Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Пути решения международного терроризма. Можно ли решить проблему терроризма только путём уничтожения террористов: мнения. Сущность глобальных проблем Происхождение понятия

Население постоянно находится в движении, количественном и качественном изменении, воспроизводится посредством смены поколений, а также за счет территориальных перемещений. Население Земли формирует демографическую ситуацию, т. е. состояние демографических процессов (роста и воспроизводства населения, изменение его состава, миграционной подвижности).

Быстрый рост мирового населения, большая часть которого приходится на развивающиеся страны с отсталой экономикой и неразвитой социальной сферой, которые не в состоянии обратить этот рост во благо своего развития, создает глобальную демографическую проблему, важность и значимость которой в настоящее время признаны всеми государствами, осознавшими, что связь между развитием народонаселения и природой более хрупкая, чем это казалось ранее, что рост вооруженных конфликтов и гонка вооружений, особенно в развивающихся странах, ведут к огромным материальным затратам, значительно ухудшая возможности для экономического и социального развития и тем самым для решения проблем народонаселения.

Неконтролируемые миграция и урбанизация из положительных явлений превращаются в негативные. Решение всех этих проблем возможно лишь при совместных усилиях всего мирового сообщества.

Пути решения:

В 1969 г. в рамках ООН был создан специальный Фонд ООН для деятельности в области народонаселения и проведение под его эгидой Всемирных конференций по проблемам народонаселения. Одним из основных документов фонда стал Всемирный план (программа) действий в области народонаселения, принятый в Бухаресте (1997 г.) на двадцать лет. В программе были рассмотрены вопросы рождаемости, смертности и темпы прироста населения, вопросы урбанизации и миграции.

Основой для действительного решения проблем народонаселения согласно плану являются прежде всего социально-экономические преобразования. В программе рассматриваются взаимосвязи между народонаселением, устойчивым экономическим ростом и устойчивым развитием, содержится призыв к разработке политики и законов, обеспечивающих более эффективную поддержку семьи, а также к содействию ее стабильности.

Многие государства стали регулировать рост населения. Правительство самой многолюдной страны - КНР - задалось целью ограничить рождаемость, запретив семьям иметь больше одного ребенка.В результате годовой прирост населения снизился с 2,8 до 1,0 % и стал ниже среднемирового. По китайскому пути решила последовать и многонаселенная Индия.В некоторых развитых странах(Франция, Германия, Дания) проводится политика, направленная на повышение деторождаемости: семьям с двумя и более детьми выделяются хорошие пособия, предоставляются различные льготы.

Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий.

Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости.

Появление терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются духовные, материальные, культурные ценности, которые невозможно воссоздать веками. Он порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами.

Террористические акты привели к необходимости создания международной системы борьбы с ним. Для многих людей, групп, организаций, терроризм стал способом решения проблем: политических, религиозных, национальных. Терроризм относится к тем видам преступного насилия, жертвами которого могут стать невинные люди, каждый, кто не имеет никакого отношения к конфликту.

Пути решения:

Разрушение сети террористических ячеек.

Террористы традиционно имеют строгую иерархию лидеров. Поэтому уничтожение или арест главарей действуют на них разрушительным образом.

Политическая трансформация.

В некоторых случаях удавалось прекратить разрушительную деятельность террористов, направив их усилия в область политической борьбы.

Лишение террористов базиса в виде поддержки населения.

Террористические группы могут действовать долгое время лишь при поддержке населения или некоторой его части. Это позволяет им вербовать новых бойцов, получать необходимые ресурсы, успешно скрываться и вести разведку. Однако такая помощь может быть ими утрачена. Это происходит, например, если страх перед наказанием со стороны государства оказывается сильнее желания помочь террористам.

Также можно лишить их поддержки, предоставив местным жителям более выгодные для них альтернативы. Это может быть создание новых рабочих мест, устранение дискриминации национального или религиозного меньшинства и т.д.

Проведение армейских операций и репрессии.

Во многих случаях террористы уничтожаются при помощи войск, хотя в большей степени это работа спецслужб и полиции.

Применение современных информационных технологий.

Сотовая связь, электронная почта, другие программы для общения через Интернет обусловили создание «кибертеррористических» организаций. Поэтому необходимо отслеживать и пресекать использование террористами информационных технологий.

Контрольные тестовые задания

  • 1. Гомосфера -- это:
  • 1) пространство, где находится человек в процессе своей деятельности;
  • 2) экологически опасный участок леса;
  • 3) пространство, в котором совмещены рабочая зона и ноксосфера;
  • 4) пространство, в котором возникают или постоянно существуют опасности.
  • 2. Чрезвычайная ситуация -- это:
  • 1) состояние, при котором в результате возникновения источника природной катастрофы на определенной территории или объекте экономики нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей среде;
  • 2) авария, катастрофа;
  • 3) угроза жизнедеятельности человека;
  • 4) состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на определенной территории или объекте экономики нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей среде.
  • 3. Мониторинг окружающей среды означает:
  • 1) наблюдение и прогноз;
  • 2) анализ и прогноз;
  • 3) наблюдение, анализ и прогноз.

Практическое задание

Вы находитесь в помещении на пятом этаже. Начался пожар. Ваши действия

  • 1. Сохранять спокойствие и не давать паниковать окружающим.
  • 2. Вызвать пожарную охрану (01)
  • 3. Попытаться проникнуть на наружную лестницу и спуститься вниз. (это лучший вариант, т.к. она незадымляемая)

Если наружная лестница слишком далеко, недоступна, или ее нет, то:

  • 4. Набрать побольше кислорода, любым способом защитить дыхательные пути от дыма и угарного газа (ватно-марлевые повязки, платки, полотенца и т.п.). (Чтобы не задохнуться, т.к. огонь сжигает кислород.)
  • 5. Попытаться спуститься вниз внутри здания. Лифтом не пользоваться. (Во время пожара может перегореть проводка и лифт остановится, а находящийся в нем окажется в ловушке посреди горящего здания.)
  • 6. Если эпицентр на 1м этаже, то нужно спуститься как можно ниже и попытаться выбраться через окно, например, связав несколько простыней. (Потому что на 1й этаж может быть не возможно спуститься или слишком опасно)

Один из самых популярных курсов в Свортморском колледже (США) посвящен изучению того, как можно противостоять терроризму, не прибегая к насилию. События, которые произошли недавно во Франции, сделали наш курс актуальным более чем когда-либо (программа курса была опубликована в 2009 году в учебном руководстве «Peace, Justice, and Security Studies: A Curriculum Guide» [«Мир, правосудие и безопасность: Учебный план курса»]). Фактически объявленная миром после 11 сентября 2001 года «война против терроризма» почти повсеместно сопровождалась ростом террористической угрозы.

Но знаете ли вы, что невоенные техники ведут, если обратиться к истории, к снижению угрозы террора?

Я подготовил для своих студентов восемь невоенных методов, которые применялись в той или иной стране. По своей сути это восемь «инструментов», с которыми должны были работать студенты. Мы не тратили время на критику военных антитеррористических операций, так как нас гораздо больше интересовало изучение альтернативных путей решения существующей проблемы.

Солдат, охраняющий главную синагогу в Бордо (Франция). Январь 2015 года. Фото: www.gettyimages.com

Каждый студент выбрал страну, находящуюся в той или иной точке Земного шара, которая в настоящий момент подвержена террористической угрозе, и взял на себя роль консультанта этого государства, разрабатывая с помощью ненасильственного инструментария стратегию защиты.

Это была тяжелая работа, и в то же время она была чрезвычайно интересной. Большинство студентов с головой ушли в нее и выработали безупречные стратегии.

Особенно студентам понравился мозговой штурм, направленный на обнаружение синергетического эффекта – что, например, случится, если техника № 3 будет применяться одновременно с техниками № 2 и № 5? В это же время я, находясь рядом, надеялся, что нам удастся провести дополнительный семестр, чтобы научиться применять наши инструменты комплексно, а не только в качестве дополнения друг к другу, чтобы увидеть, что целостный подход становится более действенным, нежели одномоментное применение техник по отдельности.

Некоторые студенты, которые считали, что вооруженное противостояние имеет решающее значение, открыли для себя новое видение решения проблемы. Они поняли, что успех в некоторых странах был достигнут благодаря использованию лишь двух или трех ненасильственных техник, и что существует значительный неиспользованный потенциал: например, если страны будут применять одновременно все методы сразу, используя их синергетический эффект. И у меня возникает вопрос: почему же тогда народы не могут полностью перейти на ненасильственный инструментарий для защиты себя от терроризма?

Какие же это 8 техник?

1. Создание совместных проектов и инфраструктуры с целью экономического развития.

Бедность и терроризм непосредственно связаны. Экономическое развитие может помочь снизить количество рекрутов в ряды террористов и найти союзников, особенно если это развитие происходило демократическим путем. Например, террор, осуществляемый Северо-Ирландской Республиканской Армией был значительно снижен благодаря созданию новых рабочих мест для рядовых членов, а также росту уровня экономического развития.

2. Снижение культурной изоляции.

Как уже убедились Франция, Британия и другие государства, культурная изоляция какой-либо группы от остального населения не является безопасной или разумной: рост числа террористов только провоцируется в этих условиях. Эта закономерность проявляется и на международном уровне. Зачастую такая изоляция не является преднамеренной, однако, и её можно снизить. «Свобода печати» трансформируется в «провокационные публикации», когда есть маргинализированная часть населения, которую большинство ставит на ступень ниже, как например, мусульмане во Франции. Когда англоговорящая часть Канады снизила уровень своей изоляции, это, в свою очередь, снизило угрозу терроризма в Квебеке.

3. Ненасильственные протесты/кампании защитников, а также безоружные гражданские миротворцы.

Терроризм случается во многом ввиду той или иной сопутствующей ситуации и поэтому зависит от нее. Некоторые террористические кампании закончились провалом, так как была прекращена поддержка со стороны населения. Это связано с тем, что стратегия террора часто применяется для привлечения внимания или провоцирования насильственного ответа, чтобы завоевать таким образом еще большую поддержку среди широких масс населения.

Рост и снижение поддержки терроризма соответственно зависят от того, какие методы использует социальное движение: народный гнев или ненасильственную борьбу. Так американское движение за гражданские права безупречно справилось с угрозой для своих активистов, исходящей от Ку-Клукс-Клана (ККК), которая была особенно опасной тогда, когда не было эффективных средств правовой защиты. Ненасильственные тактики снизили привлекательность ККК среди белых сегрегационистов. С 1980-ых годов пацифисты и другие активисты дополнительно начали использовать еще один перспективный инструмент: добровольные отряды подготовленных невооруженных гражданских миротворцев (например, Международные бригады мира ).

4. Обучение про-конфликтному поведению, а также отработка полученных навыков ненасильственной борьбы.

Иронично звучит, но террор чаще случается там, где население пытается на корню подавлять конфликты, вместо того, чтобы поддерживать их открытое выражение. В связи с этим одна из техник снижения уровня террора заключается в том, чтобы распространять про-конфликтную точку зрения, а также ненасильственные техники, что в совокупности поможет людям, стремящимся развить конфликт, максимально полно высказаться на предмет своего недовольства.

5. Восстановительные программы после прекращения террора.

Не всегда террор может быть предотвращен, так же, как и любое другое преступление. Помните, что террористы часто имеют цель разобщить группы населения. Восстановительные программы могут помочь предотвратить поляризацию взглядов, порождающую круговорот ненависти, когда наиболее агрессивные члены одной из сторон подпитывают ненавистью таких же членов другой. Одним из примеров такого круговорота является израильско-палестинский конфликт.

Восстановительные программы повышают устойчивость, таким образом люди не становятся замкнутыми в своем страхе и не придумывают самоисполняющиеся пророчества. Погружение в реабилитационные консультации также можно совмещать с инновационными ритуалами, вроде тех, что использовали норвежцы после террористической бойни в 2011 году.

6. Полицейские как служащие-миротворцы: инфраструктура законов и правил.

Работа полицейских может стать гораздо более эффективной за счет привлечения населения к охране общественного порядка, а также сокращения социальной дистанции между полицией и теми, кому она служит. В некоторых странах это требует переосмысления роли полиции и смены ее основной задачи охраны имущества правящего класса на функцию выполнения обязанностей подлинных служащих-миротворцев; примером может служить невооруженная полиция Исландии. Такие страны как США нуждаются в приобщении к растущей глобальной системе защиты прав человека, которая нашла свое отражение в Конвенции о запрете противопехотных мин и создании Международного уголовного суда . Также нам необходимо признать ответственность своих собственных чиновников, которые вполне вероятно могут являться военными преступниками.

7. Смена политики и концепции безрассудного поведения

Правительства иногда делают такие шаги, которые выглядят как приглашение – почти требование – для террористов совершить ответную акцию. Политолог и в свое время консультант американских военно-воздушных сил Роберт А. Пэйп продемонстрировал в 2005 году, как США постоянно делали это, направляя войска в другую страну. В своей недавно вышедшей книге «Cutting the Fuse» («Ломая предохранитель») он совместно с Джеймсом К. Фельдманом приводит конкретные примеры снижения государством уровня террористической угрозы после отказа от такого безрассудного поведения. Чтобы защитить себя от террора, граждане во всех странах нуждаются в установлении контроля над своим собственным правительством и должны, когда надо, заставлять государство менять свою политику.

8. Переговоры

Правительства часто заявляют «мы не ведем переговоров с террористами», но, когда они говорят это, они зачастую лгут. Государства часто снижали или ликвидировали угрозу терроризма с помощью переговоров, а умение их вести продолжает расти и становится все более эффективным.

Практическое применение невоенных методов защиты против террора

По просьбе группы американских экспертов по борьбе с терроризмом я рассказал им о нашей работе в Свортморе, главным образом, об описанных восьми техниках. Эти эксперты признали, что каждый из этих инструментов на самом деле был использован в реальных ситуациях в том или ином месте с тем или иным успехом. Они также не увидели проблем, которые могут возникнуть при разработке комплексной стратегии, которая создавала бы синергетический эффект между этими методами.

Проблема, которую они увидели, заключалась в том, чтобы убедить правительство сделать такой смелый инновационный шаг.

Как американец, я вижу прямое противоречие между, с одной стороны, огромными усилиями моего правительства убедить налогоплательщиков в том, что мы отчаянно нуждаемся в наших раздутых вооруженных силах и, с другой стороны, новой политикой, которая мобилизует различные силы для эффективного обеспечения безопасности людей. Я понимаю, что для моего государства и для некоторых других таких же, революция образа мышления, возможно, требуется в первую очередь.

Что мне нравится в альтернативных, невоенных методах защиты, которые мы имеем в запасе, так это то, что они несмотря ни на что отвечают реальной потребности моих сограждан в безопасности. Психолог Абрахам Маслоу давно еще указывал на фундаментальную человеческую потребность в безопасности. Однако очевидно, что, анализируя и критикуя милитаризм, мы не добьёмся повышения чьей-либо безопасности. Но держа в голове альтернативный вариант решения проблемы, как это делали мои студенты, мы можем дать людям психологическое пространство, в котором они нуждаются для того, чтобы вложить энергию во что-то более животворящее.

Наша роль на начальном этапе

Хорошие новости таковы – некоторые из этих восьми техник могут быть использованы гражданским обществом без ожидания поддержки со стороны лидеров государства, которая, возможно, так и не поступит. Применение как минимум двух из этих техник – незамысловатая задача: обучение широких масс навыкам и стратегии ненасильственного протеста и донесение до них про-конфликтной точки зрения.

Движение Black Lives Matter («Жизни чернокожих имеют значение») привлекло немало белых людей, которые встали на сторону чернокожих – это конкретный пример снижения социокультурной изоляции и использования концепции, которая создает десятки творческих подходов для того, чтобы увидеть себя частью большинства (христианином, представителем среднего класс и т.д.). Мы можем также инициировать создание восстановительных программ для людей, переживших акты терроризма, как это делалось после теракта во время Бостонского марафона.

Активисты запускают кампании с целью заставить правительство отказаться от некоторых своих безрассудных политических шагов, но иногда могут забыть установить рамки этой деятельности. Испуганным людям важно знать, что активисты тоже испытывают общий страх, и что они находятся на одной стороне вместе с людьми, жаждущими обрести безопасность.

На мой взгляд, эти пять из восьми инструментов могут быть использованы людьми, взявшимися снизу провести инициативы по уменьшению террористической угрозы. Они могут быть объединены с движением Transition Town («Город Перемен») или другими, которые ставят своей целью привнести целостный и позитивный подход вместо страха, который наоборот вгоняет в депрессию и парализует. Ведь как это обычно бывает, тот, кто помогает другим, прежде всего облегчает свою собственную ношу.

Джордж Лейки
2015

Рассматривая способы стабилизации политической системы: политическое маневрирование, политическое манипулирование, интеграция контрэлиты, силовое давление, в современном российском обществе в борьбе с терроризмом сформировались преимущественно две стратегии.

Первая - исходит из необходимости «мягких» политических решений, принятых на многосторонней основе, нацеленных на вовлечение опасных режимов, а подчас и организаций ведущих вооруженную борьбу и не брезгующих террористическими акциями в международные структуры и усилия, формирование у них системы новых мотиваций, нейтрализующих деструктивные элементы в поведении, как на мировой арене, так и в региональном пространстве.

