Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Православное Рождество: традиции и история празднования. Ах, если бы язычество заключалось лишь в памятных датах, ритуалах и мероприятиях! Однако оно не в культах, не в обрядах, не в идолах, а в головах…. Празднование Рождества Христова. Народные традиции

В наши дни принято наименование «Рожество » (без буквы «д»). В старопечатных книгах начало праздничного тропаря читается так:

Р жcтво твоE хrтE б9е нaшъ

В то же время, в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви добавился звук д и стало общеупотребительным название «Рождество ». Приводим комментарии старообрядческих священников по этому вопросу:

Поясняет иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Ростове-на-Дону:

Рожество - церковно-славянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев есть определенная тенденция сохранять именно такую транскрипцию. Хотя она и необязательна. Соединенные, чередующиеся, сдвоенные согласные в корне слова - это влияние западно-славянской традиции.

Комментирует иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Калуге:

Слово «Рожество » пишется под титлой, как и другие сакральные слова (Бог, Господь, Богородица и др.). На богослужении мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время «д» мы произносим во многих других случаях: «Девая днесь Пресущественнаго ражд ает…», «Исусу рожд ьшуся в Вифлееме Июдейстем…», «От Девы ражд ается…» и т.п.

Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожд у Сына?». Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее. Мы читаем так, как написано в книге. Итак, мы смело можем поздравлять людей с Рожд еством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов (Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т.д.)».

В этой и других статьях нашего сайта мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Рождество », потому что в ином случае, к большому сожалению, наша статья просто выпадет из поисковых систем и не сможет быть найдена читателями по соответствующему запросу.

Рождество Христово. Событие праздника

Христос рождается - славите! Подробный рассказ о рождении Исуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда все они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица были потомками царя Давыда , и потому пошли в Вифлеем, город Давыдов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот.

Наступило время рождения Христа. Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли - кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть - им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа. Затем пастухи услышали ангельское пение:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы - волхвы. Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иякова и восстает жезл от Израиля » (Числа 24:17). Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному. Придя в Иерусалим, они спрашивали:

Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2:1).

Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, т.е. был чужеземцем. Ирод получил корону из рук римлян. Крайне мнительный и подозрительный, нелюбимый народом, он очень боялся лишиться власти. Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят? Где он находится Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников - людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос? Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме Иудейском:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных (Михей 5:2).

Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан - Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение - умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной.

Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим - им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. Предание говорит о том, что волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар . Считается, что они стали христианами, приняв крещение от апостола Фомы. Ирод, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество:

Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер. 31:15).

Иосиф Обручник был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя.

История празднования Рождества Христова

Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января. Этот праздник назывался Богоявлением. Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа - Солнца Правды.

В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием. Но еще в V–VI веках в некоторых Церквях Востока Рождество Христово продолжали праздновать вместе с Богоявлением. Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу. Тому и другому празднику предшествует сочельник - день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон », во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог !». Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.

С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог!

В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем.

Рождество Христово. Устав и Богослужение

Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом . Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником . В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы ». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах », в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны - изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.

В восьми паремиях говорится: в 1-й (Быт. I, 1–13) о сотворении Богом человека; во 2-й паремии (Числ. XXIV, 2–9, 17–18) содержится пророчество о звезде от Иакова и рождении Человека, Которому покорятся все люди; в 3-й паремии (пророчество Михея IV, 6–7, 2–4) - о рождении Исуса Христа в городе Вифлееме; в 4-й (прор. Исаии IX, 1–10) - о жезле, т.е. владыке из корене Иессеева (т.е. об Исусе Христе); в 5-й паремии (прор. Варуха III, 36–38; IV, 1–4) - о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле; в 6-й паремии (прор. Даниила II, 31–36, 44–45) - о восстановлении Богом небесного царствия; в 7-й (Ис. IX, 6–7) - о рождении Младенца, Которому нарекут имя Бога крепкого и князя мира; в 8-й - о рождении от Девы Эммануила.

В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей (вместо вечерни) с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог », содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии. После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа. В Апостоле (Гал. IV, 4–7) излагается учение, что через воплощение Исуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. В Евангелии (Mф.II, 1–12) повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу.

Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Так, тропарь и кондак составлены Романом Сладкопевцем в VI веке. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) написал канон и стихеры, второй канон написан преподобным Козмой Маиумским (VIII век). Праздничные стихеры написали Анатолий , Константинопольский патриарх (V век), Софроний и Андрей Иерусалимские (VII век), Герман , патриарх Константинопольский (VIII век).

————————
Библиотека Русской веры

Интересно, что одна из праздничных стихер написана единственной женщиной-гимнографом! Это монахиня Кассия , жившая в Константинополе в IX веке. Она родилась в знатной семье. Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император подал ей золотое яблоко со словами: «Не через жену ли произошло зло ?», - намекая на грех Евы. Кассия ответила: «Но через жену пришло и спасение », - имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась царевичу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на собственные средства построила монастырь и приняла там постриг. Она составила множество богослужебных песнопений, в том числе и стихеру празднику Рождества Христова :

Ѓ вгусту є3диноначaльствующу на земли2, многоначaліе человёкwмъ престA. и3 тебЁ въчеловёчшусz t чи1стыz, многоб0жіе и4доломъ ўпраздни1сz. под8 є3ди1нэмъ цrтвомъ ми1рским, грaди бhша. и3 въ є3ди1но вLчество бжcтвA, kзhцы вёроваша. њписaшасz лю1діе, повелёніемъ кесарeвымъ, написaхомсz вёрніи и4менемъ бжcтвA, тебE въчеловёчшасz бGа нaшегw. вeліz твоS млcть, гDи слaва тебЁ.

