Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Ефрем Сирин: святой, который никогда не смеялся. Преподобный Ефрем Сирин: житие, икона

Возлюби прекраснейший пост — дело досточестное и богоугодное. Пост — колесница, возносящая на небо. Пост рождает пророков; умудряет законодателей. Пост — доброе предохранение для души, надежный сожитель телу. Пост — оружие доблестным, училище подвижников. Пост отражает искушения, умащает на подвиг благочестия; он сожитель трезвенности, виновник целомудрия. Пост — доблесть во бранях. Пост угашал силу огненную. Пост заграждал уста львов. Пост возводит молитву на небо. Пост — матерь здравия. Пост — наставник юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам. У постящихся тело честно, и душа драгоценна...

Преподобный Ефрем Сирин

Великопостная молитва Ефрема Сирина

Великим постом каждый день — с вечера воскресенья по пятницу читается

удивительная молитва Ефрема Сирина

Небольшая молитва христианского святого IV века Ефрема Сирина является символом Великого поста.

Она особенно выделяется среди всех песнопений и молитв Поста.

Господи и Владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия
и празднословия не даждь ми.
(Земной поклон)
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
(Земной поклон)
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя
прегрешения и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков
Аминь.
(Земной поклон)
Боже, очисти мя, грешную (грешного).
12 раз с поясными поклонами

И ещё раз всю молитву полностью
с одним земным поклоном в конце

Э та молитва читается дважды в конце каждой великопостной службы от понедельника до пятницы (по субботам и воскресениям она не читается, т. к. богослужения этих двух дней, как мы увидим позже, отличаются от общего великопостного строя). При первом чтении этой молитвы после каждого прошения кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», — с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.

П очему эта короткая и простая молитва занимает такое важное место во всем великопостном богослужении? Потому что в ней перечисляются особым, свойственным только этой молитве образом все отрицательные и положительные элементы покаяния и определяется, так сказать, список наших индивидуальных подвигов. Цель этих подвигов, прежде всего, — освобождение от какого-нибудь основного недуга, направляющего всю нашу жизнь и препятствующего нам вступить на путь обращения к Богу.

О сновной недуг — праздность, лень, нерадение, небрежность. Это — та странная лень и пассивность всего нашего существа, что тянут нас всегда «вниз», а не поднимают «вверх», что постоянно убеждают нас в невозможности, а потому и нежелательности что-либо изменить. Это поистине глубоко вкорененный в нас цинизм, который на каждый духовный призыв отвечает: «зачем?» и благодаря которому в течение всей нашей жизни мы растрачиваем данные нам духовные силы. «Праздность» — корень всех грехов, потому что она отравляет духовную энергию у самых ее истоков.

Плод праздности — уныние , в котором все учителя духовной жизни видят величайшую опасность для души. Человек во власти уныния лишен возможности видеть что-либо хорошее или положительное; для него все сводится к отрицанию и пессимизму. Это воистину дьявольская власть над нами, т. к. дьявол прежде всего лжец. Он лжет человеку о Боге и о мире; он наполняет жизнь тьмою и отрицанием. Уныние — это самоубийство души, потому что, если человек находится во власти уныния, он совершенно неспособен видеть свет и стремиться к нему.

Любоначалие! Любовь к власти. Как ни странно это может показаться, но именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают все наше отношение к жизни, опустошают ее и лишают ее всякого смысла. Они заставляют нас искать возмещения в совершенно неправильном отношении к другим людям. Если моя душа не направлена к Богу, не ставит себе целью вечные ценности, она неизбежно станет эгоистичной, эгоцентричной, а это значит, что все другие существа станут средствами для удовлетворения ее желаний и удовольствия. Если Бог не Господь и Владыка моей жизни, то я сам превращаюсь в своего господина и владыку, становлюсь абсолютным центром моего собственного мира и рассматриваю все с точки зрения моих необходимостей, моих желаний и моего суждения. Любоначалие, таким образом, в корне извращает мое отношение к другим людям, стараясь подчинить их себе. Оно не всегда побуждает нас действительно командовать и властвовать над другими людьми. Оно может выражаться также в равнодушии, презрении, отсутствии интереса, внимания и уважения к другим людям. Дух праздности и безнадежности в этом случае направлен на других; и духовное самоубийство соединяется здесь с духовным убийством.

После всего этого — празднословие. Только человек среди всех созданных Богом тварей получил дар речи. Все святые Отцы видят в этом «отпечаток» Образа Божия в человеке, потому что Сам Бог явлен нам как Слово (Ин 1,1). Но, будучи высшим даром, он в то же время и наибольшая опасность. Выражая действительно саму сущность человека, его самоисполнение, он именно благодаря этому может стать средством падения, самоуничтожения, обмана и греха. Слово спасает и убивает; слово вдохновляет и слово отравляет. Правда выражается словом, но и дьявольская ложь пользуется словом. Обладая высшей положительной силой, слово поэтому имеет огромную отрицательную силу. Оно создает положительное и отрицательное. Когда слово отклоняется от своей божественной природы и назначения, оно становится праздным. Оно «подкрепляет» дух праздности, уныния и любоначалия, и жизнь превращается в сущий ад. Слово становится тогда действительно властью греха.


Покаяние, таким образом, направлено против этих четырех проявлений греха. Это препятствия, которые надо удалить. Но только Один Бог может это сделать. Поэтому первая часть этой великопостной молитвы — крик из глубины человеческой беспомощности. Затем молитва переходит к положительным целям покаяния.Их тоже четыре.


Целомудрие! Если не придавать этому слову, как это часто делают, только его сексуальное, побочное значение, то его надо понимать как положительную противоположность духа праздности. Праздность, прежде всего, означает рассеяние, разделение, изломанность наших мнений и понятий, нашей энергии, невозможность видеть вещи, как они есть, в их целом. Противоположность праздности и есть именно целостность. Если обычно считают целомудрие добродетелью, противоположной сексуальному развращению, то это происходит только благодаря тому, что изломанность нашего существования нигде так себя не выражает, как в сексуальном разврате, в отчуждении жизни тела от жизни духа, от духовного контроля. Христос восстановил в нас целостность, восстановил настоящую иерархию ценностей, приведя нас обратно к Богу.


Первый чудесный плод этой целостности или целомудрия — смирение . Мы уже говорили о нем. Оно, прежде всего, — победа правды в нас самих, уничтожение всей той лжи, в которой мы обычно живем. Одни смиренные способны жить по правде, видеть и принимать вещи так, как они есть, и благодаря этому видеть Божие величие, доброту и любовь ко всем. Вот почему сказано, что Бог смиренным дает благодать и противится гордым.


За целомудрием и смирением естественно следует терпение . «Падший» в своей естественной природе человек — нетерпелив, т. к., не видя самого себя, он скор на суд и осуждение других. Это понятия обо всем неполные, изломанные, искаженные. Поэтому он судит обо всем согласно со своими вкусами и со своей точки зрения. Он равнодушен ко всем, кроме как к самому себе, поэтому он хочет, чтобы жизнь для него стала немедленно удачной.

Терпение поистине божественная добродетель. Господь терпелив не потому, что Он «снисходительно» к нам относится, но потому, что Он видит реально самую глубину вещей, которую мы по своей слепоте не видим, и которая открыта Ему. Чем больше мы приближаемся к Богу, тем терпеливее мы становимся, тем более отражаем в себе свойственное одному Богу бережное отношение, уважение к каждому отдельному существу.


Наконец, венец и плод всех добродетелей, всех усилий и подвигов есть любовь , та любовь, которая, как мы уже сказали, может быть дана одним Богом. Это тот дар, который является целью всего духовного подготовления и опыта.


Все это сведено воедино в последнем прошении великопостной молитвы, в котором мы просим: «видеть свои прегрешения, и не осуждать брата своего». В конце концов, перед нами стоит одна опасность: гордыня. Гордость — источник зла, и зло — источник гордости. Недостаточно, однако, видеть свои прегрешения, потому что даже эта кажущаяся добродетель может обратиться в гордость. Писания святых Отцов полны предостережением против этого вида ложного благочестия, которое на самом деле, под прикрытием смирения и самоосуждения, может привести к дьявольской гордыне. Но когда мы «видим наши грехи» и «не осуждаем брата своего», когда, другими словами, целомудрие, смирение, терпение и любовь соединяются в нас в одно целое, тогда и только тогда наш главный враг — гордость — уничтожается в нас.


