Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Экономика и ее влияние на обороноспособность страны. Инвестирование в военную экономику. Южный военный округ

ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВА , степень подготовленности государства к защите от агрессии . О. г. зависит от достигнутого уровня развития его материальных и духовных возможностей.

В современную эпоху понятие «О. г. » наиболее полно применимо к странам социализма, а также к несоциалис-тич. гос-вам, к-рые проводят миролюбивую политику и выступают против империалистич. агрессии. Непосредственно О. г. выражается в количестве и качестве вооруж. сил и мобилизационных возможностях страны. Поддержание О. г. на должном уровне является одним из направлений его деятельности в обстановке возможной агрессии со стороны др. гос-в. Для социалистич. стран обеспечение обороноспособности является частью общих задач строительства нового общества. Коммунистич. партия Сов. Союза исходит из того, что нельзя строить социализм, не повышая обороноспособность страны, и, наоборот, без социалистич. преобразования страны нельзя создать её надёжную оборону.

Правильность курса партии на всемерное укрепление обороноспособности убедительно подтвердила Великая Отечеств, война Сов. Союза против фаш. Германии 1941-45. В послевоен. время КПСС и Сов. пр-во решают вопросы укрепления обороноспособности страны, исходя из новой историч. обстановки и соотношения сил на междунар. арене.

Они опираются при этом на достигнутый уровень эко-номич. и социально-политич. развития СССР, учитывают достижения в развитии др. стран социалистич. содружества, а также особенности возможной войны, появление новых средств борьбы. Партия и народ видят свой долг в том, чтобы поддерживать высокую бдительность в отношении происков агрессоров, проявлять неустанную заботу об укреплении оборонной мощи страны. О. г. складывается из материальных и духовных элементов и является совокупностью потенциала военного, потенциала экономического, потенциала морально-политического, потенциала научного. Она находится в прямой зависимости от способа производства, уровня экономич., социально-политич. и культурного развития страны.

Производит, силы и производств, отношения обусловливают материальные и духовные возможности, необходимые для успешного решения воен . задач. Производит, силы создают всю совокупность техн. средств, обеспечивающих определённый уровень боевой мощи и оснащённости войск, выпуск необходимого кол-ва воен. техники и оружия, боеприпасов, снаряжения, продовольствия и т. п. Производств, отношения решающим образом влияют на использование материальных ресурсов страны (коалиции) в интересах отражения агрессии, победоносного ведения справедливой войны, оказывают определ. воздействие на качество «людского материала» - солдат и офицеров (см. Способ производства). Чем выше экономические возможности гос-ва, экономический потенциал, тем выше обороноспособность страны.

Реализация материальных и духовных возможностей в интересах укрепления О . г. зависит от социальной структуры и политич. организации общества, уровня и образа жизни нар. масс, политики правящих партий, господствующей идеологии. О. г. в значит, степени зависит от уровня развития науки, роль к-рой в условиях совр. научно-техн. революции возрастает. Обществ., естеств. и техн. науки оказывают воздействие на все стороны воен. дела, на укрепление и развитие вооруж. сил. В условиях социалистич. общества обществ, науки обеспечивают формирование у воинов науч. мировоззрения, помогают воспитывать у них высокие политич. и морально-боевые качества.

Они служат идейно-теоретич . основой развития воен. дела, позволяют обеспечивать превосходство социалистич. воен. иск-ва над бурж. воен. иск-вом. Естеств. и техн. науки способствуют развитию совр. отраслей пром-сти: приборостроения, спец. металлургии, атомного, электронного, ракетного и др. видов произ-ва, создают необходимые материальные предпосылки для успешного решения военно-техн. задач, оснащения социалистич. армий совр. средствами борьбы. Непосредственным показателем О. г. являются вооруж. силы.

Их способность обеспечить интересы гос-ва определяется кол-вом и качеством войск (сил), уровнем их боевой готовности и боеспособности, техн . оснащения, морально-политич. и психология, подготовки. Высокий уровень обороноспособности Сов. Союза и др. стран социалистич. содружества определяется руководящей ролью их комму-нистич. и рабочих партий, к-рые обеспечивают заблаговременную всестороннюю подготовку стран и народов к отражению военного нападения и непрерывное совершенствование вооруж. сил. Обороноспособность несоциалистических миролюбивых гос-в также складывается из их материальных и духовных возможностей.

Её уровень зависит от степени развития производит, сил и характера производств, отношений в этих странах, достижений науки, морально-политич . возможностей и т. п. Использование их оборонных возможностей зависит от внутр. и внешней политики гос-ва, отношения к ней нар. масс.

Литература:
Маркс К. Гражданская война в Соединенных Штатах. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е.

Т. 15; Энгельс Ф. Анти-Дюринг. - Там же. Т. 20, с. 162-190; Л е н и н В. И. Падение Порт-Артура. - Поли. собр. соч. Изд. 5-е.

Т . 9; ЛенинВ. И. О лозунге Соединенных Штатов Европы. - Там же. Т. 26; Ленин В. И. Грозящая катастрофа и как с ней бороться. - Там же. Т. 34; Ленин В. И. Доклад Центрального Комитета. 29 марта. (IX съезд РКП(б) 29 марта- 5 апр. 1920 г.). - Там же.

Т. 40, с. 247-248; Ленин В. И. О внутренней и внешней политике Республики. Отчет ВЦИК и СНК. 23 дек. (IX Всерос. съезд Советов 23-28 дек. 1921 г.). - Там же.

Т. 44, с. 296-297, 300; Программа КПСС. М., 1977, с. 110-112; Конституция (Основной Закон) СССР. М., 1977; Брежнев Л. И. Отчет ЦК КПСС и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики.

готовность государства к защите своего суверенитета, территориальной целостности и независимости страны от вооруженного нападения. О. г. относится к основополагающим условиям безопасности национальной. Ее обеспечение является одной из важнейших функций органов государственной власти и управления. Во многих странах поощряется создание гражданами организаций и общественных объединений, содействующих укреплению обороны. О. г. поддерживается системой политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по военному строительству, созданию и укреплению военной мощи государства, подготовке вооруженных сил, населения, территории и коммуникаций страны к эффективным действиям по отражению агрессии в порядке реализации предусмотренного Уставом ООН права на индивидуальную и коллективную самооборону. Соответствующая деятельность государств регламентируется национальным законодательством, а также международными договорами и соглашениями. Она включает в себя: прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы; разработку основных направлений военной политики, военно-доктринальных установок государства, правовое регулирование в области обороны; строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности вооруженных сил, а также планирование их применения; развитие науки в интересах обороны; разработку и производство систем управления войсками, вооружения и военной техники; мобилизационную подготовку органов государственной власти, народного хозяйства и населения; создание запасов материальных ресурсов в государственных и мобилизационных резервах; планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне; оперативное оборудование территории страны в целях обороны; финансирование расходов на оборону, др. мероприятия. Уровень О. г. зависит от: характера и масштабов существующих и потенциальных военных угроз, включенности страны в международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны; материальных и духовных возможностей страны, ее экономического, научно-технического развития и наличия людских ресурсов; социального и межнационального единства общества и морально-психологического отношения населения к защите Отечества, военным усилиямгосударства; способности политического и военного руководства рационально и эффективно использовать имеющиеся возможности. Основу О. г. составляют вооруженные силы. Их способность предупредить вооруженное нападение на страну, а в случае агрессии - отразить ее и нанести агрессору поражение определяется количеством и качеством войск (сил), их морально-психологическим состоянием и уровнем боевой готовности. Док.: Об обороне. Федеральный закон от 31.5. 1996 № 61-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст. 2750 (Изм. от 30.12.1999).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

степень подготовленности государства к защите от агрессии. Складывается из материальных и духовных элементов, выражающих военные, экономические, научные, социальные и морально-психологические возможности государства и народа.

На обороноспособность государства влияет характер его военной политики, уровень развития и подготовки ВС, состояние инфраструктуры территории государства как возможных театров военных действий, силы и средства гражданской обороны, эффективность мер по обеспечению живучести экономики. Обороноспособность государства определяется его мобилизационными возможностями, составом и боевыми возможностями ВС, количеством и качеством вооружений, морально-духовным настроем народа.

В ХХI веке все большее значение для обороноспособности приобретает способность военно-политического руководства государства предотвратить вооруженное нападение за счет использования всех факторов, включая угрозу возмездия, а если война все же начнется – в способности отразить агрессию, защитить население, территорию, экономику и отстоять суверенитет государства.

К числу основных мероприятий по обеспечению обороноспособности государства относятся:

Прогнозирование военно-политической ситуации и оценка военных угроз;

Разработка военной политики, концепции военного (оборонного) строительства и развития ВС, военной доктрины;

Рациональное строительство и развитие ВС, организация их всесторонней подготовки и поддержание в необходимой готовности;

Заблаговременное планирование применения ВС с учетом различных вариантов (сценариев) начала и ведения войны;

Развитие военной науки и ускоренное внедрение ее достижений;

Управление развитием материального оснащения ВС, прежде всего, оружием и военной техникой, создание для этого необходимой научно-технической и технологической базы;

Мобилизационная подготовка органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, территории и населения страны;

Создание запасов материальных ценностей в государственных и мобилизационных резервах;

Планирование и осуществление мероприятий гражданской и территориальной обороны;

Правовое регулирование в области обороны.

Поддержание обороноспособности государства на должном уровне – одна из важнейших функций государства, организующего целостную систему специальных политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер. Правовой основой для проведения указанных мер в мирное время и осуществления защиты государства в военное время служат международное право, а также комплекс внутригосударственных документов: конституция, действующее законодательство, военная доктрина.

Для реализации своего права на обороноспособность государство создает соответствующие органы (министерство обороны) и содержит необходимые вооруженные силы, предназначенные для сдерживания потенциальных агрессоров угрозой нанесения неотвратимого возмездия, а в случае развязывания войны – для ведения полномасштабных военных действий. Одновременно организуются:

Международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;

Контроль за соблюдением действующих международных соглашений;

Ведение всех видов разведки для своевременного вскрытия подготовки агрессора к нападению, исключения его внезапности, а также исключение отставания в состоянии технической оснащенности своих вооруженных сил от ВС потенциальных противников;

Обеспечение должного сохранения государственной и военной тайны для рационального использования передовых военных технологий и технологий двойного назначения в гражданской сфере экономики страны;

Координация деятельности органов государственной власти и управления, а также органов местного самоуправления в области обороны;

Гражданский контроль за расходами на оборону и деятельностью всех силовых министерств в объеме, предусмотренном законом.

Граждане государства участвуют в обеспечении обороноспособности своего государства на основе устанавливаемой воинской обязанности. В РФ органы государственной власти и органы местного управления, ведомства, предприятия, учреждения и организации принимают участие в обеспечении обороноспособности на основе закона об обороне, других законодательных актов. Головная координирующая роль в обеспечении обороноспособности государства принадлежит министерству обороны.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Военная экономика - отрасль экономической деятельности государства, связанная с производством и распределением военной техники, подготовкой военнослужащих рядового и офицерского составов, наращиванием обороноспособности страны. В военной экономике на любой стадии ее развития принимает участие государство, частные лица также могут принимать участие в том или ином экономическом цикле, заказчиком при выполнении определенного вида работ может выступать Правительство или Министерство Обороны.

Военная экономика, как и экономика любого другого типа, объединяет несколько сторон, которые обеспечивают ее успешное функционирование, преследует определенные цели, которые связаны с повышением обороноспособности или благосостояния государства. В зависимости от вышеуказанных тезисов военную экономику можно классифицировать различными способами.

Цели военной экономики.

Не стоит полагать, что целью военной экономики того или иного государства является исключительно укрепление государственных границ, улучшение способности защиты государственного суверенитета. Нет, экономика военной деятельности может также являться государственным активом, источником, из которого государство будет получать . Следовательно, цели военной экономики различны и многосторонни. Рассмотрим самые основные.

1. Защита государства от внешних и внутренних агрессоров предполагает обеспечение устойчивости государственных границ, а также стабильность ситуации внутри государства. Данная цель распадается на несколько более мелких целей:

1) Совершенствование технологической стороны оборонного процесса позволяет получить более качественную военную технику, приборы с большим кругом возможностей. Активное внедрение новых разработок в военное производство позволяет вывести его на потенциально новый уровень развития. Данную цель невозможно претворить в жизнь без научных разработок, поэтому совершенствование научной сферы производства военной техники - также ключевая цель военной отрасли государственной экономики. Разумеется, для совершенствования науки, государство привлекает к этой деятельности ученых специалистов, либо закупает новое оборудование у других стран, яркий пример: попытка Российской Федерации купить Мистрали у французского Правительства, завершившееся неудачей по причине последних политических событий в РФ, связанных с украинским кризисом.

2) Подготовка высококвалифицированного кадрового состава , как среди гражданского персонала, так среди военнообязанных различных категорий. Для подготовки квалифицированных специалистов необходимо прибегать к услугам преподавательского состава, а также обеспечивать улучшение программ образования. Министерство обороны Российской Федерации стабильно инвестирует средства в совершенствование всех сфер обучения людей, занятых в военной отрасли. Кроме этого, часть средств направляется на привлечение лиц к деятельности в военной сфере (выплата стипендий, премий, наград за военные достижения и так далее). Указанные мероприятия обеспечивают в конечном итоге приток в военную сферу большого числа кадров, дает возможность Правительству РФ отсеивать худших и оставлять лучших (учитывается не только уровень физической подготовки лиц, но и многие другие немаловажные критерии).

3) Просвещение населения и его подготовка к самообороне (гражданской обороне) в случае военный действий в стране или введения военного положения. К группе затрат военной экономики также относится просвещение населения, подготовка невоеннообязанного, гражданского населения к правильной, адекватной реакции в случае войны. На данный момент, например, в школах проводятся военные сборы, во многих учебных заведениях введены предметы военной подготовки. Также проводятся собрания с выступлениями военнослужащих, парады и митинги. Задача Правительства при финансировании подобного рода предприятий: обеспечить веру народа в возможности защиты внешнего и внутреннего государственного суверенитета, формирование правильной системы ценностей молодежи и создание адекватной базы реакции в случае войны.

2. Получение дохода . Как упоминалось в начале статьи, военная экономика позволяет не только обеспечивать обороноспособность государства, она также является источником доходов для государства. Получать доход от военной экономики можно следующими ключевыми путями:

1) Продажа создаваемых технологий за рубеж без производства товаров конкретного вида. Допустим, ученые создали определенный вид военной технологии и внедрили его в своем государстве. Если это изобретение нельзя будет использовать для противостояния государству-производителю, ученые имеют право продать технологию за рубеж. Не стоит думать, что из-за этого обороноспособность зарубежных государств станет лучше и совершенней обороноспособности государства-производителя. Данный аспект касается большей частью средств сохранения мира.

2) Продажа военной техники сторонним государствам. В рассматриваемой ситуации речь идет уже не о простых технологиях, а о товарах, которые с помощью этих технологий были выполнены. Допустим, страна произвела новые самолеты с улучшенными летными качествами. Для заработка, государство может продавать самолеты другим государствам и зарабатывать на этом деньги.
Чтобы государство имело возможность получать доходы от развиваемых технологий, необходимо постоянно совершенствоваться в производстве и привлекать инновации, поэтому правительство высоко оплачивает работу ученых, которые занимаются разработкой военных технологий.

Инвестирование в военную экономику

На данный момент большая часть инвестиций в военную экономику производится только Правительством Российской Федерации или Министерством обороны. Несмотря на это частные лица также могут совершать некоторые инвестиции в производственный процесс, особенно это касается оплаты деятельности ученых, которые ведут разработки. В случае успеха проинвестированного предприятия, получает выплаты от Правительства.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/2009, стр. 35-43

Полковник В.Н. ГОРБУНОВ

Генерал-лейтенант в отставке С.А. БОГДАНОВ ,

доктор военных наук

СОВРЕМЕННАЯ военно-политическая обстановка в мире продолжает оставаться крайне нестабильной. На ближайшую перспективу качественного улучшения отношений между Россией и Западом не предвидится. На формирование военно-политической обстановки существенное воздействие оказывают: стремление США установить либо упрочить свое господство в ряде регионов, имеющих исключительную экономическую и военно-стратегическую ценность; вооруженные конфликты, острые социальные проблемы в ряде стран мира; терроризм, распространение оружия массового поражения.

В этих условиях обороноспособность России остается важнейшим элементом обеспечения ее национальной безопасности. Опыт первых двух мировых войн, локальных войн и вооруженных конфликтов последних десятилетий позволяет утверждать, что материально-технической основой обороноспособности государства является экономика, которая отражает военную мощь государства и оказывает многостороннее влияние на развитие вооруженных сил, на формы и способы вооруженной борьбы, на характер войны и ее продолжительность, ход и исход, а также на возможности локализации зарождающихся вооруженных конфликтов.

В военной теории и практике военная мощь определяется как совокупность материальных и духовных сил государства, общества, вооруженных сил и способность их к мобилизации для достижения целей войны. В обобщенном виде военная мощь выражает степень способности государства вести вооруженную борьбу за защиту своих национальных интересов при напряжении всех материальных и духовных сил общества и непосредственно воплощается в вооруженных силах, в их способности вести войну .

Основными показателями военной мощи государства являются: количественная характеристика вооруженных сил, их соответствие экономическим возможностям и целям, которые возлагаются на них государством; качественная оценка вооруженных сил, а именно, структура, соотношение видов и родов войск, уровень оснащенности современной техникой и вооружением, степень боевой готовности и управляемость войсками; наличие достаточного количества военно-обученного резерва.

Обеспечивая совершенствование средств вооруженной борьбы, экономика тем самым обусловливает развитие военного искусства, форм и методов (способов) ведения современных войн и вооруженных конфликтов в целом. С появлением новых средств вооруженной борьбы изменяется организационная структура и боевые порядки войск (сил), методы воздействия на противоборствующую сторону. Новые средства вооруженной борьбы оказывают существенное влияние на повышение темпов наступательных операций, развитие теории оборонительных действий. Экономика является одним из факторов, содержащих в скрытом или открытом виде истоки противоречий, ведущих к столкновениям социальных групп и государств. Непосредственные причины войн и вооруженных конфликтов коренятся в сфере политики, а корни конфликтов и антагонизмов в конечном счете обусловливаются экономическими мотивами. В современном мире экономический фактор превратился в один из составных элементов войны. Формы и методы экономической борьбы все теснее переплетаются с вооруженной борьбой.

Конкретные проявления взаимосвязей войны (вооруженного конфликта) и экономики постоянно видоизменяются, так как со временем происходят существенные изменения и в экономике, и в военном искусстве, а следовательно, и в способах экономического обеспечения боевых действий группировок войск (сил) и производственных мощностей военно-промышленного комплекса в ходе войны. Все это видоизменяет взаимосвязь между экономикой, политикой и войной (вооруженным конфликтом). На смену войне (вооруженному конфликту) должна прийти политика, которая была бы направлена на совершенствование межгосударственных экономических отношений, способствующих повышению жизненного уровня населения.

Основные показатели, характеризующие экономические возможности ряда ведущих стран мира, приведены в таблице 1.

Возможности и способности экономики по удовлетворению необходимых потребностей государства (включая и военные) в материальных благах и услугах выражаются такими категориями, как экономический потенциал и экономическая мощь, военно-экономический потенциал и военно-экономическая мощь государства. Состояние этих категорий, их количественные и качественные параметры оказывают непосредственное влияние на обороноспособность государства и защиту его национальных интересов.

Таблица 1

Показатели экономических возможностей ряда стран мира

Определяющим элементом экономического потенциала является уровень промышленного производства, в особенности тяжелой индустрии. Тяжелая индустрия с ее сердцевиной - машиностроением является становым хребтом современного экономического потенциала. От ее уровня развития зависит обеспеченность войск боевой техникой и всем необходимым.

Как показывает научный анализ, изменение характера вооруженной борьбы предъявляет все более высокие требования к тяжелой индустрии (табл. 2). Дальнейшее развитие боевой техники и новейших видов вооружения должно вестись с учетом наивысших достижений науки. При этом следует исходить из того, что потребность в вооружении и военной технике, горючем, боеприпасах не уменьшается, а, напротив, увеличивается.

Тяжелая промышленность, опирающаяся на научно-техническую мысль, должна дать армии еще более маневренное и вместе с тем мощное оружие, обеспечить ее малогабаритными, легкими, быстроходными и высокопроизводительными землеройными механизмами, мобильным транспортом, железобетонными и стальными конструкциями для оборонительных сооружений.

Таблица 2

Рост продукции тяжелой индустрии СССР

О величайшем значении науки и техники в развитии экономического потенциала государства свидетельствует опыт Великой Отечественной войны и предвоенных лет, когда в исключительно короткие сроки в самый канун войны и в ходе ее в нашей стране были созданы новые боевые средства и модернизированы старые.

Советские танки Т-34, KB начали поступать на вооружение с 1940 года. Средний танк Т-34 в ходе войны был модернизирован. Его 76-мм пушка заменена более мощной - 85 мм пушкой. С 1944 года армия получает танк ИС со 122-мм пушкой. В годы войны созданы самоходно-артиллерийские установки СУ-76, СУ-85, СУ-100, СУ-122, ИСУ-122 и другие, ставшие вместе с танками грозным оружием Сухопутных войск.

В эти же годы была фактически заново создана вся советская авиация, появились новые артиллерийские системы различного калибра и назначения.

За время Великой Отечественной войны были открыты месторождения нефти, угля, газа, различных руд стратегического значения, найдены новые способы получения ацетона, различных спиртов, пластмасс для прозрачной брони и т. д.

Экономический потенциал не является арифметической суммой отдельных разрозненных частей, из которой можно вычесть или к которой можно прибавить определенное количество элементов. Все элементы экономического потенциала внутренне связаны между собой и взаимно обусловлены. Поэтому, как бы ни были важны отдельные элементы, по ним нельзя судить о мощи экономического потенциала той или иной страны. Для этого надо брать всю совокупность экономических элементов и рассматривать их во взаимосвязи. Например, слабость транспорта может поставить войска фронта перед угрозой голода, несмотря на обилие продовольствия в тылу. Так, во время Первой мировой войны русская армия испытывала острый недостаток в хлебе, хотя в глубоком тылу хлеба в это время вполне хватало. Недостаток людских ресурсов в период войны может свести на нет производственные мощности страны. Низкий уровень науки и техники неизбежно приведет к отсталости в промышленности и застою в вооружении армии и т. д.

В современных условиях от уровня экономического развития, от величины реальной экономической мощи данного государства зависит, какую ее часть можно выделить на обеспечение его обороноспособности и какой военной мощью оно может обладать, т. е. какое количество и какого качества личного состава и оружия оно может дать вооруженным силам, в течение какого времени может выдерживать военное напряжение.

История войн свидетельствует, что агрессор всегда заранее готовится к войне: готовит свой народ и мировую общественность, национальное хозяйство и вооруженные силы. Противоборствующая сторона в свою очередь готовится к отражению агрессии: проводит мероприятия по мобилизации оборонных отраслей промышленности и вооруженных сил государства; использует набор дипломатических, политических и информационно-психологических мер для предотвращения агрессии, для того чтобы эффективнее отразить нападение. При подготовке к ведению военных действий противоборствующие стороны максимально используют свои экономические потенциалы, составляющие основу их обороноспособности.

Экономический потенциал государства отражает его реальные возможности по удовлетворению потребностей общества, а также производству всего необходимого на случай войны. Эти возможности зависят от количества и качества материально-вещественного и личного (человеческого) факторов производства. Поэтому показателями экономического потенциала служат количество и структура трудовых ресурсов, производственных фондов, минерально-сырьевых ресурсов, топлива, энергии и др.

Опыт Первой и Второй мировых войн показал, что обеспечение военного производства трудовыми ресурсами в ходе войны является одной из труднейших задач. Война требует изъятия из народного хозяйства все возрастающего числа наиболее здоровых и трудоспособных людей. В результате подавляющее большинство населения оказывается участвующим в военных действиях. Так, в Первой мировой войне участвовало 36 государств (67 % населения всей планеты), а во Второй - 61 государство, т. е. четыре пятых населения всего земного шара.

В Первую мировую войну было поставлено под ружье около 70 млн человек, во Вторую мировую войну в армию было призвано ПО млн человек (без учета партизанского движения), из них: в Германии - 17 млн, в США - 14 млн, в Англии - около 12 млн, во Франции - около 11 млн человек.

В современных условиях участвующих в широкомасштабной войне государств и населения будет, очевидно, больше, чем во Второй мировой войне. Численность населения крупнейших государств мира к началу XXI века составляла: Китай - 1,2 млрд человек, США - 270 млн, Россия - 147 млн, Германия - 82 млн, Франция - 59 млн, Великобритания - 59 млн. По запасам природных ресурсов Россия превосходит любое государство мира.

Экономический потенциал характеризует собой теоретически рассчитанный «потолок» - верхний предел экономических возможностей государства, которые могут быть реализованы при чрезвычайных условиях, при полном использовании ресурсов, производственного аппарата, при приведении в действие всех, в том числе и скрытых, обычно не используемых средств.

Совокупность таких возможностей определяется социально-экономическим строем общества, наличием людских трудовых ресурсов и уровнем их подготовки, наличием сырьевой базы, степенью развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, материальными запасами и резервами, а также уровнем развития науки и техники. В целом экономический потенциал выражается в объеме национального богатства, совокупного общественного продукта, уровне и объеме производства, темпах и возможностях его роста, а также в возможности мобилизации и эффективного перераспределения всех средств в интересах решения задач, стоящих перед обществом.

Экономический потенциал характеризует реальное состояние общественного производства государства, а его экономическая мощь - это экономический потенциал в действии, функционирующая экономика, выражающая реальную способность удовлетворять на данный момент многообразные потребности общества. Чем полнее реализуются потенциальные возможности, тем выше экономическая мощь. Экономический потенциал и экономическая мощь государства обычно имеют количественную и качественную определенность. Обобщенными показателями экономической мощи государства являются валовой внутренний продукт (ВВП), объемы производства продукции важнейших отраслевых комплексов и отраслей в тоннах, метрах, штуках, рублях (долларах) и т. п. ВВП крупнейших стран мира к началу XXI века достигал в США - 8,2 трлн долл., в Японии - 4,2 трлн, в Германии - 2,1 трлн, во Франции - 1,1 трлн, в Великобритании - 1,36 трлн, в Китае 902 млрд, в России - 447 млрд долл.

Качественная определенность экономического потенциала и экономической мощи государства проявляется через отраслевую структуру общественного производства и жизненный уровень населения (табл. 3 и 4).

Таблица 3

Показатели военно-экономических возможностей ряда стран в конце XX века

Важным компонентом экономического потенциала является национальное богатство государства - совокупность потребительских стоимостей, накопленных обществом за весь период его производственной деятельности и разведанных природных ресурсов.

Таблица 4

Машиностроение и металлообработка в промышленном производстве

Военно-экономический потенциал представляет собой часть экономического потенциала, которая отражает военно-экономические возможности государства, его способность удовлетворить непосредственные нужды вооруженных сил. Соотношение между экономическим и военно-экономическим потенциалами обязательно должно быть обоснованным, учитывающим объективный предел использования экономических ресурсов в военных целях.

Обычно рост экономической мощи государства отстает от роста общественных потребностей, поэтому всегда актуальна проблема эффективного ее использования. Применительно к обороноспособности государства экономическая мощь выступает двояко: с одной стороны, как проблема поддержания достаточного уровня военной мощи в мирное время, а с другой - как проблема максимального военно-экономического напряжения в условиях войны. Отсюда и вытекают понятия военно-экономической мощи и военно-экономического потенциала.

При принятии решений по укреплению обороноспособности государства обычно принимается в расчет не только экономический потенциал в целом, но и та его часть, которая предназначена для удовлетворения конкретных оборонных потребностей.

В период подготовки к военной акции и в ходе военных действий противоборствующие стороны осуществляют экономическую борьбу - проводят комплекс разносторонних мероприятий экономического и военного характера, направленных на достижение экономического превосходства над противником. Этот комплекс мероприятий обобщенно является одной из форм борьбы противоборствующих сторон в войне. Содержание этой борьбы включает, с одной стороны, ускоренную мобилизацию и развитие собственной экономики, ее защиту от силового воздействия со стороны противника, с другой - комплекс мероприятий и действий по ослаблению экономики противоборствующей стороны.

Соотношение экономических потенциалов противоборствующих сторон и динамика их развития в ходе борьбы в экономической сфере могут существенно меняться. Обычно при сопоставлении экономических потенциалов основное внимание уделяется выявлению и подсчету их основных составляющих. Вместе с тем, как представляется, весьма важен учет влияния политических, социально-экономических, чисто военных и организационных факторов. Все они так или иначе воздействуют на действительную величину экономических ресурсов, которыми располагают противостоящие стороны. Кроме того, реальная значимость экономического потенциала (его вес в общем соотношении сил сторон) зависит от многих условий: характера войны, ее масштаба, продолжительности, физико-географических условий и т. п.

Как показывает история войн, бывают ситуации, когда сильная в экономическом отношении держава не способна в определенных условиях использовать свой перевес в материальных ресурсах для достижения победы в вооруженном конфликте. Примером является поражение США в войне в Индокитае.

При оценке экономических потенциалов противоборствующих сторон целесообразно учитывать и то обстоятельство, что объем ресурсов (особенно в ходе войны) не остается постоянным, поэтому изменяется и соотношение их экономических потенциалов. Подтверждением может служить динамика развития экономического потенциала Германии и СССР в годы Второй мировой войны.

Противостоящие в экономическом противоборстве стороны стараются, как правило, не допускать заметного изменения сложившегося баланса сил. При этом восстановление нарушенного равновесия осуществляется различными путями, подчас в результате острых конфликтов, военных столкновений и международных кризисов. Военно-политическое руководство государства при разработке стратегических замыслов военных действий должно учитывать экономические возможности вероятного противника.

Эти возможности необходимо учитывать, с одной стороны, для того, чтобы определить внешнеполитический курс и военно-политический замысел возможных агрессивных действий вероятного противника, какие вооруженные силы он может иметь, удельный вес видов и родов войск, возможные сроки перевода экономики на режим работы военного времени, наиболее уязвимые места в его коммуникациях. В целом это дает определенные возможности для изучения состава войск противника, определения соотношения сил с ним и возможности масштаба вооруженной борьбы.

С другой стороны, изучение экономических ресурсов противника дает возможность установить слабые стороны его экономики, географическое размещение его производительных сил, транспортные связи и другие параметры, необходимые военному командованию для определения, по каким экономическим объектам (районам), в какое время и какими средствами целесообразнее вести вооруженное воздействие.

Опыт войн и военного искусства свидетельствуют, что ошибки в оценке своих потенциальных возможностей (и особенно возможностей вероятного противника) приводят к серьезным просчетам при разработке военно-стратегических планов, правильного прогнозирования хода и исхода войны.

Масштаб и характер войны и вооруженных конфликтов будущего будет определяться исключительно экономическими и военными возможностями (военным и экономическим потенциалами) противостоящих сторон, эффективностью проводимой ими внешней и внутренней политики, а также реализуемых мер по их подготовке и ведению.

В современных условиях соперничество между государствами все в большей степени перемещается в сферу разработки новых технологий, на основе которых во многих экономически развитых странах идет непрерывное совершенствование военно-промышленных комплексов, создание новых образцов вооружения и военной техники. В этих целях разрабатываются специальные долгосрочные программы, обеспечиваемые финансовыми средствами.

Развитие научно-технологической базы опережает конструирование военно-технических средств, в том числе основанных на новых принципах. Уже давно экономически развитые страны большое внимание уделяют работам по созданию нетрадиционных средств ведения вооруженной борьбы. В отличие от традиционных, ориентированных на уничтожение и вывод из строя личного состава группировок войск (сил), вооружения и военной техники, средств целеуказания, наведения оружия и управления войсками, новые средства могут обеспечить наибольший эффект за счет воздействия на жизненно важные органы человека, агрегаты вооружения, боевой техники и физические поля, сопутствующие их функционированию.

Нетрадиционные средства в своей основе используют лучевую энергию, электромагнитный импульс, микроволновое излучение, инфразвук, агрессивные химические вещества и биологические рецептуры и применяются как дополнение к традиционным видам оружия. В перспективе они могут стать предпочтительнее любых ныне существующих видов оружия, включая ядерное. Не случайно в высокоразвитых странах в последние годы расходы на оборону значительно возросли.

Исторический опыт и практика ведения боевых действий группировками войск (сил) в войнах и вооруженных конфликтах подтверждают, что за счет вооружения и военной техники, выпущенной промышленностью в мирное время, вести войну и вооруженные конфликты практически невозможно. В этой связи подготовку военного производства к наращиванию выпуска военной продукции целесообразно осуществлять заблаговременно.

Военно-экономическая мощь может быть более или менее значительной в зависимости от изменения международной обстановки и намерений государства, т. е. на базе экономической мощи можно поддерживать необходимую военную мощь государства, изменяя соответственно военно-экономическую мощь, степень военно-экономического напряжения.

Например, военно-экономическая мощь СССР в годы Великой Отечественной войны составляла более 50 % ВВП, в 1980-е годы - около 20 %, а в настоящее время составляет 3-5 % валового внутреннего продукта.

Военно-экономический потенциал государства выражает его объективные экономические возможности, которые могут быть использованы для решения задач обороноспособности страны при максимальном военно-экономическом напряжении. Максимальное военно-экономическое напряжение требует сведения к минимуму всех невоенных потребностей общества.

Требования, предъявляемые к военно-экономическому потенциалу, его структуре, технологическому уровню, кадровому составу, постоянно возрастают. Это объективный процесс, обусловливаемый усложнением и удорожанием вооружения и военной техники. Бомбардировщик периода Второй мировой войны стоил примерно в десять раз меньше, чем истребитель-бомбардировщик, использовавшийся в ходе войны во Вьетнаме, и почти в 400 раз меньше, чем новейший истребитель технологии «Стеле», применявшийся во время войны в зоне Персидского залива. Авиабомба времен Второй мировой войны стоила в восемь раз дешевле кассетной бомбы, использовавшейся в войне во Вьетнаме, и почти в 90 раз дешевле новейшей управляемой бомбы с лазерной системой наведения, использовавшейся во время операции «Буря в пустыне».

Наиболее важными комплексными показателями военно-экономического потенциала являются: наличие научно-технической базы, обеспечивающей технологическую и информационную безопасность в военное время; уровень производства вооружения и военной техники; количество квалифицированных людских ресурсов, необходимых национальному хозяйству и вооруженным силам; степень функционирования промышленности, транспорта, средств связи и других важнейших компонентов экономики в условиях военных действий.

Таким образом, чтобы создать мощный и устойчивый экономический потенциал государства, необходимо исходить из многосложных явлений общественно-экономического развития страны и не допускать однобокости в развитии его динамической силы. Развитие экономического потенциала зависит главным образом от состояния тяжелой индустрии и ее сердцевины - машиностроения, являющейся основой всего национального хозяйства и военной мощи России.

Прохожев А. А. Основы военной политики и обеспечения военной безопасности РФ. М.: РАГС, 2008.

М.: ВАГШ ВС, 2008.

Мальцев П.И. Экономический потенциал - основа национальной безопасности государства// Военная Мысль. 1955. № 2. С. 12-25.

Воробьев В.В., Пожаров А.И. Теоретические основы военной экономики. М.: ВАГШ ВС, 2003.

Воробьев В.В., Пожаров А.И. Теоретические основы военной экономики.

ВоробьевВ.В.,ПожаровА.И. Теоретические основы военной экономики.

Пожаров А.И. Военно-экономический потенциал России: состояние и перспективы // Военная Мысль. 2003. № 2.

Гордиенко Д.В., Баскаков В.В. Основы экономической безопасности государства. М.: ВАГШ ВС РФ, 2007.

Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1983. С. 582.

Бартенев С.А., Суслов В.Ф. Военная экономика.

Гордиенко Д.В. Военно-экономическая безопасность государства. М.: ВАЛИ, 2008. №10.

Бартенев С.А., Суслов В.Ф. Военная экономика.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

уровень подготовленности экономики, населения военной организации государства к отражению внешней агрессии, защите территориальной целостности и независимости государства. О.г. зависит от: характера и масштабов реальных и потенциальных военных угроз, включённости страны в международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны; военного потенциала, материальных и духовных возможностей страны, её экономики, научно-технического развития и наличия людских ресурсов; социального и межнационального единства общества и морально-психологической готовности населения к защите отечества; способности политического и военного руководства эффективно использовать имеющиеся возможности. Основу О.г. составляет боевой потенциал ВС и др. силовых структур, их способность предупредить вооруженное нападение на страну, а в случае агрессии - отразить её и нанести агрессору поражение. Он, в свою очередь, определяется количеством и качеством войск (сил), уровнем их профессиональной подготовки и боевой готовности.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Обороноспособность государства" в других словарях:

    ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВА - совокупность материальных и духовных сил и ресурсов, военных и невоенных средств государства, которые оно способно мобилизовать для обеспечения надежной обороны … Юридическая энциклопедия

    ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВА - степень подготовленности государства к защите от агрессии. Складывается из материальных и духовных элементов, выражающих военные, экономические, научные, социальные и морально психологические возможности государства и народа. На… … Война и мир в терминах и определениях

    Обороноспособность государства - степень подготовленности государства к защите от агрессии. Складывается из материальных и духовных сил, которые оно может мобилизовать для достижения целей войны; в решающей степени зависит от способа производства. На О. г. оказывают влияние… … Словарь военных терминов

    обороноспособность - см. обороноспособный; и; ж. Готовность к обороне. Обороноспосо/бность государства … Словарь многих выражений

    Образование Русского централизованного государства и его внутренняя политика - Значение образования Русского централизованного государства К 80 м годам XV в. основное ядро русских земель было объединено в составе единого государства, центром которого явилась Москва. Формально сохранял свою независимость Псков, нуждавшийся,… …

    ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА - институт Особенной части российского уголовного права, предусмотренный гл. 29 УК РФ. Данный институт относится к субинституту Преступления против государственной власти. Видовым объектом данного правового института являются основы… … Словарь-справочник уголовного права

    Аттика в VIII-VI вв. до н. э. Образование Афинского государства - Аттика древнейшего времени По сравнению с Лаконикой каменистая Аттика была значительно менее плодородна. Заниматься успешно земледелием можно было лишь в небольших и немногочисленных долинах. В дальнейшем, когда в Аттику, начиная с VI в. до н. э … Всемирная история. Энциклопедия

    - (КПСС) основанная В. И. Лениным на рубеже 19 20 вв. революционная партия российского пролетариата; оставаясь партией рабочего класса, КПСС в результате победы социализма в СССР и укрепления социального и идейно политического единства… … Большая советская энциклопедия

    Наука о войне, в частности наука полководца. Она изучает войну с двух главнейших точек зрения: 1) как явление в жизни человеческих обществ и 2) с точки зрения специально военной, т. е. употребления силы для одержания победы над врагом. Изучение… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Лагерь национального объединения (польск. Obóz Zjednoczenia Narodowego) … Википедия

Книги

  • История российской внешней разведки. В 6-ти томах. Том 3. 1933-1941 годы , Ермаков Н. А., Ицков А. Н., Голубев С. М., Байдаков А. И.. Третий том знакомит читателей с работой "легальных" и нелегальных резидентур, крупными операциями и судьбами выдающихся разведчиков в 1933-1941 годах. Деятельность СВР в этот период…
  • Военная риторика Второй мировой. Речевое воспитание войск в межвоенный период и в годы войны , Зверев С.. В предлагаемом вниманию читателя издании на фундаменте изучения военной риторики периода 20-40-х гг. XX в. исследуются особенности развития общественной речи в странах с различными типами…