Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений Изменение чувствительности анализаторов под воздействием разных факторов

Отдельная область психологии изучает феномен сенсибилизации – своеобразный процесс роста чувствительности рецепторов в зависимости от постоянного воздействия на них конкретного раздражителя.

Как правило, данному процессу также сопутствует естественный механизм адаптации сенсоров. Иными словами, сенсибилизация организма — это повышенная чувствительность вследствие координированной работы анализаторов или регулярных упражнений.

Действительно, сенсибилизация может наступить не только как ответ на влияние различных естественных раздражителей, но также и являться результатом регулярных целенаправленных упражнений, формируясь в виде компенсации. В целом выделяют два механизма формирования подобной сенсибилизации: нарушение одного из анализаторов или специфика деятельности.

К примеру, слепота – это нарушение работы зрительных анализаторов. Как правило, при развитии данной патологии наступает компенсаторная реакция, которая проявляется в виде повышенной чувствительности, то есть сенсибилизации анализаторов другого ряда. Иной вариант формирования сенсибилизации – это развитие чувствительности рецепторов в результате приспосабливаемости организма к определенной специфике постоянной работы.

Чувствительность ощущений

Ряд ощущений человеческого организма практически всегда подвергается изменениям вследствие влияния окружающей среды или перемен в самом организме. По определению ощущение является простейшим психическим процессом. Оно представляет собой совокупность отображения отдельного набора характеристик предметов, явлений и эффектов окружающего мира, а также внутренним состоянием самого организма, которое является следствием раздражения рецепторов всеми внешними факторами.

Чувствительность ощущений с точки зрения психологии – это повышение чувствительности, рост сенсибилизации, вследствие направленного регулярного воздействия раздражителей из окружающего мира.

Следует также отметить понятие «взаимодействие ощущений», которое подразумевает возможность изменения чувствительности одного определенного рецептора в результате влияния различных раздражителей на другую группу рецепторов. Эта закономерность находит свое выражение и в другом факте:сильное и интенсивное влияние раздражителя на рецептор со временем оказывает на его чувствительность подавляющий эффект, в то время как слабое воздействие – усиливает ее.

Под термином повышения сенсибилизации организма понимают также повышение раздражимости некоторого типа рецепторов под воздействием ряда факторов сугубо психологической природы.

К ним чаще всего относятся:

  • Общая работа комплексов рецепторов и их дальнейшее взаимодействие между собой. При слабой насыщенности одного определенного фактора и модальности, повышается насыщенность другого. К примеру, при несильном охлаждении поверхности кожи может наблюдаться повышенная световая чувствительность.
  • Различные психологические установки. В том числе к ним относится самоубеждение или перепросмотр ранее пережитого опыта, который может настроить на максимально ясное ощущение того или иного ожидаемого в ближайшее время раздражителя. Ярким примером является боязнь посещения стоматолога, которая способна усилить зубную боль.
  • Ранее полученный опыт. Это означает, что отдельные группы анализаторов приобретают повышенную чувствительность в ходе практики некоторой специфической деятельности. К примеру, опытные музыканты способны на слух определять относительную продолжительность ноты, а дегустаторы – по вкусу опознать специфику напитка или еды.
  • Применение фармакологических препаратов из ряда или групп, которые могут усиливать восприятие того или иного рода раздражителей.

В результате слишком высоко возбуждения и повышения чувствительности одной анализаторной системы наблюдается соответствующее понижение тех же характеристик у другой системы. Процесс взаимодействий сугубо физиологических ощущений базируется на механизмах иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где располагаются центры всех групп анализаторов.

Знание закономерности взаимодействия рецепторов, а также повышения и снижениях их сенсибилизации, делают возможными различные методики лечения. Они производятся с помощью применения того или иного набора различного рода искусственных или естественных раздражителей, подобранных в необходимом количестве, качестве, и с заданными конфигурациями.

Влияя подобным «набором» раздражителей с конкретно заданной силой и интенсивностью, можно опытным путем повысить или снизить сенсибилизацию нужного типа анализаторов. Данная методика все чаще рекомендует себя в борьбе с алкогольной или наркотической зависимостью.

Сенсибилизация и процесс адаптации

В психологии и физиологии выделяют две основные формы изменения чувствительности, которые условно принято называть сенсибилизацией и адекватностью. Разница между адаптацией и сенсибилизацией заключается в том, что процессы адаптации ориентируются непосредственно на внешние факторы и условия. В то время как сенсибилизация зависит от внутреннего состояния организма.

