Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Поездка в Вологодскую область: Вологда - Ферапонтово - "Ежезеро" - Вытегра - Вологда. Отчёт. Путеводитель по россии


( ) Оценка: 5 (14-03-2018)
Ну это даже как-то и оценивать сложно, такую древность. Конечно это чудесное чудо. Такая сохранность в таком климате. Монастырь смотрится отлично. Очень правильная организация подачи материала. Сначала просмотр и рассказ где и что смотреть, потом сам рассказ
( ) Оценка: 4 (26-02-2018)
Маленький, почти карманный монастырь, белоснежный. Зимой народу практически нет. Приехали специально посмотреть фрески. Для работ 500-летней давности очень хорошее состояние. Хорошо, что до личного знакомства с фресками проводят ликбез с помощью фильма.
Константин ( ) Оценка: 5 (22-06-2017)
Нередко сюда заезжали полюбоваться, но давно не были в музее. В этот раз решили пройти весь. Экспозиция состоит из 4 частей, билеты по отдельности. В сумме порядка 500р на взрослого (в т.ч. 250р - собственно фрески), пенсионерам скидка процентов 20. Можно оплатить картой.
К фрескам запускают группами по расписанию, перед этим показ документального фильма. Посетили также церковь. Мартиниана и верх и низ трапезной (церковное искусство и предметы народного быта).
( ) Оценка: 5 (25-05-2016)
Ферапонтово, порядка 130 км, дорога хорошая. Придумывать восхитительные эпитеты для данного места не стоит. Если Вы не приобщались к росписям фрескам Дионисия в соборе Рождества Богородицы, Вы, скорее всего счастливый человек – Вам есть куда стремиться, чтоб открыть для себя Прекрасное. А увидев росписи, Вы просто вбираете в себя Великую красоту мастера, иногда можете и воспарить к куполам. Предвидя мимолетность в общении с сим местом мы заранее договорились с наиболее знающим специалистом музея Еленой Николаевной, она научный сотрудник заповедника с 30- летним стажем, знания не ограничены теми же куполами. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Мы провели с ней два часа, при этом беседуя в основном именно по росписям. Для себя удалось понять, как родилось столь не каноническое творение. Ферапонтов находиться в такой глухомани, что здесь мастер мог позволить себе отойти от прописных канонов, над ним не висело око церковников, старающихся представить веру как паству вечно в чем-то кающихся грешников. В Ферапонтово мастер просто творил как сам ощущал Веру – праздником души. Потому и получились у него все фигуры движущимися, и вера в его фресках получилась радостная, дающая человеку внутреннюю душевную благодать,


( ) Оценка: 4 (24-05-2016)
Монастырь маленький, но очень хороший. Смотрится красиво. Фрески, достаточно интересно с исторической точки, когда они были написаны, а так конечно не особо. Но посмотреть один раз стоит конечно. Музеи и выставки слабенькими показались. И конечно это не должно стоить таких денег, сколько берут за билеты.
Александр ( ) Оценка: 1 (15-01-2016)
Удивляет в первую очередь хамство и "бычка" как стандартный способ общения с приезжими и угрюмость местных. Хамят все - продавец в магазине, водитель микроавтобуса (не рейсового, а заказного, получившего 6000 руб на 3 часовой маршрут), хозяйка дома, который снимали не за гроши на всю компанию. Хамят и грубят безо всяких причин, в ответ на улыбки и вежливость.
На ходу повышают цены, несмотря на предыдущие договоренности.
Места прекрасные, странно, что совсем неподалеку, например в Каргополе, люди крайне отзывчивые и приветливые.
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Сам монастырь прекрасен, и архитектура, и атмосфера.


( ) Оценка: 5 (26-07-2015)
Очень маленький, "карманный" монастырь. Что интересно - он включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО не только из-за своих фресок, но и как образец монастырского русского строительства того времени.
Церковь Рождества Богородицы архитектурно очень простая и скромная. Фрески изумительные, чУдные. Они словно "поют". Не повредит ли им круглогодичный доступ?!
Есть действующая церковь Богоявления, внутри очень хорошо и благостно, хотя пространства мало и темно (темнота в этой церкви добавляет ощущения таинственности). ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

В церкви имеется чудотворная икона Божьей Матери "Скоропослушница" - по словам свечницы, она имеет особенную благодать помогать при бесплодии.


( ) Оценка: 5 (30-05-2015)
Интересно. И не только фрески. Но ценник зашкаливает, выручило удостоверение пенсионера. Как и многие музеи, не рассчитан на индивидуальное посещение.
( ) Оценка: 5 (30-04-2015)
Скажу сразу, в Ферапонтово приезжают практически с единственной целью: посмотреть фрески великого иконописца Русского Средневековья Дионисия (они сохранились только здесь). Поэтому, если вы не особенно интересуетесь этим видом искусства, то можете быть и разочарованы. Для человека увлекающегося иконописью вопрос денег и остального на первом месте не находится. Каждому свое. А отреставрированы фрески действительно идеально, Рублев в Успенском соборе Владимира или Великий Новгород и близко не стоят. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Совет: приезжайте в не туристический сезон (мы например были в апреле), тогда рассматривать творения Дионисия можно сколько угодно.


( ) Оценка: 4 (19-05-2014)
Про музей фресок Дионисия я знаю очень давно, поэтому как только выпала возможность, приехали туда с женой. Впечатления двоякие: с одной стороны, уникальные росписи известного мастера в отличной сохранности; с другой - ожидание чего-то большего. Вообще испытал двойственные ощущения от всего в Ферапонтово. "Парадная" (южная) сторона монастыря выставляет напоказ полуразвалившийся забор, нелепые огороды и ветхие сараи, которые портят вид; но с северной стороны - прекрасное озеро, чистый берег и сосны. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Монастырский двор чистенький, но маленький. Кроме фресок Дионисия смотреть особо нечего. За цену билета (250 рублей) становится особенно обидно тогда, когда смотрительницы пытаются заставить платить отдельно за фотосъемку.
Из-за упомянутых в видеофильме мастеров Возрождения (Леонардо, Рафаэль и проч.) - современников Дионисия сравнение для непрофессионала получается не в пользу русского мастера (проверено на других посетителях). Пожалуй, нужно хорошо знать, зачем ты едешь в Ферапонтово, чтобы избежать разочарований.


( ) Оценка: 5 (5-05-2014)
Если оказались в Кириллове, то обязательно надо заехать в Ферапонтово. Красивое место, красивые фрески, но это никак не стоит 250 руб. за билетик!!! За посещение других достопримечательностей на территории монастыря надо еще заплатить по 200 руб. с носа. Мы остановились только на фресках + в цену билета входит просмотр фильма на 10 минут. Все четко по времени: зашли в 16,15 - посмотрели фильм про фрески - вышли - зашли в храм в 16,30 - посмотрели 10 минут - вышли, т.к. на пятки наступает следующая группа. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Это просто музей и никак иначе, но посетить один раз вполне можно.


( ) Оценка: 5 (5-04-2014)
Монастырь небольшой, но очень приятный. Расположен в живописном месте на берегу озера (точнее между Бородаевским и Паским озерами). Собор Рождества Богородицы работает как музей фресок - стенопись Дионисия сохранилась с 1502 г (проводились некоторые работы по консервации красочного слоя, но не реставрации, которая подразумевает восстановление). В церкви прп. Мартиниана находится рака с мощами прп. Мартиниана (единственная деревянная резная рака древней Руси, сохранившаяся полностью). В Трапезной палате -выставка старинных монастырских икон, а также живописи. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Действующий Храм в честь Богоявления Господня (надвратная церковь).


( ) Оценка: 4 (10-01-2014)
Были в новогодние каникулы. На фрески покупается отдельный билет, цена - 250 руб. В сам музей не пошла, т.к. была давняя мечта увидеть именно фрески. Опасалась, что будет много народу. Но фильм смотрела в гордом одиночестве, в самой церкви было 4 чел. + смотрительница. Так что в организационном плане все хорошо.
Что касается самих фресок.... Для меня эталоном в этом виде искусства является роспись церкви Пророка Ильи в Ярославле. Кто видел, тот поймет. Здесь и палитра другая, пастельная (голубой, охра, коричневый) и стиль. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

И, конечно, вопрос еще в том, что фрески Дионисия не поновлялись, а 500 лет - все-таки срок! Попыталась представить себе, как это выглядело свеженарисованное - наверное, здорово!
Подводя итог: один раз это посмотреть точно стоит.


( ) Оценка: 5 (5-01-2014)
Фрески не смотрели, а вот по территории монастыря походили с большим удовольствием. Вид от площадки, которая перед входом в монастырь, на озеро очень хорош и фото получаются хорошие.
( ) Оценка: 5 (28-08-2013)
Красивая природа, монастырь, тишина, мало людей. Был бы художником - сидел бы и рисовал пейзажи. Цены на фрески Дионисия согласен завышены, спасло пенсионное) Но их надо обязательно посмотреть!!! Фоткать не разрешают, но выдают листок с фотками и размещением фресок.
( ) Оценка: 5 (26-07-2013)
Красивый монастырь в живописном месте. Посещали с экскурсоводом. Экскурсия очень подробная, длилась 2 часа, нам понравилось.
( ) Оценка: 4 (16-06-2013)
Ездили специально, смотреть фрески Дионисия. Понятно что писала бригада под творческим руководством. Но посмотреть стоит. Билеты конечно дорогущие.
( ) Оценка: 4 (13-05-2013)
Как место - великолепное! Чудесные края - тишина, да водная гладь, невероятные пейзажи! Как музей - убого, да еще и дорого! Билеты в Эрмитаж стоят дешевле. За осмотр фресок - 250р., за остальной музей 210 р., который представляет из себя музей крестьянского быта, выставку местных художников (мы попали на картины, изображающие солнечную Италию...) и деревянную ц. Ильи Пророка в селе Цыпино - пожалуй самое интересное из этого. Кроме того, чтобы посмотреть разные экспозиции пришлось искать смотрителей, чтобы нам их открыли. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Но несмотря на все, приезжайте архитектура и природа того стоят!


( ) Оценка: 5 (25-02-2013)
Посетили монастырь вчера. Заказали экскурсию в собор на осмотр фресок,(1500 до 5 человек). Слушали с удовольствием, очень понравилось, стоит потраченных денег. Какое преимущество посещать подобные места вне сезона, гуляй и смотри спокойно. К сожалению дул жуткий холодный ветер, поняли, что мы на севере, поэтому не сомогли посетить другую эскурсию по монастырю, но впечатления и так великолепные. Кстати понедельник в музее выходной день. Вот только поесть было негде: гостиница работает, а ресторан...продолжение src="/jpg/plus.gif">
( ) Оценка: 5 (25-11-2012)
Как то это место не располагает к разговорам-больше к
размышлениям!Особенно, когда солнце прорвется сквозь узкие окна и выхватит фрагмент ПРОШЛОГО, которое как настоящее!
Устроенные теплые полы теперь и зимой допускают людей
к этим шедеврам.В такой глухомани(с такими дорогами!)и
такая звонкая красота!
( ) Оценка: 5 (29-08-2012)
Были здесь проездом в августе 2012 года... Очень красивое место на берегу озера!! Обязательно стоит посетить даже проездом!!! Есть стоянка для автомобилей, рядом с ней продают разные сувенирчики!))
( ) Оценка: 5 (27-08-2012)
Музей! Как музей, слаб и не устроен почти. Все внимание фрескам, которые сначала почти 70 лет губили, теперь восстановили. Кстати, в храмах, где идут службы - плесень и грибок с которыми борются, совершая подвиг, реставраторы - не живут вообще...А там где служба недавно восстановлена - очищаются зачастую сами по себе росписи.
Что-то видимо не дает плесени жить там где служат...
Территория ухожена слабо. Такой памятник! И такое практически небрежение... Разрухи нет, но и любовного ухода нет тоже. Что не удивительно. Денег музею никто не даст. На храм дадут а музею нет....
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Храмов с подобными росписями видел много. Но видимо с такими старыми росписями больше нет.
Место само по себе удивительной красоты. И озеро и сосны и монастырь на холме
Музей крестьянского быта - склад прялок и ткацких станков. Не более. Очень интересная галерея картин местных художников. Очень светлые радостные работы.
Есть малюсенькая надвратная церковь... взгляда ничего не зацепило в ней.
Но посетить нужно обязательно. Я собственно затем и ехал в Вологду.
Дорога из Вологды. Местами отличная, местами заплатка на заплатке.


( ) Оценка: 5 (29-07-2012)
В общем-то и сказать как-то нечего - кроме как что к посещению обязательно. И по возможности неоднократно.
Елена ( ) Оценка: 5 (27-07-2012)
Посетили в конце марта 2012 года после Кирилло-Белозерского монастыря (который не очень приглянулся). Заказали экскурсию и остались в полном восторге. Есть и у нас чем гордится. Потрясающие фрески Дионисия, отлично организованная современная система их сохранения. В Мирожском монастыре в Пскове фрески старше, но их автор не известен, поэтому музейные работники сохраняют их подручными средствами. Здесь же государством вложены деньги (благодаря самоотверженности местного директора) и это здорово. Кругом тишина не реальная. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

С удивлением узнала, что Ферапонт после этого монастыря основал Лужецкий монастырь в Можайске (там даже есть купель, но не на территории монастыря, а в ближайшей деревне). У нас дача рядом, сто раз у монастыря были, а этого не знали. Пробел уже восполнили!!! Обязательно нужно заказывать экскурсию: намного информативней и познавательней.


( ) Оценка: 4 (18-06-2012)
Дорога от Вологды очень приличная, даже незнаю почему тут народ пишет что плохая. На территорию вход бесплатный. На стенах выставка старинных фото и картин местных художников. В надвратной церкви сейчас службы проходят. На фрески, каюсь, не пошли смотреть - дорого. Кругом, красота - озеро, дали. В целом хорошо, хоть и не так обширно как Кириллов, но посетить обязательно надо.
светлана ( ) Оценка: 5 (12-06-2012)
по единому билету за 200 руб. смотреть практически нечего. ну очень дорого. фрески в эту цену не входят
Андрей Клочков ( ) Оценка: 4 (11-05-2012)
К сожалению, музей закрывается в 17:00, и уже в половине пятого в него не пускают.
Зато вокруг - прекрасные виды!!!
Елена ( ) Оценка: 5 (4-05-2012)
Были 2 мая. Оказались единственными посетителями. Снаружи вроде ничего особенного, но когда зашли в храм - ощущение какого-то чуда! Больше всех понравился образ Николая Чудотворца, он просто необыкновенный! Уходить не хотелось!!!
Поражает, что в такой глуши (120 км от Вологды по жутко разбитой дороге, в селе "в 2 дома") сохранилась ВСЯ роспись храма 1502г. в ПЕРВОЗДАННОМ виде! Её (как нам объяснила экскурсовод) не восстанавливали, все реставрационные работы были направлены лишь на сохранение и очищение от кирпичной пыли и грибка. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

И 250р. совсем не большая плата, если учесть, сколько стоит поддержание всех систем (а там и система очистки воздуха, и поддержание заданной температуры и влажности, и еще Бог знает что) и з/п персоналу, который находится там и работает, даже для единичных туристов, которыми оказались мы...


vorchun ( ) Оценка: 5 (12-03-2012)
Посетил в третий раз.Первые два фрески были недоступны.Теперь, благодаря теппым полам и аппаратуре,
чудо стало возможным (даже зимой).Солнце только способствовало, а лучи внутри храма творили чудеса!
Уходить не хотелось!Отдельное спасибо экскурсоводу и схеме фресок, по которой можно все понять!
И забывается все и плохая дорога и большие расстояния.
Нужно побывать и ПРОНИКНУТЬСЯ!
( ) Оценка: 5 (12-01-2012)
Уже одно то что монастырь является памятником всемирного наследия ЮНЕСКО говорит о многом.
Уралочка ( ) Оценка: 5 (11-01-2012)
Монастырь и музей открыт увы совсем даже не ежедневно! 9 января нам не удалось попасть, видимо по случаю понедельника и новогодних каникул.
Марийка ( ) Оценка: 5 (3-10-2011)
Обязательно стоит посетить, но всего лишь один раз для тех, кто в древнерусской живописи ничего не понимает - будет достаточно. Места несказанно красивые, удивительные. Были 24.09.2011, 250 руб. за просмотр фресок в такой глуши, по-моему, дорого. в остальные музейчики (тоже за деньги) не ходили. рекомендую подняться в надвратную церковь, она действующая (прямо над входными воротами) - вот это старина и святость!
( ) Оценка: 5 (24-07-2011)
Были здесь 14 июля 2011 года. Посмотрели фильм и фрески. Долго смотреть не дают, но неверное так надо - температурный режим и все такое. Вообще, конечно, дороговато за 10 минут просмотра без живой экскурсии. Оцениваю фрески и труд реставраторов, музею поставил бы меньше.
( ) Оценка: 4 (14-07-2011)
Экскурсию долго ждать не пришлось, группы формируются достаточно часто. В состав экскурсии входит просмотр видеофильма и осмотр фресок собора Рождества Богородицы. Фрески замечательные. а вот видеофильм достаточно скомканный и малоинформативный.
tata ( ) Оценка: 3 (7-07-2011)
Побывали в монастыре 19 июня. И место чудесное, и фрески хороши, но вместо экскурсии 10-и минутная лекция по телевизору с жуткого качества звуком. Если что запомнил - иди рассматривай фрески. Все это за 250 р. с человека. Общее разочарование исправило общение с сотрудницей музея "Цыпинская церковь". Церковь входит в состав музея "Ферапонтов монастырь" и находится в 2-х км от него. "Цыпину" ставлю 5 баллов.
Elena ( ) Оценка: 3 (30-05-2011)
Хочу предупредить всех путешественников, приезжающих в монастырь. Фрески Дионисия можно увидеть только по отдельному билету стоимостью 250 рублей сноса. Единый билет такой возможности не дает!И сдать его нельзяю И мы на этом попались.Нам пришлось покупать и те и другие билеты, хотя мы собирались посмотреть только фрески (времени к сожалению было в обрез). Тетеньки-музейные работники ничего толком не объясняют.Экскурсию никто проводить и не собирался. Сюда больше никогда не поеду, потому что от такого отношения к туристам осадок надолго остается. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

А место очень красивое. Посмотреть стоит.


