Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Почему нельзя женщинам на афон. Особое отношение церкви к женщинам. Ужасы Домостроя преувеличены

Почему женщина не может быть священником; почему женщин не пускают на Афон, в алтарь, на соборы? Что написано в Домострое об их правах и почему женщине нельзя то, что можно мужчине? Неужели она хуже?

Почему женщин не пускают на Афон

Святая гора Афон - полуостров в Греции, на котором расположено 20 крупных мужских монастырей (не считая более мелких монашеских общин). В Византии вход во все мужские монастыри женщинам был строго запрещен. Святая гора считается земным уделом Божией Матери - предание гласит, что Пресвятая Богородица и евангелист Иоанн отправились в морское путешествие, но попали в шторм в пути и сбились с курса, в конце концов пристав к подножию горы Афон, в том месте, где теперь расположен Иверский монастырь. Пораженная красотой этих мест, Матерь Божия попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона.

В 1045 году при византийском императоре Константине IX Мономахе был принят устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. Указ президента Греции от 1953 года предусматривает тюремное заключение на срок от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет (надо сказать, что во время гражданской войны в Греции 1946–1949 гг. на Святой Горе находили пристанище женщины-беженки, как и не раз во время турецкого владычества). Сохранение запрета было одним выдвинутых Грецией условий вступления в Евросоюз. Несмотря на это, периодически различные органы ЕС пытаются оспорить этот пункт. До сих пор этого сделать не удавалось, так как формально Афон находится в частном владении - вся территория горы разделена на двадцать частей между расположенными тут монастырями. Надо заметить, что древний византийский запрет на посещение монастырей лицами противоположного пола в Греции до сих пор соблюдается достаточно строго - не только на Афон, но во многие мужские монастыри не пускают женщин, а в большинство женских монастырей не пускают мужчин (кроме служащего духовенства).

Женщины на Поместных соборах

Большую часть церковной истории отсутствие женщин на церковных соборах обуславливалось словами апостола Павла: «жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор, 14, 34-35). Русской Православной Церковью это правило строго соблюдалось вплоть до ХХ века. Даже на известном количеством предлагавшихся на нем церковных инноваций Поместном соборе 1917-1918 годов женщины (включая монашествующих), хотя и могли присутствовать, но не имели права голоса. Впервые в истории Церкви женщины приняли участие в Поместном Соборе РПЦ в 1971 году, когда избирался патриарх Пимен. Участвовали женщины и в работе Поместного собора 1990 года, избравшего Патриарха Алексия II.

Согласно канонам Церкви, полноправными членами Поместных соборов являются только преемники апостолов - епископы. Канонов, предусматривающих участие в соборах клириков и мирян, нет, хотя подобные случаи в истории Церкви, особенно после падения Византийской империи, были. В России в начале ХХ века развернулась широкая полемика об участии в соборах не только епископов. В результате членами собора 1917-1918 гг. были и клирики, и миряне. Ныне действующий Устав Русской Православной Церкви, принятый в 2000 году, также предусматривает участие клириков и мирян в Поместном соборе. Однако епископат удерживает за собой канонически обоснованный контроль за решениями Поместного собора: любое решение может быть принято собором только с согласия большинства присутствующих на нем епископов.

Почему женщина не может быть священником

Многовековая православная церковная традиция никогда не знала женщин-«священниц», практика «рукоположения» женщин в священнический и епископский сан не приемлется Православной Церковью.

Против женского священства есть несколько аргументов. Во-первых, «священник на литургии - это литургическая икона Христа, и алтарь - это комната Тайной вечери. На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя. ...Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа. ...Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский» (диакон Андрей Кураев, «Церковь в мире людей»).

Во-вторых, священник - это пастырь, а женщина, созданная как помощница, сама нуждается в поддержке и совете и потому не может нести пастырское служение в полноте. Свое призвание она призвана осуществлять в материнстве.

Не менее весомым аргументом является отсутствие самой идеи женского священства в церковном Предании. «Священное Предание - это не просто традиция, - пояснил нам профессор Московской духовной академии доктор богословия А.И. Осипов. - Важно уметь отличать случайные традиции от традиций, имеющих глубокие религиозные корни. Есть веские аргументы в пользу того, что отсутствие женского священства - существенная традиция. В истории Церкви первое столетие называется веком чрезвычайных дарований. Одновременно с крещением люди получали дарование, некоторые сразу несколько: пророчество, дар языков, дар исцеления болезней, изгнания бесов… Дарования, очевидные для всех, поражавшие язычников, убеждавшие их в значимости и силе христианства. В этот век мы видим иное отношение к Закону иудейскому, из которого исторически (но не онтологически) вышло христианство. В частности, другое отношение к женщине. Среди святых того времени есть равноапостольные Мария Магдалина, Фекла - женщины, которые по своим дарованиям оказались на одном уровне с апостолами, занимались тем же - проповедью христианства. Но нигде и никогда уровень их церковного почитания не соединялся с дарованием им священства.

Более того, когда во II-III вв. в секте маркионитов появилось женское священство, это вызвало решительный протест целого ряда почитаемых святых и учителей Церкви.

Божия Матерь, почитаемая выше Ангелов, не была священником. Вопрос недопустимости женского священства в богословской литературе подробно не освещен: есть только отдельные высказывания по этому поводу. Но дело в том, что в науке новая теория принимается только тогда, когда есть новые факты, ее подтверждающие, и принципиальные недостатки, присущие предшествующей теории. Богословие - тоже наука. Так что по общему для всех наук принципу богословские аргументы должны представить не противники женского священства, а его защитники. Аргументы эти могут быть только из двух источников - Священного Писания и учения святых отцов. Ни в Писании, ни в святоотеческой литературе нет ни одного факта, подтверждающего возможность женского священства».

