Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Районная газета спасского района "сельские зори". Портал "дивное дивеево"

У преподобного старца Серафима по промыслу божьему оказались в одной дате день рождения, день обретения мощей и прославления в 1903 году и день второго прославления после второго обретения мощей в 1991 году. Святые мощи преподобного Серафима обретались дважды: в 1903 году и в 1991 году в Казанском соборе, тогда — музее религии и атеизма Петербурга. 1 августа 1991 года состоялось второе всенародное прославление преподобного Серафима, которое стало переломным моментом, ознаменовавшим начало возрождения Церкви в России. В 1903 году под наблюдением преосвященного Димитрия Тамбовского была вскрыта могила Саровского чудотворца и прокопан кирпичный свод склепа, в котором дубовый гроб был совершенно цел. По получении акта об освидетельствовании честных мощей Священный Синод подготовил решение о канонизации иеромонаха Серафима. На докладе Святейшего Синода с решением о прославлении государь Николай II начертал: «Прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления».

Весь русский народ во главе с государем желал и ждал прославления святого угодника Божия, и 1 августа (19 июля по старому стилю) 1903 года оно состоялось — в присутствии царской семьи, при огромном стечении народа. На торжества в Саров со всей России съехались около трехсот тысяч человек. Сопровождались они неисчислимыми чудесами и исцелениями. Государь и великие князья вместе с архиереями несли раку со святыми мощами, и весь народ среди лета пел Пасху.

Торжеств, подобных Серафимовым, Россия не помнит. Люди плакали от радости, видя, как государь, великие князья несут на своих плечах мощи дивного угодника Божия. По возвращении крестного хода молящиеся преклонили колена, и митрополит Антоний прочитал молитву преподобному Серафиму. Служба закончилась, но молебное пение не прекращалось и ночью. Один из современников так описывал эти события: «Из разных мест доносилось пение — то кружки богомольцев пели церковные песнопения. Не видя в темноте поющих, можно было подумать, что звуки несутся с самого неба. Минула полночь, а пение не умолкало...»

Саровские торжества — незабываемые дни для всех участников, дни, оставившие неизгладимый след в душе народной. Многие обрели веру, нашли утешение в скорбях, разрешение тяжелых недоумений и сомнений духа, указание доброго, истинного пути, ибо теплого молитвенника, великого предстателя и дивного чудотворца явил Господь людям Своим — преподобного Серафима Саровского.

С этого времени, уже на протяжении столетия, преподобный Серафим прославляется и ублажается Церковью в лике святых Божиих, а его святые мощи открыты для всенародного поклонения. Святой старец почитается верующими как один из величайших подвижников святой Русской Православной Церкви, еще при жизни стяжавший от Господа дар чудотворений и исцелений, и после кончины не оставляющий всех просящих у него помощи и предстательства. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим становится одним из самых любимых святых православного народа, так же, как и преподобный Сергий Радонежский.

Преподобный Серафим Саровский, в миру Прохор, родился 19 июля 1759 года (по другим источникам — в 1754 г.) в городе Курске в благочестивой купеческой семье Исидора и Агафии Мошниных. Вся его жизнь отмечена знамениями милости Божией. Когда в детстве мать взяла его с собой на строительство храма и он упал с колокольни, Господь сохранил его невредимым.

Прохор с детских лет любил посещать церковные службы и читать Священное Писание и Четьи-Минеи, но больше всего любил он молиться в уединении. На десятом году он тяжело заболел; в сонном видении ему явилась Божия Матерь, обещая исцелить его от болезни. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамение Пресвятой Богородицы (Коренной); мать вынесла Прохора приложиться к святой иконе, после чего он быстро поправился.

Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь Распятием, которое преподобный носил на груди всю жизнь. Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую обитель. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и родными. 20 ноября 1778 года прибыл в Саров.

18 августа 1786 года послушник принял иноческий постриг с именем Серафим («пламенный») и в декабре 1787 года был посвящен в сан иеродиакона. В 1793 году святой Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и положил начало подвигу пустынножительства и уединенной молитвы в лесной келье на берегу реки Саровки, в пяти километрах от монастыря. Зимой и летом он носил одну и ту же одежду, сам добывал себе пропитание в лесу, молился многие часы ежедневно.

Около келии Серафим развел огород и устроил пчельник. Житие сообщает о случае, как преподобный из рук кормил медведя хлебом. Однажды на него в лесу напали разбойники и в великой злобе проломили обухом топора голову. В келии для себя они ничего не нашли. Позже эти люди были установлены, но отец Серафим простил и упрашивал не наказывать их.

После нападения в лесу разбойников и сильных побоев Серафиму было дивное видение: Пресвятая Богородица во славе, с апостолами Петром и Иоаном Богословом, явилась к его одру и произнесла в ту сторону, где были врачи: «Что вы трудитесь?» а старцу: «Сей от рода моего!». После этого видения о. Серафим отклонил лечение, умоляя предоставить свою жизнь Богу и Пресвятой Богородице, и в тот же день, почувствовав возвращение сил, встал с постели. Но пять месяцев он провел, оправляясь, в обители и снова возвратился в пустынь.

Тех, кто имел до него действительную духовную нужду, он охотно принимал и с любовью руководил их своими советами, наставлениями и духовными беседами.

В 1807 году принял на себя иноческий труд молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. Затворился преподобный на 17 лет, никуда не выходя и понемногу ослабляя строгость своего затвора. Первые 5 лет никто не видел его, и даже брат, приносивший ему скудную пищу, не видел, как старец брал ее. Затем святый старец открыл келейную дверь, и всякий мог приходить к нему, но на вопросы имевших в нем нужду не отвечал, приняв обет молчания пред Богом и безмолвно продолжая свое духовное делание.

Через 10 лет безмолвного затворничества по Вышней воле преподобный Серафим снова отверз свои уста для служения миру — своей любовию, ниспосланной от Бога благодатными дарованиями учительства, прозорливства, чудес и исцелений, своим духовным руководством, молитвою, утешением и советами. Двери кельи его стали открыты для всех — от ранней литургии до восьми часов вечера. В ноябре 1825-го года преподобный Серафим совсем оставил свой затвор: в сонном видении ему явилась Божья Матерь со святителями Климентом Римским и Петром Александрийским и разрешила выйти из затвора и посещать пустынь.

После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Был посещаем знатными особами, в том числе императором Александром I.

Второго января 1883 года часу в шестом братия, войдя в келью преподобного, увидели его стоящим на обыкновенном месте молитвы пред аналоем на коленях. Его руки, сложенные крестообразно, лежали на аналое, на книге, по которой он совершал свой молитвенный труд перед образом Божьей Матери «Умиления», а на руках — голова. Полагая, что он уснул, стали осторожно его будить, но ответа не было: старец Серафим окончил свое земное странствование. Тело преподобного было положено в приуготовленный им же при жизни дубовый гроб и погребено по правую сторону соборного алтаря. Здесь через 70 лет были обретены его нетленные мощи.

При жизни Серафима Саровского тысячи шли к нему с душевною нуждою, с тяжким вопросом совести, за советом по важным делам, личным и семейным. А теперь миллионы верующих устремляют к нему свои молитвенные воззвания, и каждый — со своей особенной нуждою, каждый — со своей болезнью сердца, все — с живым упованием о помощи.

Подготовила Александра МИХАЙЛОВА

1 августа 2016 года в Дивееве проходят торжества по случаю празднования 190-летия основания Мельничной общины, 25-летия второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского и 25-летия возобновления монашеской жизни в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. Почти с 10 тысячами верующих участие в божественной литургии принял Губернатор Валерий Шанцев . Богослужение совершил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, для которого торжества в честь преподобного Серафима Саровского имеют особое значение: 25 лет назад он принимал участие в перенесении мощей преподобного в Дивеевский монастырь.

После завершения службы глава русской православной церкви традиционно обратился к пастве. Святейший Патриарх подчеркнул святость дивеевской земли и поблагодарил всех, в том числе главу региона, за ее возрождение и заботу о русских святынях. «Благодарю за пасторское наблюдение и за ваше активное участие в тех добрых преобразованиях, которые совершаются здесь в Дивеево вашими усилиями», - сказал Патриарх.

Валерий Шанцев также отметил значимость праздника не только для верующих Нижегородской области, но всей России: «В этом году мы отмечаем очень важные события для всех православных. Конечно, все эти праздники привлекают большое количество людей, потому что для многих верующих очень важно прикоснуться к великому наследию преподобного Серафима Саровского, ощутить его великую силу и духовность, обрести спокойствие и мир в своем сердце. Я счастлив, что в этом году к нам снова приехало около 10 тысяч паломников , 4000 из них разместились в палаточном городке ».

Напомним, на празднование в Дивеево прибыли паломники из России и зарубежья. Верующие традиционно разместились в палаточном городке, организованном Правительством Нижегородской области совместно с Нижегородской Епархией. Гости обеспечиваются спальными принадлежностями, питьевой водой, горячим питанием, медицинской помощью и всем необходимым для проживания. В часовне, расположенной на территории палаточного городка, паломники могут помолиться и исповедоваться, побеседовать со священнослужителем.

Ранее Патриарх Кирилл заявил, что «при поддержке Правительства каждый год мы имеем возможность торжественно проводить богослужения с большим количеством паломников. 1 августа в Дивееве устраивается замечательный палаточный лагерь - это ноу-хау, которое было востребовано, когда праздновали 700-летие преподобного Сергия в Сергиевом Посаде. Пример Нижегородской области в организации лагерей для паломников сыграл очень важную роль и во многих других местах, где проходят крупные богослужения».

«Включение кластера Арзамас-Дивеево-Саров в федеральную программу сделает наш регион более привлекательным для туристов и паломников», - сказал и. о. вице-губернатора, первого заместителя председателя правительства Нижегородской области Евгений Люлин, присутствовавший на праздновании дней Серафима Саровского.

1 августа в Дивееве прошли торжества, посвящённые празднованию обретения мощей преподобного Серафима Саровского. Дни памяти нижегородского святого традиционно проходят при большом стечении паломников. Более 7-ми тысяч человек приняли участие в праздничном богослужении 1 августа. А всего Дивеевские торжества посетили 10 тысяч гостей из разных областей России и многих стран мира.

«Благодаря Серафиму Саровскому, здесь, в Дивеево, возник важнейший духовный центр России и всего православного мира. Законодательное Собрание уделяет большое внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения - уже на протяжении 5-ти лет совместно с Молодёжным парламентом мы реализуем Международный проект «Александр Невский - Слава, Дух и Имя России». Есть необходимость в том, чтобы молодёжь, особенно в нынешнее непростое время, знала о тех значимых событиях, о тех героях России, которые сыграли в нашей истории огромную роль», - подчеркнула и.о. председателя Законодательного Собрания Нижегородской области Ольга Щетинина .

К приёму гостей в Дивееве начали готовиться задолго до праздника. Был разбит палаточный лагерь на 4 тысячи паломников. Организовано питание, водоснабжение, транспорт. Развернуто 8 полевых кухонь, оборудованы столовые и медпункты, умывальники и контейнеры для мусора. Помогали паломникам более 300 волонтёров , в том числе добровольцы от нижегородского отделения партии «Единая Россия».

15-й год мы отправляем дружный коллектив волонтёров «Единой России» в Дивеево на этот святой праздник - День памяти преподобного Серафима Саровского. Это одно из самых значимых мероприятий для тысяч верующих, которые приезжают к нам со всей России и других стран. Сегодня услышал много добрых слов о работе наших волонтёров от паломников и гостей праздника. Важно, что всё это происходит в год, объявленный Президентом годом волонтёра. И отрадно, что у волонтёрского движения в Нижегородской области уже есть свои традиции, есть дух. Это настоящее подвижничество в современном его обличии. Замечательно, что у нас растёт такое поколение молодых ребят, которые пропускают это через себя, от души помогают другим людям, и на должном уровне организуют работу и быт даже не городка, а целого города верующих людей», - отметил секретарь НРО партии «Единая Россия» Денис Москвин.

2016-й - юбилейный год для Дивеево: 25 лет назад были обретены, а затем и возвращены в родную обитель мощи преподобного Серафима Саровского. О том, почему стало возможным утратить мощи столь великого угодника Божия, каково было нравственное состояние русского народа в XIX в. и сейчас, как проходило возрождение Дивеево, - на эти и другие вопросы отвечает митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Ваше Высокопреосвященство, 25 лет назад были обретены и возвращены в Дивеевскую обитель мощи преподобного Серафима. Чем именно является Серафимо-Дивеевский монастырь для вас?

2016 год для нас ознаменован 25-летием со дня прибытия мощей преподобного Серафима в Нижегородскую землю, и сегодня мы мысленно обращаем свой взор к тому времени. По воспоминаниям многих участников торжества, это был большой духовный подъем многих сотен тысяч верующих людей, которые припадали к мощам батюшки Серафима и чрез это испрашивали благословение на свое духовное возрождение.

Сегодня его цельбоносные мощи почивают в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре, куда ежегодно приезжают тысячи людей поклониться этому великому молитвеннику Русской Земли и столпу Православия.

