Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Политические взгляды ленина кратко. Политическое учение В.И. Ленина. Возвращение в Россию

Оригинал взят у iskra0000 в Кратко об идеях Ленина которые актуальны и сейчас

Некоторые моменты спорны, но в любом случае интересно:

Всех, кто берется судить сегодня Ленина, объединяет абсолютное непонимание смысла его учения, причин его популярности в народе и мотивов, стоявших за созданием СССР. Проще говоря, Ленина из них никто толком не читал и читать не собирается (хотя именно сейчас, учитывая ситуацию в мировой экономике - самое время). Специально для них - на бытовом, примитивном уровне - изложу логику большевиков на 1916 г.

1. Развитие капитализма неизбежно приводит к кризисам. Кризисы всегда разрешаются через войну.

2. С каждым следующим кризисом империалистические войны будут становиться все более разрушительными.

3. В империалистических войнах самым жестоким образом обнажается классовая структура обществ: в первую очередь гибнут бедные и бесправные, богатые сидят в тылу и не гибнут.

4. У России, как у отсталого капиталистического государства, нет никаких шансов выиграть мировую войну. Будучи полуколониальной державой, Россия находится в зависимости от внешних кредиторов, а потому жизнями своих солдат постоянно спасает союзников на западном фронте. Даже в случае победы Антанты над Германией следующим "пациентом Европы" неизбежно станет именно Россия (см. Крымская Война). Технологическое отставание России от Англии, США, Франции, Японии (см. Русско-японская война) таково, что практически не оставляет государству шансов сохраниться. То, с какой скоростью Антанта приняла отречение Николая и бросилась потом дербанить царское наследство, полностью подтверждает эти предположения.

5. Чтобы не допустить очередной мировой войны (в которой однажды погибнут все - и русские, и нерусские), необходимо создать другую, альтернативную мирохозяйственную систему (СССР).

6. Чтобы защитить эту мирохозяйственную систему от неизбежной агрессии капитализма, её создатели должны совершить качественный рывок в науке, технике, образовании, медицине. Каждый гражданин нового государства должен чувствовать свою причастность к нему, иметь мотивацию к его защите. Создать у народа такую мотивацию в Первой Мировой царское правительство было неспособно (см."Немец до Урала не дойдет")

7. Строить новую мирохозяйственную систему в границах РСФСР было бы абсурдом. Она бы не выжила. Требовалась идеология, которая сплотила бы все населявшие Российскую Империю национальности. Этой идеологией не могли быть ни русский национализм, ни православие, ни имперскость как таковая. Ни силой, ни уговорами загнать под имперскую крышу Туркестан, Кавказ, Сибирь, Дальний Восток, Украину и тд было уже невозможно (Деникин, которого под Адлером атаковали грузины Н.Жордании, не даст соврать). Объединяющей "русских-узбеков-латышей" идеологией могла стать только справедливость. Государственным каркасом - только Союз равноправных народов. Союз, а не Империя.

8. Новую мирохозяйственную систему неизбежно будут душить и задушат в блокаде (не бывает мирного сосуществования двух систем), если она не предпримет наступательных действий. Отсюда мондиалистский тезис о перманентной революции. Внимание, православные сталинисты: этот тезис никогда не отвергался даже Сталиным. Сталин лишь говорил, что сначала надо построить государство и только потом ввязываться в какие-то революции. Собственно, на почве этих расхождений и заработал свой ледоруб Троцкий. Отказ от идеи борьбы с капитализмом на чужой территории (в ВОВ союзники не открывали второй фронт до упразднения Коминтерна), в конечном счете привел к тому, что СССР пришлось сражаться на своей территории. "Сосуществование двух систем" оказалось разводкой для лохов.

9. Уничтожение СССР не отменило ни одну из перечисленных проблем. Капитализм вступает в невиданный в истории кризис, выход из которого он по привычке ищет через войну.
...
Теперь - поскольку условия уравнения остались практически неизменными (ну разве чуть усложнились) - хотелось бы послушать, какие у господ-ленинофобов имеются альтернативные программы по выходу из складывающейся ситуации.
Автор: Константин Семин

Эпоха.

Конец XIX – начало XX в.

Владимир Ильич Ленин (1870 – 1924) (инициатор и вождь Великой Октябрьской социалистической революции, основатель советского государства и международного коммунистического движения, творец его идейной основы (ленинизма), которое рассматривал как восстановление революционных традиций марксизма, очищение наследия Маркса и Энгельса от наслоений, внесенных оппортунистами II Интернационала).

«Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?», «Развитие капитализма в России», «Что делать?», «Две тактики социал-демократической революции», «О лозунге Соединенных Штатов Европы», «Империализм как высшая стадия капитализма», «Военная программа пролетарской революции», «Государство и революция», «Детская болезнь «левизны» в коммунизме», «Пролетарская революция и ренегат Каутский» и др.

Происхождение государства. (–).

Характеристика государства (определение государства). (–).

Формы государства (идеальное государство). (–).

Понятие права (отличие от закона; виды права). (–).

Особенности теории.

Выдвинул идею авангардной пролетарской партии (партии нового типа) как главного средства подготовки и осуществления революции (самостоятельно, в ходе борьбы за свои материальные интересы рабочий класс может выработать только экономическое, тред-юнионистское, а не политическое сознание, а это означало бы порабощение рабочего класса буржуазией; сознание политическое, ориентированное на политическую борьбу, свержение существующей власти и социально-экономического строя в рабочую среду способна внести только передовая социалистическая интеллигенция, вооруженная революционной теорией).

Партия призвана внести в рабочее движение также организованность (должна обладать планом действий и способностью повести за собой пролетариат; партия – боевой авангард пролетариата).

Партия – объединение профессионалов, руководствующаяся в своей деятельности принципом демократического централизма.

Выдвинул идею перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую (предполагала высокую активность и самостоятельность пролетариата, готовность довести революцию до конца вопреки колебаниям и нерешительности российской буржуазии, использование пролетарских методов борьбы, вплоть до вооруженного восстания).

В мелкобуржуазной массе крестьянского населения видел союзника пролетариата в буржуазной революции (в случае победы революция провозглашает республику, для чего созывается Учредительное собрание на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права; подготовку к его созыву осуществляет временное революционное правительство (по классовой сути представляет собой революционно-демократическую диктатуру пролетариата и крестьянства); правительство многопартийное, РСДРП входит в него, при возможности возглавляет).

