Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Открытая элита. Виды и типы политической элиты. Роль в обществе. О роли политических элит

Многие присваивают элите свойство закрытости, хотя в некоторых странах элита - действительно закрытая группа, а где-то она может быть открытой и конкурирующей. Вопрос в том, что понимать под закрытостью. Обратимся к трудам Х. Лассуэлла: «Мы говорим „открытая элита“, когда все или многие члены политических органов включены в нее. „Закрытая элита“, с другой стороны, включает в себя лишь немногих из них». При таком понимании различие между открытой и закрытой элитой заключается лишь в размерах: большая элита, составляющая значительный процент политического класса, дает основания говорить о ее «открытости», а маленькая - о «закрытости». Тут речь идет о степени концентрации власти, и если группа лиц, принимающих стратегические решения, сосредоточена на самом верху властной пирамиды, мы имеет пример закрытой элиты.

Рисунок 5. Открытая и закрытая элита по Х. Лассуэлду


Выделяя каждому члену политического класса зону компетенции, элита вынуждена отдать ему и часть своих властных полномочий. Следовательно, при открытой элите власть диверсифицируется и в разные периоды то в большей степени концентрируется на верху пирамиды, то, напротив, делегируется все большему числу представителей политического класса. Периоды центростремительного распределения власти сменяются периодами центробежными, при которых происходит рост роли локальных и отраслевых групп, а вслед за этим следует редукция, свертывание их власти вплоть до полной зависимости от центра. Классическим примером закрытой элиты может быть советская система, где власть концентрировалась в коллективном органе, насчитывающем всего 20–25 человек, - Политбюро.

Есть и другое понимание открытости элиты. Закрытость и открытость можно трактовать под ракурсом исследования рекрутации элиты. Закрытой в таком случае надо считать элиту, которая формируется исключительно из представителей нижестоящих страт политического класса. В этом случае восхождение во властной иерархии совершается постепенно и существует преемственность в обновлении элиты. Проникновение наверх людей случайных, не прошедших управленческую школу государства, исключается. Открытой, напротив, будет называться такая элита, рекрутация в которую позволяет использовать несистемные каналы.

Периоды открытой и закрытой элиты сменяют друг друга и зависят от циклов становления политических режимов. Новые режимы, испытывающие кадровый голод и имеющие ограничения на привлечение представителей старого политического класса, как правило, широко используют аутсайдеров для пополнения элиты. Чем старше и стабильнее режим, тем меньше шансов у «чужаков» попасть в систему власти, тем более постепенное восхождение нужно совершать инсайдерам, чтобы добраться до вершины. Системный (то есть закрытый) тип рекрутации означает, что объем внешней инкорпорации невелик и пополнение происходит с одной ступени политического класса на другую (см. рисунок 6).


Рисунок 6. Различия в формировании закрытой (А) и открытой (Б) элиты


Открытый тип рекрутации особенно распространен при смене режимов, когда временно двери элиты открываются, чтобы впустить туда «свежую кровь», новичков - разночинцев, не запятнавших себя связями со старым режимом. Этот период длится недолго, и как только режим стабилизируется, элита пытается вновь «закрыть двери». Однако ей не всегда это удается сделать быстро. Период открытой элиты рождает надежды у наиболее активных и амбициозных групп, что приводит к возникновению напряжения у «закрывающихся дверей». В такие периоды обостряется конфликт между теми, кто уже инкорпорирован, и теми, кто рассчитывал продвинуться, но не успел. Эта «обиженная» часть политического класса, не сумевшая совершить победоносный рывок и остановленная у самого входа, может стать серьезной угрозой для элиты. Контрэлита становится лидером идеологической оппозиции и начинает кампанию против се недавних соратников и коллег.

Смена режимов приводит к фрагментации политического класса, к возникновению «старой» и «новой» элиты, отчаянно сражающихся за власть. Целью первой является удержание власти, которая утекает из их рук, а целью второй - захват всех ключевых позиций в государстве, который неизбежно требует вытеснения со своих постов «стариков». Фрагментация может привести к настоящей войне внутри элиты, которую сторонний наблюдатель подчас вовсе не замечает. В. May и И. Стародубровская называли этот феномен «предреволюционной фрагментацией общества».

В периоды открытия элиты в нее проникают аутсайдеры, которых мы будем называть разночинцами (то есть представленных разными «чинами»). Разночинцы, проникал в элиту, делают ее гетерогенной, вызывают к жизни новые неформальные образования и способствуют фрагментации. Разночинцы привносят в элиту новые взгляды и коммуникативные нормы, которые размывают традиционные устои правящей группы. Их ассимиляция в элиту проходит более или менее конфликтно, но рано или поздно заканчивается. Тогда разночинцы растворяются в группе и способствуют тому, чтобы элита вновь закрыла двери. Именно разночинцы, ставшие официалами, выступают главными поборниками строгого контроля над инкорпорацией, сужения рекрутационных каналов и восстановления жестких ограничений при подборе кадров. Революционеры становятся консерваторами и, желая сохранить достигнутое status quo, вступают в борьбу с другими революционерами, не успевшими попасть в элиту.