Вторая - делает ставку на силовые методы. Её исходным положением является представление о том, что угрозы, порождаемые терроризмом слишком опасны, а политическое решения, даже если они в конечном итоге достигают своей цели, слишком медленны.

Террористы и подчиняющиеся их режиму должны быть ликвидированы. То есть наиболее действенный способ борьбы с террором - полное физическое уничтожение террористов. Однако какая бы стратегия борьбы с терроризмом в России не была бы доминирующей, подчеркивается необходимость учета универсальных принципов государственной политики по отношению к терроризму:

Законность;

Комплексное использование профилактических, правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;

Принцип упреждения террористических актов за счет правильно поставленной заблаговременно оперативной деятельности, распознания их на стадии замысла, планирования и подготовки и срыва намеченных террористических действий; принцип минимальных уступок террористам.

В этой связи в ходе переговоров могут допускаться лишь частные, тактические уступки, позволяющие выиграть время, провести подготовительные мероприятия для проведения наиболее эффективной операции в создавшихся условиях; принцип минимизации жертв и ущерба в ходе антитеррористической операции; принцип неотвратимости наказания за террористическую деятельность; минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава их участников.

Необходимо отметить о неготовности правоохранительных органов к противодействию резкому всплеску преступности, в том числе насильственной, так и совпадение ее по времени с затяжным реформированием органов государственной безопасности России, что не могло не сказаться на снижении эффективности их противодействия террористическим угрозам.

Рост числа особо опасных насильственных преступлений с элементами террористической направленности ставит вопрос о причинах и условиях, способствующих этому явлению, но применительно к России, этот вопрос изучен явно недостаточно.

Следовательно, эффективность борьбы с терроризмом всегда будет зависеть от адекватности той системы мер, которую создает государство для защиты от этой угрозы. Действенность этой системы мер в решающей степени зависит от объективности и своевременности выявления изменений, которые совершаются в содержании, организации и тактике терроризма, от глубины анализа этих изменений и прогнозирования их дальнейшего развития.

Терроризм, как явление, одна из основных содержательных, сущностных сторон которого - устрашение политических или иных противников, известен человечеству с давних времен. Именно запугивание, деморализация противостоящей стороны считается центральной, стержневой особенностью насильственного воздействия, называемого терроризмом. География совершения террористических актов показывает ее безграничность и серьезность: Чеченская Республика - 111 терактов (убито 85, ранено 213 человек); Республика Ингушетия - 36 терактов (убито 12, ранено 27 человека); Республика Дагестан - 77 терактов (убито 45, ранено 132); Республика Северная Осетия-Алания - 7 терактов (4 убито, 2 ранено); Карачаево-Черкесская Республика - 3 теракта (2 убито); Кабардино-Балкарская Республика - 8 терактов (23 убито, 47 ранено).

Российская статистика возбуждения уголовных дел и привлечения к уголовной ответственности за терроризм (имеется в виду только ст. 205 УК, основной состав террористического преступления, хотя их перечень не исчерпывается им) показывает, что: в 2000 г. в России возбудили 20 уголовных дел в отношении 10 лиц; в 2001 г. - 135 дел в отношении 24 подозреваемых; в 2002 г. - 327 дел в отношении 40 лиц; в 2003 г. - 360 дел в отношении 65 лиц; в 2004 г. - 561 дело в отношении 63 лиц; в 2005 г. - 265 дел в отношении 43 лиц; в 2006 г. - 203 дела в отношении 68 лиц.

Мировое сообщество испытывает постоянное беспокойство от вспышек терроризма. Не застрахована от него и Россия. Поэтому, безусловно, правильно российский законодатель относит террористический акт (ст. 205 УК РФ) к наиболее опасным преступлениям. Проведённое исследование позволяет сформулировать ряд теоретических и прикладных положений, касающиеся совершенствования уголовно-правовой борьбы с террористическими актами.

В правоприменительной практике необходимо правильно разграничивать термины «террористический акт», «терроризм» и «акт терроризма». Уголовно-правовое понятие террористического акта в свете изменений Федерального закона от 27 июля 2006 года №153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» даётся в части 1 статьи 205 УК Российской Федерации. Теперь при характеристике понятия «террористический акт» следует иметь в виду, что этим понятием должны охватываться не только посягательства на жизнь государственных или общественных деятелей. Террористический актом являются любые насильственные действия, устрашающие население и создающие опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, против любых лиц, если они сопряжены со стремлением оказать воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями. Террористическим актом также является угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Объектом преступного посягательства при террористическом акте являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность общества. Безопасность - это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. В связи с этим террористический акт как уголовное преступление, предусмотренное статьёй 205 УК Российской Федерации, входит в группу преступлений против общественной безопасности главы 24 «Преступления против общественной безопасности» раздела IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» Уголовного кодекса Российской Федерации.

Непосредственным объектом террористического акта являются отношения, обеспечивающие общественную безопасность. В рамках этих отношений альтернативными дополнительными непосредственными его объектами являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни или здоровья личности, либо отношения собственности, не связанные с порядком распределения материальных благ.

Объективная сторона террористического акта альтернативно имеет одну из двух форм: совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, или угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Оконченным террористический акт в первой форме является с момента наступления последствия в виде указанной опасности, а во второй - с момента выражения угрозы.

Субъект данного преступления - лицо, достигшее 14-ти лет, вменяемое. Субъективная сторона данного состава преступления характеризуется только прямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны терроризма является цель, в качестве которой альтернативно выступают: оказание воздействия на принятие решения органами власти или оказание воздействия на принятие решения международными организациями. Мотивы действий террориста не имеют значения для квалификации содеянного.

Квалифицирующими признаками террористического акта, согласно части 2 статьи 205 УК, являются совершение его: а) группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК); б) с применением огнестрельного оружия.

К особо квалифицирующим признакам террористического акта в соответствии с частью 3 статьи 205 УК относятся деяния, совершённые: а) организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК); б) если они повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия; в) если они сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ.

Проведённое исследование позволяет сделать некоторые предложения по совершенствованию действующей уголовно-правовой защиты от совершения террористических актов.

Во-первых, как отмечалось, отдельные правоведы высказывают мнение о неточной конструкции объективной стороны этого преступления. Взрыв и поджог, по мнению этих авторов, создают не опасность, а влекут реальные человеческие жертвы, уничтожение или повреждение различных материальных ценностей. Такое описание признаков объективной стороны юридически ставит знак равенства между реальным наступлением общественно опасных последствий и созданием лишь опасности их возникновения, что нельзя признать правильным. Наступление указанных последствий и опасность их наступления в рамках единой уголовно-правовой нормы явно неравнозначны по фактической степени общественной опасности содеянного. Такая конструкция нарушает принцип дифференциации при назначении наказания.

Помимо этого, в части 1 статьи 205 УК необоснованно, ограничивается круг объектов воздействия с целью принятия выгодных для террористов решений. Преступники могут оказывать воздействие на международные организации и с чисто политическими целями, например, осложнения отношений России с другими государствами или провоцирования военных конфликтов с ней. Но в этом случае содеянное должно быть предусмотрено самостоятельной нормой, включенной в главу 29 УК («Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства»).

Незаконному воздействию могут подвергаться также частные лица в тех же целях, когда они вправе самостоятельно принимать решения или влиять на принятие решений, выгодных террористам, органами власти и организациями.

Все это свидетельствует о необходимости совершенствования редакции статьи 205 УК. В связи с вышеизложенным предлагается следующая редакция её диспозиции:

«1. Террористический акт, то есть подготовка взрыва, поджога или иные действия, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие органами власти, организациями или физическими лицами решений, выгодных террористам, либо удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) других интересов, - …»

Во-вторых, необходимо ужесточить условие освобождения преступника от уголовной ответственности, указанное в примечании к статье 205 УК, применив опыт белорусского уголовного закона.

Как указывается в примечании к статье 205 УК РФ, лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления. При этом, как отмечалось, при неудачной попытке предотвращения акта терроризма, если лицо совершило все необходимые в данной конкретной обстановке действия, но по причинам, от него не зависящим, предотвратить акт терроризма не удалось, на данное лицо, по мнению многих правоведов, должно распространяться действие примечания к статье 205 УК. Для того, чтобы устранить споры о том, должно или не должно распространяться действие примечания к статье 205 УК на лицо, которое способствовало предотвращению осуществления акта терроризма, но предотвратить данный акт всё же не удалось, данное примечание следует изложить в следующей редакции: «Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке действий, предусмотренных настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности за указанное преступление, если оно своевременным предупреждением государственных органов или иным образом предотвратило акт терроризма».

