Молодежь и молодежная политика. Характеристика молодёжи как социальной группы Эпатажная молодежь
Лекция:
Молодёжь как социальная группа
Молодёжь – это самая активная и динамичная социальная группа взрослеющих людей. На протяжении истории отношение общества к молодёжи менялось. Были времена, когда дети трудились наравне со взрослыми по 10-12 часов в день. До перехода общества на индустриальную стадию развития, молодёжь не выделялась как отдельная социальная группа. А в современном обществе она является особой демографической группой, отличающейся возрастными рамками от 14 до 30-35 лет.
Молодёжный возраст – это очень важный период для человека, когда происходит становление личности, обретение своего "Я", усвоение знаний и ценностей, овладение социальных ролей. Это период самых важных событий в жизни. Во - первых, молодой человек завершает обучение в школе и поступает в профессиональное учебное заведение. Во - вторых, он достигает совершеннолетия, что характеризует его гражданское становление – достижение полной дееспособности. В - третьих, приобретает профессию и трудоустраивается. И, наконец, в - четвёртых, создаёт семью.
Рассмотрим особенности социального положения молодёжной группы:
Переходность положения – поиск себя, частая смена видов деятельности и увлечений, становление социального статуса.
Высокий уровень мобильности – молодёжь не привязана к определённому месту какими – либо обязательствами, например, семейными и активно передвигается по социальным лифтам.
Благоприятные перспективы для выбора профессии и создания семьи.
Активный поиск своего места в жизни, неустанное экспериментирование, творческий подъём.
Освоение новых ролей, например, студент, работник, семьянин.
Особый психологический склад, стремление к утверждению своей индивидуальности.
Ценностно – ориентировочная направленность личности, которая у разных людей различна. К примеру, Андрей интересуется музыкой, чтением книг, посещает музеи, для него ценность – искусство. Марат – мастер спорта по вольной борьбе, он ни дня не проводит без тренировки, для него ценность – спорт. Саша интересуется банковской деятельностью, он знает, как и по какой цене можно купить акции Сбербанка, для него ценность – деньги).
Собственная субкультура, отличающаяся особым имиджем, сленгом, манерами поведения и зачастую подверженная криминализации.
Проблемы молодёжи и молодёжная политика РФ
Положение молодёжи в современном обществе достаточно противоречиво. С одной стороны, молодёжный возраст – самый благоприятный период для профессионального становления и образования семьи. Но с другой стороны, в этот период возникает ряд проблем. Во - первых, безработица и материальная необеспеченность молодёжи, которые вынуждены жить за счёт родителей. Во - вторых, низкая заработная плата занятых молодых людей и невозможность приобрести собственное жильё. В - третьих, отсутствие уверенности в завтрашнем дне и откладывание создания семьи "до лучших времён". Эти проблемы снижают жизненный уровень молодых людей и способствуют росту преступности, алкоголизма, наркомании. Кроме того, современные социологи констатируют деградацию духовных ценностей молодёжи. Причина которой заключается в воздействии массовой культуры и вестернизации, а также взращивании потребительского отношения молодого поколения ко всему.
Решение перечисленных проблем под силу только государству. В нашей стране разработано Постановление «Об основных направлениях молодёжной политики в РФ». Её целями являются духовное и физическое развитие молодёжи, запрет дискриминации по мотивам возраста, создание условий для полного включения молодых людей во все сферы жизнедеятельности общества, поддержка талантливой молодёжи и др.
Исходя из названных целей, направлениями молодёжной политики являются:
обеспечение прав молодёжи (к примеру, на родителей возлагается обязанность по обеспечению доступа и созданию условий для получения их детьми школьного образования);
гарантирование трудоустройства и занятости (службой занятости безработная молодёжь временно привлекается к общественным оплачиваемым работам, для того, чтобы молодой человек мог попробовать себя в чём-то новом и, возможно, найти что-то своё);
стимулирование предпринимательской активности (молодой человек, желающий заниматься бизнесом имеет на это право уже по достижению 16 лет, для этого ему необходимо письменное согласие родителей);
поддержка молодой семьи (в РФ действуют социальные программы улучшения жилищных условий молодых семей);
поддержка талантливой молодёжи (организация и проведение самых разных по содержанию конкурсов, направленных на выявление и поощрение талантливой молодёжи) и др.
Интеллект-карта по обществознанию №37
👩🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто - то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉
Тема 12. Молодежь как социальная группа
Молодежь – это социально‑демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определенных социально‑психологических качеств.
Молодость – это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.
Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.
