Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Как войти в состояние медитации. Где лучше всего практиковать медитацию? Место для проведения медитаций

Кацудзо Ниши: «Состояние медитации - самое целительное состояние на свете».

«Всё, что даёт нам медитация - это радость жизни и открытие самого себя!»

Все элементы медитации следует выполнять в тихой, спокойной обстановке, чтобы вам не мешали другие люди.

Суета и шум людей вокруг вас, когда вы медитируете, - помеха, которая может быть небезопасной.

В помещении должно быть тепло, сухо, воздух должен быть свежим. Лучше всего проводить медитации в тихой просторной комнате, не обременённой излишеством мебели и разнообразием предметов.

Пусть обстановка будет светлой и просторной. Сама обстановка, в которой мы живём, оказывает воздействие на наш ум.

Светлая и просторная комната уже способствует очищению ума. Загромождённая и мрачная комната делает таким же и ум живущего в ней человека.

Одежда ваша должна быть удобной, не стесняющей тела, но при этом такой, чтобы вам в ней было достаточно тепло и уютно: при медитациях, требующих неподвижности тела, кровообращение несколько замедляется, и это может вызвать ощущение озноба.

Медитацию нужно проводить за 2-4 часа до приёма пищи или через 4-5 часов после приёма пищи. Лучшее время для занятий - раннее утро (4-5 часов утра) или 7-8 часов вечера.

Вредные привычки - употребление алкогольных напитков и курение - во время занятий медитацией должны быть абсолютно исключены: это несовместимые вещи.

Как входить в медитацию

Кацудзо Ниши: «Разум - природная глубинная мудрость». «Освоить искусство медитации - значит уподобиться Природе с её мощью, силой, с её спокойствием»

Самое сложное в медитации - это начало. Ум будет сопротивляться, всё будет вас отвлекать, всё будет мешать и раздражать. Поэтому надо освоить разные способы входа в медитацию и выбрать тот, что больше вам подходит.

Прежде всего, для медитации надо выбрать время, наиболее для вас удобное. Главное, чтобы ваши занятия медитацией не вступали в противоречие с вашим обычным образом жизни. Если вам удобнее медитировать утром - делайте это утром, только чтобы мысль о предстоящей работе и возможности опоздания не мешала вам. Если такие мысли мешают - медитируйте вечером, когда все дела прошедшего дня уже выполнены. Несовершенство обстановки вы можете сгладить, представляя себя в вашем воображаемом святилище, где вам помогают ваши Небеса и добрые духи.

Надо сесть на удобный стул так, чтобы ноги стояли на полу. Позвоночник должен быть прямым. чтобы помочь позвоночнику оставаться в прямом положении, представьте себе, что за макушку вы подвешены на нитке - бесконечно длинной нитке, уходящей далеко вверх, в пространство Вселенной. Это поможет вам расслабиться, выпрямить позвоночник и ощутить своё единство с Вселенной. Но старайтесь при этом удержать свои мысли на земле, в своём теле, чтобы они не устремлялись в глубины Вселенной вслед за вашей воображаемой нитью.

Руки расслаблены и лежат у вас на коленях. Можно сидеть и в позе лотоса или скрестив ноги по-турецки. Голова держится прямо, как и позвоночник - шея составляет со спиной одну прямую линию. Теперь сосредоточьтесь на своём теле, чтобы вызвать его расслабление. Сначала расслабьте ступни ног, затем все ноги, и так далее, пока не дойдёте до плеч, шеи, лица, глаз, лба.

Теперь на потолке или на противоположной стене наметьте точку, немного выше уровня ваших глаз. Вглядывайтесь в эту воображаемую точку, пока ваши веки не начнут становиться тяжёлыми. Когда веки отяжелеют, просто позвольте своим глазам закрыться. Мысленно начинайте считать в обратном порядке от пятидесяти до одного. Вы войдёте в состояние, когда нет никаких мыслей и чувств, и вы ощущаете себя словно вы в СВОБОДНОМ ПАРЕНИИ.

Теперь представьте перед глазами какой-нибудь хорошо знакомый образ - например, прекрасный цветок. Сосредоточьтесь на нём и постарайтесь как можно чётче увидеть объём, цвет, размер цветка, ощутить его запах. Представьте цветок как можно подробнее, со всеми деталями. Рассматривайте цветок внимательно и обстоятельно: форму лепестков, прожилки на лепестках, форму листьев, капли росы на листе… Если будут появляться посторонние мысли - просто отгоняйте их и снова возвращайтесь к воспринимаемому вами образу. Постепенно научИтесь так входить в прекрасное состояние неподвижного ума и глубинного покоя.

Если посторонние мысли мешают очень сильно, используйте такой способ: концентрируя мысль на чём-то одном, все остальные мысли расталкивайте и раздвигайте в стороны, как будто вы расчищаете себе дорогу впереди себя, отодвигая горы мусора вправо и влево и продвигаясь далее по ровному и гладкому пространству.

Другой способ избавиться от посторонних мыслей - пристально следить, какая мысль приходит непрошено в вашу голову и не гнать эту мысль, а напротив, хвататься за неё и додумывать до конца, пока мысль не исчерпает сама себя и не уйдёт. Кто-то из наших авторов сказал очень метко на сей счёт: «Поздно в ночь, не попрощавшись, мысль ушла сама собой». Когда в голове не станет непрошеных мыслей, тогда вы сможете сказать самому себе: «Кувшин моих мыслей показывает дно».

Состояния медитации можно достичь и другими способами. Вместо сосредоточения на зрительном образе, можно сконцентрироваться на звуке, произнося про себя, например, мантру или молитву; можно сконцентрироваться и на собственном дыхании, внимательно наблюдая лишь за процессами вдоха и выдоха, не отвлекаясь ни на что другое.

После того как удастся хоть раз войти в состояние медитации, с каждым последующим разом это будет удаваться всё легче и легче. Вы убедитесь, как прекрасно состояние медитации, какой успокаивающий эффект оно производит, как благотворно влияет на ваше ЗДОРОВЬЕ. И это ещё не все возможности медитации. С её помощью мы можем приводить в гармонию свои чувства.

Тепрерь вы готовы к тому, чтобы успокоить свой ум и дать прорваться сквозь его ненужный шум и болтовню истинному голосу внутреннего целителя, живущего внутри нас и готового принести вам мир, покой, глубину восприятия мира и исцеление.

Спокойное созерцание - это то, что спасает, когда страдает тело и томится дух.

Несколько советов по книге Кацудзо Ниши.

Находиться в состоянии спокойного созерцания - значит уметь слышать и понимать себя. Наш организм мудр. Он знает все о жизни и в том числе пути к исцелению. Только мы не хотим слушать наш организм.

Выздоровление начинается с обнаружения нужного состояния - состояния исцеления - внутри себя.

Наш ум - наш друг и наш враг

Чтобы использовать ум себе на пользу, надо стать хозяином своего ума. Попробуйте проконтролировать, чем занят ваш ум - хотя бы в данный момент. Вы увидите, что он цепляется за всё, что угодно, перескакивает с одного на другое и создаёт в вашей голове полный сумбур. Любые мысли залетают в вашу голову, как только захотят. Нужно научиться дисциплинировать ваш ум.

Если вы закроете глаза и овладеете искусством медитации - пустые мысли уйдут, и им на смену придут из глубин вашего существа истинные советы на ваши вопросы, истинные решения ваших проблем.

"Жить осознанно - главнейшее правило здорового человека"

Что такое медитация?

Что мы чувствуем в этом состоянии и как ощущаем мир? Сначала мы расслабляемся и полностью сосредоточиваем всё своё внимание на чем-нибудь одном. Например, на ощущениях своего тела, на каком-то предмете или мысленном образе, на дыхании, на молитве или мантре. Таким образом, объектом медитации может быть всё что угодно.

Выбрав объект сосредоточения, мы удерживаем на нем все своё внимание в течение длительного времени - это требует усилий, работы всего нашего существа, так как ум будет пытаться отвлечься от поставленной задачи. По мере выработке дисциплины ума это будет даваться всё легче.

Это самый трудный момент в медитации. Например, когда я сама медитировала, глядя на огонь, то мысли начинали разбегаться: огонь напоминал мне костёр, костёр навевал воспоминание о даче, где мы жгли костёр, при воспоминании о даче я вспоминала огород, потом клубнику, потом как варили варенье, как я его буду есть зимой, что на зиму мне надо купить сапоги...

Но если нам удалось заставить наш ум полностью сосредоточиться на объекте медитации - мы входим в спокойное и ровное состояние созерцания, которое уже не требует никаких усилий. Открывается наша истинная природа - ум отходит в сторону, давая нашей сущности раскрыться и проявить себя. Вступает в силу голос природного Разума, знающий ответы на все наши вопросы. Далее наступает более высокая ступень медитации - ощущение единения со всем сущим. Мир внутренний сливается воедино с миром внешним, и мы ощущаем себя частью Вселенной.

Следующая ступень медитации - просветление, или сатори. В этом состоянии мы получаем доступ к истинному знанию всех вещей - знанию без слов и мыслей. Сатори - это ощущение высшего смысла и высшего счастья. Конечно, начав практику медитации, вы не сразу дойдёте до состояния сатори.

Правила медитации.

Необходима тихая и спокойная обстановка.

Суета и шум людей, когда вы медитируете,- может быть небезопасной.

В помещении должно быть тепло, сухо, воздух должен быть свежим.

Одежда должна быть удобной, не стесняющей тела. И такой чтобы вам в ней было тепло и уютно: при медитациях требующих неподвижности тела, кровообращение замедляется, и это может вызвать ощущение озноба.

Медитацию нужно проводить за 2-4 часа до и 4-5 часов после приёма пищи. Лучшее время - раннее утро (4-5 часов утра) или 7-8 часов вечера.

Вредные привычки - алкоголь и курение - должны быть забыты: это несовместимые вещи.

Как входить в медитацию.

Самое сложное в медитации - это начало. Ум будет сопротивляться, все будет мешать и отвлекать. Поэтому надо испытать разные способы входа в медитацию и выбрать тот, который наиболее вам подходит. Я с ними вас познакомлю, но сначала:

Подготовка к медитации.

Сядьте на удобный стул так, чтобы ноги стояли на полу. Чтобы сесть прямо, представьте себе, что за макушку вы подвешены на нитке, уходящей далеко вверх.

Руки расслаблены и лежат на коленях.

Можно сидеть в позе лотоса или скрестив ноги по-турецки.

Сосредоточьтесь на своём теле, чтобы вызвать расслабление.

Сначала расслабьте ступни ног, затем голень, бедро, и так далее, пока не дойдёте до плеч, шеи, лица, глаз, лба.

Первый способ вхождения

На потолке или на противоположной стене наметьте точку, немного выше уровня глаз. Вглядывайтесь в эту точку, пока ваши веки не начнут тяжелеть. Тогда позвольте своим глазам закрыться. Мысленно начинайте считать в обратном порядке от 50 до 1. Вы войдёте в состояние, когда нет никаких мыслей и чувств.

Теперь представьте какой-нибудь хорошо знакомый образ - например, цветок. Представляйте как можно подробнее, со всеми деталями. Ощутите его запах. Так вы научитесь входить в прекрасное состояние неподвижного ума и глубинного покоя.

