Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Один из основных механизмов межличностного восприятия. Механизмы межличностного восприятия. В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотип

Познание одним человеком другого всегда сопровождается эмоциональной оценкой партнера, попыткой понять его поступки, прогнозом изменений в его поведении и моделированием собственного поведения. Так как в этом процессе участвуют минимум два человека и каждый из них является активным субъектом, в построении стратегии взаимодействия каждый должен учитывать не только мотивы и потребности другого, но и его понимание мотивов и потребностей партнера. Процесс межличностного восприятия также называют социальной перцепцией.

Механизм межличностного восприятия - это способ, посредством которого человек интерпретирует и оценивает другого. Таких способов может быть довольно много. Сегодня мы с вами рассмотрим основные механизмы межличностного восприятия: идентификацию, эмпатию, эгоцентризм, аттракцию, рефлексию, стереотип и каузальную атрибуцию.

Идентификация

Первым и основным механизмом межличностного восприятия является идентификация человека человеком. С точки зрения социальной психологии она подтверждает тот факт, что простейшим способом понимания партнера является уподобление себя ему.

Вообще, идентификация имеет несколько толканий:

  1. Отождествление себя с другим индивидом, основанное на эмоциональной связи.
  2. Усвоение ценностей, ролей и моральных качеств другого человека.
  3. Копирование мыслей, чувств или поступков другого человека.

Наиболее емкое определение идентификации звучит следующим образом. Идентификация - это понимание партнера через его осознанное или бессознательное отождествление с собой, попытка почувствовать его состояние, настроение и отношение к миру, поставив себя на его место.

Эмпатия

Второй механизм межличностного восприятия тесно связан с первым. Эмпатией называют эмоциональное стремление откликнуться на терзающие другого человека проблемы, сочувствовать ему и сопереживать.

Также эмпатию трактуют как:

  1. Постижение состояний другого индивида.
  2. Психический процесс, направленный на идентификацию чужих переживаний.
  3. Действие, помогающее индивиду построить общение особым образом.
  4. Способность проникать в психическое состояние другого человека.

Способность к эмпатии возрастает в случае схожести собеседников, а также при обретении индивидуумом жизненного опыта. Чем выше эмпатия, тем красочнее человек представляет себе влияние одного и того же события на жизнь разных людей, и тем больше он осознает факт существования разных взглядов на жизнь.

Индивида, склонного к эмпатии, можно узнать по таким признакам:

  1. Терпимость к эмоциям других людей.
  2. Способность вникнуть во внутренний мир собеседника, не раскрывая при этом своего мировоззрения.
  3. Адаптация своего мировосприятия к мировосприятию другого человека с целью достижения взаимопонимания.

Сходство эмпатии с идентификацией

У механизма эмпатии есть некоторые сходства с механизмом идентификации. В обоих случаях имеет место способность человека посмотреть на вещи с точки зрения другого человека. Однако эмпатия, в отличие от идентификации, не предполагает отождествления себя с собеседником. Отождествляя себя с партнером, человек принимает его модель поведения и строит аналогичную. Проявляя же эмпатию, индивид просто берет во внимание линию поведения собеседника, продолжая при этом строить свое поведение независимо от него.

Эмпатичность считается одним из важнейших профессиональных навыков психолога, врача, учителя и руководителя. Эмпатичное внимание (слушание), по мнению К. Роджерса, является особым отношением к партнеру, основанным на синтезе идентификации и эмпатии. Включение в другого человека, позволяющее достичь открытости контакта - идентификационная функция. Такое «погружение в собеседника» в чистом виде имеет негативные последствия - психолог «связывается» трудностями клиента и начинает сам болеть его проблемами. Здесь на помощь приходит эмпатическая составляющая - способность к отстранению от состояния партнера. Таким образом, совокупность таких механизмов, как идентификация человека человеком и эмпатия, позволяет психологу оказывать реальную помощь клиентам.

Виды эмпатии

Эмпатические переживания могут быть адекватными и неадекватными. К примеру, у одного чужое горе вызывает грусть, а у другого - радость.

Кроме того, эмпатия может быть:

  1. Эмоциональной . Основывается на механизме проекции и подражания эффективным и моторным реакциям собеседника.
  2. Когнитивной . Базируется на интеллектуальных процессах.
  3. Предикативной . Выражает способность человека к предсказыванию реакций собеседника в той или иной ситуации.

Важной формой эмпатии выступает сопереживание - переживание одним индивидом чувств, эмоций и состояний, которые испытывает другой. Происходит это через отождествление с собеседником и сочувствие ему.

Эгоцентризм

Третий механизм межличностного восприятия, в отличие от двух предыдущих, усложняет познание индивидами друг друга, а не облегчает его. Эгоцентризм - это сосредоточение человека на своих личных переживаниях и интересах, которое приводит к тому, что он теряет способность к пониманию людей с иным мировосприятием.

Эгоцентризм бывает:

  1. Познавательным . Проявляется в процессе мышления и восприятия.
  2. Моральным . Иллюстрирует неспособность человека к пониманию причин поведения окружающих.
  3. Коммуникативным . Выражается неуважением к смысловым понятиям собеседника.

Аттракция - это тяготение или притяжение одного человека к другому, обусловленное взаимным интересом. В психологии межличностная аттракция означает дружелюбные отношения между людьми и выражение симпатии друг к другу. Развитие привязанности одного субъекта к другому возникает как следствие эмоционального отношения, оценка которого вызывает целый ряд чувств и выражается как социальная установка на другого человека.

Рефлексия

Рассматривая психологические механизмы межличностного восприятия, нельзя не упомянуть о рефлексии. Рефлексией называют осознание человеком того, как его оценивают и воспринимают другие индивиды. То есть это представление человека о том, какого мнения о нем собеседник. Этот элемент социального познания, с одной стороны, означает познание человеком собеседника через то, что он думает о нем, а с другой - познание самого себя через это. Таким образом, чем шире индивида, тем больше представлений о том, как его воспринимают другие, и тем больше человек знает о себе и окружающих.

Стереотип

Это очень важный и довольно емкий механизм межличностного восприятия. Стереотип в контексте межличностной аттракции - процесс формирования мнения о человеке, на основе личных предубеждений (стереотипов).

В 1922 году для обозначения представлений, связанных с неточностью и ложью, В. Лимпан ввел такой термин, как «социальный стереотип». Как правило, формирование устойчивых образцов какого-либо социального объекта, происходит незаметно даже для самого индивида.

Есть мнение, что именно из-за слабой осмысленности стереотипы прочно закрепились в форме устойчивых эталонов и получили власть над людьми. Стереотип возникает в условиях недостатка информации или является плодом обобщения собственного опыта индивида. К опыту часто добавляется информация, полученная из кинематографа, литературы и прочих источников.

Благодаря стереотипу человек может быстро и, как правило, надежно, упрощать социальное окружение, оформлять его в определенные эталоны и категории, делать его более понятным и прогнозируемым. Когнитивную основу стереотипизации формируют такие процессы, как ограничение, селекция, и категоризация крупного потока социальной информации. Что касается мотивационной основы данного механизма, то ее формируют процессы оценочной популяризации в пользу той или иной группы, которые дают человеку ощущение принадлежности и защищенности.

Функции стереотипа:

  1. Селекция информации.
  2. Формирование и поддержка позитивного образа «Я».
  3. Создание и поддержка групповой идеологии оправдывающей и объясняющей поведение группы.
  4. Формирование и поддержка позитивного образа «Мы».

Таким образом, стереотипы являются регуляторами общественных отношений. Их главными признаками являются: экономия мышления, оправдание собственного поведения, удовлетворение агрессивных тенденций, устойчивость и выход группового напряжения.

Классификация стереотипов

Существует сразу несколько имеющих место быть классификация стереотипов. По классификации В. Панферова, стереотипы бывают: социальными, антропологическими, и этнонациональными.

Подробнее остановимся на классификации А. Реан, согласно которой, стереотипы бывают:

  1. Антропологическими. Проявляются в случае, когда оценка психологических качеств человека и его личности зависит от особенностей внешнего вида, то есть антропологических признаков.
  2. Этнонациональные. Актуальны в том случае, когда на психологическую оценку человека влияют его принадлежность к той или иной этнической группе, расе или нации.
  3. Социально-статусные. Имеют место быть в том случае, если оценка личностных качеств индивида происходит в зависимости от его социального статуса.
  4. Социально-ролевые. В данном случае, оценка личности подчинена социальной роли и ролевым функциям индивида.
  5. Экспрессивно-эстетические. Психологическая оценка личности опосредована внешней привлекательностью человека.
  6. Вербально-поведенческие. Критерием для оценки личности служат его внешние особенности: мимика, пантомимика, язык и прочее.

Есть и другие классификации. В них, кроме предыдущих, рассмотрены такие стереотипы: профессиональные (обобщенный образ представителя той или иной профессии), физиогномические (черты внешности связаны личностью), этнические и прочие.