На демократическом перевороте дело не заканчивается (начинается переход к социалистической революции; пролетариат должен довести до конца демократический переворот, присоединяя к себе массу крестьянства, а также совершить социалистический переворот, присоединяя к себе массу полупролетарских элементов, чтобы сломить сопротивление буржуазии и парализовать неустойчивость крестьянства и мелкой буржуазии).

Признаки империализма (не сводит его к колониальным захватам, выявляя глубинные социально-экономические процессы):

1) концентрация производства и капитала, образование монополий;

2) слияние банковского капитала с промышленным, возникновение финансового капитала, финансовой олигархии;

3) вывоз капитала в отличие от вывоза товаров приобретает особо важное значение;

4) образование международных союзов монополистов, делящих мир;

5) завершение территориального раздела мира между крупнейшими капиталистическими державами.

Империализм – неизбежность, результат всего предшествующего развития капитализма (не подлежит реформированию, его можно только уничтожить; империализм – эпоха насилия и реакции; отрицание демократии; обострение классовых и национальных противоречий; войны за передел мира).

Мысль о неравномерности экономического и политического развития капитализма (закон капитализма – вывод (победа социализма возможна первоначально в одной отдельно взятой стране; социализм не может победить одновременно во всех странах)).

Классовая оценка двоевластия, сложившегося после Февральской революции (Временное правительство сосредоточившее в своих руках все органы власти, представляет буржуазию; Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и другие местные советы – есть революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства, опирающаяся на непосредственную силу вооруженных масс населения).

Задача изменения классового существа власти и ее формы (в годы первой русской революции выступал за создание в России парламентской демократической республики; в апреле 1917 г. заявляет, что Советы – единственно возможная форма революционного правительства).

Советы (исторически сложившаяся в ходе первой русской революции форма народовластия, тесно связанная с массами, позволяющая сочетать выгоды парламентаризма и непосредственной демократии, облекающая выборных представителей народа законодательной и исполнительной властью) (устранение полиции, чиновничества; замена постоянной армии всеобщим вооружением народа; выборность и сменяемость всех должностных лиц).

Суть Советов – представляли собой органы власти определенных классов (рабочих и крестьян), а не всего населения (предполагали отказ от всеобщего и равного, а как оказалось на практике, и прямого избирательного права).

Диктатура трудящихся предстала как классовая суть власти и как юридическая форма , предполагающая лишение нетрудящегося населения прав (с введением в 1936 г. всеобщего и равного избирательного права Советы как форма диктатуры пролетариата прекратили свое существование, осталось только название).

Вопросы внутренней и внешней политики (Ленин призывает отказаться от поддержки империалистической войны, конфисковать все помещичьи земли, национализировать все земли в стране и передать распоряжение ими в руки местных Советов, слить все банки в общенациональный банк и поставить его под контроль Советов).

Экономическая сфера (переход к контролю за общественным производством и распределением продуктов со стороны Советов).

«Государство и революция» (книга проникнута идеей классовости государства).

Государство – продукт непримиримости классовых противоречий, орудие классового господства (буржуазное государство – диктатура буржуазии, оно должно быть уничтожено).

Мысль об исторической неизбежности диктатуры пролетариата (диктатура понимается не только как классовая суть, но и как форма власти).

Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть.

Диктатура пролетариата – упорная борьба, кровавая и бескровная, насильственная и мирная, военная и хозяйственная, педагогическая и администраторская против сил и традиций старого общества.

Не скрывал диктаторского характера режима перехода от капитализма к социализму (убежден, что это первый в истории случай, когда подавление осуществляется в интересах большинства, против эксплуататорского меньшинства; другим оправданием диктатуры является ее временный и сравнительно краткосрочный характер; третье оправдание – сочетание диктатуры с демократией).

Всякое государство имеет две стороны (демократическую и диктаторскую, буржуазная республика – демократия для меньшинства; социалистическая – для трудящихся масс).

Национальные отношения (признавал право наций на самоопределение; в период подготовки договора об образовании СССР настаивал, чтобы национальные отношения строились на демократических началах).

Демократия и диктатура не противоречат друг другу (уживаются в рамках одних и тех же государственных форм; подлинная, совершенная демократия возможна только при коммунизме, но, став совершенной, она отмирает, уступает место безгосударственному обществу).

Демократизм, допускающий насильственное подавление противников, даже с отступлением от закона, носит революционный, а не конституционный характер (он вполне совместим с диктатурой не только класса, но и партии и ее отдельных представителей).

Схема политических взглядов Ленина (попытка приспособления марксизма к своеобразным условиям страны со средним уровнем развития капитализма, большой неравномерностью социального, экономического и культурного развития и сильнейшими пережитками феодализма и дофеодальных отношений во всех областях жизни).

Преемник: Имя при рождении:

Владимир Ильич Ульянов

Псевдонимы:

В.Ильин, В.Фрей, Ив.Петров, К.Тулин, Карпов, Ленин, Старик.

Дата рождения: Место рождения: Дата смерти: Место смерти: Гражданство:

подданый Российской империи, гражданин РСФСР, гражданин СССР

Вероисповедание: Образование:

Казанский университет, Петербургский университет

Партия: Организация:

Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»

Основные идеи: Род деятельности:

литератор, юрист, революционер

Классовая принадлежность:

интеллигенция

Награды и премии:

Влади́мир Ильи́ч Ле́нин (настоящая фамилия Улья́нов ; 10 (22) апреля 1870 года, Симбирск - 21 января 1924 года, Московская губерния) - российский, советский политический и государственный деятель, выдающийся русский мыслитель, философ, основоположник , публицист, величайший , создатель , организатор и вождь , основатель , Председатель и , создатель .

Один из самых известных политических деятелей XX века, имя которого знает весь мир.

Биография

Детство, образование и воспитание

Владимир Ильич Ульянов родился в Симбирске (ныне Ульяновск) в 1870 году.

Дед Ленина - Н. В. Ульянов, крепостной крестьянин из Нижегородской губернии, впоследствии жил в г. Астрахани, был портным-ремесленником. Отец - И. Н. Ульянов, по окончании Казанского университета преподавал в средних учебных заведениях Пензы и Нижнего Новгорода, а затем был инспектором и директором народных училищ Симбирской губернии. И. Н. Ульянов дослужился до чина действительного статского советника и получил потомственное дворянство. Мать Ленина - М. А. Ульянова (урождённая Бланк, 1835-1916), дочь врача, получив домашнее образование, сдала экстерном экзамены на звание учительницы; всецело посвятила себя воспитанию детей. Сестры - А. И. Ульянова-Елизарова, М. И. Ульянова и младший брат - Д. И. Ульянов впоследствии стали видными деятелями .

