Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Абстрактное или конкретное понятие примеры. Понятия «культура», «цивилизация» и понятия, непосредственно связанные с ними. R.10.3 Абстрактные классы

Конкретные понятия - это понятия, которые обозначают целостные предметы или их классы, обладающие самостоятельностью. Отражают предметы, процессы, явления: вещи «стол», живые существа «человек», продукты фантазии «кентавр», события «война », явления природы «землетрясение». В русском языке слова, выражающие конкретные понятия, как правило, могут употребляться во множественном числе: алмазы, дубы, юристы, взрывы, войны. Десигнаты (объем) определить не трудно. Если известен набор признаков, которые составляют смысловое значение, то можно указать на предметы, которые обладают этими признаками.

Абстрактные понятия - это понятия, которые обозначают отвлеченные от объектов свойства или отношения, мыслимые как самостоятельные предметы. То есть мыслим не сам предмет, а какой-либо из признаков, взятый отдельно. Свойства предметов или отношения между предметами, не существуют самостоятельно, без этих предметов. Свойства: «твердость» (алмаза), «долговечность» (дуба), «компетентность» (юриста), «синева» (моря); отношения: «равноправие» (женщин и мужчин), «социальное партнерство» (между работниками и работодателями), «гражданство » (устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей), «дружба» (между людьми). В русском языке слова, выражающие абстрактные понятия, не имеют множественного числа: не говорят: «У алмаза много твердостей» или «Дуб имеет немало долговечностей », а «Юрист обладает массой всяких компетентностей».

Нельзя путать конкретные понятия с единичными, а абстрактные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными и абстрактными: «посредник» - общее, конкретное; а «посредничество » - общее, абстрактное. Абстрактным может быть единичное понятие: «Организация Объединенных Наций» - единичное, конкретное; «мужество капитана Гастелло» - единичное, абстрактное.

Определить десигнаты конкретных понятий – не сложно, если известен набор признаков, составляющих смысловое значение, то можно указать на предметы, которые это понятие обозначает. А с абстрактными понятиями все иначе, то, что обозначается ими, не существует в материальной форме, они, обладая смысловым значением, не имеют предметного значения. Считается, что содержанием абстрактного понятия является то свойство или отношение, которое им обозначено, а объемом - множество предметов, которым присуще это свойство, или множество предметов, между которыми существует определенное отношение. Поэтому, белизну снега и белизну скатерти следует рассматривать в качестве десигнатов понятия «белизна», а равенство величин X и У и равенство граждан страны перед законом - в качестве десигнатов понятия «равенство».



Деление понятий на конкретные и абстрактные - относительно . Если абстрактное понятие, отражающее свойство, употребляется применительно к самим предметам, обладающим этим свойством, то оно обретает множественное число. Понятие «сладость» - абстрактное, если в нем мыслится только свойство, а «восточные сладости» - это уже конкретное понятие, применяемое к самим продуктам, которые обладают этим свойством. Абстрактные понятия могут входить в состав более сложных конкретных и наоборот. Различают их по ведущему понятию: «некомпетентность юриста» - абстрактное, хотя и включает в себя в качестве элемента конкретное - «юрист », а «жертва некомпетентности » - конкретное, хотя и содержит в себе абстрактное - «некомпетентность».

Примеры конкретных и абстрактных понятий: «гражданин» - «гражданственность», «работник» - «профессионализм», «заработная плата» - «платность», «суд» - «судимость».

Понятия безотносительные и соотносительные

Безотносительные понятия это такие понятия, которые обозначают предметы сами по себе независимо от того, в каком отношении они находятся к другим предметам: «фермер», «правило», «деревня», «правосудие», «природа». Безотносительное понятие сохраняется за предметом с момента его именования до момента его исчезновения («человек» применительно к отдельному человеческому индивиду сохраняется за ним от рождения до смерти).

Соотносительные понятия это такие понятия, которые обозначают не самостоятельные предметы, а предметы как члены какого-либо отношения. Один предмет мысли предполагает существование другого и без него невозможен, поэтому они имеют смысл до тех пор, пока существует это отношение, и теряют его, как только это отношение разрушается: понятия «родители» и «дети»: нельзя быть сыном или дочерью без родителей, в свою очередь, отцами или матерями нас делают именно дети; «жених – невеста», «начальник – подчиненный», «истец – ответчик», «право – обязанность», «судья – подсудимый», «истец – ответчик».