– Переходность положения.
– Высокий уровень мобильности.
– Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.
– Активный поиск своего места в жизни.
– Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.
Молодежь – это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально‑психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia – терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.
Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы , которые характеризуются следующими признаками:
– возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;
– самоорганизация и независимость от официальных структур;
– обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки);
– относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;
– выражение иных ценностных ориентаций или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;
– атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.
В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.
Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.
Образец задания
A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о психологических особенностях молодежи?
А. Для подростка важны в первую очередь внешние события, поступки, друзья.
Б. В юношеском возрасте большее значение приобретает внутренний мир человека, открытие собственного «Я».
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.
Молодость - это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.
Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.
Особенности социального положения молодежи
Переходность положения.
Высокий уровень мобильности.
Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.
Активный поиск своего места в жизни.
Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.
Молодежь - это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia - терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.
Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы , которые характеризуются следующими признаками:
Возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;
Самоорганизация и независимость от официальных структур;
Обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки);
Относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;
Выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;
Атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.
В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения .
Агрессивная самодеятельность. Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минимальным уровнем интеллектуального и культурного развития.
Эпатажная (фр. epater - поражать, удивлять) самодеятельность. Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни - одежде, прическе, так и в духовных - искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т.д.)
Альтернативная самодеятельность. Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)
Социальная самодеятельность. Направлена на решение конкретных социальных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)
Политическая самодеятельность. Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соответствии с идеями конкретной группы
Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.
2. Типология политических режимов .
Политический режим – совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей.
Характеристики политического режима:
· объем прав и свобод человека,
· методы осуществления государственной власти,
· характер отношений между государством и обществом,
· наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений,
· пути формирования политических институтов,
· методы выработки политических решений.
2. Классификация политических режимов
Достигает физической зрелости в среднем в 14 лет. Приблизительно в этом возрасте в древних обществах дети проходили обряд инициации — посвящения в число взрослых членов племени. Однако, когда общество стало более развитым и сложным, для того чтобы считаться взрослым, потребовалось нечто большее, чем просто физическая зрелость. Предполагается, что состоявшийся человек должен получить необходимые знания о мире и обществе, приобрести профессиональные навыки, научиться самостоятельно обеспечивать себя и свою и т.д. Поскольку объем знаний и навыков в ходе истории беспрерывно увеличивался, момент обретения статуса взрослого постепенно отодвигался на более поздний возраст. В настоящее время этот момент соответствует примерно 30 годам.
Молодостью принято называть период в жизни человека от 14 до 30 лет — между детством и взрослым состоянием.
Соответственно представителей демографической группы, возраст которых укладывается в эти временные рамки, называют молодежью. Однако не возраст является решающим критерием для определения молодежи: временные границы молодежного возраста подвижны и обусловлены социальными и культурными условиями взросления. Для правильного понимания особенностей молодежи как следует акцентировать внимание не на демографическом критерии, а на социально-психологическом.
Молодежь — это поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества.
У молодости есть ряд особенностей, отличающих ее от других возрастов. По своему характеру молодость — это переходное, «подвешенное» состояние между детством и взрослостью. В каких-то вопросах молодежь является вполне зрелой, серьезной и ответственной, а в других — наивной, ограниченной и инфантильной. Эта двойственность определяет ряд противоречий и проблем, свойственных этому возрасту.
Взросление — это прежде всего усвоение знаний и навыков и первые попытки применить их на практике.
Если рассматривать молодежь с точки зрения ведущих видов деятельности, то этот период совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением в трудовую жизнь ().
Система молодежной политики слагается из трех составляющих:
- правовых условий реализации молодежной политики (т.е. соответствующей законодательной базы);
- форм регулирования молодежной политики;
- информационного и материально-финансового обеспечения молодежной политики.
Основными направлениями молодежной политики являются:
- вовлечение молодежи в общественную жизнь, ее информирование о потенциальных возможностях развития;
- развитие созидательной активности молодежи, поддержка талантливой молодежи;
- интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в полноценную жизнь.
Эти направления реализуются в ряде конкретных программ: правового консультирования, популяризации общечеловеческих ценностей, пропаганды , организации международного взаимодействия молодежи, поддержки добровольческих инициатив, помощи в трудоустройстве, укрепления молодой семьи, повышения гражданской активности, оказания помощи молодым людям в трудной ситуации и т.д. При желании каждый молодой человек способен найти в средствах массовой информации всю необходимую информацию о текущих проектах и выбрать те из них, которые способны помочь в решении его конкретных проблем.