Для справки: первая женщина-«священник» в истории христианства появилась в одной из церквей Англиканского содружества (объединение англиканских церквей всего мира). Ее звали Флоренс Ли Тим Ой (1907–1992). В 1941 году, получив богословское образование, она стала диакониссой и служила в общине китайских беженцев в Макао. Когда японская оккупация Китая привела к тому, что община в Макао оказалась без окормления священника, англиканский епископ Гонконга рукоположил ее в сан священника. Это был вынужденный шаг. Так как это произошло за 30 лет до того, как какая-либо из англиканский церквей официально разрешила женское священство, доктор Ли Тим Ой прекратила священническое служение сразу после окончания Второй мировой войны. Она умерла в 1992 году в Торонто; к этому времени женское «священство» было введено в большинстве англиканских церквей, чем дальше, тем больше отступающих от апостольских установлений не только в этом вопросе. «Почему же протестанты дерзают вводить священников-женщин? Здесь есть внутреннее противоречие, - считает о. Иов (Гумеров), преподаватель Священной истории Ветхого Завета московской Сретенской семинарии. - Ведь в спорах с православными протестанты, чуть что, говорят: «А где это сказано в Библии?» Но в вопросе женского священства поступают прямо противоположным образом. Рассуждения о том, что если в Библии не сказано «нет», значит, можно - это формализм, лукавство и отказ воспринимать истинный дух Священного Писания».

Покойный митрополит Сурожский Антоний считал, что с богословской точки зрения вопрос о призвании женщины еще только должен быть проработан. «Я убежден, что мы должны вдумываться в эту проблему всеми силами ума, с полным знанием Писания и Предания, и найти ответ» («Православная Церковь и женский вопрос», Вестник РСХД, II-2002). О высоте и ответственности священнического призвания владыка писал так: «Священство - состояние, исполненное такого страха, что вожделевать его невозможно. Его можно принять почти что со священным трепетом, с ужасом, и, следовательно, сан священника - не предмет статуса, разве что мы низводим священство на уровень неквалифицированной общественной работы и проповеди и своего рода «христианского социального служения».

Известны слова Апостольских посланий обо всех верующих: «Вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2,9). Как понимать эти слова? Митрополит Антоний Сурожский так объясняет эту мысль: «Мне кажется, можно ответить, что всеобщее священство состоит в призвании всех тех, кто принадлежит Самому Христу, кто через крещение стал Христовым… освящать этот мир, делать его священным и святым, приносить его как дар Богу. Это служение состоит в первую очередь в том, чтобы приносить Богу собственную душу и тело как живую жертву, и в этом приношении самого себя приносить - все, что наше: не только чувства, и душу, и мысли, и волю, и все тело, но все, что мы делаем, все, чего касаемся, все, что нам принадлежит, все, что мы можем своей властью освободить от рабства сатане, - действием собственной верности Богу».

Протопресвитер Николай Афанасьев в своей известной работе «Церковь Духа Святого» разделяет служение царственного священства - общее всем верным, и служение управления - пастырство или «особое», иерархическое священство. Царственное священство понимается единственным образом - как сослужение всей церковной общины в совершении Евхаристии. Но собрание верных не может существовать без предстоятеля, пастыря, получившего особые дары управления. «Управление принадлежит только особо призванным, а не всему народу, члены которого даров управления не получали, а без благодатных даров не может быть служения в Церкви. Поэтому служение пастырей отлично от служения народа Божьего». Именно к такому пастырскому служению (пресвитерскому и епископскому), согласно Преданию, не допущены женщины.

Всегда ли женщин не пускали в алтарь?

Стать алтарницей - то есть убирать в алтаре, подавать кадило, читать, выходить со свечами, - могут вдовы, девы или монахини после 40 лет. На Святой Земле в храме Гроба Господня в Кувуклию - пещеру, где воскрес Христос и которая служит алтарем храма, - может войти любой паломник или паломница и приложиться к смертному ложу Спасителя, то есть к св. престолу. Многих смущает тот факт, что при Крещении мальчиков вносят в алтарь, а девочек нет. Однако известно, что до XIV века всех детей на сороковой день после рождения воцерковляли («всороковляли») - вносили в алтарь. Мало того, и мальчиков, и девочек прикладывали к св. престолу. Крестили же детей примерно в три года, а младенцев - только в случае опасности. Позже, после того как крестить детей стали раньше, чин воцерковления стал совершаться уже не до, а сразу после Крещения, и тогда девочек перестали вносить в алтарь, а мальчиков - прикладывать к св. престолу.

Куда исчезли диакониссы

Диакониссы как особое женское церковное служение появились около IV века по Рождестве Христовом (хотя о диакониссе Фиве упоминается в Послании апостола Павла к римлянам, историки считают, что в то время чин поставления в диакониссы еще не сложился). В последующей византийской традиции диакониссами могли стать незамужние женщины старше 50 лет: вдовы, девы, а также монахини. Порядок чинов рукоположения диакониссы и диакона почти не различался (но молитвы поставления, конечно, были разными) - диакону в конце поставления вручали Чашу, и он шел причащать верующих, а диаконисса ставила Чашу обратно на св. престол. Этим выражалось то, что диаконисса не имела богослужебных обязанностей (единственная известная самостоятельная роль диаконисс в богослужении была связана с соблюдением благопристойности при Крещении женщин: после того, как епископ или священник возливал св. елей на лоб крещаемой, остальные части тела помазывала диаконисса). Диакониссы выполняли административные функции в благотворительных учреждениях, руководили женскими общинами. В Византии диакониссы просуществовали до XI века (к этому времени диакониссой могли стать лишь схимонахини), на Западе они исчезли примерно на полтысячелетия раньше - во многом из-за разрушения той социальной структуры, в рамках которой требовались. В Византии необходимость в диакониссах отпала по схожим причинам - социальные благотворительные институты перестали испытывать в них потребность. Позже институт диаконисс не восстанавливался, так как в них не было необходимости. Правда, несколько диаконисс было рукоположено святителем Нектарием Эгинским (1846–1920), основателем женского монастыря на греческом острове Эгина, но этот опыт не имел продолжения. В России диаконисс никогда не было - в древнейшей славянской рукописи чинов рукоположений (архиерейский Требник РНБ. Соф. 1056, XIV в.) чин поставления диакониссы отсутствует.

Почему мужчины и женщины в некоторых храмах стоят отдельно?

По традиции, восходящей к раннехристианским временам, мужчины и женщины стоят в церкви отдельно. Такое разделение соответствовало древним представлениям о благочестии. Условное деление храма на мужскую и женскую половины до сих пор сохраняется, например, у коптов. В Византии во многих храмах устраивались хоры (вторые этажи, идущие по периметру храма), где во время службы стояли женщины.

Только ребро или целая половина?