Наиболее изученными считаются национальные стереотипы. Они иллюстрируют отношения людей к тем или иным этническим группам. Такие стереотипы часто служат частью менталитета нации и ее самосознания, а также имеют четкую связь с национальным характером.

Возникающая в условиях недостатка информации стереотипизация, как механизм межличностного восприятия, может выполнять консервативную и даже реакционную роль, формируя у людей неправильное представление о других и деформируя процессы межличностного взаимодействия и взаимопонимания. Поэтому определять истинность или ошибочность социальных стереотипов нужно сугубо на основании анализа конкретных ситуаций.

Каузальная атрибуция

Рассматривая механизмы социальной перцепции, не стоит обходить вниманием такой увлекательный феномен, как каузальная атрибуция. Не зная или недостаточно понимая истинные мотивы поведения другого индивида, люди, оказавшись в условиях дефицита информации, могут приписывать ему недостоверные причины поведения. В социальной психологии этот феномен называется «каузальной атрибуцией».

Рассматривая, как люди интерпретируют поведение других, ученые обнаружили так называемую фундаментальную ошибку атрибуции. Она происходит из-за того, что люди переоценивают значение личностных черт других, и недооценивают влияние ситуации. Другие исследователи обнаружили феномен «эгоцентричного приписывания». Он основан на свойстве людей, приписывать себе успех, а другим людям - неудачи.

Г. Келли выделил три типа атрибуции:

  1. Личностную. Причина приписывается тому, кто совершил поступок.
  2. Объективную. Причина приписывается объекту, на которой направляется действие.
  3. Атрибуцию, связанную с обстоятельствами. Причина происходящего приписывается обстоятельствам.

Наблюдатель обычно прибегает к личностной атрибуции, а участник, как правило, списывает все на обстоятельства. Эту особенность отчетливо видно в приписывании успехов и неудач.

Важным вопросом в рассмотрении каузальной атрибуции является вопрос установки, сопровождающей процесс восприятия человека человеком, особенно в формировании впечатления о неизвестном человеке. Это было выявлено А. Бодылевым с помощью экспериментов, в которых разным группам людей демонстрировали фото одного и того же человека, сопровождая его характеристиками типа «писатель», «герой», «преступник» и так далее. При срабатывании установки словесные портреты одного и того же человека отличались. Было выявлено, что есть люди, неподдающиеся стереотипному восприятию. Их называют избирательно стереотипными. Рассмотрев механизмы социальной перцепции, теперь коротко поговорим о ее эффектах.

Эффекты межличностной перцепции

Эффект межличностного восприятия всегда формируется на почве стереотипов.

Всего бывает три эффекта:

  1. Эффект ореола. Выражается, когда один человек преувеличивает однородность личности другого, перенося впечатление (благоприятное или нет) об одном его качестве на все остальные качества. Во время формирования первого впечатления, эффект ореола проявляется, когда общее положительное впечатление о человеке приводит к положительной оценке всех его качеств, и наоборот.
  2. Проявляется при оценке незнакомого человека. Роль установки в таком случае играет информация, которая была представлена ранее.
  3. Эффект новизны. Данный эффект межличностного восприятия действует при оценке знакомого человека, когда последняя информация о нем становится наиболее значимой.

Формирование представления о собеседнике всегда начинается с оценки и восприятия его физического облика, внешности и манеры поведения. В дальнейшем эта информация ложится в основу восприятия и понимания этого человека. Она может зависеть от ряда факторов: индивидуальных особенностей человека, его уровня культуры, его социального опыта, эстетических предпочтений и так далее. Важным вопросом являются также возрастные особенности человека, который воспринимает.

К примеру, ребенок, который только начал ходить в детский сад, в общении с людьми опирается на первичные представления о них, который у него сформировались при общении с родителями. В зависимости от того, как у ребенка складывались отношения ранее, он проявляет раздражительность, недоверие, послушание, уступчивость или упрямство.

Заключение

Резюмируя выше сказанное, стоит отметить, что к механизмам межличностного восприятия относятся способы интерпретации и оценки одного человека другим. Главными из них являются: идентификация, эмпатия, эгоцентризм, аттракция, рефлексия, стереотип, и каузальная атрибуция. Разные механизмы и типы межличностного восприятия, как правило, работают в тандеме, дополняя друг друга.

Механизмы

межличностного

восприятия

Н.М. Сперанская,

к.э.н., доцент кафедры менеджмента

Межличностное восприятие рождается в процессе межличностного общения, поэтому для более полного раскрытия нужного нам термина, необходимо рассмотреть понятие межличностных отношений.

Межличностные отношения - субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

На основе внешнего поведения, мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значения его внешних данных. Возникающие при этом впечатления играют важную регулятивную роль в процессе общения. Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания: осознания себя происходит через представление о другом человеке. «Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку» (Маркс). Таким образом, системы представлений и нормативные стандарты рождаются в межличностных отношениях; в современном обществе такие отношения включают в себя и символические отношения, какие устанавливаются у человека с людьми, которых он видел лишь на телеэкране или благодаря другим формам электронной коммуникации.

Межличностное восприятие - понимание и оценка человека человеком. Специфика межличностного восприятия по сравнению с восприятием неодушевленных предметов заключается в большей пристрастности, что проявляется в слитности когнитивных (познавательных) и эмоциональных компонентов, в более ярко выраженной оценочной и ценностной окраске, в более прямой зависимости представления о другом человеке от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. Значительное число исследований межлично-

стного восприятия посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке. В них выясняются закономерности «достраивания» образа другого человека на основе наличной, нередко ограниченной информации о нем и при выявлении актуальных потребностей воспринимающего субъекта, фиксируется действие механизмов, приводящих к искажению межличностного восприятия. Важная особенность межличностного восприятия человека на основе наличной, нередко ограниченной информации о нем и при выявлении актуальных потребностей воспринимающего субъекта, фиксируется действием механизмов, приводящих к искажению межличностного восприятия.

Важнейшими из таких механизмов являются:

Идентификация - понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним;

Социально-психологическая рефлексия - понимание другого путем размышления за него;

Эмпатия - понимание другого человека путем эмоционального чувствования в его переживаниях;

Стереотипизация - восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы и др.

Рассмотренные механизмы позволяют перейти к анализу процесса познания людьми друг друга в целом. Обычно исследования межличностных отношений делятся на два больших класса: изучение содержания межличностного восприятия и изучение самого процесса межличностного восприятия.

Подробнее остановимся на второй области исследований, которая связана с выделением различных «эффектов», возникающих при восприятии одного человека другим.

Эффект ореола - это распространение первичной общей оценки человека на восприятие его поступков и личностных качеств. Если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоценивать в положительную сторону. В них выделяют и преувеличивают лишь положительные моменты, а отрицательные подсознательно затушевывают или вообще не замечают. И наоборот общее неблагоприятное впечатление способствует недооцениванию каких-то положительных качеств или воспринимается лишь отрицательная информация. Таким образом получаемая информация о каком-либо человеке накладывается на тот образ, который был создан заранее и возникает эффект положительного или отрицательного ореола. Иногда этот эффект называют «эффектом Полианны», если о положительных качествах и «дьявольским эффектом» если об отрицательных.

Довольно часто эффект ореола проявляется в определенных условиях:

1) когда воспринимающий человек имеет минимальную информацию об объекте восприятия;

2) когда суждения касаются моральных качеств;

3) когда воспринимающий человек судит о свойствах человека, в которых не разбирается.

В основе эффекта ореола лежат механизмы, обеспечивающие при недостатке информации о человеке, необходимой для успеха какой-либо деятельности, ее упрощение и отбор. Такое происходит на начальных этапах межличностного общения людей. Ведь первая встреча этих людей может зависеть от обстановки, настроения, состояния и т. д. Поэтому часто первое впечатление друг о друге оказывается неправильным. Тем не менее, первичное восприятие иногда оказывается правильным. Это помогает быстрому и эффективному настрою людей в общении друг с другом, правильному и эффективному взаимодействию в различных ситуациях.

Галоэффектнесет практически такой же эффект. Галоэф-фект (от англ. Halo - ореол и лат. Effectus - действие, результат) - феномен социальной психологии. Влияние общего впечатления о человеке (или событии) на восприятие и воспроизведение из памяти его частных характеристик. Определение свойств человека через конкретные формы поведения способствует уменьшению воздействия галоэффекта.

Эффект первичности - это более высокая вероятность припоминания нескольких первых элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами. В социальной психологии эффект первичности изучается при восприятии людьми друг друга и касается значимости определенного порядка поступления информации о человеке для формирования представления о нем. Этот эффект заключается в том, что при встрече с новым человеком в течение первых 3-5 минут формируется наше впечатление о нем, определяется образ и наше отношение к этому человеку. Таким образом, информация, полученная ранее, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке, а вся последующая информация о нем уже не оказывает на нас особого влияния и практически не меняет наших взглядов. Эффект первичности настолько силен, что если человеку захочется изменить отношение к себе, ему придется приложить очень много усилий.

Эффектновизны заключается в том, что на отношение к хорошо знакомому человеку оказывает влияние самая свежая, последняя информация о нем, а по отношению к новому человеку более важна первая информация.