Правда, такой путь характерен лишь для недемократических обществ или обществ с неразвитой демократией. Идеальная модель демократического общества подразумевает наличие множественных каналов для вертикальной мобильности, в том числе и для рекрутации в элиту. Поэтому элита демократических обществ apriori более открыта, чем в иных обществах. Однако в реальности зачастую этот постулат оказывается не более чем мифом, так как конкуренция на выборах развертывается не между свободными независимыми кандидатами, а между лидерами двух доминирующих партий. Выбор в таком случае ограничивается альтернативой «элита - контрэлита», а не «элита - неэлита». Однако в любом случае наличие альтернативных выборов делает процесс инкорпорации более открытым и менее контролируемым бюрократией.

Можно сказать, что понятие "элита" относится к сравнительно узкому кругу людей, имеющих значительные вес и влияние в тех сферах общественной жизни, которые они представляют. Они пользуются престижным социальным статусом, авторитетом в глазах общества, определенными ценностями и идеологическими установками, экономическими, политическими, информационными ресурсами для влияния на большинство других групп и институтов.

Элита формирует и контролирует общественное мнение страны посредством контроля над фондами, ассоциациями, университетами, средствами массовой информации. Разрабатывая и реализуя стратегические цели деятельности государственной власти, они принимают ключевые решения о формах и средствах деятельности и достижения искомых целей.

Одной из основополагающих характеристик демократического политического режима является состязательность и конкурентный характер борьбы за политическую власть. В таких условиях особое значение приобретает личность политического лидера, его имидж.

На протяжении примерно полутора последних столетий произошли кардинальные изменения в социально-экономической, технологической, научно-образовательной, социокультурной, идейно-политической и других сферах общественной жизни. В силу этого для все более растущего числа стран стали характерны тенденции к расширению свободного рынка и политической демократии, диффузии собственности и власти, увеличению и плюрализации их источников.

Эти тенденции, в свою очередь, способствовали ускорению социальной дифференциации и расширению возможностей для горизонтальной и вертикальной мобильности людей на социальной статусной лестнице. Данные процессы привели к беспрецедентному увеличению численности элитных групп, изменению их качественного состава.

Любую национальную элиту нельзя воспринимать как единое компактное образование с общим комплексом интересов, ценностей, установок и т.д. Прежде всего, элиты разделяются по сферам деятельности. По этому признаку различаются экономическая, политическая, научно-образовательная, творческая, информационная и т.п. элиты.

Экономическую элиту составляют крупные собственники, владеющие корпорациями, банками, торговыми фирмами, высшие менеджеры крупных корпораций и др.

Для обозначения высшей экономической элиты в России утвердился термин "олигархия", хотя весьма трудно точно определить, какое именно в него вкладывается содержание. Как правило, под олигархией понимается узкая группа богачей, владеющих крупными капиталами, высших руководителей наиболее крупных финансовых и производственных структур, располагающих тесными связями с властью.

Под научно-образовательной элитой подразумевается совокупность ведущих представителей научного сообщества и системы образования. Их роль определяется степенью воздействия на такие процессы, как развитие науки и техники, научный и технический прогресс, разработка и внедрение в производство новых технологий. Она же играет ключевую роль в разработке и формировании мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций, идей и убеждений людей.

Творческая элита включает наиболее авторитетных и влиятельных деятелей искусства, культуры, религии, образования и др., которые выполняют в обществе функцию производства и воспроизводства мировоззренческих составляющих национального сознания, идейных и культурных ценностей, форм и средств их передачи от поколения к поколению и т.д.

Информационную элиту составляют руководители и ведущие представители средств массовой информации из среды журналистов, комментаторов, радио- и телеведущих, публицистов и аналитиков, которые формируют общественное мнение и тем самым оказывают существенное влияние на политические реалии в отдельной стране и в мире в целом.

Для нас наибольший интерес представляет политическая элита , под которой понимается социальный слой, пользующийся политическим влиянием и являющийся основным источником руководящих кадров для институтов власти. Его костяк составляют профессиональные политики высокого ранга и высшие государственные служащие, наделенные властными функциями и полномочиями, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, выработке стратегии общественного развития.

Это, как правило, совокупность государственных и политических деятелей, должностных лиц высшего и регионального уровней. В большинстве случаев они обладают полномочиями принимать ключевые решения на различных уровнях государственной власти. В их число входят руководители и активные члены политических партий, организаций, объединений, союзов, разного рода общественно-политических движений, руководителей и ведущих журналистов политически ориентированных средств массовой информации.