По одному из толкований Библии Бог сотворил женщину не из мужчины Адама, а из человека Адама, разделив его на две половинки: мужскую и женскую. Митрополит Антоний Сурожский так комментирует этот отрывок: «Переводы Библии часто говорят, что Бог взял ребро Адама (Быт.2:21). Еврейский текст предлагает другие переводы, один из которых говорит не о ребре, а стороне. Бог не отделил ребро, а разделил две стороны, две половины, женское и мужское. Действительно, когда читаешь текст по-еврейски, ясно становится, что говорит Адам, когда лицом к лицу встречается с Евой. Он восклицает: она жена, потому что я муж (Быт. 2:23). По-еврейски это звучит: иш и иша, одно и то же слово в мужском и женском роде. Они вместе составляют человека, и они видят друг друга в новом богатстве, в новой возможности перерастать то, что уже дано, в новую полноту.

Ужасы Домостроя преувеличены

Почему-то считается, что все ужасы традиционного семейного быта описаны в «Домострое» - русском семейном уставе XVI века (знаменитый священник Сильвестр был автором только одной из редакций «Домостроя»). Однако в этой книге мы находим только одну цитату, которую можно интерпретировать как поощряющую телесные наказания для женщин: «А увидит муж, что у жены непорядок и у слуг или не так все, как в книге этой изложено, сумел бы жену наставлять да учить полезным советом; если она понимает, тогда уж пусть так все делает, и уважить ее да жаловать, но если жена науке такой, наставлению не последует и того не исполняет (о чем в этой книге сказано), и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать, вразумлять ее страхом наедине, а наказав, простить и попенять, и нежно наставить, и поучить, но при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа - жить всегда в любви и согласии».

Никто не обижен?

Насколько распространено среди церковных женщин недовольство тем местом, какое отводит им Церковь? Мы cпросили об этом нескольких заметных православных женщин. Признаемся честно - начиная опрос православных соотечественниц, мы ожидали, что выбранные нами успешные, профессионально состоявшиеся, осуществившие свое призвание женщины острее других чувствуют и лучше других могут выразить ту женскую обиду, которая звучит в письме из зарубежья. К нашему удивлению, ни одной обиженной среди наших собеседниц не нашлось!

Может быть, дело в том, что в Церкви любой разговор с позиции «я имею право» совершенно неплодотворен? Никто из нас - мужчин или женщин, неважно - не может ничего требовать «для себя» - потому что любовь не ищет своего. Требовать можно только с себя самих. Как хорошо, что женской, более мягкой и уступчивой природе легче это понять!

А что делать тем, кто все же обижен: мужчины слова не дают сказать? Я думаю, утешение есть. Если тебе действительно есть что сказать, и содержание твоей души и твоих слов действительно важно - можно не бояться, ты будешь услышана. Как были услышаны святые жены - да так, что память о них и их слова сохранились через века.

Тему «женщина в Церкви» невозможно ограничить объемом одного номера. О том, в чем истинное призвание женщин и одно ли оно на всех, чем опасна для нее активная общественная или церковная деятельность, ущербна ли ее жизнь, если она не замужем, почему сейчас так непросто найти «вторую половину», - этом читайте в следующем номере «Нескучного сада».

Юлия Данилова

.

В мае 2006 года в Сан-Франциско проходил Всезарубежный собор Русской Православной Церкви за рубежом. Делегатами на собор приглашались только мужчины. Это вызвало недовольство у многих женщин, деятельно участвующих в церковной жизни. Они составили письмо к митрополиту Лавру, главе РПЦЗ, с просьбой пересмотреть вопрос о правах женщины в Церкви: “Мы руководим хорами, мы находимся в составе церковных советов, мы возглавляем церковные организации и преподаем в семинарии. Мы имеем право голоса…”

– Осенью прошлого года вышло постановление Синода о том, как будут избираться делегаты для участия во Всезарубежном соборе. Чуть ли не в последнем предложении было написано, что представители от приходов должны быть только мужского пола. Мы недоумевали по этому поводу, но не сразу написали письмо митрополиту. Сначала мы просто задавали этот вопрос духовенству наших приходов. Я, в частности, живу около Вашингтона, так что я задала этот вопрос отцу Виктору Потапову (Свято-Предтеченский приход Русской Зарубежной Церкви в Вашингтоне). Отец Виктор был в процедурной комиссии, и он мне сказал, что Зарубежная Церковь не разрешает делегатов-женщин по традиции, которая была установлена в 1917 году на соборе. И что Церковь в России все еще придерживается этого правила, и если мы будем объединяться, или, во всяком случае, восстанавливать литургическое общение, то мы не можем идти вразрез с этой традицией.

Я подняла этот вопрос также в разговоре с отцом Серафимом Ганом, который тоже был в процедурной комиссии, и он мне ответил то же самое. Этот вопрос был крайне актуален для женщин. Некоторые из нас, как, например, Надежда Киценко, дочь протоиерея Бориса Киценко, преподают в семинарии. Мы все вместе обсуждали эти вопросы и решили зафиксировать тот факт, что мы не согласны с этим решением.

Так родилось это письмо. Оно было написано довольно быстро, в выходные накануне начала собора.

За несколько дней под письмом подписались более 50 человек из разных приходов. В основном из приходов США. Одновременно, если не раньше, было написано письмо из Лесненского монастыря. От участия в соборе отстранены были не только женщины с приходов, но и монашествующие. И это особенно неправильно, поскольку они составляют до 80% монашествующих Зарубежной Церкви.

Я с 1986-го по 1995 год представляла Синод Зарубежной Церкви при решении нескольких юридических вопросов. И ни разу ни у кого не возникало недоумения в связи с тем, что я женщина. Я родилась и выросла в Нью-Йорке, с детства хожу в церковь.

Мне кажется, нужно более глобально рассмотреть вопрос участия женщин в церковной жизни именно в XXI столетии. Этот вопрос не возникал раньше, потому что у нас было очень мало соборов. Последний прошел в 70-е годы, я тогда была подростком. А ситуация сильно изменилась, и это нельзя не учитывать. У нас женщины участвуют в церковной жизни на всех уровнях. В нормальной приходской жизни – в детском лагере, в воскресной школе, на клиросе – всюду женщины, приходская жизнь держится на женщинах. Вы знаете, например, что текст службы новомученикам написала женщина?

