Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Как просить волю божию о себе. Желать именно воли Божией, а не своей. Священное Писание – источник познания Божественной воли

В течение жизни своей мы не раз оказываемся перед выбором, как нам поступить, по какому пути пойти, и не просто пойти, но чтобы этот путь соответствовал воле Божией о нас. А как узнать волю Божию? Как понять, что делаемый нами выбор правилен? Свои советы дают пастыри Русской Церкви.

Вопрос о том, как узнать волю Божию, пожалуй, один из самых важнейших в нашей жизни. Согласитесь, что воля Божия является наиболее точным и верным мерилом, как нам поступать.

Чтобы узнать или почувствовать волю Божию в том или ином случае, нужно много условий. Это хорошее знание Священного Писания, это неспешность в решении, это совет духовника.

Чтобы правильно понимать Священное Писание, во-первых, его нужно читать с молитвой, то есть читать его не как текст для обсуждения, а как текст, который понимается молитвой. Во-вторых, чтобы понимать Священное Писание, нужно, как говорит, апостол, не сообразовываться с веком сим, но преобразовываться обновлением ума вашего (см.: Рим. 12: 2). По-гречески глагол «не сообразовываться» - значит: не иметь общей схемы с этим веком: то есть, когда говорят: «В наше время все думают так» - это некая схема, и с ней мы не должны сообразовываться. Если мы хотим узнать волю Божию, необходимо заведомо отбросить и проигнорировать то, что один из мудрецов XVII века Френсис Бэкон называл «идолами толпы», то есть мнения окружающих.

Всем без исключения христианам сказано: «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим… не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 1-2); «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5: 17). Да и вообще волю Божию можно узнать только через личное общение с Ним. Поэтому близкие с Ним отношения, и служение Ему будут необходимым условием для поиска ответа на наш вопрос.

Жить в согласии с заповедями Божиими

Как узнать волю Божию? Да очень просто: надо открыть Новый Завет, Первое послание апостола Павла к Фессалоникийцам, и прочитать: «Воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4: 3). А освящаемся мы послушанием Богу.

Так что есть только одно верное средство узнать волю Божию - это жить в согласии с Господом. И чем более мы утверждаемся в такой жизни - тем более как бы укореняемся, утверждаемся в богоподобии, приобретаем действительный навык в осмыслении и исполнении воли Божией, то есть в сознательном и последовательном исполнении Его заповедей. Это общее, а частное вытекает из этого общего. Потому что если человек в какой-то конкретной жизненной ситуации хочет узнать волю Божию о себе и, допустим, узнаёт ее от некоего духоносного старца, но расположение самого человека не духовно, то он не сможет эту волю ни понять, ни принять, ни исполнить… Так что главное - это, вне всякого сомнения, трезвенная, духовная жизнь и внимательное исполнение заповедей Божиих.

И если у человека в жизни наступает какой-то важный период и он действительно хочет сделать правильный выбор, поступить по-Божески в той или иной непростой ситуации, то именно исходя из всего сказанного первое средство узнать волю Божию - это усилить свою церковную жизнь, то есть понести особый труд духовный: поговеть, исповедаться, причаститься, проявить большее, чем обычно, усердие в молитве и чтении слова Божиего - вот основной труд для того, кто действительно хочет узнать волю Божию в том или ином вопросе. И Господь, видя такое трезвенное и серьезное расположение сердца, обязательно даст понять Свою святую волю и даст сил для ее исполнения. Это факт, проверенный многократно и самыми разными людьми. Только нужно проявить постоянство, терпение и решимость в искании именно правды Божией, а не в угождении своим мечтам, желаниям и планам… Потому что всё названное есть уже своеволие, то есть не сами планы, мечты и надежды, а желание, чтобы всё было именно так, как нам хочется. Здесь вопрос действительной веры и самоотречения, если угодно, готовности последовать Христу, а не своим представлениям о правильном и полезном. Без этого нельзя.

Молитва аввы Исаии: «Боже, сотвори со мною милость и, что благоугодно Тебе о мне, внуши отцу (имярек) казать то о мне»

На Руси принято просить совета в особенно важные моменты жизни у старцев, то есть у опытных духовников, наделенных особенной благодатью. Это стремление глубоко укоренено в традиции русской церковной жизни. Только, отправляясь за советом, нужно помнить, опять же, о том, что и от нас требуется труд духовный: крепкая молитва, воздержание и покаяние со смирением, готовность и решимость исполнять волю Божию - то есть всё то, о чем мы говорили выше. Но кроме того, еще обязательно и усердно надо молиться о просвещении духовника благодатью Духа Святого, чтобы Господь по милости Своей через отца духовного открыл нам Свою святую волю. Есть такие молитвы, о них пишут святые отцы. Вот одна из них, предложенная преподобным аввой Исаией:

«Боже, сотвори со мною милость и, что благоугодно Тебе о мне, внуши отцу (имярек) казать то о мне» .

Желать именно воли Божией, а не своей

Волю Божию можно узнать разными способами - через совет духовника или , через чтение слова Божиего или с помощью жребия и пр. Но главное, что должен иметь желающий узнать волю Божию, - это готовность беспрекословно следовать ей в своей жизни. Если такая готовность есть - Господь обязательно откроет человеку Свою волю, возможно и неожиданным способом.

Нужно внутренне приготовиться к любому исходу, не прикипать ни к одному из вариантов развития событий

Мне нравится святоотеческий совет. Как правило, мы жаждем узнать волю Божию в тот момент, когда стоим на распутье, - перед выбором. Или когда мы предпочитаем один вариант развития событий - другому, менее для нас привлекательному. Во-первых, нужно постараться настроить себя одинаково по отношению к любому пути или развитию событий, то есть внутренне приготовиться к любому исходу, не прикипать ни к одному из вариантов. Во-вторых, искренне и горячо помолиться о том, чтобы Господь устроил все по Своей благой воле и сделал все так, как будет полезно для нас в плане нашего спасения в вечности. И тогда, как святые отцы утверждают, откроется Его Промысл о нас.

Быть внимательным к себе и своей совести

Будьте внимательны! К себе, к окружающему миру и ближним своим. Воля Божия открыта для христианина в Священном Писании: человек может получить ответ на свои вопросы в нем. По мысли блаженного Августина, когда мы молимся, то мы обращаемся к Богу, а когда читаем Священное Писание - Господь отвечает нам. Воля Божия есть в том, чтобы всем прийти ко спасению. Зная это, стремитесь волю свою во всех событиях жизни направлять навстречу Богу спасающему.

И «за все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 18).

Волю Божию узнать довольно просто: если совесть при испытании молитвой и временем не «бунтует», если решение того или иного вопроса не противоречит Евангелию и если духовник не против вашего решения - значит, воля Божия есть на то решение. Каждый свой поступок нужно рассматривать через призму Евангелия и сопровождать молитвой, пусть самой краткой: «Господи, благослови».

Каждый верующий человек стремится к познанию Божией воли о себе, о других, и о мире вообще, поскольку он знает, что Бог, как Всеведущая и Вездесущая Личность, наделенная бесконечной мудростью и великой любовью к Своим детям, хочет для них только лучшего.

Многие также верят в то, что на небе еще до рождения человека ведутся записи его предназначения и реальных поступков. Псалмопевец Давид, рассуждая о своей жизни, писал: « в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Псалтирь 138:16).

Не то, чтобы у нас после такой записи нет выбора, как жить. Мы всегда вольны выбирать свой путь. Однако Богу известны наши сильные и слабые стороны, а так же то, чего мы можем достичь, используя свой потенциал на 100%. Как же проникнуть в тайну этих небесных записей и хотя бы немного приоткрыть завесу того, что Бог от нас ожидает?

Стоит ли нам вообще знать о воле Божьей о себе или лучше просто плыть по жизни, опираясь только на свои стремления?

Где почерпнуть знания о Божией воле

Великий пророк Иеремия, получавший видения от Самого Бога, писал: «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иеремия 29:11) .

Высказывание пророка подтверждает веру людей в то, что Богу не все равно, как живут люди. Он желает нам добра и хочет открыть Свою благую волю.

В другом месте у пророка есть такие слова: «воззови ко Мне - и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь» (Иеремия 33:3). Это дает нам надежду на то, что возможно увидеть, какой должна быть наша жизнь. Однако стоит искать такого знания и просить о нем?

Как узнать волю Бога?

