Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Выборная кампания с чего начать. Теория политического манипулирования в современной России (продолжение). Избирательная кампания: сущность и основные этапы

Избирательная кампания

Избирательная кампания представляет собой комплекс агитационных мероприятий, организуемых и проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. Наряду с ними в избирательной кампании участвуют разного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и т. д. Предвыборная агитация проводится с помощью собраний и митингов, печатных и электронных средств массовой информации, расклейки предвыборных афиш и плакатов и т. д. Сроки, порядок и формы проведения агитации, источники финансирования и т. д. более или менее строго регламентируются соответствующим законодательством.

Можно сказать, что избирательная кампания - это развернутый во времени процесс, состоящий из ряда последовательных этапов. Речь идет, во-первых, о назначении конкретной даты выборов; во-вторых, об образовании избирательных округов и участков; в-третьих, о начале и завершении регистрации избирателей; в-четвертых, о выдвижении и регистрации кандидатов; в-пятых, о начале и завершении предвыборной борьбы; в-шестых, о голосовании; в-седьмых, о подсчете поданных на выборах голосов.

В разных странах конкретная дата выборов назначается по-разному. При этом должны учитываться сроки, в течение которых кандидаты и политические партии получают возможность развернуть полноценную избирательную кампанию.

В США день голосования строго фиксирован. Так, голосование на выборах президента и членов конгресса проводится в первый вторник после первого понедельника ноября каждого високосного года, а так называемые промежуточные выборы в конгресс - в тот же день следующего четного года. Однако в большинстве стран заранее определенной даты выборов нет, поэтому необходимо принятие специального акта или решения соответствующего государственного органа, устанавливающего конкретную дату голосования.

В России выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом Российской Федерации. Днем голосования является

первое воскресенье месяца, в котором истекает срок избрания нижней палаты прежнего созыва. Выборы Президента России назначаются Советом Федерации, а днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором проходили предыдущие президентские выборы. Выборы в органы законодательной власти субъектов Федерации унифицированы с принятием Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии с этим Законом региональные выборы назначаются законодательным органом государственной власти субъекта Федерации. Конкретная дата голосования так же, как и на федеральных выборах, определяется в зависимости от сроков полномочий региональных органов власти. Муниципальные выборы назначаются представительным органом местного самоуправления. Общим правилом для всех уровней и видов выборов является их назначение только на выходной день - воскресенье.

В большинстве стран процесс и порядок проведения избирательных кампаний регламентируются установленными законодательными нормами. Например, отличающееся большой строгостью избирательное право Японии запрещает делать подарки избирателям, привлекать их обещанием продвижения по службе, обходить дома избирателей с целью предвыборной агитации. В ФРГ запрещено публиковать результаты опросов общественного мнения за две недели до выборов, а в Англии - в день выборов.

Достаточно регламентировано использование средств массовой информации, особенно телевидения и радио. Так, законодательно устанавливаются общее количество времени, отводимого СМИ для ведения избирательных кампаний, принципы его распределения между партиями и кандидатами, составляется расписание, в соответствии с которым общее время разбивается по дням избирательной кампании.

В основе регламентации избирательных кампаний лежат три важнейших принципа. Первый - это прежде всего обеспечение равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Его суть состоит в том, что всем предоставляется равный максимальный лимит расходов на проведение выборов. С одной стороны, ограничиваются суммы пожертвований частных лиц и организаций в фонды избирательных кампаний, с другой стороны, во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. В то же время всем партиям и кандидатам предоставляется равное время на радио и телевидении.

Второй принцип - это так называемый принцип лояльности, в соответствии с которым кандидаты обязаны вести себя лояльно по отношению к своим противникам, не допускать какие бы то ни было фальсификации, оскорбления противника. Третий принцип - нейтралитет государственного аппарата, его невмешательство в ход предвыборной борьбы.

Важное место в избирательной системе занимает институт регистрации, который регулируется соответствующими законами. Как правило, в списки избирателей заносятся все граждане, имеющие право голоса. В большинстве индустриально развитых стран списки избирателей составляются местными органами власти. Они автоматически обновляют регистрацию избирателей, и, когда эти последние меняют место жительства, регистрация также автоматически следует за ними.

По-иному обстоит дело в США. Там регистрация для участия в выборах является сугубо личным делом самого голосующего. Она осуществляется специальными уполномоченными для этой цели чиновниками городских округов и графств, а также местными избирательными комиссиями и бюро. Одна из главных целей института личной регистрации избирателей состоит в том, чтобы дать руководителям избирательных участков возможность установить личность голосующего и определить, является ли он жителем данного избирательного округа и обладает ли правом голосовать на предстоящих выборах. В известной мере этим объясняется введение ценза оседлости в качестве одного из условий допуска граждан к избирательным урнам. От лиц, желающих участвовать в голосовании, требуется предоставить удостоверение личности, подтверждающее место жительства и гражданство.

Система личной регистрации предусматривает периодическое обновление избирательных списков. Причем сами кандидаты должны также периодически возобновлять свою регистрацию. Чтобы добиться права внесения в избирательные бюллетени, кандидаты должны соответствовать требованиям, предъявляемым законом к претендентам на ту или иную должность. Такие требования могут включать минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности и т. д.