Русский перевод:

Когда единственным владыкой всей земли стал Август, прекратилось человеческое многоначалие. И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от Чистой Богородицы, прекратилось языческое, идольское многобожие. Как все люди были под властью одного царства, так и все народы уверовали в Единого Бога. Все люди были описаны по повелению Кесаря (перепись населения), и мы, верные, написались именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

Р жcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Русский текст

Рожество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток, с высоты; Господи, слава Тебе.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

Д в7аz днeсь, пресyщественагw раждaетъ, и3 землS вертeпъ неприкосновeнному прин0ситъ. ѓнGли съ пaстыри славосл0вzтъ. волсви1 же со ѕвэзд0ю путьшeствуютъ. нaсъ бо рaди роди1сz, nтрочA млaдо превёчныи бGъ.

Русский текст

Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Превечный Бог.

Еще полезного чтения :
————————
Библиотека Русской веры
Поучение на Рождество Христово. Великие Минеи Четьи →

Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи

Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Обычно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли ее к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем, и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.

Солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживленнее творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето. Кутья, или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение. Она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подается с маслом).

Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки . Коляда состоит в том, что парни, девушки и мальчики собираются группами и, переходя от одного двора к другому, поют под окошками, а иногда и в избах, песни, то в честь праздника, то как поздравление хозяев, то просто ради потехи и развлечения. За это им дают копейки, хлеб, а иногда потчуют водкой. Обычаи колядок очень разнились по разным губерниям Руси.

День Рождества Христова , как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом - отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. А деревенская детвора, парни и девушки в это время ходят по дворам и славят Христа. Славильщики обыкновенно поют тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляют так называемые присказки. Вот для образца одна из таких присказок:

Пречистая Дева Мария
Исуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала -
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.

Христославов крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяя мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками. На вырученные деньги ребята нанимали обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих. Среди девушек также были распространены Рождественские гадания .

Иконы Рождеству Христову

Ранние изображения Рождества Христова были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова, которая затем пришла на Русь. Центральным изображением на иконе Рождества Христова являются фигуры Богородицы и Богомладенца: Исус Христос лежит в яслях - кормушке для скота, в пещере, где согласно Евангелию Он родился.

Перед Господом склоняются волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары. В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа. В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.

Храмы Рождества Христова на Руси

В честь Рождества Христова была освящена церковь на Красном поле в Великом Новгороде. Согласно летописным сведениям, церковь была построена в 1381 году при архиепископе Алексие. Ранее она являлась главным храмом одноименного монастыря. В качестве ее основателя в синодике церкви упоминается имя великого князя Дмитрия Донского. Особенностью Рождественского монастыря было существование при нем скудельницы для погребения умерших от эпидемий. Церковь Рождества Христова в основных чертах сохранила свой первоначальный облик и в настоящее время является памятником-музеем Новгородского музея-заповедника.

Первое документальное упоминание о церкви Рождества Христова в г. Галиче Костромской области относится к 1550 г. При этом некоторые исследователи датируют сооружение концом XIV - началом XV вв.

Ко времени правления Ивана IV относится возведение древнейшего архитектурного памятника - Христорождественского собора (1552-1562 гг.) в г. Каргополе. Изначально собор был двухэтажным, но за четыре века он значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли - это нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Собор отреставрирован внутри. Шесть мощных столпов поддерживают своды.

В честь Рождества Христова была освящена церковь в Москве, в Палашах. Храм был основан в начале XVI в., вновь выстроен в 1573 г. Каменная церковь освящена в феврале 1692 г. В 1935 г. храм начали разрушать, на его месте было выстроено школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещалась средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков всероссийского хорового общества, затем Музей революции.

Во имя Рождества Христова освящена трапезная церковь Пафнутиева Боровского монастыря. Церковь была выстроена в 1511 г. Одностолпная трапезная палата, церковь и келарская были заключены в общий прямоугольник наружных стен.

В деревне Юркино Истринского района Московской области, в усадьбе боярина Я. Голохвастова, в самом начале XVI века была возведена и освящена церковь во имя Рождества Христова. Необычен декор фасадов Христорождественской церкви и особенно керамический фриз, который опоясывает стены здания под трехлопастными их завершениями. Его детали напоминают декор итальянских храмов эпохи Возрождения. В советское время храм был закрыт и разорен.

После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (ныне село в Ленинском районе Московской области) поставить деревянную церковь в честь Рождества Христова. Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598-1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, было превращено в овощехранилище. В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим и восстановлен.

В г. Верее Московской области в 1552 г. была заложена соборная церковь Рождества Христова. Церковь построена по личному указу царя Ивана IV в честь взятия Казани, а также в знак отличия верейских ратников под руководством кн. Старицкого при штурме города. В 1730 г. и 1802-1812 гг. храм значительно реконструировался, что полностью изменило его внешний облик: пристроена трапезная и колокольня, возобновлены соборные иконостасы, стены украшены живописью венецианского стиля. В 1924 г. храм закрыли. В 1999 г. храм возвращен верующим и возобновлен.

