Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Конспект занятия «Человеческие потребности. «Потребности человека» — конспект занятия по экономическому воспитанию детей

Урок обществознания по теме: «Потребности человека» 8 класс

цели: Образовательные:

Обеспечить усвоение понимание потребностей человека;

Обеспечить понимание видов потребностей, роль потребностей в жизни человека;

Обобщить и систематизировать знания по теме «Человек и общество»;

Отработать навыки монологической речи;

Добиться усвоения учащимися понятий: потребности, первичные и вторичные потребности

Развивающие: создать условия для развития познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности на примере тесной связи изучаемого материала с жизнью; для развития у учащихся творческих способностей, логического мышления, умения находить причинно-следственные связи событий; для развития устной речи, умения аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные: создать условия для формирования у учащихся эмоционально – ценностного отношения к изучаемому материалу; обеспечить условия для формирования уважительного отношение к мнению другого человека.

Задачи - организация взаимодействия; усвоение знаний по теме, развитие умений и навыков работы с документом, и иллюстрациями; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения.

Материалы и оборудование к уроку: учебник, презентация, наглядные пособия, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

  1. Начало урока
  1. Организационный момент
  2. Проблемное задание перед учащимися

Цель: заинтересовать учащихся, актуализация знаний

Ребята, наш урок я хотела бы начать прочитав отрывок этого стихотворения.

Что нужно человеку, чтобы жить?

Чтоб было сытно и тепло в квартире!

Голодному и в холоде творить

Желанья нет. Еда лишь в перспективе!

Допустим – сыт ты и сидишь в тепле!

Но всё равно чего-то не хватает…

Ведь нужно знать, что в будущем тебе

Опасность и болезнь не угрожает!

Свой интеллект развив, опять решать –

В какую область вам направить знанья?

Как трудно человеку совмещать

Потребности, способности, желанья!

Определите тему нашего урока? (потребности человека) Слайд 1

3) Определение цели урока

Что бы вы сегодня хотели узнать на уроке по этой теме? (что такое потребности, какие виды потребностей бывают?) Учащиеся определяют цели уроки.

II. Изучение нового материала

Цель: создать условия для решения проблемного задания?

Что такое потребности? Какие у вас возникли ассоциации? Слайд 2

Как бы вы дали определение термину потребность? (ответы учащихся)

А теперь откроем учебник стр 45 и сравним определение потребность с вашим определением. (дети сравнивают определение и записывают в тетрадь)

1 )Задание классу

Возьмите на партах чистый лист бумаги и нарисуйте дерево своих желаний в, на ветвях дерева напишите свои потребности.

Вопрос: есть ли на вашем дереве те потребности, без которых можно обойтись? (ответы учащихся)

А те, без которых обойтись нельзя? (ответы учащихся)

Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, ощущение неудовлетворенности Слайд 3

Удовлетворив эти потребности мы опять нуждаемся в других потребностях. И тд

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РАССМАТРИВАЕТСЯ В РАЗЛИЧНЫХ НАУКАХ: ИСТОРИИ, СОЦИОЛОГИИ, ФИЗИОЛОГИИ, ЭКОНОМИКЕ ИТ.Д.

КАК Многие учёные пытались объяснить природу потребностей:?

2)Рассказ ученика. (как ученые пытались объяснить природу потребностей) Слайд 4

Л. Брентано – потребность как негативное чувство, которое индивид старается устранить;

Д.Н. Узнадзе – потребность как нужда;

В.Г. Лежнёв – потребность как удовлетворение нужды;

В.С. Магун – потребность как отсутствие блага, как ценность;

Д.А. Леонтьев – потребность как необходимость;

И.А. Джидарьян – потребность как состояние напряжения;

Й. Шванцер – потребность как системная реакция;

Б.Ф. Поршнев – потребность как исходное противоречие между реальным и необходимым

Но, несмотря на разнообразие мнений, авторы сходятся в одном: Слайд 5

Потребности являются источником активности человека (вы согласныс этим утверждением?) (ответы учащихся)

ПЕРВЫМ кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль изначально был американский психолог Абрахам МАслоу. ЕГО учение называется иерархической теорией потребностей.

Ребята, посмотрите на слайд и объясните суть каждого вида потребностей Слайд 6 (ответы учащихся)

Если низшие потребности присущи всем людям в равной степени, то высшие- в неодинаковой. Образованные и необразованные в равной степени испытывают чувство голода. Вторые вряд ли испытывают потребность в творчестве. Высшие потребности внося большой вклад в развитие личности- там где начинаются высшие потребности, там начинается личность

Человек с подавленными потребностями неполноценен. Неудовлетворение потребностей приводит к массовому недовольству.

Посмотрите на слайд и Ответьте на вопрос Какие выводы можно сделать при сравнении рисунков. (ответы учащихся) Слайд 7

3) Работа по карточкам – работа в парах

  • Поясните, как потребности повлияли на поведение личности. Каким образом можно было предотвратить последствия?

Карточка №1

Сидоров Петя вырос в бедной семье. Однако после окончания школы он решил проявить самостоятельность и организовать свое дело. Через некоторое время он оказался в центре внимания крупных криминальных структур. За большие деньги, подаренную квартиру он стал заниматься подпольным бизнесом, т.е. деятельностью, запрещенной законами России. Ему очень хотелось доказать своим экономическим партнерам лидерство и силу. Вскоре деятельность преступной группировки была блокирована, и Петя был привлечен к уголовной ответственности

Карточка №2

  • Найдите в предложенном списке характеристики потребностей:
  1. Возникают с момента рождения человека
  2. Появляются в сознательном возрасте
  3. Существуют у каждого индивида
  4. Не влияют на поведение индивида
  5. Остаются неизменными в течение жизни каждого человека

Карточка №3

  • Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к понятию «приобретенные (вторичные) потребности». Удалите лишнее.
  1. Духовные потребности
  2. Социальные потребности
  3. Потребности в безопасности
  4. Престижные потребности

Карточка №4

3 Закрепления знаний.

Цель: систематизировать знания по изученной теме, выявить возможные пробелы. (5 мин.)

Учитель организует закрепление.

Учащиеся выполняют тест. (Приложение №1)

4 Вывод

Итак, что же такое потребности?

Какие типы потребностей существуют?

Низшие потребности присущи всем людям.

Потребности влияют на формирование личности

5. Рефлексия . Учащиеся дополняют предложения.

Сегодня я узнал

Я понял, что..

Теперь я могу

6. Домашнее задание

2.«Удовлетворительно» - найти 5-7 поговорок о потребностях

3.«Хорошо» - выполнить задания в рабочей тетради по параграфу 6

4.«Отлично» -провести и проанализировать социологический опрос по теме «В чём я нуждаюсь?/Мои потребности» (не менее 10-15 человек

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Тест.

Тема: « Потребности человека»

1. К социальным относятся потребности человека в:

1) отдыхе; 2) пище; 3) воде; 4) общении

2. Соотнесите виды потребностей с их характеристиками:

Виды потребностей Характеристики

Виды потребностей

Характеристики

1)Физиологические

2) потребность в безопасности;

3) социальные;

4) престижные;

5) духовные.

A. Потребность человека жить в коллективе, в общении дружбе, любви, уважении и взаимопонимании

Б. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, сострадать и сопереживать, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения.

B. Потребность в признании со стороны других людей, потребность занять достойное место в жизни, в обществе, в коллективе.

Г.Потребность человека в пищи, воде, жилище, отдыхе.

3. Верны ли следующие суждения?

А. Именно потребности в большей мере способствуют формированию личности.

Б. Когда человек теряет смысл жизни, он начинает духовно опускаться.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

4. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в:

1) самосохранении; 2) самореализации; 3) самопознании; 4) самообразовании.

5.О какой важнейшей общественной потребности человека идет речь:

Обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.

6. Установите соответствие:

7. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к социальным чертам человека.

Творчество; коллективный труд; мозг; общение; речь.

Найдите и выпишите понятие, выпадающее из этого ряда.


Тема урока: Потребности и способности человека.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «мотивы», «потребности», «способности»; способствовать пониманию связи человеческой деятельности с мотивами, потребностями.

Оборудование:
Доска.

Ход урока:

Проверка домашнего задания
Чтоб знатоком обществознания стать,
Терминологию ты должен выучить на «пять».

Задание №1. Дайте определение:
Записать на доске:
1 ученик – общество, социальная сфера
2 ученик – общественные отношения, духовная сфера.