( ) Оценка: 5 (8-01-2011)
Побывала второй раз в Ферапонтово в январе 2011. Приехали на закате, и монастырь был подсвечен закатным солнышком в розовые цвета. Великолепные виды, природа. Тянет приезжать туда еще и еще. Еще раз полюбовалась на фрески Дионисия. Теперь перед осмотром показывают фильм о фресках, а потом осмотр с экскурсоводом. Стоимость на январь 2011 - 250 руб.
И еще, если будете зимой, не забудьте взять с собой санки или ледянку и скатиться с горы прямо к озеру вместе с местной ребятней))
Наталья ( ) Оценка: 5 (22-11-2010)
Место потрясающее! Больше всего нравится, что вокруг не появилось города, поэтому монастырь находится в дивном уголке природы на берегу красивого озера. Умели монахи место выбирать. Нравится старина, отсутствие глянца. Экскурсия по музею тоже показалась интересной.И еще. Такого синего неба, как над Ферапонтовым монастырем я не видела нигде в центральной и северной России. Может, нам просто повезло с погодой.
Марьям ( ) Оценка: 5 (28-10-2010)
Посетили группой из МГУ в мае 2001г.(после посещения Кирилло-Белозерского монастыря, где вечером в лучах заката - до сих пор оставившее в душе незабываемое впечатление от Природы)возвышался этот величественный, мощный монастырь, а затем поутру, чуть подъехав на автобусе, взбирались к Ферапонтову монастырю на фоне озера, купающегося в лучах солнца так светится в памяти этот изящный монастырь - здесь все свято, и когда вскоре в Москве в Третьяковской галерее была выставка фресок Дионисия (мы уже готовы...продолжение src="/jpg/plus.gif">

были воспринимать с интересом информацию о Дионисии)Как хочется вернуться сюда в это кольцо- Кирилло- Белозерский- Ферапонтов - Горицы (в каком состоянии сейчас последний - тогда ещё только начинали восстанавливать)


( ) Оценка: 4 (1-09-2010)
Монастырь не впечатлил, как и музей, размещенный в нем. Не люблю я монастыри-музеи с советскими бабушками-музейщицами. Это не живые монастыри, утратившие благодать и святость. В монастырях нужно молиться, а не глазеть на экспозиции. Хорошо хоть надвратную церковь отдали прихожанам - есть где помолиться и поставить свечку...
( ) Оценка: 4 (26-08-2010)
Да, монастырь хорош. В действующей части на перилах висят платки для женщин. Но действующая церквушка очень мала. А посмотреть фрески, действительно, дороговато - 200 руб. А вообще, заехать можно. Озеро очень чистое, а вид на монастырь с озера не повторим...
( ) Оценка: 5 (30-06-2010)
Монастырь-игрушка. Потрясающие панорамы. Озеро с чистой водой рядом. И, конечно, "воздушные", идеально сохранившиеся фрески Дионисия
Анна ( ) Оценка: 5 (13-03-2010)
В Кириллове и ФЕрапонтове были в октябре 2009, стояла волшебная золотая осень. Места красивейшие, озера, леса, деревни... А когда из-за пригорка увидели над озером сияющий белыми стенами монастырь, от восхищения минут десять стояли на обочине просто молча любовались, дух захватило. Достопримечательностей хватает, не ленитесь съезжать в стороны от основной трассы.
Обязательно еще вернемся в те края!
( ) Оценка: 5 (19-09-2009)
Да, место уникальное. Часть фресок восстановлена, продолжаются реставрационные работы. В музее быта и на выставке местных художников смотреть особо нечего. Надвратная церковь – действующая. Хотя билеты, согласен с Марией, дороговаты. Для соотечественников можно бы и подешевле.
( ) Оценка: 4 (5-05-2009)
Нам очень повезло с экскурсоводом, живая девушка рассказывала, как пела:). Совершенно иное вИдение истории, другие легенды.
Фрески Дионисия фотографировать не разрешают вовсе не потому, что они испортятся от вспышки, а с целью пресечь "личное обогащение".
Сам монастырь гораздо красивее смотрится снизу, от площади.
Михаил Г. ( ) Оценка: 3 (25-09-2008)
Были в монастыре в июне 2008 года. Впечатления резко отрцательные. Достижения коммерческих результатов сводят на нет всё духовное восприятие от увиденного. 10 лет назад был в восторге от этого места, хотя в то время менее ухоженного и "цивилизованного". Гораздо большее впечатление производит монастырь с воды в часы заката, если взять лодку у местного населения и поплавать по озеру. Это хоть чуть-чуть напомнит о былой духовности этого места.
Мария ( ) Оценка: 2 (24-09-2008)
Монастырь расположен на берегу живописного озера. Красиво! Хорошо вписывается в окружающий ландшафт. Внутри - коммерция! Билеты в музей - дорогущие (посмотреть фрески Дионисия - 160руб./чел). Билетеры и смотрители музея - срогие, как надсмотрщики.
Фрески Дионисия меня не впечатлили, не трогают душу.
Ручьева ( ) Оценка: 5 (25-08-2008)
Главное конечно – фрески, их количество и замечательная сохранность. Была здесь дважды. Впервые году эдак в 1983-м, зимой. Не было тогда никаких знаний о фресках и древнерусской живописи. Приехали, вокруг все обветшало, запущено, кто-то отпер нам дверь церкви, и увидели мы чудо. Среди зимы, грязи и запустения – иной мир, голубизна фресок, и на многие годы ощущение дивного видения и удивления, как это могло сохраниться в течение 500 лет. Не камень, не крепостные мощные стены, а тонкий рисунок на слое штукатурки.
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Второй раз были в 2007 году. Благоустроенность, контроль количества посетителей. Все вполне объяснимо – музей-то уникальный, но ощущения чуда уже нет. Есть понимание, что ты в музее, правда, в музее уникальном. Фрески можно смотреть сколько хочешь, только просят выйти, если приходит группа и в храме больше 10-ти человек.

Очень понравилась экспозиция с предметами быта, именно тем, что их так много. Интересно было и на выставке книг, и на экспозиции, посвященной истории монастыря. Для места, столь отдаленного от столиц, музей в целом (о фресках и речи нет, уникальны, этим все сказано) не может не восхищать, очень достойно.


( ) Оценка: 5 (23-05-2007)
Да прикольное место!
Наина ( ) Оценка: 5 (22-05-2007)
Лучше посещать монастырь не в сезон, например, осенью. Тогда экскурсий почти нет, и фрески можно рассматривать сколь угодно долго, никто вас не выгонит.
Anton ( ) Оценка: 5 (9-01-2007)
Были в 4 января 2007-го.
Красиво и компактно. Обязательно надо брать экскурсовода или "прицепляться" к экскурсии, иначе впечатление будет куда меньшим.

Совсем не понравился музей современных поступлений.
Музей крестьянского быта - средне.
Остальное - отлично.
Отдельно стоит выделить реконструкцию монашеской кельи - очень интересно (но с экскурсоводом или книжкой).

