Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Путешествие в древний мир - жаклин динин - жизнь в афинах

Афины столица и крупнейший горд в Греции, еще в 5 веке до нашей эры это был город- государство, который определил тенденции развития всей европейской культуры. В Афинах приживает сегодня треть населения всей Греции, другими словами 3,4 миллиона человек. Преимуществом жизни в Афинах является жаркие средиземноморский климат, настоящие субтропики, зимой возможны заморозки и даже идет снег, а вот летом нестерпимая жара и засуха. Город находится в долине, рельеф окружающей местности приводит к тому, что наблюдается так называемый эффект температурной инверсии, таким образом продукты жизнедеятельности человека остаются в воздухе на долгое время, жители города страдают от повышенного загрязнения воздуха, например, тоже самое происходит в Лос-Анджелесе. Жизнь в Афинах кипит, однако это может показаться и недостатком, стихийное уличное движение, все на мопедах, со стороны может показаться, что это не Евросоюз, а страна третьего мира.

Недвижимость, дома и квартиры. Где лучше жить в Афинах

Центром исторического города Афины является Акрополь, районы Тисио, Плака, Колонаки площадь Синтагма и торговой Площадь Монастираки, вся эта местность отдана иностранным туристам, центр современных Афин — это площадь Синтагма со зданием парламента, другими дворцами и современными многоэтажками. Сегодня строятся в Афинах главным образом удобные пешеходные проспекты, которые соединяют главные функциональные части города, например Заппейон и Национальные сады с Храмом Зевса Олимпийского, в перспективах развитие, улучшение коммунальной сферы и транспорта, однако такие планы скорее всего уже остановились из-за огромных долгов Греции, ждать реальных улучшений придётся очень долго.

Для комфортной и так сказать настоящей европейской жизни в Афинах можно выбрать современный спальный район Смирна, это больше подойдет выходцам и России или Украины, так как здесь будет больше цивилизации чем в старой застройке Афин. Можно выбрать современные жилые многоэтажки, чем выше этаж, тем выше стоимость, из многих квартир с панорамными стенами- окнами отрывается ошеломляющий вид на Акрополь, особенно в закатных лучах солнца, в такой квартире и телевизор не нужен, взгляд от окна квартиры не оторвать. Цены с 2008 года просели в несколько раз, теперь двухкомнатная может стоить дешевле 100000 евро, аренда такой квартиры около 800 евро в месяц. Худшим местом для жизни в Афинах можно назвать Район Площади (Платия) Виктория, но там же много выходцев из Украины, России, Молдавии.

Жизнь для русских

Первая волна эмиграции из России в Грецию проходила в начале 20 века, многие хотели попасть в страны Европы, однако осели в Греции, в основном в Салониках и Афинах, как результат в Греции появились русские храмы и целая община, которая насчитывает десятки тысяч человек, другие данные указывают на точную цифру в 14000 человек, при этом на территории Греции находится около 1 миллиона иностранных граждан, сравнительно можно говорить, что россиянам Греция совсем не понравилась. Если еще несколько лет назад русские ехали в Грецию на заработки, то сегодня ситуация в корне изменилась, уровень жизни в России превосходит Грецию, сюда прибывают по семейным обстоятельствам или по бизнесу, открытие фирмы, покупка недвижимости.

Скорее люди не в Грецию стремятся, а наоборот уехать, молодые греки хотят поскорее переехать в другие страны Евросоюза где есть работа и перспективы. В Греции имеются относительно хорошие условия для образования, в том числе русская в школа при посольстве РФ, школы делятся на частные платные и государственные бесплатные, уровень образования в них одинаковый, тоже можно говорить и про университеты, большинство из них находятся в Афинах, но уровень образования в Греции очень низкий, уступает даже таким странам как Италия и Испания. Греция - родина демократии, борьба за справедливость – здесь в крови у каждого. В Греции также популярны народные протесты как в Италии, забастовки не редкость. Такие моменты могут тесно быть связаны с характером местных жителей, они очень живые, часто вспыльчивые, общительные.