Пример: понятия «три» и «пять» - безотносительные, но если провести между ними горизонтальную черту, то получится дробь три пятых – 3 - «числитель», а число 5 - «знаменатель» - это уже соотносительные понятия. Чтобы возродить их в качестве самостоятельных чисел, необходимо разрушить отношение, в результате чего перестанут существовать и его моменты - числитель и знаменатель. Термины «порождение» и «уничтожение», для характеристики соотносительных понятий, имеют не физический, а логический смысл.

Иллюстрацией природы соотносительных понятий является шутка: на вопрос, кто кого порождает, «отец – сына» или «сын – отца», следует парадоксальный, на первый взгляд, ответ: «сын порождает отца», и такой ответ верен. Если спросить мужчину, первым ребенком у которого был сын, когда он стал отцом, он назовет дату рождения своего первенца.

Приобретаемые человеком в результате образования понятия не являются соотносительными («юрист», «инженер»).

АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ

АБСТРАКТНОЕ и КОНКРЕТНОЕ- философские категории, обозначающие ступени познания действительности, выраженные в гносеологическом законе восхождения от А. к К. А. (лат. abstractio - отвлечение, удаление) - мысленный образ, полученный путем отвлечения (абстрагирования) от тех или иных несущественных свойств или отношений предмета с целью выделения его существенных признаков; теоретическое обобщение, позволяющее отразить основные закономерности исследуемых явлений, изучать и прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное содержание человеческого мышления (понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др.). Специфика абстрактного объекта определяется спецификой абстракции. Различают несколько типов абстракции: 1) абстракция отождествления, или обобщающая абстракция, в результате которой выделяется общее свойство исследуемых объектов. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике. Например, взаимно однозначное соответствие между множествами характеризуется тремя важнейшими свойствами: симметричностью, транзитивностью и рефлексивностью. Если между определенными объектами существуют отношения с данными свойствами, то с помощью такого отношения, аналогичного равенству, выделяется некоторое общее свойство, присущее всем этим объектам; 2) абстракция аналитическая, или изолирующая, в результате которой четко фиксируются свойства объектов, обозначаемые определенным именем (»теплоемкость», «растворимость», «непрерывность», «четность», «наследственность» и др.); 3) абстракция идеализирующая, или идеализация, в результате которой образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов (»идеальный газ», «абсолютно черное тело», «прямая» и др.); 4) абстракция актуальной бесконечности (отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества, т.е. бесконечные множества рассматриваются как конечные); 5) абстракция потенциальной осуществимости (отвлечение от реальных границ наших возможностей, нашей ограниченности собственной конечностью, т.е. предполагается, что может быть осуществлено любое, но конечное число операций в процессе деятельности). Иногда как особый тип выделяют абстракцию конструктивизации (отвлечение от неопределенности границ реальных объектов, их «огрубление» с целью схватывания в «первом приближении». Пределами или интервалами А. как обобщенного образа являются интерпретации (например, понятие мнимого числа) и информационная полнота (наличие семантической интерпретации и осмысление на материальных моделях). К. (лат.сопсге1из - густой, твердый, сросшийся) - реально существующее, вполне определенное, точное, предметное, вещественное, рассматриваемое во всем многообразии свойств и отношений (в отличие от А.). К. в мышлении - это содержание понятий, отражающих предметы или явления в их существенных признаках, деление понятий на К. и А. в логике есть следствие различения отображения предмета и его свойства.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Смотреть что такое "АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ" в других словарях:

    АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ см. Восхождение от абстрактного к конкретному. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001 … Философская энциклопедия

    абстрактное и конкретное - АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ (от лат. abstracts отвлеченный и concretus густой, уплотненный) философские категории, устанавливающие связь и единство между расчлененностью и целостностью предмета познания. В эмпирической традиции А. как… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ - (в конфликтах) (от лат. abstrahere – отвлекать и concrete – срастаться) 1. А. обычно противопоставляется К. как мысль, содержание которой отвлечено, абстрагировано от К. как действительности, выступающей в полноте и целостности (В. С. Швырев,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    АБСТРАКТНОЕ и КОНКРЕТНОЕ - философские категории, обозначающие ступени познания действительности, выраженные в гносеологическом законе восхождения от А. к К. А. (лат. abstractio отвлечение, удаление) мысленный образ, полученный путем отвлечения (абстрагирования) от тех или … Социология: Энциклопедия

    Новейший философский словарь

    См. АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ … Новейший философский словарь

