Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Какие есть нравственные ценности. Понятие моральных ценностей личности. Для чего людям необходимы моральные принципы

С точки зрения культуры – (культура - свод понятий произвольно исполняемый людьми), - «мораль» и «нравственность» одно и то же, а основаны они на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.д. При этом, те самые идеалы никак не уточняются потому, что сами, уже по определению, включают в себя нечто собственное, скрытое. Кроме того, «идеалы» эти - следствия, а опираться нужно только на причину, если конечно её следствия действительно востребованы, ведь, даже идеалам надо соответствовать.

Итак, культура (массовая культура - традиция) умышленно смешивает мораль с идеалами образуя собственные «принципы» добра, справедливости и т. д., отходя от морали. Вот и выходит, что мораль - это сентенция. Однако, не тот мораль читает, кто на «свой манер» поучает, а тот читает, кто Книгу в руках держит. Ведь мораль – это набор принципов соответствия Создателю должных к исполнению. То, есть, Мораль «наполнена» конкретными условиями соответствия, а не частными пожеланиями как принято культурой. К примеру, что первично, любовь или мораль? Конечно, Мораль! Любовь – это следствие соответствия морали, человечности, и это само соответствие и есть. Любовь аморальной не бывает!
Любовь - это когда радость и удовольствие разделяют.

Мораль – (причина, смыл, основание) это не просто перечень принципов соответствия человечности данный Моисею Богом ("собственноручно" дважды Им написанный, ПОКАЗАННЫЙ), а исключительно личная и, именно, - ценность и, вероятно, единственная ценность вообще! А третьего не дано! Эта ценность не может быть навязанной, тогда она таковой не будет. Не может быть она (мораль) и традиционной, ведь традиционной (повторяемой) может быть только аморальность.
"Бытие определяет сознание"?? Мораль определяет сознание, сознание определяет бытие. "Бытие" - это банальное "отношение". Никакое отношение не может определять Сознание (причину отношения), наоборот!

Не «религия создала мораль и потому является её колыбелью», а мораль (Слово Создателя) породила религии как способ донести себя.

«Яблоко» из Библии – это Дар открывающий предусмотренную Им, способность выбора между добром и злом. Не было, в райском саду, дерева «добра и зла», а было дерево «Познания Добра и Зла» (осознания) - было дерево ВОЛИ!
"Сорвать яблоко" – запустить Волю (осознание). Для человека это БЛАГО!!
Оставить райскую, животную жизнь под Божьим наблюдением, для человеческих испытаний поиска и потерь, идущим навстречу Ему.
В раю, подчинённому, воля не нужна.
Мораль нужна свободной от покровительства Волевой - самостоятельной душе.
Законченность действия определяется его правильностью, неправильность приводит к незаконченности и повторению. Это о душе!
Стремящийся назад, в рай, удаляется от создателя.

Воля - это и есть человечность, это и есть «плоть» равная Богу (одно из его «свойств»), часть или свойство души, мера или продукт осознания. Наличие воли определяется честностью (честью), радостью жизни, а её отсутствие – "безвольностью" – корыстью, жизнью в удовольствие, ложью, беспринципностью.
В культуре воля и желание мало различимы. Типично: воля – это желание заставить, навязать, добиться. Здесь же: сила воли – сила указанного желания. Воля – это ОТНОШЕНИЕ к желанию на основе Принципов Завета.
Стыд - признак греха и голос собственной Воли.
Воля - власть не над другим, а над собой.
Воля состоит не в силе заставить, а в силе оставаться человеком в любых условиях.
У Человека ошибки в прошлом, а у людей в будущем.

«Змей» – это идея, сомнение, мысль переданная Создателем через женское желание, любопытство, интерес. Потому, "чего хочет женщина - того хочет Бог!". Потому, женщина и считает мужчину ребёнком, - не желающим собственного самосовершенствования. Сад создан ради него, как он тому не противься.
На женщину - природу жизни, ради радости жизни, даже не понимая того, навязавшую Первую Мысль от Создателя, можно ворчать, но нельзя обижаться или злиться. Тот процесс продолжается...

Народу были даны не камни, а Заповеди, да и само избрание народа не в знании Его существования, а в доверии ему исполнения Завета.
Моральный – полностью соответствующий или определённо соответствующий моральным принципам (морали). Очень хорошо вместо «морали» применять термин «обязанность».
Нравственный – как-то следующий морали или соответствующий моральным принципам в мере «измеренной» со стороны.
Нравственность (следствие, следование причине - Морали) - и как оценка и как самоцель, даже без всяких условий, сама по себе, ценностью являться не может, она вторична.

Признающий Создателя или Бога, обязан признавать и наличие их замысла или знания по отношению к себе. Так, что же это, если не Истина!? Именно поэтому истина не может быть относительной, обиходной, прикладной, именно поэтому она строго моральна. Религия строится на (Абсолютной???) Морали.
Только моральные знания (соответствующие морали) истинны.
Если вера - религия, то единство знания и веры именно в морали. Соответствие Его Духу приближает к Истине, приносит Знание - сознание, разум.
Разумный – состоящий в связи с Истиной, использующий сознание.
Будет ли он - Разум, если не следует он морали, если не соответствует Намерению (Замыслу), если не обладает совместными с Ним Знаниями - Истиной, хоть частью?? Известное всем знать просто, но надо Знать неизвестное никому!
Истина - смысл сущего от Создателя.

Всё Истинное имеет Истинные Свойства. Но эти необъятные Свойства людьми подменяются упрощенными параметрами. Сим Истина заменяется неправдой, субъективностью.

Реальность - (возможность) доступная (данность Свыше) для восприятия часть Истины. Реальность всем дана одинаковой. (И Глас Божий звучит одновременно каждому, но не каждый его слышит).

Действительность - воспринимаемая или видимая часть реальности. Некоторое БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ соприкосновение с реальностью, собственно выстроенная "реальность", часто - неправда.

Необходимость – условие удовлетворения желания.
Точнее. Необходимость – вынужденное дополнительное к логическому порядку действие, хоть и усложняющее, но ведущее его к завершению по предварительно предполагаемой последовательности.
В Высшем нет ничего непредвиденного и «необходимость», потому, не возникает.
Иначе: Истина «необходимость» не содержит и сама, она, ею не является. Необходимость – это сложность, созданная по недоразумению.

Невозможность - предопределённая реальность - Истина в реальность Свыше не включенная. Или - ограниченность действительности заложенная в реальность.
Люди погружены в некую невозможность из-за несоответствия возможности и потому находятся в собственном мире определённом их собственным же ему соответствием. У каждого "свой мир"

Возможность. Если нечто - следствие возможности, то тогда это способность создавать духовные ценности. Определить наличие такого следствия может только сам достигший той возможности.

Правда - (правильность действительности) опознанная часть реальности. Действительная, безотносительная реальность, часть Истины - определяется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО Моралью (Книгой).

Носитель Истины, истину не исказит по причине его ей соответствия. Способный её исказить ею просто не овладеет - по определению!!