Русские в Греции на удивление кажутся более амбициозными и перспективными по сравнению с местными жителями, в них также ценится знание дополнительных языков и желание саморазвиваться и добиваться большего. Самих греков можно упрекнуть в некоторой нерасторопности, медлительности, безынициативности, что может быть свойственно характеру людей, живущих на Средиземном море. Греки больше уважают отдых, чем труд, помнится еще в древние времена здесь трудились только рабы, работа для свободных людей считалась делом постыдным. Все это бросается в глаза в переполненных днем кафе, верандах и ресторанах, в которых греки обычно и проводят все свое время, а когда работать? Завтра.

Многие из нас были Греции, но это была туристическая поездка, Греция открывается совсем с другой стороны когда тут нужно жить или чего похуже так ещё и зарабатывать деньги, тогда впечатления от Греции сразу меняются и часто на противоположные.

Работа, зарплаты и вакансии в Афинах

Афины крупнейший в Греции промышленный центр, что определись удобным географическим расположением на пересечение сухопутных и морских путей, здесь находятся основные греческие предприятия химической, металлургической, металлообрабатывающей, пищевой, швейной, текстильной, обувной промышленности, тут же крупный металлургический завод в Элефсине, судоверфь Hellenic Shipyards в Скарамангасе и нефтеперерабатывающий завод Aspropyrgos Refinery в Аспропиргос.

В Греции имеются сайты и газеты по поиску работы для русских, большинство вакансий представленных там не самой лучшей пробы, в основном это неквалифицированный труд сиделок, нянек, уборщиц, чернорабочих и тому подобное. Справедливости ради заметим, что вообще в Греции очень плохо с работой, это касается и квалифицированного труда, многие предприятия закрылись после включения страны в еврозону, дипломированные специалисты остались без работы.

В Греции работа есть в летний туристический сезон, в это время требуются официанты, обслуга в гостинцах, гиды переводчики. В этом плане русские могут найти работу в курортных городках, так как владеют русским языком, а поток туристов из России в Грецию не ослабевает. На любую официальную и даже неквалифицированную работу в Греции нужен диплом, который признан этой страной, а также разрешение на работу.

Переезжать жить в Грецию лучше уже тогда, когда есть деньги на жизнь или приглашение от местной солидной компании, помните, что в Греции берут на работу родственников, а не профессионалов своего дела, в Греции главное знакомства, связи и блат. Важным фактором устройства на работу будет и знание греческого языка. Зарплаты в Греции одни из самых низких в Европе, но все же выше чем в странах Восточной Европы, работая в туристическом секторе, официантом, работником гостиницы, гидом можно зарабатывать около 1200 евро в месяц, работник на фабрике может получать 1500 евро и больше, учителя и врачи до 2000 евро.

Уровень жизни

Афины немножко напоминают кубинскую столицу, при этом никак не верится, что попал в Евросоюз. Старые исторические кварталы все еще могут похвастаться остатками былой барочной роскоши, но это барокко уже очень состарилось, новые кварталы ничем не примечательные, однотипные дешевая застройка, на улицах можно увидеть горы мусора, в отзывах на форумах бывалые туристы заявляют, что Афины - это сплошные трущобы. Старинные строения в Афинах не сносят, обычно к ним пристраивают новые, которые по своему качеству не сильно из превосходят.

Гимнасноны и палестры были местом не только физических тренировок, но и просто встреч афинян. Особенно в гимнасионах, где собирались и взрослые, и молодежь, возникали политические и философские споры, вели беседы Сократ и софисты. Атмосферу демократических Афин ярко представляет нам уже не раз упоминавшаяся речь Перикла в «Истории» Фукидида: «В нашем государстве мы живем свободно и в повседневной жизни избегаем взаимных подозрений: мы не питаем неприязни к соседу, если он в своем поведении следует личным склонностям, и не высказываем ему хотя и безвредной, но тягостно воспринимаемой досады». Подобная же атмосфера большого свободного города царила, вероятно, и в Милете эпохи архаики, позволяя Фалесу или Анаксимандру спокойно заниматься тем, чем не занимался никто: размышлениями над природой вселенной. В Афины V в. до н. э„создавшие у себя наилучшие тогда условия для свободного творчества, стремились ученые и художники из других греческих городов. На улицах Афин, кроме местного уроженца Сократа, можно было встретить философов-софистов Протагора из Абдеры и Горгия из сицилийских Леонтин, поэта Продика с Кеоса, живописца Полигнота с Тасоса. Все они, а особенно софисты - учителя мудрости, оказывали большое влияние на умы афинской молодежи. Огромный духовный, культурный подъем афинского общества начиная примерно с середины V в. до н. э. мы называем «аттическим просвещением». Плоды его сказались быстро: поколение афинян эпохи Пелопоннесской войны уже мало напоминало генерацию воинственных и суровых «марафономахов» - победителей персов в сражении при Марафоне.