GPS координаты:
N60 35.439
E38 56.747
journeys ( ) Оценка: 5 (5-01-2007)
Отличное место. По нашему рейтингу наровне с Кириллово-Белозерским монастырем. Находится в очень хорошем состоянии. А фрески однозначно уникальны, рассказывают про них вполне понятно.
( ) Оценка: 5 (3-01-2007)
Посещать обязательно в первую очередь (лучше с утра) - на свежую голову.
Алекс ( ) Оценка: 4 (20-11-2006)
Посетили 17.11.06г. Компактный,красивый монастырь.Гармонично вписан в окруж. природу. Расположен на горе у озера. Фрески Дионисия сохранились оч. хорошо, будто он закончил работу непосредственно перед нашим приездом а не 500 лет назад.Я не большой знаток настенной живописи, но несомненно эти фрески уникальны. К сожалению более ничего интересного. Рекомендую посетить его до Кирилло-Белозерского монастыря.
Татьяна ( ) Оценка: 5 (18-08-2006)
Бывала здесь в январе 2000г. и июле 2005г. Очень понравилось. В Ферапонтово находится монастырь, основанный в 1398-м году, с сохранившимися фресками Дионисия, созданными им в 1502-м году.
В июле 2005г. приятная девушка Настя, студентка некого Московского исторического колледжа, предложила рассказать об истории создания этого монастыря. Она стажируется, поэтому рассказ ее довольно интересный, достался нам бесплатно. Затем мы посетили музеи (35 руб., льготный билет – 25руб.) и осмотрели фрески Дионисия (100руб. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Льготный – 35руб.) в сопровождении экскурсовода Сергея (его услуги стоят 60руб.). Особенно поразил музей местного молодого художника, который рисует нечто непонятное на поленьях. В книге отзывов этого музея в последнем отзыве было написано: «Очень интересная выставка, мне очень понравилось, потому что каждый раз я отгадывал, что изображено на картине.», прочитав это, мы тоже оставили запись в этой книге, написав, «А мы так и не отгадали!». После посещения музеев мы набрали воды из колодца на территории монастыря, решили обойти его вокруг, в это время загремел гром и начался сильный ливень над Бородаевским озером, но мы успели добежать до машины.


( ) Оценка: 4 (8-08-2006)
Именно, что четко, по деловому. Виды на озеро красивые, все остальное не произвело особого впечатления.
( ) Оценка: 5 (6-03-2006)
Маленький монастырь. Необыкновенное, святое место. Ездили в Кириллов и Ферапонтово в 2005году на белые ночи. Сделали много красивых фотографий, в том числе и фресок, а те которые фоткать не разрешали, и не надо - они какие-то неземные. Так понравилось, что в этом году опять поедем.
К сожалению, монастырь по-прежнему принадлежит музею-заповеднику. Хотя музей понравился. Расположен в 19км к северо-востоку от Кириллова.
( ) Оценка: 5 (8-01-2006)
Добрались в Ферапонтово 4 января под вечер. Тем не менее застали там несколько экскурсионных автобусов. Удивительно, но музей работает ежедневно, зимой до 17-00, а летом до 20-00. Посмотреть фрески -100 рублей. Вход во все остальные музеи-35 рублей. В Собор Рождества Богородицы (фрески Дионисия)пропускают группами по 5-10 человек, служительница дает пояснения. Наша небольшая группа покорно следовала ее указания, где стоять, куда смотреть и т.д. Пустой храм, расписанный от пола до купола, впечатляет. Экскурсия длится минут двадцать и быстро выходим, т.к. уже ждет следующая группа. Самостоятельно осматривать нельзя.
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Территория монастыря небольшая, в полном порядке. Посетили все музеи, наибольшее впечатление произвела большущая груда прялок в музее крестьянского быта.
В этом монастыре, как пожалуй нигде, чувствуется, что поток экскурсантов велик, поэтому все устроено четко, по-деловому.


Natalina ( ) Оценка: 4 (3-08-2005)
А мы даже не пошли смотреть эти самые фрески. Чтобы оценить их по достоинству, надо быть человеком увлекающимся древнерусской живописью. А разочаровываться не хотелось.
Зато сам монастырь очень приглянулся: небольшой, светлый, уютно устроившийся на берегу озера. Со стороны входа толпятся люди, но стоит обогнуть церковь и оказаться хотя бы сбоку - тишина и первозданность. Чистые линии храма, уходящие к небу, простая изящная отделка... Действительно ощущается то умиротворение, какое и должно быть в подобных местах. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Как это получается на маленькой территории - загадка. Очень понравились виды на озеро из-за стен монастыря.


Hippo ( ) Оценка: 2 (2-08-2005)
Бейте меня, ругайте меня! Но я не могу понять, что в этих фресках особенного. Никогда меня не привлекало изобразительное искусство. И еще не могу понять, почему эти фрески нельзя фотографировать, даже если купил разрешение, даже без вспышки. Музей крестьянского быта вообще оставил ужасное впечатление. Штук 20 одинаковых ткацких станков стоят в ряд у стены, сотни(!) прялок навалены в кучу. А по стенам развешаны картины какого-то современного художника – надо думать, в нагрузку. Это не музей, а склад-магазин...продолжение src="/jpg/plus.gif">

какой-то.


( ) Оценка: 5 (16-07-2004)
Мне очень понравилось. Потрясла сама атмосфера этого места - какая-то святость, духовность вокруг. Природа очень красивая - Фепапонтов монастырь на берегу озера. На территории монастыря множество музеев - в основном о быте крестьян (различные деревянные утвари, одежды), показана келия монаха. Главое - это фрески Дионисия. Потрясает, как это все сохранилось до наших дней. Стоимость билетов - до 90 р. На улице местные умельцы торгуют своими поделками (мне очень понравились вещицы из обожженной глины). ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Рядом с монастырем - стоянка для авто.

Слева направо: Колокольня (XVI—XVII века),
собор Рождества Богородицы (1490)
и церковь Мартиниана (1641).
Фото: Ярослав Блантер

Время на осмотр : два-три часа.

Зачем ехать в Ферапонтово : Ферапонтов монастырь с фресками Дионисия — замечательный памятник русской средневековой культуры и архитектуры.

Основная и практически единственная достопримечательность села — Ферапонтов монастырь .

Самое старое и самое интересное здание монастыря — собор Рождества Богородицы (1490), одно из самых старых сохранившихся зданий Русского Севера (старше есть только в Новгороде, Пскове, Старой Руссе и Старой Ладоге). Собор похож на Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря (1497—1498) и, возможно, построен тем же мастером — Прохором Ростовским. Храм одноглавый (сохранившаяся глава в стиле барокко — новая), с замечательным оформлением стен, особенно фасада. Но собор замечателен не только этим — таких в России все-таки пока достаточно — а тем, что в нем практически без изменений дошли до нас фрески конца XV века, выполненные Дионисием с сыновьями Феодосием и Владимиром. Это единственная церковь в России, сохранившая столь древние фрески без позднейших изменений, да к тому же выполненные величайшим живописцем своего времени. Более того, храм расписали сразу после его строительства и с тех пор не переделывали, то есть здесь архитектура и живопись представляют единый комплекс в том виде, в каком он был задуман его создателями в конце XV века. Собор расписан внутри целиком, от пола до куполов, а также его западная стена снаружи. Сохранилось несколько сот квадратных метров фресок, выполненных характерными желтыми, коричневыми и зелеными красками на голубом фоне. Описывать сюжеты фресок в этой статье не имеет смысла (насчитывается около ста тридцати сцен), для этого потребуется книга. Скажем только, что наружная западная стена собора (то есть та, которую вы видите в самом начале, из внутренней галереи) показывает, в соответствии с посвящением собора, рождество Богоматери. Внутри собора также наиболее заметные места отведены под сцены из жизни Богоматери. Кроме них, имеются также изображения Христа, евангелистов, избранных святых, в южном приделе — сцены из жития святого Николая, а на западной стене изнутри (то есть над входом) — Страшный Суд. Кроме фресок, Дионисий выполнил также иконостас собора, детали которого сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Петербурге, а также (одна икона) в музее Кирилло-Белозерского монастыря. Обратите внимание, что фрески открыты для посещения только в подходящую погоду. Собор в любом случае закрыт зимой, а летом может быть закрыт без предупреждения, скажем, при повышенной влажности. Фотографировать фрески нельзя, даже без вспышки и даже если вы заплатили в музее за фотосъемку. Не расстраивайтесь — можно купить иллюстрированный альбом хорошего качества.

Село Ферапонтово расположено между двумя озерами Ферапонтовским и Паским в Кирилловском районе Вологодской области . Эти озера соединяет незамерзающая река Паска длиною всего лишь 500 метров, которая берет свое начало из озера Пятницкого. Расстояние до районного центра Кириллова по автодороге - 23 км. Ближайшие населённые пункты - Цыпино , Яршево, Щелково. По данным переписи населения за 2002 год в селе проживает 398 человек (175 мужчин, 223 женщины). Преобладающая национальность - русские (99 %)

В селе имеется средняя школа, детский сад, медпункт, библиотека, несколько магазинов.

Несмотря на незначительные размеры поселения, село Ферапонтово известно далеко за пределами края. Такую славу оно получило благодаря соседству с внесённым в список культурного наследия ЮНЕСКО Ферапонтовым монастырем с его стенописью кисти Дионисия - известного древнерусского иконописца, продолжателя традиций А. Рублева.

Достопримечательности

Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь (Ферапонтов монастырь) был основан на рубеже XIV –XV веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, и является бывшим православным монастырем в Кирилловском районе Вологодской области....

В 2 км от села Ферапонтово располагается музейный комплекс Цыпино, который также как и Ферапонтов монастырь является частью Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Посещая Ферапонтов монастырь обязательно нужно отвести время и на посещение музейного комплекса Цыпино.

Как добраться?

