Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Причины отставки губернаторов кто следующий. Отставки губернаторов продолжатся. Республика Дагестан: опытный генерал-полковник

За неделю в отставку ушли главы пяти регионов. Почему они расхотели работать и «кто на новенького» - на эти вопросы «Фонтанке» отвечает политолог Николай Петров.

Дмитрий Коротаев/Коммерсантъ

В среду, 15 февраля, стало известно имя очередного губернатора, который недосидит до конца срок в должности. В отставку попросился глава Карелии Александр Худилайнен. Президент сразу прошение подписал и очень быстро назначил преемника – экс-главу Федеральной службы судебных приставов Артура Парфёнчикова. Днём раньше добровольно подал прошение об отставке глава Рязанской области Олег Ковалёв. В понедельник то же самое сделал глава Новгородской области Сергей Митин.

Предыдущая рабочая неделя ознаменовалась отставками губернатора Пермского края Виктора Басаргина, который будет начальником Ространснадзора, и главы Бурятии Вячеслава Наговицына. Что случилось с губернаторским корпусом – объясняет профессор кафедры сравнительной политологии Высшей школы экономики, руководитель Центра политико-географических исследований Николай Петров.

- Николай Владимирович, кто из губернаторов следующий «на вылет»?

– У десяти глав регионов истекает срок полномочий, из них Кремль собирался пять-шесть поменять, остальных – переназначить. Среди тех, кого называли кандидатами «на вылет», остался ещё Куйвашев в Свердловской области.

- По каким критериям их выбирают для отставок?

– В рейтинге выживаемости, который в последний раз публиковался в декабре, все эти губернаторы как раз получали самые низкие оценки. Например, в их регионах происходили открытые и публичные конфликты, а губернатор был не в состоянии консолидировать региональную элиту и контролировать ситуацию. Как, например, Басаргин в Пермском крае. В преддверье президентских выборов такое отсутствие контроля опасно. Кроме того, Кремль меняет поколение. Уходят губернаторы рождения конца 1940-х – начала 1950-х годов и приходят им на смену новые врио 1970-х годов рождения. И ещё те, кого уже сменили, входят в десятку губернаторов, чьи полномочия истекают в этом году. С одной стороны, это элемент ротации, с другой – демонстрация принципиально нового подхода.

- Подход уже не очень новый, омоложение началось ещё в прошлом году.

– Сегодня это молодые технократы, подчёркнуто гражданские, с опытом работы в федеральном правительстве. А в прошлые разы это были в основном ФСО и военные. Парфёнчикова, назначенного в Карелии, тоже не назовёшь человеком в погонах. Он в первую очередь юрист. Как мы знаем, он – однокурсник Дмитрия Медведева.

В десятке губернаторов с истекающим сроком полномочий есть, например, глава Мордовии Волков. Вдобавок ему 60 лет, это уже два фактора. Зато на последних выборах в Мордовии была явка 83 процента, и 84 процента у «Единой России». Или Белгород: губернатору Савченко 66 лет, зато – 62 процента явки и почти 55 процентов у партии власти. Такие заслуги учитываются?

– Да, конечно. Белгородская область как раз хороший пример того, что однозначных критериев нет. Если губернатор хорошо контролирует ситуацию в регионе, то Кремль предпочитает в преддверье серьёзных федеральных выборов не ворошить ничего и не брать на себя риск дестабилизации. В этом смысле и в Мордовии Волков, который унаследовал почти кладбищенские спокойствие и тишину, имеет неплохие шансы на переназначение.

Губернатору Саратовской области Радаеву всего 55 лет, и у него великолепнее результаты выборов в Думу. Но его регион был среди рекордсменов по официально зарегистрированным жалобам на нарушения во время выборов. Что перевесит?

– В этом смысле Радаев имеет определённую слабость. Но тут важно другое. Скажем, бывший пермский губернатор Басаргин считался человеком Собянина. Его сменил человек команды Собянина же, то есть сохранён баланс сил в регионе. Радаев в Саратове – человек команды Володина. И его судьба – это вопрос о том, насколько сильны позиции Володина. Перемены должны не просто означать некие изменения в регионе, но и отражать, и даже провоцировать изменения в федеральном центре. Поэтому Радаева эксперты существенно реже называют кандидатом на вылет.

- Это, стало быть, ещё один фактор: «чьих будет» губернатор…

– Условная «федеральная крыша» – самый важный фактор. И мы в последнее время видели, как три губернатора не просто ушли, а сели. Их объединяло то, что серьёзной федеральной крыши у всех не было.

- Ещё остались такие несчастные – без «крыши»?

– Вопрос не просто в её отсутствии. Например, экс-губернатор Карелии Худилайнен был связан с Нарышкиным. Пока Нарышкин был главой администрации и спикером Госдумы, его влияние на такие вещи было существенно выше, чем сегодня.

- У каких губернаторов сегодня «крыша» достаточно надёжная?

– Эта ситуация тоже не статичная. Наверное, собянинская «крыша» неплохая. Мы видели это и на примере Басаргина: мало того, что его сменил другой человек из команды Собянина, так ещё и Басаргин – пока единственный из уволенных, кто получил взамен федеральный пост.

- Кто, кроме Собянина, считается надёжной «крышей»?

– Их достаточно много. Володин – не просто влиятельный федеральный политик, он – политик, который именно расставлял губернаторов. Таких регионов, где он этим занимался непосредственно, – штук двадцать. Собянинские губернаторы – это, естественно, Тюменская область, где он, уезжая, оставлял своего человека, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа. Дальше есть проблема корпоративных «крыш»: Чемезов с «Ростехом», Сечин с «Роснефтью». Здесь вопрос принадлежности губернатора к тому или иному клану – это вопрос вхождения региона в зону интересов корпорации.

- Кому, а главное – зачем, нужны нынешние перемены в губернаторском корпусе?

– Ротация происходит постоянно, и отчасти она имеет под собой объективные причины: губернатор стареет, перестаёт быть, с точки зрения федерального центра, эффективным, и его меняют. Это может быть результатом конкурентной борьбы между корпорациями. Наконец, есть подспудная идея: если человек слишком долго сидит на какой-то корпорации, а Кремль в этом смысле тоже корпорация, он слишком врастает в какие-то внутрикорпоративные интересы. Там выстраиваются слишком жёсткие связи, становится труднее контролировать ситуацию. В последние два-три года мы видим интенсивные замены руководства на уровне федеральных корпораций точно так же, как на уровне регионов. То есть общая идея – чисто управленческая: время от времени надо перемешивать кадры. В том числе – для того, чтобы люди активнее демонстрировали свою эффективность, чтобы у них не было ощущения, что они навечно сели на свой регион или свою, скажем, железную дорогу.

- Неужели всё это ради блага избирателей?

– Ну, в данном случае элиты исходят из своего интереса. Но в чём-то их интересы могут совпадать с интересами рядовых граждан. Что происходит, когда глава таможенной службы долго сидит на посту? Сложилась и закрепилась прочная цепочка связей, в том числе – коррупционных, и значительная часть средств, на которые государство хотело бы в ситуации кризиса рассчитывать, уходит куда-то внутрь корпорации, родным, близким, знакомым и так далее. Государству важно такие коррупционные утечки устранить.

- Почему нельзя делать это в плановом режиме? Просто в нужный срок переизбрать губернаторов?

– Ни для кого не секрет, что тот губернатор, которого сегодня назначил Путин, завтра…

- ...будет избран всенародно.

– Будет избран всенародно.

- Тем более – зачем эти срочные перестановки?

– Кремлю так проще. Это проще, чем в условиях конкуренции, пусть даже относительной, приводить к власти удобного человека или налаживать отношения с человеком, победившим на выборах. Но даже при нынешней системе всё можно делать более... Более взвешенно. Выискивая человека из тех, кто имеет опыт работы в регионе. Как, скажем, Решетников в Перми. Это было первое назначение в серии, и оно вселяло надежду, что Кремль будет искать лояльных, но при этом хороших, эффективных людей, имеющих отношение к региону.

- Вселяло – вы говорите в прошедшем времени? Уже не вселяет?

– Мы уже видим, что это совсем не обязательно. Три следующих назначения – это люди активные и эффективные, но у них нет никаких связей с регионами, куда их назначили. Они никогда не жили в этих регионах. И, думаю, не собираются там жить в будущем.

- Вы хотите сказать, что это временщики?

– Они временщики. Их задача – за те 4 – 5 лет, что им отведены, выкачать из региона, из своего поста максимум. Поэтому они считают на очень короткую перспективу. В более долгой перспективе это опасно, и в первую очередь – для федерального центра.

- Центр это понимает?

– Думаю, что понимает, там умные люди сидят.

- Значит, они делают это сознательно?

– Просто у них у самих очень короткий горизонт планирования и, соответственно, принятия решения. Назначая губернатора, они каждый раз вынуждены выбирать между лояльностью и эффективностью. В одном человеке это редко сочетается. Когда в регион назначают постороннего, понятно, что он лоялен тем, кто его назначил.

- Нельзя ли найти кого-то в регионе, назначить его, он будет благодарен – но и к месту привязан?

– Когда вы выискиваете кого-то в регионе, у него есть свои внутренние связи, обязательства, лояльности и так далее. Такой глава совсем не обязательно будет лоялен. Он будет противоречить федеральному центру, иногда даже публично. Пример – Шаймиев в Татарстане, который был эффективным главой.

Вместо Худилайнена в Карелию назначен экс-глава Службы судебных приставов Парфёнчиков, а он – выходец из Карелии. Это уже второй случай связи с регионом.

– Он в регионе родился и работал – и это уже здорово. Конечно, его связи в Карелии не те, что были десять лет назад. Да и десять лет назад он был представителем не региональной элиты, а федеральной структуры. Тем не менее ощущение от региона у него, конечно, будет не такое, какое было бы у «варяга».

Губернатор Петербурга за год-два оказался в центре нескольких скандалов, последний связан с передачей РПЦ Исаакиевского собора. Как это повлияет на судьбу Георгия Полтавченко?

– Сложно прогнозировать. Петербург – особый регион, здесь президенту не надо читать газеты, чтобы понять, что происходит. И Полтавченко в этом смысле – особый человек. В Кремле наверняка не видят настолько прекрасной замены Полтавченко, чтобы погасить конфликты в Петербурге. На Полтавченко работает и то, что он полуофициально занимается связями с церковью. И когда Путин едет куда-то в глубинку на службу, он едет вместе с Полтавченко. То есть здесь есть какие-то связи, помимо тех, что на поверхности. Но я думаю, что и это до известного предела. Когда Кремль видит, что какой-то губернатор не столько помогает, сколько сам требует помощи, принимается решение о замене.

В Орловской области Потомский стал посмешищем из-за рассказа о путешествии Ивана Грозного в Петербург. Во Владимире очень не любят губернатора Орлову. Такого рода истории влияют на судьбу главы региона?

– Кремлю важно, чтобы скандал не выливался в публичную сферу и не принимал резких форм. Когда над губернатором начинают потешаться, когда он становится «петрушкой» – это Кремлю не нужно. А когда просто не любят – так и пусть не любят. Тем он будет лояльнее по отношению к центру. Кремлю не нужно, чтобы губернатора любили слишком сильно, но и не нужно, чтобы слишком ненавидели.

- А как узнать, что уже «слишком»?

– Здесь на помощь приходят соцопросы. Но если федеральная власть, несмотря ни на что, получает нужные результаты, губернатор остаётся. Возьмите пример Меркушкина в Самарской области: кто-то потешается, кто-то очень сильно не любит, но на выборах Самара показывает результат, как в Мордовии. И все слухи о том, что Меркушкина вот-вот поменяют, оказываются преувеличенными. Кремлю есть чем заняться и без регионов. Кстати, поэтому в подвешенном и более проблематичном состоянии оказываются именно те губернаторы, у которых заканчивается срок полномочий.

- На них внимание в этот момент фокусируется?

– У Кремля 85 регионов. Заниматься проблемами каждого не получается. А вот когда и так приходит срок замены губернатора, когда всё равно надо решать, оставить его или заменить, случается «страшный суд». А так у Кремля есть более важные проблемы. И более важные регионы, чем Орловская или Белгородская области.

- Как они делят регионы на «важные» и «не важные»?

– Есть регионы, которые играют какую-то символическую роль. Москва и Петербург – это столицы. Крым – это фокус внимания и внутри страны, и за её пределами. Пермь и Свердловск важны потому, что это огромные регионы, где и избирателей много, и любой политический скандал приобретает особое значение. А есть регионы, вроде Забайкалья или Амурской области, которые так далеко лежат от фокуса общественного интереса, что происходящее там просто не важно. Есть и ещё один фактор – наличие людей, которыми можно заменить губернатора. Если регион важен с точки зрения бизнеса, если за него борются серьёзные кланы – это одна ситуация.

- Тут замена всегда наготове?

– Да. А есть регионы вроде Курской области. В Кремле, может быть, и недовольны губернатором. Но искать ему специально замену и создавать себе проблему, когда нет двух-трёх серьёзных бизнес-групп, предлагающих кандидатов, Кремль тоже не хочет.

- А сам, без «шефствующих» бизнес-групп, Кремль не может найти кандидатов?

– Такие бизнес-группы облегчают управление людьми, поставленными во главе регионов. Так проще, чем решать проблему каждого региона индивидуально.

- Я-то думала, что для этого были придуманы полпреды.

– Посмотрите, кого полпредами назначают, – и поймёте, какого рода задачи они должны решать. Было время, когда на посты полпредов приходили губернаторы. Из этого можно было делать вывод, что Кремль хотел видеть людей, способных понимать и решать сложные задачи в регионах, способствовать экономическому развитию, устранять конфликты и так далее. Когда-то это были генералы. Из этого следовало, что они должны были передавать приказы из Москвы и контролировать исполнение. Сегодня мы видим на постах полпредов отставных и вышедших в тираж чиновников. Для чего они нужны сегодня – неизвестно.

Если всё равно нужны неформальные «крыши», почему бы не сделать их официальными? Почему бы не вернуть институту полпредства его прежнее значение?

– Полпреды – надсмотрщики. Но у них нет финансового ресурса. Это важно. Если бы вы разделили страну на семь кусков и дали бюджет каждому полпреду, тот стал бы маленьким наместником царя. Глядишь – и сам захотел бы стать царём. А так у них нет финансовых ресурсов, их задача – следить, контролировать, наушничать, давать какие-то свои заключения, но не более того.

В чём секрет непотопляемости псковского губернатора Турчака? Уж, казалось бы, какого масштаба был скандал, даже с уголовным душком…

– Отчасти и это муссируется в печати, сам по себе слух, что центр снимает того или иного чиновника, может служить ему чуть ли не защитой. В том смысле, что Кремль не хочет принимать решения, которые будут выглядеть как вынужденные.

- Так ведь время уже прошло, никто не заподозрит Кремль в том, что с Турчаком поддались давлению.

– Я бы здесь видел возможной причиной ещё и то, что Псковская область мало кого интересует с точки зрения бизнес-привлекательности. И то, что Турчак-старший и вся эта система неформальных связей и институтов достаточно крепка. В этом смысле Андрей Турчак оказался в безопасности. Мы же видим скандалы с несколькими детьми кремлевской элиты. Но до сих пор серьёзных оргмер я не видел. Тому есть рациональное объяснение. В частности, в этом есть некий механизм заложничества: если ваш сын работает на высоком посту, вы подумаете, делать ли резкие заявления и предпринимать ли радикальные шаги.

А в чём секрет выживаемости Амана Тулеева в Кемерово? Он на посту 19 лет, до окончания срока полномочий ещё 4 года, это уже будет длиннее, чем президентство Путина.

– Тулеев выстроил мощную политическую машину, он всецело контролирует ситуацию в регионе на всех уровнях. Сам регион находится достаточно далеко от Москвы, при этом он может рассматриваться как взрывоопасный. Несколько лет назад там была крупная авария, и Тулеев как представитель уже почти исчезнувшего поколения публичных политиков вышел к людям и сумел взять ситуацию под контроль. Любой, даже самый эффективный, чиновник на его месте не смог бы так себя повести. Тут как в экономике: всё время надо взвешивать издержки и выгоды.

Вот вы говорите всё это – и такое ощущение, что если в регионе никто не шумит, не бузит, не погибает в авариях и так далее, так там как будто и не живёт никто. Жители регионов вообще интересуют кого-то в Кремле?

Обратной связи между регионами и Кремлём нет. Она существует либо в виде скандалов, привлекающих к региону повышенное внимание, либо за счёт серьёзных лоббистов, способных донести до Кремля народные чаяния, совпадающие с их, лоббистов, интересами. Если не происходит ни того, ни другого, если регион недостаточно привлекателен для бизнес-групп и если он не создаёт для Кремля проблем, это самый омут. Такой регион – самый безопасный для губернатора, который будет сидеть, не высовываясь.

Беседовала Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»

Сенсационные изменения в губернаторском корпусе свидетельствуют о курсе на обновление кадров в госуправлении. Михаил Шахов объясняет, откуда взялись “технократы-близнецы“, и зачем они нужны Путину.

Продолжая серию замен губернаторов-тяжеловесов, накрепко прикипевших к своим местам, молодыми врио-технократами, Владимир Путин совершает подлинный переворот в кадровой политике. Из-под "старых элит" на глазах изумлённой публики буквально "выдёргивают" страну. И это вовсе не такое легкое дело, каким оно может показаться со стороны.

Как и любимый боевой приём Президента (мы знаем из его разговоров с детьми в центре "Сириус", что это т.н. передняя подсечка), — подъем регионов с поколенческим переворотом требует высочайшего мастерства исполнения. Если при выполнении зрелищного броска что-то пойдет не так, это может плачевно сказаться на его эффективности.

Новому главе Ненецкого АО Александру Цыбульскому - 38 лет

Несмотря на то, что со всеми уходящими главами регионов явно достигнуты договоренности о мирном оставлении высоких кресел, и "по утрате доверия" пока никого не снимали, внешнему наблюдателю не стоит обманываться тишью и гладью. Не факт, что все местные бонзы, связанные с "новыми бывшими", так уж безропотно примут неизбежное отстранение от привычных кормушек.

Способов "ответить" Москве у региональных элит достаточно — от привычных подковерных интриг (аппарат редко меняется целиком, с кадрами на местах вообще трудно), до искусственного раздувания социальных протестов. У тех, кто решит, что теряет слишком многое (например, рискует коррупционными инвестициями "в губернатора", а при новом руководителе — и отстроенными схемами, и свободой), может хватить духу на демарши.

В отдаленных и специфических регионах, где до Кремля далеко, а своя рука — владыка, такие трюки могут обойтись достаточно дорого. Тем паче, в предвыборный период.

Тем не менее, отвечая на назревший в обществе запрос на перемены (его ещё в августе зафиксировал в опросах ВЦИОМ), Путин уверенно идёт на этот, в общем-то, избыточный для себя предвыборный риск. Лишний раз демонстрируя, что созданная им система находится в отличной спортивной форме, и всегда готова ею блеснуть.

Подводя итоги осеннего ЕДГ-2017, я :

Что должен сделать политический патриарх, чтобы перед лицом беспощадного Времени обеспечить преемственность курса? Вырастить себе смену, конечно же.

Что же, Владимир Владимирович явно становится инициатором и "мотором" идущего обновления. Являясь гарантом стабильного развития страны, он форсирует неизбежное и назревшее обновление власти, гарантируя своим опытом и авторитетом стабильность этого процесса.

Сегодня цель Путина – переход страны к новому технологическому укладу, и упрочение позиций России в мировой экономике ради безопасной и благополучной жизни граждан нашей великой страны. Именно по его инициативе молодые управленцы – губернаторы, главы корпораций и министерств – получают шанс на самореализацию, построение карьеры.


Максим Решетников, 37 лет, новый ИО губернатора Пермского края

На момент подведения итогов выборов, в "волну перемен" влилось 11 кремлевских кандидатов-новичков. В их числе — семеро "спринтеров", ставших врио менее чем за год до плебесцита. Число достаточное, чтобы уловить тренд на обновление, но не определяющее глубины этой тенденции.

Однако последовавшие события, которым мы день через день продолжаем становиться свидетелями, наглядно продемонстрировали, что список замен у Кремля оказался длиннее, чем (и без того заметные) "±10% от числа регионов РФ". На самом деле, конец "скамейки запасных" всё ещё скрыт завесой тайны: сколько всего "молодых технократов" придёт к власти до и после выборов Президента, остается только гадать.

Но, гадая, не следует забывать, что где-то (в голове Президента, в списках кадрового управления его Администрации) все ходы прописаны наперёд. Смена эпох, которую мы наблюдаем — не спонтанные лихорадочные решения (как в свое время тоже бывало; вспомним, к примеру, "подмосковный период" в карьере Шойгу, которым тогда явственно "затыкали дырку в штатном расписании"). Напротив! Серия замен выглядит тщательно подготовленной, а принцип отбора кандидатур — укладывается в ту же линию, которую можно разглядеть и на первых 7 "технократах".