После каждого прошения молитвы мы кладем земной поклон. Но не только во время молитвы св. Ефрема Сирина кладут земные поклоны; они составляют отличительную характеристику всего великопостного богослужения. Но в этой молитве значение их раскрывается лучше всего. В долгом и трудном подвиге духовного возрождения Церковь не отделяет души от тела. Человек отпал от Бога весь целиком, душой и телом. И весь целиком человек должен быть восстановлен, чтобы вернуться к Богу. Греховное падение состоит именно в победе плоти (животной, похоти в нас) над духовной, божественной природой. Но тело прекрасно, тело свято. Так свято, что Сам Бог «стал плотью». Спасение и покаяние тогда — не презрение к телу, не небрежение им, но восстановление тела в его настоящем служении, как выражения жизни и духа, как храма бесценной человеческой души. Христианский аскетизм не борьба против тела, но за него. Вот почему весь человек — душой и телом — кается. Тело участвует в молитве души, так же, как и душа молится не вне, а в своем теле. Таким образом, земные поклоны, «психо-телесный» знак покаяния и смирения, поклонения и послушания, являются отличительной чертой великопостного богослужения.


Проникновенная молитва Ефрема Сирина не может оставить равнодушным никого, кто хоть на минуту задумается над ее смыслом. Так она вдохновила Александра Сергеевича Пушкина написать свои знаменитые строки:

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.


Житие преподобного Ефрема Сирина

Преподобный Ефрем Сирин, учитель покаяния, родился в начале IV века (год его рождения точно неизвестен) в городе Низибии (Месопотамии) в христианской семье бедных земледельцев. Родители воспитали сына в благочестии. Но, отличаясь с детства вспыльчивым, раздражительным характером, он в юности часто ссорился, совершал необдуманные поступки, даже сомневался в Промысле Божием, пока не получил от Господа вразумление, направившее его на путь покаяния и спасения. Однажды его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу. В ней он услышал во сне голос, призывавший его к покаянию и исправлению жизни. Он был оправдан и освобожден.

В Ефреме пробудилось глубокое покаяние. Юноша удалился в окрестные горы и стал отшельником. Такой род христианского подвижничества был введен в Низибии учеником преподобного Антония Великого египетским пустынником Евгением.

Среди отшельников особенно выделялся знаменитый аскет, проповедник христианства и обличитель ариан епископ Низибийской Церкви святой Иаков (память 13 января). Преподобный Ефрем стал одним из его учеников. Под благодатным руководством святителя преподобный Ефрем стяжал христианскую кротость, смирение, покорность Промыслу Божию, дающую силу безропотно переносить различные искушения. Святитель Иаков знал высокие достоинства своего ученика и использовал их на благо Церкви - поручал ему читать проповеди, обучать детей в училище, взял его с собой на I Вселенский Собор в Никее (325 г.). Преподобный Ефрем 14 лет был в послушании у святителя Иакова до его кончины.

П осле взятия Низибии персами в 363 году преподобный Ефрем покинул пустыню и поселился в монастыре близ города Едессы. Здесь он увидел много великих подвижников, проводивших жизнь в молитвах и псалмопении. Пещеры были их единственным убежищем, питались они одними растениями. Особенно он сблизился с подвижником Иулианом (память 18 октября), который был с ним одного покаянного духа. Преподобный Ефрем сочетал с подвижническими трудами непрестанное изучение Слова Божия, почерпая в нем для своей души умиление и мудрость. Господь дал ему дар учительства, к нему начали приходить люди, ждавшие услышать его наставления, которые особенно действовали на души потому, что он начинал их с обличений себя. Преподобный и устно и письменно учил всех покаянию, вере и благочестию, обличал арианскую ересь, волновавшую тогда христианское общество. Язычники, слушая проповеди преподобного, обращались в христианство.

Н емало потрудился он и в истолковании Священного Писания - объяснении Пятикнижия Моисея. Им написано много молитв и песнопений, обогативших церковное Богослужение. Известны молитвы к Пресвятой Троице, Сыну Божию, Пресвятой Богородице. Он написал для своей Церкви песнопения на дни двунадесятых Господних праздников (Рождество Христово, Крещение), Воскресение, погребальные песнопения. Его покаянная молитва "Господи и Владыко живота моего..." читается Великим постом и призывает христиан к духовному обновлению. Церковь с древних времен высоко ценила труды преподобного Ефрема: его творения читались в некоторых церквах на собраниях верных после Священного Писания. И ныне по Уставу Церкви некоторые его поучения положено читать в дни поста. Между пророками святой Давид, по преимуществу, псалмопевец; между святыми отцами Церкви преподобный Ефрем Сирин - по преимуществу молитвенник. Духовная опытность сделала его наставником иноков и помощником едесских пастырей. Преподобный Ефрем писал по-сирийски, но его творения очень рано были переведены на греческий и армянский языки, а с греческого - на латинский и славянский.

В многочисленных творениях преподобного встречаются цельные картины жизни сирийских подвижников, главное место в которой занимала молитва и затем труд на общую братскую пользу, послушания. Воззрения на смысл жизни у всех сирийских аскетов были одинаковы. Конечной целью своих подвигов иноки считали Богообщение и вселение Божественной благодати в душу подвижника, настоящая жизнь была для них временем плача, поста и трудов.

"Если Сын Божий в тебе, то и царство Его в тебе. Вот царство Божие - внутри тебя, грешник. Войди в самого себя, ищи усерднее и без труда найдешь его. Вне тебя - смерть, и дверь к ней - грех. Войди в себя, пребывай в сердце своем, ибо там - Бог". Непрестанное духовное трезвение, развитие блага в душе человека дает ему возможность воспринять труд как блаженство, и самопринуждение как святость. Воздаяние предначинается в земной жизни человека, подготавливается степенью ее духовного усовершения. Кто на земле взрастил себе крылья, говорит преподобный Ефрем, тот там воспаряет в горняя; кто здесь очистит ум свой - тот там узрит славу Божию; в какой мере каждый возлюбит Бога - в той мере насытится любовью Его. Человек, очистивший себя и стяжавший благодать Духа Святого еще здесь, на земле, предвкушает Царство Небесное. Стяжать жизнь вечную, по учению преподобного Ефрема, не значит перейти из одной области бытия в другую, а значит обрести "небесное" духовное состояние. Вечная жизнь не даруется человеку односторонним произволением Божиим, но, как зерно, постепенно произрастает в нем чрез подвиг, труды и борения.

З алог обожения в нас - Крещение Христово, главный двигатель жизни христианской - покаяние. Преподобный Ефрем Сирин был великий учитель покаяния. Прощение грехов в таинстве Покаяния, по его учению, это не внешнее оправдание, не забвение грехов, а полное уничтожение их. Слезы покаяния смывают и сжигают грех. И еще - они животворят, преображают греховное естество, дают силу "ходить путем заповедей Господних", укрепляясь упованием на Бога. В огненной купели Покаяния, писал преподобный, "сам себя переплавляешь ты, грешник, сам себя воскрешаешь из мертвых".

Преподобный Ефрем, по своему смирению считая себя ниже и хуже всех, в конце своей жизни отправился в Египет, чтобы увидеть подвиги великих пустынников. Он был принят там как желанный гость и сам получил большое утешение от общения с ними. На возвратном пути он посетил в Кесарии Каппадокийской святителя Василия Великого (память 1 января), который пожелал посвятить его во пресвитера, но преподобный счел себя недостойным иерейства и, по настоянию святителя, принял лишь сан диакона, в котором пребывал до смерти. Впоследствии святитель Василий Великий приглашал преподобного Ефрема на кафедру епископа, но святой представился юродивым, чтобы отклонить от себя эту честь, по смирению считая себя недостойным ее.

П о возвращении в свою Едесскую пустынь преподобный Ефрем хотел конец жизни провести в уединении. Но Промысл Божий еще раз вызвал его на служение ближним. Жители Едессы страдали от свирепствовавшего голода. Сильным словом преподобный побудил богатых оказывать помощь неимущим. На приношения верующих он построил богадельню для нищих и больных. Затем преподобный удалился в пещеру под Едессой, где и остался до конца своей жизни.

Успение преподобного Ефрема Сирина


7 (20) апреля - день кончины преподобного игумена Даниила, основателя Троицкого монастыря в Переславле-Залесском. Игумен Даниил выбрал для себя необычное послушание, которое нес тайно ото всех, - упокоение непогребенных умерших, находимых им в окрестностях города


27 августа церковь вспоминает одного из основателей Киево-Печерского монастыря – преподобного Феодосия Печерского. Его житие и летописные источники дают нам возможность проследить за первыми шагами русского монашества и посмотреть, как был устроен иноческий быт.


Строгий аскет и талантливый писатель, святой, который поддерживал сожжение заживо «жидовствующих» и много лет ухаживал в своей келье за парализованным отцом, – об одном из самых удивительных подвижников Руси рассказывает доктор церковной истории Владислав ПЕТРУШКО.


19 января (1 февраля) 391 года скончался Макарий Великий – один из известнейших подвижников древности, стоявший у истоков христианского монашества. Одна из многочисленных историй про него актуальна и сегодня: ученик преподобного встретил языческого жреца, обругал его и подрался с ним, а преподобный Макарий добрым словом обратил жреца в христианство


Англичанин говорит «добрая старая Англия», француз – «прекрасная Франция», итальянец – «сладостная Италия». Русь – она не всегда добрая, порой не особо прекрасная и уж совсем редко когда сладостная. Для многих она и вовсе «немытая» и «проклятая». Но даже и такие, пусть с иронией или скепсисом, а говорят о «Святой Руси». И это вовсе не случайно.