Добраться до Вологодской области

Добраться из Москвы в Вологду 584 км можно самолетом за ~1:20 ч.
  • №016М Москва - Архангельск , стоимость сидячий ~716 руб., плацкарт ~1300 руб., купе ~1950 руб, время в пути 8:17 ч.
  • №376Я Москва - Воркута , стоимость сидячий ~660 руб., плацкарт ~1215 руб., купе ~1680 руб, время в пути 9:06 ч.
  • №126Я Москва - Череповец , стоимость плацкарт ~1899 руб., купе ~3024 руб, время в пути 7:43 ч.
  • №042В Москва - Воркута , стоимость плацкарт ~1900 руб., купе ~2930 руб, время в пути 7:37 ч.

С остальными поездами и расписанием движения поездов можно ознакомиться на сайте https://rasp.yandex.ru

Добраться из Москвы до села Ферапонтово 584 км можно на машине за ~7:30 ч.

по пр-т Мира в сторону ш. Ярославское, по ш. Ярославское, а/д Холмогоры/М-8 и А-119 через Переславль-Залесский , через Ярославль в Вологодскую область через Вологду

Добраться из Вологды

Добраться из Вологды в можно на автобусе - время в пути ~2:30ч.

Стоимость проезда на автобусе ~250 руб.
Прямого автобуса до Ферапонтова монастыря из Вологды нет, рекомендуемые остановки:
1. Остановка "Ферапонтово" - на трассе Вологда-Медвежьегорск (А-119, до 2013 года Р5), далее пешком до села Ферапонтово 1,5-2 км;
Координаты:

3. Конечная остановка - автостанция города Кириллова . Далее в Ферапонтово на ином автобусе или такси (машины на автостанции, ~400-450 руб.).
Координаты:

*Билеты из Вологды в Вытегру сперва продают в Вытегре, после чего они поступают в свободную продажу в Вологде .
Расписание автобусов зима 2016-2017 г.
Направление
автобуса
Время
отправления
Место выхода из автобуса
(остановка)
Дни
следования
Кириллов 07:00 Отворотка Кириллов ежедневно
Петрозаводск 08:10 Ферапонтово кроме ВТ
Чарозеро 09:20 Ферапонтово ВС
Вытегра 10:00 Ферапонтово кроме СР
Кириллов 10:50 Отворотка Кириллов ежедневно
Кириллов 13:00 Отворотка Кириллов ежедневно
Вытегра* 13:10 Ферапонтово ежедневно
Липин Бор 14:05 Ферапонтово ПТ
Вытегра* 15:00 Ферапонтово СБ
Кириллов 10:50 Отворотка Кириллов ежедневно
Кириллов 15:10 Отворотка Кириллов ежедневно
Вытегра* 16:00 Ферапонтово кроме СБ, ВС
Кириллов 16:45 Отворотка Кириллов Пт
Вытегра* 17:10 Ферапонтово ежедневно
Кириллов 17:20 Отворотка Кириллов ВС
Кириллов 18:30 Отворотка Кириллов ежедневно
Вытегра* 19:10 Ферапонтово ежедневно

Бронирование и покупка билетов в Вологде

  • В кассах автовокзала (пл. Бабушкина, 10). Справочная автовокзала г.Вологды +7 (817-2) 75-04-52
  • Бронирование (заказ) билетов по телефону +7 (817-2) 75-30-00. Требуется назвать ФИО и номер Вашего телефона. Билеты нужно выкупить в кассах автовокзала не позднее, чем 20 за минут до отправления рейса
  • Билеты можно заказать и оплатить в течении получаса онлайн банковской картой на странице http://avtovokzal35.ru/routes-to-station . На e-mail и телефон придет подтверждение оплаты. При посадке нужно предъявить кондуктору паспорт и распечатанный билет (или показать сообщение подтверждения покупки билета, пришедшее на Ваш телефон).

Село Ферапонтово расположено в Кирилловском районе Вологодской области на берегу двух живописных озер — и Паское (иногда встречаются названия Спасское, Слободское). На основании источников, датированных второй половиной XVII века, ранее поселение называлось подмонастырской слободой.

Озера соединены незамерзающей речушкой Паской, участком длиною всего 500 метров. Свое начало река берет из озера Пятницкого, также расположенного неподалеку.

В селе имеется средняя школа, детский сад, медпункт, библиотека, несколько магазинов и маленькая гостиница на 30 мест с одноименным названием. В летнее время номера в гостинице необходимо резервировать заранее.

Напротив этих зданий расположен мемориал павшим воинам — участникам Великой Отечественной войны:

Несмотря на незначительные размеры поселения, Ферапонтово известно далеко за пределами края. Такую славу оно получило благодаря соседству с Ферапонтов-Белозерским Богородице-Рождественским Мартиниановым монастырем с его стенописью кисти Дионисия — известного древнерусского иконописца, продолжателя традиций А. Рублева.

Обитель основал Ферапонт Белозерский в конце XIV в. Сейчас она имеет статус архитектурного и исторического памятника, включенного в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Село располагается на противоположном от монастыря берегу озера. С него открывается великолепный вид на весь архитектурный ансамбль.

Уникальности монастырю добавляет и открывшийся в 1974 г. Музей фресок Дионисия. В 1502 году художник с сыновьями создал их за 34 дня в виде иконостаса и стенописи Рождественского собора. Время создания фресок точно установлено, благодаря сохранившейся среди них надписи.

Полная сохранность росписей представляет огромную историческую ценность, что сделало имя Дионисия всемирно известным. Раньше, чтобы избежать повреждений, осмотр фресок допускался только в определенные дни, когда погодные условия характеризуются нормальной температурой и влажностью (в июне-августе). На данный момент Собор Рождества Богородицы открыт для посещения круглый год, благодаря новой системе отопления.

Ферапонтово находится в 18 километрах от Кириллова и 120 от Вологды. Добраться до населенного пункта возможно несколькими способами. Ниже приведена карта со схемой проезда.

  • Автобусный маршрут. Для этого подходят автобусы из , курсирующие 2 раза в неделю (время в пути – 30 мин). Альтернативным вариантом могут служить маршруты автобусов, останавливающихся на повороте на Липин Бор (из Вологды и Череповца), они ходят 2-3 раза в день. От этого поворота нужно пройти пешком в сторону села еще 2 км.
  • Железнодорожный транспорт. Им удобно добираться ночью из Москвы в Вологду или из Санкт-Петербурга до Череповца либо Вологды. Далее лучше воспользоваться автобусным сообщением.
  • Водный путь. Посредством каналов и озер Северо-Двинской системы село связано с . Путешествие будет насыщено созерцанием живописных видов и знакомством с особенностями здешних водных объектов.
  • Личный автотранспорт. Является наиболее удобным способом организации поездки в Ферапонтово. Из Вологды – на север по трассе Р5, из Череповца – в северном направлении по трассе Р6 через Белозерск, Иванов Бор, Кириллов.

February 2nd, 2018 , 01:05 am

Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово. Русская глубинка. Порядка четырех сотен жителей. Тишина. Идиллические пейзажи, почти не тронутые цивилизацией - луга под небесной синевой, отражаемой озерами, ширь-простор, июньская жара. Мы здесь - ловцы жемчуга, ибо сакральная эта точка на карте России таит в себе сокровище, равного которому на необъятных просторах Родины не существует. Имя ему - ДИОНИСИЙ.

На первый взгляд - обычная родимая провинция: заросшие трогательными одуванчиками берега озера, мощные сосны с расположившимися под ними загорающими аборигенами, бултыхающиеся в чистой (!!!) воде визжащие дети, безмятежная воскресная летняя картинка, ничем не примечательная, таких кругом полно. Но сидя на этой рассохшейся лавочке....


...обернемся назад...Вот под этими двумя шатрами лежит наш путь к свету, к чуду, к откровению.


Перед нами - Ферапонтов Богородице-Рождественский монастырь, ведущий свою историю с 1398 года. В 1502 году интерьер главного храма монастыря был расписан волшебными фресками мастерами художественной артели изографа Дионисия. Этим изображениям пять веков, вдумайтесь, целая вечность....Только через год Леонардо напишет свою Джоконду. И через три года Микеланджело начнет работу над фресками Сикстинской капеллы. И лишь спустя пятьдесят лет начнется строительство Собора Василия Блаженного в Москве. Колумб, правда, уже успел высадиться на Багамских островах - десять лет назад, в 1492 году. Но Собор Рождества Богородицы в Ферапонтове к тому времени уже был построен ростовскими зодчими и освящен.


Фреска - техника живо писи. Древние образы до сих пор действительно живые настолько, что переворачивают душу, систему ценностей, твои идеалы прекрасного и вообще смысл жизни. Собственно, за пронзительными этими фресками я сюда и приехала.