Если мешают посторонние мысли:

1. Концентрируйте мысль на чём-то одном, все посторонние мысли - отгоняйте в стотрону, как буд-то раздвигаете себе дорогу.

2. Пристально следите, какая мысль постоянно входит в вашу голову и не гоните её, а напротив хватайтесь за неё и додумайте до конца, пока она сама себя не исчерпает. Тогда вы сможете сказать: "Кувшин моих мыслей показывает дно".

Другие способы вхождения в медитацию

Вместо сосредоточения на зрительном образе можно сконцентрироваться на звуке, произнося про себя молитву или мантру (в конце этой главы я сделаю примечание как правильно произносить мантры). Можно сконцентрироваться на собственном дыхании, внимательно наблюдая лишь за процессами вдоха и выдоха и не отвлекаясь ни на что другое.

После того как вам удастся хоть раз войти в состояние медитации, с каждым следующим разом это будет удаваться всё легче и легче. Вы убедитесь, как прекрасно такое состояние, какой успокаивающий эффект оно производит, как благотворно влияет на ваше здоровье. Но это ещё не все возможности медитации.

Теперь вы готовы к тому, чтобы успокоить свой ум и послушать свой истинный голос внутреннего я, который принесет вам исцеление.

Примечание

В ходе исследований установлено: молитвы надо читать не менее семи раз. Прочтите семь раз каноническую (главную) молитву религии, к которой вы привержены или семь канонических молитв разных религий, если относитесь к ним с равным уважением, понимая, что Бог – один.

Молитвы бывают разные:

Молитвы-обращения; молитвы-просьбы; молитвы-призывы о прощении и благополучии; молитвы поминальные;

Молитвы благодарственные. О благодарственной молитве Омраам Микаэль Айванхов пишет:

«Самая большая ошибка людей в их неблагодарности. Они умеют только возражать, требовать, кричать, возмущаться. Но что они сделали, чтобы иметь право требовать? Ничего. Вот почему Небо для них закрывается и оставляет их запутываться в трудностях. Знаете ли вы, сколько миллиардов и миллиардов сущностей, элементов, частичек участвуют только в том, чтобы поддерживать в вас жизнь? Нет! А вы всегда недовольны, возмущены. Научитесь быть признательными! Прямо завтра утром, когда проснетесь, поблагодарите Небо за то, что вы в добром здоровье – ведь многие не проснутся или проснутся, но не смогут больше пошевелиться. Скажите: «Спасибо, Господи! За то, что сегодня Ты опять дал мне жизнь и здоровье, чтобы я смог выполнять волю Твою». Когда Небо замечает такое редкое явление – умение благодарить, повторяя: «Спасибо, Господи!, Спасибо, Господи!, Спасибо, Господи!», - небо поражено, восхищено и посылает вам все благословения.

Православным может быть не безопасно чтение тких мантр как "ОМ" и "АУМ". Лучше вместо мантры "ОМ" произносить "БОМ" - напоминающее колокольный звон. А вместо "АУМ" - "АМИНЬ", на которую заканчиваются все христианские молитвы.

Как выходить из медитации

Может так случится, что вы войдёте в состояние полного растворения себя в пространстве. Это прекрасное, целительное состояние - но надо помнить, что пока мы живём на земле, мы должны вернуться к ощущению отдельности своего тела. Если, открыв глаза после медитации, вы чувствуете вялость, сонливость, нежелание двигаться, если у вас отсутствующий взгляд, если вы плохо ориентируетесь в окружающем пространстве - значит, вам надо научится правильно выходить из медитации.

1.Перед началом медитации. Представьте себе, что вы за макушку подвешены на нитке, один конец уходит далеко вверх,- в пространство Вселенной, а второй, проходя через ваш позвоночник, - глубоко в землю. Человек - существо двуединое. Не забывайте поддерживать в себе связь с космосом и землёй одновременно. Мы ввергаем себя в беды и нездровье, если полностью отдаёмся лишь энергиям земным, либо лишь энергиям космическим.

2. Закончив медитацию. Не спешите резко вставать. Несколько раз сожмите и разожмите кулаки. Сосчитайте от 1 до 50. Затем вдохните сначала легко, потом поглубже. Напрягите всё тело, сожмите крепче кулаки, зажмурьте сильно глаза. Отпустите напряжение. Откройте глаза - вы бодры, полны сил. Вдохните глубоко.

3. Сядьте на пол, подтяните колени к груди и ступни ног очень плотно уприте в пол. Представьте, как из вашего позвоночника уходят в глубь земли невидимые корни. Сохраняя ту же позу, крест-накрест обхватите противоположными ладонями щиколотки, опустите голову на колени. Представьте, как по невидимым корням, поднимаются в ваше тело целительные силы земли. Целительные силы наполняют и насыщают всё ваше тело.

4. Если всё ещё чувствуете состояние вялости и тумана в голове - попрыгайте, ударяя пятками в пол.

Медитация лежа

Не обязательно заниматься медитацией посередине дня. Ложась спать, уделите медитации несколько минут.

Для этого надо лечь на бок, выпрямить тело и согнуть одну руку так, чтобы ладонь служила опорой для головы. Мысленным взором обследуйте своё тело, изучаяя, нет ли где-нибудь напряжений. От вашего внимания напряжения начнут уходить. Сосредоточьте внимание на дыхании. Оставьте в сторону воспоминания, связанные с прошедшим днём, и ожидания, связанные с днём будущим. Через несколько минут после того как вы достигните состояния ясного чистого ума, вы сможете заснуть крепким спокойным сном и хорошо отдохнуть.

Медитация "просто сидение"

Выберите время, когда вам не нужно никуда спешить. Не торопите себя, не ставьте сразу больших целей. Начните с небольшого времени - 15 минут.