"Алтарники глумились над цветом его кожи и кричали «вон отсюда, чтобы нога твоя не переступала порог Божиего алтаря». Двухметровый черный великан встал перед ними на колени и сказал: «Вы не подозреваете, насколько вы правы. Я – окаянный грешник, не достоин не только у алтаря служить, но даже и переступать порог святой церкви». Моисей горько заплакал и вышел на улицу," -- священник Вадим АРЕФЬЕВ из Нью-Йорка в день памяти чернокожего святого, бывшего раба и главаря шайки разбойников, рассказывает его историю


Главное достижение молебна в защиту Церкви, состоявшегося 22 числа – в том, что он действительно оказался молебном, а не политическим митингом, как этого боялись многие


Первая подготовительная неделя перед Великим постом называется Неделей о мытаре и фарисее. Какую роль играли фарисеи в управлении древним Израилем, чем они занимались, и что мы знаем о фарисеях из истории, а что можем узнать и безо всяких учебников, если присмотримся к себе?


Бутовский полигон я посещал впервые в жизни. Если честно, я не понимал, что может быть интересного в хождении между могил. Теперь - после прогулки по полигону – я считаю иначе. Мне кажется, что каждый русский человек должен побывать в Бутове, чтобы, по меткому выражению настоятеля бутовского храма, «не наступить снова на те же грабли»


На выставке «Православная Русь», которая пройдет в «Манеже» с 4 по 8 ноября, будут установлены специальные электронные терминалы. Через них посетители смогут выбрать лучший из 60 проектов памятника свщмч. Ермогену, патриарху Московскому. Памятник планируется установить в Александровском саду к 25 мая следующего года.


Почему расстреливали одних иерархов и не трогали других? Были ли примеры исповеднического поведения обновленцев во время репрессий? С какой интенсивностью закрывались храмы в разных районах СССР? Эти и другие острые вопросы церковной истории обсуждались на прошедшей 16 ноября конференции «1937 год в истории Русской Православной Церкви»


В подмосковной Коломне есть музей, экспонаты которого нужно пробовать на вкус - это музей коломенской пастилы. Он состоит всего из одной комнаты во флигеле купеческого дома, где гостей усаживают за столы, сервированные к чаю, рассказывают байки о провинциальном быте Коломенского посада середины XIX века и потчуют пастилой, собственного производства


В 2012 году на экраны выходит российско-французский фильм о Распутине с Жераром Депардье в главной роли. За сто лет, прошедшие со дня смерти «старца», его образ претерпел кардинальные изменения. Тот, кого в 1912 году выставляли «мистическим распутником», сегодня изображается человеком драматической судьбы, а подчас и вовсе святым. Какой же из образов ближе к истине?


20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.


19 мая день рождения св. царя-страстотерпца Николая II. Мог ли помазанник Божий отрекаться от престола? Как на отречение отреагировала Русская Церковь? Отвечает историк Андрей ЗАЙЦЕВ

Ежегодно 10-го февраля православные люди отмечают праздник в честь преподобного Ефрема Сирина. В своем роде это был великий человек. Воплощая в себе мудрого церковного учителя, православного поэта, и просто искренне верующего человека, поистине этот святой оставил память в сердцах многих христиан. Житие преподобного Ефрема Сирина будет описано в данной статье.

Рождение и ранние годы

Многочисленные источники говорят о том, что преподобный родился в конце 3-го века в небольшом городке под названием Низибии. Его родители были не знатного рода, обычные земледельцы, которые зарабатывали на свой хлеб тяжелым трудом. Но эти люди были особенными, ведь их христианская вера дала ребенку первые толчки на жизненном пути. Среди его близких родственников также были представители христианской общины. Ребенок с самого детства воспитывался в смирении. При этом такая черта характера не мешала быть ему очень активным и любознательным.

Неприятное событие и дивное предзнаменование

Мать ребенка знала о предназначении сына. Все дело в том, что Ефрема заключили в темницу, предъявив ему обвинение в краже овец. Именно тогда матери приснился сон, который пророчил судьбу сына. Именно в стенах темницы он смог сосредоточиться на своем состоянии и услышать душу. После освобождения из заключения Ефрем был еще очень молод, но, тем не менее, он смог принять твердое решение отправиться в горы к отшельникам. Именно там ему было суждено встретить своего первого учителя по имени Иаков. В последующие годы Иаков стал епископом Низибийским. Многие церковные служители считают, что каждый серьезный христианин обязательно должен изучить житие Ефрема Сирина, чтобы почувствовать настроение истинного послушника Бога.

Путь ученичества

Ефрем очень быстро учился, и уже вскоре избавился от приземленных человеческих чувств. В его душе не было места для обиды или злобы. Со временем на этого человека сошла благодать, он стал мудрым наставником и усердным молитвенником. Братья, которые находились рядом, чувствовали эту благодать, а некоторые видели ведения, в которых подтверждалось то, что далеко не обычным человеком был преподобный Ефрем Сирин. Житие святого также говорит об этом.

Неоценимый вклад

За всю свою долгую и праведную жизнь преподобному удалось побывать во многих странах, познакомиться со многими великими людьми. Но, несмотря на такую насыщенную жизнь, Ефрем продолжал отдавать все свое время молитвам, помимо этого он писал поучительные притчи, а также толкования к стихам Священного Писания. В некоторых собственных стихах он умело мог подчеркнуть пороки определенного человека, что собственно и делал. На сегодняшний день удалось сохранить большое количество его бесед, проповедей и многих других трудов. Все это является великим наследием для действительно духовного человека.

Таким образом, всем известная молитва «Господи и Владыко живота моего» является благословением духовного опыта преподобного Ефрема Сирина. Его трудами создано огромное количество стихов, которые стоит изучить, ведь произведения действительно великолепны. Эти стихи очень быстро на то время распространялись среди людей, чему несказанно радовался Ефрем Сирин. Житие и труды святого, к сожалению, были интересны не только праведным людям.

Испытания на смирение

На его пути встречались и негодяи, которые хотели остановить преподобного. Случилось нападение с оружием, Ефрема очень сильно избили, и он был на грани смерти. Но даже эта ситуация не повлияла на состояние его души, он продолжал писать и еще усерднее молиться.

Преподобный часто говорил проповеди, которые были очень поучительными. Его излюбленной темой было сокрушение собственного греха, затрагивал он и тему о страшном суде и памяти о жертве Господа. Осознание всех этих проповедей и искреннее желание исправить свое душевное состояние вело человека к покою и умиротворению. Слова Ефрема задевали самые тонкие материи души, человек возносился своими мыслями и сердцем. Это давало некую благодать, просветляло ум и мысли. Такая беседа помогала открыть человеку истину бытия, что давало многим возможность подняться на новую ступень собственного духовного развития.

В году 350 в жизни Ефрема случилась трагедия - смерть его собственного наставника и первого учителя Иакова Низибийского. Житие святого Ефрема Сирина резко изменилось.

Новая жизнь

После ряда определенных событий Ефрему пришлось перебраться в другой город под названием Эдесса. Населенный пункт по своей инфраструктуре был более живой и густонаселенный. Это означало, что вокруг появляется большое количество ненужных соблазнов, которые могли повлиять на состояние души. Именно в этом городе ему повстречались блудницы, которые пытались вывести праведника из духовного равновесия. Несмотря на такие дерзкие соблазны, Ефрем сдерживал не только внутреннее, но внешнее спокойствие. И смог дать отпор даже с легким сарказмом. Этот случай лишний раз продемонстрировал силу духа и безразличие к человеческой похоти.

Стойкая вера

Одна из блудниц, которая пыталась искусить, начала беседу с Ефремом. В этом случае он смог все ей объяснить, и даже склонить к покаянию и походу в храм. В скором времени блудница в прошлом стала усердной монахиней в одном из монастырей. Именно эта встреча стала для нее судьбоносной, полностью перевернула жизнь и подарила истинный путь, который выстлал дорогу в храм Божий.

Но помимо молитвы и питания души своей приходилось заботиться и о теле. Чтобы купить себе кусок хлеба, приходилось работать у человека, который содержал собственную баню. Также в свободное время Ефрем Сирин читал проповеди, чтобы спасти души окружающих.

Божье предзнаменование

Такая жизнь в большом городе сказывалась на состоянии души, хотелось умиротворения. Поэтому Ефрем поделился своими терзаниями с одним из старцев. Тот в свою очередь посоветовал уйти в горы, которые располагались недалеко от города. Но этому же старцу в скором времени явилось ведение, где ему было указано о том, что Ефрем послан Богом для просвещения людей. В скором времени преподобному пришлось вернуться в оживленный город и заняться проповедями и толкованиями, но теперь этому был только рад святой Ефрем Сирин. Житие его было предначертано самим Господом.

