Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Церковный Православный праздник июля. Обретение честных мощей преподобного сергия радонежского

18 июля (5 июля по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Среда 8-й седмицы по Пятидесятнице (восьмой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). День постный , по церковному уставу на трапезе благословляется пища с растительным маслом, но в связи со значимым праздником - днем обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского , зачастую благословляются и рыбные блюда. Также сегодня совершается память еще 8 святых и празднование в честь одной святыни.

Обретение честных мощей Преподобного Сергия . Мощи этого величайшего русского святого, которого неслучайно именуют «Игуменом Земли Русской», были обретены в июле 1422 года при преподобном Никоне Радонежском , ученике святого Сергия, втором игумене Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Преподобномученицы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара . Причисленные к лику святых страдалицы из числа восьмерых Алапаевских мучеников, членов Дома Романовых и их приближенных, убитых большевиками-богоборцами в ночь на 18 июля 1918 года . Это преступление было совершено на следующий день после зверского расстрела Царской семьи. Злодеяние было совершено в 18 км от города Алапаевска у рудника Нижняя Селимская, в одну из шахт которого были сброшены тела мучеников.

Преподобномученицы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара. Фото: pravoslavie.ru

Как немецкая принцесса стала русской святой

Каждому православному человеку стоит прочесть пространное житие преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, родной сестры святой царственной страстотерпицы императрицы Александры Феодоровны. Овдовев после убийства ее супруга - великого князя Сергея Александровича, совершенного в Московском Кремле в феврале 1905 года эсером-террористом Иваном Каляевым, она решила оставить высокий свет и посвятила себя служению людям и Церкви. Именно великая княгиня Елизавета основала знаменитую Марфо-Мариинскую обитель милосердия.

Преподобный Афанасий Афонский . Святой X века , уроженец Трапезунда, с юных лет избравший монашеский жизненный путь. До 960 года от Рождества Христова, момента своего переселения на Святую гору Афон, отец Афанасий совершал духовные подвиги в Малой Азии в Киминском монастыре. Здесь будущий святогорец достиг высокого духовного совершенства путем изнурительной, а потому успешной борьбы с грехами и греховными помыслами. На Афоне святой Афанасий создал монастырь с очень строгим уставом, где стал игуменом. Еще при своей земной жизни преподобный старец прославился своими чудесами: прозорливостью и исцелениями. Преставился ко Господу отец Афанасий около 1000-1001 годов от Рождества Христова.

Преподобный Афанасий Афонский. Фото: pravoslavie.ru

Мученица Агния (Анна) Римская, дева . Святая страдалица за Христа и Его Церковь, погибшая в годы антицерковных гонений в 304 году от Рождества Христова. Одним из прижизненных чудес этой святой стало то, что однажды она воскресила молодого человека, который попытался совершить над ней насилие, но сраженный Ангелом Божиим, упал бездыханным. Юноша покаялся и обратился в христианство, после чего 160 человек, узнавшие об этом чуде, также обратились ко Христу.

Мученица Кирилла (Киприлла) Киринейская . Эта святая страдалица, как и мученица Агния (Анна) Римская, была замучена язычниками в 304 году от Рождества Христова в годы правления императора-гонителя Диоклетиана.

Священномученик Геннадий Здоровцев, пресвитер . Один из священнослужителей Русской Церкви, погибших в самом начале богоборческих гонений, в один день с Алапаевскими мучениками . Отец Геннадий, настоятель ярославской церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери, был убит большевиками в дни подавления ими Ярославского восстания 18 июля 1918 года .

Преподобный Агапит (Таубе), исповедник . Этот удивительный человек, если бы не революция, мог сделать большую карьеру. Сын известного общественного деятеля, монархиста, поэта и философа барона Михаила фон Таубе, будущий отец Агапит, будучи студентом юридического факультета Санкт-Петербургского университета, ушел на фронт Первой мировой войны, где получил ранение.

После Гражданской войны ушел в Оптину Пустынь, принял постриг и стал заведующим ее библиотекой, а после закрытия обители - сотрудником музея Оптиной Пустыни. Отец Агапит неоднократно подвергался репрессиям, провел немало времени в тюрьмах и лагерях и в 1936 году умер от заболевания, полученного в лагере. В 2007 году был канонизирован как преподобноисповедник Агапит Оптинский.

Икона Божией Матери, именуемой «Экономисса» («Домостроительница») . Древний чудотворный образ Пресвятой Богородицы X века , который в настоящее время находится в Великой Лавре на Святой горе Афон.

