Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Болдинский свято троицкий монастырь. Болдинский монастырь в смоленской области. Упразднение и возрождение монастыря

Золотошвейная мастерская осени-кружевницы хорошела под яркими лучами последних деньков "бабьего лета". Чуть заметный ветерок с легким шорохом отделял точеные листья один от другого, показывал солнцу, как мастер проверяет на свет свою работу, а то щедро поливало их золотой краской. И небо в искрящейся синеве своей сквозь эти краски, резьбу и формы кружило голову.

С востока монастырь окружает роща; в стародавние времена были в ней могучие, древние дубы, по-славянски "болды", теперь же они поразбавились, и ныне уже другая поросль по-детски теснится к монастырю. Оттого в пурпуре и золоте кленовой, березовой и дубовой листвы обитель сияет как в драгоценном окладе. Небольшое озерцо с камышовыми берегами точь-в-точь отражает белоснежные стены, а насельники его - гусиные семейства плавают прямо через храмы и башни. По берегу пасутся пугливые пушисто-палевые овцы, да задумчивая корова с рыжими пятнами. И в этом золоте, подаренном миру, себя тоже чувствуешь необделенным, и на душе оттого беззаботно.

Почти пятьсот лет назад прозвонили над той дубравой невидимые колокола. Разнес этот звон ветер, и лишь один монах, проходивший мимо, услышал его. Привлекло это необычное знамение странника. Взобрался он на горку, осмотрелся, да и решил здесь остаться. Нашел дуб - столь древний и великий, что в дупле его свободно мог разместиться человек, в нем он и поселился, просто, - так немного ему было надо.

Два года жил он до того в лесной чаще. Не один, были у него и соседи, и не только птицы да звери дикие - невдалеке торговая дорога вилась средь лесов, а кто деньги возил через эту глушь - попадал под разбойничий набег; эти-то лихие люди и были самыми неспокойными соседями. Много раз пытались они его прогнать, бивали даже, а он все терпел и молился. "Для чего я, грешный, из Переславля, от старца Даниила ушел, - думал он, - сам ведь просил безмолвия и уединения. Неужто столь малых скорбей не потерплю, а они что же, окаянные, будут души христианские губить?" С этим и жил.

С детства, с 13 лет постриг его старец в монахи и нарек Герасимом. Определил ему и послушание, быть "кожешвецем" - обувь для братии да для нищих божедомцев шить. И со временем за богомудрый нрав снискал себе молодой монах уважение не только в обители Переславской, но и в самом первопрестольном граде. Из-за этого-то, после двадцати лет послушания, благословился Герасим на отшельничество, да и ушел в леса. Не любил славы человеческой.

Но и на Болдиной горе спокойнее жить ему не стало. Узнали о Герасиме местные жители, что жили под горой. Дики они были нравом, что те же лесные грабители; в вере православной не вразумленные, - только ведь Смоленское княжество от Литвы отошло: вот и обеспокоились крестьяне, безо всякой причины, за владения свои. Стали они инока прогонять - придут деревенские мужики и начнут палками бить, да насмехаться. А однажды связали по рукам и ногам и поволокли к озеру топить, чуть не бросили уже, но один сказал: "Коль убьем его, самим отвечать придется, лучше отведем его к наместнику Дорогобужскому, и подарочек притом не забудем, все и уладится". Так и сделали. Наместник избитого Герасима обругал и в тюрьму посадил, как бродягу, вот и стал он улицы подметать, да работу всякую черную исполнять, - без укоров, и с молитвою. За этим-то делом и застал его как-то раз один боярин, что к наместнику от царя прибыл. Узнал он Герасима, виделись они, когда тот со старцем к царю приходил, старец-то его, Даниил Переславский, царским духовником был. Поклонился Герасиму боярин в пояс и благословение у него взял, а тот как с метлой был, так и благословил. Наместник тут испугался, выпустил тотчас своего заключенного, покаялся перед ним, грамоты охранные дал, да еще пожертвование упросил взять. С того времени стали Герасима уважать и к дубу его приходить за советом и благословением. Находились и такие, кто, услышав об отшельнике, придя к нему, да побеседовав о спасении души, оставались, разделяя с ним труды монашеские.

Всех гостей преподобный с радостью принимал, церковку построил, чтоб помолиться где было о нуждах людских, а потом и в Москву направился просить позволение на основание новой обители. Шел он пешочком четыреста верст по Смоленской дороге, иначе ведь как пешком преподобный во всю свою жизнь никак и не передвигался. Дошел в столицу к празднику - родился у государя долгожданный наследник Иоанн Васильевич. А на крещении младенца встретил Герасим своего старца в числе восприемников. Побеседовали, кто как спасается, молитв друг у друга испросили, и разошлись восвояси.

После всеобщей радости государь Герасима ласково принял, побеседовал, царской грамотой наделил, да еще щедро подарками пожаловал новую обитель. На царские деньги и воздвигли храм да братские кельи. Строила их вся новая братия во главе с игуменом Герасимом. Но и став игуменом, сохранил преподобный строгость жития своего - как и прежде, ел одну лишь воду с хлебом, да со всеми на равных трудился: рожь молол, хлебы пек, дрова рубил, за больными ходил, да еще же службы... Спать-то когда? - спрашивали любопытные. А этого за ним и не замечали, если и дремал он, то только не лежа.