Почему женщине нельзя то, что можно мужчине? Неужели она хуже? Предлагаем вам ряд справок по этому поводу:

Большую часть церковной истории отсутствие женщин на церковных соборах обуславливалось словами апостола Павла: “жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви” (1 Кор, 14, 34-35). Русской Православной Церковью это правило строго соблюдалось вплоть до ХХ века. Даже на известном количеством предлагавшихся на нем церковных инноваций Поместном соборе 1917-1918 годов женщины (включая монашествующих), хотя и могли присутствовать, но не имели права голоса. Впервые в истории Церкви женщины приняли участие в Поместном Соборе РПЦ в 1971 году, когда избирался патриарх Пимен. Участвовали женщины и в работе Поместного собора 1990 года, избравшего патриарха Алексия II.

Согласно канонам Церкви, полноправными членами Поместных соборов являются только преемники апостолов – епископы. Канонов, предусматривающих участие в соборах клириков и мирян, нет, хотя подобные случаи в истории Церкви, особенно после падения Византийской империи, были. В России в начале ХХ века развернулась широкая полемика об участии в соборах не только епископов. В результате членами собора 1917-1918 гг. были и клирики, и миряне. Ныне действующий Устав Русской Православной Церкви, принятый в 2000 году, также предусматривает участие клириков и мирян в Поместном соборе. Однако епископат удерживает за собой канонически обоснованный контроль за решениями Поместного собора: любое решение может быть принято собором только с согласия большинства присутствующих на нем епископов.

Почему женщина не может быть священником

Многовековая православная церковная традиция никогда не знала женщин-“священниц”, практика “рукоположения” женщин в священнический и епископский сан не приемлется Православной Церковью.

Против женского священства есть несколько аргументов. Во-первых, “священник на литургии – это литургическая икона Христа, и алтарь – это комната Тайной вечери. На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя….Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа….Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский” (диакон Андрей Кураев, “Церковь в мире людей”).

Во-вторых, священник – это пастырь, а женщина, созданная как помощница, сама нуждается в поддержке и совете и потому не может нести пастырское служение в полноте. Свое призвание она призвана осуществлять в материнстве.

Не менее весомым аргументом является отсутствие самой идеи женского священства в церковном Предании. “Священное Предание – это не просто традиция, – пояснил нам профессор Московской духовной академии доктор богословия А.И. Осипов. – Важно уметь отличать случайные традиции от традиций, имеющих глубокие религиозные корни. Есть веские аргументы в пользу того, что отсутствие женского священства – существенная традиция. В истории Церкви первое столетие называется веком чрезвычайных дарований. Одновременно с крещением люди получали дарование, некоторые сразу несколько: пророчество, дар языков, дар исцеления болезней, изгнания бесов… Дарования, очевидные для всех, поражавшие язычников, убеждавшие их в значимости и силе христианства. В этот век мы видим иное отношение к Закону иудейскому, из которого исторически (но не онтологически) вышло христианство. В частности, другое отношение к женщине. Среди святых того времени есть равноапостольные Мария Магдалина, Фекла – женщины, которые по своим дарованиям оказались на одном уровне с апостолами, занимались тем же – проповедью христианства. Но нигде и никогда уровень их церковного почитания не соединялся с дарованием им священства.

Более того, когда во II-III вв. в секте маркионитов появилось женское священство, это вызвало решительный протест целого ряда почитаемых святых и учителей Церкви.

Божия Матерь, почитаемая выше Ангелов, не была священником .

Вопрос недопустимости женского священства в богословской литературе подробно не освещен: есть только отдельные высказывания по этому поводу. Но дело в том, что в науке новая теория принимается только тогда, когда есть новые факты, ее подтверждающие, и принципиальные недостатки, присущие предшествующей теории. Богословие – тоже наука. Так что по общему для всех наук принципу богословские аргументы должны представить не противники женского священства, а его защитники. Аргументы эти могут быть только из двух источников – Священного Писания и учения святых отцов. Ни в Писании, ни в святоотеческой литературе нет ни одного факта, подтверждающего возможность женского священства”.

Для справки: первая женщина-“священник” в истории христианства появилась в одной из церквей Англиканского содружества (объединение англиканских церквей всего мира). Ее звали Флоренс Ли Тим Ой (1907-1992). В 1941 году, получив богословское образование, она стала диакониссой и служила в общине китайских беженцев в Макао. Когда японская оккупация Китая привела к тому, что община в Макао оказалась без окормления священника, англиканский епископ Гонконга рукоположил ее в сан священника. Это был вынужденный шаг. Так как это произошло за 30 лет до того, как какая-либо из англиканский церквей официально разрешила женское священство, доктор Ли Тим Ой прекратила священническое служение сразу после окончания Второй мировой войны. Она умерла в 1992 году в Торонто; к этому времени женское “священство” было введено в большинстве англиканских церквей, чем дальше, тем больше отступающих от апостольских установлений не только в этом вопросе. “Почему же протестанты дерзают вводить священников-женщин? Здесь есть внутреннее противоречие, – считает о. Иов (Гумеров), преподаватель Священной истории Ветхого Завета московской Сретенской семинарии. – Ведь в спорах с православными протестанты, чуть что, говорят: “А где это сказано в Библии?” Но в вопросе женского священства поступают прямо противоположным образом. Рассуждения о том, что если в Библии не сказано “нет”, значит, можно – это формализм, лукавство и отказ воспринимать истинный дух Священного Писания”.

Покойный митрополит Сурожский Антоний считал, что с богословской точки зрения вопрос о призвании женщины еще только должен быть проработан. “Я убежден, что мы должны вдумываться в эту проблему всеми силами ума, с полным знанием Писания и Предания, и найти ответ” (“Православная Церковь и женский вопрос”, Вестник РСХД, II-2002). О высоте и ответственности священнического призвания владыка писал так: “Священство – состояние, исполненное такого страха, что вожделевать его невозможно. Его можно принять почти что со священным трепетом, с ужасом, и, следовательно, сан священника – не предмет статуса, разве что мы низводим священство на уровень неквалифицированной общественной работы и проповеди и своего рода “христианского социального служения”.

Известны слова Апостольских посланий обо всех верующих: “Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет” (1 Пет. 2,9). Как понимать эти слова? Митрополит Антоний Сурожский так объясняет эту мысль: “Мне кажется, можно ответить, что всеобщее священство состоит в призвании всех тех, кто принадлежит Самому Христу, кто через крещение стал Христовым… освящать этот мир, делать его священным и святым, приносить его как дар Богу. Это служение состоит в первую очередь в том, чтобы приносить Богу собственную душу и тело как живую жертву, и в этом приношении самого себя приносить – все, что наше: не только чувства, и душу, и мысли, и волю, и все тело, но все, что мы делаем, все, чего касаемся, все, что нам принадлежит, все, что мы можем своей властью освободить от рабства сатане, – действием собственной верности Богу”.

Протопресвитер Николай Афанасьев в своей известной работе “Церковь Духа Святого” разделяет служение царственного священства – общее всем верным, и служение управления – пастырство или “особое”, иерархическое священство. Царственное священство понимается единственным образом – как сослужение всей церковной общины в совершении Евхаристии. Но собрание верных не может существовать без предстоятеля, пастыря, получившего особые дары управления. “Управление принадлежит только особо призванным, а не всему народу, члены которого даров управления не получали, а без благодатных даров не может быть служения в Церкви. Поэтому служение пастырей отлично от служения народа Божьего”. Именно к такому пастырскому служению (пресвитерскому и епископскому), согласно Преданию, не допущены женщины.

Всегда ли женщин не пускали в алтарь?

Стать алтарницей – то есть убирать в алтаре, подавать кадило, читать, выходить со свечами, – могут вдовы, девы или монахини после 40 лет. На Святой Земле в храме Гроба Господня в Кувуклию – пещеру, где воскрес Христос и которая служит алтарем храма, – может войти любой паломник или паломница и приложиться к смертному ложу Спасителя, то есть к св. престолу. Многих смущает тот факт, что при Крещении мальчиков вносят в алтарь, а девочек нет. Однако известно, что до XIV века всех детей на сороковой день после рождения воцерковляли (“всороковляли”) – вносили в алтарь. Мало того, и мальчиков, и девочек прикладывали к св. престолу. Крестили же детей примерно в три года года, а младенцев – только в случае опасности. Позже, после того как крестить детей стали раньше, чин воцерковления стал совершаться уже не до, а сразу после Крещения, и тогда девочек перестали вносить в алтарь, а мальчиков – прикладывать к св. престолу.

Почему женщин не пускают на Афон

Святая гора Афон – полуостров в Греции, на котором расположено 20 крупных мужских монастырей (не считая более мелких монашеских общин). В Византии вход во все мужские монастыри женщинам был строго запрещен. Святая гора считается земным уделом Божией Матери – предание гласит, что Пресвятая Богородица и евангелист Иоанн отправились в морское путешествие, но попали в шторм в пути и сбились с курса, в конце концов пристав к подножию горы Афон, в том месте, где теперь расположен Иверский монастырь. Пораженная красотой этих мест, Матерь Божия попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона. В 1045 году при византийском императоре Константине IX Мономахе был принят устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. Указ президента Греции от 1953 года предусматривает тюремное заключение на срок от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет (надо сказать, что во время гражданской войны в Греции 1946-1949 гг. на Святой Горе находили пристанище женщины-беженки, как и не раз во время турецкого владычества). Сохранение запрета было одним выдвинутых Грецией условий вступления в Евросоюз. Несмотря на это, периодически различные органы ЕС пытаются оспорить этот пункт. До сих пор этого сделать не удавалось, так как формально Афон находится в частном владении – вся территория горы разделена на двадцать частей между расположенными тут монастырями. Надо заметить, что византийский запрет на посещение монастырей лицами противоположного пола в Греции до сих пор соблюдается достаточно строго – не только на Афон, но во многие мужские монастыри не пускают женщин, а в большинство женских монастырей не пускают мужчин (кроме служащего духовенства).

Куда исчезли диакониссы

Диакониссы как особое женское церковное служение появились около IV века по Рождестве Христовом (хотя о диакониссе Фиве упоминается в Послании апостола Павла к римлянам, историки считают, что в то время чин поставления в диакониссы еще не сложился). В последующей византийской традиции диакониссами могли стать незамужние женщины старше 50 лет: вдовы, девы, а также монахини. Порядок чинов рукоположения диакониссы и диакона почти не различался (но молитвы поставления, конечно, были разными) – диакону в конце поставления вручали Чашу, и он шел причащать верующих, а диаконисса ставила Чашу обратно на св. престол. Этим выражалось то, что диаконисса не имела богослужебных обязанностей (единственная известная самостоятельная роль диаконисс в богослужении была связана с соблюдением благопристойности при Крещении женщин: после того, как епископ или священник возливал св. елей на лоб крещаемой, остальные части тела помазывала диаконисса). Диакониссы выполняли административные функции в благотворительных учреждениях, руководили женскими общинами. В Византии диакониссы просуществовали до XI века (к этому времени диакониссой могли стать лишь схимонахини), на Западе они исчезли примерно на полтысячелетия раньше – во многом из-за разрушения той социальной структуры, в рамках которой требовались. В Византии необходимость в диакониссах отпала по схожим причинам – социальные благотворительные институты перестали испытывать в них потребность. Позже институт диаконисс не восстанавливался, так как в них не было необходимости. Правда, несколько диаконисс было рукоположено святителем Нектарием Эгинским (1846-1920), основателем женского монастыря на греческом острове Эгина, но этот опыт не имел продолжения. В России диаконисс никогда не было – в древнейшей славянской рукописи чинов рукоположений (архиерейский Требник РНБ. Соф. 1056, XIV в.) чин поставления диакониссы отсутствует.

Почему мужчины и женщины в некоторых храмах стоят отдельно?

По традиции, восходящей к раннехристианским временам, мужчины и женщины стоят в церкви отдельно. Такое разделение соответствовало древним представлениям о благочестии. Условное деление храма на мужскую и женскую половины до сих пор сохраняется, например, у коптов. В Византии во многих храмах устраивались хоры (вторые этажи, идущие по периметру храма), где во время службы стояли женщины.

Только ребро или целая половина?

По одному из толкований Библии Бог сотворил женщину не из мужчины Адама, а из человека Адама, разделив его на две половинки: мужскую и женскую. Митрополит Антоний Сурожский так комментирует этот отрывок: “Переводы Библии часто говорят, что Бог взял ребро Адама (Быт.2:21). Еврейский текст предлагает другие переводы, один из которых говорит не о ребре, а стороне. Бог не отделил ребро, а разделил две стороны, две половины, женское и мужское. Действительно, когда читаешь текст по-еврейски, ясно становится, что говорит Адам, когда лицом к лицу встречается с Евой. Он восклицает: она жена, потому что я муж (Быт. 2:23). По-еврейски это звучит: иш и иша, одно и то же слово в мужском и женском роде. Они вместе составляют человека, и они видят друг друга в новом богатстве, в новой возможности перерастать то, что уже дано, в новую полноту.

Ужасы Домостроя преувеличены

Почему-то считается, что все ужасы традиционного семейного быта описаны в “Домострое” – русском семейном уставе XVI века (знаменитый священник Сильвестр был автором только одной из редакций “Домостроя”). Однако в этой книге мы находим только одну цитату, которую можно интерпретировать как поощряющую телесные наказания для женщин: “А увидит муж, что у жены непорядок и у слуг или не так все, как в книге этой изложено, сумел бы жену наставлять да учить полезным советом; если она понимает, тогда уж пусть так все делает, и уважить ее да жаловать, но если жена науке такой, наставлению не последует и того не исполняет (о чем в этой книге сказано), и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать, вразумлять ее страхом наедине, а наказав, простить и попенять, и нежно наставить, и поучить, но при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа – жить всегда в любви и согласии”.

Несовершенства

Мы провели небольшой опрос мужчин относительно того, какие типичные качества женщин можно было бы назвать “несовершенствами”. Наиболее часто встречающиеся ответы:

– излишняя эмоциональность

– болтливость

– алогичность мышления и поведения

– излишнее внимание к внешности – своей и не только

– женщина предпочитает обсуждение обдумыванию и анализу

– склочность

– завистливость

В общем и целом можно сказать: несамостоятельность и несамодостаточность женщин – как следствие того, что женщина была создана как помощник мужчине, а не сама по себе

Никто не обижен?

Насколько распространено среди церковных женщин недовольство тем местом, какое отводит им Церковь? Мы cпросили об этом нескольких заметных православных женщин. Признаемся честно – начиная опрос православных соотечественниц, мы ожидали, что выбранные нами успешные, профессионально состоявшиеся, осуществившие свое призвание женщины острее других чувствуют и лучше других могут выразить ту женскую обиду, которая звучит в письме из Зарубежной Церкви. К нашему удивлению, ни одной обиженной среди наших собеседниц не нашлось!

Может быть, дело в том, что в Церкви любой разговор с позиции “я имею право” совершенно неплодотворен? Никто из нас – мужчин или женщин, неважно – не может ничего требовать “для себя” – потому что любовь не ищет своего. Требовать можно только с себя самих. Как хорошо, что женской, более мягкой и уступчивой природе легче это понять!

А что делать тем, кто все же обижен: мужчины слова не дают сказать? Я думаю, утешение есть. Если тебе действительно есть что сказать, и содержание твоей души и твоих слов действительно важно – можно не бояться, ты будешь услышана. Как были услышаны святые жены – да так, что память о них и их слова сохранились через века.

Тему “женщина в Церкви” невозможно ограничить объемом одного номера. О том, в чем истинное призвание женщин и одно ли оно на всех, чем опасна для нее активная общественная или церковная деятельность, ущербна ли ее жизнь, если она не замужем, почему сейчас так непросто найти “вторую половину”, – этом читайте в следующем номере “Нескучного сада”.

Юлия Данилова, главный редактор “НС” Редакция благодарит диакона Михаила ЖЕЛТОВА за помощь в подготовке справочного материала.

Что группа женщин проникла через границу Афона, чтобы привлечь внимание к имущественному спору. Ну, проникли и проникли - в конце концов, полиция довольно быстро их оттуда выдворила обратно. Но речь ведь идет не просто о запретной территории, а о тысячелетнем аватоне - запрете женщинам и не только им посещать Святую гору, удел Богородицы. Давайте вспомним историю аватона и историю женских вторжений на Афон.

Первый типикон Святой горы, так называемый Τράγος, то есть "Козёл", был составлен в 972 году. (Рукопись выполнена на козлиной коже, отсюда и получила свое название). Рукопись хранится в Протате, на ней красуется хрисовул не кого-нибудь, а самого "Иоанна, во Христе Боге верного василевса и автократора ромеев", то есть византийского императора Иоанна Цимисхия . В 16-й статье этого типикона говорится, что на Афон запрещается вход детям, безбородым, евнухам - и, разумеется, всех их запрещено постригать в монахи. О женщинах тут ничего не говорится - но, скорее всего, подразумевалось, что женщинам в мужских монастырях и подавно делать нечего. Окончательно закреплена была традиция аватона при императоре Мануиле II Палеологе в начале XV века.

Долго ли коротко, с течением веков аватон безусловно распространялся на женщин, а также на всех животных женского пола, кроме незаменимых в монастырском хозяйстве кур и кошек. Несомненно, это делалось и по соображениям воздержания от блуда - по тем же соображениям, насколько я знаю, на Афон не пускают длинноволосых мужчин, а сами монахи не моются, дабы не видеть своего обнаженного тела.

Но запрет запретом, однако же в истории сохранилось немало случаев, когда аватон оказывался нарушенным. Почти все женщины, входившие на Афон, делятся на две категории - искательницы приключений и беженки.

Из наиболее старых случаев нарушения аватона отметим укрывание беженцев на Афоне после так называемого Орловского восстания в 1770 году, в 1821 году после общегреческого восстания против турецкого владычества, в 1854 году после неудачного восстания против турок на севере Греции. Беженцы прибывали с семьями и укрывались на Афоне.

В 1931 году французская журналистка Мари Суази пробыла на Афоне значительное время и написала об этом книгу "Месяц с мужчинами". С той же целью прославиться здесь были и первая гречанка, завоевавшая титул "Мисс Европа", Алики Диплараку (1929) и Элени Скура (1932), будущая первая женщина-депутат греческого парламента.

В 1940-м году, во время греческо-итальянской войны, сюда пришли беженцы обоих полов из Кавалы . В 1948 году Эвгения Пейю, 17-летняя участница отряда партизан-коммунистов, укрывалась на Афоне после разгрома, учиненного отряду в ходе греческой гражданской войны. Пейю вспоминала в одном из интервью , что когда она поняла, где находится, ее обуял страх и раскаяние. Она отказалась войти в монастырь и была оставлена нести караул снаружи. Девушка все время молилась, чтобы в поле ее зрения не появился враг, и ей не пришлось бы покуситься на убийство в святом месте.

В 1954 году группа женщин, специалистов-византологов, высадилась из лодки на берег и прошла к оградам монастырей. В том же году гречанка-журналистка вошла тайком на Святую гору и написала об этом серию статей в газету.

В конце 60-х пятеро туристок из Франции и Италии прошли на территорию Афона, а будучи задержаны, заявили, что ничего не знали о запрете.

Наконец, в 1989 году парочка из Германии прибыла на каменистый берег монастыря Симонопетра и предалась там любовным утехам.

Вот такая история. Очевидно, что женщин, оказавшихся на Афоне из смертельной нужды, осудят только глупцы. С искательницами приключений тоже все понятно - каждая из них не столько укрепила дух женской свободы, сколько продемонстрировала недостаток разумения.

Сложнее с Европарламентом, который дважды призывал греческое правительство отменить аватон в порядке обеспечения равенства между мужчинами и женщинами. Греческое правительство отказалось это сделать, хотя понятно, что давление на него продолжится.

Лично я, не претендуя на авторитетное мнение, не склонен считать аватон хорошей традицией. Разумеется, покойной Алике Диплараку право посещать Афон нужно было как корове седло. Разумеется, туповатый Европарламент, тщащийся отменить указ Иоанна Цимисхия, выглядит несколько комично. Но вот есть немало женщин - отличных специалистов по византийским рукописям, архитектуре, мозаикам, фрескам, литературе, древнегреческому языку или, скажем, печатям. Почему они не имеют права исследовать уникальную сокровищницу византийских древностей, подобной которой нет нигде в мире? (Про фотографии и микрофильмы лучше не говорите).

И еще. До сих пор помню, как в великолепнейший монастырь в Фессалии с великими фресками меня пустили свободно, а мою жену - нет: запрет. Я почувствовал в этом унизительное и для себя тоже неравенство. Это, повторюсь, мое личное мнение. Неужто монахи никогда не научатся как-то ограждаться от блуда, кроме как уничижая женщин?

Ну а чтобы не завершать на серьезной ноте, позволю себе процитировать благочестивые писания, нагугленные в интернете. Эта правдивая история будет похлеще "Фауста" Гёте, доложу я вам.
Итак, "некая журналистка, надев мужской парик, пробралась в страну аскетов и некоторое время путешествовала по Афону незамеченной. Однако этого ей показалось мало. Она решила “закрепить успех”. Разделась и в одном купальнике вошла в воду, предварительно попросив кого-то из своих сообщников сфотографировать ее в таком виде. И вот изумленный святогорец, на глазах которого разворачивалось сие невиданное для Афона зрелище, заметил большой вертикальный плавник, выступающий из воды, и стремительно несущийся к несчастной женщине. “Акула!” – с ужасом подумал афонит. – “Откуда?! Ведь здесь их никогда не было!” В следующие мгновение грянула страшная развязка. Через несколько секунд от безрассудной любительницы сенсаций осталось лишь размытое кровавое пятно…”

Афон – государство в государстве, страна с собственными законами, традициями и обычаями. И среди этих традиций – странный на первый взгляд, обычай не пускать на Святую гору лиц женского пола. Ни юная девочка, ни почтенная старица, ни жена среднего возраста не допускаются на Афон. Почему?

Предание относит нас к V веку, к тому времени, когда женщины еще могли посещать Святую Гору. Плакидия, дочь императора Феодосия, прибыла на Афон, чтобы поклониться его святыням. Однако, подойдя к храму, услышала она голос Пресвятой Богородицы, повелевавший ей немедленно покинуть полуостров. «Отныне нога женщины да не ступит на землю Святой Горы» — сказала Пречистая. С этого времени женщинам на Афон путь закрыт. Монахи строго чтут эту традицию и даже для проведения сельскохозяйственных или строительных работ не берут животных женского пола. Народная молва гласит, что на Афоне и птица гнезда не вьет и птенцов не выводит.

Таким образом, как минимум с V века женщина, если и может оказаться на Афоне, то случайно, как недавно произошло это с четырьмя молдаванками, нелегально пробиравшимися из Греции в Турцию и заблудившимися в пути. К слову, с 2005 года сознательное нарушение женщиной традиции аватона (запрета для женщин находиться на полуострове Афон) карается годом тюремного заключения.

В IX веке император Мануил II Палеолог законодательно закрепил этот запрет, а Константин IX Мономах способствовал принятию особого Устава для афонитов, особой статьей запрещавшего женщинам находиться на Афоне. Сохранение этого запрета было одним из условий вступления Греции в Евросоюз. Конечно, этот является причиной неоднократных нападок на Афон со стороны всяческих правозащитных организаций, но Святая Гора незыблемо держится своих традиций, не поступаясь ими в угоду развращенному миру.

Плакидия не единственная женщина, которой было приказано оставить Святую Гору повелением свыше. Если верить преданию, в 1470 году сербская царевна Маро привезла на Святую Гору богатое пожертвование для монастырей, но не прошла и нескольких шагов по полуострову, как была остановлена Ангелом Божиим, сказавшим ей, что она должна немедленно вернуться на корабль. И все же женщины на Афоне бывали. Афониты не раз принимали у себя семьи беженцев во время восстаний и военных действий. Было это в XVII, XVIII и XIX веках. Однако после прекращения волнений все прибывшие немедленно покидали Святую Гору и богоустановленный порядок восстанавливался.

Сейчас трудно сказать, было ли когда-то время, в которое женщинам дозволялось находиться на Афоне. Самый первый Типикон Святой Горы запрещал ступать на афонскую землю детям, отрокам и евнухам. Женщины в этом документе не упоминаются. Однако следует сказать, что аватон не есть изобретение исключительно Афона. По византийской традиции женщинам запрещено входить в любой мужской монастырь, равно как мужчинам в женский (кроме служащего в нем духовенства). Эта традиция в Греции соблюдается до сих пор. В большинство мужских монастырей женщин не впускают. Так что, скорей всего, и до V века этот запрет соблюдался. Сейчас женщинам предоставляют возможность проплыть на корабле вдоль границ полуострова и полюбоваться видами Святой Горы издали, пока их мужья с рюкзаками за плечами карабкаются по каменистым тропинкам Афона.

Греческая пресса вновь пишет о том, что Евросоюз хочет отменить аватон - древнее правило, которое запрещает доступ женщин на Афон. Насколько снятие аватона возможно сегодня, на ваш взгляд?

У новости об отмене аватона не было информационного повода. Говоря об этом в очередной раз, в прессе не привели никакой конкретной информации - ни высказываний чиновников, ни каких-то решений Европарламента, ПАСЕ или других организаций. Разговор шел в том духе, что вслед за принятием закона о легализации однополых союзов, в Греции будет проводиться дальнейшая поэтапная дехристианизация - и, возможно, в перспективе одним из ее этапов станет отмена аватона.

Последняя история, связанная с попыткой отменить это древнее правило, датирована началом нулевых годов. Тогда в Европарламенте за отмену высказались 274 депутата, 269 были против и еще 14 человек воздержались. И еще где-то год назад ходили слухи, что якобы Всемирный совет церквей проголосовал за снятие аватона, но это оказалось информацией недостоверной.

Фактов, говорящих о том, что отмену аватона готовят в ближайшее время, сейчас нет. Более того, сейчас это невозможно, поскольку приведет к очень большому резонансу и протестам внутри Греции. Статус Афона защищен 105 статьей греческой конституции и целым рядом соглашений между Грецией и ЕС. Юридически земля Афона принадлежит двадцати монастырям - монахи имеют право ограничить право въезда на Святую Гору тем, для кого посчитают это нужным. Вопрос о снятии аватона можно сравнить со следующей ситуацией: у вас есть 3-комнатная квартира, и тут приходит постановление мэрии, что вам нужно подселить к себе еще трех человек.

- А если говорить о долгосрочной перспективе - какова она?

Конечно, вопрос о снятии аватона рано или поздно поставят на обсуждение. Но до этого нужно демонтировать еще много других вещей в Греции - например, в больницах и в зданиях судов в Греции висят иконы. Постепенно их уже начинают убирать: буквально на днях в богословском факультете университета в Салониках факультета сняли икону Христа со входа и унесли подальше от глаз, на четвертый этаж, несмотря на протесты ряда педагогов и студентов. Процесс секуляризации идет в Европе, и Афон, безусловно, станет целью атаки. Но не сейчас- позже.

Справка Р.А.

Аватон, это свод правил монастыря. На Святой горе Афон, существует множество правил, имеющих различия в зависимости от монастырей. но одним из самых известных аватонов является запрет допуска женщин на Святую гору.

Гора Афон была провозглашена священным местом еще в указе византийского императора Василия I в IX веке. Запрет на посещение Афона женщинам, так называемый "аватон», установлен в XI веке. Афон считается "уделом Пресвятой Богородицы», Единственной из женщин, Которая всегда незримо присутствует на Святой Горе.

Вход на Афон закрыт не только женщинам, но даже животным женского пола, за исключением кур, несущих яйца, и кошек, которые ловят мышей в монастырях.

История сохранила ряд случаев, когда неприкосновенность афонских владений для женщин нарушалась. Здесь укрывались женщины, спасавшиеся от преследований турецких властей после неудачного восстания в 1821 году, а также коммунистки из партизанского движения, участвовавшего в греческой гражданской войне 1945-49 годов.

Кроме того, границы Афона нарушили несколько искательниц приключений и феминисток, которые протестовали против дискриминационного, по их мнению, запрета.

Тема об отмене запрета периодически становилось предметом обсуждения с точки зрения прав человека, дискриминации по половому признаку, нарушения международных конвенций о недопущении дискриминации, Европейской конвенции по правам человека и законодательства ЕС, в частности, одного из четырех основополагающих принципов европейской интеграции - свободы передвижения.

Чтобы оценить ситуацию, необходим и полезен краткий экскурс в историю и религиозные аспекты запрета. Запрет был официально объявлен Императором Византии Константином Мономахом в Золотой булле, декрете 1046 года. Государство всего лишь подвело законодательную базу под уже существовавшую религиозную традицию, основанную на том, что гора Афон явилась даром Божьим Деве Марии. Сегодня эту традицию хранят и защищают тысячи православных монахов разных национальностей в 20 монастырях под юрисдикцией Вселенского Патриарха Константинопольского.

Конечно, запрет на вход в монастыри лицам противоположного пола (как мужчинам, так и женщинам) не является уникальной характеристикой горы Афон: такой запрет характерен как для православных, так и для католических монастырей. Поэтому, если мы рассмотрим все 20 монастырей горы Афон как общность, запрет на посещение женщинами мужского монастыря не будет казаться чем-то экстраординарным, а наоборот - общепринятым правилом. Так есть ли разница, распространяется ли запрет на один монастырь или на всю полуавтономную монашескую республику? Поскольку монашеская республика горы Афон состоит только из мужских монастырей, я не вижу причин для иного решения. Нет никаких оснований, чтобы заставить Афон снять запрет со всех монастырей только потому, что это - не одно учреждение, а совокупность из 20!

Одним из аргументов против Аватона стало включение горы Афон в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Весь ансамбль является уникальным художественным творением, в котором сочетается природная красота местности и архитектурное совершенство строений. Более того, монастыри Афона хранят множество шедевров. Поскольку женщинам не разрешено посещение этого художественного ансамбля, не является ли это нарушением международных обязательств Греции? Комитет по всемирному наследию ЮНЕСКО, естественно, знал о запрете на посещение женщинами (и детьми) горы Афон, когда включал Афон в перечень объектов наследия, но, очевидно, не счел это препятствием. В описании проекта на сайте ЮНЕСКО также содержатся ссылки на "Триптикон" (соглашение) 1046 года и на хартию, ратифицированную правительством Греции в 1926 году. Оба этих документа подтверждают Аватон. ЮНЕСКО не выдвигает предварительных требований для включения объектов в свой перечень, таких как обеспечение беспрепятственного доступа к объектам всемирного наследия. В частных коллекциях также существуют уникальные и ценнейшие произведения искусства, которые могут считаться объектами всемирного культурного наследия, но только их владелец может решить, кому их демонстрировать.

Хотя по указанным ранее причинам я считаю, что тысячелетняя традиция афонских монахов не является дискриминационной, я объясню, что значило бы принуждение монахов к отмене запрета на посещение женщинами горы Афон.

Для людей, которые не разделяют религиозных взглядов и не могут согласиться с традициями монахов, Аватон, если его рассматривать отдельно, может показаться дискриминацией. Это вполне может быть. Но означает ли это автоматически нарушение прав человека? Права человека основаны не только на формальных законодательных актах, они являются следствием существования человеческого достоинства, необходимого каждому, а также общих ценностей, что подтверждают участники Европейской Конвенции по правам человека, говоря, что "европейские страны придерживаются единых взглядов и имеют общее наследие политических традиций и идеалов, уважения свободы и верховенства права". И в особенности там, где возникает конфликт между различными правами человека, следует помнить об этих основных принципах системы гуманитарных прав!