Свои толкования Ефрем начал записывать для потомков, именно эти труды сохранились на долгие годы. Шло время, проповеди притягивали к себе огромное скопление народа. Ежедневно приходилось общаться с массой людей, каждому что-то толковать и объяснять. Ефрем начал снова задумываться о том, чтобы уйти, но ему пришло видение. Перед ним явился Ангел, который запретил святому убегать от собственного креста и велел продолжать служение людям во имя их спасения.

С целью обучения окружающих было принято решение открыть училище, из стен которого вышло большое количество знаменитых, умных и мудрых людей. Но, несмотря ни на что, Ефрему приходилось уходить ненадолго, все же ему нужно было время, чтобы побыть наедине с Богом. В пустыне его трудами была основана небольшая обитель, где он уединялся с целью отдыха и приобретения духовных сил. Такая практика помогала ему легче нести свой крест и обучать окружающих людей. Можно сказать, что двойственную жизнь вел преподобный Ефрем Сирин. Житие его описывает моменты, как общественной жизни, так и отреченного уклада.

Встреча с Василием Великим

Однажды Ефрему явилось видение, в котором был огромный огненный столб, и голос говорил о том, что этот столб есть сам Василий. Речь шла о Святом Василии Великом. В те времена он был Архиепископом Кесарии Каппадокийской. Преподобный Ефрем принимает решение отправиться в путь, чтобы встретиться с Василием. По прибытию он застал его в храме, по окончанию службы они имели искреннюю дружескую беседу. Как выяснилось в беседе, Василий очень много слышал о деяниях Ефрема, поэтому общался с ним как с давно знакомым человеком.

Святой Василий видел, что Ефрем достоин большего, но не стал принуждать его к своей воле. Он прочел над ним молитвы. Ефрем решил погостить три дня и затем снова отправился в свой город продолжать проповедовать людям. Делал он это абсолютно бескорыстно, пытаясь подарить окружающим свою любовь. Он избегал похвалы, уважения или почитания, пытаясь уделять каждую свободную минуты общению с Богом. Однажды люди хотели сделать его епископом.

Ефрем Сирин - юродивый?

Житие святого Ефрема Сирина могло повернуть совершенно в другую сторону, и ему пришлось пойти на крайние меры, а именно, притвориться юродивым. Он носился по городу, доставлял неудобства и творил другие шалости. После того как на пост выбрали другого человека, Ефрем вернулся в нормальное состояние и продолжил свою прежнюю деятельность.

Сон и вкушение пищи занимали самое последнее место в жизни преподобного. Спал он несколько часов, ел совсем мало, да и делал это с целью, чтобы не умереть преждевременной смертью. Ежедневно он каждую свободную секунду проводил, уповая в слезах, упоминая страшный для него Суд. Он считал, что нищета больше богатства, поэтому был бесконечно рад своему положению. Свою смерть преподобный чувствовал заранее, знал о ней и говорил. Перед тем как умереть он оставил для своих учеников завещание с поучениями. День смерти припадает на 372 год, но если верить другим источникам, то это произошло в 373 году. Ученики погребли тело со всеми почестями близ города Эдессы.

Святой без улыбки на устах

В памяти всех святой остался человеком, который никогда не смеялся, всегда был серьезным и немного угрюмым. В некотором смысле это было послание человечеству, которое даже в своем образе нес людям Ефрем Сирин. Икона святого способна творить настоящие чудеса с душой человека. С его глаз ежедневно текли искрение слезы, он переживал за весь человеческий род, которому предстоит страшный Суд. Его слезы были такими же естественными, как для любого другого дышать воздухом, и это явление доказывало святость этого человека, его молитвенное состояние души. Для многих глубоко духовных личностей огромной сокровенной ценностью являются житие и мощи Ефрема Сирина. Останки святого сегодня находятся в разных уголках планеты. Но большая часть сохранилась в Сирийском монастыре.

Благодаря Ефрему многие смогли понять, что именно искрение слезы - это начало познания самого себя, понимания своих ошибок и раскаяние в них, что очень важно. Если слеза искренне пролита, то человек испытывает стыд, а значит, сможет исправить свой грех. Плач является неким очищением для души. Как человек умывает лицо, так и плач способен омыть душу, сделать ее более чистой, а значит, излеченной от недугов. Именно эти слезы способны зародить в человеке зерно мудрости, скромности, сострадания к другим живым существам.

Эти простые истины пытался донести Ефрем людям. Удивительно то, что на сегодняшний день эти проповеди не утратили своей актуальности, а слова до сих пор способны коснуться души человека. И это важно для каждого, ведь теперешний мир сделал человека еще более толстокожим, а душу грубее, а значит, слезы - это начало собственного спасения.

За годы своей жизни преподобный смог подарить истинный путь многим заблудившимся душам. Дать облегчение и понимание своей греховности, подарить ясность разума. Именно благодаря Ефрему Сирину многие смогли найти себя. За долгое время до своей смерти он предсказал день, знал его точно. Дожив до глубокой старости, Ефрем обладал здравым рассудком, мог дать дельный совет. И только после смерти он смог отправиться на свое любимое место уже навсегда. Ученики похоронили Ефрема в его же обители.

Ефрем Сирин: творения и книги

Поистине, удивительное было житие Ефрема Сирина. Поучения его, к счастью, дошли и до наших дней. Каждому известно, что Ефрем отличался своим красноречием в проповедях. Он мог подобрать словесный ключик к любому сердцу. Помимо этого, он имел и другие таланты. Ефрем - великий писатель сирийской литературы.

Святым было написано огромное количество потрясающих молитв и песен. Именно благодаря этому удалось существенно обогатить каждое богослужение в храме. Его рукой написаны молитвы к Пресвятой Троице, Сыну Божию, Пресвятой Богородице. Также был написан целый ряд песнопений для исполнения в праздничные дни. Молитва "Господи и Владыко живота моего" читается на протяжении всего Великого Поста.

В его сочинениях было насчитано целых 3 миллиона строк, что еще раз указывает на стойкий ум, выносливость и терпение человека. Желание донести людям частичку своей души позволило ему совершить большое количество достойных дел. Сочинения его пользовались огромной популярностью. Написаны они на сирийском языке, но необходимость заставляла переводить сочинения на все новые языки. Так они распространялись по всему миру.

Этому святому молятся для того, чтобы усмирить собственный гнев. Молятся ему о мире не только в своем сердце, но и в семье, и может быть даже государстве. Просьбы такого рода обращены именно к этому святому. Свой литературный дар Ефрем Сирин получил еще при рождении. Об этом свидетельствовал сон его матери, именно благодаря ему она поняла, что ее ребенок особенный. Таким было житие Ефрема Сирина.

Книга «Победа над собой» внесла огромный вклад в православную проповедь. Техника изложения произведений носит действительно особый характер. Собственная особенная техника, которая основывалась на речевых оборотах, более простой речи и повторениях. Книга очень доступно может объяснить даже самые запутанные истины. А для человека, который только начал свой путь, это действительно важно.

В своей поэзии Ефрем Сирин использовал саркастический стиль, с помощью которого мог с легкостью высмеять человеческие пороки и слабости. Помимо всего этого святой имел и музыкальный талант. Создавая какое-то песнопение, он мог четко указать необходимый музыкальный мотив, который действительно идеально подходил.

Об этом святом и по сей день сохранилась живая и настоящая память, его молитвы позволяют воссоединяться с Богом. Большинство письменных молитв утрачено, и скорее всего, что до нашего времени дошло совсем немного. Поэтому можно сказать, что современный человек знает о молитвах преподобного многое, но одновременно с тем, совершенно ничего.

Этот святой оставил на Земле огромное наследие. Прежде всего, это толкование Священного писания, огромное количество молитв и песен, которые сейчас звучат на службах. Это важно, такой вклад неоценим, каждый христиан благодарен Святому Ефрему. Он все-таки смог передать частичку собственной души каждому христианину, теперь главное сохранить ее и передавать следующим поколениям. Святой отрицал философские рассуждения, но при этом пытался всячески включать в свои поучения нравственный аспект, изложение чего ему прекрасно удавалось.

Для более глубокого изучения жизни и деяний святого лучше прочитать книгу «Житие Ефрема Сирина» (1791 год).

Я хочу поговорить о святом Ефреме Сирине. Он - один из великих наставников покаяния и внутреннего обращения. Моя беседа недостаточно хорошо подготовлена, я просто постараюсь передать вам собственное понимание святого Ефрема Сирина и лишь некоторые сведения о нем. Он написал много, его учение очень богато, и потребовалось бы, вероятно, две или три беседы, чтобы описать сколько-то исчерпывающим образом его личность и его вклад в христианскую жизнь.

