Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Кризис духовных ценностей и пути его решения. Духовный кризис в россии и пути его преодоления

Духовно-нравственный кризис в России: как преодолеть?

«Сон разума порождает чудовище»

На чём держится сейчас Россия? По-моему, на той самобытной глубокой культуре, которая была создана единым русским народом, во всём сложном сочетании его национальностей. Эта культура создавалась в течение целого тысячелетия, на единой, все расширяющейся территории, при едином государственном и культурном языке, в единой судьбе войн и хозяйственно- торгового сотрудничества. Всё это вырабатывало у народов России сходство душевного уклада, близость в обычаях и характере, единство в восприятии мира, людей, государства. На этой основе творилась и развивалась русская национальная культура. И поэтому, вынужденная провоевать две трети своей истории, Россия остаётся живым, духовно-историческим сложившимся организмом, который из всякого распада вновь восстанавливается таинственной древней силой своего бытия.

Сегодня мы вполне понимаем, что предлагаемая России система либеральных ценностей, себя не оправдала. Усиленные процессы глобализации и технологизации все больше деформируют сознание сегодняшнего человека, вовсе лишая восприятие им окружающего мира нравственных критериев, или подменяя традиционную нравственную психологию примитивной психологией потребителя.

Для нас это означает утрату преемственности в духовно-нравственной культуре, идеологии, так как традиционный русский взгляд на мир веками основывался на фундаментальной идее, предполагающей осмысление жизни как религиозного долга, всеобщего совместного служения евангельским идеалам добра, правды, любви, милосердия, жертвенности и сострадания.

Наша твёрдая уверенность состоит в том, что положительных сдвигов можно добиться, культивируя и опираясь на такие понятия, как Вера, нравственность, духовность, память, историческое наследие, патриотизм.

Мы хотим построить крепкое государство, где соблюдаются принципы права и свободы человек, мы возрождаем веру, мы делаем робкие шаги в поисках себя в этом мире. Мы хотим создать крепкое настоящее, чтобы смело смотреть в будущее. И здесь краеугольным камнем является осознание - без прошлого нет будущего! История своей страны, память, любовь к Родине. Эти понятия - не красивые слова и лозунги - это основа духовного становления и сохранения нации.

Наш народ должен знать и помнить, кто мы были, есть, и кем должны оставаться. Основой существования нации, народа, Российской государственности является Православие, культурные и духовные традиции, основанные на нем. Святая Русь, Великая Россия - эти понятия возникли и строились под знамёнами Православной веры и руководством церкви. Испокон веков Россия считается Домом Пресвятой Богородицы.

Не случайно появления на нашей земле таких явлений и понятий, как святые места, святые дороги, святые источники. России предначертана особая роль - она является колыбелью сохранения истинной Православной веры. В подобных местах человек духовно просветляется, к нему приходит осознание причастности к истории и культуре своего народа.

Испокон веков на Руси люди отдавшие жизнь за свою Родину считались святыми мучениками. Церковь постоянно чтит и помнит имена воинов, погибших на ратных полях нашей страны. Места эти постоянно напоминают о страшном прошлом, чтобы оно не повторилось в будущем. Свидетельством героизма и подвига предшествующих поколений являются три ратных поля России: Куликовское поле, Бородинское поле, Прохоровское поле. На каждом из этих полей в определённый исторический период решалась судьба и вообще существование нашей Родины и народа.

Ни один народ не имеет такого сильного чувства Родины как русский. Это заложено всем ходом Российской истории в наш многогранный русский менталитет. Святое отношение к памяти и родной истории, к святым местам, к прошлому и настоящему определяет наше будущее.

Сегодня наша страна переживает очередной излом истории. Он связан с кризисной ситуацией в экономике, политике, национальных отношениях. Предпосылкой данной ситуации стало состояние общества, получившее название «духовного кризиса». Сутью его, говоря словами С. Грофа, является «неспособность сделать следующий шаг в своем развитии», а его очевидным проявлением – нравственно-ценностная дезориентация и опустошенность, прежде всего, молодежи. На сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственных установок на традиционной православной основе. Главными, на наш взгляд, являются: неподготовленность большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры, разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей, отсутствие согласованности влияния на духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, Православной Церкви, государственных и общественных структур.

Создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для возрождения России и восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры – русского народа. Нынешним и будущим поколениям XXI века необходимо возвращение православной веры, свободы, семьи, Родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир.

ДУХОВНЫЙ КРИЗИС В РОССИИ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

В основе глобального кризиса земной цивилизации в целом и России в частности лежит духовный кризис каждого человека. С. Гроф в книге «Неистовый поиск себя» ввел понятие «духовного кризиса», понимая под ним состояние, с одной стороны, обладающее всеми качествами психопатического расстройства, а с другой стороны, имеющее духовное измерение и потенциально способное вывести индивида на более высокий уровень существования /1/.

Для того, чтобы понять проблему духовного кризиса, необходимо рассмотреть ее в более широком контексте «духовного самораскрытия».

Духовное самораскрытие (spiritual emergense) – движение индивида к расширенному, более полноценному способу бытия, включающему в себя повышение уровня эмоционального и психосоматического здоровья, увеличение степени свободы выбора и чувство более глубокой связи с другими людьми, природой и всем космосом. Важной частью этого развития является возрастание осознания духовного измерения как в своей собственной жизни, так и мире в целом.

Духовное самораскрытие можно условно разделить на два типа: имманентное и трансцендентное. Имманентное духовное самораскрытие характеризуется обретением более глубокого восприятия ситуаций повседневной жизни; эти переживания индуцируются, как правило, внешними ситуациями и обращены вовне (постигать Божественное в мире). Трансцендентное духовное самораскрытие – способность более глубоко воспринимать свой внутренний мир (постигать Божественное в себе).

Необходимо заметить, что понятие «духовность» истолковывается авторами разнообразно. Но от этого данная проблема не становится меньше, так как от духовного состояние человека зависит атмосфера в создаваемой им семье, а также в обществе в целом.

Проблема духовности непосредственно связана с образованием. В этой связи важно учесть, что у российского образования есть своя уникальность, заключающаяся в том, что оно неотделимо от духовного образования личности. Это относится и к христианской педагогике дореволюционных эпох, и к советской эпохе. Не случайно, что выдающийся русский философ В.В. Зеньковский усматривал большую близость религиозной и советской педагогики /2/. Но, к сожалению, современное образование также испытывает глубочайший кризис, и примерно лишь два студента из двадцати, получив минимальную образовательную основу из знаний и информации, тратят личное время на саморазвитие и формирование «духовного стержня». Таким образом, на данный момент получение образования в вузе может помочь только на 30% в саморазвитии личности, и это при условии, что по гуманитарным предметам будут вести преподаватели, «горящие» своим делом, всецело отдающие себя, свою мудрость и знание на благо познания студентом мира, истории, человека и общества. Из-за сокращения часов на гуманитарные дисциплины эта возможность и процентные показатели стремительно уменьшаются.

Признавая вслед за представителями русской религиозной философии необходимость духовности как метафизического ядра, без которого картина мира не является целостной для русского человека, мы приходим к созерцанию того, что есть наличного и данного - логики распада, деконструкции и разрушения личности, - всего того, чем гордится сегодня эпоха и культура постмодерна. В современном мире, как ни прискорбно, не оказалось места духовности.

Важной проблемой, стоящей перед человеком на пути духовного роста и самопознания, является проблема обретения подлинного смысла, что является затруднительным в культуре, где эти смыслы заменяются симулякрами, информационным мусором, равнозначными дискурсами. На протяжении всей своей жизни индивид встречается с огромным количеством идеализаций, стереотипов и другими установками и параметрами, по которым и оценивает прожитые годы. Если учесть, что требования к миру появляются уже в детском возрасте и активно применяются во время общения, то с возрастом люди все глубже и глубже погрязают в своих обидах, выливающихся в итоге в латентную или актуализированную конфронтацию с социальными группами, с самим собою. Подтверждение наших слов находится в книге В. Франкла «Человек в поисках смысла». В ней говорится о чувстве утраты смысла у современного человека: «Здесь, в Америке, я со всех сторон окружен молодыми людьми моего возраста, которые отчаянно пытаются найти смысл своего существования. Недавно умер один из моих лучших друзей, которому найти этот смысл не удалось» /3, с. 24/. Все эти люди, о которых пишет В. Франкл, сделавшие карьеру, жившие внешне вполне благополучной и счастливой жизнью, не обрели духовную гармонию и продолжали жаловаться на непреодолимое ощущение полной утраты смысла. Вышеназванный автор, известный создатель логотерапии, т.е. терапии словом, приводит в своей книге шокирующую статистику: «Из статистики известно, что среди причин смертности у американских студентов второе место по частоте после дорожно-транспортных происшествий занимают самоубийства. При этом число попыток самоубийства (не закончившихся смертельным исходом) в 15 раз больше» /3, с. 26/. И речь идет о весьма благополучной по материальному уровню достатка группе людей, которые жили в полном согласии со своей семьей и активно участвовали в общественной жизни, имея все основания быть довольными своими академическими успехами.

По официальной статистике ежегодно в мире умирают от суицида 1100000 человек. Россия же стоит на 3 месте в группе стран по высокому и очень высокому уровню самоубийств после Литвы и Белоруссии. У нас оканчивают жизнь самоубийством примерно 36 человек на 100 тыс. населения, что еще раз подтверждает серьезность сложившейся ситуации. Достаточно точно подметил А. Эйнштейн, что тот, кто ощущает свою жизнь лишенной смысла, не только несчастлив, но и вряд ли жизнеспособен. В свете серьезности проблемы духовного кризиса человека, нередко ведущей к самоубийству или фрустрации, попытаемся проанализировать различные варианты и способы ее разрешения.

Одна часть людей находит «выход» из духовного кризиса в позиционировании индивидуальности, полагая себя уникальными и отгораживаясь от тех, кому это не нравится. Такая группа старается закрепить свою позицию эксклюзивными брендовыми вещами, т.е. тем, что Э. Фромм называл принципом «иметь», т.е. потребительским отношением к миру. В этой связи популярная политика «индивидуализации» США (политика, сводящая систему ценностей к «американской мечте» - мечте материального благосостояния и потребления) не способствует решению не только проблем единичного человека, но и проблем социальных отношения в целом. Стоит только представить, что произойдет, если данную позицию займет каждый.

Есть еще один путь «решения» проблем – психологические тренинги. На них учат любви к ближнему своему, принятию жизни, только аргументом является не религиозные догмы, например, «так написано в Библии» или «на все воля божья», а гендерно-биологическая аргументация, сводящаяся к принципу: не нужно навязывать супруге или супругу личные привычки, так как от природы у мужчин и женщин различное мышление. Если мужчины мыслят понятиями, воспринимают все буквально, то женщины выражаются абстрактно, а действуют на волне эмоционального порыва, что для логически думающих мужей совершенно непонятно. Человек, успешно прошедший такой тренинг, однако, практикует полученные навыки недолго, так как они очень часто оказываются погребенными под слоем обид или требований. В таком случае, либо он ведет себя, как и раньше, либо ему необходим повторный курс.

Практика участия во многих различных семинарах и тренингах показывает, что многие психологи вводят человека в транс, используя определенные техники, способствующие выявлению внутри его психики скрытых причин ошибок, обид, недостатков и комплексов. Однако такого рода тренинг только «раздирает на части» и ворошит осиное гнездо подсознания, не давая рецепта для дальнейшей сборки своего Я, не прорабатывая все жизненные ситуации, поскольку для этого понадобилось бы слишком много времени. Ведь наше развитие идет по спирали, и на каждом уровне мы должны прорабатывать одни и те же проблемы. Ввиду нехватки сил, времени и денег человек в итоге вынужден прекратить свои психологические тренинги. Есть и другие моменты, но итог один – человек остается наедине со своими проблемами и опять собирает себя по кусочкам, как может. Таким образом, оказывается, что психологические тренинги малоэффективны и могут лишь мотивировать на короткий период жизни.

Третья группа людей идет по пути искания, т.е. развития. С позиции философии, развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение объектов, в результате которого возникает качественное изменение состояния их состава и структур с учетом временных показателей, т.е. усложнение системы человек-природа-мир. По отношению к высшему и среднему образованию эта характеристика стала не актуальна, так как знания не только не соответствуют квалификации, но и редко оказывают влияние на изменение сознания студентов, а само получение диплома продиктовано не интересом самосовершенствования, а модой. Если раньше необходимо было заниматься саморазвитием, и это было частью образовательной системы в СССР, то сегодня самообразование и образование находятся в разрыве. Первое не вытекает из второго. Вместе с тем, огромный поток информации и усложнение социальных, политических, экономических процессов ставит перед человеком необходимость развития, так как необходимо учиться перерабатывать и систематизировать информацию, а значит, мыслить широко, иметь систему мировоззрения. Такой путь ведет одновременно и к осознанию себя, своего места в мире.

В процессе становления общества у человека вместе со способностью познавать, ставить и осуществлять цели формировалось самосознание и на его основе мировоззрение. Житейские мироощущения и мировосприятия, основанные на здравом смысле и содержащие в себе предрассудки и мифические элементы, не отличаются глубиной проникновения в суть явлений, систематичностью, обоснованностью. Теоретическое миропонимание, к которому принадлежит и философия, избавляется от названных недостатков. В миропонимании в интегральном виде представлены знания, ведущие к поиску истины; ценности как отношение людей ко всему происходящему; жизненные позиции (убеждения человека), сформировавшиеся на основе познания и оценок и превращающиеся через эмоции и волю в поступки.

Мировоззрение воплощается в индивиде как единство его философских, нравственных, политических, эстетических и иных представлений. Оно выявляет место и роль человека в обществе и в мире в целом, придает истории человечества смысл, обеспечивает общее ориентирование в совокупности бытия, направляет жизненную стратегию и программу поведения. Мировоззренческая функция философии обеспечивает осознание человеком своего места в усложняющемся мире. Методологическая функция философии, тесно связанная с мировоззренческой, направляет человека в его отношении к миру, учит стратегии жизни, «каким надо быть, чтобы быть человеком».

Одним из союзников развития является продуктивная критика, которая расшатывает устаревшие взгляды и в тоже время сохраняет в отвергаемых формах мировоззрения все действительно ценное, так как человек перестает «ходить по кругу», а его развитие начинает двигаться по спирали. Но опираться только на разум неэффективно, что можно увидеть из анализа истории философии, а также особенностей русского менталитета, для которого духовная составляющая долгое время являлась приоритетной.

Еще одним путем развития является религия, так как верующие люди преступают через собственную гордыню, учатся возлюбить ближнего своего, принимать этот мир такой, какой он есть, воспринимать проблемы как уроки, необходимые для единения с Богом. Похожим путем пошло движение, созданное после появления фильма «Плати вперед», герои которого делали добрые дела, руководствуясь сердцем и гуманностью, нежели стремлением к индивидуализации и нахождению себя. А опоры на чувственный опыт, как показывает современная жизнь, не достаточно, так как люди доводят личную веру чаще всего до фанатизма. Таким образом, оптимальным является синтез философии и религии, тем более, что у них есть общая цель – вывести человека из сферы обыденности, придать его жизни смысл, открыть путь к самым сокровенным ценностям, увлечь идеалами. Наиболее существенная общая проблематика религии и философии – духовно-нравственная.

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера, признание чуда, т.е. волюнтаристских проявлений Бога, не подчиненных законам природы. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиции «светского» знания, «естественного» разума. Религия, по мнению Б. Спинозы, добивается принятия жизни такой, какова она есть, пребывает на уровне воображения, а философия ставит своей целью постижения истины.

Как правило, в духовном освоении мира подчеркивалась роль наставника, призванного помочь ищущему идти по правильному пути. Акцент делался на познании ценностного значения и смысла явлений и стремлении к личностному самосовершенствованию при соблюдении традиций социальной группы, которой принадлежит индивид. Философские поиски были направлены прежде всего на человека и его душу, на разработку этической проблематики.

Изучив историю философии, можно привести достаточное количество примеров людей, которые смогли совместить философию и религию воедино. Так, например, Франциско Скорина, восточнославянский первопечатник, философ-гуманист, писатель, общественный деятель, предприниматель и ученый-медик говорил, что привязанность живых существ к родным местам есть естественное и универсальное свойство, закономерность бытия, при этом жизнь индивида становится разумной, целенаправленной. В результате связи живого существа с родом, а личности с народом человек вплетается в родную землю, в общество. Данный мыслитель возвеличивает родные места и защищает родной язык как источник национального самосознания и патриотической гордости.

В пример можно привести и Канта, утверждающего, что человеческому разуму свойственно постоянно задаваться вопросом. Но там, где не хватает теоретических знаний и опыта, возникает пустота, которую можно заполнить верой, так как рациональным путем не представляется возможным доказать бессмертие души или существование Бога.

Другим примером является Эрих Фромм. Основными причинами конфликтов, лежащих в фундаменте человеческого существования в современном мире, он считает отчуждение, дегуманизацию и обезличивание человека в обществе потребления. Чтобы устранить эти негативные явления, надо изменить социальные условия, т.е. построить более гуманное общество, а также раскрепостить внутренние способности человека к любви, вере, разуму. Ввиду невозможности изменить общественные устои на данный момент, человек все же может изменить личное отношение к данной ситуации, т.е. принять жизнь и людей такими, какие они есть, тогда человек приобретет еще больший дар – ощущение любви, милосердия и сострадания. По сравнению с животным человек обладает способностью принятия решений, но столкновение с альтернативами порождает состояние тревоги и неуверенности. Несмотря на это, человек вынужден брать ответственность за себя и свои поступки, в противном случае окружающие начинают его зеркалить, пока душа не постигнет необходимого (например: отношения мужа и жены, матери и сына и т.д.), и только осознав проблемы, идущие изнутри, мы наблюдаем изменение не только самой ситуации, но и поведения в нашем окружении.

Можно привести слова В.С. Соловьева, утверждавшего, что частные науки в своем искании истины основываются на известных данных, принимаемых на веру. В целом русские религиозные философы XIX-XX вв. считали, что вера – важнейший феномен духовности человека, она является условием и стимулом творчества, есть непосредственное принятие сознанием смысложизненных положений как высших истин, норм и ценностей.

Изучив биографии творческих людей – художников, писателей, изобретателей, ученых и других – мы сможем увидеть, что многие являлись глубоко верующими людьми. Например, высказывание Эйнштейна о том, что маленькое знание отдаляет нас от Бога, а большое – приближает к нему.

Что же касаемо России, то необходимо заметить, что в России развитие еще со времен Киевской Руси понималось как богопознание, поэтому для менталитета нашего народа данный путь более близок. Тем не менее, современные условия в других сферах делают необходимыми и общефилософские знания. Ценным примером в данном случае могут являться некоторые традиции Китая. По мнению китайских мудрецов, идеальный человек обладает человеколюбием. Общество опирается на моральные нормы, имеющие небесное происхождение. Принцип морали - «чего не желаешь себе, того не делай другим», сформулированный Конфуцием, - в последующем многократно воспроизводился. Главная задача человека на земле – забота о других людях, а точнее душах. А все вещи рождаются и изменяются благодаря собственному пути, в процессе изменения они переходят в свою противоположность. Данные мысли находим и в афоризмах у Лао-цзы: «Совершенноумный стремится к тому, чтобы сделать экзистенцию сытой, а не к тому, чтобы иметь красивые вещи» /5/. Многие авторы из разных областей признают, что глубже учителя Конфуция истину жизни пока не смог никто постичь. А результатом такого познания является системный взгляд на мир, т.е. гармоничное сочетание философии и религии.

Таким образом, нашему обществу необходимо не только осознать, что возникший кризис можно преодолеть лишь личными исканиями и самообразованием, но и научиться вычленять ценный опыт как из личной истории, так и из историй других культур, адаптируя и учитывая индивидуальность русского менталитета.

Что же касается Запада, то многие ученые и другие авторитетные люди утверждают о ненужности бездумного копирования их моделей, так как, несмотря на достигнутый уровень жизни, проблемы несправедливости и человеческих страданий там не решены. Ведь основная задача любого государства не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы содействовать духовному самосовершенствованию личности.

Рабочие материалы

Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.Особенности современной молодежной субкультуры обусловлены миром чувств и эмоций. Центральное место в ней занимает музыка. Главными жанрами при этом выступают рок - и поп- музыка, которые в молодежной субкультуре выходят за рамки искусства и становятся стилем и образом жизни. Другими элементами молодежной субкультуры выступают сленг (жаргон), одежда, обувь, внешний вид, манеры повеления, способы развлечения и т.д. Молодежный сленг отличается от общепринятого литературного языка специальной и небольшой по объему лексикой, а также повышенной экспрессивностью и эмоциональностью. Проблемы духовного кризиса: 1) Дети мало посещают церковь; 2) Дети не читают литературу, газеты и другие источники информации; 3) Несформулированное мнение о чем-либо 4) Отсутствие нравственных ориентиров, идеалов. Проблемы духовного поиска: 1) Молодежь не может найти полезное и увлекательное занятие; 2) Неприязнь к учебе, все больше детей предпочитают учебе компьютерные игры. Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у него перед глазами; в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии таких памятников мировой культуры, которые позволяют как приобщиться к уже достигнутому уровню нравственного сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Не последнее место при этом занимает и самовоспитание личности. Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему - особые нравственные качества личности, которые человек не может получить готовыми от окружающих, а должен выработать самостоятельно. Культура по природе своей не терпит насилия. Но история столь насыщена насилием, что она внесла во взаимоотношение культур момент противостояния, конфронтации, враждебности, отчуждения, обособления, отторжения, неприятия. Вместе с тем исторический опыт свидетельствует, что обособление конкретной культуры не идет ей на пользу. Для развития культуры необходимо ее взаимодействие с другими, взаимное влияние культур, заимствование и т.п. Следует обратить внимание на то, что механизмы культурных взаимодействий не даны заранее, что культуры далеко не прозрачны друг для друга, что чужая культура является во многом инородным телом. Достаточно сказать, что между национальными культурами существуют языковые барьеры. Люди, формировавшиеся в разных культурах, различаются своим менталитетом, психологией, видением мира и т.д. Поэтому принятие в "свою" культуру элементов иной не происходит, как правило, само собой. В процессе развития общества усиливалось взаимодействие культур.

Кризис духовности в обществе не является чем-то абстрактным и не может быть схематизирован через набор черт и признаков вроде «падения нравов», вырождения социальных институтов или утраты религиозности.

Оценка сути и смысла духовного кризиса всегда конкретна и зависит от понимания субъектом сущности духовности, от его воззрений на характер отношения человека к духовной реальности.

Для исследователя, ограничивающего сферу духовности общественным сознанием, бездуховность неизбежно будет выглядеть как совокупность различных неблагоприятных тенденций и состояний общественного сознания, как-то: усиление нигилистических, шовинистических и расистских настроений, падение престижа знаний, засилие массовой культуры и тому подобное; индивидуальная бездуховность проявляется в этом случае как зараженность отдельных людей - в большей или меньшей степени - этими общественными по своей природе продуктами. Кризис духовности при таком подходе локализован в социокультурной зоне и является следствием упадка сложившихся центров духовного опыта. Именно в таком социокультурном контексте философия жизни и экзистенциализм разрабатывали проблему кризиса европейской духовности. Поскольку же исходным пунктом всякой культуры является признание высших надындивидуальных целей, смыслов и ценностей бытия, утрата этих последних современной культурой закономерно привела к нигилизму, концептуально выражающему и закрепляющему кризис духовности.

Еще древнегреческие философы открыли, что культурная, политическая и социальная сферы не могут обеспечить пространство для развертывания высших духовных возможностей человека; для этого необходимы высшие ценности: истина как Благо, Бог как первопринцип, вера в абсолютную суть вещей и тому подобное. И до тех пор пока эти ценности являются неотторжимыми от ежедневной жизни, никакие частные изъяны социальной и культурной жизни не могут вызвать кризиса духовности и выражающих его нигилистических настроений. Кризис духовности, таким образом, порождается комплексной причиной, включающей в себя три момента: теологический, проявляющийся в утрате религиозного чувства, метафизический, связанный с девальвацией абсолютных ценностей, и культурологический, выражающийся в общей дезорганизации жизни и потере человеком смысложизненных ориентиров.

Парадоксальность ситуации, в которой оказался современный человек, состоит в том, что духовный кризис возникает и развивается на фоне резкого улучшения условий жизни людей. Причиной этого улучшения является технизация всех сторон общественной жизни, а также «прогрессивное образование людей»; первая приводит к росту всех форм отчуждения и деморализации общества, вторая - к патологической привязанности человека к культурной среде, идеально приспособленной для удовлетворения его желаний и потребностей, которые растут, вытесняя цели и замещая смыслы.

Однако, не будучи сущностно самодостаточным существом, человек обманулся своей функциональной самодостаточностью и, замкнувшись в себе самом, отгородился от Духа, от его живительного источника . Кризис духовности является, таким образом, результатом катастрофической утраты духовных переживаний, омертвления духа, так буквально отражаемого термином «бездуховность». На фоне практического отсутствия живого духовного опыта информационная переполненость человека и общества выглядит особенно удручающей.

Как это ни парадоксально, к бездуховности приводит в конечном счете развитие творческих сил человека, когда они перестают подкрепляться духовным, нравственным началом и вследствие этого превращаются в самоцель его жизни. В ранние эпохи, несмотря на скованность творческого человеческого потенциала, именно духовное начало наполняло высшим смыслом жизнь избранных и выступало организующей и упорядочивающей основой для всех прочих. Предпосылки утраты духом интегративной функции человеческого существования сложились в Новое время, когда после эпохи Средневековья «человек пошел путем автономии разных сфер творческой человеческой активности... В века новой истории... все сферы культуры и общественной жизни начали жить и развиваться лишь по собственному закону, не подчиняясь никакому духовному центру... Политика, экономика, наука, техника, национальность и пр. не хотят знать никакого нравственного закона, никакого духовного начала, стоящего выше их сферы. Основным и роковым в судьбе европейского человека было то, что автономия разных сфер его активности не была автономией самого человека как целостного существа... Человек делался все более и более рабом автономных сфер; они не подчинены человеческому духу» 2 . В этой ситуации отдельное и частичное - политические системы, экономика, техника, формы общественного разделения труда - в качестве факторов организации и рационализации общественной жизни начинают претендовать на тотальность и целостность. Однако тотальная рационализация мира оказалась мифом, и индивидуальное сознание, исчерпав мыслительные средства в попытке «расколдовать» мир, пришло к выводу об абсурдности и бессмысленности бытия. Бездуховность, следовательно, имеет более глубокие корни, нежели испорченность нравов, политическая реакция или экономический и культурный упадок. Более того, ее основы закладываются как раз в эпохи высшего расцвета культуры.

Если понимать духовность как сопряженность человека с Духом, придется признать, что для современного человека вследствие крайней скудости живого духовного опыта характерна неразвитость индивидуального духа, при которой весь он сосредоточен на интеллектуальной деятельности, ибо только на это и хватает его силы. В нравственном отношении эта неразвитость выражается в отождествлении себя исключительно с внешним человеком, узко ориентированным на социальную среду и ограничивающим себя ее нормами и ценностями, ибо никаких других ценностей он не признает. Его совесть может быть обостренно, до болезненности чувствительна к ситуациям, связанным с социальной жизнью, то есть с посюсторонним бытием человека, но не способна усмотреть за ними никакого духовного смысла.

Такой человек является моральным в том значении, какое вкладывает в это понятие И. Кант, в концепции которого мораль понимается как послушание общему универсальному закону. Доводя до логического конца кантовскую концепцию «морального человека», К. Поппер и Ф. Хайек впоследствии просто заменили нравственное понятие совести социально-этическим понятием «справедливость».

Между тем подлинная духовность - категория не моральная, а нравственная. Она обращена к внутренним, субъективным чувствам и переживаниям человека. Не возводя нравственные принципы в закон, она полагается в решении нравственных и смысложизненных проблем на духовный опыт Богопознания, восхождения к Богу и в качестве абсолютных ориентиров полагается на духовный опыт людей, достигших высшей формы духовности - святости, состояния, в котором внутренний, духовный человек полностью подчинил себе внешнего - социального, земного человека. Поскольку такой опыт всегда конкретен, он, в отличие от абстрактного морального принципа, не может быть использован для оправдания всего и вся. Духовный человек в своей устремленности к Духу видит и знает духом, часто вопреки обычной логике и привычным представлениям. Его совесть легко смиряется с внешней, социальной или личной, несправедливостью, для нее не очень существенны внешние добродетели (в отличие от помыслов); он обостренно реагирует как раз на то, к чему внешний человек совершенно не причастен, например на первородный грех, тогда как с точки зрения внешнего человека нет ничего нелепее этой идеи.

Решение вопроса о сущности любого феномена возможно только при условии изучения его развитых форм. Высшие формы - ключ к анализу низших, а не наоборот. Бесполезно, например, пытаться сделать выводы о строении человека на основе изучения высших приматов, так же как бесполезно изучать феномен телесности на примере ангельского бытия только на том основании, что ангелам, как сотворенным сущностям, присуща утонченная (по сравнению с человеческой) телесность. И если мы, зная о том, что соматизм был сущностной чертой античного мировоззрения , что именно в древнегреческом мышлении телесность была возведена в высший принцип и вылилась в буквальное, скульптурное оформление, вдруг пренебрежем этим фактом и обратимся с целью исследования феномена телесности к ангелологии, которая имеет дело с телесностью как относительным свойством, буквально исчезающим из нашего человеческого измерения , - можем ли мы рассчитывать усмотреть за этим феноменом что-то существенное?

Так же дело обстоит и с духовностью, когда мы отказываемся от исследования ее высших рафинированных форм и остаемся в пределах мира человеческого сознания - индивидуального и общественного. Проявляется ли как-то на этом уровне духовность? Безусловно, поскольку сознание есть дух. Но субъективный дух представляет собой минимум духа, и духовность здесь неустойчива, ис- чезающа, она постоянно грозит обесцениться и реально обесценивается, если не «обеспечена» абсолютной духовной ценностью.

Чтобы учение о духовности стало плодоносным, оно должно быть укоренено в подходящей почве. Этой почвой является религиозное сознание. Без этого источника, этой опоры о духовности можно сказать лишь самые банальные вещи. Только религиозное сознание знает, что есть дух; сознание нерелигиозное знает в качестве духа лишь самого себя - сознание как мыследе- ятельность, как способность оперировать коллективными и индивидуальными мыслеформами. В деле раскрытия интеллектуальной, моральной и эстетической сторон человеческого духа рациональное познание сделало очень много, эти достижения неоспоримы, и мы постарались их показать. Но одновременно, надеемся, нам удалось обозначить ограниченность интеллектуализма в исследовании духовности, ибо последняя жива только в условиях религиозной веры, утрата которой неминуемо приводит к бездуховности.

Европейский процесс секуляризации, состоящий в освобождении различных областей духовной жизни от церковного влияния, был весьма неоднозначным по своим последствиям. Обособление и автономизация духовных творческих сил были одновременно и отрывом их от власти духа как нравственного начала, что положило начало высокомерию человеческого интеллекта. Гордыня разума заключается не в его претензиях на расширение сферы своего действия (эти претензии обоснованны и уместны), но в том, что истинные, высшие цели человеческого существования - святость, «обожение», слияние с Богом- подменяются целями частными, сиюминутными; в том, что из средства разум желает превратиться в цель. Грань, за которой познание переходит в мудрствование и высокоумие, кладет начало деградации духовности.

Обращение к проблеме духовности открывает новые грани отношения между мистицизмом и сциентизмом. Наука при всей своей эффективности не в силах утолить страсть человека к познанию тайн бытия и самого себя. Осознание этого обстоятельства привело в ХХ веке к ломке сложившихся мировозренческих установок и попыткам выйти за рамки традиционного противостояния научного и вненаучного, в том числе религиозного, знания. В этой связи необходимо высказать предостережение против развернувшейся в последнее время пропаганды широкого мировоззренческого плюрализма, призывающей признать одинаковый статус за наукой, с одной стороны, и паранаукой, оккультными и религиозными учениями - с другой. Эти призывы не выглядят убедительными: устранение демаркационной линии между наукой и религией, наукой и мистикой несет реальную угрозу культуре, ибо возникшая в результате такого смешения синкретическая форма станет разрушением как науки, так и религии, что приведет к дальнейшему упадку религиозности, вследствие чего бездуховность может приобрести необратимый характер.

В современном мире распространено такое понятие, как глобальность. Глобальность термин, который все чаще и чаще употребляется философами при рассмотрении социально-экологических проблем во всемирном масштабе. Такие глобальные проблемы, как наркомания, современное положение общества, живущего под диктовку так называемой сексуальной революции (причины современного разврата российской молодежи, в частности, и западного общества в целом), и другие проблемы потери нравственного устоя духовного мира человека.

Общество, утратив свой духовный стержень основной критерий морали по сути, теряет целостную систему моральных принципов своего внутреннего мира. Образующаяся пустота гнетет человека, он чувствует, что что-то утеряно, ощущает в полной мере возникающую пустоту. К примеру, применяя различные наркотические вещества, человек чувствует, как пустота внутри него сокращается, становится незначительной. Следуя принципам сексуальной раскрепощенности, вместе с тем приобретая псевдоэтические ценности, человеку начинает казаться, что он нашел себя, свое место в обществе. Но, услаждая душу телесными прелестями, человек тем самым разрушает свой собственно духовный мир.

Можно сказать, что кризис современного общества последствие разрушения устаревших духовных ценностей, выработанных еще в эпоху Возрождения. Для того чтобы общество обрело свои морально-этические принципы, с помощью которых можно было найти свое место в этом мире, не разрушив себя, требуется изменение прежних традиций. Говоря о духовных ценностях эпохи Ренессанса, стоит отметить, что их существование на протяжении более чем шести веков, определяло духовность европейского общества, оказывало значительное влияние на материализацию идей. Антропоцентризм, как ведущая идея ренессанса, позволил развить многие учения о человеке, обществе. Ставя во главу угла человека как высшую ценность, система его духовного мира была подчинена этой идее. Несмотря на то, что многие добродетели, выработанные в эпоху Средневековья, были сохранены (любовь ко всем, труд и др.), все они направлялись на человека, как самого важного существа. Такие добродетели, как незлобие, смирение отходят на второй план. Для человека становится важным приобретение жизненного комфорта путем накопления материальных благ, что привело человечество к веку индустрии.

В современном мире, где большинство стран являются индустриальными, ценности Ренессанса исчерпали себя. Человечество, удовлетворяя свои материальные потребности, не обратило внимания на окружающую среду, не рассчитало последствий своих масштабных влияний на нее. Потребительская цивилизация ориентирована на получение максимальной прибыли при использовании природных ресурсов. То, что нельзя продать, не имеет не только цены, но и ценности. Согласно потребительской идеологии, ограничение потребления может негативно сказаться на экономическом росте. Однако связь между экологическими трудностями и потребительской ориентацией становится все очевиднее. В основе современной экономической парадигмы лежит либеральная система ценностей, главный критерий которой свобода. Свобода в современном обществе это отсутствие препятствий для удовлетворения человеческих желаний. Природа рассматривается как резервуар ресурсов для удовлетворения бесконечных желаний человека. Результатом явились различные экологические проблемы (проблема озоновых дыр и парникового эффекта, истощение природных ландшафтов, пополняющееся число редких видов животных и растений и т. д.), которые показывают, каким жестоким стал человек по отношению к природе, обличают кризис антропоцентрических абсолютов. Человек, выстроив для себя удобную материальную сферу и духовные ценности, сам утопает в них. В связи с этим возникла необходимость выработки новой системы духовных ценностей, которая бы могла стать общей для многих народов мира. Еще русский ученый Бердяев, говоря об устойчивом ноосферном развитии, разрабатывал мысль обретения общечеловеческих духовных ценностей. Именно они в будущем призваны определить дальнейшее развитие человечества.

В современном обществе постоянно возрастает число преступлений, насилие и вражда являются привычными для нас. По мнению авторов, все эти явления результат объективации духовного мира человека, то есть опредмечивания его внутреннего бытия, отчуждения и одиночества. Следовательно, насилие, преступность, ненависть это выражение души. Стоит задуматься, чем сегодня наполнены души и внутренний мир современных людей. У большинства это злоба, ненависть, страх. Возникает вопрос: где следует искать источник всего отрицательного? Как считают авторы, источник находится внутри самого объективированного общества. Ценности, которые долгое время нам диктовал Запад, не могут удовлетворить нормы всего человечества. Сегодня можно сделать вывод о том, что наступил кризис ценностей.

Какую роль ценности играют в жизни человека? Какие ценности являются истинными и необходимыми, первоочередными? На эти вопросы и попытались ответить авторы на примере России, как государства уникального, полиэтнического, поликонфессионального. Также Россия имеет свою специфику у нее особое геополитическое положение, промежуточное между Европой и Азией. На наш взгляд, Россия, наконец, должна занять свое положение, независимое ни от Запада, ни от Востока. Мы вовсе не говорим в данном случае об изолированности государства, мы лишь хотим сказать, что у России должен быть свой путь развития, с учетом всех ее специфических черт.

На протяжении многих веков на территории России проживают народы разных конфессий. Замечено, что определенные добродетели, ценности и нормы - вера, надежда, любовь, мудрость, мужество, справедливость, воздержание, соборность - совпадают во многих религиях. Вера в Бога, в себя. Надежда на лучшее будущее, которая всегда помогала справляться людям с жестокой реальностью, пересилить свое отчаяние. Любовь, выражающаяся в искреннем патриотизме (любовь к Родине), почете и уважении к старшим (любовь к ближним своим). Мудрость, включающая в себя опыт наших предков. Воздержание, являющееся одним из важнейших принципов духовного самовоспитания, выработки силы воли; во время православных постов помогающее человеку сблизиться с Богом, частично очиститься от земных грехов. В русской культуре всегда было стремление к соборности, единению всех: человека с Богом и окружающим миром как творением Божьим. Так же соборность носит и социальный характер: русский народ на протяжении истории Руси, Российской империи для защиты своей Родины, своего государства всегда проявлял соборность: во время Великой Смуты 1598–1613 гг., в период Отечественной войны 1812 года, в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.

Проследим, какова сегодняшняя ситуация в России. Многие российские люди остаются неверующими: они не верят ни в Бога, ни в добро, ни другим людям. Многие утрачивают любовь и надежду, становясь озлобленными и жестокими, впуская в свои сердца и души ненависть. Сегодня в российском обществе первенство принадлежит западным материальным ценностям: материальные блага, власть, деньги; люди идут по головам, достигая своих целей, наши души черствеют, мы забываем о духовности, морали. На наш взгляд, за выработку новой системы духовных ценностей несут ответственность представители гуманитарных наук. Авторы данной работы являются студентами специальности социальная антропология. Мы считаем, что новая система духовных ценностей должна стать основой устойчивого развития России. На основе анализа необходимо выявить те общие ценности в каждой религии и разработать систему, которую важно внедрять в сферу образования и культуры. Именно на духовной основе должна строиться вся материальная сфера жизни общества. Когда каждый из нас осознает, что человеческая жизнь это также есть ценность, когда добродетель станет нормой поведения каждого человека, когда мы, наконец, преодолеем ту разобщенность, которая присутствует сегодня в обществе, именно тогда мы сможем жить в гармонии с окружающим миром, природой, людьми. Для российского общества сегодня необходимо осознать важность переоценки ценностей своего развития, выработки новой системы ценностей.

Если в процессе развития умаляется или игнорируется его духовно-культурный компонент, то это неизбежно ведет к упадку общества. В современное время во избежание политических, социальных и межэтнических конфликтов, необходим открытый диалог между мировыми религиями, культурами. Основу развития стран должны составлять духовные, культурно-религиозные силы.

Кризис современного общества является следствием сужения смысла понятия духовности, рассмотрения ее как чего-то исключительно религиозного. Потребность в религиозности у человека тесно сопряжена с чувствами страха одиночества, страха собственной беспомощности, слабости, страха смерти, которые обострились в процессе перехода общества на новую волну своего развития.

"Мне кажется неопровержимым - пишет Фрейд в работе "Недовольство культурой" - выведение религиозных нужд из детской беспомощности и связанного с нею обожания отца. Тем более, что это чувство не только проистекает из детства, но и в дальнейшем поддерживается страхом перед всемогуществом судьбы. Мне трудно привести другой пример столь же сильной в детстве потребности, как нужда в отцовской защите. Поэтому роль "океанического" чувства второстепенна, оно могло бы служить только восстановлению безграничного нарциссизма. Мы в состоянии четко проследить первоисточники религиозных воззрений - вплоть до чувства детской беспомощности. За ним может скрываться что-нибудь еще, но пока все это окутано густым туманом" .

В последние годы общее состояние современного российского общества, по данным статистики, выглядит неблагополучным:

Россию относят к странам с наивысшими уровнями смертности. Высока смертности мужчин в трудоспособном возрасте;

50% умерших от всех внешних причин смерти - самоубийства, транспортные травмы, убийства, отравления алкоголем.. Численность жертв несчастных случаев свидетельствуют если не о массовом нежелании жить (психоаналитическая интерпретация подобных ситуаций), то, по крайней мере, о безразличном отношении многих наших сограждан к своей и к чужой жизни;

Количество убийств на 100 тыс. жителей в нашей стране сейчас почти в 4 раза больше, чем в США (где ситуация в данном отношении тоже очень неблагополучна), и примерно в 10 раз превышает их распространенность в большинстве европейских стран;

По количеству самоубийств наша страна в 3 раза опережает США, занимая второе место в Европе и СНГ не только среди населения в целом, но и среди молодёжи в возрасте до 17 лет (в данном случае - после Казахстана). Тревожат тенденции к снижению среднего возраста совершающих самоубийства, к совершению их все более жестокими способами и др;

Каждый год от жестокости родителей страдают 2 млн. детей, а 50 тыс. - убегают из дома;

Ежегодно 5 тыс. женщин гибнут от побоев, нанесённых мужьями;

Насилие над жёнами, престарелыми родителями и детьми фиксируется в каждой четвёртой семье;

12% подростков употребляют наркотики;

Более 20% детской порнографии, распространяемой по всему миру, снимается в России;


Около 1.5 млн. российских детей школьного возраста вообще не посещают школу, детское и подростковое "социальное неблагополучие" охватывает не менее 4 млн. человек;

В современной России насчитывается около 40 тыс. несовершеннолетних заключённых, что примерно в 3 раза больше, чем было в СССР в начале 1930-х годов;

По официальным данным численность безработных составила в 2008 г. - 5299 тыс. человек;

По индексу коррупции за шесть лет (с 2002 по 2008 гг.) наша страна перебралась с 71-го на 147-е место в мире, а общий объем коррупционного оборота в России оценивается экспертами в 250-300 млрд. долларов в год;

Количественные данные, в свою очередь, могут быть дополнены хорошо известными бытовыми примерами, выражающими состояние современного российского общества:

В школах продаются наркотики;

Публичная речь- в том числе в СМИ - неграмотна, изобилует нецензурными словами и жаргоном;

Бомжи стали непременным атрибутом вокзалов и других публичных мест;

Интернет переполнен фильмами, где в деталях показано, как ученики избивают своих учителей;

Пожилых людей сотнями убивают ради того, чтобы завладеть их квартирами;

Пьяные матери выкидывают из окон своих младенцев;

Существует (в XXI веке!) и такое явление, как работорговля, причём в прямом, а отнюдь не в метафорическом смысле слова;

С каждым годом, судя по новостям, Россия все больше скатывается в эпоху тотального мракобесия. Пожалуй, никого уже не удивишь повторяющимися с заметной периодичностью религиозными обрядами, в которых принимают участие высшие должностные лица, приездами в страну сомнительных останков давно умерших людей, тряпок, именуемых “поясами богородицы”, “плащаницами” и т.п. Широко распространены секты, практикующие, помимо всего прочего, и человеческое жертвоприношение.

В совокупности приведенные данные выстраиваются в целостную картину, которая свидетельствует о болезненном состоянии нашего общества. И все это при невиданном ранее развитии науки и техники.

С проблемой духовного кризиса тесно сопряжена проблема одиночества. В концепции духовного человека нашло отражение, на наш взгляд, становление современного человека в меняющейся среде взаимодействия: глобализации общения, потери идентичности, новой виртуальной культурой.

Таким образом, мы видим, что проблема духовно-нравственного кризиса – часть общего культурного кризиса современного общества, которую необходимо решать комплексно.