А теперь обо всём по порядку. И для начала еще раз ненадолго вернемся на берег озера:


Русский Север богат небольшими живописными водоёмами. Удача - у небесной канцелярии удалось выпросить хорошую погоду хотя бы над Кирилловским районом Вологодской области (сработало ровно на один день - к вечеру резко сгустились тучи, разразившиеся ливнем). Стою, дышу, впитываю всеми фибрами воздух, простор, тишину и покой Бородавского озера в Ферапонтове...Прихожу в себя после прыжка во времени и пространстве - вчера утром еще в толпе и суете на питерском вокзале, а сутки спустя - полная смена декораций, иная реальность, отраженная водою. И в мыслях здесь - вот такой же штиль)))


Очень целителен этот покой, проникающий во все уголки естества, накрывающий мирной волною от макушки до пяток. Простор и свобода, запахи травы и воды, шепот ветра и колокольный перезвон. Душевная терапия)


В 1398 году благословенный русский человек по-имени Ферапонт выбрал живописный берег Бородавского озера (один вид которого вселяет в тебя желание жить), чтобы основать здесь монастырь, а спустя 10 лет монашеская братия состояла уже из 15 человек. Столь малое количество объясняется очень просто - добраться в Ферапонтово даже сейчас, в 21 веке, при наличии дорог и транспорта, не каждому по силам. А уж в 15 веке и подавно - лесная глушь, удаленность от людских поселений и торговых путей, плюс не самый мягкий климат.


Путь в Ферапонтово и в наши дни долог и непрост, особенно в отсутствие личного автотранспорта. Для начала нужно добраться до Череповца (это поезд). Далее - до Кириллова (это автобус - если из Череповца выезжаете до обеда, либо такси - если после обеда, поскольку все автобусы к обеду заканчиваются). От самого Кириллова до Ферапонтова не ходит никакой регулярный общественный транспорт, если не считать рейсового автобуса один(!) раз в неделю(!!!) по четвергам. При Советской власти таких проблем не было, ибо существовала стабильная пара ежедневных автобусных рейсов, а сейчас, видно, пассажиропоток иссяк - или транспортные расходы решили оптимизировать, как и многое в русской глубинке - школы, медпункты, магазины...Посему нынче остается один выход - брать такси туда и обратно. Но расходы того стоят, братцы мои, честное слово. Да и поддержать кирилловский таксопарк - не жалко. На верхнем снимке - южная часть ограды монастыря, единственная, в оригинале сохранившаяся с 1840 года.


Восточная часть монастыря - видны три алтарных апсиды Рождественского собора. Самым большим и самым шокирующим открытием в Ферапонтове для меня стало почти полное отсутствие туристов. Нет, я очень даже не против побродить в одиночестве, чтобы никто не путался под ногами, не мешал думать и не лез в кадр. Но братцы мои, СЮДА НАРОД НУЖНО ПРИВОЗИТЬ ВАГОНАМИ , чтобы у людей была возможность вживую увидеть невероятную красоту, скрытую в этих стенах, почувствовать гармонию и возрадоваться душою, ведь именно эту цель преследовал чудо-изограф. А здесь - нет никого, хотя суббота, и погода удачная, и каникулы. Странно. Неестественно. Так быть не должно. По крайней мере, не здесь.


Слева направо: в строительных лесах - церковь Мартиниана (это один из двух основателей монастыря, над его могилой и поставлена одноименная церковь), постройка 1641 года. Самое крупное здание с полукруглыми апсидами - Собор Рождества Богородицы (выстроен ростовскими каменщиками в 1490 году, именно его стены расписывал в 1502 году Дионисий). Прямо по центру кадра, полуприкрытая Собором - шатровая колоколенка, самая поздняя (1680 г.) каменная постройка монастыря. Самый правый невысокий храм с тремя рядами кокошников поверху - Благовещенская церковь, построенная в 1530 году князем Василием III в честь рождения сына Иоанна - будущего первого русского царя Ивана Грозного. Стены монастыря до середины 19 века были деревянными. Почти вся протяженность нынешней каменной ограды - новодел 1980-х годов, когда было принято решение о воссоздании исторического облика монастыря, полной реставрации росписей Дионисия и открытии музея фресок.


Расстояние от Ростова Великого до Ферапонтова - без малого 400 км. Именно ростовские зодчие в 1490 году возвели первый в Белоозерье каменный Собор Рождества Богородицы в Ферапонтове. За пять веков здание существенно изменило свой облик. Попробуем восстановить историческую справедливость. Сейчас нижняя часть храма окружена пристроенной галереей, придающей зданию некоторую грузность - вот её мысленно убираем. Изначально храм завершался тремя рядами кокошников, которые при ремонте 1794 года были покрыты простой четырехскатной кровлей. Нынешнюю плоскую крышу тоже "удаляем", высвобождая нарядные полукруглые кокошники, увенчанные барабаном. Все поздние перестройки, искажающие первоначальный вид зданий, при реставрации обычно разбирают. Но только не в Ферапонтове - любые механические вмешательства опасны для бесценных фресок. Галереи выполняют функцию защитного футляра и тамбура-шлюза, предотвращающего проникновение холодного воздуха внутрь храма.


Святые ворота монастырей обычно состоят как минимум из двух проемов - арка большего размера для торжественных проходов-проездов (здесь именно через неё паломники и туристы попадают внутрь), и арка поу же для будничного использования. Почти всегда присутствует надвратная церковь - тут их сразу две, обе 1640 года постройки, преподобного Ферапонта и Богоявленская, потому и шатра наверху сразу два. Справа от входа массивная Казенная палата - вплоть до закрытия монастыря в ней хранились деньги и весь архив документов. В толще стен имелись тайники на случай непредвиденных обстоятельств.


Внутри монастырь очень маленький. Все здания компактно сгруппированы в центре, по периметру обнесены почти прямоугольником-стеною. Сплошь однообразно выбеленные древние стены - варварский способ ремонта, делающий неразличимыми детали зданий, всё сливается в одно белое покрывало, словно в больнице. А ведь изначально фасады Богородице-Рождественского Собора были покрыты обмазкой беловато-кремового цвета, до которой, при желании, можно добраться, если добросовестно расчистить стены от поздних наслоений штукатурки. Из-за свежей белизны совершенно теряется солидный возраст храма - пять с лишним веков это не шутка, а их совсем не видно. Нет ощущения времени. Хотя среднестатистическим туристам, наверное, чистота эта нравится. По мне так пусть лучше старый и облупившийся, но зато с различимой кладкой, поребриками, бегунками, полуколонками, арочками, всем этим древнерусским узорочьем, которого и так слишком мало осталось, чтоб его еще и под штукатуркой прятать. Здесь поверху должны идти пояса из керамических изразцов - и как я должна их разглядеть?
Ощутимо припекает солнце, поэтому сразу направляемся в тень, точнее, в музейную кассу - она в притворе церкви Мартиниана (здание в строительных лесах). Вход - 250 рублей, фотосъемка - 200, недешево, но опять же, оно того сто ит. (И опять же, всё познаётся в сравнении - за вход в Петергофский парк под Санкт-Петербургом придется выложить 700 рублей, а ничего, подобного Дионисию, вам среди фонтанов не предложат.) Понимаешь, в какую копеечку влетела реставрация росписей, только после того, как видишь результат и читаешь, пытаясь вникнуть в смысл, реставрационные документы. Вход в собор - через гостеприимно распахнутую дверь крылечка под колокольней. И направо - к древнему западному порталу.


Западный перспективный белокаменный портал, через который сейчас входят в собор. Дионисий расписал не только внутренние стены, но и западный фасад храма Рождества Богородицы. Справа и слева - фигуры архангелов, верхний ярус - Христос Вседержитель в окружении Богоматери, Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, архангелов Михаила и Гавриила. Второй ярус сверху - храмовые изображения Рождества Богоматери: рождение Марии, сон Марии, ласкание Марии, купание Марии. Нижний ярус - полотенца с циркульными медальонами, такими же опоясан изнутри весь храм.


Тот же западный фасад - деисусный верхний ряд и Рождение Богоматери. Видны следы от треугольного ската крыши - поздняя перестройка прямо поверх фресок. Вертикальная змеистая трещина - последствия прорубки в 1798 году окна на фасаде. Окно заложено в ходе реставрационных работ в начале 20 века, но росписи уничтожены безвозвратно, на их месте на стене - дыра, закамуфлированная фанерным щитом. Перед тем, как войти в эти двери, вы слушаете небольшую аудиоэкскурсию, получаете распечатанную (замечательно составленную) очень подробную схему росписей и надеваете бахилы - строгий микробиологический режим. Честно сказать, аудиоэкскурсию я запомнила и переварила только благодаря тому, что заранее тщательно теоретически подготовилась, проштудировав великолепный сайт Ферапонтовского музея. Как такой объем специфической информации воспринимают "с нуля" неискушенные экскурсанты, которых сюда привозят, я не представляю.