Кроме Болдина монастыря, построил преподобный еще три обители, и все разбойники на его пути встречались. Однажды пришел он в самый разбойничий притон на окраине Вязьмы. Много вяземцы от душегубов этих натерпелись, потому ограждали они дома свои высоким тыном, а ночами не спали, все ходили в дозор. Богатый боярин разбойникам потакал, и не было на них никакой управы. Вот преподобный Герасим ею и стал. Не смущаясь, приходил он на бандитские сборища и увещевал их исправиться. Вначале его, конечно, били, грозили, гнали, потом прислушиваться стали, а дальше случилось чудо - размягчились под святым словом очерствевшие сердца, и трое страшных разбойников - Добрыня, Лютый и Опта покаялись, да от жития демонского к житию равноангельскому обратились - монахами стали. Так возник Иоанно-Предтеченский монастырь у Вязьмы, прямо на месте притона. А еще была Введенская пустынь на реке Жиздре, что по просьбе местных преподобный основал, и Рождественский монастырь под Дорогобужем. И везде самолично трудился он над постройками, собирал братию, а потом из учеников своих ставил игумена. "Все в монастыре должно быть общее - учил он. - В келье ничего, кроме одежды, держать не надобно, да и та должна быть проста, из сукна. Хмельного пития в обители тоже иметь не следует, даже для гостей. Кормить всех лучше вместе - игумена, братию и гостей, да пищей одинаковой. Из обители никого не выгонять, даже за прегрешения, их надо помогать исправлять". Необычное в обителях своих преподобный управление установил - в помощь игумену - собор 12 старцев, самых мудрых, чтобы, "в случае чего" и самого игумена поправить, тоже ведь человек - всякое бывает. Впрочем, было Герасиму на кого обители свои оставить, ярких светильников веры воспитал он: Аркадий затворник и Антоний, первый епископ Вологодский, как святые церковью прославлены, а другие ученики сами монастыри основывали, учителю своему подражая. Преставился преподобный отец наш Герасим 1 (14) мая 1554 года, когда было ему от рождения лет 66, иноческого же жития да подвигов - более полувека.

И по небесным молитвам старца, обитель продолжала расцветать. Немного спустя построены были Троицкий и Введенский храмы, колокольня, - причем каждое сооружение архитектурным шедевром было. Славились монахи Болдинского монастыря и высотой духовной жизни, и ученостью своей. От Болдина начинался путь свт. Феоктиста Тверского, прп. Рахили Бородинской, и иных, менее известных подвижников. Простой же люд в великом множестве с немощами своими приходил к святому Герасиму, и вскорости всяк молящийся получал утешение в бедах и исцеление от болезней. А по праздникам престольным у монастырских стен разворачивалась ярмарка - и от такой близости к святыне гулянья народные шли чинно, без обмана и излишеств.

Но недолго братия пребывала в спокойствии - много скорбей суждено было претерпеть обители Болдинской. В 1611 году, во время польского ига, попал монастырь в иезуитские руки, и только лишь через пятьдесят лет смогли вернуть его православные. Два века спустя, в 1811, разорила и осквернила монастырь проходящая армия Наполеона, французы превратили его в тюрьму для русских пленных. По прошествии еще ста лет, в 1922 году, по приказу Советской власти монастырь был закрыт и превращен в антирелигиозный музей. Монахов, кто был помоложе, разогнали, а братия постарше устроилась работать в музее - кто смотрителями, кто дворниками, жили же они в деревне. Поначалу еще терпимо было - даже собор Троицкий не отобрали, там те "дворники" и "смотрители" и служили Богу. Только в 1929 году дозналась красная власть, что директор музейный что-то мало атеистическую пропаганду ведет, монахов пригрел, мракобесие разводит, вот и сослали его в лагеря с остатками братии и игуменом Пафнутием.

А потом война грянула, шли здесь бои лютые - вся земля смоленская огнем была повыжжена, кровью да слезами полита. И много фашистам партизаны местные докучали, а штаб партизанский и склады размещались как раз в Болдинском монастыре. В отместку за это немцы, отходя в 1943 году, взорвали монастырь. И осталась от великой и славной обители только огромная груда камней XVI века.


Фото из книги "Русские монастыри"

На нее-то и пришел в 1989 году отец Антоний. Едва только построил он храм Князя Владимира в районном центре Сафоново, что в пятидесяти верстах от Болдина, как направили его сюда. Была здесь лишь одна колокольня, восстановленная в 1960-х годах реставраторами за красоту и древность. Первым делом отремонтировал отец Антоний маленький храмик Тихвинской иконы Божией Матери, что лучше всех сохранился, да под богослужения его приспособил, - верил он, что возрождение монастыря начинаться должно с возрождения молитвы. Так оно и получилось.