Истину возможно постигнуть только осознанием (волей), разделяя добро и зло, но не анализом к тому безразличным.

Взгляд с позиции культуры: "Практика (деятельность, применение знаний) – критерий (признак, мерило) истины".
Но всякий согласится, что если Истина это смысл бытия, то не любая деятельность (практика) её определяет!
Назначать истину - присваивать божественность.

Практика. Это прежде всего традиции обусловленные знаниями данными при образовании. Эти знания истинны не все, а традиции истинны не обязательно, даже скорее именно не истинны.
Практика, действительно определяющая истину, не может быть определена или задана предварительно ни кем. Поэтому существует только сложившаяся практика - те же традиции. Сложившаяся практика и традиции - это одно и то же. Но даже при их различии, традиционные знания и практика складывается у каждого с разным результатом. Чей именно результат открывает истину притом, что истина однозначна? И кто зафиксирует сей момент?
Религиозная практика, но не смысл религии, истину так же не несёт, ибо она тоже не однозначна. Да, нужно признать однозначными религиозные книги, но их однозначность людьми воспринимается именно не однозначно. Истинность религиозных учений не может состоять в правильности предлагаемой ими практики, но состоит в соответствии истине их смысла. Можно ли сделать вывод о наличии Истины по практике, смысл не имеющей?

Логика – перенос понимания связей взаимодействий на одном уровне сложности – статичный уровень восприятия действительности. Расширение практики.

Анализ – биологический процесс - взаимодействие способности тела с окружающей средой. Результат анализа – расчёт – далеко не всегда приносит понимание, а является именно результатом, сырьём для следующего анализа или причиной простейшего действия. Анализ постоянно требует новых данных, общения, идей, цифр, чем и определяет зависимость от них и собственную ко всему относительность. Поиск результата анализа производится сопоставлением только известных проявлений окружающей среды с другими общепринятыми, известными данными между собой. Анализ не захватывает проявления среды к расчёту заранее не предоставленные, а результат его всегда находится в рамках данных для расчёта и «новые явления природы» не открывает. Анализируется только то, что «под носом». Иначе говоря, результат анализа, самого по себе, легко предсказуем и без анализа.
Цель анализа – выживание или расширение знаний.
Результат анализа, из-за собственной ко всему относительности, Истиной не является. Никакой параметр, той же физики или результат некоего измерения, расчётов - к Истине отношения не имеет и называется истинным условно.

Усложнение - попытка, опираясь на частности, – малое, понять большое - высшее, попросту перенося на него некое понимание низшего, выравнивая их – попытка логики. Это всегда усложнение, но и такая «логика» в итоге обыкновенно не логична.
Рост практики.

Упрощение. Понимание высшего, общего, просто перенести на частности. Это будет упрощение. Мыслящий большим всегда поймёт малое.
Создание новых условий практики.

Просто – желание, не обеспечивает понимание высшего. Мало пытаться в него войти и через религию или учебники - по прихоти. Это временно и безосновательно, из-за обязательной относительности желания. Только духовность определяет уровень восприятия действительности в целости. Притом, что духовность не воспитывается, а проявляется.
Сама оценка сложности практики востребована оперирующим усложнением.

Психика – выражение психологии.
Эмоция - форма психики, управляющей не является.

Осознание (ПОЗНАНИЕ) – это не итог анализа и не финал дум, размышлений, самих по себе, а результат оценки внутреннего отношения к внешним воздействиям, поиск собственного соответствия Миру, смысла жизни - действия Воли. Это тот самый, «запрещённый», плод «дерева познания добра и зла». Осознание никогда не идёт на поводу и определяет личность - душу.

Манипуляции сознанием, тем более массовым – бред, но манипуляции отношением, даже массово, через удовольствие - легки.
Но воля должная Морали, противна удовольствию и крепка к манипуляциям.

Анализ начинается с простейшего знания и прекращается со смертью, а осознание жизнью не ограничено. Анализ легко осознаётся, а проанализировать осознание (фактически, душу) невозможно.
Анализ и осознание присутствуют одновременно. Осознание должно руководить анализом, предопределяя его соответствие Истине.
При этом анализ ограничен знаниями, а осознание ограничено моралью (честностью).
Всякое взаимодействие нашего мира изначально морально. Говоря иначе - Истина строго моральна и достижима только осознанием.
Всякому Знанию нужно соответствовать.
Осознание приносит высшие знания, востребованные тем же образованием и анализом, а анализ, лишь, оценивает ситуацию, «роясь» в данной ему извне информации.
В идеале, анализ вторичен и следует за осознанием, дополняя и расширяя его.
Осознанию не научить, оно собственное, анализу же, научить вполне реально.

Смысл жизни состоит ТОЛЬКО в единстве Бога, Бог - один, Бог - един! Непризнание этого прямо означает приятие бессмыслия жизни вообще.

Вера - религия без знания. Религия – вера со знанием.
Всякая вера строится на вероятности собственного отсутствия (на безверии). Но если Вера это религия, то тогда, она строится на вероятности отсутствия Высшего. Тогда, вера в молитве видна просьбой, желанием - корыстью. Однако религия должна строится на Надежде на Высшее, при беспрекословном его признании. У соответствующего моралью есть надежда на то, что будет принят он согласно проявленному им в жизни соответствию.

По вере вашей:
И был человек слаб духом и искал себе помощь и покровительство у сильного, но такого не находил и сотворил себе бога и сам поверил в своё творение и стал молиться ему.
И никто кроме бога созданного – близкого, молитву ту слышать не мог и не может. И обращался человек к богу своему, и в том его вера есть и вера та есть - молитва, а молитва та - вера.
Так стала вера в бога не верой в себя.
Но нет, кроме бога того, земного - иного, но сильного, который бы молитву ту слышал бы и помощью своей на неё отвечал, а сам не молитвой лишь возносимой к нему жив был бы, ведь длинны молитвы, но близки беды.
Ибо нет другого в земле находящегося как от земли же, но высшего и могущего и создавшего её саму и сущее в ней, но ради себя и молитвы о себе и в созданной земле ради этого находящегося.
И говорят люди, молясь, что молитву их тот слышит, к кому они обращаются, о ком думают, но лгут себе они, не помня обратного, ибо верят лишь и молятся в собственные желания, ведь другого нет на земле.

Подари мне бессмертие, а я всё разрушу.
Не прячь моё будущее, и я буду знать, как жить.
Покажи дорогу мою, и я спрямлю её, обойду ручьи и не провалюсь в яму.
Не требуй от меня больше того, что можешь сам во мне создать.
В Храме - на коленях(??), за Храмом - на голове.

Дух - это План, Замысел, Намерение Создателя.
Не тот духовный кто Книгу с детства чтит, а тот, кто собственные принципы в ней находит.
Духовность - совместное, со направленное с Ним намерение, план, замысел. Соответствие.