Сведений о нем не очень много, так что не ожидайте от меня точных дат и перечисления важных событий его жизни. Его жизнь раскрывается в его сочинениях и в писаниях тех, кто помнил его и описал его духовный подвиг, но это скорее описание внутреннего становления, чем ряда событий. Если говорить о событиях, то их действительно немного. Он родился в Эдессе, жил в Сирийской пустыне, был поставлен дьяконом и стал проповедником христианства. Затем вернулся в пустыню и в течение последующей жизни был признан за человека святой жизни.

Если попытаться вглядеться в его жизнь, можно обратиться к его собственным писаниям, которые очень богаты, и к различным спискам его жития. Из его собственных воспоминаний мы узнаем, что его родители переселились в Месопотамию из Сирии. Это все равно что англичане, попавшие в Новый свет, они уходили от побережья все дальше вглубь страны. Они были переселенцы-колонисты, бедные неимущие крестьяне, которые отправились в поисках свободы, независимости и хлеба. Они были неграмотные, совершенно неученые, люди простого сердца. Они тяжело трудились и мало что могли передать своему сыну, кроме веры и большой цельности, которую он вспоминал позднее, но которая нелегко ему давалась сначала.

Поворотным моментом в его жизни, как у многих святых, было случившееся с ним плачевное, неприглядное происшествие. Подростком, он однажды, как сам рассказывает, набрел в поле на корову бедного крестьянина, жившего неподалеку. Он был грубый подросток и стал гонять корову, бить ее, пока несчастное животное не упало замертво. Он посмеялся, печаль и отчаяние человека, который потерял единственное, что имел, показались ему забавными, он пожал плечами и надолго забыл это событие.

Оно припомнилось ему года два спустя. Он снова был в поле и провел там ночь с пастухом. Ночью на стадо напали волки и унесли овцу. Хозяин стада разгневался на потерю и обвинил их в том, что они не только были невнимательны, но сами придумали кражу овцы. В результате они оказались в тюрьме.

И тут Ефрем сделал открытие, которое имело решающее значение в его жизни. Он обнаружил, что наказание приходит не за то, в чем тебя обвиняют, а за другие грехи. В заключении вместе с ним были два человека, которые оказались там по ложному обвинению и всеми силами старались выйти на свободу, потому что знали, что невиновны. А вместе с тем эти люди в другой момент своей жизни совершили зло и избежали наказания. Ефрема глубоко потрясло его собственное положение, он задумался над тем, что с ним произошло. Однажды ночью в сонном видении ему было подсказано, в чем дело: не имеет значения, что он оказался в тюрьме по ложному обвинению, он должен понести наказание за тот вред, который причинил бедному крестьянину, когда грубым подростком погубил его единственное имущество, корову. В том же видении ему было открыто, что на его товарищах по заключению лежит тяжелый груз вины, но не той, за которую они попали в темницу. И все трое задумались, и все трое поняли, что правда Божия достигает человека неожиданными путями и что теперь они стоят перед судом Божиим, а не судом человеческим и что в каком-то смысле не важно, будут ли они осуждены или нет за преступления, которых не совершали, - важно, что они по справедливости страдали за преступления, за которые не были наказаны.

С этого началась для святого Ефрема как бы двойная линия мысли. С одной стороны, он осознал смысл, значение Суда Божия и Божия Промысла, понял, каким образом Бог видит все в мире, великое и малое, и что Божия правда не обязательно следует человеческим путем, а доходит до человека, когда он готов, подготовлен и созрел к тому, чтобы воспринять решение суда. Когда он проявил такую грубость к соседнему крестьянину, ему была оставлена свобода ходить злым путем, пока не созреет в нем некоторая готовность увидеть и понять. Он вспомнил слова Послания, где говорится, что если мы осуждены несправедливо, мы должны радоваться, а если осуждены и наказываемся поделом, то должны каяться (1 Пет. 4:15-16 ). И он построил всю дальнейшую жизнь на этом двойственном понимании Божественной правды, которая может медлить, потому что она в основе своей, по сути своей направлена не на возмездие, а на спасение. Она не мстительна, она стремится вызвать в том, кто поступает неправо, перемену мыслей, перемену сердца, то есть обращение и покаяние.

В конечном итоге он был освобожден и вышел в жизнь с этими двумя открытиями, с этим новым пониманием. Его жизнь глубоко переменилась. Он стал вести жизнь чистую и вскоре начал писать: он писал молитвы, писал песнопения. Он вел суровую, строгую жизнь, жил подвижнически и боролся за чистоту сердца и чистоту тела. Целомудрие занимает чрезвычайно большое место в учении святого Ефрема, но он никогда не рассматривал целомудрие только лишь как физическое состояние или внешнее поведение. Если попытаться выразить его учение о целомудрии словами, которые он сам не употребил бы, потому что он был в первую очередь лирическим писателем, я бы сказал, что целомудрие начинается с благоговейного отношения: благоговения перед Богом, которое очищает сердце, дает чистоту мысли, упрочивает нашу волю, и благодать сходит на нас все глубже, охватывает и тело наше. И наряду с этим уважительное, благоговейное отношение к людям, ко всем людям. Из опыта греха рождается в человеке сознание, что он недостоин прощения от Бога и милости от людей, что его хрупкость такова, что только благодать может поддержать его. Рождается такое отношение к людям, к окружающим его, что он каждого видит как своего хозяина, а о себе думает, что призван быть слугой, благоговейно, верно, великодушно служить.

Любопытным образом это понимание смирения ясно открылось ему благодаря замечанию, которое он услышал во время посещения Эдессы от блудницы. Молодым подвижником он пришел из пустыни в большой город и, проходя по улице, увидел женщину, одну из городских блудниц, которая бесстыдно смотрела на него. Он резко одернул ее: «Как ты смеешь так глядеть на меня!». И она со смехом ответила: «Я вполне вправе смотреть на тебя. В Библии говорится, что женщина была взята из мужчины. Я смотрю на то, откуда я произошла. Но ты-то почему смотришь на меня, вместо того чтобы смотреть в землю, из которой ты был взят?». И он задумался. Он не обратил свой взор к земле - это видно из его дальнейшего жития, потому что у него еще не раз бывали споры и с блудницами, и с другими людьми вокруг, из чего видно, что он не был слеп к своему окружению. Но он осознал, что эта женщина сказала ему что-то очень важное: что если он действительно хочет понять свое место, понять, что он такое, он должен смотреть в землю, в прах. Женщина могла смотреть на него как на источник своего происхождения, он не мог претендовать на это, он был всего лишь мужчина. И это тоже вошло в его учение о смирении: сознание, что человек - ничто, что он вызван из праха и вернется в прах, и вместе с тем что призвание его так велико, что Бог согласился стать человеком. В его писаниях о Воплощении, о том, что во Христе - человеческое и что - Божественное, все время присутствует это сознание Бога - и праха, того, что человек есть - и того, чем он призван быть и может стать.

За свою жизнь он несколько раз посещал Эдессу и соседние города. Не совсем ясно, кто поставил его дьяконом и при каких обстоятельствах. В одном из его Житий рассказывается следующее: он молился в пустыне и просил Бога указать ему человека, который мог бы научить его вещам духовным, и Господь повелел ему идти в Кесарию. Он пришел туда и, когда стоял в церкви и слушал проповедь святого Василия, увидел в нем такую славу и совершенство знания и мудрости, и чистоты и истины, что стал восклицать - что, вероятно, не приветствовалось бы и сегодня в церкви, - стал восхвалять проповедника во весь голос. Окружающие пришли в недоумение, что случилось, потому что, к вящему возмущению окружающих, он выражался на сирийском языке, а окружающие понимали только греческий. (Каким образом сам Ефрем так совершенно понимал святителя Василия, говорившего по-гречески, нам не говорится.) Но святитель Василий отметил - вероятно, не без основания - Ефрема, подозвал его, долго с ним беседовал, и ему захотелось поставить Ефрема дьяконом. Но Ефрем по своему крайнему смирению отказался. И тут святой Василий поступил так, как, думаю, не решится поступить сегодня ни один епископ: он посвятил Ефрема «исподтишка» и как бы воровским образом. Он повел Ефрема в церковь, сказал, что хочет помолиться вместе с ним, и после долгой молитвы Василий сказал: «Брат, теперь поклонимся до земли и припадем к Богу». И когда они распростерлись на земле, святой Василий быстро встал на ноги, возложил руку на лежащего Ефрема и произнес молитву на рукоположение дьякона. Я не уверен, что сегодня это было бы признано законным, но бедный Ефрем поднялся с земли дьяконом, и будучи послушливым, а также имея прямые, простые убеждения и чувствуя, что через возложение рук святого Василия на него сошла благодать и благословение, он с этого дня посвятил себя дьяконскому служению.

Это дьяконское служение сказывалось в его жизни двояким образом. Он принимал участие в молитве, в богослужении, а также в назидании народа и в проповеди православной веры. И за это мы должны быть ему благодарны, потому что в результате появилось много духовных сочинений. Но здесь опять-таки он поступил так, как, в общем, не поступают дьяконы в наше время. Это были времена богословских споров, и один еретик, живший в Сирии, придумал новый способ, как распространять свое лжеучение. Он писал короткие гимны на популярные тогда мелодии, его приверженцы их заучивали, а потом шли на базарные площади, в пивные, в места, где люди собираются, и пели их вместе с присутствующими. Мелодии были народные, слова - простые, как бы благочестивые, и ересь стала быстро распространяться. Святой Ефрем решил бороться с ней тем же способом и в результате написал около десяти тысяч строк, песнопения с привлекательными названиями на знакомые всем мелодии. Это все равно что теперь писать краткие богословские трактаты и ходить небольшими компаниями по всему Лондону, распевая их на популярные мелодии. Но в результате это дало хорошие плоды.

Святой Ефрем всю жизнь стремился к более замкнутому и одинокому образу жизни. Несколько раз он делал попытки уйти от своих обязанностей, но затем ему не давала покоя совесть, и он возвращался. В конечном итоге он все-таки удалился в пустыню, и в какой-то день был найден там уже скончавшимся.

Я сказал о его учении очень поверхностно и быстро. Если вникать в его учение, этим надо было бы заниматься гораздо подробнее, но сейчас я хотел бы задержаться вниманием на одной вещи, которую практически каждый православный знает из Ефрема Сирина, если даже не знает о нем, - это великопостная молитва. Я хотел бы кое-что сказать об этой молитве, потому что некоторые ее слова слишком привычны, а другие слишком необычны; и в том и в другом есть опасность.

Обращение: Господи и Владыка живота моего (жизни моей) - совершенно в духе учения святого Ефрема: это признание Бога Господом, признание, что Он - Творец всего, признание, что Он Промыслитель и Податель всего, что Он Судия всех людей, что Он всесилен и царствует во славе, ви́дение Господа в Его величии. Опыт юношеских лет, заключение в темнице, виде́ния, которые у него там были, связь между его прошлой дурной жизнью и посещением Божиим позже, как будто беспричинным, привели к тому, что он познал Бога как Хозяина своей жизни. Но отношение Ефрема к Богу как к Господу и Владыке имело место не только на этом объективном уровне. Бог - Господь и Владыка не только объективно говоря: Ефрем выбрал Его Господом, по следам Его, как Наставника, он хотел идти. И когда он призывает нас признать Христа Господом и назвать Его Владыкой, он порой действительно подразумевает больше, чем мы готовы принять. Если мы хотим назвать Христа Владыкой и не быть осужденными, недостаточно говорить «Господи, Господи» - об этом предупреждает и Сам Христос (Мф. 7:21 ), важно творить Его волю, а не только провозглашать Его слова.

В какой-то момент святой Ефрем встал перед этой проблемой. Когда он стал дьяконом, он с большим страхом и скорбью почувствовал, что его проповедь осуждает его самого: если он не может вести жизнь в уровень Евангелия, которое он читает вслух народу, провозглашает народу, если вся его жизнь не станет осуществлением того учения, которое он проповедует, он стоит осужденный. И есть в его творениях такое прекрасное место, где он говорит об этом и потом добавляет: и пусть, если нужно, я буду осужден собственными словами, но слова моего Владыки я все равно буду проповедовать... Но всю жизнь он провел в сознании того, какую ответственность берет на себя человек, когда признает Бога своим Господом, Христа - своим Владыкой. Объявляя себя Его последователем, человек должен понимать, что это значит.

Так что когда мы произносим эти слова, когда размышляем о них, мы должны ставить перед собой вопрос: что это признание Бога - Господом значит в моей жизни? Значит ли это, что объективно я признаю Его Господином, признаю Его всецелую власть, признаю, что Он призвал нас из небытия в существование и что в какой-то день мы будем судимы, что Он Податель всего и Судия всех людей? На человеческом уровне любой преступник признает все это в отношении земной власти. Тюрьмы в Великобритании называются тюрьмами Ее Величества. Это не значит, что находящиеся в тюрьмах признают власть, воздвигшую стены и башни, на том же уровне, как мы признаем Бога. Опять-таки, когда мы говорим Христе как нашем Владыке, мы должны полностью сознавать ответственность за свои слова и помнить, что изо дня в день мы стоим перед судом этих слов. Никто не заставлял нас признать Иисуса Христа своим Господом, назвать Его Владыкой. Мы свободны принять это или не принять, но если мы приняли, то ответственность наша велика.

Дух праздности (это слово переводится с оригинала очень по-разному). То же понятие мы находим в Евангелии относительно празднословия, пустословия. В первую очередь это относится к тем нашим словам, которые остаются безжизненными, не отражают никакого внутреннего действия, остаются дремать, без жизненной силы, без жизни. Это отражает также состояние нашей души, когда в ней нет жизни, нет духа, она дремлет, застыла. Это отражает соответствующую пустоту нашей души. Это та пустота, о которой в Евангелии говорится: пустой дом, откуда был изгнан злой дух, прибранный и чистый, готовый принять гостя, но оставленный пустым. И Евангелие говорит, что изгнанный дух вернется посетить свое прежнее жилище и, увидев его чистым и прибранным, пойдет и позовет семь злейших духов, и они придут и поселятся в этом пустом доме (Мф. 12:43-45 ). Это предупреждение: если душа наша пустая, если сердце пустое, ум пустой, если в наших словах нет духа и жизни, принадлежащих Тому, Кого мы исповедуем Господом и Владыкой, тогда в них войдет, их охватит, наполнит другое присутствие. Поэтому первое, о чем мы взываем к Господу, это чтобы Он спас, избавил нас от духа праздности, сонливости, пустоты - так много слов означают одно это понятие, которое в основе всякой разрушительности.

Следующее слово - уныние. Когда мы обнаружили в себе то состояние души, которое я только что описал, мы должны как-то действовать. А для действия требуется решимость, мужество, а мы малодушны. Так легко надеяться на лучшее, так страшно сдвинуться с места. Так легко пребывать и дальше в мире грез, так трудно очнуться. Но подвижник - тот, кто проснулся, подвижник - тот, кто стряхнул с себя дремоту, кто в высшей степени бодр. Это тот, кто, по определению святого Серафима Саровского, полон такой решимости, что предпочитает лишиться покоя и всего, к чему привязан, чем лишиться Бога, и в этом вся разница между погибающим грешником и святым, достигающим своего призвания: малодушие, уныние.

Уныние очень похоже на сонливость. Все пущено на самотек. Человек погружается в грезы наяву, уходит в нереальный мир, в мечтания. Дремота не ждет ночи. Закрываешь глаза - и можно считать, что настало время ночного сна. И как ни странно, но именно в моменты, когда у нас недостает энергии действовать на самом деле, наши мечты полны гордости, силы, власти, успеха. Когда мы погружены в дело, то, чем мы заняты, требует всего нашего внимания, но в мечтах первое место занимает любоначалие, жажда власти, гордые устремления. И наряду с малодушием - наша трусость, расслабленность, жизнь, полная грез наяву, и в этих грезах - жажда власти и воображаемая сила и вся сопутствующая им жестокость и грубость.

И празднословие. Не в том дело даже, что мы говорим много. Разумеется, есть и это. Но не в этом «праздность» слов. Праздность - значит бесплодность, она коренится в духе уныния, малодушия, мечтательности, которые приводят к жажде власти - и мы говорим, когда не должны бы, и живем в воображаемом, а не в реальном мире. И это очень важно, потому что мир Божий - мир реальности. Мир дьявола - мир мечтаний и нереальности. Мир Божий реален, в нем присутствуют все трудности, вся жесткость того, что реально. Дьявол предлагает нам мир, в котором нет ничего реального, хотя все кажется доступным. Мы всесильны, наша гордость удовлетворена, мы славны, мы воображаем себя всем, чем не являемся в реальности. Мы отважны и смелы, хотя еще ничего не совершили. Мы спим, но мир реальности принадлежит тем, кто бодрствует. Так что эти первые слова молитвы говорят о самом главном. Если я признаю Бога своим Господом и Владыкой, если я стремлюсь жить в реальном мире, если я стремлюсь отбросить бесовский мир воображения и нереальности, если я всеми силами стремлюсь к жизни и хочу избежать смерти - потому что жизнь и реальность идут вместе, а смерть идет вместе с иллюзией, - тогда я должен дойти до конкретного, действенного понимания того, что значат эти слова, не только как описание душевного состояния, но как программа действия: каждое из этих слов должно стать призывом, как бы лозунгом, девизом, который заставит нас поступать определенным образом.

Как именно - кратко говорится нам в следующих строках: Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему.

Я уже говорил о том, что целомудрие нельзя понимать только как поведение, относящееся к телу, так же как девство не следует понимать как только физическое состояние. Целомудрие начинается в момент, когда мы обнаруживаем и выделяем первостепенные ценности: Бога и человека, и когда по отношению к Богу и к человеку (включая самих себя) мы поступаем благоговейно, когда мы относимся к собственному телу с тем же почитанием, с каким относимся к хлебу и вину, ставшими Телом и Кровью Христовыми, с каким отнеслись бы к телу Воплощения, и от этого научаемся, как мы должны относиться к любому из тех, с кем мы встречаемся. Целомудрие начинается с того, что мы обнаруживаем, что у человека есть вечное призвание, он предельно значителен для Бога, он может спастись или погибнуть. Человек может быть предметом почитания, и мы призваны, как сказал Христос, когда умыл ноги Своим ученикам, друг другу умывать ноги (Ин. 13:14 ), быть друг для друга верными, смиренными, любящими служителями. Только если мы приобретем этот дух, мы сможем распространить его на человека в целом, на душу и тело, и достичь состояния души, ума и сердца, которое приводит к совершенной, постоянной чистоте, называемой целомудрием.

Смирение - нечто гораздо большее, чем жалкая его карикатура, которую мы часто изображаем. Нам кажется, что смирение состоит в том, чтобы постоянно твердить, что мы недостойны никакого внимания, тогда как на самом деле страстно ждем внимания, говорить, что то, что мы сделали (зная, что сделали-то хорошо и что оно само по себе добро), - не имеет никакой ценности, потому что сделано нами. Это все не смирение. Смирение, в первую очередь, забвение о себе, и такая забота - серьезная, глубокая, деятельная - о Боге и о ближнем, что нам вовсе неинтересно обращать внимание на себя. Это состояние, когда мы, вспомнив о себе, говорим этой мысли: «Иди прочь! Это мелко, мелочно, так неинтересно. Я занят чем-то бесконечно более драгоценным».

Смирение также связано с победой над тщеславием и гордостью. Смирение имеет связь с тщеславием не только потому, что оно совершенно очевидно является его противоположностью, но тщеславие - состояние того, кто ищет признания и одобрения от людей, а не от Бога. А если подумать, от каких людей мы ждем признания или за что именно ждем похвалы, мы видим, до чего мы себя делаем мелкими через тщеславие. Повод для тщеславия так мелочен: шутка, успех в чем-то, что много ниже полной меры величия человека. А уж тех, кто рукоплещет нам, мы, может быть, даже презираем, и тем не менее благодарны им за похвалы. И в обоих случаях, будь то повод или люди, через тщеславие мы становимся невероятно мелкими, пустыми, в смысле - ненужными, бесполезными. Оно сводит нас к ничтожеству. Смирение начинается, когда мы соотносим свое суждение не с людским, поверхностным, случайным суждением, а когда мерой служит величие человека и полнота правды и истины Божией. Смирение в том состоит, чтобы не иметь другой мерки, как только величие человека перед судом Божиим.

Вот почему святые были смиренны: потому что они видели, как велик человек, они могли видеть и то, как далеки они сами от своего призвания. Потому что они знали, что подлинное откровение человека нам дано в человеке Иисусе Христе (Рим. 5:15 ), они могли с истинным смирением признавать собственное недостоинство. Потому что они знали, что Бог хочет, чтобы мы были друзьями Ему, близкими спутниками, они могли измерить глубину нашего падения, расстояние между нами и Им, и испытывали смирение. От видения величия человека и Божественной славы рождается в человеке смирение, не от постоянного внимания к своим промахам или недостоинству. И в конечном итоге - об этом я не раз уже говорил - смирение, humility - происходит от латинского humus, плодородная почва. Это образно, приточно состояние почвы, земли, которая всегда есть, принимается как должное, по ней ходят, она принимает безмолвно все отбросы, которые люди кидают в нее, и живое семя, и солнечные лучи, и дождь - она все способна воспринять, усвоить и принести плод, она всегда забыта, всегда безмолвна, всегда способна все принять и принести плод. Вот в чем смирение.

Терпение - тоже сильное слово. Это не просто способность терпеливо переносить ближнего. Это способность нести страдание, трудности, ограничения, нести любое бремя, начиная с самого себя и кончая Крестом Распятия. Терпению свойственна сила, вера и молчание, это и ведет нас к любви, и берет свое начало в любви.

Любовь - способность отдавать все, чем обладаешь, и самого себя, способность принимать другого в его инаковости, таким, какой он есть, благоговейно, почтительно, радостно, и способность также полагать жизнь за друзей, жить жертвенно. Если провести тут параллель с предыдущими словами - и я предоставляю вам сделать это самостоятельно, - можно увидеть в этом ответ на первые четыре прошения. Так живет тот, кто проснулся к реальности, кто стоит перед лицом Бога и человека, себя самого и своего призвания, готов к действию и рассматривает любовь, которая есть полнота жизни, как основу и как конечный итог.

И наконец - хотя это могло бы быть первым прошением, и для святого Ефрема было, возможно, первичным опытом жизни: Господи и Царю, даруй мне видеть мои согрешения и не осуждать брата моего.

Я кончу свою беседу о святом Ефреме Сирине на этой попытке дать вам короткий комментарий на эту молитву, великопостную молитву, которую мы читаем во все недели Великого поста. Я хотел бы только добавить одно: очень важно, чтобы мы вдумались в значение каждого слова, поняли его смысл и поставили себе вопрос о том, как и по отношению к кому мы можем применить ее, потому что опыт показывает, что мы очень избирательно грешим и, вероятно, еще избирательнее бываем добродетельны. Мы не грубим направо и налево, а выбираем свои жертвы. Мы не всегда равно смиренны, мы тщательно выбираем случаи и ситуации. И если ежедневно вглядываться в день, который прошел, и в грядущий день, и ставить себе вопрос: с кем я встречусь, в каких ситуациях окажусь, какая связь этого человека или этой ситуации с тем или другим моментом праздности, празднословия, терпения или нетерпения и т. д.? - мы были бы подготовлены к тому, чтобы встретить искушение, которое иначе не могли бы встретить. Когда мы знаем, что встретимся с человеком, который непременно вызовет в нас раздражение, мы можем на миг остановиться, противопоставить злу - чувство юмора и сказать себе: смотри, если не будешь осторожен, то в два счета придешь в ярость... И тогда прекрасно возможно встретиться с человеком без ярости, а как бы шутливо, а бесу кинуть косой взгляд со словами: на этот раз ты меня не поймал!

Отдаленные предки Ефрема Сирина принадлежали к беднейшим социальным слоям, и жили на подаяние милостыни. А его деды и родители были земледельцами, сумевшими достичь некоторого материального достатка. Время рождения преподобного Ефрема приблизительно определяется 306 годом, а место рождения более точно — городом Низибия, располагавшимся в северо-восточной области Месопотамии.

Начатки христианского воспитания Ефрем получил от родителей. Помимо родителей нравственному становлению способствовало и его окружение. Впоследствии святой вспоминал, что пример благочестия и страха Божия он имел не только в лице отца и матери, но и в лице соседей и родственников, и даже отмечал, что является родственником мучеников.

Несмотря на обилие внешних наставлений и примеров, в юношеские годы у Ефрема обнаруживались, всё же, такие черты как горячность, нестойкость, несдержанность и порывистость. А однажды он совершил столь неблаговидный поступок, что впоследствии долго о нём сожалел.

Как-то раз, то ли из шалости, то ли из молодецкой удали, он выпустил из загона корову, принадлежавшую бедняку. В результате её, обессилившую от холода, настиг и растерзал хищный зверь. Этот случай какое-то время оставался неизвестным для окружающих, но не для Бога. Немного спустя Господь преподал Ефрему, по этому поводу, незабываемый урок.

Однажды, когда он, по просьбе родителей, отправился за город, ему пришлось заночевать в лесу совместно с пастырем овец. Ночью, когда оба спали, стадо, по недосмотру, сделалось добычей волков. Владельцы овец, узнав о случившемся, не поверили объяснениям и поспешили обвинить Ефрема в том, что он привёл воров, которые и расхитили скот.

Не виновный в этом событии Ефрем был представлен судье, который заточил его на время разбирательства в темницу. Шанс пострадать за пастуха был очень велик. Между тем в это время в темницу были заключены ещё несколько человек, кои также, как и Ефрем, обвинялись в том, чего в действительности не совершали. Вдруг Ефрему явился во сне некий таинственный муж и посоветовал обратиться к воспоминаниям, исследовать прошлые дела.

Тогда Ефрем вспомнил о выпущенной из загона корове, за смерть которой он избежал наказания, хотя и заслуживал. Сейчас же он незаслуженно страдал из-за гибели скота. Разговаривая с товарищами по заключению, он выяснил, что один из них, ложно обвинявшийся в убийстве, когда-то не помог утопающему человеку, хотя и мог, а другой, ложно обвиненный в прелюбодеянии, когда-то, из-за корысти, оговорил невиновную вдову, обвинив её в прелюбодеянии, чем лишил её законного права на наследство.

Видение преподавалось Ефрему несколько раз, и он осознал, что есть во всём этом определенное справедливое воздаяние. В конце концов, по обетованию являвшегося, невиновные, и среди них сам Ефрем, были освобождены, а настоящие виновники найдены и наказаны (по его делу — пастух, пребывавший в ту ночь в состоянии сильного алкогольного опьянения).