Следует также отметить, что адаптация может более ярко выражаться в изменениях чувствительности различных внешних анализаторов, например, слуховых или зрительных, являясь показателем «пластичности» организма. Иными словами, адаптация представляет собой своеобразный уравновешивающий механизм, который обеспечивает наиболее оптимальную работу рецепторов организма в условиях изменений окружающий среды, а также их защиту от перегрузки. В большинстве случаев адаптация происходит практически мгновенно, однако в особо экстремальных ситуациях можно выделить три этапа адаптации: поверхностная декомпенсация, частичная, а затем и глубокая стадия компенсации.

Важным является также то, что все изменения в организме, которые сопутствуют процессам адаптации, относятся практически ко всем уровням физиологии. Таким образом, эффективность и скорость адаптации может напрямую зависеть от физической подготовки, психического и общего состояния самого организма.

Таким образом, сенсибилизация и процесс адаптации достаточно выражено взаимосвязаны между собой, а также с изменением чувствительности анализаторов. На этой взаимосвязи основываются широко распространенные методы сенсибилизации и десенсибилизации.

Методика десенсибилизации представляет собой искусственную стимуляцию рецепторов, активность которых тормозит активность другой группы рецепторов, которые являются «тревожными». Говоря иначе, это целенаправленное задействование рецепторов антагонистов. Когда в организме вызывается реакция. Которая несовместима по своей сути с раздражителем, ранее вызывающим исключительно тревогу, связь между тревожным раздражителем и его специфическими рецепторами ослабевает.

В противоположность этому, метод сенсибилизации представляет собой вызов тревоги путем применения стресообзразующих факторов и раздражителей, в результате чего пациент переживает страх или стресс. Такая методика делает возможным приспосабливание человека к экстремальным или стрессовым условиям, с которыми он может столкнуться в будущем, в опытных, лабораторных условиях.

Разностный порог ощущения (порог различения) представ­ляет собой ту минимальную разницу в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Для того чтобы эту разницу уловить, необходимо, чтобы она достигла определенной величины. Например, звуки в 400-402 колебания в 1 сек. воспринимаются как звуки одинаковой высоты; 2 груза весом 500и 510 г кажутся одинаково тяжелыми. Чем меньше ве­личина разностного порога, тем выше дифференцировочная способность данного анализатора различать раздражения.

4.Сенсибилизация. Представляет собой повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельнос­ти других анализаторов. Чувствительность анализатора может быть повышена с помощью фармакологических средств, а также при деятельности других анализаторов; например, ощущения ритма способствуют усилению мышечно-двигательной чувствительности. Она может развиваться и с помощью упражнений (например, у музыкантов развивается высокая слуховая чувстви­тельность, у специалистов по дегустации - обонятельные и вкусовые ощущения.

5.Последовательные образы. Выражаются в продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. При ощущении рецептор того или иного органа чувств некоторое время находится в состоянии возбуждения. После прекращения воздействия раздражителя возбуждение в рецепторе пропадает не сразу. Например, после выхода из вагона метро нам несколько секунд кажется, что мы еще движемся в поезде.

Любое ощущение вызывается тем или иным раздражителем, который может быть действующим извне - цвет, звук, запах, вкус; действующим изнутри - голод, жажда, тошнота, удушье; действующим одновременно извне и изнутри - боль.

По характеру действия раздражителя на рецепторы ощуще­ния подразделяются на три группы: экстерорецептивные, интерорецептивные и проприорецептивные.

1. Экстерорецептивные ощущения. Отражают свойства предметов и явлений внешней среды. К ним относят зрительные, слуховые, вкусовые, температурные и тактильные ощущения. Зрительные ощущения возникают в результате действия на глаз человека электромагнитных волн. С их помощью люди способны различать до 180 тонов цвета и более 10 000 оттенков между ними. Слуховые ощущения представляют собой отражение в сознании человека шумов, издаваемых окружающими

его предметами. С их помощью он воспринимает речь других

людей, контролирует многие виды работ, наслаждается музыкой

и т. д. Обонятельные ощущения являются отражением запахов,

которые присущи тем или иным предметам.

Они помогают

человеку различать распространенные в воздухе летучие вещества и запахи. Вкусовые ощущения отражают вкусовые свойства предметов: сладкое и горькое, соленое и кислое и т. д. Они определяют качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в большой зависимости от чувства голода. Температурные ощущения - это ощущения тепла и холода. Тактильные ощущения отражают воздействие на поверхность тела, включая наружные и внутренние слизистые оболочки. Они совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью ко­торого человек отражает качественные особенности предметов - их гладкость, шероховатость, плотность, а также прикоснове­ние предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи.

2. Интерорецептивные ощущения. Отражают состояние внутренних органов. К ним относят ощущение боли, равновесия, ускорения и др. Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая в отдельных случаях большой силы, что может даже привести к возникновению шокового состояния. Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение человеческого тела. Они возникают в результате функциональной деятельности вестибулярного анали­затора. Ощущения ускорения - это ощущения, отражающие развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы.

Проприоцептивные (мышечно-двигательные) ощущение. Это ощущения, отражающие движение нашего тела. С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию: о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т. п. Мышечно-двигатель­ные ощущения носят сложный характер. Одновременное раздражение различных по своему качеству рецепторов дает своеобразные по качеству ощущения: раздражения рецепторных. окончаний в мышцах создают ощущение мышечного тонуса при выполнении движения; ощущения мышечного напряжения и усилия связаны с раздражением нервных окончаний сухожилий; раздражение рецепторов суставных поверхностей дает ощущение направления, формы и быстроты движений.

  • Адаптация - процесс изменения знакомства сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды.
  • Адаптацией называется понижение или повышение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Благодаря адаптации ощущения, бывшие резкими и сильными при первоначальном раздражении рецептора, затем при непрерывном действии того же раздражения ослабевают и могут даже совсем исчезнуть. Примером может служить адаптация к длительно действующим запахам. В других случаях адаптация выражается, наоборот, в повышении чувствительности. Например, при переходе от света к темноте мы не различаем находящихся вокруг нас предметов. Однако по прошествии некоторого времени это ощущение оказывается возможным.

    Сенсибилизацией называется повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под воздействием определенных раздражителей. Например, прием кофеина или каких-либо других возбуждающих средств усиливает нервную деятельность коры, в связи с чем повышается и чувствительность анализаторов: слуховые, зрительные, тактильные и другие ощущения начинают протекать более ясно, чем в обычных условиях.

    Чувствительность одних анализаторов может повышаться под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. Например, при раздражении глаза светом оптимальной интенсивности, при которой зрительная функция осуществляется легко и быстро, одновременно повышается и чувствительность к звукам; острота зрения и цветовая чувствительность увеличиваются при одновременном длительном воздействии звуков средней степени, ощущения холода повышают слуховую и зрительную чувствительность; наоборот, жаркая температура и душная атмосфера приводят к их снижению (С. В. Кравков). Ритмические слуховые ощущения содействуют усилению мышечно-двигательной чувствительности: мы лучше ощущаем и выполняем наши движения, если физичес-ские упражнения сопровождаются музыкой.

    Физиологической основой сенсибилизации ощущений являются процессы взаимосвязи анализаторов. Корковые части одних анализаторов не изолированы от других, они принимают участие в общей деятельности мозга. В связи с этим движение нервных процессов в центральных отделах одних анализаторов по законам иррадиации и взаимной индукции находит свое отражение в деятельности других анализаторов.



    Эта взаимосвязь усиливается, когда функции разных анализаторов участвуют в какой-нибудь общей деятельности. Например, мышечно-двигательный и слуховой анализаторы могут быть органически связаны с выполнением движений (характер звука соответствует характеру движений), и тогда один из них усиливает чувствительность другого.

    Чувствительность анализаторов иногда повышается также и вследствие того, что на них долгое время не воздействовали соответствующие раздражители. Например, чувствительность глаза к свету после 30-40 минутного пребывания в темноте может увеличиваться в 20 000 раз.

    13. Взаимодействие ощущений и синестезия

    Отдельные органы чувств, которые мы только что описали, не всегда работают изолированно. Они могут взаимодействовать друг с другом, причем это взаимодействие может принимать две формы.

    С одной стороны, отдельные ощущения могут влиять друг на друга, причем работа одного органа чувств может стимулировать или угнетать работу другого органа чувств. С другой стороны, существуют более глубокие формы взаимодействия, при которых органы чувств работают вместе, обусловливая новый, материнский вид чувствительности, который в психологии получил названиесинестезии.