Если эта информация носит оценочный, пристрастный характер, то может возникнуть эффект ореола и галоэффект. Оба этих эффекта касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

Эффект стереотипности выражается в упрощенном и схематичном, но устойчивом представлении о чем-либо. Стереотипы стихийно складываются в условиях дефицита информации, либо неспособности индивида интерпретировать ее адекватно. Стереотип никогда не бывает истинным, он всегда содержит тенденциозные, заранее заданные характеристики явления, поэтому всегда неадекватен ему. Стереотип обобщает явления по принципу внешней схожести или случайных совпадений, однако не анализирует их глубинную сущность. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным последствиям. С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит сдвига в сторону его эмоционального принятия или непринятия, остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в каком-то смысле необходим, ибо помогает сокращать процесс познания. Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью.

Эффект проекции проявляется, когда мы приписываем человеку приятному для нас свои собственные достоинства, а неприятному, наоборот, недостатки. Т. е. выявлять у других именно те черты, которые представлены у нас.

Так же выделяют эффектвлияния авторитетов. Эффект заключается в том, что авторитетное мнение и высказывание о ком-либо не подвергается сомнению, принимается «на веру». В роли авторитетов могут выступать конкретные люди или научно обоснованные факты.

Еще один эффект - эффект средней ошибки. Это тенденция смягчить оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего.

И последний эффект - эффекткрасоты. Внешняя привлекательность оказывает особое влияние на формирование первого впечатления о человеке. Человеческая психика воспринимает красоту как важный элемент установления и развития межличностных отношений. Этот фактор проявляет свое действие с четырех лет, когда красота человека обеспечивает ему более высокую популярность, чем менее привлекательным сверстникам. Уже в этом возрасте, осознавая привилегированное положение сверстников, дети утверждают, что лучше быть красивым, потому что тогда их все будут любить и не будут обижать. Экспериментальными исследованиями психологов установлено, что ореол физической привлекательности влияет не только на оценку ха-

рактера человека, но и на оценку результатов его деятельности и отдельных поступков. Здесь действует стереотип «красивый значит хороший», так как красота ассоциируется с положительными личными качествами, а некрасивость - с отрицательными..

Рассмотрев все возможные эффекты межличностного восприятия, становится понятно насколько важно, чтобы первое впечатление у человека о своем собеседнике сложилось максимально положительное. Если оказывается именно так, то дальнейших проблем в общении и понимании друг друга возникнуть не должно. Но что делать, если при каких-то внешних обстоятельствах первое впечатление остается негативным? Естественно необходимо попытаться опровергнуть его, показать свои положительные стороны при межличностном общении, но нередко негативное восприятие человека к человеку вызвано какими-то заранее сложившимися предубеждениями, предрассудками.

Предрассудок (предубеждение) - установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия. Как правило, человек не осознает или не желает осознать, что он предубежден, и рассматривает свое отношение к объекту предрассудка как следствие объективной и самостоятельной оценки каких-то фактов. Предрассудок может быть следствием поспешных и необоснованных выводов, базирующихся на личном опыте, а также результатом некритического усвоения стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе. Предрассудок нередко используется человеком для оправдания неблаговидных поступков. Особенно часто развиваются национальные и расовые предубеждения.

Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт был негативным, каждое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Многие экспериментальные исследования зафиксировали возникновение таких предубеждений, но они особенно отрицательно проявляются не в условиях лаборатории, а в условиях реальной жизни, когда могут нанести серьезный вред не только общению между собой, но и их взаимоотношениям. Особенно распространенным явлением являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы. Предвзятое, то есть не основанное на свежей, непосредственной оценке каждого явления, а выведенное из стандартизованных суждений и ожиданий мнение о свойствах людей и явлений психологи называют стереотипом.

Для наибольшей наглядности рассмотрим понятие «предрассудок» в соотношении с близкими по смыслу категориями стереотипы, установки, предубеждения. Предрассудок и предубеждение имеют более «социальные» установки. Их формирование зависит от конкрет-

ной общественно-исторической ситуации. Предрассудок отличает большая концентрация негативных эмоций. В реальном поведении предрассудок проявляется в конкретных поступках дискриминирующего характера. Предубеждение характеризуется негативным эмоциональным зарядом и, в отличие от предрассудка, не дискриминирует, а избегает какого-либо общения или контакта.

Установка - готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. Таким образом, установка представляет собой некую призму, через которую человек рассматривает мир и происходящие в нем события.

Стереотип - относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта, складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе, т. е. стереотип является уже сформированным выражением той или иной социальной установки по отношению к определенному явлению. В отличие от стереотипа предрассудок представляет собой только отрицательную и враждебную оценку группы или принадлежащего к ней индивида на основании приписывания им негативных качеств.

Итак, сравнив все эти определения, близкие по значению друг другу, можно выделить у интересующего нас понятия «предрассудок» некоторые отличительные особенности. Предрассудок является наиболее сильной эмоциональной установкой, имеющий самые сильные отрицательные эмоции. Для предрассудков характерно бездумное негативное отношение ко всем членам группы или большей ее части. Предрассудки наносят огромный вред межличностным, межнациональным отношениям и всему обществу в целом.

Представления о типичных чертах других народов зависят как от их характерных черт, так и от форм и разнообразия контактов с ними. При этом результатом контактов являются предрассудки.

В психологии предрассудок рассматривается как психологическая установка предвзятого и враждебного отношения к чему-либо без достаточных для такого отношения оснований или причин. Если рассматривать предрассудок применительно к этническим группам или их культурам, он выступает в виде установки предвзятого или враждебного отношения к представителям этих групп, их культурам и любым фактам действительности, связанным с их деятельностью, поведением и социальным положением.

Чаще всего объектом предрассудков оказываются люди, которые сильно отличаются от большинства какими-то чертами, отрицательно оцениваемыми другими людьми. Наиболее известные формы

предрассудков расизм, гомофобия, дискриминация по возрастному признаку и т. д.

Предрассудки являются элементами культуры, поскольку порождены общественными причинами, а не биологическими. Предрассудки являются устойчивыми и широко распространенными элементами обыденной, повседневной культуры, которые передаются их носителями из поколения в поколение и сохраняются при помощи обычаев или нормативных актов. Наиболее часто предрассудки включены в культуру в виде нормативных заповедей, т. е. строгих представлений о том, «что и как должно быть», каким образом следует относиться к представителям соответствующих этнических или социокультурных групп.

В жизни человека предрассудки занимают далеко не последнее место. Во-первых, наличие какого-либо предрассудка серьезно искажает для его носителя процесс восприятия людей из других этнических или социокультурных групп. Он видит в них то, что хочет видеть, а не то, что есть на самом деле, поэтому положительные качества объекта предрассудка не учитываются при общении и взаимодействии. Во-вторых, в среде людей, зараженных предрассудками, возникает неосознанное чувство тревоги и страха перед теми, кто для них является объектом дискриминации, потому что носители предрассудков видят в них потенциальную угрозу, что порождает еще недоверие. В-третьих, существование предрассудков и основанных на них традиций и практики дискриминации, сегрегации, ущемления гражданских прав, в конечном счете, искажает самооценку объектов этих предрассудков. Большому числу людей навязывается чувство социальной неполноценности, и как реакция на это чувство возникает готовность к утверждению личностной полноценности через межэтнические и межкультурные конфликты.

На протяжении всей жизни каждый человек подвергается чьему-либо влиянию: друзей, знакомых, которые бессознательно или специально пытаются изменить предрассудки. Но изменению предрассудки поддаются с большим трудом. Если человек когда-то согласился и принял какой-либо предрассудок, то ему будет довольно трудно отказаться от него. Особенно, если это этнический предрассудок. Чаще всего люди склонны помнить ту информацию, которая поддерживает предрассудок, и игнорировать информацию, которая им противоречит. Если предрассудки были когда-то усвоены человеком, то они проявляются в течение длительного времени.

Главным фактором в возникновении предрассудков является неравенство в социальных, экономических и культурных условиях жизни различных этнических общностей. Этот же фактор определяет и такую распространенную форму предрассудка, как ксенофобия - неприязнь к иностранцам.

Развиваясь на почве неполного или искаженного знания, предрассудки могут возникать по отношению к объектам самого раз-

личного рода - к вещам и животным, к людям и их ассоциациям, к идеям и представлениям и т.д. Самым распространенным видом предрассудков являются этнические. Их сохранению и широкому распространению способствуют некоторые социально-психологические причины, вытекающие из социально-экономических условий жизни людей. Одной из этих причин является попытка представителей доминирующей этнической группы найти источник психического удовлетворения от чувства мнимого превосходства, находясь внизу социальной лестницы из-за сложного материального положения. Отсутствие действительного престижа при низком социальном положении среди господствующей этнической группы компенсируется иллюзорным престижем от сознания принадлежности к «высшей расе».

