Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Святой преподобный андрей критский. Преподобный андрей критский. Фильмы о Великом посте

Бо-го-слу-жеб-ной куль-ми-на-ци-ей пер-вых че-ты-рех дней Ве-ли-ко-го по-ста ста-но-вит-ся чте-ние в на-ших хра-мах за ве-чер-ним бо-го-слу-же-ни-ем « » пре-по-доб-но-го Ан-дрея Крит-ско-го. Несколь-ко слов о «ка-ноне» как та-ко-вом.

Ка-нон (греч. кано н — «ме-ри-ло», «пра-ви-ло») — жан-ро-вая фор-ма ви-зан-тий-ской гим-но-гра-фии, сло-жив-ша-я-ся к VIII в. Осо-бен-но-стью это-го жан-ра яв-ля-ет-ся то, что пес-ни ка-но-на со-став-ле-ны на ос-но-ве «биб-лей-ских пе-сен» (вхо-дя-щих в со-став раз-лич-ных книг Биб-лии), из при-пе-вов к ним. Пол-ный ка-нон со-сто-ит из де-вя-ти пес-ней (в та-ком ви-де он по-ёт-ся толь-ко в Ве-ли-ком По-сту), в дру-гое вре-мя го-да — из вось-ми пес-ней (вто-рая, «скорб-ная», песнь, опус-ка-ет-ся). Неко-то-рые ка-но-ны со-сто-ят из мень-ше-го ко-ли-че-ства пес-ней. Каж-дая песнь в свою оче-редь де-лит-ся на ирмо с (зачи н, букв. «связ-ка»), несколь-ко тро-па-рей и ка-та-ва-сию. Ир-мо-сы «увя-зы-ва-ют» те-му пес-ни (опре-де-ля-е-мую об-щей те-мой ка-но-на как со-став-ным эле-мен-том кон-крет-но-го бо-го-слу-же-ния) с те-ма-ми биб-лей-ских пе-сен (ча-сто эта связь услов-на и труд-но-уло-ви-ма). «Пол-ное чи-но-по-сле-до-ва-ние ка-но-на вклю-ча-ет и дру-гие ком-по-нен-ты. По-э-ти-ка ка-но-на от-ме-че-на тор-же-ствен-ной ста-тич-но-стью, мед-ли-тель-ной ви-ти-е-ва-то-стью...» .

Ан-дрей Крит-ский (ок. 660 — ок. 740 г.) ви-зан-тий-ский цер-ков-ный ри-тор и гим-но-граф, ав-тор «Ве-ли-ко-го ка-но-на» и мно-гих дру-гих про-из-ве-де-ний, во-шед-ших в на-ше бо-го-слу-же-ние (па-мять 4/17 июля). Ро-дил-ся и по-лу-чил на-чаль-ное об-ра-зо-ва-ние в Да-мас-ке; в 15-лет-нем воз-расте по-сту-пил в Свя-то-гроб-ское брат-ство при хра-ме Вос-кре-се-ния в Иеру-са-ли-ме, где был по-стри-жен в мо-на-ше-ство, по-свя-щен во чте-ца, а за-тем на-зна-чен но-та-ри-ем и эко-но-мом (от-сю-да его дру-гое про-зва-ние — Ан-дрей Иеру-са-лим-ский). Осе-нью 685 го-да он от-пра-вил-ся в Кон-стан-ти-но-поль и там остал-ся; был по-свя-щен во диа-ко-на хра-ма Свя-той Со-фии и про-слу-жил там свы-ше 20 лет. При Кон-стан-ти-но-поль-ском пат-ри-ар-хе Ки-ре (706-712) Ан-дрей был хи-ро-то-ни-сан во епи-ско-па и по-лу-чил на-зна-че-ние на ка-фед-ру г. Гор-ти-на (ост-ров Крит) с ти-ту-лом ар-хи-епи-ско-па Крит-ско-го. По сви-де-тель-ству ис-то-ри-ка Фе-о-фа-на Ис-по-вед-ни-ка († 817), свт. Ан-дрей участ-во-вал в ере-ти-че-ском со-бо-ре 712 го-да, со-зван-ном имп. Филип-пи-ком для воз-об-нов-ле-ния мо-но-фе-лит-ства , и вме-сте со свт. Гер-ма-ном, бу-ду-щим Кон-стан-ти-но-поль-ским пат-ри-ар-хом, был в чис-ле под-пи-сав-ших ана-фе-му VI Все-лен-ско-му Со-бо-ру. Ве-ро-ят-но, они под-да-лись дик-та-ту вла-сти. Впо-след-ствии свт. Ан-дрей рас-ка-и-вал-ся, что под-пи-сал ере-ти-че-ские опре-де-ле-ния, и имен-но с этим со-бы-ти-ем жи-тий-ная тра-ди-ция свя-зы-ва-ет со-став-ле-ние им зна-ме-ни-то-го По-ка-ян-но-го Ка-но-на. Это толь-ко од-на из при-чин, на де-ле всё бы-ло го-раз-до слож-нее и дра-ма-тич-нее.

Ве-ка, на ко-то-рые при-шлась жизнь Свя-ти-те-ля, озна-ме-но-ва-ли со-бой окон-ча-тель-ный и необ-ра-ти-мый крах идеи хри-сти-ан-ской го-судар-ствен-но-сти. Ещё рань-ше, в кон-це V ве-ка, вар-ва-ры уни-что-жи-ли за-пад-ную по-ло-ви-ну неко-гда еди-ной хри-сти-ан-ской Им-пе-рии. Энер-гич-ные по-пыт-ки имп. Юс-ти-ни-а-на Ве-ли-ко-го (527-565) вос-ста-но-вить бы-лой Рим не увен-ча-лись успе-хом. За-пад так и остал-ся «вар-вар-ским». Те-перь при-шел че-рёд остав-шей-ся в оди-но-че-стве Во-сточ-ной Рим-ской (Ви-зан-тий-ской) им-пе-рии. В 614 го-ду Па-ле-сти-ну за-хва-ти-ли пер-сы, учи-нив-шие там жут-кий раз-гром и пле-нив-шие в Иеру-са-ли-ме Крест Гос-по-день. Им-пе-ра-то-ру Ирак-лию уда-лось с ни-ми спра-вить-ся в 626 го-ду (с его обе-том свя-за-на тра-ди-ция не вку-шать мя-со в пред-ше-ству-ю-щую Ве-ли-ко-му по-сту неде-лю); но уже через два де-ся-ти-ле-тия на-ча-лась ре-ши-тель-ная экс-пан-сия Ис-ла-ма: ара-бы за-хва-ти-ли Па-ле-сти-ну, Се-вер-ную Аф-ри-ку, Ис-па-нию и бы-ли оста-нов-ле-ны лишь во Фран-ции. Вспы-хи-ва-ли всё но-вые ере-си, от-тор-гав-шие от Церк-ви во-сточ-ные ре-ги-о-ны (еще в V сто-ле-тии про-изо-шел пер-вый ве-ли-кий цер-ков-ный рас-кол — мо-но-фи-зит-ский), а в кон-це жиз-ни свя-то-го Ан-дрея гро-мить мо-на-сты-ри и хра-мы в Ви-зан-тии ста-ли са-ми же «хри-сти-ан-ней-шие» им-пе-ра-то-ры-ико-но-бор-цы. (Про-мыс-ли-тель-ная иро-ния судь-бы в том, что с вы-да-ю-щим-ся за-щит-ни-ком ико-но-по-чи-та-ния свя-тым Иоан-ном Да-мас-ки-ным его «еди-но-вер-цам» не уда-лось рас-пра-вить-ся толь-ко по-то-му, что он жил не Ви-зан-тии, а в му-суль-ман-ской стране и да-же со-сто-ял на служ-бе у Да-мас-ско-го ха-ли-фа.) Об-ще-ство в це-лом не мог-ло жить по еван-гель-ским иде-а-лам, и меч-та о ве-ли-кой хри-сти-ан-ской им-пе-рии ру-ши-лась. В этих гроз-ных со-бы-ти-ях мно-гие лю-ди ви-де-ли при-зна-ки небес-но-го гне-ва. Охва-тив-шее их по-ка-ян-ное чув-ство и вы-ра-зил в сво-ем по-э-ти-че-ском тво-ре-нии свя-ти-тель Ан-дрей Крит-ский.

Ве-ли-кий ка-нон — это свод «мо-ра-лей» к яр-ким эпи-зо-дам биб-лей-ско-го по-вест-во-ва-ния. Кон-крет-ные со-бы-тия биб-лей-ской ис-то-рии пре-вра-ща-ют-ся в ино-ска-за-ния, сво-дят-ся к про-стей-шим смыс-ло-вым схе-мам. На-при-мер, Ева — это не про-сто биб-лей-ский пер-со-наж, это — жен-ствен-но-лу-ка-вое на-ча-ло внут-ри са-мой ду-ши каж-до-го че-ло-ве-ка:

«Вме-сто Евы чув-ствен-ной / Вос-ста-ла во мне Ева мыс-лен-ная — / Плотско й стра стный по-мы-сел, / Пред-став-ля-ю-щий при-ят-ное, / Но при вку-ше-нии все-гда на-по-я-ю-щий го-ре-чью».

«С че-го нач-ну опла-ки-вать де-я-ния мо-ей зло-счаст-ной жиз-ни? Ка-кое по-ло-жу на-ча-ло, Христе , мо-е-му се-то-ва-нию? Но Ты, ми-ло-серд-ный, по-дай мне пре-гре-ше-ний остав-ле-ние». Так на-чи-на-ет свя-ти-тель Ан-дрей свой по-ка-ян-ный плач и об-ра-ща-ет-ся к пер-во-му гре-ху че-ло-ве-ка, ли-шив-ше-му всё че-ло-ве-че-ство со-здан-ных для него Са-мим Бо-гом «укра-ше-ний» — то есть непо-сред-ствен-но-го бо-го-об-ще-ния и бес-смер-тия. «Грех ли-шил ме-ня бо-го-ткан-ной одеж-ды и, как ли-стья-ми смо-ков-ни-цы, об-лёк ме-ня оде-я-ни-ем сты-да в об-ли-че-ние страст-ных мо-их стрем-ле-ний».

Длин-ной че-ре-дой пе-ред мо-ля-щи-ми-ся про-хо-дят об-ра-зы из Свя-щен-ной ис-то-рии Вет-хо-го и Но-во-го За-ве-та — пра-от-цы, пат-ри-ар-хи, судьи, ца-ри, про-ро-ки, апо-сто-лы, из-ра-иль-тяне и их со-се-ди — пер-со-на-жи бо-го-лю-би-вые и зло-че-сти-вые, и каж-дый из них ста-но-вит-ся при-ме-ром или к под-ра-жа-нию, или, на-про-тив, — к от-вра-ще-нию и «пе-ре-мене» (та-ков смысл сло-ва «по-ка-я-ние»!) сво-их мыс-лей и дел. От-сю-да и опре-де-ле-ние «По-ка-ян-ный ка-нон». Кро-ме то-го, обыч-ные ка-но-ны со-дер-жат не бо-лее 30 тро-па-рей, здесь же их око-ло 250, по-то-му он на-зван ещё и «Ве-ли-ким». Хо-тя, ра-зу-ме-ет-ся, он «ве-лик не толь-ко по чис-лу сти-хов, но и по внут-рен-не-му до-сто-ин-ству, по вы-со-те мыс-лей, по глу-бине чувств и по си-ле вы-ра-же-ний» .

Юрий Ру-бан


Из кни-ги: / Юрий Ру-бан; Храм ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри «Всех скор-бя-щих Ра-дость» на Шпа-лер-ной ули-це; Куль-тур-но-про-све-ти-тель-ский центр «Ле-стви-ца»; на-учн. ред. проф. ар-хи-манд-рит Иан-ну-а-рий (Ив-ли-ев),— Санкт-Пе-тер-бург: Ко-ло, 2015. — 127 с.

При-ме-ча-ния

Аве-рин-цев С. По-э-ти-ка ран-не-ви-зан-тий-ской ли-те-ра-ту-ры. М., 1977. С. 318.

Мо-но-фели тство (от греч. мо нос — "один" и тхэ ле-ма , в позд-нем про-из-но-ше-нии фе ли-ма — "во-ля"), букв. "еди-но-во-лие" — ере-ти-че-ское на-прав-ле-ние хри-сти-ан-ско-го (во-сточ-но-го) бо-го-сло-вия VII ве-ка, утвер-ждав-шее, что во Хри-сте дей-ству-ет толь-ко од-на, бо-же-ствен-ная, во-ля. При-зна-вать в Нём две во-ли (бо-же-ствен-ную и че-ло-ве-че-скую) — зна-чит при-зна-вать в Нём во-лю доб-рую и во-лю злую, счи-та-ли мо-но-фе-ли-ты. Это уче-ние о еди-ной во-ле (энер-гии) бы-ло, со-глас-но разъ-яс-не-нию св. Мак-си-ма Ис-по-вед-ни-ка († 662) и патр. Со-фро-ния Иеру-са-лим-ско-го († 638 г.), "за-мас-ки-ро-ван-ным мо-но-фи-зит-ством", от-ри-ца-ю-щим рав-но-чест-ное еди-не-ние во Хри-сте бо-же-ствен-ной и че-ло-ве-че-ской при-ро-ды. Мо-но-фе-ли-ты бы-ли осуж-де-ны на VI Все-лен-ском со-бо-ре (680-681 гг.).

Фила-рет (Гу-милев-ский), ар-хи-еп. Ис-то-ри-че-ский об-зор пес-но-пев-цев и пес-но-пе-ния Гре-че-ской Церк-ви. Св.-Тр. Серг. Лав-ра, 1995. С. 197.


ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО АНДРЕЯ, АРХИЕПИСКОПА КРИТСКОГО


Преподобный Андрей, архиепископ Критский, по прозванию Иерусамлит, родился в третьей четверти VII века на Ближнем Востоке, в городе Дамаске, принадлежавшем тогда еще Восточной Римской империи. Известно, что родители его были благочестивыми христианами; сам же отрок Андрей оставался немым до семилетнего возраста. Однажды дар речи явился ему после причащения Святых Христовых Таин. Это чудесное исцеление очень сильно повлияло на духовную настроенность воспитанного в христианском благочестии юноши. Не оставляя познания наук светских, он внимательно изучает творения святых отцов, все более склоняясь к уединенной иноческой жизни. Четырнадцати лет от роду Андрей удалился в прославленную Иорданскую лавру преподобного Саввы Освященного, где по прошествии времени иноческого испытания был назначен нотарием (т.е. письмоводителем). Духовная жизнь молодого монаха проходила под непосредственным водительством Иерусалимского патриарха, святителя Софрония (634-644), после кончины, которого в захваченном мусульманами Святом Граде правитель Патриархии Феодор возложил на инока Андрея должность сингела (т.е. секретаря). В 680 году ученому иноку Андрею довелось принять участие в VI Вселенском Соборе, на котором он сурово обличил монофелитскую ересь (т.е. признание во Иисусе Христе одной воли, а не двух - Божеской и подчиненной ей человеческой). Возвратившись с Собора во Иерусалим, инок Андрей продолжал свои подвиги. Именно тогда, в конце VII века, им были написаны замечательные богослужебные творения: Великий покаянный канон, канон праздника Рождества Христова, трипеснцы на повечерие Недели Ваий и на первые четыре дня Страстной седмицы, стихиры праздника Сретения Господня и другие священные гимны.

Известность иерусалимского подвижника была столь велика, что Константинопольский патриарх святитель Феодор (683-686) вызвал его к себе и посвятил во диакона к Великому Софийскому храму с возложением также в должности сиропитателя (т.е. раздатчика милостыни).

По прошествии некоторого времени, в 685 году Константинопольская Церковь единодушно избрала иеродиакона Андрея на архиепископскую кафедру издревле христианского острова Крит на Средиземном море, что было по обычаю утверждено и императором Юстинианом II.

Из творений преподобного Андрея того времени известны многочисленные слова и поучения на различные праздничные дни. Вместе со своею паствой Критский предстоятель пережил нашествие сарацинов, которые бесславно отступили по молитвам архиепископа Андрея. Но святительское служение на Крите было последним его земным поприщем. Во время путешествия по церковным делам в Константинополь, на возвратном пути близ острова Митилены (Лесбос) в Эгейском море он скончался в некоем местечке Иерес в 712 году.

Святые мощи его были перенесены в Константинополь и сохранились в монастыре его имени, где их видели паломники еще в 1350 году.

Память преподобного Андрея, архиепископа Критского, совершается 4/17 июля, а главное произведение его - Великий покаянный канон - по уставу читается в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста на Великом повечерии (частями) и в четверг пятой седмицы Великого поста на утрене (полностью) .

О МОЛИТВЕ ПРЕПОДОБНОГО ЕФРЕМА СИРИНА

"Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему".

Вот молитва, которую слышали вы, братия, в эти дни много раз в храме. Ее написал святой Ефрем Сирин, пастырь и учитель стада Христова, живший в IV веке по Рождестве Христове, и передал Церкви; а Церковь заповедала произносить ее во дни Святой и Великой Четыредесятницы при каждом богослужении, кроме субботы и дня воскресного.

Для чего Святая Церковь ввела в богослужение Великим постом эту, а не другую молитву?

Для того чтобы непрестанно напоминать нам, о чем именно надобно просить и молить Господа на поприще поста и покаяния. Как мать предохраняет своих детей от простуды, так Святая Церковь предостерегает нас ныне от искушений, внушая, с какой стороны они приходят к нам и какими средствами можем мы отражать их от себя. Чувствуя всю нежность материнского попечения Церкви о нашем спасении, усугубим внимание, войдем в ее благое намерение о нас и последуем за ее руководством, как дети следуют за наставлениями матери.


Когда Святая Церковь заставляет нас во время поста и покаяния молить Господа об удалении от нас духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия, это указывает, что сей дух более, чем в другое время, обуревает иных во дни говения. В самом деле, какое время более свободно для упражнения в слове Божием, как не время, посвящаемое на приготовление к исповеди и Причащению? И в сие-то время искушает нас наиболее дух праздности! Какое время более удобно для духовных размышлений, как не время, посвящаемое на хождение в храм для слушания там душеспасительных молитв, чтения и пения? И в сие-то время входят в наше сердце наиболее нечистые помыслы! Какое время более располагает душу к покою, как не время поста? И в сие-то время мы предаемся наиболее скуке и унынию! Какое время более способствует к упражнению в молчании, как не время покаяния? И в сие-то время занимаемся наиболее празднословием!

Не так ли? Только тот не замечает этих искушений, кто постится и ходит в храм по нужде; но тот, кто постится, как следует, и молится во храме, как должно, тому понятна вся важность молитвы, употребляемой ныне Церковью.

Что же такое дух праздности? Это праздность ума в деле нашего исправления. Ум должен упражняться в слове Божием, вникать в чтение молитв, поощрять нас к подвигам поста и молитвы, рассматривать наше поведение в соответствии с заповедями Христовыми, сознаваться в своей ограниченности, в своих недостатках и заблуждениях и исполнять требования веры. Но когда он всего этого не делает, не есть ли он ум праздный, рассеянный и погруженный в чувственность? Жаль того человека, который постится, имея в себе дух праздности: себя изнурит, а пользы не получит.

Что такое дух уныния? Это скорбь праздного духа. Он тоскует об удовольствиях, коими наслаждался перед постом, скорбит, что не может нарушить Устав Церкви без угрызений совести, и вздыхает, глядя на постную пищу. И этот дух уныния и тоски, не тяготит ли человека более, нежели самый строгий пост? Не опаснее ли он для здоровья, чем простая, безыскусная пища? Жаль человека, который тоскует во время поста об удовольствиях. Удовольствия изобрел ум человеческий, а пост учрежден Самим Богом.

Что такое дух любоначалия? Это гордость житейская. Кто постится, имея ее, тот постится наружно. А наружный пост угоден ли Богу? Фарисей постился, но пользы не получил; напротив, мытарь не постился, но предпочтен постящемуся фарисею. Очевидно, потому, что один исполнен был гордости житейской, другой имел сердце смиренное и дух сокрушен.

Что такое дух празднословия? Это страсть к пуcторечию, которая происходит частью от скудости ума, частью от праздности, частью от зависти и злости. Но от чего бы ни происходила эта страсть, она - страсть самая опаснейшая. Ибо всякое слово праздное, проникающее в душу ближнего, - если не будет в ней сразу подавлено, бывает семенем зла, возрастающим в побеги и плоды. Не думайте, что слова, пущенные на воздух, исчезнут в воздухе. Нет! За всякое слово праздное, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12, 36), - говорит Сам Спаситель.


Никанор, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский.

На Великом повечерии Понедельника, Вторника, Среды и Четверга первой седмицы Великого поста поется и читается по частям, а на утрене Четверга пятой седмицы того же поста в полном составе Великий покаянный, или как его еще называют, умилительный канон. Он читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается верующими также, как и тогда, когда был написан преподобным песнотворцем. "Мистагог покаяния", т. е. тот, кто заботливо учит, открывает тайны покаяния, - так называет святого Андрея, составившего сей канон, Православная Церковь.

Великий канон состоит из 250 тропарей, и великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. В нем мы созерцаем события, описанные Священным Писанием Ветхого и Нового Завета, в духовном свете. В тропарях канона, персонажи священной истории, то представляют нам высокие образцы святой жизни, то, примерами своего глубокого падения, побуждают нас к строгому трезвению. Ум человека, слушающего сей канон, видит в нем высокие духовные истины, осуществленные в жизни ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков, поучается им в евангельских притчах, а сердце, жаждущее спасения, то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается стойким упованием на Бога, всегда готового принять грешника.

Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Покаяние святого Андрея глубокое и искреннее. Через весь канон проходит одна мысль, повторяющаяся во всех его песнях: "Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе, (Господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен". "Благоутробен" - значит милостив и милосерд так, как Мать, которая как бы всей утробой, всем существом своим, жалеет ребенка и любит его всем своим сердцем. Чем ближе человек к Богу, тем больше видит свои грехи. Этому учит нас в своем каноне святой Андрей Критский.

Весь Ветхий Завет предстает перед нами в тропарях канона, как школа покаяния. Показывая добродетели и подвиги святых, святой не забывает и о злых и жестоких делах, побуждая нас подражать добрым и отвращаться злых. Но в Великом каноне есть не только примеры из Священного Писания, есть здесь и увещание душе, рассуждения, молитвы. Как будто старец, исполненный сострадания и любви, берет нас за руку и вводит в свою келью, чтобы собеседовать с нами, рассказывать, делиться своим опытом, и, вместе с нами, смиренно и горячо молиться.

Почему Святая Церковь в первые дни Великого поста предлагает нам именно эти песнопения? Потому, что пост - это время покаяния и очищения, а канон преподобного Андрея весь и направлен к тому, чтобы пробудить человеческую душу от греховного усыпления, раскрыть перед ней пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и к исправлению жития.

Творец этого, столь любимого православными людьми Великого канона, преподобный Андрей, архиепископ Критский родился в городе Дамаске около 660 года в семье благочестивых христиан Георгия и Григории. Из свидетельств о раннем детстве святого известно, что до семи лет его считали немым, т. к. до этого времени он не произнес ни одного слова. Когда же, по достижении семилетнего возраста, он причастился в церкви божественных Таин Тела и Крови Христовых, немота его разрешилась и он стал говорить. После этого явленного чуда родители отдали свое чадо постигать премудрость божественных книг. На четырнадцатом году жизни, святой Андрей, был приведен родителями в Иерусалим для служения Богу в монастыре Братства Гроба Господня. По пострижении в монашество святой Андрей был назначен нотарием, т. е. секретарем, Иерусалимской патриархии, как человек весьма разумный. Он проводил добродетельную жизнь, подвизаясь в целомудрии, воздержании и кротости, так что ему дивился даже и сам иерусалимский патриарх. После 681 года, когда в Константинополе происходили заседания Шестого Вселенского Собора, святой Андрей, состоявший тогда в архидиаконском сане, вместе с двумя старцами-монахами, был послан в византийскую столицу от лица своего патриарха, чтобы представить императору документы, подтверждающие полное согласие с решениями Собора всей полноты Иерусалимской Православной церкви, находившейся тогда под мусульманским игом.

После окончания Собора старцы-монахи возвратились обратно в Иерусалим, а Андрей, сделавшись известным, своей книжной премудростью и глубоким знанием догматов Церкви, императору и святым отцам, был оставлен в Константинополе, получив навсегда прозвище "Иерусалимита", т. е. "Иерусалимлянина".

В столице Империи он получил послушание возглавить Дом для сирот при Великой церкви Святой Софии с зачислением в клир главного храма Византии.

20 лет служил он в сане диакона и трудился в Доме сирот, проявляя должную заботливость и попечение. Здесь же, в Константинополе, он начал слагать свои дивные песнопения, которыми богато украсил литургическое наследие Святой Церкви.

После двадцатилетнего диаконского служения святой Андрей был рукоположен в епископский сан и назначен на самую далекую кафедру империи - остров Крит, где за свои усердные труды был удостоен титула архиепископа. Здесь он был светильником миру, просвещающим Христову Церковь богодухновенным учением и добродетельной жизнью. Святой пастырь критский строил храмы Божии, а также дома для сирот и престарелых. Для своей паствы он был любящим отцом, неустанно проповедующим и, молитвами своими, отражающий все напасти и невзгоды, а для еретиков являлся непреклонным обличителем и грозой. Не оставлял святой Андрей и трудов по составлению церковных песнопений.

Несколько раз святитель, оставив Крит, посещал Константинополь, где виделся с патриархом и императором, а также с близкими ему людьми. Там же выступил он в защиту святых икон, когда в Византии началось иконоборчество. В свое последнее посещение столицы, святой Андрей, почувствовав приближение скорой кончины, простился со своими друзьями. По дороге на Крит он сильно заболел. Тяжелый недуг заставил его остановиться на острове Митилина в городке Ерессо, где святой и скончался 4 июля около 740 года. В этот же день Святая Церковь и доныне совершает его память.

Святитель Андрей Критский первый стал писать богослужебные каноны. Его перу принадлежат каноны на все двунадесятые праздники (кроме Введения во храм Пресвятой Богородицы, т. к. в его время этот праздник отдельно не праздновался). Великопостное богослужение, кроме Великого канона, было украшено и другими творениями святого песнописца. В рукописях сохранились каноны Недели Ваий, трипеснцы всех дней Страстной седмицы, включая и Великий Пяток. В Великую Субботу исполнялся четверопеснец святого Андрея, к которому позднее присоединяли свои четверопеснцы и каноны св. Косма Маюмский, инокиня Кассия, епископ Марк Отрантский. По количеству оригинальных мелодий-напевов святой Андрей превосходит даже столь великого песнописца, как преподобный Иоанн Дамаскин. Составляя Октоих, святой Иоанн вносил в него ирмосы и напевы святителя Андрея Критского.

Пре­по­доб­но­му­че­ник Ан­дрей Крит­ский жил во вре­мя цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Кон­стан­ти­на Ко­про­ни­ма (741–775), ко­то­рый под стра­хом смер­ти при­ка­зал хри­сти­а­нам убрать свя­тые ико­ны из хра­мов и до­мов. Ве­ру­ю­щие, ко­то­рые без­бо­яз­нен­но со­про­тив­ля­лись нече­сти­во­му ико­но­бор­цу и твер­до дер­жа­лись пре­да­ния свя­тых от­цов, бы­ли за­клю­че­ны в тем­ни­цы. Ко­гда пре­по­доб­ный Ан­дрей услы­шал, что им­пе­ра­тор са­жа­ет в тюрь­мы и му­ча­ет не во­ров и раз­бой­ни­ков, а доб­ро­де­тель­ных и бла­го­че­сти­вых хри­сти­ан, то при­шел в Кон­стан­ти­но­поль и все­на­род­но в хра­ме свя­то­го му­че­ни­ка Ма­ман­та об­ли­чил ере­ти­ка в го­не­нии на ис­тин­ную ве­ру. В оправ­да­ние им­пе­ра­тор ска­зал, что безум­но воз­да­вать честь де­ре­ву и крас­кам. На это пре­по­доб­ный от­ве­тил, что тот, кто стра­да­ет за свя­тые ико­ны, стра­да­ет за Хри­ста, а кто оскорб­ля­ет ико­ну, на ко­то­рой изо­бра­жен Хри­стос, оскорб­ля­ет Са­мо­го Хри­ста. Разъ­ярен­ный ико­но­бо­рец при­ка­зал неми­ло­серд­но ис­тя­зать свя­то­го Ан­дрея. По пу­ти к ме­сту каз­ни му­че­ник ото­шел ко Гос­по­ду. Через сто лет свя­то­му был на­пи­сан ка­нон пре­по­доб­ным Иоси­фом пес­но­пис­цем. По мо­лит­вам пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Ан­дрея ис­це­ля­ют­ся одер­жи­мые.

Страдание святого преподобномученика Андрея Критского

Прошло много времени с тех пор, как прекратились многочисленные жестокие гонения на Христову Церковь, воздвигнутые злочестивыми царями и князьями. После сего Церковь Божия, как бы насажденная на плодоносной земле, и напоенная честною кровью рабов Божиих, распространилась по всем концам земли. В доме Господнем водворился мир и единение веры, процветало благочестие, в людях утверждались добрые нравы, заповеди Господни были соблюдаемы и верующие преуспевали во всех добродетелях. Тогда диавол, завидуя сему, стал отвращать верующих от Христа. Однако он стал действовать не явно, как прежде, но скрытно, – со свойственным ему лукавством. С этою целью он среди самих христиан возбудил иконоборство. По наущению диавола между христианами появились люди, которые, под видом ревности о Боге, стали отвергать почитание святых икон. Диавол внушил сие людям для того, чтобы они, отринув икону Христа, отринули от себя и Самого Христа, – потому что все, что бывает изображаемо на иконе, относится к тому, чей лик изображен на ней. И вот ненавистник человеческого спасения, диавол, возбудил к сему царя Константина, – не равноапостольного, просветившего мир верою Христовою, а другого, с тем же именем, прозванного Копронимом, то есть гноеименным 6735 , так как он сперва осквернил гноем купель своего крещения, а потом и Церковь Христову – своею безбожною ересью. Безумный царь стал говорить, что христианам не подобает поклоняться и почитать иконы, ибо сие есть языческое идолопоклонство. Он не понимал того, что если предмет сам по себе вреден для души, то и изображение его также вредно для души и не должно быть допускаемо. Если же предмет в существе своем заключает добро и полезен для души, то и изображение того предмета есть дело доброе и душеполезное. Языческие боги суть зло, и душепагубны, и посему почитание их воспрещено. Точно также и изображения их суть дело злое, душепагубное, и чтить их воспретил Закон Божий. Свят Господь Бог наш Иисус Христос, священны и рабы Его, и весьма много служат нам на пользу душевную, как и Давид сказал: «Мне же зело честни быша друзи твои, Боже» (Пс.138:17 ). Потому и изображения Господа и честных друзей Его, – которым говорил Господь: «Вы друзья Мои» (Иоан.15:14 ) – священны, душеполезны и мы должны почитать их, зная, что честь, воздаваемая иконам, переходит на лице того, кто изображен на них. Беззаконный царь Копроним, не поняв сего, послал по всем странам своего государства повеление, чтобы все иконы были выброшены из домов Господних и чтобы никто не дерзал хранить их в своем доме. При этом он угрожал ужасными мучениями и смертью всем, не желавшим повиноваться его повелению; и была тогда в Церкви Божией великая скорбь, печаль и сетование 6736 . Многие из верующих, боясь страшной угрозы царя, убегали и скрывались: города опустели, люди разбежались по пустыням, а из оставшихся – некоторые повиновались повелению царя и перестали поклоняться иконам, а другие, твердо держась предания святых отцов, безбоязненно сопротивлялись иконоборцам и были преданы за то различным мукам. Все места заключения, темницы и глубокие рвы наполнены были тогда не разбойниками, не ворами или какими-либо злодеями, но епископами, священниками, иноками и другими благочестивыми людьми.

В то время на острове Крите был один благочестивый и богобоязненный человек, по имени Андрей; он отвергся от мира и славы его и презирал все мирские радости: взяв крест свой, он шел тесным путем, ведущим к небу, и многих приводил с собою к такой же богоугодной жизни. Услыхав, что в Царьграде беззаконный Копроним, ради нового еретического, хульного, иконоборческого учения, многих святых держит в узах, Андрей воспламенился ревностью веры и любви ко Христу и пошел в Царьград. Здесь он без всякого страха, но с великим дерзновением открыто поучал народ не прельщаться словами царя и еретическим учением; более же твердых в вере Андрей укреплял и возбуждал к истинному исповеданию и терпению в муках.

Когда же Андрей увидал, что иконоборцы, по повелению царя, за почитание святых икон – одних жестоко бьют жилами, других опаляют огнем, некоторым выкалывают глаза, или отрезают языки, а иным отсекают руки и ноги – тогда он не мог сего стерпеть. Тотчас Андрей пошел к церкви святого мученика Маманта, где в то время находился царь со множеством своих сановников. Протеснившись сквозь собравшийся там народ, он смело стал перед царем и громким голосом воскликнул:

– Почему ты, царь, называешься христианином и слугою Христовым, а иконы Христовы попираешь и причиняешь так много зла рабам Его?

Андрей хотел было продолжать свою речь далее, но царь повелел схватить его. Тотчас же слуги устремились на Андрея, и одни схватили его за голову, другие за руки, а некоторые за плечи и одежду; повалив Андрея на землю, они начали его бить, влачить по земле и топтать ногами. Желая наружно показать свое милосердие, царь велел перестать бить Андрея и, выйдя из церкви, призвал его к себе и начал сам говорить с ним:

– Откуда, – сказал он, – у тебя явилась такая смелость, что ты пришел сюда и в лицо злословишь меня? От безумия ли, или с каким-либо умыслом? Или для того, чтобы быть известным мне?

Андрей отвечал:

– Не от безумия я сие делаю, и без всякого умысла и не потому, чтобы искал суетной славы от тебя, ибо я все, что ты имеешь в мире, презираю как сон и почитаю за дым. Но я услыхал о твоем злом учении, по которому ты бесчестишь святые иконы и гонишь святую Церковь Божию. Посему «ревность по доме Твоем снедает меня» (Пс.68:10 .), и я пришел сюда издалека, чтобы или убедить тебя, или самому умереть за Христа моего. Если Он – Господь мой, – умер за меня, то я, как образ Его, не должен ли умереть за Его образ?

Царь сказал на сие Андрею:

– Какое беснование и безумие воздавать славу нетленного Бога – дереву, краскам, камню, и не внимать тому, что Бог повелел Моисею не делать никакого подобия? Откуда у вас растет это безумие, что вы столь очевидной истине сопротивляетесь и отдаете себя на погибель? Поверь мне, что не ради истины, не ради Христа, но за твою бесстыдную дерзость и сопротивление я буду тебя мучить.

Андрей не мог перенести такой хулы и сказал:

– Нечестивец! Разве не за Христа страдает тот, кто страдает за Его иконы? Разве бесчестие, которое ты наносишь иконе, не переходит на Того, Кто изображен на ней? Почему же вы тех, кои бесчестят и опрокидывают ваши изображения и статуи, жестоко казните смертью? Вы, как прах, ныне существуете, а завтра исчезнете, однако желаете чрез свои изображения быть в почтении; насколько же больший грех посягать на Образ Христов, ибо бесчестие, сделанное иконе Христа, есть бесчестие Самому Христу, лик Коего на иконе изображен.

Затем святой Андрей хотел было объяснить, какие Бог заповедал через Моисея иметь изображения вместо богов, но царь не позволил ему продолжать, и сказал:

– Если цари гневаются за свои только изображения, то они гораздо более гневаются, когда их злословят в лицо.

И тотчас же велел обнажить святого и бить его без милосердия. Но святой мужественно претерпел все истязания; тогда царь начал склонять Андрея ласкательством повиноваться своему злочестивому повелению. Святой же Андрей, возведя очи к небу, сказал:

– Сохрани Бог, чтобы я отвергся моего Христа в Его святой иконе; тебе, царь, лучше бы заниматься воинскими делами и управлять народом, чем гнать Христа и преследовать рабов Его.

Тогда царь повелел снова жестоко бить Андрея, так что даже земля обагрилась кровью его. Некоторые же из окружающих, для угождения царю, начали бросать в Андрея камнями и разбили ими Андрею уста и сокрушили ребра. Наконец, после многих мучений святой был заключен в темницу, где пробыв некоторое время, утверждал в благочестии приходивших к нему верующих. После сего царь велел опять вывести Андрея из темницы и снова мучить, возобновляя его прежние раны; во время этих мучений тело святого распадалось и раздроблялось. Наконец, связав святому ноги, влекли его по земле через город на место, где бывают казнимы злодеи, и там мучитель повелел умертвить святого Андрея. Когда же его влекли туда чрез торговую площадь, один из еретиков – торговец рыбой, – узнав, по какой причине страждет святой и, будучи научен бесом, схватил нож и рассек мученику ногу: этим он прекратил многострадальный путь Андрея, ибо мученик тотчас же умер от причиненной ему раны 6737 .

Тело святого Андрея было ввергнуто в пропасть с трупами злодеев и лежало там более 12 недель. По повелению Божию, туда стали приходить от различных стран одержимые нечистыми духами: они вынули из пропасти и от трупов тело святого Андрея и положили его на священном месте, и тотчас же, как достойную мзду за сие, получили исцеление. Молитвами святого, при гробе его, многие болящие получали исцеления, ибо святой Андрей имеет дерзновение у Бога и молится за всех нас, предстоя вместе со святыми престолу Господню во веки. Аминь.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Андре́й Кри́тский или Андре́й Иерусали́мский (ок. , Дамаск - 4 июля , Эресос, о. Лесбос) - известный христианский богослов , проповедник и автор духовных гимнов, архиепископ города Гортина на Крите .

Жизнеописание

Считается, что святой Андрей Критский изобрёл или по крайней мере впервые ввёл в византийскую литургическую службу саму форму канона . Авторству Андрея Критского приписывается около 70 канонов.

Великий покаянный канон

Андрей Критский известен как автор Великого покаянного канона , текст которого находится в Триоди постной и состоит из 250 тропарей (строф) и считается самым длинным каноном из существующих. По мнению протопресвитера Александра Шмемана , этот канон «можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой » .

Великий покаянный канон - один из наиболее ранних канонов, поэтому его отличают некоторые особенности: он представляет собой собрание припевов или тропарей к библейским песням . Ирмосы представляют собой стихи из библейских песней, редко дополненные песнописцем. Великий канон содержит 9 песней, это один из немногих канонов, сохранивших в наше время 2-ю песнь.

Почти в каждой песни канона можно выделить 2 части: 1-я - беседа со своей душой о своих грехах и средствах их исправления; 2-я - молитвенный вопль к Богу о помиловании. Для обзора своих грехов он рассматривает библейскую историю: в 8 песнях преимущественно Ветхий Завет и в 1 - 7-ых песнях эпизодически, преимущественно в конце 8-й и в 9-ой - Новый Завет , указывая на примеры грехов и грешников в укоризну своей душе за подражание им и приводя праведников как положительные примеры для подражания. Святой видит себя глубоко грешным человеком, превзошедшим прочих во грехе.

К канону примыкают 2 ряда песнопений: 16 тропарей «Блаженн » (видимо, составленных вместе с каноном) и 24 алфавитных стихир (имеющих алфавитный акростих), ныне читаемых или поющихся на Господи, воззвах .

Впервые богослужебное употребление Великого канона зафиксировано в памятниках студийской традиции, в Ипотипосисе и др. Сам канон появляется уже в древнейших дошедших до нас Постных триодях (X-XI вв). По этим источникам, его пение было предписано на 5-й седмице Великого поста, но день седмицы варьируется.

Данная служба является очень продолжительной и особенно величественно проходит у старообрядцев , которые во время семичасового непрерывного богослужения совершают около тысячи земных поклонов, поскольку старообрядцами на практике выполняются уставные указания о земных поклонах во время богослужения.

На Великий канон в разное время составили комментарии:

В музыке

Напишите отзыв о статье "Андрей Критский"

Примечания

  1. Называют также и 726 года
  2. Православная энциклопедия . Том II. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2001. - С. 352-355. - 752 с. - 40 000 экз. - ISBN 5-89572-007-2
  3. St. Andrew of Crete (англ.)
  4. // Православная энциклопедия . Том II. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2001. - С. 64-65. - 752 с. - 40 000 экз. - ISBN 5-89572-007-2
  5. Творим же на кийждо тропарь метания 3 - Типикон, последование великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста и утрени в четверг пятой седмицы поста
  6. В современной богослужебной практике РПЦ уставные указания о земных поклонах выполняются не во всех приходах и монастырях
  7. "Говорится буквально о метаниях, которые не следует понимать как «малые земные поклоны», «метание суть: в пояс поклонитися как мощи до земли рукою достать, а великий поклон в землю челом ударить» ()
  8. Виссарион (Нечаев), еп. Уроки покаяния в Великом каноне св. Андрея Критского, заимствованные из библейских сказаний. Спб., 1897 - 3-е изд.
  9. Филипп (Симонов), игумен. Училище покаяния: Схолии на полях Великого канона. - М.: ПаломникЪ, 2008.
  10. . Валаам , Никольский скит. 1998
  11. Олег Погудин .

Литература

  • Андрей (св., архиепископ критский) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Православная энциклопедия . Том II. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2001. - С. 352-355. - 752 с. - 40 000 экз. - ISBN 5-89572-007-2
  • // Православная энциклопедия . Том XIXVII. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2004. - С. 453-454. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 5-89572-010-2
  • Кириллин В. М. «Великий покаянный канон» святителя Андрея, архиепископа Критского, в древнерусской переработке // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2003. № 3 (13). С. 79-94.

Ссылки

  • Димитрий Ростовский . Память святого отца нашего Андрея, архиепископа Критского
  • на сайте «Азбука веры»

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Андрей Критский

Но это уже другая, хоть и интереснейшая история.

У тебя не так уж много времени, Изидора. И я думаю, ты захочешь узнать совершенно другое, что близко тебе по сердцу, и что, возможно, поможет тебе найти в себе побольше сил, чтобы выстоять. Ну, а этот, слишком тесно «тёмными» силами запутанный клубок двух чужих друг другу жизней (Радомира и Джошуа), в любом случае, так скоро не расплести. Как я уже сказал, у тебя просто не хватит на это времени, мой друг. Ты уж прости...
Я лишь кивнула ему в ответ, стараясь не показать, как сильно меня занимала вся эта настоящая правдивая История! И как же хотелось мне узнать, пусть даже умирая, всё невероятное количество лжи, обрушенной церковью на наши доверчивые земные головы... Но я оставляла Северу решать, что именно ему хотелось мне поведать. Это была его свободная воля – говорить или не говорить мне то или иное. Я и так была ему несказанно благодарна за его драгоценное время, и за его искреннее желание скрасить наши печальные оставшиеся дни.
Мы снова оказались в тёмном ночном саду, «подслушивая» последние часы Радомира и Магдалины...
– Где же находится этот Великий Храм, Радомир? – удивлённо спросила Магдалина.
– В дивной далёкой стране... На самой «вершине» мира... (имеется в виду Северный Полюс, бывшая страна Гиперборея – Даария), – тихо, будто уйдя в бесконечно далёкое прошлое, прошептал Радомир. – Там стоит святая гора рукотворная, которую не в силах разрушить ни природа, ни время, ни люди. Ибо гора эта – вечна... Это и есть Храм Вечного Знания. Храм наших старых Богов, Мария...
Когда-то, давным-давно, сверкал на вершине святой горы их Ключ – этот зелёный кристалл, дававший Земле защиту, открывавший души, и учивший достойных. Только вот ушли наши Боги. И с тех пор Земля погрузилась во мрак, который пока что не в силах разрушить сам человек. Слишком много в нём пока ещё зависти и злобы. Да и лени тоже...

– Люди должны прозреть, Мария. – Немного помолчав, произнёс Радомир. – И именно ТЫ поможешь им! – И будто не заметив её протестующего жеста, спокойно продолжил. – ТЫ научишь их ЗНАНИЮ и ПОНИМАНИЮ. И дашь им настоящую ВЕРУ. Ты станешь их Путеводной Звездой, что бы со мной ни случилось. Обещай мне!.. Мне некому больше доверить то, что должен был выполнить я сам. Обещай мне, светлая моя.
Радомир бережно взял её лицо в ладони, внимательно всматриваясь в лучистые голубые глаза и... неожиданно улыбнулся... Сколько бесконечной любви светилось в этих дивных, знакомых глазах!.. И сколько же было в них глубочайшей боли... Он знал, как ей было страшно и одиноко. Знал, как сильно она хотела его спасти! И несмотря на всё это, Радомир не мог удержаться от улыбки – даже в такое страшное для неё время, Магдалина каким-то образом оставалась всё такой же удивительно светлой и ещё более красивой!.. Будто чистый родник с животворной прозрачной водой...
Встряхнувшись, он как можно спокойнее продолжил.
– Смотри, я покажу тебе, как открывается этот древний Ключ...
На раскрытой ладони Радомира полыхнуло изумрудное пламя... Каждая малейшая руна начала раскрываться в целый пласт незнакомых пространств, расширяясь и открываясь миллионами образов, плавно протекавших друг через друга. Дивное прозрачное «строение» росло и кружилось, открывая всё новые и новые этажи Знаний, никогда не виданных сегодняшним человеком. Оно было ошеломляющим и бескрайним!.. И Магдалина, будучи не в силах отвести от всего этого волшебства глаз, погружалась с головой в глубину неизведанного, каждой фиброй своей души испытывая жгучую, испепеляющую жажду!.. Она вбирала в себя мудрость веков, чувствуя, как мощной волной, заполняя каждую её клеточку, течёт по ней незнакомая Древняя Магия! Знание Предков затопляло, оно было по-настоящему необъятным – с жизни малейшей букашки оно переносилось в жизнь вселенных, перетекало миллионами лет в жизни чужих планет, и снова, мощной лавиной возвращалось на Землю...
Широко распахнув глаза, Магдалина внимала дивному Знанию Древнего мира... Её лёгкое тело, свободное от земных «оков», песчинкой купалась в океане далёких звёзд, наслаждаясь величием и тишиной вселенского покоя...
Вдруг прямо перед ней развернулся сказочный Звёздный Мост. Протянувшись, казалось, в самую бесконечность, он сверкал и искрился нескончаемыми скоплениями больших и маленьких звёзд, расстилаясь у её ног в серебряную дорогу. Вдали, на самой середине той же дороги, весь окутанный золотым сиянием, Магдалину ждал Человек... Он был очень высоким и выглядел очень сильным. Подойдя ближе, Магдалина узрела, что не всё в этом невиданном существе было таким уж «человеческим»... Больше всего поражали его глаза – огромные и искристые, будто вырезаны из драгоценного камня, они сверкали холодными гранями, как настоящий бриллиант. Но так же, как бриллиант, были бесчувственными и отчуждёнными... Мужественные черты лица незнакомца удивляли резкостью и неподвижностью, будто перед Магдалиной стояла статуя... Очень длинные, пышные волосы искрились и переливались серебром, словно на них кто-то нечаянно рассыпал звёзды... «Человек» и, правда, был очень необычным... Но даже при всей его «ледяной» холодности, Магдалина явно чувствовала, как шёл от странного незнакомца чудесный, обволакивающий душу покой и тёплое, искреннее добро. Только она почему-то знала наверняка – не всегда и не ко всем это добро было одинаковым.
«Человек» приветственно поднял развёрнутую к ней ладонь и ласково произнёс:
– Остановись, Звёздная... Твой Путь не закончен ещё. Ты не можешь идти Домой. Возвращайся в Мидгард, Мария... И береги Ключ Богов. Да сохранит тебя Вечность.
И тут, мощная фигура незнакомца начала вдруг медленно колебаться, становясь совершенно прозрачной, будто собираясь исчезнуть.
– Кто ты?.. Прошу, скажи мне, кто ты?!. – умоляюще крикнула Магдалина.
– Странник... Ты ещё встретишь меня. Прощай, Звёздная...
Вдруг дивный кристалл резко захлопнулся... Чудо оборвалось также неожиданно, как и начиналось. Вокруг тут же стало зябко и пусто... Будто на дворе стояла зима.
– Что это было, Радомир?!. Это ведь намного больше, чем нас учили!..– не спуская с зелёного «камня» глаз, потрясённо спросила Магдалина.
– Я просто чуть приоткрыл его. Чтобы ты могла увидеть. Но это всего лишь песчинка из того, что он может. Поэтому ты должна сохранить его, что бы со мной ни случилось. Любой ценой... включая твою жизнь, и даже жизнь Весты и Светодара.
Впившись в неё своими пронзительно-голубыми глазами, Радомир настойчиво ждал ответа. Магдалина медленно кивнула.
– Он это же наказал... Странник...
Радомир лишь кивнул, явно понимая, о ком она говорила.
– Тысячелетиями люди пытаются найти Ключ Богов. Только никто не ведает, как он по-настоящему выглядит. Да и смысла его не знают, – уже намного мягче продолжил Радомир. – О нём ходят самые невероятные легенды, одни – очень красивы, другие – почти сумасшедшие.

(О Ключе Богов и, правда, ходят разные-преразные легенды. На каких только языках веками не пытались расписывать самые большие изумруды!.. На арабском, иудейском, индусском и даже на латыни... Только никто почему-то не хочет понять, что от этого камни не станут волшебными, как бы сильно кому-то этого не хотелось... На предлагаемых фотографиях видны: иранский псевдо Мани, и Великий Могул, и католический "талисман" Бога, и Изумрудная "дощечка" Гермеса (Emeral tablet) и даже знаменитая индийская Пещера Аполлона из Тианы, которую, как утверждают сами индусы, однажды посетил Иисус Христос. (Подробнее об этом можно прочитать в пишущейся сейчас книге «Святая страна Даария». Часть1. О чём ведали Боги?))
– Просто сработала, видимо, у кого-то когда-то родовая память, и человек вспомнил – было когда-то что-то несказанно великое, Богами подаренное. А вот ЧТО – не в силах понять... Так и ходят столетиями «искатели» неизвестно зачем и кружат кругами. Будто наказал кто-то: «пойди туда – не знаю куда, принеси то – не ведомо что»... Знают только, что сила в нём скрыта дюжая, знание невиданное. Умные за знанием гоняются, ну а «тёмные» как всегда пытаются найти его, чтобы править остальными... Думаю, это самая загадочная и самая (каждому по-своему) желанная реликвия, существовавшая когда-либо на Земле. Теперь всё только от тебя будет зависеть, светлая моя. Если меня не станет, ни за что не теряй его! Обещай мне это, Мария...
Магдалина опять кивнула. Она поняла – то была жертва, которую просил у неё Радомир. И она ему обещала... Обещала хранить удивительный Ключ Богов ценой своей собственной жизни... да и жизни детей, если понадобится.
Радомир осторожно вложил зелёное чудо ей в ладонь – кристалл был живым и тёплым...
Ночь пробегала слишком быстро. На востоке уже светало... Магдалина глубоко вздохнула. Она знала, скоро за ним придут, чтобы отдать Радомира в руки ревнивых и лживых судей... всей своей чёрствой душой ненавидевших этого, как они называли, «чужого посланника»...
Свернувшись в комок меж сильных рук Радомира, Магдалина молчала. Она хотела просто чувствовать его тепло... насколько это ещё было возможно... Казалось, жизнь капля за каплей покидала её, превращая разбитое сердце в холодный камень. Она не могла дышать без него... Этого, такого родного человека!.. Он был её половиной, частью её существа, без которого жизнь была невозможна. Она не знала, как она будет без него существовать?.. Не знала, как ей суметь быть столь сильной?.. Но Радомир верил в неё, доверял ей. Он оставлял ей ДОЛГ, который не позволял сдаваться. И она честно пыталась выжить...
Несмотря на всю нечеловеческую собранность, дальнейшего Магдалина почти не помнила...

Она стояла на коленях прямо под крестом и смотрела Радомиру в глаза до самого последнего мгновения... До того, как его чистая и сильная душа покинула своё ненужное уже, умершее тело.На скорбное лицо Магдалины упала горячая капля крови, и слившись со слезой, скатилась на землю. Потом упала вторая... Так она стояла, не двигаясь, застывшая в глубочайшем горе... оплакивая свою боль кровавыми слезами...
Вдруг, дикий, страшнее звериного, крик сотряс окружающее пространство... Крик был пронзительным и протяжным. От него стыла душа, ледяными тисками сжимая сердце. Это кричала Магдалина...
Земля ответила ей, содрогнувшись всем своим старым могучим телом.
После наступила тьма...
Люди в ужасе разбегались, не разбирая дороги, не понимая, куда несут их непослушные ноги. Будто слепые, они натыкались друг на друга, шарахаясь в разные стороны, и снова спотыкались и падали, не обращая внимания на окружаюшее... Всюду звенели крики. Плачь и растерянность объяли Лысую Гору и наблюдавших там казнь людей, будто только лишь теперь позволив прозреть – истинно увидеть ими содеянное...
Магдалина встала. И снова дикий, нечеловеческий крик пронзил усталую Землю. Утонув в рокоте грома, крик змеился вокруг злыми молниями, пугая собою стылые души... Освободив Древнюю Магию, Магдалина призывала на помощь старых Богов... Призывала Великих Предков.
Ветер трепал в темноте её дивные золотые волосы, окружая хрупкое тело ореолом Света. Страшные кровавые слёзы, всё ещё алея на бледных щеках, делали её совершенно неузнаваемой... Чем-то похожей на грозную Жрицу...
Магдалина звала... Заломив руки за голову, она снова и снова звала своих Богов. Звала Отцов, только что потерявших чудесного Сына... Она не могла так просто сдаться... Она хотела вернуть Радомира любой ценой. Даже, если не суждено будет с ним общаться. Она хотела, чтобы он жил... несмотря ни на что.

Но вот прошла ночь, и ничего не менялось. Его сущность говорила с ней, но она стояла, омертвев, ничего не слыша, лишь без конца призывая Отцов... Она всё ещё не сдавалась.
Наконец, когда на дворе светало, в помещении вдруг появилось яркое золотое свечение – будто тысяча солнц засветила в нём одновременно! А в этом свечении у самого входа возникла высокая, выше обычной, человеческая фигура... Магдалина сразу же поняла – это пришёл тот, кого она так яро и упорно всю ночь призывала...
– Вставай Радостный!.. – глубоким голосом произнёс пришедший. – Это уже не твой мир. Ты отжил свою жизнь в нём. Я покажу тебе твой новый путь. Вставай, Радомир!..
– Благодарю тебя, Отец... – тихо прошептала стоявшая рядом с ним Магдалина. – Благодарю, что услышал меня!