    Остановимся отдельно на каждой из этих форм взаимодействия. Исследования, проведенные психологами (в частности, советским психологом С. В. Кравковым), показали, что работа одного органа чувств не остается без влияния на протекание работы других органов чувств.

    Так, оказалось, что звуковое раздражение (например свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Таким же образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Подобное влияние одних ощущений на другие ощущения, по-видимому, происходит на уровне верхних отделов ствола и зрительного бугра, где волокна, проводящие возбуждения от различных органов чувств, сближаются и передача возбуждений с одной системы на другую может осуществляться особенно успешно. Явления взаимной стимуляции и взаимного торможения работы органов чувств представляют большой практический интерес в ситуациях, где возникает необходимость искусственно стимулировать или подавлять их чувствительность (например в условиях полета в сумерках при отсутствии автоматического управления).

    Другой формой взаимодействия органов чувств является их совместная работа, при которой качества ощущений одного вида (например слуховых) переносятся на другой вид ощущений (например зрительных). Это явление переноса качеств одной модальности на другую называется синестезией.

    Психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который включается у многих людей и особенно отчетливо проявляется у некоторых музыкантов (например у Скрябина). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные». То же самое относится и к запахам: известно, что одни запахи оцениваются как «светлые», а другие как «темные».

    Эти факты не являются случайными или субъективными, их закономерность была показана немецким психологом Хорнбостелем, который предъявлял испытуемым ряд запахов и предлагал соотнести их с серией тонов и с серией световых оттенков. Результаты проявили большое постоянство, и, что самое интересное, запахи веществ, молекулы которых включали большее число атомов углерода, соотносились с более темными оттенками, а запахи веществ, молекулы которых включали мало атомов углерода, – со светлыми оттенками. Это показывает, что в основе синестезии лежат объективные (еще недостаточно изученные) свойства воздействующих на человека агентов.

    Характерно, что явление синестезии распространено далеко не одинаково у всех людей. Оно особенно отчетливо проявляется у людей с повышенной возбудимостью подкорковых образований. Известно, что оно преобладает при истерии, может заметно повышаться в период беременности и может быть искусственно вызвано с помощью применения ряда фармакологических веществ (например мескалина).

    В некоторых случаях явления синестезии проявляются с исключительной отчетливостью. Один из субъектов с исключительной выраженностью синестезии – известный мнемонист Ш. был подробно изучен советской психологией. Этот человек воспринимал вес голоса как окрашенные и нередко говорил, что голос обращающегося к нему человека «желтый и рассыпчатый». Тоны, которые он слышал, вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до темно-серебряного или фиолетового). Воспринимаемые цвета ощущались им как «звонкие» или «глухие», «соленые» или хрустящие». Подобные явления в более стертых формах встречаются довольно часто в виде непосредственной тенденции «окрашивать» числа, дни недели, названия месяцев в разные цвета.

    Явление синестезии представляет большой интерес для психопатологии, где его оценка может приобретать диагностическое значение.

    Описанные формы взаимодействия ощущений являются наиболее элементарными и, по-видимому, протекают преимущественно на уровне верхнего ствола и подкорковых образований. Существуют, однако, и более сложные формы взаимодействия органов чувств или, как их называл И. П. Павлов, анализаторов. Известно, что мы почти никогда не воспринимаем осязательные, зрительные и слуховые раздражения изолированно: воспринимая предметы внешнего мира, мы видим их глазом, ощущаем прикосновением, иногда воспринимаем их запах, звучание и т. д. Естественно, что это требует взаимодействия органов чувств (или анализаторов) и обеспечивается их синтетической работой. Эта синтетическая работа органов чувств протекает при ближайшем участии коры головного мозга и прежде всего тех «третичных» зон («зон перекрытия»), в которых представлены нейроны, относящиеся к разным модальностям. Эти «зоны перекрытия» (о них мы говорили выше) и обеспечивают наиболее сложные формы совместной работы анализаторов, лежащие в основе предметного восприятия. К психологическому анализу основных форм их работы мы еще обратимся ниже.

    Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к действующим раздражителям называется адаптацией .

