Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

План на тему особенности социальной системы. Конспект урока по обществознанию на тему " Общество как сложная динамичная система.". Вопросы для самоподготовки

Каковы же характерные черты общества как системы? Чем эта система отличается от природных систем? В общественных науках выявлен ряд таких отличий.

Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в которые включен каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).

Макроструктура общества как системы состоит из четырех подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности - материально-производственной, социальной, политической, духовной. Каждая из этих известных вам сфер имеет свое собственное сложное строение и сама является сложной системой- Так, политическая сфера выступает как система, включающая в себя большое число компонентов - государство, партии и т. п. Но государство, например, тоже является системой с множеством составляющих.

Таким образом, любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. Поэтому можно говорить об иерархии систем, состоящих из ряда различных уровней.

Иными словами, общество - это сложная система систем, своего рода суперсистема.

Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в ее составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырье и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.

В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.

Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.

Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали. Этот факт свидетельствует о том, что общество - динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и т. д.

Следовательно человек - это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включен в каждую из них.

Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты системы не находятся в хаотичном беспорядке, а, напротив, занимают внутри системы определенное положение и определенным образом связаны с другими компонентами. Следовательно, система обладает интегративным качеством, которое присуще ей как единому целому. Ни один из компонентов системы, рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Оно, это качество,- результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы. Так же как отдельные органы человека (сердце, желудок, печень и т. д.) не обладают свойствами человека, так и экономика, система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи обществу в целом. И только благодаря многообразным связям, существующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое, т. е. в общество (как благодаря взаимодействию различных человеческих органов существует единый организм человека).

Проиллюстрировать связи между подсистемами и элементами общества можно различными примерами. Изучение далекого прошлого человечества позволило ученым сделать вывод о том, что нравственные отношения людей в условиях первобытности строились на коллективистских началах, т. е., говоря современным языком, приоритет всегда отдавался коллективу, а не отдельному индивиду. Известно также, что моральные нормы, существовавшие у многих племен в те архаические времена, допускали убийство слабых членов рода - больных детей, стариков - и даже людоедство. Повлияли ли на эти представления и взгляды людей о пределах морально допустимого реальные материальные условия их существования? Ответ ясен: бесспорно, повлияли. Необходимость сообща добывать материальные блага, обреченность на скорую гибель человека, оторвавшегося от рода, и заложили основы коллективистской морали. Руководствуясь теми же способами борьбы за существование и выживание, люди не считали безнравственным освобождаться и от тех, кто мог стать обузой для коллектива.

Другим примером может быть связь правовых норм и социально-экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. В одном из первых сводов законов Киевской Руси, который называется Русская Правда, предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь местом человека в системе иерархических отношений, его принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он составлял 80 гривен и равнялся стоимости 80 волов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа оценивалась в 5 гривен, т. е. в 16 раз дешевле.

Интегральные, т. е. общие, присущие всей системе, качества любой системы не являются простой суммой качеств, ее составляющих, а представляют новое качество, возникшее в результате взаимосвязи, взаимодействия входящих в нее компонентов. В самом общем виде это качество общества как социальной системы - способность создавать все необходимые условия для своего существования, производить все потребное для коллективной жизни людей. В философии самодостаточность рассматривается в качестве главного отличия общества от составляющих его частей. Как органы человека не могут существовать вне целостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого - общества как системы.

Еще одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых. Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.

Любая система, будь то техническая (агрегат с автоматической системой управления), или биологическая (животное), или социальная (общество), находится в определенной среде, с которой она взаимодействует. Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода «сигналами», на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на «сигналы» тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: адаптации; целедостижения т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию ее задач, влияя на окружающую природную и социальную среду; поддержания образца - способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции - способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) в единое целое.

Каждый класс и вид управления предполагает глубокое знание как объекта, так и субъекта управления. В социальном управлении объект является одновременно его субъектом, так как и в том, и в другом случае речь идет о людях и составляемых ими социальных общностях (системах).

