Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Соотношение категорий "честь" и "достоинство". Честь и достоинство как этические категории

Честь - понятие морального сознания и категория этики; она включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества. Будучи формой проявления отношения индивида к себе и общества к индивиду, честь соответствующим образом регулирует поведение человека и отношение к нему со стороны окружающих. Честь основывается на дифференцированной оценке людей. Различаются национальная, профессиональная, коллективная и индивидуальная честь. Категория чести относится к числу важнейших категорий профессиональной этики. Честь - это положительная социально-нравственная оценка человека или учреждения, авторитет, репутация; это одно из главных нравственных качеств, высшая степень честности, порядочности и благородства.

Достоинство - неотчуждаемое качество человека, которым он обладает безотносительно к своему статусу, заслугам, финансовым возможностям. Это одно из тех нематериальных благ (ст. 150 ГК РФ), которые принадлежат человеку от рождения. Оно неотчуждаемо и непередаваемо. Унижение достоинства личности и распространение ложных сведений, порочащих достоинство личности, являются административными правонарушениями.

Честь и достоинство - категории самооценки и оценки со стороны окружающих, составляющих важное измерение человеческого бытия, его ценностное и смысловое наполнение.

Достоинство - одно из нематериальных благ, принадлежащих человеку от рождения, оно неотчуждаемо и непередаваемо. Человек, обладающий положительными нравственными качествами, становится ценностью в глазах других людей и в своих собственных глазах. На этих оценках основывается самосознание человека и определяется его идентичность. Значимость человека поднимается или уменьшается в зависимости от того, насколько нравственные ценности стали для него правилами, вошли в его внутренний мир.

Каждый человек желает обладать моральным авторитетом, хочет, чтобы с ним считались и к его мнению прислушивались. Но не каждый этим достоянием обладает. Моральный авторитет - духовная власть и влияние человека на окружающих людей, степень их одобрения и доверия к человеку. В некоторых культурах моральный авторитет рассматривается как главное качество человека, потеря которого означает полное фиаско. Например, в Китае человек больше всего боится "потерять лицо", так как это означает социальную смерть.

Уже в древности существовали различные формы состязаний, выявлявших лучших, например в античном обществе состязались в ораторском мастерстве, спорте, изобразительном искусстве. Лучшим достаются уважение и почет, а также больше жизненных благ. Принадлежность к лучшим осознавалась как ценность. Лучшие - аристократы, худшие - плебеи. Аристократические добродетели имели разнообразное наполнение в разные эпохи и включали мудрость, рассудительность, величавость, великолепие (Аристотель. Никомахова этика). В Древнем Риме распределение статусов осуществлялось римским правом и включало три категории лиц: граждан, обладающих всеми правами, граждан с ограниченными правами и не-граждан, не имеющих никаких прав.

Этот порядок распределения статусов в самом общем виде сохраняется в современном обществе, и распределение статусов происходит соответственно трем группам: индивиды, занимающие самое высокое положение (они осуществляют власть); индивиды, опустившиеся в самый низ; индивиды, не имеющие никакой власти, но и не аутсайдеры (среднее звено). Эта простейшая структура любого сообщества совпадает с делением на основные социальные слои (богатые, бедные, средний класс). В современных индустриально развитых странах средний класс охватывает большую часть населения и обладает разнообразными правами (включая гражданские и политические), позволяющими осуществлять контроль за деятельностью власти. Именно средний класс является главным носителем моральных норм, ценностей и правил.

Верхние слои общества, т.е. структуры, обладающие властью, заинтересованы в том, чтобы сохранить свое положение, и для этого используют все средства, в том числе пытаются убедить всех остальных в своей особой ценности для общества. В случае если их деятельность не соответствует социальным ожиданиям, общество (парод) имеет право на смещение власти революционным путем.

В традиционном обществе моральный авторитет человека и его социальный статус были связаны с его происхождением, знатностью, родовитостью. Власть имущие наделялись сакральным статусом как обладающие врожденным благородством и аристократизмом, а еще раньше - магическими способностями (жрецы, древние цари). Часто высшие классы действительно имели иное происхождение и говорили на другом языке (так было с кастой брахманов в Индии).

Статус человека выражался в его манере поведения, отношении к нему других людей, в степени уважения, готовности его слушать и повиноваться. Максимальная степень уважения называется славой. Слава относится к экзистенциальным ценностям.

Противоположностью уважения является презрение, направленное на людей, которые не обладают положительными качествами или обладают отрицательными. Презирать означает смотреть и не видеть, воспринимать как пустое место. Люди, вызывающие презрение, находятся в самом низу социальной иерархии, с их мнением никто не считается. Они могут только выполнять чужую волю.

Внутренние представления о собственной чести и достоинстве формируются на основе внешней оценки со стороны окружающих. Чем более жесткой является сословная структура общества, чем выше барьеры, отделяющие одно сословие от другого, тем большую роль в нем играет честь. В условиях традиционного общества сословно-статусная структура отношений между людьми закрепляла и поддерживала социальный порядок. Наиболее характерными феноменами феодального общества являются рыцарство в средневековой Европе, сословие самураев - в Японии. Традиционно рыцарская честь включала преданность государю и своему начальнику, честную службу по защите отечества, защиту слабых и угнетенных, верность данному слову, честность, неспособность к обману и лицемерию. Рыцари "должны избегать всякого обмана и лжи". Рыцарю присущи такие качества, как великодушие, щедрость, справедливость, благородство, учтивость, стремление прославиться своими подвигами. "Честные блюстители данного слова, да не посрамят они никогда своего чистого доверия малейшей ложью; да сохранят они непоколебимо это доверие ко всем, и особенно к своим сотоварищам, оберегая их честь и имущество в их отсутствие... Да не принимают они титулов и наград от чужеземных государей, ибо это оскорбление отечеству".

Дворянство на Руси также характеризовалось высокими этическими стандартами, включавшими честь дворянина. Честь дворянина оценивалась прежде всего самими дворянами. "Человек чести" - один из самых значимых в России комплиментов благородному человеку. Таким человеком становится тот, кто привык честно исполнять данные однажды обязательства и обещания. Человек, который приучает себя не давать невыполнимых обещаний и всегда держать слово, становится человеком чести.

В наше время существуют понятия "профессиональная честь", "честь мундира", которые означают оценку поведения специалиста со стороны общества, мнения окружающих. Честь можно потерять, но нельзя приобрести. Честь призвана удерживать человека от плохих поступков, дискредитирующих его в глазах окружающих. Следствием утраты чести является позор. Честь включает две стороны: объективную (ценность, которой наделяют человека окружающие люди) и субъективную (самоценность, или то мнение, которое имеет о себе сам индивид). Честь рыцаря (дворянина) определяется другими рыцарями (дворянами). Профессиональная честь определяется профессиональным сообществом. Именно сообщество решает, достоин ли человек быть в нем. Оценка производится также другими слоями общества, например общественным мнением, которое имеет свои представления о том, каким должен быть индивид, чтобы соответствовать профессиональному статусу.

Честь может быть врожденной или приобретенной. Приобретаемая честь - заслуги человека, его достижения, вызывающие почет, уважение, авторитет, славу. Знаками приобретаемой чести являются дипломы, почетные звания, ордена, медали, ученые степени. Отсутствие этих атрибутов не является трагедией, но их наличие повышает самооценку личности. Если высокая самооценка совпадает с высокой оценкой окружающих, возникает чувство гордости. Если самооценка выше, чем оценка окружающих, человек страдает, чувствует себя оскорбленным, непризнанным. Недооценка человеком самого себя вызывает состояние приниженности, неполноценности. У японских самураев в случае оскорбления совершается харакири.

Честолюбие - субъективное переживание, признающее высшей ценностью почет и славу. Это чувство является одним из самых мощных мотивов поведения, которые порой бывают сильнее, чем жажда наживы или любовь. Честолюбие необходимо учителю, артисту, врачу - всем тем специальностям, которые имеют дело с людьми, с духовностью, а не с материальным производством.

Именно достоинство в отличие от идеи счастья обладает качествами объективности, общезначимости и универсализуемости. В этой связи Кант пишет: "Не поддерживает ли честного человека в огромном несчастье, которого он мог бы избежать, если бы мог пренебречь своим долгом, сознание того, что в своем лице он сохранил достоинство человечества и оказал ему честь и что у него нет основания стыдиться себя и бояться внутреннего взора самоиспытания?

Человек живет и не хочет в собственных глазах стать недостойным жизни. Это внутреннее успокоение удерживает человека от опасности потерять собственное достоинство... Оно - результат уважения не к жизни, а к чему-то совершенно другому, в сравнении с чем жизнь со всеми ее удовольствиями не имеет никакого значения". Таким образом, идея сохранения человеческого достоинства, по мнению Канта, важнее идеи счастья и даже идеи сохранения жизни.

Нравственные ценности важнее самой жизни, ведь именно они придают жизни смысл, а лишенная нравственной ценности жизнь сама по себе не имеет ценности. Таким образом, достоинство - центральная категория этики Канта. Именно эта идея является основанием возможности существования смысла жизни. Без нравственного измерения жизнь не имеет ценности.

Каждый человек имеет право на защиту своей чести и репутации (ст.152. ГК РФ), если порочащие сведения не соответствуют действительности.

Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации.

Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

Размер морального ущерба зависит от самооценки истца, а также от платежеспособности ответчика. За оскорбление (например, сказанные в неприличной форме слова) возможно тюремное заключение сроком до года (если эксперты докажут, что слова являются неприличными).

Честь – довольно объемное понятие, о котором в последнее время стали забывать. Однако в культуре многих народов оно находится даже на более важном месте, чем человеческая жизнь. Так что такое честь?

Словарное значение

Это комплексное понятие, объединяющее в себе верность собственным принципам, благородство, достоинство, тягу к справедливости. Сейчас подобные вещи часто отходят на второй план, потому определение того, что такое честь, знает не каждый. Словарь гласит, что это достойные уважения моральные качества и этнические принципы личности. Ассоциации с данным словом в русской культуре только хорошие. Его часто слышали в речи, встречалось оно и в прозе, и в песнях. Человек чести – тот, кто может жить по совести и сохранять достоинство даже в тяжелейших ситуациях. Власть и богатство для него вторичны.

Представления об этом закладываются еще в раннем возрасте – за то, насколько хорошо человек будет следовать своим идеалам, ответственны его родители. В дальнейшем же за состояние своего нравственного стержня отвечает он сам.

Что такое женская честь?

Интересно, но значения этого слова применительно к людям разных полов отличались. Что такое честь для девушки? Ранее она заключалась только в соблюдении целомудрия, для замужней женщины – в супружеской верности. Были разные методы наказания той, которая не сохранила свою девственность до свадьбы – в 19 веке на таких невест надевали хомут, причем получить его могла не только сама провинившаяся, карались также родители и сваха. Именно последняя считалась главным человеком, ответственным за целомудрие невесты.

К женам запросы были еще жестче – неверную супругу могли высечь или избить. Лишь в прошлом столетии жестокие наказания завершились – теперь, хотя бесчестие и порицается, никаких серьезных проблем от общества не ожидается. Сейчас все сводится к тому, изменяет ли женщина или нет в отношениях с партнером. Начали иметь значение и нравственные критерии, о которых дальше.

Честь в широком смысле

Для мужчины это понятие тоже включает в себя сексуальный аспект – если он изменяет жене, то является бесчестным человеком. Но этим дело не ограничивается – термин охватывает нравственность в целом, причем уже не имеет зависимости от пола. Обман других людей с целью получения выгоды, их использование, возможность бросить другого в беде, забыть о данном кому-либо слове – все это делает человека бесчестным.

Людям, желающим знать, что такое честь и бесчестие, стоит помнить, что следование своим идеалам – основной постулат любого человека, желающего сохранить свое достоинство. Еще в данное понятие входят незапятнанная репутация и доброе имя – что сейчас по-прежнему стоит дорого, так как надежных людей можно встретить не так уж часто, а ценятся они высоко.

Профессиональная честь

Говорят о том, что такое честь человека, и применительно к его профессии. Особого внимания заслуживает это понятие в Вооруженных силах. Здесь это собирательное понятие, которое определяет отношение воина к сослуживцам, воинскому долгу и Отечеству.

Надо заметить, что раньше в армии это слово встречалось гораздо чаще, чем теперь. В войсках существовал термин «отдать честь», который в конце прошлого века был заменен на безликое «воинское приветствие». Означал он воздание почестей другому военному. Особо ценилось это понятие в Российской Империи. Поражение для воина тех времен было тяжелейшим позором, морально справиться с которым мог не каждый. Желающим знать, что такое офицерская честь, можно сказать просто – это долг защищать границы и достоинство страны.

Что честь дает человеку?

В моральном плане приверженность принципам дает немало – с ее помощью можно преодолеть даже самые сложные и страшные препятствия. Ее преимущества – это свобода от низких поступков и ощущение собственного достоинства.

Как стать человеком чести?

Если считаете, что не следуете принципам, хотя хотели бы этого, придется приложить немало усилий, чтобы добиться успеха. Научитесь исполнять обязательства и обещания. Важно понять, что такое дело чести – то, что обязательно надлежит выполнить. Приучите себя не давать невыполнимых обещаний и держать слово – это первый шаг.

Устраивайте психологические тренинги. Опасения и страх – то, чего вы не должны допускать в себе. Чем сильнее они, тем больше вероятность, что в сложной ситуации вы смалодушничаете. Побороть страх поможет работа над собой, а если без чужой помощи справиться непросто, стоит прибегнуть к психологическим тренингам, помогающим стать увереннее. И помните – только в сложных ситуациях судите о том, достигли ли успеха.

Главное – самосовершенствование. Если будете развиваться, сможете трезво оценивать возможности, не только видеть негативные черты характера, но и стараться победить в борьбе с ними, то встанете на правильный путь.

Честь как качество личности – способность иметь общественно-моральное достоинство, вызывающее общее уважение, достигаемое заслугами человека через свои мысли и поступки.

Перед неудачной для русских Турецкой кампанией в 1711 году молдавский господарь князь Кантемир поступил под покровительство Петра Первого. При заключении мира с турками Петру передали одно из условий, предложенных великим визирем: выдать Кантемира. Некоторые из приближенных уговаривали Петра согласиться на условия неприятеля. Склоняя императора к вероломству, они уверяли Петра, что слово, данное им Кантемиру, — это всего лишь слово; что, выдав молдавского господаря, Петр не запятнает душу грехом. Однако Петр оставался непреклонным и прекратил разглагольствования, сказав: — Я лучше уступлю туркам землю до самого Курска, нежели соглашусь на это. У меня будет надежда опять завоевать отданное, но не сдержать слова — значит навсегда потерять честь.

Человек чести обладает множеством достоинств, ему присуща искренность, благородство души, честное и прямое намерение придерживаться ранее достигнутым договорённостям, добросовестность, порядочность, доблесть и чистая совесть. Честь украшает человека. Шекспир заметил: «Не платье украшает человека. Как из-за черных туч сверкает солнце, Так честь блистает под одеждой бедной».

Нелады человека с честью во все времена сурово карались на Руси. «Чести нарушение» — так назывались по воинским артикулам Петра Великого позорящие наказания. Различалось: тяжелое чести нарушение - «которого имя на виселице прибито, или шпага его от палача переломлена и вором (шельм) объявлен будет» и легкое - «егда который начальный человек чину извержен, или без заслуженного жалованья и без пасу (или отпускного письма) от полку отослан, или из государства нашего выгнан будет».

Обладателем чести как проявленного качества личности может стать не только офицер (офицерская честь), рыцарь (рыцарская честь), купец (купеческая честь) или какой-либо другой член привилегированной группы, но и любой гражданин. В 1902 году царское правительство отказало Максиму Горькому в избрании в почётные академики. В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. «Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными — такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, — писал он в Академию наук. — И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почётного академика». Так поступает человек чести. Он не станет списывать вину на независящие от него обстоятельства, а поступит согласно своему проявленному качеству личности – чести.

Данное качество стало проявляться в людях с выделением из общины привилегированных групп — образовалась княжеская дружина, создавался коллективный кодекс неписаных правил, который и подразумевал соблюдение чести. Честь означала следование системе правил, отличающую данную группу от других и подчеркивающую ее высокий статус. Избыточной сложностью отличались правила рыцарской чести. Вот как об этом пишет историк А.Я. Гуревич: “Рыцарь именно исполняет свою роль, ни на минуту не забывая о зрителях, перед которыми он «играет», будь то король или его прямой сеньор, дама или такой же рыцарь, как и он сам”. Рыцарский этикет регламентировал каждый жест, даже на поле боя, где рыцарь был скован множеством предписаний: нельзя сражаться с хуже вооружённым противником, нельзя наносить удары в спину, нельзя первым обращаться с воинским донесением к королю и так далее.

Между честью и совестью могут возникать разногласия. В “маленькой трагедии” Пушкина «Скупой рыцарь» отец-рыцарь в своей алчности изменяет рыцарским правилам. А.Я. Гуревич пишет: “Богатство – знак, свидетельствующий о доблести, щедрости, широте натуры сеньора. Этот знак может быть реализован лишь при демонстрации им указанных качеств. Таким образом, высший момент в наслаждении богатством – его расточение в присутствии максимального числа людей, участвующих в его поглощении, получающих долю от щедрот сеньора”. Сын (Альбер) из-за алчности отца не может следовать кодексу рыцарской чести. Именно честь подталкивает последнего к преступным мыслям, к мыслям против совести. Разногласия совести и чести заставляет Герцога воскликнуть: “В какие дни надел я на себя цепь герцогов!” — “Ужасный век, ужасные сердца!”

В наше время расцвета эгоизма, невежества и корысти, когда исчезли многие элитные группы, стало сложнее быть «невольником чести». Самурай Икс говорит: «В этом мире осталось мало людей, способных отдать свою жизнь ради чести и права называться человеком. Для этого нужно обладать немалой отвагой… Вы всего лишь пытаетесь выживать, как животные, и для этого вам не нужны ни честь, ни достоинство». Еще В. Высоцкий пел: «досадно мне, коль слово «честь» забыто и коль в чести наветы за глаза». Юрий Бондарев с печалью вторит ему: «В войну погиб цвет народа. В живых из лучших сохранились немногие. А дети не стали лучше отцов, хотя нельзя осуждать какое-либо поколение целиком. Вот, может быть, поэтому теперь и мало кто рискует броситься грудью на амбразуру, защищая свою и чужую честь…»

Но это не означает упразднение чести — людей в благости, которым изрядно надоела «порнография и ужастики» современной жизни, становится все больше и больше. Утрата таких понятий как «честь» чревата многочисленными бедами для общества. Люди становятся поверхностными, равнодушными и непорядочными. «Стыд и честь - как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься», — говорил Луций Апулей. Глаз радуется, когда на стадионах проявляется честь спортсмена. В футболе, когда игрок другой команды получает травму, команда – соперник, владеющая мячом, добровольно выбьет мяч с поля или отпасует его сопернику, чтобы дать возможность пострадавшему придти в себя и получить врачебную помощь. После ввода мяча в игру, соперник по-джентльменски возвращает мяч обратно противоположной стороне.