    Разные анализаторы имеют различную скорость и различный диапазон адаптации. К одним раздражителям адаптация происходит быстрее, к другим – медленнее. Более быстро адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы. Полная адаптация к запаху йода наступает через 1 мин. Через 3 с ощущение давления отражает только 1/5 силы раздражителя (поиск очков, сдвинутых на лоб, – один из примеров тактильной адаптации). Еще медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы. Для полной адаптации к темноте необходимо 45 мин. После этого периода зрительная чувствительность увеличивается в 200 000 раз.

    Явление адаптации имеет целесообразное биологическое значение. Оно содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных раздражителей.

    Чувствительность зависит не только от воздействия внешних раздражителей, но и от внутренних состояний.

    Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних факторов называется сенсибилизацией . Так, например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью данных анализаторов, их системной работой.

    Сенсибилизация (обострение чувствительности) может быть вызвана не только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, введением в организм тех или иных веществ. Чувствительность повышается, если человек ожидает воздействия того или иного слабого раздражителя, когда перед ним выдвигается специальная задача различения раздражителей. Чувствительность отдельного человека совершенствуется в результате упражнения. Так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт.

    У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация этого недостатка за счет повышения чувствительности других органов.

    Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации, к повышению чувствительности, а в других случаях – к ее понижению, т. е. к десенсибилизации. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Так, повышенный уровень шума в «громких цехах» понижает зрительную чувствительность.

    Одним из проявлений взаимодействия ощущений является контраст ощущений. Контраст ощущений – это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности. Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на черном – светлой.

    Иногда ощущения одного вида могут вызвать добавочные ощущения. Например, звуки могут вызвать цветовые ощущения, желтый цвет – ощущение кислого. Это явление называется синестезией.

    Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 70 | Нарушение авторского права страницы

    studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2018 год.(0.001 с)…

    Ощущения и восприятия, являющиеся чувственными образами, составляют начальный, исходный момент в процессе познания человеком мира. Ощущения и восприятия называют чувственными образами, потому что они возникают лишь при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Первичным звеном познания являются именно ощущения.

    Ощущения имеют огромное значение в жизнедеятельности человека, так как, во-первых, они обеспечивают связь с внешним миром, являются постоянным источником знаний об окружающей среде. Во-вторых, ощущения связаны с внутренней средой организма, благодаря интерорецепции обеспечивается поддержание нормального состояния организма. И, наконец, ощущения связаны с потребностями организма и благодаря этому выполняют регулирующую функцию. Показано, например, что уровень чувствительности (вкусовой и обонятельной) существенно изменяется в зависимости от уровня пищевой потребности и регулирует пищевое поведение человека и животных. Ограничение притока сенсорных стимулов вызывает состояние сенсорной депривации. Сенсорная депривация, которую испытывают младенцы, помещенные в дома ребенка, или долгое время находящиеся в больнице, где приток сенсорных стимулов, их разнообразие существенно снижены, ведет к развитию «синдрома госпитализма», который проявляется в задержке психического развития ребенка, нарушении его эмоционального развития и снижении темпов интеллектуального развития. В то же время, ранняя сенсорная стимуляция оптимизирует и ускоряет психическое развитие. Влияние сенсорной депривации на взрослых людей было изучено и описано в связи с подготовкой космических полетов. Так, Кузнецов и Лебедев приводят данные о том, что в условиях длительной сенсорной изоляции (например, в барокамерах) у кандидатов в космонавты возникали обманы чувств, эмоциональные нарушения, изменения сознания и другие эффекты. Таким образом, адекватная ориентация человека в окружающей среде и в самом себе требует определенного набора ощущений.

    Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предметов и явлений внешнего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Физиологическим механизмом ощущений является механизм анализатора, при этом большое значение имеет обратная связь. Для того, чтобы охарактеризовать любое ощущение, необходимо выделить его основные свойства. К ним относятся: модальность и качество, интенсивность, временная и пространственная характеристики. Охарактеризуем кратко выделенные свойства.

    Модальность - основная особенность данного вида ощущений, отличающая его от других видов. В процессе эволюции у человека сформировались основные одиннадцать видов ощущений, обеспечивающих целостное отражение мира и оптимальную адаптацию - это зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные, температурные, двигательные, или кинестетические, вестибулярные, или равновесия, вибрационные, болевые, органические, или интероцептивные. В каждой модальности отражаются разнообразные качества, так, например, в зрительной представлены такие качества, как яркость, контраст и др., в слуховой - высота, тембр, громкость звука.