Поздравляем православных христиан с памятью этой святыни и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким - вечная память!

18 июля Русская Православная Церковь отмечает праздник обретения мощей одного из самых почитаемых на Руси святых - преподобного Сергия Радонежского.
Основатель Свято-Троицкой Сергиевой лавры, преобразователь монашества в центральной и северной Руси, преподобный Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) родился 3 мая 1314 года в селе Варницы, под Ростовом, в семье боярина Кирилла и его жены Марии. У Варфоломея было два брата - старший Стефан и младший Петр.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали обучаться грамоте, но она плохо давалась мальчику. Ему приходилось тяжело: родители переживали, учителя наказывали, а одноклассники смеялись над ним. Варфоломей усердно молился Богу о даровании ему разума. Однажды в лесу он встретил ангела в образе старца-монаха. Узнав о его печали, старец благословил мальчика и сказал, что теперь Варфоломей будет понимать книжное учение лучше других. Так и случилось.

Около 1330 года родители Сергия покинули Ростов и поселились в городе Радонеже (около 55 километров от Москвы). Когда старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре.

Похоронив родителей, Варфоломей уступил женатому брату Петру свою часть наследства.

Вместе с братом Стефаном он удалился для пустынножительства в лес за несколько километров от Радонежа, где основал маленькую лесную обитель на горе Маковец. Сначала братья построили келью, а потом небольшую церковь, посвященную Святой Троице. Не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь, где сблизился с иноком Алексием - будущим митрополитом Московским, а позже стал игуменом.


Троице-Сергиева лавра

В октябре 1337 года Варфоломей принял монашеский постриг с именем святого мученика Сергия.

Известия о подвижничестве Сергия распространялись по округе, к нему начали стекаться последователи, желающие вести строгую монашескую жизнь. Постепенно образовалась обитель. Основание Троицкого монастыря (ныне Свято-Троицкая Сергиева лавра) относят к 1330-1340 годам.

Через некоторое время иноки убедили Сергия принять игуменство, угрожая разойтись, если он не согласится. В 1354 году после долгих отказов Сергий был рукоположен во иеромонаха и возведен в сан игумена. В молитвенном монашеском подвиге преподобного очевидна преемственность традиции исихазма.

Житие преподобного Сергия рассказывает о нем: «Он усердно служил братии, как купленный раб: колол для всех дрова… толок и молол жерновами зерно, пек хлеб, варил еду и заготавливал другие съестные припасы для братии, кроил и шил обувь и одежду и, зачерпнув воду в бывшем неподалеку источнике, носил ее в двух ведрах на своих плечах в гору и ставил у келии каждого брата».

Троицкий монастырь был сначала "особножитным": подчиняясь одному игумену и сходясь для молитвы в один храм, монахи имели каждый свою келью, одевались и питались так, как позволял личный достаток. Около 1372 года к Сергию пришли послы от Константинопольского патриарха Филофея и принесли ему крест, параман (небольшой четырехугольный плат с изображением креста) и схиму (монашеское облачение) в благословение на новые подвиги и патриаршую грамоту, где патриарх советовал игумену устроить общежительный монастырь по примеру христианской общины апостольских времен. С патриаршим посланием преподобный Сергий отправился к митрополиту Московскому Алексию и получил от него совет ввести в обители строгое общежитие.

Вслед за обителью Сергия повсюду стали появляться общежительные (киновиальные), монастыри, где имущество, вплоть до книг и мелких бытовых вещей, становилось общим, а трапеза - совместной. Общинное начало дало мощный толчок для развития. Общежительным монастырям охотно жертвовали землю и другие угодья, а доход с них шел на храмовое строительство, благотворительность и нужды духовного просвещения. Общежительные монастыри становились центром книгописания и церковной живописи. Никто из монахов не мог присваивать себе все материальные блага, происходившие от такого уклада.

Вскоре иноки стали роптать на строгость устава, и Сергий покинул обитель. На реке Киржач он основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к митрополиту Алексию, чтобы он возвратил святого. Тогда Сергий повиновался, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика Романа.

Игумен Сергий был призван митрополитом Алексием на склоне лет с просьбой принять Русскую митрополию, но по смирению отказался от первосвятительства. Повторил свой отказ святой и после смерти митрополита, со словами: "Я не достоин".

Преподобный Сергий сыграл значительную роль в становлении русской государственности и «собирании земель» Москвой. В 1366 году он разрешил княжеский родовой спор за Нижний Новгород, в 1387 году выехал послом к князю Олегу Рязанскому, добившись его примирения с Москвой.