Много теорий происхождения предрассудков можно найти в зарубежной психологии. Одной из них является теория фрустрации и агрессии. Ее суть заключается в том, что в человеческой психике в силу определенных причин, вызванных какими-то отрицательными эмоциями, создается состояние напряжения - фрустрация. Это состояние требует разрядки, и ее объектом может стать любой человек. Когда человек видит причины трудностей и невзгод в какой-либо этнической группе, раздражение направляется против именно этой группы, по отношению к которой, как правило, уже имеется негативная установка или враждебное предубеждение.

Существует еще одна теория. Суть ее в том, что формирование предрассудков объясняется потребностью людей определить свое положение по отношению к другим, основываясь на превосходстве своей этнической группы и тем самым своего индивидуального над другими. В процессе такого самоутверждения уничижаются достижения другой группы, и подчеркивается неприязненное отношение к ней. В данном случае можно говорить о социально-экономическом, культурном и политическом контекстах межгрупповых отношений, которые в свою очередь связаны с этнической и культурной идентификацией взаимодействующих групп. При этом позитивная идентификация связывается в основном со своей культурной группой, а по отношению к чужой культурной группе демонстрируется негативная идентификация или даже открытая дискриминация.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, насколько сложна и обширна природа межличностного восприятия и общения, насколько серьезно следует подходить к вопросам об отношениях в обществе, в межнациональных, межкультурных отношениях. Неправильное впечатление о человеке способно перерасти в предубеждение и, как следствие, в предрассудок. Один из путей решения этой проблемы - осмысление всей совокупности «помех», мешающих межличностному восприятию. А также более пристальное изучение перцептивных

способностей субъекта восприятия. Очень важным фактором повышения точности восприятия другого человека является получение от него обратной связи. Это помогает откорректировать образ и способствует более точному прогнозу поведения партнера по общению.

Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но и формируют по отношению друг к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств - от неприятия до симпатии, и даже любви. Область исследований, связанная с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследование аттракции. Буквально аттракция означает «привлечение». Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для наблюдателя, и продукт этого процесса, то есть некоторое качество отношения. Эту многозначность термина обязательно нужно иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в рамках перцептивной стороны общения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм возникновения симпатии и формирования привязанностей, или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой - какова роль этого явления (и процесса, и продукта его) в структуре общения в целом.

Составляющими взаимной привлекательности являются симпатия и притяжение. Симпатия - это эмоциональная положительная установка на объект. При взаимной симпатии эмоциональные установки создают целостное внутригрупповое (внутрипарное) состояние удовлетворения взаимодействием (непосредственно или опосредовано). Притяжение, как одна из составляющих межличностной привлекательности, в основном связано с потребностью человека быть вместе, рядом с другим человеком. Притяжение чаще всего (но не всегда) связано с переживаемой симпатией, то есть симпатия и притяжение могут иногда проявляться независимо друг от друга. В том случае, когда они достигают максимального своего значения и совпадают, связывая субъектов общения, можно уже говорить о межличностной привлекательности. Возникновение отношений между людьми определяется произвольным выбором, хотя он и не всегда полностью осознается партнерами. Кроме того, выбор должен быть взаимным, иначе невозможна реализация индивидуальных потребностей во взаимодействии. Первично возникшее межличностное притяжение определяет дальнейшее взаимодействие двух людей. Поскольку взаимные выборы не задаются внешними условиями, инструкциями, возникает вопрос о том, что притягивает - отталкивает двух людей, вызывает взаимные симпатии - антипатии. В настоящее время существует два направления в исследовании межлич-

ностного притяжения: одно утверждает первичную значимость сходства между людьми и подобие установок для образования симпатий; другое считает, что взаимная дополняемость является решающей в определении межличностного восприятия.

Чем ближе чьи-либо установки нашим собственным, тем симпатичнее нам кажется человек. Этот «эффект согласия» был проверен в ситуациях реальной жизни путем наблюдения за возникновением приязни. Этим занимались многие психологи, и результаты их экспериментов подтвердили данное предположение: сходство рождает удовлетворение. Причем это можно сказать также и о внешнем, физическом сходстве двух людей.

Гипотеза о том, что притягиваются люди, которые противоположны по своим внутренним качествам и как бы дополняют друг друга, не была экспериментально доказана. Было выявлено, что определенная взаимодополнительность (комплиментарность) может развиваться по мере развития отношений, но изначально люди все-таки склонны выбирать тех, чьи потребности и личные качества подобны их собственным, исключение составляет пол партнера по общению. Таким образом, сходство имеет важное значение для установления отношений, а для их продолжения необходима комплиментарность.

Большое значение в межличностной привлекательности имеет такой фактор как функциональная дистанция, - то есть то, как часто люди сталкиваются в повседневной жизни. Было замечено, что чем короче эта дистанция, то есть чем чаще сталкиваешься с объектом, тем симпатичней и привлекательней он кажется. Люди, оказавшиеся соседями по комнате в общежитии, чаще становятся друзьями, а не врагами. Оказывается, простое нахождение объекта в поле человека - визуализация, заставляет его (человека) относится к объекту (будь то картина, здание или другой человек) с большей симпатией. Проведенный эксперимент подтвердил это предположение. Группе студентов предъявлялись бессмысленные слова и «китайские» иероглифы. Студенты должны были сказать, что, по их мнению, означают эти слова и иероглифы. Чем большее количество раз им приходилось видеть бессмысленное слово или «китайский» иероглиф, тем более они склонны были говорить, что это означает нечто хорошее. То же самое происходило при предъявлении студентам фотографий неизвестных им людей. Наиболее приятными испытуемым казались именно те лица, которые во время эксперимента попадались чаще остальных. Проводившие эксперимент сотрудники выяснили, что нахождение в поле зрения приводило к чувству симпатии, даже если экспонируемому предмету внимание испытуемых специально не привлекалось. На самом деле наиболее сильный эффект простое нахождение в поле зрения дает как раз в тех случаях, когда люди воспринимают раздражители, не осознавая их присутствия.

Нельзя недооценивать роль физической привлекательности в формировании впечатления о человеке. Многие люди считают, что они не придают большого значения внешности своих партнеров по общению. Существует масса пословиц типа «не все то золото, что блестит» или «нельзя ценить книгу по ее обложке», говорящих о том, что красота - это поверхностное качество и не стоит обращать на нее внимание. Тем не менее, эмпирически доказано, что внешность на самом деле имеет большое значение.

Диапазон ситуаций, в которых партнеры выбирают друг друга, характеризует степень обобщенности, интегрированности отношений. Большая дифференциация отношений сказывается на особенностях восприятия и понимания партнерами друг друга, своего положения в системе группового эмоционального фона отношений.

Исследование аттракции в контексте групповой деятельности открывает широкую перспективу для новой интерпретации функции аттракции, в частности функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе.

Библиографический список

1. Доблаев В.А. Организационное поведение / В.А. Доблаев. - М. : ЗАО Изд-во, «Дело и сервис», 2006.

2. Резник С.Д. Организационное поведение / С.Д. Резник. - М. : ИНФРА-М, 2006.

3. ЗайцевЛ.Г. Организационное поведение / Л.Г. Зайцев, Н.И. Соколова. - М. : Экономисть, 2010.

Изучая социальную перцепцию, ученые выделили ряд универсальных психологических механизмов, объясняющих, как происходит процесс оценки другого человека на основе воспринятых внешних особенностей. Эти механизмы можно разделить на три группы: во-первых, познания и понимания людьми других (идентификация, эмпатия, аттракция); во-вторых, познания самого себя (рефлексия); в-третьих, механизмы, обечпечивающие прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Термин «идентификация» буквально означает уподобление себя другому. При идентификации мы пытаемся понять другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам, ставя себя на место партнера по общению. Поэтому, когда мы считаем, что окружающие нас неправильно понимают, мы говорим им: «Побывали бы вы на моем месте!» Тем самым мы как бы приглашаем их «включить» психологические механизмы идентификации.

Идентификация тесно связана с другим близким по содержанию явлением - эмпатией. Эмпатию также можно назвать особым способом понимания другого человека, но здесь речь идет об эмоциональном вчувствовании или сопереживании другому, а не о рациональном осмыслении его проблем. Переживание человека не остается незамеченным другими людьми. Это обусловлено тем, что взаимные переживания, взаимопонимание являются основой содействия, помощи друг другу. Внутренний эмоциональный отклик позволяет нам понять состояние другого. В некоторых случаях эмпатия носит индивидуальный, избирательный характер, когда отклик возникает на переживание не любого человека, а только очень значимого, например, близкого друга, родственника. Люди, не способные к этому, как правило, оказываются в изоляции.

Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Именно благодаря эмпатии мы, читая книгу или смотря фильм, чувствуем то же, что чувствует человек, попавший в различные жизненные обстоятельства: тревогу и надежду разведчика, ползущего под колючей проволокой за линию фронта; радость и ликование футболиста, забившего гол; огорчение и разочарование студента, не сдавшего экзамен. Поэтому эмпатия будет тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих разных точек зрения. Эмпатические способности человека возрастают с ростом жизненного опыта.

