Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Институт богословия Русской Северной Традиции СВА (Славянской Всемирной Академии). Почему мы празднуем Обрезание Господне? Что это за праздник

Если заглянуть в любой православный церковный календарь, то мы найдём там много праздников, юбилейных и памятных дат. Среди множества праздников церковь выделяет несколько «Великих праздников». К таким «Великим праздникам» относится «Обрезание Господне», праздновать который выпадает на 14 января сего года по новому стилю (1 января по старому стилю), то есть ровно через 8 дней после праздника Рождества Христова, который православные праздновали 7 января. Что же это за «Обрезание Господне», о существе которого многие верующие даже не задумываются? Обратимся к «Евангелию» («евангелие» в переводе на русский язык означает «благая весть») от Луки, так как в трёх других «Евангелиях» (от Матфея, Марка и Иоанна) об «Обрезании Господнем» ничего не благовествуется.

«По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, наречённое Ангелом прежде зачатия его во чреве» (Ев. от Луки 2.21).

У думающих людей должны возникнуть вопросы:

    - Почему «надлежало обрезать»?;
    - Почему «по прошествии восьми дней »?;
    - Что «надлежало обрезать»?

Ответы на все эти вопросы мы найдём в Библии, книгах священного писания ветхого и нового завета. В первой книге Моисея «Бытие» находим (далее цитируется по изданию московской патриархии 1990 г., изданного по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II):

«17.1 …Господь явился Аврааму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною будь непорочен;
17.2 и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма размножу тебя.
17.4 …ты будешь отцом множества народов…
17.6 …и цари произойдут от тебя…
17.7 …Я буду Богом твоим и потомков твоих…
17.8 … и дам тебе и потомкам твоим … всю землю Ханаанскую во владение вечное…
17.9 …ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои. Сей есть завет Мой.
17.10 Да будет у вас обрезан весь мужеский пол
17.11 обрезывайте крайнюю плоть вашу; и сие будет знамением завета между Мною и вами.
17.12 Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужского пола, рождённый в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени.
17.13 …и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным.
17.14 Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день] истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой».

Вот оно что! Вот, оказывается, что надо «обрезать» и «почему »! Ничего себе праздничек!

Люди по разному реагируют на такое для себя открытие. Одни отмахиваются рукой, не задумываясь, говорят: «Ну и пусть! Это их дело! Пусть что хотят, то и обрезают! Мне-то что от этого…» Другие обосновывают это «гигиенической процедурой».

Однако те люди, которые захотят разобраться в этом вопросе, откроют для себя удивительные вещи.

Так «Евангелие» от Фомы (а его, как, впрочем, и другие апокрифы, скрывают от большинства людей), апокриф из рукописей Наг-Хаммади, относимый к гностицизму, сообщает о вопросе, заданном Христу:

«58. Ученики его сказали ему: Обрезание полезно или нет? Он сказал им: Если бы оно было полезно, их отец зачал бы их в матери обрезанными. Но истинное обрезание в духе обнаружило полную пользу» (Цитировано по «Апокрифы древних христиан», Москва, «Мысль», 1989г., стр.256).

Очевидно, что комментировать это нет смысла.

Те, кто знаком с восточными учениями о чакрах (энергоинформационных центрах человеческого организма), утверждают, что чакры вступают в действие в определённой последовательности в течение первых двух недель после рождения ребенка. Обрезание на восьмой день, по их утверждению, нарушает вступление в деятельность сердечной и более высоких чакр в теле человека, которые отвечают (по этим восточным учениям) за любовь и высшую духовную и интеллектуальную деятельность.

Обрезание в более позднем возрасте, как в историческом исламе, всё равно нарушает информационный фон работы головного мозга, поскольку определённая часть его многофункциональных зон оказывается забитой обработкой информации, поступающей с постоянно открытой (что противоестественно) головки полового члена: то есть разум подавляется сексуально-инстинктивной информацией. Кстати, в Коране вы не найдете рекомендаций по «обрезанию крайней плоти». Напротив, в Коране есть стихи, которые можно понимать, как неугодность обрезания. Например, сура 4:

«117… они призывают только сатану, отступника. 118. Проклял его Аллах. И сказал он (сатана): «Я непременно захвачу от Твоих рабов долю назначенную, и собью их с пути (…) и прикажу им, и пусть они будут изменять творение Аллаха !» Кто берёт сатану заступником помимо Аллаха, тот потерпел явный убыток!» (перевод Крачковского).

Комментарии излишни.

«Это всё древности, писания какие-то, учения всякие восточные… Несерьёзно!» - скажут некоторые, «А в чём суть-то? Как это выглядит с позиции современных знаний?»

Как известно, мозг человека состоит из двух полушарий: правого и левого. Правое - отвечает за процессно-образное мышление, левое - за абстрактно-логическое. И есть у человека сознание и подсознание. В подсознании хранится вся генетически наследуемая и поступающая в процессе жизни человека информация. Подсознание - это как кладовая, склад. Сознание обрабатывает поступающую человеку информацию из «вне» и из «себя самого» от рецепторов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Сознание обрабатывает всё это, доставая при этом что нужно из подсознания (со склада, из кладовой), а обработав - складирует результаты в подсознание (на склад).

Всё это: правое полушарие, левое полушарие, сознание, подсознание - работают не «как попало», а в определённой последовательности. Эта «последовательность» действий по-научному называется «алгоритмом».