«Город наш - школа всей Эллады, и полагаю, что каждый из нас сам по себе может с легкостью и изяществом проявить свою личность в самых различных жизненных условиях», - продолжает свою речь Перикл у Фукидида. Тем не менее жизнь в этом богатом и просвещенном городе больших возможностей была простой и не имела ничего из той роскоши, которой окружали себя высшие слои городского населения Востока или, позднее, Древнего Рима. Рядовой афинянин был неприхотлив, обходился лишь самым необходимым в том, что касалось еды, одежды и жилья. В V в. до н. э., в отличие от столетия предшествовавшего, на улицах было уже не увидеть мужчин, разодетых по ионийской или восточной моде в пурпур, со щегольски подстриженными длинными бородами, с золотыми заколками в волосах. Местная шерстяная пряжа вытеснила привезенные издалека тонкие ткани. На смену длинному ионийскому хитону пришел у мужчин короткий дорический хитон, а хитон женский стал похож на старинный пеплум. Аристократия и в демократических Афинах пыталась выделиться своими нарядами: так, сторонники аристократической Спарты надевали, короткие спартанские плащи, трибоны, а аристократическая молодежь, служившая в коннице, охотно украшала свои хламиды золотом и пурпуром. Простые афиняне одевались скромно, так что на улице, как тогда говорили, трудно было отличить свободного от раба.

Скромным, неприхотливым был и стол афинян. Герои Гомера не могли обходиться без мяса, жители же Афин эпохи архаики и V в. до н. э. питались прежде всего овощами: луком, чесноком, салатом. Излюбленное блюдо - рыба. Очень много рыбы, в особенности маринованной и соленой, доставлялось с берегов Черного моря. Оливки, фиги и неизменная ячменная лепешка завершали меню простого афинянина. Однообразие и скудность повседневного бытия греки оживляли симпосионами - пирами. В зал, где пировали греки, вносили кратеры с вином и закуски: сыр, оливки, финики, фиги, дыни. Вино смешивали с водой, чаще всего в соотношении 1:3. Пить чистое, неразбавленное вино считалось варварским обычаем.

Как именно будет проходить пир, решал симпосиарх, который и определял, из каких сосудов пить и в какой пропорции смешивать вино с водой. Во время симпосиона пели песни; особенно популярной была песенка о Гармодии и Аристогитоне, убийцах тирана Гиппарха, сына Писистрата. Уже в эпоху архаики греческий симпосион часто становился поэтическим турниром. В Афинах второй половины V в. до н. э., где учили молодежь Сократ и софисты, на пирах вели философские споры, состязались в риторике. Очевидно, не на всех пирах атмосфера была столь насыщенно интеллектуальной, как на том, который описал Платой (диалог «Пир»). Участники симпосионов не чуждались обычно и простых игр и забав вроде популярнейшего тогда коттаба, требовавшего от игроков умения определенным способом вылить остатки вина из чаши, или игры в кости. Еще привлекательнее делало пиры присутствие гетер или хотя бы флейтисток или фокусников.

Участвовали в симпосионах только мужчины, высоко ценившие эту возможность дружеского общения. В Афинах, как и вообще в ионийских областях, женщина пользовалась куда меньшей свободой, чем у дорян. Подобно восточным женщинам, афинянки проводили время дома, в хлопотах по хозяйству. Конечно, женщины в зажиточных семьях жили не так скучно и однообразно. Вазовые росписи представляют нам гречанок, занятых не только прядением шерсти и вышиванием, но и такими развлечениями, как игра в мяч. Немало времени посвящала афинянка из богатой семьи уходу за собой, купанию и макияжу, созданию изысканных причесок - все это тожеизображено на вазах со всей откровенностью. Хотя моды в Афинах эпохи Перикла были очень простые, росписи на керамике являют нам большое разнообразие причесок, украшений, головных уборов и лент, хитонов и гиматиев.

Браки заключались чаще всего по имущественным соображениям, причем сама невеста никак не могла повлиять на свою судьбу. Однако это не значит, будто новобрачную всегда ожидала горькая участь. Многочисленные надгробные стелы, покрытые самыми сентиментальными надписями, говорят о том, что совсем не редко семейная жизнь строилась на искренней любви и привязанности. Зато уж в общественной, тем более в политической, жизни женщины не принимали в Афинах никакого участия. Только гетеры, обладавшие большей свободой и лучше образованные, могли до некоторой степени влиять на общественные дела. Не забудем, что подруга великого Перикла, Аспасия, к чьему мнению он прислушивался, была родом не из Афин, а из Милета, где женщины чувствовали себя вольнее. Афины же не дали миру ни общественных деятельниц, ни поэтесс, в то время как Лесбос гордился своей Сапфо, Аргос Телесиллой, Беотия Коринной.

Древнегреческие Афины – это величественный и почитаемый город. В нем было огромное количество жителей. Местность отличалась прекрасной архитектурой. Афины – это и центр искусств, культуры греков. Главный город Аттики расположен не на берегу моря, как это принято было издревле, а в нескольких километрах от водного пространства. Поселение основано вокруг большого холма, на вершине которого в живописной местности стояла крепость невиданной красоты - Акрополь.


Основа основ

Легенда гласит о том, что город назвали в честь воинствующей девы Афины. Она была богиней мудрости, покровительствовала искусствам и ремеслам, всевозможным наукам, но, в то же время была большой приверженицей сражений и боев.
Зародился город настолько давно, что история скрывает от современников истинную дату. Есть сведения о том, что Афины существовали еще в период эпохи Микенов и даже задолго до нее. Афины воспевал в своих учениях Платон и его соратники.
Афины, как и другие города Греции, были полисом. Этот город-государство достиг своего расцвета в 9 веке до н.э. В этот период Афинами правили уже не цари, а тираны. Но ничего плохого в определении этого наименования жители не видели. В переводе с греческого «Тиранос» - властитель. Впрочем, это поначалу все было идеально, но с годами властители начали забирать у людей самое ценное. Население периодически подвергалось разграблениям. Вот с тех пор слово «тиран» стало чуть ли не ругательным. Под ним подразумевали жестокого властителя.
Жители терпели тиранов, поскольку они пользовались покровительством знати и высшего совета старейшин (ареопага).
Первое население
Считается, что поначалу Афины населяли некие пеласги, а первым царем, согласно мифологии, стал Кекроп. Датировано это время 2-3 тысячелетиями до н.э. Позже в Афины прибыли ионийцы. Кстати, по приданию, величественная Афина подарила жителям города маслину намного позже того момента, когда полис начал процветать. Так она завоевала почет и признание. Ведь маслина – символ богатства, жизни. Богиня обошла в соперничестве Посейдона, который хотел даровать жителям Афин воду, чтобы завоевать их почет и уважение и стать признанным правителем. Олива значила больше.
В городе процветали рудники, на которых рабы добывали серебро, олово и еще ряд полезных ископаемых. Недалеко от города нашли и залежи железа. Недолго думая, афиняне устроили предприятия по добыче полезного металла.
Славились Афины своей керамической посудой, маслом оливы, различными сортами меда, винами. В Афинах добывали и обрабатывали мрамор. Все это способствовало огромному расцвету торговли и ремесел. Афины процветали и набирали бонусы в экономическом отношении. Сюда люди стремились целыми семьями, основывая и строя свои дома. Так город все больше разрастался.

Примечательно время правления Драконта. От его имени пришло в современность понятие «Драконовские законы». Этот жестокий правитель установил весьма опасные порядки. Согласно им, жителей наказывали смертной казнью даже за самые незначительные провинности. К примеру, лишить жизни могли за кражу луковицы.
В Древние времена в Афинах царило имущественное неравенство. Но в 6 веке до н.э. этому был положен конец. Всему виной нарастающие стычки между знатью и простыми жителями-бедняками. Кровопролитные волнения подавили избранием архонта, который в итоге, благодаря своей сообразительности, навел всеобщий порядок. Солон отменил драконовские порядки и начал строить прекрасное общество, проводя реформы в основных сферах жизни афинян.