Сядьте в такое положение, чтобы спина была выпрямлена, но не напряжена. Руки положите на колени, ладонями вверх, одну на другую, скрестно, так, чтобы кончики больших пальцев касались друг друга. Не торопитесь - выбирайте позу столько, сколько нужно. Если вы почувствовали внутреннюю устойчивость и умиротворение - значит, поза выбрана верно. Используйте любой способ вхождение в медитацию - сосредоточтесь на точке, образе, мантре, молитве или счёте от 1 до 50.

Теперь сосредоточитесь, соберите всё своё внимание, и начинайте мысленно исследовать своё тело - двигаясь сверху вниз и отыскивая напряжения. Делайте это мягко и спокойно. Заметьте все ощущения, которые вы будете при этом испытывать. Вы почувствуете, как тело само собой расслабляется от одного лишь прикосновения внимания. Позвольте вашим векам, которые станут тяжелеть, самим прикрыть ваши глаза.

Следите за всем, что вы чувствуете. Есть какие-то сомнения? Напряжения? Тогда расслабьте внимание и отпустите его - пусть оно странствует свободно. Вы почувствуете, что ум уже успокаивается - он гораздо спокойнее, чем был в начале занятия. Вспомните: душа ваша глубока и спокойна, а мысли, воспоминания, сомнения, страхи - это временное, второстепенное. Почувствуйте в себе спокойное и глубокое пространство - ощутите, что это вы. Из этого спокойного и глубокого пространства посмотрите со стороны на свои мысли, чувства, сомнения и ожидания. Пусть они текут мимо, легко и свободно текут - и уходят. Не боритесь с ними, не следуйте за ними - просто наблюдайте со стороны, как они проходят мимо.

Снова начинайте исследовать своё тело. Двигайтесь от темени вниз. Замечайте все ощущении, которые будут встречаться в теле: тепло, пульсацию в крови, онемение, озноб, увлажнение ладоней - все, все отмечайте, осознавайте жизнь своего тела, не пропускайте ничего. Внимательно проследите каждый участок своего тела - даже те участки, где нет ощущений: сосредоточьтесь на мочке уха, на фаланге каждого пальца...

Заметьте, что вы можете осознавать всё - как присутствие, так и отсутствие ощущений в своём теле. Вы осознаёте своё тело, осознаёте его ощущения - осознанное тело НЕ БОЛЕЕТ, ведь своим вниманием вы делаете не что иное, как заставляете двигаться энергию. Тело, где движется энергия, - здоровое тело. Тело, где энергия застаивается, - больное тело.

ОДНИМ ЛИШЬ ВНИМАНИЕМ И ОСОЗНАНИЕМ ВЫ УЖЕ ИСЦЕЛЯЕТЕ СЕБЯ.

Предварительный этап пройден. Вы уже почувствовали, что значит входить в целительное состояние. Но даже если вы не поняли - это поняло ваше тело. Теперь дадим ему ещё одну задачу - слежение за дыханием.

Медитация "Контроль дыхания"

Дышите, как вы обычно дышите. С той только разницей, что теперь сознательно проследите весь процесс дыхания. Чувствуйте и сознавайте: вот я втягиваю воздух ноздрями, вот воздух движется через нос и дыхательные пути, вот он наполняет грудь и живот. Следите за всеми ощущениями от прохождения воздуха.Далее следите за выдохом: вот я выдыхаю, воздух проходит по по дыхательным путям и попадает в ноздри, теперь это теплый воздух, он проходит через ноздри и выходит наружу.

Теперь сосредоточтесь только на одной точке - на ноздрях. Следите, как воздух входит и выходит. Дышите спокойно, легко, еле слышно, медленно. Такое дыхание успокаивает. Если ум и так и хочет отвлечься от дыхания и заняться своей обычной суетливой мыслительной деятельностью - не сердитесь на себя, это обычное явление. Просто спокойно и терпеливо снова и снова возвращайте его к наблюдению дыхания. Ум обязательно будет отвлекаться - такока его природа. Просто начинайте сначала и всё. В процессе развивается осознанность - вы видите природу своего ума, который блуждает как хочет, и осознанно его дисциплинируйте. Если вы будете достаточно настойчивы, ум в итоге успокоится.

Если беспокойство и возбуждение мешают вам сосредоточиться на дыхании - просто отступитесь на время, последите за своим умом: как он блуждает, как хватается то за дну, то за другую мысль. Не боритесь с ним, не следуйте за этими мыслями - просто смотрите, как они уходят и приходят. Примите сой ум таким, каков он есть, просто наблюдайте за ним. Примиритесь с собой. Как только это произойдёт, возбуждение уляжется и ваш ум подчиниться вам.

Теперь можно выйти из состояния медитации.

Медитация "Избавление от боли"

Люди обычно реагируют на боль неправильно. Когда у них что-то заболевает - они сразу же принимают таблетку, вместо того чтобы задуматься: а так ли я питаюсь, двигаюсь, сплю, нет ли у меня вредных привычек. Ведь боль возобновиться, как только кончится действие таблеток.Таблетка - это самообман. Но организм обмануть невозможно, ведь боль - это не что иное, как голос нашего организма. Только с помощью боли он может сообщить нам, что с ним что-то не в порядке. И наша задача - прислушаться к нему. Суть этой медитации не в том, чтобы побороть боль - суть в том, чтобы боль ушла без борьбы.

Войдите в медитацию. Если у вас что-то болит, лучше всего входить, концентрируясь на дыхании. Сама концентрация на дыхании уже отчасти снимает боль.

Сконцентрируйтесь на том месте, которое болит, там и присутствует напряжение. Обычно вы напрягаетесь ещё сильнее, чтобы побороть боль. Теперь с помощью внимания попытайтесь хотя бы частично расслабить больное место. Это можно сделать, мысленно поместив свой внутренний взор в больное место и обследуя его как бы изнутри.