Устная работа с классом:
Человек, индивид, индивидуальность, личность, деятельность, общение.

Задание №2. Начертить на доске схему элементов, составляющих деятельность, и объяснить.

Задание №3. Объяснить, как вы понимаете высказывание, и ответить на вопрос:
Высказывание С.Л.Рубинштейна: «Ничто так не обнаруживает самое сокровенное в человеке, как поведение в условиях выбора».

Вопрос:
- как связано высказывание Рубинштейна С.Л. с понятиями «деятельность», «общение», «поведение»?

Объяснение нового материала.

План урока:
Потребность – мотив – поведение.
Способности.

Объяснение первого вопроса плана.

Объяснение учителя:
На предыдущих уроках мы познакомились с понятием «человек», с тем, какую роль деятельность играет в жизни человека. Сегодня мы должны будем разобрать тему, где речь пойдет о том, что побуждает человека к различным видам деятельности.

Записать в словарь:
Потребность – это переживаемая человеком нужда в чем – то, что ему необходимо в жизни.

Попытка подсчитать потребности оказалась непродуктивной, поскольку они у человека неисчерпаемы, а кроме того, развитие общества, науки, техники, образования и т.д. умножает потребности. Но если потребности подсчитать невозможно, то можно выделить в них основное (базу). И когда ученые определили, что составляет основу (базу) наших потребностей, оказалось, что все наши нужды можно разбить на три большие группы: биологические, социальные и духовные потребности.

Работа в тетради:
Задание – начертить в тетради таблицу, в которую они самостоятельно внесут потребности, записанные на доске, распределив их по столбцам соответственно тому, к какой группе, по их мнению, они относятся.

Потребности человека

Биологические
Социальные
Духовные

Потребности в еде, воде, сне, продолжении рода, стремлении избежать боли, в привязанности. Эти потребности являются врожденными, выполняют важную роль в сохранении жизни человека.
Потребности, необходимые человеку для общения и совместной деятельности с другими людьми. К ним относятся: потребность быть людьми, занять достойное место среди них, пользоваться привязанностью и уважением окружающих.
Потребность в познании окружающего мира и самого человека. Она является жизненно необходимой, так как без знания свойств предметов и явлений, законов, которыми они связаны, деятельность людей была бы невозможна, жизнь остановилась бы.

Чтобы теория доступна стала,
Примера очередь настала

Потребность в еде, голод могут привести к тому, чтобы:
А) встать со стула, пойти на кухню, открыть холодильник и съест бутерброд
Б) пойти на кухню, взять продукты и испечь пирог
В) постараться переключить внимание на что-то другое, например, начать читать книгу
Г) стащить пирожок в булочной и т.д.

Вопрос к классу:

Что побудило человека к действию. В каждом конкретном случае?
- чем мотив отличается от поведения?

Потребность становится целью деятельности человека, которая направлена на то, чтобы восполнить недостающее, удовлетворить возникший запрос. Кроме того, что потребность становится целью деятельности, она еще определяет и мотив деятельности, она еще определяет и мотив деятельности, т.е. то, что побуждает к действию. Мотив, или побуждение к действию, определяется не только потребности, но и эмоциями, инстинктами, идеалами.

Записать в словарь:
Мотив – побуждение к действию.

Задание №1. Объяснить схему на доске

Потребность – мотив – поведение

Выслушав ответы учащихся, еще раз закрепить: если потребность – это возникшая в чем – то нужда, то мотив – это то, что побуждает к действию, а поведение – это само действие, т.е. то, как это действие будет воплощено в реальной ситуации.

Объяснение второго вопроса плана.

Записать в словарь:
Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся условиями для успешного осуществления различного рода деятельности.

Вопрос классу
- как связаны между собой потребности, мотив, поведение и способности?
Говорят психологи:

Способность в психологии рассматривается как особое свойство психологической функциональной системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности. Количественные параметры продуктивности системы точность, надежность (устойчивость), скорость функционирования. Способности измеряются путем решения задач определенного уровня трудности, разрешения ситуаций и т.д.
Уровень способностей определяется степенью разрешимости противоречий между свойствами индивида и отношениями личности. Лучший вариант, когда есть способности к какой – либо сфере деятельности и интерес этим заниматься.
Способности подразделяются на общие и специальные. Общие способности могут предопределять склонность к довольно широкому спектру деятельности, они формируются развитием интеллекта и особенностей личности. К общим способностям относятся:
готовность к труду, потребность трудиться, трудолюбие и высокая работоспособность;
черты характера – внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность;
развитие творческого мышления, гибкость ума, умение ориентироваться в сложных ситуациях, адаптивность, высокая продуктивность умственной деятельности.
Общая способность выступает как социально – психологическая основа развития специальных способностей к определенному виду деятельности: музыкальной, исследовательской, преподавательской и т.п.