В 1879-1887 годах Владимир Ульянов учился в Симбирской гимназии, руководимой Ф. М. Керенским, отцом А. Ф. Керенского, будущего главы . В нём рано пробудился дух протеста против царского строя, социального и национального угнетения. Передовая русская литература, сочинения В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева и особенно Н. Г. Чернышевского способствовали формированию его революционных взглядов. От старшего брата Александра Ленин узнал о марксистской литературе. В 1887 году окончил гимназию с золотой медалью и поступил на юридический факультет Казанского университета. Ф. М. Керенский был очень разочарован выбором Володи Ульянова, так как советовал ему поступать на историко-словесный факультет университета ввиду больших успехов младшего Ульянова в латыни и словесности.

В том же 1887 году 8 (20) мая, старшего брата Владимира Ильича - Александра казнили как участника народовольческого заговора с целью покушения на жизнь императора Александра III. Через три месяца после поступления Владимир Ильич был исключён за участие в студенческих беспорядках, вызванных новым уставом университета, введением полицейского надзора за студентами и кампанией по борьбе с . По словам инспектора студентов, пострадавшего от студенческих волнений, Владимир Ильич находился в первых рядах бушевавших студентов, чуть ли не со сжатыми кулаками. В результате волнений Владимир Ильич в числе 40 других студентов оказался следующей ночью арестованным и отправленным в полицейский участок. Всех арестованных исключили из университета и выслали на «место родины». Позднее ещё одна группа студентов покинула Казанский университет в знак протеста против репрессий. В числе добровольно ушедших из университета был двоюродный брат Ленина, Владимир Александрович Ардашев. После ходатайств Любови Александровны Ардашевой, тёти Владимира Ильича, он был выслан в деревню Кокушкино Казанской губернии, где жил в доме Ардашевых до зимы 1888-1889 года. С этого времени Ленин посвятил всю свою жизнь делу борьбы против самодержавия и капитализма, делу освобождения трудящихся от гнёта и эксплуатации.

Начало революционной деятельности

В октябре 1888 Ленин вернулся в Казань. Здесь он вступил в один из марксистских кружков, организованных Н. Е. Федосеевым, в котором изучались и обсуждались сочинения , . В 1924 году Н. К. Крупская писала в :

Плеханова Владимир Ильич любил страстно. Плеханов сыграл крупную роль в развитии Владимира Ильича, помог ему найти правильный революционный путь, и потому Плеханов был долгое время окружен для него ореолом: всякое самое незначительное расхождение с Плехановым он переживал крайне болезненно.

Труды Маркса и Энгельса сыграли решающую роль в формировании мировоззрения Ленина - он становится убеждённым марксистом.

Некоторое время Ленин пытался заниматься сельским хозяйством в купленном его матерью имении в Алакаевке (83,5 десятины) в Самарской губернии. При Советской власти в этом селе был создан дом-музей Ленина. Осенью 1889 года семья Ульяновых переезжает в Самару.

В 1891 году Владимир Ульянов сдал экстерном экзамены за курс юридического факультета Санкт-Петербургского университета.

В 1892-1893 гг. Владимир Ульянов работал помощником самарского присяжного поверенного (адвоката) Н. А. Хардина, ведя в большинстве уголовные дела, проводил «казенные защиты». Здесь в Самаре он организовал кружок марксистов, установил связи с революционной молодёжью других городов Поволжья, выступал с рефератами, направленными против народничества. К самарскому периоду относится первая из сохранившихся работ Ленина - статья «Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни».

В конце августа 1893 года Ленин переехал в Петербург, где вступил в марксистский кружок, членами которого были С. И. Радченко, П. К. Запорожец, Г. М. Кржижановский и др. Легальным прикрытием революционной деятельности Ленина была работа помощником присяжного поверенного. Непоколебимая вера в победу рабочего класса, обширные знания, глубокое понимание марксизма и умение применить его к разрешению жизненных вопросов, волновавших народные массы, снискали уважение петербургских марксистов и сделали Ленина их признанным руководителем. Он устанавливает связи с передовыми рабочими (И. В. Бабушкиным, В. А. Шелгуновым и др.), руководит рабочими кружками, разъясняет необходимость перехода от кружковой пропаганды марксизма к революционной агитации в широких пролетарских массах.

Ленин первым из российских марксистов поставил задачу создания партии рабочего класса в России как неотложную практическую задачу и возглавил борьбу революционных социал-демократов за её осуществление. Он считал, что это должна быть пролетарская партия нового типа, по своим принципам, формам и методам деятельности отвечающая требованиям новой эпохи - эпохи империализма и .

Восприняв центральную идею марксизма об исторической миссии рабочего класса - могильщика капитализма и созидателя коммунистического общества, Ленин отдаёт все силы своего творческого гения, всеобъемлющую эрудицию, колоссальную энергию, редкостную работоспособность беззаветному служению делу пролетариата, становится профессиональным революционером, формируется как вождь рабочего класса.

В 1894 году Ленин написал труд «Что такое „друзья народа“ и как они воюют против социал-демократов?», в конце 1894 - начале 1895 гг. - работу «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве (Отражение марксизма в буржуазной литературе)». Уже эти его первые крупные произведения отличались творческим подходом к теории и практике рабочего движения. В них Ленин подверг уничтожающей критике субъективизм народников и объективизм «легальных марксистов», показал последовательно марксистский подход к анализу российской действительности, охарактеризовал задачи пролетариата России, развил идею союза рабочего класса с крестьянством, обосновал необходимость создания в России подлинно революционной партии.

В апреле 1895 года Ленин выехал за границу для установления связи с группой «Освобождение труда». В Швейцарии познакомился с Плехановым, в Германии - с В. Либкнехтом, во Франции - с П. Лафаргом и др. деятелями международного рабочего движения. В сентябре 1895, возвратившись из-за границы, Ленин побывал в Вильнюсе, Москве и Орехово-Зуеве, где установил связи с местными социал-демократами. Осенью 1895 по его инициативе марксистские кружки Петербурга объединились в единую организацию - Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», который явился зачатком революционной пролетарской партии, впервые в России стал осуществлять соединение научного социализма с массовым рабочим движением.

