Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Святой сергий радонежский чудотворец в чем помогает. Преподобный Сергий, игумен Радонежский, всея России чудотворец (†1392). Святой помогает верующим в различных делах

Значение личности преподобного Сергия Радонежского трудно переоценить. Это был великий подвижник церкви, заступник и воспитатель русского народа, заложивший фундамент русской культуры, основой которой является прилежное учение и стремление к познанию. Сергий Радонежский всегда слышит вашу искреннюю молитву, где бы вы ни находились и какие бы трудности ни испытывали! Обращение к этому святому помогает в судебных делах, и если вы честны и дело ваше праведное, то смело просите чудотворца, и он защитит от обидчиков и судебных ошибок. Будучи при жизни образцом смирения, помогает этот божий угодник в обретении смирения и укрощении гордыни. Просят его об исцелении от самых тяжких недугов, о благополучном замужестве, о вразумлении заблудших и даже об открытии водных источников… Обращайтесь к преподобному и увидите: помощь придет обязательно! Перед его иконой просят защитить детей от неудач в учебе и дурного влияния, молят о помощи в любых жизненных проблемах, в частности, о защите вдов и детей, оставшихся без попечения. Сергий Радонежский – один из могущественных покровителей столицы России, его просят защитить Первопрестольную от всяческих неурядиц и о благословении Москвы, а значит, и всего нашего великого государства.

* * *

компанией ЛитРес .

Личность и деяния преподобного Сергия Радонежского

В первой половине XIV века возникла знаменитая Троице-Сергиева лавра. Основатель ее, преподобный Сергий (в миру Варфоломей), был сыном ростовских бояр Кирилла и Марии, переселившихся ближе к Москве в селение Радонеж. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться грамоте. Он всей душой жаждал учения, но грамота не давалась ему. Скорбя об этом, он днем и ночью молил Господа открыть ему дверь книжного разумения. Однажды, ища в поле пропавших лошадей, он увидел под дубом незнакомого старца-черноризца. Монах молился. Отрок подошел к нему и поведал свою скорбь. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о его просвещении. Затем, достав ковчежец, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: «Возьми, чадо, и съешь: сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Священного Писания». Благодать эта действительно сошла на отрока: Господь дал ему память и разумение, и отрок стал легко усваивать книжную мудрость. После этого чуда в юном Варфоломее еще более окрепло желание служить только Богу. Ему хотелось уединиться по примеру древних подвижников, но любовь к родителям удерживала его в родной семье. Варфоломей был скромен, тих и молчалив, со всеми был кроток и ласков, никогда не раздражался и обнаруживал совершенное повиновение родителям. Обыкновенно он вкушал только хлеб и воду, а в постные дни совершенно воздерживался от пищи. После смерти родителей Варфоломей предоставил наследство своему младшему брату Петру и вместе со старшим братом Стефаном поселился в 10 верстах от Радонежа, в глубоком лесу около речки Кончуры. Братья рубили лес своими руками и построили келию и малую церковь. Эту церковь священник, посланный митрополитом Феогностом, освятил в честь Святой Троицы. Так возникла знаменитая обитель преподобного Сергия.

Вскоре Стефан оставил своего брата и стал настоятелем Богоявленского монастыря в Москве и духовником великого князя. Варфоломей же, постриженный в монашестве с именем Сергий, около двух лет подвизался один в лесу. Нельзя и представить, сколько искушений перенес в это время юный монах, но терпение и молитва преодолели все трудности и диавольские напасти. Мимо келии преподобного Сергия целыми стаями пробегали волки, приходили и медведи, но ни один из них не причинял ему вреда. Однажды святой пустынник дал хлеба пришедшему к его келии медведю, и с тех пор зверь стал постоянно навещать преподобного Сергия, который делил с ним свой последний кусок хлеба.

Как ни старался святой Сергий скрывать свои подвиги, слава о них распространилась и привлекла к нему других иноков, желавших спасаться под его руководством. Они стали просить Сергия принять сан священника и игумена. Сергий долгое время не соглашался, но, видя в их неотступной просьбе призвание свыше, сказал: «Желал бы лучше повиноваться, чем начальствовать, но страшусь суда Божия и предаю себя в волю Господню». Это было в 1354 году, когда святитель Алексий вступил на кафедру московского митрополита.

Жизнь и труды преподобного Сергия в истории русского монашества имеют особое значение, потому что он положил начало жизни пустынников, устроив вне города обитель с общинножитием. Устроенная на новых началах обитель Святой Троицы сначала во всем терпела крайнюю скудость; ризы были из простой крашенины, священные сосуды были деревянные, в храме вместо свечей светила лучина, но подвижники горели усердием. Святой Сергий подавал братии пример строжайшего воздержания, глубочайшего смирения и непоколебимого упования на помощь Божию. В трудах и подвигах он шел первым, а братия следовала за ним.

Однажды в обители совсем истощился запас хлеба. Сам игумен, чтобы заработать несколько кусков хлеба, собственноручно построил сени в келии одного брата. Но в час крайней нужды по молитвам братии неожиданно подавалась обители щедрая помощь. Через несколько лет после основания обители около нее стали селиться крестьяне. Невдалеке от нее шла большая дорога к Москве и на север, благодаря чему средства обители стали возрастать, и она по примеру Киево-Печерской лавры стала щедро раздавать милостыню и принимать на свое попечение больных и странников.

Слух о святом Сергии достиг Константинополя, и патриарх Филофей прислал ему свое благословение и грамоту, которой утверждались новые порядки пустынного общиножития, заведенные основателем Свято-Троицкой обители. Митрополит Алексей любил преподобного Сергия как друга, поручил ему примирять враждовавших князей, возлагал на него важные полномочия и готовил себе в преемники. Но Сергий отказался от этого избрания.

Однажды митрополит Алексей хотел возложить на него золотой крест в награду за труды, но Сергий сказал: «От юности своей я не носил на себе золото, в старости же тем более хочу пребыть в нищете» – и решительно отклонил от себя эту почесть.

Великий князь Димитрий Иванович, прозванный Донским, чтил преподобного Сергия как отца и просил у него благословения на борьбу с татарским ханом Мамаем. «Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию», – сказал ему святой старец и дал ему в сподвижники двух своих иноков: Пересвета и Ослябю, которые пали героями в Куликовской битве.