    См. в ст. Восхождение от абстрактного к конкретному. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. КОНКРЕТНОЕ … Философская энциклопедия

    - (от лат. abstractus отвлечённый), абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, модернистское течение, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Программа… … Художественная энциклопедия

    Абстракция, или абстракт, (от лат. abstractio «отвлечение», введённого Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для… … Википедия

АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ (лат. abstractio - удаление, отвлечение; concretio - сгущение) - философские категории, выражающие различные, диалектически связанные между собой моменты развития. Абстрактное - это неразвитое состояние предмета, когда еще не полностью развернулись все его свойства, особенности, а конкретное - это предмет в его органической целостности, во всем многообразии его сторон и связей.

Различие между А. и к. относительно. Конкретный целостный предмет, если его рассматривать как часть более общей системы, может оказаться абстрактным. Напр., человек как биологическое существо - это сложная конкретная структура, характеризующаяся большим многообразием функций, совокупностью сложных биохимических процессов. Вместе с тем, если рассматривать человека с точки зрения тех общественных отношений, в которые он включен, то его биологическая природа выступает уже как абстрактная сторона, во многом одинаковая у всех людей. А, и к. служат для характеристики главным образом теоретического знания о предметах. Под абстрактным понимают неполное, одностороннее знание. Оно отражает отдельные стороны, признаки конкретных предметов в отвлечении от других их сторон и свойств. Это дает возможность рассмотреть свойства предметов в их чистом виде, не учитывая всякого рода побочные, случайные воздействия. Однако при этом предметы расчленяются, теряют свою целостность, внутреннюю связь сторон. Между тем познание только тогда истинно, когда оно конкретно, когда оно раскрывает предметы и явления действительности «в их живой жизни», в целостном единстве их сторон. Такое конкретное знание не может быть получено сразу. Оно есть результат движения мысли от односторонних абстрактных определений предмета ко все более сложным, диалектически противоречивым определениям. Этот процесс движения мысли называют восхождением от абстрактного к конкретному. Впервые в общих чертах его описал Гегель, но, будучи идеалистом, представил его как процесс, в к-ром мысль порождает сами конкретные предметы. В действительности эти предметы как конкретное целое существуют до всякого познания, а в мышлении с помощью восхождения от абстрактного к конкретному они духовно реконструируются, воссоздаются. «Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно единство многообразного. В мышлении оно поэтому выступает как процесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно представляет собой действительный исходный пункт и, вследствие этого, также исходный пункт созерцания и представления» (Маркс). Воспроизведение предмета в мысли как живого целого не означает простое суммирование, перечисление абстракций, отражающих отдельные стороны предмета. В этом процессе преодолевается их односторонность, изолированность, и они располагаются в такой последовательности, которая отражает внутреннюю связь сторон самого предмета и процесс его развития. Научный метод восхождения от абстрактного к конкретному впервые применил Маркс при анализе капиталистического общества. Он начал с самого простого, абстрактного отношения, характерного для капиталистического способа производства: с обмена товаров и с их меновой стоимости. Отправляясь от этой элементарной «экономической клеточки», Маркс перешел к более сложным экономическим связям, выраженным в таких категориях, как деньги, капитал, прибавочная стоимость, прибыль, цена производства, рента и т. д., и так шаг за шагом раскрыл всю систему производственных отношений капитализма, показал «всю капиталистическую общественную формацию как живую» (Ленин). При этом капитализм был представлен и как развивающееся целое: в процессе его возникновения, развития и неизбежной гибели. При реконструкции предмета методом восхождения от абстрактного к конкретному применяются разнообразные приемы: различные формы абстрагирования (Абстракция), анализ и синтез, историческое и логическое и т. д. При этом познание не остается в рамках одного лишь мышления. Оно должно использовать материал эмпирического наблюдения, постоянно обращаться к реальным фактам, к практике, без чего не может быть получена правильная картина предмета как конкретного целого.

Правило, предписываемое учителям "переходить от конкретного к абстрактному", может считаться более привычным, чем вполне понятным. Не многие из тех, кто его читает и слышит, получают ясное понятие об исходном пункте, о конкретном, о природе цели абстрактного и о точной природе пути, который должен быть пройден от одного к другому. Иногда предписание понимается прямо ложно: считается, что воспитание должно переходить от вещей к мыслям, как будто бы какое бы то ни было отношение к вещам, при котором не захватывается мышление, может иметь воспитательное значение. Понятое таким образом правило поддерживает механическую рутину и возбуждение чувств на одном конце воспитательной лестницы - на низшем, а академическое и неприменимое обучение - на верхнем конце.