Традиционное для центрального купола изображение Вседержителя, в левой руке которого - Книга Жизни,"написанная внутри и отвне, запечатанная семью печатями". На стенах барабана - шесть архангелов и десять библейских праотцев, При расширении окон в 17 веке (в целях улучшения освещенности собора) часть росписей была уничтожена. Удивительно, что фрески вообще сохранились - когда-то высоко почитаемый русской знатью монастырь, находящийся на отшибе в лесной глуши, к середине 18 века потерял своё былое величие. Екатерининским штатным расписанием 1764 года он был причислен к третьеклассным монастырям, с ежегодным денежным содержанием в 806 рублей и списочным составом в 12 монахов. Пашни, леса, деревни, крестьяне, принадлежавшие монастырю, изымались и его собственностью больше не являлись. При Павле Первом ситуация чуть улучшилась и даже были выделены средства на ремонт обители, но это монастырь не спасло - в 1798 году он был упразднен "за ветхостью". Древний Рождественский Собор стал использоваться как приходской храм и неизвестно, как сложилась бы его судьба, если бы не случай. П реподаватель Петербургской духовной семинарии, у роженец этих мест, сын священника соседнего с Ферапонтовым Цыпинского погоста, Иван Иванович Бриллиантов , оказался, по совместительству, еще и литератором и историком. Именно он первым обратил внимание на старинные фрески и в 1899 году выпустил отдельной книгой первое полное описание Ферапонтова монастыря , упомянув имя иконописца Дионисия - уже известного по росписям Успенского собора Московского Кремля. Книга, п о обычаю того времени персонально разосланная не только специалистам-историкам, но и влиятельным должностным лицам, имеющим возможность сделать что-либо в помощь монастырю, вызвала широчайший отклик в ученой и церковной среде. Одно из ответных писем пришло от настоятельницы Леушинского монастыря (в ста км от Ферапонтова), игуменьи Таисии, известной своей деятельностью по организации новых и возобновлению упраздненных старых монастырей, имеющей к тому же весьма полезные знакомства, в частности, с Иоанном Кронштадтским, выдающимся церковным деятелем той поры:"... во мне возгорелось сильное желание возобновить эту старинную святую обитель, превратить ее, конечно, в женскую ...Ферапонтова обитель, можно сказать, под руками, и я бы не отказалась приняться за дело…Пишу это Вам только для того, чтобы сообщить, какое впечатление произвела на меня Ваша книга. .." В 1903 году в Ферапонтовском монастыре появились первые насельницы, приехавшие из Леушина, под руководством матушки Таисии обитель начала оживать. Изрядно обветшавшие за годы забвения монастырские здания требовали срочного ремонта и обустройства. Архитекторы-инженеры провели необходимые обследования и составили план работ, в результате чего в 1912 году началась масштабная реставрация Богородице-Рождественского собора.


Роспись северной алтарной апсиды. Иоанн Предтеча, согласно Евангелию, приходящийся родственником Ииусу - последний пророк, предвестник Христа, крестивший его в водах Иордана и означивший Иисуса Мессией. По ветхозаветной версии, подготовить путь для Господа должен был ниспосланный Им Ангел - оттого и мощные крылья за спиной Иоанна. А проповедовал Предтеча в пустыне Иудейской, помните "глас вопиющего в пустыне" - это именно о нём. Чуть ниже ярусом - диаконы и ангелы, поклоняющиеся жертвеннику.
Выход в 1899 году книги И.И.Бриллиантова об упраздненном старинном Ферапонтовом монастыре (к 500-летию обители) - событие поистине судьбоносное, ибо уже в 1904 году монастырь был возобновлен (теперь уже как женский) и энергичными усилиями новой настоятельницы игуменьи Таисии были начаты научно-исследовательские (в ходе которых выяснилось, что
с конца 17 века собор медленно, но верно, распадался на четыре части) , а затем и восстановительные и реставрационные работы. Ремонт требовался капитальный - от укрепления фундамента до перекрытия кровли, попутно вернули первоначальный вид всем окнам и заделали трещины в стенах. Работы проводились в 1908-1915 годах.


Итак, в 1904 году в монастырь вернулась жизнь. Восстанавливая Рождественский Собор, не могли не обратить внимание на древние фрески. Автограф Дионисия на северной арке смог перевести со старославянского еще И. И. Бриллиантов, а в 1911 году вышло первое полное описание всех росписей собора, автором которого стал Василий Тимофеевич Георгиевский - выпускник Владимирской Духовной семинарии и Киевской Духовной академии, церковный археолог, преподаватель, историк, фотограф. С докладом "Фрески Ферапонтова монастыря" он выступил 31 декабря 1911 года на Всероссийском съезде художников в Санкт-Петербурге, фактически вернув миру имя и творчество великого Дионисия. Доклад имел сильный общественный резонанс, и уже в 1912 году был учрежден Комитет по реставрации Ферапонтова монастыря при императорской Археологической комиссии под председательством князя А. В. Оболенского, дважды — 27 мая 1912 и 13 апреля 1914 года — проводились всероссийские сборы пожертвований на восстановление обители ... Прошло сто лет. На сегодняшний день в оригинале, на своём исконном месте Дионисиевы росписи сохранились на территории России лишь в одном Ферапонтове.


Роспись конхи центральной апсиды - Богоматерь с Иисусом на престоле, справа и слева - архангелы Гавриил и Михаил. В арке - четыре ветхозаветных пророка. Увы, фотография не дает представления об оригинальных красках, на матрице остаётся лишь бледный оттиск. Со вспышкой снимать категорически запрещено, к тому же цветовая гамма фресок изначально подразумевает восприятие именно при естественном освещении. Внутри собор напичкан датчиками влажности, температуры, микробиологического состояния воздуха, плотности и состава пыли и наверняка еще чего-то, о чем я не имею представления. Берегут фрески невероятно. Если вы приехали на экскурсию в дождь - вас могут не пустить внутрь с мокрыми зонтами и в мокрых плащах, и вообще с любыми жидкостями в любом виде. Совершенно точно заставят оставить снаружи ручных собачек (если кому вздумается их сюда прихватить), проглотить жвачку, доесть и допить (или отдать на сохранение смотрительницам) еду и напитки. Ни к чему нельзя прикасаться. Нельзя находиться группами более 20 человек одновременно. И самое главное - время одного посещения этой самой группой - всего-навсего 15 минут. То есть на осмотр всех росписей отведена ровно четверть часа. Чтоб не успели надышать, накашлять, нарушить идеальные микроклиматические показатели.


Богоматерь на престоле, с архангелами по обеим сторонам. Ярус ниже, по четыре фигуры справа и слева от окна - "служба святых отец". символическое изображение богослужения, традиционная роспись алтарной апсиды. Восемь святителей совершают литургию, читая тексты молитв на свитках в руках. Общая площадь росписей собора Рождества Богородицы в Ферапонтове - 600 кв.м., общее количество сюжетов - 300. 15 минут на их осмотр - это чудовищно мало. Это ничтожно мало для знакомства с Дионисием. За это время невозможно даже сориентироваться в пространстве, не говоря уже о тщательном рассмотрении композиций. Я очень долго ждала, когда наступит этот день. Зарабатывала деньги, чтобы покрыть все расходы и забрать с собой прекраснейшее, роскошное, уникальное издание с репродукциями всех фресок. (К слову, мне альбом Юрия Холдина обошёлся в 2 000 целковых. На Авито сейчас его предлагают уже за 10 000. На Озоне - за бессовестные 15 000. Холдин погиб год назад, сорвался с окна - альбом переиздан не будет, библиографический раритет) Потом я очень долго ехала сюда на перекладных. Я почти выучила наизусть все сюжеты, несколько раз перечитав подробнейшим образом сайт "Музея фресок Дионисия". Я ведь не группа из 20 туристов, и могу почти не дышать, поэтому робко прошу не выгонять меня отсюда, ведь так долго ждешь, и нигде такого больше не увидишь...В общем, я простояла там полтора часа. Видимо, смотрительницам редко попадаются такие любознательные и внимательные посетители, потому что они терпеливо ждали, пока я всё изучу, за что им величайшая благодарность и низкий земной поклон.