В том случае, когда познание партнера по общению осуществляется через механизмы формирования привязанности, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения, то говорят об аттракции.


Аттракция (дословно - привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Причиной возникновения положительных чувств партнеров по общению нередко бывает их внешнее или внутреннее сходство. Так, водитель междугородного автобуса скорее поймет проблемы водителя большегрузного автомобиля, чем, скажем, мотоциклиста в раскрашенной кожаной куртке с иконой на груди. Подростки, со своей стороны, также гораздо лучше понимают друг друга, чем окружающих их взрослых.

Стереотипизация - это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, социальным стереотипам.

Рефлексия - это осмысление субъектом того, какими средствами, с какой целью и с каким результатом он произвел то или иное впечатление на партнера по общению, осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это происходит через взаимное перекрестное воспроизведение внутренних миров друг друга («я понимаю, что он понимает, что я понимаю, и он понимает, что я понимаю, что он понимает»).

Обратная связь - это получение адресантом информации о том, какое воздействие он оказал на другого человека, и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения.

Известно, что каждый из участников общения, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в том числе причин этого поведения. Для такой интерпретации не обязательно знать причины этого поведения. В обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин того или иного поведения другого человека или знают их явно недостаточно. Люди просто приписывают друг другу эти причины (в юриспруденции - факт и комментарий).

Приписывание получило название каузальной атрибуции, оно осуществляется на основе либо сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. В последнем случае будут действовать механизмы переноса или идентификации.

Важно иметь в виду, что феномен приписывания возникает, как правило, в условиях дефицита информации. Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависят от двух факторов: от степени уникальности или типичности поступка; от степени социальной желательности или нежелательности поступка.

Характер приписывания зависит от того, выступает ли субъект восприятия сам участником события или он лишь его наблюдатель. Можно выделить три вида приписывания:

1) личностное: причина приписывается лично совершающему поступок;

2) объектное: причина приписывается тому объекту, на который направлено действие;

3) обстоятельственное: причина приписывается обстоятельствам.

Социальными психологами подмечено, что процесс восприятия определяется личностными особенностями субъекта восприятия: одни люди склонны в большей мере фиксировать физические черты, и тогда сфера приписывания значительно сокращается; другие люди воспринимают преимущественно психологические характеристики окружающих, и тогда открывается широкий простор для приписывания.

Выявлена зависимость приписываемых характеристик от пред-
шествующей оценки объектов восприятия - позитивной, негативной или нейтральной. Механизм подобной интерпретации довольно прост - это проявление здравого смысла «человека с улицы» с наивной психологией, когда плохой человек воспринимается как обладающий плохими чертами, а хороший человек - как обладающий хорошими чертами.

Имеет место и контрастное представление, когда плохому человеку приписываются отрицательные черты, а сам воспринимающий оценивает себя по контрасту как носителя самых положительных черт.

(Абалкина М.А., Агеев В.С.)

Базовые ситуации взаимодействия:

межгрупповые, межличностные и деятельностные

2 различные группы механизмов межличностного восприятия


Межличностные Межгрупповые

(действуют в привычных (действуют в непривычных

условиях, при взаимодействии условиях, при контактах с малознак.л хорошо знакомых людей,

обеспечивают глубокое точное

и дифференцированное понимание)

1. Межличностные механизмы включают в себя:

Децентрацию, т.е. отстранение;

Эмпатию, т.е. вчувствование;

Идентификацию, т.е. отождествление;

Рефлексию;

Аттракцию, т.е. симпатию.

2. Межгрупповые механизмы первичны. К ним относятся:

- физиогномическая редукция – наиболее распространенный способ понимания и оценки. Суть в оценке других по внешней манере поведения (высокий лоб-умный, источник грубых ошибок);

- групповая идентификация – процесс отнесения себя к определенной группе;

- социальное сравнение – сравнение групп как целостностей (мы и они). Чаще результат сравнения в пользу «мы».

- межгрупповая дискриминация – механизм переоценки «нас» и недооценки «их». Проявление стремления к позитивной социальной идентичности – одна из фундаментальных потребностей человека.

Ингрупповой фаворитизм – тенденция благоприятствовать членам собственной группы в противовес, а иногда в ущерб другой.

=> в процессе понимания устанавливается демаркационное мнение, разделяющее людей на «своих» и «чужих».

Каузальная атрибуция – механизм интерпретации и прогнозирования поведения других.

Ошибки атрибуции. Два класса причин, которые приводят к отклонениям реальной к.а. от теоретически идеальных людей:

1. различие в имеющейся информации и перспективе наблюдения;

2. мотивационные различия

Схемы причинности к.а.:

1) личностная атрибуция (диспозиционная «сам такой»);



2) обстоятельственная (ситуационная, вынудили обстоятельства);

3) стимульная.

Стереотипизация – механизм придания жесткой качественной определенности образами «мы» и «они», с помощью конкретных определений. Это понимание другого путем отнесения его к какой-либо социальной группе и автоматическое перенесение на него типичной для данной категории (группы) характеристика. Суть стереотипа выражается словами: «Они Все Такие».

Крижанская.

Социальный стереотип – основа формирования, впечатления, а социальная стереотипизация – главный механизм этого формирования.

Социальный стереотип – устойчивое представление о каких-либо явлениях, людях, свойственные представлениям той или иной социальной группы, следовательно, реальным носителем стереотипа является группа. Социальный стереотип не имеет отношения к индивидуальному опыту. Существенной психологической характеристикой стереотипа является тенденция преувеличивать различия между группами и преуменьшать различия между членами одной и той же группы.

12. Межличностный контакт и развитие отношений. Приемы и техники эмпатийного восприятия.??????????????????????????????????????????????

13. Межличностный контакт и развитие отношений. Приемы и техники информирования в профессиональном общении.

14. Пространство межличностного взаимодействия. Позиции в общении.

Психолог Эрик Берн, изучая различные типы взаимодействия людей друг с другом, выделил три наиболее часто встречающиеся позиции: Ребенок, Родитель и Взрослый. Критерием выделения этих позиций является принятие на себя ответственности за свое поведение в данной ситуации. Ребенок всегда перекладывает ответственность (или вину) за происходящее на кого-то другого. У Родителя во всем всегда виноват Ребенок. Взрослый сам несет ответственность за сложившуюся ситуацию. Такая позиция подразумевает отсутствие понятий «вина», «обида», «я - выше, ты - ниже», «ты мне должен» и т.п.

Какой-то тип может преобладать в поведении человека постоянно, становится характерным для него, «удобным». Иногда же человек меняет позицию в зависимости от ситуации, выбирая наиболее эффективную, дающую нужный результат.

Когда в человеке берет верх ребенок, то со стороны кажется, что он ведет себя как маленький. Он восхищается и удивляется, не сдерживая себя, бурно выражая свои эмоции. Беспричинная радость может смениться приступом гнева или обиды. Ребенку хочется, чтобы его приласкали, похвалили, подбодрили, а критику или неодобрение в свой адрес он переживает очень тяжело, расстраиваясь по самому ничтожному поводу (например, кто-то на него не так посмотрел или мама накричала). Маленькие дети ведут себя так почти всегда, но часто встречается такое поведение и у взрослых людей.

Если один человек в разговоре ведет себя как Ребенок, то другой, чаще всего, - как Родитель. А это значит, что он учит всех, как надо, как правильно, кто что должен и как все будет в дальнейшем. Конечно, приятно, если он делает это ласково и с пониманием - тогда так и хочется послушаться и сделать, как он говорит. Но зачастую Родитель чувствует себя авторитетом, которому одному известно, как надо жить, и поэтому он читает морали всем окружающим. Он же и запрещает что-то, ссылаясь на жизненный опыт, знания, возраст и давая множество советов. Такую позицию в общении вы могли наблюдать у тётеньки в троллейбусе, громогласно всех поучающей, у папиного начальника, у родителей, докторов, учителей, старших братьев и сестер, да и у самих себя, когда приходилось объяснять что-то маленькому ребенку.

Вывод

Общение людей может быть результатом различных комбинаций трех основных позиций: Ребенок, Родитель и Взрослый. Наиболее эффективно общение с той позиции, которая лучше соответствует данной конкретной ситуации, не ведет к конфликтам и способствует достижению результата.

ПРОСТРАНСТВО МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Определить положение человека в социальном пространстве означает определить его отношение к другим людям и социальным явлениям, взятым за точку отсчета.

При знакомстве, представляясь, каждый из нас обычно сообщает определенные сведения о себе, называя свое имя, род занятий, профессиональную группу, семейное положение и пр. Эти сведения составляют как бы систему координат для определения социального положения любого индивида. Определив ситуацию, участники взаимодействия начинают выстраивать позиции, позволяющие им достичь своих целей в заданных обстоятельствах.

Под этим углом зрения межличностное взаимодействие предполагает:

а) выбор позиции по отношению к другому, пристройку к позициям друг друга, проверку их на прочность;

б) оформление занятой позиции посредством использования вербальных и невербальных средств коммуникации.