Для обозначения этого слоя используются также понятия "правящая верхушка", "правящий слой", "правящие круги". В руках входящих в эту группу лиц, как правило, сосредоточены большие материальные ресурсы, технико-организационные средства, средства массовой информации, властный и информационный ресурсы и т.д.

К политической элите относятся также лица, занимающиеся идеологоинформационным обеспечением принимаемых решений, обоснованием или критикой государственной политики в различных сферах общественной жизни, руководители и ведущие журналисты политически ориентированных средств массовой информации.

В состав элит входят не только лица и группы, непосредственно участвующие в управлении, но и представители наиболее влиятельных экономических и административных кругов, руководители средств массовой информации, образовательных учреждений, а также члены семей влиятельных лиц, хотя они вроде бы непосредственно не участвуют в принятии решений и реализации политики.

Речь идет также о тех представителях правящего класса, которые формально не связаны с политикой, но оказывают закулисное влияние на принятие политических решений, играя роль так называемых серых кардиналов.

Выделяется также контрэлита, включающая лиц, по статусу не входящих во властные структуры, но оказывающих более или менее заметное влияние на принятие политических решений. В качестве контрэлиты традиционно выступает высший эшелон политической оппозиции.

Этот перечень можно продолжить, поскольку весьма сложно провести сколько-нибудь четко очерченную линию разграничения между представителями различных элитных группировок. В целом это люди, которые, как говорил Г. Моска, обладают способностью выработать "формулу правления", с помощью которой меньшинство оправдывает свою власть и убеждает политически инертную массу в ее легитимности. Накопленный жизненный опыт поколений, представленных в соответствующих институтах (школах, колледжах, университетах), выступает тем источником знания, который обеспечивает успешность ее составляющих .

Следует, однако, понимать, что высокие социальные позиции и специфический стиль жизни затушевывают такие личностные характеристики представителей элиты, как культурный и образовательный уровень, морально- этические установки, профессионализм, способность руководить людьми и мобилизовать их на решение тех или иных задач, установка на служение интересам общества, народа и государства и т.д. При этом важно не столько наличие названных качеств, сколько отождествление с элитой лиц, занимающих высокие позиции во властной иерархии. Об этом свидетельствует присутствие в рядах элиты множества случайных людей, проявивших себя экстравагантностью, умением пробиться, особенно в кризисные времена, как это было, например, в России в смутные 90-е гг. XX в.

Хотя институты и формы демократии в разных странах могут варьироваться, существует некоторый комплекс принципов, норм и ценностей, составляющих условия, без которых любой режим нельзя расценивать как демократический в собственном смысле слова.

  • Мост Г. Указ. соч. С. 118.

И какую роль в обществе они играют. Выясним, по каким особенностям проходит разделение разных видов упомянутой элиты. Узнаем их признаки и функции. И определим, в чем именно заключается понятие: "типы политических элит", "формирование элит".

Типы

Виды политической элиты делятся по целому ряду особенностей. Так, в зависимости от способа отбора, она может определятся как открытая или закрытая. А при ориентировании на занимаемое место в ее можно разделить на правящую и оппозиционную.

Политическая элита может быть объединенной или разъединенной, в зависимости от характера внутренних отношений в ней, и низкой или высокой, по степени представительства.

По способу отбора

Политическая элита может быть открытой или закрытой. Первая характеризуется тем, что при желании попасть в её ряды перед претендентом появляется ограниченное число формальностей, которые нацелены на то, чтобы подобрать человека с необходимыми личными качествами.

Механизм её работы - выборы, которые подразумевают конкурентную борьбу. Особенностью данного типа элиты является то, что ей обеспечена высокая степень циркуляции. Иными словами, попасть в неё могут представители различных слоев. Благодаря этому в открытую элиту часто приходят люди с новыми идеями. От этого наблюдается низкая преемственность в вопросах выработки политики.

Политическая элита, сформированная по типу гильдий (закрытая) характеризуется тем, что попасть в неё кандидат может лишь соответствуя значительному количеству формальных требований. В этом случае большую важность играет личная преданность по отношению к руководству и готовность без вопросов выполнять полученные приказы. В качестве механизма отбора используется назначение.

Из плюсов можно сказать, что такие элиты обеспечивают высокую степень преемственности при выработке политики, низкое количество внутренних конфликтов, а также поддерживают уравновешенность принимаемых решений. Но при этом инициативные люди сюда приходят в малом количестве (к тому же им не дают возможности хорошо развернуть деятельность). Это ведёт к тому, что закрытая элита костенеет, деградирует и вырождается. Степень циркуляции в данном случае низкая.

Закономерности

Следует сказать, что функции и типы политических элит являются взаимосвязанными. Как пример можно привести следующее.

Существуют пары: закрытая и объединенная; открытая и разъединенная. Но это вовсе не значит, что один признак всегда является сопутствующим другому, хотя при этом в их группировании прослеживаются весьма явные закономерности.

Также нельзя точно сказать, что какая-то элита полностью открытая или закрытая, поскольку нет четких границ в данном определении.

Характер внутренних отношений

В данном случае могут быть такие типы политической элиты: объединённая и разъединённая. В первом случае она довольно сплочена и может похвастаться высокой степенью интеграции. Внутри такой элиты межгрупповая конкуренция держится на низком уровне, а конфликты не переходят в стадию непримиримого характера. Причем при объединении на основе определённой идеологии возникает нетерпимость ко всем, кто придерживается инакомыслия.

Наиболее оптимально действуют элиты, которые объединились на основе консенсуса. В таком случае ими вырабатывается соглашение относительно основных ценностей, целей и методов политики, которая будет проводиться.

Особенностью разъединенной элиты является низкая степень интеграции. Это сопровождается наличием острой борьбы между разными группировками, которые хотят иметь под своим контролем стратегические должности, сферы контроля и руководить распределением ресурсов. Благодаря высокой степени конкуренции широко практикуются осуждаемые методы борьбы (в том числе и грубая компрометация соперников).

Место в политической системе

Ранее отмечалось, что в случае с определением места в политической системе, различают правящую элиту и контрэлиту. К первой относят тех, кто косвенно или прямо принимает участие в управлении обществом. Контрэлитами называют лиц, обладающих качествами, которые характерны для элит, но в силу различных препятствий или своего социального статуса не имеющих возможности осуществлять управление.

Под контрэлитой могут понимать, к примеру, политическую оппозицию, поскольку она желает ослабить власть элиты и перебрать на себя часть или все её полномочия. В более широком смысле под этим может пониматься социальная группа, которая наделена элитарными качествами.

Особенностью в данном случае является то, что она не хочет быть в составе правящей элиты, а имеет перед собой цель лишить её власти, чтобы в последующем выстроить новую систему. Осуществляется это посредством социальных революций.

Степень представительности

Этот параметр важен для народа. Ведь если элиты обладают высокой степенью представительности, то они смогут выразить интересы большого количества сегментов общества. Таким образом оно будет развиваться более-менее сбалансировано. Если же степень представительства низкая, то, соответственно, будут представлены интересы незначительного числа сегментов.

Эта типология используется для понимания процессов трансформации, которые проходит политическая элита. Признаки, которые привели к современному положению дел, можно найти в прошлом. Давайте рассмотрим ситуацию на примере современной РФ.

В дореволюционные часы элита и контрэлита формировались в условиях, когда отсутствовали демократические свободы в обществе. Официально она состояла из чиновников и формировалась по сословному принципу. Таким образом, лучше всего в ней представлялись интересы верхов (причем это было открыто и законно). Начиная с 1917 года, место элиты начинает занимать «пролетарская» бюрократия. Она формировалась согласно бессословно-номенклатурному принципу. Законодательно было оформлено, что бюрократия представляет интересы всего народа.

Другие виды

Рассмотренные ранее типы политической элиты являются общепринятыми при классификации. Но существуют и другие подходы, которые предлагают свои способы классификации. Давайте же разберем альтернативные версии того, какие типы политической элиты могут быть:

  1. Традиционные и современные.
  2. Высшая, средняя и административная.

Традиционные и современные элиты

Деление в данном случае осуществляется на основании используемых элитой средств утверждения. Так, для традиционных элит характерным является опора на определенные явления:

  • обычаи;
  • собственность на землю;
  • воинскую доблесть;
  • знатность происхождения;
  • религиозные заслуги и т. д.

В качестве примеров можно привести родовую знать, земельную аристократию, религиозные иерархии и др.

Современные элиты получают свою власть благодаря ценностям, которые распространены в наше время:

  • финансовые капитал;
  • профессиональные достижения;
  • образованность и др.

К современным элитам можно отнести предпринимателей, политических лидеров, представителей научно-технических ремесел. Но это относится не ко всем поголовно, а только к тем, кто может влиять на принимаемые решения и занимает определённую властную позицию.

Высшая, средняя и административная элиты

Деление в данном случае осуществляется на основании полученных властных полномочий, но четких критериев этого нет. Высшей элитой считают людей, которые могут оказывать влияние на самые значимые в масштабах общества решения. В качестве примера можно привести глав государств, председателей парламентов, премьер-министров - всех, кто занимает высокие посты в любой из трёх ветвей власти. Количественно данная группа обычно колеблется в диапазоне от 100 до 200 человек.

К средней элите относят большое число должностных лиц, которые получают своё положение во время выборов. К ней относят членов государственной думы (если рассматривать реалии Российской Федерации), губернаторов, лидеров разных политических партий и общественных движений, глав городов и так далее. В этой среде наблюдается сильная дифференциация, поэтому в качестве объединительного фактора здесь выступает то, что её представители избираются на выборах.