Этот алгоритм у человека появляется не сразу. Он строится (вырабатывается) на базе наследственности (генетики) человека, а также под воздействием окружающей среды. И формирование (выработка) этого алгоритма идёт по строго определённой генетической программе, заложенной в каждом человеке. И очень важен самый начальный момент формирования этого алгоритма, самое начало отработки этой генетической программы.

Родился человечек. Он начинает воспринимать окружающий мир: шорохи, звуки, вкус материнского молока, лучи солнца… Все это естественно, это всё есть в реальной жизни. И алгоритм начинает формироваться правильно, а генетическая программа отрабатывается естественным образом…

Но в этот момент маленькому человечку наносят удар в одно из самых чувствительных мест. БОЛЬНО!!! И мозг такого человечка на определённое время «думает» только об этой боли, «зацикливается» на ней, и … перестаёт правильно воспринимать окружающий мир, перестаёт отрабатывать естественную генетическую программу по формированию правильного алгоритма работы головного мозга. То есть «обрезание» приводит к искажению алгоритма работы головного мозга человека. В терминологии КОБ это означает - искажение меры человека.

Чтобы образно понять действие этого механизма «обрезания», представьте себе каменщика, который выкладывает некую кирпичную стену. В самом начале своей работы он допустил маленькую, малюсенькую ошибку (брак): фундамент из бетона он сделал чуть-чуть криво, с наклоном. Потом, выкладывая стену из кирпичей, стена всё больше будет наклоняться, брак станет очевидным, а стена может рухнуть. Но если стену можно сломать и переделать, то с человеком так не получится…

Искажение алгоритма работы головного мозга человека отражается и на генетике самого человека, а при воспроизводстве поколений таких «обрезанных» - ошибка в генетике всё более возрастает, что также приводит к своеобразному «обрушению стены». Статистику такого «обрушения» в отношении евреев приводит Ц. Ломброзо в работе «Гениальность и помешательство» (издание Ф. Павленкова, С.-Петербург, 1892 год), свидетельствующую о «необъяснимой» склонности евреев к помешательству в уме, перекрывающую в несколько раз такую «склонность» у других, по выражению Ломброзо, «рас».

Людьми с таким искажённым алгоритмом работы головного мозга проще управлять: можно, минуя сознание, воздействовать прямо на подсознание. Они легко внушаемы, их проще «зомбировать», говоря современным языком. То есть в результате «обрезания» получаются, проводя кибернетические аналогии, биороботы, то есть роботы на живой человеческой элементной базе.

Мог ли Бог придумать такую злую шутку, как «обрезание», и рекомендовать это своему «богоизбранному» народу? Конечно, нет.

Тогда КТО и ЗАЧЕМ это придумал и реализовал это на практике?

Серьёзные историки и серьёзные специалисты знают, да и в печати «для всех» проскальзывали сообщения, что не все в том древнем Египте делали обрезание. Напротив, самые высшие, весьма узкие социальные группы его не делали, «божьего завета» не выполняли.

Этой весьма узкой социальной группой было древнее жречество Египта. В короткой газетной статье мы не будем вести рассказ о том, откуда взялось это жречество - это предмет отдельного разговора. Ограничимся только темой данной статьи.

Владея высочайшими для древнего мира знаниями, в том числе и в вопросах нервно-психической деятельности человека, это древнее жречество впервые в истории человечества сформулировало стратегию (доктрину) покорения других стран и народов и установление своего господства над всем миром. Но войну против всего человечества они решили вести не силой, не оружием, а методом «культурного сотрудничества». Для этого им нужна была «специфическая» армия. Такую армию эта древняя мафия сделала из еврейства. А чтобы этой «армией» было легко, просто и надежно управлять, её «вечным бойцам» якобы от самого Бога рекомендовано «обрезание». Обрезание было обязательным, оно искажало информационный фон работы головного мозга, а при смене поколений неизбежно вело к генетическим искажениям.

Биоробот не может действовать самостоятельно. Ему нужна программа. И такая программа «обрезанному» племени закладывается в ходе 42-летнего Синайского турпохода под руководством жреца-экскурсовода Моисея. С этой программой любой желающий может познакомиться, почитав «священную книгу-книг» - Библию:

Второзаконие :

4.1. Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я [сегодня] научаю вас исполнять, дабы вы были живы [и размножились], и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, даёт вам [в наследие];
23.19 Не отдавай в рост брату твоему (по контексту - иудею) ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост;
23.20 иноземцу (т.е не-иудею) отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой (т.е. дьявол, если по совести смотреть на существо рекомендаций) благословил тебя во всём, что делается руками твоими на земле, в которую ты идёшь, чтобы овладеть ею»;
28.12 и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы [и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать]

Книга Пророка Исаия

60.1. Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их - служить тебе;…
60.11 И будут отверсты врата твои, не будут затворяться ни днём, ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов, и приводимы были цари их.
60.12 Ибо народы и царства, которые не захотят служить тебе, погибнут, и такие народы совершенно истребятся».

Такова программа, заложенная в долговременную память (подсознание) биороботов, которую они, после рассеяния и внедрения в тела других народов, выполняют на протяжении многих столетий.

Раввины - это пастухи, которые «кнутом иудаизма» пасут стада биороботов. А над пастухами есть Хозяин. Из той же «священной» книги можно узнать, что это левиты - одно из «колен израилевых», куда и спряталась та древняя мафия египетского жречества. Долго (века) кочевала по миру верхушка этой мафии («мировое правительство»). Сейчас оно осело в Швейцарии, «там где светло и ясно, там где всегда весна! Маленькая страна…» Оттуда и осуществляется сейчас руководство уничтожением России, нашей с вами Родины, методом их «культурного сотрудничества» или «холодной» войной.

Вот куда нас привело «Обрезание Господне» - Великий православный праздник!…

Был ли Иисус подвергнут обрезанию? Нет! Ведь естественный алгоритм работы головного мозга - это и есть восприятие промысла Божьего. И если бы Христос был «обрезан», он не смог бы получить откровения от Бога! А он их получил! Именно об этом свидетельствуют утаиваемые от народа остальные 65 апокрифов, которые не совпадают с 4-мя «благими вестями» от Матвея (Левия?), Луки, Марка и Иоанна.

Да, Иисус Христос получил откровения от Бога! Но та древняя мафия сумела подредактировать их, подстроить их под свои интересы.

7 января мы праздновали День Рождения Христа! Христа, но не Бога! Ибо Бог никогда не был рождён, он вечен. Христос - человек, великий Человек , Праведник , ПРОРОК. Но не Бог!

А тогда другие православные праздники? Как быть с ними? Как быть с рождеством Пресвятой Богородицы (Бого-родицы, родившей Бога, Бога!?)? Как быть с «Крещением Господним»? «Вознесением Господним»? И можно (нужно) ли праздновать «Успение (то есть смерть) Богородицы»?

Пусть каждый, прочитавший эту статью, задумается над этими вопросами. Это - по меньшей мере. А по полной мере - надо разобраться во всём этом. Концепция Общественной Безопасности поможет в этом каждому, кто захочет. Начать можно с «Обрезания Господня». Ну, а пока…

ЧТО ПРАЗДНУЕМ, ПРАВОСЛАВНЫЕ?
- КАК «ЧТО»? ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ! …(?)

Член Центрального Совета КПЕ
В. И. Тюренков (нейрохирург)
г. Сталинград

Только что закончился один «великий» православный праздник – рождество Христово, «как на носу» уже другой – обрезание Господне. Ну может и «не на носу», но все равно – великий. Хоть и не двунадесятый. Но прежде чем выяснить, что это такой за праздник и почему православный господь-бог был обрезан, скажем пару слов о прошедшем Рождестве.

Урезанное Рождество

Православные попы очень любят праздновать. Откройте православный календарь и посмотрите – праздник каждый день. Зачем это нужно? Ясно зачем - на праздник у попов основная работа, в церковь тянутся прихожане - а это прямые доходы для местных «батюшек». И чем больше праздник, тем больше доходы. Одним из самых значительных в этом отношении праздников, является Рождество. Это Рождество РПЦ собиралась отпраздновать особенно шумно – на «святой земле». В Израиле, значит. В Иерусалиме. Туда намеревался приехать патриарх московский тов. Ридигер со всей своей многочисленной свитой. В церковных анонсах опять говорили о 2000-летии от рождения Христа и пышных празднованиях. Отдел московской патриархии заключил договор с министерством туризма Израиля на весьма внушительную сумму. Предполагалось, что будет много паломников, причём состоятельных и богатых паломников (вроде Ельцина в январе 2000-го), которые могут потратить на праздник действительно много денег.
Но, и это глубоко символично, Рождественские каникулы православных попов в Иерусалиме не состоялись, равно как и все запланированные мероприятия. Символично, потому что в первый год Новой Эры «святая земля» оказалась центром кровавого религиозного конфликта. Делёж святынь угрожает уже войной в масштабах всего региона. Впрочем, если вы читали библию, то знаете, что на так называемой «святой земле» кровавая резня шла ещё и до рождения Христа.
Рождественские поездки на «святую землю» пришлось отменить, торжественную рождественскую программу урезать, а его святейшеству тов. Ридигеру пришлось служить в Москве.
Однако, в Москве и Питере в храмы пришло на удивление мало народа. Некоторые храмы были вообще практически пусты. А за Уралом, где на Сибирь и дальний Восток обрушились небывалые холода, говорят, церкви и вовсе были пусты. В 50 – градусный мороз трудно не только выстоять час – другой в не отапливаемой церкви, но и просто дойти до неё…

Обрезанный Бог

Ну что тут поделаешь – христианский бог обрезан. Интересно, но многие верующие об этом не знают. Что уж говорить об атеистах!

Из истории "праздника"
На восьмой день после рождения младенец Иисус, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех еврейских младенцев мужского пола в знак Завета Бога с праотцем Авраамом и еврейским народом.

В этот день православные читают Иисусову молитву, совершают всенощное бдение, полиелей поётся святителю. Положен особый отпуст: «Иже в осьмый день плотию обрезатися изволивый нашего ради спасения…». Совершается литургия Василия Великого, читается два евангельских зачала, поётся величание Василию Великому.

Обрезан Иисус был, согласно евангелиям, на восьмой день после собственного рождества, т.е. 14 января по нашему стилю. Это один из пяти «великих праздников» православной церкви. Это странно само по себе - почему, день когда Христос был подвергнут весьма нехристианскому обряду обрезания, празднуется православной церковью как «великий праздник»! Зачем? Почему, в конце концов, Иисус вообще был обрезан?

Иисус был обрезан потому, что был евреем, и его родители были евреями, причём весьма религиозными евреями. А у них это принято. С другой стороны, когда обрезают простого еврейского мальчика, как говорится в Одессе - да ради бога! А когда обрезают чужого бога, это уже не совсем понятно. Тем более, что факт обрезания бога является теологическим парадоксом.

Об этом чуть подробнее. Обрезание установлено было богом в ветхом Завете, чтобы ознаменовать заключение Завета (то есть договора) между богом и Авраамом. Т.е., Авраам (и всё его потомство) должно было отрезать крайнюю плоть, в знак того, что они заключили с богом договор. В этом и только в этом смысл обрезания.
Христиане считают, что бог один (хотя и в трёх лицах). И что Иисус Христос – бог. Значит, тот факт, что Иисус был обрезан означает, что Иисус заключает договор с богом! То есть бог, заключает договор сам с собой (или всё-таки с другим богом?), и чтобы это подтвердить лишает себя крайней плоти?
Согласитесь – звучит странновато.

Можно предположить, что Иисус не был обрезан, и тогда может быть, является богом. Но тогда в евангелиях написана абсолютная неправда, т.е. святое писание, в котором утверждается, что иисус – бог, врёт.

Можно предположить, что Иисус был действительно обрезан, но тогда Иисус - человек. И обрезание ему было выполнено, чтобы показать, что он, как и любой верующий еврей, заключает договор с ветхозаветным богом.

И всё-таки, современному человеку остаётся не совсем понятным, зачем оно нужно, это обрезание. Неужели нельзя было ознаменовать договор с богом иным, менее варварским поступком? Говоря «варварским» я вовсе не вкладываю в это понятие унизительный смысл этнического превосходства. Я имею ввиду, что обрезание очень болезненная и травматическая процедура, даже если выполнять её в условиях современной хирургической клиники. А во времена Иисуса, никаких клиник не было. Операция производилась в синагогах или вообще в походных условиях. Раввин либо отсекал крайнюю плоть ножом, либо просто откусывал её зубами. Для того чтобы хоть немного представить себе, как выглядит эта процедура, вы можете открыть два небольших видео-файла в конце этой статьи.

Теперь вы понимаете, что это очень травмирующая детскую психику процедура. Её значение, несомненно огромно, и может быть объяснено исходя из концепций современной психологии.
Дело в том, что всякая религия подразумевает поклонение могущественному богу-отцу, как аналогу отца в семье ребёнка. Согласно психоанализу, мальчик выбирает первичным либидиозным объектом свою Мать и ревнует её к отцу (Эдипов комплекс), а Отец как бы угрожает в случае неповиновения кастрировать ребёнка (кастрационный комплекс).
Обрезание с этих позиций, является аналогом кастрации, весьма ощутимым намёком на кастрацию. В детском сознании, вернее подсознании, угроза кастрации таким образом закрепляется как страшное наказание, которое может последовать за нарушение договора (Завета) с божественным Отцом.

Кстати, в христианстве, обрезание явилось прообразом для крещения. Крещение даже называют «духовным обрезанием».
Но об этом, в следующий раз.

© Димьян 2001. Все права принадлежат Димьяну Небедному. Распространение, копирование, публикация в СМИ, переписывание от руки и чтение вслух приветствуются по Закону.



И Богородицы, православная Церковь празднует очень широко и нарочито торжественно. Таких крупнейших праздников двенадцать, вследствие чего они именуются двунадесятыми. Только одно событие в земной жизни Спасителя в этот ряд торжеств не попадает. Это Обрезание Господне. Что это за праздник, в общих чертах можно понять из его названия.

Что празднует Церковь

На восьмой день после Рождества, свершившегося в Вифлиемской пещере, Дева Мария и ее обручник (мнимый муж) Иосиф принесли Богомладенца в Иерусалимский храм. Как законопослушные иудеи, они должны были совершить обязательный обряд. При Сын Девы Марии был наречен именем Иисус. Исполнение этого ритуала дало возможность Спасителю считаться полноценным потомком Авраама, а значит, иметь право нравственно наставлять соплеменников и быть для них истинным Мессией. В соответствии с литургической традицией православной церкви, этот праздник называется Обрезание по плоти Господа Иисуса Христа. Богослужебные тексты в этот день прославляют и наречение чудодейственного имени.

Обрезание Господне. История праздника

Установление церковью торжества Обрезания было связано с необходимостью противодействия невоздержанной языческой традиции отмечать наступление Нового года на территории Римской империи. К началу IV века годовой богослужебный цикл почти сформировался. Разгулу плотских утех было логичным противопоставить и предшествующий ему пост. Как нельзя лучше подходило именно Обрезание Господне. Что это было крайне необходимой мерой, свидетельствуют записи отцов церкви тех лет. Так, святитель Амвросий Медиоланский в самый день вновь установленного праздника сетует, обращаясь к пастве словами апостола Павла: «…боюсь за вас, - восклицает епископ,- не напрасно ли я у вас трудился». Был ли смысл среди жителей Медиолана (современный Милан) вообще проповедовать христианство - вот о чем задумывается святитель. Другими словами, разнузданность верующих в дни январских празднеств достигала такой крайности, что ставился под вопрос сам смысл веры в Бога. В период между Рождеством и Крещением был дополнительно утвержден пост, кульминацией которого было Обрезание Господне. Что за праздник такой это Обрезание, вопрос у рядовых членов общин не возникал, хотя основополагающим смыслом была иудейская религиозная подоплека. В эпоху, когда христианство стало государственной религией, изменения в богослужебном уставе могли рождаться не только внутри церковной среды, но и волевым решением иерархов с подачи августейших особ. Ярким примером является Обрезание Господне. История праздника свидетельствует о том, что ревностная пропагандистская деятельность отцов Церкви привела к полному искоренению январских вакханалий. По крайней мере, через два столетия в древних летописях обличительных речей по этому поводу уже не встречается.

Богословское толкование

Христос должен был совершить все ветхозаветные ритуалы и подтвердить их исполнением легитимность закона Моисея. Первым в ряду обрядового порядка стояло Обрезание Господне. Христианство, несмотря на явное ветхозаветное происхождение, придает этому событию весомый символический смысл. Праздник символизирует необходимость духовного обрезания сердца. Другими словами, без кардинального изменения нравственного состояния человеку невозможно войти в общество избранных Божьих людей. Духовное обрезание означает победу над порочными наклонностями, истинное покаяние и обращение грешника к Богу.

Древнейший обычай Востока

Православная традиция тесно перекликается со многими древними иудейскими установками. При этом теологи утверждают, что ветхозаветная история человечества является периодом нравственной подготовки к пришествию Спасителя - намеком, тенью, прообразом современной христианской церкви. Торжество Сошествия Святого Духа произошло в день древнееврейского праздника Пятидесятницы. Сретение Господне, совершение жертвоприношения на сороковой день после рождения младенца мужского пола, введение во храм Пресвятой Богородицы напрямую относятся к Синайскому законодательству.

Тесную связь с Ветхим Заветом имеет и Обрезание Господне. Традиция обрезания была установлена древним патриархом Авраамом по откровению свыше. Господь повелел старцу в знак заключенного союза между Ним и людьми обрезать крайнюю плоть. Своего рода это была инициализация членов избранного общества. Авраам приказал совершить обряд над своим сыном, всеми соплеменниками и даже купленными рабами. С тех пор иудеи в обязательном порядке на восьмой день после рождения производят обрезание всем младенцам мужского пола.

Апостолы об обрезании

После сошествия Святого Духа вера во Христа стала широко распространяться по всему цивилизованному миру. Сначала проповедь звучала в среде еврейских общин Средиземноморья. Со временем стали присоединяться и язычники. С этой категорией вновь обращенных в некоторых общинах начали возникать недоразумения. Дело в том, что на протяжении нескольких десятилетий евреи, вступая в христианскую общину, до этого уже были обрезаны. Совершения ветхозаветного обряда стали требовать и от язычников. То есть сначала нужно было выполнить иудейский ритуал, а потом принимать крещение. в своем послании к общине в городе Колоссы крещение сравнил с древним обрезанием. Обычай, ведущий историю от Авраама, был знаком союза людей с Богом, а ныне совершается новозаветное духовное обрезание, нерукотворное. Суть его заключается не в материальных символах, а в отрешении от греховной жизни.

Трегубое торжество

День Обрезания Господня объединяет еще два знаменательных события. В Российской Империи, использовавшей празднование Нового года относительно современного летоисчисления приходилось на 14 января. В секуляризированную советскую эпоху, после перехода на Григорианский стиль, этот день стал называться аутентичным термином «Старый Новый год». Русская Православная Церковь, придерживающаяся ортодоксального календаря, в первый день светского новолетия в 1701 году установила особый праздник 14 января. Обрезание Господне, кроме этого, отмечается совместно с памятью великого учителя Церкви святителя Василия, служившего в IV веке архиепископом в ближневосточном городе Кессарии. В богослужебных текстах все три события органично переплетаются.

Богослужебные особенности

Все торжества в честь Спасителя и Богородицы имеют так называемые дни предпразднства и попразднства. То есть еще до основного события и после него в течение нескольких дней богослужебные песнопения прославляют великое торжество. Аналогию можно провести с восходом и закатом солнца. Утром еще не взошло светило, а мир вокруг уже освещен. Так же и вечером: солнце скрылось, но еще светло. Обрезание Господне прославляется только одни богослужебные сутки. В самый праздник совершается редкое богослужение - литургия Василия Великого. Этот чин служится в Великий пост, в Рождественский и Крещенский сочельники и на Обрезание Господне. Что это первый день нового года, свидетельствуется особым молебном после литургии, в ходе которого испрашивается благословение у Бога на «будущее лето» для граждан, правителей и всего государства.

Обрезание Господне. Икона

Живописных образов этого события существует немного. У иконописцев праздник Обрезания популярностью не пользуется. Обычно в храмах на аналой возлагают икону святителя Василия Великого, память которого совершается в этот же день. Правда, среди фресок внутренней росписи древних храмов можно увидеть Обрезание Господне. Икона, как правило, изображает Деву Марию с Богомладенцем на руках, Иосифа-обручника и старца с ритуальным ножом, готовящегося совершить ритуал.

Нравственный урок

Литургические гимны содержат не только хвалебный контент, но и обладают значительным дидактическим смыслом. Любое событие из жизни Иисуса Христа, Богородицы или святых может стать поводом для извлечения нравственного урока. Не остается в стороне и Обрезание Господне. Что это весьма важный прецедент, можно убедиться, рассмотрев следующую выдержку из богослужебных текстов: «Не постыдился Всеблагой Бог плотским обрезанием обрезаться, но Самим Собой показал образ и начертание спасения: Творец закона - закон исполняет».

Лейтмотивом поучений, звучащих с церковных амвонов в день Обрезания Господня, является нравственный пример повиновения законам для собственного блага. Богочеловек Иисус Христос не имел нужды в совершении над ним какого-либо Но имел ли право Основатель нового духовного общества требовать от своих последователей постоянного подчинения, если бы Сам не исполнял законы, установленные посредством Божественного откровения?

Ветхозаветная традиция и тайна имени

Также церковь в этот день обращает внимание верующих на их имена. Имя христианину дается при крещении не произвольно, а в честь святых. При этом читается особая молитва, связывающая нового члена христианской общины с его небесным покровителем. Кроме определенной смысловой нагрузки (например, Александр по-гречески означает «мужественный», Виктор - «победитель» и т. п.) имя является важнейшим компонентом формирования внутреннего мира человека, тайной его личности. Это особенно актуально в современном мире, когда экзальтированные родители в угоду современным трендам нарекают своих детей едва ли не собачьими кличками.

У многих народов древности существовал обычай наречения двумя именами. Первое, истинное, знал только сам носитель и его близкие. Второе имя предназначалось для пользования в повседневной жизни. Делалось это для того, чтобы недоброжелатели посредством мистического воздействия не могли причинить вреда субъекту. Если столь важное значение именам придавали наши предки, то тем более христианское имя должно быть не пустым звуком, а свидетельством принадлежности к высшей нравственной категории общества.

Описание праздника

  • Слово в день праздника Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого протоиерей Александр Шаргунов
  • Проповедь за Литургией на праздник Обрезания Господня.О наречении имени Иисус. О молитве Иисусовой протоиерей Артемий Владимиров
  • День Обрезания Господня. Законодавец первый подчиняется закону митрополит Вениамин (Федченков)

Обрезание в качестве обряда посвящения Божеству существовало у многих народов, в том числе и у египтян. В еврейском понимании кровь священна, так как «кровь есть душа», кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принятой как дар. У израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах.

Православная Церковь отмечает 14 января праздник Обрезания Господня. Во всех храмах в этот день пройдут праздничные богослужения.

Евангельское предание гласит, что на восьмой день после Рождения Иисус Христос, по ветхозаветному закону, прошел обряд обрезания. Обряд был установлен для всех младенцев мужского пола в знак завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками.

При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), произнесенное архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Деве Марии.

По толкованию отцов Церкви, Бог-Сын принял обрезание, чтобы показать людям пример неукоснительного исполнения Божественных установлений и чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики.

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он и являлся.

Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку.

Праздник Обрезания Господня продолжается один день и соединяется с празднованием памяти святого , архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня.

ИЗ БОГОСЛУЖЕБНЫХ ПЕСНОПЕНИЙ
в современном русском переводе

Тропарь Обрезанию, глас 1:
Ты, Иисус, сидящий в небесах на огневидном престоле с Безначальным Отцом и Божественным Твоим Духом, благоволил родиться на земле от Девы, не познавшей мужа, Матери Твоей; поэтому и был обрезан, как человек, на восьмой день. Слава всемилостивой воле Твоей, слава промышлению Твоему, слава снисхождению Твоему, Единый Человеколюбец!


Кондак Обрезанию и Святителю, глас 3:

Господь всех (всего) терпит обрезание и, будучи Благодетелем, обрезывает человеческие прегрешения, дарует сегодня спасение миру; радуется же на Небесах и божественный таи нник (греч. мист.) Христа Василий, светоносный иерарх [нашего] Создателя.

Тропарь Святителю, глас 1:
Проповедь твоя прошла по всей земле, принявшей твое слово, которым ты изложил достойные Бога истины веры (догматы), разъяснил природу всего существующего, улучшил (украсил) человеческие нравы. Ты, царственное священство, преподобный отец наш [Василий], моли Христа Бога даровать нам великую милость.

Кондак Святителю, глас 4:
О, преподобный Василий! Открывающий небесные тайны, наделяющий всех людей неотъемлемым сокровищем и запечатлевающий его своим учением, - ты стал непоколебимым основанием Церкви.
Величание Обрезанию: Прославляем Тебя, Христос, Податель Жизни, и почитаем пречистой Твоей Плоти законное обрезание.

Величание Святителю:
Прославляем тебя, Святитель, отец наш Василий, и почитаем святую твою память, ибо ты молишься за нас Христу - нашему Богу.

Молитвы

Тропарь Обрезанию Господню

На Престо́ле огнезра́чнем/ в Вы́шних седя́й со Отце́м Безнача́льным и Боже́ственным Твои́м Ду́хом,/ благоволи́л еси́ роди́тися на земли́/ от Отрокови́цы Неискусому́жныя, Твоея́ Ма́тере, Иису́се,/ сего́ ра́ди и обре́зан был еси́, я́ко Челове́к осмодне́вный./ Сла́ва всеблаго́му Твоему́ сове́ту,/ сла́ва смотре́нию Твоему́,// сла́ва снизхожде́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче.

Перевод: На Престоле огневидном восседающий на небесах со Отцом Безначальным и Божественным Твоим Духом благоволил Ты родиться на земле от Отроковицы, не познавшей мужа, Матери Твоей, Иисусе; потому как человек и был Ты в день восьмой обрезан. Слава всеблагому Твоему изволению; слава Твоему; слава снисшествию Твоему, единый Человеколюбец!

Кондак Обрезанию Господню

Всех Госпо́дь обре́зание терпи́т/ и челове́ческая прегреше́ния, я́ко Благ, обре́зует,/ дае́т спасе́ние днесь ми́ру./ Ра́дуется же в Вы́шних и Созда́телев иера́рх,// и светоно́сный, Боже́ственный таи́нник Христо́в Васи́лий.

Перевод: Всех Господь обрезание претерпевает и согрешения человеческие, как благой, отсекает, дает в сей день спасение миру; радуется же на небесах и иерарх Творца, и светоносный, Божественный служитель таинств Христовых Василий.

Каноны и Акафисты

Канон Обрезанию Господню

Песнь 1

Ирмос: Грядите, людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море и наставльшему люди, яже изведе из работы египетския, яко прославися.
Припев:
Осмерица дней, носящая образ будущаго, Твоею Христе просвещается и освящается вольною нищетою; в сей бо законно обрезался еси плотию. (Дважды.)
Слава: Обрезание приемлет осмодневное Христос Своего Рождества, и сего днесь сень спрятает, свет возсиявая новыя благодати.
И ныне: Тойже.

Песнь 3

Ирмос: Утверди нас в Тебе, Господи, древом умерщвлей грех и страх Твой всади в сердца нас, поющих Тя.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Слово воплощшееся пресущественное, в престатие закона обрезася; начаток же Божественныя благодати, и жизни нетленныя нам подаде. (Дважды.)
Слава: Закона исполнитель, не яко сопротивен Богу сый Христос воплотивыйся показася, и сподобися волею обрезатися осмодневен.
И ныне: Тойже.


Седален, глас 4-й
Яко сый бездна человеколюбия, одеялся еси, Владыко, в зрак рабий, и плотию обрезался еси, даруя всем человеком великую Твою милость.

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи, слух Твоего смотрения, и прославих Тя, Едине Человеколюбче.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Обрезание преста, отнележе Христос волею обрезася, язык множество спасая благодатию. (Дважды.)
Слава: Будущаго непрестанную осмаго века жизнь изображает, в нюже Владыка обрезася плотию.
И ныне: Тойже.

Песнь 5

Ирмос: Света подателю, и веков Творче, Господи, во свете Твоих повелений настави нас; разве бо Тебе иного Бога не знаем.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Ты от Девы Матере несказанно прошед, Господи, и в человеческий ныне сподобился еси одеятися образ, яко младенец законно, закон исполнил еси. (Дважды)
Слава: Нощи уподобися, яко сень законную любящи Израиля, рождшая, из неяже облиставший свет мира Христос явися.
И ныне: Тойже.

Песнь 6

Ирмос: Бездна мя многа греховная окружает, и вопию Ти, пророка подражаяй: от тли мя, Господи, возведи.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Прият конец закон, отнележе Христос младенствовав, исполнитель закона сый, обрезание восприят, и разреши законную клятву. (Дважды)
Слава: Субботство, обрезание же шатания еврейскаго, явльшагося Христа мановением преста, и возсия благодати весна.
И ныне: Тойже.

Господи, помилуй. (Трижды.) Слава, и ныне:
Кондак, глас 3-й
Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения яко Благ обрезует, дает спасение днесь миру; радуется же в вышних и Создателев иерарх и светоносный Божественный таинник Христов Василий.

Песнь 7

Ирмос: Образу златому на поле Деире служиму, трие Твоя отроцы небрегоша безбожнаго веления, посреде же огня ввержени, орошаеми пояху: благословен еси, Боже отец наших.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Светло и пресветло Рождество Христово, и будущаго обновления подписавшее таинство днесь: яко законным чином Спас обрезуется, не яко Бог, но яко человек, и закона исполнение. (Дважды.)
Слава: Закон исполняя закона Творец, плотию днесь волею обрезуется, обрезание содевая греховныя зимы, и звати даруя: благословен еси, Боже отец наших.
И ныне : Тойже.

Песнь 8

Ирмос: Неизреченною мудростию составльшаго всяческая Бога Слова, и от не сущих во еже быти приведшаго, благословите дела яко Господа, и превозносите во вся веки.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Во осмый день обрезуется яко младенец Владыка; Иисуса же приемлет именование, яко мира есть Спас и Господь. (Дважды)
Слава: Ко Христову Рождеству достойно осмый спряжеся, святителя всеславная память, юже почитающе верою, поем Господа и превозносим во веки.
И ныне: Тойже.

Песнь 9

Ирмос: Яже прежде солнца светильника Бога возсиявшаго, плотски к нам пришедшаго из боку Девичу, неизреченно воплотившая, благословенная, Всечистая, Тя, Богородице, величаем.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Прешед пределы Христос человеческаго всего естества, преестественно из Девы раждается; и писание законное якоже повелевает, плотию обрезается, и исполнитель закона является. (Дважды)
Слава: Приидите Владыки славная Христова именования во святыни торжествуим: Иисус бо боголепно наречеся днесь. С симиже и память святителя величаем.
И ныне: Тойже.

Проповедь протоиерея Родиона Путятина. В Новый год и в день Обрезания Господня.

Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Слово в день Обрезания Господня.

Проповедь святителя Андрея Критского. Слово в день обрезания Господа нашего Иисуса Христа и в похвалу святому Василию.

Проповедь священномученика Фаддея (Успенского). Слово в день Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого.

Книги, статьи, стихи

Зачем был обрезан Младенец?