Различают три типа пристройки:

1. Пристройка сверху может выглядеть как поучения, осуждения, советы, порицания, обращение на «ты», «сынок». Невербальные выражение того же - высокомерные или покровительствующие интонации, похлопывание по плечу, подача руки ладонью вниз, взгляды сверху вниз и другое.

2. Пристройка снизу означает позицию подчинения и диктует свои стереотипы поведения. Здесь человек демонстрирует зависимость, требует защиты, лишен инициативы и власти. Все это может сопровождаться заискивающими интонациями, наклоном туловища вперед, опускание головы и т.п.

3. Позиция равенства сторон предполагает соответствующие вербальные и невербальные формы поведения: спокойный взгляд в глаза собеседнику, открытое выражение чувств и ожиданий, обоснованные высказывания и готовность выслушать критические замечания в свой адрес и т.д.

Эффект контраста - способность к быстрой смене психологических позиций в зависимости от возникшей ситуации. Это один из существенных показателей мастерства общения. Данный тип поведения может быть использован любым человеком, ибо все мы в подавляющем большинстве бываем во всех трех положениях.

Эффект ассимиляции - использование в новых условиях готовых умений и навыков без их существенного изменения. Такой негибкий тип ролевого поведения может быть свойственен крайне самоуверенному человеку или аферисту или главе государства, например, в официальной обстановке.

Техника бихевиоральных (поведенческих) подкреплений- состоит в том, что, выполняя социальную роль, человек не должен ограничиваться только вербальными и невербальными взаимодействиями. Он должен подкреплять свою роль поступками и действиями.

15. Барьеры общения, затруднения, конфликты в общении. Позиции в общении.

Трудности общения

Известны такие психологические причины, которые не способствуют достижению целей, вызывают недовольство частичным или не достигнутым результатом:

1. нереальные цели;

3. неверное представление о своих собственных возможностях;

4. использование таких способов общения, которые не подходят в данной ситуации.

Педагогическая психология рассматривает нечто другие трудности общения, связывая их с «полосой отчуждения», т.е. с возникновением напряженности между учителем и учеником, которое характеризуется, прежде всего, неспособностью учителя контролировать свои действия и поступки, свою оценку, свое отношение к детям. И как следствие, ребенок выпадает из поля зрения учителя, ведь последний ее не воспринимает и не осознает отчуждения.

Когда же отчуждение осознается, то учитель старается выделить признаки неприятия, которые обычно характеризуются негативными оценками, а положительные отыскиваются сознательно. В конце концов отчуждение может возникнуть и как средство собственной защиты личности учителя. Такие учителя отличаются повышенной тревожностью за свой статус, введением жестких требований и т.д. При таких условиях поступки детей расцениваются как умышленные, приводящие к нарушению порядка.

На почве «полосы отчуждения» возникают трудности педагогического общения, которые объединяют в следующие группы:

  • информационные (проявляются в неумении сообщить информацию, высказать свое мнение, завершить сообщение и др.);
  • регуляционные (связанные с неумением стимулировать активность воспитанников) ;
  • трудности реализации аффективных функций (неумение одобрять мнение ученика, соглашаться с ним и т.д.).

Практика управления подтверждает, что не каждому руководителю, особенно новичку, сразу удается адаптироваться к условиям жизни в организации, завоевать уважение и доверие подчиненных.

Назовем причины этого:

1. обманутые ожидания;

2. недостаток внимания от высшего руководства, отсутствие возможности отличится в глазах других руководителей успешным решением сложной задачи;

3. социально-психологическая глухота (пренебрежение социально-психологическими особенностями управленческой деятельности, которое приводит к конфликтам с подчиненными и организацией в целом);

4. пассивность;

5. игнорирование реальных критериев оценки;

6. неприятие другого человека;

7. внутренняя скованность и т. п.

Еще одна группа трудностей связана с развитием отношений с членами организации:

1. неприятие помощи от партнеров;

2. попытка занять во взаимодействии позицию эксперта;

3. отсутствие гибкости в ролевом поведении;

4. напряженность в отношениях между руководителями-начинающими и опытными (речь идет о так называемом возрастном конфликте);

5. чувство соперничества и ревности между формальным и неформальным лидером.

Третью группу трудностей составляют коммуникативные проблемы, связанные с неумением высказать собственное мнение, провести дискуссию, совещание, аргументированно доказать свою правоту.

Четвертая группа трудностей в общении содержит субъективные ограничения (факторы, затрудняющие и сдерживающие результаты управленческого общения):

1. неумение управлять собой;

2. незнание своих психофизиологических возможностей,социально-профессионального потенциала;

3. размытые личные ценности;

4. невыразительные цели;

5. заторможенное саморазвитие;

6. неумение решать проблемы;

7. недостаток творческого подхода;

8. неумение влиять на людей;

9. недостаточное понимание особенностей управленческой деятельности;

10. слабые навыки руководства;

11. неумение обучать;

12. низкая способность формировать группу.

Барьеры общения

Детально изучаются также всякого рода барьеры в общении. В частности коммуникативные барьеры , т.е. такие психологические препятствия, которые устанавливаются на пути получения информации. Среди них выделяют логический, стилистический, семантический, фонетический барьеры .

Известны научные труды, в которых анализируются психологические барьеры в общении, под которыми понимаются устойчивые установки, психологические настроения личности, состояния человека, которые при определенных обстоятельствах препятствуют общению, приводят к его сбоям. Есть исследования, где рассматриваются социально-перцептивные (связанные с неадекватным восприятием, пониманием, оценкой партнеров друг друга) и интерактивные (связанные со сложностями во взаимодействии) барьеры.

Результатом усилий многих ученых (философов, социологов, психологов, этнографов, культурологов, психотерапевтов) стало возникновение направления в психологии, получившего название социальная психология затрудненного общения .

К важным характеристикам затрудненного общения принадлежат также степень выражения трудностей, их глубина и интенсивность. Иными словами, в узком смысле слова затрудненное общение характеризуется незначительными сбоями в сфере межличностного взаимодействия. Ему свойственны:

1. непрерывность контактов между партнерами;

2. определенная степень осознания участниками взаимодействия имеющихся трудностей;

3. поиск причин, которые ведут к осложнению общения;

4. попытка самостоятельно преодолеть социально-перцептивные, коммуникативные, интерактивные затруднения.

Затрудненное общение рассматривается исследователями в нескольких плоскостях:

1. как социально-психологический феномен, который проявляется только в ситуации взаимодействия, социального общения;

2. как явление объективное, что представлено в несоответствии цели и результата, выбранной модели общения и реального процесса взаимодействия;

3. как явление субъективное, которое проявляется у разного рода переживаний индивидов, в основе которых могут быть неудовлетворенные потребности, внутри-личностные конфликты.

Что касается трудностей, которые возникают в общении (причины затрудненного общения), то их классифицируют следующим образом:

1. объективные, порожденные реальным взаимодействием, и субъективные, касающиеся различных аспектов функционирования личности или группы;

2. первичные, то есть природные условия жизни группы, и вторичные, порожденные различными психогенными и социогенными воздействиями;

3. осознанные, реально присутствующие в ситуации общения и неосознанные, те, что субъективно не переживаются личностью и группой;

4. ситуативные и устойчивые;

5. межкультурные и культурно-специфические;

6. общевозрастные и гендерные, половые;

7. индивидуально-психологические, личностные, социально-психологические;

8. когнитивно-эмоциональные, мотивационные и инструментальные (навыки общения, нормы, правила этикета, ритуалы и т.д.);

9. компоненты структуры списания (социально-перцептивные, коммуникативные, интерактивные);

10. вербальные и невербальные.

В зависимости от того, какими являются интегральные личностные образования и как они влияют на общение, меняя его характеристики, возникает совокупность признаков затруднено или незатрудненного общения.

Известные характеристики, для ситуаций затруднено взаимодействия:

1. наличие барьера на пути достижения целей партнеров;

2. увеличение нервно-психического напряжения;

3. демонстрация непонимания;

4. сбои в интеракции.

При этом ситуация затруднено взаимодействия предусматривает такую ситуацию, при которой один или оба партнера являются субъектами затрудненного общения. Они по-разному осознают социальные нужды другого, мешающие достижению целей общения, в результате чего один или оба участника общения испытывают острые эмоциональные переживания, которые сопровождаются демонстрацией непонимания, нервно-психическим напряжением и т.п.

Исходя из указанного, имеются два фундаментальных типа личности как субъектов общения: субъект затрудненного общения и субъект не-затрудненного общения, преобразовательная активность которых различается по трем параметрам (направленность, качество, интенсивность) и представлена в системе отношений к другому.

Относительно проблемы выхода из ситуации затрудненного общения, то, как считают исследователи, он возможен при условии:

1. соблюдения принципов равенства (связь двух или более равно активных, равно уникальных субъектов),

2. взаимной детерминации (взаимодействие субъектов, которые влияют друг на одного),

3. осознания себя и окружения через свою представленность в других (способность быть субъектом преобразования поведения и сознания окружения через свою представленность в них),

4. неравенства взаимной детерминации (речь идет о личностном способе существования каждого из партнеров),

5. неодинаковости (признается право партнера быть индивидуальностью).

Итак коррекционная работа должна учитывать возраст, пол, индивидуальные особенности человека, специфику социализации, вид деятельности. Ее следует направлять не столько на отработку необходимых навыков общения, сколько на коррекцию отношения к другим людям и связанной с этим самооценкой, преодолением внутренних конфликтов, самосознания. Для этого специалисты советуют применять такие формы, как обучение самоанализу, применение группового социально-психологического тренинга. При этом в поведенческом тренинге следует применять ролевую игру, групповую дискуссию, различные инновационные игры.

Конфликт – «столкновение», «несогласие», («конфликтует»).
Конфликт – отсутствие согласия между общающимися. Это трудно разрешимое противоречие, возникшее между людьми и связанное с острыми эмоциональными переживаниями и конфликтными ситуациями.
Конфликты возникают среди людей постоянно («Конфликтов не бывает только на кладбище») ==> Конфликты неизбежны, но надо уметь вести себя в конфликтной ситуации. Психологи разрабатывают рекомендации по избежанию конфликта.
Значение конфликта для сохранения межличностных отношений, для общения.

Оценка значения и роли конфликта в общении неоднозначна, так как она зависит от его последствий. Все конфликты, в зависимости от их исхода, делятся на 2 группы:
1. Функциональные, конструктивные – проблема решается, восстанавливаются отношения ==> конфликт имеет положительное значение для сохранения отношений.
2. Дисфункциональные – приводят к нарушению отношений, они (если решения не удалось найти) становятся напряженными, вплоть до полного разрыва.
Оценка конфликта зависит также от позиции человека в конфликте:
а) победитель – для него это повышение самооценки, положительный эмоциональный настрой;
б) побежденный – для него это понижение самооценки, ущемление самолюбия, может быть обида ==> может быть стресс и нарушение здоровья (психические и соматические заболевания как следствие стресса).

Основные виды конфликтов:
1) внутриличностный (см. теорию личности);
2) межличностный;
3) межгрупповой;
4) конфликт между личностью и группой.

Межличностные конфликты и их основные типы.
Межличностный конфликт – столкновение между людьми в силу несовместимости их интересов, ценностей, личностных качеств.
Межличностный конфликт (психологический словарь) – ситуация, где действующие лица либо преследуют несовместимы цели и реализуют противоположные ценности, либо одновременно в конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута только одной из сторон.
Межличностные конфликты (как и все другие конфликты) отличаются друг от друга
§ по глубине,
§ по длительности,
§ по частоте,
§ по характеру проявления в реальном поведении.
Глубина конфликта определяется предметом противоречий (повод, ставший причиной столкновения), степенью включенностью личности в конфликт.
По глубине конфликты бывают:
а) глубокий (измена);
б) неглубокие/ поверхностные (претензии);
Длительность конфликта, в свою очередь, зависит от предмета конфликта и характера партнеров.
Пример: подозрительные, “паранойяльные” во всем склонны видеть подвох, злой умысел ==> затяжной конфликт.
По длительности конфликты бывают:
а) затяжные;
б) кратковременные.
Частота конфликта может отрицательно повлиять на глубину и длительность: частые конфликты по пустякам ==> накапливается недовольство друг другом ==> глубокий и длительный конфликт.
По частоте конфликты бывают:
а) частые;
б) редкие.
В зависимости от того, как конфликт проявляется в поведении и проявляется ли он вообще, различают конфликты:
а) скрытые (“мысленные”);
б) явные (скандал “прямо в лоб”).
Скрытые конфликты – несогласие по разным поводам, невысказывание вслух ==> отношения становятся более напряженными, ибо недовольство друг другом, открыто не высказываемое, все равно проявляется в поведении (дистантность, мимика, жесты партнера выдают его истинное отношение и вызывают взаимную скрытую антипатию, которая может “прорываться” при любом подходящем предлоге и привести к открытой конфронтации.

Управление конфликтом.
1. Его устранение, или предотвращение конфликтной ситуации.
2. Разрешении конфликта.
Устранить конфликт – значит заменить ситуацию, породившую конфликт.
Разрешить конфликт – значит изменить поведение одной или обеих конфликтующих сторон.
Основные способы устранения конфликта.
1. Устранить конфликт, следовательно, устранить объективную причину конфликта.
2. Изоляция одной из конфликтующих сторон.
Пример: конфликт ученика и учителя ==> ученика переводят в другой класс.

Индивидуальные стратегии поведения конфликтной ситуации.
Направленность личности – что для человека является в этой жизни наиболее важным (ценностные критерии), в значительной мере, определяет предпочитаемые личностью способы разрешения конфликта.
Для одних главная ценность – общение, сохранении нормальных отношений с другими, для других – интересы дела, для третьих – знание, истина.
§ “Собеседник”. Тип человека, для которого необходимо общение с другими людьми.
§ “Практик” – дело, работа (деловая направленность). Потребность в достижениях.
§ “Мыслитель” – познание.
“Собеседник” будет прибегать к тем способам, которые сохраняют отношения:
§ уход;
§ сглаживание;
§ компромисс.
“Практик”:
§ принуждение;
§ конфронтация.
“Мыслитель”:
§ сотрудничество или компромисс;
§ уход;
§ конфронтация.
Поведение этого типа неоднозначно в конфликтной ситуации, он всегда находит оптимальное решение, ибо относится к конфликту, как к творческой проблеме.
Устойчивые предпочтения определенных способов разрешения конфликта (индивидуальные стратегии конфликтного поведения) зависят также от степени эгоистичности личности. Эта зависимость нашла отражение в модели Томаса-Килмена.
При этом следует помнить, что в реальном общении выбор способа разрешения конфликта определяется одновременно многими факторами: не только личностными особенностями партнеров, но и особенностями самой конфликтной ситуации, а также характером и теснотой сложившихся взаимоотношений.

Как преодолеть барьеры в общении? Прежде всего – вырабатывать чувство собственного достоинства, уверенность в себе. Помогает также умение видеть за каждым неадекватным поступком человека проявление его психологических особенностей, а может быть, и проблем.

Наши типичные ошибки:

Неправильные ожидания в отношении партнера (неправильные ожидания возникают в результате следующей ошибки: если мы знаем человека недостаточно, лишь какую-то его положительную или отрицательную черту, то нередко достраиваем его образ как положительный или отрицательный, а потом связываем свои ожидания с нами же созданным образом);

Нам кажется, что партнер должен догадываться о том, что мы чувствуем (лучше сразу четко сформулировать свои ожидания, объяснить причины и т.д.);

Не улавливаем подтекст разговора (часто мы не предполагаем, что партнер тоже может прямо не высказывать свои желания и истинное настроение);

Если поведение человека нам неприятно, нам кажется, что он плохо к нам относится или даже делает это нам назло (причина же может быть совсем в другом; людей обычно огорчают и раздражают несправедливые обвинения в плохом отношении, получается, что мы сами и провоцируем конфликт);

Мы стараемся оправдать ожидания собеседника (в общении с хорошим человеком это приводит к неестественности отношений, которая нередко обнаруживается в самый неподходящий момент; если же мы идем на поводу у манипулятора, последствия еще хуже.).

Жизнь сталкивает нас с разными людьми. И очень редко дарит тех, в общении с которыми барьеры не возникают. Поэтому следует быть снисходительными к проявлениям некоммуникабельности и уметь делать общение бесконфликтным. Чтобы преодолеть барьеры в общении, нужно поставить «диагноз» себе или партнеру и так построить свое поведение, чтобы уменьшить или устранить барьер.

16. Понятие о конструктивном и деструктивном общении. Типы межличностного воздействия: императивное, манипуляторное.

Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.

Выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации:

1. Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и все чувствуют себя причастными к ее решению.

2. Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.

3. Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов.

4. Практика разрешения конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый «синдром покорности» - страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности.

5. Улучшаются отношения между людьми.

6. Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.

Деструктивные (дисфункциональные)конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.

Основными дисфункциональными последствиями конфликтов являются:

1. Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.

2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.

3. Представление об оппоненте, как о «враге», его позиции - только как об отрицательной, а о своей позиции - как об исключительно положительной.

4. Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной.

5. Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.

6. Чувство обиды, неудовлетворенность, плохое настроение.

&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&

17. Полемические формы взаимодействия: дискуссия, диспут, спор.

18. Социально- психологическая компетентность и ее структура. Основные компетентности педагога в профессиональном общении.

19. Мотивация профобщения.

20. Позиции и стили коммуникатора в профессиональном общении, качества эффективного коммуникатора.

21. Самоанализ хода и результатов общения.

22. Понятие о профессиональных деструкциях. Виды деструкций.

Понятие о профессиональных деструкциях. В концепциях профессионального становления личности постулируется, что профессиональное развитие представляет собой непрерывный процесс, который не является линейным, а представляет из себя цепь ситуаций, как профессионального подъема, так и профессиональной стагнации и профессионального спада (Белоногова 2005).