Под административной элитой понимают высший слой чиновничества, который занимает высокие позиции в комитетах, министерствах и иных органах государственного управления. Их особенностью является то, что их назначают.

Заключение

Как видите, существуют различные типы элит. Система координат их классификации будет меняться зависимо от того, что мы будем выбирать в качестве отправной точки. Если есть желание попасть в состав элиты, то необходимо помнить, что это не дело одного дня. Для этого человеку необходимо иметь авторитет, знания и связи.

Не менее важным является и осознание того, что большие права - это соразмерные им обязанности. За принимаемые решения приходится расплачиваться. Поэтому в своих желаниях необходимо быть осторожным и избегать совершения действий, последствия которых верно оценить не получается.

В зависимости от критерия типологизации можно выделить различные типы элит .

Типология политической элиты

Способ отбора

(рекрутирования)

элиты
  • Открытая (антрепренерская) элита;
  • закрытая элита (гильдии)
Род деятельности
  • Политическая;
  • экономическая;
  • военная;
  • бюрократическая;
  • культурно-информационная
Место в политической системе
  • Правящая;
  • оппозиционная (контрэлита)
Характер

внутриэлитных

отношений
  • Объединенная (с высокой степенью интеграции):

а) идеологически объединенная;

б) консенсусно объединенная;

  • разъединенная (с низкой степенью инте-
грации)
Степень представительности
  • С высокой степенью представительности;
  • с низкой степенью представительности

Способ отбора

Открытая (антрепренерская) элита характеризуется тем, что при отборе в нее существует небольшое число формальных ограничений доступа в элиту, первостепенная значимость личных качеств человека. Механизм отбора – выборы, предполагающие конкурентную борьбу. Этот тип элиты обеспечивает высокую степень циркуляции (возможность попасть в элиту представителям разных социальных слоев), приток в элиту людей с новыми идеями. Но при этом существует невысокая степень преемственности в выработке политики.

Закрытая элита (гильдии) характеризуется тем, что при отборе в нее существует большое число формальных требований, предполагается личная преданность руководству, готовность беспрекословно исполнять приказы. Механизм отбора – назначение. Этот тип элиты обеспечивает высокую степень преемственности в выработке политики, уравновешенность решений, низкую степень внутренних конфликтов. Но при этом элита лишается притока в свой состав людей инициативных, что ведет к ее косности, деградации, вырождению. Степень циркуляции низкая.

Ярким примером закрытого типа элиты являлось советское политическое руководство. Вхождение в его состав осуществлялось на основе таких формальных требований, как партийность, стаж работы, социальное происхождение, возраст, личная преданность и политическая лояльность. При этом второстепенное значение имели профессиональные качества человека.

Род деятельности

Политическая элита осуществляет руководство в сфере разработки и реализации политических решений. Представлена политическими лидерами, главами влиятельных политических партий, движений.

Экономическая элита включает крупных собственников, банкиров, глав промышленно-финансовых групп, владельцев крупных капиталов. Осуществляет руководство экономической сферой жизни общества. В реальной жизни зачастую трудно четко провести грань между группами политической и экономической элиты.

Военная элита представлена высшим генералитетом страны, она осуществляет профессиональное руководство сферой обороны.

Бюрократическая элита представлена высшим слоем государственных служащих. Осуществляет руководство организацией выполнения в масштабах страны принятых политических решений.

Культурно-информационная элита представлена крупными деятелями науки, культуры, видными журналистами, видными иерархами церкви, т.е. теми, кто формирует общественное мнение. Главная функция этой группы – формирование благоприятного для элиты общественного мнения, идеологическое обоснование факта господства данной элиты и принимаемых ею решений.

Место в политической системе

Правящая элита – те группы и политики, которые реально принимают важные решения (или оказывают влияние на их принятие).

Оппозиционная элита (контрэлита ) – те группы и политики, которые стремятся занять позиции правящей элиты, сменить ее у власти при поддержке большинства неэлитных групп.

Характер внутриэлитных отношений

Объединенная элита обладает высокой степенью интеграции, в достаточной степени сплочена. В ней существует низкая степень межгрупповой конкуренции, конфликты не носят непримиримого характера. При этом идеологически объединенные элиты формируют единую (и единственную) идеологию, нетерпимы к инакомыслию в своих рядах.Консенсусно объединенные элиты вырабатывают согласие по основным ценностям, целям и методам проводимой политики, по правилам политической конкуренции. В США и Германии соответственно 2/3 и ¾ высших чиновников регулярно вступают в деловые и личные контакты между собой и с членами представительной власти, что является проявлением довольно высокой степени объединенности элиты.

Разъединенная элита обладает низкой степенью интеграции. В ней существует острая борьба между различными группировками за овладение стратегическими позициями, за сферы контроля и распределения ресурсов. Характерна высокая степень конкуренции, использование недозволенных методов борьбы вплоть до грубой компрометации соперников. В Англии и Голландии соответственно лишь 16 и 5% высших чиновников регулярно контактируют как между собой, так и с представителями законодательной власти, что является проявлением низкой степени объединенности элиты.

Степень представительности

Элиты с высокой степенью представительности могут выражать интересы многих сегментов общества. Элиты с низкой степенью представительности выражают, как правило, интересы ограниченного числа сегментов общества. С помощью типологии можно более четко представить себе специфику какой-либо конкретной элиты, процессы ее трансформации.

Изучение современной политической элиты любого общества для более глубокого понимания ее специфики должно опираться и на исторический опыт. Так, для более полного познания особенностей современной российской правящей элиты целесообразно обратиться к изучению политического прошлого страны. В дореволюционной России процесс формирования элиты и контрэлиты протекал в условиях отсутствия демократических свобод в обществе. Официальная политическая элита целиком состояла из чиновников, а в формировании ее структуры важную роль играл сословный принцип. Контрэлита же формировалась путем создания нелегальных партий. Их социальную базу составляли различные слои интеллигенции. После революции 1917 г. основу элиты составляла «пролетарская» бюрократия, в годы советской власти элита формировалась по бессословно-номенкла-турному принципу.

Политическая элита - это порождение и элемент политической системы социально-классового дифференцированного общества. Политическая элита - это часть властного механизма, обеспечивающего социальное господство. Обладая навыками политического управления, элиты подготовлены для эффективного представления социально-классовых интересов. Их важнейшей функцией является актуализация интересов данного класса, слоя с помощью политической власти, формирование воли класса и непосредственное руководство претворением этой воли в жизнь.

Отношения господствующего класса и правящей элиты представляют сложное взаимодействие. Защищая определенные классовые интересы, элита имеет относительную самостоятельность, потому что она носитель непосредственных властных полномочий. В особых ситуациях элита может принимать решения, против которых выступает большинство ее класса, так как, обладая необходимой политической компетенцией, она лучше понимает и совокупные интересы класса, и общегосударственные интересы .

Имея собственную социальную базу, политическая элита как властвующая сила является проводником не только узкосоциального интереса, но и выступает как проводник всеобщего интереса. Она все время мотивирует свою деятельность заботой об общем благе. И на самом деле важнейшая функция элиты - не только реализация интересов социально-господствующих слоев, но и достижение общегосударственных целей.

Политическая элита вырабатывает государственную политику, формирует политическую стратегию и стремится к ее успешной реализации. Для элиты важно интегрировать различные интересы и волеизъявления в единую результирующую волю и тем самым расширить свою социальную базу. Итоговые решения политической элиты - это результат согласования и корректировки курсов, учет пестрой палитры социальных позиций на общегосударственном уровне. В конечном счете, власть элиты сильна и стабильна, если ее решения рациональны, их реализация эффективна, а в обществе достигнут баланс социальных интересов .

Существенным моментом в деятельности элиты является защита ценностей, идеалов, характерных для данного общества, и обеспечение консенсуса по основополагающим принципам жизнедеятельности государства.

Политическая элита должна обладать уверенностью в себе, быть способной к решительным и, возможно, болезненным для общества мерам, но ее автономность при принятии решений не абсолютна. Элита проверяется с двух сторон: со стороны социально-господствующих сил и общества. И только в той степени, в какой элита в состоянии обеспечить баланс столь конфликтных интересов и проводить эффективную политику, она может длительное время оставаться у власти.

Впервые попытка классифицировать элиты была предпринята Р. Миллсом. Он различал элиту по видам деятельности - политическую, экономическую и военную. В своей работе «Властвующая элита» он выделял две группы властвующей элиты. К первой группе он относил политическую элиту - тех, кто избран народом и имеет легитимное право принимать политические решения. Во вторую группу входят элиты в политике - кого народ не избирал, но они имеют значительное влияние на процесс принятия политических решений.

В зависимости от источников влияния, элиты подразделяются на наследственные (например, аристократия), ценностные (лица с престижным общественным или должностным статусом), властные (непосредственные обладатели власти) и функциональные (профессиональные управленцы).

1. Прежде всего, элиты можно подразделять по функциональному признаку .

Соответственно выделяются: политическая, экономическая и культурно-информационная элиты.

Политическую элиту составляют группы и политические лидеры, осуществляющие властные решения. На основе объема властных полномочий выделяются следующие виды политической элиты: высшая, средняя и административная.