Новые люди, выдвигаемые Кремлем, не только напичканы информацией из пресловутых "зелёных папок" и согласованы в административных кланах с учетом интересов финансово-промышленных групп, ответственных за развитие территорий.

Они тщательно, загодя подготовлены к предстоящей работе. Этот путь занял годы, и отбирались для него фигуры, обладающие потенциалом и достаточно молодые, чтобы успеть его реализовать.

Будто в петровские времена, молодых управленцев с мест "выдёргивали" в столицу, давали "пообтереться" в госструктурах и в крупном бизнесе. Наиболее перспективных обучали "разуметь передовым наукам" (4 октября исполнится ровно год соответствующему модулю подготовки высшего резерва управленческих кадров в РАНХиГС — на коллективном фото 40 его первых слушателей можно поискать знакомые по фотографиям "губернаторов-клонов" лица).


Исполняющие обязанности губернаторов Глеб Никитин и Дмитрий Азаров

Отбор управленческих кадров и "растасовка" этой колоды по участкам госуправления напоминает и советские подходы к распределению — с той разницей, что место "идеологической подготовки" в критериях отбора заняла эффективность, а "уехать за 101-й километр" ни один из них не боится. Направляясь в регионы, они несут с собой передовые практики, в которых уверены. Это ценности диалога, консенсуса и сотрудничества с гражданским обществом, идеи внедрения современных технологий (кое-где уже опробованные: ярославская "Бережливая поликлиника", ИС "Лес" в Кировской области и т.п.).

Выдвиженцам удалось достичь заметных должностей в бизнесе, дорасти до чинов на госслужбе, продемонстрировав успехи в конкурентной борьбе. Такой опыт порождает динамизм, оптимизм, четкость образа будущего — и навык самоотдачи, позволяющий разбираться с застаревшими проблемами регионов, проявляя "комиссарскую" требовательность к себе и другим.

Формула, под которую кроили и ковали этих "губернаторов будущего" — основанное на знании управленческих технологий видение путей развития, и энергичная уверенность в своих силах пройти этим путём.

На данном этапе развития, стране не нужны популисты-руководители "шоу-политического" типа. Задачи интенсивного развития требуют кооптации управленцев, способных имплементировать передовые технологии и добиваться конкретных результатов.

Но "Кадровый переворот" должен стать социальным лифтом не только для элитарных выдвиженцев. Необходимо, чтобы новые назначенцы (пусть и утверждаемые плебесцитом в ходе выборов, врио воспринимаются именно как назначенцы, ставленники Кремля) черпали собственный кадровый резерв не только из "материнских" госкорпораций и финансово-промышленных групп.


Еще 20 сентября, встречаясь с 16-ю свежеизбранными губернаторами, В.В. Путин тщательно проговаривал и акцентировал: надо набирать себе команду открыто, устраивая публичный конкурс для кандидатов — без клановости и подковерных интриг.

Зачем? Процитируем Гаранта дословно:

Чтобы и молодые люди у нас понимали, чувствовали, видели, что, как сейчас модно говорить, лифты социальные работают вне зависимости от каких-то левых сил, правых сил, каких-то связей, а их профессиональный рост связан прежде всего с их личными деловыми качествами, с их уровнем подготовки, желанием и умением работать в интересах людей.

Очень верный подход: свежая кровь — горячая. Будем надеяться, что молодым губернаторам хватит целеустремленности и открытости, чтобы, руководствуясь этим принципом "кооптации по потенциалам", организовать для задач формирования своих команд карьерные лифты не хуже тех, на которых они сами сейчас воспарили к высшим государственным должностям.

Тот, кто в 2020-е годы сумеет воспитать и построить наилучшую команду, получит все шансы в борьбе за главный пост в стране — Президентский.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать Ruposters в ленте "Яндекса"

Более десяти губернаторов российских регионов заняли выжидательную позицию, готовясь к отставкам. Кадровые решения не исключаются уже летом, как это было год назад, причем региональные СМИ даже назвали имя первого претендента на «вылет».

Но основная «волна перестановок» может накрыть губернаторский корпус и осенью: перед президентскими выборами стратегически сделать это будет достаточно выгодно. Подробности - в материале «ФедералПресс».

Вологодский почти пал…

Буквально на днях в СМИ прошла информация об ожидаемой со дня на день отставке губернатора Вологодской области Олега Кувшинникова. В регионе его называют «владыкой области», «шатким губернатором», «матерым казнокрадом». Одним из веских поводов для отставки якобы может стать бездействие властей в решении проблем обманутых дольщиков. Вместе с тем, начиная с 2011 года, когда Кувшинников возглавил область, он доказал свою способность успешно балансировать - не «обижать» ключевых доноров регионального бюджета, и в то же время худо-бедно решать существующие экономические вопросы.

Полномочия Кувшинникова заканчиваются в 2019 году. Но его позиции политологи считают довольно шаткими: заметно улучшить социально-экономическую ситуацию в регионе ему не удалось, а с муниципалитетами то и дело возникают конфликты.

Не самые лучшие позиции Олега Кувшинникова подтверждаются и рейтингами исследовательских компаний. Последний из них - рейтинг влияния глав субъектов РФ, подготовленный Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК) по итогам июня, - показал падение Кувшинникова: он потерял четыре позиции и оказался только на 64 месте.