Закрепление пройденного материала

Задание №1. Напишите мини – сочинение по данному высказыванию
И.Гете: «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик».

Домашнее задание: мини – сочинение, параграф 5.


Приложенные файлы

Урок № 10

Тема урока: «Потребности человека»

Цели урока: обеспечить усвоение наиболее распространенных подходов к изучению человеческих потребностей, познакомить с классификацией Маслоу, развивать умения работать с дополнительным материалом, помочь развивать интерес к изучаемому курсу.

Понятийный аппарат: потребности, духовность, культурные ценности,

Оборудование:презентация по теме

План урока:

1. Оргмомент

2. Актуализация субъективного опыта учащихся

Что нужно современному человеку?

А)Учитель предлагает ученикам ответить на вопрос: «Что нужно современному человеку в повседневной жизни?» и проранжировать свои ответы по степени значимости. Ответы заслушиваются и записываются на доске в три колонки:

Очень нужно

Нужно

Не очень нужно

Учитель подводит итог дискуссии и просит учеников дать определение слову «потребности». Мнения заслушиваются, определение «потребности» записывается в тетрадь. (Например: потребности - это все то, в чем нуждается человек и без чего трудно или невозможно жить.)

3. Этап изучения нового материала. Работа с презентацией.

А)Рассматривание понятия «потребность».

В психологии проблема потребностей более внимательно стала изучаться в первой четверти XX века.

Л. Брентано рассматривает потребность как любое негативное чувство, которое индивид старается устранить.

Многие ученые пытались объяснить природу потребностей:

Д. Н. Узнадзе - потребность как нужда;

В. Г. Лежнев - потребность как предмет удовлетворения нужды;

В. С. Магун - потребность как отсутствие блага, как ценность;

Б. Ф. Ломов, Д. А. Леонтьев - потребность как необходимость;

И. А. Джидарьян, П. А. Рудик - потребность как состояние напряжения;

Й. Шванцер - потребность как системная реакция;

Б. Ф. Поршнев - потребность как исходное противоречие между реальным и необходимым, должным и сущным.

Но, несмотря на разнообразие мнений, авторы сходятся в том, что потребности являются источником активности индивида.

По схемам 1,2 расскажите о функциях потребностей.

Б) Работа по учебнику.Функции потребностей

Целеполагания- обусловлена системой смысловых образований

Побуждения- системой ценностных образований личности

Потребности вызывают у человека стремление действовать, предпринимать меры по устранению негативных состояний дискомфорта."

Удовлетворение потребности ведет к снятию напряжения, равновесию и самозащите.

Но существуют и ненасыщаемые потребности. К таким потребностям Л. И. Божович относит игру, а А. Маслоу - потребность в развитии, совершенствовании.

3. Виды потребностей и способы их удовлетворения. Анализ схемы.

Учитель обсуждает с учащимися, как можно классифицировать потребности человека. Он информирует о типологии потребностей, принятой в экономической науке, и в виде схемы изображает ее на доске:

Потребности

Материальные Духовные Социальные Специфические

Физиологическое и психологическое развитие человека, совершенствование его как личности определяет развитие, видоизменение и его потребностей.

  1. Иерархия потребностей (по А.Маслоу)
  1. физиологические (пища, сон, движение)
  2. экзистенциальные (в безопасности)
  3. социальные (дружба, любовь)
  4. престижные (уважение)
  5. духовные (самореализация)

5.). Первичное закрепление материала.

  1. Какие материальные и духовные потребности вам знакомы?
  2. Как можно определить социальные потребности?
  3. Что называют специфическими потребностями? Все ли эти потребности обусловлены жизнью человека? Какие из них не являются жизненно важными?

Учитель предлагает подобрать примеры к каждому виду предложенных потребностей, которые также фиксируются на доске.