Высшая политическая элита включает в себя руководителей, которые занимают стратегические позиции в системе принятия важнейших решений. К этому типу элиты относятся президент и его окружение, руководители правительства, члены высших судебных органов власти, лидеры наиболее влиятельных партий, спикер парламента и главы крупнейших парламентских фракций.

К средней элите относятся те, кто занимает посты в выборных органах власти: депутаты, представители региональных элит (губернаторы, мэры), лидеры политических партий и движений.

В состав административной элиты входят члены правительства, а также высший слой государственных служащих.

Экономическую элиту составляют наиболее богатые члены общества - крупные собственники, банкиры, руководители финансово-промышленных групп, главы ведущих корпораций, владельцы крупных капиталов. Интересы экономической элиты прямо или косвенно оказывают влияние на характер решений, принимаемых политической элитой .

Культурно-информационную элиту составляют выдающиеся деятели науки, культуры, видные журналисты, оказывающие на формирование общественного мнения, высшие иерархии церкви. Главной функцией этой элитной группы является формирование благоприятного для элиты общественного мнения.

2. По месту в политической системе элита подразделяется на правящую и оппозиционную (контрэлиту). В состав контрэлиты входят те, кто стремится занять позиции правящей элиты. Потенциальная элита выдвигает популистские лозунги, апеллирует к массам, стремясь сменить у власти правящую элиту и поддержке большинства не элитных групп .

В соответствии с типом правления можно классифицировать политическую элиту на авторитарную, тоталитарную, демократическую (либеральную); по форме принадлежащей собственности - аграрную, промышленную, финансовую, интеллектуальную.

3. По интенсивности циркуляции и способам рекрутирования выделяются открытые и закрытые элиты. Элиты открытого типа рекрутируют в свой состав представителей из различных социальных слоев, хотя кандидаты в элиту проходят длительный отбор через устоявшиеся структуры воспроизводства элиты. Тем самым устраняется возможность массового проникновения в элиту людей некомпетентных, политически неподготовленных, авантюристов. Элиты открытого типа присущи либерально-демократическим политическим системам. Наличие элит, возможность выбирать из достаточного количества хорошо подготовленных, квалифицированных представителей сторонники либеральной демократии считают важнейшим условием для нормального функционирования демократии, создания стабильной политической системы. Существует относительно небольшое количество формальных ограничений доступа в элиту.

Отбор в элиту осуществляется на основе острой конкурентной борьбы, в которой большое значение имеют личные качества: энергичность, умение найти и организовать себе поддержку, способность мобилизовать имеющиеся ресурсы. Открытая элита пополняется новыми лидерами, которые являются носителями новых идей и ценностей. Поэтому она демонстрирует способности к социальным инновациям и реформам. Ее положительными чертами являются чуткость к социальным настроениям и потребностям, гибкость и широкие возможности быстрой адаптации к меняющимся социальным условиям и реакции на общественные перемены. Однако у нее есть недостатки: склонность к популистским и непродуманным решениям, средняя или низкая степень преемственности в выработке политики.

В отличие от открытой элиты, для закрытой характерна замедленная циркуляция, выражающаяся в неравных возможностях доступа представителей не элитных групп в нее. В первую очередь, на отбор в элиту влияют формальные показатели: возраст, стаж работы, партийность, принадлежность к определенной корпорации. Важнейшим условием, влияющим на отбор в элиту, является личная преданность руководству и готовность беспрекословно исполнять приказы. В конечном счете, элита стремится к самовоспроизводству, что в свою очередь обрекает ее на вырождение и деградацию.

Политические элиты закрытого типа формируются из ограниченного, замкнутого круга представителей. Это, например, политическая элита феодального общества - родовая аристократия. К элитам закрытого типа относится и советская номенклатура. В современных условиях элиты закрытого типа отличаются большей склонностью к упадку, они достаточно быстро теряют необходимые элите политические качества .

Ее положительными чертами являются: высокая степень преемственности в выработке политики, уравновешенность решений, невысокая вероятность внутренних конфликтов. К недостаткам этого типа элиты следует отнести косность, слабую способность реагировать на происходящие социальные изменения, тенденция к кастовости.

Элиты открытого и закрытого типа выполняют функции, связанные со своими властными полномочиями. Но элиты закрытого типа быстрее замыкаются на реализации узкокорыстных интересов и теряют широкое видение национальных приоритетов.

Под рекрутированием в политологии понимается процесс отбора и продвижение людей в активную политическую жизнь. В современной политологии принято различать две основные системы рекрутирования политических элит - антрепренерскую (от франц. entrepreneur - «предприниматель») и гильдий (от нем. gilde - в Средние века объединения, защищающие интересы и цеховые привилегии своих членов). При этом следует заметить, что в действительности в той или иной форме они сочетаются и недостатки одной компенсируют достоинства другой.

Антрепренерскую систему отличают:

  • - открытость, широкие возможности для представителей общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций;
  • - небольшое число институциональных фильтров, т.е. формальных требований для занятия должностей;
  • - широкий круг участвующих в отборе, в который могут войти все граждане страны;
  • - высокая конкурентоспособность отбора, острота соперничества за занятие руководящих позиций;
  • - первостепенная значимость личных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку среди широких социальных слоев.

Данная система распространена в большинстве современных стран Западной Европы и США, так как является демократичной, динамичной и способной к инновациям. Ее недостатками являются частая смена курса в связи с изменениями в правящей элите, слабая предсказуемость политических решений, внутренние конфликты, значительная вероятность выдвижения кандидатур непрофессионалами, склонными к популизму.

Политическая практика свидетельствует о том, что данная система наиболее полно отвечает современным социально-политическим реалиям и позволяет в результате рекрутирования войти в политическую элиту представителям различных социальных слоев, но вместе с тем сохраняют свое значение и факторы происхождения, наличие собственности.

Для системы гильдий характерны:

  • - закрытость, отбор претендентов на высокие должности, главным образом из низших слоев самой элиты, их медленное, постепенное продвижение по ступенькам служебной иерархии;
  • - высокая степень институционализации процесса отбора, наличие многочисленных фильтров - формальных требований для занятия должностей: партийность, возраст, стаж работы, образование, уровень занимаемой должности, положительная характеристика, национальность, вероисповедание;
  • - узкий, относительно закрытый круг селектората, в который, как правило, входят только члены вышестоящего руководящего органа или даже один первый руководитель - глава государства или фирмы.

Система гильдий преобладала в тоталитарных странах. Ее элементы имеются в Великобритании, Японии, Германии. Например, в ФРГ, для того чтобы сделать карьеру, необходимо как минимум отвечать следующим требованиям. Во-первых, происхождение родителей кандидата должно быть достаточно высоким. Компенсацией за недостаточное репрезентативное происхождение может быть брак с представителями более высокой социальной группы. Во-вторых, необходим определенный тип воспитания, как правило, его можно получить в большом городе в совокупности с университетским образованием. В-третьих, кандидат должен исповедовать одну из двух основных распространенных в стране религий и придерживаться определенной системы взглядов.

Система гильдий также имеет свои достоинства и недостатки. Среди ее сильных сторон - высокая предсказуемость политических решений, преемственность политических курсов, а также малая вероятность внутренних политических конфликтов. Вместе с тем в данной системе генерирует бюрократизм, который в свою очередь порождает конформизм и консерватизм, что способствует постепенной деградации элиты, ее отрыву от общества и превращению в привилегированную касту, неспособную к эффективному управлению.

4. По структуре (характеру внутри элитных отношений) выделяют элиты с высокой степенью интеграции (объединенные) и с низкой степенью интеграции (разъединенные). Интегрированные элиты в достаточной степени сплочены. Между внутри элитными группами существуют устойчивые связи. Степень межгрупповой конкуренции может быть достаточно низкой, конфликты внутри элиты не носят непримиримого характера .

Среди интегрированных элит выделяют идеологически и консенсусно объединенные элиты. Первые из них формулируют единую (и единственную) идеологию и нетерпимы к инакомыслию в своих рядах. Консенсусно объединенные элиты отличаются согласием внутри элитных групп относительно основных ценностей, правил политической конкуренции и процедур осуществления власти, главных целей и методов проводимой политики. Для них также характерна низкая степень конфликтности между различными группировками. Достаточно высока плотность внутри элитных связей.

Для элит с низкой степенью интеграции характерны такие черты, как острая борьба между различными группировками за овладение стратегическими позициями, за сферы контроля и распределение ресурсов. В процессе борьбы могут использоваться самые различные методы, вплоть до компрометации соперников. Степень плотности внутри элитных связей низка.

Политическая элита обладает следующими функциями:

  • 1) выражение и защита совокупного интереса слоя или класса, представителем которого она является;
  • 2) выработка и реализация государственной политики на основе учета всех социальных интересов, защита общенационального интереса;
  • 3) мотивация своей деятельности заботой об общем благе;
  • 4) достижение консенсуса на основе понимания общих ценностей и принципов функционирования политической системы .

В конечном счете, политическая элита должна превыше всего ставить национальные интересы, причем "элитарное" представление о национальных интересах в основе должно быть примерно одинаковым с пониманием таковых широкими социальными слоями общества.

Таким образом, политическая элита, вне зависимости от механизма ее формирования, должна быть способной к решительным, а в случае необходимости и к непопулярным для общества действиям. Ее автономность в принятии политических решений не является абсолютной ввиду контроля со стороны господствующих сил и общества в целом, но вместе с тем длительность ее пребывания у власти зависит от ее способности обеспечить баланс интересов различных групп населения и проводить эффективную политику, направленную на обеспечение благосостояния всех членов общества.