Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Радикальный этнонационализм является большой опасностью. Ю.А.Лисовский. Радикальный национализм и глобализация против национального государства. Ч.I. Национальной политики российской

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Национальная политика - составная часть политической деятельности государства, регулирующая межэтнические от­ношения в различных сферах жизни общества. Ее сущность зависит от общей направленности политики государства. В основе демократической национальной политики - уважи­тельное отношение к людям, представляющим любую этни­ческую общность, установка на сотрудничество и сближение народов.

Фундаментом этнополитики РФ является Конституция. В ее преамбуле можно выделить две установки политики в сфере межэтнических отношений:

Пронизанное патриотическими чувствами уважение к
памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству; забо­
та о сохранении исторически сложившегося государственно­
го единства народов, объединенных общей судьбой на своей
земле;

Политико-правовая направленность на утверждение
прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, рав­
ноправия народов, на обеспечение суверенной государствен­
ности России, незыблемости ее демократической основы.


Конституция гарантирует права и свободы человека неза­висимо от национальности, их равенство, понимание, соблю­дение и защиту (ст. 2, 19). Каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспита­ния, обучения, творчества (ст. 26). На всей территории РФ государственный язык - русский; республики вправе уста­навливать свои государственные языки, употребляемые на­ряду с русским (ст. 68). Запрещаются действия, направлен­ные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства (ст. 13, 29).

В «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» (1996 г.) принципы этой политики формулируются так:

Равенство прав и свобод человека и гражданина незави­
симо от его расы, национальности, языка;

Запрещение любых форм ограничения прав граждан по
признакам социальной, расовой, национальной, языковой
или религиозной принадлежности;

Сохранение исторически сложившейся целостности Рос­
сийской Федерации;

Равноправие всех субъектов Российской Федерации во
взаимоотношениях с федеральными органами государствен­
ной власти;

Гарантия прав коренных малочисленных народов;

Право каждого гражданина определять и указывать
свою национальную принадлежность без всякого принужде­
ния;

Содействие развитию национальных культур и языков
народов Российской Федерации;

Своевременное и мирное разрешение противоречий и
конфликтов;

Запрещение деятельности, направленной на подрыв
безопасности государства, возбуждение социальной, расовой,
национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

Защита прав и интересов граждан Российской Федера­
ции за ее пределами, поддержка соотечественников, прожи­
вающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии
родного языка, культуры и национальных традиций, в ук­
реплении их связей с Родиной в соответствии с нормами
международного права.

Последовательная реализация этих принципов отвечает всему многообразию интересов народов России.

НИШ Основные понятия: межэтнические отношения, межэтни­ческие конфликты, национальная политика.

ШШ Термины: этнология, сепаратизм, ксенофобия, толерант­ность.


Проверьте себя

1) Назовите уровни межэтнических отношений, покажи­те общее и различное в этих уровнях. 2) Какова сущность двух тенденций в развитии межэтнических отношений? Приведите примеры проявлений этих тенденций. 3) В чем заключается сущность межнационального сотрудничества? 4) Что такое межэтнические конфликты? Назовите их ос­новные причины. 5) Каковы пути предупреждения и преодо­ления межэтнических конфликтов? 6) Охарактеризуйте принципы национальной политики РФ.

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В документах ООН указывается, что толерантность яв­
ляется моральным долгом, правовой и политической потреб­
ностью, ведет от культуры войны к культуре мира; направ­
лена на уважение и понимание многообразия культур;
означает активное отношение к действительности, формиру­
емое на основе признания универсальных прав и свобод че­
ловека. Опираясь на личный опыт, факты истории и совре­
менности, покажите, как принципы толерантности могут
быть реализованы в межэтнических отношениях.

2. Объясните, почему ныне особенно важно следовать
принципам терпимости и уважения народов друг к другу,
совместно преодолевать общие трудности.

3. Ученые полагают, что человечество, становясь все бо­
лее взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этно­
культурного разнообразия. Если вы согласны с этой точкой
зрения, то подтвердите ее правильность фактами из общест­
венного развития XX в.; если не согласны - аргументируй­
те свои взгляды.

4. Продумайте ответ на вопрос: как профессиональная де­
ятельность историка, правоведа, экономиста может способ­
ствовать межэтническому сотрудничеству, предупреждению
конфликтов?

5. Анализируя основную тенденцию современной полити­
ки РФ в области межэтнических отношений, ученые пола­
гают, что она состоит в переключении с национально-терри­
ториального направления на культурно-образовательное и
культурно-просветительное. Как вы понимаете этот вывод
ученых, разделяете ли вы эту точку зрения?

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент труда ученого-этнолога В. А. Тишкова.