    Соотношение модальности и качества ощущений (Блум, Лейзерсон, Хофстедтер)

    Модальность

    Чувствительный орган

    Качество

    Рецепторы

    Сетчатка

    Яркость, контрастность, движение, размеры, цвет

    Палочки и колбочки

    Высота, тембр, громкость

    Волосковые клетки

    Равновесие

    Вестибулярный орган

    Сила тяжести

    Вращение

    Макулярные клетки

    Вестибулярные клетки

    Осязание

    Давление

    Вибрация

    Окончания Руффини

    Диски Меркеля

    Тельца Пачини

    Сладкий и кислый вкус

    Горький и соленый вкус

    Вкусовые сосочки на кончике языка

    Вкусовые сосочки у основания языка

    Обоняние

    Обонятельные нервы

    Цветочный запах

    Фруктовый запах

    Мускусный запах

    Пикантный запах

    Обонятельные рецепторы

    Интенсивность ощущений зависит от силы действующего раздражителя, от функционального состояния анализатора, а также от индивидуальных особенностей человека.

    Основной характеристикой анализатора является его чувствительность. Она определяется двумя величинами. Первая из них - это тот отрезок континуума стимулов, воздействие которых вызывает ощущение данной модальности. Для того, чтобы возникло ощущение, интенсивность раздражителя должна достигнуть определенной величины. В дальнейшем, с увеличением интенсивности раздражителя, наступает момент, когда анализатор перестает работать адекватно. Всякое воздействие, превышающее определенный предел, вызывает болевое ощущение и нарушает деятельность анализатора. Интервал от минимальной до максимальной адекватно ощущаемой величины определяет диапазон чувствительности анализатора.

    Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. По нижнему порогу судят об абсолютной чувствительности анализатора. Она выражается величиной, обратно пропорциональной порогу.

    Нижний абсолютный порог определяет разрешающую способность органов чувств, у человека она относительно велика. Для глаза достаточно 2-8 квантов лучистой энергии, чтобы вызвать зрительное ощущение, а если чуть-чуть снизить слуховой порог, то человек смог бы услышать шорох, совершаемый молекулами при Броуновском движении.

    Другой величиной, характеризующей чувствительность анализаторов, является дифференциальный порог, или порог различения. Он определяется минимальным различием между двумя раздражителями, которое вызывает едва заметное различие в ощущениях. Величина, которую нужно прибавить к уже действующему стимулу, чтобы у субъекта возникло ощущение прироста интенсивности, зависит от его исходной величины. Вебер предложил закон, согласно которому отношение прибавки к величине исходного стимула константно.

    Однако в более поздних исследованиях было показано, что этот закон справедлив лишь по отношению к средней части всего континуума стимулов, вызывающих ощущения.

    По мере приближения к абсолютным порогам (как к верхнему, так и к нижнему) это отношение меняется. На основании большого экспериментального материала, полученного в современной психофизике при изучении ощущений громкости, яркости, вибрации, тепла и холода Дж. К. Стивенс и С. С. Стивенс предложили новую формулу психофизического закона, согласно которой:

    F = K (Θ - Θ0)n,

    где F - субъективная величина ощущения;

    Θ - интенсивность стимула;

    Θ0 - абсолютный порог, действующий в данных условиях;

    K - константа;

    n - показатель степени.

    Эта формула позволяет учитывать значение абсолютного порога чувствительности в данных условиях. Поскольку известно, что значение абсолютного порога изменяется в зависимости от многих факторов (адаптации, маскировки и др.), данная формула позволяет учитывать не только величину раздражителя, но и функциональное состояние анализатора. Известно, что этот психофизический закон, действительный для всех анализаторов, не действует в области боли. Здесь существует почти прямая зависимость между интенсивностями ощущения и силой раздражения в диапазоне до порога выносливости.

    Классическая психофизика XIX в. связывала представление о порогах чувствительности органов чувств только с интенсивностью раздражителей. Позднее возникли понятия пространственного и временного порогов. Временной порог измеряется длительностью воздействия, необходимой для того, чтобы возникло ощущение. Пространственный порог определяется по минимальным размерам едва ощущаемого раздражителя, его расстоянию от рецептора, положению в сенсорном поле и той площадью, на которую воздействует раздражитель. Наиболее элементарным примером пространственного порога является острота зрения. Она определяется тем минимальным расстоянием между двумя точками, при котором возможно минимальное ощущение их раздельности. Обычно за нормальную остроту зрения принимается такая, порог которой равен 1 угл. мин.