Кому собирать чемоданы

В большинстве своем в экспертных кругах и медиасреде называются одни и те же фамилии. В «расстрельный список» включают главу Омской области Виктора Назарова. Также называются фамилии губернатора Красноярского края Виктора Толоконского, главы Алтая Александра Бердникова, главы Ненецкого округа Игоря Кошина, губернатора Омской области Виктора Назарова и главы Карачаево-Черкесии Рашида Темрезова.

По мнению генерального директора Центра развития региональной политики Ильи Гращенкова , в обозримой перспективе отставки грозят не менее 12 глав регионов. Помимо уже упомянутых фигур, политолог называет губернаторов Нижегородской области Валерия Шанцева, Курской области Александра Михайлова, Кемеровской области Амана Тулеева. Кроме того, под угрозой политическое будущее тех, «кого могли бы убрать из-за низкого электорального рейтинга власти»: губернатора Мурманской области Марину Ковтун, главу Хабаровского края Вячеслава Шпорта и ряда других. Прочат отставку и самарскому губернатору Николаю Меркушкину.3

Под вопросом будущая карьера губернатора Подмосковья Андрея Воробьева, который в июньском рейтинге АПЭК потерял две позиции. Вместе с тем занимает более чем достойное 9 место. Воробьева начали отправлять в отставку еще в конце прошлого года. Но тогда поводом для ухода называлась болезнь губернатора. А вот после «Прямой линии с президентом», во время которой жители города Железнодорожного пожаловались на стремительно разрастающийся под окнами их домов Кучинский полигон, позиции Воробьева пошатнулись еще больше. И уже тогда многие ожидали от негодующего Владимира Путина решения о замене подмосковного главы.

В весьма непростой ситуации после «Прямой линии с президентом» оказался и ставропольский губернатор Владимир Владимиров, который также подвергся критике. Более того, уже во время разговора Путина с россиянами в СМИ была брошена «утка» о том, что Владимиров подал заявление об отставке. По итогам июня в рейтинге АПЭК ставропольский глава занял лишь 38 место.

Источник «ФедералПресс», близкий к Администрации президента, называет и имя главы Липецкой области Олега Королева - одного из старожилов губернаторского корпуса. По отношению к Королеву все больше начинает срабатывать фактор усталости от несменяемого чиновника, раздражение растет и среди населения, и в местных элитах. Ситуация могла бы быть иной, если бы Королеву, как, например, его более успешному коллеге, белгородскому губернатору Евгению Савченко, удалось сделать регион экономически и социально стабильным.

Чрезвычайные отставки

Полностью исключать возможность губернаторских отставок до конца лета политологи не спешат. Вместе с тем, как считает политолог Илья Гращенков, возможны только в одном случае: если «они пройдут по чрезвычайному сценарию». «Например, в связи с арестом глав. В целом, - отметил эксперт, - плановые отставки начнутся в рамках продолжения зачистки регионов к президентским выборам. Постараются сменить слабых, низкорейтинговых губернаторов, тех, кто слишком долго сидит на своем месте (возрастных), и тех, кто находится в состоянии серьезного элитного конфликта».

Аналогичной позиции придерживается политолог Роман Колесников , который считает, что в «мертвое для политики время» отставки возможны только в случае каких-то экстраординарных событий. Но уже осенью главы регионов начнут один из другим покидать свои посты. «Отставки - это в том числе предвыборная программа президента, поэтому ждать их следует ближе к главному событию 2018 года - поздней осенью или даже зимой, - пояснил эксперт. - В силу разных трендов своих постов рискуют лишиться немало региональных руководителей, думаю, в АП с «кандидатами на вылет» уже частично определились».

Политолог Аббас Галлямов считает, что «в летних отставках смыла нет, так как до президентских выборов их эффект выветрится». «Менять губернаторов надо осенью. Тогда в тех регионах, где это произойдёт, будет достигнуто искомое ощущение «свежего воздуха», которое благоприятно скажется на результатах президентских выборов, - полагает эксперт.

По мнению генерального директора Коммуникационного агентства «Actor» Дмитрия Еловского , «потенциальных отставников» можно поделить на три группы. Первая группа - это те, «чья отставка необходима в преддверии выборов президента в марте 2018 года, либо по причине слабой работы в регионе, либо как ритуальная жертва».

Во вторую группу потенциальных отставников входят те, у кого в следующем году заканчивается срок полномочий. Их назначение врио «дать возможность позволит им укрепить позиции». К этой группе Еловский относит руководителей Хакассии Виктора Зимин и Московской области Андрея Воробьева, которые могут либо уйти со своих постов в никуда, либо получить новое место.

Наконец, третья группа - губернаторы, попавшие под колпак правоохранительных органов, как, например, Владимир Миклушевский и Виктор Назаров. «Но действия следователей прогнозировать сложно - у них своя логика, не особо учитывающая политические процессы», - резюмировал Дмитрий Еловский.

Жертвами последних губернаторских отставок оказались руководители, утратившие поддержку групп влияния, входящих неформальную руководящую структуру «Политбюро 2.0» по аналогии с советским периодом. Эта тенденция наверняка получит продолжение, но исключением могут стать «отставки с повышением» – переходом на должности федерального уровня. Об этом говорится в докладе коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг», который представил новую аналитическую модель оценки устойчивости губернаторов.

«Красная зона» для глав регионов с перспективой отставки

Как следует из итогового рейтинга, который начал составляться накануне нынешней волны официальных отставок, в «красную зону» «на вылет» попали в общей сложности 16 глав регионов (подробнее ниже), пятеро из них уже фактически покинули свои посты.

Как пояснили авторы доклада, рейтинг устойчивости губернаторов («Госсовет 2.0») был создан путем сложения оценок, данных каждому руководителю по девяти критериям, в числе которых – наличие прямого контакта с главой государства, поддержка ближайшего окружения президента, реализация крупного федерального проекта на территории региона и экономическая привлекательность территории. Также учитывались уникальное позиционирование руководителя, срок его нахождения на посту, лидерские качества и ряд других факторов. Чем выше итоговая оценка, тем выше шансы губернатора остаться на своем посту.

По результатам рейтингования главы региона были распределены по трем группам риска: зеленой (более 13 баллов – отставка маловероятна), желтой (13 и менее баллов – есть риск отставки) и красной (8 и менее баллов – высокая вероятность отставки).

В Центральном федеральном округе в «красной зоне» оказались губернатор Ивановской области Павел Коньков (8 баллов), глава Владимирской области Светлана Орлова (8 баллов) и руководитель Воронежской области Алексей Гордеев (9 баллов). В Приволжском федеральном округе наибольший риск потерять свою должность имели главы Нижегородской области Валерий Шанцев (7 баллов) и Самарской области Николай Меркушин (4 балла), которые на этой неделе действительно были отправлены в отставку. В Южном округе – глава Калмыкии Алексей Орлов (4 балла), в Северо-Кавказском – главы Северной Осетии и Дагестана Вячеслав Битаров (8 баллов) и Рамзан Абдулатипов (4 балла). Примечательно, что последний также заявил о своем уходе с должности.

В Сибирском округе аутсайдеров пятеро: Александр Бердников (республика Алтай) – 8 баллов, Александр Карлин (Алтайский край) – 6 баллов, Виктор Назаров (Омская область) – 6 баллов, Владимир Городецкий (Новосибирская область) – 5 баллов и Виктор Толоконский (Красноярский край), который тоже сообщил о своей отставке, но пока президент не подписал соответствующий указ.

На Дальнем Востоке в зоне повышенного риска – глава Приморского края Владимир Миклушевский (7 баллов), а в Северо-Западном Федеральном округе – губернатор Мурманской области Марина Ковтун (6 баллов) и руководитель Ненецкого автономного округа Игорь Кошин (6 баллов), отправленный в отставку накануне.

Вполне вероятно, что ожидаемые в ближайшее время отставки глав регионов будут именно из этого списка, как это уже произошло с Меркушиным, Шанцевым, Кошиным, а также заявившими о своей отставке Абдулатиповым и Толоконским.

В «желтую» группу риска увольнения входит почти полсотни губернаторов, среди которых выделяются «партийные» руководители от ЛДПР Александр Островский (Смоленская область), от КПРФ Вадим Потомский (Орловская область) и Сергей Левченко (Иркутская область). В этом же списке «вечный» Аман Тулеев (Кемеровская область), «спорный» Георгий Полтавченко (Санкт-Петербург), «варяг» Дмитрий Овсянников (Севастополь), а также уральцы Евгений Куйвашев (Свердловская область) и Борис Дубровский (Челябинская область).

Кто больше всего выиграл от перестановок в губернаторском корпусе

Как считают эксперты «Минченко консалтинг», по итогам волны назначений и переназначений 2016-2017 годов можно сказать, что среди их главных бенефициаров оказались несколько элитных групп. Это коалиция, которая состоит из главы «Ростеха» Сергея Чемезова , руководителя Росгвардии Виктора Золотова , Генпрокурора Юрия Чайки , главы администрации Кремля Антона Вайно его предшественника на этом посту Сергея Иванова , а также группа премьера Дмитрия Медведева и его союзников, группа мэра Москвы Сергея Собянина и группа спикера Госдумы Вячеслава Володина .

«Преимущество этих групп имеет объективные предпосылки. Каждая из них располагает обширными кадровыми полигонами, включающими в себя федеральные государственные и общественные структуры, госкорпорации, региональные администрации. В то же время заметно снижение представительства в регионах выходцев из собственно региональной элиты, не прошедших через этап федеральной карьеры. Исключением являются члены команд губернаторов-тяжеловесов, к каковым можно отнести, помимо вышеупомянутого С.Собянина, А.Артамонова и Е.Савченко, а из молодого поколения – А.Воробьева и Д.Кобылкина», – говорится в докладе.

Вместе с тем, как отмечают эксперты, определенные бонусы при распределении губернаторских вакансий получили, в том числе, близкие к главе государства бизнесмены Аркадий Ротенберг , Геннадий Тимченко , Алишер Усманов и глава «Газпрома» Алексей Миллер. Кроме того, по мнению авторов доклада, объективно вырос региональный ресурс первого заместителя главы администрации президента РФ Сергея Кириенко , который курировал процесс отбора и обучения кандидатов в главы регионов. Его ситуативными союзниками выступали группы секретаря Совбеза РФ, бизнесмена Юрия Ковальчука и премьера Медведева.

При этом уже осенью 2017 года обнаружилось повышение интереса к региональной политике группы главы «Роснефти» Игоря Сечина , возможно, связанное с ослаблением силового ресурса и репутационными рисками в связи конфликтом с АФК «Система» и скандальным уголовным делом бывшего министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева , который обвиняется в вымогательстве взятки.

Роль «Политбюро 2.0» растет

«Массовые ротации в губернаторском корпусе традиционно являются составной частью перегруппировки элит накануне выборов президента. Предстоящее обновление кадров на федеральном уровне мотивирует группы влияния, входящие в «Политбюро 2.0», выдвигать новые фигуры из своей среды для тестирования в регионах и последующего карьерного роста», – говорится в докладе.

При этом эксперты обращают внимание, что необходимым условием соискателя губернаторской должности является лояльность президенту РФ Владимиру Путину . Но в то же время бессрочная индульгенция не выдается даже при наличии личного контакта и истории отношений с главой государства, как, например, в случае с главой Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко .

Вместе с тем, наряду с повышением влияния представителей «Политбюро 2.0» на кадровые решения, элитные группы тем самым повышают собственную устойчивость в среднесрочной перспективе.

«Быстрого перехода властных полномочий к новой генерации вряд ли стоит ожидать. Для их тестирования в регионах и на федеральном уровне потребуется время, в ходе которого вполне естественным будет курирование новых назначенцев со стороны групп, делегировавших их во власть. Рубежным периодом для формирования «нового поколения российских руководителей» (по китайской модели), если страна не столкнется с форсмажорными обстоятельствами, станет электоральный цикл 2021-2024 годов», – отмечается в докладе.

Москва, Анастасия Смирнова

Москва. Другие новости 28.09.17

© 2017, РИА «Новый День»

О своей отставке объявили губернатор Красноярского края Виктор Толоконский и глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. В понедельник президент России Владимир Путин также досрочную отставку самарского губернатора Николая Меркушкина, во вторник – Нижегородского – Валерия Шанцева. Директор Института актуальной экономики, лидер общественно-политического движения «Новая Россия» Никита Исаев прокомментировал в интервью телеканалу «МИР 24» обновление губернаторского корпуса.

В СМИ также писали, что к уходу готовятся губернаторы Ивановской, Мурманской, Новосибирской и Омской областей, Алтайского края и Ненецкого автономного округа. Как думаете, так и будет?

Исаев: Наверное, стоит ожидать анонсирование до конца года 10-15 губернаторов. При этом предполагаю, что десять, действительно, в ближайшие две недели будут происходить в ежедневном режиме, что мы сейчас и наблюдаем. Те регионы, которые вы обозначили, находятся в зоне риска. Я бы добавил в список и Приморский край.

Почему это происходит?

Исаев: Как правило, это проблемы следующего характера – это некие внутренние межэлитные конфликты, которые существуют в регионах и которые нарушают стабильность, в том числе в предвыборный год. Также на это влияет существенная коррупционная составляющая в командах губернаторов. Хотя стоит отметить, что сейчас губернаторы ушли без лишения свободы, как это происходит в последнее время. Меркушкин назначен спецпредставителем президента по финно-угорским народам, Шанцев получил орден «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Они заслужили признание, но команда сложная. Естественно перед выборами президент принимает такие решения, чтобы погасить возможный социальный конфликт и поставить новых управленцев.

Последний раз такая масштабная губернаторская ротация происходила во времена президентства Дмитрия Медведева, когда с должностей ушли десять глав регионов, включая таких тяжеловесов «ельцинского призыва», как Юрий Лужков, Эдуард Россель, Минтимер Шаймиев, Муртаза Рахимов, Егор Строев, Александра Филиппенко. В чем, на ваш взгляд, смысл подобной пакетной перезагрузки?

Исаев: Дело в том, что региональная номенклатура устарела с точки зрения возраста, подходов и транзита власти, о чем сейчас говорит президент, что молодые, но опытные губернаторы будут строить новую Россию. Я очень надеюсь, что эта тенденция продолжится и во время предвыборной кампании, а также на федеральном уровне.

Комментируя отставки, зампред правительства РФ Дмитрий Козак сказал, что идет оценка эффективности работы органов исполнительной власти субъектов России. Но ведь не все губернаторы, «сидящие на чемоданах», имеют низкие рейтинги. Некоторые считаются хорошими управленцами. Получается, эффективность - это не единственный критерий?

Исаев: Кроме рейтинга, существует и вопрос доверия, когда отсутствует гражданское общество, когда люди не идут на выборы и не участвуют в общественной жизни региона. Это напряжение, которое может создаваться в некотором вакууме, а потом выстреливать. Речь идет о потенциальном социальном конфликте. Губернаторы несут большую ответственность за социальное напряжение. И сегодня губернаторская работа не самая простая.

Пресс-секретаря российского президента сегодня спросили о новых врио глав регионов как о «молодых технократах». На это Дмитрий Песков , что «не технократов, а молодых, широкопрофильных специалистов» . Означает ли это, что к губернаторам теперь, в принципе, предъявляются новые требования?

Исаев: Да, «технократы» звучит как «терминаторы», как непонятное русскому человеку понятие. Специалист – более понятная история. Действительно, все они не из публичной политики, люди, которые прошли школу работы на федеральном уровне. Они широкопрофильные. Такие ребята, по мнению президента, способны вдохнуть жизнь в эти регионы и найти точки роста региональных экономик.

Насколько масштабной может быть текущая перезагрузка власти? Сколько еще губернаторов может уйти в отставку?

Исаев: У нас всего 82 губернатора. В единый день голосования выбрали 16 губернаторов, ожидается отставка еще 15. Я думаю, что в этом году совершенно точно не больше. Но треть обновится. Я считаю, что тем губернаторам, которые останутся, необходимо понимать, что надо встраиваться в те подходы, которые существуют.