Сословия Афин

По свидетельству историков Солон разработал ряд законов, согласно которым жители получали свободы в части наследования имущества. Льготами пользовались обычные трудяги – ремесленники и торговцы. Граждан поделили на 4 сословия, что зависело от их материального положения. Все люди, независимо от положения в обществе получили равные права. Любые, даже не очень важные вопросы политики решались мнением большинства и только после всеобщих обсуждений.
Солон всегда защищал лишь высший слой – аристократию, в рядах которой была знать и зажиточные крестьяне. При нем государственные должности занимали только богачи. Впрочем, при этом бедные сословия тоже могли вершить судьбы. Так, в 500-хх годах до н.э., некие простолюдины Аристогитон и Гармодий убили правящего тирана, который чинил полный произвол и не давал нормальной жизни людям.
Несмотря на это, знать всегда находила возможность объединиться и руководить людьми так, как было нужно ей. Они подтасовывали голоса на собраниях народа, совершали большие подкупы, пользовались услугами демагогов (сомнительных народных вождей).
Расцвет касался внешних отношений. Афинам принадлежал порт Пирей. Он был центром торговли Средиземноморья. Полис стал главенствовать в Морском Союзе, который включал не менее 200 полисов. Афины владели общей казной, что сильно подняло авторитет афинян.


Великая война

В 400-хх гг. до н.э. на Афины напали спартанцы. Эту эпопею называют Пелопоннесской войной. Длилась она порядка 30 лет. В истории Афин и Древней Греции это были одни из самых значимых и кровопролитных сражений. В итоге морской союз Афин больше нельзя было назвать сообществом, а в городе, в результате переворота, власть взяла группировка властителей в количестве 30 тиранов. Народное собрание потерпело фиаско.
Афины капитулировали перед Спартой. Затяжная война ослабила не только этот крупнейший город Греции, но и большинство полисов. В этот же период на арене появляется крупный внешний противник – Македония. Правитель этой страны планомерно подбирался к Афинам. В результате города-полисы решили объединиться. Так был создан союз:

  • 1. Фивы.
  • 2. Магар.
  • 3. Коринфа.
  • 4. Афины.

Сражение коалиции греков потерпело поражение. Ведь перед Македонией заискивала афинская знать, в большинстве. Так началась эпоха эллинизма в Греции. В этот период верх взяли Македонцы. Они давали свободу населению лишь формально. Впрочем, афиняне устояли, благодаря своей древнейшей истории. К примеру, римлянин Луций помиловал Афины лишь потому, что они обладают столь богатой историей. Жителям была дарована свобода.


Упадок

Афины начали постепенно угасать к 3 веку до н.э. Пелопонесская война вконец разорила Грецию. Ученые утверждают, что в итоге наступил крах эллинизма. С одной стороны междоусобные войны, с другой – наступающие римляне. Уже в начале нашей эры город не просто захватили, но и катастрофически разграбили воины Силлы. Этот римлянин привел в Афины огромную армию, и для победы жителей осажденного полиса не оставалось ни единого шанса.