Во имя Рождества Христова освящен храм Спасо-Преображенского монастыря в г. Старой Руссе Новгородской области. Храм отличается широким притвором. Простота и рациональность его устройства дают основание предполагать, что в каменном храме повторена композиция деревянной церкви, вероятно, его предшественницы 1620 года.

В деревне Малы Печорского района Псковской области в 1490 г. был построен Христорождественский храм. По преданию, на этом месте когда-то был древний одноименный мужской монастырь, при котором жило множество иноков, но который был разрушен во время литовских набегов на псковские земли.

Христорождественская церковь в г. Ярославле была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала. Каменная церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов XVII века, на месте деревянной. Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия церковь и освящена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина ».

В 1546 г. во имя Рождества Христова был освящен придел церкви Жен-Мироносиц на Завеличье в Пскове. Храм стоит на невысоком холме посреди равнинного Завеличья и окружен кладбищем. Церковь была возведена на средства известного Московского (прежде - Новгородского) митрополита Макария. В 1-й Псковской летописи можно встретить сведения и о заказчиках храма: «…церковь поставиша на скудельницах святых Жен-Мироносиц приказщик Богдан Ковырин да Григореи Иванов Титова Кирилла мыльника да и придел в него имя святого Кирила поставиша, да и о слоужбу вседневноую учиниша и попов и дьякона, да общее житие составиша… » С основанием каменного храма здесь был учрежден общежительный монастырь, церковь сделана соборной. Мироносицкий монастырь был упразднен в 1764 г., а церковь была обращена в приходскую и кладбищенскую, действовавшую до 1930-х годов, затем здесь поместился склад «Росбакалеи». Ныне храм передан Псковской епархии РПЦ.

Также церкви, освященные в честь Рождества Христова, есть в Украине (г. Тернополь, храм 1602 г. постройки), Болгарии (с. Арбанаси, церковь 1550 г. основания), Грузии (г. Тбилиси, 1500 г. постройки; с. Мацхвариши, 1000 г. постройки; г. Мартвили, 900 г. постройки) и Израиле (между 327 и 535 гг. постройки).

Старообрядческие храмы Рождества Христова

В древности на все великие праздники службы совершали особенно торжественно, в течение всей ночи, т.е. всенощным бдением. В настоящее время в большинстве старообрядческих приходов всю ночь молятся только на Пасху, а в остальные праздники совершают положенную по Уставу службу с перерывом - накануне вечером и утром. Но в некоторых общинах начинают возрождать традицию молиться ночью и службу Рождеству Христову, например, в Екатеринбурге Cобор РПСЦ Рождества Христова Рогожской общины. Москва

Храмы Русской Древлеправославной Церкви, освященные во имя Рождества Христова, находятся в г. Улан-Удэ (Бурятия) и (Украина, Полтавская область).

Во имя Рождества Христова была освящена . Храм был двухэтажным. На первом этаже находилась раздевалка и помещение для заседаний Совета общины. Весь второй этаж занимало храмовое помещение в виде большой длинной залы без колонн и перегородок высотой в семь аршин. Иконостас был трехярусным. Снаружи храм был украшен одной главой с крестом. Здание было снесено в 1970-х годах.

Полезное по теме :

  • ? Проповедь иерея Константина Литвякова на Рождество Христово;
  • : православные традиции праздника («Христос раждается славите », текст);
  • . Традиции праздника

Оставалось совсем немного времени до того момента, когда Святая Мария должна была родить.
Как раз в это время, по указанию царя Ирода, в стране было необходимо провести перепись населения. При этом согласно древним обычаям, каждый житель должен быть записан по месту происхождения своих родов.

Невзирая на свое положение, Мария и ее супруг Иосиф, отправились в Вифлием, откуда велась родословная царя Давида. До места они добрались только под вечер пятого дня.
Изнуренные тяжелой дорогой, святые Мария и Иосиф не смогли найти ночлег. Так же, как и они, в Вифлием прибыло очень много людей для переписи. Все постоялые дворы и гостиницы уже были заняты, а цены на свободные места поднялись и оказались слишком большими для семьи бедного плотника.
Так святое семейство недалеко от города Вифлиема, в пещере, где от непогоды пастухи укрывали свой скот.
В святую ночь 747 года от основания Рима, в этой пещере совершилось великое событие Рождества Христова, это было Рождество Спасителя всего мира.
После появления на свет Младенца, Святая Мария спеленала его и положила на ясли, в которых находилась солома для кормления скота. По преданиям, ослик и вол согревали Божественного Младенца.
Первыми, кто узнал о том, что произошло самое великой событие, которое вообще происходило когда-либо с миром, Рождество Бога-Сына, были пастухи. В ночной тьме вдруг все озарилось вокруг дивным светом, Ангел Небесный в этом сиянии явился пастухам, которые пасли неподалеку свои стада, и возвестил им:

«Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет радостью всем людям: ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк.2, 10-12)

И все небесное ангельское воинство предстало перед взором пастухов, они услышали торжественную песнь:

«Слава в Вышних Богу, и на земле мир, к человекам благоволение!»

Когда это чудное явление исчезло, люди увидели яркий свет, исходящий от одной из пещер, они зашли туда и

«нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях» (Лк.2,16)

Простые, неграмотные пастухи были первыми, кто безоговорочно поверил в Рождество Христово, в то, что они увидели Самого Бога.

Это был настоящий праздник, над пещерой ярко засияла Вифлиемская звезда, по ее свету волхвы нашли место, где случилось Рождество Младенца. Они зашли в пещеру и преклонились перед Спасителем. С собой волхвы принесли золото, как дар царю, ладан, как Богу и смирну, как предвестие будущей смерти.