Если допустимы такие сравнения, то скажу, что возрождение Данилова монастыря в Москве в 80-е годы XX века - это, на мой взгляд, образ возрождения Русской Православной Церкви. Второе подобное чудо - это, конечно, возрождение Храма Христа Спасителя в один из самых тяжелых периодов, когда возрождалась вся наша страна. К тому же это и образ возрождения всей России. Так вот, мне видится, что возрождение Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, во всей его красоте и полноте, − это образ возрождения русской души. Это образ возрождения в наших душах веры Христовой.

25 лет тому назад Дивеево, как и многие наши обители, было в небрежении, разрушено, и, казалось, не достанет никаких человеческих сил, чтобы возродить обитель в том масштабе, в той красоте, в которой она предстает сегодня каждому паломнику. Но что невозможно человеку, возможно Богу. И мы видим, как сбывается пророчество батюшки Серафима: сегодня огромное количество людей получает врачевание своих душ и своих сердец у его цельбоносных мощей в этом Четвертом уделе Матери Божией. Кто-то пройдет по канавке, помолится, получит «благодать и Иерусалима, и Афона, и Киева», кто-то иначе прикоснется к духовной жизни обители...

Сестры монастыря под руководством настоятельницы игумении Сергии ревностно несут свое служение монашеского делания и исполняют заповедь батюшки Серафима: чтобы из этой обители ни один человек не ушел «тощ и неутешен». Эта огромная забота о паломниках, о том, чтобы предоставить им кров и пропитание, требует и огромных усилий.

Сегодня в Дивеево благолепен строй монастырского богослужения, которое настраивает на молитву, на монашеское делание, на духовную жизнь, − и это, я считаю, самое важное.

Мы счастливы, что в нашем Отечестве есть такие святые уголки, как Дивеево, где мы себя ощущаем наследниками той тысячелетней традиции, которую хранила Святая Русь.

И дай, Господи, нам хотя бы чуточку быть достойными наших предков, которые собирали Святую Русь.

Надо вступить в наследство Святой Руси

Но быть наследниками, дорогие братья и сестры, этого мало. Надо вступить в наследство Святой Руси. А для этого требуется большая внутренняя духовная работа, или, как говорил батюшка Серафим, «преображение себя в Духе Святом».

И когда ты это начинаешь понимать, ощущать, то проходит уныние, появляется бодрость духа. Несмотря на многие трудности и сложности современной жизни и те ложные страхования, которые нередко навязываются нам информационным полем или внешним миром, мы видим, что милость Господня с нами. Слава Богу за все - «и за скорбь, и за радость». Нас впереди ждет великая радость «Пасхи посреди лета». Для всех нас, братия и сестры, образ батюшки Серафима, образ Дивеево, Четвертого удела Матери Божией, богоспасаемый Саров как место подвигов батюшки Серафима - это все путеводные звезды, которые будут всем нам светить во все дни нашей жизни, чтобы мы непреткновенно шли навстречу Господу.

Я бы добавил к вашим словам, владыка, что в Дивеево мы ощущаем себя не только наследниками наших благочестивых предков, но и наследниками Царствия Небесного! Те, кто побывал там хотя бы раз, наверное, подтвердят мои слова. Невольно ты вдруг ощущаешь себя воистину «на третьем небе», потому что такого молитвенного чувства не переживаешь, наверное, больше нигде! Когда мы лишь произносим: «преподобный Серафим» − только эти два слова, − наверное, невольно вздрагивает сердце каждого русского благочестивого человека. Преподобный, кажется, стоит как-то особняком даже среди других святых... На ваш взгляд, в чем эта его особенность?

Мы с вами счастливые люди, потому что Господь нам, нашему народу, в каждое особое время истории посылает особых великих угодников Божиих. Возьмем, например, время преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца... Тогда огромной внешней угрозой было монголо-татарское иго. И казалось, нет вообще никакого просвета, не только возможности для возрождения! И вот, Господь являет авву Сергия, который сформулировал для всех - и для князей, и для простолюдинов - главное: «верой и любовью спасемся». Он говорит, что, взирая на образ Живоначальной Троицы, и мы будем жить едино во Христе Иисусе, Господе нашем.

Он призвал, дорогие братия и сестры, не больше и не меньше, к святости весь русский народ! И пророчествовал, что призыванием благодати Божией народ спасется. Но это же и произошло...