Особой славой овеяны его дела и молитвы перед Куликовской битвой (1380). У Сергия Радонежского испрашивал благословения на предстоявшее сражение великий князь Димитрий Донской. Святой предсказал победу русского войска в предстоящей битве. Двое иноков, причисленных позднее к лику святых, с оружием в руках пошли на Куликовскую битву по благословению преподобного Сергия. В единоборстве перед сражением один из них, Александр Пересвет, сразил татарского богатыря Челубея, и это определило победу русского войска. Пересвет погиб при этом сам. Сергий Радонежский сам "отправил" Пересвета и Ослябю в подмогу князю Дмитрию, попросившему у святого только духовной помощи. Перед сражением он постриг монахов в великую схиму. Во время битвы преподобный вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Достигнув глубокой старости, Сергий Радонежский, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни ученика Никона.

Сергий Радонежский просил братию похоронить его вне церкви, на общем монастырском кладбище, но с разрешения митрополита его тело было положено в церкви с правой стороны. Через 30 лет, 5 июля 1422 года, совершилось открытие мощей святого. В 1452 году Сергий Радонежский был причислен к лику святых.

Помимо Свято-Троицкой Сергиевой лавры, преподобный Сергий Радонежский основал Свято-Благовещенский Киржачский монастырь, Ростовский Борисоглебский монастырь, Высоцкий монастырь, Богоявленский Старо-Голутвин монастырь и другие, а его ученики учредили до 40 обителей.

Из среды троицкой братии выходили светочи русского монашества, становившиеся настоятелями крупных монастырей и архиереями. Так, учениками преподобного были святитель Феодор Симоновский, будущий архиепископ Ростовский; святой Андроник - основатель знаменитого Спасо-Андроникова монастыря под Москвой; преподобный Савва Сторожевский, игуменствовавший недолгое время в Троице-Сергиеве монастыре, а затем основавший Саввино-Сторожевскую обитель близ Звенигорода; преподобный Павел Обнорский, прославившийся крайним аскетизмом, и множество других светильников «иноческого делания».

Русская Православная Церковь отмечает память Сергия Радонежского в день кончины, а также 18 (5 по старому стилю) июля, в день обретения мощей.

Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. Господь предызбрал его еще от чрева матери. В Житии Преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: «Святая святым». Бог даровал преподобным Кириллу и Марии сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями — старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении, хотя учитель и помногу занимался с ним. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его несмысленностью. Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — сказал он. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания». Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа». С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.

Около 1328 года родители Преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Сначала они поставили келлию, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь (где сблизился с иноком Алексием, впоследствии митрополитом Московским, память 12 февраля).

Варфоломей же 7 октября 1337 года принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия (память 7 октября) и положил начало новому жительству во славу Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения и страхования бесовские, Преподобный восходил от силы в силу. Постепенно он стал известен другим инокам, искавшим его руководства. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келлий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом. Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось. Не без труда иноки умолили Преподобного Сергия принять игуменство над обителью. В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил Преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена. По-прежнему в обители строго выполнялись иноческие послушания. С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, но по молитвам Преподобного Сергия неизвестные люди приносили все необходимое.

Слава о подвигах Преподобного Сергия стала известна в Константинополе, и Патриарх Филофей прислал Преподобному крест, параман и схиму, в благословение на новые подвиги, Благословенную грамоту, советовал избраннику Божию устроить общежительный монастырь. С патриаршим посланием Преподобный отправился к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгое общежитие. Иноки стали роптать на строгость устава, и Преподобный вынужден был покинуть обитель. На реке Киржач он основал обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к святителю Алексию, чтобы он возвратил святого.

Преподобный Сергий беспрекословно повиновался святителю, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика, преподобного Романа.

Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

Однажды святитель Стефан, епископ Пермский (память 27 апреля), глубоко почитавший Преподобного, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала в восьми верстах от Сергиева монастыря. Предполагая посетить монастырь на обратном пути, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился Преподобному Сергию со словами: «Мир тебе, духовный брат». В это время Преподобный Сергий сидел вместе с братией за трапезой. В ответ на благословение святителя Преподобный Сергий встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю. Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком Преподобного, поспешили к указанному месту и, догнав святителя, убедились в истинности видения.

Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время литургии Преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему Преподобный Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле.

Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали Преподобного Сергия со святителем Алексием. Святитель на склоне лет призвал к себе Преподобного и просил принять Русскую митрополию, но блаженный Сергий по смирению отказался от первосвятительства.

Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

За ангельскую жизнь Преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.

Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»

Молитва первая преподобному Сергию Радонежскому

О священная главо, преподобне и богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и небесныя силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый, и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велия имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим - утешение, недугующим - исце­ление, падшим - возставление, заблудшим - на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся - укрепление, благоделаю­щим - в делах благих преспеяние и благословение, младенцем - воспитание, юным - наставление, неведущим - вразумление, сиротам и вдовицам - заступление, отходящим от сего временного жития к вечному - благое уготовление и напутствие, отшедшим - блаженное упокоение, и вся мы споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Тропарь преподобного Сергия
глас 8
От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися:/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем, быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подая обильно.// Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Сергия
глас 8
Днесь, яко солнце пресветло, возсиявше от земли,/ честныя мощи твоя нетленны обретошася,/ яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще,/ и всем верным источающе различная исцеления,/ и веселяще избранное твое стадо,/ еже мудре собрав, добре паствил еси./ О нихже и ныне Троице предстоиши, моляся,/ и воинству победительная на враги даровати,// да вси вопием ти: радуйся, Сергие богомудре.

*** Преподобного Афанасия Афонского (1000). ** Преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца (обретение мощей, 1422). * Преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (1918).
Мучеников Анны (Агнии) (304), Кириллы, Лукии и Иарои (310); Василия и с ним 70-ти, Скифопольских. Преподобных Лампада Иринопольского (X); шести учеников преподобного Афанасия Афонского (XI). Священномученика Стефана, епископа Ригийского и дружины его, мучеников Суера епископа, Агна, Фелицитата и Перпетуя. Преподобномученика Киприана Константинопольского (1679). Иконы Божией Матери, именуемой "Домостроительница" ("Экономисса", X).

Преподобный Афанасий Афонский

Афанасий, подвижник Афонский, был родом из г. Трапезунд. Лишившись родителей, он воспитывался у монахини и потому был серьезен и благочестив. В юношеском возрасте он учился в Константинополе. Однажды, когда Афанасий плыл по Эгейскому морю, он был поражен видом Афонской горы, и гора показалась ему подходящей для благочестивого уединения. Скоро поселился он в Кименской обители, близ Афона, и подвизался под руководством святого Михаила Малеина (память 12 июля), настоятеля этого монастыря. Когда Михаил перед своей смертью хотел передать ему должность игумена, он тайно удалился из Кименского монастыря и поселился в одной из обителей на Афоне. Император Никифор полюбил Афанасия и помог ему в устроении новой обители. Чрезмерные труды и подвиги изнурили его тело, и он начал болеть. Умер в 1000 г., будучи задавлен камнями, когда осматривал постройку, и здание обрушилось. Когда откопали его, то тело оказалось невредимым. У гроба совершались чудеса.

Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского

Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского. Св. Сергий родился в 1314 г. Родителями его были именитые ростовские
бояре Кирилл и Мария. Еще до рождения и в самом младенчестве обнаружилось, что Варфоломей (имя св. Сергия в миру) будет не простым человеком. Однажды во время литургии, будучи еще во чреве матери, он три раза в важные моменты богослужения воскликнул, а когда кормила его мать, то по средам и пятницам не вкушал ее молока. В детстве и отрочестве не занимали св. Святой Сергий принял постриг в 24 года вместе с братом своим Стефаном. В 12 верстах от Радонежа нашли они в дремучем лесу место для пустынножительства; тут устроили они для себя жилище и даже церковь. Трудна и опасна была здесь жизнь св. Сергия: вокруг жилища дремучий лес со зверями; питаться можно было только лесными кореньями и травами; воды поблизости не было; диавол многократно запугивал его, посылая против него свои полчища в разных видах. Но св. Сергий, при помощи Божией, все превозмог. Через два года начали приходить узнавшие о его святой жизни и желавшие духовного совершенства и стали просить его принять их к себе. Св. Сергий долго отговаривал каждого, указывая на трудности, лишения и неудобства пустынной жизни. Но те неотступно просили его, обещая переносить все со смирением. Таких пришельцев собралось более 10 человек. Выстроили они себе кельи и обнесли оградой. Так в 1338 г. положено было основание достославной обители св. Сергия, именуемой ныне Свято-Троицкой Сергиевой лаврой. Собравшиеся братья избрали игуменом св. Сергия, хотя он по своему смирению долго не решался принять на себя этот сан. Став игуменом, св. Сергий не только не изменил своего образа жизни, но еще более увеличил свои подвижнические труды. В храм являлся он первым, братии не переставал служить, как служил прежде, сам готовил свечи для храма и пек просфоры. Немало лишений терпели братья вместе с настоятелем в своей пустынной обители. Так, однажды кончился у них весь хлеб, просить же подаяния не дозволял им монастырский устав. Братия уже начинали роптать, но св. Сергий ободрял их надеждой на Бога. И что же? - явились в обитель неизвестные с большим пожертвованием хлеба и других съестных припасов.
За свои великие подвиги св. Сергий еще при жизни был удостоен великой благодати от Бога и уважения от людей. Так, когда братья его обители сетовали на отдаленность воды, молитвой он извел в ближайшем лесу источник, который существует до сих пор; воскресил сына одного из окрестных жителей; предсказал великому князю Димитрию Донскому победу над татарским ханом Мамаем; однажды явилась ему в келье Пресвятая Богородица со святыми апостолами Петром и Иоанном; слышен был ему голос Божий, что обитель его не будет оставлена Богом, и всегда будет в ней великое множество иноков. Народ, вельможи и князья спешили к преподобному Сергию принять от него благословение и просить его молитв. Патриарх Константинопольский Филофей прислал ему дар (наперсный крест) и послание; митрополит Московский и всея Руси Алексий желал назначить его своим преемником, и только смирением своим Сергий отклонил от себя это назначение. «Ты хочешь возложить на меня бремя выше моих сил», - сказал он святителю. Прп. Сергий скончался в преклонных летах - 77 лет, в 1391 г. Он провидел день своей кончины и заранее назначил себе преемника. Во время кончины лицо его просияло, и от тела его распространилось необыкновенное благоухание. Через 32 года мощи св. Сергия были открыты совершенно нетленными, - даже одежда не истлела, и над самым гробом его воздвигнут каменный храм. Святой сам явился во сне одному благочестивому мужу со словами: «Скажи игумену этой обители: напрасно так долго оставляют меня под землей». От мощей св. Сергия совершилось множество чудес.

Преподобномученица Елисавета

Преподобномученица Елисавета родилась 1 ноября 1864 г. в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и герцогини Алисы, дочери королевы Англии Виктории. Дети воспитывались в любви и одновременно приучались делать всю домашнюю работу; они ездили с матерью в больницы, приюты, дома инвалидов.
В 1884 г. принцесса вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата императора Александра III, и переехала в Россию. Встреча с Православной Церковью преобразила всю ее жизнь. После посещения вместе с мужем в октябре 1888 г. Святой Земли великая княгиня приняла решение о переходе в православие. 13/25 апреля 1891 г., в Лазареву субботу, над ней было совершено таинство миропомазания. В том же году великий князь был назначен Московским генерал-губернатором. На Елисавету Феодоровну легли официальные обязанности супруги одного из высших должностных лиц, но кроме них великая княгиня взяла на себя заботу о московских приютах, богадельнях, больницах для бедных; раздавала деньги, одежду, еду неимущим; во время русско-японской войны организовала пошивочные мастерские. 5/19 февраля 1905 г. великий князь Сергей Александрович был убит террористом Каляевым. Великая княгиня нашла в себе силы не только собственноручно собрать останки мужа, но и навестить в госпитале и утешить смертельно раненного кучера князя, а затем посетить убийцу в тюрьме с целью убедить его покаяться, а также обратиться к императору Николаю II с просьбой помиловать преступника. Все свои средства великая княгиня Елисавета Феодоровна решила употребить на постройку обители милосердия. 10 февраля 1909 г. в Москве на Большой Ордынке была основана Марфо-Мариинская обитель. 9/22 апреля того же года епископ Трифон (Туркестанов) посвятил 17 первых насельниц и саму великую княгиню в крестовые сестры любви и милосердия. В числе первых сестер была Варвара Яковлева, келейница настоятельницы.
Обитель оказывала медицинскую помощь неимущим, воспитывала сирот, помогала с работой безработным и за несколько лет получила всероссийскую известность. Во время германской войны Елисавета Феодоровна с сестрами обители ухаживала за ранеными. Важно отметить, что все свои начинания великая княгиня совершала по благословению священноначалия и подвижников Православной Церкви. Среди ее собеседников были старцы схиархимандрит Гавриил (Зырянов), схиигумен Герман (Гомзин) и иеросхимонах Алексий (Соловьев), Оптинские старцы.
После революции новые власти неоднократно угрожали великой княгине и ее обители, но Елизавета Александра отказалась покинуть Россию после прихода к власти большевиков. Весной 1918 года она была заключена под стражу и выслана из Москвы в Пермь. В мае 1918 года её вместе с другими представителями дома Романовых перевезли в Екатеринбург и разместили в гостинице «Атамановские номера» (в настоящее время в здании расположено управление ФСБ и ГУВД по Свердловской области, современный адрес - перекресток улиц Ленина и Вайнера), а затем, через два месяца, в город Алапаевск. Не теряла присутствие духа, в письмах наставляла оставшихся сестер, завещая им хранить любовь к Богу и ближним. Вместе с ней находилась сестра из Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева.
В ночь на 5 (18) июля 1918 года великая княгиня Елизавета Фёдоровна была убита большевиками: сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска. Вместе с ней погибла сестра Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева. Они, были сброшены в шахту живыми. Окрестные крестьяне рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв. В 2004-2005 мощи новомучениц находились в России, странах СНГ и Балтии, где им поклонились более 7 млн человек. По словам Патриарха Алексия II, «длинные очереди верующих к мощам святых новомучениц - это еще один символ покаяния. Затем мощи были возвращены в Иерусалим.
Преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара были причислены к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 31 марта - 4 апреля 1992 г..