Примечание: иудеи использовали смирну при погребении, чтобы тело как можно дольше оставалось нетленным.

Царь Ирод Великий, как и многие другие иудеи, знал о пророческом предсказании, о рождестве царя, и боялся этого, потому, что считал Его претендентом на свой престол. Он даже попытался обмануть волхвов и попросил им указать место, где произошло Рождество, чтобы и сам Ирод смог поклониться Иисусу Христу. Но волхвами были получены откровения о намерениях правителя, место нахождения святого семейства они не выдали.

Страх потери власти заставил царя Ирода отдать страшный приказ:

«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2:16).

Более 14000 младенцев погибло в то время, но Сын Божий остался жить – Мария и Иосиф, при Божием покровительстве, той же ночью покинули пещеру и отправились прочь из Иудеи в Египет.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ ПЕРЕД ПРАЗДНИКОМ. ПРОХОЖДЕНИЕ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА.

С 28 ноября начинается последний многодневный пост в году, Рождественский , который заканчивается праздником Рождества Христова- 7 января. Сначала Рождественский пост длился около 7 дней, но на Соборе в 1166 году было установлено, что этот пост необходимо хранить сорок дней, так же, как и Великий пост.

Рождественский пост является примерно таким же по строгости, как Петровский, но ограничения в пище не такое строгое, как Великом.

По понедельникам, средам и пятницам Рождественского поста нельзя есть рыбу, и пить вино, продукты готовят без использования сливочного масла, но лучше в эти дни придерживаться сухоядения. Во все выходные дни и великие праздники разрешается есть рыбу. Правда, если праздник выпадает на понедельник, среду или пятницу, то рыбу есть нельзя, а выпить немного вина можно.

С 25 по 31 декабря пост усиливается, рыбу в эти дни не едят. Самый строгий день поста– накануне праздника, в Рождественский сочельник, в который пищу не вкушают до самого вечера. Этот Святой вечер в Рождественском посте принято проводить в кругу родных и близких людей, разговляться можно только после полуночи.
В Рождественский сочельник церковные правила предписывают наиболее строгое соблюдение поста (до трапезы после вечерни), напоминая древний обычай оглашенных, готовящихся к принятию Таинства Крещения.

«И входим в трапезу, и ядим варение со елеем, рыбы же не ядим. Вино́же пием, благодаряще Бога» (Типикон, 25 декабря).

В Русской Церкви издавна существует благочестивый обычай Рождественского поста — до позднего вечера, до появления первой звезды непосредственно перед самим Рождеством Христовым, продолжать соблюдение поста.
Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в этот пост в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера!

Пост продолжается до момента, когда после Литургии Сочельника на центр храма будет вынесена свеча, и споют

Рождественский пост – это не диета. Он необходим, чтобы мы достойно встретили Рождество Христово, чтобы мы могли очистить себя покаянием и с чистою душою приняли праздник Рождества.

Издревле это был языческий праздник, когда наши предки славили солнце, проводили обряды на урожай или на увеличение поголовья своих стад.
Из истории религии известно, что в четвертом веке в Греции после Рождества были две недели, которые считались праздничными. При этом никто не был обделен правом празднования Святок, включая бедняков и даже рабов.
Есть исторические подтверждения, что в Византии, в связи с праздничными Святками, появилась традиция помощи заключенным в тюрьмах и больным в лечебных учреждениях. У святых Григория Нисского и Ефрема Сирина мы также встречаем упоминания о Святках.
По укоренению православия на Руси, после праздника Рождество, в Рождественские святки, люди поют праздничные тропари и кондаки, прославляют Иисуса Христа. В святки устраиваются благотворительные акции, например Патриаршие елки для детей из детских домов, детские фестивали и другие праздники.
С недавнего времени возродилась традиция проведения во время святок концертов духовной музыки.
Считается, что обычай дарить подарки при наступлении Святок, пошел от волхвов, которые после Его Рождества принесли в Вифлиемскую пещеру золото, смирну и ладан.

В этом периоде нет постных дней. Люди готовят угощения и ходят в гости друг к другу.
Святки заканчиваются 18 января в Крещенский Сочельник.

ВЕЛИЧАНИЕ В ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Величание Господа нашего Иисуса Христа в праздник Рождества Христова.

Величаем Тя, живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии

ВИДЕОФИЛЬМ

Видеофильм о событии Рождества Христова.

Рождество – особый праздник. И даже люди, ни разу не перешагнувшие порог церкви, с упоением готовятся к его празднованию. А для истинных христиан это один из самых значимых церковных праздников. Согласно традиций праздник отмечается с размахом. Но мало кто знает, почему православные празднуют Рождество 7 января. Так как существуют и другие даты праздника, и Рождество у католиков и православных припадает на разные числа.

История чудесного рождения Божьего младенца хорошо известна каждому верующему.

Родила его Святая Дева Мария, не испытывая мучений и страха. Событие произошло в Вифлееме. Этот город в царстве Октавия, где в те времена проходила перепись всего населения, относился к роду Давида.

Поэтому все, кто относился к этому старейшему роду, были вынуждены явиться для переписи. Не стали исключением и Дева Мария, и ее супруг праведник Иосиф.

Несмотря на беременность супруги, непорочно зачавшей, семья явилась к вечеру в Вифлеем.

Но, к сожалению, мест в гостинице для пары не нашлось. И пришлось им искать убежища в холодную ночь в пещерах. В месте, которое было предназначено для стойла скота, уже нашли пристанище многие люди.

Но Мария и Иосифом к ним не присоединились, а нашли для себя укромный уголок. Здесь же у Марии и начались роды. Дева Мария родила прекрасного младенца, которому было суждено изменить судьбы миллионов людей. Чтобы согреть малыша, заботливая женщина положила его в ясли к овцам.

О том, что на свет появился Спаситель, первыми узнали пастухи. Им об этом сообщил Ангел, спустившийся на землю. Пастухи сразу же отправились на поклон к младенцу.

А вот восточным мудрецам о благой вести сообщила взошедшая Вифлеемская звезда.

Она и указала путь волхвам к пещере, куда они принесли для Спасителя в дар золото и благовония: ладан и смирну.

Не для всех новость о Рождении Спасителя стала радостной. Царю Ироду было предсказано, что родившийся мальчик принесет ему погибель. Поэтому он и решил найти и убить младенца. Так как он не знал точного местонахождения мальчика, царь приказал убивать всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет.

Сыну Божьему удалось спастись, но по приказу Ирода было убито 14 000 младенцев.

Они приняли мученическую смерть, еще не зная, что жертва была принесена будущему Спасителю.

Православный праздник Рождество Христово стал для верующих напоминанием о чудесном появлении Спасителя, о начале новой эры веры и надежды.

Спросите у своих знакомых, друзей, когда православные отмечают рождество, и услышите утверждение, что 7 января, и ответ будет, как ни странно, не совсем верным.

Ведь существуют православные церкви, отмечающие Рождество 25 декабря. И их не мало, а 10 из существующих сегодня 15.

Кроме этого, существуют и католические церкви, которые отмечают Рождество совместно с православными христианами 7 января. Почему же произошла такая путаница с днем католического и православного Рождества.

Чтобы разобраться, придется заглянуть в историю.

И здесь, как ни странно, однозначного ответа нет, так как не установлена настоящая дата рождения Христа.

Привычное для многих 6 января долго отмечали, как День Крещения, так как это событие считалось более важным в жизни христиан.

Когда же встал вопрос о рождении Христа, то его высчитывали исходя из даты вести о богозачатии, которое припадает на 25 марта по старому стилю.

К тому же на 25 декабря во многих западных странах праздновался языческий праздник, посвященный богу Сатурну.

Римской церкви было удобно провозгласить Рождество на эту дату. Такая подмена помогала искоренять языческие праздники, более привычные по тем временам людям.

Константинопольская церковь присоединилась к празднованию Рождества в веке.

Поэтому длительное время православное Рождество отмечалось именно 25 декабря. И такое положение вещей сохранялось буквально до начала 20 века.

В России в это время принимается решение о переходе на Григорианский календарь, по которому европейские страны живут уже не один год. Но церковь такого решения не поддерживает.

Поэтому церковный календарь русской церкви исчисляется по Юлианскому календарю.

И даты праздников сохранились именно в соответствии со старым стилем.

По григорианскому летосчислению даты праздников сдвинулись на 13 дней.

Поэтому и получается, что Рождество по православному календарю и сегодня отмечается 25 декабря, но по юлианскому календарю, что соответствует 7 января по более привычному для обывателей календарю.

Это прихожане Русской, Сербской, Грузинской, Белоруской и Иерусалимской Церкви.

С 2014 года к ним присоединилась еще и Польская православная церковь.

Вместе с ними Рождество празднуют и украинские греко-католики, но на фоне последних событий начал подниматься вопрос о переносе даты празднования Рождества.

Дата празднования православного Рождества также совпадает с днем праздника у некоторых протестантов, придерживающихся Юлианскому календарю. На этот же день отмечают Рождество афонские старцы. Так что дать однозначный ответ, какого числа православное рождество, сложно.

Рождество Христово православное: празднование и традиции православного рождества

Рождество – православный праздник, и верующие особенно остро и глубоко в этот день переживают встречу с Христом. Это момент, когда осознание корней и традиций празднования происходит радостно и красочно. Праздник дарит тепло и веру, разжигает в душах людей свет.

До рождения Христова люди были далеки от Бога и возможность встречи с Творцом просто отсутствовала.

Поэтому Бог вынужден был преодолеть грань, отделяющую людей смертных и грешных от жизни вечной и радостной, что проявилось явлением Божьим в образе человеческом. Он послал к людям своего сына, который и должен был рассказать людям о Царствие Божием, и привести их к вере. Именно эту встречу и празднуют православные на Рождество.

Предшествует празднику православный пост – перед Рождеством христиане придерживаются Филиппова или . Начинается пост 28 ноября и длится вплоть до Рождества. Заканчивается сорокадневный пост в рождественское утро.

Празднование же начинается со Сочельника. Вечерять семьи садятся только после появления первой звезды.

До этого 6 января не положено трапезничать. На столах должно быть , каждое из которых имеет собственное значение и важность. Основным блюдом считается сочиво, от чего и пошло название Сочельник.

С рождественского Сочельника начинаются Святки, которые длятся еще две недели. Заканчиваются Святки еще одним немаловажным праздником – Водокрещением, которое празднуют православные 19 января или 13 января по старому стилю.

Всю ночь перед Рождеством идут праздничные служения в церквях. А сутра 7 января положено разговеться, так как заканчивается пост.

Традиционно накрываются богатые столы на Рождество с , и , .

