Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Сколько избирателей должно проголосовать чтобы выборы состоялись. Для президентских, парламентских и региональных выборов могут вернуть минимальный порог явки избирателей. Егор Яковлев о пионерском движении и гитлерюгенде

В наступившем 2018 году в России ожидается событие, которое определит судьбу страны в ближайшие шесть лет – выборы президента Российской Федерации. Официальная дата выборов назначена на 18 марта 2018 года. Однако, уже сейчас политологи и эксперты пытаются прогнозировать результаты выборов, которые отразятся на экономике и политической ситуации в стране. Независимые исследования помогут спрогнозировать не только исход голосования, но и явку на выборах 2018 года в регионах России.

Последние десять лет показатель явки имеет тенденцию снижения. Поэтому спрогнозировать ситуацию экспертам несложно. Такие показатели позволяют предвидеть динамику, которая, как предполагается, двигается в том же направлении. На присутствие граждан на избирательных участках в день единого голосования могут влиять много факторов. Некоторые из этих факторов уже хорошо известны. Тем не менее, правительство пытается сделать всё возможное для того, что увеличить явку населения.

Общий процент явки избирателей по России

Сегодня социально-политическая устойчивость в РФ неоднородна, потому средняя явка граждан России в избирательные участки не отражает действительную активность народа в разных регионах государства. Но эти параметры напрямую влияют на исход выборов главы Российской Федерации.

Порог явки отменили ещё в 2006 году. Низкие показатели явки избирателей увеличивают вероятность спекуляций и различного рода провокаций.

По предварительным прогнозам, относительно явки электората в день единого голосования, составленным такими крупными и известными аналитическими компаниями, как «Левада-Центр» и «Петербургская политика» удалось составить усреднённые показатели явки избирателей на предстоящих выборах президента РФ. По результатам проведенных опросов среди населения в разных регионах страны, получилось выяснить, что в день голосования 58% населения планируют прийти на избирательный участок. В соответствии с показателями, которые аналитики смогли получить, намерения граждан в отношении грядущих выборов, распределились так:

30% – возможно, придут на избирательный участок в день голосования,

20% – пока сомневаются, что будут голосовать,

19% – вообще не планируют идти в избирательный участок в день голосования.

Именно те граждане, которые точно придут голосовать и те граждане, которые, возможно, будут голосовать, составили ту часть избирателей, которая уже определилась со своей гражданской позицией. Это первые две категории граждан в представленном выше списке. На другие две категории можно пытаться воздействовать с помощью различных механизмов, которые могут повлиять на их окончательное решение.

Из практики предыдущих лет аналитики сделали выводы, что фактическая явка избирателей обычно оказывается ниже, чем прогнозируемая явка избирателей. Так происходит потому, что в последний момент люди, планировавшие голосовать, по тем или иным причинам меняют своё решение, отказываются от своего права голоса и своего волеизъявления.

В то же время Всероссийский Центр исследования общественного мнения дал более оптимистичные показатели. В результате их исследований выяснилось, что за выбранного кандидата будут голосовать примерно 70% населения, обладающего избирательным правом.

Процент явки избирателей по регионам России

По результатам опросов и исследований тех же аналитических компаний стала известна явка избирателей в 2018 году в регионах страны:

Тюмень и Тува – почти 100% населения,

Республика Дагестан – 99,20% населения,

Кемеровская область – 99,18% населения,

Чеченская Республика – 95,9% населения.

Таким образом, выяснилось, что максимальное количество избирателей ожидается в Тюмени и Туве. Также высока активность проявляется в Ямало-Ненецком округе, Карачаево-Черкесской Республике, Ингушетии, Северной Осетии и Татарстане.

Низкой будет явка населения в Новосибирске, Иркутске, Томске, Новгородске, Костромской области, Забайкальском крае, где голосовать на выборах президента в 2018 году будет очень маленький процент избирателей.

Также к регионам с низким процентом явки относятся Астраханская область, где всего 37,3% граждан пойдут в избирательный участок и Санкт-Петербург, где отправятся голосовать 37% граждан. Столица России занимает самую последнюю позицию в данном рейтинге. В Москве голосовать будут всего 33,15% населения, что является самым минимальным показателем явки на выборах президента России в 2018 году среди всех регионов страны.

Спрогнозировать данные по Крыму аналитики не смогли, так как слишком мало информации. В этом регионе была лишь одна федеральная избирательная кампания – думская, которая проходила осенью 2016 года. Этот регион тогда также не показал рекордов. В Крыму явка составила всего 49%.

Конечно, нет сомнений, что данная статистика может поменяться. Чем ближе к дате выборов, тем больше ожидается изменений в приведенных показателях. На мнение населения, несомненно, будет воздействовать предвыборная кампания кандидатов, которая только недавно стартовала. Кандидаты будут использовать разные политические технологии. Соответственно, граждане, ранее не желавшие голосовать на выборах президента России, ближе к выборам, скорее всего, поменяют своё решение и пополнят число избирателей.

Самые высокие показатели явки избирателей были зафиксированы в России в 1991 году. Тогда на выборах явка составила 77% российских граждан, обладающих правом голоса. Наименьшие показатели были в 2004 году – 64,4% граждан приняли участие в выборах. В 2008 году явка составила 70%, в 2012 – 65,3%.