Еще при жизни преподобный Сергий совершал чудеса и удостаивался великих откровений. Один раз явилась ему в дивном величии Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном и обещала покровительство его обители. В другой раз он видел необыкновенный свет и множество птиц, оглашавших воздух благозвучным пением, и получил откровение, что множество иноков соберется в его обители. Через 30 лет после его блаженной кончины (25 сентября 1392 года) открылись его святые мощи.

Однажды, глубокой ночью, преподобный Сергий читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею († 6 мая 1385): «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение». Едва он произнес эти слова, как был услышан голос: «Пречистая грядет». Преподобный Сергий поспешил из келии в сени, и внезапно его осиял яркий свет, сильнее солнечного. Он увидел блистающую в неизреченной славе Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, преподобный Сергий благоговейно склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему: «Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах». Сказав это, Божия Матерь стала невидима. Долго преподобный Сергий был в неизреченном восхищении, а, придя в себя, поднял преподобного Михея. «Скажи мне, отче, – спросил келейник, – что это было за чудесное видение? от ужаса душа моя едва не разлучилась от тела!» Но преподобный Сергий молчал; только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую переживал святой. «Погоди немного, – наконец промолвил он ученику, – пока успокоится дух мой от чудного видения». Через некоторое время преподобный Сергий призвал двух своих учеников, преподобных Исаакия и Симона, и сообщил им общую радость и надежду. Все вместе они совершили молебное пение Божией Матери. Остальную часть ночи преподобный Сергий провел без сна, внимая умом Божественному видению. Явление Божией Матери в келии преподобного Сергия, на месте нынешней Серапионовой палаты, было в одну из пятниц Рождественского поста 1385 года. Память о посещении Божией Матерью Троицкой обители и Ее обетовании свято хранилась учениками преподобного Сергия. 5 июля 1422 года были обретены его святые мощи, и вскоре на гробе преподобного Сергия была поставлена икона явления Божией Матери. Икона чтилась как великая святыня. В 1446 году великий князь Василий Васильевич (1425–1462) был захвачен в Троицком монастыре войсками князей Димитрия Шемяки и Иоанна Можайского. Он заперся в Троицком соборе, а когда услышал, что его ищут, взял икону явления Божией Матери и с ней встретил князя Иоанна в южных церковных дверях, говоря: «Брат, мы целовали Животворящий Крест и эту икону в этой церкви Живоначальной Троицы у этого же гроба чудотворца Сергия, чтобы нам не мыслить и не желать никому от братии между собой никакого зла; а вот сейчас не знаю, что сбудется надо мной». Троицкий инок Амвросий (середина ХV века) воспроизвел икону явления Божией Матери преподобному Сергию в резьбе по дереву.

Царь Иоанн Грозный брал икону явления Божией Матери в казанский поход в 1552 году. Наиболее известна икона, написанная в 1588 году келарем Троице-Сергиевой лавры Евстафием Головкиным на доске от деревянной раки преподобного Сергия, которая была разобрана в 1585 году в связи с переложением мощей преподобного Сергия в серебряную раку. Неоднократно Матерь Божия через эту чудотворную икону охраняла русские войска. Царь Алексей Михайлович (1645–1676) брал ее в польский поход в 1657 году. В 1703 году икона участвовала во всех походах войны со шведским королем Карлом XII, а в 1812 году митрополит Платон послал ее московскому ополчению. Икона участвовала в русско-японской войне 1905 года и во время Первой мировой войны была в Ставке верховного главнокомандующего в 1914 году.

Над гробом преподобного Михея была построена церковь и наименована при освящении 10 декабря 1734 года в честь явления Пресвятой Богородицы со святыми апостолами преподобному отцу Сергию Радонежскому. 27 сентября 1841 года храм был возобновлен и освящен Московским митрополитом Филаретом, который сказал: «Благодатию Всесвятого и Всеосвящающего Духа совершилось ныне обновление этого храма, созданного прежде нас в честь и память явления Пресвятой Владычицы нашей Богородицы преподобному и богоносному отцу нашему Сергию, чему очевидным свидетелем был и преподобный Михей, во благоухании святыни здесь почивающий. Праведно было память этого благодатного события почтить освященным храмом, хотя, впрочем, вся обитель эта есть памятник этого чудного посещения. Потому что вся судьба ее в продолжении веков есть исполнение обетования Небесной Посетительницы: «Неотступна буду от этого места». В память посещения Божией Матери в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры по пятницам читается акафист Пресвятой Богородице, а особая служба в честь явления Божией Матери совершается в обители 24 августа, на второй день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Мощи преподобного Сергия были обретены 5 июля 1422 года при преподобном игумене Никоне. В 1408 году, когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия. В ночном видении накануне татарского набега преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет. Митрополит Филарет писал об этом в «Житии преподобного Сергия»: «По подобию того, как подобало пострадать Христу, и чрез крест и смерть войти в славу Воскресения, так и всему, что Христом благословляется на долготу дней и славу, надобно испытать свой крест и свою смерть». Пройдя через огненное очищение, воскресла в долготу дней обитель Живоначальной Троицы, восстал и сам преподобный Сергий, чтобы уже навеки своими святыми мощами пребывать в ней.

Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?». И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента, открыты и изнесены были нетленные мощи преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича, святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.

Все нити духовной жизни Русской Церкви сходятся к великому Радонежскому угоднику и чудотворцу, по всей православной Руси благодатные животворящие токи распространяются от основанной им Троицкой обители.

Почитание Святой Троицы в русской земле началось со святой равноапостольной Ольги, воздвигшей первый на Руси Троицкий храм в Пскове. Позже воздвигались такие храмы в Великом Новгороде и других городах.

Духовный вклад преподобного Сергия в богословское учение о Святой Троице особенно велик. Преподобный глубоко прозирал сокровенные тайны богословия «умными очами» подвижника – в молитвенном восхождении к Триипостасному Богу, в опытном Богообщении и Богоуподоблении.