Люди поздравляют близких, родных и просто знакомых с праздником. Православное поздравление с Новым Годом и Рождеством несет добрые помыслы и пожелания веры.

Церкви и дома обязательно украшаются хвойными ветками и другой рождественской атрибутикой. Обязательно ставится и рождественская елка, которую положено украшать яркими игрушками, мишурой, огнями. Эта традиция связана с происхождением райского дерева и «райскими» яблочками на нем.

Особенно интересны рождественские колядки. Дети и молодежь еще с вечера начинают ходить по домам с пожеланиями добра.

В некоторых селениях, когда православные празднуют Рождество, сохранились традиции устраивать вертепы. На деревянном ящичке крепятся фигурки. Участники вертепа показывают при помощи этих фигурок библейский сюжет, связанный с рождением Христа. Они поют песни, читают колядки.

В благодарность хозяева благодарят их конфетами, сладостями, колбасой, деньгами.

Обязательно дарят православные подарки на Рождество. Эта традиция связана с пожеланием добра, богатства, счастья родным, близким, дорогим людям.

Подарки кладут под рождественскую ель или раскладывают в специальные сапожки, носочки.

Праздник проходит всегда весело и радостно. С застольями, песнями, плясками, поздравлениями и подарками. Поэтому праздник Рождество очень любим и детьми, и взрослыми, и даже теми, кто к православным традициям относится равнодушно или скептически.

Видео: православные истории для детей

Смотрите в видео мультфильм о Рождестве Христовом

Сценарий РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА в храме.

1. Песня «Сегодня Рождество Христово».

Сегодня Рождество Христово

Мы празднуем Рожденье снова

//Младенца нашего, Христа,

Везде такая красота.// 2раза

//Ликует вся душа, природа,

И хвалят Бога все народы

И звёзды льют прекрасный свет

Небесной радости привет // 2 раза

(проигрыш)

Во всех сердцах лишь изумленье

Пред Господом благоволенье,

//Морозно, тихо на дворе

Деревья будто в серебре// 2 раза

припев 4 раза

Ведущий:
Чистая январская-белая страница,
Вьюги да метелицы, птицы-голубицы.
Прилетели стайками, небо заслонили,
Перышки снежинки землю всю покрыли.

На Руси светятся в храмах свечи,
Образа сияют тихим светом.
Наступает долгожданный вечер:
Маленький Христос нам послан небом.

На Руси – украшенные елки,
А над ними – звездочки резные.
На ветвях – снежинки, легче шелка,
И шары, как солнышко, златые.

Это в честь Малютки Иисуса
Так искриться на деревьях иней.
Пусть молитвы детские несутся
В необъятный вышний купол синий!

Слава Богу! В мир пришел Спаситель!
С новым Богоявленным Заветом.
Вы Его о радости просите!
Пусть ее пребудет в мире этом.

Тропарь РОЖДЕСТВА

Ученик:

То были времена чудес
Сбывалися Слова Пророка
Сходили Ангелы с небес
Звезда катилась от Востока

Мир Искупленья ожидал
И в бедных яслях Вифлеема
Под песнь хвалебную Эдема
Младенец дивный воссиял.

Ученик:

Татьяна Бокова
Светлый праздник Рождества!
Нет счастливей торжества!
В ночь рождения Христова
Над землёй зажглась Звезда.
С той поры через столетья
Нам она, как солнце светит.
Согревает верой души,
Чтобы мир стал краше, лучше.
Дарит искры волшебства
Светлый праздник Рождества!
Мир приходит в каждый дом…
Поздравляем с Рождеством!

Ведущий:

Здравствуйте и вы, дорогие наши гости: взрослые и детишки, девчонки и мальчишки.
Вот и снова наступил долгожданный, самый светлый, добрый и радостный праздник.
Праздник Рождества Христова.
И мы как и в прошлые года, опять собрались все вместе, чтобы прославить родившегося ныне Господа нашего Иисуса Христа.
Мы сегодня вам расскажем историю Рождества.
Но мне очень хочется чтобы и вы поучаствовали в нашем рассказе, ведь наверняка вам ваши мамы, папы, бабушки или дедушки рассказывали об этом празднике, или вы читали об этом. И вот сегодня по ходу рассказа я буду задавать вам в опросы и вы, может быть сами, а может быть с помощью взрослых будете стараться отвечать на них. Согласны?

Более 2 тысяч лет назад от Пресвятой Девы Марии и Духа Святого в городе Вифлееме
Родился Господь наш Иисус Христос.
И кто же первые из людей узнали эту Радостную Новость?

Правильно это были пастухи!

Ветер по траве бежит волною
Чуть мерцает в темноте костер
Небеса с сияющей луною
Словно звездный шелковый шатер.

Ночь благоухает лавром тонко,
Серебрится в ручейке вода.
У костра беседуют негромко
Пастухи, пасущие стада.

Нынче ночью было чудо:
Видишь яркую звезду?
А вертеп горит как-будто,
Посмотреть туда иду,

Что там светит дивным светом
Почему звезда горит
Здесь, у бедного вертепа,
Где наш скот порою спит?
Слышится мне в роще за селеньем
Тихое таинственное пение
Словно звездный хор поет с небес
Или шелестит ветвями лес.

Ученик:

Ночь тиха. По тверди зыбкой
Афанасий Фет

Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних,-
Вот пропели петухи-
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник,-

И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ладан.

Ведущий:
Пастухи у стада
В эту ночь не спали
Светлый Ангел прилетел к ним
Из небесной светлой дали.