Итак, существуют следующие способы, так или иначе узнать волю Бога.

  1. Молитва. У верующих людей есть великая возможность обращаться к Самому Богу, спрашивая, что Он хочет от нас. На этот случай существует прекрасная молитва о познании и исполнении Божьей воли. Звучит она так:

«Господь Отец Небесный! Во имя Иисуса Христа укажи мне путь, по которому мне идти! Даруй мне познать волю Твою, помоги мне уразуметь пути Твои. Дай мне кротости и Страха Господня, чтобы мне научиться путям Твоим. Помоги мне и научи меня исполнить волю Твою!

Дай мне сильное желание добиться тех целей, которых мне нужно добиться по Твоей воле! Дай мне стремление исполнить Твою волю от души, с усердием. Даруй мне Твои стимулы и Твои желания для исполнения Твоей воли. Удержи меня от греха неточного исполнения Твоей воли и помоги мне следовать за Тобой в послушании.»

Если мы будем молиться подобным образом, Бог наверняка ответит нам через какие-то знаки, а может быть, пошлет новые мысли и идеи, как нам поступить в той или иной ситуации.

  1. Совет мудрых людей. Очень часто мы можем получить ответ на молитву о познании и сути Божьей воли, прислушавшись к тому, что говорят о нашей ситуации мудрые люди. Это, своего рода, знак, подсказка для тех, кто очень хочет знать, как ему поступить.
Мудрыми людьми могут быть наши родители и друзья, в ком мы не сомневаемся, и даже священники, поскольку они погружены в духовный мир и могут вынести из него гораздо больше, чем обычные люди.

Главное для нас, ищущих не просто мудрости, а именно воли Божией, быть внимательными к тому, насколько люди, дающие нам совет, способны видеть Божественный промысел в нашей жизни.

  1. Пример Иисуса Христа . Христианская традиция гласит, что, однажды, Сам Бог, ну или его Сын спустился на землю в человеческом образе, чтобы показать людям пример: как нужно жить. Он хотел, чтобы мы стремились к совершенству в мыслях и поступках. Как же пример Христа может помочь нам узнать Божию волю?

В воскресных школах учат: каждый раз, когда вы не знаете, что предпринять в той или иной ситуации, спросите себя: а как бы поступил Христос? Тогда все встанет на свои места, и вы точно будете знать, какой путь правильный и чего от вас ждет Бог даже в данной конкретной жизненной ситуации.

  1. Библия. Стоит сказать о том, что на многие вопросы, касающиеся морали, выбора добра или зла, а так же, многих житейских ситуаций, Библия дает те или иные советы, рекомендации и даже прямые Божии повеления.

К примеру, с давних времен до нас дошли 10 заповедей, которые говорят о запрете убийства, воровства, измены, лжи и др. Поэтому чтобы узнать правильно ли мы поступаем сегодня и что «посоветовал бы сделать нам сам Бог» — весьма правильно будет обратиться к этой книге, проливающей свет на многие волнующие нас вопросы.

  1. Совесть и здравый смысл. Помимо того, прописные истины содержатся еще и в нашем сердце. Мы можем слышать голос совести, говорящий нам, что хорошо и что плохо.

Однако, к большому сожалению, совесть не всегда является надежным каналом, по которому послания с неба могли бы нам поступать, поскольку человек своим выбором и волевым решением может заглушить свой голос совести. В таком случае она будет говорить все тише и реже.

Гораздо лучше прислушиваться к себе самому, чтобы знать, на правильном ли пути мы находимся. Кроме того, наш здравый смысл, вместе с совестью, может быть нам хорошим подспорьем. Не зря мы созданы с феноменальной способностью мыслить, рассуждать и принимать решения.

Именно поэтому мы должны быть ответственными за свои поступки сами, иначе, когда мы перекладываем с себя ответственность на кого бы то ни было, даже на Самого Бога, это не приводит ни к чему хорошему.

Как понять, что хочет от нас Бог?

Согласитесь, что наиболее верно мы можем определить, что хочет от нас Бог, пользуясь сразу несколькими источниками познания воли Божией. Если мы будем использовать какой-либо один источник, мы легко сможем ошибиться.

Стоит ли, к примеру, молиться о познании Божией воли и искать прямо-противоположный ответ в знаках, обстоятельствах нашей жизни, когда Библия и совесть говорят определенно, что нам нужно делать?

Бог, конечно же, не будет противоречить Своим повелениям, высказанным ранее. Именно поэтому людям, желающим серьезно искать Божию волю, стоит исследовать Библию в поисках ответов на свои вопросы, а так же усердно молиться, спрашивать совета мудрых людей и рассуждать самим, какой путь им стоит выбрать.

Можно подумать, что мы не вольны ничего делать с нашей жизнью. Бог – Всемогущий, Он все сделает Сам. Но такая позиция не верна, как и противоположная ей, которая звучит так: я – сам хозяин своей жизни, не хочу даже знать, кто там и что придумал по поводу моей жизни. Да, мы вправе выбирать то или иное.

По сути, Бог дал каждому человеку изначальную свободу действия, так что только человеку подвластно решение, как поступать: в соответствии с заповедями и Божьей волей или против нее. А, так же, вообще слушать свою совесть и советы мудрых людей или не обращать на них особого внимания. Но, конечно же, для начала надо научиться понимать что «советует нам Сам Бог», а затем уже решить как нам следует поступить.

Однако наша жизнь может стать гораздо ярче, и мы сами будем гораздо счастливее, если найдем свое истинное предназначение и узнаем, что Бог хочет от нас. А для этого нам нужно научиться слышать то, что нам говорят небеса и замечать определенные знаки в нашей жизни, посылаемые свыше.

Ну и конечно же чаще посещайте наш портал обучения и саморазвития, читайте и другие наши не менее интересные статьи, например , и многое много другое.

Спрашивает Дима
Отвечает Александра Ланц, 29.11.2010


Вопрос : "Как понять волю Бога относительно твоей жизни? Всегда ли Его воля против наших собственных желаний и стремлений?"
Доброго вам времени суток, Дима!

Сейчас я скажу вам то, что, вполне возможно возмутит ваше сердце, поэтому я молю Господа Бога помочь вам обдумать сказанное спокойно.

Существует мнение о том, что понять волю Бога невозможно, т.е можно находиться в процессе её понимания, слегка даже что-то понимать, но понять всё - это выше наших возможностей. Лукавое мнение, однако, потому что в Библии есть чёткие, ясные, однозначные стихи о том, что целью уверовавшего как раз должно быть постижение и исполнение воли Бога.

"не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная ".

"Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия ".

И как можно учить кого-то о том, что познать волю Бога невозможно, если Сам Иисус говорит, что только исполняющий волю Отца сможет войти в Небесное Царствие?!

"Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного " ().

Апостол Иоанн вслед за Божественным Учителем провозглашает:
"И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек " () , из чего несложно сделать вывод о том, что неисполняющий волю Бога погибнет навеки.

Заметьте, что эти слова относятся ко всем людям, которые называют себя верующими. Без исключений!

Почему же тогда так мало верующих может чётко сформулировать, в чём заключается воля Бога? Почему, мы спрашиваем "как понять, в чём воля Бога", а ответ найти никак не можем?

Главная причина в том, что мало кто вообще этим интересуется и мало кто вообще читает Библию, где дан ответ на этот вопрос.

Другая причина в том, что нам всё время кажется, что воля Бога распростаняется исключительно на то, когда и с кем мы должны завести семью, сколько детей родить, кого выбирать в друзья, в какой институт поступать, где работать и т.д. Хотя Бог говорит о том, что не это должно быть нашей главной заботой ().

Ещё одна причина в том, что даже если мы начинаем постигать Божию волю, то всё в нас сразу же начинает противиться ей, потому что воля Бога духовна, а мы - плотяные, проданные греху (), наше плотское "я" всегда противится Богу ().

Самое интересное, что воля Бога о человеке, вообще, легко постижима, но ужасно трудно принимаема . Вот в чём проблема!

Легко ли вам понять, например, эти слова:

"Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво... Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости" (Фес.4:3-7).

"О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим" ().

"Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя - как волны морские" ().

Понять легко. Принять сложно. Поэтому и бытует мнение, что даже понять невозможно. А всё просто: "будьте святы" , как и Отец ваш свят ( ; ). Не кто-то должен быть святым, а ты, если называешь себя христианином.

Всегда ли воля Бога против наших желаний? Судите сами...

вам хочется смотреть на некоторых людей с вожделением, а Бог говорит, что это грех ().

Вам хочется выглядеть так, чтобы привлекать внимание противоположного пола, а Бог говорит, что человек, приносящий соблазн в жизни других людей, виновен так же, как и те, кто поддадутся этому соблазну ().

Вам хочется быть всегда первым, а Бог говорит, что надо быть слугой людям ().

Вам хочется, чтобы все признавали, какой вы хороший, а Бог говорит, что когда творишь милостыню, пусть твоя левая рука не знает, что делает правая ().

Вам хочется жить в покое и радости, а Бог говорит, что жить надо благочестиво, а это в свою очередь прородит гонения (). И так далее.

Только вот сдаётся мне, что это именно наша воспитанная в этом мире воля постоянно противостоит воле Бога. Это нам, с нашим извращённым сознанием и ложным пониманием того, что такое счастье, страшно поверить Богу в том, что именно его воля правильная и несёт нам настоящие покой и радость.

С уважением,

Читайте еще по теме "Разное":

Новая книга

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга«Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова» .

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо-лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

С вя-тые от-цы во-об-ще хуль-ные мыс-ли по-чи-та-ют не на-ши-ми, а вра-жи-ими при-ло-га-ми, и ког-да мы с ни-ми не сог-ла-ша-ем-ся, но и скор-бим о том, что они к нам на ум ле-зут, то это и есть знак на-шей в оных не-вин-нос-ти. От-нюдь не на-до сму-щать-ся о том, что они при-хо-дят. Ибо ес-ли че-ло-век сму-ща-ет-ся, то враг бо-лее на не-го восс-та-нет, а ког-да не вни-ма-ет оным, ни во что вме-ня-ет и за грех не счи-та-ет, тог-да и по-мыс-лы ис-че-за-ют.

все поучения →

Расписание Богослужений

март ← →

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 16
23
30

Завтра, 14 марта1 марта ст. ст.

Казанский и Введенский храмы

Полунощница, утреня, 1, 3, 6, 9 часы, изобразительны, вечерня

Казанский храм и Введенский храмы

Великое повечерие. Великий канон

Последний фотоальбом

Сретение Господне

Видео

Духовные беседы с паломниками

все видеоролики →

Воля Божия

Я не закрываю глаза на совершающееся и на грядущее... и стараюсь быть ко всему готовым, чтобы иметь возможность сказать псаломскими словами: «Уготовихся и не смутихся» (Пс. 118, 60). Непостижимы для нас пути Промысла Божия. Не можем мы их понять. Поэтому со всем смирением предаюсь в волю Божию. В предании себя и всего в волю Божию обретаю мир душе моей. Твердо верю, что все в руках Божиих... Чаю жизни будущего ве-ка... (преп. Никон).

Не беспокойся много об устройстве своей судьбы. Имей только неуклонное желание спасения и, предоставив Богу, жди Его помощи, пока не придет время (преп. Амвросий).

Ты полагаешься на мой совет и благословение о твоем замужестве. Но кто я, и что значу? Будущее мне неизве-стно — будешь ли ты счастлива в супружестве или нет, и потому не беру на себя сказать тебе решительно, а предо-ставляю воле Божией. Воля же Божия не связывает нашего самовластия, но совершается, взирая на оное — к чему клонится. Есть воля Божия по благоволению, и есть воля Божия по попущению, — и сия последняя бывает, когда мы хотим, чтобы было непременно так, как мы думаем, что будет для нас хорошо. А когда отдаемся в волю Божию и ищем не того, чего хотим, а что Ему будет угодно и нам полезно, то в сем бывает воля Божия — по благоволению, полезная и спасительная для нас, а при воле Божией, бывающей по попущению, неизбежны скорби и печали (преп. Макарий).

В сем мире ничего не бывает постоянного. Гляди на улицу: утром был дождь, а в полдень ясно, а к вечеру опять холодно. То ветер, то тихо, то гроза, то жара; так и в нашей жизни — всегда будь готова следовать воле Божией, нравится ли то нам или нет (преп. Анатолий).

Теперь могут быть такие случаи: последовать своей воле нельзя и спросить не у кого. Как же поступить? Нужно подумать, как Господь поступил бы по Своей кротости... Заповеди Божии были и есть всегда основанием жизни... Предайтесь воле Божией (преп. Никон).

Если всецело положиться на волю Божию, тогда все будет хорошо, и неприятное будет приниматься как долж-ное. Все, что ни совершается, ведет ко спасению душ наших, и при этом великая премудрость и глубина откры-вается. «Любящим Бога вся поспешествуют во благое» (Рим. 8, 28) (преп. Никон).

Прежде чем что-либо сделать, помолись и подумай, бу-дет ли это разумно и Богу угодно (преп. Никон).

Искреннее желание служить Господу Богу и вручение всецело и себя, и всего, и всех в волю Божию, всеблагую, совершенную, приносят сердцу мир Божий, даже при пе-реживании различных скорбей, и внешних, и внутренних, душевных. «Молись Богу об удалении от тебя напасти и вместе отрекайся своей воли, как воли греховной, воли сле-пой. Предавай себя, свою душу и тело, свои обстоятельства, и настоящие, и будущие, предавай близких сердцу, ближних твоих воле Божией, всесвятой и премудрой...» Слава Богу! Слава Богу! За все слава Богу! От этих чудных, святых слов отступают мрачные мысли, тягость. Приходят в душу че-ловека мир, утешение, радость. Да будет воля Твоя, Господи! Слава Богу за все! (преп. Никон).

Молись по-детски, в простоте сердца о всех нуждах и скорбях твоих и вручай себя воле Божией, ибо Господь строит наше спасение (преп. Никон).

Веруя в пекущийся обо мне Промысл Божий, боюсь направлять по своему смышлению свою жизнь, ибо на-блюдал, как своя воля приносит человекам скорби и трудно-сти... Да будет же воля Божия, благая и совершенная! Ей вручаю себя, и всю жизнь, и всех. Принятие воли Божией мир приносит сердцу моему... (преп. Никон).

Есть желание предаться во всем на волю Божию, не самому, по своему смышлению, располагать свою жизнь. Верую, что Господь пошлет мне именно то, что нужно и полезно мне... (преп. Никон).

Надо молиться, да укажет Господь путь... Будем мо-литься Господу, да спасет нас и да поможет нам в бедах и нуждах. Иного пристанища и надежды не вижу. Челове-ческие расчеты и суетны, и ошибочны. Когда приходится терпеть и трудное что-либо, но знаешь, что нет тут своей воли, получается нравственное облегчение и мир души. Да будет воля Божия! Да не посрамит Господь веры нашей и преданности воле Его. Единая надежда на Бога. Вот твер-дое основание. Остальное все непрочно, и особенно в на-шем положении. Совершенно не знаешь, где лучше, где хуже и что ожидает. Да будет воля Божия!.. Мне прихо-дила мысль, что мы, иноки, отрекшиеся мира, ныне, хотя и невольно, проводим мироотречную жизнь. Так судил Гос-подь. Наше дело — хранить себя в вере и блюсти себя от всякого греха, а все остальное вручить Богу (преп. Никон).

Гордость человеческая говорит: мы сделаем, мы достигнем, и начинаем строить башню Вавилонскую, требуем от Бога отчета в Его действиях, желаем быть распорядителями вселенной, мечтаем о заоблачных престолах, — но никто и ничто не повинуется ей, и бессилие человека доказывается со всею очевидностью горьким опытом. Наблюдая опыт сей из истории и древних, давно минувших дней, и современ-ных, прихожу к заключению, что непостижимы для нас пути Промысла Божия, не можем их понять, а потому необ-ходимо со всем смирением предаваться воле Божией (преп. Никон).

Статья «О воле Божией» епископа Игнатия научает покоряться воле Божией. Знать то, что говорится в этой статье, необходимо каждому верующему человеку, безраз-лично — монаху или мирянину. К великому прискорбию, по большей части видишь и слышишь кругом себя и в себе ропот, нежелание подчиниться тому, что посылает Господь, требование справедливого к себе отношения и прочие без-умные проявления противления воле Божией. Как велика наша немощь! Как слаба наша вера! Не наше дело рассуждать, зачем и почему нас постигает то или иное: надо знать, что это воля Божия, надо смириться, а требовать, так сказать, у Бога отчета — есть крайнее безумие и гордость. Итак, каждый должен: требовать от себя (то есть понуждать себя на делание) исполнения заповедей и все, что делают с нами другие люди, что без содействия людей с нами совершается — считать праведным судом Божиим для нашей пользы, нашего спасения и смиренно все то терпеть. Это будет душеспасительно и принесет мир в сердца наши. Господи! Да будет воля святая Твоя! Постижение воли Божией доступно чистым по жизни своей. Они получают дар духовного рассуждения, а оно выше всех добродетелей (преп. Никон).

Наблюдая события и своей жизни, и других людей, с поразительной ясностью можно усмотреть стечение об-стоятельств. Никакие осторожности и мероприятия не мог-ли и не могут предупредить совершающегося, ибо оно совершается по суду Божию. Некого винить. Надо сми-риться и терпеть. Иначе погрешим против Бога (преп. Никон).

Чрез всех и все с тобою говорит воля Божия, доставляя тебе богатно случаи запечатлеть, засвидетельствовать мыс-лью, словом или делом добротность твоего направления к Свету лица Божия, а не на поиски изменения жизни с полезностью душевной работы твоей над собою. Направь сначала себя молитвой на путь спасения, тогда и станешь христианкой, кротким молчаливым примером, влекущей дру-гих на путь сей (преп. Анатолий).

Трудно было бы жить на земле, если бы и точно нико-го не было, кто бы помог нам разобраться в жизни... А ведь над нами Сам Господь Вседержитель, Сама Любовь... Поло-жись на волю Господню, и Господь не посрамит тебя. Положись не словами, а делами... Оттого и трудна стала жизнь, что люди запутали ее все своим мудрованием, что вместо того, чтобы обращаться за помощью к Богу, стали обращаться к своему разуму да на него один полагаться... Не бойся ни горя, ни болезней, ни страданий, ни всяких испытаний — все это посещения Божий, тебе же на поль-зу... (преп. Анатолий).

Мы должны быть уверены, что Промысл Божий всегда о нас промышляет и устрояет к пользе, хотя и противны-ми нам случаями (преп. Лев).

Желание ваше знать о мне, престает ли волнение, не могу вполне удовлетворить ответом: скажу только, что по наружности ничего не видно, а по внутренности и тайно что строится — ничего не знаю, только о том уверен, что ничего не может со мною последовать, чего не попу-стит Бог, а когда что угодно Ему послать за грехи мои — должен принимать с покорностью, ибо от руки Его ни-куда не избежим (преп. Лев).

Где воспоследует воля Божия, там никакие пресильные препятствия не преодолеют (преп. Лев).

Милосердый же Господь исполняет и обращает все в Свою волю и на пользу нашу, хотя по видимому и против-ными нам средствами и последствиями. Мы при помощи Премилосердого Господа Бога потерпим, да и посмотрим... (преп. Лев).

Христос Спаситель наш рек о Себе: «не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5, 30). И имея в виду горькую чашу страданий, преклонь колена, моляшеся, гла-голя: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Ср.: Мф.26, 39). Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе. Взирая на Него, Начальника веры, терпением да течем на предлежащий нам подвиг, укрепляем себя молитвою сми-ренною: по воле Твоей, Господи, так да будет о мне! (преп. Моисей).

По чувству христианской любви, милующей и мило-сердствующей, нельзя не убеждаться требующим оной. Но позволит ли возможность исполнить желаемое, не знаю. То остается сказать: по воле Твоей, Господи, да будет то или другое. Посылаемое все надобно принимать, как от руки Господни: скорбное ли — к терпению, приятное ли к благодарению (преп. Моисей).

Справедливо то, что не мы распоряжаемся временем, но оно нами. А действия должны быть основаны на истине, которая непрестанно гласит: если Бог восхощет, сотворим то или другое по предложению (преп. Моисей).

Старинные люди хоть и очень простые были, но пого-ворки их очень мудрые и основательные. Не живи, как хо-чется, а как Бог приведет (преп. Амвросий).

Как угодно будет Господу решить твою участь, живо-том или смертью, предоставь это всеблагому Его Промыслу, только во всяком случае старайся быть в мирном устрое-нии, против всего и против всех. Господь Судия нелице-мерный. В свое время рассудит все правосудно и воздаст каждому по делам его. А наше главное дело, пока нахо-димся в этой жизни, терпеть все, смиряться и просить от Господа помощи и помилования, и будет хорошо (преп. Амвросий).

Всеблагий Промысл Божий всегда устрояет о нас то, что для нас полезнее. Мы же по неведению часто стре-мимся к противному. Убийца искони грозил убийством, но сказано, что не у прииде час сей. Един Господь ведает, как попустится ему устроить это злодейство, или совсем не попустится. Мученики, предаваясь воле Божией, одни уми-рали мученическою кончиной, а другие по воле Божией просто умирали в темнице. Предадимся и мы воле Божией и всеблагому Промыслу Господа, да устроит о нас благое и спасительное, якоже весть и якоже будет Ему благоугодно (преп. Амвросий).

Пишешь, что тебе мать Игуменья сказала: «ты сама не знаешь, к чему тебя соблюдает Господь или Промысл Бо-жий». И не нужно испытывать, а предаваться во всем воле Божией, — как Господу угодно будет, так о нас и да устро-ит (преп. Амвросий).

В одном месте молились о дожде, а в другом — чтобы не было дождя, вышло же, что Бог хотел (преп. Амвросий).

Чадце! покорись воле Божией, и враг отбежит от тебя, смущающий тебя... Стой, где можно будет в церкви, и твори Иисусову молитву, как мытарь, и поможет тебе Гос-подь (преп. Амвросий).

А что касается до слухов касательно перемещения вас в другой монастырь: то, во-первых, слухам этим не прида-вайте большого значения, ибо слухи чаще всего оказывают-ся ложными. А во-вторых, в деле этом более предавайтесь воле Божией. Если Владыка будет вам предлагать, можете просить его, чтобы вас оставил на прежнем месте. Если же, помимо предложения, последует определение Святейшего Синода о вашем перемещении в другой монастырь, то и поневоле должно будет перебираться. Но да будет с вами святая воля Божия! Всеблагий Господь знает, что для нас полезнее; так и устроит (преп. Иосиф).

Пусть будет всякий невинен или оправдан не только пред начальством и пред самим Богом, Который праведных любит и грешных милует, и не хочет смерти грешного, но еже обратитися и живу быти ему, и решительно всем чело-веком хощет спастися и в разум истины прийти. Будем и мы согласны с сею Божиею волею. Помни того, который сказал: «Господь мне помощник, и не убоюся: что сотворит мне человек» (Пс. 117, 6). Уповая на Него, не изнемогай. Больше сего не знаю, что тебе сказать. Господь Всеблагий да вразумит тебя во всем творити волю Его, благую и благоугодную, и совершенную (преп. Моисей).

Касательно ожидаемого вами перевода в Псковский мо-настырь, я уже писал вам, чтобы более полагались на волю Божию. Ибо то только и хорошо бывает и полезно для нас, что согласно бывает с волею Божиею (преп. Иосиф).

Все надо предать воле Божией, — и разлуку нашу. Господь вразумляет нас, чтобы не прилеплялись к земному, как бы дорого оно ни казалось, чтобы стремились мы к небесному, спасая души наши. А всему земному давай цену земную... Лишь бы душу спасти, а остальное все суетно. Здесь все изменчиво. И мысли наши должны быть в Боге, в будущей жизни. Земное все пройдет (преп. Никон).

Об о. М. советую не утруждать архипастыря. Пусть Божия будет воля в лице его. Мир душевный указан нам во смирении сердца, а удовлетворением гордыни мирность не прочна. Пусть научится не вслед себя ходити, но во отвержении своего мудрования и воли обретать душевный покой (преп. Моисей).

Воровство

Это зло — воровство, кажется, ничем совершенно не истребится, кроме всемирного огня. Впрочем, не противно совести придумывать и изыскивать средства к обузданию этого зла вверенных вам от Бога людей, за которых в свое время потребуется давать пред Богом ответ (преп. Антоний).

Ворожба

...«Не нужно ворожиться, а лучше на волю Божию положиться». К ворожеям ходят люди двоедушные, которые не надеются на милость и помощь Божию, а ищут помощи человеческой или надеются более на какие-либо расчеты человеческие, а не на Бога и Его всесильную помощь и вездесущий Промысл (преп. Амвросий).