Например, согласно Конституции США президентом страны может стать американский гражданин по рождению в возрасте не моложе 35 лет и проживающий в пределах США не менее 14 лет. Претенденты в члены палаты представителей должны быть жителями штата, но необязательно конгрессистского дистрикта, от которого они избираются. В ряде штатов кандидатами на такие должности, как судьи,

генеральные прокуроры, прокуроры, могут быть только практикующие юристы с определенным стажем по данной профессии. Подобные требования могут предъявляться к претендентам и на другие выборные должности.

Для участия в выборах установлен возрастной ценз. До конца 60-х годов нынешнего века во многих странах избирательное право предоставлялось с 21-23 лет. Но в ходе широких молодежных и студенческих движений конца 60-х - начала 70-х годов этот ценз во многих странах был снижен до 18 лет: в США - в 1971 г., в ФРГ и во Франции - в 1974 г., в Италии - в 1975 г. Для кандидатов, претендующих на выборные должности, в зависимости от властного уровня установлен более высокий возрастной ценз, скажем, 23-25 лет в нижнюю и 30-40 лет в верхнюю палаты парламента.

Для проведения выборов, в зависимости от их характера (всеобщие, региональные, местные), вся территория страны, области, провинции, района разбивается на избирательные округа, от которых избирается соответствующее число депутатов. Размер округа зависит от уровня выборов. Если для проведения местных выборов создаются небольшие округа на базе городского района, поселка, деревни, то для проведения выборов областного, регионального или федерального уровня несколько таких округов объединяются в один. Как правило, избирательные округа создаются так, чтобы каждый депутат (в зависимости от властного уровня) избирался от равного числа жителей или избирателей.

Под избирательной кампанией в формальном значении понимается установленный законом период, в течение которого политические партии и организации, а также государственные органы, ответственные за проведение выборов, осуществляют организационную, пропагандистскую и идеолого-информационную подготовку в соответствии с установленными правилами. Сюда же относится комплекс организационных, пропагандистских и иных мероприятий, проводимых отдельными партиями и кандидатами. В таких случаях говорят об «избирательной кампании» той или иной партии, того или иного кандидата.

Организация и проведение избирательных кампаний в разных странах осуществляются по-разному. В зависимости от сложившихся в стране традиций глава государства или правительства или парламент назначают официальную дату выборов. С этого дня начинается избирательная кампания, в ходе которой каждая партия выдвигает своих кандидатов или список кандидатов, которые должны пройти соответствующую регистрацию.

Для проведения избирательной кампании создается специальный штаб, в который входят профессионалы: распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический организатор, составитель ежедневных планов, технический секретарь, специальный помощник. Помимо них нанимаются консультанты со стороны: специалисты по опросам общественного мнения, генеральный консультант, консультант по средствам массовой информации, специалисты по сбору средств по почте. После официального выдвижения кандидатов их имена вносятся в специальные избирательные бюллетени.

Существуют различные формы и пути выдвижения кандидатов. Например, в Великобритании любой претендент на выборную должность формально вправе участвовать в выборах в качестве кандидата, предварительно подав в соответствующий орган от своего имени заявление, подписанное кроме него самого еще несколькими избирателями. Но все же реально кандидаты почти исключительно выдвигаются партиями. Премьер-министр назначает дату выборов за два месяца до самих выборов. Как правило, руководители всех партий знают о дате выборов задолго до официального заявления премьер-министра и соответственно заранее готовятся к решающей пробе сил. Примерно такая же процедура существует в большинстве стран с парламентским режимом.

Несколько иная технология организации и проведения президентской избирательной кампании в Соединенных Штатах. Официально она начинается в феврале года выборов с праймериз в штате Нью-Гэмпшир и завершается в первый вторник после первого понедельника в ноябре избранием президента и других выборных должностей. При этом избирательная кампания проходит два этапа.

На первом этапе - этапе первичных выборов - борьба разворачивается между претендентами на номинацию внутри партий. Этот этап завершается общенациональными съездами партий, которые, как правило, созываются в июле-августе года всеобщих выборов. В настоящее время съезды выдвигают и утверждают официальных кандидатов партий на посты президента и вице-президента страны, а также формулируют и принимают их предвыборные платформы. После съезда предвыборная кампания вступает в новую фазу (второй этап) и завершается избранием президента, вице-президента и других выборных должностных лиц в первый понедельник после первого вторника в ноябре.

Следует отметить также специфику процедуры избирания президента США, которая отличается от процедуры избрания высших должностных лиц в других странах. Здесь избиратели формально как бы

прямо не участвуют в избрании претендента на пост президента. Дело в том, что партийные организации 50 штатов и федерального округа Колумбия предоставляют список кандидатов соответствующему должностному лицу вместе со списком так называемых выборщиков президента, которые в случае их избрания отдадут свои голоса кандидату партии. Они выступают в качестве партийных агентов, обязанных морально и политически поддерживать кандидата своей партии.

