Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Выборная кампания с чего начать. Избирательная кампания. Приёмы эффективной «белой» манипуляции

Кампания является одной из стадий выборного процесса, предполагает официальную регистрацию и выдвижение кандидатов (претендентов), их предвыборную борьбу, направленную на ознакомление избирателей с их платформами и программами, личностью. На основании всего вышеизложенного население делает выбор.

Избирательная кампания начинается после назначения даты выборов, формирования выборных округов, создания комиссий, а также уточнения списка участвующих избирателей. К последующим стадиям относят сам ход голосования, подсчет всех голосов, определение итогов. Совокупность всех этапов выборного процесса называется При этом каждая стадия довольно жестко регламентирована соответствующим законодательством.

Предвыборный этап включает в себя борьбу конкурирующих претендентов за голоса избирателей путем разъяснения достоинств своих программ. Для этих целей применяются СМИ, проводятся встречи с голосующими, используются и другие технологии избирательных кампаний.

Средняя длительность предвыборной стадии от трех недель до месяца. Однако в некоторых государствах этот этап продолжается больше. Дата начала предвыборной стадии зависит от даты назначения голосования (дня выборов). В некоторых случаях она определена законом раз и навсегда, в прочих - дата голосования назначается парламентом или Избирательная кампания, как правило, заканчивается за сутки до дня выборов.

В законодательстве большинства государств выдвижение претендентов происходит по принципу свободного выдвижения. К процессу предъявляется минимум формальных требований. Так, в случае самостоятельного выдвижения необходима поддержка претендента набольшим количеством избирателей в округе (не более 30); если выдвигает кандидата группа избирателей, то ее численность должна быть несколько сотен человек и т.д.

Согласно общему правилу, закон о выборах не вмешивается в отношения внутри партий.

В качестве условия при регистрации претендента во многих государствах принимается предвыборный залог. Если кандидат не смог собрать определенного минимума голосов по закону, залог не возвращается. Следует отметить, что обычно его сумма относительно невелика.

Альтернативность выборов призвана обеспечивать свобода при выдвижении претендентов. В некоторой степени данная цель достигается. Однако, в общем, выдвижение кандидатов является монополизированным процессом. Об этом свидетельствует весьма незначительное количество самовыдвиженцев (независимых претендентов) в парламентах многих государств.

В отличие от регистрации и процесса выдвижения является процессом, подвергающимся более жестоким законодательным ограничениям. Избирательная кампания на этом этапе регламентируется с целью предотвращения давления на избирателей, их подкупа, введения в заблуждение и т.п. Кроме того, таким образом все претенденты становятся в равные условия борьбы. Вместе с этим «равенством» неотъемлемыми правилами проведения агитации считаются нейтральность (невмешательство должностных лиц, госаппарата в ход борьбы) и лояльность (претендент со своей командой не должен применять порочащие соперников слухи и прочие фальсификации). Стратегия избирательной кампании предполагает право избирателя проверять факт занесения его в списки голосующих, обращаться в суд в случае нарушения его прав.

Необходимо отметить, что недостатки предвыборных «гонок» часто являются результатом недостаточного совершенства законодательства о выборах. Имеют место злоупотребления в процессе выдвижения при сборе необходимого количества подписей, кроме того, избиратель не всегда может получить достаточный объем информации по составу списков партий и прочего.

49. Избирательная компания как способ вовлечения молодого человека в политическую жизнь общества.

Избирательная компания как способ вовлечения в политическую жизнь общества.

Избирательная компания – это система агитационных мероприятий, которые проводят политические партии и независимые кандидаты с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. Избирательные компании являются способом вовлечения в политическую жизнь общества (например, выборы).

Избирательная кампания - сложное и многогранное понятие, которое можно рассматривать с разных сторон.

К примеру, для политолога избирательная (предвыборная) кампания является стадией избирательного процесса, которая включает выдвижение и официальную регистрацию кандидатов, их предвыборную борьбу, призванную познакомить избирателей с их программами и платформами, с личностью кандидатов и на этой основе сделать свой выбор.

Для самого кандидата и его команды избирательная кампания скорее является определенными целенаправленными последовательными усилиями, которые осуществляются (на протяжении определенного законодательством отрезка времени) с целью мобилизовать поддержку кандидата избирателями и обеспечить его победу в день выборов.

Все усилия в избирательной кампании направлены на оптимальное использование имеющихся ресурсов для усиления преимуществ кандидата и нейтрализации сильных сторон его оппонентов. В процессе избирательной кампании происходит:

Формирование группы сторонников и стимулирование их активности в день выборов;

Привлечение на свою сторону людей, которые будут голосовать, но еще не определились за кого;

Ослабление позиций оппонентов и внесение сомнений и разногласий в лагерь их сторонников (контрпропаганда).

Главное действующее лицо избирательной кампании - кандидат в депутаты на конкретную выборную должность. Характер избирательной кампании предусматривает совместную работу коллектива людей (команды), которые вместе с кандидатом преодолевают путь к поставленной цели. Чем больше людей заинтересовано в победе кандидата, тем вероятнее эта победа.

Цели избирательной кампании

По целям избирательные компании можно разделить следующим образом:

а) цель компании – участие, а не победа;

б) цель компании – достижение частичной, относительно полной или абсолютной победы.

В первом варианте участие в предвыборной борьбе кандидата или общественного объединения ставит своей задачей не достижение победы, (шансы на которую в силу тех или иных причин минимальны), а обозначения себя на политической арене как субъекта политической борьбы. Второй вариант нацелен только на победу. Что касается конкретного кандидата, баллотирующегося в представительные органы власти, то у него интерпретация победы однозначна. Следовательно, каждая партия или общественное объединение в зависимости от имеющихся возможностей своей целью на выборах определяет:

Частичную победу – проведение незначительного количества депутатов;

Относительную победу – проведение значительного количества депутатов, недостаточного для доминирования в представительном органе, но способных влиять на принятие решений;

Полную победу – завоевание более половины мест;

Абсолютную победу – завоевание 2/3 мест.

Этапы избирательной кампании

Средняя продолжительность избирательной кампании - три недели - месяц, но в некоторых странах она длится больше (США, Великобритания). Дата начала избирательной кампании зависит от даты, на которую назначен день выборов (голосования). Избирательная кампания завершается, как правило, в день, предшествующий дню голосования.

«Нулевой» этап . На этом этапе ведутся переговоры политконсультантов с кандидатом, с заказчиком кампании о бюджете кампании, о гонорарах.

Подготовительный этап или период «раскачки» . На этом этапе осуществляется выезд на место команды политконсультантов. Немало сил занимает решение бытовых вопросов и вопросов размещения, аренды помещения под штаб и т.д.

Этап плановой работы. На этом этапе осуществляется основная агитационная работа, выпуск и распространение агитационно-печатной продукции, размещение материалов в СМИ, проведение встреч с избирателями и т.д. Для этапа характерны высокая интенсивность работ, максимальная степень контроля над избирательным процессом.

«Финишная прямая» . Самое нервное время. Кампания выходит на финишную прямую. Паника и мандраж может охватить и кандидата, и штаб. Резко возрастает необходимость оперативно реагировать на изменение ситуации.

Отчетный этап. Результаты уже известны, сделано всё, что было запланировано. Следующие несколько дней после подсчета голосов будут потрачены на то, чтобы написать отчеты (в том числе, и финансовый отчет в избирательную комиссию). На этом этапе неплохо также проанализировать ошибки в стратегии и тактике предвыборной борьбы.

Особенности и принципы организации избирательной компании.

Избирательная кампания - это те же самые скоординированные, целенаправленные, но осуществляемые в течение определенного законодательством времени публичные усилия с целью мобилизации поддержки кандидата избирателями и обеспечения его победы в день выборов. Одна из самых заметных особенностей избирательной кампании заключается в том, что в качестве ее главного действующего лица выступает сам кандидат на определенную выборную должность.

В ходе избирательной кампании необходимо разумно использовать все имеющиеся ресурсы, которые всегда ограничены. Такими ресурсами являются прежде всего время, средства, люди и их таланты.

Каждая избирательная кампания не похожа на другие. Но есть пять принципов, которые всегда следует иметь в виду, чтобы эффективно организовать кампанию. Во-первых, должен быть план действий, охватывающий организационные вопросы и общую стратегию проведения кампании. Во-вторых, организация проведения кампании должна учитывать конкретную обстановку.

В-третьих, для эффективной организации кампании нужны способные и талантливые люди.

В-четвертых, сердце кампании - это создание организации (команды) для ее проведения.

И, наконец, необходимо соблюдать определенные "правила игры" как при организации (команды), так даже и тогда, когда кандидат решил снять свою кандидатуру. Правила игры требуют поддерживать постоянные контакты с партийной организацией, ее руководителями, избранными должностными лицами, которые в состоянии оказать помощь при создании организации.

PR технологии в политике.

Это технологии, которые позволяют потребителю формировать общее представление о том или ином политическом деятеле. С помощью пиар технологий можно разработать любую конкретную ситуацию и получить необходимые рекомендации по данному вопросу. Одной из пиар-технология является спичрайтинг.

Спичрайтинг – написание пиар-текста, предназначенного для устного исполнения, а также консалтинг первого (должностного) лица по организации публичного выступления и его исполнению. В узком смысле – исполнение текста устного публичного выступления для руководителя базисного субъекта пиар технологий.

Также различают коммуникативную пиар технологию, рассчитанную на массовое воздействие. Крайне редко применяются персональные пиар технологии, которые используются для самостоятельного управления собственной судьбой на работе или семье.

Анализ показывает, что в процессе организации и проведения избирательной кампании в странах развитой демократии, а в последнее время и в России чаще всего используются следующие четыре типа избирательных технологий:

1) организационно-политические;

2) информационно-коммуникативные;

3) психолого-имиджмейкерские;

4) социологические или опросные.

1 Организационно-политические технологии

Организационно-политические технологии в рамках организации избирательной кампании играют ведущую роль.

В число основных целей и задач, которые решаются с помощью организационно-политических технологий, можно отнести следующие:

· формирование команды кандидата;

· разработка стратегического плана избирательной кампании;

· организация сбора средств на избирательную кампанию: выбор приемлемого избирательного округа и выдвижение соответствующего кандидата;

· формулировка основного лозунга избирательной кампании, активизация работы партии и местных ее организаций по поддержке кандидата;

· организация телефонных опросов, акций "от дверей к дверям", презентаций, "круглых столов";

· пропагандистская работа с различными группами избирателей, а также работа по созданию избирательных коалиций и т.д.

2 Информационно - коммуникативные технологии

Информационно-коммуникативные технологии включают в себя наборы методик и техник, связанных с оптимизацией информационного воздействия на избирателей с помощью средств массовой информации, а также путем непосредственных публичных выступлений.

3 Психолого - имиджмейкерские технологии

Важно отметить, что в условиях демократических выборов в последнее время более активно используются также психолого-имиджмейкерские технологии, которые призваны осуществлять эффективное пропагандистское воздействие на сознание избирателей на основе применения методов и приемов психологии, а также активное использование в этой работе символов и социальных стереотипов, направленных на формирование и модификацию имиджа кандидатов, партий и их программ.

4 Социологические или опросные технологии

Этот метод дает возможность назвать "общественное мнение" и "демократичным", так как прямо или косвенно опрашиваются все, и "научным", так как мнение каждого методично регистрируется и учитывается.

Предвыборные программы и их влияние на выбор избирателя. Значение общественного мнения в ходе избирательных компаний.

Разработка предвыборной программы является одним из важнейших аспектов деятельности партии.

Предвыборная программа – это развернутый документ, определяющий политический курс, цели и задачи кандидата, партии, избирательного блока, а также методы реализации целей и решения задач. Содержание программы зависит от вида выборов. Технология разработки предвыборной программы включает ряд взаимосвязанных этапов:

1.Вы явление существующих проблем, сбор в связи с этим статистических и иных данных, отражающих уровень развития экономики, социальной сферы и т.д.

2.Определение путей и методов решения этих проблем.

3.Разработка программы.

4.Апробация программы и моделирование возможной реакции различных групп избирателей на ее основные положения.

5.Уточнение и конкретизация программных положений.

Информирование молодежи о правах, обязанностях избирателя.

Самую перспективную группу населения составляет молодёжь. Это - основной электоральный резерв общества: каждый четвёртый потенциальный избиратель - человек в возрасте до 30 лет. Особое внимание в молодёжи позволит обеспечить её высокую активность и успех избирательных кампаний.

Систематическое правовое просвещение начинается со школьной скамьи и предполагает получение в рамках общественных дисциплин знаний о Конституции России, государственном устройстве страны, истории ее развития, системе избирательного права и избирательного процесса, правах и обязанностях гражданина.

Воспитание гражданственности подразумевает и активное овладение молодыми людьми навыками политического действия и поведения. Речь идет об использовании различных форм работы с молодежью, таких, как олимпиады, конкурсы по общественным дисциплинам и избирательному праву, работа «школ» молодого избирателя, правовых знаний и т.п.

Конечным результатом мероприятий данного раздела должно стать повышение активности участия молодежи в общественно-политической жизни, в выборах и референдумах.

Организация работы клуба молодого избирателя.

Клубы молодых избирателей создаются по месту учебы в учебных заведениях, или по месту жительства при библиотеках городов. Число членов клуба неограниченно. В соответствие с Положением о клубе молодого избирателя его членом могут быть юноши и девушки в возрасте от 14 до 30 (35) лет.

Возглавляет и координирует работу клуба руководитель, назначаемый приказом директора учреждения. Руководство клубом осуществляет Совет клуба.

Цели и задачи клуба:

1) вовлечение молодежи в процессы построения демократического социально-справедливого общества;

2) воспитание у молодого поколения чувства патриотизма, активной гражданской позиции, политической культуры, основанной на демократических принципах построения нашего государства;

3) правовое просвещение молодежи, приобретение молодыми гражданами знаний в области избирательного права и избирательного процесса;

4) привитие потенциальным избирателям чувства гражданской ответственности за свой выбор, за свое будущее, за будущее страны;

5) вовлечение молодых людей в общественную и политическую жизнь своего села, района, города и активизация работы в молодежной среде в ходе подготовки и проведения выборов.

Основные направления работы клубов:

1) участвует в подготовке и обсуждении проектов государственных и региональных программ в области молодежной политики;

2) участвует в организации правового просвещения молодежи;

3) участвует в организации научно-исследовательской деятельности молодежи через участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях по вопросам избирательного права и избирательного процесса;

4) участвует в работе территориальных, муниципальных и участковых избирательных комиссий в период подготовки и проведения избирательных кампаний в порядке и в соответствии с нормами избирательного законодательства;

5) участвует в выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления в порядке и в соответствии с нормами избирательного законодательства;

6) участвует в мероприятиях и работе органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций в порядке и в соответствии с действующим законодательством;

7) осуществляет деятельность, направленную на защиту прав и законных интересов молодежи;

8) участвует в патриотическом воспитании молодежи;

9) содействует укреплению межнациональных связей в молодежной среде;

10) осуществляет взаимодействие с местными, региональными, российскими и международными молодежными общественными объединениями.

После официального заявления кандидата о его включении в предвыборную борьбу начинается широкомасштабная предвыборная кампания. Задачи, решаемые в ходе таких кампаний, многочисленны и разнообразны. К ним относится, в частности, выдвижение избирательной платформы кандидата. (В заявлении он обозначает лишь основные ее положения.) Это целый пакет ясных для избирателей предложений, направленных на решение важных проблем на уровне страны, а также проблем местного значения. Например, предвыборная платформа Р. Рейгана включала обещания существенно снизить темп инфляции и уровень безработицы, существенно сократить дефицит федерального бюджета. Решение этих проблем для США в тот период было чрезвычайно важным, ибо темпы инфляции выражались двузначной цифрой, безработица приближалась к 10 млн человек.

Далее в ходе предвыборной кампании с помощью всех доступных средств осуществляется широкая реклама платформы кандидата. Вырабатываются и формируются стратегия и тактика предвыборной кампании, объединяются в общую «тему» все доводы, убеждающие избирателей, что голосовать надо за данного кандидата. Выделяются вопросы, на которых следует делать акцент. В числе основных задач предвыборной кампании - пропаганда высоких личных качеств кандидата, создание необходимого имиджа.

Предназначение предвыборной кампании столь широко, что перечислить все цели, которые она преследует, весьма сложно. Однако и те задачи, которые нами обозначены, убеждают в том, что для их выполнения необходим специальный аппарат - штаб предвыборной кампании. Его создание начинается сразу после заявления кандидата о принятом им решении баллотироваться на выборный пост. В официальный штаб входят специалисты по изучению соперников, анализу положения в избирательных округах, связей с прессой, изысканию источников финансирования и др. В последнее время возросла роль специалистов в области «политического маркетинга». Одна из специальных их функций заключается в создании привлекательного имиджа кандидата. Некоторые кандидаты имеют кроме официального штаба еще и неформальную консультативную группу, в которую обычно входят друзья и приверженцы кандидата, а также спонсоры. Но, как и в каждом важном мероприятии, работа штаба предвыборной кампании во многом зависит от его руководителя. Традиционно руководители штабов отбираются из ближайших друзей кандидата или из непосредственно подчиненных ему работников. Это дело настолько сложное и ответственное, что под силу лишь профессионалам. Спрос, как известно, рождает предложение. В современных США кандидат может нанять профессионального руководителя штаба предвыборной кампании.

А какова роль самого кандидата в руководстве предвыборной кампанией? По мнению опытных руководителей штабов, кандидат берется не за свое дело, если он старается сам активно руководить предвыборной кампанией, растрачивая при этом драгоценный ресурс - время.

Стартующая после заявления кандидата предвыборная кампания проходит три этапа, каждый из которых решает свои задачи.

Первый этап - это создание основы предвыборной кампании. В это время формируется ее штаб, анализируются задачи предыдущей избирательной кампании, решаются вопросы об источниках финансирования, о связи со средствами массовой информации и др.

Второй этап - выработка стратегии. Многообразие стратегических вариантов является кажущимся. Вопрос выбора стратегии, например, в американских избирательных кампаниях сводится к одному из трех вариантов:

  • организовать кампанию с четким ориентиром на партийную принадлежность, с опорой на ее сторонников и на собственные возможности;
  • вести кампанию в форме дискуссии по важнейшим спорным вопросам, предлагая свой путь их решения, в котором заинтересованы влиятельные силы;
  • проводить кампанию, ориентированную на известную личность (например, при избрании президента на второй срок). При этом подчеркиваются личные качества, деловые возможности и имидж.

Третий этап - завоевание голосов избирателей, включающее широкую рекламу платформы кандидата. На этом этапе проводятся многочисленные встречи кандидата с избирателями. Л. Пресслер (американский сенатор от штата Южная Дакота) так вспоминает свою первую предвыборную кампанию: «Я совершал по 500 рукопожатий в день. Именно в эти моменты я всматривался в своих потенциальных избирателей и пытался хоть немного с ними поговорить. Я занимался этим 7 дней в неделю. Мой рабочий день начинался в 5 час. 45 мин. встречей на каком-либо предприятии... Все это стоило огромных физических и умственных усилий».

Очевидно, что предвыборная кампания, особенно в наши дни, невозможна без широкомасштабных услуг средств массовой информации. Практически ими в ходе избирательной кампании пользуются все партии мира. В следующем параграфе коротко обобщена практика США и западно-европейских стран по использованию средств массовой информации в предвыборных кампаниях.

За основу разработки проекта предвыборной кампании мы используем описанную выше структуру декомпозиции работ. Исходя из того, что конечной целью является победа на выборах, всю предвыборную кампанию можно разделить на следующие подпроекты:

1. разработка общего плана кампании;

2. формирование штаба;

3. организация финансирования кампании;

4. информационная и аналитическая деятельность, мониторинг;

5. предвыборная агитация;

6. день выборов.

Начинать предвыборную кампанию можно еще до официального объявления. Одни кандидаты вступают в избирательную кампанию в последний момент, другие готовятся заранее. Каждый обладает правом выбирать время старта. Для тех, кто хочет вступить в избирательную кампанию, имея рейтинг (узнаваемость избирателей), пригодятся следующие рекомендации.

Для начала раскрутки потенциальные кандидаты могут использовать:

2. благотворительность

3. имиджевые акции

Задачей всех вышеперечисленных направлений является создание положительного отношения к кандидату со стороны избирателей.

Благотворительность подразумевает оказание материальной помощи особо нуждающимся избирателям (раздача продуктовых наборов, бесплатная подписка пенсионеров на газеты).

Имиджевые акции - любые мероприятия направленные на создание положительного имиджа (проведение субботников, очистка улиц, установка скамеек во дворах, публичная сдача крови, кружки для чаепития с именем кандидата и т.д.).

Организация и проведение избирательной кампании предполагают реализацию комплекса различных мероприятий. Чтобы эта деятельность была успешной, она должна быть спланированной, обоснованной и отличаться целостным характером. Это означает, что проект избирательной кампании должен включать, две части: одна дает ответ на вопрос, что необходимо донести до избирателей, чтобы они проголосовали заданного кандидата (стратегия), вторая -- в какой форме это сделать (тактика). Исходя из этого, разграничения осуществляется и практическая деятельность по организации и проведению избирательной кампании. Соответственно, используемые избирательные технологии можно разделить на стратегические и тактические.

Предложенное разграничение стратегии и тактики избирательной кампании не безупречно. В частности, что касается различных рекламных материалов (листовок, плакатов, буклетов, календарей, видеороликов и т.д.), то здесь важны не только форма, но и содержание. В этом случае целесообразно использовать следующий дополнительный критерий: то, что требует для своей разработки привлечения конкретных специалистов (журналистов, фотографов, художников, специалистов по рекламе, клипмейкеров и др.), следует отнести к тактике.В соответствии с широко распространенной точкой зрения под стратегией следует понимать совокупность целей и задач какого-либо вида деятельности, а под тактикой -- совокупность способов достижения целей и решения задач. Такая трактовка стратегии и тактики в целом соотносима и с избирательной кампанией. Однако, она недостаточно инструментальна. Предположим, в выборах участвуют два кандидата, и цель каждого -- победа. Чем в таком случае будут кардинально отличаться стратегии их избирательных кампаний? Если же рассматривать стратегию как содержательную составляющую кампании, то такие различия проявятся. Итак, стратегия избирательной кампании -- это ее содержательная составляющая, на которой строятся организация и проведение всей кампании. Стратегия включает в себя основные цели, задачи и направления действий кандидата/партии для победы на выборах. Тактика - это набор конкретных способов воплощения целей в жизнь, она представляет собой план действий, направленных на победу в выборах. К примеру, стратегия партии включает политическую программу (платформу), которой она придерживается и считает ее эффективной для какого-либо региона, либо страны в целом. Тактика является технологией проведения выборов, и она может включать следующие этапы:

Определение даты проведения выборов;

Выдвижение кандидата, формирование его команды;

Сбор подписей в поддержку кандидата;

Регистрация кандидата;

Составление социально-психологической и политической матрицы избирателей округа;

Разработка предвыборной программы кандидата и широкое ознакомление с ней избирателей;

Составление плана агитационно-пропагандистских мероприятий, встреч кандидата с избирателями;

Мониторинг избирательной кампании;

Формирование денежного фонда кандидата;

Мобилизация организационно-технических средств;

Проведение заключительного социально-политического исследования.

Основу стратегии составляет образ, или имидж, кандидата (партии), который является стержнем информационного воздействия, оказываемого на избирателей. Выбор основных параметров этого образа и будет определять суть стратегии избирательной кампании.

В рамках реализации стратегии избирательной кампании используется ряд технологий, основной среди которых является технология формирования имиджа. Но поскольку избирательные технологии относятся к группе технологий маркетингового типа, формированию имиджа предшествует изучение предпочтений избирателей. Однако начинать следует не с исследования электорального рынка, а с целей кампании.Определение целей избирательной кампании, строго говоря, находится за пределами области стратегии. Собственно, стратегия и тактика кампании разрабатываются исходя из поставленных целей. Если все последующие мероприятия относятся к компетенции различных специалистов, то цель кампании определяет сам кандидат. Правда, руководитель кампании должен определить, насколько достижима и каких ресурсов потребует эта цель. Наиболее естественная для избирательной кампании цель -- победа на выборах.

Часто кандидатами упускается такой важный момент как официальное заявление о принятии решения выдвинуть свою кандидатуру на тех или иных выборах. Это заявление требует большой подготовительной работы, которая включает решение многих вопросов: уточняется вероятность победы на выборах, степень поддержки избирателями, определяются источники мобилизации финансовых ресурсов, необходимых для проведения избирательной кампании, выявляются возможности группы поддержки, ее способность обеспечить победу на выборах. Было бы ошибкой думать, что официальное заявление о принятии решения выдвинуть свою кандидатуру на тех или иных выборах - это просто уведомление общественности. Такое заявление преследует много различных целей и призвано решить ряд задач. Главными из них являются следующие.

Во-первых, в данном заявлении кандидат обращается к избирателям с объяснением, почему он принял решение баллотироваться на выборную должность. Цель обращения - убедить избирателей в том, что только ему под силу сделать для них и для блага всего общества то, что другие сделать не могут.

Во-вторых, уже в данном обращении к избирателям обозначаются те конкретные проблемы, которые затем будут звучать в ходе всей избирательной кампании, но более масштабно и аргументировано. По поводу этих проблем будут разворачиваться дискуссии с оппонентами.

В-третьих, выступая с заявлением, претендент не упускает возможности поколебать или вообще отбить желание баллотироваться у соперников. Поэтому он всемерно подчеркивает свои сильные стороны: возможности собрать достаточные средства на проведение кампании, глубокое понимание общественных проблем.

После официального заявления кандидата о его включении в предвыборную борьбу начинается широкомасштабная предвыборная кампания. Для ее осуществления необходим специальный аппарат - штаб предвыборной кампании.

Штаб предвыборной кампании обычно составляют ближайшие сторонники, поддерживающие кандидата. Именно на штаб ложится основной объем работы по проведению предвыборной кампании. Характер различных предвыборных кампаний, принципы управления в них, организация штабов могут достаточно сильно отличаться друг от друга в различных ситуациях. Однако существует ряд правил, соблюдение которых одинаково важно во всех случаях для организации успешной работы:

1. штабом руководит менеджер.

2. четкость в определении ролей и обязанностей членов штаба.

3. штаб кампании должен функционировать как команда.

4. стратегия кампании должна быть понятной членам штаба.

5. точное и своевременное выполнение решений руководителя кампании.

6. в штабе должен быть благоприятный психологический климат.

Как показывает практика, структура штаба выстраивается на основе того людского и квалификационного ресурса, который имеется в распоряжении. В связи с этим члены команды штаба выполняют те функции, которые у них лучше получаются, или в которых у них есть накопленный опыт, и функциональные позиции в штабе часто формируются под особенности и опыт людей, в него включенных.

Однако, как бы ни перераспределялись ответственности между членами штаба, необходимо так распределить людей по функциональным обязанностям, чтобы не выпало из сфер ответственности никакое направление деятельности штаба или не произошла перегрузка каких-либо членов штаба по взятым ими ответственностям, которая помешала бы им качественно выполнять каждую из них.