Каждый человек имеет определенный пол, возраст, направленность, способности, темперамент и характер, а также различной степени развитости основные психические сферы - эмоциональную, волевую и познавательную. Эти же характеристики присущи и всему человечеству, представляющему собой сообщество конкретных людей, наделенных вполне определенными социально-психологическими характеристиками. Поэтому любую социальную общность и группу (расы, метаэтнические, этнические, субэтнические общности, организации и коллективы) следует рассматривать со стороны не только социально обусловленных качеств, но и природных, биологических и психологических особенностей.

Знание природно обусловленных качеств объекта управления позволяет осуществлять управленческое воздействие на научной основе, поскольку представители разного пола, возраста, типа способностей и темперамента требуют и разных управленческих стратегий. К тому же, по нашему глубокому убеждению, все природно обусловленные особенности объекта и субъекта управления отражаются и в социально обусловленных характеристиках, подтверждая известный тезис о нерасторжимой целостности в человеке природного и социального.

Уровни изучения.

Социальные и природно-психологические явления имеют, как правило, трехуровневый характер изучения: глобальный (макроуровень), индивидуально-групповой (микроуровень) и промежуточный, средний (мезоуровень). Трехуровневая структура характерна практически для всех объектов и субъектов социального управления - этнических и социальных общностей (метаэтносы, этносы, субэтносы; общество, его основные сферы, социальные группы), для организации общества (макро-, мезо- и микроуровни власти), для экономики (макро-, мезо- и микроэкономика), для социальной структуры (высший, средний и низший классы) и т. д. Иными словами, какой бы объект социального управления мы не взяли, везде обнаруживается его трехуровневое строение. (Даже обратившись к конкретному индивиду, мы будем вынуждены также изучать его на трех основных уровнях: биологическом, психологическом и социальном. То же относится и ко многим его "составляющим". Например, различают потребности биологические, социально-психологические, социальные и т. д.)

Выделение трех основных уровней структуры различных биосоциальных систем не исключает наличия соответствующих подуровней, относящихся к тому или иному уровню изучения социальных феноменов.

Составные.

Кроме трехуровневой структуры, присущей объектам и субъектам управления, они имеют еще ряд общих особенностей, к которым относится трехсферное построение психических и социальных целых. Так, психика человека как единое целое включает в себя эмоциональную, волевую и познавательную сферы, которые соответствуют материальной (экономической), политической (организационно-управленческой) и духовной (социально-культурной) сферам общества как социального целого (схема 3). При этом как в индивиде, так и в обществе действует диалектический закон единства и борьбы противоположностей, являющийся глубинным механизмом психологического и социального развития. Согласно этой закономерности каждое природное и социальное явление имеет противоположность (фемининность - маскулинность, интроверсия - экстраверсия, рационализм - иррационализм, духовное - материальное, государство - гражданское общество, структуры формальная - неформальная и т. д.). Эта закономерность действует и относительно трехсферной структуры психологических и социальных явлений. Так, каждая психическая сфера содержит следующие пары противоположностей: эмоцио

Схема 3.

нальная - рациональные чувства и иррациональные ощущения (сенсорика); волевая - сознательную волю и бессознательные инстинкты; познавательная - рациональное мышление и иррациональную интуицию. То же относится и к основным социальным сферам, где, например, в духовной области (познавательная сфера) соседствуют, с одной стороны, религия и философия (интуитивное начало), а с другой - наука и технические изобретения (интеллектуальное начало).

В обществе носителями базовых ценностей и соответствующих им сфер человеческой деятельности являются определенные социальные группы (классы, слои, касты, страты и т. п.). Преобладание в обществе тех или иных ценностей свидетельствует прежде всего о доминировании в нем соответствующих социальных слоев и определенных социальных сфер.

Базовые ценности и социальные циклы.

Базовые ценности заложены в глубинах коллективного бессознательного, так называемых архетипах, которые, являясь неосознаваемыми, формируют через интересы вполне осознанные потребности биологического, социально-психологического или социального (духовного) уровней. Все базовые ценности содержатся в коллективном бессознательном одновременно, и все они друг другу противостоят. Доминирование в определенный исторический период определенных ценностей обусловливает смену господствующих религиозно-этических систем, типов культур (по П. Сорокину), социальных сфер и социальных слоев. При этом смена ценностей и связанных с ней основных "социальных параметров" носит, как правило, системно-циклический характер. Социальные циклы могут быть разной продолжительности и разного масштаба. Например, культурный цикл Западного полушария олицетворяет смену социальных суперсистем - духовно-интуитивной идеациональной, рационально-эмоциональной идеалистической и чувственно-сенсорной. Религиозный цикл указывает на смену мировых религиозно-этических систем: буддизма (познавательная сфера), христианства (эмоциональная сфера), ислама (волевая сфера). Сословный цикл представляет собой чередование господствующих социальных слоев и социально-исторических времен: иерократический слой священнослужителей (духовные времена, Золотой век по античным представлениям) сменяется аристократическим слоем военных и административных деятелей (романтические времена, Серебряный век), который уступает место бюргерскому слою, т.е. "третьему сословию" (гражданские времена, Бронзовый век), а последний - люмпенизированным и маргинальным слоям (преступные времена, Железный век). Управленческий цикл указывает на смену ведущих позиций представителей различных управленческих профессий, что соответствует смене основных составляющих системы управления (технико-технологической, экономической, организационной и социальной): техники и технологи (инженеры), экономисты и финансисты, юристы и, наконец, "человековеды" (психологи и социологи).

Смена неосознаваемых ценностей, заложенных в архетипах коллективного бессознательного, реализуется в осознаваемых через интересы потребностях, продуцируемых личностным, индивидуальным бессознательным. Поэтому отбор и "культивирование" социально одобряемых потребностей может косвенно способствовать формированию в обществе необходимой системы ценностей и постепенному переводу социума (общности, организации, группы) с биологического уровня потребностей (преобладание политической сферы деятельности) через социально-биологический (доминирование экономики) на социальный (торжество духовных ценностей общества).

Структура психики человека как существа одновременно биологического и социального соответствует в основном структуре общества, т. е. организм индивидуальный во многом тождествен организму общественному. Человек предстает как бы связующим звеном между природой и обществом, соединяя в себе природное и социальное в их нерасторжимом единстве.

Системы действуют и в обществе в виде классов, социаль­ных общностей, национальных образований, профессиональ­ных групп и пр. Само общество в целом есть социальный орга­низм, или система, функционирующая по своим специфиче­ским законам. Системный подход в изучении общества требует выделения в нем определенных структур. Структура - это инва­риантное, или стабильное состояние системы, отражающее ус­тойчивую связь между его элементами. Заметный вклад в по­нимание общества как целостной системы, которая включает в себя иерархически организованные структуры, внес американ­ский социолог русского происхождения Питирим Сорокин. Со­гласно его теории, совокупность социальных и культурных систем и личностей, которые взаимодействуют между собой, находится в сложном иерархическом соподчинении, часто про­никая друг в друга. К социальным системам современная соци­альная философия относит классы и социальные слои, порож­даемые производственными, то есть базисными отношениями, социальные институты (семья, государство, бизнес, образова­ние, религии), социальные группы (статусные группы, толпа, социальные круги, малые группы, большие группы), социаль­ные организации (социальные структуры, создающиеся для достижения определенных целей).

Социальная структура включает в себя прежде всего соци­альные классы. Но для решения определенных познавательных 108


задач элементами социальной структуры могут рассматривать­ся страты (слои), принадлежность людей к которым определя­ется разными факторами: уровнем их доходов, образом их жиз­ни, престижностью района проживания, выполняемыми ими социальными ролями и т.п. Переход из одного страта в другой обеспечивается социальной мобильностью, характер которой определяется прежде всего типом господствующих обществен­ных отношении. Она также иногда зависит от энергии лично­стей, от конкретных социальных ситуаций, например, от эко­номического кризиса, от войны и пр.

В итоге, общество тоже существует как целое, или система.

Словарь

Бирегулятор - регулятор двойного действия, работающий путем взаимного воздействия одной подсистемы на другую и обеспечи­вающий устойчивое функционирование всей системы. Гармония - категория в философии и эстетике, показывающая це­лесообразное и организованное соединение частей в одно целое, вызывающее чувство восхищения красотой и целесообразностью. Дифференциация - процесс разделения системы на части. Единое - философская категория, отражающая подчиненность все­го в мире системному принципу и обеспечивающая его разделение на части и соединение их в целостные образования. Изменчивость - смена внутренних алгоритмов функционирования систем, позволяющая им приспосабливаться к меняющимся воз­действиям среды.

Интеграция - процесс объединения разрозненных элементов в единое целое.

Комплекс - сложная система, состоящая из многих подсистем, включающая в себя большое число элементов. Космос - в философии древних греков видимая или умопостигае­мая нами часть вселенной, подчиняющаяся принципу целостности, гармонии и разумному пониманию.

Принцип обратной связи - принцип использования обратных сигналов, получаемых системой из внешней среды при взаимодей­ствии с нею, в результате чего обеспечивается коррекция в пове­дении системы.

Саморегулирование (самоорганизация) - способность систем осуществлять приспособление к среде за счет внутренних меха­низмов управления.


Сегрегация - процесс отделения одних частей системы от других. Система - совокупность элементов, находящихся в упорядочен­ном взаимодействии.

Социальная группа - совокупность индивидов, взаимодействую­щих определенным образом на основе разделяемых ожиданий. Социальный институт - социальная система, обеспечивающая функционирование общества как целостного образования; опреде­ленный аспект социального организма в виде организованных сис­тем связей и социальных норм.

Социальная мобильность - процесс перемещения людей из од­них социальных групп в другие, проходящий естественным путем под воздействием разных факторов.

Социальный организм - общество, рассматриваемое как целост­ное и структурное образование, функционирующее по специфиче­ским законам; общество, взятое в его противопоставлении приро­де.

Страты - социальные слои, принадлежность к которым определя­ется уровнем доходов, престижностью профессии, районом про­живания и т.п.

Структура - инвариантное, или неизменное, состояние системы. Устойчивость - свойство систем сохранять свою структуру при неблагоприятных воздействиях извне и изнутри. Хаос - в мировоззрении древних греков неорганизованное состоя­ние вселенной, не подчиняющееся принципу целостности, являю­щееся первопотенцией мира и причиной уничтожения его органи­зованных частей.

Холизм - направление в зарубежной философии, представители которого понимают мир как совокупность ценностей, излучающих из себя духовную энергию.

Вопросы для самоподготовки

1) Покажите сходство и различие понятий «единое», «целое»,
«система», «общее», «идея».

2) Что такое организованность с точки зрения А.А. Богданова и в
чем ее критерии?

3) «Бог есть отчужденная сущность человека».

«Бог есть организованная бесконечность, в которой гармони­чески соединены материя и дух».

Какое из этих двух высказываний о Боге Вам представляется более предпочтительным и почему?

4) Покажите различие понятий «дух», «душа», «энергия», «энте­
лехия», «сущность».


5) Почему в век научно-технической революции употребляются
понятия дух и душа?

6) Что такое система?

7) Понятие «целое» в философии и биологии.

8) Понятие «Единое» в истории философии и религии.

9) Что. лежит в основе Единого - материя или дух?

10) Понимание системного принципа организации материи в Но­
вое Время.

11) Основные принципы теории организации Л.А. Богданова.

12) Понятие иерархии.

13) Что такое структура?

14) Виды структур и иерархий.

15) Эквифинальность и способы ее реализации.

16) Основные положения холизма.

17) Наследственность и устойчивость как свойства систем.

18) Изменчивость как свойства систем.

19) Факторы эволюции систем разной природы.

20) Особенности социальных систем.

21) Виды культурных систем и их специфика.

22) Покажите различия во взглядах Н.Я. Данилевского и П. Соро­
кина в понимании культуры.

23) Основные принципы теории социальной стратификации.

24) Социальная мобильность и ее факторы.

25) Роль информации в развитии систем.

Вопросы компьютерного контроля

1. Что такое система?

а. Рядоположенность предметов любой природы

б. Порядок в расположении предметов одного типа

в. Любая совокупность элементов

г. Совокупность элементов, находящихся во взаимодействии

2. Как следует понимать организацию?

а. Как нечто целое

б. Как иерархическую структуру

в. Как упорядоченную связь элементов

г. Как нечто управляемое

3. Какие системы называются большими?

г. Занимающие большое место в пространстве

4. Что такое холизм?

а. Учение о целостностях любой природы

б. Учение о целом, изучающим психическую энергию


СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ

Социальная система: что это?

Социальная система – это структурированное образование, которое характерно обществу. Существует два основных подхода к более точному определению понятия «социальная система».

В рамках одного из них социальная система – это образование с характерной ему организованностью, упорядоченностью, а также целостностью его элементов.

Таким образом, социальная система – это комплекс социально значимых элементов, которые находятся в постоянном взаимодействии.

Замечание 1

Такое определение было сформулировано Л. Берталанфи как одним из основоположников «общей теории систем». В рамках данного подхода взаимодействие – это не только существование, но еще и прилагательное. В нем не учитывается специфика социальных систем и роль общественных отношений, которые складываются в системе.

Существует и второй подход к определению понятия «социальная система». При нем исходной точкой в определении понятия является социальное как одна из основных форм движения материи. В этом случае социальная форма движения материи предстает как глобальная социальная система, которая охватывает все сферы жизнедеятельности человека, независимо от его территории проживания, нации, религиозной принадлежности, а также половозрастных признаков. В данном случае учитывается специфика формы и типа взаимодействий, которые возникают в рамках данной социальной системе.

Характеристики социальной системы

Социальная система в любой сфере – это прежде всего общество. Оно неоднородно, имеет свое уникальное внутреннее строение, а также свой состав (структуру).

Замечание 2

Составные элементы общества – это индивиды, социальные связи и взаимодействия, которые возникают между ними. На этой основе формируются социальные института и социальные организации, а также отдельные группы, общности. Их жизнедеятельность и взаимоотношения регулируются благодаря общепринятым и обязательным социальным нормам и ценностям, а каждый индивид обладает своими уникальными правами и свободами.

Среди ключевых и особых характеристик социальной системы авторы выделяют также следующие:

  • Целостность социальной системы, при которой внутренние качества совпадают с общественными требованиями и ожиданиями;
  • Устойчивость – постоянство взаимосвязей и взаимодействий, а также присутствие относительно постоянного воспроизводства ритма и режима социальных взаимодействий. Данная черта гарантирует обществу стабильное существование, а также возможности адаптации к новым экономическим, политическим, социальным и духовным условиям в случае глобальных или локальных изменений;
  • Динамизм – постоянная смена поколения с периодичностью в несколько лет, изменение общественного субстрата, преемственность норм, ценностей. Это очень важно для сохранения самобытности социальной системы, для того, чтобы подчеркнуть ее особенности в соответствии с историческим периодом;
  • Открытость. В данном случае необходимо, чтобы социальная система сохраняли свои особенные черты благодаря обмену с природой. Также открытость возможна лишь в условиях равновесия с окружающей средой, а также в условиях некоторой самоорганизации (особенности самоорганизующихся социальных систем). В этом случае социальная система будет получать достаточное количество ресурсов из внешней среды, что поможет поддержать ей ее собственное, внутреннее равновесие.

Аспекты общества как социальной системы

Как мы указали ранее, наиболее устойчивой социальной системой является общество. Его социологическое изучение предполагает обнаружение и анализ нескольких взаимосвязанных аспектов, которые оказывают влияние на становление, развитие и дальнейшее существование конкретной общественной системы в определенный исторический период.

Во-первых, это исследование «общества вообще». То есть, общество – это единая, общая система, в которой выделяются всеобщие универсальные свойства. Оно обладает также связями и общими состояниями общества. Данный аспект тесно связан с исследованиями в области социальной философии, и зачастую именно этой дисциплине отдают большее значение, чем социологическим аспектам.

Во-вторых, немаловажно изучение конкретных исторических типов обществ, а также ступеней развития цивилизаций. Отметим, что существует несколько ключевых этапов, на которые необходимо обратить особое внимание: возникновение цивилизации как первый этап, в котором закладываются основы основ для становления последующих социальных систем и сообществ, этапы равновесия, сжатия, где определяется жизненное пространство цивилизации – территория ее реального распространения и влияния.

В-третьих, особо важно изучать более узкие, локальные подсистемы. Это может быть анализ отдельных сообществ, то есть обществ, где реально существуют страны, народности, представители особых этнических слоев. Это важно для становления микросоциологии, для выявления наиболее узконаправленных проблем. Нельзя не отметить тот факт, что любое усложнение в структуре общества начинается с усложнения наиболее узких элементов (усложнение узкой социальной группы, ее разветвление на еще более узконаправленные элементы).

Таким образом, рассмотрение общества как социальной системы следует начинать с выявления ключевых характеристик. Они могут быть разнообразными, и для исследователя приоритетным направлением является выявление наиболее характерных и чаще всего встречающихся аспектов, которые и будут составлять общую характеристику социальной системы.

Также важно искать параллели между социальными сферами человеческой жизнедеятельности, которые касаются экономики, политики, культурной и духовной жизни. Рассмотрение общества под углом зрения определенной социальной системы во многом обуславливается теми задачами, которые ставятся перед соответствующим социологическим исследованием. Поэтому очень важно заранее обозначить предметное поле, объект исследования, цель и задачи и выдвинуть некоторые гипотезы, которые затем будут подтверждены или опровергнуты.

  • GPSS World – общецелевая система имитационного моделирования
  • II. Организм как целостная система. Возрастная периодизация развития. Общие закономерности роста и развития организма. Физическое развитие……………………………………………………………………………….с. 2
  • II. Системы, развитие которых можно представить с помощью Универсальной Схемы Эволюции
  • III династия Ура. Особенности политического и социально-экономического развития данного периода.
  • Современная философия рассматривает общество как совокупную деятельность людей, направленную на производство, поддержание и воспроизводство их жизни. При этом общество представляет собой не простую совокупность различных частей и элементов, а единый целостный организм, открытую саморазвивающуюся систему.

    Первые представления о системности общества зародились еще в античной философии в виде общей концепции об упорядоченности, целостности бытия. Наибольший вклад в разработку этой проблемы внесли мыслители XIX–XX вв.: О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс.

    Социальная система представляет собой упорядоченную, самоуправляемую целостность разнообразных общественных отношений, носителями которых являются индивиды и социальные группы.

    От всех природных систем (физических, биологических) общество отличается особой сложностью в силу многообразия социальных отношений, в которые включаются люди, и имеет иерархический характер. В нем выделяются различные уровни (подсистемы), которые можно рассматривать как относительно самостоятельные системы, включающие в свою очередь собственные подсистемы. Вместе с тем общество выступает как некая целостность , т.е. состоит из взаимосвязанных, опосредующих друг друга и целое частей. Подобная взаимозависимость частей и целого проявляется в особых интегральных свойствах системы, не свойственных ее частям, а присущих системе в целом, сплачивающих ее в целостность. Иначе говоря, общество включает в себя множество явлений, качественно отличных друг от друга, и в то же время обладает законами, не сводимыми к сумме отдельно взятых законов экономической, политической или правовой жизни.

    Социальная система является самоуправляемой, что предполагает наличие специальной подсистемы управления, которая обеспечивает согласованность действий всех компонентов системы.

    Особая специфика социальной системы – в уникальности ее основного элемента – человека , который обладает свободой выбора форм и способов деятельности, придающей развитию общества в значительной степени неопределенность, непредсказуемость.

    В обществе как сложно структурированном целом можно выделить четыре большие подсистемы (сферы): материально-производ-
    ственную,



    социальную, политическую и духовную. Эти сферы выполняют разные функции, имеют свою специфику.

    Материально-производственная сфера (экономическое бытие общества) связана с деятельностью людей по созданию материальных условий сохранения и поддержания их жизни; социальная (социальное бытие) – сфера взаимоотношений различных социальных групп по поводу условий их жизнедеятельности; политическая сфера (политическое бытие) связана с регулятивной деятельностью людей, обеспечивающей согласованность и целостность общества; духовная сфера – это производство знаний, опыта, ценностей, т.е. производство информации.

    При рассмотрении общества как целостной системы взаимосвязанных и взаимообусловливающих друг друга сфер закономерно возникают вопросы: какой из них принадлежит детерминирующая роль; существуют ли в обществе системообразующие структурные связи, которые обеспечивают целостность социальной системы и возможности ее функционирования?

    В современной философии однозначного ответа на эти вопросы не существует, что и показал анализ моделей общества.

    Идеалистическая модель в качестве фундамента рассматривает духовные ценности, техницистское направление – технику, плюралистическая модель вообще отрицает одностороннюю детерминацию социальных процессов.



    Исследователи, разделяющие материалистические взгляды на общество, роль системообразующего качества, придающего целостность, связь и непрерывность человеческой истории, отводят материальному производству.

    Какие аргументы приводятся в подтверждение этого вывода?

    Во-первых, материальное производство есть основа , условие существования общественного человека, так как оно удовлетворяет первейшие потребности в жизненных средствах (пища, одежда, жилище и т.д.), от которых зависит существование социума и образующих его людей. Человеческое общество есть такая материальная система, которая нуждается в постоянном взаимодействии с внешней средой, поскольку без притока вещества и энергии не может существовать. Но это взаимодействие предполагает труд, производство материальных благ.

    Во-вторых, материальное производство является генетически первоначальной , исходной формой социальной деятельности, ибо труд – главная причина происхождения человека, его выделения из царства животных, возникновения сознания и общества.

    В-третьих, материальное производство является основой для всех других относительно самостоятельных видов и форм социальной деятельности , т.е. определяет в конечном счете социальные, политические и духовные процессы жизни людей (развитие социальной структуры, изменение политической жизни, создает необходимые материальные условия для функционирования духовной сферы). При этом зависимость социальной, политической, духовной жизни общества от материального производства не снимает собственной логики развития этих подсистем общества.

    В-четвертых, материальное производство дает возможность выявить причины функционирования и развития общества, что позволяет объяснить это развитие из него самого, из присущих обществу противоречий.

    Однако вывод об определяющей роли материального производства (подчеркнем это еще раз) не следует абсолютизировать, что характерно для социальных концепций вульгарно-материалистиче-
    ского типа и некоторых вариантов марксизма, оно лишь в конечном счете является определяющим моментом и не может рассматриваться как единственно определяющий фактор. На каждом этапе исторического развития и другие сферы могут играть господствующую роль (например, политические и внеэкономические факторы). Так, М. Вебер показал доминирующую роль протестантской религии в становлении капиталистических отношений в Германии. С точки зрения реалий сегодняшнего дня можно говорить, что общество представляет собой сложный результат взаимодействия экономического, социального, политического и духовного факторов. При этом приоритетность практики выступает как доминирующая тенденция. Эта проблема является дискуссионной в современной философии и требует дальнейшего исследования.

    Обратимся к анализу социума как системного целого и его подсистем, их роли в жизни общества и индивидов.