«Союз борьбы» вёл активную пропагандистскую деятельность среди рабочих, им было выпущено более 70 листовок. В ночь с 8 (20) на 9 (21) декабря 1895 года Ленин вместе с его соратниками по «Союзу борьбы» был арестован и заключён в тюрьму, откуда продолжал руководить «Союзом». В тюрьме он пишет «Проект и объяснение программы социал-демократической партии», ряд статей и листовок, подготавливает материалы к своей книге «Развитие капитализма в России». В феврале 1897 года был выслан на 3 года в село Шушенское Минусинского округа Енисейской губернии. За активную революционную работу к ссылке была приговорена и Н. К. Крупская. Как невеста Ленина она также была направлена в Шушенское, где стала его женой. Здесь Ленин установил и поддерживал связь с социал-демократами Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Воронежа и других городов, с группой «Освобождение труда», вёл переписку с социал-демократами, находившимися в ссылке на Севере и в Сибири, сплотил вокруг себя ссыльных социал-демократов Минусинского округа. В ссылке Ленин написал свыше 30 работ, в том числе книгу «Развитие капитализма в России» и брошюру «Задачи русских социал-демократов», которые имели огромное значение для выработки программы, стратегии и тактики партии.

К концу 90-х годов под псевдонимом «К. Тулин» В. И. Ульянов приобретает известность в марксистских кругах. В ссылке Ульянов также консультировал по юридическим вопросам местных крестьян, составлял за них юридические документы.

Первая эмиграция -

В 1898 году в Минске состоялся , провозгласивший образование социал-демократической партии в России и издавший «Манифест Российской социал-демократической рабочей партии». С основными положениями «Манифеста» Ленин солидаризировался. Однако партия фактически ещё не была создана. Происходивший без участия Ленина и других видных марксистов съезд не смог выработать программу и устав партии, преодолеть разобщённость социал-демократического движения. Кроме того, все члены избранного съездом ЦК и большинство делегатов были тут же арестованы; многие представленные на съезде организации были разгромлены полицией. Находившиеся в сибирской ссылке руководители «Союза борьбы» решили объединить разбросанные по стране многочисленные социал-демократические организации и марксистские кружки с помощью общерусской нелегальной политической газеты. Борясь за создание пролетарской партии нового типа, непримиримой к оппортунизму, Ленин выступил против в международной социал-демократии (Э. Бернштейн и другие) и их сторонников в России («экономисты»). В 1899 году он составил «Протест российских социал-демократов», направленный против « ». «Протест» был обсужден и подписан 17 ссыльными марксистами.

После окончания ссылки Ленин 29 января (10 февраля) 1900 года выехал из Шушенского. Следуя к новому месту жительства, Ленин останавливался в Уфе, Москве и других городах, нелегально посетил Петербург, всюду устанавливая связи с социал-демократами. Поселившись в феврале 1900 года в Пскове, Ленин провёл большую работу по организации газеты, в ряде городов создал для неё опорные пункты. 29 июля 1900 года выехал за границу, где наладил издание газеты «Искра». Ленин был непосредственным руководителем газеты. В редколлегию газеты вошли три представителя эмигрантской группы «Освобождение труда» - Плеханов, П. Б. Аксельрод и В. И. Засулич и три представителя «Союза борьбы» - Ленин, и Потресов. В среднем тираж газеты составлял 8000 экземпляров, а некоторых номеров - до 10 000 экземпляров. Распространению газеты способствовало создание сети подпольных организаций на территории Российской империи. «Искра» сыграла исключительную роль в идейной и организационной подготовке революционной пролетарской партии, в размежевании с оппортунистами. Она стала центром объединения партийных сил, воспитания партийных кадров.

В 1900-1905 гг. Ленин жил в Мюнхене, Лондоне, Женеве. В декабре 1901 года впервые подписал одну из своих статей, напечатанных в , псевдонимом «Ленин».

В борьбе за создание партии нового типа выдающееся значение имела ленинская работа «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения». В ней Ленин подверг критике «экономизм», осветил главные проблемы строительства партии, её идеологии и политики. Важнейшие теоретические вопросы были изложены им в статьях «Аграрная программа русской социал-демократии» (1902 год), «Национальный вопрос в нашей программе» (1903 год).

Участие в работе II съезда РСДРП (1903 год)

С 17 июля по 10 августа 1903 года в Лондоне проходил . Ленин принимал активное участие в подготовке съезда не только своими статьями в «Искре» и «Заре»; ещё с лета 1901 года вместе с Плехановым он работал над проектом программы партии, подготовил проект устава, составил план работы и проекты почти всех резолюций предстоящего съезда партии. Программа состояла из двух частей - программы-минимум и программы-максимум; первая предполагала свержение царизма и установление демократической республики, уничтожение остатков крепостничества в деревне, в частности возвращение крестьянам земель, отрезанных у них помещиками при отмене крепостного права (так называемых «отрезков»), введение восьмичасового рабочего дня, признание права наций на самоопределение и установление равноправия наций; программа-максимум определяла конечную цель партии - построение и условия достижения этой цели - и .

На самом съезде Ленин был избран в бюро, работал в программной, организационной и мандатной комиссиях, председательствовал на ряде заседаний и выступал почти по всем вопросам повестки дня.

К участию в съезде были приглашены как организации, солидарные с «Искрой» (и называвшиеся «искровскими»), так и не разделявшие её позицию. В ходе обсуждения программы возникла полемика между сторонниками «Искры» с одной стороны и «экономистами» (для которых оказалось неприемлемым положение о диктатуре пролетариата) и Бундом (по национальному вопросу) - с другой; в результате 2 «экономиста», а позже и 5 бундовцев покинули съезд.

Но обсуждение устава партии, 1-го пункта, определявшего понятие члена партии, обнаружило разногласия и среди самих искровцев, разделившихся на "твёрдых" (сторонников Ленина) и «мягких» (сторонников Мартова). «В моем проекте, - писал Ленин после съезда, - это определение было таково: „Членом Российской социал-демократической рабочей партии считается всякий, признающий ее программу и поддерживающий партию как материальными средствами, так и личным участием в одной из партийных организаций“. Мартов же вместо подчеркнутых слов предлагал сказать: работой под контролем и руководством одной из партийных организаций… Мы доказывали, что необходимо сузить понятие члена партии для отделения работающих от болтающих, для устранения организационного хаоса, для устранения такого безобразия и такой нелепости, чтобы могли быть организации, состоящие из членов партии, но не являющиеся партийными организациями, и т. д. Мартов стоял за расширение партии и говорил о широком классовом движении, требующем широкой - расплывчатой организации и т. д… „Под контролем и руководством“, - говорил я, - означают на деле не больше и не меньше, как: без всякого контроля и без всякого руководства». Предложенная Мартовым формулировка 1-го пункта была поддержана 28 голосами против 22 при 1 воздержавшемся; но после ухода бундовцев и экономистов группа Ленина получила большинство при выборах в ЦК партии; это случайное, как показали дальнейшие события, обстоятельство навсегда разделило партию на «большевиков» и «меньшевиков».

Тем не менее, несмотря на это, на съезде фактически завершился процесс объединения революционных марксистских организаций и была образована партия рабочего класса России на идейно-политических и организационных принципах, разработанных Лениным. Была создана пролетарская партия нового типа, партия большевиков. «Большевизм существует, как течение политической мысли и как политическая партия, с 1903 года», - писал Ленин в 1920 году. После съезда он развернул борьбу против меньшевизма. В работе « » (1904) Ленин разоблачил антипартийную деятельность меньшевиков, обосновал организационные принципы пролетарской партии нового типа.

Первая русская революция (1905-1907)

Революция 1905-1907 годов застала Ленина за границей, в Швейцарии. В этот период Ленин направлял работу большевистской партии по руководству массами.

На , проходившем в Лондоне в апреле 1905 года, Ленин подчёркивал, что главная задача происходящей революции - покончить с самодержавием и остатками крепостничества в России. Несмотря на буржуазный характер революции её главной движущей силой должен был стать рабочий класс, как наиболее заинтересованный в её победе, а его естественным союзником - крестьянство. Одобрив точку зрения Ленина, съезд определил тактику партии: организация стачек, демонстраций, подготовка вооружённого восстания.

На IV (1906), съездах РСДРП, в книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции» (1905) и многочисленных статьях Ленин разработал и обосновал стратегический план и тактику большевистской партии в революции, подверг критике оппортунистическую линию меньшевиков.

При первой же возможности, 8 ноября 1905 года, Ленин нелегально, под чужой фамилией, прибыл в Петербург и возглавил работу избранного съездом Центрального и Петербургского комитетов большевиков; большое внимание уделял руководству газетами «Новая жизнь», «Пролетарий», «Вперёд». Под руководством Ленина партия готовила вооружённое восстание.

Летом 1906 года из-за полицейских преследований Ленин переехал в Куоккала (Финляндия), в декабре 1907 года он вновь был вынужден эмигрировать в Швейцарию, а в конце 1908 года - во Францию (Париж).

Вторая эмиграция ( - апрель )

В первых числах января 1908 г. Ленин вернулся в Швейцарию. Поражение революции 1905-1907 гг. не заставило его сложить руки, он считал неизбежным повторение революционного подъёма. «Разбитые армии хорошо учатся», - писал Ленин.

В 1912 году он решительно порывает с меньшевиками, настаивавшими на легализации РСДРП.

Вышел первый номер легальной большевистской газеты «Правда». Её главным редактором фактически был Ленин. Он почти ежедневно писал в «Правду» статьи, посылал письма, в которых давал указания, советы, исправлял ошибки редакции. За 2 года в «Правде» было опубликовано около 270 ленинских статей и заметок. Также в эмиграции Ленин руководил деятельностью большевиков в IV Государственной Думе, являлся представителем РСДРП во II Интернационале, писал статьи по партийным и национальным вопросам, занимался изучением философии.

С конца 1912 года Ленин жил на территории Австро-Венгрии. Здесь, в галицийском местечке Поронин, его застала Первая мировая война. Австрийские жандармы арестовали Ленина, объявив его царским шпионом. Чтобы освободить его, потребовалась помощь депутата австрийского парламента социалиста В. Адлера. На вопрос габсбургского министра «Уверены ли вы, что Ульянов - враг царского правительства?» Адлер ответил: «О, да, более заклятый, чем ваше превосходительство». Ленин был освобождён из тюрьмы, а через 17 дней был уже в Швейцарии. Вскоре по приезду Ленин огласил на собрании группы большевиков-эмигрантов свои тезисы о войне. Он говорил, что начавшаяся война является империалистической, несправедливой с обеих сторон, чуждой интересам трудящихся.

Многие современные историки обвиняют Ленина в пораженческих настроениях, сам же он объяснял свою позицию так: Прочного и справедливого мира - без грабежа и насилия победителей над побеждёнными, мира, при котором не был бы угнетён ни один народ, добиться невозможно, пока у власти стоят капиталисты. Покончить с войной и заключить справедливый, демократический мир может только сам народ. А для этого трудящимся надо повернуть оружие против империалистических правительств, превратив империалистическую бойню в войну гражданскую, в революцию против правящих классов и взять власть в свои руки. Поэтому кто хочет прочного, демократического мира, должен быть за гражданскую войну против правительств и буржуазии. Ленин выдвинул лозунг революционного пораженчества, сущность которого заключалась в голосовании против военных кредитов правительству (в парламенте), создании и укреплении революционных организаций среди рабочих и солдат, борьбе с правительственной патриотической пропагандой, поддержке братания солдат на фронте. Вместе с тем Ленин считал свою позицию глубоко патриотичной: «Мы любим свой язык и свою родину, мы полны чувства национальной гордости, и именно поэтому мы особенно ненавидим своё рабское прошлое… и своё рабское настоящее».

На партийных конференциях в Циммервальде (1915) и Кинтале (1916) Ленин отстаивает свой тезис о необходимости преобразования империалистической войны в войну гражданскую и одновременно утверждает, что в России может победить социалистическая революция («Империализм как высшая стадия капитализма»). В целом, отношение большевиков к войне отражалось в простом лозунге: «Поражение своего правительства».

Возвращение в Россию

Апрель - июль 1917 года. «Апрельские тезисы»

Июль - октябрь 1917 года

Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года

После революции и в период Гражданской войны ( -)

Последние годы ( -)

Болезнь и смерть

Основные идеи

Анализ капитализма и империализма как его высшей стадии

Награды Ленина

Официальная прижизненная награда

Единственной официальной государственной наградой, которой был награждён В. И. Ленин, был Орден Труда Хорезмской Народной Социалистической республики (1922 год).

Других государственных наград, как РСФСР и СССР, так и иностранных государств, у Ленина не было.

Звания и премии

В 1917 году Норвегия выступила с инициативой присуждения Нобелевской премии мира Владимиру Ленину, с формулировкой «За торжество идей мира», как ответный шаг на изданный в Советской России «Декрет о Мире», выводивший в сепаратном порядке Россию из Первой мировой войны. Нобелевский комитет данное предложение отклонил в связи с опозданием ходатайства к установленному сроку - 1 февраля 1918 года, однако вынес решение, заключающееся в том, что комитет не будет возражать против присуждения Нобелевской премии мира В. И. Ленину, если существующее российское правительство установит мир и спокойствие в стране (как известно, путь к установлению мира в России преградила , начавшаяся в 1918 году). Мысль Ленина о превращении войны империалистической в войну гражданскую была сформулирована в его работе «Социализм и война», написанной ещё в июле-августе 1915 года.

В 1919 году по приказу В. И. Ленин был принят в почётные красноармейцы 1 отделения 1 взвода 1 роты 195 стрелкового Ейского полка.

Псевдонимы Ленина

  • Владимир Ильич Ленин. Биографическая хроника: В 12 т. - М.: Политиздат, 1970. - 11210 с.
  • Ленин. Историко-биографический атлас / Гл. ред. Г. Голиков. - М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете министров СССР, 1980. - 96 с.
    • Логинов В. Т. Владимир Ленин. Выбор пути: Биография / В. Т. Логинов. - М.: Республика, 2005. - 448 с.
    - другое издание книги: Логинов В. Т. Владимир Ленин. Как стать вождем / В. Т. Логинов. - М.: Эксмо; Алгоритм, 2011. - 448 с.
    • Логинов В. Т. Неизвестный Ленин / В. Т. Логинов. - М.: Эксмо; Алгоритм, 2010. - 576 с.
    - другое издание книги: Логинов В. Т. Владимир Ленин. На грани возможного / В. Т. Логинов. - М.: Алгоритм, 2013. - 592 с. - ещё одно издание книги: Логинов В. Т. Ленин в 1917 году. На грани возможного / В. Т. Логинов. - М.: Эксмо, 2016. - 576 с.
    • Логинов В. Т. Заветы Ильича. Сим победиши / В. Т. Логинов. - М.: Алгоритм, 2017. - 624 с.

    Воспоминания

    • Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине: В 10 т. [Изданы только 8 томов] / Ред. М. Мчедлов, А. Поляков, А. Совокин. - М.: Политиздат, 1989. [Последнее советское многотомное издание.]

    Художественные произведения

    • О Ленине: Сборник [стихи, поэмы, проза, драматургия] / Редакторы Л. Липатов и И. Гнездилова; автор вступ. ст. И. Сталин. - М.: Молодая гвардия, 1952. - 687 с.
    • Рассказы и очерки о В. И. Ленине / Сост. И. Израильской; Предисл. С. Сарткова. - М.: Изд-во "Правда", 1986. - 464 с.

    Фотоальбомы и наборы открыток

    • Ленин: Альбом фотографий. 1917 - 1922. - М.: Гос. изд-во изобразительного искусства, 1957. - 144 с.
    • Владимир Ильич Ленин: Фотопортреты: . - М.: Изд-во "Плакат", 1986.
    • Кабинет и квартира В. И. Ленина в Кремле: [Комплект из 8 открыток] / Авторы вступ. ст. Л. Кунецкая, З. Субботина; фото С. Фридлянда. - М.: Изд-во "Советский художник", 1964.
    • Квартира В. И. Ленина в Париже на улице Мари-Роз: [Комплект из 12 открыток] / Автор текста А. Н. Шефов; худ. А. П. Цесевич. - М.: Изд-во "Изобразительное искусство", 1985.
    • Владимир Ильич Ленин: [Комплект из 24 открыток] / Художник и автор текста Н. Жуков. - М.: Советский художник, 1969.
    • Шушенский дом-музей В. И. Ленина: [Комплект из 16 открыток] / Художник А. Цесевич; автор текста Н. Городецкий. - М.: Изобразительное искусство, 1980.
    • В. И. Ленин в Казани: [Комплект из 24 открыток] / Цв. фото В. Киселёва, М. Кудрявцева, В. Яковлева; авторы-составители Ю. Бурнашева и К. Валидова. - М.: Изд-во "Плакат", 1981.

    1)Ленин - крупнейший революционер XX в., инициатор и вождь Октябрьской революции в России, основатель советского государства и международного коммунистического движения (III Коммунистический интернационал), творец идейной осно­вы этого движения - ленинизма, который сам Ленин рассматри­вал как восстановление революционных традиций марксизма, очищение наследия Маркса и Энгельса от наслоений, внесенных в него оппортунистами II Интернационала.

    ОП : «Империализм как высшая стадия капитализма», «Развитие капитализма в России», «Две тактики социал-демократии в демократической революции», «Государство и революция».

    Ленин был прежде всего политическим деятелем. В отличие от своего кумира и учителя К. Маркса он практически не знал периодов спокойной, кабинетной литературной работы. Его тео­ретические рассуждения носят вспомогательный характер, они превращаются в средство осуществления политических целей, в форму политической борьбы. Однако это не помешало Ленину приобрести репутацию одного из крупнейших политических мыслителей XX в. В теории, как и в практической политике, его отличала редкая целеустремленность, уверенность в своей право­те, твердость в отстаивании намеченного курса.

    Вслед за Плехановым Ульянов доказы­вает неизбежность становления капитализма в России, наи­вность попыток обойти его с помощью крестьянской общины, а также констатирует переход народничества 80-90-х гг. с револю­ционных позиций на либерально-реформистские («Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?» - 1894, «Развитие капитализма в России» - 1899 и др.).

    К моменту появления Ленина на политической арене вопрос о судьбе капитализма был решен враждебной самодержа-вию общественной мыслью. Россия превращалась в капиталис­тическую страну. Возможность крестьянской социалистической Революции (если признать ее реальной в 60-70-е гг.) была упущена.

    Ленин оказался человеком, который наиболее радикально проводил линию, намеченную Плехановым в начале 80-х гг.: нельзя мириться с перспективой стабилизации капитализма в России, нужно еще до буржуазно-демократической революции готовить почву для будущего социалистического переворота.

    Ситуация, породившая ленинизм ,-российская. Речь идет об идее и практике социалистической революции в полуфеодаль­ной стране, которая страдала больше от недостаточности капита­листического развития, чем от его зрелости. Но эта ситуация ти­пична для стран Восточной Европы и всего Востока. Насколько установка на победу социализма в стране, не покончившей с фе­одализмом, соответствовала марксизму?

    Весьма распространено мнение, что Ленин отошел от марк сизма. По Марксу, революция должна начаться в развитых капиталистических странах, ни один общественный строй не погиб­нет, пока не исчерпает всех своих возможностей. А по Ленину - в стране сравнительно слаборазвитой, где капитализм еще не ут­вердился окончательно, где он опутан пережитками феодализма. Речь идет о попытке компенсировать отсутствие ряда важнейших социально-экономических предпосылок революции активным политическим вмешательством, что противоречит принципам исторического материализма, закону соответствия политической и правовой надстройки экономическому базису. На самом деле Маркс и Энгельс не исключали социалистической ре­волюции в России, даже на сугубо крестьянской основе. Плеха­нов и Ленин продолжали эту линию, но в соответствии с канона­ми марксизма подводили под социалистическую революцию иную классовую базу - пролетарскую. Связь с революцией на Западе при этом сохранялась. Русские марксисты исходили из идеи основоположников этого учения об одновременной победе революции в основных капиталистических странах. Россия лишь к ним присоединится, а может быть, и выступит инициатором борьбы.



    Казалось бы, от появления пролетарского элемента в России вся теоретическая конструкция стала прочнее. Возникала лишь одна трудность. Крестьянство составляло большинство на­селения России, а пролетариат - меньшинство. Это меньшинство должно было получить поддержку большинства. Ленин все­гда имел в виду эту проблему. Таким образом, нет оснований утверждать, что ленинская те­ория революции явилась отрицанием марксизма, но ее связь с российской спецификой, приспособление марксизма к россий­ским условиям очевидны.

    Свои представления о революции Ленин осуществлял с ред­кой целеустремленностью, выделявшей его среди марксистов конца XIX - начала XX в. Ленин был первым, кто сказал, что нужно готовить, орга­низовывать революцию, а не пассивно ждать, когда сложатся благоприятные обстоятельства. В этом существенная особен­ность ленинизма, его действенный, практический характер.

    Ленин выдвинул идею авангардной пролетарской партии («партии нового типа») как главного средства подготовки и осу­ществления революции. Мысли Ленина о партии в системати­ческой форме изложены им в книге «Что делать?» Эта партия должна обладать планом действий и повести за собой пролетариат, а свергнуть власть может только социалистическая интеллигенция, вооружённая революционной теорией.

    Взгляды Ленина на перспективы револю­ции в России изложены во многих статьях 1905-1907 гг., а в сис­тематической форме - в книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции» (июль 1905 г.).

    Государство - продукт непримиримости классовых противоречий, орудие клас­сового господства. Буржуазное государство - диктатура буржуа­зии. Оно должно быть уничтожено.

    В «Государстве и революции» последовательно проводится мысль об исторической неизбежности диктатуры пролетариата. При этом диктатура понимается не только как классовая суть, но и как форма власти.

    Владимир Ильич Ленин (1870–1924) опубликовал множество работ самого разного жанра по вопросам политики, власти, государства. Перечислить их все нет практической возможности. Но нельзя не назвать такие из них, как "Что делать?" (1902), "Империализм как высшая стадия капитализма" (1916), "Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции" (1917), "Пролетарская революция и ренегат Каутский" (1918), "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" (1920).

    Рассмотрение комплекса взглядов Ленина на государство и власть надо начинать с вопроса о классовой природе государства. Именно этому вопросу посвящен первый же параграф первой главы "Государства и революции" – по общему признанию того основного труда, который содержит теоретически-системное изложение соответствующих ленинских представлений.

    Сугубая классовость – врожденная, неотъемлемая и всеопределяющая, по Ленину, черта такого социального установления, каким выступает государство. Она внутренне присуща ему в силу нескольких причин. Первая из них – воплощение в государстве антагонизма классов, расколовшего общество со времени утверждения в нем частной собственности и общественных групп с противоречивыми экономическими интересами. Важнейшим и коренным пунктом называет Ленин тезис, согласно которому "государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий". Вторая половина этого тезиса ("проявление непримиримости классовых противоречий") в высшей степени характерна для ленинского понимания государства как инобытия (в особых институциональных формах) классово-антагонистического общества.

    Вторая причина, под действием которой государство является по своей природе классовым установлением, – комплектование аппарата государства (и прежде всего верхних эшелонов государственной власти) лицами из среды господствующего класса. Ленин вместе с тем отмечает, что отнюдь не весь государственный аппарат заполняют сплошь одни только выходцы из этого класса. Состав администрации российского самодержавия служит ему примером того, что бюрократия (в особенности занятое отправлением исполнительских функций чиновничество) может рекрутироваться также из других социальных слоев.

    Третья причина, делающая государство, согласно Ленину, организацией насквозь классовой (вернее, организацией господствующего класса), – осуществление государственной машиной политики, угодной и выгодной главным образом господствующему классу, отвечающей его коренным экономическим, политическим и идеологическим интересам. Ленин очень редко отмечает, что деятельность государства удовлетворяет многие потребности общества в целом, направлена на решение также общенациональных задач и т. д. Подобная сдержанность обусловлена не отсутствием самой такой деятельности. Просто Ленин фактически признает ее малозначащей, третьестепенной, не типичной для государства.

    Конкретное содержание феномена "диктатура класса" Ленин видит таким. Во-первых, диктатуру определенного класса составляет его власть, т. е. осуществляемое им господство над всеми остальными социальными группами, непререкаемое подчинение его воле и интересам поведения, действий всех членов общества. Во-вторых, подобная диктатура включает в себя опору власти господствующего класса, прямо на насилие, применяемое в самых различных формах. Момент насилия Ленин особенно выделяет в качестве одного из необходимых слагаемых диктатуры. В-третьих, непременным признаком диктатуры класса является ее полнейшая "раскрепощенность", совершенная несвязанность какими бы то ни было законами. Вот его слова: "Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами". "Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть". Ленин тем самым от имени марксизма выдает прошлым, современным и будущим государствам индульгенцию являться антиправовыми и даже противозаконными социальными установлениями.

    Оборотная сторона марксистско-ленинской трактовки сущности государства как классовой диктатуры -– это восприятие и оценка демократии, свободы, права, принципов гуманизма, в частности сложившихся в досоциалистическую эпоху, как малозначащих компонентов общественно-политической жизни. С точки зрения Ленина, почти все, на что они способны, – быть проводниками диктатуры класса, прикрывать ее внешне привлекательными атрибутами и тем самым вводить в заблуждение трудящихся, народные массы, пряча от них угнетательский характер государства. Различные демократически-правовые институты и нормы достойны разоблачения и отрицания. В лучшем случае некоторые из них (скажем, парламентаризм) следует стараться использовать в борьбе против диктатуры господствующего класса.

    Во времена Ленина ими были; в первую очередь, институты и нормы демократии, сложившейся в развитых капиталистических странах. "Буржуазная демократия, – писал он, – будучи великим историческим прогрессом по сравнению со средневековьем, всегда остается – и при капитализме не может не оставаться – узкой, урезанной, фальшивой, лицемерной, раем для богатых, ловушкой и обманом для эксплуатируемых, для бедных". Ленин считает: в капиталистическом обществе демократия потому является демократией для богатых, что она не обеспечивает фактического равенства эксплуататора с эксплуатируемым, что в данном обществе представитель угнетенной массы лишен таких материальных возможностей практически пользоваться свободой слова и собраний, правом участвовать в делах государства и проч., какими располагают имущественно состоятельные люди.

    Анализируя проблему "государство и революция", Ленин писал: "Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в строго научном, так и в практически-политическом значений этого понятия". Применительно к социалистической революции прежде всего встает вопрос о том, как пролетариат должен отнестись к буржуазному государству – олицетворению власти старых господствующих классов. Тут имеются, абстрактно рассуждая, две возможности. Ленин видит их. Одна – пролетариат овладевает уже готовой государственной машиной и затем пускает ее в ход для решения своих собственных задач. И вторая – пролетариат ниспровергает, разрушает буржуазную государственность и на ее месте создает свой, принципиально новый тип государства. Вслед за К. Марксом Ленин без малейших колебаний выбирает вторую возможность: "...все прежние революции усовершенствовали государственную машину, а ее надо разбить, сломать. Этот вывод есть главное, основное в учении марксизма о государстве".

    Государственной формой диктатуры пролетариата, вовлечения трудящихся в политическую жизнь должна быть, согласно Ленину, Республика Советов. Конструирование образчика такой республики считалось одним из открытий, сделанных Лениным в политической теории. В ленинском изображении Советская республика сочетает черты государственной и общественной организации; в ней соединяются элементы представительной и непосредственной демократии. Советы – учреждения, которые одновременно и законодательствуют, и исполняют законы, и сами же контролируют выполнение своих законов. Строится и функционирует такого типа республика на основе демократического централизма, что.означает (по крайней мере, должно означать) выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность их и подконтрольность, сменяемость депутатов и т. д.

    Политико-юридические, конституционно-правовые аспекты устройства системы Советов сравнительно мало интересуют Ленина. Главное для него – насколько Советы фактически в состоянии быть инструментами диктатуры пролетариата или, что одно и то же, находиться под беспрекословным руководством большевистской партии. Без этого Советы, в глазах Ленина, никакой ценности не имеют. Лозунг "Советы – без коммунистов!" представляется ему контрреволюционным, смертельно опасным для диктатуры пролетариата. Достаточно лишь этой ленинской установки, чтобы сильно усомниться в Советах как власти, способной и намеренной дать "невиданное в мире развитие и расширение демократии именно для гигантского большинства населения, для эксплуатируемых и трудящихся".

    Роль коммунистической партии в общем механизме пролетарской государственной власти Ленин определяет так: "Диктатуру осуществляет организованный в Советы пролетариат, которым руководит коммунистическая партия большевиков". В свою очередь, самой партией руководит Центральный Комитет. Внутри него образуются еще более узкие коллегии (Политбюро, Оргбюро). А вот и главное: "Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний Цека партии". На упреки в том, что он и его партийные товарищи установили диктатуру одной (большевистской) партии, Ленин отвечает: "Да, диктатура одной партии. Мы на ней стоим и с этой почвы сойти не можем".

    Положения о диктатуре рабочего класса, пролетарской демократии, о соотношении коммунистической партии и советского государства, об экономических функциях такого государства, его территориальном единстве, внешней политике образуют костяк ленинского учения о социалистической государственности. Однако чересчур долгой жизни Ленин этой государственности не прочит. Он как правоверный марксист стоит за отмирание государства: "...по Марксу, пролетариату нужно лишь отмирающее государство, т. е. устроенное так, чтобы оно немедленно начало отмирать и не могло не отмирать". Ленин неоднократно повторяет эту мысль: "...пролетарское государство сейчас же после его победы начнет отмирать, ибо в обществе без классовых противоречий государство не нужно и невозможно". Разумеется, окончательное отмирание государства Ленин увязывает с выполнением ряда высоких социально-экономических и общекультурных условий. Но сама идея отмирания государства остается в марксизме-ленинизме незыблемой и сугубо важной.

    Предпринимавшиеся как будто попытки двигаться по стезе, ведущей в итоге к отмиранию государственности, привели, однако, вовсе не к деэтатизации общества и формированию системы коммунистического, общественного самоуправления. Обернулось это полной анемией собственно государственных институтов, формированием в обществе таких негосударственных структур (компартия), которые создали организацию тоталитарной власти и сами стали ее подлинными центрами. Подобная власть всегда бесконтрольна и безнаказанна. Ее не сдерживают общепринятые порядки и стандарты цивилизованной государственной жизни с ее демократически-правовыми установлениями.

    Взгляды Ленина на власть и политику, государство и право, в особенности на "технологию" осуществления политического господства и т. д., его деятельность как главы коммунистической партии и советского правительства оказали главное, решающее воздействие на развитие теории и практики большевизма. Они имели, кроме того, широкий международный резонанс. В XX в. ими так или иначе вдохновлялись многие ультрарадикальные политические движения разного толка.

    Смотрите также: