Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Моллюски общая характеристика многообразие и значение. Многообразие, значение и общие черты моллюсков — Гипермаркет знаний. Основные классы, входящие в состав типа

Тип моллюски разделён на 7 классов: беспанцирные, моноплакофоры, панцирные, лопатоногие, двустворчатые, брюхоногие и головоногие.

Беспанцирные (Aplacophora) моллюски имеют червеобразное тело до 30 см длиной, целиком закрытое мантией, раковины нет. На брюшной стороне у них имеется бороздка с валиком – рудиментом ноги. Нефридии отсутствуют. Эта группа моллюсков – гермафродиты.

Один из двух подклассов – бороздчатобрюхие моллюски – обитают в морях на глубине от 15 м до 4 км. Они зарываются в ил либо живут на кораллах . 250–300 видов.

Моноплакофоры (Monoplacophora) – морские, преимущественно ископаемые формы. Голова и нога могут втягиваться в раковину мышцами. Дышат 5–6 парами перистых жабр. Сердце состоит из 2 желудочков и 4 предсердий. Нервная система включает четыре продольных нервных ствола, связанных окологлоточным кольцом.

Периодом расцвета моноплакофор было время с кембрия по девон . До настоящего времени сохранился 1 род с 8 видами.

В класс панцирных моллюсков (Polyplacophora) входит около 1000 видов морских донных животных, встречающихся во всех морях, в основном, на мелководье. Панцирные моллюски обитают на камнях и скалах и питаются водорослями и детритом. Некоторые из них употребляются человеком в пищу.

Продолговатое тело длиной 0,5–30 см разделено на голову, туловище и ногу, которой панцирные моллюски присасываются к субстрату. Спинная сторона туловища покрыта раковиной, состоящей из восьми щитков. Органы дыхания – жабры, сердце состоит из двух предсердий и одного желудочка. Из органов чувств имеются глаза, расположенные на спинной поверхности тела, и органы осязания. Большинство панцирных моллюсков раздельнополы с наружным оплодотворением; развиваются с метаморфозом .

Тело лопатоногих (Scaphopoda) моллюсков заключено в раковину, похожую на бивень. Длина тела 0,4–25 см. На концах раковины находятся отверстия; через переднее из них лопатоногие могут выдвигать наружу голову и ногу. Над основанием головы расположены ловчие щупальца, служащие для осязания и захвата пищи (в основном, фораминифер). Эти моллюски раздельнополы; оплодотворение наружное. Из яйца появляется плавающая личинка.

Около 600 видов ведут роющий образ жизни в морях на различной глубине (до 6 км).

Раковина двустворчатых (Bivalvia) моллюсков состоит из двух створок, охватывающих тело моллюска с боков. Со стороны спины створки связаны между собой эластичной перемычкой – лигаментом , а изнутри – мышцами. Утолщённый спинной край створок несёт выступы, образующие замок. Раковина имеет размеры от нескольких миллиметров до десятков сантиметров. Гигантская тридакна вырастает в длину до 1,5 м, а масса этого животного может превосходить 200 кг. Тридакна может жить до ста лет.

Голова у двустворчатых моллюсков отсутствует – это результат приспособления к сидячему образу жизни. По этой же причине слабо развиты органы чувств: есть органы осязания, равновесия (статоцисты), хеморецепторы (осфрадии на жабрах). У некоторых имеются глаза. На брюшной стороне тела есть нога, служащая для прикрепления к субстрату. Органы дыхания – двоякоперистые жабры (у примитивных форм) либо жаберные пластинки. Сердце состоит из желудочка и двух предсердий.

Класс известен ещё с кембрия. Около 150 семейств и 20 000 видов. Двустворчатые моллюски, обитающие в морских и пресных водах, питаются планктоном и детритом, фильтруя воду сквозь сифоны в задней части раковины. Некоторые сверлят твёрдые породы и дерево (при помощи острых зубчиков раковины или растворяя породу выделяемой кислотой). Корабельный червь повреждает днища кораблей и пирсов, протачивая в них длинные ходы. Некоторых двустворчатых моллюсков ( устриц , мидий , гребешков ) употребляют в пищу.

Раковины брюхоногих (Gastropoda) моллюсков закручены в спираль и отличаются большим разнообразием формы. У некоторых моллюсков раковина погружена внутрь тела или отсутствует вообще. На голове есть пара щупалец с глазами. В ходе эволюции брюхоногие моллюски потеряли двустороннюю симметрию. У многих видов симметричные органы, расположенные в правой части тела, редуцировалась. Часть видов имеют своеобразное лёгкое – полость, заполненную воздухом или водой с растворённым в ней кислородом. Встречаются как гермафродиты, так и раздельнополые формы.

Различные виды класса обитают на суше (от альпийских высокогорий и тундры до тропических лесов и пустынь) и в воде. Наземные улитки, живущие несколько лет, переносят зиму в закупоренных слизью норках в спячке. Водные формы ползают по дну; некоторые входят в состав планктона, перемещаясь при помощи видоизменённой в плавник или киль ноги. Типичный пресноводный представитель – прудовик . Раковины фарфоровой улитки каури использовалась во многих странах в качестве монет, а из мурекса добывали красную и фиолетовую краски – пурпур. Слизни – вредители сельского хозяйства. Виноградная улитка употребляется человеком в пищу. Около 40 000 (по некоторым данным, более ста тысяч) видов делятся на три подкласса: переднежаберные, заднежаберные и лёгочные. Вымершие гастроподы известны с кембрия или даже протерозоя ; 15 000 видов.

Класс головоногие (Cephalopoda) – наиболее высокоорганизованная группа моллюсков. Голова чётко обособлена. Часть ноги превратилась в 8 или 10 щупалец («рук»), окружающих рот. На конце щупалец, которыми животное хватает добычу, имеются присоски, нередко снабжённые роговыми крючками. Во рту расположены мощные роговые челюсти, напоминающие клюв попугая. С его помощью головоногие разрывают пищу, а зубчики радулы перетирают её в кашицу. Дело в том, что мозг этих моллюсков со всех сторон обступает пищевод, не позволяя заглатывать крупные куски пищи.

Остатки раковины иногда сохраняются под кожей в виде роговой пластинки; наружная раковина была в основном у вымерших форм. Единственными среди современных головоногих, до сих пор сохранившими наружную спиральную раковину, являются наутилусы. Кровеносная система развита хорошо; кровь имеет голубую окраску из-за входящего в состав эритроцитов гемоцианина . Дышат головоногие жабрами, некоторые способны к продолжительному пребыванию на суше (несколько часов или даже дней) благодаря запасённой в мантийной полости воде.

У входа в мантийную полость имеется воронка ( сифон ), представляющая собой вторую часть видоизменённой ноги. Благодаря реактивной силе, возникающей за счёт выбрасываемой из неё назад воды, животное движется задним концом тела вперёд. Сокращения мышц происходят с очень большой частотой, что обеспечивает равномерность движения. Это достигается, в частности, высокой проводимостью нервов – у некоторых кальмаров их толщина достигает 18 мм. У кальмаров была зарегистрирована скорость передвижения 55 км/ч. Головоногие также могут плыть, помогая себе щупальцами. Некоторые кальмары, выталкивая из сифона воду у поверхности моря, могут подниматься в воздух на несколько метров.

Органы зрения совершенны. Глаза, похожие на человеческие, имеют хрусталик и сетчатку; у гигантских кальмаров их величина превышает 40 см. На плавниках есть и миниатюрные термолокаторы. На внутренней поверхности щупалец и на присосках сосредоточены чувствительные органы обоняния (или вкуса). Развитым органам соответствует большой головной мозг.

Для пассивной защиты от врагов используется автотомия (головоногие «отбрасывают» щупальца, за которые их схватил враг) и выпрыскиваемые в сторону чернильные завесы, возможно, ядовитые. Кроме того, рассеянные по коже специальные клетки –

Каракатицы и кальмары. Верхний ряд, слева направо: обыкновенная каракатица, кальмар-светлячок, гигантский кальмар, тасманийская эвпримна. Нижний ряд, слева направо: обыкновенный каракатицекальмар, летающий кальмар, атлантический хистотевтис, обыкновенный лолиго

Головоногие обитают в морях (вплоть до глубины 5 км), предпочитая тёплые водоёмы. Одни формы живут среди прибрежных скал, другие – на больших глубинах. Одни плавают в толще воды, другие ползают по дну. Практически все – хищники, питающиеся рыбой, ракообразными , другими моллюсками; добычу ловят щупальцами, умерщвляя её секретом ядовитых желёз. Многие головоногие ( кальмары , каракатицы , осьминоги ) употребляются человеком в пищу. Класс делится на два подкласса: четырёхжаберные (вымершие аммониты и единственный сохранившийся сейчас род наутилусы) и двужаберные (каракатицы, кальмары, осьминоги и вымершие белемниты ). Около 600 современных видов.

Боярченко Виктория Николаевна

Урок биологии 7 класс.

Тема урока: «Тип моллюски. Многообразие и значение»

Цель: расширить представления учащихся о многообразии и значении моллюсков в природе и жизни человека;

Обучающая:

    обобщить основные признаки представителей типа, классов моллюски, черты их высокой организации, филогенетической связи с ранее изученными животными;

    познакомить с разнообразием представителей данного типа; их значением

    самостоятельно находить необходимый материал к изучаемой теме.

Развивающая:

    развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, доказывать;

    информационной культуры – анализировать информацию, критически ее оценивать, обобщать, творчески перерабатывать;

Воспитательная:

    активизировать у учащихся интерес и стремление к знаниям;

    воспитание культуру поведения и общения в процессе учебной деятельности, чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности).

    Ценить красоту окружающего мира, воспитывать ценностное отношение к приоде

Ход урока

I . Организационный момент. 1 мин Мотивация к учебной деятельности

    Учитель: Встаньте(-ем) ровно, расправьте(-им) плечи, мысленно улыбнитесь(-емся) – мы рады видеть друг друга. Здравствуйте! Садитесь!

- на нашем уроке сегодня присутствуют гости и мы с вами покажем им нашу работу…

II . Актуализация изученного материала. Введение в новый раздел . 4 мин

Как называется раздел биологии, который мы изучаем? (зоология) Что это за наука?

Какие типы животных мы изучили? С каким типом животных мы продолжим свое знакомство сегодня? (Правильно, с моллюсками). Как называется раздел зоологии о моллюсках?

Не знаете? Где можно узнать? Как можно это выяснить? (учащийся работает с интнрнет-источником)

А мы тем временем обратим внимание на наше Древо жизни (откройте учебники С 67). Какую информацию о моллюсках можно извлечь, основываясь на их месторасположении на нем?

Ответ. (По Древу они стоят выше типа кольчатые черви, значит более высокоорганизованнные, имеют более сложное строение, кольчатые Черви являются их предками, значит, имеются какие-то общие черты, как правило, на ранних стадиях развития.

Р аздел , посвящённый изучению мягкотелых, или называется - Малаколо́гия СЛАЙД

Назовите общие признаки Типа.

СЛАЙД

    Нечленистое мягкое тело, состоящее из…

    Раковина или ее остатки

    Особая складка кожи - мантия, образующая мантийную полость

Сколько видов животных объединяет тип (130 тыс).

На какие классы делится Тип моллюски.

Что лежит в основе подразделения на классы

В данный тип объединяют 3 класса – Брюхоногие, двустворчатые и головоногие. Судя по расположению на древе, из данных классов самыми высокоорганизованными являются головоногие, затем идут двустворчатые и брюхоногие)

Слайд

На предыдущих уроках мы с вами все были учеными лаборатории Лимнологического института г. Иркутск и стали специалистами по определенному классу моллюсков, заполнили таблицу, содержащую основные сведения, заслушивали выступления коллег.

Проверим ваши знания.

На рабочих листах укажите число, Фамилию, Имя и выполните первое задание

Задание 1

Установите соответствие между организмами разных классов моллюсков и их признаками

Признаки класса

Классы

А. головы нет

Б. тело ассиметричное

Д.Раковина внутренняя или отсутствует

    Брюхоногие

    Двустворчатые

    Головоногие

А

Б

В

Г

Д

Проверим себя, назовите порядок цифр, который получился

Подведем итог. Что лежит в основе деления на классы? Один из основных признаков - Наличие и форма раковины или ее отсутствие.

Совершенно верно.

Какую роль играет раковина (защита мягкого тела). Чему способствовало появление раковины? Освоению некоторыми представителями этих животных суши.

Проверим ваши знания представителей каждого класса.

Задание № 2 «Четвертый лишний»

В) г

(проверка с афишированием, показ картинок)

Посмотрите на слайд (быстрое чередование картинок), каким словом можно заменить МНОГООБРАЗИЕ. Обратите внимание на таблицы по правой стене от вас О чем еще мы сегодня узнаем и ЗНАЧЕНИЕ.

Запишите Тему урока в свои рабочие листы.

Какова же цель нашего урока? (познакомиться с многообразием и значением моллюсков). Задачи???

СЛАЙД план

Сегодня мы познакомимся с наиболее интересными представителями Типа Моллюски

Их значением в природе и жизни человека

И так как они обитатели водной среды, а мы живем на берегу озера (какого??? Ьайкал), познакомимся с моллюсками, обитающими в Байкале

С многогообразием и значением моллюсков каждого класса нас познакомят наши специалисты Гармаев: Я познакомился с СЛАЙД ОДИН

Писаренко: Я изучал разных двустворчатых СЛАЙД ОДИН

Петелина Д СЛАЙД + ??? Замечательно поработали наши малакологи, давайте немного отдохнём

ФИЗМИНУТКА

Сядем поудобнее. Закроем глаза переместимся мысленно в подводный мир озера Байкал

Откройте глаза и посмотрите вокруг, не меняя положения туловища, сначала вправо, затем влево.

Вы увидели живого огромного осминога - широко открываем глаза, нам страшно - зажмуриваемся. Трясем головой - не поверили.

Начинаем от страха глубоко дышать – вдох-выдох, вдох-выдох.

От страха по телу пошли мурашки - потерли плечи, руки ноги, не открывая глаз.

Снова открыли глаза-

Выдохнули – Фу – показалось - пожали плечами и широко улыбнулись

Продолжаем работу…Почему показалось?

Ученик: Я выяснил(а), водятся ли Головоногие в Байкале. Выяснил – не водятся. Почему? так как оно пресное, а они морские обитатели

Валентин Йовенко, главный специалист по моллюскам озера Байкал. Что ты можешь сказать… ПРЕЗЕНТАЦИЯ (загнать в 1-2 слайда). Ребята, по мере выступления Валентина, занесите необходимую информацию в рабочие листы.

А теперь:

Задание 3. Инструктивная карта: Рассмотрите ваши лотки и их содержимое.

    Сравните размеры раковины (прудовика (бенедикции) и рапаны, шаровки и жемчужницы), надавите на них. Что можете сказать?

Байкальские моллюски, имеют небольшие размеры, тонкую и хрупкую раковину ).

    Почему размеры обитателей оз. Байкал меньше морских обитателей, их раковина тоньше и хрупкая?

Вспомните из чего состоит раковина. Проанализируйте предлагаемую таблицу «Химический состав воды». Какой вывод можно сделать?

Сформулируйте и запишите вывод в рабочие листы.

(Так как в морской воде содержится большое количество различных химических веществ, раковины морских моллюсков более крупные, толстые, твердые по сравнению с пресноводными обитателями , что связано с содержанием химических веществ в воде.

В настоящее время мы специалисты малакологи, сотрудники лимнологического института часто выезжаем на Байкал. С чем это связано.

Слово предоставляется Кучинской Татьяне. Она является членом научного общества школы, участник ежегодной олимпиады по Байкаловедению и она изучала этот вопрос.

Выступление: В настоящее время наблюдается такая массовая гибель моллюсков у нас на берегу в районе 8 км. Предполагают, что она вызвана…..

Чем может навредить гибель моллюсков нашему озеру?

(Моллюски являются одним из компонентов системы самоочищения Байкала, поэтому их гибель может привести к нарушениям в этой системе и угрозе чистоты вод Байкала(объекту Всемирного наследия, содержащему 20% мировых запасов пресной воды) и его обитателям.

Учитель. Посмотрим на план, выполнили мы его или нет.

Учитель. Мы обобщили наши знания о Типе и классах животных? Ответ.

Учитель . Мы убедились в их многообразии и значении? Ответ.

Учитель. Познакомились с моллюсками – обитателями Байкала.

Учитель. Справились с поставленными задачами? Ответ.

Учитель . Мы достигли цели урока? Ответ.

Есть вопросы?

VI . Контроль знаний. 4 мин

Проверим, как вы усвоили новый материал . Выполним тест - Задание №3 в ваших рабочих листах. На каждый вопрос дается 3 варианта ответа. Выбрать один верный и обвести его в кружок. Время – 3 минуты

А) Конус Б) ципрея или каури В)мурекс

А) мурекс Б) перловица В) каракатица

3.Головоногие моллюски

в) являются объектом промысла для получения мяса;

А) тридакна Б) рапана В) конус

5.Мидии, устрицы, гребешки

А) опасный для человека двустворчатые моллюски

Б) промысловый моллюск, выращиваемый на специальных фермах

В) объектом промысла для получения жемчуга

А) бенедикция и шаровка

Б слизень и беззубка.

В) байкалия и катушка.

Поменяйтесь рабочими листами, возьмите в руки карандаши и проверьте правильность работ друг друга по ключу. Шкала выставления оценок:

Нет ошибок – 5, одна ошибка – 4, 2 ошибки и более – не ставьте оценку, пусть подготовится к следующему уроку.

Поднимите руки кто получил «5»- «4» - «кто не получил оценку» -

Передайте рабочие листы с задних парт на передние

VII . ЗАДАНИЕ НА ДОМ : 2 мин

Откройте дневники, выставите свою оценку и запишите Д/З

Учитель: Сядьте ровно, сделаете глубокий вдох – выдох, улыбнитесь друг другу.

Вы молодцы, мы хорошо поработали Спасибо за сотрудничество.

Перед выходом из кабинета возьмите свои стикеры и выходя из кабинета оставьте свое мнение об уроке: если понравился - стикер зеленого цвета, если не понравился - розового

Желаю удачи. Урок окончен. До свидания.

Приложение

Рабочий лист « Тип моллюски"

Дата:______________ФИ_______________________ Класс______

Тема урока: «___________________________________»

Раздел зоологии, изучающий моллюсков - _______________________

Задание 1. Установите соответствие между классами моллюсков и их признаками

Признаки класса

Классы

А. головы нет

Б. тело ассиметричное

В. наземные, морские и пресноводные обитатели

Г. Исключительно морские обитатели

Д. Раковина внутренняя или отсутствует

    Брюхоногие

    Двустворчатые

    Головоногие

А

Б

В

Г

Д

Задание 2 «Четвертый лишний» (зачеркните «лишнего» одной чертой)

А) перловица, слизень , устрица, мидия

Б) осминог, каракатица, беззубка , кальмар

В) гребешок , катушка, прудовик, виноградная улитка

Задание 3 Составьте схему “Моллюски Байкала”:

Моллюски Байкала (_______видов)


Класс: _____________________ Класс: ________________________

Представители : бенедикция байкальская Представители: шаровка

Байкалииды килеобразная и широкоустная

Затворки: ребристая и байкальская

Организмы, обитающие только в данном месте и нигде больше не встречающиеся - ________________

Задание 3 Инструктивная карта «Лабораторные исследования»

Рассмотрите ваши лотки и их содержимое.

1. Сравните раковины (прудовика (бенедикции) и рапаны, шаровки и жемчужницы). Что можете сказать?

2. Почему размеры обитателей оз. Байкал меньше морских обитателей, их раковина тоньше и хрупкая?

Вспомните из чего состоит раковина. Проанализируйте предлагаемую таблицу «Химический состав пресной и морской воды». Какой вывод можно сделать

Химически состав воды

Химические вещества

кальций

0,412

15,2

магний

1,290

Калий

0,400

натрий

10,76

оксид углерода

0,106

сульфаты

2,71

хлориды

19,35

Вывод: Байкальские моллюски имеют __________________размеры, _______ и _________раковину. Это связано с _______________содержанием солей в воде (слабоминерализирована)

Задание 4: Тест «Многообразие и значение » (Обведи верный ответ)

1. Фарфоровая улитка, раковина которой служит денежной единицей некоторым народам

А) Конус Б) ципрея или каури В) мурекс

2. Моллюск, использующийся для получения пурпурной краски

А) мурекс Б) перловица В) каракатица

3.Головоногие моллюски

а) служат промежуточными хозяевами для ленточных червей;

б) являются объектом промысла для получения перламутра;

в) являются объектом промысла для получения мяса;

4. Хищный брюхоногий моллюск, уничтожающий большое количество промысловых моллюсков

А) тридакна Б) рапана В) конус

5.Мидии, устрицы, гребешки

А) опасные для человека двустворчатые моллюски

Б) промысловые моллюски, выращиваемые на специальных фермах, использующиеся в пищу

В) являются объектом промысла для получения жемчуга

6. Байкальскими эндемиками являются:

А) бенедикция и шаровка

Б слизень и беззубка.

В) байкалия и катушка.

ШКАЛА оценивания:

Нет ошибок - «5»

Одна ошибка – «4»

2 -3 ошибки – не ставь оценку, пусть готовиться к следующему уроку

Д/З

1. Учебник Стр 75-76 ; вопросы устно

2. Творческое задание: (на выбор)

а) подготовить сообщение по одной из тем «Ловцы жемчуга», «Моллюски в произведениях художников (писателей)»,

« Легенды и мифы о моллюсках»

б) Составьте кроссворд (на выбор), ключевыми словами которых являются «МНОГООБРАЗИЕ» или «ЗНАЧЕНИЕ»

Слайд 2

Слайд 3

Тип Моллюски

  • Класс Двустворчатые.
  • Класс Головоногие.
  • Класс Брюхоногие.
  • Слайд 4

    Внутреннее строение типичного моллюска

  • Слайд 5

    Класс Головоногие моллюски

    • К головоногим принадлежат каракатицы, кальмары и осьминоги.
    • Эти животные обладают такой высокой организацией, так что их называют приматами моря.
    • Название «головоногие» означает, что мускулистый орган движения - нога, расположен у них в головном отделе.
    • У этих животных нога преобразовалась в целый венец из щупалец. У ныне живущих головоногих внутренняя раковина или исчезла совсем, или редуцировалась до прозрачной стрелки у кальмаров.
  • Слайд 6

    • Наиболее известен приморскому жителю гигантский осьминог Octopus dofleini, один из самых больших осьминогов планеты.
  • Слайд 7

    Осьминоги получили свое названиепо количеству «ног»-щупалец

  • Слайд 8

    • В процессе эволюции у головоногих моллюсков появилось множество любопытных способностей, помогающих им занимать первое место среди моллюсков. Наиболее интересная из них - способность менять окраску тела.
  • Слайд 9

    • Они могут не только менять свою окраску под цвет грунта и камней, но и становиться полосатыми и пятнистыми. Такой удивительной способностью головоногие обязаны специальным клеткам своей кожи, похожим на пузырьки с краской, - хроматофорам
  • Слайд 10

    • У каждого хроматофора есть тончайшие мышечные волокна, которые способны сжимать его или растягивать. Диаметр этой клетки может измениться в 60 раз за доли секунды!
  • Слайд 11

    • Стоит хроматофорам с черным пигментом меланином расплющиться в блин, осьминог сразу потемнеет и станет незаметен на фоне черной скалы. А если все его хроматофоры сожмутся, осьминог побелеет.
  • Слайд 12

    • Способность почти мгновенно становиться бесцветным необходима моллюску для выполнения трюка с исчезновением. Дело в том, что у всех головоногих есть так называемый чернильный мешок. В этой железе вырабатывается значительное количество все того же меланина.
    • В момент опасности осьминог резко сокращает свой чернильный мешок и из него вылетает чернильное облачко, по форме немного напоминающее самого осьминога. Сам же «бомбометатель» в это время резко бледнеет и рывком отплывает в сторону.
    • Хищник одурачен. Вместо осьминога он хватает лишь темное облачко. Капельки выброшенной краски при этом лопаются и облачко расплывается, образуя настоящую «дымовую завесу»!
  • Слайд 13

    • Мало того, что в этой темной туче ничего не видно. Чернила осьминогов отбивают на время обоняние у хищных рыб вроде мурен и вообще оказывают некоторое тормозящее действие на нервную систему врага. Пока тот «очухается», моллюск уже будет далеко.
    • Но если этот прием не сработал, осьминог может откупиться от хищника одним из своих щупалец. Происходит это в результате автотомии - т.е. самоотбрасывания. Мускулы резко сокращаются, и щупальце буквально отрывается от тела. Некоторое время оно извивается, отвлекая внимание нападающего. Уже через несколько дней на месте культи начнает отрастать новая конечность.
  • Слайд 14

    • Головоногие умеют не только менять свой цвет, но и... светиться! Особенно развита эта способность у глубоководных видов, обитающих во мраке подводной ночи. Светятся они не сами, а благодаря специальным бактериям, способным испускать слабое свечение. Эти бактерии обитают у головоногих в специальных «карманах», куда попадают из морской воды. Такие мешочки с бактериями называют фотофорами
  • Слайд 15

    • Кальмары, одни из самых стремительных морских животных. Движение осуществляется ракетным способом за счет выбрасывания струи воды из под мантии.
  • Слайд 16

    Кальмар – хищник, питается в основном рыбой и проплывает за ее стаями тысячи километров

    • Все туловище кальмара покрывает мантия, от раковины осталась лишь роговая пластинка на спинной стороне тела.
  • Слайд 17

    Каких размеров могут достигать кальмары?