Пастыри! Не бойтесь понапрасну.
Радость я великую принес!
Этой ночью благодатной, ясной
В мир пришел Спаситель наш Христос.

И с высот небесных
Раздалось вдруг пенье:
Слава, слава в Вышних Богу
На земли Благоволенье.

Когда ангел улетел, пастухи, оставив скот, отправились в Вифлеем, чтобы поклониться Божественному Младенцу.
Почему же Бог открыл эту великую тайну простым людям, пастухам? Чем заслужили они такую Милость Божию?

Потому что пастухи были добрыми людьми с чистым сердцем.

Потому что они искренне верили в Бога!

Правильно! Не царям, не сильным мира сего Ангел возвестил о рождении Спасителя мира, а бедным, занятым простым мирным трудом людям, у которых доброе сердце и чистая душа.

Песня: «РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО»

1. Рождество Христово,
Ангел прилетел.
Он летел по небу,
людям песню пел:

«Вы, люди, ликуйте,
Все днесь торжествуйте.
Днесь Христово Рождество»

2. Пастыри в пещеру
Первые пришли
И Младенца-Бога
С Матерью нашли.

Стояли, молились,
Христу поклонились-
Днесь Христово Рождество.

3.Все мы согрешили
Спасе пред Тобой.
Все мы люди грешны,
Ты один Святой.

Прости прегрешенья,
Дай нам оставленье-
Днесь Христово Рождество.

Ведущий:
Но почему же так получилось, что Божественный Младенец, Спаситель Мира, Царь царей родился не в богатых палатах и не в убранных дворцах, а в бедной пещере, где люди держали свой скот? Давайте же сейчас вспомним те события, которые предшествовали Рождеству.
Перед рождением Спасителя великий Римский император Август повелел произвести перепись населения. Все подданные отправились для переписи в свои родные города. Праведный Иосиф и Святая Мария из Назарета, где
они жили, отправились в Вифлеем, откуда были родом.
В этом городе Иосифу и Марии не нашлось места в гостинице, и супруги остановились на ночлег в пещере, куда в непогоду пастухи загоняли скот.
Здесь и родился Иисус Христос. Мать спеленала Младенца и положила в ясли на душистую солому.

Ученик:

Был вечер поздний и багровый
Александр Блок
Был вечер поздний и багровый,
Звезда-предвестница взошла.
Над бездной плакал голос новый-
Младенца Дева родила.
На голос тонкий и протяжный,
Как долгий визг веретена,
Пошли в смятеньи старец важный,
И царь, и отрок, и жена.
И было знаменье и чудо:
В невозмутимой тишине
Среди толпы возник Иуда
В холодной маске, на коне.
Владыки, полные заботы,
Послали весть во все концы,
И на губах Искариота
Улыбку видели гонцы.

Ученик:

Святки
Валентин Берестов

В день рождения Христа
В мир вернулась красота.
Январский лед сиянье льет.
Январский наст сропасть не даст.
Январский снег нарядней всех:
Днем искрометный и цветной
И так сияет под луной.
И каждый из январских дней
Чуть-чуть, но прежнего длинней.
И так пригоден для пиров
И встреч - любой из вечеров.

Песня: «В НОЧНОМ САДУ»

1.В ночном саду прозрачно и светло,
Стоит наш мирный дом.
Проходит Ангел, белое крыло
Мелькает за окном.

ПРИПЕВ:

В пещере ослик кушает овес,
В яслях лежит Христос.
Ослёнок носом тянется к Нему,
Звезда глядит во тьму.

2.Мария держит Сына на руках,
Иосиф греет чай.
Вот Ангел им сказал о пастухах:
«Сейчас придут, встречай!»

ПРИПЕВ:

3.Волхвы дары свои Ему несут.
За ними важно вслед
Верблюды длинноногие идут,
Звезда им дарит свет.

ПРИПЕВ:

Ведущий:
Много было в небе звезд
Тихой ночью ясной,
Тихо спал Иисус Христос
На соломе в яслях.

Дева Мать, склоняясь над ним
Нежно напевала
Ночь мерцала золотым
Звездным покрывалом.

Пели Ангелы Христу
Славили Рожденье
В мир принес Он красоту,
Веру во спасение!

Да, звезд было много в ту ночь, но над пещерой воссияла особая, самая яркая звезда. И с тех пор каждый год все люди ждут появления этой Рождественской звезды.

Ученик:

Божья елка
Г. Гейне
Ярко звездными лучами
Блещет неба синева.
– Отчего, скажи мне, мама,
Ярче в небе звезд сиянье
В ночь святую Рождества?
Словно елка в горном мире
В эту полночь зажжена
И алмазными огнями,
И сияньем звезд лучистых
Вся украшена она?
– Правда, сын мой, в Божьем небе
Ночью нынешней святой
Зажжена для мира елка
И полна даров чудесных
Для семьи она людской.
Посмотри, как ярко звезды
Светят миру там, вдали:
Светят в них дары святые–
Для людей – благоволенье,
Мир и правда – для земли.

Песня: «ВЗОШЛА ЗВЕЗДА ЯСНАЯ »
Взошла звезда ясная,
Тихая, прекрасная,
И горит для всей вселенной
Над вертепом Вифлеема
О, грядущее спасенье,
Грешным людям избавленье.
В этот час святой
Бог родился мой.

В небе звездочка зажглась золотая,
Эта звездочка была не простая
Сам Всевышний Бог
Ту Звезду зажег
И горит звезда и сияет
Нам к спасенью путь освещает.