6. ) Подведение итога урока.

Как человек может удовлетворить свои потребности?

7) Домашнее задание:

Т. 6, письменный ответ на вопрос: «Может ли человечество полностью удовлетворить свои потребности?».

Главная > Урок

Урок «Потребности человека» 8 класс

Потребность -нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Это определенная форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования и развития индивида, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Потребности человека не могут быть одинаковы во все времена, они меняются с течением времени. Потребности зависят от условий, в которых живут люди, от уровня развития хозяйства. Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетворенности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность. Удовлетворение потребности – процесс возвращения организма в состояние равновесия. Потребность становится целью деятельности человека и побуждает его к действию. Действие направлено на удовлетворение потребности.

Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется иерархической теорией потребностей . А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших биологических до высших духовных.

Можно выделить следующие виды потребностей.

Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе. Разумные потребности - это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности человека в пище, одежде, жилище естественны, но имеют разумные границы; потребности в знаниях, творческой деятельности, красоте беспредельны. Таким образом высшие потребности вносят большой вклад в формирование личности, нежели низшие, там, где н6ачинаются высшие потребности, там начинается личность. Потребности связаны с ценностными ориентациями. Ценностные ориентации - жизненные ориентиры, являющиеся особенно важными, значимыми, предпочтительными для человека в окружающей жизни и поведении других людей. Ценностные ориентиры являются регулятором поведения человека. Если для человека особо значимо приобретение вещей, то у него преобладают материальные потребности. Если он считает предпочтительным для себя заниматься творческой деятельностью, то у него формируются различные духовные потребности. Потребности являются источником активности людей. Процесс удовлетворения потребностей представляет собой целенаправленную деятельность.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

ПРАКТИКУМ «Человек, личность, деятельность, потребности»

1. Верны ли следующие суждения?А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других людей о себе.1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.2. К социальным относятся потребности человека в:1) отдыхе; 2) пище; 3) воде; 4) общении.3. Верны ли следующие суждения о человеке?А. Можно быть духовно богатым человеком и совершать недобрые дела.Б. Духовное богатство не позволяет человеку притупить в себе сострадание.1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.4.Установите соответствие: 5. Качества личности проявляются в:1) чертах человека как биологического организма; 2) наследственной предрасположенности;3) особенностях темперамента; 4) социально-преобразующей деятельности.6. Человек, в отличие от животного, обладает способностью:1) действовать сообща с себе подобными; 2) видеть цель своих действий;3) обучать потомство; 4) защищаться от опасности.7. И человек, и животные способны:1) использовать предметы природы;2) изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда;3) передавать трудовые навыки последующим поколениям;4) осознавать собственные потребности.8. Соотнесите виды потребностей с их характеристиками:

Виды потребностей

Характеристики

1) физиологические;2) потребность в безопасности;3) социальные;4) престижные;5) духовные. A. Потребность человека жить в коллективе, в общении, дружбе, любви, уважении и взаимопонимании.Б. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, сострадать и сопереживать, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения.B. Потребность в признании со стороны других людей, потребность занять достойное место в жизни, в обществе, в коллективе.
9. Приведите в соответствие понятия «человек», «индивид», «личность» с их смысловыми значениями и существенными признаками:

Характеристики

1) Индивид.2) Индивидуальность.3) Личность A. Это набор качеств: внешних, нравственных, социальных, культурных и т. д., которые отличают одного человека от другого.Б. Пол, возраст, раса, статус, роль.B. Лицо, обладающее всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами.Г. Своеобразие, уникальность, неповторимость конкретного человека.Д. Человек, способный управлять своим поведением и деятельностью, имеющий собственное убеждение, обладающий силой воли, отличающийся самостоятельностью в поступках, способный нести ответственность и решать проблемы, реализующий себя посредством тех или иных социальных ролей, проявляя инициативу, предприимчивость, целеустремленность, трудолюбие и силу воли.Е. Яркая, музыкальная, спортивная, артистичная, обладающая художественным вкусом натура.
10. Верны ли следующие суждения?А. Именно потребности в большей мере способствуют формированию личности.Б. Когда человек теряет смысл жизни, он начинает духовно опускаться.1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.11. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в:1) самосохранении; 2) самореализации; 3) самопознании; 4) самообразовании.12. Верны ли следующие суждения?А. Человек - высшая ступень живых организмов на Земле, обладает набором особых свойств. Как биологическое существо, он сумел приспособиться к внешней среде и сохранить вид.Б. Человек - существо социальное, проживающее в обществе и обладающее такими качествами, как творчество, свобода, социальность.1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.13. О каком понятии идет речь:«Это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, необходимых для эффективного выполнения им социальных ролей в конкретном обществе».14. Верны ли следующие суждения?А. Гениальным человека делает природа, а великим - общество.Б. Эмоциональное переживание и целеполагание - отличительные черты деятельности человека от жизнедеятельности других живых существ.1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.15. О каком понятии идет речь. Своеобразие человека по следующим признакам:1) особенности внешнего облика;2) неповторимость внутреннего мира;3) неповторимость проявления внутреннего мира в поведении и деятельности - обозначается термином16.О какой важнейшей общественной потребности человека идет речь:Обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.17. Способность, лежащая в основе отличия человека от животных:1) к общению (обмену информацией с себе подобными);2) к взаимопомощи (оказанию поддержки попавшим в опасную ситуацию);3) подражанию (усвоению форм поведения других);4) к сотрудничеству (совместному изготовлению орудий труда).18. Сергей делится по телефону с Александром своими впечатлениями о просмотренном кинофильме. Это пример1) игры 2) общения 3) учения 4) труда19. Вид деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата, - это1) игра 2) общение 3) учеба 4) труд20. Виктор посещает лекции в Инженерно-экономическом университете. Это пример1) труда 2) учебы 3) общения 4) игры21. Ювелиры в Древней Руси на поверхность предмета по линиям заранее нанесенного рисунка припаивали множество крохотных металлических шариков. Какой вид деятельности иллюстрирует этот пример?1) труд 2) учебу 3) общение 4) игру22. Верны ли следующие суждения об основе человеческого существования?А. Основой человеческого существования является деятельность. Б. Основой человеческого существования является потребительство.1) верно только А 2) верно только Б3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны23. Верны ли следующие суждения о способностях?А. Способности - высокая степень одаренности человека, проявляющаяся в определенной деятельности.Б. Способности - индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в определенной деятельности.1) верно только А 2) верно только Б3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны24. Девятиклассница Ольга поражает всех тонким слухом. Как можно назвать качество, которым обладает Ольга?1) способность 2) задаток 3) талант 4) гениальность25. К специальным способностям относятся1) литературные 2) спортивные 3) математические 4) все перечисленные26. К общим способностям относятся1) музыкальные 2) умственные3) технические 4) художественно-творческие27. Леонардо да Винчи был великим художником, но и великим математиком, механиком и инженером. Ему обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики. Какими качествами обладал Леонардо да Винчи?1) способностями 2) одаренностью 3) талантом 4) гениальностью28. Установите соответствие: 29. Установите соответствие: 30. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к социальным чертам человека.Творчество; коллективный труд; мозг; общение; речь.Найдите и выпишите понятие, выпадающее из этого ряда.

5 класс

Тема урока: Потребности и способности человека.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «мотивы», «потребности», «способности»; способствовать пониманию связи человеческой деятельности с мотивами, потребностями.

Оборудование:

Ход урока:

Проверка домашнего задания

Чтоб знатоком обществознания стать,

Терминологию ты должен выучить на «пять».

Задание №1. Дайте определение:

Записать на доске:

1 ученик – общество, социальная сфера

2 ученик – общественные отношения, духовная сфера.

Устная работа с классом:

Человек, индивид, индивидуальность, личность, деятельность, общение.

Задание №2. Начертить на доске схему элементов, составляющих деятельность, и объяснить.

Задание №3. Объяснить, как вы понимаете высказывание, и ответить на вопрос:

Высказывание С.Л.Рубинштейна: «Ничто так не обнаруживает самое сокровенное в человеке, как поведение в условиях выбора».

??? Вопрос:

Как связано высказывание Рубинштейна С.Л. с понятиями «деятельность», «общение», «поведение»?

Объяснение нового материала.

План урока:

    Потребность – мотив – поведение.

    Способности.

Объяснение первого вопроса плана.