    • Далеко от берегов, в открытом океане встречаются глубоководные гигантские кальмары, вес которых может достигать нескольких тонн, длина тела - 5 м, а вместе со щупальцами - 18 м. Глаза у таких кальмаров величиной с автомобильную фару.
  • Слайд 18

    • Самые лучшие пловцы - кальмары. Форма их тела немного напоминает ракету.
    • Плывущие реактивным способом кальмары, двигаются задней частью тела вперед.
    • Они могут развивать скорость до 50 км/ч.
  • Слайд 19

    Охота осьминогов

    • Осьминог (спрут) в отличие от кальмара не может долго плавать и держится у дна, где прячется в расщелинах скал, подкарауливая свою добычу.
  • Слайд 20

    Плывущий осьминог

    • В критических ситуациях осьминоги, как и кальмары, движутся реактивным способом и могут развивать скорость до 15 км/ч.
  • Слайд 21

    Осьминог, охраняющий яйца

  • Слайд 22

    • У многих видов головоногих моллюсков самцы отличаются по внешнему виду от самок.
    • Такое явление, называемое половым диморфизмом.
    • А у многих головоногих самцы отличаются от самок и по размеру, и по внешнему виду, и по поведению.
    • Например, у осьминогов аргонавтов самцы гораздо меньше самок. Яйца они оплодотворяют чрезвычайно оригинальным способом: одно из щупалец самца аргонавта содержит пакеты со сперматозоидами. Во время брачного сезона оно отрывается и само плывет на поиски самки. Просто чудеса!
  • Слайд 23

    Осьминог аргонавт

  • Слайд 24

    «Живое ископаемое» наутилус помпилиус и вымершие аммониты и белемниты

  • Слайд 25

    • Осьминоги. Слева направо: большой тихоокеанский осьминог, синекольчатый осьминог, карликовая болитена, рогатый осьминог.
  • Слайд 26

    • Осьминоги. Слева направо: обыкновенный осьминог, осьминог адский вампир, ночной гавайский осьминог, полосатый осьминог.
  • Слайд 27

    • У Головоногих органы зрения совершенны. Глаза, похожие на человеческие, имеют хрусталик и сетчатку; у гигантских кальмаров их величина превышает 40 см.
    • На плавниках есть и миниатюрные термолокаторы. На внутренней поверхности щупалец и на присосках сосредоточены чувствительные органы обоняния (или вкуса).
    • Развитым органам соответствует большой головной мозг.
  • Слайд 28

    • Каракатицы и кальмары. Слева направо: обыкновенный каракатицекальмар, летающий кальмар, атлантический хистотевтис, обыкновенный лолиго.
  • Слайд 29

    • Каракатицы и кальмары. Слева направо: обыкновенная каракатица, кальмар-светлячок, гигантский кальмар, тасманийская эвпримна.
  • Слайд 30

    • Каракатицы и кальмары. Слева направо: аргентинский кальмар, гетеротевтис, малая каракатица, кальмар-ромб.
  • Слайд 31

    Класс Двустворчатые моллюски

  • Слайд 32

    • Класс известен ещё с кембрия. Около 150 семейств и 20 000 видов.
    • Двустворчатые моллюски, обитающие в морских и пресных водах, питаются планктоном и детритом, фильтруя воду сквозь сифоны в задней части раковины.
    • Некоторые сверлят твёрдые породы и дерево (при помощи острых зубчиков раковины или растворяя породу выделяемой кислотой). Корабельный червь повреждает днища кораблей и пирсов, протачивая в них длинные ходы.
    • Некоторых двустворчатых моллюсков (устриц, мидий, гребешков) употребляют в пищу.
  • Слайд 33

    • Раковина двустворчатых (Bivalvia) моллюсков состоит из двух створок, охватывающих тело моллюска с боков. Со стороны спины створки связаны между собой эластичной перемычкой - лигаментом, а изнутри - мышцами. Утолщённый спинной край створок несёт выступы, образующие замок. Раковина имеет размеры от нескольких миллиметров до десятков сантиметров.
    • Гигантская тридакна вырастает в длину до 1,5 м, а масса этого животного может превосходить 200 кг. Тридакна может жить до ста лет.
  • Слайд 34

    • Голова у двустворчатых моллюсков отсутствует - это результат приспособления к сидячему образу жизни. По этой же причине слабо развиты органы чувств: есть органы осязания, равновесия (статоцисты), хеморецепторы (осфрадии на жабрах).
    • У некоторых имеются глаза. На брюшной стороне тела есть нога, служащая для прикрепления к субстрату. Органы дыхания - двоякоперистые жабры (у примитивных форм) либо жаберные пластинки
  • МОБУ СОШ ЛГО с. Ружино Кузнецова О.В. Стр. из

    Тема

    Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в жизни человека .

    Цель урока


    • Показать многообразие моллюсков в природе, расширить знания учащихся о систематике животных данного типа.

    • Рассмотреть роль моллюсков в хозяйственной деятельности человека.

    • Доказать необходимость охраны моллюсков, занесенных в Красную книгу.

    • Обобщить знания учащихся о внутреннем и внешнем строении моллюсков, их многообразие и классификации.

    • Проконтролировать знания учащихся по данной теме.

    • Развивать творческую активность учащихся.

    • Воспитывать любовь к природе, стремление ее охранять и заботиться о ней.

    • Развивать познавательные интересы ребят.

    • Развивать умение обобщать, сравнивать, делать выводы.

    Оборудование:


    Таблицы «Тип моллюски», коллекция раковин моллюсков, рисунки, картины, магнитофон.