Как правило, в большинстве стран предвыборная агитация прекращается за сутки до открытия избирательных участков. Это делается для того, чтобы предоставить избирателям время и возможность самостоятельно обдумать и всесторонне взвесить свой выбор. Срок полномочий выборных должностных лиц ограничивается определенным, строго фиксированным в конституции периодом, как правило, от 2 до 6 лет, в зависимости от страны и должности.

Считается, что определенные конституцией срок и порядок избрания должностных лиц достаточны для того, чтобы избранное лицо могло реализовать свою программу, обеспечить стабильность и преемственность политического руководства. Учитывается и то, что этот срок не настолько велик, чтобы политик мог забыть о предстоящих выборах и не помнить о своей ответственности перед избирателями. Так, в США и России срок пребывания президента у власти - четыре года. Одно и то же лицо не может занимать этот пост больше чем два срока подряд.

Одна из наиболее значимых и насыщенных технологиями политических кампаний – избирательная кампания, в ходе которой разворачивается борьба претендующих на места во властных структурах партий и лидеров. В законодательстве Российской Федерации избирательная кампания определяется как заключительный этап избирательного процесса по выборам в конкретный орган государственной власти – деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения об их назначении до дня представления избирательной комиссией отчета о расходовании средств. Известно, однако, что на деле предвыборная борьба начинается задолго до официального старта. Определим ее как совокупность мероприятий, имеющих целью достижение конкретным политиком или общественно-политической организацией определенных результатов по итогам выборов, а избирательную технологию – как способ ведения избирательной кампании.

Основные субъекты избирательной кампании – кандидаты и партии, борющиеся за соответствующие мандаты либо решающие другие задачи (повысить степень политического влияния накануне следующих выборов, обменять электоральный ресурс на доступ к ресурсам иного рода и т.п.). Важнейшая роль избирательных комиссий состоит в формировании правового пространства избирательной кампании и контроле за соблюдением правовых норм сторонами предвыборной борьбы.

Избирательная кампания может быть представлена как целенаправленное взаимодействие кандидата или партии, претендующих на мандат избирателей, с элементами общественной среды, оказывающими решающее воздействие на исход голосования. Совокупность реализуемых при этом связей образует поле избирательной стратегии (рис. 4).

Прежде всего как политик, кандидат, вступающий в предвыборную борьбу, должен позиционировать себя среди политической элиты – определить свое место в сложившемся пересечении политических интересов и образов. Во-первых, поддержка крупных политических фигур необходима ему, с одной стороны, как средство привлечения дополнительного финансового, организационного, административного ресурса. Во-вторых, кандидат должен иметь политический имидж, позволяющий ему занять выигрышную нишу в конфигурации претендентов на оспариваемый им мандат. В-третьих, демонстрация поддержки политических "тяжеловесов" помогает кандидату убедить избирателей в своей способности выполнить предвыборные обещания. В-четвертых, необходимо учесть степень популярности этих "тяжеловесов" среди населения и прежде всего тех слоев, на поддержку которых рассчитывает кандидат. Наконец, в-пятых, способы решения этих проблем не должны противоречить друг другу.

Рис. 4.

Позиционирование в совокупности политических институтов решает сходные задачи. Поддержка партий дает кандидату к тому же дополнительный организационный ресурс. В электоральном отношении в России поддержка партии менее значима для избирателя, нежели поддержка лидера. Существенной является поддержка (или противодействие) со стороны государственных органов. По и партийной поддержкой не следует пренебрегать, особенно на выборах в органы представительной власти. На выборах же руководителей администраций преимущество может дать в одних случаях демонстрация надпартийной позиции, в других – партийной принадлежности.

Необходимость правильного позиционирования в промышленно-финансовой элите связана не только с естественной потребностью кандидата в финансовой поддержке на выборах. Поддержка крупных промышленников и банкиров в зависимости от их репутации способна как привлечь, так и оттолкнуть симпатии избирателей. К тому же кандидат (или партия) не может не понимать, что понятие свободного мандата существует для избирателя, но не для спонсора.

Существуют определенные требования и к позиционированию в совокупности претендентов на искомый мандат. Чтобы иметь шанс быть избранным, необходимо, чтобы тебя узнавали, отличали от других кандидатов, и чтобы черты предложенного избирателям имиджа импонировали значительной их части.

И в конечном счете главное – правильное позиционирование в структуре электората, для чего осуществляется его сегментирование , т.е. разбиение на социальные группы по демографическому, профессиональному, территориальному признакам, уровню доходов, политическим предпочтениям, и определение тех групп, опора на которые обеспечит победу. Формирование имиджа должно отвечать их ожиданиям. Способы позиционирования в остальных сферах не должны, как минимум, противоречить электоральным задачам.

Наконец, выстраивание отношений со всеми элементами среды невозможно без установления эффективных связей с ними. Совокупность этих связей составляет информационное пространство, формирование которого является одной из основных задач, решаемых в ходе предвыборной кампании. Оно образуется из СМИ, агитационных материалов, слухов, служебной, доверительной информации и др. Выбор и характер использования конкретных средств коммуникации зависит от объекта информационного воздействия и конкретной политической ситуации.