Римское господство продолжалось до 3 столетия. При этом Афины не теряли своего высокого положения в Греции, пока не пришли германские воины-герулы и не уничтожили все практически до основания. Сохранились лишь культурные ценности, некоторые учреждения, например, школы. Кстати, это время дало миру известнейшего римского императора Юлиана, который как раз обучался в одной из афинских школ. Впрочем, он же закрыл эти учебные заведения.
Центр эллинизма «ушел» в Македонию, Афины быстро приходили в упадок. Негода богатый город стал больше похож на периферию, маленькую деревеньку. Численность населения в 500-гг. новой эры составляла всего лишь 20 тысяч человек.
Дальнейшая история Афин далеко не радужна, а скорее печальна. Город много раз осаждали, грабили. Акрополь, который был непревзойденным дворцом, потерял свое величие. В середине 15 века в Афины вошли Турки. А им, в свою очередь, пришлось отстаивать город от набега венецианцев. В тот период сильно пострадал значимый памятник архитектуры Парфенон. Он практически пал под обстрелами венецианских орудий.
Возрождение столицы
Афины стали столицей государства в начале 19 столетия. Тогда город был больше похож на провинциальную деревню, но свободную от османского ига. Правивший в те годы король Оттон приказал возродить некогда прекрасный город. Началось интенсивное строительство. За основу был взят проект архитектора Лео фон Клензе.
Еще больше кварталов появилось в начале века 20. В город съехались беженцы из территорий Малой Азии. Вторая мировая принесла Афинам новые беды. Город заняли гитлеровцы. Но с победой над фашистами, в Афины пришло процветание и новое возрождение.
Сейчас Афины – крупнейший мегаполис Греции – столица Олимпийских игр. Они здесь проводятся вновь с конца 19 в. Тысячелетняя слава этого города не забыта и ныне. Даже в 20 веке город еще сотрясали политические перевороты, но культурная деятельность при этом не останавливалась. В 1981 году Греция вступила в Евросоюз, что дало стране и, конечно, ее столице, огромные привилегии в качестве инвестиций.
Итак, Афины по сей день остается заветной мечтой тех туристов, которым пока не довелось побывать в столице Греции. Величественная архитектура, культур, традиции, прекрасная история. Все это сохранено в многочисленных музеях древности.

    Абак вычисления в Древней Греции.

    Абак (др.-греч. ἄβαξ, ἀβάκιον, лат. abacus - доска) - счётная доска, применявшаяся для арифметических вычислений приблизительно с V века до н. э. в Древней Греции, Древнем Риме. Античный период – это условный отрезок исторического времени, который охватывает период от 1 тысячи лет до нашей эры, до I тысячелетия нашей эры. Историки отмечают эту эпоху как расцвет рабовладельческого строя, который пришел на смену первообщинному.

    Необыкновенный древнегреческий Акрополь

    В центре самой древней части столицы Греции, Афин, есть скалистая, крутая возвышенность, поднимающаяся над городом на высоту более 130 м. Первые поселения на этой возвышенности относятся к эпохе каменного века, т.е. нескольким тысячелетиям до нашей, нынешней эры. В период, так называемой, микенской культуры, во втором тысячелетии до нынешней эры, здесь была возведена крепость.

    Экскурсия на Полуостров Халкидики

    Полуостров Халкидики уже давно закрепил за собой славу туристической достопримечательности Северной Греции. Пусть вас не смущает регион: «Северная» в этом смысле отражает только его положение относительно остальной части Греции. Климат тут самый что ни на есть средиземноморский, а купальный сезон начинается в мае и заканчивается в конце сентября. К отдыхающим из стран бывшего СССР тут привыкли, а русская речь слышится повсеместно. При всем этом хорошее отношение самих греков к «руссо туристо» уже стало важной «фишкой, привлекающей сюда даже явно выраженных патриотов Российской Федерации, которые не любят покидать границ России-матушки.

    Турпоездка в Грецию

    Турпоездка в Грецию – гарантия ярких впечатлений и незабываемых воспоминаний. Отправляясь в путешествие, необходимо обязательно изучить все, что нужно взять с собой, чтобы поездка в Грецию действительно запомнилась. Мы постараемся вам в деталях изложить основные моменты, на которые нужно обратить внимание, чтобы визит в Грецию стал незабываемым. Вы узнаете, что нужно для того, чтобы сэкономить на мелочах и потом потратить деньги на увлекательные экскурсии.

    Шубы в Греции,купить шубу в Греции

    Как правило, самым длинным сезоном в году считается зима, поскольку она самая холодная. В холодные зимние дни время тянется особенно долго. Поэтому, чтобы не мерзнуть даже в самые сильные морозы, женщины с древних времен носили меховые изделия. Но тогда это было скорее средство для согрева. Теперь же, шуба – не только согреет вас, а и подчеркнет вашу женственность, элегантность и статусность.

  • В условиях глубокого вакуума субстрат высыхает и жизнь невозможна.
  • Ведаю, что Жизнь в Великом Роде вечна, и должны мы заботиться о вечном, идя стезёю Прави.
  • Высшие нравственные ценности: добро (благо), свобода, счастье, жизнь и её нравственный смысл
  • Духовная жизнь общества:происхождение,сущность функции религии. Место и роль религии а современном обществе.
  • Вся повседневная жизнь древнего грека классической культуры пронизана искусством: не только в богатых, но и в бедных домах было немало вещей - живописные фрески на стенах, статуи, ковры, художественно украшенная мебель, керамические сосуды, живопись которых представляет весь древний мир, от мифологических сцен до забот текущей жизни. Немалый интерес представляет поэтому повседневная жизнь свободных граждан, которую лучше всего рассмотреть на примере афинян.

