По оценкам современных ученых, в городах жило 13— 15 % населения Руси. А по летописным свидетельствам, в стране насчитывалось около 240 городов и поселков. Но из них примерно 150 были скорее всего просто укрепленными поселениями, где «горожане» вели вполне крестьянский образ жизни. Среди оставшихся 90 более или менее значительных городов крупнейшим несомненно был Киев. Перед монголо-татарским нашествием он насчитывал примерно 35—40 тыс. жителей (Лондон достигнет такого количества населения лишь век спустя). Скажем для сравнения, что такие важные центры, как Чернигов, Переяслав, Володимир-Волынский, Львов и Галич, насчитывали не более чем по 4—5 тыс. жителей. В городах быстро развивались ремесла, и большую часть на-селения составляли именно ремесленники и мелкие торговцы. Так, в Киеве было представлено от 40 до 60 видов ремесел. Самыми важными и нужными ремесленниками были плот-ники, кузнецы, гончары и кожемяки.

Справедливости ради следует отметить, что не все исто-рики разделяют мнение о преимущественно торговом харак-тере экономики Киевской Руси. Такие выдающиеся украин-ские ученые, как М. Грушевский, Д. Багалий и Я. Пастернак, фундаментом киевской экономической системы считали сель-ское хозяйство. Этой же точки зрения придерживались и ведущие советские специалисты по данному периоду. Они считали маловероятным, что славяне, которые испокон веку были земледельцами, в киевскую эпоху так резко изменили свой образ жизни. О сельскохозяйственной деятельности часто упоминают киевские летописи, на нее же ориентированы древ-неславянские мифы и календарь, важность ее убедительно засвидетельствована находками археологов.

Так, недавние раскопки показали, что уже в X в. в Украине использовался железный лемех, а земли, как и в Западной Европе, засевались по относительно прогрессивной двух- или трехпольной системе (т. е. от половины до трети пахотной земли оставляли под «паром»). Что же сеяли на Руси? Прежде всего рожь и пшеницу, ячмень и овес. Крестьяне держали скотину, от которой не только кормились молоком и мясом, но и обувались-одевались; в дело шла и кожа. Разводили лошадей, свиней, овец, гусей, кур, голубей. Использование волов способствовало расширению масштабов земледелия. И хотя у каждого крестьянина в его личном хозяйстве была уже вся необходимая утварь для обработки земли в одиночку, земледельцы на Руси часто объединялись в общины и помо-гали друг другу. Община состояла из кровных родичей не-скольких поколений с патриархом во главе. Позднее возни-кали и соседские общины, члены которых не были связаны кровным родством.

И все же, если экономика Руси была преимущественно земледельческой, то чем можно объяснить невиданный расцвет больших торговых городов? Многие советские историки раз-деляли в этом вопросе точку зрения Михаила Тихомирова: развитие и усложнение сельскохозяйственного производства способствовало появлению самых различных ремесел. А в ме-стах скопления ремесленников возникали города. Впрочем, Тихомиров признает, что коль скоро города возникали, тор-говля начинала играть существенную роль в их дальнейшем развитии,— но прежде всего торговля между городом и дерев-ней, а не внешнеторговые операции, которые, по его мнению, не имели столь уж большого значения.

Следует признать, что у сторонников обеих гипотез — и «сельскохозяйственной», и «торговой» — есть в запасе до-статочно убедительные аргументы. Поэтому современные историки и в этом вопросе склоняются к компромиссному решению. Очевидно, нам придется согласиться с тем, что князь, его дружина и богатейшие купцы активно занимались самой оживленной и прибыльной торговлей — особенно до XII в. А также с тем, что огромное большинство людей на Руси трудом и потом добывало хлеб насущный, обрабатывая свои поля.

Орест Субтельный

Из книги «История Украины», 1994

Теории происхождения государственности у восточных славян. Образование Древнерусского государства.

Существуют 2 классические теории формирования древнерусского государства. Хронологически первой является нормандская теория. Авторы - Байер, Миллер, Шлецер. Они утверждали, что Древнерусское государство основали выходцы из Скандинавии - норманны, которых на Руси называли варягами. В силу отсталости славяне не могли создать государство и поэтому пригласили их на княжение. Основные аргументы норманистов: 1. Русь получила свое название от финского слова «руотси», которым в середине IX в. называли шведов. 3. Все первые правители Руси носят скандинавские имена (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга).

Вторая теория- антинормандская, автор- Ломоносов. Суть теории: варяги были балтскими славянами, а не скандинавами; славяне имели представление о княжеской власти, славянская государственность сложилась естественным путем, а варяги были призваны для основания династии, а не государства.

Существует так же неонормандская теория, образовавшаяся в ХХ веке, согласно которой государство нельзя навязать извне, это внутренний процесс любого общества. Славяне находились на той стадии развития, когда у них должно было возникнуть государство, а варяги способствовали ускорению возникновения государства у восточных славян.

На образование Древнерусского государства оказали влияние группа факторов:

Социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, "соседской" общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.

Политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы. Накануне образования государства существовали союзы больших племён славян: Куяба - вокруг Киева, Славия - вокруг Новгорода, Артания - вокруг Рязани или Чернигова.

Внешнеполитические - важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности.

Таким образом, в 882 году произошло образование древнерусского государства, путем слияния Новгорода и Киева князем Олегом.

Государственный, общественный строй и хозяйственная жизнь Киевской Руси в Х-ХII веке

Киевская Русь- ранняя феодальная монархия- государство переходного типа, для которого характерны черты феодального устройства и родового уклада. Во главе государства- князь, которому принадлежат все ветви власти. Престол в Киевской Руси передавался по наследству. При великом князе постепенно сформировался совет старейшин, куда входили родственники князя, представители дружины и племенной знати. Вече - народное собрание - созывалось для решения наиболее глобальных вопросов общегосударственного значения, например, войны и мира. По мере укрепления княжеской власти вече постепенно утрачивало свое значение. Вооруженные силы государства были представлены дружиной и народным ополчением. Ополчение основывалось на десятичной системе управления, его возглавлял тысяцкий. Управление на местах осуществляли наместники князя (в городах) и волостели (в сельской местности).


Для феодального общества характерно деление населения на сословия. Сословие - это замкнутая социальная группа, име­ющая определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий толь­ко начался.

Все население Киевской Руси условно можно раз­делить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.

Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжие мужи). Из них князь выбирал вое­вод и других должностных лиц. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну - боярство.

К свободному населению относилось также духо­венство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В то время ведущую роль в государстве играло черное духовен­ство - монашествующее. К белому духовенству принадлежали церковники: священники, диаконы, дьяки.

Низшую группу свободного населения представля­ли крестьяне - смерды. Они владели землей и ско­том. Смерды составляли подавляющую часть населе­ния Киевской Руси, платили установленные налоги и отбывали воинскую повинность с личным оружием и лошадьми. Смерд мог передавать по наследству свое имущество сыновьям.

Зависимые (невольные) люди назывались холопа­ми. Холоп фактически не имел никаких прав, он сам был собственностью хозяина.

Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло. Переход к пашенному, оседлому и массовому земледелию при складывании отношений личной, экономической и земельной зависимости придал новым производственным отношениям феодальный характер. Постепенно подсечная система земледелия заменяется двух- и трехпольем, что обусловливает захват общинных земель сильными людьми – происходит процесс обояривания земли. К Х-XII вв. в Киевской Руси складывается крупное частное землевладение. Формой земельной собственности становится феодальная вотчина. Проживающие на ней крестьяне не только выплачивали дань государству, но становились поземельно зависимыми от феодала (боярина), выплачивая ему за пользование землей натуральную ренту или отрабатывая барщину. Однако значительное число жителей по-прежнему составляли независимые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства великому князю. Существовал так же особый налог- полюдье - ежегодный объезд князя со своей дружиной подвластных земель, с целью сбора дани. Размер дани рассчитывался пропорционально дворам вне зависимости от достатка их владельцев.