«Сонаследниками совершенного света и созерцания Пресвятой и Владычной Троицы, – изъяснял святой Григорий Богослов, – будут те, которые совершенно соединятся с совершенным Духом». Преподобный Сергий опытно познал тайну Живоначальной Троицы, потому что жизнью своей соединился с Богом, приобщился к самой жизни Божественной Троицы, т. е. достиг возможной на земле меры обожения, став «причастником Божеского естества». «Кто любит Меня, – сказал Господь, – тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». Авва Сергий, во всем соблюдший заповеди Христовы, относится к числу святых угодников, в душе которых «сотворила обитель» Святая Троица; он сам сделался «обителью Святой Троицы», и всех, с кем общался преподобный, он возводил и приобщал к Ней.

Радонежский подвижник, его ученики и собеседники обогатили Русскую и Вселенскую Церковь новым богословским и литургическим ведением и видением Живоначальной Троицы, Начала и Источника жизни, являющей Себя миру и человеку в соборности Церкви, братском единении и жертвенной искупительной любви ее пастырей и чад.

Духовным символом собирания Руси в единстве и любви, исторического подвига народа стал храм Живоначальной Троицы, воздвигнутый преподобным Сергием, «чтобы постоянным взиранием на Нее побеждался страх ненавистной розни мира сего».

Почитание Святой Троицы в формах, созданных и завещанных святым игуменом Радонежским, стало одной из наиболее глубоких и самобытных черт русской церковности. В Троице Живоначальной преподобным Сергием было указано не только святое совершенство вечной жизни, но и образец для жизни человеческой, духовный идеал, к которому должно стремиться человечество, потому что в Троице как Нераздельной осуждаются усобицы и благословляется соборность, а в Троице как Неслиянной осуждается иго и благословляется свобода. В учении преподобного Сергия о Пресвятой Троице русский народ глубоко чувствовал свое кафолическое, вселенское призвание, и, постигнув всемирное значение праздника, народ украсил его всем многообразием и богатством древнего национального обычая и народной поэзии. Весь духовный опыт и духовное устремление Русской Церкви воплотились в литургическом творчестве праздника Святой Троицы, троицких церковных обрядов, икон Святой Троицы, храмов и обителей Ее имени.

Претворением богословского ведения преподобного Сергия стала чудотворная икона Живоначальной Троицы преподобного Андрея Радонежского, прозванием Рублева, инока-иконописца, постриженика Троицкой Сергиевой обители, написанная по благословению преподобного Никона в похвалу святому авве Сергию. На Стоглавом соборе 1551 года эта икона была утверждена в качестве образца для всей последующей церковной иконографии Пресвятой Троицы.

«Ненавистная рознь», раздоры и смятения мирской жизни преодолевались иноческим общежитием, насажденным преподобным Сергием по всей Руси. У людей не было бы разделения, раздоров и войн, если бы человеческая природа, созданная Творцом по образу Божественного Триединства, не была искажена и раздроблена первородным грехом. Преодолевая своим сораспятием Спасителю грех особности и разделения, отвергаясь «своего» и «себя», иноки-общежительни-ки, по учению святого Василия Великого, восстанавливают первозданное единство и святость человеческой природы. Обитель преподобного Сергия стала для Русской Церкви образцом такого восстановления и возрождения, в ней воспитались святые иноки, пронесшие затем начертание истинного пути Христова в отдаленные пределы. Во всех своих трудах и деяниях преподобный Сергий и его ученики воцерковляли жизнь, давая народу живой пример возможности этого. Не отрекаясь от земного, но преображая его, они звали восходить и сами восходили к Небесному.

Школа преподобного Сергия через обители, основанные им, его учениками и учениками его учеников, охватывает все пространство Русской земли и проходит чрез всю дальнейшую историю Русской Церкви. Четвертая часть всех русских монастырей, твердынь веры, благочестия и просвещения, основана аввой Сергием и его учениками. «Игуменом Русской земли» назвал народ основателя Дома Живоначальной Троицы. Преподобные Никон и Михей Радонежские, Сильвестр Обнорский, Стефан Махрищский и Авраамий Чухломский, Афанасий Серпуховской и Никита Боровский, Феодор Симоновский и Ферапонт Можайский, Андроник Московский и Савва Сторожевский, Димитрий Прилуцкий и Кирилл Белозерский – все они были ученики и собеседники «чудного старца» Сергия. Святители Алексий и Киприан, митрополиты Московские, Дионисий, архиепископ Суздальский, и Стефан, епископ Пермский, состояли с ним в духовном общении. Патриархи Константинопольские Каллист и Филофей писали к нему послания и посылали свое благословение. Чрез преподобных Никиту и Пафнутия Боровских идет духовная преемственность к преподобному Иосифу Волоцкому и дружине его учеников, чрез Кирилла Белозерского – к Нилу Сорскому, к Герману, Савватию и Зосиме Соловецким.

Церковь чтит и тех из учеников и сподвижников преподобного Сергия, память которых не отмечена в месяцеслове специально, под отдельным днем. Мы помним, что первым пришел к преподобному на Маковец старец Василий Сухой, названный так за его несравненное постничество. Вторым был инок Якута, т. е. Иаков, из простых крестьян, он безропотно долгие годы нес в обители хлопотное и трудное послушание рассыльного. Пришли, среди прочих учеников, к преподобному его земляки из Радонежа диакон Онисим с сыном Елисеем. Когда собралось 12 иноков и построенные келии обнесены были высокой оградой, диакона Онисима авва назначил привратником, потому что келия его была крайняя от входа в обитель. Под сенью святой Троицкой обители провел свои последние годы игумен Митрофан, тот самый, кто постриг когда-то преподобного Сергия в ангельский образ и наставил в иноческих подвигах. Могила умершего вскоре блаженного старца Митрофана стала первой на монастырском кладбище. В 1357 году пришел в обитель из Смоленска архимандрит Симон, оставив почетную должность настоятеля в одном из смоленских монастырей ради того, чтобы стать простым послушником у богоносного Радонежского игумена. В награду за великое смирение Господь сподобил его быть участником дивного видения преподобного Сергий о будущем умножении его иноческого стада. По благословению святого аввы принял на себя подвиг молитвенного безмолвия блаженный старец Исаакий Молчальник, чье молчание для иноков и внешних было поучительнее всяких слов. Лишь один раз за годы безмолвия отверз уста преподобный Исаакий – чтобы свидетельствовать, как виденный им ангел Божий сослужил в алтаре преподобному Сергию, совершившему Божественную литургию. Очевидцем благодати Святого Духа, содействовавшей преподобному, был также екклисиарх Симон, который видел однажды, как Небесный огонь сошел на Святые Тайны и угодник Божий «причастился огня неопально». Старца Епифания, бывшего позже, при игумене Никоне, духовником Сергиева стада, Церковь называет Премудрым за высокую ученость и великие духовные дарования. Он известен как составитель житий преподобного Сергия и его собеседника святителя Стефана Пермского, похвальных слов им, а также «Слова о жизни и преставлении великого князя Димитрия Донского». Житие преподобного Сергия, составленное Епифанием через 26 лет по кончине преподобного, т. е. в 1418 году, было затем переработано прибывшим с Афона иноком агиографом Пахомием Сербом, прозванным Логофетом.

К преподобному Сергию, как к неиссякаемому источнику молитвенного духа и благодати Господней, во все времена шли на поклонение – для назидания и молитвы, за помощью и исцелением – тысячи народа. И каждого из прибегающих с верой к его чудотворным мощам он исцеляет и возрождает, исполняет силы и веры, преображает и возводит к своей светоносной духовности.

Но не только духовные дары и благодатные исцеления подаются всем, приходящим с верою к мощам преподобного, но ему дана также от Бога благодать защищать от врагов Русскую землю. Своими молитвами преподобный был с воинством Димитрия Донского на Куликовом поле; он благословил на ратный подвиг своих пострижеников – иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябя. Он указал Иоанну Грозному место для сооружения крепости Свияжска и помогал в победе над Казанью. Во время польского нашествия преподобный Сергий явился во сне нижегородскому гражданину Козьме Минину, повелевая собирать казну и вооружать войско для освобождения Москвы и Русского государства. И когда в 1612 году ополчение Минина и Пожарского после молебна у Святой Троицы двинулось к Москве, благодатный ветр развевал православные стяги, «яко от гроба самого чудотворца Сергия».

К периоду Смутного времени и польского нашествия относится героическое «Троицкое сидение», когда многие иноки по благословению преподобного игумена Дионисия повторили священный ратный подвиг Сергиевых учеников Пересвета и Осляби. Полтора года – с 23 сентября 1608 г. по 12 января 1610 года – осаждали поляки обитель Живоначальной Троицы, желая разграбить и разрушить этот священный оплот православия. Но заступлением Пречистой Богородицы и молитвами преподобного Сергия, «со многим стыдом» бежали наконец от стен монастыря, гонимые Божиим гневом, а вскоре и сам предводитель их, Лисовский, погиб лютой смертью как раз в день памяти преподобного, 25 сентября 1617 года. В 1618 году приходил к стенам Святой Троицы сам польский королевич Владислав, но, бессильный против охраняющей обитель благодати Господней, вынужден был подписать перемирие с Россией в принадлежавшем монастырю селе Деулине. Позже здесь был воздвигнут храм во имя преподобного Сергия.

В 1619 году посетил лавру приехавший в Россию Иерусалимский патриарх Феофан. Он в особенности пожелал видеть тех иноков, которые в годину военной опасности дерзнули возложить на себя поверх иноческих одеяний боевые кольчуги и с оружием в руках встали на стенах святой обители, отражая неприятеля. Преподобный Дионисий, игумен, возглавлявший оборону, представил патриарху более двадцати иноков.

Первым из них был Афанасий (Ощерин), самых преклонных лет, до желтизны седой старец. Патриарх спросил его: «Ты ли ходил на войну и начальствовал над воинами?» Старец ответил: «Да, Владыко святый, понужден был кровавыми слезами». – «Что же свойственнее иноку – молитвенное уединение или воинские подвиги пред людьми?» Блаженный Афанасий, поклонясь, отвечал: «Всякая вещь и всякое дело познается в свое время. Вот подпись латинян на голове моей, от оружия. Еще шесть памятей свинцовых в моем теле. В келии сидя, в молитвах, разве смог бы я обрести таких побудителей к воздыханию и стенанию? А было все это не нашим изволением, но по благословению пославших нас на Божию службу». Тронутый мудрым ответом смиренного инока, патриарх благословил и поцеловал его. Он благословил и остальных монахов-воинов и выразил одобрение всему братству лавры преподобного Сергия.

Подвиг обители в тяжелое для всего народа Смутное время описан келарем Авраамием (Палицыным) в «Сказании о событиях Смутного времени» и келарем Симоном Азарьиным в двух агиографических сочинениях: «Книге о чудесах преподобного Сергия» и «Житии преподобного Дионисия Радонежского». В 1650 году Симеоном Шаховским был составлен акафист преподобному Сергию, как «взбранному воеводе» Русской земли, в память об избавлении Троицкой обители от вражеского обстояния. Другой существующий акафист преподобному был составлен в XVIII веке, автором его считают митрополита Московского Платона.

В последующее время обитель продолжала быть неоскудевающим светочем духовной жизни и церковного просвещения. Из ее братии избирались на чреду служения многие прославленные иерархи Русской Церкви. В 1744 году обитель за заслуги перед Родиной и верой стала именоваться лаврой. В 1742 году в ее ограде учреждена духовная семинария, в 1814 году сюда была переведена Московская духовная академия.

И ныне Дом Живоначальной Троицы служит одним из главных благодатных центров Русской Православной Церкви. Здесь изволением Святого Духа совершаются деяния Поместных Соборов Русской Церкви. Пятое июля, день обретения мощей святого аввы Сергия, игумена Русской земли – самое многолюдное и торжественное церковное празднество в обители.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Святой преподобный Сергий Радонежский. Великий чудотворец земли Русской. Защита от любых жизненных проблем, исцеление больных, помощь в учебе (А. Ю. Мудрова, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром -

Сергий Радонежский –это имя знает каждый школьник, каждый взрослый человек, каждый верующий и атеист, историк и обычный крестьянин. Сергий Радонежский родился в 1314 году по одной версии, а по другой в мае 1322 года. Его мирское имя было Варфоломей. Преподобный Сергий являлся игуменом, собирателем земель русских, основателем большого количества монастырей, среди которых знаменитая Троице-Сергиева лавра в городе Сергиев Посад. Именно с именем преподобного Сергея связано возникновение российской духовной культуры, которая должна была победить татаро-монгольское иго, что и стало делом всей жизни Сергия Радонежского. Отличался способностью придавать практически любому человеку духовную силу с помощью своих наставлений.

Утверждается, что с помощью своих наставлений, Сергий Радонежский мог мирить враждующих между собой князей, уговаривал всех князей подчиняться Московскому княжеству. Именно благодаря этой деятельности удалось собрать к 1380 году сильное войско, в котором были войны почти всех княжеств, для битвы против татаро-монгол на Куликовом поле. Благодаря этой битве Сергий Радонежский стал называться одним из собирателем земель русских.

Перед Куликовской битвой князь Дмитрий Донской, как гласит легенда, приехал к Сергию Радонежскому в его обитель. Получив благословление преподобного Сергия, Великий князь Московский Дмитрий Донской отправился в путь. Когда войско практически наткнулось на войско татаро-монгол и когда русские войны увидели огромное войско Мамая к ним прискакал гонец от преподобного Сергия Радонежского с письмом, где говорилось про то, что войско должно отважно сражаться и ничего не бояться. Согласно легенде, преподобный Сергий Радонежский отправил на помощь великокняжеской дружине двух монахов, которые были опытны в военном деле, Пересвета и Ослябю. После битвы и победы русских войск в ней авторитет преподобного Сергия вырос еще больше.

В 1382 году во время нашествия Тохтамыша покинул монастырь и отправился под защиту тверского князя. Согласно легендам жизнь Сергий Радонежского сопровождалась многочисленными чудесами среди которых были многочисленные видения, помощь больным и их дальнейшие выздоровление. Сергий Радонежский желал быть погребен за пределами церкви вместе с другими монахами, но по просьбе монахов и с разрешения митрополита Каприана было получено разрешение на погребение в церкви. По одной из версии такое желание монахов было вызвано тем, что они хотели увековечить память о своем наставнике.

Сергий Радонежский, без сомнения, вошел в историю России. Он почитается христианами как покровитель учащихся, он являлся одним из самых умнейших и мудрейших человеком своего времени, человеком, чьи наставления помогли начать объединение Руси и освободить Русь от татаро-монгольского гнета, от издевательств и уплаты дани. Как гласит легенда, в детстве Сергий увидел под дубом старца, который усердно молился, после того, как старец закончил молится Сергий спросил его будет ли он грамотным человеком на что старец ответил, что Сергий будет умнее своих братьев и сверстников.

Так и произошло. Без сомнения, те успехи, которых достиг преподобный Сергий Радонежский были бы невозможны без усердной работы над собой и на благо Родины, без всей самоотдачи, без молитв за родную землю. Сергий Радонежский мог находить общий язык со всеми князьями, мог убеждать их в необходимости объединения для борьбы с единым врагом и для защиты православия и независимости Руси. Сергий Радонежский навсегда записал свое имя в историю России.

4 класс для детей

Краткая биография Сергия Радонежского о главном

Многим знакомо имя Сергия Радонежского, игумена, чудотворца, основателя великолепной Троице-Сергиевой лавры в г. Сергиев Посад. За свои достижения он был причислен к лику святых, но когда именно, точно не известно. По одним данным в 1448 г. по решению Великого князя, по другим – в 1452 г. Многое в биографии Сергия неоднозначно. К примеру, день и место рождения иеромонаха. Принято считать, что это 3 мая 1314 г. в селе Варницы, Ростовская область, но не все историки согласны с этим.

Еще в детстве Варфоломей (именно такое имя носил Сергий в миру) изучил Писание, заинтересовался церковной жизнью и начал поститься. Около 1328 г. он с родителями, братьями Петром и Стефаном переезжает в г.Радонеж. Смерть родителей сильно повлияла на Стефана и Варфоломея, и они ушли жить в дикие места, не населенные людьми. Здесь на холме Маковец ими был заложен храм, посвященный Троице. Около 1337 г. 7 октября Варфоломей постригся в монахи под именем Сергий. Год от года количество людей, ставших его учениками, росло, а на месте небольшой церкви сформировалась обитель. Епископ Афанасий посвятил Сергия в сан игумена и пресвитера обители. Новый игумен изменил порядок жизни в обители: запретил просить подаяние, ввел в монастыре форму совместного проживания монахов - общежитие, требовал, чтобы иноки жили своим трудом. Жизнь была сложной, часто голодали.

Преподобный также основал несколько монастырей. За свою долгую жизнь (по мнению ученых, Сергий прожил 70 или 78 лет) он совершил множество чудес, даже воскресил человека, стал очень почитаем Великими князьями и боярами. Митрополит Алексей хотел, чтобы Сергий стал митрополитом после него, но Сергий отказался. Перед Куликовской битвой преподобный Сергий Радонежский виделся с князем Дмитрием Донским и благословил его, а также иноков Троице-Сергиевой лавры Пересвета и Ослябю, которые будучи с миру опытными воинами решили сражаться за родину, несмотря на официальный запрет участвовать в бою под угрозой отлучения от Церкви.

Дни памяти святого Сергия Радонежского верующие празднуют 25 сентября (великий иеромонах скончался 25 сентября 1392 г.) и 8 июля (мощи святого были обретены 8 июля 1422 г.). В нашей стране и за рубежом ему посвящено более 780 храмов. Перед его иконой люди просят о даровании сил в решении сложных ситуаций, выздоровлении.

4 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни

Влияние преподобного Сергия обусловило, в числе прочего, заметное оживление стремления к монашеской жизни: с 1240 по 1340 годы возникло около 30 новых монастырей, а в следующее столетие, с 1340 по 1440 годы, поколение времён Куликовской битвы и его ближайшие потомки дали миру основателей до 150 новых монастырей. Изменилось и направление монастырской жизни. До середины XIV века «почти все монастыри на Руси возникали в городах или под их стенами». Впоследствии решительный численный перевес берут монастыри, возникавшие в отдалении от городов, на невозделанных землях, и монашеская борьба с духовными недостатками человека соединилась с новой борьбой - «с неудобствами внешней природы», причём «эта вторая цель стала новым средством для достижения первой» .

Однако бегство монахов от соблазнов мира послужило его насущным нуждам. До середины XIV века русское население было заперто в междуречье Оки и Верхней Волги - в треугольнике, выход из которого на запад, юг и юго-восток запирали татары и Литва. Открытый путь на север и северо-восток вёл за Волгу, в глухой непроходимый край, кое-где заселённый финно-угорскими племенами. Селиться в этих местах русские крестьяне боялись. «Монах-пустынник и пошел туда смелым разведчиком» .

Новые монастыри с середины XIV века и до конца XV века в своём большинстве возникали за Волгой, среди костромских, ярославских и вологодских лесов. Русское монашество мирным путём завоевало для христианской Церкви и русского народа финское языческое Заволжье. Опорными пунктами крестьянской колонизации становились многочисленные лесные монастыри .

В любом православном храме всегда найдешь икону с образом преподобного старца Сергия Радонежского. Серьезный и задумчивый взгляд передает нам его большая знаменитая икона. Сергий Радонежский - это был поистине великий чудотворец земли русской, которому мы и наши потомки должны быть благодарны до скончания веков. Однако не многие знают о его заслугах и подвигах.

В 2014 году 3 мая (16) весь христианский православный мир отметил 700-летие со дня рождения прозорливого старца, который уже при жизни прославился святостью своей. По всей Руси его почитали разные правители, бояре, князья и простой крестьянский народ.

Икона Сергия Радонежского. Фото

Все знают, что иконы святых богослужителей помогают людям в решении их проблем. Поэтому непременно хочется узнать, а чем помогает икона Сергия Радонежского. В первую очередь надо знать, что только по искренней молитве и вере к этому святому человеку и к Богу люди могут получить защиту от любых неприятных жизненных обстоятельств. Родители просят у него помощи в воспитании детей, защиты их от дурного влияния, обретения ими смирения и укрощения их молодой гордыни, так как это самое большое зло, от которого происходит потом много неприятностей. При всем при этом к нему обращаются с разными просьбами.

Ничем не приметна икона Сергия Радонежского. Фото ее, однако, заставляет нас задуматься о том, все ли мы правильно делаем, готовы ли на подвиги и жизнь свою положить за Отчизну, как делали это наши героические предки с подсказки великого провидца.

Икона "Сергий Радонежский". Значение в православии

Бог даровал ему знамения благодати, он мог исцелять больных. Однажды он даже воскресил умирающего сына по отчаянным молитвам его отца. Преподобный Сергий на расстоянии умел видеть и слышать. Но самым замечательным и чудесным было явление старцу во время Рождественского поста Богородицы с апостолом Петром в 1384 году.

Преподобный Сергий Радонежский мирно почил 25 сентября (8 октября) 1392 года. Ровно через 30 лет его мощи были обретены, и сегодня они хранятся в Троице-Сергиевой лавре под Москвой.

Этого святого старца всегда просят о заступничестве в судьбе православной Руси. Икона "Сергий Радонежский" стала настоящим оберегом для России от ее врагов.

Детство

Богоносный отец наш Сергий родился в Ростове у благочестивых родителей Кирилла и Марии, которые потом тоже были причислены к лику святых. Будущего святого выбрал на служение сам Господь. Его мать, будучи беременной, стояла на службе, и в это время трижды во чреве был слышан крик младенца. Стоящие вокруг люди тоже это слышали, и тогда священник понял, что скоро в этом мире появится верный служитель Святой Троицы. Младенец, которого потом нарекут Варфоломей, так же радостно взыграл перед Господом и Его Церковью, как Иоанн Предтеча во чреве своей матери радостно взыграл перед Пресвятою Богородицею.

Родившийся младенец Варфоломей уже тогда не брал материнскую грудь по средам и пятницам. Это было началом его великого воздержания и пощения.

Отрочество

Отроком его отправили в школу, однако хорошо учиться ему мешала плохая память. В этом ему помог старец-инок, а если быть точнее, Богом посланный ангел, с которым он встретился, прогуливаясь по дубраве. Старец пообещал, что отныне мальчик будет и сам хорошо учиться, а потом и других учить будет. Так совсем юный Варфоломей принял благословение, и отныне с учебой у него проблем не было. Но вместо обычных детских игр он посвящал все свое свободное время чтению Святого Писания.

Икона преподобного святого Сергия Радонежского очень нужна родителям, так как она может помогать им в воспитании детей. И просто необходима для учеников, которым тяжело дается учеба, у которых слабая память и внимание. Вообще икона "Сергий Радонежский" должна быть в каждом православном доме и в каждой верующей семье.

Радонеж

Потом родители Варфоломея переехали из Ростова в Радонеж. Там же они с миром и почили. После этого в 1337 году будущий святой раздал бедным людям свое наследство и поселился на холме Маковец вместе с братом Стефаном - хотьковским иноком Покровского монастыря. Они срубили на этом месте избушку. Так и подвизался Варфоломей на иноческий подвиг вдали от людей, и стал непрестанно молиться. Вскоре его брат покинул эту дикую безлюдную обитель, не выдержав суровой жизни.

Через некоторое время пришел к нему иеромонах Митрофан и благословил молодого Варфоломея на монашество. Было ему тогда 23 года, и нарекли его Сергием. Узнав о таком благочестивом иноке, в его обитель стали приходить и селиться другие монахи. Он любезно принимал всех. Вместе с братией они построили сначала небольшую часовенку, которую архиерей Феогност освятил во имя Святой Троицы. Затем с благодати Христовой был построен и монастырь. Однажды пришел к ним из Смоленска архимандрит Симон, он принес драгоценные дары и отдал их в руки отца Сергия. Эти средства пошли на сооружение большой церкви и расширение монастырской обители.

Вот и по сей день стоит эта церковь обновленная в Троице-Сергиевом монастыре под Москвой, где находятся и святые мощи, и сама икона преподобного Сергия Радонежского. Эта обитель всегда переполнена паломниками со всей России, которые едут туда, чтобы почтить память святого старца и попросить у него защиты и покровительства.

Троицкий монастырь. 1355 год

Со временем с благословения Константинопольского патриарха Филофея в 1355 году в монастыре святого Сергия Радонежского был введен общежитийный устав. Территорию обители раздели на три части - общественную, жилую и оборонительную. По центру монастыря стояла новая деревянная церковь святой Троицы. Игуменом монастыря сначала стал упоминаемый ранее игумен Митрофан, а после его кончины - преподобный Сергий Радонежский.

В скором времени Троицкий монастырь, поддерживаемый великими князьями, стал считаться центром московских земель. Именно здесь и благословил на победу преподобный Сергий Радонежский войско Дмитрия Донского в бой с ордой Мамая.

Произошла Куликовская битва в день рождения Богородицы 8 сентября (21 сентября по новому стилю) 1380 года. Дата была выбрана не случайно, ведь сама Богородица покровительствовала Руси. На поле битвы вышли получившие благословение у святого Сергия монахи Троицкого монастыря Пересвет и Ослябя, когда-то они были славными воинами в дружине Дмитрия. Это был священный долг каждого православного христианина. Победа была одержана, много братии полегло в те дни. После сражения Дмитрий Донской приехал в Троицкий монастырь, чтобы лично оповестить отца Сергия о победе.

Есть такая необыкновенная чудотворная икона св. Сергия Радонежского, где он благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Эта икона может исцелять от болезней и защищать настоящих воинов от ранений и гибели.

Куликовская битва. 1380 год

Остановимся на Куликовской битве подробнее, ведь это было великое сражение русских войск во главе с московским великим князем Дмитрием Донским и военачальником Золотой орды ханом Мамаем.

Западные, как сегодня говорят, кураторы-оккультисты и психологи уговаривали Мамая идти на Москву и говорили, что эта война укрепит силу и влияние Золотой орды, и что Мамай как полководец сможет легко соперничать с самим Тамерланом. Запад помогал своему наставнику оружием, деньгами и специалистами по взятию крепостей. Был даже представлен воинский контингент с генуэзской пехотой. Все, что требовалось от Мамая, - это как можно скорее уничтожить Московию, разрушить и сжечь дотла города и села, сделать рабами все славянское население. А после этой победы уже всей силой можно будет навалиться и на Новгородскую землю, чтобы уничтожить и разграбить ее, тем более что на помощь всегда готовы прийти отряды литовского католика Ягайло и ливонские рыцари. Весной 1380 года многотысячная степная рать хана двинулась от Волги к Дону.

Решающая роль преподобного Сергия

Большинство историков сходятся во мнении, что очень важную и главную роль в объединении Руси перед наступающим грозным врагом на тот момент сыграл преподобный Сергий Радонежский. В ту тяжелую минуту в единый кулак объединились многие русские княжества, которые до этого вели бесконечные междоусобные войны. Святому Сергию удалось сделать буквально невозможное - примирить две враждующие на то время религии. Он показал ведическим русам, что истинное учение Иисуса Христа не имеет ничего общего с западным христианством, что Христос никогда не учил организовывать крестовые походы, сжигать ведические храмы и еретиков на костре. Он показал русским христианам, что истинное христианство - такое же глубокое учение, как и их древняя вера, поэтому нет причин для религиозной вражды, так как сейчас с Запада наступает извращенное христианство, где под именем Христа совершаются самые страшные и гнусные преступления.

Именно эти волнения за Русь православную и скрывает в себе икона «Сергий Радонежский». Все же не зря его называли «Печальником земли русской», так как он никогда не переставал радеть о ней и своими непрестанными молитвами содействовал ее духовному подъему и освобождению от татарского ига.

Осада Троицкой лавры

Итак, победа на Куликовом поле стала переломной в борьбе за освобождение Руси от монголо-татарского ига. Однако окончательное высвобождение от него произошло уже много позже - в 1480 году. Набеги кочевников продолжались еще долгое время, в 1408 году был полностью сожжен и Троицкий монастырь. Но он в буквальном смысле опять восставал из пепла, и люди его отстраивали заново. В 1422 году был перезахоронен и преподобный Сергий Радонежский.

Через монастырь проходила дорога из Москвы в Ростов, а потом и в Архангельск. В Троицком монастыре крестили наследников престола Василия III и Ивана Грозного. Со временем обитель превратилась в серьезную оборонительную крепость. Она была обнесена крепкими каменными стенами, которые соединяли 12 башен. Иван Грозный лично контролировал это строительство.

В скором времени все это пригодилось при защите монастыря от многочисленных войск Лжедмитрия II.

Отпор интервентам. 1608-1609 гг

В 1608-1609 годах Сергиево-Посадская земля дала отпор интервентам. В течение 16 месяцев шли страшные бои. Поляки хотели ограбить монастырь и перебить защитников, которые во времена великой смуты оставались верными своему Отечеству. Тогда воеводами были окольничий князь Г. Б. Роща-Долгорукий и дворянин Алексей Голохвастов. Эти защитники были сильны духом, а обитель их была полна верой и находилась под защитой великого чудотворца Сергия. У его гроба все целовали крест и клялись в том, что никогда не сдадут врагу свою обитель. После тяжелых атак и начавшейся из-за плохого питания цинги, унесшей сотни жизней за многие месяцы, в монастыре оставалось всего около 300 воинов, хотя изначально их насчитывалось 2400 человек. Противостояло этим незначительным силам монастыря от 15 до 30 тысяч лучших вооруженных сил польских воевод Сапеги и Лисовского, имевших еще и 60 орудий.

В ночь, в одно из самых решительных сражений, когда многотысячные польские войска ринулись на крепость, произошло невозможное. Их отряды по какой-то роковой ошибке, сильному туману или нелепым приказам начальников перестреляли сами себя, принимая союзнические отряды за врагов. Да и осажденные тоже очень мужественно встретили врага огнем. Наутро радости не было предела, так как вражеские осадные орудия были брошены, и враг бежал. С именем Божьим, поддержкой Богородицы и Святого отца Сергия держались героические русские воины. Они были уверены, что победа будет за ними.

Много было свидетельств тому, как святой Сергий Радонежский помогал и подсказывал своим воинам. Он даже явился в тонком сне одному монаху и подсказал, что под монастырь ведется вражеский подкоп, и тогда двое крестьян взорвали себя и этот подкоп, совершив тем самым великий подвиг во имя Бога и Отечества.

Очень хочется надеяться, что икона Сергия Радонежского, молитва этому святому и его почитание даже сегодня не оставят Россию без его поддержки.

Минин и Пожарский. 1610 год

Нельзя пройти мимо истории, связанной с Мининым и Пожарским. Ведь из истории известно, что соратником воеводы князя Пожарского в благочестивом деле изгнания католических интервентов был помещик и мясник по ремеслу Козьма Минин. Он отличался целомудрием и прочими добродетелями, любя безмолвие, он всегда имел в своем сердце Бога. Однажды к нему во сне явился Чудотворец Сергий Радонежский и повелевал собирать деньги и воинов и идти на Москву, где русский престол желал занять польский король, подготавливавший Русь к принятию унии.

Сначала Минин не придал значения своему сну. Помещик думал: «Ну кто я такой, чтобы заниматься такими важными делами, да и кто меня послушает?» Но потом сон повторился еще дважды, и Минин, в итоге каясь в своем непослушании, решился на Богоугодное дело. Минин и Пожарский стали собирать народ по всей Руси.

19 марта 1611 года в Москве началось стихийное восстание против интервентов, поляки не в силах были противостоять этому и заперлись в Китай-городе и в Кремле и сожгли Москву. Положение было очень сложным. В столице засели поляки, на северо-западе шведы захватывают русские земли, на южных окраинах бесчинствуют орды крымских татар...

Однако 22-24 августа у интервентов осталось меньше половины войска. Поляки понесли большие потери. Надежда владеть Московским государством безвозвратно рушилась. Значит, услышал молитвы защитников Руси святой Сергий Радонежский, икона и крест которого всегда была им в помощь.

Анализируя все эти события, начинаешь понимать, что совсем не зря и не случайно в самый тяжелый для русской земли момент каждый раз люди сталкиваются с образом святого Сергия.

Хочется непременно отметить и то, что в православном христианстве воинское служение является Богоугодной деятельностью. Церковь всегда учит нас патриотизму и любви к Родине. В описание иконы Сергия Радонежского вложен именно этот смысл.

Заключение

Жизнь отрока Варфоломея стала примером для современных детей и молодежи, который убеждает нас, что неприятные внешние обстоятельства или такие объективные, как нездоровье, неспособность к обучению, могут или разрушить жизнь, или дать основу для формирования сильной личности и ее особых черт характера, что и произошло с преподобным отцом нашим Сергием Радонежским.

Икона прп. Сергия Радонежского всегда слышит наши молитвы о наших семьях, детях, родителях, а значит, и о будущем Отечества.

В центральной и северной Руси, преподобный Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) родился 3 мая 1314 года в селе Варницы, под Ростовом, в семье боярина Кирилла и его жены Марии.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями — старшим Стефаном и младшим Петром. Сначала он отставал в обучении грамоте, но потом, благодаря терпению и труду, ознакомился со Священным писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию.

Около 1330 года родители Сергия покинули Ростов и поселились в городе Радонеже (около 55 километров от Москвы). Когда старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре.

Похоронив родителей, Варфоломей уступил женатому брату Петру свою часть наследства.

Вместе с братом Стефаном он удалился для пустынножительства в лес за несколько километров от Радонежа. Сначала братья построили келию (жилище для монашествующего), а потом небольшую церковь, освященную во Имя Пресвятой Троицы. Вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь, где сблизился с иноком Алексием — будущим митрополитом Московским, а позже стал игуменом.

В октябре 1337 года Варфоломей принял монашеский постриг с именем святого мученика Сергия.

Известия о подвижничестве Сергия распространялись по округе, к нему начали стекаться последователи, желающие вести строгую монашескую жизнь. Постепенно образовалась обитель. Основание Троицкого монастыря (ныне Свято-Троицкая Сергиева лавра) относят к 1330-1340 годам.

Через некоторое время иноки убедили Сергия принять игуменство , угрожая разойтись, если он не согласится. В 1354 году после долгих отказов Сергий был рукоположен во иеромонаха и возведен в сан игумена.

С глубоким смирением Сергий сам служил братии — строил кельи, рубил дрова, молол зерно, пек хлеб, шил одежду и обувь, носил воду.

Постепенно слава его росла, в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и заканчивая князьями, многие селились по соседству и жертвовали ей свое имущество. Первоначально терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь.

Троицкий монастырь был сначала "особножитным": подчиняясь одному игумену и сходясь для молитвы в один храм, монахи имели каждый свою келью, свое имущество, свою одежду и пищу. Около 1372 года к Сергию пришли послы от Константинопольского патриарха Филофея и принесли ему крест, параман (небольшой четырехугольный плат с изображением креста) и схиму (монашеское облачение) в благословение на новые подвиги и патриаршую грамоту, где патриарх советовал игумену устроить общежительный монастырь по примеру христианской общины апостольских времен. С патриаршим посланием преподобный Сергий отправился к митрополиту Московскому Алексию и получил от него совет ввести в обители строгое общежитие.

Вскоре иноки стали роптать на строгость устава, и Сергий покинул обитель. На реке Киржач он основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к митрополиту Алексию, чтобы он возвратил святого. Тогда Сергий повиновался, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика Романа.

Игумен Сергий был призван митрополитом Алексием на склоне лет с просьбой принять Русскую митрополию, но по смирению отказался от первосвятительства.

Сергий Радонежский выступал и как мудрый политик, стремящийся к умирению раздоров и сплочению русских земель. В 1366 году он разрешил княжеский родовой спор за Нижний Новгород, в 1387 году выехал послом к князю Олегу Рязанскому, добившись его примирения с Москвой.

Особой славой овеяны его дела и молитвы перед Куликовской битвой (1380). У Сергия Радонежского испрашивал благословения на предстоявшее сражение великий князь Димитрий Донской. Во время битвы преподобный вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Достигнув глубокой старости, Сергий Радонежский, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни ученика Никона.

Сергий Радонежский просил братию похоронить его вне церкви, на общем монастырском кладбище, но с разрешения митрополита его тело было положено в церкви с правой стороны. Через 30 лет, 5 июля 1422 года, совершилось открытие мощей святого в присутствии его крестного сына — князя Юрия Галицкого. Тогда же было установлено местное празднование памяти преподобного в монастыре. В 1452 году Сергий Радонежский был причислен к лику святых.

В 1463 году построена первая известная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского на владычном дворе в Новгороде.

Помимо Свято-Троицкой Сергиевой лавры, преподобный Сергий Радонежский основал Свято-Благовещенский Киржачский монастырь, Ростовский Борисоглебский монастырь, Высоцкий монастырь, Богоявленский Старо-Голутвин монастырь и другие, а его ученики учредили до 40 обителей.

Русская православная церковь отмечает память его в день кончины, а также 18 (5 по старому стилю) июля, в день обретения мощей.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников