Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Почему мы печем куличи на пасху. Почему на пасху пекут куличи и красят яйца. Разбираемся с понятиями

Издревле пасхальные приготовления заключаются в росписи яиц и выпекании праздничного кулича. Устоявшиеся обычаи даже не вызывают вопроса, а откуда это пошло? А все же интересно, почему на Пасху пекут куличи? Оказывается, корни нужно искать в древних преданиях, повествующих о жизни двенадцати апостолов и периоде распятия на кресте Иисуса Христа.

Из истории обычая

Перед тем как сесть трапезничать, ученики Христа освобождали для своего учителя свободное место, а на стол ставили тарелку с хлебным ломтиком. Именно так и зародился обычай оставлять Иисусу кусок на специально отведенном для этого месте перед тем, как пойти в праздничный ход вокруг церкви.

После пасхальной службы хлеб разламывали и раздавали пришедшим в храм. Сегодня таким образом подают милостыню нуждающимся. Но суть не в этом, а в значении хлеба. Традиция прочно вошла в нашу жизнь. По сей день в честь праздника Светлой Пасхи хозяйки пекут хлеб круглой формы, кулич.

Почему на Пасху принято печь именно куличи?

Семья – это маленький храм, поэтому в каждом доме должен быть свой артос. И его цилиндрическая высокая форма отнюдь не случайна. Связано это с саваном Спасителя, который, как принято считать, был именно таким. Куличи – символ возрождения, начала чего-то нового, чистого и светлого.

Что касается теста для такого хлеба, то его делают сдобным, содержащим много масла и яиц. И этому тоже есть свое объяснение: при жизни Христос с учениками вкушали только пресные лепешки, а после Воскрешения – выпеченные из дрожжевого теста. Вот поэтому куличи делают сладкими, добавляют изюм, а сверху украшают сахарной пудрой или глазурью.

Приготовление творожной пасхи - с чем это связано?

Ритуальное блюдо – пасха готовится на основе творога, к которому традиционно добавляются:

  • яйца;
  • сливочное масло;
  • сметана или сливки;
  • изюм;
  • варенье;
  • ваниль;
  • засахаренные ягоды;
  • ликер или настойка.

Почему же делают творожную Пасху, почему именно творог становится основным продуктом в приготовлении? Есть две версии. Первая уходит корнями в библейские времена.

Пророк Моисей вывел рабов-иудеев в Египет, в землю, где можно привольно наслаждаться молоком и медом. Эти продукты стали олицетворением счастья и блаженства иудеев и тех, кто после смерти попадает в Рай. Поэтому-то пасха – блюдо, приготовленное с использованием молока или точнее творога.

Есть и второй вариант трактовки, имеющий уже корни языческие. Творог – символ плодородия. В древние времена он выступал атрибутом в обрядах, восхваляющих землю. По мнению язычников, творог – тот продукт, который взял в себя все самое лучшее из молока.

Покраска яиц – тоже обряд?

Окрашенные и расписанные яйца, как и кулич, - неизменный атрибут великого церковного праздника. С чем же связана эта часть традиции, почему на Пасху красят яйца? Опять же, одного четкого объяснения нет, зато есть несколько предположений.

Бытовая трактовка гласит: в Великий Пост необходимо было исключить из питания все продукты животного происхождения. А куры нестись не переставали, яйца копились. Чтобы они не пропали, хозяйки стали их отваривать.

А дабы не перепутать со свежими, красили. Так эти яркие продукты стали украшением праздничной пасхальной сервировки стола.

Есть и еще одна версия. В ее основе лежит история о даре яйца Марией Магдаленой римскому императору Тиберию в честь воскрешения. Правитель считал, что как скорлупа яиц может иметь только белый цвет, так и мертвый не может стать живым. В этот момент дар окрасился в алый цвет.

Есть и третье объяснение: Мария украшала яйца, чтобы забавлять ими малыша Иисуса.

Разные сроки Пасхи

В христианстве есть разные праздники, одни из них неподвижны и приходятся всегда на одинаковое число. Например, Рождество Христово. Отмечаются такие события по принятому солнечному календарю.

Что касается Пасхи, то этот праздник подвижный. Каждый год дата его меняется. Почему же Пасха отмечается каждый год в разные числа? Этот день, приходящийся на новолуние после даты весеннего равноденствия, принято отмечать с 14 на 15 число первого лунного месяца Нисана. Правда, относительно солнечного календаря, он постоянно смещается.