В действительности всякое обращение с предметами даже у ребенка полно выводов, вещи покрываются вызываемыми ими представлениями и получают знание как поводы к толкованию или как доказательства для утверждения мнения. Не может быть ничего более противоестественного, чем преподавание вещей без мысли, чувственных восприятий без основанных на них суждений. И если абстрактное, к которому мы должны стремиться, означает мысль отдельно от вещей, то рекомендуемая цель формальна и пуста, так как действительная мысль всегда более или менее прямо относится к вещам.

Но правило имеет значение, которое, будучи понято и дополнено, устанавливает путь развития логической способности. Какое это значение? Конкретное обозначает понятие определенно выделенное от других понятий так, что онс прямо воспринимается само собой. Когда мы слышим слов стол, стул, печь, платье, мы не должны думать, чтобы понять, что они означают. Термины настолько непосредственно вызывают понятие, что не надо усилия для перехода. Но понятия некоторых терминов и вещей схватываются только после того, как сначала вызываются в уме более привычные вещи, а потом приводятся связи между ними и тем, чего мы не понимаем. Выражаясь короче, понятия первого рода - конкретные, последние - абстрактные.

Для человека, чувствующего себя совершенно в своей области в физике и химии, понятия атома и молекулы, очевидно, конкретны. Ими постоянно пользуются, что не требует работы мысли для понимания того, что они означают. Но человек не посвященный и новичок в науке должен сначала вспомнить о вещах, хорошо ему знакомых, и идти путем процесса медленного перехода; кроме того, термины атом и молекула теряют слишком легко свое с трудом добытое значение, если привычные вещи и путь перехода от них к неизвестному вылетели из ума. Та же разница может быть иллюстрирована любым специальным термином: коэффициент и показатель в алгебре, треугольник и квадрат в геометрии, как отличные от общепринятых понятий; капитал и ценность, как они употребляются в политической экономии и т.д.

Указанное различие чисто относительное в связи с интеллектуальным развитием индивидуума; что является абстрактным в одном периоде роста, то является конкретным в другом, или, наоборот, человек открывает, что вещи, считавшиеся вполне известными, заключают в себе странные факторы или неразрешимые проблемы. Существует, однако, общий путь для подразделения, который, решая вообще, какие вещи находятся в границах привычного знания и какие вне их, отмечает конкретное и абстрактное более постоянным образом. Эти границы устанавливаются единственно требованиями практической жизни. Такие вещи, как палка и камни, мясо и картофель, дома и деревья, являются настолько постоянными чертами окружающего, с которым мы должны считаться, чтобы жить, что эти существенные понятия скоро усвоятся и неразрывно ассоциируются с предметами.

Наоборот, абстрактное явление оказывается теоретическим или тем, что не связано тесно с практическими требованиями. Абстрактный мыслитель (человек чистой науки, как его иногда называют) свободно отвлекает от применений в жизни, т.е. он не считается с практической пользой. Однако это только отрицательное определение. Что же останется, если исключить связь с пользой и применением? Очевидно, только то, что относится к познанию, рассматриваемому, как самоцель. Многие понятия в науке абстрактны не только потому, что не могут быть поняты без долгого ученичества в науке (что так же справедливо относительно технических приемов в искусствах), но также потому, что все их содержание было построено с единственной целью облегчения дальнейшего познания, исследования и умозрения. Когда мышлением пользуются для какой-нибудь цели, хорошей или низкой по значению, оно конкретно; когда им пользуются просто как средством для дальнейшего мышления, оно абстрактно. Для теоретика идея адекватна и завершена в себе именно потому, что возбуждает и вознаграждает мысль, для практика-медика, инженера, артиста, купца, политика она совершенна только в том случае, если употребляется для развития какого-нибудь жизненного интереса, здоровья, благосостояния, красоты, пользы, успеха или чего-либо другого.

Для большинства людей при обычных условиях практические требования жизни по большей части, если не вполне, принудительны. Их главной заботой является должное ведение своих дел. То, что имеет значение только как доставляющее запас материала для мышления, является бледным, чуждым, почти искусственным. Отсюда пренебрежение практика и успешного дельца к "пустому теоретику", отсюда его убеждение, что известные вещи могут быть очень хороши в теории, но не годятся на практике; вообще пренебрежительный тон, с которым он относится к терминам абстрактный, теоретический и интеллектуальный, далек от разумного.