    Длительность ощущения определяется временем действия раздражителя и его интенсивностью. Ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, после начала действия раздражителя. Период от начала действия раздражителя до появления ощущения называется латентным периодом.

    Латентный период простой сенсомоторной реакции (по Ломову)

    * Примечание: указаны наименьшие и наибольшие значения средних величин, полученных разными авторами.

    Как видно из таблицы, латентные периоды более молодых и социализированных видов чувствительности менее вариативны, древних видов чувствительности (обонятельной, температурной, вкусовой, болевой) - более вариативных, что свидетельствует об их большей индивидуальной изменчивости.

    Под влиянием увеличения интенсивности раздражителя латентный период возникновения ощущения и ответной двигательной реакции уменьшается.

    Длительность ощущения определяется также эффектом последействия, который заключается в том, что ощущение не прекращается в момент окончания действия раздражителя, а продолжается еще некоторое время, что проявляется в возникновении последовательного образа.

    Длительность инерции ощущения варьирует от 0,05 до 1 сек.

    Пространственная характеристика ощущений дает человеку сведения о локализации раздражителя в пространстве, если речь идет о дистантных рецепторах (зрительный, слуховой и др.), или соотносит ощущение с той частью тела, на которую воздействует раздражитель, в случае контактных рецепторов (тактильный).

    Как показывают исследования, эти характеристики не являются неизменными. Под влиянием ряда факторов чувствительность изменяется.

    Одним из феноменов изменения чувствительности является адаптация.

    Адаптацией органов чувств называется изменение чувствительности анализатора под влиянием действующего раздражителя. Адаптация может сопровождаться повышением чувствительности или ее понижением вплоть до полного исчезновения. Наиболее значительна величина адаптации в зрительном анализаторе.

    Изменение чувствительности анализаторов под воздействием разных факторов

    Чувствительность глаза может измениться примерно в 210 раз. Время темновой адаптации составляет примерно 30-40 мин, время адаптации к свету около 10 мин. Разные анализаторы имеют неодинаковую способность к адаптации. Наиболее быстро адаптация происходит в тактильном, обонятельном анализаторах. Наиболее медленно - в зрительном. Практически не возникает адаптации человека к болевому ощущению, что имеет важное биологическое значение, так как болевое ощущение является сигналом неблагополучия в организме. Если бы была возможна адаптация к боли, то некоторые пациенты надолго задерживали бы, например визит к стоматологу. Известно, что условия деятельности, связанные с постоянной переадаптацией анализаторов, вызывают быстрое утомление. (Например, работа за монитором компьютера с постоянно меняющейся освещенностью экрана).

    Явление адаптации

    Было бы неправильно считать, что чувствительность наших органов чувств остается неизменной. Как показывают исследования, чувствительность органов чувств может изменяться и даже очень значительно. Известно, что в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении - снижается. Когда мы заходим в темную комнату после интенсивного освещения, то некоторое время ничего не видим, и наоборот, когда после темноты заходим в освещенную комнату, глаза начинают "слепнуть" и необходимо некоторое время, чтобы приспособиться к освещению. Вспомним и другой пример: в первые минуты, когда человек заходит в реку или море, вода кажется ей холодной. Через некоторое время ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Это свидетельствует о зависимости чувствительности от изменений окружающей среды. Описанные изменения чувствительности существуют и в слуховом, обонятельном, касательном, вкусовой анализатор и носят название адаптация.

    Адаптация - это приспособление чувствительности к постоянно действующего раздражителя, которое выражается в снижении или повышении порогов.

    Изменения чувствительности, которые осуществляются в ходе адаптации, происходят не сразу, они требуют некоторого времени и имеют свои временные характеристики. Эти временные характеристики различны для разных органов чувств. Мера адаптации различных анализаторов неодинакова: высокая адаптируемость наблюдается в обонятельных ощущениях (человек быстро привыкает к запахам, в том числе и неприятных), тактильных (не замечает давления одежды на тело), зрительных; значительно меньше - в слуховых. Температурная адаптация существует лишь в среднем диапазоне, привыкание к сильному холоду или к сильной жаре почти не существует. Почти не существует адаптации в болевых ощущениях, поскольку боль является сигналом о разрушении организма, и болевая адаптация может привести к гибели. Выделяют три разновидности явления адаптации.