    Афинец пробуждался с рассветом и приветствовал молитвой восходящее солнце; затем потчевал себя кубком вина и куском хлеба и выходил из дома. За исключением ремесленников, занятых в своих мастерских, и купцов, сидящих в лавках, каждый свободный гражданин находился на улице с утра. Его толкал на улицы города прежде всего интерес к происходящему в мире. Вопрос «Что слышно?», который для нас является глупой и докучливой привычкой, - имел свой подлинный смысл во времена, когда не было журналов, газет и других средств массовой информации. Люди интересовались не только сплетнями о соседях и знакомых, но и политическими новостями, и случаями прошедшей ночи, и событиями в других странах, сообщаемых прибывшими путешественниками, купцами, моряками и пр. Общение происходило на улицах, на рынках, в мастерских ремесленников, чаще всего в парикмахерской, где при стрижке волос и бород целыми часами обсуждались все события. Существующие обычаи позволяли людям легко вступать в общение, все обращались друг к другу на «ты», различия в общественном положении как бы стирались при демократическом строе, когда все граждане участвовали в решении государственных дел.

    Многие серьезно выполняли эти обязанности и полдня проводили в народном собрании, судах и других государственных учреждениях. Слушать ораторов, играющих большую роль в политической жизни полиса, выступать против того, что не нравится, самому выйти на трибуну и выступить с речью, голосовать, ощущать удовлетворение от участия в принятии жизненно важных решений - это доставляло удовольствие афинцу. В полдень, называемый афинцами «время, когда рынок полон», гражданин, уладив все свои дела, шел на рынок, чтобы купить что-нибудь на обед. Он выбирал по вкусу из многообразия рыб, сыров, зерновых и плодов, купленное нес домой, если у него не было раба. На рынок ходили только мужчины, женщины редко встречались на улицах Афин, они в основном сидели дома на женской половине. Отдохнув после обеда, афинец шел в гимназию или палестру, выполняющие функции наших клубов и кафе, где занимались спортом, вели

    философские дискуссии, обсуждали политические события и пр. Именно в этих местах и были основаны знаменитые Академии, где выступали Сократ, Платон, Аристотель.

    Вечерами устраивались дружеские вечеринки - симпозиумы. Здесь присутствовали только мужчины, из женщин - лишь флейтистка, сопровождавшая пиршество музыкой. Гости пили, разбавляя вино водой, пели, иногда перед ними выступал мим или танцовщица, и присутствующие наслаждались этим зрелищем. С симпозиума возвращались с началом темноты, когда запирались ворота Афин, на улицах несли дозор лучники. Вернувшись домой, афинец ложился спать, чтобы на другой день все начать снова.

    В последние десятилетия IV в. до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Разложению и гибели полисной демократии положили начало захват всей Греции Македонией и завоевательные походы Александра Македонского, основавшего огромную империю от Дуная до Инда. Александр еще в юности вкусил плоды самой высокой греческой культуры: его воспитателем был Аристотель, а «придворным» художником - последний великий скульптор классики Лисипп. Все это не помешало ему, захватив персидскую державу и заняв трон египетских фараонов, объявить себя богом и потребовать, чтобы ему и в Греции воздавали божеские почести. «Ориентализация», насаждаемая Александром Македонским, была симптомом исторического поворота античного общества от рабовладельческой демократии к рабовладельческой монархии. Наступила эпоха эллинизма - синтез, под эгидой имперского строя, эллинской и восточной культур. Благодаря этому синтезу возникает общий культурный язык, легший в основу всей последующей истории европейской культуры.