Способность «черпать» знание Истины (саму Истину) – интеллект. Фрагментированный интеллект - интуиция.
Интеллект в интуиции не нуждается.
Интерес – механизм (совершенствования) управления интеллектом.
Знания, соответствующие знанию Создателя – Сознание (выбранная Истина).
Использование Сознания - разум.
Сознательно - честно, правильно, духовно, намеренно.
Бессознательно - корыстно, лживо, умышленно, эгоистично, подло.
«Объём» или тело Истины – Вариативность.

Надо подчеркнуть, что принятие многозначности слова "сознание" обрекает принявших её на бессмысленность поиска собственного смысла жизни.
Сознание – это не качество предмета и не его действие, а наличие предмета, то, есть, - это сам ПРЕДМЕТ (существительное).
«Состояние изменённого сознания» – это бред, вероятная подмена понятия «отношение» или, скажем, «взгляд».
И, что важно, Сознание – это предмет, сам факт, наличие которого далеко не очевиден. Жизнь, как процесс, определяется не наличием сознания, а наличием способности осознавать, наличием ВОЛИ!

******************************

Слова Мир не изменят, но место в нём покажут.

Система – совокупность механизмов. Природа.
Механизм - предопределённый порядок действий. (Мораль).

Ни что не может, будучи выше и находясь в одной действительности, наблюдать либо управлять низшим иной действительности. Само различие в действительности, прямо означает отсутствие такой возможности (в реальности), а для всякого управляемого, если иначе, означало бы отсутствие смысла его жизни.
Здесь кроется и доказательство существования Бога, и главное тому противоречие.
Нельзя находиться в несуществующем или в создаваемом. Нельзя находиться в том, чего нет.
По культуре, Бог, создавая, находился в ещё не созданном, не существующем, менее сложном, низшем мире. Ошибка. Находился не сам Бог, а его Дух – намерение, план, замысел. Так же, как и замысел человека находится в его работе - в реализации своего замысла. (Если замысел человека сопоставим с замыслом Создателя, то, тогда, он духовный).
Для действительного нахождения в низшем, высшему, необходимо было бы, переродиться, стать проще, то, есть, по сути, не быть Богом, но и, конечно, иметь слабости человеческие. Он, как и другой, духовный, тогда, также, встал бы перед земным соблазном. Его отличная духовность была бы заметна настолько, насколько возможно среди людей оставаться человеком. Иначе, в подлинности, в нашей действительности Бога нет, нет способности Его слышать или видеть низшего, исполнять его потребности. Но есть Им запланированные контакты с Собой, при соответствии Человека этим контактам, Им запланирована сама ВОЗМОЖНОСТЬ того, и есть и постоянное Его присутствие через систему.

И кто узнал бы Его или Посланника, без Чудес их, не умея различать добро и зло, не видя и не признавая, по собственной пустоте, величины их!?

Система жизни, как всякая система, может быть только цепью взаимодействий с предопределённым результатом, иначе это не система, а беспорядок. Для людей она вечна, подвижна, или, наоборот, статична, а придают ей динамику, тогда, сами люди собственным осознанием. Однако, Мир наш в Высшей действительности может быть и краток.
Бог не рассчитывал по отдельности фрагменты нашей системы, Он «рассчитал» механизм её формирования - Мира – систему констант, что и предопределило Мир в целости, во всей вариативности со всеми птицами и муравьями и их «интересами». Даже количество лап бабочки - это следствие применённых констант, «и только». Создатель задал константы существования и взаимодействий - на них наш Мир и «нарос». Константы – не следствия, а причины существования мира, причины запуска механизмов Системы. Человек же, имеет возможность осмысленно располагать себя в ней, соотносить. Его животная часть – тело, полностью принадлежит системе, а вот душа принадлежит Создателю. Связь с Создателем определяется данной Им мыслью. В реальности людей система жизни – это и есть Бог. Но, Бог не находится внутри системы.

Бессмертие – высшее желание людей прячущих за его «необходимостью» продление удовольствия.
Длительность жизни задана Сверху и не носит личностный или карательный характер.
Желание бессмертия или что странно,- его даже необходимость, всегда необоснованно. По сути, оно значит необходимость выхода из системы или, наперекор ей, создание собственной системы, игнорируя высшую. Однако выйти из системы можно только исчезнув, то, есть, выйти за систему по НЕОБХОДИМОСТИ невозможно!!

Фрагментарное восприятие системы представляет её бесконечным множеством подсистем – фрагментов. И, представляется, что это раскрывает её суть. Но система одна и едина каждому, какую бы часть или фрагмент он не представлял бы сам и как бы ни относился к остальным.
Праведность, здесь, – жизнь ради Жизни. Любой выход из системы, её фрагмента, за рамки заданного предела, приводит фрагмент к смерти, то, есть, приводит к силовому возвращению системы в исходное состояние. Возникающая при этом цикличность (даже «историческая») – прямо означает произошедшее нарушение механизма системы, иначе, - её самостоятельную регуляцию. Цикличность – «дыхание» системы, её действия по собственной стабилизации, уже самим наличием исключающее самосовершенствование собственных фрагментов. Оно могло бы быть при отключении стабилизации системы, то, есть, кратко, до момента её разрушения. Но, и для того, предварительное наличие системы обязательно.
Разомкнутая система - механизм вывода наружу.

Здесь виден ответ на дарвинизм - механизм самосовершенствования белковых структур, равно как и само это понятие, системой не задан. «Естественный отбор» определён заданием.
Брошено в землю семя всякое, но взошло то лишь, что к земле подошло. А сменится земля, взойдёт другое, из брошенного ранее, а прошлое затаится.
Дарвинизм прекрасно объясняет порядок смерти, но никак не объясняет возникновение видов. Организм подвергшийся некоему воздействию, если и не погибнет и не потеряет способность размножаться, и получит способность передать возникшие в нём изменения, как не выпавший из системы, то не факт, что передаст он, изменения, именно, «положительные».
То же можно сказать и об "искривлении пространства и времени". Время существует только в восприятии людей, оно ими же и ВЫДУМАНО. Пространство - не может быть искривлено по определению. Странно, что даже эти банальности недоступны многим.

Всякая система стабильна и обладает гибкостью только в рамках заданного результата. Система – это порядок. Хаос не смог бы существовать из-за отсутствия собственной системности. Низа, центра или верха у системы нет. «Хаос» - система со сложным для восприятия порядком устройства и потому недоступная для понимания. А вот всякое её упрощение воспринимается уже как упорядочение. Но нет порядка включающего в себя беспорядок. Система упорядочена «сверху донизу». Понятия: «беспорядок» или «хаос» - прикладные, они определяют непостижимую сложность процессов и истинными не являются.
В другом случае, вероятно, под хаосом подразумевается умышленно созданный беспорядок, или управляемый бардак. Смысл понятия «управляемый хаос» своим качеством равен понятию «колобок повесился».
Душа – нечто, подлежащее к объединению с системой. Душа – это формируемая система – фрагмент, пока не упорядоченный из-за отсутствия собственного механизма. Но он дан и дело в его принятии.