"Покров Богородицы". Один из самых популярных сюжетов в русской иконописи и церковной живописи. Запечатлен случай из реальной жизни: во время ночного богослужения одному из молящихся (звали его Андрей Юродивый) было видение того, как изображенная на иконе Богоматерь сняла с головы покрывало и распростерла его над находящимися в храме людьми, защищая их от злых сил. Андрей указал на это своему ученику Епифанию, стоящему рядом - оба они изображены в правом углу росписи. У Ферапонтовского музея есть очень грамотно составленный сайт. Наберите "Музей фресок Дионисия " - это именно он. Для всех (!!!) фресок там дана тщательная расшифровка сюжетов - полный путеводитель с цитатами из первоисточников , очень удобно, наглядно и познавательно. Если внимательно прочитать, плюс пройтись еще по паре-тройке дополнительных ссылок - вполне можно обойтись без экскурсовода. Главное - постараться запомнить этот немаленький объем информации. Зрительная память срабатывает - когда видишь реальные изображения, включаются ассоциации, всплывает прочитанное и обалдеваешь от того, что неожиданно для себя начинаешь всё вокруг понимать. Нарисованные фигуры оживают, фрески дышат, разговаривают с тобой и друг с другом. Там нет тишины, честное слово, там словно негромко читает кто-то вслух Святое Писание, настолько ярко, полно, живо всё это ощущается. Все разрозненные обрывочные сведения здесь выстраиваются в стройную, логичную схему. Предки наши ориентировались в этом уже в самом юном возрасте. Мы же постичь смысл древних иносказаний иногда не умеем, прожив жизнь...


В конхе южной апсиды - изображение Николая Чудотворца, одного из самых почитаемых на Руси святителей, на стенах и в арке - сцены из его жития. Техника "эль фреско" - роспись по сырой штукатурке красками, разведенными водою. Связь красочного слоя с основой происходит в процессе карбонизации, при высыхании и застывании известковой штукатурки. Перед началом работы стена смачивалась водой и покрывалась специальным грунтом (основой) - левкасом - смесью доломитовой извести и мелко нарубленных волокон льна. Грунт тщательно выравнивался, и на него по всей площади будущих росписей накладывался слой серой рефти, на которую наносился общий цветной фон поверхности (часто голубой, азуритом, как здесь), и затем светлой (желтой, розовой или зеленой) краской наносился предварительный рисунок конкретного сюжета. При многослойной росписи, когда цвета наносились один поверх другого, контуры и детали композиции изначально прочерчивали графьёй - процарапывали по мягкому влажному левкасу. Графью и сейчас можно увидеть повсюду, присмотревшись, на стенах многих храмов, арок, святых ворот, звонниц. Иногда и краски уже стерты, ликов не видно, а силуэты рисунков видны - тонкие продольные канавки на штукатурке.


Благовещение - один из двунадесятых церковных праздников (12 важнейших праздников, отмечаемых православными в течение года). Если не ошибаюсь, в Соборе есть три разных фрески, объединенные сюжетом Благовещения. Архангел Гавриил сообщает Деве Марии: "благословенна Ты между женами, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус". Фреска изумительного качества, яркие краски, чистые полутона, четкие контуры, словно вчера нарисована. Все росписи на всей площади стен в Ферапонтове - это оригинальный Дионисий, 1502 год. Какими эти образы создала рука мастера пятьсот лет назад, такими мы их и видим сейчас. Часть красок лишь слегка посветлела со временем. Но сами пигменты - те самые, какими их смешал в своей палитре и нанес на стены своею же рукой Дионисий. В никем не тронутом состоянии росписи простояли до 1971 года. Их ни разу не подновляли, не прописывали поблекшие лики, не тонировали обсыпавшиеся фоны, не закрашивали поверху более современными изображениями. Не прикасались к ним никаким образом. Стены лишь покрывались постепенно пылью, поднимавшейся от кирпичного пола - росписи приобрели розоватый налет. Поверх налета наросли мельчайшие микроорганизмы, под слоем которых изображения совсем поблекли. Для борьбы с биодеструкторами были привлечены микологи и микробиологи, изучившие не видимую невооруженным глазом флору и фауну внутри Собора:)


Для восстановления росписей Дионисия в Соборе Рождества Богородицы в Ферапонтове необходимо было не только расчистить стены от наслоений пыли и плесени, но и закрепить красочный слой, законсервировать результат. Вся работа проводилась вручную, скурпулезно, на маленьких участках, без права на ошибку. Если с механической очисткой от загрязнений справились сравнительно просто, используя проверенные методы, то для фиксации красочного слоя ни один из существующих способов не подходил. Самым распространённым приёмом укрепления росписей является многоразовая поверхностная пропитка специальным клеевым раствором, распыляемым с помощью пульверизатора на поверхность стены, с последующим прижиманием отставших частиц красочного слоя. Но для темперной живописи Собора (темпера - краска с использованием желткового связующего, цветной минеральный пигмент, растертый в порошок, перемешивали с водным раствором куриного желтка) этот метод был противопоказан. По прошествии времени в результате его применения на поверхности живописи образовывалась, в буквальном смысле отрываясь от грунта, растрескивающаяся жесткая корка с заворачивающимися кверху краями. В 1970-х годах в Никольском приделе Собора на небольшом участке именно этим способом была проведена пробная консервация, к счастью, спохватились вовремя, не успев обработать все 600 кв. м стен. Выход был найден, когда сообразили буквально по миллиметрам под микроскопом подклеивать с тыльной стороны отслоившиеся микрофрагменты росписей на штукатурку. Каждая отошедшая частичка была аккуратно водворена на исторически предназначеное ей место. Это непостижимый, колоссальный, кропотливейший труд!!! Параллельно здание собора оборудовалось системой климат-контроля, были уложены новые полы с подогревом, дабы обезопасить драгоценные фрески от перепада температур и образования конденсата - ежегодно в зимний сезон на внутренних стенах возле оконных щелей и под кровлей нарастал слой инея такой толщины, что под ним, порой, изображений было не разобрать. Вода в порах стен - злейший враг росписей, именно снижение уровня влажности кладки - главный залог сохранности живописи. Сейчас доступ к фрескам открыт круглый год (в отличии от Мирожских и Староладожских фресок 14 века, осмотр которых возможен лишь летом). Вся реставрация - от начала исследований до полного завершения работ - заняла тридцать лет. Низкий поклон всем тем, кто принимал в ней участие.


Смиренно склонивший голову Иисус, приносящий себя в жертву, "Спасти хотя мир, естеству нашему пришед, смирился еси даже до смерти". Всадник в царском венце, изображенный справа - очевидно, Понтий Пилат, с согласия которого и был казнен на кресте Христос. Не считая Иисуса преступником ("вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины"), "Пилат искал отпустить Его", но испугался злобно настроенной толпы и отдал Иисуса первосвященникам. Стоит обратить внимание на символическую разницу в размерах фигур Христа и Пилата. Так сказать, сравнение масштабов личностей.


После своей крестной смерти Иисус спустился в ад, чтобы вывести оттуда души ветхозаветных праведников. Двери ада попраны и лежат под ногами Иисуса в виде креста. Правой рукой он разрывает свиток дьявольского договора, кабальную запись, список грехов человеческих. Слева в уголке невысокая фигурка - это сам сатана, совсем не страшный в таком изображении. "Раздрав рукописание" и "держа Адама за правую руку, сказал ему Господь: "Мир тебе со всеми детьми твоими" Святые первоисточники очень поэтично излагают даже самые зловещие события. Непосвященного читателя отпугивает витиеватость слога, мало кто смело и без предрассудков может взять в руки Библию или Евангелие и осмысленно прочесть хотя бы страницу. А зря - ведь многие сюжеты достаточно просты, мудры и поучительны, и воистину созданы с единственной целью - "исцелять сокрушенных сердцем". В своё время лично для меня стало большим откровением, насколько же Новый Завет, что называется, ушел в народ, разобран на цитаты...


Традиционно для православных храмов, на западной стене размещалось изображение Страшного суда. Роспись пострадала при пробивке окна - видите белый фанерный прямоугольник? Очевидно, на этом месте должен находиться Спаситель на престоле, к которому с молитвами за души человеческие обращаются небесные заступники - Богоматерь, Иоанн Предтеча, Адам и Ева, святители и апостолы. На левой половине стены, как правило, располагались сцены с праведниками - апостол Петр с ключами, ангелы и серафимы у ворот, Богоматерь в райских кущах, праотцы. Справа - собственно, ад, мучения грешников, изображения семи грехов, четыре зверя Антихриста, в общем, всё самое страшное для впечатлительных. В центре под белым пустым прямоугольником - Книга Жизни на престоле, под которым изображена широкая десница (правая рука) Божья с уютно устроившимися в ней душами праведников. Лично мне это изображение очень нравится. Близко снять, увы, качественно не удалось. "Прáведныхъ же дýши въ руцѣ́ Бóжiей, и не при--кóснет-ся и́хъ мýка." Спрятались - и хорошо им там и спокойно.
Уходящая в потолок грозная трещина - еще одно последствие появления в 17 веке дополнительного оконного проёма над дверью. Конструкция здания не подразумевала отверстия в этой стене - запустился процесс раскалывания кладки. В ходе архитектурных реставраций целостность стен восстановлена, только след-напоминание остался.
По всему периметру собора нижним ярусом в человеческий рост пущено белоснежное полотенце с циркульными медальонами - изображения святителей, ангелов, пророков и библейских сюжетов не должны быть на одном уровне с молящимися. Орнамент каждого медальона уникален - нет ни одного повторения...
(Продолжение следует - см. Часть вторая )