    Ход урока


    1. Организация класса

    1. Вступительное слово учителя
    Удивителен и разнообразен мир природы, удивителен и неповторим каждый живой организм, каждое живое существо! От урока к уроку шагая, мы вместе познаем красоту и неповторимость растений и животных, убеждаясь в необходимости их любить и оберегать.

    Сегодня у нас второй урок, посвященный моллюскам. На прошлом уроке мы изучили внешнее и внутреннее строение моллюсков, их классификацию. Все это отразилось в блоке №6, который есть у вас в тетрадях и у нас на доске. Сегодня мы изучим значение моллюсков в природе и жизни человека, расширим знания об их систематике и многообразии и заполним часть блока – Значение.

    Музыка.

    Сегодня наш урок – это урок-путешествие. Где только не придется побывать нам с вами, чтобы доказать, что моллюски играют важную роль в природе и жизни человека .


    1. Первая страница путешествия
    Представьте себе, что мы находимся на Филиппинских островах, на берегу моря и наблюдаем как смелые и отважные пловцы племени ныряют, чтобы достать жемчуг. Легенда о жемчужине, похожей на голову мусульманина (вес 6кг 350г, длина 23см), жители племени считали ее волшебной. И когда доктор из Европы вылечил второго сына вождя, то ему в знак огромной благодарности подарили эту жемчужину. Она и сейчас храниться в Нью-Йорке, в залах одного из международных торговых центров.

    Сегодня вы будете нырять, и показывать свои знания, а за это получать жемчужины разной величины:

    0,5 балла – за дополнение;

    1 балл – за хороший ответ;

    2 балла – за ответ повышенной сложности.

    И чем глубже вы будете нырять, т.е. показывать свои знания, тем больше жемчужин соберете, и большее количество баллов получите.

    Прежде чем перевернуть первую страничку нашего путешествия, а нас ждет путешествие на морское дно, давайте вспомним:

    Беседа.


    1. назвать особенности внешнего строения моллюсков.

    2. какие системы органов моллюсков усложнены, почему?

    3. как устроена нервная система моллюсков?

    4. сколько классов включает в себя этот тип?

    5. отличительные особенности брюхоногих, головоногих, двустворчатых.
    Задание.

    Даны представители всех классов:

    Черноморская рапена, мидия, наутилус, слизень, тридакна, беззубка, виноградная улитка, кальмар, каракатица, осьминог, жемчужница.

    К какому классу они относятся?

    Показывают с помощью сигнальных карточек.

    Мы хорошо справились с этим заданием и вправе перевернуть страницу нашего урока.


    На морском дне.


    Музыка.

    Учитель:

    Именно на морском дне обитают самые загадочные, самые фантастические головоногие моллюски. И чтобы убедиться в этом, мы поиграем в игру «Правда ли это?».

    Правда ли, что есть искрящиеся кальмары?

    Да. Некоторые кальмары обладают органами, которые светятся сквозь стенки тела. Другие несут на себе светящиеся бактерии, которые проникают внутрь еще на зародышевых стадиях.

    Правда ли, что каракатица чемпион по изменению окраски?

    Правда, небольшие сумочки с желтой, оранжевой, коричневой и черной краской находятся в коже каракатиц. Мускулы кожи, сжимая или разжимая эти сумочки, создают самую разную окраску, позволяя маскироваться под цвет дна.

    Правда ли, что синий осьминог – это маленький страшный убийца?

    Да. Кольчатый синий осьминог каждый год убивает больше людей, чем даже акулы. Длина его тела не превышает 3см. он является одним из самых ядовитых существ на Земле , выделяя гораздо более сильный яд, чем любое сухопутное животное.

    Давайте послушаем свежие сообщения ученых-океанологов, прибывших со дна океана.

    Сообщения о кальмарах и осьминогах.

    Чтобы перейти к следующей странице нашего путешествия, нам надо прочитать и исправить письмо-сообщение одного нашего горе-исследователя, найти ошибки и исправить их.

    Задание:

    «Моллюски – сегментированные , беспозвоночные животные, все они имеют раковину , состоящую из двух створок. Органы выделения моллюсков представлены – метанефред., кровеносная система незамкнутая, сердце состоит из 4 камер.

    Вы хорошо справились с этим заданием, и мы переходим к следующей странице нашего путешествия.

    Увлеченно путешествуя и изрядно проголодавшись, всем захотелось домой в уютный класс, который на несколько минут превращается в ресторан.


    Ресторан «Наутилус». Вход бесплатный.


    Директор ресторана:

    Приглашаем посетить наш ресторан, где в ассортименте вы сможете попробовать блюда, приготовленные из всех представителей типа Моллюски. Это блюда из Франции, Италии, Испании, Японии, Кореи. Все они питательны и имеют прекрасный вкус.

    Учитель:

    Но сначала – немного истории! Европейцы, приехавшие на Цейлон в начале 20 века, в канун больших праздников пришли в недоумение. Все хозяйки на пляже, как им показалось, занимались стиркой. Когда европейцы присмотрелись, то увидели, что отбивалось не бельё, а какие-то странные предметы. За длинные щупальца из корзин вынимались головастые уродцы, бросали на камни и колотили скалками. «Клянусь Нептуном – воскликнули европейцы – они отбивают осьминогов».

    Секрет странных действий раскрывался очень просто: то был первый этап в приготовлении праздничного стола – ведь не отбитое мясо осьминогов прожевать невозможно. И люди не жалеют сил, чтобы получить лакомый кусочек! Осьминоги – вкусное блюдо!

    Официант 1:

    Директор универмага:

    А еще давайте заглянем в хозяйственный отдел, где можно купить краску, шифер, изготовленные из моллюсков. Раковины морского гребешка используют как черепицу для покрытия крыш домов. Такие крыши переливаются разными цветами радуги, выдерживают разные изменения погоды, очень прочные и не требуют ремонта.

    Продавец 1:

    В нашем отделе есть краски, полученные из морской улитки – муреке. Эта улитка выделяет слизь для защиты тела от повреждений. Почти белая в воде, слизь на свету становится желтой, потом зеленоватой, затем темно-красной и, наконец, приобретает яркий пурпурный цвет. Такая краска не тускнеет на протяжении сотен лет, ею окрашивали ткани римских императоров, из нее делали румяна и чернила.