Видимые вокруг «изменения» - не изменения, а стабилизация фрагментов системы.
Анализ системы изнутри, её собственной частью невозможен из-за мелочности (фрагментарности) видимых связей, разницы в восприятии скорости видимых и невидимых, глобальных процессов, и недоступности глобальных связей.
Фрагмент находится в собственном мире и дальше «собственного носа» не видит. Как знать собственную внешность не глядя в зеркало? Да и глядя в зеркало, отразит ли оно систему в целости, не фрагментарно, в объёме, а не плоскости, даже фрагмент?
Никакой фрагмент системы собственную систему создать не в состоянии. Фрагмент управляет только условиями. Система существует по причине, а фрагменты оперируют условиями.
Сама способность рассуждать о системе существует только в рамках системы, в среде её констант. Такое рассуждение не выйдет за рамки системы и никогда не «посмотрит» на неё сверху, со стороны.

Система – для людей это Истина. Истина, осознаётся только через мораль. Мораль определяет истинную логику. Не истинная логика – глупость.
Логика – представляемый порядок причинно–следственных связей определяемый образованием и соответствием Морали. «Логика» без морали строится, обычно, на основе «образованного ума». Она обязательно имеет множество вариантов. Логика, выстроенная НЕ на основе морали – аморальна и условна, или, говоря попросту, безнравственна.

Пример. Чёрная дыра С. Хокинга. Никакая информация в чёрную дыру упасть не может. Информация – это «параметрическая мысль». Нет информации отдельно от мысли. Информация сама по себе не взаимодействует. Даже записанная информация, таковой становится только при востребовании. Нет у чёрной дыры и «ужасной» гравитации. Чёрная дыра – это место распада вещества видимого нам мира, это «трёхмерная воронка». Распадается оно, именно на то вещество, которое умышленно не признаётся «наукой» (умысел - в отрицании Создателя). Это место «пустоты» нашего мира. Образует вещество - звезда. Звезда первична, звезда – Свет, чёрная дыра – вторична. Ну, это же очевидно!!

Моральная (нравственная) оценка - это одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержатся в моральном сознании общества, этнической группы, социальной общности людей, тех или иных личностей.

Моральная оценка позволяет определять целостное значение поступка, поведение личности, их соответствие определенным нормам, принципам, идеалом. Моральная оценка опирается на понимание добра и зла.

Проблема добра и зла является исходной этико-философской проблемой.

Добро - одно из наиболее общих императивно-оценочных понятий морали и категории этики; выражает положительное нравственное значение явлений общественной жизни в их соотношении с идеалом.

Зло - одно из основных понятий морального сознания и этическая категория; обозначает негативные стороны действительности деятельности людей и отношений между ними. Зло препятствует удовлетворению интересов человека и человечества. Преодоление нравственно негативных явлений требует не только совершенствования общественных отношений в их объективном содержании, но и деловой последовательной борьбы с конкретными носителями зла.

В целом в противопоставлении добра и зла осуществляется оценка поступков, содействующих либо препятствующих укреплению позиций общественных групп, развитию либо застою (регрессу) общества.

При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения.

Далеко не все моральные нормы и императивы осознаются каждым человеком, анализируются им и оцениваются. Многое человек выполняет автоматически, как сложившиеся стереотипы поведения, соответствующие традициям и обычаям. Это моральные привычки. Человеку свойственно не раздумывая помогать слабому, уступить место старику, защитить ребенка и т.п. Такие моральные привычки в своих массовых проявлениях составляют основу моральной нравственности общества.

Особую роль в моральной регуляции играет формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Самооценка - это самостоятельное, «на свой страх и риск» определение ценности своего поведения, своих мотивов и поступков. Она тесно связана с такими понятиями как совесть, честь, гордость, стыд, раскаяние, чувство собственного достоинства и выступает как важный инструмент самоконтроля.

Достоинство - самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения выполненного долга и общественного значения.

Долг - ода из основных категорий этики; превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Категория долга тесно связана с другими понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими как ответственность, самосознание, совесть, мотив.

Подходить к нравственной оценке необходимо исходя из конкретных условий, в которых протекает деятельность человека. Так, например, в далеком прошлом у скотоводческих народов Востока вспашка земли и последующее занятие растениеводством рассматривались как безнравственное деяние, оскорбляющее землю. В нашем обществе еще совсем недавно безнравственным явлением считалась частная предпринимательская деятельность. Морально осуждалась даже торговля на рынках, забота о достойной оплате своего труда. Сейчас эти и многие другие явления нашей жизни оказались переосмысленными и оцениваются по-иному, исходя как из изменившейся ситуации в самом обществе, так и изменившегося нашего морального сознания. Но существуют устойчиво сохраняющиеся, принятые у большинства народов моральные ценности и нравственные оценки. Нравственный опыт прошлого предупреждает новые поколения о возможных опасностях, скрывающихся в «перепадах» морального выбора (зигзаги, отступления, падения). Общечеловеческие моральные нормы, обусловленные ими моральные оценки побуждают к решению таких глобальных проблем, вставших в наши дни перед человечеством, как сохранение самой возможности его существования перед лицом ядерной катастрофы, преодоление отсталости и нищеты в ряде регионов земного шара, предотвращение экологической катастрофы, преодоление многих заболеваний и недопущение демографической катастрофы.

Нравственные искания человека приобретают особенно тревожный и значимый характер в переходные исторические периоды, когда происходят изменения в системе ценностей. От нравственно-психологического состояния человека зависит его общее социальное самочувствие, его самооценка и понимание сущности своей деятельности в изменяющихся общественных условиях. Именно в обстановке коренных общественных перемен особенно опасны любые неблагополучия в общественной и личной нравственности, такие, к примеру, проявления, как ненависть.

Кроме того, при моральных оценках принято различать и их сугубо оценочную и предписательную формы: в первом случае то или иное действие сопоставляется с установившимися нормами, предписаниями и т.п., во втором - содержит в себе указание на необходимость или, наоборот, нежелательность тех или иных действий

Нравственность - русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.

Нравственность - есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность - есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.

Нравственные (моральные) ценности - это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Нравственные (моральные) регулятивы - это правила поведения, ориентированного на указанные ценности. Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Среди них могут быть и такие, которые не одобряются окружающими. Но в каждой более или менее стабильной культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали.

Понятно, что нравственные ценности и идеалы, с одной стороны, и нравственные регулятивы и нормы, с другой, неразрывно связаны между собою. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов нацеленного на нее поведения. А любой нравственный регулятив подразумевает наличие ценности, на которую он направлен. Если честность есть нравственная ценность, то отсюда вытекает регулятив: «Быть честным». И наоборот, если человек в силу своего внутреннего убеждения следует регулятиву: «Быть честным», то для него честность есть нравственная ценность. Такая взаимосвязь нравственных ценностей и регулятивов во многих случаях делает ненужным их раздельное рассмотрение. Говоря о честности, часто имеют в виду и честность как ценность, и регулятив, требующий быть честным. Когда дело касается характеристик, равно относящихся как к нравственным ценностям и идеалам, так и к нравственным регулятивам и нормам, их обычно называют принципами нравственности (морали, этики)


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Все, что для человека является дорогим, жизненно важным, что определяет его отношение к действительности, принято называть ценностями. Они формировались вместе с развитием человечества, его культуры.

Какие бывают ценности?

  • 1. Материальные (способствуют жизни):
    • - простейшие (пища, одежда, жилье, предметы быта и общественного потребления);
    • - более высокого порядка (орудия труда и материальные средства производства).
  • 2. Духовные - ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения.

И материальные, и духовные ценности - результат человеческой деятельности. Духовные ценности особые.

Что это и какое воздействие они оказывают?

Книги, картины, скульптуры - не просто вещи. Они призваны вызывать у человека высокие чувства. Но обладают также и значимостью практической - они воздействуют своим содержанием на жизнь отдельного человека и общества в целом.

Наука, искусство, общечеловеческие нравственные и моральные нормы - без овладения ими не может быть человека духовного.

Итак, важнейшим условием формирования личности, полноценной, нравственной, является усвоение духовных ценностей. Но нравственный человек - это не просто усвоение духовных ценностей, а, скорее всего, это качество наших достижений, отношений, что и является в итоге показателем нашей внутренней зрелости. И, безусловно, каждый человек самостоятельно отбирает, формирует свои ценности, он берет их от общества не автоматически, а осознанно, как бы аккумулирует то, что лично ему кажется наиболее необходимым.

Какого человека мы называем нравственным?

Такого, кто требования общества к человеку сделал требованиями к самому себе и живет, учится, общается с окружающими согласно этим внутренним законам нравственности.

Его сознание и поведение едины, и основываются они (на чем?) на общечеловеческих ценностях и нормах. В полной мере сформировать свою нравственность, стать нравственно зрелой личностью человек может лишь в результате самовоспитания. Кто, как не сам человек, может развить у себя сознание того, что свое поведение надо согласовывать с интересами других людей, общества?

Нравственное самовоспитание - это воспитание всех вышеперечисленных чувств и качеств, и они могут быть сформированы у каждого человека при условии (каком?), что человек сам заинтересован в этом и к этому стремится.

Нравственное самовоспитание открывает единственно верный путь в жизни - утверждения добра, искренности, взаимной заботы и ответственности, настоящего (гражданского) отношения к своему делу, дает человеку волю и способность никогда не сворачивать с этого пути.

«Вся нравственность человека заключается в его намерениях» (Ж.Ж. Руссо).

«Хорошо и нравственно - это одно и то же» (Л. Фейербах).

«Нравственность - наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки - счастье наибольшего числа людей» (К. Гельвеций).

Следовательно, ничто ни в мыслях, ни в поступках, ни в деяниях человека не должно быть во вред другому. Так?

«Наслаждайся и дари наслаждения, не причиняя зла ни себе, ни другому - в этом суть нравственности» (Шамфер).

Что определяет норму человеческой жизни?

Те ценности, на которые ориентируется и которым служит человек.

Что должно быть определяющим в человеческой жизни - материальное или духовное? Почему?

Если главенствует материальное, оно в первую очередь питает и радует тело. Душа здесь вторична.

Отсюда возникает опасность, что во имя материальной ценности можно попрать человеческие интересы и самого человека, его свободу, волю, достоинство, даже жизнь. В возникшем соперничестве и борьбе за материальные блага возникает действие принципа «все дозволено!». Ни преград, ни запретов - беспредел.

Если главенствуют духовные ценности, богатеет душа чувством сопричастности с другими, чувством радости жизни. Тогда все совершаемое человеком не может нанести вред другому человеку. Здесь срабатывает нравственный закон.

Он охраняет каждого и делает жизнь людей безопасной. Потому и возникли заповеди в жизни человека, охраняющие его душу от зла. Отсюда и духовные ценности, оберегающие жизнь, охраняющие ее и человека как высшую ценность.

Два мира есть у человека:

Один - который нас творил,

Другой - который мы от века,

Творим по мере наших сил (Н. Заболоцкий).

Вот несколько простых правил для человека, стремящегося идти по духовному пути. Эти правила основаны на взглядах на духовные ценности:

  • 1. Ежедневно, ежечасно, ежесекундно учись любви - всеобъемлющей, самоотрекающейся, искренней, мудрой. Учись любить все живое: себя, окружающих людей, природу, свою планету, не требуя ничего взамен;
  • 2. Всегда помни, что рядом другие люди и любое твое действие или бездействие затронет их и изменит: как минимум - настроение, как максимум - жизнь. Никогда не делай другим того, чего не пожелаешь себе, и не используй человека как средство;
  • 3. Совершай любое свое действие осознанно. Ищи радость и смысл даже в простых будничных делах: ходьбе, разговоре, работе. Это подарит тебе ощущение настоящей жизни;
  • 4. Умей принимать на себя ответственность начиная от последствий мелких поступков и заканчивая своей жизнью. Судьба человека - во многом следствие его собственных действий;
  • 5. Изо дня в день трудись, чтобы изменить себя. Стремись стать чище, добрее, милосерднее. Учись жертвовать своими желаниями и амбициями ради других. Ищи возможности развивать свой ум, сердце и тело;
  • 6. Во всем ищи гармонию. Истина, как правило, находится посередине между крайностями;
  • 7. Воплощай свои мысли о духовном в поступки: помогай конкретным людям конкретными делами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова

Институт педагогики и психологии

Факультет педагогики и методики дошкольного образования

Контрольная работа

по предмету: "Философия"

Нравственные ценности и их роль в жизни

Выполнила:

Лебедева И. С.

Кострома

Введение

1. Ценности: понятия, сущность, виды

2. Философия ценностей

3. Нравственные ценности и их роль в жизни человека

Заключение

Список использованной литературы

Введение

С момента формирования общества начали свое существование нравственные ценности. Они определяли жизнедеятельность человека, его положение и отношения в общине.

Свобода для человека не вовсе времена принадлежала ему, были периоды, когда веками человек оставался подневольным. Да и в наше время человек зависит от законов, устоев общества и традиций. Он должен нести ответственность за свои действия, ведь если он не будет отдавать себе отчет в содеянном это приведет к последствиям, о которых он будет жалеть.

Как было бы прекрасно, если добро и красота шли рука об руку, но в наши дни -- это не всегда так.

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностного отношения, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.

1. Ценности: понятия, сущность, виды

Кибернетическое понимание общества заключается в представлении его как принадлежащего "к особому классу универсальных адаптивно-адаптирующих систем".

В известном ракурсе культура может рассматриваться как многомерная программа адаптивного управления, задающая основные параметры самоорганизации сообществ и координирующая совместную активность достаточно автономных индивидуумов. При этом культура может пониматься и как своего рода генератор структурности, присущей всякой высокоорганизованной системе: "Упорядоченность достигается ограничением разнообразия возможных состояний элементов системы за счет установления зависимости одних элементов от других. В этом отношении культура подобна биологическим и техническим программирующим устройствам".

Сама культура определяется аксиологически как совокупность материальных и духовных ценностей и способов их созидания и трансляции. Ценности как таковые неразрывно связаны с социокультурным контекстом и могут рассматриваться в качестве неких квантов общего культурного поля. Именно в этом смысле можно рассматривать ценности как структурные инварианты различных культур, определяющие не только содержательную специфику конкретной культуры как арсенала эффективных адаптивных стратегий, но и особенности ее динамики и развития. Чавчавадзе Н.З. так и определяет культуру как "мир воплощенных ценностей", различая ценности-средства и ценности-цели.

Система ценностей человека является "фундаментом" его отношения к миру. Ценности - это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.

"Ценности, - писал В.П. Тугаринов, - это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала".

Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие "сквозные" ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Именно падение значимости этих ценностей в тот или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство.

Ценность относится к числу таких общенаучных понятий, методологическое значение которых особенно велико для педагогики. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, оно используется в философии, социологии, психологии и педагогике для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе нравственные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного.

Ценность как понятие определяет "…значимость чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик".

Существует огромное количество ценностей и их можно разделить на две большие группы: на материальные и духовные:

К материальным ценностям мы отнесли: автомобиль, аквариум, гараж, драгоценности, деньги, еду, дом, игрушки, косметику, музыкальные инструменты, книги, одежду, квартиру, магнитофон, компьютер, телевизор, телефон, мебель, спортивные принадлежности;

К духовным: активно-деятельную жизнь, жизненную мудрость, жизнь, семью, любовь, дружбу, смелость, труд, спорт, ответственность, чуткость, честность, воспитанность, красоту, милосердие, творчество, свободу, человека, мир, справедливость, самосовершенствование, здоровье, знания.

Материальные ценности мы можем потрогать, увидеть, купить и они зависят от того времени в котором живет человек. Например, 300 лет назад не существовало автомобилей и значит, такой ценности не было.

Духовные ценности в отличии от материальных мы не всегда можем увидеть и они не покупаются, но мы можем их почувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей. Например, если для человека важна красота, то он будет стремиться создавать её вокруг себя, совершать красивые поступки. Таким образом, это более высокие ценности, которые являются общечеловеческими и значимы во все времена.

2. Философия ценностей

В философии проблема ценностей рассматривается в неразрывной связи с определением сущности человека, его творческой природы, его способности созидать мир и самого себя в соответствии с мерой своих ценностей. Человек формирует свои ценности, постоянно разрушает противоречия между сложившимся миром ценностей и антиценностей, использует ценности как инструмент поддержания своего жизненного мира, защиту от разрушающего воздействия энтропийных процессов, угрожающих рождаемой им реальности. Ценностный подход к миру требует рассмотрения объективной реальности как результата человеческого самоутверждения; мир при таком подходе, - прежде всего реальность, освоенная человеком, превращенная в содержание его деятельности, сознания, личностной культуры.

М.А. Недосекина в работе "К вопросу о ценностях и их классификации" (Интернет-ресурс) определяет ценностные представления, понимаемые как основания оценок и призмы целеориентированного видения реальности, как потребности и интересы, переведенные на язык мыслей и чувств, понятий и образов, представлений и суждений. Действительно, для оценки необходимо иметь развитые представления о ценностях, выступающих в качестве ориентационных критериев адаптивной и деятельностной активности индивидуума.

На основании своих ценностных представлений люди не только оценивают сущее, но и выбирают свои поступки, требуют и добиваются справедливости, осуществляют то, что является для них благом.

Е.В. Золотухина-Аболина определяет ценности как внерациональный регулятив. Действительно регулируемое обращением к ценностным критериям поведение в конечном счете ориентировано на достижение максимального эмоционального комфорта, являющегося психофизическим знаком достижения конкретной цели, связанной с утверждением той или иной ценности.

Н.С. Розов выделяет несколько эволюционных типов развития мировоззрения сообществ: мифологическое сознание, религиозное сознание и идеологическое сознание. Такого рода классификация более чем очевидна. Однако мало кто отваживается отказаться от окончательности последней формы общественного сознания и хотя бы предположить возможность рождения новой, совершенно не похожей на предшествующие. Н.С. Розов это сделал: "На роль ведущей формы мировоззрения в наступающей исторической эпохе с наибольшей вероятностью претендует ценностное сознание". Ценности в рамках ценностного сознания как новой формы мировоззрения, во-первых, выходят из подчиненного положения, во-вторых, вбирают в себя и переосмысливают все разнообразие имеющихся мировоззрений, поскольку становятся уже насущно необходимы коммуникация и поиск продуктивных компромиссов между представителями этих разных мировоззрений… Понятие ценностного сознания не сводится к сочетанию значений двух слов, составляющих это название. Это понятие строится, прежде всего, нормативно: ценностное сознание - основанная на ценностях форма мировоззрения, которая удовлетворяет установленным выше требованиям.

Мир ценностей, телеологически детерминирующих свой объект, на который он изначально направлен, не висит в воздухе. Он укоренен в аффективной жизни психики не в меньшей степени, чем витальные потребности. Первое соприкосновение с ценностями происходит благодаря общению со значимыми лицами - родителями. С начальных ступеней онтогенеза они вмешиваются в спонтанное функционирование витальных потребностей, внося в них порядок, необходимый для всего социума. И если становящееся сознание черпает свою силу в основном из аффективных образов значимых лиц, то в дальнейшем оно освобождается от необходимости в такой поддержке и в стремлении к цели-ценности самоорганизует и продуцирует свои структуру и содержание, двигаясь в русле объективных закономерностей. Существующая иерархия ценностей, телеологически определяя свой предмет - человеческое сознание, может породить такие ценности, которые выводят из сферы непосредственных жизненных потребностей данного социума. Такова аксиологическая основа прогресса.

Структура ценностей человека - характер и ранговый порядок его верований, влечений, стремлений - отражает конституцию самой натуры (природы) человека, качество "человеческого материала", т.е. то, каков человек есть , а не то, каким он себя осознает или желал бы видеть. Ценностное мироотношение - это не феномен или структура сознания, а жизненно-бытийное, т.е. онтологическое отношение, связывающее человека с реальным миром, в котором он живет.

Прямая дорога к главным нравственным и ценностным решениям, к верному самоопределению, к "правильности" идет через самого человека, через познание им своей природы, своих особенностей, через открытие им правды о самом себе. Чем глубже он познает свою природу, желания своего внутреннего "Я", свой темперамент, свою конституцию, свои потребности и устремления, чем отчетливее он осознает, что на самом деле доставляет ему радость, тем легче, естественнее, автоматичнее, эпифеноменальнее будет решена им проблема нравственного выбора.

3. Нравственные ценности и их роль в жизни человека

К важнейшим философским вопросам относятся духовная жизнь человека и те основные ценности, которые лежат в основе его существования. самоутверждение нравственный социальный отношение

Ценности, обеспечивающие жизнь человека -- это здоровье и безопасность, материальный достаток, отношения в обществе, способствующие самореализации личности и свободе ее выбора. Нравственные ценности человека - это совокупность правил и норм поведения в обществе.

Правила нравственности содержались в мифологических и религиозных системах любого общества. И нравственные ценности были неразрывно связаны с религиозными системами.

Христианство предложило систему моральных ценностей, исходящую из евангельской истории, где основной ценностью становится любовь к Богу и "приготовление души к вечной жизни". В эпоху Возрождения формируется гуманизм как философская и этическая система, представляющая человека и его творческую самореализацию в качестве высшей ценности.

Нравственные ценности играют огромную роль в жизни человека. Например, пообещав кому-то что-либо нельзя не выполнить обещание т.к. в глазах этого человека ты становишься ненадежным человеком, на которого нельзя положиться, а это противоречит нравственным ценностям. Родные, друзья, близкие и те кто нас окружают - это общество. И поэтому нужно дорожить их любовью, доверием, и дружбой, а, не соблюдая хотя бы основных нравственных правил поведения, мы не сможем существовать.

Важнейшим условием моральности индивида является его свобода, возможность нравственного самоопределения. Без этого о моральности, как особом механизме регуляции человеческих отношений, не может быть и речи. Если мы ничего не выбираем по своей собственной воле -- мы не свободны. Тема свободы как выбора становится в христианстве, которое связывает со свободным решением человека его движение по пути добра или зла. Христианство исходит из того, что воля человека свободна, то есть она сама делает выбор, не являясь простым следствием неких детерминирующих ее причин. Человек может либо принять протянутую ему руку Христа, либо уклониться от божественной помощи и поддержки, избрав другой путь.

Почти каждая житейская ситуация имеет целый ряд альтернатив, и человек волен предпочесть тот или иной способ поведения, ту или иную оценку. Свобода воли из возможности выбора может и должна перейти в действительность выбора -- воплотиться в поступке, в позиции, в манере поведения.

Человеческая воля имеет возможность свободно выбирать ту или иную позицию, но это зависит от некоторых условий:

Условие 1. Для реализации свободного выбора должны отсутствовать внешнее принуждение и запрет. Если человек в прямом смысле слова скован цепями, находится под прямой угрозой смерти, принципиально ограничен в своих возможностях и не может действовать по своему усмотрению -- он не выбирает и не свободен, по крайней мере, в практическом отношении.

Условие 2. Для того чтобы свободный выбор состоялся, нужны сознательность и рефлексия, способность увидеть наличные варианты и остановиться на одном из них. На мой взгляд, осознанность -- необходимый момент свободного выбора, его неустранимый атрибут. Если человек выбирает спонтанно, по принципу "не могу иначе", то в 99% случаях выбор его будет ошибочным и не принесет ему ничего хорошего.

Бывает, что человек, не в силах решить, какую же ценность выбрать, и тогда он желает отказаться от решения. Устраниться. "Залечь на дно". Оставить проблему другим. Однако это значит, что даже отсутствие выбора есть выбор. Ничего не сделать -- тоже поступок.

Не оказать помощь -- промолчать, закрыть глаза -- это тоже свободное решение. В не меньшей степени данное положение относится в выбору между равноправными ценностями. Если ты не выбрал -- значит, кто-то выбрал за тебя, и люди чаще всего знают, кто сможет решить вопрос "за них" и каким именно образом. Поэтому уклонение от выбора -- не более чем самообман.

Ответственность -- оборотная сторона свободы, ее " alter ego " -- второе "я". Ответственность неразрывно связана со свободой и всегда сопровождает ее. Тот, кто действует свободно, полностью отвечает за содеянное им. Вести себя ответственно -- значит быть способным активно действовать со своего места, поступать согласно логике событий, понимая и осознавая, как отзовутся твои действия на тебе и на других. Это значит предвидеть (чувствовать, схватывать) последствия каждого своего шага и стремиться предотвратить возможный негативный ход событий. Ответственность означает также способность правильно понять нужды как других людей, так и свои собственные. Мы ответственно ведем себя по отношению к другим, когда уважаем в них личностей, стремимся помочь при просьбе о помощи, поддержать в случае необходимости, когда утверждаем их бытие и способствуем их развитию.

Первым важнейшим условием ответственности является сама свобода совершаемого действия. Если человек был связан, находился в беспамятстве или был заключен в тюрьму, о свободном выборе говорить не приходится, и мы не можем считать индивида морально ответственным за то, что происходило с ним и вокруг него. У него не было выбора.

Вторым важнейшим условием полноты моральной ответственности человека является преднамеренность его поступков. Мы морально отвечаем прежде всего за то, что хотели сделать, что сознательно выбрали, к чему стремились. А если мы принесли другим зло случайно, по ошибке, непреднамеренно? Как тогда? Надо сказать, что непреднамеренность, хотя и смягчает моральную ответственность, полностью ее не снимает. Если некто играл с ружьем и случайно убил своего лучшего друга -- он также испытывает муки совести и страдает от чувства вины.

Ответственному поведению противостоит безответственное -- это поступки "на авось", действия, которые совершаются кое-как, без учета последствий для себя и для других. Безответственность всегда связана с равнодушием и легкомыслием или с избыточной самоуверенностью, а часто -- и с тем и с другим. Когда человек безответственно совершает свободный выбор, он ставит себя и других в положение высокой степени неопределенности, ибо последствия необдуманного, случайного, слепого выбора оказываются непредсказуемы. При безответственном поведении индивид не испытывает чувства тревоги, напряжения, свойственного ответственности, не концентрирует своего внимания на том деле, за которое взялся.

И вот здесь вступает в силу второе понимание ответственности, речь идет о той ответственности, которую "несут". "Нести ответственность" -- значит принять на себя все последствия совершаемых поступков, в полном смысле слова расплатиться за них. В свою очередь, безответственность означает в этом контексте попытку свалить последствия своих деяний на других, заставить их расплачиваться за собственную трусость, неразумность или безудержное удальство. Жан-Поль Сартр, полагавший человека существом абсолютно свободным в выборе, усматривал одну-единственную моральную норму, которой должны с необходимостью подчиняться люди, -- это ответственность за всякий свободный выбор. Ты можешь изобретать собственную мораль -- самую странную и причудливую, можешь быть сверх меры добр или безудержно жесток -- это дело твоего выбора. Однако при этом ты должен принять на себя и только на себя все последствия своего поведения. Если ты говоришь, что тебя заставили, принудили, соблазнили или заморочили, -- ты лжешь, потому что последнее решение принимает всегда сам человек. Боль, презрение, изгнание, разорение свободно выбирающий индивид должен так же принять, как любовь, богатство или славу, потому что всякий результат -- результат его свободного выбора, и ни одна душа в мире не несет ответственности за твои собственные поступки.