Объяснение учителя:

На предыдущих уроках мы познакомились с понятием «человек», с тем, какую роль деятельность играет в жизни человека. Сегодня мы должны будем разобрать тему, где речь пойдет о том, что побуждает человека к различным видам деятельности.

Записать в словарь:

Потребность – это переживаемая человеком нужда в чем – то, что ему необходимо в жизни.

Попытка подсчитать потребности оказалась непродуктивной, поскольку они у человека неисчерпаемы, а кроме того, развитие общества, науки, техники, образования и т.д. умножает потребности. Но если потребности подсчитать невозможно, то можно выделить в них основное (базу). И когда ученые определили, что составляет основу (базу) наших потребностей, оказалось, что все наши нужды можно разбить на три большие группы: биологические, социальные и духовные потребности.

Работа в тетради:

Задание – начертить в тетради таблицу, в которую они самостоятельно внесут потребности, записанные на доске, распределив их по столбцам соответственно тому, к какой группе, по их мнению, они относятся.

Потребности человека

Биологические

Социальные

Духовные

Потребности в еде, воде, сне, продолжении рода, стремлении избежать боли, в привязанности. Эти потребности являются врожденными, выполняют важную роль в сохранении жизни человека.

Потребности, необходимые человеку для общения и совместной деятельности с другими людьми. К ним относятся: потребность быть людьми, занять достойное место среди них, пользоваться привязанностью и уважением окружающих.

Потребность в познании окружающего мира и самого человека. Она является жизненно необходимой, так как без знания свойств предметов и явлений, законов, которыми они связаны, деятельность людей была бы невозможна, жизнь остановилась бы.

Чтобы теория доступна стала,

Примера очередь настала…

Потребность в еде, голод могут привести к тому, чтобы:

А) встать со стула, пойти на кухню, открыть холодильник и съест бутерброд

Б) пойти на кухню, взять продукты и испечь пирог

В) постараться переключить внимание на что-то другое, например, начать читать книгу

Г) стащить пирожок в булочной и т.д.

??? Вопрос к классу:

Что побудило человека к действию. В каждом конкретном случае?

Чем мотив отличается от поведения?

Потребность становится целью деятельности человека, которая направлена на то, чтобы восполнить недостающее, удовлетворить возникший запрос. Кроме того, что потребность становится целью деятельности, она еще определяет и мотив деятельности, она еще определяет и мотив деятельности, т.е. то, что побуждает к действию. Мотив, или побуждение к действию, определяется не только потребности, но и эмоциями, инстинктами, идеалами.

Записать в словарь:

Мотив – побуждение к действию.

Задание №1. Объяснить схему на доске

Потребность – мотив – поведение

Выслушав ответы учащихся, еще раз закрепить: если потребность – это возникшая в чем – то нужда, то мотив – это то, что побуждает к действию, а поведение – это само действие, т.е. то, как это действие будет воплощено в реальной ситуации.

Объяснение второго вопроса плана.

Записать в словарь:

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся условиями для успешного осуществления различного рода деятельности.

??? Вопрос классу

Как связаны между собой потребности, мотив, поведение и способности?

Говорят психологи:

Способность в психологии рассматривается как особое свойство психологической функциональной системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности. Количественные параметры продуктивности системы точность, надежность (устойчивость), скорость функционирования. Способности измеряются путем решения задач определенного уровня трудности, разрешения ситуаций и т.д.

Уровень способностей определяется степенью разрешимости противоречий между свойствами индивида и отношениями личности. Лучший вариант, когда есть способности к какой – либо сфере деятельности и интерес этим заниматься.

Способности подразделяются на общие и специальные. Общие способности могут предопределять склонность к довольно широкому спектру деятельности, они формируются развитием интеллекта и особенностей личности. К общим способностям относятся:

готовность к труду, потребность трудиться, трудолюбие и высокая работоспособность;

черты характера – внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность;

развитие творческого мышления, гибкость ума, умение ориентироваться в сложных ситуациях, адаптивность, высокая продуктивность умственной деятельности.

Общая способность выступает как социально – психологическая основа развития специальных способностей к определенному виду деятельности: музыкальной, исследовательской, преподавательской и т.п.

Закрепление пройденного материала

Задание №1. Напишите мини – сочинение по данному высказыванию

И.Гете: «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик».

Домашнее задание: мини – сочинение, параграф 5.