Человека чести нельзя назвать конформистом, изменяющему самому себе под влиянием группы. Конформист старается быть податливым, уступчивым, он изменяет свои психологические установки, убеждения, мнения, восприятие и поведение в соответствии с теми, которые прижились в обществе или данной группе. При этом, конформизм может быть лично усвоенным и дутым, показушным. Бывает, человек, желая уклониться от конфликта или неприятностей, демонстративно согласен с группой (руководством фирмы, партией), а на деле, в глубине души, остается при своем мнении. Это и есть показушный конформизм. Человек чести – принципиальный человек, следующий только тогда неписаным правилам какой-либо группы или структуры, когда они полностью соответствуют его взглядам и принципам. Он не способен «кривить душой» и приспосабливаться к неугодным для него правилам, лишь бы дорваться к «корыту» элитной группы. Настоящая честь - это решение делать при всех обстоятельствах то, что не искалечит жизнь другим людям.

Вопросы чести не знают пустяков. Для кого честь пустяк, все другое в жизни тоже не существенно. Для человека чести любая мелочь, затрагивающая его честь, становится не мелочью. Ведь честь – это гипертрофированная нравственность, лишенная терпимости к малейшим оскорблениям. Честь не признает иллюзий, будучи оценкой общественной, а не личной, она, если окружающие обнаружили факт посягательства на нее, безоговорочно признает это и будет стремиться восстановить прежнее состояние. Будучи демонстративной – ей нечего прятать, честь всегда готова за себя постоять. Эдуард Асадов писал: «Но честь моя упряма, как броня. И никогда ни явно, ни случайно никто не смеет оскорбить меня ни тайным жестом и ни делом тайным».

Человек чести понимает и осознает, что за его личной честью стоит честь ему равных, а, значит, нужно вести себя бескомпромиссно и воинственно. Защищая свою офицерскую честь, ты защищаешь офицерскую честь вообще. Так, отказавшийся от дуэли офицер не мог быть терпим в своем полку. Единичное приносится в жертву общему, и человек чести ничтоже сумняшеся без колебаний бросается защищать свою честь. Он говорит себе: «Весь мир погряз во лжи и лести. Я принимаю этот бой. Я надеваю маску чести, ведя войну с самим собой».

Петр Ковалев 2013 год

Ответственность.

Ответственность – обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.

Ответственность – в целом философско-социологическое понятие. Ответственность в этике и ответственность в праве тесно связаны. Достаточно, к примеру, напомнить теоретические обоснования уголовной ответственности, принципа личной и виновной ответственности.

Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство – выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности. В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности.

Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека – одна из высших нравственных ценностей.

Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя...).

Честь и достоинство тесно взаимосвязаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно. Исторически честь в моральном сознании общества появилась в виде представлений о родовой и сословной чести, предписывающей человеку определенный образ жизни, деятельности, поведения, не унижающий достоинства сословия, к которому он принадлежит. Таковы были представления об офицерской чести в условиях, когда офицерский корпус комплектовался в основном из дворянства. В России, как и в других европейских странах в Новое время, способом решения вопросов чести являлась дуэль. Запрещенная строжайшими указами Петра I еще в 1702 г., дуэль тем не менее существовала и до манифеста Екатерины II 1787 г. и позже. Приказ по военному ведомству от 20 мая 1884 г., по существу, узаконил дуэль в армии.


Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит. Репутация – мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение достаточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.

Таким образом, мы видим, что мораль занимает важное место в жизни человека и является неотъемлемой частью его жизни, выполняя важные функции в формировании ценностных ориентиров, и взаимодействия человека с социумом.

Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

2. Профессиональная этика: сущность, классификация, функции, виды, нормы и принципы. Этические кодексы. Профессионально-этические категории.

Среди отраслей этической науки выделяют профессиональную этику.

Профессиональная этика – это совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, к людям, с которыми он связан в силу профессии и к обществу в целом.

Профессиональная этика – это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности.

Профессиональная этика – это наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих отношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности. Профессиональная этика вместе с тем – нравственное самосознание профессиональной группы, ее идеология и психология.

Профессиональная этика – это те специфические особенности нравственных норм профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его профессиональной и служебной деятельности.

В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии. Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности.

Профессиональная этика должна также объяснить мораль и учить морали, прививать моральные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников. Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т.п. Профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться. Равняясь на этот эталон, работник сервиса должен воспитывать в себе соответствующее личностное качество.

Основа профессиональной этики в сфере социально – культурного сервиса – нетерпимость к пренебрежению общественными интересами, высокое сознание общественного долга.

Предметом профессиональной этики выступают:

Качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга;

Нравственные взаимоотношения специалистов и объектов/субъектов их деятельности (врач – пациент, преподаватель – студент и т.д.);

Взаимоотношения коллектива организации с обществом;

Взаимоотношения людей внутри трудового коллектива и нормы, которые их регулируют;

Цели и методы профессионального обучения и воспитания.

Основным содержанием профессиональной этики выступают нормы поведения, предписывающие определенный тип нравственных отношений между людьми, необходимый для выполнения своего профессионального долга, а также обоснование, толкование кодексов, задач и целей профессии. При этом обоснование моральных отношений в сфере профессиональной деятельности предполагает:

Определение целей и мотивов трудовой деятельности;

Выявление нормативов и средств реализации намеченной цели;

Оценку результатов труда и их общественную значимость.

Особенности профессиональной этики представлены на рис.2.

ПОНЯТИЕ О ЧЕСТИ

Среди моральных ценностей личности понятия «честь» и «достоинство» занимают совершенно осо­бое место, поскольку они прямо и непосредственно касаются внутреннего мира личности, того мнения, которое складывается у окружающих о человеке, и той оценки, которую сам человек дает самому себе. Честь и достоинство с незапамятных времен описывают в художественной литературе, в музыкальных и драматических произведениях, в кинофильмах и научных трактатах; из-за чести люди стрелялись на дуэлях, кончали жизнь самоубийством, уходили в отставку.

Чувство чести, так же, как и совесть, составляет важнейший элемент нравственного мира личности, его сокровеннойвнутренней жизни, закрытой для других и тщательно оберегаемой от других. Чувство чести - это как бы один из кирпичиков нравственного фундамента личности, основание его нравственной культуры, которое побуждает личность к поступкам, истинные причины которых иногда могут быть даже непонятны окружающим. Чувство чести проявляется в стрем­лении добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

Честь - понятие, которое отражает признание достоинства человека со стороны других, внешнее общественное призна­ние поступков человека, его заслуг и находит отражение в его репутации, почитании, авторитете, славе. Честь требует от человека поддерживать (оправдывать) ту репутацию (общее мнение), которой обладает он сам или коллектив, к которому он принадлежит.

Честь - это оценка человека с точки зрения норм социальной группы. Поэтому существуют понятия воинской чести, девичьей чести, профессиональной чести, рыцарской чести, чести семьи. Чувство чести побуждает совершать определенные поступки, чтобы добиться первенства, высокой оценки своей деятельности именно в пределах той социальной группы, к которой человек принадлежит. С понятием чести связа­ны обязательные для членов данного сообщества требования, жесткие стандарты поведения, которые получили название «кодекса чести».

1) B древности в архаических культурах ценность социальной общности (рода, общины, семьи) было гораздо выше ценности отдельной личности, не равенство, а иерархия считалась основным принципом организации человеческого сообщества. Воин, статус которого определялся опасностями, которые выпадали на долю защитника общества, имел весьма высокое представление о чести. Формируются понятия славы, доблести, геройства, которые предполагают подвиги, выходящие за рамки простых обязанностей, исключительные заслуги перед народом, отечеством. В эпосе греков для героев «Илиада» нет более важной задачи, чем поиск личной славы, добываемой боевыми подвигами. В гомеровский период Древней Греции честь понималась как общественное признание индивидуаль­ной доблести. Гражданин трепетал за честь своего отечества; изгнание из отечества было самым страшным наказанием.

2) В римском праве честь служила выражением идей полноправно­сти римского гражданина. Отсюда отрицание чести в отноше­нии рабов, иноземцев и лишенных гражданства. Древнерим­ское право рассматривало честь как выражение нравственного значения личности сообразно принадлежности данного лица к определенному социальному слою общества. За оскорбление назначалось наказание, имеющее публичный характер.

3) В древности в русском эпосе постоянно встречаются ска­зания о единоборствах русских воинов, например, с татарами, которые проводились перед сражением и воспринимались как средство поддержания чести. Древнее право содержало поня­тие «бесчестье», предусматривало наказание за умаление дос­тоинства, полагалась уплата за бесчестье. В России с 1649 г. Уложение о наказаниях предусматривало такие статьи: а) ос­корбление власти. Величайшим преступлением против госу­дарства считалось посягательство на честь монарха; б) ос­корбление святыни - поругание священных предметов, надру­гательство над крестом, иконой, религиозным чувством; в) обида личная, оскорбление чести (отличается от клеветы), т.е. непосредственное обращение к лицу. Рус­ское право требовало воздержания от поступков, отрицающих достоинство другого; умышленного выражения презрения.

4) Традиционная воинственность горских народов Кавказа трансформировала личную храбрость и склонность к риску как важнейшие составляющие чести «настоящего мужчины», в то время как трус презирался как «дважды умерший».

5) Бусидо - знаменитый кодекс поведения японского воина-самурая - основан на мировоззрении дзен-буддизма. Честь вои­на-самурая заключается в верности своему господину, честь абсолютизирована до такой степени, что сродни презрению к жизни. Самурай доказывает свою безраздельную преданность господину совершением харакири. Харакири - это почетный вид смерти и привилегия военного сословия. «Умереть, если нужно, убить, если требуется», - таков лозунг самурая, для которого честь дороже жизни.

6) Для феодала было естественным представление об особой сословной чести, которой могут обладать только благородные

7) Аристократическая сословная честь - это моральное требо­вание, которое предписывает человеку образ жизни и дейст­вий, не унижающий достоинства данного сословия или рода. Сословная честь требовала: а) не вступать в равноправные отношения с людьми «низших» сословий; б) не заниматься унизительным для дворянина трудом; в) вызывать на дуэль оскорбителя. Следование сословному кодексу чести способст­вовало возвышению индивида в глазах окружающих.

8) Рыцарский кодекс чести включал в себя такие добродете­ли: смелость; владение копьем (оружием); искусную верховую езду; презрение к опасности; постоянную готовность умереть и презрение к смерти; славу, связанную со знатным именем или военными успехами, верность своему господину, за кото­рого рыцарь в любой момент должен был выступить на войну, и даме сердца, во имя которой рыцарь и совершал подвиги; щедрость феодала по отношению к своим подданным и госте­приимство по отношению к другим феодалам. При этом доб­родетель верности в кодексе чести рыцаря определяла его отношение к тому, кто выше его в сословной иерархии, а добродетель щедрости определяла его отношение к тем, кто стоит ниже его. Нравственные идеалы рыцарства использовались многими поэтами и романистами Западной Европы. «Рыцарь, беспрестанно сосредоточенный на самом себе, при всяком событии думал прежде всего о своем достоинстве; его ни во сне, ни наяву не оставляла мысль о его неприкосновенности; ревнивое и раздражительное чувство чести было беспрерывно лихорадочно возбуждено», - писал А.И. Герцен.

9) Надо сказать, христианская этика пыталась достичь компромисса между религиозными и рыцарскими ценностями в «культе Грааля». Грааль в западно-европейских легендах Средневековья - единственный сосуд, ради приближения к которому и приобщения к его благим действиям рыцари совершают свои подви­ги. (Считалось, что это чаша с кровью распятого Христа или чаша для причащения, служившая Христу и апостолам во время Тайной вечери). Церковь санкционировала обряд по­священия в рыцарство. Обряд рыцарской инициации автома­тически закреплял за рыцарем его достоинство на рыцарское звание, следовательно, давал ему право на рыцарскую честь. Рыцарь становился неким эталоном чести, которую был обя­зан соблюдать и защищать на дуэли. Обладатель рыцарской чести мог передавать ее по наследству.

Церковь предписывала рыцарю проявлять умеренность (смирение) в своей жизни, служить не только своему господину, но в большей степени служить церкви. Дуэли стали необходимым атрибутом дво­рянской чести, которые в Европе приняли массовое распро­странение. В одной только Франции с 1589-го по 1608 г. на дуэли погибли восемь тысяч дворян.

Кардинал Ришелье, озабоченный судьбами молодых, объ­явил о казни за участие в дуэли, но это не останавливало поборников чести. Это была повсеместная напасть, которая не обошла стороной и Россию, что нашло отражение в мно­гочисленных художественных произведениях русской клас­сики. Например, глупо и нелепо погиб Ленский на дуэли со своим приятелем Онегиным в романе А.С. Пушкина «Евге­ний Онегин», Грушницкий - в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Это, так сказать, литературные герои. Но столь же нелепой смертью в реальной жизни на дуэли погиб­ли оба наших величайших поэта А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, тем самым был нанесен невосполнимый урон всей отечественной культуре. К слову сказать, все осоз­навали нелепость дуэлей, но сложившиеся традиции оказы­вались сильнее доводов рассудка.

Интересно, что А. Шопенгауэр в жестком, ироническом ключе высмеял пресловутые принципы рыцарского кодекса чести, сформулировав идеалы рыцарства следующим образом: а) честь заключается не в мнении о достоинстве человека, а лишь в выражении этого мнения, независимо от того, в какой степени выраженное мнение соответствует действительному облику человека и кто это мнение высказывает; б) честь чело­века основана не на его поступках, а на том, что ему о нем говорят другие и как в отношении него они поступают; в) честь человека не имеет ничего общего с его моральным об­ликом; поэтому она восстанавливается внеморальным спосо­бом - дуэлью либо «авантажем», т.е. проявлением еще боль­шей грубости к обидчику, чем он сам это позволил; г) честь утверждается в грубости и ругани в отношении другого, неза­висимо от того, насколько он это заслужил; д) единственное, что может отстоять честь, - это физическая сила, т.е. живот­ное начало; в этом смысле рыцарская честь - это кулачная честь; е) по кодексу рыцарской чести только одно слово не может быть нарушено - то, при котором сказано: «клянусь честью», всякое другое слово можно нарушить.

Неожиданно поддержал рыцарский кодекс чести Ф. Ницше, который, провозглашая идею сверхчеловека и противопоставляя мораль господ и мораль рабов, исходил из принципа индивидуальной воли: честью обладает тот, кто может ее отстоять.

Нравственные идеалы рыцарства дольше всего сохраняют­ся в среде офицерства и постепенно в последние два века воспринимаются как выражение педантизма, интеллектуально-нравственной ограниченности и бесчеловечности, приводящей к бессмысленной гибели людей. В 1874 г. командующий Киевским военным округом с огорчением отмечал, что офицерская среда начинает пополняться людьми из тех слоев общества, в которых понятие чести весьма мало развито.

Английское право разрешает обиженному обращаться с иском в гражданский суд. Во Франции, Бельгии, Голландии, Италии, Венгрии обиженный имеет право требовать уголовного наказания.

10) Категория чести занимает особое место в протестантской этике. Понятие чести закрепляется за теми людьми, кто преуспевает. Ибо преуспеяние в делах является показателем предопределенности человека ко спасению Богом, неудачный в делах будет осужден.

11) Собственно христианское понимание чести определяется учением о первородном грехе и обретаемой через благодать праведностью. Индивидуальная честь христианина достижима только после смерти, и то в случае его церковной канониза­ции. Истинный христианин обя­зан не допускать клеветы, брани на ближнего, лжи словом, соединенной с ложью мысли, неверности данным обещаниям и излишнего любопытства. В соответствии с христианским принципом совершенствования («Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный») честь христианина состоит в богоуподоблении, т.е. в святости.

ДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИ

Если понятие чести связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружаю­щих, то достоинство есть внутренняя уверенность в собст­венной ценности, чувство самоуважения, которое выражается в сопротивлении всяким попыткам посягательств на свою индивидуальность и независимость. Достоинство - это:

а) сознание собственной индивидуальной неповторимости;

б) требовательность к себе и порядочность по отношению к другим. Представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении.

Можно сказать, что механизм функционирования чести ос­нован на движении от внешнего признания к внутренней по­требности такого желания, а механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию.

Понятие достоинства, как полагают, зародилось уже в ро­довом строе. Участие в общем труде, добывание средств к жизни, отпор враждебным племенам способствовали зарождению в родовом обществе уважительного отношения со стороны соплеменников к трудолюбивым, храбрым и мужественным людям, проявившим себя в общем деле.

C возникновением частной собственности человеческое достоинство начинает рассматриваться как привилегия личности, принадлежащей к господствующим классам. Рабы рас­сматривались только как говорящие орудия, считалось, что они не обладают достоинством; римляне собирались на гладиаторские бои как на спектакль, где люди должны были на потеху убивать друг друга. Многочисленные восстания рабов восстанавливали попранное человеческое достоинство.

В Средние века понятие достоинства, так же, как и понятие чести, носит сословный характер, деля людей на «чернь», «простолюдинов», достоинство которых безжалостно попиралось (достаточно вспомнить, например, право первой ночи, которым безоговорочно пользовались аристократы), и феода­лов, которые имели преувеличенное представление о чести и всякую минуту готовы были схватиться за шпагу, чтобы отстоять свое достоинство в рыцарском поединке.

Новое время, сохраняя социальный смысл чести и достоинства, наполняет их личностным содержанием: в их основе теперь лежит не социальный статус, а индивидуальное самосознание личности, приводящее к появлению и развитию чув­ства собственного достоинства и чести личности. Идея равен­ства людей от природы - идея «естественного равенства» становится основой представлений о том, что всякий человек как существо разумное в силу принадлежности к человеческому роду обладает достоинством человека как такового. Не социальная группа, а автономная личность становится субъектом моральной регуляции. Нравственный статус личности зависит не только от ее оценки общественным мнением, а формируется по относительно независимым критериям. Каждый человек претендует на признание его человеческого достоинства. От этики «избранных» человечество перешло к этике равноправных, главной характеристикой которых является достоинство, понимаемое как неотъемлемый атрибут человеческого индивида, не требующий дополнительного признания социума.

В понятии достоинства заключено как бы два начала - взаимоотношения личности и личности и взаимоотношения общества и личности. В первом случае достоинство выступает как основанное на осознании своей субъективности, своей самости неотъемлемое свойство и качество личной неприкос­новенности и признания ценности другого, равного себе пред­ставителя общности, социального целого. Во взаимоотноше­ниях общества и личности наиболее существенный момент - признание обществом социальной ценности личности, прояв­ляющееся в уважительном отношении к личности, признание ее равной другим, признание ее права на самость, на субъек­тивность.

С точки зрения морали, достоинство человека не зависит от его положения в обществе, должности, профессии. Однако нельзя не учитывать, что у разных людей степень развития чувства достоинства различна. Несомненно, что у каждого есть право на чувство собственного достоинства. И в этом смысле достоинство человека связано с верой в самого себя, в свои умственные и нравственные силы, творческие возможно­сти. Достоинство - это нравственная сила, которая заставляет людей во всех случаях выполнять самому и требовать от ок­ружающих правил поведения, норм морали.

Защита достоинства осуществляется на основе специально разработанных и зафиксированных в зако­нодательстве правовых актах.

В современном цивилизованном мире достоинство являет­ся одной из фундаментальных ценностей. «Хартия прав чело­века» в двадцатом столетии отразила Понятие о достоинстве как высшей ценности человека, независимо от его расы, на­циональности, пола, возраста, социального положения. Неслучайно «Хартия прав человека» начинается так: «Признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы и справедливости и всеобщего мира» (Хартия прав человека // Права человека: Сб. международных документов. - М., 1986. - С. 21). Принятая в 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН «Всеобщая декларация прав человека» начинается также с признания достоинства человека: «Все люди рож­даются свободными и равными в своем достоинстве и пра­вах» (там же, с. 22).

К сожалению, в советском обществе понятия чести и дос­тоинства были невероятно искажены. «Все тонет в фарисейст­ве»,- как сказал поэт Борис Пастернак о нравственной атмо­сфере советского общества - общества, в котором ему было даже отказано в праве поехать в Стокгольм получить Нобе­левскую премию. С одной стороны, большевики провозгласи­ли всеобщее равенство, тем самым была снята зависимость достоинства граждан от происхождения, материального и служебного положения. Однако формально понимаемое отношение к труду как «к делу чести, славы, доблести и герой­ства» приносило заслуги не только шахтерам, ткачихам и кос­монавтам, но и людям, все достоинство которых заключалось лишь в принадлежности к компартии. Появилась партийная «номенклатура» - партаппаратчики, которые получали массу льгот, почестей и привилегий. Самый безнравственный посту­пок, в том числе предательство, донос, клевета, оправдывался интересами партии. Личная, индивидуальная честь и достоин­ство во внимание не принимались. Человека можно было унизить, безнаказанно вторгаться в его личную жизнь, публично обвинять во всех смертных грехах. Разве академик Н.И. Вавилов, блестящий ученый, который мужественно защищал генетику от мракобесов в науке, не обладал достоинством, не был глубоко порядочным человеком? Разве поэт О.Э. Мандельштам не был порядочным, морально чистым человеком, разве многие и многие десятки тысяч других были безнравственными, лишенными достоинства людьми? Но они погибли в сталинских застенках. Кто-то писал доносы «куда следует», «органы» реагировали, людей забирали, мучили, пытали, выбивали показания, расстреливали. Писатель В. Богомолов, автор романа «В августе сорок четвертого», подростком ушел добровольцем на фронт, стал командиром роты, потом участвовал в боях Манчжурии и на Южном Сахалине; вдруг был арестован, провел под арестом 13 месяцев в тюремных камерах, причем девять месяцев в карцерах. За что, в чем он провинился? Да в том, что на одном офицерском совещании стал перечить начальству. Потом его освободили, не оставив никаких обвинений, выплатили денежное содержание, предложили путевку в дом отдыха. А он хотел другого – хотя бы просто извинений от официальных органов за унижения, за тяжкие муки, которые ему, ни в чем невиновному, выпали на долю. Никто и не подумал это сделать. Никакой возможности защитить свое достоинство и получить удовлетворение за унижения! Значит, достоинство должно быть обеспечено, гарантировано государством, обществом.

Право на достоинство личности не было записано в Конституции страны 1936 г.

В подавляющем большинстве в юридической литературе идея достоинства личности рассматривается только в «негативном плане» - в случае возникновения отношений, конфликтных с точки зрения права. Именно таким образом идея достоинства была зафиксирована в Конституции СССР 1977 г. Статья 57 (ч.2) гласила: «Граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество». Статья 7 Основ гражданского законодательства указывала: гражданин вправе требовать по суду опровержения не соответствующих действительности и порочащих его честь и достоинство сведений. Однако практически таких дел в советских судах не было. Между тем право на честь и достоинство, право иметь свое мнение и высказывать его, не боясь преследований, право на свободомыслие, право на инакомыслие, право на оппозицию, право на национальное достоинство, право знать все о жизни своего государства без нелепых цензурных ограничений, право на потребность в человеческой культурной жизни, право на защиту своих прав человека и гражданина – вся совокупность сферы так называемых субъективных прав личности, для многих из которых была характерна пробельность закона – была не гарантирована.

Только после ухода коммунистов, как результат демократических преобразований и реформирования общества в новой, принятой в 1993 г., Конституции России появилась наконец статья о праве на достоинство личности в её позитивном, статусном варианте. Статья 150 «Нематериальные блага» гласит: 1. Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом». Появилась статья 151, которая предусматривает компенсацию морального вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания).

4.3.3 ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО – ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Понятия чести и достоинства развиваются в истории культуры в единстве и параллельно друг другу. Если честь, как уже отмечалось, - это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство – объективная истинная ценность личности, которая может быть и не связана с её признанием. Честь – это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения, потому что он человек, высшее творение природы на земле. Используя понятие социологии «статус», скажем, что представление о чести определяется социальным статусом личности, поэтому в общественном сознании весьма значимы понятия «честь офицера», «честь врача», «дворянская честь». Понятие достоинства не интересуют статусные различия: в морали человеческое достоинство не оценивается в денежном эквиваленте; с нравственной, человеческой точки зрения достоинство неимущего ничуть не ниже достоинства любого богача. Высокомерие по отношению к неимущему, чванство, унижение другого человека считается у русского народа исстари самым отвратительным пороком, которое люди никогда не прощают и никогда не забывают. Л.К. Дуров, режиссер и актер Театра на Малой Бронной очень эмоционально выразил эту черту русского характера: «Я ненавижу, когда кто-то на кого-то смотрит сверху. И не только по отношению ко мне. Когда кому-то говорят свысока: «Эй!», со мной может припадок случиться. Никакая власть, никакие деньги не должны лишать человека уважения к другому. Некоторые считают, что им все позволено, но не знают, кто такой Веласкес, ничего не знают, кроме своего особняка на Рублевке» («Мир новостей», 17 февраля 2004, с.29). Абсолютно недопустимо унижение человеческого достоинства в любой его форме.

В чем же конкретно выражается осуществляемое человеком право на достоинство? В первую очередь в порядочности, в требовательности к себе, в скромности и простоте, в стремлении быть нравственно чистым человеком. Эти качества суммируются и проявляются в чувстве гордости как форме проявления самосознания личности. Гордость – это прежде всего уважение к себе, которое требует от человека таких поступков, которые отвечают его представлениям о самом себе и не позволяют делать то, что могло бы умалить его достоинство. Чувство гордости обычно связано и с личными заслугами человека, и с обладанием определенной собственностью, и с принадлежностью к определенной нации, профессии, государству. Гордость своей родиной представляет собой один из моментов национального самосознания народа, побуждает людей к патриотическим поступкам.

Чувство достоинства скромного работящего человека всегда служит гарантией надежности его в труде, в товарищеском чувстве, вызывает уважение и симпатию окружающих.

Высшее проявление человеческого достоинства принято называть благородством. Благородство – это нравственное величие человеческой личности, это моральное качество, характеризующее поступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Благородство – это эталон нравственности, порядочности, морального совершенства, нравственный камертон образа жизни, поведения, манер и интеллигентности, которые так ценимы окружающими, так востребованы обществом и, увы, не так часто встречаются в подлунном мире.

В феодальном обществе благородство понимали как прирожденное качество тех, кто имел знатное происхождение (на это, в частности, указывает первоначальное значение слова «благородство» в русском языке – благое рождение). С Нового времени сословный характер толкования благородства все более отпадает, благородство понимают как индивидуальную особенность того или иного человека. Мыслители-гуманисты во все времена вкладывали в понятие благородства преимущественно общечеловеческое содержание – человеколюбие, готовность к самопожертвованию, честность, неподкупность.

Благородство абсолютно несовместимо с разными видами гордости, тщеславия и самомнения. Благородный человек должен воспитать в себе черты человека, честного с собой и другими, порядочного, мужественного, с открытым и дружелюбным характером.

Показателем достоинства личности является её отношение к достоинству другого человека. Тот, кто сам не имеет достоинства, не уважает и достоинства других. Тот, кто не уважает достоинства другого, тем самым оскорбляет не только чужое, но и свое собственное достоинство.

Как уже было сказано, честь и достоинство как парные этические категории являются полярными по своему существу. Право на достоинство человек получает с момента появления на свет. Человек как homo sapiens своим фактом рождения обеспечивает себе право на достоинство. А вот понятие чести человек должен заслужить, приобрести своим собственным трудом, заботиться о ней и поддерживать свою честь в глазах окружающих. Существует не абстрактное понятие о чести вообще, а вполне конкретное представление о профессиональной чести, семейной, фамильной. Возникает проблема честолюбия. Надо сказать, что вопрос о честолюбии не так прост. В. Даль довольно прохладно толкует смысл слова «честолюбие» как «искательство внешней чести, уважения, почета, почестей», а слова «честолюбивый человек» как человек, «страстный к чинам, отличиям, ко славе, похвалам, а потому действующий не по нравственным убеждениям, а по сим видам» (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. – Спб.-М., 1882. – С.600). Современные представления расширяют толкование понятия «честолюбие». Действительно, смирение, уничижительная скромность препятствуют самовыражению человека и самореализации его для успешной деятельности в предпринимательстве, науке, искусстве, военной карьере, поэтому сегодня белее востребованными оказываются честолюбивые устремления. В то же время, если честолюбие становится преобладающей чертой характера, если его претензии к «искательству внешней чести» носят явно преувеличенный характер, они превращаются в тщеславие. Тщеславие есть поиск вздорной, ложной славы, требование признания мнимых достоинств, похвальба заслугами, достоинствами, богатством. Так, в советские времена грудь генсека Л. Брежнева была увешана десятками орденов и медалей, что воспринималось простыми людьми с горькой иронией и усмешкой.

Диалектика чести и достоинства проявляется в относительной независимости чести и достоинства друг от друга. Так, утрата чести автоматически не ведет к потере достоинства. Обесчещенный человек (оклеветанный, оскорбленный, униженный) способен принять бесчестье с достоинством, т.е., теряя честь, сохранить достоинство. Например, в дореволюционной России бросить человеку в лицо перчатку означало обесчестить его, но это не означало, что человек лишался достоинства. Сохраняя собственное достоинство, человек заботился о возвращении утраченной чести доказательством своей невинности или вызовом на дуэль. К сожалению, в сегодняшних условиях нередко обиженный проявляет внешнее смирение и согласие с унижением, а затем нанимает отморозков, чтобы расправиться втихую, когда никто не видит и не может прийти на помощь.

Весьма противоречивой является сегодня проблема женской и девичьей чести. В русских традициях исстари существуют понятия девичьей гордости, скромности, нравственной чистоты, целомудрия, женской верности и преданности, которые находят отражение в многочисленных былинах, сказаниях, сказках, пословицах, в прозе и эпосе. Образы Татьяны Лариной, Наташи Ростовой, тургеневские героини создали ореол возвышенной и романтически-прекрасной натуры русской женщины, хранительницы самых лучших качеств народа, которые не раз проявлялись и с новой силой подтверждались во времена лихолетья.

ХХ в. внес существенные коррективы в некоторые стороны нравственной жизни народа. Борьба за эмансипацию, т.е. освобождение женщины от зависимости, подчиненности, угнетения, предрассудков, приводит к тому, что идея равноправия подменяется идеей равенства женщин и мужчин. В результате сегодня, в XXI в., женщины не только укладывают рельсы, перетаскивают тяжести, пьют водку и употребляют ненормативную лексику. Молодые женщины усваивают новую «философию жизни»: они стремятся любой ценой занять ключевые посты, демонстрируя авторитарное властолюбие, мужеподобное поведение в манерах, прическе, одежде и, разумеется, теряя шарм, женственность, прелесть и романтичность.

Результаты «сексуальной революции», изменений брачно-семейных отношений не могли не привести к определенным деформациям в сфере интимных отношений. Понятие девичьей чести, которая раньше соотносилась с женской стыдливостью, целомудрием, застенчивостью, робостью, нежностью, строгими нравами, сегодня воспринимается как анахронизм и даже вовсе отрицается. Некоторые считают, что не иметь добрачного сексуального опыта глупо и неестественно, появилось понятие «пробного брака», некоторых довольно экзотических форм брачных отношений «шведского типа». Но, по свидетельству социологов, мужчины и юноши выдвигают на первое место такие качества любимой девушки, как женственность, нежность, верность, скромность. Значит, женщинам предстоит научиться органично сочетать традиционные «женские» качества со стремлением к высокому социальному статусу, личному успеху, подлинному равноправию с мужчинами.

  • L-формы бактерий, их свойства. Значение L-форм в патологии человека
  • Lt;question> Активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов
  • БЫТЬ ТЕМ, КЕМ ТЫ ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ" цели человека глазами психотерапевта