    Учитель:

    Вот и заканчивается наше удивительное путешествие. Наступает время подведения итогов.

    В блоке, в тетрадях записать значение моллюсков. Что запомнилось? Что понравилось?

    А если моллюски так важны, то их надо беречь. Многие из них находятся на грани гибели и людям стоит задуматься об их охране.


    Красная книга Моллюсков.


    Всего в Красную книгу занесено 123 вида моллюсков.

    А ведь занесение в Красную книгу – это сигнал, что животное терпит бедствие.

    Сообщение учащихся о моллюсках, занесенных в Красную книгу.

    Учитель:

    Что надо делать, чтобы сберечь этот хрупкий мир живых существ?

    Разработка специальных комплексных программ.


    1. создание охраняемых территорий, заповедников, заказников, где охраняются целые комплексы живых организмов, в т.ч. и моллюски;

    Разработка урока по биологии по технологии развития критического мышления.

    Урок в 7 классе по теме

    Предмет: Биология.

    Тема урока : «Многообразие и значение Моллюсков»

    Тип урока: Изучение нового материала.

    Цель урока: формирование понятия о многообразии и значении моллюсков.

    Задачи :

    Изучить многообразие пресноводных и морских моллюсков;

    Сформировать навыки работы в группах при изучении текста и при работе с рисунками, коллекциями.

    Способствовать к формированию бережного отношения к природе на примере моллюсков

    Планируемые результаты:

    предметные : знание учащимися разнообразия морских и пресноводных моллюсков, знание роли моллюсков как биофильтраторов и промысловых животных.

    метапредметные: умение работать с текстом учебника, с раздаточным материалом, наблюдать, распознавать, визуально определять представителей Типа Моллюски.

    личностные : развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы.

    Оборудование и материалы : компьютер, проектор, презентация, коллекция раковин моллюсков, карточки с моллюсками, распечатанный текст.

    Основные понятия, изучаемые на уроке :

    « биофильтраты», «промежуточный хозяин», «глохидий», «реактивное движение», «чернильный мешок»

    Организационная структура урока

    План урока:

    1. Организационный этап урока.

    2 . Актуализация опорных знаний.

    Фронтальная работа

    3.Изучение новой темы:

    А) Актуализация.

    Б) Мотивация.

    В) Восприятие и осмысление учащимися нового материала ( визуализация результатов деятельности).

    4.Закрепление.

    5.Домашнее задание.

    6. Анализ.

    7. Рефлексия.

    Ход урока:

    1 .Организационный этап урока: (учитель приветствует класс)

    2.Актуализация опорных знаний

    Фронтальная работа

    Дополните предложения:

    Тело моллюсков делится на три отдела …, …, … .

    Голова отсутствует у моллюсков …

    Моллюски, обитающие в воде, дышат …

    Наземные формы моллюсков дышат с помощью …

    Тело моллюсков покрыто кожной складкой - …

    Раковина образуется из … …

    Между мантией и телом находится …

    Раковина выполняет функции … и … .

    Раковина состоит из трех слоев:…, …, ….

    У головоногих моллюсков раковина ….

    У двустворчатых моллюсков раковина … .

    У брюхоногих моллюсков раковина … .

    Кровеносная система моллюсков …

    Органами чувств у моллюсков являются …

    Органом выделения является …

    Нервная система … .

    Раздельнополыми являются моллюски … и … .

    Гермафродитами являются моллюски класса … .

    Учащиеся проводят самопроверку теста, ответы на который проектируется на экран с критериями оценок: 0 -2 ошибок - «5», 3 -5 ошибок - «4», 6-10 ошибок - «3»,более 10 ошибок - «2».

    3. Изучение новой темы:

    А) Актуализация знаний:

    Учитель: На ваших столах находятся рисунки животных. Каждому обучающемуся необходимо определить животных типа Моллюски. По каким признакам вы их определили? (Признаки: выделяется голова, туловище, ногу, мантию, раковину).

    Б) Мотивация:

    Учитель: Ребята! Отгадайте загадки.

    1.Симпатичный он на вид,

    Хоть бывает ядовит!

    У моллюска - восемь ног.

    То придонный… (Осьминог)

    2. Этот домик я могу

    Отыскать на берегу.

    В нем укрытие моллюска,

    И хозяин гордый:

    «Домик выдержит нагрузку,

    Известковый, твердый». (Ракушка)

    3. Иногда он прячет рожки,
    Из семейства «брюхоножки»
    Выползает вечерами,
    Сам - с похожими концами,
    Длинный, мокрый… Не червяк!
    И при всём улитке - брат.(Слизень)

    А это кто, рогатая,
    Приползла в наш дворик?
    Испугалась воробья
    И спряталась в свой домик. (Улитка)

    Учитель: Ребята! О каких животных идёт речь? Какой вопрос у вас возникает? Как вы думаете, о ком мы с вами будем говорить на уроке? (Ребята формулируют тему урока сами).

    Учитель: Сегодня мы с вами изучим тему « Многообразие и значение Моллюсков». Запишите в тетрадь сегодняшнее число, название темы.

    «Многообразие и значение Моллюсков»

    Сегодня на уроке мы познакомимся с многообразием моллюсков, с их отличительными признаками, поговорим о значении их в природе и жизни человека. Тип Моллюски насчитывает 8 классов, но по школьной программе мы изучаем только

    В). Восприятие и осмысление учащимися нового материала

    (используется прием «Кластер»

    ( Класс Брюхоногие) (Класс Двустворчатые) (Класс Головоногие)

    (используется прием «Зигзаг»)

    В типе Моллюски выделяют несколько классов. Среди них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие моллюски.

    Сейчас вам предстоит самостоятельно выяснить особенности строения и жизнедеятельности класса Брюхоногие моллюски, класса Двустворчатые моллюски, класса Головоногие моллюски.

    Прием «Зигзаг»

    Каждому ученику выдается текст. На каждом тексте проставлены номера. Учащиеся, получившие карточку подразделяются на три группы. Каждый ученик должен самостоятельно прочитать текст.

    Затем учащиеся совместно определяют главную мысль текста, обсуждают и записывают в таблицу. Итогом работы каждая группа читает свою колонку и другие группы записывают колонки соседних групп. Четко обозначена продолжительность рабочего времени.