Прогнозируемый на 2018 год процент явки избирателей составляет меньшее число, чем на президентских выборах в других странах. Например, во время выборов во Франции (голосование в 2 этапа) явка составила 77,8 и 74,5%. В Иране явка составила 73%. В Южной Кореи – 77%. Тем не менее, существуют и более низкие показатели, например, во время выборов президента Сербии явка составила 54,5%, в Чили – 46,7%, в Словении – 44%.

По мнению эксперта Дмитрия Орешкина, по результатам опросов из 110 миллионов граждан придут голосовать только 64 миллиона, четверть из них – это люди, которые уже дали положительный ответ в отношении голосования, но на выборы они идти не хотят. Соответственно, их нужно вычесть из 64 миллионов, но добавить к этому числу 12 миллионов человек, которые окажутся в числе проголосовавших, как «нарисованные». Таким образом, по расчетам эксперта, на выборах будут присутствовать 60 миллионов россиян (55-60%) и оснований для превышения данного порога эксперт не видит. Ведь основная причина столь низких параметров – это отсутствие интриги, как считают многие политтехнологи: «Крымский синдром уже заканчивается, возрастает чувство неопределенности, уменьшается материальный уровень. Все это снижает готовность граждан идти на выборы».

Как считает эксперт Дмитрий Бадовский, более реальные показатели можно будет замерить не ранее февраля, ведь именно к этому времени категория граждан, которая точно будет голосовать, превысит 40%: «Общая прогнозируемая явка поднимется до 57-60%, но нужно понимать, что до конца кампании ещё остаётся время».

В Кремле сегодня обеспокоены из-за столь низких показателей в ряде регионов, выявленных в результате проведенных опросов аналитическими компаниями. Поэтому власти серьёзно задумались над тем, какие выбрать технологии и какой должен быть подход к населению, чтобы увеличить количество желающих принять участие в дальнейшей судьбе страны.

Мнения политиков и экспертов о низкой явке

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков прокомментировал результаты опросов аналитических компаний. Он сообщил о том, что в Кремле не собираются оценивать работу глав регионов по уровню явки на выборы президента: «Это было бы неправомерно и неправильно. Информированием граждан в регионах о важности каждого голоса занимается ЦИК РФ».

Заместитель главы администрации президента Сергей Кириенко, курирующий вопросы внутренней политики, дал главам регионов жёсткую установку – избежать «накрутки» голосов и связанных с этим ссор и скандалов.

Повышение явки должно происходить без использования административных ресурсов. В конце осени 2017 года все вице-губернаторы, отвечающие за внутреннюю политику в регионах, были собраны на семинаре в Москве. Там перед ними была поставлена задача – 18 марта 2018 года они должны создать максимально праздничное настроение. Народ должен быть привлечен за счет различного рода мероприятий: спортивных, культурных и так далее. Во время мероприятий обязательно должны быть проведены опросы жителей о судьбе их регионов.

По мнению руководителя экспертной группы Константина Калачева, явка должна быть максимальной. Этого добиться можно по-разному. Есть регионы, где все мероприятия проходят как праздник и народное гуляние, где выборы – это форма досуга для народа, а участие в культурных мероприятиях – это обязательная традиция.

Некоторые главы регионов восприняли эти установки буквально. Таким образом, в Республике Коми хотели провести 18 марта местный референдум о переносе столицы из Сыктывкара в Ухту. В Севастополе планировали провести референдум о выборе флага и герба города. Однако, в процессе сбора подписей эти варианты были отклонены. Одобрен только один референдум в Волгоградской области, где жители будут решать вопрос о переводе местного времени на 1 час вперёд (Волгоградская область расположена в том же часовом поясе, что и Москва).

Что касается интриги, то сегодня ЦИК уведомили о желании принять участие 33 кандидата, из которых 15 самовыдвиженцев. Из них 11 человек отклонили по тем или иным причинам. А пока зарегистрированным оказался только Владимир Жириновский, успевший подать документы в ЦИК первым. Он сдал документы ещё 22 декабря. В его фонд уже переведено партией 200 миллионов рублей. Максимальная сумма составляет 400 миллионов рублей, из них лишь 10% кандидат может перевести самостоятельно. Партия, выдвинувшая кандидата, может внести максимум 50% предельной суммы. Добровольные переводы россиян максимально могут составить только 1,5%, а добровольные пожертвования юридических лиц – 7%.

Как власти будут поднимать показатели явки избирателей

Не исключено, что власти областей и регионов, в которых на сегодня выявлены низкие показатели, будут предпринимать соответствующие меры для обеспечения высокой явки избирателей. Например, могут быть внедрены различные технологии. Сюда относится и проведение разъяснительной деятельности, целью которой является донесение до граждан важности предстоящего мероприятия и социальной активности каждого гражданина. На избирательных участках обязательно должна быть обеспечена дружелюбная, праздничная обстановка. Будут проведены подготовительные мероприятия, чтобы поднять число явки граждан. Например, часть не проголосовавших людей технически будет устранена детальной проработкой списков на избирательных участках. То есть будут исключены уехавшие заграницу, сменившие в недавнем времени гражданство, погибшие и иные граждане, не зарегистрированные по данным адресам. Другими словами, будут вычищены списки «мертвых душ». В некоторых регионах страны их число достигает 10% избирателей.