Входя в медитацию, не ждите немедленного результата. Это - залог выздоровления. Ожидание, что боль сейчас уйдёт - это всё та же борьба с болью. Поэтому надо войти в состояние, когда вы не ожидаете ничего, когда вы готовы к любому результату: и что боль уйдёт, и что останется.

Сосредоточьтесь на области боли, как бы войдите в неё изнутри. Изучите область во всех деталях: где она находится, границы, формы, размеры. А может вам кажется, что она имеет цвет, плотность, мягкость...

Возможно в вашем подсознании всплывут какие-то образы? Они помогут разобраться вам в причинах болезни. Может всплыть подсказка о средствах исцеления. Но не делайте это специально.

Продолжайте исследовать область боли. Вы почувствуете, что она меняется. Меняются её размеры, цвет, плотность...Размеры могут уменьшаться или увеличиваться. А могут захватить всё тело - не пугайтесь, после этого она уменьшится или исчезнет совсем.

Продолжайте постоянно наблюдать за болью. Делайте так до тех пор, пока не почувствуете, что она изменилась или стихла.

Возможно, вы выйдите из медитации со знанием причин и средств исцеления болезни. Может это будет неосознанно, но ваш организм подключится к внутреннему источнику исцеления и поведёт вас по пути здоровья.

Возвращайтесь к этой медитации всякий раз, когда у вас что-нибудь болит, и навсегда забудете о таблетках.

_____________________________________________________________________________

Используемая литература:

К.Ниши. «Очищение души: Уроки медитации».

М.Гогулан. «Можно не болеть».

Л.Г. Пучко. «Многомерная медицина».

Самое сложное в медитации - это начало. Ум будет сопротивляться, все будет вас отвлекать, все будет мешать и раздражать. Поэтому надо освоить разные способы входа в медитацию и выбрать тот, что больше вам подходит.

Прежде всего для медитации надо выбрать время, наиболее для вас удобное. Главное, чтобы ваши занятия медитацией не вступали в противоречие с вашим обычным образом жизни. Если вам удобнее медитировать утром - делайте это утром, только чтобы мысль о предстоящей работе и возможности опоздания не мешала вам. Если такие мысли мешают - медитируйте вечером, когда все дела прошедшего дня уже выполнены. Несовершенство обстановки вы можете сгладить, представив себя в вашем воображаемом святилище, где вам помогают добрые духи.

Надо сесть на удобный стул так, чтобы ноги стояли на полу. Позвоночник должен быть прямым. Чтобы помочь позвоночнику оставаться в прямом положении, представьте себе, что за макушку вы подвешены на нитке - бесконечно длинной нитке, уходящей далеко вверх, в пространство Вселенной. Это поможет вам расслабиться, выпрямить позвоночник и ощутить свое единство со Вселенной. Но старайтесь при этом удержать свои мысли на земле, в своем теле, чтобы они не устремлялись в глубины Вселенной вслед за вашей воображаемой нитью.

Руки расслаблены и лежат у вас на коленях. Можно сидеть и в позе лотоса или скрестив ноги по‑турецки. Голова держится прямо, как и позвоночник - шея составляет со спиной одну прямую линию. Теперь сосредоточьтесь на своем теле, чтобы вызвать его расслабление. Сначала расслабьте ступни ног, затем все ноги, и так далее, пока не дойдете до плеч, шеи, лица, глаз, лба.

Теперь на потолке или на противоположной стене наметьте точку, немного выше уровня ваших глаз. Вглядывайтесь в эту воображаемую точку, пока ваши веки не начнут становиться тяжелыми. Когда веки отяжелеют, просто позвольте своим глазам закрыться. Мысленно начинайте считать в обратном порядке от пятидесяти до одного. Вы войдете в состояние, когда нет никаких мыслей и чувств и вы ощущаете себя словно в свободном парении.

Теперь представьте перед глазами какой‑нибудь хорошо знакомый образ - например, прекрасный цветок. Сосредоточьтесь на нем и постарайтесь как можно четче увидеть объем, цвет, размер цветка, ощутить его запах. Представьте цветок как можно подробнее, со всеми деталями. Рассматривайте цветок внимательно и обстоятельно: форму лепестков, прожилки на лепестках, форму листьев, капли росы на листе… Если будут появляться посторонние мысли - просто отгоняйте их и снова возвращайтесь к воспринимаемому вами образу. Постепенно научитесь так входить в прекрасное состояние неподвижного ума и глубинного покоя.

Если посторонние мысли мешают очень сильно, используйте такой способ: концентрируя мысль на чем‑то одном, все остальные мысли расталкивайте и раздвигайте в стороны, как будто вы расчищаете себе дорогу впереди себя, отодвигая горы мусора вправо и влево и продвигаясь далее по ровному и гладкому пространству.

Другой способ избавиться от посторонних мыслей - пристально следить, какая мысль входит непрошенно в вашу голову и не гнать эту мысль, а напротив, хвататься за нее и додумывать до конца, пока мысль не исчерпает сама себя и не уйдет. Тогда вы сможете сказать: «Кувшин моих мыслей показывает дно».

Состояния медитации можно достичь и другими способами. Вместо сосредоточения на зрительном образе можно сконцентрироваться на звуке, произнося про себя, например, мантру или молитву; можно сконцентрироваться и на собственном дыхании, внимательно наблюдая лишь за процессами вдоха и выдоха, не отвлекаясь ни на что другое. После того как вам удастся хоть раз войти в состояние медитации, с каждым последующим разом это будет удаваться все легче и легче. Вы убедитесь, как прекрасно состояние медитации, какой успокаивающий эффект оно производит, как благотворно влияет на ваше здоровье. Но это еще не все возможности медитации. С ее помощью мы можем приводить в гармонию свои чувства.