Способы позиционирования, конфигурация и использование информационного пространства закладываются в содержание стратегии избирательной кампании – совокупности ключевых идей, основной и вспомогательных тем кампании, – реализация которой призвана обеспечить достижение цели. В соответствии со стратегией выстраивается тактика избирательной кампании – основные направления и этапы, мероприятия, структура, план-график, структура управления, а также более частные планы – календарный план работы штаба, планы загрузки СМИ, мониторинга общественных настроений, массовых мероприятий, встреч с избирателями и т.д.

  • – победа на выборах, получение искомого мандата – "естественная" цель выборной кампании;
  • – сокрушительная победа, – в случаях, когда простой победы бывает недостаточно;
  • – повышение уровня известности и формирование имиджа (так называемая "раскрутка") с прицелом на следующие выборы;
  • – получение трибуны в рекламных целях – для пропаганды политических взглядов, торговой марки фирмы и т.п.;
  • – демонстрация своего политического ресурса для продвижения позиций в политических или финансово-промышленных кругах;
  • – оказание политических услуг, выдвижение в рамках стратегии другого кандидата (партии), – чтобы не допустить срыва выборов, отобрать голоса у соперников кандидата заказчиков, оттенить его достоинства, получить трибуну для выступлений в его поддержку с последующим, возможно, снятием своей кандидатуры и т.п.

В каждом из этих случаев выстраивается своя стратегия, ориентированная на соответствующую цель. При этом "естественную" цель предвыборной кампании – победить на выборах – очень часто преследует меньшинство ее участников. Важно понять и учесть в стратегии цель каждого.

В соответствии с логикой избирательного процесса выстраивается логика избирательной кампании. В самом общем виде можно разделить ее на две части: до и после объявления выборов.

Первая из них, скрытая и, как правило, наиболее продолжительная, – предварительная, она начинается с момента, когда будущий официальный кандидат (или партия) решил, что будет претендовать на мандат. Здесь реализуются задачи позиционирования в политической и промышленно-финансовой элите, среди политических партий, формируются ожидания избирателей и имидж будущего кандидата. Наиболее влиятельные партии и их лидеры используют в этих целях парламентскую трибуну, действующие президенты и губернаторы – ресурсы исполнительной власти. У их оппонентов – свои ресурсы. Главное преимущество оппозиции – возможность критиковать власть за ее реальные и мнимые ошибки при отсутствии ответственности за решения и действия власти. На этой стадии борьба ведется скрытно, завуалированно, без прямой агитации. Если уподобить предвыборную кампанию айсбергу, первая ее часть – подводная.

Видимая, хотя тоже не полностью, надводная часть айсберга – вторая часть избирательной кампании, – с момента объявления выборов начинается официальная предвыборная кампания. На этой стадии на первый план выступает задача формирования и продвижения позитивного, соответствующего ожиданиям избирателей имиджа предлагаемого им "политического товара" – обобщенный образ, портрет личности или организации, формируемый в представлении общественности. Элементами политического имиджа являются личностные и социальные характеристики лидеров и партий – биографические данные, внешний вид, политический вес, предвыборные программные установки и т.п. Эту часть избирательной кампании можно, в свою очередь, разделить на три качественно разных этапа.

Первый этап – выдвижение и регистрация кандидатов. Основная задача этапа – сбор необходимого числа подписей в поддержку потенциального кандидата, подготовка документов для регистрации кандидата или партии, прохождение процедуры регистрации. На этом этапе особенно важно обеспечить выполнение всех юридических требований, чтобы исключить возможность отказа в регистрации либо последующего "снятия с дистанции" в судебном порядке. В то же время сбор подписей – хороший "информационный повод" для косвенной агитации. На этом этапе происходит "всплытие" основных претендентов на мандаты, окончательно определяется конфигурация избирательного пространства и в соответствии с этим осуществляется коррекция стратегий.

После регистрации дается старт официальной предвыборной кампании – начинается второй этап. В этот период разворачивается непосредственная борьба за голоса, ведется прямая агитация. Каждая сторона стремится на этом этапе преподнести избирателям образ своего кандидата в максимальной степени отвечающим сформированным к этому времени ожиданиям и представить главных оппонентов в образе "антигероя". Главная задача этапа – совмещение в сознании избирателей их ожиданий с имиджем кандидата (партии).

Третий этап – самый краткий, но не менее ответственный – голосование и подсчет голосов. Главная задача этапа – контроль на избирательных участках и в избирательных комиссиях. Без этого все предшествующие усилия могут оказаться бесполезными. На этом этапе предвыборная агитация запрещена, но законные способы повлиять на исход голосования все-таки существуют. Используются, например, личные связи сторонников для обеспечения явки: нет ничего предосудительного в том, чтобы позвонить приятелю и назначить ему встречу за бутылочкой пива на избирательном участке.

Если в ходе голосования или подсчета голосов вскрываются грубые нарушения избирательного законодательства, которые могли существенно повлиять на результаты выборов, возможен еще один, четвертый этап – процедура опротестования итогов голосования в суде. На практике эта возможность реализуется очень редко, в том числе и по причине отсутствия должного контроля команд. В некоторых случаях, однако, наличие документально оформленных свидетельств грубого нарушения используется для оказания давления на победителя с целью получения определенных политических дивидендов: при распределении постов, принятии решений и т.п. Вот почему необходимо с самого начала официальной избирательной кампании обеспечить ее плотное юридическое сопровождение.