Это событие так сильно врезалось в сердце Ефрема, что способствовало самому искреннему покаянию, переосмыслению отношения к собственной жизни и вручению себя Промыслу Божию.

Подвижническая жизнь преподобного Ефрема Сирина

Вскоре Ефрем отложился от благ мира сего и удалился к отшельникам. Шаг за шагом он всё более укреплялся в подвиге, возрастал духом. Большое влияние оказал на него праведный Иаков, впоследствии прославленный святитель Иаков Низибийский.

Касаясь этого периода биографии святого, жизнеописание особо выделяет такой случай. Некий член клира Низибийской Церкви, также носивший имя Ефрем, имел блудную связь с дочерью влиятельного господина. Когда эта порочная связь привела запутавшуюся девицу к закономерной беременности, та, по совету виновника позора, опасавшегося публичного разоблачения, переложила ответственность за случившееся на его тёзку, Ефрема Сирина.

Вскоре молва о происшествии распространилась по округе, и родители девицы обратились с жалобой к епископу. Как ни тяжело было Ефрему Сирину принимать на себя роль блудника и растлителя, он не оправдывался, а смиренно доверился Высшему Судье. Отец пострадавшей принес младенца мнимому виновнику, вручив его Ефрему пред лицом собрания верующих, с тем, чтобы тот воспитывал его сам.

Божий суд не заставил себя долго ждать. Однажды Ефрем, испросив благословения у епископа, взошел на амвон вместе с младенцем и, заклиная его именем Иисуса Христа, потребовал озвучить имя настоящего плотского отца. Тот трижды произнес: «Ефрем, церковный эконом», после чего умер. Бывшие обвинители, став свидетелями Божьего чуда, просили у святого прощения. Так Господь прославил Своего угодника.

Когда в Никее собирался I Вселенский Собор епископ Низибийский, Иаков отправился туда вместе с Ефремом. На Соборе Ефрем проявил себя как ревностный защитник Божественных догматов.

После смерти императора Константина (337 г.) персидский царь Сапор, воспользовавшись ситуацией, решил овладеть Низибией, подвел к ней войска и осадил. Епископ Иаков воодушевлял защитников города личным примером упования на Бога, ободрял, утешал. Ефрем же, по его благословению, молился на стене. Вдруг воинство персов атаковали полчища насекомых, отчего в стане возникло сильное замешательство и Сапор был вынужден снять осаду и отойти.

Пребывание в Едессе

После смерти Иакова Низибийского преподобный Ефрем перебрался в Едессу — город, как отмечал он в своем завещании, благословленный устами Спасителя через ученика: по Преданию, там находился священный образ «Спас Нерукотворный», а после Вознесения Христа туда, по благословению Божию, отправился проповедовать Евангелие апостол Фаддей. Кроме того, город Едесса славился тем, что в его окрестностях процветала богоугодная иноческая жизнь.

Существует предание, что приближаясь к Едессе, Ефрем молил Бога о том, чтобы встретить благоразумного мужа, с кем он мог бы вести душеспасительные беседы, но встретил женщину. А когда та принялась его разглядывать, он вознегодовал и спросил, почему она так беззастенчиво смотрит на него, мужчину, а не опускает свой взор в землю? Вместо ожидаемых извинений та ответила, что поскольку жена взята от мужа, постольку она и смотрит на мужа; муж же взят (сотворен, не из ребра женщины, а) из земли, и стало быть, именно ему, то есть Ефрему, а не ей подобает смотреть в землю. Будучи вразумлен таким остроумным ответом, Ефрем прославил Бога.

Не имея материальных средств к существованию, он, остановившись в городе, вынужден быть искать заработка и устроился наёмником к владельцу местной бани. Здесь одна непристойная женщина проявляла к нему сильное внимание. Когда её домогательства переполнили меру дозволенного, святой, в целях её вразумления, согласился было исполнить то, о чём она просит, но при условии, что грех будет совершаться посреди города на глазах у зевак. Когда та возразила, что стыдится людей, он ответил, что прежде всего нужно стыдиться Всевидящего Бога. Рассказывают, что обескураженная этой краткой проповедью женщина стала просить у Ефрема более глубоких наставлений, а затем удалилась в одну из окрестных обителей.

В то время в Едессе жило много язычников, и Ефрем, движимый желанием распространения веры, часто вступал с ними в диалог. Как-то раз свидетелем беседы стал один праведный старец из расположенного неподалёку монастыря. Удивленный знаниями преподобного Ефрема, он спросил его о его жизни. Выяснив, что тот желает присоединиться к местному иночеству, старец отвел его на одну гору, где спасались подвижники. Так для него начался новый этап христианских подвигов.

Жизнь местных подвижников проходила в трудах и молитвах. Кельями им служили пещеры, а едой — местная растительность. Келья Ефрема находилась рядом с кельей благочестивого старца Иулиана. То постоянное слёзное сокрушение, благодатное умиление, с каким Иулиан приступал к чтению Божественных Писаний и молитве, служило для Ефрема примером для подражания. Существует мнение, что старцем, заметившим Ефрема, и был Иулиан.

В то время Ефрем много читал и слыл достаточно образованным человеком, однако пока ещё не прибегал к писательской деятельности. Считается, что он приступил к этой стезе лишь тогда, когда получил Божье благословение, преподанное через откровение прозорливцу.

Деятельность святого Ефрема как наставника иноков и просветителя

Составив толкование на Пятикнижие Моисея, преподобный Ефрем обрёл уважение и признание как писатель. Между тем, не желая себе земной славы и желая уединения он поспешил перейти в густой лес, на безлюдную гору. Сообщается, что тогда ему явился ангел и запретил уклоняться от назначенного Богом служения людям. По указанию небожителя святой стал активно участвовать в просветительской деятельности, а также в борьбе против терзавших тогда Церковь Христову еретических заблуждений (арианства, гностических лжеучений и пр.).

Сфера предметов его проповеднической деятельности включала толкование на Священное Писание, общие и частные наставления инокам и мирянам, ответы на насущные вопросы, рекомендации, обличения греховных пороков (см.: ).

Со временем преподобный Ефрем стал собирать вокруг себя учеников, организовал в Едессе училище, которое продолжало существовать и после его преставления.

Путешествие преподобного Ефрема в Египет и Кесарию

Желая лично увидеть прославленных подвижников Египта, перенять от них высшие знания и духовный опыт, преподобный Ефрем, взяв с собой ученика, знавшего греческий, достиг Средиземноморского побережья, сел на корабль и отплыл. Нитрийские богомольцы приняли святого с радушием. По Промыслу Божию он имел счастье побеседовать и с таким выдающимся мужем как инок Паисий. Рассказывают, что пребывая в Египте, Ефрем исцелил одного арианина, изгнав из него лукавого духа.

На пути из Египта, преподобный решил осуществить ещё одно желание — посетить Кесарию Каппадокийскую, чтобы встретиться с Василием Великим. К тому времени святитель Василий заслужил славу ревнителя Православия. В рамках встречи, состоявшейся в храме, святые Ефрем и Василий обсудили важнейшие животрепещущие вопросы. Сообщают, что во время визита Ефрема к Василию Великому тот рукоположил его во диакона, а впоследствии, после возвращения Ефрема в Едессу, приглашал его, предлагая занять кафедру епископа. Однако Ефрем, почитая себя недостойным такого высокого звания, предложение отклонил.

Последние годы земного пути преподобного

Вернувшись из путешествия, Ефрем Сирин предполагал до конца своих дней предаться уединенному общению с Богом. Но Бог распорядился иначе. В то время Едессу потряс сильный голод и святой, силой своего увещевания принялся убеждать богачей не гневить Вседержителя, проявить милосердие к бедным. Проповедь увенчалась успехом: богатые стали жертвовать средства, которые, затем, распределялись среди нуждавшихся. Ещё одним плодом благотворительной деятельности преподобного стала организация богадельни.

После нормализации ситуации Ефрем удалился в пещеру. Вскоре он заболел. Весть о случившемся облетела местное население, побудила стекаться к нему толпы людей, желавших получить последнее напутствие. Перед смертью Ефрем написал завещание, в котором, помимо прочего, заповедовал не оказывать ему пышных проводов, исповедовал верность Богу и просил посмертных молитв. Вскоре сердце святого остановилось, и он мирно отошел ко Господу. Считается, что это произошло в 372 или 373 году.

Тропарь преподобному Ефрему Сирину, глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Ефреме, отче наш, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Ефрему Сирину, глас 2

Час присно провидя Суда, / рыдал еси горько, Ефреме, яко любобезмолвный, / делателен же был еси в делех учитель, преподобне. // Темже, отче всемирный, ленивыя воздвизаеши к покаянию.

Величание

Ублажаем тя, / преподобне отче Ефреме, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов // и собеседниче ангелов.