Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Свердловскую чиновницу отстранили от должности после слов о молодежи. Полномочия местных депутатов. На какие средства живёт депутат

Муниципальный депутат ─ это народный избранник, которому доверено представлять интересы жителей конкретного муниципального Согласно закону, муниципальное самоуправление не рассматривается как форма государственной власти, а является лишь инструментом, благодаря которому жители получают возможность сами решать, какие меры для улучшения жизни в данный момент являются наиболее актуальными. Своё право на участие в управлении муниципальным образованием они реализуют через избранных ими депутатов.

Финансы и Устав МО

Несмотря на то что полномочия муниципальных депутатов значительно уступают тем, которыми наделены народные избранники, заседающие в Государственной думе, они также имеют возможность решать весьма важные вопросы. Например, в их ведении находится всё, что связано с имуществом и бюджетом МО, который рассчитывается в соответствии с общим количеством жителей. Результаты работ, проведённых в этом направлении, они должны доводить до сведения избирателей, и подробно отчитываться перед ними в том, на что именно были потрачены деньги.

Ещё одной важной обязанностью, возложенной на депутата муниципального совета, является его участие в составлении и утверждении Местного устава, являющегося базовым документом, на основании которого строится вся внутренняя жизнь МО. Если же принятый ранее Устав со временем нуждается в доработках, то внесение в него соответствующих изменений также является прерогативой народного представителя.

Забота об инвалидах и организация досуга граждан

В полномочия муниципальных депутатов входят также вопросы, связанные с опекой и попечительством над полностью, или частично недееспособными гражданами, проживающими в пределах округа. Именно народным избранникам доверяется контроль за соблюдением их законных прав и интересов. Работая в этом направлении, они имеют возможность опираться на помощь специалистов самых различных профилей.

Работа депутата Совета депутатов муниципального округа тесно связана также со всем, что имеет отношение к развитию спорта на подведомственной ему территории, и организации досуга местных жителей. Принимая во внимание, что в его ведении находится распределение всех, находящихся в округе помещений, пригодных для размещения в них частных спортивных секций и досуговых центров, становится очевидным, что депутат должен быть человеком высоких моральных принципов, и уметь противостоять возможным попыткам подкупа, со стороны недобросовестных предпринимателей.

Благоустройство территорий и вопросы законотворчества

Важной стороной деятельности муниципального депутата является забота о благоустройстве территории его округа. Она включает в себя не только организацию тех или иных работ, направленных на улучшение состояния улиц и дворов, но и контроль за качеством выполнения данных им поручений. К примеру, недостаточно приложить усилия к тому, чтобы в определённом районе была построена детская площадка, важно ещё лично проверить, чтобы работы были выполнены в срок, на должном техническом уровне и в дальнейшем обеспечивали полную безопасность детей.

Согласно существующим нормам, депутат Совета депутатов муниципального округа имеет определённые права на законотворчество. Оно выражается в предоставленной ему возможности вносить проекты создания новых нормативно-правовых актов, а также внесения изменений в уже существующие законы, но имеющие юридическую силу лишь на территории данного МО. Это «локальное законотворчество», осуществляемое с учётом особенностей, традиций и проблем, способно сыграть важную роль в улучшении жизни населения округа.

Взаимодействие депутата с избирателями

В случае решения особо важных вопросов статус муниципального депутата позволяет ему инициировать референдум, цель которого ─ выяснить мнение большинства граждан по данному вопросу. Он обязан прислушиваться к их мнению даже в тех случаях, когда выдвигаемые инициативы идут вразрез намеченным ранее планам.

Для более тесного взаимодействия с населением округа депутат может организовывать например, связанные с проблемами строительства, обеспечения охраны порядка или проведения мероприятий в честь каких-либо местных праздников. Это наиболее актуально в имеющих свои исторические традиции и специфические особенности жизни.

В силу характерных особенностей самоуправления важной проблемой является обеспечение их взаимодействия с представителями государственной власти, дающего возможность согласовывать на региональном уровне решение местных вопросов. Для этого муниципальным депутатам предоставляются самые широкие возможности. Например, каждый из них вправе обратиться с депутатским запросом в любую федеральную инстанцию.

Кроме того, депутаты наделены полномочиями инициировать проверку работы главы районной администрации, то есть вторгаться в область деятельности исполнительной власти. В конфликтных же случаях им предоставлено право решать муниципальные вопросы в суде, при необходимости направляя обращения в его высшие инстанции.

В то же время для привлечения общественного внимания к вопросам, не нашедшим решения на муниципальном уровне, депутат может воспользоваться помощью средств массовой информации, что в ряде случаев уже приносило желаемые результаты.

Социально-экономическая сфера деятельности депутатов

Народные избранники обязаны также осуществлять контроль за деятельностью иных муниципалитетов и различных организаций, выполняющих те или иные действия по заказу их округа. Им же дано право осуществлять совместную работу с представителями любых других муниципальных образований, направленную на решение общих проблем.

В сферу компетенции депутатов входит также решение ряда социально-экономических вопросов. В качестве примера можно привести работу Петергофского совета муниципальных депутатов, членами которого регулярно проводится сбор статистических данных, характеризующих состояние этих двух важнейших областей жизни округа. Предоставленные затем на рассмотрение соответствующих государственных органов, результаты проверок помогают в полной мере составить картину экономической и социальной жизни этой части Петродворцового района Санкт-Петербурга.

На какие средства живёт депутат?

Можно ли совмещать исполнение депутатских обязанностей с иной формой оплачиваемой деятельности? Этот вопрос часто вызывает дискуссии, и на нём стоит остановиться особо. Дело в том, что в поисках ответа обычно проводят параллель между депутатами Госдумы и их коллегами из советов муниципальных образований, а это не вполне верно. Действительно, согласно закону, обладатели мандатов высшего законодательного России лишены права заниматься чем-либо, кроме исполнения своих прямых обязанностей. Исключение составляет преподавательская, творческая и научная деятельность.

В муниципальных же советах картина несколько иная. Вышеперечисленные ограничения касаются лишь тех депутатов, которые исполняют свои обязанности на постоянной основе (за деньги), а их, согласно закону, может быть не более 10 % из общего числа лиц, имеющих мандаты. Поскольку количество депутатов зависит от численности населения округа, то нередко можно встретить советы (например, в сельских поселениях), состоящие из 10 человек. В этом случае лишь один из них имеет право работать на постоянной основе, и только ему запрещено совмещать депутатскую деятельность с бизнесом или какой-либо иной формой получения доходов.

Как стать муниципальным депутатом?

Состав Совета муниципальных депутатов формируется на основе выборов, проводимых раз в 4 года. Участвовать в них могут как представители определённых политических партий, так и самовыдвиженцы. В первом случае задача кандидата облегчается, поскольку ему заранее обеспечена поддержка его однопартийцев. В противном случае соискатель мандата должен заранее проявить себя и заслужить уважение своего будущего электората. Для прохождения в этот орган народного самоуправления требуется набрать не менее 5% голосов избирателей.

Ответственность за выполняемую работу

В существующем законодательстве чётко очерчены права муниципального депутата и его обязанности. Единственной предоставляемой ему льготой является возможность бесплатного проезда в общественном транспорте. Обязанности же весьма обширны, о них шла речь в предыдущих разделах. Остаётся добавить несколько слов об ответственности, которую депутат несёт за выполнение тех или иных обещаний, данных им в ходе предвыборной кампании.

Здесь важную роль играет, какой мандат был вручён депутату. Дело в том, что их существует два вида ─ обязательный и свободный. Лишь первый из них обязывает депутата строго следовать, выдвинутой ранее программе, и в этом случае он несёт ответственность перед избирателями за её реализацию.

Второй же оставляет за ним право поступать по своему усмотрению. Поскольку большинство народных избранников являются обладателями именно свободного мандата, часто их реальные действия расходятся с тем, что от них ожидают избиратели. Однако даже в этом случае никто не снимает с них моральной ответственности за результат проделанной работы.

Привлечение депутата к ответственности за правонарушения

Как и любой другой гражданин страны, муниципальный депутат несёт ответственность перед государством в случае нарушения им требований законодательства. Однако, в силу порядок его привлечения к ответственности несколько иной, чем тот, который предусмотрен в отношении простых граждан.

Кроме того, он не может подвергаться досмотру, обыску, проверке автомобиля и находящейся при нём документации, а также прослушиванию средств связи и контролю за перепиской. Исключение составляют лишь те случаи, когда народный избранник обнаружен на месте совершённого им противоправного действия. Но и при этом закон требует, чтобы в известность были поставлены прокурор и председатель выборного органа.

Муниципальные депутаты в Москве лишились полномочий по контролю за проведением работ по благоустройству городских территорий и ремонту жилых домов. Отстранение местных властей от управления городом прошло незаметно. Мэрия воспользовалась «лазейкой» в законодательстве.

В 2012 году Мэр Москвы Сергей Собянин провозгласил «масштабную» реформу местного самоуправления в столице. Декларировалось существенное расширение полномочий местных властей.

«Ответственность за ситуацию в районе теперь будет делиться между управами и местным самоуправлением 50 на 50» – заявил тогда Мэр Сергей Собянин.

По мнению мэра, депутаты должны были войти в состав комиссий, которые “осуществляют открытие, начало и приемку работ по ремонту и благоустройству, а также контролируют качество работ и их соответствие проектной документации” в интересах граждан.

Целесообразность такого решения очевидна. Как иначе можно благоустраивать двор, не спросив у жильцов, что им нужно? А депутат и есть тот человек, который знает и способен озвучить запросы людей. Ведь в отличие от назначенных чиновников депутатов выбирают сами жители.

На 2012 – 2014 годы выпал пик благоустраительных работ в Москве. Участие жителей и депутатов продемонстрировало свою эффективность. Но с ухудшением экономической ситуации, начиная с 2015 года, московское начальство начало отходить от такой практики.

Отстранение местных властей от контроля за благоустройством произошло незаметно. Депутаты по-прежнему закрепляли друг друга за адресами, а управы продолжали подыгрывать народным избранникам, приглашая их в комиссии. Но все работы проводились уже по статьям финансирования, не подразумевающие контрольных функций местных властей. Т.е. на практике депутатов либо вообще могли не пригласить на подписание актов, либо инсценировали это подписание без каких-либо последствий для управы. Ответственности за это никакой нет.

«Обязательное участие депутатов в работе комиссий, осуществляющих открытие и приемку выполненных работ на объектах, не предусматривается» – разъяснили особенности проведения благоустройства и ремонта в Департаменте территориальных органов исполнительной власти города Москвы.

Необходимость возвращения муниципального контроля продемонстрировали итоги ремонта жилых домов в Печатниках в 2017 году. Например, только при замене дверей мусорокамер было до половины выделенных денег.

В связи с этим группой независимых депутатов из Печатников (Власов, Коченов, Мотин, Третьюхин) на обсуждение районного совета внесен законопроект о поправках в закон города Москвы от 11.07.2012 № 39, расширяющих полномочия местных властей по контролю над работами по благоустройству и ремонту.

Вопрос должен быть рассмотрен на ближайшем заседании Совета депутатов муниципального округа Печатники.

Депутатом представительного органа считаются граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, не имеющие оснований для ограничения в полномочиях и действующие на определенной территории муниципального образования в интересах населения

Депутат муниципального образования – это избранный народом, населяющим данное образование, человек, который будет представлять интересы избравших его местных жителей.

По закону, местное самоуправление не является институтом государственной власти. Считается, что здесь само население управляет своей жизнью, решает, что предпринять, чтобы жить стало лучше, какие ввести законы. Действует оно теоретически через избранных населением своих представителей.

В этой статье:

Правовой статус депутатов местного уровня

На должность депутат может претендовать любой гражданин, достигший восемнадцати лет. Особых требований к образованию закон не предъявляет.

Кроме того, закон о правовом положении иностранных граждан допускает возможность баллотироваться на должность депутата местного созыва иностранцам, имеющим право на постоянное проживание, то есть вид на жительство.

Продолжительность полномочий депутата законом установлено в рамках от двух лет до пяти лет. Конкретный срок полномочий закрепляется уставом города или района.

Депутат это выборная должность, однако, на постоянной основе могут находиться не больше, чем десять процентов членов от общего состава депутатов.

Гарантии депутатов

С момента избрания на должность, депутаты обладают неприкосновенностью. Неприкосновенность имеет свое распространение только на той территории, где депутат был выбран, то есть на территории конкретного муниципалитета.

Выезжая за его пределы, депутат несет ответственность на равных основаниях вместе с гражданами.

Как представителю населения, депутату предоставлено право беспрепятственного доступа на территорию любой организации, находящейся в границах муниципалитета.

Депутат местного уровня не может одновременно быть избранным на должности регионального или федерального уровня.

Гарантии депутатов распространяются на случаи привлечения их к юридической ответственности. Согласно действующему законодательству действую специальные правила привлечения их к уголовной или административной ответственности.

Член представительного органа не несет ответственности за свои высказывания, суждения, политику, за исключением случаев клеветы или оскорблений высказываемых публично в отношении граждан.

Действующие ограничения для депутатов местного уровня

Приступая к депутатским полномочиям, гражданин ограничивается в следующих правах:

  1. Осуществлять предпринимательство как лично, так и через третьих лиц.
  2. Состоять в иных трудовых отношениях и получать заработок, за исключением в должности преподавателей, научных или творческих сотрудников.
  3. Находиться в органах управления, попечительства и иных организациях иностранного типа, действующих на территории России.

Депутат не может занимать должности на государственной или муниципальной службе, быть одновременно депутатом Государственной Думы или регионального значения. В своей деятельности выборное лицо должно соблюдать требования законодательства по антикоррупционному регулированию.

Ответственность депутатов местного созыва

Выборное лицо несет ответственность перед населением конкретного города или района, в котором баллотировался на депутатскую должность. Однако в зависимости от депутатского мандата, выборное лицо не всегда может следовать предвыборной программе.

Различают свободный и обязательный мандат. Только при обязательном мандате депутат должен воплотить в жизнь все положения программы. К сожалению, в большинстве случаев депутатский мандат является свободным, когда выборное лицо действует по своему усмотрению.

Депутат отвечает перед государством за нарушение требований законодательства. Однако, обладая депутатской неприкосновенностью, предусмотрен особый порядок привлечения к ответственности.

Выборное лицо не может подвергаться уголовно-процессуальным и административным мерам по общему правилу вместе с гражданами. Это означает, что он не подвергается обыску, досмотру, осмотру документов, автомобилей, не досматривается переписка, не прослушиваются средства связи.

Исключением будет только непосредственное обнаружение депутата на месте совершения противоправного деяния. При этом ставятся в известность в обязательном порядке прокурор и председатель выборного органа.

Могут ли россияне добиться прекращения полномочий избранного ими депутата Госдумы, ну или хотя бы регионального заксобрания? Если этот самый депутат утратил их, россиян, доверие - а попросту говоря, заворовался…

Есть в иврите такое емкое понятие - «квиют». Квиют - это предел мечтаний каждого израильтянина. Это квартира, машина и постоянное, с перерывом на обед, питание. Это уик-энд на Кипре и отпуск в Чехии. Это молочные реки и кисельные берега, потому что мясные берега при молочных реках - это совсем не кошерно…

Короче, квиют - это статус постоянного работника предприятия любой формы собственности. Он не дает прибавки к зарплате или гарантии повышения по службе, но зато имеет куда более приятные последствия: человека невозможно уволить.

То есть теоретически это сделать проще простого, но на практике выясняется: увольняемому товарищу нужно заплатить при увольнении такие деньги, что азохен вей - по-нашему, увы и ах. И бывали случаи, когда бездельника до пенсии держали на работе, потому что это было дешевле увольнения.

А в нашей бескрайней, как концерт Кобзона, стране есть только одна похожая должность: депутат. Как показывает действительность, российский парламент любого уровня, от муниципального до федерального, не в состоянии избавиться от коллеги, пока он кого-нибудь не прижмурит или не обворует своих же.

…Был в нашем маленьком северном городке один депутат. Назовем его Пыжиковым, и отметим, что фамилия изменена, а все совпадения с реальными именами и событиями - это личное дело читателя. Так вот, был этот Пыжиков персонажем весьма колоритным. Он был маленького роста, слыл зажиточным, не выговаривал половину букв алфавита и 360 дней в году жил за 300 километров от города. Само собой, не избрать столь очаровательного господина своим представителем в местный Совет электорат не мог.

Придя в новом качестве во власть, Пыжиков за пять дней оформил на себя аренду единственной муниципальной общественной бани и растворился в ночи. Электорат четыре года забрасывал мэрию тревожными письмами об исчезновении избранника, но заманить Пыжикова хоть на одну сессию Горсовета так никому и не удалось.

Объявился он аккурат перед следующими муниципальными выборами. Хмурые избиратели, выслушав феноменальную по бедности правильно произносимых звуков речь, немедленно избрали его снова. Пыжиков отгулял банкет, проверил качество пара в парилке и вновь дематериализовался.

Тут уже осатанели остальные депутаты, потому что баня была действительно доходной. Пыжикова за полное игнорирование депутатских обязанностей решили снять.

После бессонных дней работы городские юристы-заочники провозгласили: уволить депутата невозможно. Даже глагол такой не подходит. Военные не едят, а принимают пищу; депутатов не увольняют, а прекращают их полномочия. Для того чтобы их досрочно прекратить, требуются оговоренные законом основания.

По счастью, в уставе городка был пункт с подходящим основанием - бездействие. В дилетантском представлении все просто: собирается инициативная группа граждан, собирают подписи не менее 10 процентов избирателей соответствующего избирательного округа, после чего депутаты лишают своего коллегу сана.

Инициативную группу нашли - несмотря на то что электорат верил Пыжикову, как молодуха комбайнеру. Подписи собрали. Но оказалось, что отозвать члена выборного органа самоуправления можно только в том случае, если его действия или бездействие будут подтверждены в судебном порядке. Помимо этого, инициативная группа граждан должна быть зарегистрирована в территориальной избирательной комиссии. Да и само по себе инициирование отзыва депутата невозможно до истечения первого года с момента его избрания, а также если до истечения срока его депутатских полномочий остается менее года.

Таким образом, как показало дело Пыжикова, вылететь из местных депутатов даже труднее, чем им стать. Коллеги-законотворцы сперва приуныли, но потом нашли в происходящем несомненные плюсы. Работа такая - на месте Пыжикова мог оказаться любой из них.

Естественно, бездельничающую городскую интеллигенцию начал одолевать вопрос: если у нас так, то как обстоят дела выше? Позвонили в столицу республики и получили разъяснения. Оказывается, закон о статусе регионального депутата писался на основе Закона о статусе депутата Совета Федерации и Госдумы. Есть в этих документах и пункт о досрочном сложении депутатских полномочий - и там, и там это статья 4. Исходя из нее в общих чертах полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях:

1) письменного заявления депутата о сложении своих полномочий;

2) утраты депутатом гражданства Российской Федерации;

3) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом;

4) признания гражданина, являющегося депутатом, недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

5) объявления гражданина, являющегося депутатом, умершим решением суда, вступившим в законную силу;

6) смерти депутата;

7) избрания его депутатом иного представительного органа государственной власти или органа местного самоуправления;

Поступления депутата на государственную службу, занятия им другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

9) роспуска представительского органа.

Помимо этого, республиканский закон дополнен еще и пунктом «отзыв депутата Законодательного собрания избирателями». Проверить его в действии представилась возможность совсем недавно.

Жители двух наших городов решили отозвать трех своих депутатов республиканского Законодательного собрания. Сделано это было через региональное объединение профсоюзов. Официально озвученные претензии профсоюзов к народным избранникам заключались в том, что те проголосовали за очередное значительное повышение тарифов, за сокращение финансирования сферы образования, культуры и расходов на социальную политику, а также поддержали поправки в республиканский закон о ветеранах труда, который сильно ударил по пенсионному карману. Видимо, опальным депутатам не удалось объяснить электорату, что их чаяния - их чаяниями, а партийную дисциплину никто не отменял.

Дело было в декабре прошлого года. Вчера, по истечении более чем двух месяцев, я позвонил знакомому депутату и поинтересовался, как там дела с отзывом. Ответ был ожидаемым: никак. Заглохло дело. И опять-таки по причине нормативно-процедурных моментов.

Дело в том, что утвердить решение об отзыве - даже судебное! - должно само Законодательное собрание. Шансы на то, что оно так поступит, невелики. А все из-за порядочности!

Поставьте себя на их место! Вот сидите вы на фракции, принимаете совместное решение повысить тарифы, голосуете. А потом за это же своего же товарища - «в народное хозяйство»? Не по-мужски. Да и чего греха таить - не является голосование, не соответствующее желаниям избирателей, поводом для отзыва. Там подошла бы формулировка типа «утраты доверия». Но доверять (или не доверять) у нас может только президент. Остальные должны просто верить.

Как мы видим, верховное депутатство такого понятия, как отзыв избирателями, вообще не приемлет. Как же в таком случае убрать завравшегося, проворовавшегося, утерявшего связь с регионом и с суровой действительностью избранника?

Ответ я попытался получить у депутата Государственной думы Игоря Чернышенко, члена парламентской комиссии по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики. Как подтвердил Игорь Константинович, подобная процедура четко нигде не прописана. В Госдуме периодически возникают «шевеления» на эту тему, но реального, продуманного, оформленного законопроекта так никто и не предложил.

Причина, по мнению депутата, проста: в этом никто не заинтересован.

И действительно, на кой черт парламентариям выдумывать, как остаться без работы… Даже нашумевшая история с увольнением тувинского сенатора Пугачева не пример. Его просто отозвал губернатор, поскольку сенатор у нас - лицо не выборное. Хотя с этими партийными списками - кто сейчас выборный?.. Где лица?..

…А наш Пыжиков все-таки прекратил полномочия. Написал заявление об их сложении. Не знаю, в какие болевые точки его биографии загоняли иглы суровые коллеги, но уверен, что это было совсем не по фен-шую. Главное, что Пыжиков ушел. Баню теперь арендует другой депутат.

Федор Калаев

Депутаты есть в каждом муниципальном образовании. Они образуют местную городскую думу. Так же, как и депутаты Государственной Думы, они обладают полномочиями. Что нужно знать простым жителям о правах и обязанностях депутата местного совета?

Депутатов в Государственной Думе чуть меньше пятисот, а какое бесчисленное множество их насчитывают представительные органы местного самоуправления по всей стране! В самых небольших городах есть своя городская дума, в которую входят местные депутаты. Именно они, а не сидящие в столичной Думе слуги народа оказываются ближе к простым жителям.

С депутата местного совета надо начинать свои визиты, если вы считаете, что без помощи власти уже не разобраться. Здесь неплохо будет выяснить не только то, как обратиться к народному слуге, но и какими он обладает возможностями и правами, чтобы оказывать помощь населению.

Кто такой депутат муниципального образования

Итак, депутат муниципального образования - это избранный народом, населяющим данное образование, человек, который будет представлять интересы избравших его местных жителей. По закону, местное самоуправление не является институтом государственной власти. Считается, что здесь само население управляет своей жизнью, решает, что предпринять, чтобы жить стало лучше, какие ввести законы и т. д. Действует оно теоретически через избранных населением своих представителей.

Полномочия депутатов муниципалитетов, естественно, меньше, чем у того же представителя Госдумы. Однако и такой «маленький человек» в иерархии власти многое решает. Например, местные депутаты решают, каким будет бюджет в их муниципальном образовании. Рассчитывается он, исходя из количества жителей МО. Они же отчитываются перед населением о том, куда потратились муниципальные деньги. Кроме того, депутат местных представительных органов власти принимает, утверждает и изменяет местный Устав - главный документ муниципального образования. Устав строится по принципу учета местных традиций, культурных особенностей места, где он вводится.

Депутаты ответственны за вопросы опеки и попечительства. Они распоряжаются муниципальным имуществом, курируют вопросы спортивной жизни округа и досуга населения. Именно такое сочетание может привлекать недобросовестных людей, попросту говоря, взяточников, к предложению народному избраннику подкупа за предоставление помещения для какой-либо спортивной секции или досугового центра.

Местные депутаты вообще должны следить за развитием муниципального образования и нести ответственность за исполнение их поручений. То есть депутат может повлиять на то, чтобы во дворе какого-то дома организовали детскую спортивную площадку. Но он должен и проследить, чтобы работы были действительно проведены, чтобы площадка была качественная, а не калечила детей, и чтобы работы были завершены в срок.

Право на законотворчество

У депутатов местных органов самоуправления есть право создавать законы. Вряд ли можно подумать, что законы, предложенные в каком-нибудь крохотном городке, будут приняты и в Госдуме. Местное самоуправление к этому и не должно стремиться. Его законодательная инициатива очень локальна. Местных депутатов должно волновать, какие законы принять, чтобы жизнь данного конкретного округа изменилась к лучшему - с учетом его особенностей, проблем, традиций и т. д.

В городской думе принимается решение о проведении местного референдума. Инициировать его, кстати, может народ, если он будет недоволен текущей властью. Местные депутаты вообще должны прислушиваться к населению, которое они представляют - даже в тех случаях, когда граждане выступают с неожиданными инициативами.

Они же могут проводить публичные слушания, посвященные, например, градостроительной инициативе, охране порядка, установлению местных праздников. То есть народные избранники должны стремиться согласовать с представителями государственной власти в регионе вопросы местного значения. Для этого у них есть право депутатского запроса, с которым они могут обратиться практически в любую государственную инстанцию. Например, местные депутаты могут проверить деятельность главы администрации, то есть представителя исполнительной власти. Могут обратиться в суд, чтобы решить муниципальные споры. Местный депутат имеет право высказывать свою позицию в СМИ и тем самым привлекать внимание к проблемам населения.

Решение социальных и экономических вопросов

На плечи муниципальных депутатов ложится обязанность контролировать деятельность должностных лиц муниципалитетов и организаций, которые должны действовать для решения вопросов локального значения. Эти же народные избранники решают, как объединить свои усилия с соседними районами, чтобы сообща решать похожие проблемы.

Местные депутаты решают вопросы социально-экономического толка. Например, в Петергофе представители местного совета даже обязаны собирать статистику, которая показывала бы состояние социальной и экономической сфер в муниципальном круге. Затем эти данные предоставляются в госорганы.

Как работают местные депутаты

Обладатель мандата Госдумы весь отдается службе народу - по крайней мере, так принято считать. Поэтому он не может заниматься так называемой «предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью». Исключения здесь составляет творческая, научная и преподавательская деятельности. Что же с местными депутатами - у них так же? Оказывается, не совсем.

Если слуга народа осуществляет свои полномочия на постоянной основе, то на него распространяются все эти требования. Но дело в том, что на постоянной основе может работать только 10% депутатов местных представительных органов, а в округах, где положено по закону (а он ориентируется на численность населения) иметь только 10 депутатов, на постоянной основе будет работать только 1. Чаще всего, конечно, это председатель городской думы.

Работающий на постоянной основе депутат муниципального округа получает классные чины: муниципальный советник 1 или 2 класса. Присваиваются они так: если муниципальный депутат работал 5 и более лет на постоянной основе, при этом уже имел чин муниципального советника второго класса, ему присваивают чин 1 класса.

Привилегии и гарантии муниципальным депутатам

Это все полномочия, заметите вы. А что же с привилегиями? Неужели их у депутатов местных представительных органов нет? Зачем же тогда все стремятся получить заветные корочки? Привилегии есть - бесплатный проезд на общественном транспорте. Также депутат имеет право на то, чтобы при обращении в органы местного самоуправления по вопросам своей деятельности его приняли в первую очередь.

Помимо привилегий, депутату местного порядка предоставляются гарантии. Они необходимы, чтобы представитель выборных органов мог спокойно исполнять свои полномочия. Местный депутат может лично присутствовать на обсуждениях во всех органах местного самоуправления и принимать в них участие, может вносить замечания и предложения по обсуждаемом проблемам.

Обязательства перед народом

Но есть и обязательства - например, депутаты обязаны встречаться с населением по нескольку часов раз в две недели. Не все соблюдают это требование, предписываемое законом. Ко многим занятым депутатам далеко не просто оказывается попасть - даже по предварительной записи.

Отличительными признаками депутата местного совета являются удостоверение и нагрудный значок (не во всех муниципальных образованиях). Удостоверение выдается на срок избрания (для местных этот срок устанавливается длинной в 4 года), в нем прописано имя народного избранника и дается подтверждение его полномочий.