Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

«Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей» (Н.Г. Чернышевский) (ЕГЭ обществознание). Объяснить смысл высказывания русского писателя Н. Чернышевского "Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигн

"Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей".

Автор в своем высказывании затрагивает проблему социального познания, отдавая ведущую роль в нем самопознанию – познанию самого себя. Попробуем разобраться, так ли основополагающа роль самопознания в познании других людей.

Процесс самопознания начинается с самых ранних лет, с того момента, как ребенок начинает выделять свое «Я» из окружающего его мира, и продолжается всю жизнь. Человек познает себя, основываясь не только на самонаблюдении и самоанализе, он познает себя и через других людей, анализируя их поведение и их оценки своей личности. В результате формируется самооценка человека. Так, родители, не устающие заслуженно восхвалять поступки своих детей, воспитывают успешных, уверенных в себе людей. Яркой иллюстрацией этих слов может служить автобиографический роман Ромена Гари «Обещание на рассвете», описывающий, как безграничная вера его матери в то, что ее сын «станет французским посланником, кавалером ордена Почетного легиона и будет одеваться по-лондонски», определила его судьбу.

Одной из особенностей социального познания является большая доля субъективизма. Действительно, общество, познавая само себя, не может дать объективную оценку своим действиям. Так, советские люди во времена СССР представляли причины второй мир войны не так, как люди западные или современные россияне, потому что некоторые факты умалчивались, искажались, окрашивались в тона господствующего мировоззрения. Так, например, в учебниках по истории говорилось о том, что немцы напали на Брестскую крепость 22.06.1941 г., но умалчивалась информация о том, что в 1939 году немцы отбили эту крепость у поляков и передали в дар СССР.

Добиться максимально объективного социального знания можно с помощью научных методов познания. К ним относятся опора на факты, строгость и однозначность теоретических понятий, доказательность рассуждений и их логическая непротиворечивость, объективность научных выводов, т. е. независимость научной истины от личных желаний, мнений и общественных предрассудков. Способность увидеть и почувствовать так, как видят и чувствуют другие люди помогает ученому. Полная объективность соц познания недостижима, не только потому, что на познавательную деятельность ученого оказывают влияние его мнения и представления, стереотипы мышления, особенности образования и воспитания, но и потому, что ученый сам является объектом соц познания, а самооценка всегда субъективна. Т. е. с одной стороны способность сопереживать другим людям, выработанная в процессе самопознания, помогает лучше понять сущность соц явлений, а с другой стороны формирует стереотипы мешающие объективной оценке.

Мне очень сложно выразить однозначное согласие или несогласие со словами Чернышевского, т. к. не узнав других людей невозможно глубоко изучить человека в самом себе, а не изучив человека в самом себе невозможно научиться сопереживать и чувствовать других людей. Самопознание и познание других людей – взаимодополняющие и неразрывные для человека живущего в обществе процессы, а глубина знаний, полученных в результате, зависит, прежде всего, от уровня развития познавательных способностей, совершенства методов познания и объема накопленных знаний.

Н.Г.Чернышевский

Выбранное мною высказывание затрагивает проблему познания человеком самого себя, важности, значимости постижения человеком собственной личности и других людей. Еще древние мудрецы утверждали: «Познай самого себя». Почему это так важно? В человеке заключены не только уникальные, но и универсальные качества, поэтому, познавая себя, человек узнает не только личные и индивидуальные особенности своего строения, но и то, что общее, что объединяет всех людей.

Русский публицист и общественный деятель XIX века Н.Г.Чернышевский утверждал: «Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей». Иначе говоря, для составления суждения об обществе и других людях человеку, прежде всего, необходимо познать самого себя. Другими словами, самопознание, по Чернышевскому, - основополагающий этап познания, изучения и понимания общества, других людей. Я полностью разделяю мнение Николая Гавриловича и также считаю, что, не познав себя, просто невозможно составить какое бы то ни было объективное суждение о других людях. Ведь, как говорится: «Чужая душа – потемки», и лишь глядя на мир и людей через призму понимания человеческой сути или примеряя их роли на себя, можно «достичь глубокого знания людей».

Для теоретического осмысления проблемы рассмотрим, прежде всего, понятие самопознания. Современные обществоведы определяют самопознание как особый вид познавательной деятельности человека, когда интерес направлен на него самого. Познавая себя, человек как бы отвечает на внутренние вопросы: «Кто я такой? На что я способен? Какой я на самом деле?» Таким образом, в качестве основных объектов самопознания можно выделить собственные интересы, способности, образ мышления, особенности организма и т.д. Самопознание осуществляется двумя методами: самонаблюдение и самоисследование. В ходе первого, человек наблюдает за собой, своим поведением, своими реакциями и т.д. Во втором же, он анализирует полученные сведения, задает себе вопросы, ищет на них ответы. Важно отметить, что в отрыве от общества самопознание просто невозможно, так как важной составляющей формирования понимания человеком своей сущности являются мнения о нем окружающих его людей.

Конечным итогом самопознания можно считать полноценное представление человека о самом себе или как это называют психологи – формирования Я-концепции или образа «Я». По своей сути, Я-концепция – это система представлений индивида о себе самом, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его образ мыслей, его способности, его социальные и поведенческие особенности и множество других личностных проявлений. На основе Я-концепции человек строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Формирование ее начинается в раннем детстве и более-менее оформляется к 16 годам. Однако самопознание человека продолжается в течение всей жизни. В данном контексте мне вспоминается фраза римского императора II века нашей эры Марка Аврелия: «Начни с самого себя и следую прежде самого себя».

Мысль Н.Г.Чернышевского принимают и все современные психологи. Практически любой психологический тренинг по развитию личности, основам коммуникаций, управлению персоналом или по манипуляции начинается именно с курса введения в психологию личности. То есть прежде, чем приступить к обучению общению с другими людьми, управлению ими, человек должен освоить азы: разобраться в сущности личности, то есть изучить себя и свою психологию. Современные психологи уверены, что эти знания являются базовыми для изучения отношений между людьми.

В качестве другой иллюстрации к этой проблеме может служить мировоззрение великого русского писателя и философа конца XVIII начала XIX века Льва Николаевича Толстого. Он целенаправленно шел по пути самопознания, анализировал свои поступки, описывал события своей внутренней жизни. Целью этого было докопаться до истины: понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берется в человеке любовь и ненависть, добро и зло, как складывается его характер.

Также можно привести пример из литературы. В романе Джека Лондона «Мартин Иден» главный герой в познании себя находит ключ к познаванию других людей. Так, только узнав что-то о себе, осмыслив свои взгляды на мир и ценности, видит настоящий, действительный образ своей возлюбленной. Он понимает, что она обыкновенная девушка, стандартная представительница своего социального класса, тот «светлый и лучезарный образ» был не более, чем видимостью, которая создавалась из-за недостатка жизненного опыта у самого Мартина. Таким образом, разобравшись в себе, он увидел реальное положение вещей, смог сделать правильный выбор.

В качестве аргумента из личного опыта могу привести собственные наблюдения. Мои сверстники как раз находятся в том возрасте, когда начинает формироваться понимание человеком самого себя, составляться картина личности. Анализируя других, мы находим в себе что-то схожее и близкое, и наоборот, анализируя себя, мы приобретаем способность понимать других людей. То есть, для человека знающего и понимающего самого себя не составит особого труда понять и своего собеседника, найти с ним общий язык, без особых трудностей решить ту или иную проблему.

Таким образом, проанализировав теоретический материал и приведя фактические доводы, можно прийти к выводу, что самопознание для человека является ключом к познанию других людей, устройства их взаимоотношений. Иными словами, только человек, познавший себя, способен добиться «глубокого знания людей».

Изучение самого себя (Самоизучение) как качество личности – способность изучить свой внутренний мир, проникнуть в глубины своих психических и физических особенностей, в мотивы своих социальных проявлений, намерений и поступков.

В одной старой индусской легенде рассказывается, что было время, когда все люди были Богами. Но они пренебрегали своей Божественностью…

И Брахма, Верховный Бог, решил отнять у них Божественную Силу и спрятать в таком месте, где Ее нельзя было бы отыскать. Однако найти подобное место было большой проблемой.

И собрал Брахма вместе всех верховных Божеств, чтобы решить эту проблему. И они предложили: «Спрячем-ка Божественность под Землей!» Но Брахма ответил: «Нет, это не подойдет. Человек начнет копать и снова Ее найдет». Божества предложили другой вариант: «Тогда бросим Ее в самую глубь Океана!» Но Брахма снова ответил «Нет. Рано или поздно человек исследует глубины океана и, найдя Ее, вынесет на поверхность».

Божества зашли в тупик, они не знали, где они могли бы спрятать Божественность. И казалось, что нет такого места на Земле или в Море, которое было бы недосягаемо для человека. Но тут возразил Брахма: «Человек никогда себя не изучит до конца, а тем более, не будет искать Бога внутри самого себя. Вот что мы сделаем с Божественностью: Мы спрячем Ее в глубине самого человека, потому что это единственное место, где он, не смотря на изучение самого себя, никогда не будет искать». С тех пор носится человек по Земле, чтобы исследовать ее всю: с тех пор он ищет, поднимается и спускается, ныряет и копает в поисках вещи, которую можно найти только посредством самоизучения внутри себя!

Прекрасную возможность изучить себя предоставляет человеческое общение, отношения с людьми. Вся жизнь состоит из отношений. Поэтому изучить себя можно только в отношениях. Сидя в углу, как хмырь, себя не изучишь. Человек проявляется в своём отношении к людям, идеям, взглядам. Он не может изучить себя абстрактно, сам по себе, в отрыве от своих отношений с другими людьми.

Изучить себя – значит, узнать о себе, какой я есть на самом деле, а не каким хочу казаться, надевая различные социальные маски. Легко поучать, наставлять и давать советы другим, куда труднее изучить самого себя. Изучив самого себя, начинаешь лучше понимать других. Изучивший себя, осознаёт, почему он так, а не иначе, реагирует на слова и поступки окружающих.

Изучение самого себя – внутренний поиск в себе человека. Чтобы достичь духовного уровня сознания, надо скрупулёзно изучить самого себя.

Для лучшего изучения и понимания окружающих, в первую очередь, необходимо изучить себя, то есть осознать собственные мотивы, взгляды, ощущения, свои реакции на различные события.

Достигнуть целостности и гармоничности человек может только, если он начал внимательно изучать себя. Сама жизнь заставляет нас изучать самих себя, ибо мы должны осознавать, что с нами происходит, почему мы попали в такую ситуацию.

В одном священном писании сказано, что где бы ты ни был, кем бы ты ни был, пытайся искать себя, то, чем ты являешься и каждое движение, каждая капля энергии, твоей энергии должна быть использована для изучения, познания себя. Это твоя необходимость, твоя потребность. Оставь всё, все другие усилия, попытки, виды поиска и пытайся понять, кто ты, что ты. Узнай, кто ты, какова природа твоей души. Вся энергия должна быть использована таким образом. Всей своей энергией пытайся искать это нечто. Если о чем-то и стоит слышать, то слушай о душе, слушай о себе. Если какая-то концентрация энергии должна быть, если во что-то следует вкладывать энергию, то вкладывай в это, стоит вкладывать её в это, в поиск, изучение самого себя. Любое начало твоего энергетического движения должно быть в эту сторону. В этом направлении. Пытайся изучить и понять себя, осознать, кто ты, что ты. И, тогда ты поймешь, что необходимо для развития, возвышения этого начала.

Вместе с тем в самоизучении должна быть мера. Не должно быть никакой идеализации процесса самоизучения. Нельзя считать самоизучение единственным путём личностного роста и самосовершенствования. Главное – не перегнуть палку, отказавшись от помощи духовного наставника и авторитетного, мудрого знания.

Психолог Вячеслав Рузов в контексте этой мысли говорит, что самоизучение – вообще вредная наука. Себя лучше не изучать особенно долго, от этого проблемы только одни начинаются, к шизофрении можно прийти. Поэтому с психикой лучше не играть, и излишняя концентрация на снах — это игры с психикой. Не нужно с ней играться, с ней и так проблемы, с психикой, т.е. информацию лучше получать проверенными способами, поговорив с разбирающейся личностью. Если нас мучает какой-то вопрос, необязательно искать подсказки в каких-то эзотерических моментах. Необязательно думать, какая у меня подергивается бровь, правая или левая, необязательно думать, какая у меня чешется ладонь, левая или правая, необязательно думать, с какой я ноги встал и приснилось мне что-то важное или нет. Достаточно просто спросить. Поэтому всё, что пытается нас увести от вопросов и ответов – это какая-то форма греха. То есть, это пытаются нам навязать самостоятельное понимание законов мира, это бесполезный путь, самостоятельно пытаться понять мир, просто времени не хватит на изучение всех его законов.

Самоизучение полезно, если оно делает человека лучше. К примеру, человек начинает изучать свои поступки, приходит к выводу, что поступил неправильно и даёт себе обет больше так не делать. Это хорошо. Целый день может состоять из большого набора маленьких обетов. И если в результате самоизучения человек дал себе маленькой обет и выполняет его, тогда его изучение самого себя перешло в позитивное русло. Если он себя просто покритиковал и никакого обета не принял, «ничего у меня не получается, и я никто, будущего нет», то конечно же все это превращается в самобичевание, и это негатив, это уже негативная самокритика, толку от этого никакого нет. Поэтому всегда венцом самоизучения должна быть какая-то точка, всегда должно быть какое-то практическое завершение.

Петр Ковалев

Обществознание

(Коноваленко Н.А.)

Объяснить смысл высказывания русского писателя Н. Чернышевского "Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей". Изложить свои мысли по поводу поднятой проблемы. Привести необходимые аргументы для обоснования своей позиции. В работе использовать знания курса, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный личный опыт.

Объяснить смысл высказывания французского философа П.Буаста "Самый бедный - это тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает". Изложить свои мысли по поводу поднятой проблемы. Привести необходимые аргументы для обоснования своей позиции. В работе использовать знания курса, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный личный опыт.

Объяснить смысл высказывания римского философа Цицерона "Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона". Изложить свои мысли по поводу поднятой проблемы. Привести необходимые аргументы для обоснования своей позиции. В работе использовать знания курса, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный личный опыт.

  1. 22. Литературно-критическая деятельность В. Г. Белинского. Ее периодизация. Московский период. Типологический анализ одной из статей данного периода

    Документ

    Статья Чернышевского . В критической статье Чернышевский писал, что тот , кто не изучил человека в самом себе , никогда не достигнет глубокого знания людей . ... не объяснены , гуманизм и реализм в их объективной сущности не раскрыты. Великий русский писатель ...

  2. М. М. Дунаев Вера в горниле сомнений православие и русская литература в XVII xx вв

    Литература

    ... . ...Кто не понимает Православия - тот никогда и ничего не поймёт в народе. Мало того: тот не может и любить русского народа... . К этому писатель и придёт в итоге. Однако, вопреки самому себе , Толстой раскрывает в романе: человек в истории не безвольная...

  3. Р. В. Иванов-Разумник (1878-1946) окончил Историко-философский факультет спб университета. Литературной деятельностью начал заниматься в 1907 году. Никогда не был членом какой бы то ни было партии, но всю свою жиз

    Документ

    ... Чернышевского ... достигнет или не достигнет ... не все их высказывания ... писатель , честный художник не имеет права лгать ни публике, ни самому себе ... "глубоком ... никогда не была. Это в буквальном смысле ... человек тридцать молодых людей , кто в форме, кто ... объяснял русскому ...

  4. Константин Душенко Большая книга афоризмов

    Документ

    Мы не понимаем людей . У других понимаешь лишь то, что преодолел в самом себе . Тот , кто понимает людей , не ищет... человек никогда не читает - он перечитывает. Читатели бывают разные. Одним автор должен объяснять то...

  5. Урок

    ... человек стояли в стороне. 4. Ряд столов находились посредине большой комнаты. 5. Те, кто не изучили самих себя , никогда не достигнут глубокого ... 4. В лингвистическом смысле народ составляют все люди , говорящие одним языком (Чернышевский ). 5. Краткость - ...

Ответ оставил Гость

Это высказывание затрагивает проблему познания человеком самого себя, важности, значимости постижения человеком собственной личности и других людей. Еще древние мудрецы утверждали: «Познай самого себя». Почему это так важно? В человеке заключены не только уникальные, но и универсальные качества, поэтому, познавая себя, человек узнает не только личные и индивидуальные особенности своего строения, но и то, что общее, что объединяет всех людей. Иначе говоря, для составления суждения об обществе и других людях человеку, прежде всего, необходимо познать самого себя. Другими словами, самопознание, по Чернышевскому, - основополагающий этап познания, изучения и понимания общества, других людей. Не познав себя, просто невозможно составить какое бы то ни было объективное суждение о других людях. Ведь, как говорится: «Чужая душа – потемки», и лишь глядя на мир и людей через призму понимания человеческой сути или примеряя их роли на себя, можно «достичь глубокого знания людей». Познавая себя, человек как бы отвечает на внутренние вопросы: «Кто я такой? На что я способен? Какой я на самом деле?» Таким образом, в качестве основных объектов самопознания можно выделить собственные интересы, способности, образ мышления, особенности организма и т.д. Самопознание осуществляется двумя методами: самонаблюдение и самоисследование. В ходе первого, человек наблюдает за собой, своим поведением, своими реакциями и т.д. Во втором же, он анализирует полученные сведения, задает себе вопросы, ищет на них ответы. Важно отметить, что в отрыве от общества самопознание просто невозможно, так как важной составляющей формирования понимания человеком своей сущности являются мнения о нем окружающих его людей. Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его образ мыслей, его способности, его социальные и поведенческие особенности и множество других личностных проявлений. На основе Я-концепции человек строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Анализируя других, мы находим в себе что-то схожее и близкое, и наоборот, анализируя себя, мы приобретаем способность понимать других людей. То есть, для человека знающего и понимающего самого себя не составит особого труда понять и своего собеседника, найти с ним общий язык, без особых трудностей решить ту или иную проблему.Таким образом, можно прийти к выводу, что самопознание для человека является ключом к познанию других людей, устройства их взаимоотношений. Иными словами, только человек, познавший себя, способен добиться «глубокого знания людей».