Заключение

Окружающий нас мир многолик и разнообразен. Мы живем в период сложных социальных перемен, когда становление подрастающего человека протекает в ситуации ценностно-нормативной неопределенности. И не смотря на все жизненные трудности, каждый из нас стремится найти в мире своё место, открыть себя, реализовать свои возможности. Как подготовиться к взрослой, самостоятельной жизни, не разрушая себя и мир, в котором ты живешь? Каждый человек - это микрокосмос, уникальный в своём проявлении, но свободной личностью, обладающей психологической культурой, готовой нести ответственность за своё поведение и поступки, может считаться тот, кто оказывается способным строить свои отношения с другими людьми на основе общечеловеческих ценностей. У каждого человека могут быть свои ценности, которые влияют на его поведение.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностных отношений, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.

Ценностный подход к миру требует рассмотрения объективной реальности как результата человеческого самоутверждения; мир при таком подходе, - прежде всего реальность, освоенная человеком, превращенная в содержание его деятельности, сознания, личностной культуры.

Современная молодежь России проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность.

Список использованной литературы

1. Губин В. Д. Философия / В. Д. Губин., 2-е изд. - М.: Инфра-М, Форум, 2008. -- 288 с.

2. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомыслов. - Москва: 1999. - 237 с.

3. Кузнецов В. Г. Философия / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов, К. Х. Момджян. - Москва: ИНФРА-М, 2003. - 518 с.

4. Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина: очерк истории эстетической аксиологии / Л. Н. Столович. - М.: Республика, 1994. - 464 с.

5. Франк С. Л. Реальность и человек / С. Л. Франк; сост. П. В. Алексеев. - Москва: Республика, 1997. - 478, 1 с.: ил.

6. Кувакин В. Твой рай и ад: человечность и бесчеловечность человека: (Философия, психология и стиль мышления гуманизма) / В. Кувакин. - СПб.; М., 1998. - 360 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Ценности: понятия, сущность. Материальные и духовные ценности. Проблема ценностей в философии. Структура ценностей человека. Динамика ценностных ориентаций молодежи Росси ХХ в. Ценности жизни и культура современной молодёжи (социологическое исследование).

    реферат , добавлен 19.05.2010

    Социальные ценности как неотъемлемая часть любого общества. Роль и место социальных ценностей в жизни москвичей. Проблема социальных ограничений. Субъективные и личностные факторы, влияющие на социальные ценности. Рабочий план проведения исследования.

    практическая работа , добавлен 26.03.2012

    Понятие ценности и ценностной ориентации. Характеристика современной молодёжи как социальной прослойки общества. Материально-экономические, духовно-нравственные, гуманитарные и рациональные ценностные ориентации современной молодежи, оценка их динамики.

    реферат , добавлен 07.07.2014

    Особенности и духовно-нравственные основы традиционной патриархальной семьи, последствия ее кризиса для семейных отношений. Появление новых семейных отношений и перспективы их развития в свете необходимости достижения стабильности семейных отношений.

    реферат , добавлен 03.12.2009

    Традиционные семейные ценности: понятие и сущность. Их эволюция в западных странах и России. Противоречия процесса модернизации российской семьи. Ценностный кризис как основа депопуляции. Народное государство как непременное условие его преодоления.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2014

    Знания, ценности, нормы, обычаи, их содержание и роль в жизни общества. Концепции социологов-символистов о воздействии религии на человеческое поведение. Привычки, нормы, интересы, мотивации как средства добровольного и осознанного сотрудничества людей.

    реферат , добавлен 17.01.2012

    Анализ особенностей и факторов, влияющих на эволюцию человеческих отношений: духовная культура, возраст, биологическая природа человека, экономическое развитие. Ценность человека и человеческих отношений. Роль церкви в формировании отношений между людьми.

    реферат , добавлен 15.03.2010

    реферат , добавлен 14.11.2014

    Понятие качества жизни населения, его показатели и интегральные свойства, методы оценки. Анализ факторов, определяющих динамику уровня жизни. Рейтинг России по индексу развития человеческого потенциала. Благосостояние россиян на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2011

    Понятие общения и его роль в жизни пожилого человека. Планирование досуга и отдыха у лиц преклонного возраста. Отклонения в формировании мотивации общения одиноких людей. Мероприятия, проводимые для людей старшего поколения в условиях социальных центров.

Как себя правильно вести, чтобы соответствовать обществу? Чем руководствоваться при разговоре, в отношениях, жизни? Правила, законы, культура… Нас часто чем-то ограничивают, но зачем? Почему, например, нужно следовать моральным и нравственным ценностям?

Мораль

Все в нашем мире поддается оценке. Одно и то же действие с разных позиций может быть расценено, как хороший поступок или плохой. В каждом обществе существуют какие-то свои нормы поведения, правила. Чаще всего они основаны на том, чтобы всем было удобно. Люди не должны друг другу мешать, причинять вред, а в случае беды протянуть руку помощи. Моральные ценности - это некий уровень человечности, гуманности, который определяет общество.

Нравственность

Зная моральные ценности, нетрудно им следовать, главное, захотеть. Человек, который понимает, что одному в мире не выжить, а одинокая жизнь не так уж и хороша, не станет создавать конфликты на пустом месте. Это означает, что он следует каким-то установленным правилам, живет так, чтобы не ущемлять свои права, но и не мешать другим. Поведение, отвечающее морали, и есть нравственность.

В чем суть?

Так повелось, что по всему миру морально-нравственные ценности почти одинаковы. Все они направлены на высшие человеческие идеалы, такие как: уважение к старшим, любовь к своей стране, благотворительность, верность и преданность, помощь другому, честность, трудолюбие. По сути, все ценности выражены либо в «добре к окружающим», либо в «работе на свое благо без вреда для окружающих».

Для чего?

Что же нам дают ценности, кроме правил, обязательных для выполнения?

  • Закон. Кодекс любой страны говорит об одном: относись к другому хорошо, иначе последует наказание. Моральные ценности - свод правил, которые помогают жить в обществе дружно и управлять жизнью людей. Без таких законов мир превратился бы в хаос;
  • Чистая совесть. Если никому не вредишь, то чувства вины просто не будет;
  • Гордость. Удовлетворение собой и своими действиями, направленными на улучшение жизни окружающих. Всегда приятно делать бескорыстное добро;
  • Хорошие отношения и связи. Люди любят хороших людей. Очевидно, что следовать моральным нормам просто выгодно;
  • Здоровье. Человек, который стремится стать лучше, делает добро и любит мир, обладает лучшим здоровьем, потому что не подвержен стрессам, депрессиям, негативным разрушающим эмоциям.

Несмотря на очевидность того, что следовать нравственным ценностям в первую очередь хорошо для себя самого, многие считают это подавлением воли, рамками, границами, закрывающими путь к свободе. Однако, сталкиваясь с плохим отношением к себе, удивляются, злятся, расстраиваются, даже мстят.

Вывод прост: нет необходимости подчиняться правилам, просто ведите себя по отношению к окружающим так, как бы вы хотели, чтобы они вели себя по отношению к Вам.

Восстановить свой душевный комфорт, понять глубокий смысл морали и вернуть свое здоровье можно на курсе , который проводят специалисты Центра М.С. Норбекова. в Центре Норбекова помогут Вам восстановить физическое и эмоциональное здоровье, и научиться правильно воспринимать мир.