«А ко-гда ис-пол-ни-лось во-семь дней и над-ле-жа-ло об-ре-зать Мла-ден-ца, Ему да-ли имя Иисус, ко-то-рое бы-ло на-ре-че-но ан-ге-лом преж-де Его за-ча-тия», - так пре-дель-но ла-ко-нич-но со-об-ща-ет еван-ге-лист Лу-ка о важ-ней-шем для каж-до-го иудея ре-ли-ги-оз-ном об-ря-де (Лк.2:21). Это про-изо-шло в Виф-ле-е-ме, где Свя-тое Се-мей-ство пре-бы-ва-ло в те-че-ние при-мер-но по-лу-то-ра лет до при-хо-да пер-сид-ских ма-гов (волх-вов) и по-сле-до-вав-ше-го за этим бег-ства в Еги-пет. Не-об-хо-ди-мость со-вер-ше-ния над Иису-сом Хри-стом это-го об-ря-да Свя-щен-ное Пи-са-ние обос-но-вы-ва-ет тем, что Он при-шел не на-ру-шить вет-хо-за-вет-ный За-кон, но ис-пол-нить его (Мф.5:17; Гал.4:4).


День Обрезания Господня.

Праздник Обрезания обычно проходит незаметно. И не знаешь, «двунадесятый» ли то праздник или нет... Пасха стоит выше и вне «двунадесятых» (тринадцатый праздник). Следовательно, остаются (по месяцам): Крещение, Сретение, Благовещение, Вход в Иерусалим, Вознесение, Троица с Духовым Днем, Преображение, Успение, Рождество Божией Матери, Воздвижение Креста, Введение во храм и Рождество Христово...

Праздник Обрезания Господнего проходит часто для нас незаметно.

Очень много духовных событий совершается в данный период. 13 января по новому стилю (31 декабря ст. ст.) отдание праздника Рождества Христова, а 14 января по новому стилю (1 января ст. ст.) мы празднуем и Обрезание Господне, и день памяти святителя Василия Великого, и Новый год. 15 января уже начинается предпразднство Крещения Господня.
Потому нам нужно не оставить без внимания праздник Обрезания Господнего. Ведь если он есть, значит важен.

Ветхозаветное обрезание крайней плоти у младенцев мужеского пола древних евреев – Божье установление. Оно записано в Книге Бытие: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Быт. 17:10, 11) .

Обрезание являлось символом будущего новозаветного Таинства Крещения. Смысл его в жертве, которую одновременно приносит Господь за нас и мы должны принести Ему, отдавая свое сердце. Суть Таинства Крещения, как, впрочем, и обрезания, состоит в смерти ветхого человека и воскресении нового духовного существа.

Потому в Крещении вода – это символ земли, а земля – символ смерти. Трижды при погружении в крещальную купель человек умирает и трижды воскресает во имя Святой Троицы в новую духовную жизнь с Христом. Конечно же, этот догмат раскрылся в полной мере только в Новом Завете в Таинстве Крещения, в Ветхом Завете в обрезании был лишь намек на этот полноценный всепрощающий союз с Богом.

Обрезание крайней плоти также символизировало умерщвление ветхого человека и восстановление обновленного духовного существа. Это был своеобразный шаг в небо – к Богу. И тогда ветхозаветный еврей в полной мере становился членом святого богоизбранного народа.

У евреев обряд обрезания совершался на восьмой день в Иерусалимском храме. При этом мальчику сразу же нарекали имя.

То же случилось и с Господом нашим Иисусом Христом. Почему? Ведь Спаситель не нуждался в обрезании как символе соединения с Господом, Он Сам был Богом. Но Христос лично отвечает на этот вопрос: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). То есть Иисус показал нам, что не нарушить пришел Он ветхозаветный закон, но исполнить (Мф. 5:17) .

Само же событие Обрезания Господнего записано в Евангелии от Луки: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк. 2:21) .

То есть Господь нам показал, что в Нем исполнились все ветхозаветные пророчества, что не революции Он пришел устраивать, но окончить времена и сроки. И Ветхий Завет в Нем логически завершился. У человечества началась новая эпоха.

Кроме того, Господь был обрезан для того, чтобы в будущем пресечь различные еретические учения (например, докетов или монофизитов), которые не признают в Христе человеческой природы. Он же нам открыл, что имеет в Себе двойственную природу – Божью и человеческую, соединенную в Нем «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» (догмат IV Вселенского Собора) . То есть Христос есть истинный Бог и истинный Человек, Который обрезывался, крестился, кушал, дышал, страдал и прочее.

Также Спаситель своим примером говорит нам о том, что и мы прежде своих духовных подвигов должны подчиняться церковному закону. На этом краеугольном камне зиждется основа нашего спасения, начинается наш путь в небеса. Послушание Божьему закону, выраженному в Священном Писании, в Предании, в церковных Уставах и догматах – то, чего от нас требует Господь. Он, в том числе и своим обрезанием, показал нам пример исполнения заповедей Небесного Отца, став послушным Ему даже до смерти крестной.

Вот почему так страшно непослушание, и в первую очередь непослушание раскола, ереси. От человека, впавшего в подобные грехи, отходит благодать Божья, ибо «Бог гордым противится, смиренным дает благодать» (Иак. 4:6) .

Мы же, дорогие братья и сестры, будем помнить слова святого первоверховного апостола Павла: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2:28, 29) .

Наше обрезание сердца – это дела веры, послушания, милосердия и любви. Вот к чему призывает нас Господь.

Иерей Андрей Чиженко