Теперь вы готовы к тому, чтобы успокоить свой ум и дать прорваться сквозь его ненужный шум и болтовню истинному голосу внутреннего целителя, живущего внутри вас и готового принести вам мир, покой, глубину восприятия мира и исцеление. Но сначала надо узнать, как правильно выходить из медитации.

Думаю, что о медитации слышали все и при этом каждый, скорее всего, разное. Медитировать можно всего несколько минут в день, а можно уходить в специально отведенные для этого места и просветляться в течение нескольких недель. И последний вариант особо интересен, так как это можно сравнить чуть ли не с перерождением.

Нет ничего сложного и волшебного

Как показывает мой опыт, медитация считается чем-то волшебным, мистическим. Чем-то недоступным каждому. Чем-то, чем люди занимаются в индийских ашрамах или в залах для йоги. Это совсем не так. Медитация больше похожа на умственную зарядку, а вернее даже разрядку. Что-то вроде чистки зубов.

Медитация всего лишь тренирует способность вырываться из непрерывного потока мыслей, в который обычно погружены люди. Учит останавливать внутренний диалог. Останавливать то, что люди называют «накручиванием себя».

Огромное число техник медитации не добавляет ясности. Действительно, есть сотни способов достичь «безмыслия», от очень простых до очень сложных, и далеко не всегда люди натыкаются на простые методы. В результате у них ничего не получается, и вера в то, что это может хоть как-то работать, пропадает.

Моя техника

Итак, техника глубокой медитации .

Скорее всего вы уже встречали слово «мантра». Оно означает слово, набор слов, или просто звуков, которые человек непрерывно повторяет. Это позволяет вытеснить из сознания другие мысли, тем самым подавив внутренний диалог. Именно с использованием мантры мы и будем медитировать.

Yogani предлагает использовать словосочетания «I AM» (айем, переводится как «я есть»). Причём предлагает работать именно с этим сочетанием, независимо от вашего родного языка, так как важен не смысл, а просто звуки. На самом деле вообще ничего не важно и вы вполне можете использовать любую другую мантру, будь то «я есть», «Родина» или «Господи помилуй».

Вам понадобится 20 минут, во время которых никто не будет вас отвлекать. Сядьте в удобное место в удобной позе. На кресло или на диван. Совсем не обязательно садиться на коврик для йоги в падмасане. Более того, я рекомендую вам этого не делать даже если вы умеете. Вам просто нужно будет расслабиться. Однако не стоит пытаться медитировать лёжа. Очень часто это приводит к погружению в сон.

Поставьте таймер или будильник на срабатывание через 20 минут. Выберите наиболее мягкий, спокойный сигнал. А можете и не ставить вовсе. Просто убедитесь, что с места, в котором вы сидите, хорошо и без лишних движений видны часы.

Закройте глаза, расслабьтесь. Вглядитесь в темноту и цветные пятна, которые будут мелькать на закрытых веках. Не волнуйтесь, вам не надо ничего там разглядеть, это просто хаотичные пятна. Сделайте пару спокойных вдохов-выдохов. Произнесите про себя вашу мантру. Прислушайтесь к внутреннему молчанию, которое наступит после этого.

Ваш мозг немедленно вернётся к размышлениям, которые пойдут своим чередом. Это нормально. Это обычное дело. Как только вы поймёте, что в вашей голове есть мысли — опять произнесите мантру. Спокойно, не торопясь. Послушайте тишину. Мозг опять вернётся к размышлениям.

Не стремитесь полностью очистить голову от мыслей. Вряд ли это у вас получится. И самое главное, не расстраивайтесь и не осуждайте себя, если вам будет казаться, что вы слишком долго не замечали, что отвлеклись от мантры. Слишком поздно не бывает. Важно заметить и произнести её, не важно когда.

У вас обязательно будут мысли «мне надоело тут сидеть», «может на сегодня хватит?». Это нормально, просто произнесите мантру про себя очередной раз.

Не надо связывать произнесение мантры с вдохами или выдохами. Не обращайте на дыхание внимание. А если обратили, просто произнесите мантру.

Возможно кто зайдёт в комнату, позвонит по телефону и вы будете вынуждены общаться. Ничего страшного, просто добавьте потраченное на это время к времени медитации.


Для вхождения в глубокую медитацию, прежде всего, нужно понять игры ума. Что бы ни исходило из ума — это никогда не сможет стать нашим проводником в медитацию. Ум никогда не сможет стать инструментом избежания ума. Но в то же время ум дает нам логичные обоснования, говоря о том, что вхождение в глубокую медитацию окажется полезным для нас всяческим образом. Например, Ум может взять на себя ответственность за прочтение этой статьи для того, чтобы вы имели возможность идти глубже в медитацию. Но в действительности это еще одна уловка ума.

Во-вторых, если мы посмотрим глубже, то вхождение в глубокую медитацию не является достижением. Медитация сама по себе представляет инструмент, который используется нами для поисков просветления или избавления от Ума. Но ум задает вопрос о «советах по вхождению в глубокую медитацию». Таким образом, Ум делает из медитации еще одну цель. Некоторые люди желают преуспеть в материальном мире и некоторые в духовном мире, но разница не такая значительная. В обеих сферах ум действует в своих интересах. Следовательно, для вхождения в глубокую медитацию следует осознавать игры ума.

Если человек понимает ум и то, как он обманывает нас, тогда путешествие становится намного легче. Я никогда не соперничал с умом, потому что в реальности не существует такой вещи, как ум, и если я начну с ним сражаться, тогда косвенным образом я буду придавать ему силу. Ум похож на мечту, которая не имеет существования, но до тех пор пока я придаю ей важность, у нее есть жизнь.

Медитация является средством, которое мы используем для удаления грязи или мусора из нашего сознания. Поэтому нашей основной целью является использование медитации для осознания своей истинной сущности, а не превращения в фанатика медитаций. Я не против медитаций. Я люблю медитировать. Я чувствую, что медитация должна сопровождать нас как тень по всей нашей жизни. Но у многих медитаторов дело заканчивается тем, что у них появляется огромное эго «Я великий медитатор», и это эго останавливает их движение глубже в медитацию. Нужно всегда помнить, что мы используем медитацию для поиска истины, и в конце мы должны будем отказаться от медитации также.

Лучше будет, если мы взглянем на процесс развития медитационных техник до настоящего времени. Как-то Ошо сказал, что он проверил все медитационные техники и был удивлен, когда обнаружил, что сутью всех медитаций является свидетельствование.

Во-вторых, Мудрецы говорят, что нашей истинной природой являются «Правда, Блаженство и Сознание. В этом состоянии время и пространство не существуют. Человек всегда счастлив, расслаблен и принимает решения каждый миг.» Поэтому любая вещь, которая приближает нас к этому состоянию Мудрецов, могла бы оказать нам помощь во вхождении в глубокую медитацию.

Чтобы пойти дальше, я хочу рассказать вам небольшую историю: Как-то пять слепых людей случайно натолкнулись на слона. Первый слепой дотронулся до хвоста слона, второй до его ног, третий ощупал хобот и так далее. Когда их попросили описать слона, каждый рассказывал о той части, которую ощупывал. Они не говорили ложь, однако это не было и полной правдой. Но если бы они ощупали другие части слона; после хобота, также ощупали хвост и затем ноги и т.д. Тогда определенно у них было бы более полное представление о форме слона.

Точно также, когда мы обговорим советы по вхождению в глубокую медитацию, их можно выполнять все вместе, чтобы сделать медитацию глубже, или можно начинать постепенно. Вначале можно освоиться с одним советом, затем добавить другой и затем еще один. Но в то же время осознавайте игры ума и эго. Эти советы оказывают помощь, но они НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ для вхождения в глубокую медитацию. Всегда следует быть спонтанным и прислушиваться к внутреннему голосу или интуиции.

1. Подготовка тела: В течение жизни Тело осуждают. Оно наполняется заболеваниями, гноем и т.п. И это совершенно правильно - когда-нибудь оно умрет. Но это тело является также храмом для души. В это самое тело однажды может войти божественное. Поэтому нам необходимо поклоняться телу так же, как мы поклоняемся божественному, и в то же самое время не иметь привязанности к телу.

a. Тело имеет потребности, а ум имеет желания. Потребности тела заключаются в пище, сне, комфорте и т.п., потребности ума составляют желания славы, популярности, денег и т.п. Потребности тела можно выполнять и следует выполнять. Но потребности ума никогда не могут быть исполнены, и их никогда не следует пытаться выполнить.

b. Человеческое тело, в основном, предназначено для потребления вегетарианской пищи. Мудрецы определи следующие три типа Гун (природы): Тамасик. Раджасик и Сатвик. Лучше всего для медитаций подходит тип Сатвик, и он развивается при употреблении вегетарианской пищи.

c. Правильная пища является очень существенной, так как она питает наше тело. При вегетарианском питании, также следует употреблять правильную пищу, в которой нуждается тело и которая легко переваривается. Например, надлежащее пережевывание пищи - полезно. В случае, если мы съедаем слишком много пищи, мы можем уснуть или стать вялыми. Потому что, чтобы усвоить поглощенную нами пищу, тело направляет энергию в наш желудок, и чем больше пищи мы съедаем, тем больше энергии требуется желудку. Поэтому нас клонит в сон, тело временно прекращает другие функции для сбережения энергии.

d. Пища содержит две грубые части и одну тонкую. Тонкую часть составляет энергия, находящаяся в пище. Предпочтительно следует самостоятельно заниматься приготовлением пищи. Потому, что тот, кто готовит пищу, также добавляет в нее свою энергию. Поэтому во время приготовления пищи, наше умонастроение должно быть хорошим. Доктора говорят, что во время беременности, если мать сердится, то ребенок также переживает злость матери. То же самое относится и к нашей пище.

e. В сельской Индии следуют одной хорошей практике, там часто готовят пищу для своего избранного божества и затем принимают ее как религиозный обряд. Они верят, что такая пища была испробована Богом и теперь она стала Прасадом (угощением Бога поклоняющемуся).

Так что их прием пищи происходит очень медитативно и, во-вторых, приготовление пищи проводится также как религиозный обряд, потому что они собираются предложить пищу божеству - таким образом, приготовление пищи становится молитвой для них. Незначительная деятельность изменяет все их состояние. Медитация — это не то, чем мы занимаемся по 30 минут в день. Медитация означает осознанность, с которой мы делаем вещи.

Например, кто-то искренне от сердца готовит пищу для своего избранного божества и это простая деятельность является медитацией. Любая вещь, которая приближает нас к радостному и все же расслабленному состоянию, является медитацией.

Медитацией может быть что угодно

f. Очень важно готовить пищу с хорошим намерением, но еще более важным является отношение, с которым мы принимаем пищу. Если у нас некачественная пища, но едим мы ее с хорошим отношением - это хорошо. Например, мы испытываем благодарность за пищу, и тогда наше намерение может изменить плохую пищу на хорошую.