Способ вычисления даты Пасхи прост: после 21 марта, наступления весеннего равноденствия, приходит новолуние, следующее за ним воскресенье – и есть день празднования Пасхи. Что же делать в том случае, если само новолуние придется на воскресенье? Отмечать в следующее.

Приметы напоследок

  1. Хозяйки во время приготовления пасхальных куличей должны надевать чистый фартук;
  2. Если выпечка получилась на славу, в доме будет царить мир, покой и благополучие;
  3. Кулич нельзя разрезать вертикально. Сначала надо убрать верхушку, а затем отрезать по кусочку каждому из членов семьи. Оставшейся верхней частью прикрывали хлеб, пока он не был съеден полностью.

Относительно великого церковного праздника, ставшего завершением Поста, существует множество легенд и поверий, но все они так или иначе уходят корнями в историю, которую мы должны помнить и чтить.

Почему на пасху пекут куличи? Многие люди, с детства воспитывавшиеся в традициях христианства, даже не задумываются, откуда пошел этот обычай, ведь куличик всегда был главным украшением пасхального стола, наряду с творожной пасхой и крашеными яйцами.

Однако если мы обратимся к истории, выясняется, что обычай печь куличики изначально появился не в христианской, а в языческой традиции – задолго до появления христианского культа, причем пекли их не один, а три раза в год, в честь наступления праздников, значимых для древних славян. Когда же произошло слияние язычества и христианства? Поиску ответа на этот вопрос и посвящена данная статья.

Разбираемся с понятиями

С принятием христианства и началом отправления религиозных обрядов по образу и подобию таинств, совершаемых греческой церковью, в русский язык пришло огромное количество слов, заимствованных из греческого языка. Слово «кулич» тоже греческого происхождения, означающее «круглый хлеб».

Какие события связаны с данным атрибутом светлого праздника?

С приходом христианских традиций на Русь традиционный славянский обрядовый хлеб стал именоваться куличом и являлся обязательным атрибутом пасхальной трапезы. Он выпекается из дрожжевого сдобного теста с добавлением цукатов и изюма и имеет форму высокого цилиндра, украшенного сахарной глазурью. Для большей декоративности старославянские куличики посыпались крашеным пшеном. В наше время с этой целью применяют декоративные посыпки.

Страстная (Великая) суббота, предшествующая Пасхе – время освящения куличей, пасхи и крашеных яиц (вопрос: «зачем красят яйца на пасху?» снова отсылает нас к необходимости обратиться к историческим справочникам).

В каждом российском регионе для выпечки использовали разные формы. По большей части куличик напоминал высокий церковный хлеб – артос, хотя вологодские крестьяне выпекали его в виде открытого ягодного пирога.

Какими бы ни были пасхальные пироги: большими или маленькими, узкими или широкими, они всегда имеют округлую форму. Это связано с воспоминанием о том, что Христос был облачен в саван круглой формы.

То, что пасхальные хлеба выпекаются из очень сладкого и сдобного теста, указывает на праздничность этого блюда, посвященного светлому событию в истории всего человечества. Иисус и его апостолы до принесения великой жертвы знали лишь вкус хлеба, испеченного из пресного теста. После же чудесного воскрешения на их столе появился хлеб из необыкновенно вкусного, заквашенного теста.

Куличики были скоромными: тесто, из которого они выпекались, содержало огромное количество сливочного масла и яиц. Известны рецепты, согласно которым на два килограмма пшеничной крупчатки добавлялась целая сотня яиц.

После семи недель Великого поста небольшой кусочек пирога был лучшей пищей, способной и создать ощущение радостного праздника, и подготовить организм соблюдающего пост прихожанина к обильному праздничному застолью.

Разговлялись (то есть в первый раз после соблюдения поста ели скоромную пищу) знаковым хлебцом только после пасхальной церковной службы.

Значение куличика в старославянской традиции

Обрядовый хлеб, выпекаемый из кислого теста, поначалу приносился в жертву земле-матушке, предкам или природным стихиям. Целью такого жертвоприношения являлось желание получить их поддержку, обеспечив тем самым богатый урожай и плодородие почвы. Выпекались обрядовые караваи в канун посевных работ.

Праобразы будущих куличей поначалу выпекались два раза в год: в начале весны (знаменующем начало полевых работ) и в конце осени (по поводу сбора урожая). В петровские времена их стали выпекать и зимой, в связи с наступлением нового календарного года.

Подобная бережливость объяснялась довольно высокой стоимостью получаемого продукта, поскольку для их изготовления требуется большое количество ценных и дорогостоящих продуктов. Помимо этого, технология выпечки отличается большой сложностью и длительностью самого процесса, что делает их исключительно атрибутом лишь торжественного и значимого застолья.

Некоторое время праздничные хлеба использовались в языческих культовых обрядах наряду с отправлением христианских обычаев, в результате чего произошло незаметное взаимопроникновение двух культурных традиций. Со временем языческий смысл обряда забылся, уступив место христианскому значению, связанному с историей гибели и воскрешения Иисуса Христа.

Почему выпечка появляется именно в Воскресение Христово?

Христианский смысл традиции выпекать куличи на праздник связан с древним преданием, согласно которому воскресший Иисус Христос посещал трапезничающих апостолов. С той поры они все время оставляли для Иисуса место в центре стола, где его всегда ожидал свежеиспеченный хлеб.

Со временем в праздник Пасхи появилась церковная традиция выпекать особый хлеб – артос (представляющий собой всецелую просфору) и оставлять его на особом столе, в подражание действиям учеников Христа.

Во все дни пасхальной недели артос является непременным атрибутом крестных ходов, совершаемых вокруг храма. В субботу Святой недели (после прочтения молитвы на раздробление артоса) священнослужители делят его на части и раздают прихожанам после окончания церковной службы в качестве святыни. Раздача артоса сопровождается целованием креста.

Одним из постулатов христианского учения является представление о том, что каждая семья представляет собой малую церковь, которая в светлый праздник Пасхи должна иметь собственный артос. Роль такого артоса и стал выполнять куличик.

Таким образом, присутствие пасхального хлебца на столе стало символом незримого присутствия Господа в каждом доме. На столе каждого православного христианина в этот день обязательно должны быть кулич и пасха. Церковь всемерно содействует верующим, принимая участие в их освящении.

Куличик символически означает хлеб, преломленный воскресшим Иисусом во время трапезы апостолов.

Праздничный хлеб является отличительной чертой между Пасхой иудеев и христиан. Во время иудейской Пасхи на столах верующих присутствует только пресный хлеб. Квасной хлеб в этот момент находится под строжайшим запретом. Православные же христиане отмечают Пасху, лакомясь вкуснейшими сдобными пирогами.

Таинство приготовления

Ставя опару и замешивая тесто, необходимо соблюдать чистоту мыслей и высокий душевный настрой, поэтому хозяйка в этот момент должна прочитать молитву и обратиться к Господу с просьбой помочь ей приготовить удачный кулич.

С давних пор считается, что вид пасхального пирога на весь год определяет благосостояние всей семьи. Ровная и гладкая поверхность готового кулича означает, что дела семьи сложатся удачно. Если же кулич плохо поднялся или на его поверхности образовались трещины – это предвещает немало предстоящих разочарований и утрат.

Выпекают куличи в Чистый четверг, в обстановке уюта, чистоты и порядка. Хозяйка, занимающаяся выпечкой в прежние времена, обязательно надевала чистую рубаху.

В момент выпечки куличей в доме нельзя было не только стучать, но и повышать голос, а также растворять двери и окна.

Для того чтобы не допустить оседания свежевыпеченного пирога, его высаживали на пуховую подушку до полного остывания. На это время из кухни удаляли всех домочадцев, чтобы исключить возникновение сквозняков и посторонних потоков воздуха, сопровождающих любое движение.

Как правильно разрезать пасхальный хлеб?

    Нарезают кулич не вдоль, а поперек, кольцами. При необходимости (если кулич большого диаметра) эти кольца можно разрезать радиально.

    Верхнюю часть кулича сохраняют до последнего момента (пока не будет съеден последний кусочек мякоти), используя его в качестве крышки, которая предохраняет нежную мякоть кулича от высыхания.

    Куличи выпекаются с учетом количества членов в семье. Кулич необходимо распределить на всю пасхальную неделю: каждый член семьи ежедневно должен получать по одному кусочку.

В чем уникальность русского кулича?

В отличие от европейских сортов пасхального хлебца (например, английского кекса или австрийского райндлинга) русский вариант кулича является значительно более легким как по структуре, так и по степени усваивания организмом человека.

Уникальное сочетание сдобности и легкости кулича делают его незаменимым продуктом, способствующим постепенному и безопасному переходу от соблюдения жесткого поста к употреблению скоромной пищи.

Закваску для русского кулича ставят за неделю до Пасхи, а тесто традиционно творят в Чистый четверг.

Муку, предназначенную для кулича, просеивают не менее двух раз: это способствует ее насыщению кислородом.

Кадку с сотворенным тестом обкладывают подушками, чтобы предотвратить его проседание, а во время его расстойки недопустимы громкие разговоры и хождение по комнате в тяжелой обуви.

В комнате, где готовят куличи, должна быть постоянная температура воздуха, исключающая даже малейшие температурные перепады.

Праздничный православный кулич немыслим без прочитанных над ним молитв.

Почему на пасху пекут куличи? Многие люди, с детства воспитывавшиеся в традициях христианства, даже не задумываются, откуда пошел этот обычай, ведь куличик всегда был главным украшением пасхального стола, наряду с творожной пасхой и крашеными яйцами.

Однако если мы обратимся к истории, выясняется, что обычай печь куличики изначально появился не в христианской, а в языческой традиции – задолго до появления христианского культа, причем пекли их не один, а три раза в год, в честь наступления праздников, значимых для древних славян. Когда же произошло слияние язычества и христианства? Поиску ответа на этот вопрос и посвящена данная статья.

С принятием христианства и началом отправления религиозных обрядов по образу и подобию таинств, совершаемых греческой церковью, в русский язык пришло огромное количество слов, заимствованных из греческого языка. Слово & кулич& тоже греческого происхождения, означающее & круглый хлеб& .

Какие события связаны с данным атрибутом светлого праздника?

С приходом христианских традиций на Русь традиционный славянский обрядовый хлеб стал именоваться куличом и являлся обязательным атрибутом пасхальной трапезы. Он выпекается из дрожжевого сдобного теста с добавлением цукатов и изюма и имеет форму высокого цилиндра, украшенного сахарной глазурью. Для большей декоративности старославянские куличики посыпались крашеным пшеном. В наше время с этой целью применяют декоративные посыпки.

Страстная (Великая) суббота, предшествующая Пасхе – время освящения куличей, пасхи и крашеных яиц (вопрос: & зачем красят яйца на пасху?& снова отсылает нас к необходимости обратиться к историческим справочникам).

В каждом российском регионе для выпечки использовали разные формы. По большей части куличик напоминал высокий церковный хлеб – артос, хотя вологодские крестьяне выпекали его в виде открытого ягодного пирога.

Какими бы ни были пасхальные пироги: большими или маленькими, узкими или широкими, они всегда имеют округлую форму. Это связано с воспоминанием о том, что Христос был облачен в саван круглой формы.

То, что пасхальные хлеба выпекаются из очень сладкого и сдобного теста, указывает на праздничность этого блюда, посвященного светлому событию в истории всего человечества. Иисус и его апостолы до принесения великой жертвы знали лишь вкус хлеба, испеченного из пресного теста. После же чудесного воскрешения на их столе появился хлеб из необыкновенно вкусного, заквашенного теста.

Куличики были скоромными: тесто, из которого они выпекались, содержало огромное количество сливочного масла и яиц. Известны рецепты, согласно которым на два килограмма пшеничной крупчатки добавлялась целая сотня яиц.

После семи недель Великого поста небольшой кусочек пирога был лучшей пищей, способной и создать ощущение радостного праздника, и подготовить организм соблюдающего пост прихожанина к обильному праздничному застолью.

Разговлялись (то есть в первый раз после соблюдения поста ели скоромную пищу) знаковым хлебцом только после пасхальной церковной службы.

Обрядовый хлеб, выпекаемый из кислого теста, поначалу приносился в жертву земле-матушке, предкам или природным стихиям. Целью такого жертвоприношения являлось желание получить их поддержку, обеспечив тем самым богатый урожай и плодородие почвы. Выпекались обрядовые караваи в канун посевных работ.

Праобразы будущих куличей поначалу выпекались два раза в год: в начале весны (знаменующем начало полевых работ) и в конце осени (по поводу сбора урожая). В петровские времена их стали выпекать и зимой, в связи с наступлением нового календарного года.

Подобная бережливость объяснялась довольно высокой стоимостью получаемого продукта, поскольку для их изготовления требуется большое количество ценных и дорогостоящих продуктов. Помимо этого, технология выпечки отличается большой сложностью и длительностью самого процесса, что делает их исключительно атрибутом лишь торжественного и значимого застолья.

Некоторое время праздничные хлеба использовались в языческих культовых обрядах наряду с отправлением христианских обычаев, в результате чего произошло незаметное взаимопроникновение двух культурных традиций. Со временем языческий смысл обряда забылся, уступив место христианскому значению, связанному с историей гибели и воскрешения Иисуса Христа.

Почему выпечка появляется именно в Воскресение Христово?

Христианский смысл традиции выпекать куличи на праздник связан с древним преданием, согласно которому воскресший Иисус Христос посещал трапезничающих апостолов. С той поры они все время оставляли для Иисуса место в центре стола, где его всегда ожидал свежеиспеченный хлеб.

Со временем в праздник Пасхи появилась церковная традиция выпекать особый хлеб – артос (представляющий собой всецелую просфору) и оставлять его на особом столе, в подражание действиям учеников Христа.

Во все дни пасхальной недели артос является непременным атрибутом крестных ходов, совершаемых вокруг храма. В субботу Святой недели (после прочтения молитвы на раздробление артоса) священнослужители делят его на части и раздают прихожанам после окончания церковной службы в качестве святыни. Раздача артоса сопровождается целованием креста.

Одним из постулатов христианского учения является представление о том, что каждая семья представляет собой малую церковь, которая в светлый праздник Пасхи должна иметь собственный артос. Роль такого артоса и стал выполнять куличик.

Таким образом, присутствие пасхального хлебца на столе стало символом незримого присутствия Господа в каждом доме. На столе каждого православного христианина в этот день обязательно должны быть кулич и пасха. Церковь всемерно содействует верующим, принимая участие в их освящении.

Куличик символически означает хлеб, преломленный воскресшим Иисусом во время трапезы апостолов.

Праздничный хлеб является отличительной чертой между Пасхой иудеев и христиан. Во время иудейской Пасхи на столах верующих присутствует только пресный хлеб. Квасной хлеб в этот момент находится под строжайшим запретом. Православные же христиане отмечают Пасху, лакомясь вкуснейшими сдобными пирогами.

Ставя опару и замешивая тесто, необходимо соблюдать чистоту мыслей и высокий душевный настрой, поэтому хозяйка в этот момент должна прочитать молитву и обратиться к Господу с просьбой помочь ей приготовить удачный кулич.

С давних пор считается, что вид пасхального пирога на весь год определяет благосостояние всей семьи. Ровная и гладкая поверхность готового кулича означает, что дела семьи сложатся удачно. Если же кулич плохо поднялся или на его поверхности образовались трещины – это предвещает немало предстоящих разочарований и утрат.

Выпекают куличи в Чистый четверг, в обстановке уюта, чистоты и порядка. Хозяйка, занимающаяся выпечкой в прежние времена, обязательно надевала чистую рубаху.

В момент выпечки куличей в доме нельзя было не только стучать, но и повышать голос, а также растворять двери и окна.

Для того чтобы не допустить оседания свежевыпеченного пирога, его высаживали на пуховую подушку до полного остывания. На это время из кухни удаляли всех домочадцев, чтобы исключить возникновение сквозняков и посторонних потоков воздуха, сопровождающих любое движение.

Нарезают кулич не вдоль, а поперек, кольцами. При необходимости (если кулич большого диаметра) эти кольца можно разрезать радиально.

Верхнюю часть кулича сохраняют до последнего момента (пока не будет съеден последний кусочек мякоти), используя его в качестве крышки, которая предохраняет нежную мякоть кулича от высыхания.

Куличи выпекаются с учетом количества членов в семье. Кулич необходимо распределить на всю пасхальную неделю: каждый член семьи ежедневно должен получать по одному кусочку.

В отличие от европейских сортов пасхального хлебца (например, английского кекса или австрийского райндлинга) русский вариант кулича является значительно более легким как по структуре, так и по степени усваивания организмом человека.

Уникальное сочетание сдобности и легкости кулича делают его незаменимым продуктом, способствующим постепенному и безопасному переходу от соблюдения жесткого поста к употреблению скоромной пищи.

Закваску для русского кулича ставят за неделю до Пасхи, а тесто традиционно творят в Чистый четверг.

Муку, предназначенную для кулича, просеивают не менее двух раз: это способствует ее насыщению кислородом.

Кадку с сотворенным тестом обкладывают подушками, чтобы предотвратить его проседание, а во время его расстойки недопустимы громкие разговоры и хождение по комнате в тяжелой обуви.

В комнате, где готовят куличи, должна быть постоянная температура воздуха, исключающая даже малейшие температурные перепады.

Праздничный православный кулич немыслим без прочитанных над ним молитв.

Светлое Христово Воскресенье (иначе – Пасха) – самое главное событие в году для всех христиан. Недаром его называют «торжество из торжеств», или иначе – «праздников праздник». Именно в такой день случилось чудо – воскресение Господа. Христианское толкование слова «пасха» – переход от бренного земного существования и смерти к вечной жизни на небесах. Празднование Пасхи по церковным канонам продолжается 40 дней, а кульминацией становится Воскресенье Христово.

С самым великим церковным праздником связано множество атрибутов и ритуалов. Самые главные из них: праздничное богослужение, пасхальное приветствие, появление Благодатного огня, крестный ход с торжественным звоном и пасхальная трапеза.

Что такое пасхальная трапеза?

В Великую субботу и по окончании праздничной службы в крупных храмах и маленьких сельских церквях проходит освящение традиционного праздничного угощения: пасхальных яиц, творожных пасх и куличей. Этот процесс сопровождается особой молитвой.

Православный вариант празднования Пасхи предполагает использование во время богослужений особого хлеба – артоса, который освящается на первой праздничной службе. Он символизирует краюшку хлеба, которую всегда оставляли апостолы во время своих трапез для Иисуса Христа после его Вознесения. Тем самым он как бы символически обозначает Его постоянное присутствие за трапезой.

Со временем традиция оставлять хлеб для Спасителя стала неотъемлемой частью праздника Воскресенья Господня, и артос стали класть на особый стол в храмах. Артос во время всей Светлой Седмицы остаётся в церкви и каждодневно обносится вокруг неё с крестным ходом. Этот освящённый хлеб разделяется между христианами после заключительной праздничной службы. Существует традиция сохранять кусочки артоса в доме долгое время и съедать обязательно натощак только в исключительных случаях, например во время серьёзной болезни.

Что такое традиционный кулич?

Любая семья – это в духовном смысле тоже как бы храм в миниатюре, поэтому со временем стало традицией в каждом доме иметь подобие настоящего церковного артоса – кулич.

Этот хлеб имеет особую круглую и высокую (цилиндрическую) форму. Его делают максимально скоромным, то есть с большим содержанием сдобы (масла и яиц) в тесте. Добавляют изюм и всегда украшают сверху сахарной пудрой или глазурью. Католики готовят аналогичное праздничное угощение из песочного теста и называют его «баба».

Название «кулич» произошло от греческого kollikion, что в переводе означает «круглый хлеб». Это слово встречается не только в русском языке. Испанцы называют «домашний» артос kulich, а французы – koulitch.

Освящённой во время службы в Великую субботу выпечкой разговляются по окончании Великого поста. Происходит это чаще всего во время праздничной семейной трапезы. Принято разделять праздничный хлеб на всех домочадцев. Прихожане могут угощать кусочками выпечки друг друга и священнослужителей сразу после праздничной службы.

Выпекание праздничных куличей к христианскому празднику Великой Пасхи очень логично совместилось с народной традицией изготовления весеннего обрядового хлеба, символизирующего начало посевных работ. Такие хлеба было принято печь только в особых случаях: на праздник урожая, отмечая начало нового сельскохозяйственного либо календарного года. Такую сакральную выпечку крестьяне не съедали просто так, а использовали в различных охранительных обрядах для повышения урожая зерна и приплода скота, а также при гаданиях.

Пасху - Светлое Христово Воскресенье, главный праздник христиан – православные и католики в этом году отмечают 16 апреля.

Церковь празднует Пасху 40 дней - столько же, сколько Христос был с учениками после Своего Воскресения. Первую неделю после Воскресенья Христова называют Светлой или Пасхальной седмицей.

Из Евангелия

Иисус Христос умер на кресте в пятницу, около трех часов пополудни и был погребен до наступления темноты. На третий день после погребения Христа ранним утром несколько женщин (Мария Магдалина, Иоанна, Саломия и Мария Иаковлева и другие с ними) несли благовония, купленные ими, чтобы помазать тело Иисуса. Идя к месту погребения, они горевали: «Кто отвалит нам камень от гроба?». Но камень был уже отвален, а гробница пуста.

Это увидели и пришедшая ко гробу первой Мария Магдалина, и позванные ею Петр и Иоанн, и жены-мироносицы, которым возвестил о Христовом Воскресении сидящий при гробе юноша в светоносных одеждах. Четыре Евангелия описывают это утро словами разных свидетелей, пришедших к гробу одни за другими.

Значение

Для христиан этот праздник означает переход от смерти к вечной жизни с Христом - от земли к небу, что возглашают и пасхальные песнопения.

Воскресение Иисуса Христа открыло славу Его Божества, скрытую до этого под покровом унижения: позорной и страшной смерти на кресте рядом с распятыми преступниками и разбойниками.

Своим Воскресением Иисус Христос благословил и утвердил воскресение для всех людей.

История

Ветхозаветную Пасху (Песах) праздновали как воспоминание об исходе сынов Израилевых из Египта и избавлении от рабства.

В апостольское время Пасха соединяла в себе два воспоминания: о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа. Дни, предшествующие Воскресению, назывались Пасхой страданий. Дни после Воскресения - Пасхой Крестной или Пасхой Воскресения.

В первые века христианства разные общины праздновали Пасху в разное время. На Востоке, в Малой Азии, ее отмечали в 14-й день месяца нисана (март – апрель), на какой бы день недели ни приходилось это число. Западная Церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

На Первом вселенском соборе в 325 году было решено праздновать Пасху повсеместно в одно и то же время по Александрийской пасхалии. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

Православная церковь определяет дату празднования Пасхи по Александрийской пасхалии: праздник должен быть обязательно в воскресенье после иудейской Пасхи, после полнолуния и весеннего равноденствия.

Церковное празднование

С древних времен пасхальное богослужение происходит ночью. Подобно избранному Богом народу - израильтянам, бодрствовавшим в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане не спят в священную предпраздничную ночь Светлого Воскресения Христова.

Незадолго до полуночи в Великую субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением снятого с креста тела Иисуса Христа) и относят ее в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня - в память о сорока днях пребывания Христа на земле после Его Воскресения.

Священнослужители снимают субботние белые и надевают праздничные красные пасхальные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон - благовест - возвещает о приближении Воскресения Христова.

Ровно в полночь при закрытых Царских Вратах священнослужители в алтаре поют три раза стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». А затем выходят из алтаря и вместе с народом, подобно женам-мироносицам, пришедшим ко гробу Иисуса Христа, обходят вокруг храма крестным ходом с пением той же стихиры.

Крестный ход

Он означает шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми дверями, как бы у входа ко Гробу Господню. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь. Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят светильники и лампады, и все вместе поют: «Христос воскресе из мертвых!».

Заутреня

Далее служат Пасхальную заутреню: поют канон, составленный святым Иоанном Дамаскиным. Между песнями Пасхального канона священники с крестом и кадилом обходят храм и приветствуют прихожан словами: «Христос воскресе!», на что верующие отвечают: «Воистину воскресе!».

В конце заутрени, после пасхального канона, священник читает «Слово святителя Иоанна Златоуста», повествующее о радости и значении этого дня. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.

Сразу после заутрени служат Пасхальную литургию, где на разных языках читают начало Евангелия от Иоанна (если служат несколько священников).

После окончания праздничного богослужения православные христиане разговляются - угощаются освященными крашеными яйцами и куличами при храме или у себя дома.

Пасхальные яйца

В христианстве пасхальное яйцо - символ Гроба Господня, в котором была скрыта вечная жизнь.

В Палестине гробницы устраивали в пещерах, а вход закрывали камнем, который отваливали, когда должны были положить покойного.

Предание говорит, что камень, которым закрыли гробницу Иисуса Христа, напоминал очертаниями яйцо. Под скорлупой яйца скрывается новая жизнь. Поэтому для христиан пасхальное яйцо - это напоминание о Воскресении Иисуса Христа, о спасении и вечной жизни. Красный цвет, в который чаще всего окрашивают яйца, означает страдания и кровь Христа.

Впервые упоминание о крашеных яйцах встречается в рукописи Х века, найденной в библиотеке греческого монастыря святой Анастасии. Согласно рукописи после службы на Пасху игумен раздавал братии освященные яйца со словами: «Христос Воскресе!».

По преданию, крашеное яйцо стало символом Пасхи после чуда с Марией Магдалиной. Православная церковь почитает ее как равноапостольную святую и мироносицу, которая проповедовала о воскресшем Христе в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года после отбытия его из Рима, после первого суда над ним.

Мария Магдалина пришла с проповедью и к римскому императору Тиберию. По древнему обычаю императору подносили дары, и Магдалина поднесла яйцо со словами: «Христос воскресе!». Император отвечал, что, как яйцо белое, а не красное, так и мертвые не воскресают. В тот же миг яйцо в его руке покраснело.

Есть предположение, что обычай красить яйца на Пасху связан с дохристианским празднованием весны. Яйцо у многих народов являлось олицетворением животворной силы. Вся вселенная представлялась вышедшей из яйца. В верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян яйцо было символом рождения и возрождения.

Пасхальные яйца, окрашенные в один цвет, без рисунка, назывались крашенками (или галунками). Обычно для их приготовления использовали природные красители, в первую очередь луковую шелуху. Получить другие цвета можно с помощью крепких растительных отваров.

Яйца, расписанные особым орнаментом, назывались писанками. Расписывали их только сырыми, и в пищу они не годились. После Троицы их принято было выдувать. Расписное яйцо превращали в птицу, приклеивая к скорлупе крылья.

Сейчас красить яйца можно пищевыми красителями или украшать с помощью специальных наклеек.

В большинстве стран красят и расписывают яйца женщины и девушки. Как правило, этому занятию посвящают один из дней Страстной недели -- Великий четверг, Страстную пятницу или субботу, которую из-за этого называли «Красильной» или «Красной».

Красить и дарить яйца на Пасху принято и у католиков. По традиции они дарят друг другу не только расписные куриные яйца, но и шоколадные.

Куличи и Пасха

Это один из древнейших символов Воскресения Христа. Кулич подобен артосу - особому круглому высокому хлебу с изображением креста и тернового венца. Артос в храме означает жертву за людей - самого Христа.

В пасхальном угощении отражена вера христиан в незримое присутствие воскресшего Господа за их праздничной трапезой.

Предание говорит, что апостолы на общей молитве вспоминали Тайную вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. А при трапезе они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и клали на Его место хлеб.

Подражая апостолам, пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова класть в храме на столе или налое перед Царскими Вратами артос, обозначая, что пострадавший за нас Спаситель стал для нас хлебом жизни.

Все дни Светлой седмицы после литургии артос крестным ходом обносят вокруг храма. В субботу Светлой седмицы его с молитвой раздробляют и в конце литургии при целовании креста раздают народу как святыню.

На Руси к Пасхе в каждом доме выпекали внешне похожий на артос, но сдобный, с изюмом и орехами, праздничный хлеб и освящали его в храме. Этот хлеб получил название «кулич» от греческого слова «kollikion» - «круглый хлеб».

Куличи выпекают из сдобного теста с большим количеством масла и яиц. У католиков, кроме дрожжевых куличей, пекут и песочные, так называемые бабы.

Существовала примета, что, если кулич удался на славу, значит, и в доме будет процветание и благополучие. В Пасху на праздничном столе верх кулича срезали горизонтально, резали кулич кругами или ломтями, и все получали по куску.

К Светлому Христову Воскресенью готовят не только кулич, но и пасху из творога. В виде усеченной пирамиды она означает Гроб Господень, в котором совершилось Воскресение Христово. Готовят пасху в специальной разборной деревянной форме - пасочнице из деревянных дощечек, на внутренней стороне которых вырезаны буквы «ХВ» («Христос воскресе!»), а также крест, копье, трость, ростки и цветы - символы страдания и воскресения Иисуса Христа, а иногда и голубь - символ Святого Духа. Эти изображения и надпись остаются на готовой пасхе, когда пасочницу снимают.

КСТАТИ

А́ртос (по-гречески - «хлеб») - освященный квасной (дрожжевой) хлеб, иначе называемый просфора всецелая (то есть просфора без изъятых из нее частиц). Просфора (просвира) (от др.-греч. «приносимое») - в первые века христиане называли так приношения из хлеба и вина, с которыми верующие приходили в храм. Такое значение просфоры сохраняется в православной церкви и в настоящее время.

Фото Дмитрия ОСИПОВА