Это отношение оправдывается, конечно, при известных условиях. Но пренебрежение к теории не содержит полной истины, как признает здравый практический смысл. Даже с точки зрения здравого смысла можно быть "слишком практичным", т.е. обращать такое внимание на непосредственное практическое следствие, чтобы не видеть дальше кончика носа или подрубить сучок, на котором сидишь. Вопрос идет о границах, о степенях, о соразме-ривании, скорее, чем о полном разделении. Истинно практичный человек дает свободу уму при рассмотрении предмета, не требуя слишком настойчиво в каждый момент приобретения выгоды; исключительная забота о делах полезных и прикладных настолько суживает горизонт, что в дальнейшем приводит к разрушению. Не окупается, если привязывать свои мысли слишком короткой веревкой к столбу полезности. Способность деятельности требует известной широты взгляда и воображения. Люди должны, по крайней мере, достаточно интересоваться мышлением ради мышления, чтобы выйти за границы рутины и привычки. Интерес к знанию ради знания, к мышлению ради свободной игры мысли необходим для эмансипации практической жизни, чтобы сделать ее богатой и прогрессивной.

Теперь мы можем обратиться к педагогическому правилу перехода от конкретного к абстрактному.

1. Если конкретное означает мышление, прилагаемое к поступкам для того, чтобы действовать успешнее по отношению к затруднениям, возникающим на практике, то "начинать с конкретного" значит, что мы сначала должны дорожить деятельностью, особенно занятиями не рутинного и механического характера и поэтому требующими разумного выбора и применения приемов и материалов. Мы не "следуем порядку природы", когда умножаем простые ощущения или собираем физические объекты. Преподавание арифметики не является конкретным только потому, что пользуются щепками, бобами или точками; между тем, если ясно восприняты употребление и свойства числовых отношений, идея числа конкретна, даже если пользовались одними цифрами. Каким именно сортом символов лучше воспользоваться в данный момент, - чурбанчиками, линиями или цифрами, - всецело зависит от применения к данному случаю. Если физические предметы, употребляемые при преподавании арифметики или географии, или чего-либо другого, не освещают ум знакомством со скрывающимся за ними значением, то преподавание, которое ими пользуется, так же абстрактно, как то, которое наделяет готовыми определениями и правилами, так как отвлекает внимание от идей к простым физическим раздражениям.

Представление, что достаточно поместить перед чувствами отдельные физические объекты, чтобы запечатлеть в уме известные идеи, доходит почти до суеверия. Введение предметных уроков и воспитания чувств отметило значительное движение вперед сравнительно с прежним методом словесных символов и это движение ослепило воспитателей относительно того факта, что пройдено только полпути. Вещи и ощущения действительно развивают ребенка, но только потому, что он пользуется ими, чтобы владеть своим телом и намечать свои поступки. Подходящие продолжительные занятия или деятельность заключают в себе пользование естественными материалами, орудиями, видами энергии таким образом, что вызывают размышление о том, что они значат, как относятся друг к другу и к достижению цели, в то время как простое показывание вещей остается бесплодным и мертвым. Несколько поколений тому назад величайшим препятствием на пути реформы первоначального образования была вера в почти магическое действие символов речи (включая числа) для воспитания ума; в настоящее время путь преграждает вера в действенность объектов именно как объектов. Как часто случается, лучшее является врагом наилучшего.

2. Интерес к результатам, к удачному проведению деятельности постепенно переходит в изучение объектов, их свойств, последовательности, строений, причин и следствий. Взрослый, работая по призванию, редко бывает свободен от траты времени и энергии вне необходимости непосредственной деятельности на изучение того, чем он занимается. Воспитательная деятельность в детстве должна быть так организована, чтобы прямой интерес к деятельности и ее результату создавал потребность во внимании к вещам, имеющим все более и более косвенное и отдаленное отношение к первоначальной деятельности. Прямой интерес к плотничному ремеслу или торговле органически и постепенно вызовет интерес к геометрическим и механическим проблемам. Интерес к стряпне разовьется в интерес к химическим опытам и к физиологии и гигиене телесного роста. Рисование картин превратится в интерес к технике воспроизведения и к эстетике и т.д. Это развитие и является тем, что обозначается термином переходить в правиле "переходить от конкретного к абстрактному", оно представляет динамику и истинно воспитательный фактор процесса.