Избирательным правом многих стран, включая Россию, во многих случаях предусматривается второй тур голосования. Если кандидат в первом туре не набрал необходимого для победы числа голосов, назначается второй тур. Тем самым появляется еще один этап, который распадается на два подэтапа с задачами второго и третьего этапов основной кампании. Возможен синтез двух последних случаев: второй тур плюс опротестование итогов голосования в суде.

Наконец, на следующий день после официального вступления в должность либо получения депутатского мандата победитель, хочет он того или нет, начинает первую, фоновую часть новой избирательной кампании. Каждый его шаг будет оцениваться как позиционирование в политической и промышленно-финансовой элите, среди партий и электоральных групп.

действия непосредственных участников выборов: выдвижение кандидатов, разработка предвыборных программ, агитация и другие формы работы с избирателями.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КАМПАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ

связана с выборами президента, в местные и центральные органы власти, парламент. В зависимости от временн?й последовательности и особенностей решаемых задач избирательный процесс делится на несколько этапов: подготовительный, характеризующий ту общественно-политическую платформу, на которой базируются выборы, а также организационные мероприятия, делающие возможным их проведение; выдвижение кандидатов, завершающееся их регистрацией; агитационно-пропагандистской работы; голосование и подведение итогов; обнародование результатов. На ход И.к. влияют: наличиев обществе ценностного консенсуса, атмосферы доверия, готовности политических партий, подавляющего большинства граждан уважать результаты выборов; уважения в государстве прав человека; электоральная (гражданская) просвещенность избирателей; формирование независимых, беспристрастных и компетентных органов управления избирательным процессом; наличие доступных для всех механизмов подачи, рассмотрения жалоб и разрешения споров, а также эффективных и независимых органов контроля за соблюдением избирательного закона всеми участниками электорального процесса, в том числе членами избирательных комиссий.

Страница
18

Важно подчеркнуть, что данная методика является эффективной для проектов или программ любых размеров. Другими словами, WBS – средство, позволяющее превратить любой проект в серию более мелких проектов, которыми легче управлять.

Итак, любая избирательная кампания – это проект. Она обладает рядом характерных признаков.

Во-первых, предвыборная кампания выполняется людьми (предвыборным штабом), и, следовательно, планируется, исполняется и управляется.

Во-вторых, главная задача предвыборной кампании состоит в достижении конкретной цели: победа на выборах, привлечение как можно большего числа сторонников и т.д.

В-третьих, предвыборная кампания ограничена во времени и ресурсах, имеет более или мене четко выраженное начало и конец. А достигнутый результат (победа на выборах), оказывает длительное воздействие на окружающую среду.

В-четвертых, каждая кампания уникальна и неповторима. Причем, различаться будут и субъекты кампании, и методы ее проведения, и сроки.

И, наконец, избирательная кампания представляет собой последовательность взаимосвязанных действий и этапов.

Таким образом, предвыборную кампанию можно определить как проект, выполняемый группой людей, и направленный на достижение конкретной задачи - победы в предвыборной борьбе. Деятельность по управлению при этом сводится к разрешению трех основных ограничений: время, финансы, качество результата.

Проект организации предвыборной кампании для кандидата

За основу разработки проекта предвыборной кампании мы используем описанную выше структуру декомпозиции работ. Исходя из того, что конечной целью является победа на выборах, всю предвыборную кампанию можно разделить на следующие подпроекты:

1. разработка общего плана кампании;

2. формирование штаба;

3. организация финансирования кампании;

4. информационная и аналитическая деятельность, мониторинг;

5. предвыборная агитация;

6. день выборов.

Начинать предвыборную кампанию можно еще до официального объявления. Одни кандидаты вступают в избирательную кампанию в последний момент, другие готовятся заранее. Каждый обладает правом выбирать время старта. Для тех, кто хочет вступить в избирательную кампанию, имея рейтинг (узнаваемость избирателей), пригодятся следующие рекомендации.

Для начала раскрутки потенциальные кандидаты могут использовать:

2. благотворительность

3. имиджевые акции

Задачей всех вышеперечисленных направлений является создание положительного отношения к кандидату со стороны избирателей.

Благотворительность подразумевает оказание материальной помощи особо нуждающимся избирателям (раздача продуктовых наборов, бесплатная подписка пенсионеров на газеты).

Имиджевые акции – любые мероприятия направленные на создание положительного имиджа (проведение субботников, очистка улиц, установка скамеек во дворах, публичная сдача крови, кружки для чаепития с именем кандидата и т.д.).

Организация и проведение избирательной кампании предполагают реализацию комплекса различных мероприятий. Чтобы эта деятельность была успешной, она должна быть спланированной, обоснованной и отличаться целостным характером. Это означает, что проект избирательной кампании должен включать, две части: одна дает ответ на вопрос, что необходимо донести до избирателей, чтобы они проголосовали заданного кандидата (стратегия), вторая - в какой форме это сделать (тактика). Исходя из этого, разграничения осуществляется и практическая деятельность по организации и проведению избирательной кампании. Соответственно, используемые избирательные технологии можно разделить на стратегические и тактические.

Предложенное разграничение стратегии и тактики избирательной кампании не безупречно. В частности, что касается различных рекламных материалов (листовок, плакатов, буклетов, календарей, видеороликов и т.д.), то здесь важны не только форма, но и содержание. В этом случае целесообразно использовать следующий дополнительный критерий: то, что требует для своей разработки привлечения конкретных специалистов (журналистов, фотографов, художников, специалистов по рекламе, клипмейкеров и др.), следует отнести к тактике. В соответствии с широко распространенной точкой зрения под стратегией следует понимать совокупность целей и задач какого-либо вида деятельности, а под тактикой - совокупность способов достижения целей и решения задач. Такая трактовка стратегии и тактики в целом соотносима и с избирательной кампанией. Однако, она недостаточно инструментальна. Предположим, в выборах участвуют два кандидата, и цель каждого - победа. Чем в таком случае будут кардинально отличаться стратегии их избирательных кампаний? Если же рассматривать стратегию как содержательную составляющую кампании, то такие различия проявятся. Итак, стратегия избирательной кампании - это ее содержательная составляющая, на которой строятся организация и проведение всей кампании. Стратегия включает в себя основные цели, задачи и направления действий кандидата/партии для победы на выборах. Тактика – это набор конкретных способов воплощения целей в жизнь, она представляет собой план действий, направленных на победу в выборах. К примеру, стратегия партии включает политическую программу (платформу), которой она придерживается и считает ее эффективной для какого-либо региона, либо страны в целом. Тактика является технологией проведения выборов, и она может включать следующие этапы:

Определение даты проведения выборов;

Выдвижение кандидата, формирование его команды;

Сбор подписей в поддержку кандидата;

Регистрация кандидата;

Составление социально-психологической и политической матрицы избирателей округа;

Разработка предвыборной программы кандидата и широкое ознакомление с ней избирателей;

Составление плана агитационно-пропагандистских мероприятий, встреч кандидата с избирателями;

Мониторинг избирательной кампании;

Формирование денежного фонда кандидата;

Мобилизация организационно-технических средств;

Проведение заключительного социально-политического исследования.

Основу стратегии составляет образ, или имидж, кандидата (партии), который является стержнем информационного воздействия, оказываемого на избирателей. Выбор основных параметров этого образа и будет определять суть стратегии избирательной кампании.

В рамках реализации стратегии избирательной кампании используется ряд технологий, основной среди которых является технология формирования имиджа. Но поскольку избирательные технологии относятся к группе технологий маркетингового типа, формированию имиджа предшествует изучение предпочтений избирателей. Однако начинать следует не с исследования электорального рынка, а с целей кампании. Определение целей избирательной кампании, строго говоря, находится за пределами области стратегии. Собственно, стратегия и тактика кампании разрабатываются исходя из поставленных целей. Если все последующие мероприятия относятся к компетенции различных специалистов, то цель кампании определяет сам кандидат. Правда, руководитель кампании должен определить, насколько достижима и каких ресурсов потребует эта цель. Наиболее естественная для избирательной кампании цель - победа на выборах.

49. Избирательная компания как способ вовлечения молодого человека в политическую жизнь общества.

Избирательная компания как способ вовлечения в политическую жизнь общества.

Избирательная компания – это система агитационных мероприятий, которые проводят политические партии и независимые кандидаты с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. Избирательные компании являются способом вовлечения в политическую жизнь общества (например, выборы).

Избирательная кампания - сложное и многогранное понятие, которое можно рассматривать с разных сторон.

К примеру, для политолога избирательная (предвыборная) кампания является стадией избирательного процесса, которая включает выдвижение и официальную регистрацию кандидатов, их предвыборную борьбу, призванную познакомить избирателей с их программами и платформами, с личностью кандидатов и на этой основе сделать свой выбор.

Для самого кандидата и его команды избирательная кампания скорее является определенными целенаправленными последовательными усилиями, которые осуществляются (на протяжении определенного законодательством отрезка времени) с целью мобилизовать поддержку кандидата избирателями и обеспечить его победу в день выборов.

Все усилия в избирательной кампании направлены на оптимальное использование имеющихся ресурсов для усиления преимуществ кандидата и нейтрализации сильных сторон его оппонентов. В процессе избирательной кампании происходит:

Формирование группы сторонников и стимулирование их активности в день выборов;

Привлечение на свою сторону людей, которые будут голосовать, но еще не определились за кого;

Ослабление позиций оппонентов и внесение сомнений и разногласий в лагерь их сторонников (контрпропаганда).

Главное действующее лицо избирательной кампании - кандидат в депутаты на конкретную выборную должность. Характер избирательной кампании предусматривает совместную работу коллектива людей (команды), которые вместе с кандидатом преодолевают путь к поставленной цели. Чем больше людей заинтересовано в победе кандидата, тем вероятнее эта победа.

Цели избирательной кампании

По целям избирательные компании можно разделить следующим образом:

а) цель компании – участие, а не победа;

б) цель компании – достижение частичной, относительно полной или абсолютной победы.

В первом варианте участие в предвыборной борьбе кандидата или общественного объединения ставит своей задачей не достижение победы, (шансы на которую в силу тех или иных причин минимальны), а обозначения себя на политической арене как субъекта политической борьбы. Второй вариант нацелен только на победу. Что касается конкретного кандидата, баллотирующегося в представительные органы власти, то у него интерпретация победы однозначна. Следовательно, каждая партия или общественное объединение в зависимости от имеющихся возможностей своей целью на выборах определяет:

Частичную победу – проведение незначительного количества депутатов;

Относительную победу – проведение значительного количества депутатов, недостаточного для доминирования в представительном органе, но способных влиять на принятие решений;

Полную победу – завоевание более половины мест;

Абсолютную победу – завоевание 2/3 мест.

Этапы избирательной кампании

Средняя продолжительность избирательной кампании - три недели - месяц, но в некоторых странах она длится больше (США, Великобритания). Дата начала избирательной кампании зависит от даты, на которую назначен день выборов (голосования). Избирательная кампания завершается, как правило, в день, предшествующий дню голосования.

«Нулевой» этап . На этом этапе ведутся переговоры политконсультантов с кандидатом, с заказчиком кампании о бюджете кампании, о гонорарах.

Подготовительный этап или период «раскачки» . На этом этапе осуществляется выезд на место команды политконсультантов. Немало сил занимает решение бытовых вопросов и вопросов размещения, аренды помещения под штаб и т.д.

Этап плановой работы. На этом этапе осуществляется основная агитационная работа, выпуск и распространение агитационно-печатной продукции, размещение материалов в СМИ, проведение встреч с избирателями и т.д. Для этапа характерны высокая интенсивность работ, максимальная степень контроля над избирательным процессом.

«Финишная прямая» . Самое нервное время. Кампания выходит на финишную прямую. Паника и мандраж может охватить и кандидата, и штаб. Резко возрастает необходимость оперативно реагировать на изменение ситуации.

Отчетный этап. Результаты уже известны, сделано всё, что было запланировано. Следующие несколько дней после подсчета голосов будут потрачены на то, чтобы написать отчеты (в том числе, и финансовый отчет в избирательную комиссию). На этом этапе неплохо также проанализировать ошибки в стратегии и тактике предвыборной борьбы.

Особенности и принципы организации избирательной компании.

Избирательная кампания - это те же самые скоординированные, целенаправленные, но осуществляемые в течение определенного законодательством времени публичные усилия с целью мобилизации поддержки кандидата избирателями и обеспечения его победы в день выборов. Одна из самых заметных особенностей избирательной кампании заключается в том, что в качестве ее главного действующего лица выступает сам кандидат на определенную выборную должность.

В ходе избирательной кампании необходимо разумно использовать все имеющиеся ресурсы, которые всегда ограничены. Такими ресурсами являются прежде всего время, средства, люди и их таланты.

Каждая избирательная кампания не похожа на другие. Но есть пять принципов, которые всегда следует иметь в виду, чтобы эффективно организовать кампанию. Во-первых, должен быть план действий, охватывающий организационные вопросы и общую стратегию проведения кампании. Во-вторых, организация проведения кампании должна учитывать конкретную обстановку.

В-третьих, для эффективной организации кампании нужны способные и талантливые люди.

В-четвертых, сердце кампании - это создание организации (команды) для ее проведения.

И, наконец, необходимо соблюдать определенные "правила игры" как при организации (команды), так даже и тогда, когда кандидат решил снять свою кандидатуру. Правила игры требуют поддерживать постоянные контакты с партийной организацией, ее руководителями, избранными должностными лицами, которые в состоянии оказать помощь при создании организации.

PR технологии в политике.

Это технологии, которые позволяют потребителю формировать общее представление о том или ином политическом деятеле. С помощью пиар технологий можно разработать любую конкретную ситуацию и получить необходимые рекомендации по данному вопросу. Одной из пиар-технология является спичрайтинг.

Спичрайтинг – написание пиар-текста, предназначенного для устного исполнения, а также консалтинг первого (должностного) лица по организации публичного выступления и его исполнению. В узком смысле – исполнение текста устного публичного выступления для руководителя базисного субъекта пиар технологий.

Также различают коммуникативную пиар технологию, рассчитанную на массовое воздействие. Крайне редко применяются персональные пиар технологии, которые используются для самостоятельного управления собственной судьбой на работе или семье.

Анализ показывает, что в процессе организации и проведения избирательной кампании в странах развитой демократии, а в последнее время и в России чаще всего используются следующие четыре типа избирательных технологий:

1) организационно-политические;

2) информационно-коммуникативные;

3) психолого-имиджмейкерские;

4) социологические или опросные.

1 Организационно-политические технологии

Организационно-политические технологии в рамках организации избирательной кампании играют ведущую роль.