Этнонационализм в постсоветских государствах

Наиболее серьезным вызовом для России и ряда других постсоветских государств является этнонационализм в его радикальных и нетерпимых проявлениях. Так называемые


Национальные движения в мирных политических и куль­турных формах среди народов бывшего СССР сыграли и про­должают играть важную роль в утверждении децентрализо­ванных форм государственного устройства и управления, в сохранении и развитии культурной целостности и отличи­тельности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан. Но этнический фактор в ряде случаев стал основой для формирования программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, кото­рые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и на­силие.

Национализм малых народов, будучи реакцией на пере­несенные в прошлом травмы и приниженный статус нерус­ских культур, в условиях социального кризиса, политичес­кой дестабилизации и слабой модернизации населения часто обретает агрессивные формы. Это проявляется в попытках узурпировать власть и престижные позиции в пользу пред­ставителей одной этнической группы, изменить демографи­ческий состав населения путем насильственного изгнания этнических «чужаков», изменить административные или межгосударственные границы, осуществить явочную сецес-сию (выход из состава государства. - Ред.), в том числе силой оружия. Вместо улучшения правления и социально-культурных условий жизни крайний национализм предлага­ет внешне простые, но по сути нереальные решения, попыт­ки осуществить которые вызывают межгражданскую напряженность и конфликты...



Не меньшую угрозу демократическим преобразованиям и социальному миру представляет и растущий национализм гегемонистического типа, формируемый от имени численно доминирующих народов. В России русский национализм пытается обрести статус общегосударственной идеологии, присвоить идею общероссийского патриотизма и подменить формирование общегражданской идентичности все тем же нереализуемым лозунгом самоопределения русской этнона-ции. Экстремистские группы и лица все чаще пропаганди­руют идеи фашистского толка, антисемитизма и пренебре­жения к меньшинствам.

Тишков В. А, Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной синтропологии. - М., 2003.-С. 319-320.

НИ Вопросы и задания к источнику. 1) Что такое этнонациона-лизм? 2) В чем различие между радикальным этнонационализмом и мирными формами национальных движений? 3) Проиллюстри­руйте примерами из истории и современности положение о том, что радикальный этнонационализм является большой опасностью для народов и государств постсоветского пространства. 4) Чем вызван и в чем проявляется национализм малых народов? 5) В чем состо-


Ит сущность и опасность этнонационализма гегемонистического ти­па? 6) Нередко высказывается мнение о том, что развитие демокра­тии, гражданской культуры, стабилизация социально-экономиче­ского положения положительно скажутся на преодолении этнонаци­онализма. Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте ответ.

Об этом спорят

Нерусское население составляет 20% всего населения РФ. Это дает некоторым авторам повод считать Россию мононациональным государством. Эта точка зрения встреча­ет возражения, ибо она не учитывает исторических условий развития России и приверженности многих народов к сво­им языкам, культуре и образу жизни. Каково ваше мнение?

Национализм (типология)

В зависимости от характера поставленных и решаемых задач, действующих лиц и множества других факторов, в современном мире формируется несколько типов национальных движений, различающихся своими внутренними и внешними параметрами .

Одна из первых попыток типологии национализма была сделана историком Ф. Мейнеке, который в книге «Космополитизм и национальное государство» (1907 г.) указал на фундаментальную разницу между политическими и культурными нациями. Эту идею развил Х. Кон в своей работе «Идея национализма» (1944 г.) , где он утверждал, что в Англии, Франции, Нидерландах, Швейцарии и США национализм был в основном политическим , а в Центральной и Восточной Европе, а также в Азии, - этническим . Большинство специалистов считает, что каждая зрелая нация содержит в себе оба компонента. Как показывают последние исследования, сегодня в странах Западной Европы достаточно сильна культурная компонента, а в странах Центральной и Восточной Европы - гражданская компонента национализма . Это связывают с важностью культуры как цементирующего фактора для зрелой нации и с распространением либерально-демократических ценностей в мире.

Наряду с этим американский исследователь Дж. Брейли выделяет национализм сепаратистский , направленный на отделение той или иной нации от существующего государства; реформаторский , стремящийся придать более национальный характер структурам и отношениям существующего государства; и ирредентистский , предпочитающий объединение нескольких государств или присоединение части одного государства к другому. Другой западный учёный Дж. Хол описывает интегральный национализм, ориентированный на усиление монолитности как полинациональных, так и мононациональных обществ. А. Б. Андерсон выделил «официальный» , или «правительственный» национализм, направленный на большее соответствие интересов нации интересам государства .

Весьма распространённой является также типология национализма по его политической программе, например: государственный (предполагающий сочетание национальных и государственных ценностей), радикальный (ориентирующийся на резкий разрыв этих идеалов и даже на уничтожение части прежней политической элиты), реакционный (испытывающий недоверие к новым, демократическим ценностям и пытающийся всеми методами сохранить прежние идеалы) и т. д.

Гражданский национализм

Другие названия: революционно-демократический, политический, западный национализм

Гражданский национализм утверждает, что легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений, то есть, степенью, в которой государство представляет «волю нации». Основным инструментом для определения воли нации является плебисцит , который может иметь форму выборов, референдума, опроса, открытой общественной дискуссии и т. д.

При этом принадлежность человека нации определяется на основе добровольного личного выбора и отождествляется с гражданством . Людей объединяет их равный политический статус как граждан, равный правовой статус перед законом , личное желание участвовать в политической жизни нации , приверженность общим политическим ценностям и общей гражданской культуре .

Что касается «исконных» с культурно-этнической точки зрения представителей нации, то согласно гражданскому национализму их может и не быть. Важнее, чтобы нация состояла из людей, которые хотят жить рядом друг с другом на единой территории .

Гражданский национализм более выражен в тех молодых нациях, которые возникли в уже существующем государстве с достаточно однородным в плане культуры населением. Именно так обстояло дело в предреволюционной Франции, поэтому ранний национализм активно поддерживал идеи свободы личности, гуманизма, прав человека, равенства. Для него были характерны рациональная вера в общечеловеческое и либеральный прогресс. Однако он играл важную роль и в более позднее время. Так, в середине XX века национально-освободительная борьба стран третьего мира с колониализмом часто опиралась на гражданский национализм как путь к интеграции общества, противопоставляя его характерному для империализма принципу «разделяй и властвуй». Выразителями подобных идей были Ганди , Неру , Мандела , Мугабе .

В рамках гражданского национализма выделяют подвиды.

Государственный национализм утверждает, что нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства. Он не признаёт независимые интересы и права, связанные с половой, расовой или этнической (иногда религиозной) принадлежностью, поскольку полагает, что подобная автономия нарушает единство нации.

Либеральный национализм напротив, делает акцент на либеральных ценностях и утверждает, что патриотические нравственные категории занимают подчинённое положение по отношению к общечеловеческим нормам , таким как права человека . Либеральный национализм не отрицает приоритеты по отношению к тем, кто ближе и дороже, но полагает, что это не должно быть за счёт чужих. Одной из современных трудностей этого движения является политика государства по отношению к этническим меньшинствам. Сторонники мультикультурализма считают допустимой государственную поддержку этнических субкультур и признание коллективных прав меньшинств, чтобы они в свою очередь согласились идентифицировать себя с нацией. Сторонники индивидуальных свобод выступают против любого вмешательства государства.

Этнический национализм

Другие названия: этнонационализм, культурно-этнический, органический, романтический, восточный национализм

Согласно этническому национализму , нация является фазой развития этноса . Он утверждает, что любая нация имеет этническое ядро и отчасти противопоставляет себя гражданскому национализму. В настоящее время «националистическими» называют как правило те движения, которые делают акцент на этнонационализме.

Этнический национализм фокусирует своё внимание на «органическом единстве» образующих нацию людей, которое может иметь культурную или генетическую природу. С его точки зрения, членов нации объединяет общее наследие, язык , религия , традиции , история , кровная связь на основе общности происхождения, эмоциональная привязанность к земле, так что все вместе они образуют один народ (нем. Volk ) или сверх-семью , кровнородственное сообщество.

Чтобы культурные традиции или этническая принадлежность легли в основу национализма, они должны содержать в себе общепринятые представления (историческую память), которые способны стать ориентиром для общества . Поскольку устная традиция и личный опыт часто оказываются для этого недостаточными, средства коммуникации (язык, печать и т. д.) играют крайне важную роль.

Этнический национализм исторически возник в условиях, когда границы государства не совпадали с культурными или этническими границами и стремился привести одно в соответствие с другим. Нация при этом формировалась до государства. Романтики XIX века подчёркивали, что не всякий этнос обладает достаточной силой, чтобы стать нацией.

В отличие от гражданского национализма, этнический делает акцент на интуиции, а не на разуме; на исторической традиции, а не на рациональном прогрессе; на исторической разнице между нациями, а не на их общих устремлениях . Границы национального государства определяются географическим распределением культуры, а не стремлением закрепить контроль над материальными ресурсами .

При анализе националистической риторики следует отличать требования самоопределения от призывов к солидарности по этническому признаку. Последнее часто делается с целью усилить влияние этнических групп, которые не стремятся к национальной автономии.

