Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

План: Роль религии в жизни общества Общая характеристика понятия «религия», существенные признаки. Чем отличаются научные теории от религиозных

Изучением научного познания в современной философии занимается …

эпистемология

Функция философии, связанная с выяснением характера проблем,

требующих изменения познавательного аппарата частных наук,

называется…

методологической

К характерным особенностям научной картины мира относится …

систематизация объективных знаний о мире

Основоположником учения об атомном строении материи является…

Демокрит

Во взглядах на природу в эпоху Возрождения утверждается …

пантеизм

Теорию естественного права разработал…

Джон Локк

Универсальным началом философской системы И. Фихте является кантовский принцип …

автономии воли

феноменология

Г.В. Плеханов является представителем …

марксизма

Предметом философии является(-ются)…

всеобщее в системе «мир – человек»

Античным философом, поставившим первым онтологический вопрос «Что есть все?» считают …

Ядром детерминизма признается положение о существовании …

причинности

Характерным свойством времени является …

необратимость

Учение о причинно-следственных связях называется …

детерминизмом

Создателем классического психоанализа является …

Непосредственное постижение целостности объекта выступает как …

понимание

Познавательной способностью человека, выражающей абсолютные, всеобщие закономерности действительности, является …

Теория «двух истин» получила распространение в

эпоху позднего средневековья

Древнейшей формой постижения реальности человеком является…

Начальным шагом научного исследования является…

формулирование проблемы

Первый европейский университет был открыт в …

антисциентизма

Характерным отличием философского подхода к изучению человека от естественнонаучного является…

осмысление сущности человека в единстве его биологических, социальных и духовных проявлений

Принципами разрешения антиномии индивидуального и общественного в человеке могут быть универсализм, коллективизм и …

индивидуализм

Культура определенной социальной группы, отличающаяся системой ценностей,

традиций, обычаев, правил поведения, особенностями речи, называется …

субкультурой

Религия видит смысл жизни …

за пределами самой жизни

Впервые термин «гражданское общество» в философии употребил…

Аристотель

Понятие «культурно-исторический тип» впервые сформулировал…

Н.Я. Данилевский

Представителем стадиальной теории развития общества является…

А. Тоффлер

Характерной чертой современного этапа развития человечества является …

неравномерность развития отдельных стран и народов

Назовите раздел философского знания, возникший позже всех остальных.

философия техники

Мировоззренческая функция философии …

способствует формированию целостного представления о мире

Для христианской картины мира характерно …

высоко оценивать назначение человека

Протагор

Основное отличие позиции реализма от номинализма заключалось в том, что…

реалисты признавали самостоятельное существование общих свойств, а номиналисты нет

Представителем эмпиризма в философии Нового времени являлся…

Фрэнсис Бэкон

Основателем критического, или «трансцендентального», идеализма в немецкой классической философии является …

Понятие «существование» является центральным понятием философского направления …

экзистенциализм

К наиболее ярким представителям российского консерватизма относится …

Н. Данилевский

Древнегреческий философ, разработавший идею атомарного вещества, – …

Демокрит

Естественнонаучное обоснование единства материи, движения, пространства и времени дано в теории…

относительности

К законам диалектики, сформулированным Г. Гегелем, не относится закон …

единства и борьбы противоположностей

Переживание человеком самого себя как разумного духовного существа связано с …

самосознанием

Основными функциями социального знания являются методологическая и …

аксиологическая

Опосредованно-чувственный образ предмета, созданный на основе восприятия, называется…

представлением

В гносеологии понятие «истина» применимо к…

знанию, обусловленному свойствами объекта

Этнонаука (народное знание) является _________ знанием.

донаучным

Основоположником феноменологии является …

Э. Гуссерль

Проблема социокультурной детерминации развития научного знания становится центральной для…

постпозитивизма

Высказывание «Она (техника) подвергает человека процессу расчленения, разделения, в силу которого человек как бы перестает быть природным существом, каким он был ранее» принадлежит …

Н.А. Бердяеву

Одним из признаков массовой культуры является …

коммерческий характер

Смысл жизни в христианской концепции состоит в …

служении Богу

Высказывание «Осевое время заменяет собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями» принадлежит …

К. Ясперсу

Культура с позиции аксиологии предстает как…

система ценностей и идеалов

К глобальной проблеме взаимоотношений «Север – Юг» относится …

проблема взаимоотношений развитых и развивающихся государств

Философом, разделившим философию на естественную теологию, естественную философию и метафизику, является …

Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется…

методологической

Сферой тождества субъекта и объекта, по Ф. Шеллингу, является …

искусство

Центральной темой философии А. Камю является вопрос о …

смысле человеческого существования

В эпоху ____________ возникает образ классической науки.

Нового времени

Научная теория оперирует ____________ объектами.

идеализированными

роста знания

Тезис «Наука – чума ХХ века» характеризует смысл позиции…

антисциентизма

Гуманистический антропоцентризм полагает сущностью человека и проявлением его равенства с Богом…

творчество

Личность формируется в процессе…

социализации

И материальная, и духовная культура представляют собой…

результат творческой деятельности человека, связанной с ценностным отношением к действительности

Самоорганизация как фактор развития общественной системы, утверждается …

синергетикой

Цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, ее «закат», «упадок», рассматривал …

О. Шпенглер

Идею совершенствования человеческих качеств как основы преодоления глобального кризиса высказал …

А. Печчеи

«Метафизикой» в XVI веке называли …

учение о наивысших, предельных началах бытия

К разделам философии не относится …

Функция философии, которая выражается в обобщении окружающей действительности, создании мыслительно-логической схемы, системы окружающего мира, называется …

мыслительно-теоретической

Философия, в отличие от религии, является…

теоретической формой осмысления бытия

Античным философом, создавшим концепцию этического интеллектуализма, отождествившим добродетель со знанием, являлся…

Родоначальником идеологии гуманизма является…

Франческо Петрарка

Д. Юм считал недоказуемым существование …

причинно-следственных связей

Центральной проблемой немецкой классической философии является…

проблема тождества субъекта и объекта

Описание явлений в качестве основной цели философского познания признает…

феноменология

Одной из главных особенностей русской философии является…

нравственно-религиозный характер

Парменид полагал, что бытие …

неподвижно, неизменно и умопостигаемо

Внутренняя упорядоченность множества взаимосвязанных элементов называется…

системой

Главным отличием психологического времени от онтологического является …

субъективность

Развитием, с точки зрения диалектики, является…

необратимое, поступательное изменение предметов материального и духовного мира

Философская позиция, отождествляющая духовные явления с физическими состояниями головного мозга, называется…

вульгарный материализм

Всегда существует в знаковой форме.

Существенной чертой понимания является…

осмысление, выявление и реконструкция смысла

Теория «двух истин» получила распространение в …

эпоху позднего средневековья

роста знания

Детерминантами образа жизни человека являются …

природная и социальная среда

Для современной культуры характерна тенденция…

интернационализации

С точки зрения философии, смысл жизни заключается в наличии у человека…

ценностей, которые человек реализует в поступках

Признаком семьи эгалитарного типа является …

совместное принятие важных для семьи решений

Религиозная философия считает движущей силой истории…

провидение

Инородными из перечисленных понятий для формационной концепции К. Маркса являются…

постиндустриальное общество

Одним из проявлений противоречивого характера глобализации является…

угроза исчезновения национального разнообразия

онтология-наука о бытии

Раздел фил-фии, изучающий отношение материального и духовного

Изучает сущее

аксиология-учение о ценностях

методологическая функция - координирующая

плюрализм - сущ-ние мн-ва независимых друг от друга начал мира

деизм - дух творит материю и предшествует ей

Диалектика - опора на естествознание

Развитие-необратимое помтупат. изменение предметов

аксиологический аспект - избирательность

Скептицизм - сомнение в возможности познания мира

Умозаключения - дедуктивные и индуктивные

догматизм - абсолютная истина

феноменология - описание явлений в качестве основной цели философского познания

дуализм - признание равноправности и несводимости друг к другу двух осн. начал универсума

научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент.

Экзистенциализм- философия существования - направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека

метод исследования - получение достоверного знания

Детерминизм - философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.

Феноменология - направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных черт.

антисциентизм - "Наука чума 20 века"

экзистенция-теория о существовании

Солипсизм - радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно-несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира

агностицизм-невозможность познания мира

Прагматизм - философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости

один из признаков МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ- коммерческий характер

специфическая особ-ть философии - объединение научно-теор. и духовно практич способа жизнедеят-ти

природа и сущность ч-ка предмет изучения- АНТРОПОЛОГИИ

прогностическая ф-ция фил-фии- ПРЕДСКАЗЫВАТЬ БУДУЩЕЕ

этический идеал стоиков- мудрец, достигший АПАТИИ

божественное начало- ТВОРЧЕСТВО

самоорганизация как факттор раз-тия общ-ной сис-мы - синергетика

диал. матер-зм- осн критерий истины- практика

объектом познания в диал-ком мат-зме - фрагмент объективной или субъект. реальности

в гноссеологии "истина" - наука, донаучное знание (знание, обусловл-ное св-вами объекта)

научная теория оперирует- идеализированными объектами

герменевтика - сощность ч-ка как преимущественно словесную понимает

сострадание - согласно иррационализму слияние индив-го Я и мира

смирение - проявл внутр свободы ч-ка в религиозн фил-фии

культура - в шир. смысле - преобразовательная дея -ть

персонализм - личность в кач-ве высшей ценности

трансцендирующий хар-р философии - возм-ть выйти за пределы чел-кого познания

экзистенциализм - понятие "существование"

понятие - форма мышления, выделяющая и фиксирующая общие, существенные свойства и отношения предметов

теория "двух истин" - эпоха позднего средневековья

эпистемология - общие закономерности и тенденции научного познания

техницизм - стремление любые проблемы разрешать по образцу алгоритмов технического знания

социализация - процесс усвоения ч-ком определенной сис-мы знаний, норм и ценностей

аскетизм - подавление чувств-ой природы, отказ от удовольствий с целью высвобождения внутр энергии

демокрит - атомизм основал

Фома Аквинский - учение о гармонии веры и разума

патристик-августин аврелий

Л. Фейербах - источник религии - ограниченность ч-ка

Герцен - представитель западничества

Гегель - первое учение о развитии

Фил-ф нач.19 в. - традиция соотносительного определения бытия и небытия

Превращение диалектики в науку

маркс карл-диалектический материализм - осн критерий истины- практика

Проблемы эк-кой жизни

бытие по Пармениду-это ОХУЕННО

гуссерль-основоположник феноменологии

Поппер - концепция роста знания

гераклит-

философия общего дела- федоров

БЭКОН- разделил философию на естеств теологию, еств филос., метафизику

Р.Декарт - в фил-фии нового времени единство человека и духа

Абсолютно несомненное - сомнение

стадиальная теория развития общ-ва - Тоффлер

По аристотелю материя есть ВОЗМОЖНОСТЬ

Левиафан - ГОББС

диал-кий матер-зм - КАРЛ МАРКС

представ-ль западничества в России - Герцен

Термин "ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩ_ВО" - Аристотель

Ницше - культура - "стиль жизни народа"

монтень - опыты - скептицизм

данилевский - консерватор

"Что есть все " - Фалес

Фейерабенда - пролиферация идей

Б.Рассел - социальная функция философии

В.Мономах - произведение "Поучения"

К.Ясперс - цивилизация как ценность всех культур

З.Бжезинский - влияние техники и электроники на все стороны общ-ной жизни

А.Шопенгауэр - сверхч-кое дух. начало - мировая воля

Н.Макиавелли - концепция гос-ва в против-ть теократическому гос-ву

Аналитическая философия – направление неопозитивизма, которое сводит философию к анализу употребления языковых средств и выражений. Основоположники – Б. Рассел, Л. Витгенштейн. Цель такого анализа – выявление действительной ситуации употребления языковых средств, порождающих философские проблемы, которые с этой точки зрения получают статус проблем логико-лингвистических.

Неомарксизм – неоднородное течение в западноевропейской философии, представляющее собой смесь классического марксизма с «философией жизни», экзистенциализмом, неофрейдизмом и др. Представители – Ж.-П. Сартр, Э. Фромм, Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др. Главный предмет анализа в неомарксизме – человек в обществе; основные понятия – «отчуждение» и «овеществление».

Структурализм – направление научной философии, в основе которого лежит структурный метод анализа культурных явлений. Представители – К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакан. Основа структурного метода – выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях. Структура характеризует устойчивый «скелет» какого-либо объекта и совокупность правил, по которым из одного объекта можно получить множество других.

Устойчивая система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе называется …мировоззрением

Философским учением о ценностях является аксиология

Общей для философии и религии функцией является…Экзистенциальная

Характерной особенностью картины мира, предложенной И. Ньютоном, является то, что …мир состоит из атомов, связанных законом тяготения

Философом, признающим число как первосущее, был…Пифагор

«Ангельским доктором» называют средневекового мыслителя…Фому Аквинского

Смысл понятия «деизм» заключается в представлении о том, что дух творит материю и предшествует ей

Основателем критического, или «трансцендентального», идеализма в немецкой классической философии является кант

Одной из главных особенностей русской философии является…нравственно-религиозный характер

И объективный идеализм, и материализм исходят из того, что…

мир существует вне и независимо от человеческого сознания

Естественнонаучное обоснование единства материи, движения, пространства и времени дано в теории…относительности

Философское течение, определяющее движение как изменение вообще, называется …диалектическом материализмом

Философом, внесшим огромный вклад в превращение диалектики в науку, является гегель

Способность сознания проявлять активную, избирательную устремленность к объектам называется…интенциональность

С позиции объективного идеализма Платона, сущностью познания является …припоминание душой идей

Познавательной способностью человека, выражающей абсолютные, всеобщие закономерности действительности, является …разум

С позиции прагматизма истиной является(-ются)… полезность, эффективность знания

В эпоху ____________ возникает образ классической науки. Нового времени

Научная теория оперирует ____________ объектами идеализированными

Характерным отличием философского подхода к изучению человека от естественнонаучного является… осмысление сущности человека в единстве его биологических, социальных и духовных проявлений

Неповторимость, уникальность человека обозначается понятием … индивидуальность

Одним из признаков массовой культуры является …коммерческий характер

С точки зрения философии, смысл жизни заключается в наличии у человека… ценностей, которые человек реализует в поступках

К общим признакам гражданского общества относится универсальное правовое государство

По мнению Карла Ясперса, выдающейся личностью является…тот, кто чувствует ответственность за свободу других

Философами, рассматривающими понятие «ноосферы», являются В.И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден

«Метафизикой» в XVI веке называли учение о наивысших, предельных началах бытия

Раздел философии, изучающий научное знание, называется … эпистемологией

Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется… методологической

Основным методом научного познания Ф. Бэкон считал … индукцию

Центральной проблемой немецкой классической философии является… проблема тождества субъекта и объекта

К представителям постмодернистской философии относится Ж.Делез

Г.В. Плеханов является представителем … марксизма

Философское течение ХХ века, уделившее большое внимание определению бытия и небытия, называется … экзистенциализмом

То, что существует самостоятельно, само по себе и не зависит ни от чего другого, философы называют…субстанция

Диалектика Николая Кузанского проявляется в … учении о боге как бесконечном и едином

Переживание человеком самого себя как разумного духовного существа связано с … самосознанием

Философская позиция, представители которой сомневаются в возможности познания мира, называется… скептицизм

Субъектом познания Л. Фейербах считал … человека, пассивно воспринимающего мир

С позиции диалектического материализма, основным критерием истины является … практика

Откровение и медитация характерны для… религии

Согласно теории П. Фейерабенда, рост научного знания происходит в процессе… пролиферации идей

В современной научной литературе под техникой в широком смысле слова понимаются… любые средства и способы деятельности, созданные человеком для достижения каких-либо целей

По Аристотелю, человек – это политическое животное

Детерминантами образа жизни человека являются … природная и социальная среда

Идея абсолютной ценности личности в западноевропейской культуре связана с… христианством

описание явлений в качестве основной цели философского познания признает феноменология

Учение Декарта о субстанции имеет характер дуализма

Плюрализм исходит из того, что имеется множество субстанций, лежащих в основе существующего мира. Такая точка зрения в философии Нового времени характерна для Готфрида Лейбница.

Монизм – философское учение, которое принимает за основу всего существующего единого начала. Материалисты таким первоначалом считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею.

Универсум – «мир как целое». Античные атомисты полагали, что универсум включает в себя множество миров, которые возникают и гибнут. С точки зрения Лейбница и его последователей, универсум включает множество миров, но реален из них только один – тот, в котором мы находимся.

Креационизм (лат. creare – создавать, творить) – это религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

Учение о предопределении истории и судеб людей божественной волей называется …провиндецеализмом

Философом, разделившим философию на естественную теологию, естественную философию и метафизику, является...Ф. Бэкон

Философским учением о ценностях является …аксиология

относится к теоретическим методам познания. 1.анализ

В высказывании Б. Рассела «…Обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства» отражена социальная функция философии.

Основоположником учения об атомном строении материи является… Демокрит

Мировоззренческим принципом средневековой философии является … теоцентризм

Р.Декарт считает абсолютно несомненным … сомнение

Понятие «существование» является центральным понятием философского направления … экзистенциализм

Предметом изучения культурологии являются … модели культуры, ценности, нормы человеческого поведения

Изучение нравов и обычаев народов необходимо для … обеспечения межкультурной коммуникации

Возникновение культурологии как отдельной отрасли гуманитарного знания в первой трети XX века объясняется … конфликтом культур в европейском обществе

Передача от поколения к поколению знаний, ритуалов, значений артефактов является … функцией культуры

Знания индивида о мире, в первую очередь, определяются … актуальной культурой общества

Текстом культуры является … картина мира, свойственная данной культуре

Изменения в культуре связаны с появлением в ней … инноваций

Социокультурный институт представляет собой … устойчивое объединение людей с распределенными социальными ролями и признанными нормами

Локальная культура представляет собой … культуру конкретного исторически определенного общества

Распространенность и общедоступность являются признаками массовой культуры

двойственность человека проявляет себя в том, что он существует в форме материального и идеального

Предел совершенства в философии обозначается термином благо

классическая концепция истины основывается на принципе корреспонденции

гносеологический оптимизм утверждает, что объективный мир принципиально познаваем

единица мысли содержащих систему существенных признаков предмета называется понятием

высшая форма псих деятельности присущая человеческому способу жизни называется сознанием

установите соответствие: 1мир идей мир вещей- Платон. 2из множеств монад Лейбниц- 3Бог создал из ничего Августин- 4 два рода материальная и духовная- р декарт

учением признающим разум источником всеобщих истин является рационализм

функция философии раскрывающая закономерности мыслительного процесса и познания мира называется гносеологической

установите соответствия 1)антимонопольное законодательства –политическая 2)производством мебель - экономическая 3)формирование рыночного класса- социальная 4) деятельность страховой компании- экономическая.

Вернадский ноосфера

Основными факторами развития науки представители Интнрнализма считают внутренние идеи присущие научному познанию

формой ненаучного знания мистика и спиризм знание паранаучное

к естественным наукам относят: химия, физика

междисциплинарное направление изучающее процесс самоорганизации сложных систем называется синергетикой

Диалектно материальная онтология отказывается от понятия

Способность сложной системы видоизменять структуру называется самоорганизацией

Сократ понимал под диалектикой искусство спорить

Политическое животное Аристотель

В качестве подлинно научного познания Бэкон утверждает индукцию

Ж Делез является представителем философии постмодернизма

по Канту сознанию доступны только феномены

Знание, сознательно искажающее представления о действительности называется.. антинаучным

установите соответствие 1) овладение атомной энергией-40х 60. 2) Развитие генной инженерии сер 80х-90 20 века 3) появление нанотехнологий начало 21

к идеальным объектам относятся идеи справедливости, геометрическая точка

в этике Канта название категорического императива

Критериями Истинности Р декарта очевидность ясность

центральной проблемой средневековой философии является доказательство бытия бога

в основе классической концепции истины лежит принцип соответствия

с позиции агностицизма, сущность и явление диалектически взаимосвязаны

Религия как форма духа, основные понятия религии.

Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Другие определения религии:

· одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.

· организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам.

· особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности.

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, некоей сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает, и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.

Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

В большинстве религиозных сообществ заметное место занимает духовенство (служители религиозного культа).

Основные признаки религии

Религия - мировоззрение, определяемое несколькими конкретными признаками, без которых (хотя бы без одного из них) она исчезает, вырождаясь в шаманство, оккультизм, сатанизм и т. п.

1. исповедание личного духовного начала - Бога - источника бытия всего существующего, в том числе и человека. В монотеистических религиях Бог есть реально существующий Идеал, конечная цель духовных устремлений человека.

2. вера в духов , добрых и злых, с которыми человек также при определенных условиях может вступать в общение. Иногда в языческих религиях вера в духов доминирует по сравнению с верой в Бога.

3. Человек способен к духовному единению с Богом , которое осуществляется через веру. Под верой подразумевается не просто убеждение в существовании Бога, но особый характер всей жизни верующего, соответствующий догматам и заповедям данной религии.

4. человек принципиально отличается от всех других творений , что он - существо не просто биологическое, но в прежде всего духовное, личностное. Поэтому во всех религиях содержится более или менее развитое учение о загробном существовании человека.

5. Утверждение приоритета духовных и нравственных ценностей по сравнению с материальными. Чем слабее развит этот принцип в религии, тем она ниже и безнравственнее.

6. Культ как совокупность всех богослужебно - обрядовых правил и предписаний, таинств и действий.

5.Основные функции (роли) религии

· Мировоззренческая - религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

· Коммуникативная - общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

· Компенсаторная , или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

· Регулятивная - осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

· Интегративная - позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

· Политическая - лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

· Культурная - религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

· Дезинтегрирующая - религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.



По мнению Рэймонда Курцвейла, «основная роль религии - это рационализация смерти, то есть осознание трагедии смерти как хорошего явления»

7. Религиозное сознание - это причастность определённым религиозным идеям и ценностям, а также принадлежность к определённой религии и религиозной группе.

Религиозное сознание включает в себя два взаимосвязанных, но в то же время относительно самостоятельных уровня явлений: религиозную психологию и религиозную идеологию.

Религиозная психология - это совокупность представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, связанных с определенной системой религиозных идей и присущих всей массе верующих.

Религиозная идеология -это более или менее стройная система идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа.

Их объединяет то, что они детерминированы социальными отношениями своей эпохи, выступают как элемент надстройки и являются иллюзорным, фантастическим отражением действительности. Содержанием и религиозной психологии, и религиозной идеологии является вера в сверхъестественное. Но между ними есть и различия.

В генетическом плане религиозная психология и религиозная идеология являются ступенями развития религии. Религиозная психология возникла в первобытную эпоху как стихийное выражение бессилия людей перед господствовавшими над ними природными и общественными силами. По мере развития общества на базе религиозной психологии зарождаются элементы религиозной идеологии . С разделением умственного и физического труда возникают специализированные культовые профессии - колдуны, знахари, маги, шаманы. В процессе стихийного складывания религиозных верований они начинают вносить элемент сознательности и целеустремленности, отбирая и закрепляя определенные, отвечающие конкретно-историческим условиям понятия, представления и обряды. На этом этапе систематизация религиозных верований осуществляется в основном в мифологической форме.

8. Сверхъестественное - мировоззренческая категория, которая определяет то, что находится над физическим миром измерений и действует вне влияния законов природы, выпадает из цепи причинных связей и зависимостей, нечто первичное по отношению к реальности и воздействующее на неё, что не может быть проявлено в материальном мире.

В религиозном смысле сверхъестественное раскрывается через понятия сверхчувственного, нетелесного существования, которое невозможно обнаружить внешними органами чувств человека и приборами. В более узком смысле сверхъестественное также может рассматриваться как некое измерение иного, метафизического пространства -загробного мира, в котором душа, по мнению верующих, может обитать без физического тела.

10. Религиозный культ - разнообразная религиозная деятельность, направленнная на почитание объекта поклонения. Это совокупность религиозных действий, определяемых каноном и направленных на служение Богу (богам). Он является важнейшим видом религиозной деятельности. Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами, прежде всего - священными текстами. Воспроизведение этих текстов во время отправления культа является для верующего человека воспроизведением “высшей” реальности, служением ей. В этом смысле культ может быть охарактеризован как проигрывание религиозного мифа. В искусстве (например, в театре) воспроизведение художественного текста, каким бы точным и мастерским оно ни было, не устраняет условность действия. Театральные зрители знают, что на сцене происходит игра. Воспроизведение же мифа в религиозном культе всегда связано с верой в реальность описанных в мифе событий, в их действительное совершение и в прошлом, и здесь и сейчас, в повторяемость этих событий, в присутствие мифологических персонажей, в получение ответа от высших сил, возможность общения с ними и т.п.

Предметом культа становятся различные объекты и силы, осознаваемые в форме религиозных образов. В качестве предметов культа в религиях, религиозных направлениях и конфессиях выступали материальные вещи, животные, растения, леса, горы, реки, Солнце, Луна и пр., или Бог, боги, другие высшие существа. Разновидностями культа являются ритуальные пляски вокруг изображения животных - предметов охоты, заклина­ния духов (на ранних стадиях развития религии), богослужения, проповедь, молитва, религиозные праздники, паломничества (в развитых религиях).

Субъектом культа может быть религиозная группа или отдельный человек. Мотивом участия в этой деятельности являются религиозные стимулы: потребность служить “высшей” реальности и, тем самым, участвовать в ней, поскольку именно это считается правильным, долженствующим, хорошим, добрым, соответствующим миропорядку, замыслу Бога и т.п. Вместе с тем может действовать побуждение удовлетворить в культовой деятельности и нерелигиозные потребности - эстетические, потребность в общении и др. Религиозная группа неоднородна: в ней можно выделить непосредственных служителей культа (священников, жрецов, шаманов и т.д.) и большую часть лиц, которые действуют как соучастники и исполнители.

К средствам культа причисляют молитвенный дом, религиозное искусство (архитектура, живопись, скульптура, музыка), различные культовые предметы (облачения, утварь). Культовое здание - важнейшее средство культа. Попадая в культовое здание, человек входит в специфическую зону социального пространства, оказывается в принципиально иной, необыденной ситуации. Внимание человека сосредоточивается на предметах, действиях, имеющих религиозный смысл и значение.

Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований. На основе религиозных взглядов, священных текстов, догматов и канонов складываются определенные нормы и предписания о том, что и как нужно делать, чтобы воспроизвести, актуализировать “высшую” реальность и послужить ей. Теоретической и исключительно редко подвергающейся пересмотру частью вероучения той или иной церкви являются догматы.Догмат - одно из положений вероучения, признаваемое на данный момент истинным для всех верующих. Канон имеет больше отношения к религиозной практике, он исходит из догматики церкви, это - правило догматического характера, касающееся вероучения, культа, устройства церкви, религиозной жизни. Эти предписания касаются как элементарных культовых актов (поклоны, падение ниц и т.п.), так и более сложных (богослужение, праздники, проповеди).

Средства культа и сами культовые действия имеют символическое значение. Так, храм - это культовое строение (действительное значение) и дом Бога (символическое значение), следовательно, храм - это символ божественного присутствия и т.д.

Результатом культа является прежде всего удовлетворение религиоз­ных потребностей, оживление религиозного чувства, сознание выполненного долга. В сознании верующих с помощью культовых действий воспроизводятся религиозные образы, символы, мифы, возбуждаются соответствующие эмоции. В культовой деятельности происходит реальное общение верующих друг с другом, она является средством сплочения религиозной группы. Во время отправления культа удовлетворяются и эстетические потребности: убранство храма, песнопения, чтение молитв и т.д. - все доставляет эстетическое наслаждение.

ОБРЯ́ДНОСТЬ

1. Система, строй обрядов того или иного культа. Обрядность православной церкви.

2. Составная часть обряда, обрядовый обычай. В каждом религиозном культе много обрядностей.

В статье вы узнаете:

Здравствуйте, читатели!

Надо бы взять на заметку. Зная и понимая, в чем отличие философии от религии, мы расширим свой кругозор, а наши «серые клеточки» получат пищу для размышлений. Итак, 4 основных отличия по версии блога Юноны ☺ .

Вера и знания

Религия – это мировоззрение, основанное на вере в духовное божественное начало, которое создало материальный мир и подчиняет его себе. В связи с этим религию нельзя назвать наукой, поскольку ее доктрины не имеют материальных доказательств.

Философия – это мировоззрение, основанное на анализе вопросов развития материального и нематериального мира. Она отличается противоположным подходом – не принимает все на веру, а подвергает изучаемый объект критике и глубокому детальному осмыслению . Философия требует доказательств, основанных на аргументах, а не на безоговорочной вере. И анализирует, в том числе, саму религию.

Догма и поиск идеалов

  • Вера человека должна проявляться в следовании определенным законам и догмам, объясняющим существование всего мира. Требует соблюдения конкретных обрядов, ритуалов и действий (молитвы, исповеди, причастие и т.д.). Если человек уклоняется от их исполнения, то он вероотступник .
  • Отличие философии заключается в том, что она приветствует расширение системы знаний, поиск идеалов, концепций, нового практического опыта.
    Как говорил Сократ «Я знаю, что ничего не знаю» и в этом заключается внутренний стимул к бесконечному познанию. И когда Платон, его ученик, избрал иные взгляды на мир, Сократ гордился им. Он радовался тому, что его ученик пошел собственным путем в поисках истины.

Воссоединение и любовь к мудрости

Еще одно из главных отличий религии и философии в том, что они решают разные задачи . И в этой степени их сопоставить невозможно. Среди философов было много верующих людей, но они никогда не брались за сравнение этих разных видов мировоззрения.

  • Религия , если вкратце, призвана организовывать общественную жизнь людей с помощью морального воспитания, развития в них нравственности и духовности. Именно поэтому политические силы и религиозные течения часто сотрудничают и разделяют власть над населением.
  • Философия же, в свою очередь, как наука , призвана сформировать истинные знания и принципы существования бытия и человека, ценностную картину мира. Научить людей свободно мыслить: творчески и самостоятельно. Найти смысл жизни, свое место в мире.

И это отражается в этимологии самих учений. Религия с латинского переводится как «воссоединять». Философия же несет в себе слова «любовь к мудрости», иногда ее называют искусством . Потому что выйти за рамки обыденного мышления, осмыслить и увидеть новые закономерности, сможет только творческий высокоинтеллектуальный ум, рождающий образы в жадных поисках знаний.

Узнай себя

Бог, дух и сознание

Предметом религии являются отношения Бога, человека и мира. Бог для религии непознаваем. Мы можем познать себя в Боге, любовь Бога, его благодать и откровение, но не его самого или ту сущность, которая представлена в его форме.

Философия же отличается тем, что она познает процессы, причинно-следственные связи, для нее нет запретных тем, она постоянно ищет ответы. Ее основной вопрос : отношение сознания к материи, мышления к бытию и духа к природе. Например, что первично, дух или материя? Кроме того, она изучает и другие предметы:

  • глобальные силы, законы их организации (онтология),
  • человека, его природу и деятельность (антропология),
  • познание, его возможности (гносеология),
  • обобщенную историю человека (социальная философия),
  • природу ценностей (аксиология),
  • закономерности бытия (диалектика) и т.д.

4 отличия: резюме

Таким образом, отличие религии и философии заключается в следующем:

Религия:

  1. Она дает нам веру и уверенность в знаниях и ценностях без их доказательной проверки.
  2. Она дает готовые ответы, догматична и любые отступления от ее утверждений еретичны.
  3. Она служит людям, помогает им существовать вместе в мире и понимании. Безусловно, плохие люди есть везде и я опускаю сейчас те случаи, когда религией пользуются во вред, наживаясь на других и превращая ее в бизнес.
  4. Имеет конкретное практическое применение.

Философия:

  1. Она дает знание путем осмысления и подвергания сомнению.
  2. Она ставит вопросы и ищет на них ответы. Открыта к новому знанию и опыту.
  3. Учит человека мыслить, формировать собственное мировоззрение. Призвана создать целостную картину знаний о мире и человеке.
  4. Теоретически шире, чем религия и анализирует ее, как и все остальные предметы.

Стоит добавить, что, несмотря на различия философии от религии, они тесно взаимосвязаны , используют постулаты друг друга в своих учениях. И каждая из них по-своему полезна: оба, в конечном итоге, воспитывают душу человека. Однако разными методами. Кому какой способ подходит – выбирать вам.

Удачи и всего наилучшего. Ваша Джун.

Научное знание способно оказывать существенное воздействие на мировоззрение человека. Влияет оно и на восприятие Бога, и на отношение к миру в целом. Наука и религия по-разному относятся к различным явлениям нашей действительности. Чем же они отличаются? Попробуем разобраться.

Определение

Наука – система теоретических и практических знаний о жизни и развитии человеческого общества и природы.

Религия – форма осознания мира, связанная с верой в сверхъестественное.

Сравнение

Принципиальное различие состоит в том, что наука способна подвергнуть сомнению любые аксиомы и факты, лежащие в ее основе. Научное знание иногда может быть опровергнуто. Религия же базируется на бездоказательных, непроверяемых аксиомах (постулатах, догмах), постижение которых, как считается, недоступно человеческому разуму, а потому они не исследуются и не проверяются. Религия претендует на полную, абсолютную истинность.

Наука, в отличие от религии, направлена на максимально объективное исследование окружающего мира. Наука неотъемлема от динамики, движения, развития. Она опирается на рациональное познание. Религия же консервативна, статична по природе своей. Ее опора – иррациональное сознание.

Основа науки – опыт, эксперимент. Основа религии – вера в сверхъестественное, мистический опыт. Наука должна все подвергать сомнению, переосмыслению. В религии сомнения недопустимы, тот, кто ими злоупотребляет, может быть обвинен в грехе маловерия.

Наука старается ответить на вопросы «Как?» и «Почему?» Религия пытается дать ответ на вопрос «Зачем?» Наука хочет понять, как устроен мир. Религия же стремится к познанию смысла существования нашего мира.

Наука доступна не для всех, она требует развитого интеллекта, долгой и упорной учебы. К религии может обратиться каждый.

Выводы сайт

  1. Наука подвергает сомнению факты, лежащие в самой ее основе. Религия зиждется на бездоказательных догмах, которые не могут быть изучены и проверены.
  2. Наука старается максимально объективно исследовать окружающий мир. Она опирается на рациональное познание, направлена на движение, развитие, динамику. Религия же консервативна, статична, опирается на иррациональное сознание.
  3. Основа науки – опыт, эксперимент. Основа религии – вера в сверхъестественное, мистический опыт.
  4. Наука все подвергает сомнению, в религии сомнения недопустимы.
  5. Наука выясняет, как и почему , религия – зачем . Наука стремится к познанию устройства мира, религия – к смыслу его существования.
  6. Наука доступна не для всех, к религии может обратиться каждый.

Основные признаки (элементы религии) с точки зрения религиоведения и богословия. Классификация религии в современном религиоведении.

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении значительной части его истории и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части населения земного шара.

В религии можно рассматривать две стороны: внешнюю - как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет саму себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами её распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определённой структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т. д.

Сущность религии составляет вера в сверхчеловеческие существа, к коим относятся боги, ду­хи и герои (святые). Они превосходят обычного человека по силе, уму и другим способностям. Русское слово «Бог» восходит к древнеиранскому «Вада», а то, в свою очередь, к древнеиндийскому «Bhaga», что означает «господин», «тот, кто обладает властью». Бог как Господь - только часть содержание понятия о более совершенном сущест­ве, хотя и самая значительная. В некоторых религиях воз­никли идеи сверхчеловеческих существ, которые не явля­ются богами в этом смысле, т.е. не стремятся властвовать над людьми и воздействуют на человека только фактом своего наличия.

Вера содержит мощный нравственный заряд. Убежденность в том, что имеется кто-то более совершенный, чем я, по­буждает меня двигаться в направлении этого совершенст­ва. Такое движение бывает в основном двояким: во-пер­вых, человек подчиняет свое поведение воле более со­вершенных существ, т.е. приучает себя к повиновению; во-вторых, собственными действиями, внешним обликом и внутренними способностями он стремиться уподобить­ся этим существам и в какой-то степени преображается.

По одной из версий, латинское слово «religio» происходит от глагола «religare», означающего «связывать», «при­креплять». Если эта версия верна, то в религии речь идет о связи людей ер сверхчеловеческими существами и друг с другом. Поскольку «сверхчеловеческое» - это то, что выше и совершеннее человека, главной функцией рели­гии выступает ценностная ориентация. Религия устанавливает или открывает святыни - высшие ценности. Метафорически выражаясь, она указывает человеку до­рогу туда, где он становится более совершенным.



Роль религии в нравственной жизни людей столь значитель­на, что с нею можно сопоставить только роль языка, без ко­торого мораль вообще была бы не возможна. Переживание священного не совпадает с представлением о нравствен­ном добре. Иначе религия и нравственность слились бы в неразличимое целое. Но в процессе исторического раз­вития культуры религия и мораль сближаются настоль­ко, что священный трепет превращается в благоговение, а божественные силы наделяются абсолютным нравст­венным совершенством. Однако такое сближение проис­ходит не во всех, а только в наиболее развитых религиоз­ных системах, и к нему ведет долгий исторический путь.

Понятие священного неотделимо от понятия тайны. Неис­коренимая таинственность священного обусловлена тем, что человеческий ум приспособлен к пониманию равно­го себя и более простого по организации, но неизбеж­но сталкивается с серьезнейшими трудностями, встреча­ясь с более высоким и совершенным. Сверхчеловеческое, опыт общения с которым представляет собой всякая рели­гия, никогда не может быть вполне прозрачным для чело­века. Оно содержит в себе еще неизвестные стороны и по­этому загадочно. Совершенно рациональная религия не­возможна. В качестве таковой она была бы не религией, а системой прикладного знания, совокупностью точных правил поведения. Зов, исходящий от Бога, никогда не бы­вает понятен человеку до конца. Поэтому он взращива­ет не только послушание, но и свободу.

Существенным свойством тайны является интимность (от лат. «mtimus» - «самый внутренний», «тайный»). Сверхчеловеческое открывает свою глубину избиратель­но: не каждому человеку и не всем в одинаковой степени. Для человеческого духа нет предмета более привлекатель­ного, чем тайна. Общение с высшей силой поднимает ин­дивида, делает его более совершенным не только в срав­нении с его прежним состоянием, но и с другими людьми, для которых подобное общение недоступно. Централь­ной в религии является противоположность сакрального (священного) и профанного (мирского, светского). Про-фанное (от греч. «προφανής» - «явный», «открытый») может обладать обыкновенной ценностью, быть вредным или просто безразличным для людей. Сакральное наде­лено особой ценностью, которая открывается только из­бранным и тем полнее, чем ближе они связаны со сверхъ­естественным. Исключительная сила притяжения, кото­рая исходит от тайны, способствует не только единению людей, но и обособлению: избранию отшельнического об­раза жизни или созданию сект (лат. «secta» - «образ мыс­лей, действия, жизни») - замкнутых групп единоверцев. Та чрезвычайно важная сторона религии, которая связа­на с феноменом тайны, называется мистической (от греч. «μθω» - «закрываться»). Если тайна начинает культиви­роваться целенаправленно, если важнейшие религиозные обряды намеренно скрываются от всех «непосвященных» людей, то нравы становятся эзотерическими (направлен­ными внутрь, закрытыми) в отличие от экзотерических (направленных вовне, открытых, общедоступных).

Поскольку религия не мыслима без мистического содер­жания, во всех религиозных системах мы находим экзо­терические и эзотерические слои. Их наличие придает религиозной нравственности ступенчатый характер. Об­ретение нравственного совершенства выражается в пе­реходе с более низкой ступени на более высокую. Самым общим в этом отношении является разделение нравст­венной жизни на три ступени: 1) мирян, обычных веру­ющих; 2) священнослужителей, живущих в миру; 3) мо­нахов - аскетов и отшельников.

Наиболее развитые формы религии оказывают многопла­новое позитивное воздействие на моральную жизнь че­ловека:

Они создают целостную картину мира, в которой на ос­нове взаимодействия между естественными и сверхъес­тественными силами определенному деянию соответ­ствует определенное воздаяние; таким образом обос­новывается преимущество нравственного образа жизни над безнравственным: утверждается вера в то, что мо­ральное добро в конечном счете вознаграждается, а зло и грех подвергаются каре;

В образе Бога формируют понятие идеала как высшего нравственного образца, приближение к которому долж­но определять жизнь верующего;

Формулируют и кодифицируют важнейшие нравствен­ные требования к человеку;

Через понятие высшего блага и счастья объединяют ценности в иерархическую систему;

Определяют перечень основных положительных и от­рицательных качеств личности - добродетелей и поро­ков, - разрабатывают аскетическую практику обрете­ния первых и искоренения последних;

Устанавливают особо интимные отношения между людь­ми и соответствующие им нравы в церковной общине, мо­нашеском ордене или иных религиозных организациях, интерпретируя нравственную жизнь как ступенчатое вос­хождение к идеалу.

Эти разнообразные линии влияния религии на нравствен­ность можно свести к одной важнейшей: религия фор­мирует духовность как стремление к совершенству, пределом которого является Бог.

Продуктом взаимодействия религии и морали являются ре­лигиозные нравственные системы, исторически возни­кающие в каждом культурном организме. Число таких систем соответствует числу религий, когда-либо сущест­вовавших в истории человечества и существующих в на­стоящее время. Каждая религия с общечеловеческой точ­ки зрения является самоценной, как всякий народ, язык и даже биологический вид. В рассмотрении мы ограни­чимся только теми, которые приобрели наибольшее чис­ло приверженцев и оказали наибольшее влияние на мо­ральное развитие человечества.

24.Теоцентризм библейской этики. Религиозно-этический смысл Декалога

Теолого-онтологическая доктрина Библии всецело проявляется в учении о человеке, антропологии. В сравнении с дуалистическими представлениями Востока и античности, согласно большинству из которых человек наделен той же природой, что и космос и является его слепком, библейское учение определенно говорит о том, что человек есть образ Божий. Вот как повествует об этом первая книга Ветхого Завета - Бытие: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их".

Библейское Откровение дает принципиально иное понимание мира и человека. Основой как Ветхого, так и Нового Завета является теологический, онтологический и антропологический монизм. Теологический монизм известен под именем монотеизма (с греч. monos - один, единственный и teos - Бог).

Исторически первой монотеистической религией стала религия Ветхого Завета. Отличительная его особенность - понимание Бога как Единицы.

Самым существенным моментом монотеизма является единоначалие, которое можно осознать, по крайней мере, в двух аспектах:

Во-первых, под единоначалием можно понимать то, что Бог есть единое и единственное начало мира в том смысле, что Он, и только Он один, без чьей-либо помощи, не прибегая ни к каким средствам и материалам, создает мир. Вот как повествует об этом святой апостол и евангелист Иоанн Богослов:"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его".1

Во-вторых, в термине "единоначалие" звучит и мотив единоличного правления миром. И хотя однажды Христос и назвал сатану "князем мира сего"; всё же в метафизическом смысле именно Бог, и только Он является Верховным Господином мироздания, стратегически промышляющем о его метаисторической судьбе. Первая из десяти "моисеевых" заповедей посвящена именно этому:"Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим".

Декалог, или Десятисловие, как еще называют Десять заповедей – один из центральных документов библейского откровения. Декалог был центральным в Законе в ветхозаветную эпоху; не потерял он своего значения и после заключения Нового завета. Кроме того, в течение трех с лишним тысячелетий, прошедших с момента откровения Декалога, он оказал и продолжает оказывать исключительное, ни с чем не сравнимое воздействие на культуру и цивилизацию. То, что современный человек называет «общечеловеческими ценностями», в сущности, является нравственной составляющей Декалога. Данные иудеям, заповеди Декалога без изменения входят в христианскую и исламскую традицию.

Декалог, в отличие от остального Закона, возник в результате непосредственного Откровения Божьего, данного Моисею на горе Синай. Приблизительно это событие можно датировать 1250 годом до Р.Х. Согласно преданию, Бог Сам таинственным образом начертал Десять заповедей на каменных досках (скрижалях), приготовленных Моисеем.

И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря:

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира … ибо Я Господь, Бог твой…

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему…

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего … ничего, что у ближнего твоего.

Первая, включающая 1 – 4 заповеди, говорит об отношении человека к Богу и устроении духовной жизни людей;

Вторая, включающая последние 6 заповедей, говорит о нравственном устроении жизни и отношений людей друг с другом.

Важнейшей особенностью Декалога является соединение этих двух разделов в единое целое. Декалог придает обоим своим частям равное значение; тем самым нравственность становится формой поклонения Богу, а не только принципами наилучшего устроения земной жизни. Одновременно только в единстве религиозной и нравственной жизни человека последняя обретает твердые основания. Таким образом, Декалог на все времена стал главным манифестом библейского этического монотеизма.

26.Аскетичные наставления средневековой этики и учения о страстях и
Средневековая этика развивалась исключительно в рамках христианской веры. Поэтому вовсе не удивительно, что в ней нашли отражение идеи греховности и искупления вины страданием и покаянием, верой и любовью к Богу, готовностью исполнить его волю.

Средневековая этика является отрицанием античной, так как принципы свободы, достоинства, могущества человека не могли найти поддержки у христианской церкви. Мораль в Средние века понимается как система внешних, надличностных и неизменных норм поведения, которые совпадают с заповедями Бога. Бог, а не человек становится целью. Главной особенностью, отличающей средневековую этику от античной, стал ее религиозный характер. Текст Священного Писания стал единственным источником для рассмотрения и решения всей основной проблематики христианского нравственного учения: об источнике и природе морали, критериях нравственности, назначении и смысле жизни человека и его нравственном идеале, добре и зле. Поэтому вовсе не удивительно, что центральными фигурами в средневековой этической мысли были не философы, как в античности, а теологи: Аврелий Августин, Фома Аквинский, Эразм Роттердамский и др.

Центральные проблемы средневековой этической мысли:

1) источник и природа зла – результат отступления человека от божественных заповедей в результате выбора свободной воли;

2) образ Христа как свидетельство единения человека с Богом и победы над силами зла;

3) антагонизм души и тела. Телесность – источник греховности человека, душа бессмертна и божественна, тело смертно и греховно;

4) источник нравственных ценностей – Бог, который создал мир, человека, следовательно, и все нормы поведения.

Среди достижений этической мысли Средневековья следует отметить следующие:

1) придание морали всеобщего, т. е. общечеловеческого, характера;

2) утверждение ценности каждого человека независимо от его происхождения, социального положения и даже достоинств;

3) углубление сущностного смысла понятия «нравственность» через категории вины, греха, страдания, искупления.

Однако, несмотря на все свои достоинства, этическая мысль Средневековья носила ограниченный характер, так как утверждала абсолютное бессилие человека. Человек не может спастись самостоятельно, спасти его может только Бог.

С внешней стороны религия - мировоззрение, определяемое несколькими конкретными признаками, без которых (хотя бы без одного из них) она исчезает, вырождаясь в шаманство, оккультизм, сатанизм и т. п. Все эти псевдорелигиозные течения, содержащие некоторые отдельные элементы религии, представляют собой следствие религиозной деградации.

1. Первым и главным признаком религии является исповедание личного духовного начала - Бога - источника бытия всего существующего, в том числе и человека. В монотеистических религиях Бог есть реально существующий Идеал, конечная цель духовных устремлений человека.

2. Признание Бога в религии всегда соединяется с верой в духов, добрых и злых, с которыми человек также при определенных условиях может вступать в общение. Иногда в языческих религиях вера в духов доминирует по сравнению с верой в Бога.

3. Важнейший элемент религии - убеждение, что человек способен к духовному единению с Богом, которое осуществляется через веру. Под верой подразумевается не просто убеждение в существовании Бога, но особый характер всей жизни верующего, соответствующий догматам и заповедям данной религии.

4. Учение о том, что человек принципиально отличается от всех других творений, что он - существо не просто биологическое, но в прежде всего духовное, личностное. Поэтому во всех религиях содержится более или менее развитое учение о загробном существовании человека. В христианском Откровении провозглашается даже большее - учение о всеобщем телесном воскресении и вечной жизни. Благодаря этому земная жизнь и деятельность человека приобретают полноценный смысл. Христианство утверждает: «Верь, человек, тебя ожидает вечная жизнь!» - резко контрастируя с атеистическим: «Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть!» Примечательно, что и в том, и в другом случае призыв обращен к вере - человеку не дано знания, принуждающего к выбору. «Человек - это его вера»,- писал И. В. Киреевский, Выбором веры человек свидетельствует о себе, к чему он свободно стремится и, следовательно, кто он есть и кем хочет стать.

5. Утверждение приоритета духовных и нравственных ценностей по сравнению с материальными. Чем слабее развит этот принцип в религии, тем она ниже и безнравственнее.

6. Культ как совокупность всех богослужебно-обрядовых правил и предписаний, таинств и действий, присущих каждой религии.

Каждая из этих характеристик обязательна для религии, но вместе с тем они далеко не равномерно присутствуют в каждой из них. Поэтому каждая религия имеет свой «религиозный уровень».

Эти основные признаки представляют собой необходимую форму религии, в которой находится действительное содержание. Религия привлекает внимание ищущих ее людей не просто теоретическими ответами на вопрос о смысле жизни, но явлением этого смысла с поразительной силой в душах истинно верующих. Религия открывает верующему Бога и духовный мир. Разнообразие религиозных переживаний верующего недоступно атеисту, хотя бы последний и прекрасно знал внешнюю сторону религии. Об этом хорошо сказал о. Сергий Булгаков: «Итак, в самой общей форме можно дать такое определение религии: религия есть познание Бога и переживание связи с Богом… Религиозный опыт в своей непосредственности не есть ни научный, ни философский, ни эстетический, ни этический, и подобно тому, как умом нельзя познать красоту, так лишь бледное представление о попаляющем огне религиозного переживания дается мыслью. Жизнь святых, подвижников, пророков, основателей религий и живые памятники религии, письменность, культ, обычаи… вот что, наряду с личным опытом каждого, вернее вводит в познание в области религии, нежели отвлеченное о ней философствование».

Современный греческий богослов Х. Яннарас пишет: «Мы приходим к Богу не через определенный образ мыслей, но через определенный образ жизни. …Любви, связывающей родителей и ребенка, не нужны ни логические доводы, ни какие-либо иные гарантии. Лишь когда эта связь подорвана, возникает нужда в доказательствах, и тогда аргументы рассудка силятся подменить собой жизненную реальность».

Подводя итоги, можно сказать словами о. С. Булгакова: религия есть «непосредственное познание Божества и живой связи с Ним».

1.Мировые религии:

Христианство

Православие
Католицизм
Протестантизм

2.Региональные религии

3."Новые религии" и синкретические культы*