Собрались вскоре помощники, стали разбирать развалины, да строить заново, не глядели, что по мирским меркам дело представлялось безнадежным. И вот, в декабре 1997 года, посреди крепких, русских морозов, торжественно освятили вновь отстроенный огромный Введенский храм, двухэтажный. Восстанавливали все по чертежам Барановского, он этот храм еще целым видел, и по монастырю Болдину свой дипломный проект защищал. Так и соорудили точную копию XVI века, а двумя годами позже удалось и расписать его. Потом корпус настоятельский восстановили, кельи, где и живут теперь.

Ныне в обители уже 15 монахов, да столько же трудников. Помимо новых построек, хозяйства, да разбора завалов их же трудами посажен яблоневый сад, коим всегда славился монастырь, переиздано житие прп. Герасима, проводятся регулярные крещения и наставления в вере христианской местного населения, сего ради в монастырь едут со всей округи, даже где свои церкви есть... Но главное, конечно, не в этом, главное - в возрождении духовного делания, для которого в наш век всеобщего обмирщения потребно много больше усилий, чем в древности.

Не мирян это дело - судить о высоте равноангельного чина. То лишь духовно опытным людям ведомо. Но вот что можно сказать: удивительно теплые воспоминания остаются о тех из братии Болдина монастыря, с кем нам посчастливилось общаться. И о строгом отце Евмении, что не хотел помогать нам без благословения настоятеля, и о скромном послушнике Дионисие, это благословение для нас получившем, и об интеллигентном отце Зосиме, подробно беседовавшем с нами о древней и новой истории монастыря, и о сосредоточенном брате Сергие, подвезшем нас на обратном пути, и, конечно же, о самом отце Антоние - богатыре с огромной, с проседью бородой, и добрыми, внимательными глазами. От них всех веяло святой, бесхитростной и богомудрой простотой, непричастной к страстям грешного мира.

Мы стоим с отцом Зосимой под глубоким синим небом, между поднявшимся из праха Введенским храмом и огромными руинами Троицкого собора - он последний в очереди на восстановление. Льется из уст монашеских сказ о делах древних, о преподобном Герасиме, ветер теребит тонкую бородку, в очках яркое осеннее солнышко отражается. Улыбается отец Зосима и каждое слово исполнено любовью к монастырю, к каждому камушку, к каждому известному и безвестному его насельнику, к каждому, большому и малому событию.

Невольно глянешь, заслушавшись, - от монастырских стен, вдаль за речку Болдинку, лесок желтеет, жмутся друг к дружке избушки деревенских, поля просторные, земелька распаханная небу синему улыбается, а по нему облака плывут. Заглядишься - а то не облака вовсе, а дымы из труб химзавода, что из-за горизонта грязными кирпичными пальцами вверх тычут. Тревожное соседство, дымы разноцветные прямо на монастырские поля веют. Спрашиваем мы у батюшки: "вредно, должно быть, от такого дела и растениям, и животине монастырской, и самим братиям?" Нет, отвечает со скромной улыбкой отец Зосима, приезжали специально ученые, делали замеры и удивлялись - все показатели в норме.

И не только так оберегает Господь монастырь. Явлено новой братии за труды их два больших знамения, укрепляющих в подвигах и напоминающих о небесном заступничестве славного основателя монастыря.

Первое - это древний антиминс игумена Пафнутия, чудесным образом сохранившийся в годы безбожной власти и, по возрождении, снова оказавшийся в монастыре. Так знаменовано было духовное преемство между воспитанниками преподобного Герасима и новой братией.

О втором же знамении рассказ особый. Святые мощи старца Герасима более четырехсот лет под спудом почивали, как раз под каменным Троицким храмом. Многие тысячи паломников посещали то место с молитвами и поклонами. При закрытии же монастыря было решено большевиками устроить "освидетельствование" почитаемых мощей, т.е. осквернение, в порядке борьбы с "религиозным опиумом". Начали копать они под Троицким храмом. Прокопав метр, наткнулись на гробик. Дальше копать заленились, а то, что нашли, и объявили останками прп. Герасима Болдинского и перезахоронили их в другом месте. Однако верующие не поверили им, и место нового погребения "мощей" ими не почиталось. Уже в наше время это подтвердилось с научной стороны - в 1998 году экспертиза установила, что найденные коммунистами останки принадлежат пятилетнему ребенку.

В то время о. Антоний с братией вел расчистку руин взорванного храма Св. Троицы. Расчистив предел до уровня пола, было решено, с молитвенным дерзновением, продолжить копать. В этом году к делу подключились и археологи. Сантиметр за сантиметром проходили века, эпохи, история монастыря раскрывалась пред глазами, но все, с замиранием, ждали встречи с самим основателем.

И вот, на глубине более 3 метров от уровня пола начала ХХ века открылись всечестные останки преподобного Герасима Болдинского. Покоились они в большой выдолбленной колоде (в древности гробы такие были), а на ногах преподобного сохранилась кожаная обувка, самим же им и вытачанная. Был же Герасим кожешвец! Без малого полтысячелетья обувь его пережила в целости!

Случилось это великое и радостное событие 17 июля, а три дня спустя было дано официальное заключение по поводу принадлежности найденных останков преподобному Герасиму. Потому и митрополит Смоленский благословил 20 июля считать датой обретения его всечестных мощей.

Поместили мощи в возрожденном Введенском храме, под иконой, единственной сохранившейся от древнего монастыря. На иконе старец Герасим с Николаем Чудотворцем держат икону Казанской Заступницы нашей за Землю русскую - Богородицы. И в иконе этой ответы на все возможные прошения наша: и за Отечество, и за здравие ближних, и за путешествующих, и на защиту от разбойников и для самих разбойников помилование.

Внешне вроде все тоже в монастыре, а говорят, изменилось в невидимом что-то. Ни спокойнее, ни легче не зажили, но и не в этом радость. Царствие Божие ближе стало. Вот они - мощи, нетленные, благоухающие тому подтверждение. Было уже и исцеление от новообретенной святыни, паломницы одной, из Дорогобужа.

Ехали мы обратно через деревню. Измельчало Болдино, захирело, умирает оно, как и вся древняя крестьянская Русь. От двухсот дворов, что в царское время здесь стояли, ныне едва домов двадцать наберется, да и в тех старушки лишь век свой доживают, а в храм никто не зайдет, будто нет ничего рядом, если и вспомнят, то только молодость свою комсомольскую: "весело, мол, было, когда клуб в соборе был".

Проносятся за окном болдинские просторы, стены белые позади, позади уж и деревня, все ближе заводские трубы, но мысли все еще там, в храме, а душа даже не просто радуется, а ликует - бывает же и в наши дни такое чудо, чтобы прямо на глазах из грязи да груды строительного мусора вырос огромный красавец-монастырь, словно видимый залог того, что и души наши, осуетившиеся грехами могут по милости Божией также преобразиться.


Ссылки

На самом деле мы собирались в город Вязьму, который расположен примерно в двухстах километрах от Москвы. Читая о городе перед поездкой, нас заинтересовало описание монастыря XVI века в селе Болдино. В интернете мы нашли множество отзывов об этом монастыре и решили заехать туда, тем более, что он расположен всего в 50 км от Вязьмы по старой Смоленской дороге.
Как всегда, мы проложили маршрут по проселочным дорогам.

Вот такие красоты мы проезжали по пути.


Если бы мы фотографировали каждое красивое место, мы бы еще не вернулись.

Как я уже говорил, путешествуя по Московской, Тверской области, мы видели множество действующих фермерских хозяйств. В Смоленской области их оказалось еще больше. Сельское хозяйство не просто существует, но и развивается. По дороге мы встретили несколько строящихся современных комплексов.

Дорога на первом участке пути была вполне приличная. Машин почти не было.

Усадьба Галициных-Муромцевых в селе Пречистое.


Внутри сохранились росписи на стенах. Мы обнаружили усадьбу совершенно случайно на пути в Вязьму. Осматривать развалины у нас не было времени и мы ограничились парой снимков.

В какой-то момент нам показалось, что мы приехали в тупик. Но оказалось, мы просто не сразу заметили объездную дорогу вокруг Вазузского гидро узла.


В гидросистему входят 3 водохранилища - Вазузское, Яузское и Верхне-Рузское. Это самое удаленное водохранилище в системе снабжения Москвы. Строить его начали 1957 году и закончили в 1970. Управление гидроузлом находится в селе Карманово. Существуют планы строительства на базе этого водохранилища ГЭС мощностью 10МВ.
Осмотреть плотину ближе невозможно т.к. все подходы огорожены забором с колючей проволокой.

Очень неожиданно было встретить в селе Карманово вот такой вот памятник.


Село небольшое. Не похоже, что здесь где-то рядом строили самолеты. Во время войны здесь шли ожеточенные бои, но таких самолетов у нас в то время точно не было. Историю этого памятника нам удалось узнать только по возвращению из поездки. Оказалось, что памятник был построен начальником лагеря заключенных, которые строили водохранилище, в память о своем погибшем сыне летчике.

В карманово, так же расположен мемориал на месте захоронения 8500 советских солдат, участвовавших в освобождении района. Сюда так же был перенесен прах из братских могил других районов Смоленской области.


В районе гидроузла приличная дорога превратилась в грунтовую дорогу со множеством ям. Но мы еще не знали, что нас ждет впереди.

Из-за продолжительного плохого участка дороги путь до Вязьмы у нас занял почти 4 часа вместо запланированных 2,5 часа. Мы решили сразу ехать в монастырь, а уже потом вернуться и осмотреть город.

Проехав через Вязьму, мы продолжили свой путь по Старо-Смоленской дороге. Именно по этой дороге в 1812 году отходил обоз французской армии.


Прочитав информацию на столбе, мы решили заехать на Семлинское озеро. По легенде именно в этом озере Наполеон затопил обоз с награбленными в Москве ценностями. Поиск сокровищ начался с 1836 года. Однако, до сих пор клад не найден. Или найден, но об этом никто не знает.

В 60-х годах прошлого века озеро исследовали ученые. В воде было обнаружено большое содержание цинка, меди и серебра, что говорит о том, что, возможно, клад действительно находится на дне озера.


Озеро находится в стороне от дороги. Примерно в пятистах метрах. Дорога к озеру грунтовая, но достаточно хорошая.

Через лес к озеру проложена тропинка.

Вода в озере темно коричневая, что характерно для торфяных озер.


Место очень красивое. Даже не верилось, что такая красота находится совсем рядом с городом и не так далеко от Москвы.

Проехав немного дальше, мы поняли почему французы утопили обоз в озере. Асфальт кончился и началась вот такая вот дорога. Все это, между прочим, Старо-Смоленская трасса.

Ехать сюда на легковой машине я бы не рекомендовал. А после дождя, я думаю, даже на внедорожнике проехать по этой дороге будет сложно.

На некоторых участках наша скорость была не больше 10 км/ч.

Грунт в этих местах песчаный и поэтому колеса почти не вязнут на мокрой дороге.

Возникновение Старо-Смоленской дороги датируется XV веком. Возможно она существовала и раньше, но об этом до наших дней не дошло никаких источников.
С момент своего возникновения Смоленская дорога играла важное историческое значение. По этой дороге наступал на восток принц Сигизмунд, по этой же дороге отступали русские войска в 1812 году, а потом бежали из Москвы французы. Во время Отечественной войны по ней наступали немцы и отступали русские части.
В XVI - XVIII веках это был основной тракт из Москвы в Европу, которым воспользовалось немало известных людей путешествующих в Европу и обратно. Вдоль дороги располагалось множество постоялых дворов и почтовых станций, стояли путевые столбы.
Как вы можете видеть сейчас ничего этого не осталось. За все время нашего путешествия по дороге нам встретился только один мотоциклист. Движения в этом месте практически нет или оно минимально.


Добрались до монастыря мы только к 6 часам вечера. На небольшой парковке рядом с монастырем не было ни одной машины. И это не странно, учитывая непростой путь к монастырю.

Монастырь был основа в 1530 году преподобным Герасимом Болдинским. В 1929 году монастырь был закрыт. В зданиях монастыря располагались колхозная сыроварня, молочный сепаратор и зернохранилище.
Во время Великой Отечественной войны монастырь стал базой партизан. В 1943 году во время отхода немцы взорвали старинные здания монастыря. Восстановление монастыря началось в 1964 году.


В храме потрясающая акустика. Мы приехали как раз к началу службы.


Мы были во многих монастырях, но этот монастырь произвел на нас совершенно особое впечатление. Очень тихое, спокойное, умиротворяющее место. Такое, каким и должен быть монастырь. За все время мы встретили на территории монастыря не более 5 человек. Я рекомендую обязательно хотя бы один раз побывать здесь, чтобы ощутить настоящее монастырское уединение и тишину.

Обратно мы решили ехать в объезд через город Дорогобуж. Подъехав к реке Днепр у меня возникло подозрение, что мы где-то свернули не туда. Но нет, оказалось, мы едем правильно.

А вот и химический завод.

Через 15-20 километров мы наконец выехали на трассу М1 Минск. Этот путь километров на 30 длинее, чем путь по Старо-Смоленской дороге. По времени тоже получилось примерно одинаково. Так что если у вас внедорожник можно вполне поехать по Старо-Смоленской дороге. На легковой машине лучше ехать по М1 и далее через Дорогобуж.
О том чтобы заехать снова в Вязьму не было и речи. Нам предстояло еще проехать около 250 км до дома. Поездку в Вязьму мы решили отложить. Но я думаю, что, если мы отправимся в Вязьму снова, мы обязательно заедем в Болдинский монастырь. А там уже сложно сказать будет ли у нас время на осмотр Вязьмы. В любом случае продолжение следует...

Троицкий Болдин монастырь (Троице-Болдин монастырь , Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь ) - мужской православный монастырь Смоленской епархии Русской православной церкви, расположенный в деревне Болдино Смоленской области в 15 километрах от города Дорогобужа.

История

Средневековый период

Фреска «Собор святых» во Введенской церкви (XIX век); основатель монастыря Герасим Болдинский - второй слева

Монастырь был основан в 1530 году преподобным Герасимом Болдинским. В XVI веке монастырь неоднократно получал дары: земли от царя, крупные вклады от бояр и состоятельных людей; обитель занималась и собственной торговой и промысловой деятельностью. К концу XVI века обитель владела более 80 селами и деревнями в Дорогобужском уезде, около 20 монастырскими деревнями в других уездах, мельницами, охотничьими и бортными угодьями, скотными дворами, рыбными ловлями. Монастырские подворья и торговые лавки существовали в Дорогобуже, Вязьме, Смоленске, Москве. Монастырь владел мельницами, охотничьими и бортными угодьями, скотными дворами, рыбными ловлями.

Каменное строительство в монастыре развернулось в 1590-х годах. Тогда были выстроены пятикупольный Троицкий собор (взорван, ныне почти восстановлен), колокольня (сохранилась), трапезная палата с церковью Введения во храм Богородицы (сохранились) и стены (перестроены). Согласно гипотезе П. Д. Барановского, в строительстве принял участие государев зодчий Фёдор Конь.

С 1617 по 1654 годы Дорогобужский край находился в составе государства Речь Посполитая. Монастырь опустел; позже его строения были переданы Смоленскому иезуитскому коллегиуму. Монастырь возрождён в 1654 году, когда смоленские земли вновь вошли в состав Русского царства. Обитель не смогла сохранить за собою былых богатств: к концу XVII века ей принадлежало около 20 деревень.

XVIII - начало XX века

Колокольня Троице-Болдина монастыря

Введенская церковь с монастырской трапезной

В начале XVIII века святителем Иоанном (Максимовичем) в монастыре была открыта типография. В ней печатались богослужебные книги, учебные пособия, сочинения духовно-нравственного содержания, включая труды самого Иоанна, переводы с латыни.

В 1764 году, согласно манифесту, подписанному Екатериной II (1764) у монастыря были отобраны все земли. Большую помощь монастырю оказал благотворитель - князь Андрей Долгоруков.

На 1870-1880-е годы приходится новый расцвет монастыря. Настоятелем был назначен иеромонах (впоследствии архимандрит) Андрей (Васильев). За время его 24-летнего управления монастырем были отремонтированы и перестроены все существовавшие здания и храмы монастыря, построены новые Святые ворота, часовня на месте кельи св. Герасима Болдинсого, деревянные кельи, хозяйственные здания, гостиница для паломников, настоятельский дом, просфорная, мельница на озере, высажен сад (в 700 корней). Он же на основе двух древних текстов написал и издал новое «Житие Преподобного Герасима».

В 1919-1927 годах в монастыре были проведены реставрационные работы под руководством П. Д. Барановского. В бывших монастырских зданиях организован историко-художественный музей, в экспозицию которого, в числе прочих экспонатов, вошли фрагменты изразцовых печей XVII-XVIII веков, деревянная скульптура, собранная М. И. Погодиным. На территорию обители был перевезён деревянный храм из села Усвятье.

Упразднение и возрождение монастыря

В ноябре 1929 года монастырь был официально закрыт. В Троицком соборе разместилось зернохранилище, во Введенском храме - колхозный сырзавод, в часовне - сепаратор для переработки молока.

Во время Великой Отечественной войны Болдинский монастырь был базой партизанских отрядов; в зданиях бывшей обители разместились ремонтные мастерские. В марте 1943 года при отступлении немцы заминировали и взорвали старинные постройки - Троицкий собор, Введенский храм и колокольню.

В 1964 году началась реставрация монастыря по сохранившимся обмерам и фотографиям под руководством П. Д. Барановского. Они продолжаются и поныне (руководитель - ученик Барановского А. М. Пономарёв).

В 1991 году Болдинский монастырь передан Русской православной церкви.

В настоящее время восстановлена каменная стена с четырьмя башнями, колокольня, трапезная палата с Введенской церковью. Среди других построек - деревянный дом игумена, сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус, каменный казначейский корпус на подклете, деревянная часовня на монастырском кладбище. Каменная часовня была перестроена в храм во имя преподобного Тихона Калужского. Троицкий собор освящён патриархом Кириллом в июне 2010 года.

Возрождён монастырский некрополь. Среди сохранившихся захоронений - могила семьи Вистицких, с металлической оградой и двумя гранитными колоннами: Стефана Вистицкого и его сыновей - Михаила Степановича (генерал-майор, в 1812 году был назначен генерал-квартирмейстером русской армии), Семёна Степановича (генерал-майор, в 1813 году возглавивший Смоленское ополчение после генерала Н. П. Лебедева; автор одного из первых учебников по тактике), Василия Степановича (бригадир), Андрея Степановича (генерал-майор) и Дмитрия Степановича (полковник).

В данной статье предлагается история создания святыни и описание этой выдающейся памятки христианства.

Исторические сведения

Болдинский монастырь был основан стараниями преподобного Герасима. В 9-й день мая 1530 года этот человек провел обряд освящения первого деревянного Троицкого храма.

Местом расположения монастыря Герасим выбрал берег речушки, где росли удивительные вековые дубы. Раньше их называли болдами, поэтому и местность стала именоваться Болдинской. Место обитания Герасима в скором времени получило широкую известность. Братия активно пополняла ряды, и в скором времени с ним проживали почти 130 человек.

Жизнь преподобного Герасима прервалась на 67 году. Его похоронили в первом приделе, созданным этим человеком. Преподобные дела, которыми отличился Герасим, послужили поводом для причисления этого христианина к лику святых.

Достижения золотого века

После смерти Герасима монастырь стал еще белее популярен. Здесь сконцентрировалась духовная жизнь Смоленского края. Благодаря получению крупных денежных пожертвований под постоянной опекой царской власти монахи получили возможность возводить каменные сооружения.

Конец шестнадцатого века ознаменовался появлением на территории Болдинского монастыря:

  • Пятиглавого собора Троицкого, к которому пристроены два симметричных придела в честь таких святых, как Иоанн Богослов, Борис и Глеб.
  • Комната трапезной палаты, где размещена в честь такого большого христианского праздника, как Введение во храм Богородицы.
  • Шестигранное сооружение столпообразной трехъярусной колокольни.

Все описанные сооружения Болдинского монастыря стали шедеврами, которые ознаменовали золотой век в русском зодчестве.

Лучшие из лучших

Болдинский монастырь Смоленской области имеет массу неоспоримых художественных достоинств. В их создании принимали участие лучшие царские мастера:

  • Федор Конь, государев мастер;
  • Терентий, церковный мастер;
  • Постник Дермин, иконописец;
  • Степан Михайлов, иконописец;
  • Иван Афанасьев, литец.

Болдинский монастырь Смоленской области славился учеными мужами. которого преподобный Герасим назначил еще при своей жизни, назывался краснописцем. Следующему же болдинскому игумену, Антонию, епископу Вологодскому, удалось написать труд о житие преподобного Герасима.

Трудные времена

Монастырь Герасима Болдинского пережил сложное время, когда в начале семнадцатого века его захватили иезуиты. Потребовалось почти полвека, чтобы снова возвратить святыню православным христианам. Как и ранее, монастырь не был лишен царского внимания и покровительства. Но понадобилось время и средства, чтобы вернуть зданиям былую роскошь.

Следующим сложным периодом было время захвата монастыря наполеоновскими солдатами. Они держали в стенах храма своих лошадей, устроив там конюшню.

Но пожарища рассеивались, монахи выбеливали дочиста стены, и под звуки благовеста верующие снова устремились к молитве.

Возрождение

Болдинский мужской монастырь - место проведения ярмарок, которые устраивались в честь престольных праздников два раза в год - в день Святой Троицы и зимнее празднование Пресвятой Богородицы.

Конец девятнадцатого века ознаменовался возведением новых келий из дерева, появилась гостиница, в которой могли остановиться богомольцы. Силами архимандрита Андрея помимо перечисленных работ удалось восстановить келью, где жил преподобный Герасим - основатель монастыря.

Свято-Болдинский монастырь также подвергался влиянию времени. Когда красота построек начала угасать, в начале 20 века силами молодого реставратора Петра Барановского была предложена уникальная методика для проведения реставрационных работ. Но памятник архитектуры начали реставрировать только в тридцатых годах.

Параллельно с выполнением реставрационных работ Барановский начал заниматься созданием музея.

В это время по причине влияния политики новой советской власти начались гонения верующих вплоть до осквернения мощей Герасима - основателя монастыря. Годы безбожнической власти были потеряны для реставраторов. Мало того, этих людей репрессировали.

Великая Отечественная война принесла новые потери. Тогда фашистами были уничтожены строения Троицкого собора, колокольня, трапезная палата и Введенская церковь.

Наше время

В середине семидесятых годов уже известный реставратор Петр Барановский снова приступил к выполнению строительных работ, которые продолжились его учеником и помощником Пономаревым А. М.

И началось восстановление колокольни, которую во время войны взорвали фашисты. Эта постройка была возведена таким образом, что кладка из кирпича смогла сохраниться, развалившись на крупные части. Несмотря на то что некоторые фрагменты здания весили от 20 до 40 тонн, реставраторы применили такой метод, как анастилоз - когда фрагменты были возвращены на свои места.

В конце века произошло знаменательное событие - освящение восстановленного Введенского трапезного храма, полностью разрушенного в былые времена. Это символизировало победу христианской веры над всеми захватчиками и врагами, которые давали о себе знать во времена существования монастыря.

Подведем итоги

Болдинский монастырь был основан в начале шестнадцатого века преподобным Герасимом. Эта местность сразу стала привлекать на свою территорию сотни послушников. Монахи были не только глубоко верующими, но и грамотными людьми, способными создавать книги об истории зданий монастыря. В мирное время Болдинский монастырь всегда получал покровительство царей и считался центром духовной жизни Смоленщины. Но захватнические войны способствовали разрушению святынь. Восстанавливать их необходимо было столетиями. Реставраторы подвергались преследованиям и репрессиям. Но времена менялись, и укреплялась уверенность в нерушимости христианской веры.

Монастырь, созданный послушником Герасимом, выстоял в тяжелые времена захватнических войн. Эта местность изначально была центром духовной жизни Смоленского края. Здесь развивалась культурная и национальная жизнь россиян. И поэтому на сегодняшний день продолжают возрождаться святые обители. Сегодня мужской Болдинский монастырь дает приют двадцати одному послушнику. Они занимаются реставрацией зданий и возведением новых сооружений, ухаживают за яблоневым садом. Собрание духовных сокровищ продолжается по сей день.

Преподобного Герасима поминают 14 мая. Именно этот день стало принято считать общеепархиальным праздником, который будет отмечаться ежегодно.

Однажды, молясь в глубокой ночи, преподобный Герасим услышал звон множества колоколов. Благовест повторился и на вторую, и на третью ночь. Святой отправился на колокольный звон. Неподалеку он обнаружил поляну близ речки, поразившую его своей необычной красотой. Здесь, под ветвями могучего дуба, подвижник и приютился, назавтра же поставив крест. Так было положено основание Болдину монастырю.

Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь – это мужской монастырь, в деревне Болдино в Смоленской области в 18 километрах от города Дорогобужа.

Герасим Болдинский – монах русской православной церкви. Основал мужской монастырь

В этом году появился на свет Герасим Болдинский, в миру Григорий

Герасим Болдинский, в миру Григорий, родился в 1490 году в Переяславле-Залесском. Уже с детства посещал храм. Мальчика приняли в Горецкий храм послушником, где он и принял постриг. Герасим молился, соблюдал посты, помогал в строительстве храмов и келий.

Затем Герасим решил жить в отшельничестве, подальше от земной суеты. Поселился жить в лесу со зверями и змеями. Очень много раз на него нападали разбойники и жестоко избивали его, но он терпел и только лишь молился.

«Однажды, - читаем в Житии святого, - проходившие мимо свирепые люди… ругались на преподобного, зло били и влачили его».

Существует предание, что Герасима просили быть крестным Ивана Грозного

Подвижник часто голодал и мерз в своей маленькой и ветхой хижине. Чтобы не пропасть от голода, он ставил при дороге кузов для сбора милостыни и жил подаянием добрых путников.

И был у него один защитник: на дереве, под которым стояла келья преподобного, свил себе гнездо ворон, взявший на себя, в отсутствие преподобного, охрану его жилища и кузовка. Бывало, ворон своим криком отгонял не только человека, пытающегося украсть у святого кусок хлеба, но и голодного, свирепого медведя.

После того, как Герасим заложил основание монастырю, местным жителям это совсем не понравилось. Они обратились к начальству с просьбой посадить в тюрьму подвижника. И наместник не в чем, не разобравшись, посадил Герасима за решетку.

Но Господь не оставил праведника. Когда вершился неправедный суд, в келью вошел посланник от государя. Он хорошо знал отца Герасима. Увидев святого, посланник поклонился ему и попросил благословения. На вопросы же изумленного наместника сказал, что это великий подвижник стоит перед ними в унижении. Тогда же наместник пал к отцу Герасиму в ноги, прося прощения.

«Суд над преподобным привел не к унижению, а к прославлению имени Герасима»

говорится в Житии святого.

Столько было отцу Герасиму, когда он умер

Он испросил позволения построить обитель, о чем впоследствии говорил:

«в пустыне сей, зовемой Болдино, в нейже разбойницы живяху, в Дорогобужском уезде, в лето от Рождества Христова 1528 года, Божиим изволением и помощию создах обитель сию, общежительный монастырь».

Перед кончиной преподобный Герасим призвал к себе игуменов и иноков, основанных им монастырей, рассказал им о своей жизни и дал последние свои наставления.

В житии святого мы можем видеть эти слова:

«Помните, - увещевал многочисленных учеников преподобный Герасим, - обеты ваши, которые произносили перед Богом, сохраняйте ангельский образ и отрекайтесь от мира…».

Преподобный Герасим скончался на 65 году жизни


Из дошедших письменных источников известно, что мощи преподобного почивали под спудом, так что даже при сооружении нового собора на месте прежнего захоронение не потревожили.

Почему старца Герасима уже после кончины отнесли к святым?

Произвели вскрытие могильной ямы 17 июля 2001 года. Анализ извлекаемого грунта показал, что захоронение пребывало совершенно нетронутым.

Это говорит о том, что мощи Герасима были нетленны. И после извлечения все в этом убедились.

Преподобного Герасима включили в месяцеслов Русской Православной Церкви

После было определено Архиерейский Собором Русской Православной Церкви, 2-3 февраля 2016 года имя Преподобного Герасима было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

История создания Троицкого монастыря уходит еще в 1528 год

Монастырь был построен на берегу реки Болдинки. Создана обитель была в 1528 году.

Началось развитие монастыря очень активно. От начала постройки до 17 века строились храмы, набиралась братия.

В 1580-1590-х годах в Болдинском монастыре развернулось большое каменное строительство. Автором всего монастырского комплекса был известнейший московский мастер Федор Конь.


Федор Савельевич Конь — известный и легендарный из русских зодчих средневековья. Автор каменных строений в Болдинском монастыре в 1580-90 гг. Памятник установлен в Смоленске

Затем в 1611 году монастырь был захвачен поляками. В это время в нем размещался католический орден иезуитов, во владении которых он находился до 1655 года.

С 1656 года монастырь вновь был освящен как православный. В 1919-1927 годах в монастыре были проведены реставрационные работы.

В ноябре 1929 года монастырь был официально закрыт. В Троицком соборе сделали зерновое хранилище.

Во время Великой Отечественной войны Болдинский монастырь был базой партизанских отрядов.

В зданиях бывшей обители размещались ремонтные мастерские. В марте 1943 года во время Великой Отечественной войны при отступлении, немцы заминировали и взорвали храмы и колокольню.

В 1964 году началась реставрация монастыря по сохранившимся обмерам и фотографиям под руководством Петра Барановского.

Петр Барановский — российский, советский архитектор, реставратор памятников древнерусского зодчества. Участвовал в реставрации Болдинского монастыря

В 1991 году Троицкий Болдин монастырь был передан Русской Православной Церкви.

Также на территории построены еще 2 храма

Также на территории построен храм Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

Это каменный двухэтажный трапезный Введенский храм с келарской палатой. Был построен в 1590-е годы.


в этом году взорвали Введенский храм на территории Болдинского монастыря

Также на территории находится еще один храм.

Храм святителя Тихона Задонского

В мае 1991 г. митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл освятил храм в честь Тихона Задонского


В настоящее время практически все постройки монастыря восстановлены.