В число основных целей и задач, которые решаются с помощью организационно-политических технологий, можно отнести следующие:

· формирование команды кандидата;

· разработка стратегического плана избирательной кампании;

· организация сбора средств на избирательную кампанию: выбор приемлемого избирательного округа и выдвижение соответствующего кандидата;

· формулировка основного лозунга избирательной кампании, активизация работы партии и местных ее организаций по поддержке кандидата;

· организация телефонных опросов, акций "от дверей к дверям", презентаций, "круглых столов";

· пропагандистская работа с различными группами избирателей, а также работа по созданию избирательных коалиций и т.д.

2 Информационно - коммуникативные технологии

Информационно-коммуникативные технологии включают в себя наборы методик и техник, связанных с оптимизацией информационного воздействия на избирателей с помощью средств массовой информации, а также путем непосредственных публичных выступлений.

3 Психолого - имиджмейкерские технологии

Важно отметить, что в условиях демократических выборов в последнее время более активно используются также психолого-имиджмейкерские технологии, которые призваны осуществлять эффективное пропагандистское воздействие на сознание избирателей на основе применения методов и приемов психологии, а также активное использование в этой работе символов и социальных стереотипов, направленных на формирование и модификацию имиджа кандидатов, партий и их программ.

4 Социологические или опросные технологии

Этот метод дает возможность назвать "общественное мнение" и "демократичным", так как прямо или косвенно опрашиваются все, и "научным", так как мнение каждого методично регистрируется и учитывается.

Предвыборные программы и их влияние на выбор избирателя. Значение общественного мнения в ходе избирательных компаний.

Разработка предвыборной программы является одним из важнейших аспектов деятельности партии.

Предвыборная программа – это развернутый документ, определяющий политический курс, цели и задачи кандидата, партии, избирательного блока, а также методы реализации целей и решения задач. Содержание программы зависит от вида выборов. Технология разработки предвыборной программы включает ряд взаимосвязанных этапов:

1.Вы явление существующих проблем, сбор в связи с этим статистических и иных данных, отражающих уровень развития экономики, социальной сферы и т.д.

2.Определение путей и методов решения этих проблем.

3.Разработка программы.

4.Апробация программы и моделирование возможной реакции различных групп избирателей на ее основные положения.

5.Уточнение и конкретизация программных положений.

Информирование молодежи о правах, обязанностях избирателя.

Самую перспективную группу населения составляет молодёжь. Это - основной электоральный резерв общества: каждый четвёртый потенциальный избиратель - человек в возрасте до 30 лет. Особое внимание в молодёжи позволит обеспечить её высокую активность и успех избирательных кампаний.

Систематическое правовое просвещение начинается со школьной скамьи и предполагает получение в рамках общественных дисциплин знаний о Конституции России, государственном устройстве страны, истории ее развития, системе избирательного права и избирательного процесса, правах и обязанностях гражданина.

Воспитание гражданственности подразумевает и активное овладение молодыми людьми навыками политического действия и поведения. Речь идет об использовании различных форм работы с молодежью, таких, как олимпиады, конкурсы по общественным дисциплинам и избирательному праву, работа «школ» молодого избирателя, правовых знаний и т.п.

Конечным результатом мероприятий данного раздела должно стать повышение активности участия молодежи в общественно-политической жизни, в выборах и референдумах.

Организация работы клуба молодого избирателя.

Клубы молодых избирателей создаются по месту учебы в учебных заведениях, или по месту жительства при библиотеках городов. Число членов клуба неограниченно. В соответствие с Положением о клубе молодого избирателя его членом могут быть юноши и девушки в возрасте от 14 до 30 (35) лет.

Возглавляет и координирует работу клуба руководитель, назначаемый приказом директора учреждения. Руководство клубом осуществляет Совет клуба.

Цели и задачи клуба:

1) вовлечение молодежи в процессы построения демократического социально-справедливого общества;

2) воспитание у молодого поколения чувства патриотизма, активной гражданской позиции, политической культуры, основанной на демократических принципах построения нашего государства;

3) правовое просвещение молодежи, приобретение молодыми гражданами знаний в области избирательного права и избирательного процесса;

4) привитие потенциальным избирателям чувства гражданской ответственности за свой выбор, за свое будущее, за будущее страны;

5) вовлечение молодых людей в общественную и политическую жизнь своего села, района, города и активизация работы в молодежной среде в ходе подготовки и проведения выборов.

Основные направления работы клубов:

1) участвует в подготовке и обсуждении проектов государственных и региональных программ в области молодежной политики;

2) участвует в организации правового просвещения молодежи;

3) участвует в организации научно-исследовательской деятельности молодежи через участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях по вопросам избирательного права и избирательного процесса;

4) участвует в работе территориальных, муниципальных и участковых избирательных комиссий в период подготовки и проведения избирательных кампаний в порядке и в соответствии с нормами избирательного законодательства;

5) участвует в выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления в порядке и в соответствии с нормами избирательного законодательства;

6) участвует в мероприятиях и работе органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций в порядке и в соответствии с действующим законодательством;

7) осуществляет деятельность, направленную на защиту прав и законных интересов молодежи;

8) участвует в патриотическом воспитании молодежи;

9) содействует укреплению межнациональных связей в молодежной среде;

10) осуществляет взаимодействие с местными, региональными, российскими и международными молодежными общественными объединениями.