Профессиональная деструкция – это разрушения, изменения или деформация сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда. (Э. Э. Сыманюк). Возникновение и развитие профессиональных деструкций снижает продуктивность выполнения деятельности, негативно влияет на мотивацию и профессионально-педагогическую позицию.

Профессиональные деструкции педагогов:

1. Профессиональная деформация (лат. – искажение, нарушение, «изменение формы или объема без изменения массы») это искажение профиля профессионально важных качеств личности, она определяется стажем работы, индивидуально-психологическими особенностями педагогов (авторитарность, демонстративность, поведенческий трансфер, педагогический консерватизм). «…Профессионально-личностные деформации представляют собой искажения в разных структурах личности учителя под влиянием каких-то специфических сторон педагогической деятельности, снижающих его результативность и социальную адаптивность» (Кузина 1999, 68).

2. Выученная беспомощность – привычка жить, не оказывая сопротивления, не принимая ответственность на себя.

3. Профессиональный маргинализм – личностная позиция непричастности и ментальная непринадлежность к общественно-приемлемой для данной профессии морали (Е.П. Ермолаева).

4. Профессиональная стагнация – снижение уровня профессиональной активности или полная остановка профессиональной активности (Н. В. Кузьмина) (Белоногова 2005).

5. Профессиональный кризис – период, характеризующийся ощущением и осознанием человеком глубокой неудовлетворенности человека своей профессией и собой как субъектом профессиональной деятельности. Кризисы профессионального развития – непродолжительные по времени периоды (до года) кардинальной перестройки профессионального сознания, деятельности и поведения личности, изменения вектора ее профессионального развития (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк 2002). Проявления: осознание своей неполноценности на бытовом и профессиональном уровнях, резкое снижение самооценки, потеря перспектив профессионального роста, неспособность к самореализации в профессии (Голиков 2005).

23. Понятие о профессионально-личностных деформациях, синдром «эмоционального выгорания» как показатель профессионального-личностной деформации.

Существуют различные способы восприятия и отношения к условиям и требованиям своей профессии, являющиеся результатом личностного преломления воздействия всего комплекса факторов на субъекта профессиональной деятельности. Если в результате этого избираются стратегии поведения, не приводящие к разрешению трудностей, не способствующие дальнейшему развитию человека как профессионала, то происходит накопление психоэмоционального и физического напряжения и развитие негативных изменений в состоянии здоровья и личности.

Одним из характерных следствиий хронического переутомления является «синдром эмоционального выгорания». Этот термин был введен американским психологом Х. Дж. Фрейденбергом в начале 70-х годов 20 века.

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы, но, в то же время отрицательно сказывающийся на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами [Энциклопедический словарь: психология труда, рекламы, управления, инженерная психология и эргономика. / Под ред. Б. А. Душкова. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 462 с.].

Эмоциональное выгорание – механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций из сферы профессиональной деятельности и общения (В.В. Бойко)

Сидром сгорания – сложный психофизиологический феномен, который проявляется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительных эмоциональных нагрузок (Р. Кочюнас). Синдром выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способности видеть положительные результаты своего труда, в отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще (Кочюнас).

Выгорание является специфическим феноменом, возникающим на фоне интенсивного эмоционального взаимодействия педагога-психолога с другими субъектами образовательного процесса и проявляющимся в ограничении эмоционального реагирования на необходимые в работе контакты. В формировании эмоционального выгорания участвует комплекс факторов, складывающийся из социальных, профессиональных, организационных условий труда и личностных особенностей человека (Малярчук 2005). Вот некоторые из них:

Монотонность, бессмысленность работы;

Вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и положительной оценке своего труда;

Строгая регламентация времени работы (особенно при нереальных сроках ее выполнения);

Работа с немотивированным, «трудным» контингентом;

Напряженная обстановка и конфликты в профессиональной среде;

Нехватка условий для самовыражения личности на работе;

Работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

Нерешенные личностные проблемы;

Внешний локус контроля и профессиональный цинизм (Р. Кочюнас).

По поводу субъективных факторов формирования СЭВ в психологии нет единой точки зрения, зачастую разные авторы называют противоположные качества, которые, по их мнению, увеличивают вероятность СЭВ. В числе наиболее вероятных: чувствительность, эмпатийность, склонность к интроверсии, ориентация на гуманистические жизненные ценности, склонность к идентификации, высокий уровень персональной ответственности (интернальный локус контроля) и др.

Таким образом, в формировании СЭВ «принимают участие объективные и субъективные факторы.

1. Объективные факторы: связанные (неудовлетворительная организация условий труда, большие нагрузки, «трудный контингент» и пр.) и не связные с условиями профессиональной деятельности (плохие материальные, жилищные условия жизни).

2. Субъективно-объективные (недостаток опыта).

3. Субъективные (случайность выбора профессии, неразвитые личностные качества).

24. Направления, способы и средства коррекции и профилактики синдрома «эмоционального выгорания».

Так как в формировании эмоционального выгорания «участвуют» и объективные, и субъективные факторы, то профилактика и коррекция должны осуществляться, как минимум в двух направлениях:

1. Оптимизация организационных факторов (создание оптимальных условий труда) («зона ответственности» администрации ОУ).

Администрация ОУ должна заниматься оптимизацией организационных факторов: следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации труда, рационально распределять обязанности и ответственность, обеспечивать работников необходимым оборудованием и информацией, создавать условия для профессионального роста, поддерживать благоприятный психологический климат, своевременно поощрять работников и т.д. В случае невозможности снижения вредного воздействия организационных факторов, админис

– С чего начинается общение? Конечно, «с первого взгляда», т.е. общение начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, манерой поведения. Психологи по этому поводу говорят, что происходит восприятие одним человеком другого. Эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки и взаимопонимания партнеров. Теперь мы поговорим о том, что же влияет на наше восприятие других людей, каковы механизмы межличностного восприятия. Проанализируем, как возникающие в процессе общения эффекты восприятия могут стать причиной ошибок в оценке человека, с которым общаемся.

Итак, познание и понимание людьми других и себя происходит в соответствии с психологическими механизмами восприятия. Рассмотрим эти механизмы:

1) Идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление себя другому. Идентификация представляет собой процесс почти полного отождествления человека с собеседником во время общения.

(Это помогает, образно говоря, «влезть в шкуру» другого человека, почувствовать, понять и пережить все, что чувствует, понимает и переживает он). Примеры.

Близким к идентификации механизмом восприятия является эмпатия. Это не рациональное осмысление проблем другого человека, а способность к глубокому эмоциональному контакту и сопереживанию другому человеку, помогающая глубже понять его и откликнуться на его нужды и проблемы. Данный механизм восприятия является наиболее желательным как в общении с коллегами, так и в общении с пациентами.

2) Рефлексия – это процесс логического анализа проблем, поступков и состояний собеседника, приводящий к определенным обобщениям и выводам о человеке. Рефлексия означает также способность человека к осознанию того, как он воспринимается партнером по общению. Примеры.

3) Стереотипизация – это способ понимания другого человека с помощью классификации форм поведения и интерпретации их причин путем отнесения к уже известным социальным образцам. Стереотип – это сформировавшийся образ человека, которым мы пользуемся, как штампом. Стереотип складывается на основе обобщения личного опыта и тех сведений, которые из книг, кинофильмов. При этом знания могут быть не только сомнительными, но и вовсе ошибочными. Примеры.

Между тем сформировавшиеся на основе этих знаний стереотипы являются очень стойкими и популярными. Так, мы, не задумываясь, говорим о точности математика, дисциплинированности военного. О том, что все коммерсанты – спекулянты, а все чиновники – бюрократы.

Стереотипное восприятие усиливается за счет хорошего или плохого самочувствия, настроения. Так, при плохом самочувствии люди и события воспринимаются в более негативном свете.


Изучая процессы восприятия, психологи выявили типичные искажения представлений о другом человеке. Они получили название эффектов.

«Эффект ореола ». Этот эффект проявляется в том, что в начале знакомства общее впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестных качеств: общее благоприятное впечатление, оставленное человеком, приводит субъекта к положительным оценкам и тех качеств, которые в восприятии не даны, а значит не наблюдаемы. Вместе с тем общее неблагоприятное впечатление порождает соответственно отрицательные оценки. Таким образом, ореол мешает видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

«Эффект проекции». Сущность этого эффекта проявляется в том, что приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои достоинства, а неприятному – недостатки.

Эффект «первичности и новизны» (Эффект первого и второго порядка) Этот эффект появляется тогда, когда мы сталкиваемся с противоречивой информацией о человеке. Если мы имеем дело с незнакомым человеком, то мы склонны, больше доверять той информации, которая поступила первой. При общении с хорошо знакомым человеком мы склонны отдавать предпочтение той информации, которая поступила последней.

Безусловно, полностью избежать ошибок не может никто, но в наших силах разобраться в особенностях восприятия и, зная о возможных искажениях, научиться корректировать свои ошибки.