И обратное также является правдой. Употребление хорошей пищи с плохим отношением может испортить пищу. Это является одной из причин, по которой люди, практикующие чтение мантр, во время еды также продолжают вспоминать имя Бога. Во многих религиях есть благодарственная молитва богу за предоставление пищи, и если эта молитва исходит из сердца, если человек по-настоящему благодарен, тогда пища действует как катализатор в нашем росте.

g. Не следует сразу после еды употреблять в пищу фрукты. Фрукты можно употреблять в пищу за 30 минут до еды, потому что они плохо влияют на переваривание пищи.

h. Часто сразу после еды люди пьют воду. Это также является плохим примером. После еды для переваривания пищи выделяется некоторое количество кислоты, и когда мы пьем воду, эта кислота растворяется, что нарушает пищеварение. При идеальных условиях воду следует пить через 30 минут после еды или можно запивать пищу 1-2 глотками воды по мере необходимости во время еды.

i. Соответствующая физическая нагрузка:
мы либо не имеем никакой физической нагрузки, или делаем чрезмерно много упражнений. Упражнения делают нас активными и способствуют свободному течению Праны (жизненной энергии). Множество раз случае
тся, что мы засыпаем в течение медитации. Очень полезна йога, она дает спокойствию уму и подвижность телу.

2. Подготовка Ума: нам следует начинать медитацию в тот самый момент, когда такая мысль приходит в голову. Именно с этого момента мы должны начать наблюдать за умом. Какую уловку собирается выкинуть ум? Ум не любит медитировать, и если ум просит нас заняться медитацией, в этом должна быть какая-то уловка.

a. Несколько лет назад после окончания работы я посещал медитационный центр для участия в медитациях и я бывало чувствовал себя очень взволнованным, добираясь туда. Обычно я очень быстро шел и несколько раз я бежал, чтобы быстрее добраться до центра. Постепенно я осознал, что ко времени прихода в медитационный центр я был очень взволнован и первые 10-15 минут медитации я наблюдал только свое волнение. Суть состоит в том, что с момента, когда нам приходит мысль о медитации, с этого момента следует начинать медитировать, и, во-вторых, нам всегда следует поддерживать спокойствие ума.

b. Много раз в течение дня мы чувствует печаль, волнение или злость, и теряем нашу уравновешенность. Бывают случаи, когда нам следует пытаться наблюдать за этими эмоциями. Потому что, если мы соблюдаем спокойствие на протяжении всего дня, мы входим в медитацию.

Во-вторых, те моменты, когда мы чувствуем себя потревоженными, также являются ключом для игр нашего ума. Мы начинаем тревожиться, когда нам не нравятся некоторые вещи. Жизнь не течет в соответствии с ожиданиями ума. Необходимо больше осознавать такие моменты беспокойства и постепенно медитация может стать частью дневной активности. Медитация сама по себе не является деятельностью, но любое действие с осознанностью становится грациозным.

c. Как-то я читал о чьем-то 40-дневном опыте пребывания в медитационном лагере, проводимом Свами Чайтанья Бхарти. В этом лагере не позволялось чтение газет или просмотр телевизоров. Когда человек вернулся обратно после 40 дней и прочел газету - он обнаружил, что мир ни на йоту не изменился. Газеты все также были переполнены историями об изнасилованиях, преступлениях, скандалах, происшествиях и т.д. То же самое касается кинотеатров и телевидения. Сегодня средства массовой информации дают уму благовидный предлог для работы. Газеты, телевидение, кинофильмы являются пищей для Ума.

Искренним медитаторам следует избегать их. Продвинутые медитаторы могут смотреть фильмы, если он/она остаются отстраненными от героев фильма. Обычно при просмотре фильма мы отождествляемся с героем. При сцене борьбы мы также чувствуем гнев. Медитаторы, в случае, если при медитации на фильме не требуется отождествления с героями, ассоциируют себя с фильмом. Все, что угодно, может стать медитацией, как только мы приобрели навык медитировать.

3. Тело и ум не обособлены, они представляют собой одно целое: Во время медитации когда наши мысли замедляются, наше дыхание автоматически становится ритмичным и медленным. Тело и ум не только имеют связь друг с другом, они составляют одно целое. Поэтому что бы мы ни принимали в пищу, о чем бы мы ни думали, хотели, мечтали — все воздействует на нас. Что бы мы ни ели, грубая часть воздействует на наше тело, а тонкая на наш ум. Что бы ни возбуждало нас, это воздействует на ум. Пищей является не только то, что поглощается вовнутрь. Мы принимаем пищу также посредством зрения, обоняния и звука. Все эти вещи воздействуют на наше ментальное состояние и в большой степени помогают медитирующему.

a. Вегетарианской пище для медитирующего придается особое значение. Потому, что при употреблении в пищу невегетарианской пищи человек становится более гневным, жестоким или Тамасик. Но в то же время, если невегетарианец желает медитировать, это не препятствует медитированию. Через некоторый период времени, когда медитация станет зрелой, этот человек непроизвольно перейдет на потребление вегетарианской пищи. На пути медитации не следует принуждать к чему-либо. Любая вещь, котор
ая является несущественной, отпадет сама по себе.

b. Рекомендуется находиться в компании мудрых или просто хороших людей. Я твердо верю, что когда некто говорит со мной, то на тонких уровнях он общается со всеми теми людьми, которые в большой степени формируют мою жизнь.

c. Хорошие мысли считаются благородными. Но я чувствую, что хорошие мысли все также остаются мыслями. Хорошие мысли или плохие — всего лишь наш критерий для оценки. Поэтому я не рекомендую никого определенного типа мыслей. Только свидетельствование мыслей.

d. Алкоголь является еще одним стимулирующим нас средством. Любой вид наркотиков, возбуждающий нас, уводит нас прочь от медитации. Тантра использует алкоголь для медитаций, но у них имеются специальные методы и закрытые школы, где они узнают, как правильно употреблять алкоголь.