3. Результатом является то, что абстрактное, к которому должно привести воспитание, представляет собой интерес к интеллектуальному содержанию ради него самого, наслаждение мышлением ради мышления. Давно известно, что поступки и процессы, которые в начале зависят от чего-либо другого, развивают и поддерживают поглощающее собственное значение. Так это обстоит с мышлением и знанием. Сначала являясь побочными по отношению к результатам и проверке вне их, они все более и более привлекают к себе внимание, пока становятся целями, а не средствами. Дети постоянно погружены без всякого принуждения в рефлективное исследование и проверку ради того, что в их интересе сделать хорошо. Привычки мышления, развиваясь таким образом, могут увеличиваться в объеме и распространяться, пока получат самостоятельное значение.

Три примера, приведенные в шестой главе, представляли восходящий цикл от практического к теоретическому. Мысль сдержать данное обещание - очевидно конкретного рода. Стремление выяснить значение известной части лодки является примером промежуточного рода. Основание для существования и положение шеста - основание практическое, так что для архитектора проблема была чисто конкретной именно поддержание определенной системы действия. Но для пассажира лодки проблема была теоретическая, более или менее умозрительная. Для его переезда не представляло разницы, выяснит ли он значение шеста. Третий случай, появление и движение пузырьков, является примером чисто теоретического, абстрактного случая. Нет преодоления физических препятствий, приспособления внешних средств к целям. Любопытство, интеллектуальное любопытство вызвано, по-видимому, исключительным явлением и мышление просто старается выяснить кажущееся исключение в терминах признанных принципов.

Следует указать, что абстрактное мышление является одной из целей, а не конечной целью. Способностьподдерживать мышление на вопросах, отдаленных отпрямой пользы, выросла из практического и непосредственного способа мышления, но не заменяет их. Целью воспитания не является разрушение способности мыслить так,чтобы преодолевать затруднения и согласовать средства ицели, воспитание не имеет в виду заменить эту способность абстрактной рефлексией. Не является также теоретическое мышление более высоким типом мышления, чемпрактическое. Лицо, владеющее по желанию обоими типами мышления, выше, чем то, которое владеет толькоодним. Методы, которые, развивая абстрактные интеллектуальные способности, ослабляют привычку практического или конкретного мышления, так же далеки от воспитательного идеала, как те методы, которые, развиваяспособность проектировать, приобретать, устраивать, предусматривать, не доставляют наслаждения от мышлениянезависимо от его практических последствий.

Воспитатели должны также отмечать существующиегромадные индивидуальные различия, они не должны стараться подводить всех под один лад и один образец. Умногих (вероятно, у большинства) склонность к выполнению, привычка ума мыслить для целей поведения и деятельности, а не ради знания, остается преобладающей доконца. Инженеры, юристы, доктора, купцы гораздо многочисленнее среди взрослых, чем исследователи, ученые и философы. Пока воспитание будет стремиться создавать людей, которые как бы ни были специальны их профессиональные интересы и цели, не исключают духа ученых, философов и исследователей, воспитанию нет основания считать один умственный навык по существу выше другого и умышленно стараться превращать тип из практического в теоретический. Разве наши школы не были односторонне посвящены более абстрактному типу мышления, будучи, таким образом, несправедливы к большинству учеников? Разве не приводила на практике идея "либерального" и "гуманитарного" воспитания очень часто к созданию технических (как слишком специализировавшихся) мыслителей?

Целью воспитания должно быть достижение уравновешенного взаимодействия обоих умственных типов, когда обращается достаточно внимания на склонности индивидуума, а не стесняются и не калечатся способности, которые у него от природы сильны. Узость индивидуумов строго конкретного направления должна быть освобождена от предрассудков. Следует ловить всякий удобный случай, встречающийся в их практической деятельности, для развития любопытства и склонности к интеллектуальным проблемам. Естественная склонность не насилуется, но расширяется. Что касается до меньшего числа тех, кто имеет склонность к абстрактным, чисто интеллектуальным вопросам, то должно быть приложено старание умножить благоприятные случаи и увеличить потребность применения идей, превращения символических истин в условия социальной жизни и ее цели. Каждое человеческое существо обладает обеими способностями, и каждый индивидуум будет деятельнее и счастливее, если обе способности разовьются в свободном и тесном взаимодействии.

КОНКРЕ́ТНЫЕ И АБСТРА́КТНЫЕ ПОНЯТИЯ

(см. этимологич. справки при статьях Абстракция и Конкретное) – виды понятий, описываемые в традиц. формальной логике. Конкретным наз. понятие, к-рое отражает отд. предмет или класс предметов (напр., "Московский кремль", "дом" и т.п.); абстрактным наз. понятие, в к-ром мыслится не предмет как целое, а отд. признак, отвлеченный от предмета или предметов и мыслимый вне связи с ними, как нек-рый самостоят. объект ("храбрость", "храбрость Суворова" и т.п.). Как отметил еще Локк, понятия, фиксируемые прилагательными ("белый", "красивый"), следует рассматривать не как абстрактные, а как конкретные, ибо в них имеются в виду, по существу, классы (белых, красивых и т.п.) предметов, а не отд. признаки ("белизна", "красота") как таковые. Конкретные понятия образуются при помощи обобщающей абстракции и фиксируются словами и выражениями, допускающими обычно множественное число; абстрактные понятия образуются при помощи изолирующей абстракции и фиксируются словами и выражениями, обычно не имеющими множественного числа. Одну и ту же по содержанию мысль часто можно выразить как с помощью конкретного ("NN – храбрый человек"), так и с помощью абстрактного понятия ("храбрость – одно из свойств NN"), См. Абстракция, Конкретное и библиографию при этих статьях.

  • - Конкретные операции - понятие операциональной концепции интеллекта Ж. ...

    Психологический словарь

  • - Херасков, 1952, - конкретные геол. тела или системы тел, по систематическим признакам отнесенные к той или иной формации абстрактной и имеющие определенное местонахождение и определенный возраст...

    Геологическая энциклопедия

  • - те, в которых не указано основание возникновения обязательства. Так, в договоре купли-продажи покупатель обычно указывает, что обязуется уплатить такую-то сумму за получаемый товар...

    Справочный коммерческий словарь

  • - см. Сделки...

    Энциклопедия юриста

  • - В первоначальном значении слово "пространство", как оно используется в геометрии, означало трехмерное пространство в отличие от двух измерений, изучением которых занимается планиметрия...

    Энциклопедия Кольера

  • - см. Мысли сделанные...

    Большой медицинский словарь

  • - в науке гражданского права сделки, действительность которых не зависит от основания - цели сделки. Противоположны А.с. каузальные сделки...

    Словарь юридических терминов

  • - см. Формальные обязательства...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Из статьи «О характере наших газет» В. И. Ленина, в которой он призывал газеты активнее бороться с советскими бюрократами: «У нас нет деловой, беспощадной, истинно революционной войны с...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - То же, что отвлеченные существительные...
  • - см. существительные конкретные...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Лексико-грамматический разряд существительных, главным признаком которых является считаемость обозначаемых предметов и изменяемость существительных по числам: словарь - словари, автомобиль - автомобили...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - АБСТРА́КТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна. Основанный на абстракции, отвлеченный. Абстрактное понятие. Абстрактное мышление...

    Толковый словарь Ожегова

  • - КОНКРЕ́ТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна. Реально существующий, вполне точный и вещественно определённый, в отличие от абстрактного, отвлечённого. Конкретное понятие. К. пример. К. предмет. Говорить конкретно...

    Толковый словарь Ожегова

  • - Чисто-отвлеченные науки, напр., математические, в противоположность прикладным...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - нареч, кол-во синонимов: 6 а шут его знает бог его знает не знавший не знаю ничего не знавший понятия не имею...

    Словарь синонимов

"КОНКРЕТНЫЕ И АБСТРАКТНЫЕ ПОНЯТИЯ" в книгах

1. Понятия «культура», «цивилизация» и понятия, непосредственно связанные с ними

Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен

1. Понятия «культура», «цивилизация» и понятия, непосредственно связанные с ними Культура (от лат. cultura – обработка, возделывание, облагораживание и cultus – почитание) и цивилизация (от лат. civis – гражданин).Существует множество определений культуры и различные толкования

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

2.2. Добро и Зло - конкретные или абстрактные?

Из книги Тайны Агни-Йоги, или анатомия фальсификаций автора Каптен (Омкаров) Юри (Артур) Леонардович

2.2. Добро и Зло - конкретные или абстрактные? Одна из самых характерных свойств Агни-Йоги в изложении Рерихов - обилие абстрактных утверждений и широко декларируемых лозунгов. Некоторые люди воодушевляются ими, другие - остаются в недоумении от такой неконкретности.В

Абстрактные названия

Из книги Каббала. Высший мир. Начало пути автора Лайтман Михаэль

Абстрактные названия Существует ошибочное мнение, что все названия и понятия, используемые в каббале, относятся к разряду абстрактных и являются чисто условными. Это неверное представление возникло вследствие того, что каббала изучает Высший мир, находящийся вне рамок

§ 72. Конкретные, абстрактные, «математические» науки о сущности

Из книги Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1 автора Гуссерль Эдмунд

§ 72. Конкретные, абстрактные, «математические» науки о сущности Начнем с того, что разграничим материальные и формальные сущности и науки о сущностях. Мы можем сразу же оставить в стороне формальные науки, а тем самым и всю совокупность формальных математических

Глава 4 ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЕ АБСТРАКТНЫЕ ПОНЯТИЯ

Из книги Русская мифология. Энциклопедия автора Мадлевская Е Л

Глава 4 ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЕ АБСТРАКТНЫЕ ПОНЯТИЯ Доля. - Душа. - Девичья красота. - Лихорадка. - Коровья смерть. - Правда и Кривда. - Смерть. - Горе В традиционных представлениях мифологизации подвергались не только конкретные объекты окружающего мира, но и самые

R.10.3 Абстрактные классы

Из книги Справочное руководство по C++ автора Страустрап Бьярн

R.10.3 Абстрактные классы Абстрактные классы дают средство для представления в языке общих понятий, таких, например, как фигура, для которых могут использоваться только конкретные их варианты, например, круг или квадрат. Кроме того абстрактный класс позволяет задать

Абстрактные классы

Из книги Язык программирования С# 2005 и платформа.NET 2.0. автора Троелсен Эндрю

Абстрактные классы В данный момент базовый класс Employee скомпонован так, что он может поставлять своим потомкам защищенные члены-переменные, а также два виртуальных метода (GiveBonus() и DisplayStats()), которые могут переопределяться производным классом. Все это хорошо, но данный

Абстрактные классы

Из книги Microsoft Visual C++ и MFC. Программирование для Windows 95 и Windows NT автора Фролов Александр Вячеславович

Абстрактные классы Виртуальные методы могут быть объявлены как чисто виртуальные. Для этого после описания метода указывается специальный спецификатор (= 0). Он означает, что описанные методы не определены.Класс в котором определен хотя бы один чисто виртуальный метод

44 Абстрактные объекты

Из книги Человеческий фактор в программировании автора Константин Ларри Л

44 Абстрактные объекты В фантастическом фильме «Темная звезда», являющемся классикой андеграунда, смелый лейтенант Дулитл пытается прочитать лекцию по феноменологии умной бомбе, готовой разнести себя вместе с кораблем. «Вселенная - это абстракция, - поспешно

Абстрактные методы

Из книги Описание языка PascalABC.NET автора Коллектив РуБоард

Абстрактные методы Методы, предназначенные для переопределения в подклассах, объявляются с ключевым словом abstract и называются абстрактными. Данные методы являются виртуальными, но ключевое слово virtual использовать не нужно. Например: type Shape = class private x,y: integer; public

Особенности словоупотребления: слова с предметным значением и абстрактные понятия

автора Лебедева О. Б.

Особенности словоупотребления: слова с предметным значением и абстрактные понятия Сатира как отповедь и отрицание имеет дело с искажением идеала, которое вполне реально существует в материальном, физическом облике порочного человека и порочного жизненного уклада. Не

Принципы одического словоупотребления: абстрактные понятия и слова с предметным значением

Из книги История русской литературы XVIII века автора Лебедева О. Б.

Принципы одического словоупотребления: абстрактные понятия и слова с предметным значением Главный признак, по которому одическое слово соотносимо со словом сатиры – это его диалогический характер, обусловленный ораторским генезисом обоих жанров. Так же, как и в сатире,

Существуют ли конкретные инструменты и конкретные примеры их использования?

Из книги Интернет-маркетинг 3.0. Нет русской рулетке! автора Райцин Михаил Александрович

Существуют ли конкретные инструменты и конкретные примеры их использования? Да! Читайте об этом

Давать не абстрактные, а конкретные указания

Из книги Еврейские дети любят свою маму автора Рабинович Слава

Давать не абстрактные, а конкретные указания Ребенку необходимо точно знать, что от него требуют. Сказать ему «веди себя хорошо» – это, по сути дела, ничего не сказать. Что именно он при этом должен делать и чего не должен? Конечно, родителям может показаться, что детям и