    1. Адаптация как полное исчезновение ощущения при длительном воздействии раздражителя.

    2. Адаптация как притупление ощущения под воздействием сильного раздражителя (снижение порога чувствительности).

    Эти две разновидности адаптации называют отрицательной адаптацией, поскольку ее результат - это снижение чувствительности анализаторов.

    3. Адаптация как повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.

    Явление адаптации объясняется периферийными изменениями в функционировании рецептора или длительными воздействиями на него раздражителя, а также процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении в коре головного мозга возникает внутреннее охранительное торможение, которое снижает чувствительность.

    В общем адаптация является одним из важных видов изменения чувствительности, свидетельствует о большой пластичность организма в его приспособлении к условиям окружающей среды.

    Взаимодействие ощущений

    Интенсивность ощущения зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, которые одновременно действуют на другие органы чувств. Таким образом, возникает взаимодействие ощущений, то есть изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств.

    Исследования свидетельствуют о том, что ни один анализатор не может работать, не влияя на функционирование других органов. Это объясняется связями между анализаторами, которые существуют в коре головного мозга, а также законом одновременной индукции.

    Взаимодействие ощущений проявляется в двух процессах - повышении и снижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Известно, что слабый звуковой раздражитель повышает чувствительность зрительного анализатора, сильный холодовой раздражитель снижает чувствительность слухового анализатора и др.

    Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и систематических упражнений называется сенсибилизацией. Сенсибилизация имеет две стороны своего проявления: первый носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме (например, с возрастом острота чувствительности увеличивается, достигая максимума к 20-30 годам, после этого постепенно снижается) второй носит временный характер и зависит от воздействия на организм - физиологических или психологических - и состояния субъекта.

    Взаимодействие ощущений проявляется еще и в таком явлении, как синестезия. Синестезия это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Известно, что у человека под влиянием звуков могут возникать ощущение цвета высокие звуки чаще всего оцениваются как "светлые", а низкие - как "темные"; цвет также может вызвать ощущение холода или тепла. Явление синестезии распространяется на все модальности. Это проявляется в тех словосочетаниях, которые вошли в нашу жизнь: холодный цвет, бархатный голос и тому подобное. Это явление оказывается не у всех людей. Есть люди с очень яркой способностью к синестезии, и люди, у которых она почти не наблюдается. Так, А.Р. Лурия описал известного мнемониста, который воспринимал все голоса окрашенными от ярко-желтого до фиолетового цвета.

    Явление последействия в анализаторах

    Продолжительность действия раздражителя и продолжительность ощущения не всегда совпадают. Свидетельством этого является явление последействия в анализаторах. Особенно ярко это проявляется явление последействия в работе зрительного анализатора и наблюдается в так называемых последовательных образах. Последовательные образы можно продемонстрировать при смешивании цветов, а также при демонстрации фильмов.

    Зрительные последовательные образы бывают положительные и отрицательные. Положительный последовательный образ не отличается по своему качеству от раздражителя и является его копией. Негативный последовательный образ отличается от раздражителя по цвету и окрашивается в дополнительный цветной тон в отношении цвета раздражителя. Так, известные фотографии, на которых изображение носило качество негатива. Для демонстрации негативного последовательного образа предлагалось в течение 5 минут пристально смотреть на фотографию, а после этого - на белый экран или стену, на которых исследуемые видели изображение красивой женщины.

    Явление последействия может наблюдаться и в слуховых ощущениях, хотя оно носит непродолжительный характер. Это созвучие, которое мы слышим, когда слушаем последовательно отдельные ноты, сливаются в единую музыку. Явление последействия проявляется и в температурных ощущениях, если прикоснуться кусочком льда к коже, то ощущение холода продолжается и после прекращения действия раздражителя. Температурные последовательные образы могут носить контрастный характер. Так, если одну руку опустить на некоторое время в холодную воду, а вторую-в теплую, после этого обе руки опустить в сосуд с водой комнатной температуры, то одна рука почувствует тепло, а другая - холод.

    Явление последействия имеет место и во вкусовых ощущениях. Они могут быть положительными (вкус остается на некоторое время во рту) и негативными, контрастными (после одного вкуса усиливается чувствительность к другому).