Основная рекомендация здесь следующая: за каждое направление деятельности штаба должен отвечать конкретный человек, естественно перераспределяемые между людьми функциональные обязанности в конечном итоге должны быть распределены так, чтобы каждый член штаба не находился под перегрузкой ответственности, что нарушало бы структуру управления.

Итак, работа по формированию штаба включает в себя следующие подпроекты:

1. назначение руководителя/ менеджера предвыборной кампании

2. подбор кадров, в том числе назначение руководителей основных направлений (например, руководитель аналитической группы, руководитель группы рекламы, группы материального обеспечения).

3. публикация в прессе информации о работе общественной приемной штаба

4. организационное и техническое обеспечение штаба (аренда помещений для офиса, обеспечение работников связью и техникой, закрепление транспорта и т.д.)

В случае, когда существует необходимость работы в районах, данный список может быть дополнен соответствующими пунктами о работе региональных или районных штабов.

Предвыборная кампания - это довольно сложный и трудоемкий процесс, включающий в себя различные направления работы. Поэтому формируя штаб все это необходимо учитывать. То есть предвыборный штаб, помимо менеджера, бухгалтера (казначея), технического персонала, должен содержать следующие группы специалистов:

Проектная группа - аналитический и исполнительный орган избирательной кампании. Функциями аналитической группы в рамках проекта являются мониторинг действий избирательного штаба и штаба соперников в округе; установление контактов с журналистами, редакторами и другими представителями СМИ; исследование всех известных и особо применяемых грязных избирательных технологий на территории данного округа; выявление слабых сторон кандидата и уязвимых эпизодов в его биографии; оперативная подготовка мер по противодействию грязным избирательным технологиям и включение их в стратегию, тактику, планы избирательной кампании; отслеживание и документирование всей негативной информации по предвыборным кампаниям и акциям политических соперников.

Группа рекламы, агитации и пропаганды. К функциям данной группы относятся: разработка и исполнение плана агитационно-пропагандистских мероприятий; организация митингов против использования соперниками «грязных» избирательных технологий в адрес кандидата; подготовка и размещение материалов, направленных против использования «грязных» избирательных технологий соперниками, в СМИ; заказ и распространение различных видов наглядной агитации (майки, ручки, листовки, брошюры).

Группа добровольцев и координаторов. В рамках проекта функциями данной группы являются подготовка и инструктаж активистов и наблюдателей за ходом выборов по методам возможного использования «грязных» избирательных технологий соперниками; вскрытие и коррекция негативных установок общественного мнения по отношению к кандидату; регулярный обход избирательного участка с целью выявления фактов расклейки листовок, появления граффити и т.п., порочащих нашего кандидата; раздача брошюр и листовок избирателям, где даны рекомендации по распознаванию «грязных» избирательных технологий, разработка сценариев и информационное обеспечение выступлений активистов в поддержку нашего кандидата, против которого были использованы методы «грязных» избирательных технологий.

Юридическая группа выполняет такие функции, как юридическая оценка материалов наглядной агитации, текстов выступлений кандидата, теле- и видеороликов с точки зрения исполнения норм избирательного права; защита прав и интересов кандидата в суде при обращении в суд по поводу фактов использования грязных избирательных технологий соперниками данного кандидата.

Среди функций группы безопасности обеспечение информационной безопасности проводимой кампании; противодействия противоправным действиям политических оппонентов; мероприятия по локализации возможных ошибок кандидата.

Первая и наиболее важная работа, которую берет на себя укомплектованный штаб - это организация финансирования предвыборной кампании.

Финансирование - один из главных, определяющих факторов избирательной кампании. В самом общем виде у избирательных кампаний есть четыре составляющие: кандидат, круг, поднятых им проблем, аппарат, организующий эту кампанию, и денежные средства на ее проведение. Если денег нет, то первые ее составляющие теряют всякий смысл. Финансовые средства необходимы для проведения предвыборной кампании: для организации выдвижения кандидатов, их встреч с избирателями, выступлений по телевидению, радио, в печати с изложением программных обещаний, для размножения разного рода печатной продукции, организации широкой рекламы, организации и проведения самих выборов.

Для организации финансирования не обязательно создавать группу, как правило, достаточно одного человека (казначей или бухгалтер). В обязанности казначея входит подробное ведение счетов и учет всех поступивших средств и расходов, осуществленных кандидатом или от его имени. Отчетность должна своевременно отражать все поступившие пожертвования и сделанные расходы. После окончания предвыборной кампании казначей должен представить финансовую документацию за отчетный период.

В рамках организации финансирования кампания необходимо выполнить следующие работы.

Во-первых, необходимо определить источники и условия финансирования (какие расходы покрываются из средств республиканского бюджета, размер избирательного фонда, возможные пожертвования). И на основе этих данных разработать схемы финансового и ресурсного обеспечения кампании, схемы наполнения избирательного фонда.

Во-вторых, определение всех возможных расходов.

В-третьих, составление единой сметы, бюджета кампании и ее утверждение.

И последнее - составление финансового отчета.

Для удобства проведения расчетов предлагается разработка и использование подобных таблиц:

Таблица для расчета расходной части бюджета избирательной кампании

Статья расхода

Тираж,(количество):

Печатная продукция:

Календари,

Листовки

Наклейки

Биллборды

Растяжки

Наклейки в транспорте

Услуги дизайнера

Итого по разделу:

Работа штаба и кандидата

Статья расхода

Кол-во единиц

Оргтехника:

Компьютер

Помещение для штаба

Телефоны, телефонные переговоры

Оборудование для офиса

Расходы на кандидата

Канцелярские расходы

Почтовые расходы

Зарплата штатных сотрудников штаба (секретарь, бухгалтер и т.д.)

Зарплата временных сотрудников (водители, помощники)

Сбор подписей

Зарплата агитаторов

Оплата наблюдателей в день выборов

Прочие расходы

Итого по разделу:

Всего (общая сумма расходов):

После того как определены источники и условия финансирования, начинается работа по информационно-аналитическому обеспечению кампании и мониторингу.

Информационно-аналитическое обеспечение избирательной кампании составляют сбор и анализ необходимой информации. Для того чтобы обеспечить выбор избирателей в пользу конкретного кандидата, необходимо хорошо знать как минимум объект воздействия. А объект этот чрезвычайно сложен -- ведь речь идет о тысячах (иногда -- миллионах) избирателей, имеющих свои интересы, стереотипы, предпочтения, на формирование которых оказывают влияние самые разные факторы. От информационно-аналитического обеспечения избирательной кампании во многом зависит ее ход, а значит, и ее результат.

Аналитические исследования начинаются с постановки четырех важных тем:

1. Постановка проблемы (зачем изучать?).

2. Определение целей и задач исследования (что изучать?).

3. Виды социологических исследований (как изучать?).

4. Принципы ценообразования (сколько это будет стоить?).

Чаще всего аналитические исследование избирательной кампании преследуют совершенно определенные цели, а именно: найти ответ на два основных вопроса:

Можно ли победить на выборах?

И если можно, то как победить на выборах?

Вся логика исследований, все методы и инструменты будут подчинены одной цели -- поиску ответа на эти два вопроса.

Чтобы эту цель реализовать необходимо разрешить как минимум следующие задачи:

Инвентаризация ресурсов;

Описание ситуации в регионе;

Возможные сценарии развития предвыборной борьбы;

Определение приоритетов избирательной кампании.

Избирательная кампания относится к тому типу проектов, план мероприятий которых строится исходя из имеющихся ресурсов. Это означает, что их наличие в том или ином объеме является определяющим при выборе соответствующей модели стратегии и тактики кампании.

Инвентаризация ресурсов сводится к тому, чтобы определить наиболее значимые из них (а также их наличия для обеспечения кампании):

1. Информационные ресурсы:

а) подконтрольные СМИ, «дружественные» журналисты и программы;

б) способность «производить новости».

2. Финансовые ресурсы.

3. Административные ресурсы (кроме их наличия необходимо также умение ими распоряжаться).

4. Человеческий фактор (способность команды и политтехнологов мыслить стратегически, видеть перспективы)

а) креативность команды. Способность производить качественную печатную продукцию (листовки, буклеты, наружную агитацию);

б) организаторские способности, способность выстроить слаженную работу команды, быстро и четко принимать решения.

5. Электоральный ресурс (кредит доверия, электоральная база) -мобилизованность избирателей конкретного политика отражает степень определенности в политическом выборе избирателя;

а) объем электоральной базы показывает, какая часть избирателей считает возможным проголосовать за политика;

б) стратификация электората -- какие группы избирателей представлены и чем они отличаются друг от друга.

6. Политический вес кандидата (шансы на победу):

а) способен ли политик решать те или иные проблемы;

б) уровень доверия политику;

в) пользуется ли он, по мнению избирателей, авторитетом среди других политиков.

Наиболее важные пункты исследования ситуации в регионе -- это электоральная история региона, проблемные зоны региона, перспективы региона, а также электорат и поддержка основных политических сил, включая партии и движения. По результатам исследования составляется паспорт округа, включающий в себя также подробное описание округа: число избирателей, число населенных пунктов, наиболее крупные предприятия, воинские части.

В области электоральных исследований наиболее эффективными являются технологии сегментирования и позиционирования.

Сегментирование электората -- это выделение групп избирателей, ведущих себя одинаково по отношению к «товару», т.е. кандидату или политической партии.

Сегментирование осуществляется на основе различных критериев или их комбинации. В зависимости от степени заинтересованности, проявляемой к кандидату, можно выделить следующие группы:

1) твердые сторонники -- на их поддержку кандидат может всегда рассчитывать;

2) нетвердые сторонники -- симпатизируют кандидату, но воздерживаются от активных действий в его поддержку;

3) безразлично настроенные граждане -- не имеют четко выраженной политической позиции и не проявляют определенных симпатий к каким-либо политическим силам, демонстрируя равнодушное отношение к политике вообще;4) негативно настроенные граждане -- те, кто разочаровался в политике и не видит ни одной достойной политической силы;

5) нетвердые противники -- симпатизируют другому кандидату, но их предпочтения нельзя назвать устойчивыми;

6) твердые противники -- активно поддерживают другого кандидата и решительно настроены против всех остальных;

7) лишние сторонники -- это те, чья поддержка ослабляет позиции кандидата или даже дискредитирует его.

Задача политических технологов состоит в том, чтобы удержать в поле своего внимания первые две группы, привлечь на свою сторону третью и четвертую и нейтрализовать действия тех, кто принадлежит к оставшимся группам. Особенно важными с точки зрения достижения успеха в избирательной кампании являются те группы, которые не определились с выбором.

Технология сегментирования представляет собой ступень, необходимую для того, чтобы выбрать те группы избирателей, на которые будет оказываться информационное воздействие, т.е. целевые группы. Поэтому сегментирование естественным образом предполагает последующее проведение позиционирования. Позиционирование -- это выявление тех групп, на которые в дальнейшем будет оказываться воздействие, определение параметров, которыми будет отличаться предлагаемый этим группам образ кандидата.

Существуют как минимум две причины необходимости технологии позиционирования.

Во-первых, ее использование позволяет избежать рассеивания информационного воздействия. Если кандидат раздает предвыборные обещания, стремясь охватить как можно более широкую аудиторию, то он рискует потерять даже часть своих твердых сторонников.

Во-вторых, технология позиционирования позволяет предотвратить распыление ресурсов. Если кандидат апеллирует ко всём избирателям округа, то определенная доля ресурсов расходуется и на тех, кто ни при каких обстоятельствах не собирается голосовать за него, а значит -- впустую. В то же время редкий кандидат обладает неограниченными финансовыми или материально-техническими ресурсами, не говоря уже об остальных. Соответственно, необходимо такое проведение кампании, которое даст наилучшее соотношение затрат и прибыли.

Для того чтобы избежать обозначенных недостатков в проведении избирательной кампании, необходимо решить, на что направить основные усилия, т.е. определить те электоральные сегменты, которым будет уделено приоритетное внимание.

Технология позиционирования строится на том, что следует не только определить группы избирателей, на которые будет оказываться воздействие, но и разработать для каждой группы отдельный комплекс мероприятий.

Для выделения из состава электората применяют множество классификаций, к одной из них относится следущая:

По демографическому признаку (молодые и пожилые, женщины и мужчины);- по профессиональному (военнослужащие, учителя, предприниматели и т.д.);

По территориально-поселенческому (городские и сельские жители, жители больших и малых городов);

По уровню доходов (богатые, средний класс, бедные);

По положению в политическом спектре (сторонники левых, центристов, правых) и т.д.

Для систематизации данных при проведении подобных исследований возможно применение следующих таблиц:

Социально - демографические данные необходимые для проведения избирательной кампании

Общее количество избирателей

Количество:

мужчин (%)

женщин (%)

Возрастные характеристики:

60 и старше (%)

Семейное положение

Национальный состав

Профессиональный состав

Образовательные характеристики

Количество пенсионеров

Количество многодетных семей

Количество малоимущих

Количество активно верующих

Количество беременных женщин (средняя рождаемость за последний год)

Количество семей с малолетними детьми

Количество семей, дети которых в армии

Количество безработных

Статистические данные для проведения избирательной кампании

Электоральные исследования, сегментирование избирательного корпуса и позиционирование позволяют перейти к реализации технологии формирования имиджа, которая, является осью всей стратегии кампании.

Имидж в избирательной кампании -- это сложившееся в сознании избирателей представление о кандидате (политической партии).

Ядром имиджа кандидата или партии является какая-либо основная черта, на которую при формировании имиджа накладываются и другие, дополняющие и усиливающие ее.

Формирование имиджа ни в коем случае не может быть произвольным. На этот процесс определяющее влияние оказывают три фактора: сам кандидат, избиратели и конкуренты.

Центральным компонентом электорального образа является какая-либо одна главная черта. Однако это не исключает его многомерности. В числе других составляющих имиджа кандидата можно выделить следующие:

* социальное происхождение, возраст, этническая и конфессиональная принадлежность, семейное положение, образование, сроки проживания в округе;

* профессия и этапы трудовой деятельности;

* личностные качества (особенности темперамента и характера, ораторские и организационные способности, коммуникабельность и пр.);

* внешние данные (физиологические параметры, одежда, аксессуары, мимика, жесты и т.д.);

* жизненный и политический опыт;

* членство в политических и общественных организациях;

* наличие судимостей или подозрений в махинациях;

* окружение кандидата (семья, соратники, друзья).

Важно отметить, что характеристики формируемого по этим параметрам образа должны подчеркивать основное качество и не вступать с ним в явное противоречие. Ключевое положение технологии формирования имиджа в избирательной кампании определяется тем, что имидж и есть главная идея кампании, и его раскрытию должны быть подчинены все коммуникативные мероприятия. Это, однако, не означает, что кандидат должен представлять свой имидж, напрямую сообщая избирателям, что он самый сильный или самый честный. Предъявление имиджа происходит через тематику кампании.

Тема избирательной кампании -- это идея, на которой строятся обращения кандидата (лидеров политической партии) к избирателям с целью получения их поддержки.

Число разрабатываемых в кампании тем должно быть ограничено тремя-пятью, причем одна из них является ключевой, а остальные -- вспомогательными.

Основное требование при выборе тем кампании -- это их соответствие имиджу кандидата. Например, для кампании кандидата, имеющего имидж «сильной личности», в качестве ключевой темы могут выступать борьба с коррупцией или наведение порядка.

Другое важное требование -- злободневность тематики кампании. Темы кампании -- это всегда отражение имиджа кандидата. С другой стороны, одному и тому же образу может соответствовать целый набор тем. Среди них следует выбрать ту (прежде всего это касается ключевой темы), которая в большей степени отвечает конкретной электоральной ситуации.

Особое значение имеет также описание возможных сценариев выборов. Это необходимо, прежде всего, для оценки шансов кандидата. Естественно, что сценарии отражают неопределенность ситуации. Эта неопределенность выражается с помощью всевозможных «если» в сценариях: ситуация будет развиваться так-то и так-то, если произойдет то-то и то-то. А если же произойдут такие-то и такие-то события, то развитие ситуации будет таким-то. По сути, оценка шансов кандидата сводится к оценке вероятности развития того или иного сценария, а вероятность развития ситуации по тому или иному сценарию зависит от вероятности этих самых «если».

Схема оценки шансов на успех

На основании аналитики электората, ресурсов всех кандидатов и ситуации в регионе мы можем судить о вероятности того, что произойдут или не произойдут те или иные события (насколько вероятны все «если»). Вероятность того, что предвыборная борьба будет развиваться по тому или иному сценарию равна сумме вероятностей всех «если», способствующих этому сценарию. А уже на основании знания сценарных вероятностей мы можем оценить и шансы на успех кандидата в предвыборной гонке.

После того, как проведены все соответствующие исследования, определен имидж кандидата и тематика всей избирательной кампании, можно приступать к одному из самых важных элементом предвыборной кампании - предвыборной агитации. Работу штаба по проведению предвыборной агитации можно разделить на четыре направления:

§ встречи кандидата с избирателями;

§ агитация через СМИ;

Каждое из этих направлений предполагает большой объем работы, поэтому за каждым из них следует закреплять, по крайней мер одного ответственного.

Встречи кандидата с избирателями - это одна из наиболее эффективных и широко используемых избирательных технологий, поскольку ничто не заменит личного общения кандидата, его доверенных лиц с избирателями. Если кандидат умеет хорошо говорить и держаться на публике, то встречи с избирателями - это наиболее действенная форма агитации. Проводить встречи с избирателями необходимо на протяжении всей избирательной кампании с момента регистрации вплоть до выборов. Организовывать встречи будущего кандидата с населением можно и до регистрации, во время сбора подписей. Можно и раньше, но повод должен быть значимым. Правда, в этом случае нельзя напрямую агитировать за кандидата, то есть призывать голосовать за него. Но обсуждать волнующие людей проблемы запретить никто не может. Встречи до регистрации обычно носят информационный, тематический, дискуссионный и иной характер.

Ответственный за встречи кандидата с избирателями (эксперт по организационным вопросам):

§ определяет технологию непосредственного взаимодействия кандидата с избирателями;

§ составляет программы личной активности кандидата (график, план встреч кандидата);

§ утверждает основные тезисы выступлений кандидата перед избирателями, типового сценария встреч кандидата с избирателями;

§ подготовка и проведение конкретных встреч (например, с медицинскими работниками, с работниками системы образования), неофициальных встреч, встреч с конкурентами.

Эффективная коммуникация со средствами массовой информации является основой успешной деятельности в период избирательной кампании. Медиа - это, прежде всего важный канал обращения к потенциальной аудитории кандидата - избирателям, элитам, политическим конкурентам, властным структурам и другим группам общественности. Построение доверительных отношений со СМИ помогает кандидату уверенно выиграть избирательную кампанию, то есть способствует его избранию. Взаимодействие со СМИ составляет около 80% всей работы штаба и занимает существенную часть расходов кампании. СМИ обладают максимальным «поражающим эффектом» и придают информации определенный статус объективности. Именно поэтому необходимо наладить хороший контакт со СМИ и понять, как лучше с ними общаться.

Одним из важных шагов в этом направлении является построение стратегии взаимодействия со СМИ. Ее разработка требует глубокого понимания того, где находится кандидат, куда он хочет продвинуться и как этого можно достичь. Строить стратегию помогают ответы на девять ключевых вопросов:

1. Цели (чего мы хотим?);

2. Аудитория (кто это может нам дать?);

3. Месседж (что им нужно услышать?);

4. Говорящие (от кого им это нужно услышать?);

5. Передача (как мы можем сделать так, чтобы они это услышали?);

6. Ресурсы (что у нас есть?);

7. Недостатки - «дыры» (что нам нужно развить?);

8. Первый шаг (с чего нужно начать?);

9. Оценка (как мы увидим, что это работает?).

Взяв за основу ответы на эти вопросы, можно добиться ясности в построении стратегии взаимодействия со СМИ и определить ее основные направления.

Существуют три основные возможности информационного сотрудничества кандидата со СМИ:

Создание информационных поводов, которые заинтересуют журналиста или издание;

Информационный бартер (предоставление журналисту эксклюзивной информации в обмен на «нужную» публикацию);

Размещение заказных материалов.

В общем виде построение эффективных отношений со СМИ включает в себя:

§ анализ существующей в избирательном округе системы СМИ, публикаций в СМИ, сбор информационного досье из открытых и служебных источников информации (составление списка СМИ; выбор журналистов; подготовка и распространение пресс-релизов, проведение пресс-конференций, организация неформальных контактов, пресс-туров журналистов федеральных СМИ в регион, бал региональной прессы).

§ Заполнение информационного пространства. Создание портфолио. Изготовление и размещение информационных и рекламных материалов. Пополняемый видеоряд, сценарии аудио- и видеоклипов, политических роликов.

§ участие в жеребьевке эфирного времени и газетных площадей (бесплатного и платного).

§ закупка необходимых площадей и эфирного времени.

§ разработка и утверждение медиаплана (плана использования СМИ для целей избирательной кампании Кандидата).

§ Интернет.

§ организация системы «обратной связи» (прямые линии в СМИ, прямые эфиры, отчеты о работе по решению проблем конкретных избирателей и организаций, подготовка и проведение встреч с избирателями с последующим освещением в СМИ и т.п.).

§ мониторинг печатных и электронных СМИ.

Несмотря на то, что использованию телевизионной рекламы уделяется большое внимание в мировой практике проведения избирательных кампаний, она имеет существенный недостаток -- высокую стоимость, как производства рекламных материалов, так и эфирного времени. В этой связи большое распространение получают различные акции, проводимые в поддержку кандидата. Это могут быть митинги, шествия, демонстрации, концерты, встречи с артистами и спортсменами, проведение конкретных PR-акций, тематические проекты, приглашение избирателей на выборы и т.д.

Особое место в организации и проведении избирательной кампании отводится технологиям работы с избирателями «на дому». Оно представляет собой сферу информационного воздействия на избирателей, которая осуществляется при участии команды активистов кампании (агитаторов). По оценкам специалистов, этот комплекс мероприятий эффективнее по своему воздействию на электорат, нежели реклама в СМИ. Обусловлено это тем, что здесь есть возможность обратиться напрямую к конкретному избирателю, выслушать конкретно его, вникнуть конкретно в его проблемы.

Реализация технологий работы с избирателями «на дому» осуществляется посредством ряда мероприятий (кампания «от двери к двери», кампания «телефонного внедрения», технология «директ-мэйл», или адресная доставка.

Особое значение имеет также наглядная агитация и политическая реклама. Это направление предполагает агитационно-пропагандистское и информационно-рекламное сопровождение кампании (определение рациональных форм и методов воздействия; наглядная агитация, печатные материалы, агитация по ТВ и радио, агитация в местах скопления людей). Осуществляется экспертами по рекламе (идеологами избирательной кампании) и включает в себя:

§ разработку плана мероприятий политической рекламы (как в СМИ, так и вне СМИ);

§ определение идеи и концепции для разработки всех видов полиграфии, слогана кампании;

§ подготовка моделей образцов наглядной агитации, оригинал-макеты информационных материалов, выбор исполнителей по изготовлению макетов наглядной агитации;

§ изготовление наглядной агитации;

§ массированный выброс листовок и плакатов.

Окончание агитационного периода вовсе не означает конец избирательной кампании. Последний этап - это день выборов. Основная работа уже проведена, однако необходимо еще раз сказать избирателям, что их голоса важны, и напомнить им придти на избирательные участки.

Расписание мероприятий кампании в день выборов должно предоставлять кандидату и членам его команды возможность как можно чаще появляться на публике. Например, добровольцы могут ходить по главным улицам с броскими плакатами кампании или стоять с ними на перекрестках в часы пик. Кандидат может, например, пожимая руки людям, ожидающим пригородные поезда, просить их проголосовать за него. В обеденное время можно организовать небольшие митинги с участием кандидата около популярных кафе или в других местах, где обычно бывает много людей. Также необходимо заранее поставить прессу в известность обо всех подобных мероприятиях - эти события обычно освещаются в утренних, дневных и вечерних выпусках новостей, и их могут услышать и увидеть многие избиратели, перед тем как они пойдут на избирательные участки.

Как отмечалось выше, предвыборная кампания часто начинается задолго до официального объявления о выборах, однако будем исходить из законодательно определенных сроков. Согласно Закону «О выборах в Республике Казахстан» выдвижение кандидатов в Президенты начинается со дня, следующего за днем объявления и заканчивается за два месяца до выборов. В тот же день начинается регистрация, которая заканчивается за сорок дней до дня выборов. Регистрация партийных списков начинается за два месяца и заканчивается за один месяц до выборов. Следовательно, предвыборная кампания длится в среднем два месяца. Исходя из этого, работу штаба можно разделить на следующие этапы:

Обобщая все вышесказанное проект предвыборной кампании можно представить в следующем виде:

Этап предвыборной кампании

Продолжи-

тельность

Дата окон-

Официальное заявление о принятии решения выдвинуть свою кандидатуру

Регистрация кандидата

Формирование штаба предвыборной кампании

назначение руководителя/

менеджера предвыборной

кампании

подбор кадров

назначение руководителей основных направлений

публикация в прессе информации о работе общественной приемной штаба

организационное и техническое обеспечение штаба

Разработка и согласование плана кампании

определение целей

разработка стратегии и тактики

Организация финансирования предвыборной кампании

определение источников и условий финансирования

составление сметы расходов

разработка единой сметы - бюджета, его утверждение

финансовая отчетность

Информационно-аналитическое обеспечение

сбор необходимой информации

инвентаризация ресурсов

описание ситуации в регионе, включая электоральные исследования (технологии позиционирования, сегментирования и т.д.)

описание возможных сценариев выборов

Предвыборная агитация

организация встреч кандидата с избирателями

агитация через СМИ

организация проведения акций

День выборов

акции, митинги и т.д.

действия непосредственных участников выборов: выдвижение кандидатов, разработка предвыборных программ, агитация и другие формы работы с избирателями.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КАМПАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ

связана с выборами президента, в местные и центральные органы власти, парламент. В зависимости от временн?й последовательности и особенностей решаемых задач избирательный процесс делится на несколько этапов: подготовительный, характеризующий ту общественно-политическую платформу, на которой базируются выборы, а также организационные мероприятия, делающие возможным их проведение; выдвижение кандидатов, завершающееся их регистрацией; агитационно-пропагандистской работы; голосование и подведение итогов; обнародование результатов. На ход И.к. влияют: наличиев обществе ценностного консенсуса, атмосферы доверия, готовности политических партий, подавляющего большинства граждан уважать результаты выборов; уважения в государстве прав человека; электоральная (гражданская) просвещенность избирателей; формирование независимых, беспристрастных и компетентных органов управления избирательным процессом; наличие доступных для всех механизмов подачи, рассмотрения жалоб и разрешения споров, а также эффективных и независимых органов контроля за соблюдением избирательного закона всеми участниками электорального процесса, в том числе членами избирательных комиссий.