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
15.03.2019 -
16.03.2019 -
17.03.2019 -

Святые мощи преподобного Сергия, игумена земли Русской, были обретены через 30 лет после его блаженной кончины, в 1422 году. Преподобный явился во сне одному благочестивому мирянину и велел известить лаврского игумена и братию: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?». При большом стечении народа святые мощи были подняты из земли и все увидели, что не только тело, но и одежды преподобного остались нетленными, хотя гроб действительно находился в воде.

В своей проповеди на праздник Обретения мощей преподобного Сергия Радонежского архимандрит Кирилл (Павлов) отметил, что имя радонежского чудотворца стоит особо в ряду величайших подвижников Православной Церкви. Он был выразителем идеалов Святой Руси, национального духа и истинного патриотизма: «Преподобный Сергий жил в XIV веке, жил в те тяжелые времена, когда наше Отечество, наши предки несли ужасное иго иноземного татарского порабощения и испытывали великие скорби. Вопли и мольбы людские дошли до Господа, и Он, Милосердный, для спасения нашей земли воздвиг преподобного Сергия, который для русского народа был таким же вождем, каким был в свое время святой пророк Моисей для израильтян. Своим нравственным влиянием и молитвой преподобный вдохнул в народ силу и веру и воодушевил его на подвиг национального освобождения от татарских поработителей, вписав тем самым в его историю светлую страницу. Поэтому-то наш народ так чтит преподобного Сергия и нескончаемой вереницей идет в его святую обитель, чтобы поклониться мощам его.

Но преподобный был не только покровителем нашей земли и молитвенником о ней. Он известен православным людям и как добрый, любвеобильный, смиренный старец, готовый за ближнего отдать и душу свою. Его отличала простота нрава, доступность и ровное, ласковое отношение ко всем, святость и воздержание во всём, и эти качества привлекали к нему людей еще во дни его земной жизни.

Несмотря на то что преподобный Сергий поселился в глухой, непроходимой лесной чаще, свет его добрых дел и оттуда сиял и распространялся во все уголки нашей необъятной Родины. К нему шли люди с разными скорбями и прошениями, и любвеобильное сердце его было особенно отзывчиво к народному горю. У него искали утешения и отрады в горестях, просили его советов и молитв, и он, как добрый и нежный отец, не оставлял без утешения никого, кто к нему с верою прибегал.

Когда скончался преподобный, народ наш оплакал его кончину, но он твердо верил, что Преподобный Сергий не умер, что он только переселился от земли на Небо и там не забудет своих соотечественников. И действительно, после кончины угодника Божия токи чудес изливаются на землю Русскую от молитвенного призывания имени его и от нетленных его святых мощей. Прошло уже шесть столетий, как жил, подвизался преподобный Сергий, и во все это время он всегда был покровителем Русской земли.

Его по праву считают Ангелом-Хранителем нашего Отечества. Действительно, во времена крайних опасностей для нашей Родины, когда уже все надежды на свои силы пропадают, тогда восстает на помощь нам преподобный Сергий и своим молитвенным предстательством и предстательством по его ходатайству Пресвятой Богородицы спасает нашу землю».


Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас!

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: [email protected] или [email protected]

История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...