Иногда при классификации выделяют культурный национализм, так что этнический национализм становится более узким понятием. Во избежание неоднозначностей, в данной статье последний называется «примордиальным этническим национализмом».

Культурный национализм определяет нацию общностью языка, традиций и культуры (в том числе, религии). Легитимность государства исходит из его способности защищать нацию и способствовать развитию её культурной и общественной жизни. Как правило, это означает государственную поддержку культуры и языка этнического большинства, а также поощрение ассимиляции этнических меньшинств для сохранения культурного единообразия нации.

Примордиальный этнический национализм полагает, что нация основана на общем реальном или предполагаемом происхождении. Принадлежность нации определяется объективными генетическими и расовыми факторами, «кровью». Сторонники данной формы утверждают, что национальная самоидентификация и право нации на верховную власть в стране имеют древние этнические корни и потому носят естественный характер. В плане государственной политики, активная поддержка культуры этнического большинства сочетается с её самоизоляцией от других этнических групп и неодобрением ассимиляции.

Крайний национализм

Крайние формы национализма нередко ассоциируются с экстремизмом и ведут к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. В большинстве стран крайний национализм официально признаётся социально опасным явлением . В России разжигание межнациональной розни относится к уголовным преступлениям .

Стремление выделить для нации, проживающей внутри страны, своё государство приводит к сепаратизму .

Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма и нацизма . Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности (см. шовинизм), а также культурной и религиозной нетерпимости (см. ксенофобия). Свои точки зрения они обосновывают большей частью вымышленной историей и тенденциозной трактовкой фактов .

Ряд международных документов, в том числе Всеобщая декларация прав человека и Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации , осуждают этническую дискриминацию и ставят её вне закона.

При изучении этого сложного явления, следует учитывать реальную разницу между нацизмом, фашизмом и национализмом. Иначе совершенно не возможно всерьёз говорить о каждом из них в их действительной онтологии.

Характерная для национализма размытость идеологии и эклектичная структура политических движений часто открывает возможности для политики «двойных стандартов» . Например, стремящиеся к сохранению своей культуры «нации-гегемоны» обвиняют в великодержавном шовинизме, борьбу малых народов за национальную независимость называют сепаратизмом, - и наоборот.

Некоторые сторонники модернизма (см. Национализм (изучение)) полагают, что крайний национализм является пережитком доиндустриальной эры, который проявляет себя в виде периодических вспышек, но со временем отомрёт или перетечёт в более приемлемый патриотизм . Это находит подтверждение в том, что различные формы крайнего национализма легко смешиваются. Например, ксенофобия направлена прежде всего против самих иностранцев, а не против культурного импорта (этнических ресторанов, фильмов, моды и т. д.) .

Ксенофобия препятствует ассимиляции, поскольку если большинство не считает этнические меньшинства частью нации, то меньшинства тем более испытывают затруднения с такой идентификацией .

Примечания

  1. Соловьёв А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 559 с.
  2. Кон Х. Идея национализма // Ab imperio : Теория и история национальностей и национализма в постсоветском пространстве. 2001. № 3. С.419.
    Кон Г. Национализм: его смысл и история // Проблемы Восточной Европы. Вашингтон, 1994. № 41-42. С. 88-169.
  3. Shulman S. Challenging the civic/ethnic and West/East dichotomies in the study of nationalism // Comparative Political Studies. 2002. Vol. 35, No. 2. P. 554. DOI :10.1177/0010414002035005003 (англ.)
  4. Смит Э. Д. 2004.
  5. Ренан Ж. Э. 1882.
  6. Геллнер Э. 1991.
  7. «Мы создали Италию, теперь осталось создать итальянцев» (Массимо де Адзельо)
  8. Взгляд, что нация является типом этноса, также встречается в работах по обществоведению. См. например, Учебный социологический словарь / Под ред. С. А. Кравченко. Изд. 2-е. М.: Анкил, 1997, С. 90. ISBN 5-86476-090-0
  9. Calhoun C. Nationalism and ethnicity // Annu. Rev. Sociol. 1993. Vol. 19. P. 211. (англ.)
  10. Penrose J. Nations, states and homelands: territory and territoriality in nationalist thought // Nations and Nationalism. 2002. Vol. 8, No. 3. P. 277. DOI :10.1111/1469-8219.00051 (англ.)
  11. Bowden B. Nationalism and Cosmopoitanism: Irreconcilable Differences or Possible Bedfellows? // National Identities. 2003. Vol. 5, No. 3. P. 235 DOI :10.1080/1460894031000163139 (англ.)
  12. Хобсбаум Э. 1998.
  13. McCrone D., Kiely R. Nationalism and citizenship // Sociology. 2000. Vol. 34, No. 1. P. 19. DOI :10.1177/S0038038500000031 (англ.)

Литература

  • Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. - М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. ISBN 5-93354-017-3 .
  • Биллиг М. Нации и языки // Логос. 2005. Вып. 4 (49). С. 60.
  • Геллнер Э. Нации и национализм. - М.: Прогресс, 1991.
  • Милль Дж. Ст. Рассуждения о представительном правлении. Гл. XVI. М.: Социум, 2006. ISBN 5-901901-57-6
  • Нации и национализм / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др.; Пер. с англ. и нем. - М.: Праксис, 2002. - 416 с. ISBN 5-901574-07-9
  • Паин Э. Между империей и нацией . 2-е изд., доп. - М: Новое изд-во. 2004. - 248 c. ISBN 5-98379-012-9
  • Ренан Ж. Э. Что такое Нация? 1882.
  • Смит Э. Д. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма / Пер. с англ. А. В. Смирнова, Ю. М. Филиппова, Э. С. Загашвили, И. Окуневой. - М.: Праксис, 2004, 464 с. ISBN 5-901574-39-7
  • Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. // Пер. с англ. - СПб.: Алетейя, 1998. - 306 с.
  • Nationalism / Ed. Kohn H. Британская энциклопедия . 2007. (англ.)

См. также

Этнонационализм в постсоветских государствахНаиболее серьезным вызовом для России и ряда других постсоветских государств является этнонационализм в его радикальных и нетерпимых проявлениях. Так называемые национальные движения в мирных политических и куль- турных формах среди народов бывшего СССР сыграли и про- должают играть важную роль в утверждении децентрализо- ванных форм государственного устройства и управления, в сохранении и развитии культурной целостности и отличи- тельности больших и малых народов, в росте общественно- политической активности граждан. Но этнический фактор в ряде случаев стал основой для формирования программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, кото- рые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и на- силие. Национализм малых народов, будучи реакцией на пере- несенные в прошлом травмы и приниженный статус нерус- ских культур, в условиях социального кризиса, политичес- кой дестабилизации и слабой модернизации населения часто обретает агрессивные формы. Это проявляется в попытках узурпировать власть и престижные позиции в пользу пред- ставителей одной этнической группы, изменить демографи- ческий состав населения путем насильственного изгнания этнических «чужаков» , изменить административные или межгосударственные границы, осуществить явочную сецес- сию (выход из состава государства. - Ред.) , в том числе силой оружия. Вместо улучшения правления и социально- культурных условий жизни крайний национализм предлага- ет внешне простые, но по сути нереальные решения, попыт- ки осуществить которые вызывают межгражданскую напряженность и конфликты.. . Не меньшую угрозу демократическим преобразованиям и социальному миру представляет и растущий национализм гегемонистического типа, формируемый от имени численно доминирующих народов. В России русский национализм пытается обрести статус общегосударственной идеологии, присвоить идею общероссийского патриотизма и подменить формирование общегражданской идентичности все тем же нереализуемым лозунгом самоопределения русской этнона- ции. Экстремистские группы и лица все чаще пропаганди- руют идеи фашистского толка, антисемитизма и пренебре- жения к меньшинствам. Тишков В. А, Реквием по этносу: Исследования по социально- культурной синтропологии. - М. , 2003.-С. 319-320. НИ Вопросы и задания к источнику. 1) Что такое этнонациона- лизм? 2) В чем различие между радикальным этнонационализмом и мирными формами национальных движений? 3) Проиллюстри- руйте примерами из истории и современности положение о том, что радикальный этнонационализм является большой опасностью для народов и государств постсоветского пространства. 4) Чем вызван и в чем проявляется национализм малых народов? 5) В чем состо-ит сущность и опасность этнонационализма гегемонистического ти- па?

Этнонационализм – это политический идеология, суть которой состоит в принципе совпадения этнонациональных и государственно-политических единиц. При этом следует заметить, что этнонационалистический терроризм имеет истоки в этнонационализме, но не является его логическим следствием. Вместе с тем есть смысл задаться вопросом, что в этнонационалистической идеологии позволяет использовать себя в качестве идеологического оправдания террора?

Этно-националистический «миф в действии» позволяет, искусно манипулируя «образом врага», выключить фактор индивидуальной ответственности и, таким образом, подготовить совершение коллективных преступлений.

С чисто доктринальной точки зрения этнонационализм отрицает приоритет общечеловеческих ценностей и считает свою этнонацию высшей ценностью. Это не означает, что любой этнонационализм политически агрессивен. В благополучных социально-экономических условиях он может даже приобретать либеральные оттенки. Однако, во-первых, для постсоветских реалий такого рода национализм не типичен. Во-вторых, само выражение «либеральный национализм» абсурдно.

Подобно другим идеологиям, содержащим в себе идею «борьбы», этнонационалистическая идеология обязательно включает в себя идею борьбы этносов, политизированных до наций. Формально это облегчает стилизацию этнонационализма до идеологии террора. Этнонационализм как политическая идеология апеллирует не столько к рассудочным моментам («догматам веры», «философским принципам»), сколько к иррационально-эстетическому опыту представителей данного этноса, к его символам, переживаниям и т. п.

Этнонационализм обладает большим мобилизационным потенциалом: вокруг его символов можно относительно быстро собрать массу людей и дать ей определенный политический импульс.

Этно-националистический «миф в действии» позволяет, искусно манипулируя «образом врага», выключить фактор индивидуальной ответственности, заразить массу агрессивными лозунгами и, таким образом, подготовить совершение коллективных преступлений в рамках масштабных актов террора.

Привлечение национализма в качестве мощной детерминанты разжигания социально-политического конфликта позволяет резко увеличить его масштабы и географию, выводя его даже за рамки одного государства путем вовлечения в различных формах зарубежные национальные диаспоры. Это, в частности, значительно облегчает потом этнонационалистам финансирование террористических актов.

Под этнонационалистическим терроризмом здесь имеется в виду «террор снизу», т. е. насилие, которое исходит от политических субъектов, борющихся с официальной властью и использующих в рамках этой борьбы террористические акты. При этом надо четко отличать эти терракты от партизанской борьбы как части военных операций. Этнонационалистический терроризм не столько преследует цель материально ослабить своего противника, сколько достичь максимальный пропагандистско-психологический эффект: запугать власти и гражданское население, внушить им определенные идеи.

Спецификой именно этнонационалистического терроризма является то, что он использует терракты для внушения мысли, будто речь идет не о сепаратизме (вооруженной сецессии), но о «национально-освободительном движении угнетенного народа» как следствии роста его «национального самосознания». То «послание», которое призван внушить этнонационалистический террор, звучит примерно так: наша борьба безусловна, она будет длиться до тех пор, пока мы не получим полную независимость. Реально-политически эта «полная независимость» может, однако, получить очень широкое толкование в устах террористов, выступающих первоначально под лозунгами независимости своего народа (этноса), – вплоть до мессиански-агрессивного стремления основать суперэтнические государственные образования.

И здесь весьма часто оказывается, что этнонационалистический терроризм не ограничивается чисто националистической риторикой. Скорее, он есть политический продукт этноконфессиональных синкретизмов. История религии свидетельствует, что не этнонациональные отношения приспосабливаются к религиозной системе, но, напротив, последняя приспосабливалась к ним. Типичными примерами такого рода синкретизмов являются пантюркизм или панарабизм, т. е. идеологии, в которых этнонационализм получает мощную подпитку религиозным мессианством. На Северном Кавказе политически наиболее активным «этноконфессиональным мутантом» является радикальный национализм, сопряженный с ваххабистскими идеями (чеченские и дагестанские ваххабиты).

Главной угрозой стабильности на Северном Кавказе выступает исламский экстремизм, стремящийся нелегитимными средствами объединить народы Кавказа под знаменем «истинного ислама» и вывести их из состава Российской Федерации.

Указанная синкретичность этнонационалистических идеологий, представленных ныне на Юге России, представляет собой нечто весьма противоречивое: с одной стороны, эти идеологии привлекают идею «чистого ислама» (ваххабизм), экспортируемую арабскими эмиссарами. Однако, с другой стороны, в результате этого идеологического экспорта образуется своеобразный феномен «северокавказского ваххабизма», специфика которого как раз состоит в переплетении этнонационалистических и фундаменталистских идей.

Собственно фундаменталистские идеи, предполагающие приоритет исламской мировой «общины» (или «нации», как иногда более двусмысленно передают термин «умма»), становятся инструментом националистических стратегий или разменной монетой в борьбе разного рода кланов за контроль над секторами регионального бизнеса. Здесь происходит принципиальная подмена понятий: когда радикальные исламисты говорят об «исламской умме», то в «умме» они хотели бы видеть боевую политическую общность, нацию. Но исторически и реально-политически «умма» – это не фактическая нация, т. е. не реальная политическая общность, а формально-религиозная общность, которая только в идеологическом воображении выступает как изначально единая политическая сила. Фактически «исламская нация» является еще более фантастическим по своему смыслу понятием, чем, к примеру, «арабская» или «европейская» нация.

Фактически народы Северного Кавказа существенно отличны друг от друга в плане соотношения исламистских и националистических составляющих их этнического сознания. И здесь открывается достаточно большое игровое пространство для федеральных властей. Они должны учиться успешно играть не только на военном поле, но и на идеологическом. Последнее вовсе не исчерпывается «грамотной информационной политикой», нужны еще правильные идеологические стратегии.

Известно, что исламский радикализм агрессивен по отношению к традиционному исламу, если тот не противостоит секуляризации и либерализму. Эту агрессивность необходимо использовать против самого же исламского фундаментализма, представляя его как агрессию против самобытных культур малых этносов. Правда, тот же традиционный ислам, как он представлен на Северном Кавказе, в разной степени секуляризирован и отнюдь не всегда лоялен по отношению к федеральной власти. Да и националистические организации, в идеологии которых ислам играет подчиненную роль, легко могут перейти на сепаратистские и экстремистские позиции в условиях перманентного социально-экономического кризиса. И все же эти силы – возможные союзники в борьбе против радикального ислама, выступающего идеологическим прикрытием террора.

Главной угрозой социально-политической стабильности на Северном Кавказе выступает исламский экстремизм, стремящийся нелегитимными средствами объединить народы Кавказа под знаменем «истинного ислама» и вывести их из состава Российской Федерации. В этой ситуации этнонационализм малых народов может быть использован как «меньшее зло» против исламского радикализма, идеология которого простирается за рамки отдельного этноса и носит ярко выраженный мессианский характер.

В реально складывающейся этнополитической ситуации на Северном Кавказе местные власти должны действовать по принципу «вначале чеченец (карачаевец, ингуш и т. д.) – потом мусульманин», а не прямо под лозунгом «вначале россиянин – потом мусульманин», так как последняя формула многими отторгается, поскольку российской национальной идентичности, как таковой, еще не существует.

В этом случае федеральные власти должны осторожно поддерживать национализм малых народов, как противовес более агрессивной идеологии «ваххабизма». В отношении этнонационализма для федеральных властей разумнее всего было бы отказаться от принципа «кто не с нами – тот против нас», предпочитая ему лозунг «кто не против нас – тот с нами».

Ребят, пожалуйста, ответьте очень развернуто,очень нужна 5. Под терроризмом в науке понимается оппозиционная

дeятельность экстремистских организаций или отдельных личностей, средством которой является применение насилия (или eгo угрозы) для запугивания правительства и населения. Характерной чертой терроризма является проведение таких насильственных акций, которые способны вызвать в обществе шок, получить широкий резонанс, повлиять на ход политических событий. Проиллюстрируйте черты терроризма примерами из истории и современности. Как вы думаете, какими личностными качествами обусловлено участие в террористических организациях? Свой ответ поясните. Дайте оценку деятельности террористов с позиций гуманистических ценностей и норм.

Люди Help me

1 Устройство на работу, порядок увольнения, начисления заработной
платы регулируются
Конституцией
Гражданским кодексом
Трудовым кодексом
Уголовным кодексом
2 Раскройте на трех примерах теоретическое положение о том, что
Конституция РФ содержит нормы, создающие правовую базу для
решения социальных проблем
3 Обязательное соответствие и непротиворечие всех остальных
нормативных актов Конституции отражает такой ее признак, как
Нормативность
Справедливость
Высшая юридическая сила
Соответствие нормам международного права
4 К системе сдержек и противовесов между властями государственной
власти относится
Отлагательное вето Президента
Институт Уполномоченного по правам человека
Проведение гражданского форума
Деятельность Конфедерации обществ защиты прав
потребителей
5 Укажите вид нормативных документов, которые может издавать
Правительство РФ
Кодексы
Законы
Распоряжения и постановления
Указы
6 Понятие презумпция невиновности, вердикт относятся к
деятельности органов
Законодательной власти
Исполнительной власти
Института президентства
Судебной власти
7 Что относится к полномочиям Президента
Определение основных направлений внутренней политики
Осуществление мер по обеспечению обороны страны
Решение вопросов гражданства
Разработка федерального бюджета
Разработка программы экономического развития страны
8 Что является правонарушением
Невыполнение строительной фирмой условий договора о
строительстве дома
Отключение подачи электроэнергии в некоторые населенные
пункты из-за урагана
Выезд начинающего автомобилиста на трассу в час пик
Выступление работника на собрании коллектива с критикой
директора
9 Продолжи фразу
Основанием для наступления юридической ответственности
является ….
10 Старшеклассник забрал из открытого портфеля одноклассника
компакт-диск. Являются ли его действия правонарушением?
Укажите три признака, по которым вы это определили
11 Правонарушением является
Заключение договора найма жилья
Забастовка шахтеров
Продажа квартиры в кредит
12 ООН является организацией
Европейской
Мировой
Стран Восточной Европы
Азиатской
13 Права человека с точки зрения принципов демократии и
международного законодательства
Присущи всем людям
Присущи гражданам демократического государства
Закрепляются за лицами только в силу их принадлежности к
государству
Принадлежат только лицам без гражданства и политическим
беженцам
14 Конвенция о правах ребенка – документ
Обязывающий подписавшую страну соблюдать указанные
права
Рекомендующий подписавшей стране соблюдать права ребенка
Информирующий общественность подписавшей страны о
правах ребенка
Провозглашающий ценность прав ребенка и призывающий
подписавшую страну задуматься об их соблюдении
15 Верны ли суждения
А) Всеобщая декларация прав человека стала в XX веке эталоном права
Б) Идеи Всеобщей декларации прав человека способствовали
становлению правового государства во многих странах мира
Верно только А
Верно только Б
Оба верны
Оба неверны
16 Верны ли суждения
А) Президент РФ является Верховным Главнокомандующим
Вооруженными Силами
Б) Президент РФ является Председателем Правительства
Верно только А
Верно только Б
Оба верны
Оба неверны
17 Всенародным референдумом в РФ принимается (-ются)
Конституция
Федеральные законы
Местные законы
Конституционные законы
18 Конституция РФ
Строится на основе обычного права
Базируется на конституциях СССР
Включает статьи Всеобщей декларации прав человека
Не учитывает мировой опыт
19 Какой из признаков характеризует демократическую систему
законодательства
Все, что не дозволено, то запрещено
Все, что не запрещено, то дозволено
Все дозволено и ничего не запрещено
Все запрещено и ничего не дозволено
20 Гражданским правонарушением является
Продажа недоброкачественного товара в магазине
Продажа легких наркотиков на школьной дискотеке
Забастовка шахтеров
Продажа квартиры в кредит
21 Издание постановлений и распоряжений во исполнение принятых
законов является функцией
Прокуратуры
Правительства
Парламента
Судебной власти
22 В систему правоохранительных органов входит
Совет Федерации
Государственная Дума
Правительство
Прокуратура
23 Раскройте на трех примерах конституционное положение о светском
характере современного Российского государства
24 Перечислите дисциплинарные взыскания, которые в соответствии с
Трудовым кодексом РФ налагает администрация предприятия на
работника
25 В РФ участие в суде присяжных заседателей связано с
рассмотрением дел
Гражданских
Административных
Трудовых
Уголовных
26 Правоспособность у физического лица возникает с
Момента рождения
Возраста 16 лет
Возраста 18 лет
Возраста 21 года

Я-концепция Представления человека о самом себе и то, каким знают его другие люди, никогда полностью не совпадают. Каждый извлекает из собственных

переживаний некое существенное со своей точки зрения содержание и создает из него специфическую персонификацию - образ человека, модель его (или своей) личности, как он ее себе представляет. Все знают, что человек идеализирует («выдумывает») объект своей любви и создает контрастный образ врага. По тому же принципу создается персонификация самого себя... Организованная когнитивная (познавательная. - Ред.) структура, извлеченная из собственных переживаний своего собственного «Я», называется Я-концепцией. Однажды возникнув, она очень избирательно принимает в данную концептуальную категорию новые переживания или новую информацию. Поэтому ей приписывают тенденцию к самоподкреплению. Серьезный вклад в разработку этого понятия внес Манфред Кун. Он рассматривает Я-концепцию как основу для организации личности, ее интеграции в процессах социального взаимодействия. Кун выделяет пять функций данного образования в регуляции поведения: а) определение собственной идентичности; б) собственных интересов, симпатий и антипатий; в) своих целей и продвижений к успеху; г) системы соотнесения, в центре которой находится сам индивид в окружении значимых объектов; д) самооценивания. «Центральным в Я-концепции индивида, - пишет М. Кун, - является его идентичность, т. е. его генерализованная (обобщенная. - Ред.) позиция в обществе, происходящая из его статусов в группах, членом которых он является, которая предопределена этими статусами, и социальных категорий, которые группа членства заставляет его приписывать самому себе (пол, возраст, класс, раса и т. п.)». Вопросы и задания: 1) Как вы понимаете положение о том, что представление о себе и представление других людей о вас не совпадают? Приведите примеры такого несовпадения, известные вам из литературы. 2) Какие элементы входят в Я-концепцию? Как вы понимаете их сущность? 3) Какой важный для самопознания вывод можно сделать из того, что людям свойственно идеализировать предмет любви? 4) Может ли сформироваться Я-концепция у человека, лишенного общественных контактов? Ответ аргументируйте.