Увеличенная продолжительность работы участковой комиссии на двадцать дней также может поспособствовать более активному голосованию. В 2018 году участковые комиссии будут работать в течение 30 дней, что позволит полноценно провести адресное распространение пригласительных, а также занести в предварительные списки все уточнения.

Призывы к протесту и бойкотированию, созданные оппозиционерами, также могут повлиять на процент явки избирателей. Из-за сильного давления и навязывания чужой политической воли, граждане России могут прислушаться и отказаться высказать своё волеизъявление в день голосования. Данные призывы могут привести к тому, что некоторая часть граждан откажется от собственного права голоса, и сама того не понимая, доверит своё будущее людям, лишённым доверия электората.

Но как бы там ни было, чем больше явка и процент проголосовавших в день единого голосования, тем большее число граждан проявит свою социальную активность. Потому предварительные данные весьма красноречивы, в плане общественной сознательности и политической заинтересованности граждан в будущем их страны.

Меры для увеличения явки избирателей

В 2017 году в правительстве были приняты некоторые меры, направленные на увеличение явки граждан в избирательные участки в день голосования 18 марта 2018 года.

Сюда относится поправка в законе «О выборах президента РФ». Главным изменением является отсутствие открепительных талонов. Это означает, что человек может проголосовать в любом избирательном участке, независимо от того, зарегистрирован он по данному адресу или просто проживает. Система «мобильный избиратель» направлена на увеличение явки, за счёт удобства для граждан. Теперь для того, чтобы проголосовать в ближайшем избирательном участке, гражданин должен просто подать заявление через «Госуслуги».

Для поднятия процента явки граждан также приняты меры в отношении людей, отдыхающих или проживающих заграницей. Сегодня за пределами Российской Федерации проживают миллионы граждан России, которые также имеют право голоса. Центральная избирательная комиссия России увеличит явку граждан заграницей за счёт приезда избирательной комиссии в места повышенной активности россиян. Например, ЦИК отправит представителей участвующих кандидатов на пост главы государства на избирательные участки в другие страны. Но и тут есть свои нюансы. Многие россияне, пребывающие за пределами России, находятся в мелких населенных пунктах и не у каждого есть возможность приехать в крупный город для того, чтобы проголосовать. Для решения этой проблемы, ЦИК отправит сотрудников в районы, заселенные русскими гражданами, чтобы те смогли проголосовать. Таким образом, можно собрать больше голосов, что существенно повлияет на результат голосования.

В 2018 году Центральная избирательная комиссия планирует привлечь к участию в выборах президента несколько миллионов россиян, постоянно или временно пребывающих за пределами России. Всего планируется открыть 360 избирательных участков заграницей. В этом случае голосование возможно также без открепительных талонов.

Как полагают эксперты, из-за отмены открепительных удостоверений, явка избирателей будет увеличена на пять миллионов. На последних выборах главы государства в 2012 году по открепительным талонам проголосовало 1 600 046 россиян. Это маленький показатель, однако, много россиян хотели бы проголосовать, но находились в этот день не по месту постоянной регистрации. Многие граждане вообще не желают связываться с открепительными талонами, ведь для того, чтобы их получить, нужно затратить немало времени. Упрощение в «бумажных» вопросах напрямую повлияет на увеличение явки избирателей в 2018 году.

Также приняты меры для проведения честных выборов. Избирательные участки будут снабжены видеокамерами, а за процессами, происходящими на избирательных участках, можно наблюдать в режиме онлайн.


- Мне кажется, что результат выборов постоянно фальсифицируется. Стоит ли вообще ходить на выборы? Сколько людей должно не прийти на выборы, чтобы они не состоялись?

Реформа российского избирательного законодательства, проведенная в 2000-е годы, была направлена на то, чтобы выборы по возможности признавались состоявшимися, несмотря ни на тенденцию к снижению «явки» избирателей, ни на возрастающее «протестное голосование» (т.е. количество избирателей, голосующих «против всех»). В настоящее время «порог явки» на выборах в России отсутствует. Теоретически это означает, что даже если в день голосования на избирательный участок придет всего лишь один избиратель, и это будет один из кандидатов, и этот избиратель проголосует за себя как за кандидата, то выборы состоятся, и он победит со 100% результатом.
Ходить на выборы стоит.
И тому есть несколько причин.

Во-первых, чем больше явка, тем меньше возможностей для фальсификации: не так сложно приписать три-четыре процента голосов, когда проголосовало всего сто человек; намного сложнее сделать подобные махинации, если проголосовали тысячи избирателей.

И, наконец, в-третьих , именно наличие активной гражданской позиции отличает современного цивилизованного человека от асоциальной личности.

- По предвыборной кампании я вижу, какая партия тратит больше денег на агитацию и точно победит на выборах. Я хотел голосовать за другую партию, но не вижу смысла. Стоит ли мне идти на выборы, если мой голос не сыграет роли?