Приближался трагический XX век, и Господь нам в утешение, еще в начале XIX века, послал батюшку Серафима. Кстати, при жизни своей преподобный Серафим еще не был широко известен: только в 1903 году люди стали особенно его воспринимать и почитать. Мы знаем его предсказание об ожидающей Россию огромной катастрофе... Когда это сбылось, его еще больше стали почитать и внимательно относиться и к нему, и к его словам. Преподобный многим являлся, многим помогал, многих утешал.

Его внутренняя сила - воистину «пламенного Серафима» − передается и нам. Поэтому мы счастливы тем, что Господь послал нам такого Своего угодника, с которым связано духовное возрождение.

Но мне кажется, не совсем правильно ставить преподобного Серафима отдельно от многих и многих святых... Давайте посмотрим внимательно: в конце XVIII века Господь явил нам блаженную матушку Ксению Петербургскую: сколько людей притекало к ней и продолжает притекать по сей день... А матушка Матрона Московская... Все это вместе и есть Святая Русь, потому что мы обращаемся в молитвах к святым угодникам Божиим, которые являются нашими ходатаями пред Богом.

Батюшка Серафим оказывает большое духовное влияние и внутри нашего Отечества, и за его пределами, поэтому мы очень счастливые люди!

И даже до конца, наверное, не надо искать ответа на это ощущение святости. Тут кроется какая-то тайна, какую нам не дано познать. А в стремлении познать ее, вероятно, заложена некая гордыня. Давайте примем это как данность: есть такой святой, преподобный Серафим Саровский, и он действительно воспринимается нами как серафим, как Ангел Божий, как наш ходатай. Он нам помогает, нас поддерживает, нас благословляет, нас утешает, и довольно с нас...

Владыка, еще, кажется, совсем недавно, несмотря на то, что уже минуло 15 лет, мы говорили с вами о торжествах в Сарове, о возрождении там храма в честь преподобного Серафима, который еще недавно был городским кинотеатром. Потом мы воочию сподобились видеть эту благолепнейшую красоту, возрожденную за немыслимо короткое по человеческим меркам время. Ваше благословение собрало тогда людей, послуживших возрождению обители преподобного Серафима Саровского, но мы знаем, что и сегодня Саров продолжает возрождаться. Положено основание восстановлению двух взорванных в пятидесятые годы соборов Саровской пустыни. А что еще сегодня происходит в Сарове, как там возрождается духовная жизнь и созидается вновь некогда славная русская монашеская обитель, Свято-Успенская Саровская пустынь?

Действительно, места, связанные с именем батюшки Серафима, сегодня активно возрождаются или уже возрождены. Прежде всего, это Свято-Успенская Саровская пустынь. Там уже почти десять лет молится монашеская братия, не столь многочисленная, как нам бы хотелось, но, по милости Божией, молитва там совершается. Мы уже в этой обители возродили не один храм: в 2003 году - храм батюшки Серафима. Это вообще первый храм, который был освящен на земле в честь преподобного Серафима. Возрожден храм святых Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, где некогда молился и служил батюшка Серафим, где он был удостоен явления Спасителя. Возрожден и Никольский храм в колокольне Саровской пустыни, сама колокольня тоже приведена в порядок. Возрождена и подземная церковь Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Возрожден и храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Осталось нам только возродить центральный - Успенский соборный храм − и храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

Продолжается восстановление монашеских келий, территории обители... Уже начаты работы по воссозданию центрального Успенского собора. Это очень трепетно, необычно и радостно. Ты чувствуешь причастность к чему-то великому и таинственному...

- Это тот собор, в котором до революции почивали мощи Преподобного?

Да, это тот собор, где почивали его мощи до известных трагических дней XX века. Что же касается Дивеевской обители, то, по милости Божией, внутри Богородичной канавки удалось построить Благовещенский собор, как заповедала Царица Небесная батюшке Серафиму, а сейчас мы приступаем к созданию внутреннего убранства этого храма. Если Господь даст силы и возможности, то будем трудиться...

- А что предполагает программа торжеств в связи со значимой датой, что это будут за события?

Апогеем торжеств явится 1 августа, . Традиционно приедет большое количество архипастырей, священнослужителей, паломников. Ежегодно правительство Нижегородской области и Нижегородская митрополия основывают Организационный комитет, которому поручается забота обо всех торжествах. Прежде всего это касается приезда паломников. Разбивается палаточный лагерь на пять тысяч мест, организуются движение, питание, встречи. Чтобы каждый приехавший сюда смог получить возможность и исповедаться у священника, и без суеты причаститься.

В организации и подготовке торжеств участвуют сотни человек духовенства Нижегородской митрополии, множество мирян, волонтеров... Так что это огромное событие в нашей жизни. Конечно, параллельно идет большая социальная, просветительская работа: в школах дети пишут сочинения на эту тему, осуществляются велопробеги, походы. Мы служим особо в храмах и в приделах, посвященных батюшке Серафиму, готовятся видеоматериалы по подготовке и проведению торжеств, пишутся альбомы и книги по этому поводу.

Мы проводим и такую форму работы, которая носит название «Серафимовский учитель». Ее осуществляет Фонд преподобного Серафима совместно с Нижегородской епархией, а также полномочный представитель Президента в нашем Федеральном округе. Съезжается большое количество учителей, воспитателей, которые трудятся на ниве духовного просвещения в школах, библиотеках, домах культуры. С этого знакового события в деле просвещения верой Христовой Русской земли, кстати, мы и начали юбилейный 2016 год.

Второе обретение мощей Преподобного состоялось в трудное для России время. С другой стороны, его еще называли «вторым Крещением Руси», так что его можно рассматривать как некий залог возрождения духовной жизни. Преподобный Серафим был еще и пророком: много он говорил о грядущих судьбах России. Сейчас у нас тоже непростое время - и для общества, и для Церкви. Какие, на ваш взгляд, трудности сегодня для России являются самыми главными? Что вы можете сказать из своей практики (вы общаетесь с сильными мира сего, с духовенством, мирянами), что сегодня является определяющим в жизни России?

Дорогие мои, когда мы слышим о «предсказаниях», «пророчествах», для многих людей это звучит как приговор: «раз сказано, значит, так и будет». А ведь на самом деле надо очень осторожно относиться к таким вещам, как предсказания и пророчества. Что я имею в виду? Давайте вспомним из Ветхого Завета Ниневию и пророка Иону: ведь тогда Божие пророчество не сбылось! Почему Ниневия не погибла? Потому что люди покаялись в своих грехах.

Пророчество - это, прежде всего, предостережение, чтобы люди знали: если они будут жить нечестиво и неправедно, их ждет такой бесславный конец. В этом смысле преподобный Серафим нам в какой-то мере предвещал гнев Божий, но мы тогда не вняли его голосу. Поэтому сейчас требуется переосмысление всего XIX века, чтобы понять, что же мы делали неправильно в государственной, в духовной, в церковной жизни. То есть что же нас привело к катастрофе 1917 года?

Иногда мы ищем корень этих проблем в событиях 3 марта или в Октябрьском перевороте, но ведь это глубокое заблуждение! Это ведь всего лишь было следствием неправильной жизни различных сословий. В какой-то степени среди населения нашего стало просто забываться имя Христово. И можно сказать, что оставалась только вывеска «Православие», а дух уже уходил... Много было неправильного в начале XX века, и Господь бросил в горнило испытаний нашу Церковь, наш народ. Он как бы так сказал нам: «Вот, если у вас есть золотники, то народ сохранится! Если же вы - труха, то незачем вам и существовать!»

И я глубоко убежден, что мы живем сегодня милостью и заслугами Новомучеников и Исповедников Российских: это и есть те «золотники», которые выплавились в горниле испытаний, ниспосланных нам Господом в качестве крестоношения XX века.

Кто мы − святой град или окаянный Вавилон?

Сегодняшнее время для меня очень интересное. Я живу, прежде всего, надеждой на будущее, на лучшее, но здесь тоже не нужно обольщаться. Существует такой духовный кант, в котором присутствуют слова: «Кто ты, Москва? Святой град или окаянный Вавилон?!» Вроде и храмов много, и святынь, и святых мощей, но - и безобразий много! Вот кто мы с вами, дорогие братия и сестры: святой град или окаянный Вавилон?

С одной стороны, открываются храмы, возрождаются святые обители, сегодня можно включить телевизор и посмотреть православную передачу, трансляцию богослужения, включить радио и найти духовную программу, купить молитвослов, журнал православный, Библию, все святоотеческое наследие...

Вспоминаю свои семинарские годы: молитвослова негде было купить в 80-е годы... Библия была как древний артефакт, их просто не было! И народу негде было почерпнуть истин веры. Нас окружал настоящий духовный вакуум! Сегодня - другая ситуация. Мы видим, сколько вокруг благочестивых людей, православных христиан. Все наши храмы полны, у нас в городах недостает храмов, нужно еще строить...

С другой стороны, умножается число людей, живущих неправедной жизнью, разрушаются семьи, при живых родителях дети становятся сиротами, при живых детях родителей сдают в дома престарелых. Значит, мы живем неправильно! А что говорить об искусственном прерывании беременности, что говорить о детоубийстве, которое происходит по сей день в России в громадных масштабах!.. И кто мы с вами? Часть народа пошла по пути благочестия, часть - осталась жить во грехе. Так что же тогда пророчества? Сбудутся благочестивые пророчества, если мы будет жить по заповедям преподобного Сергия, который призвал народ к святости жизни. И преподобный Серафим нас тоже к этому призывает! Не какие-то внешние факторы виноваты, нет! Нам хочется кого-то осудить со стороны, а давайте посмотрим на наших детей: благочестивые они или нет. Ведь дети - это фотография нашего внутреннего мира. Яблоко от яблони далеко не падает, наши дети и внуки - это наш отчет пред Господом о пройденной жизни.

Не количество прочитанных акафистов и не количество поклонов (хотя это благочестивая традиция, которая должна привести нас к праведной жизни), но наши дети! А дети ведь смотрят на взрослых: как папа с мамой живут, так и они живут. Мы пытаемся свалить все проблемы с детьми на телевизор, на школу, на двор - не надо этого делать!

Мы жили в период богоборчества, но это не помешало нам остаться верующими людьми. Родители жили благочестиво, и ты волей-неволей проникаешься, пропитываешься духом благочестия.

Поэтому, дорогие мои, я хочу, чтобы мы больше усилий приложили к своей собственной жизни. И Господь, видя нашу благочестивую праведную жизнь, помилует нас, даст нам благословение и «тихое и безмолвное житие»! И поживем мы еще многие годы «во всяком благочестии и чистоте».

Поэтому нам надо усилить молитву и духовную жизнь в своей семье, у себя дома.

Перефразируя батюшку Серафима, скажем: не надо других спасать, спасись сам, и вокруг тебя спасутся многие, спасутся тысячи!

Нам хочется спасти других, не спасаясь самим

А нам сегодня хочется спасти других, не спасаясь самим. Дать наставления другим, не живя самим по этим наставлениям. Невольно вспомнишь слова Христа: лицемер, вытащи сначала бревно из своего глаза, тогда увидишь, как вытащить соринку из глаза брата своего! (ср: Мф. 7,5)

Давайте обратим внимание на слова великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина: они не говорят нам о строгости поста, о поклонах, о чтении акафистов... Разумеется, мы не отвергаем все это, но эти подвиги должны привести нас к духовному умиротворению, духовному укреплению. Преподобный Ефрем говорит нам о таких подвигах, которые посильны человеку на одре болезни, посильны и немощному, и здоровому, и старому и молодому. Только вдумайтесь в эти слова: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!» Посмотрите, как мы унываем, празднословим, осуждаем! Дальше - добродетели: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему!» Терпение и любовь... Братия и сестры, если мы ими запасемся и будем иметь эти добродетели хотя бы с горчичное зерно, все у нас получится! И дальше преподобный говорит: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего!..» Знаете, все-таки осуждение - это как ржавчина. Почему? Осуждение - не только в делах, не только в словах, но даже и в мыслях - разрушает наш внутренний мир, из сердца уходит благодать. Поэтому способность человека не осуждать - с чего начинается? С хранения в чистоте своего взора и хранения в чистоте своих мыслей. Гоните все хульные мысли, заменяйте их Иисусовой молитвой, Богородичным правилом. Когда в сердце мир, ты сразу это почувствуешь! Как только начал осуждать - мир ушел из твоей души! И там остается рана, которая кровоточит. Снова умирить потом свою душу - это не так легко!

И батюшка Серафим нам поэтому заповедует: «Стяжи дух мирен...» А где мир - там и Дух Божий. Так что, действительно, преподобный Серафим нам как бы своими словами пересказал благодатные заповеди Святого Евангелия, и мы живем сегодня его наследием.

Имя преподобного Серафима стоит в непосредственной близости с именами Святых Царственных Страстотерпцев. Государь Николай II лично принимал большое участие в прославлении Преподобного. Что вы скажете о почитании Царской семьи сегодня, в связи с почитанием памяти преподобного и в связи с отмечаемым в будущем году столетием Русской Смуты?

Мне задают вопрос: «Как бы нам вновь иметь государя, как бы возродить традицию XIX века...» Я отвечаю: а мы с вами сегодня достойны государя? Ведь нам он нужен не только формально, общество должно созреть для этого. Необходимо особое мироощущение и миропонимание.

Удивительная вещь, есть такая ошибочная тема: люди хотят спастись, не потрудившись. Нам хочется изменить этот мир к лучшему, не изменяясь самим к лучшему. Вот если мы с вами сами и изменимся, и преобразимся в Духе Святом, то Господь даст нам и внутреннее, и внешнее устроение. А если мы с вами не будем готовы к этому - если не будем воспитывать своих детей и внуков в благочестии, в праведности жизни - ничего у нас не будет! Создав семью, наши дети должны сохранить ее! Наши внуки должны жить в благочестии и не бросать своих детей, не променять свою жизнь на пьянство или разврат...

Самое главное в нашей жизни - это дать место Промыслу Божию

Тщательное соблюдение евангельских законов - это залог успеха. Самое главное в достижении успеха в нашей жизни - это дать место Промыслу Божию. Чтобы Господь промышлял о нас. Но мы должны дать Богу это место в своей жизни. Человек должен уметь призвать благословение Божие на свою главу.

А если люди сквернословят, злословят, лицемерят, лукавят, живут неправедно - какой тут будет Промысл Божий? Будет только попущение Божие! Старец Силуан Афонский говорил, что от каждого из нас с вами зависит судьба нашего Отечества, от каждого человека!

Мы вспоминаем сегодня события столетней давности - сначала канонизацию батюшки Серафима, потом трагический 1917 год... Диавол нас поймал тогда на том, что мы решились искать счастья без помазанника Божия. А помните Адама и Еву? Господь сказал: «Не вкушайте от древа познания добра и зла - вкусите, станете смертными!» (ср. Быт. 2,17) А с древа жизни вечной вкушайте плоды, чтобы жить вечно! И обратите внимание: человек между жизнью и смертью в раю выбрал смерть. Человек не поверил Богу, но доверился диаволу. Но человек свободен выбирать сам. Это качество, которого нет больше ни у какого живого существа в мире, - Божественная свобода. Поэтому в 1917 году мы свободно выбрали то, что выбрали. Прошло время, и сегодня приходит осознание этого нашего безумия. Но если мы только упражняемся в осуждении того времени и тех людей, которые его творили, без изменения собственной жизни, это не принесет нам никакой пользы. Мы должны воспринимать то время как урок, как научение, как пример, которому не нужно подражать. Мы не должны вновь наступать на те же грабли. Но согласитесь, среди нас сегодня существует разное отношение к тому времени. В России еще не сформировалось общее мнение о тех событиях. Хорошо это или плохо, другой вопрос, но нужно находить формат мира и согласия в наших традиционных ценностях - в вере православной, с терпением и молитвой нести тяготы друг друга. И тогда Господь даст нам силы идти дальше по жизни.

  • Расписание Богослужений в праздничные дни прп. Серафима Саровского 2016 г.
  • Информация об объектах общественного питания с. Дивеево
  • Информация по автозаправочным станциям, расположенным на территории Дивеевского муниципального района
  • Информация по гостиницам, гостевым домам в с. Дивеево (2016 г.)
  • Стоянки для автотранспорта в с.Дивеево на время проведения праздничных торжеств 31 июля - 1 августа 2016 года
  • Информация о аптеках действующих на территории с. Дивеево

БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!!!

Приближаются дни празднования памяти Серафима Саровского. Основные празднества по традиции пройдут в с. Дивеево. Ожидается приезд паломников, а с ними лица, которые прибудут с целью совершения противоправных действий (краж чужого имущества, мошенничества и др. деяний).

Что нужно знать и делать, чтобы уберечь себя от возможного преступного посягательства. Как упростить посещение в с. Дивеево, избавив себя от очередей на контрольно-пропускных пунктах милиции и других проверок.

При посещении с. Дивеево иметь при себе паспорт, либо другие документы удостоверяющие личность.

В целях предупреждения и своевременного пресечения возможных террористических актов убедительно просим Вас быть бдительными и уделять особое внимание на подозрительных граждан, бесхозные сумки и подозрительные предметы, при наличии какой-либо информации НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО СООБЩАТЬ в дежурную часть МО МВД России «Дивеевский» по тел. «02», «(код 8-831-34)-4-22-47», «4-26-92» или любому сотруднику правоохранительных органов.

Соблюдайте спокойствие, не поддавайтесь панике и выполняйте указания только сотрудников правоохранительных органов.

Запрещается проносить на территорию монастыря сумки и пакеты, металлические предметы, стеклянную посуду. Вещи сдавайте в камеру хранения.