    В эпоху эллинизма рядовой гражданин уже не может заниматься политикой, это привилегия сильных мира сего, поэтому он фокусирует внимание на самом себе и своих потребностях. Пробужденному индивидуализму соответствует возросший интерес к психологии, к философии, которая занимается в первую очередь проблемами этики и счастья индивида. Это отражается в литературе и искусстве, и даже в монетах с их реалистическими портретами владык. Начало портретному искусству положил Лисипп; индивидуализация, стремление к глубоким психологическим характеристикам- вот то новое, что им внесено в эту сферу искусства. Появляется и декоративная скульптура для украшения парков; в эту же эпоху создается одно из величайших творений древнегреческой скульптуры - знаменитая Венера Милосская. Скульптурное произведение, в котором патетика, трагизм и эмоции эллинистического искусства достигают вершины и границы, когда драматизм может перейти в шарж и гримасу, является группа «Лаокоон и его сыновья». Реализм этой скульптурной группы характерен для эллинской скульптуры - он лежит в основе знаменитого пергамского фриза и многих других скульптурных произведений.

    В поэзии александрийской школы вспыхивает последним отблеском архаическая ионийская лирика, а в титанических образах, созданных эллинистической эпохой, оживают природные силы древних гиганто- и титаномахий, освободившихся от этической сдержанности созданий строгой классики.


    | | 3 | |

    Жизнь в Афинах

    Акрополь. Религия. Театр. Демократия. Медицина
    В классический период в Греции расцвели искусство, философия и наука. В это время Афины, город-государство, достигли своего наивысшего подъема. Город был разрушен персами в 480 г. до н.э., но потом восстановлен. Одним из самых величественных сооружений стал храмовый комплекс на горе Акрополь. Центром этого комплекса был Парфенон, мраморный храм, посвященный богине-покровительнице города Афине.

    Основные знания о Древней Греции почерпнуты нами из произведений литературы и искусства того времени. Гончарные изделия часто украшали сценами обыденной жизни. Скульпторы высекали прекрасные статуи, философы записывали свои мысли и идеи, драматурги создавали пьесы, основанные на событиях реальной жизни.
    Древние греки поклонялись множеству богов и богинь. Считалось, что 12 первостепенных богов обитали на Олимпе, самой высокой горе в Греции. Главным олимпийским богом был Зевс.

    В каждом крупном городе был театр, и театральные постановки были очень популярны. Драматурги, такие как Софокл и Аристофан, сочиняли пьесы, в которых играли актеры. Пьесы разделялись на два основных типа, комедию и трагедию. Многие из этих пьес, написанных тогда, не потеряли своей популярности и в наше время.
    Зрители приходили в театр на весь день. Обычно они смотрели три трагедии или три комедии, после чего следовала коротенькая пьеса, именуемая сатирой, которая подшучивала над серьезным мифом или событием.

    Публика рассаживалась по каменным скамьям в полукруглом открытом амфитеатре. Актеры носили большие трагедийные или комедийные маски, чтобы публика могла их лучше рассмотреть. Эти маски и сегодня являются символом театра.

    Этот праздник был предшественником Олимпийских игр, проводящихся и в наше время.

    В Древней Греции самыми важными зданиями были храмы. В каждом храме стояли скульптурные изображения того бога, которому был посвящен храм.

    В Древней Греции народ высказывался против того, чтобы им правили богатые граждане. В Афинах была введена система правления, именуемая «демократией», что означает «народовластие». При демократии каждый гражданин имел право высказать свое мнение о том, как управляется город-государство. Правителей выбирали голосованием, но ни женщины, ни рабы гражданами не считались и, следовательно, не могли голосовать. Все афинские граждане были участниками городской ассамблеи, которая созывалась раз в неделю. На этой ассамблее мог выступить любой гражданин. Над ассамблеей стоял совет из 500 членов, выбиравшихся по жребию.
    Греки уважали свободу слова. В центре греческого города было открытое пространство, называемое «агора», где проводились собрания и произносились политические речи.

    Оратор произносит политическую речь на агоре.

    Если народ был недоволен каким-нибудь членом правительства, то по итогам голосования его могли сместить с занимаемой должности. Свое мнение афинские граждане высказывали, выцарапывая имя политика на черепках; такой черепок назывался «острака».
    Медицина
    Основы современной медицины также были заложены в Древней Греции. Целитель Гиппократ основал медицинскую школу на острове Кос. Врачеватели должны были давать клятву Гиппократа, в которой говорилось об обязанностях и ответственности врачевателя. И в наше время все врачи приносят клятву Гиппократа.