    Линии сравнения

    Брюхоногие

    Двустворчатые

    Головоногие

    Среда обитания

    Строение раковины

    Части тела

    Способ питания

    Значение

    Типичные представители

    Текст 1.

    Класс Брюхоногие моллюски.

    Класс брюхоногие — это единственный класс, представители которого освоили не только водоемы, но и сушу, поэтому по числу видов моллюсков — это самый многочисленный класс. Его представители сравнительно небольшие по размерам: черноморский моллюск рапана до 12 см высотой, виноградная улитка — 8 см, некоторые голые слизни — до 10 см, крупные тропические виды достигают 60 см.

    Тело брюхоногого моллюска разделено на голову, туловище и ногу, занимающую всю брюшную поверхность тела (отсюда и название класса).

    Тело моллюска покрыто мантией и заключено в спирально закрученную раковину. Передвижение моллюска происходит благодаря волнообразному сокращению мышцы ноги. На нижней стороне головы помещается рот, а на боковых сторонах — два чувствительных щупальца, у их основания находятся глаза.

    К брюхоногим моллюскам относятся слизни, получившие название из-за обильно выделяемой слизи. Раковины у них нет. Обитают на суше во влажных местах и питаются растениями, грибами, некоторые встречаются на огородах, нанося вред культурным растениям.

    К растительноядным брюхоногим относится виноградная улитка, также наносящая вред сельскому хозяйству. В некоторых странах ее используют в пищу.

    Среди многочисленных видов брюхоногих моллюсков особенно известны благодаря красивым раковинам — морские. Их используют в качестве сувениров, из перламутрового слоя изготавливают пуговицы, а из раковины очень мелкого моллюска каури некоторые народы Африки и Азии изготавливают деньги, украшения. У мурекса слизь используются для приготовления краски «королевский пурпур»

    Текст 2.

    Класс Двустворчатые моллюски.

    Класс двустворчатые — исключительно водные животные. Через свою мантийную полость они перекачивают воду, выбирая из нее питательные вещества. Такой способ питания называют фильтрацией. Он не требует особой подвижности организмов, поэтому у представителей класса наблюдается некоторое упрощение в строении по сравнению с представителями других классов. Все моллюски этого класса имеют двустворчатую раковину (отсюда и название класса). Створки раковины соединены находящейся на спинной стороне моллюска особой эластичной связкой. К створкам раковины прикрепляются мышцы — замыкатели, их сокращение способствует сближению створок, закрытию раковины, при расслаблении их — раковина раскрывается.

    Представителями данного класса являются беззубка, перловица, устрицы, мидии. Самый крупный морской моллюск — тридакна, весящий до 300 кг.

    Наиболее распространенный моллюск в пресных водоемах страны — беззубка. Тело беззубки, состоящее из туловища и ноги, покрыто мантией, свешивающейся с боков в виде двух складок.

    Между складками и телом имеется полость, в которой находятся жабры и нога. Головы у беззубки нет. На заднем конце тела обе складки мантии прижимаются друг к другу, образуя два сифона: нижний (вводный) и верхний (выводной). Через нижний сифон вода поступает в мантийную полость и омывает жабры, чем обеспечивается дыхание. С водой приносятся различные простейшие одноклеточные водоросли, остатки отмерших растений. Отфильтрованные пищевые частицы через рот попадают в желудок и кишечник, где подвергаются действию ферментов. У них развитие с превращением (личинка -глохидий).

    Двустворчатые моллюски используются человеком. Мидий, устриц — употребляют в пищу, других, например, разводят для получения жемчуга и перламутра: жемчужниц, перловицу.

    Текст 3.

    Класс Головоногие моллюски.

    Современные головоногие насчитывают около 700 видов, исключительно обитателей морей и океанов с высокой концентрацией солей, поэтому они не встречаются ни в Черном, ни в Азовском морях.

    Головоногие — это хищники средних или больших размеров. Их тело состоит из туловища и большой головы, нога превратилась в щупальца, которые окружают рог. Большинство из них имеют 8 одинаковых щупалец, например осьминоги или 8 коротких и 2 длинных, как у кальмара.

    На щупальцах находятся присоски, с помощью которых удерживается добыча. На голове у представителей класса имеются большие глаза, напоминающие глаза человека.

    Раковины у многих представителей головоногих нет, только у каракатицы она расположена под кожей, а у наутилуса имеется многокамерная раковина. У многих головоногих благодаря реактивному способу движения скорость достигает 70 км в час (кальмары).

    Головоногие моллюски имеют большое промышленное значение: их используют в пищу (кальмары, осьминоги, каракатицы), из содержимого чернильного мешка каракатиц и кальмаров изготавливают коричневую краску — сепию, натуральную китайскую тушь. В кишечнике кашалотов из непереваренных остатков головоногих образуется особое вещество — амбра, используемое в парфюмерной промышленности для придания устойчивости запаха духов. Головоногие моллюски — это пищевая база для морских животных — ластоногих, зубастых китов и др.

    Закрепление нового материала. Стадия рефлексии. (используется прием «Концептуальная таблица») Учитель: Молодцы ребята, вы хорошо потрудились. А теперь вам предстоит разгадать кроссворд, вы узнаете, как называется ископаемый моллюск; имевший спиральную раковину.

    1.Хищный моллюск, уничтожающий устриц.

    2.Моллюск, слизь которого используются для приготовления краски «королевский пурпур»

    3.Источник жемчуга

    4.Используются в пищу человеком

    5.Разрушает подводные сооружения

    6.Моллюск, вредитель полевых и ягодных культур

    7.И съедобная и вредитель

    Рап а на

    М урекс

    Же м чужница

    О сьминог

    Корабель н ый червь

    Сл и зень

    Виноградная ули т ка

    ( аммонит )

    Составить «синквейн» по теме класс Моллюски.

    1.Прудовик (Обыкновенный).

    2.Красивый, медленный.

    3.Плавает, ползет, размножается.

    4.Прудовик откладывает яйца на водоросль.

    5.Моллюск.

    Итоги урока.

    Рефлексия.

    Что было главным?

    Чему вы научились?

    Что было для вас трудным?

    Где могут пригодиться эти знания?

    5. Домашнее задание. Составить кроссворд, используя названия видов класса брюхоногие, двустворчатые, головоногие моллюски.

    7. Рефлексия.

    Что вам понравилось на уроке?

    Что было главным?

    Чему вы научились?

    Что было для вас трудным? Где могут пригодиться эти знания?