Практика участия в выборах последних лет показывает, что нет ничего очевидного в российских выборах. Профессионалы, многие годы работающие на выборах, приведут Вам не один пример того, как в той или иной избирательной кампании кандидат или партия, потратившие колоссальные денежные средства на ведение избирательной кампании, по итогам голосования проигрывали кандидатам, финансовая составляющая кампаний которых оставляла желать лучшего.

Не буду долго искать примеры (кампания по выборам Главы города Пущино Московской области в 2010 году; не поленитесь, зайдите в Интернет, там есть все данные, проанализируйте сами, и Вы все поймете и увидите сами). Финансы – очень важная составляющая часть любой избирательной кампании. Но, поверьте, далеко не самая важная. А главное – финансами необходимо уметь грамотно воспользоваться. Так что в Вашем примере партия, которая тратит баснословные деньги на агитацию, является далеко не самым очевидным фаворитом избирательной гонки.
Стоит идти в день голосования на свой избирательный участок и голосовать так, как Вы считаете нужным!

Мне не нравится ни одна партия (ни один кандидат), а графы "против всех" нет. Как мне выразить свою гражданскую позицию? Должен ли я испортить бюллетень или сделать что-то еще?

К сожалению, когда в середине 2000-х годов готовились поправки в избирательное законодательство, отменяющие графу «против всех», то разработчики этой новации, а потом и депутаты, проголосовавшие «за» отмену этой графы, «не услышали» разумных доводов относительно того, что в настоящий момент наше общество не готово еще к таким радикальным переменам.

Интересно, что в 2004 году бывший Председатель ЦИК РФ А.А.Вешняков отмечал, что графа "против всех" дает избирателям больше вариантов для выражения своего отношения к выборам и «может быть полезна власти, чтобы принимать соответствующие шаги». Он утверждал: «высокий процент голосования "против всех" свидетельствует о некоей аномалии в конкретном регионе. Если эту графу убрать, то у избирателей сузится возможность выразить свое отношение к кандидатам».

Правда, уже в апреле 2005 году А.А.Вешняков поменял свою точку зрения и выступил уже «за» отмену графы «против всех»: «Нет выбора - жить проще. Поэтому когда в бюллетене 10-15 партий, некоторым не хочется напрягать мысли, за кого и почему голосовать. Проще поставить галочку в графе "против всех", наличие которой в какой-то мере провоцирует такой подход», - заявил он.

Вскоре графа «против всех» была исключена из российского избирательного законодательства.
На настоящем этапе развития законодательства о выборах графа «против всех» в бюллетенях по-прежнему отсутствует (специфическое исключение составляют ситуации на муниципальных выборах, когда в ходе кампании перед днем голосования остается лишь один кандидат – в этом случае в бюллетене появляются графы «за» и «против»; кандидат побеждает только в том случае, если более 50% от принявших участие в голосовании проголосовало «за» его кандидатуру).

В этой ситуации единственный способ выразить свою гражданскую позицию – это найти для себя доводы в пользу голосования за какого-либо кандидата.
Факт порчи бюллетеня ни к чему не приведет – бюллетень будет признан недействительным, и на итогах голосования в целом это никак не отразится.

Почему когда идет предварительный подсчет голосов сперва сообщают одни цифры, а потом они меняются. Можно ли верить таким результатам?

Дело в том что разные территории голосуют по разному. Город и большие участки часто отличаются от сельских или маленьких участков. А данные о предварительных результатах сперва приходят именно с маленьких участков, где голоса подсчитать просто быстрее, а вот последними приходят данные с самых больших участков и разница в голосах там бывает существенная в абсолютных значениях. Поэтому и данные окончательного подсчета могут отличаться от первых результатов. Кроме того, даже предварительные результаты необходимо уточнять на информационных ресурсах избирательной комиссии.

По результатам выборов много проигравшие партии и кандидаты говорят о фальсификациях, а реальных уголовных дел никогда не заводят. Кому верить?

Уголовная ответственность за фальсификацию существует и применяется. Кому в этом случае верит решать вам, но если у кандидата есть основания предполагать незаконное формирование результатов то он собрав доказательства с помощью наблюдателей обращается в суд, для отмены результатов выборов Или же достаточно часто просто проигравший кандидат таким образом оправдывает свой проигрыш, сваливая всю вину на комиссию, не считаясь с мнениями избирателей. Безусловно есть случаи фальсификаций, большинство из которых рассматриваются правоохранительными органами и судами.

- Ведется ли где-то учет моего посещения выборов? Скажется ли на моем будущем, если я не хожу на выборы?

Участие в выборах в России является свободным и добровольным (в отличие от ряда зарубежных государств, где голосование является обязанностью гражданина, неисполнение которой влечет наложение штрафа или ограничение в правах). Это, в частности, означает, что никто не вправе принудить Вас к участию или неучастию в выборах, а также контролировать Ваше участие в них. Учет Вашего участия в выборах осуществляется только в списке избирателей на конкретных выборах, который по окончанию голосования опечатывается и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих доступ к нему, как правило, в течение одного года, после чего уничтожается. Никакой «общей базы» лиц, участвующих или не участвующих в выборах, в России не ведется. Таким образом, Ваше неучастие в выборах не повлечет никаких последствий для Вас, за исключением, разумеется, избрания соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления без Вашего участия.

Действующим законодательством о выборах не предусмотрен механизм, который позволял бы кандидату «отдавать» голоса избирателей, полученные им в результате голосования. Из Вашего вопроса следует, что Вы, скорее всего, столкнулись с довольно распространенной «технологией», когда накануне дня голосования один из кандидатов с помощью агитационных печатных материалов (листовок, газет и т.д.) либо через средства массовой информации, а иногда и просто на встречах с избирателями распространяет информацию о том, что он «отдает все голоса» в пользу другого кандидата. Фактически, это всего лишь один из способов предвыборной агитации одного кандидата – того, который «отдает» голоса, - в поддержку избрания другого кандидата. Оспорить в судебном порядке такую «процедуру» невозможно по причине того, что по факту никто никому никакие голоса не передает. Но и «забрать» свой голос – в том случае, если Вы уже проголосовали за того или иного кандидата, - у Вас не получится: если Вы уже реализовали свое конституционное право на голосование, и выборы признаны состоявшимися, а итоги выборов не признаны недействительными, то изменить Ваше волеизъявление законным способом уже не получится.

У нас выборы проходят в два этапа. Если я голосовал в первом туре, а на второй не пошел, мой голос что-то решит?

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным.
В России законодательно не предусмотрены какие-либо санкции за неучастие в выборах, как это сделано в ряде стран (так, например, в Италии к лицам, не участвующим в выборах применяется такая санкция как общественное порицание; в Аргентине избиратель, не явившийся на выборы, будет оштрафован и лишен права получить должность на государственной службе в течение 3 лет; а в Греции, Турции и даже в Австрии за неучастие в выборах некоторое время назад было предусмотрено лишение свободы, правда, на незначительный срок).

В России же мер государственного принуждения в отношении выборов законодательством не предусмотрено, поэтому Вы можете, по своему усмотрению, принимать решение: участвовать Вам во втором туре (в повторном голосовании, если быть более точным в формулировках) или нет.
Но при этом, к сожалению, Вы должны осознавать, что ответ на поставленный Вами вопрос будет отрицательным.
Дело в том, что по итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей по отношению к числу голосов избирателей, полученных другим кандидатом.
Иными словами, сам факт того, что Вы не явитесь на повторное голосование, не повлияет ровным счетом ни на что, - поскольку выборы все равно будут признаны состоявшимися, а Ваш голос, отданный тому или иному кандидату в «первом туре», никакого влияния на подсчет голосования «во втором туре» не окажет.

Кандидат много лет состоял в одной партии, а сейчас баллотируется от другой. Это законно? Могу ли я потребовать, чтобы его не допускали до выборов?

Действительно, в Федеральном законе от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» содержится норма (пункт 3.1 статьи 36), в соответствии с которой политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.

Обратим внимание, что в Вашем вопросе не содержится достаточно информации для принятия законного решения. На практике вполне вероятна ситуация, когда человек длительное время был членом одной партии, затем прекратил свое членство в этой партии и вступил в другую партию. А может иметь место и ситуация, когда он был членом партии, потом прекратил свое членство в ней, и теперь, будучи беспартийным, баллотируется от другой партии. Все это соответствует закону.

Однако, если у Вас имеются доказательства того, что данный конкретный кандидат на момент (на день) выдвижения от одной партии, состоял на учете в качестве члена другой политической партии, - то в данном случае речь идет о существенном нарушении закона: такому кандидату должно быть отказано в регистрации, либо он должен быть исключен из списка кандидатов (в случае, если он баллотируется в составе списка).
В подобной ситуации Вы имеете право обратиться в избирательную комиссию, которая регистрирует данного кандидата, с требованием проверки указанных Вами фактов и принятия соответствующих немедленных мер реагирования. (Хотя на практике намного эффективнее будет обратиться в штаб оппонентов этого кандидата – юристы штаба в кратчайшие сроки проверят информацию и доведут дело, в случае подтверждения информации, до конца).

- В нашем городе проводится уличное голосование за партии с реальными бюллетенями и урнами для голосования. Это настоящие выборы?

Нет. Это не настоящие выборы. Если подобная акция проводилась в день голосования и при этом использовались, как Вы говорите, «реальные» бюллетени и урны для голосования, то Вы столкнулись с грубейшим нарушением действующего законодательства о выборах и попыткой сфальсифицировать избирательные документы и итоги голосования.

Однако, принимая во внимание как раз то обстоятельство, что описанная Вами ситуация слишком явно содержит признаки соответствующего состава преступления, предусмотренного статьями 142 и 142.1 УК РФ, то, скорее всего, речь идет немного о другом. Скорее всего, описанная Вами акция проводилась не в день голосования, а, как минимум, за несколько дней до этого, то есть в официальный агитационный период. При этом, скорее всего, использовались не настоящие бюллетени и урны для голосования, а некие «реквизиты» для проведения соответствующей акции.

Вопрос о законности проведения подобного мероприятия лежит в плоскости соблюдения законодательства о собраниях, митингах и других публичных мероприятиях. Однако, нельзя исключить также ситуации, что проведенное подобным образом мероприятие полностью соответствует закону: если организаторы в установленные сроки уведомили органы местного самоуправления о проведении мероприятия, если бюллетени и урны являются лишь «реквизитами» соответствующего мероприятия и не являются «подделкой» настоящих бюллетеней и урн для голосования. В любом случае, окончательные выводы о законности описанного Вами мероприятия можно сделать только по итогам тщательной проверки всей имеющейся информации.

Чьи деньги тратятся на организацию выборов? Вкладывают ли средства партии или это делаем мы, налогоплательщики?

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, осуществляется за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета, на региональные и местные выборы - из соответствующих бюджетов. Таким образом, организация выборов – это расходы налогоплательщиков.

- Кто финансирует выборы? Это деньги партий и кандидатов или избирателей?

Смотря что понимать под организацией выборов. Если деятельность избирательных комиссий, то она полностью финансируется из государственного бюджета. Иными словами, выборы проводятся за наш с вами счёт - за деньги налогоплательщиков. Что же касается средств политических партий (избирательных объединений) и отдельных кандидатов, то они аккумулируются на специальных счетах избирательных фондов за счет собственных средств и пожертвований физических и юридических лиц. Отчасти это тоже наши с вами деньги, поскольку парламентские партии ежегодно получают средства из бюджета – определенную сумму за каждый полученный ими на выборах голос.

Средства избирательных фондов могут тратиться только на организацию избирательной кампании, соответственно, избирательного объединения или кандидата.

Подпункт «а» пункта 5 статьи 58 Закона «Об основных гарантиях…».

Пункт 2 статьи 59 Закона «Об основных гарантиях…».

Возможен ли пересчет избирательных бюллетеней или они считаются только один раз участковой избирательной комиссией?

Бюллетени могут быть пересчитаны самой участковой избирательной комиссией в том случае, если результаты первичного подсчёта не сойдутся с числом выданных бюллетеней, недействительных бюллетеней и бюллетеней, опущенных в ящики для голосования. Ручной пересчёт возможен и при использовании комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), установленных на ящиках для голосования, в случае такого расхождения.

Кроме этого решение о пересчёте голосов может быть принято вышестоящей комиссией, если в результате проверки протокола об итогах голосования участковой комиссии будут выявлены несоответствия и ошибки. Пересчёт голосов в этом случае может быть произведён как самой участковой комиссией, так и непосредственно вышестоящей.

Пересчёт также возможен по инициативе участковой комиссии, вышестоящей комиссии и суда в случае выявления существенных нарушений избирательного законодательства при проведении выборов. На практике всего несколько раз удавалось инициировать в судах вопрос о пересчете бюллетеней. И каждый раз при доставке бюллетеней в суд пришлось столкнуться с их абсолютно недобросовестным хранением. Бывали и такие случаи, когда бюллетени оказывались уничтоженными.

Совет: поскольку основные фальсификации происходят именно во время подсчета голосов, составления и подписания протокола на избирательных участках, всегда проще и эффективнее настоять на пересчете бюллетеней в участковой комиссии, чем откладывать эту процедуру на неопределенное будущее, многократно снижающее вероятность пересчета.

- Кто может присутствовать при подсчете голосов, кроме членов комиссии и наблюдателей?

Помимо членов комиссии и наблюдателей при подсчёте голосов могут присутствовать только:

1) члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов;

2) кандидаты (зарегистрированные данной либо вышестоящей комиссией) или их доверенные лица;

3) уполномоченные представители или доверенные лица избирательного объединения (список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией) или кандидат из списка данного объединения;

4) представители средств массовой информации (но от них, как правило, любыми способами пытаются избавиться).

Совет: Четкое соблюдение законодательства о выборах будет обеспечено с большей степенью вероятности в случае, если большее активных число граждан будут контролировать подсчет голосов. Поэтому нужно не лениться и идти в наблюдатели, получив от участников избирательного процесса соответствующие полномочия.

Пункт 1 статьи 30 Закона «Об основных гарантиях…».

Пункт 22 статьи 68 Закона «Об основных гарантиях…».

Подпункт «д» пункта 24 статьи 68 Закона «Об основных гарантиях…».

Пункт 9 статьи 69 Закона «Об основных гарантиях…».

Пункты 1 и 1.2 статьи 77 Закона «Об основных гарантиях…».

Всё чаще слышны призывы игнорировать будущие выборы депутатов Государственной Думы РФ 4 декабря 2011 либо испортить бюллетень, тем самым выразив свое недоверие процедуре и организаторам выборов. Повлияет ли это на итоги голосования?

Повлияет, но совсем не тем способом, на который вы рассчитываете. Порог явки избирателей на всех выборах был отменен еще в 2006 году, выборы будут признаны действительными, даже если в их примет участие всего лишь один человек. Вашего отсутствия никто не заметит – более того, ему будут даже рады, ведь предназначенный для вас бюллетень так и останется незаполненным, его можно заполнить и за вас. В итоге ваш голос помимо вашей воли достанется партии, имеющей большее влияние на избирательную комиссию, что станет вкладом, в том числе, косвенно, и вашим в фальсификацию выборов.

Нет толку и в порче бюллетеней. Ваше недоверие выборам и их организаторам так и останется только вашим. Депутатские портфели будут распределяться только между партиями, набравшими от 7 и более процентов голосов избирателей, участвовавших в голосовании. Остальные голоса и недействительные бюллетени, фактически, будут распределены между партиями-победителями, пропорционально их результатам. Если среди партий есть один фаворит, можно быть практически уверенными, что вас голос по факту все равно будет подан за нее, опять же против вашей воли.

Поэтому, если вы не хотите, чтобы судьбу вашего голоса определили за вас – сделали именно то, из-за чего вы уже сейчас не доверяете будущим выборам, – придите на участок и проголосуйте за партию, наиболее близкую вам по убеждениям.

- Равнозначно ли взятие открепительного удостоверения приходу на избирательный участок в день голосования?

Взятие открепительного удостоверения влечет исключение избирателя из списка избирателей на участке по месту его жительства, а в случае, если он им не воспользуется, - исключение из списка избирателей на этих выборах вообще. В то время как приход на участок в день голосования предполагает получение избирательного бюллетеня и голосование.

- Будут ли испорченные бюллетени перераспределяться в пользу партии, получившей большинство голосов?

- Испорченные, а говоря юридическим языком недействительные бюллетени, сами по себе не перераспределяются. Они не учитываются при распределении мандатов Государственной Думе. Таким образом, можно говорить о том, что голоса избирателей, которые испортили бюллетень, распределяются между проходящими в Думу партиями пропорционально числу полученных голосов избирателей.

- Ходят слухи, что ЦИК России подделывает результаты выборов в пользу правящей партии. Скажите, существует ли набор средств общественного мониторинга за ходом выборов, достаточный для того, что бы каждый, кто обладает доступом в интернет, при желании, мог удостовериться в том, что:
на всех избирательных участках выборы проходят в соответствии с регламентом ЦИК,
все избирательные участки являются реальными объектами,
все избиратели являются реальными личностями и голосуют собственноручно,
результаты по каждому участку публикуются в СМИ,
и наконец, результаты подсчета в присутствии наблюдателей соответствуют опубликованным результатам?

В настоящее время по решению ЦИК России реализуется программа по он-лайн трансляции из помещений для голосования некоторых избирательных участков. Их перечень и ссылки на трансляцию можно найти на сайте избирательной комиссии соответствующего субъекта РФ. Думаю, что со временем количество участков, оборудованных камерами, будет увеличиваться.

Кроме того, с данными, внесенными в протокол каждой участковой избирательной комиссии, Вы также имеете возможность ознакомиться на сайте избирательной комиссии соответствующего субъекта РФ. Данные с каждого избирательного участка вводятся системными администраторами ГАС «Выборы» и в он-лайн режиме попадают в сеть интернет, в общий доступ.
Проверить реальность всех избирателей, правильность составления протоколов УИК (внесение в него данных, соответствующих реальным результатам) в настоящее время могут наблюдатели от каждой из участвующих в выборах политической партии

Стали продуктом активных дебатов между депутатами-единороссами, предложившими их, и Центральной избирательной комиссии. В последний день весенней сессии Государственной Думы депутаты в первом чтении рассматривали законопроект, вносящий изменения в Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс. Документ предполагал полное восстановление досрочного голосования на выборах и введение новых оснований для отказа в регистрации кандидатам и снятия с регистрации.

Усилиями Центризбиркома инициатива депутатов ко второму чтению, прошедшему только осенью, серьезно изменилась. В итоге досрочное голосование на выборах было окончательно отменено, но главное - из избирательного законодательства всех уровней исчезло понятие минимального порога явки.

Со вступлением в силу поправок любые выборы в Российской Федерации будут признаны действительными вне зависимости от процента проголосовавших на них граждан. Даже если в день голосования на избирательный участок придет только один человек. До сих пор по российским законам выборы считались состоявшимися, если в них участвовали 20 процентов на региональных выборах, не менее 25 процентов - на федеральных парламентских и не менее 50 процентов - на президентских.

Сторонники отмены порога свою позицию объясняли просто. В большинстве стран, в том числе демократических, минимальной явки вообще не существует. Что касается России, то у нас, подчеркивает председатель ЦИК Александр Вешняков, особой проблемы с явкой нет.

По крайней мере на федеральных выборах. Избрание президента никогда не проходило с явкой ниже 60 процентов. А интерес населения к думским выборам всегда позволял преодолеть планку в 50 процентов.

Что до региональных выборов, то здесь граждан будут привлекать другими методами. В частности, выборами только по партийным спискам, с последующим выдвижением кандидатуры губернатора победившей партией. К тому же, уверены в ЦИК, с отменой явки на региональных выборах исчезнет и дамоклов меч признания их недействительными из-за недостаточного количества проголосовавших. Как известно, в последние годы к региональным выборам интерес населения становился все меньше и меньше. Это нередко приводило к тому, что граждан целыми предприятиями принуждали идти на выборы или централизованно голосовать по открепительным удостоверениям. Теперь такое административное принуждение тоже должно уйти в прошлое.

Одновременно усиливается ответственность кандидатов и избирательных объединений за нарушение законодательства о противодействии экстремистской деятельности. Так, уже весной партии может быть отказано в регистрации списка кандидатов, если до начала или во время избирательной кампании кто-то из ее представителей, входящих в список, допускал в публичных выступлениях призывы и высказывания, разжигающие социальную, расовую, национальную или религиозную рознь. Демонстрация нацистской символики СС тоже станет причиной для отказа в регистрации.

Кандидатом на федеральных и региональных выборах не сможет стать гражданин с неснятой или непогашенной на день выборов судимостью за преступления экстремистской направленности, а также совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления.

Снимать с регистрации будут и за использование административного ресурса, и при обнаружении факта подкупа избирателей избирательным объединением или его доверенным лицом.

Определенные запреты вступают и на период ведения избирательной кампании. Они касаются ведения контрагитации против оппонентов. Зарегистрированным кандидатам и партиям запрещается использовать эфирное время на радио и телевидении с целью агитации против других кандидатов и партий, описывать возможные негативные последствия в случае избрания гражданами политического соперника и в целом распространять информацию, создающую негативный образ конкурента у избирателей.

"Агитационные" запреты при этом не распространяются на такой вид теле- и радиоэфира, как предвыборные дебаты. То есть в очном словесном противостоянии с оппонентами оспаривать их позиции можно. Даже если кандидат или партия отказываются от участия в дебатах, это не означает, что остальные должны в этих дебатах молчать о конкуренте.

Это ахинея. То что тут пишут.

Сам был наблюдателем. Почему явка 67%. Прибавился целый регион (Крым) + 2 млн человек. Плюс приехали люди с Донбасса и Луганска. Многие из них получили российское гражданство. Их жизнь особенно Крымчан на 100% зависела от Победы Путина, а значит их участия в выборах. Они и пришли.

Далее. То что тут пишут про то что людей выписали. Вы сами поняли о чем пишите? Или образование не позволяет понять глупость вашего замечания? Процент явки считается от количества зарегистрированных избирателей, то есть прописанных на данной территории людей. "Вот приходила семья из 4 человек, голосовали, одного нет в списке, он голосовать не мог в этот раз так как его не было в списке. Пример: 67% Это из 100 человек пришло голосовать 67. Одного убрали. Значит осталось 99. Но он голосовать то не может. Смысл его убирать из списка если он голосовать не может и это на явку вообще никак не влияет.

Серое вещество не подсказывает, что господа либералы сами спровоцировали такую явку? У меня многие знакомые раньше не ходили, а в этот раз пошли. Многие голосовали не за Путина, к примеру. Спрашиваешь, а чего пошли вдруг?! Раньше то нее ходили и надо мной шутили, что я ходил. Я что Вас заразил что ли желанием ходить на Выборы? Один мне вообще сказал: не хочу стоять на одном уровне Лешей Навальным. Дальше была лекция и мат про Навального. У человека юридическое образование и он просто по полочкам разложил какие срока и за что ему светят и какая у него мохнатая лапа раз он на свободе. В общем, не хотел он был с ним рядом, и оказаться тем, кто повелся на его призывы. У других как оказалось родственники в Украине: в Донецке, Луганске, друзья там. У одного человека на работе ребята пришли работать с Донбасса и он не хотел чтобы победил кто-то кроме Путина, так как судя по речам если бы не Путин все могло бы развернуться. У некоторых родственники в Крыму. Он вообще не хотел идти, они его сагитировали. Многие пошли потому что посмотрели дебаты и стало страшно, а вдруг эти победят. В Питере многие из тех кто за 40 лет голосовали потому что помнят как Собчак в 1996 пролетел с победой потому что люди не пришли на выборы и победил Яковлев. Да и власть приложила все усилия чтобы люди пришли.

Проблема всех этих экспертов в том, что они не понимают одной истины: власти на фиг не нужна пустая статистика. Смысл был в том чтобы люди РЕАЛЬНО пришли на выборы. Путин ведь не наступает на одни грабли дважды. Он в 1996 году руководил штабом Собчака на выборах Губернатора Санкт-Петербурга и ситуация была схожая. По опросам Собчак громил Яковлева. Но люди не пошли: "А и так победит" и выиграл Яковлев. Путин это помнил и поэтому ему нужна была кровь из носа РЕАЛЬНАЯ ЯВКА, а не фиктивная. Никто не заметил что например была нереальная агитация именно на явку? В Питере рекламы о Явке и выборах было больше чем рекламы самих кандидатов.

Как сказал Карен Шахназаров: "Вы реально думали, что человек, который присоединил Крым, человек который не дал уничтожить Донбасс и Луганск может проиграть на Выборах?! Вы реально в это верили?

Задача власти было обеспечить явку. Власть сделала все чтобы люди поверили, что выборы честные и либералы и персонажи вроде Навального и Собчак сделали все чтобы люди поверили в то что выборы честные и их голос имеет значение.

Ради явки Центризбирком даже закрыл глаза на вранье Грудинина. Его должны были снять с выборов, но не сделали это. А что несла Собчак? Там букет статей. А ничего. Все хорошо. Леша Навальный заработал замену условного срока на реальный. Но он опять же на свободе был и есть. Все лишь бы никто не мог сказать, что власть устраняет конкурентов и выборы не честные.

А дебаты? Вы посмотрите как Соловьев затыкает рты людям если не согласен с ними, и как он вел себя на дебатах. Есть разница? Да они все на ушах стояли разве что стриптиз не показывали.