По данным MIPT Terrorism Knowledge Base статистика террористических актов в мировых масштабах возросла. Лидером по количеству терактов стал Кашмир - 920 случаев, которых ранено 2 208 человек, убито 1 236 человек. На втором месте стоит Северная Ирландия - 561 совершенный теракт, 105 раненых, 17 погибших. На третьем месте - Чечня - 220 случаев террористических актов, 768 человек ранено, 362 погибли. С 2000 по 2006 год общее количество совершенных терактов составило 14 934 Официальные данные: Национальный антитеррористический комитет.

На вопрос Люди подскажите пожалуйста пкути решения проблемы терроризма??? заданный автором черносотенный лучший ответ это Важной особенностью современности является то, что сегодня без конца человек борется со следствием, а не с причиной. На путаницу основного и производного от него указывал и Э. Фромм. Такая же ситуация складывается и с проблемой терроризма. Специально или нечаянно, но современные политики пытаются противостоять и бороться не с причинами, породившими терроризм, а с его жестокими и бесчеловечными проявлениями.
Множество ученых умов неоднократно указывали на то, что причины терроризма как любого социального явления лежат в несовершенстве самого общества. Поэтому, чтобы искоренить это явление, надо изменить состояние общества, а для это необходим комплекс мер.
1) Социальные меры.
По мнению З. Бжезинского, «ухудшающиеся условия человеческого существования, демографический взрыв в бедных странах мира и одновременная урбанизация населения приводят не только к быстрому росту числа неимущих, но и к появлению, главным образом, миллионов безработных и все более недовольных молодых людей, уровень разочарования которых растет внушительными темпами» . Было бы логично разработать программы помощи и развития потенциально опасных регионов как на внутригосударственном, так и на международном уровнях. Развитие предприятий, обеспечение занятости коренного населения станет альтернативой террористической деятельности. Ведь человек, которому есть, что терять, сперва задумается, прежде чем делать противоправные действия. При разработке программ помощи важно заранее закладывать возможность для здорового развития, а не иждивенческого зависимого существования.
2) Экономические меры.
Не для кого не секрет, что терроризм тесно связан с преступностью и наркобизнесом. Главным источником финансирования инфраструктуры по подготовке боевиков, системы снабжения оружием, организации терактов является наркоторговля. Транспортировка опиума, героина из стран Золотого полумесяца (Иран, Пакистан, Афганистан) приносит сотни миллионов долларов дохода. Программы ООН по замене опиумных плантаций сельхозкультурами не увенчались успехом. Однако анализ причин этих неудач и внесения корректив в эти программы не обсуждаются так широко и много, как программы взаимодействия спецслужб, приведения законодательной базы к общему знаменателю и т. п. Более действенной мерой бала бы борьба с наркотическим источником финансирования террористической деятельности, нежели тотальный контроль над валютными операциями и банковской деятельностью.
3) Культурно-политические меры.
На принципах толерантности и взаимоуважения должно строиться гражданское общество не только внутри отдельного государства, но и на международном уровне. В мире не должно быть стран-изгоев. Каждое государство должно иметь равные права и возможности, как любой гражданин в демократическом государстве. В построении гражданского общества закладывается важный принцип децентрализации, который затрудняет нанесение удара и достижение желаемого террористом эффекта хаоса. Мир полицентричный намного устойчивее и стабильнее, чем однополярная или биполярная система.
Предлагаемые меры кажутся по меньшей мере наивными, если национальные государства будут продолжать свой курс технологизации власти на внутреннем и внешнем уровнях.
Не верится, что в мире, где человек освоил космическое пространство, научился двигаться со скоростью света, где создал транснациональные корпорации, бюджеты которых превышают бюджеты национальных государств, где перемещение финансовых ресурсов в течение одного дня достигло феноменальной цифры – 1 триллиона долларов, не верится, что в этом мире не возможно решить какую-нибудь проблему.
Но следуя закону максимизации контроля при минимизации затрат ресурсов, национальные государства ни по одиночке, ни вместе не смогут решить проблемы, которые ставит перед ними современность. И проблема терроризма наряду с демографической, экологической, ядерной и другими проблемами пополнит копилку глобальных угроз, над ликвидацией которых будут ломать головы ученые и пополнять список которых будут жадные до власти люди


Говоря о ситуации, складывающейся сегодня в сфере борьбы с терроризмом, следует подчеркнуть, что эта проблема является проблемой международного характера. Это предполагает, что в решении этой задачи должны быть задействованы не только отдельные специально создаваемые для этой цели антитеррористические центры или даже правоохранительные органы и спецслужбы. Для борьбы с этой всеобщей угрозой необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации. Нужна стратегия борьбы с терроризмом.


Необходимо четко определить и назвать источники и детерминанты террористических проявлений, к числу которых, по данным экспертного опроса, проведенного в среде сотрудников подразделений по борьбе с терроризмом органов безопасности, могут быть отнесены: падение жизненного уровня населения, снижение степени социальной защиты, правовой нигилизм в обществе, обострение политической борьбы, рост национализма и сепаратизма, несовершенство законодательства, падение авторитета власти и принятие ее представителями непродуманных решений. Питательной почвой терроризма является и политический экстремизм, произрастающий, в свою очередь, из взрывоопасной в нашем раздираемом противоречиями обществе социальной напряженности.

Изжить терроризм в одночасье вряд ли возможно. Особенно в современной обстановке, которая характеризуется нарастанием экономического кризиса, ослаблением правопорядка и ростом преступности. Даже в обстановке относительной политической стабильности исключить эксцессы терроризма весьма не просто. Объясняется это как живучестью террористической психологии отдельных социальных слоев, не нашедших своего места в социальной структуре общества, так и умением террористических лидеров использовать в своих интересах неудовлетворенность простых людей сложившейся социально-экономической обстановкой.

Изживание терроризма – длительный процесс, предполагающий создание необходимых объективных и субъективных условий для достижения этой цели. При этом невозможно уничтожить терроризм силовыми, террористическими же средствами: насилие неизбежно порождает насилие. Важно убедить общество, все политические силы в том, что спекуляция на объективных трудностях и противоречиях, силовой вариант их решения – это путь, ведущий к катастрофе.

Наиболее важной предпосылкой изживания терроризма является стабилизация экономического и политического положения в странах, укрепление демократических принципов в общественно-политической жизни. Необходимо сформировать нормальное гражданское общество, в котором резко сузится социальная база терроризма. Другая очень важная предпосылка – выработка и укоренение демократических традиций, становление и развитие политического и идеологического плюрализма, утверждение таких правил «политической игры», которые характеризуются взаимной терпимостью, отказом от конфронтационности в отношении между различными социальными и политическими силами, поиском и нахождением консенсуса. Особенно важно, чтобы в государствах сформировались стабильные демократические политические системы, механизмы цивилизованного политического диалога и ротации власти. Необходимо, чтобы стоящие у власти исключили основания для возникновения непримиримой оппозиции, способствовали обеспечению прав и законных интересов меньшинства. Разумеется, оппозиционные силы также должны отказаться от подобных методов в своей политической деятельности. Для вытеснения терроризма из жизни необходима выработка высокой политической и правовой культуры в обществе, четкое установление правовых санкций за террористические действия.

Необходимо создать благоприятные условия для нормального равномерного развития различных этносов и обеспечить реализацию их интересов, чтобы предотвратить конфликты на национальной почве. Задача государства заключается в формировании у всех проживающих в данной стране этносов такого самосознания, при котором чувство принадлежности к своему государству имело бы приоритет перед фактором этнической принадлежности в процессе самоидентификации граждан.

Кроме вышеуказанного, государственные органы должны активизировать свои усилия в превентивной деятельности, направленной на локализацию и нейтрализацию террористических тенденций, устранить потенциальные предпосылки их формирования. Необходимы меры по усилению границ, повышению контроля над деятельностью зарубежных организаций, чтобы максимально снизить возможность импорта экстремизма из третьих стран. Активная молодежная политика, меры, направленные на сокращение безработицы и решение назревших социально-экономических проблем, способны снизить социальную напряженность в обществе, нейтрализовать главный источник потенциальных социальных эксцессов.

Одних совещаний и договоров на высшем уровне недостаточно для искоренения терроризма. Для эффективного противодействия международному терроризму необходима разработка и реализация комплексной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, специальный и другие аспекты. В ней непременно должны быть учтены интересы населения, проблемы и конфликтогенный потенциал терроризма во всем мире. Нужны также взаимодействие и координация всех сил общества, заинтересованных в решении этой актуальной проблемы.

Одним из важнейших направлений деятельности глав государств должно стать совместное взаимодействие по предупреждению, локализации и прекращению региональных всплесков экстремизма, так как отдельные конфликты, вызванные террористами, могут стать причиной дестабилизации в других государствах.
Трагические результаты терроризма, которые характеризуют это явление нынешней политики, должны послужить важным предостережением всем политическим силам о том, что попытки решить политико-экономические и иные проблемы с помощью насилия не способствуют решению поставленных задач, а наоборот, ведут к усугублению и нарастанию противоречий в обществе.