Ученик:

Рождественская ночь
Ольга Гузова

Снег ложится белый-белый
на пригорки и дома;
искрой-инеем оделась
старорусская зима.

Неподвижность синей речки…
И не надо ничего-
на расписанном крылечке
притаилось Рождество.

Колыбельку покачает
и отгонит тучи прочь…
Все сомненья развенчает
та Рождественская ночь.

Ученик:

Рождество
Немцев В.С.

Рождество! И земля, и небо
Соединились в Младенце Христе,
И живительным истинным хлебом
Обладаем теперь мы все.

Рождеством в Вифлеемских яслях
Торжеством просияли навек
Божьи замыслы просто и ясно:
Всех дороже Ему человек.

В Сём Младенце кротком и мирном
Бог надежду в сердцах озарил,
Нам не золото, ладан и смирну-
Он нам Небо Собой подарил.

Ведущий:
По звезде нашли дорогу к вертепу, где родился Спаситель, мудрецы Востока – волхвы. Они пришли поклонится Младенцу и принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
Наверняка вы все, ребята, знаете что на Рождество всегда происходят удивительные волшебные истории. Вот одну такую историю мы вам сейчас и расскажем.

«КРОШКА-АНГЕЛ»

Крошку Ангела в Сочельник
Бог на землю посылал
--Как пойдешь ты через ельник, --
Он с улыбкою сказал, --

Елку срубишь и малютке,
Самой доброй на земле,
Самой ласковой и чуткой
Дашь как память обо Мне.

И смутился Ангел-крошка:
-- Но кому же мне отдать?
Как узнать на ком из деток
Будет Божья Благодать?

Сам увидешь, -- Бог ответил.
И небесный Гость пошел.
Месяц вышел, путь был светел
И в огромный город вел.

Всюду праздничные речи,
Всюду счастье деток ждет,
Вскинув елочку на плечи
Ангел радостно идет.

Загляните в окна сами,
Там большое торжество:
Елки светятся огнями,
Как бывает в Рождество.

И из дома в дом поспешно
Ангел стал переходить,
Чтоб узнать, кому из деток
Елку Божью подарить.

И прекрасных и послушных –
Много видел он детей,
Те, при виде Елки Божьей
Все забыв, тянулись к ней.

Вот кричит: -- я Елки стою! –
Тот корит его за то:
-- Не сравнишься ты со мною,
Я добрее твоего. –

Нет я Елочки достойна,
И достойнее других. –
Ангел слушает спокойно,
Озирая с грустью их.

И на улицу понурый
Ангел вышел, -- Боже мой,
Как узнать кому из деток
Дар отдать Бесценный Твой? –

И на улице встречает
Ангел крошку, он стоит,
Елку Божью озирает,
И восторгом взгляд горит.

Елка, елочка, -- захлопал он в ладоши,
-- жаль, что я
Этой елки не достоин,
И она не для меня!

Но снеси ее сестренке,
Что лежит у нас больна,
Сделай ей такую радость,
Стоит Елочки она.

Пусть не плачет понапрасну… --
Мальчик ангелу шепнул,
И с улыбкой Ангел ясный
Елку крошке протянул.

И тогда каким-то чудом
С неба звезды сорвались,
И, сверкая изумрудом,
В ветки елочки вплелись.

Елка искрится и блещет,
Ей небесный символ дан,
И восторженно трепещет
Изумленный мальчуган.

И любовь узнав такую,
Ангел, тронутый до слез,
Богу весточку благую
Как бесценный дар понес.

Ведущий:

Ребята, какое же дерево является символом Рождества. Ну конечно же Елочка. И каждый год, зимой на Новый Год и Рождество мы приносим в дом елку и украшаем ее разноцветными шарами и гирляндами.

Мы украсим елочку
Яркою звездой,
Оплетем мы елочку
Нитью золотой.

Как красив на елочке
Праздничный наряд!
На ее иголочках
Огоньки горят.

И на сердце сладостно,
Весело, светло.
Всем сегодня радостно –
Рождество пришло!

Ученик:

Рождество – это значит Радость!

Рождество – это значит Мир!

Рождество – это значит надо
Всех простить, как Христос простил!

Рождество – это значит людям
Доступ к Богу открылся вновь
Петь, играть и молиться будем
Прославляя Христа любовь!

Ученик:

Есть страны
С. Надсон

Есть страны, где люди от века не знают
Ни вьюг, ни сыпучих снегов;
Там только нетающим снегом сверкают
Вершины гранитных хребтов-
Цветы там душистее, звезды крупнее,
Светлей и нарядней весна,
И ярче там перья у птиц, и теплее
Там дышит морская волна-
В такой-то стране ароматною ночью,
При шепоте лавров и роз
Свершилось желанное чудо воочью:
Родился Младенец Христос.

Ученик:


Загадки про Рождество Христово.

Соломку вместо пелёнок

Имеет в яслях Ребёнок, -

В нужде Он родился и рос,

И звали Его... (Христос)?

Где родился наш Спаситель -

Место вам известно всем.

Ну скорее назовите

Это город... (Вифлеем)?

К Малышу на День рожденья

Дружно прибыли волхвы:

Принесли в подарок деньги?

Нет? А что? Скажите вы. (Золото, ладан, смирна)

Озеро кругленько,

Берега узеньки

Кто в нём искупается

Тот к Царским слугам причисляется. (купель)

Синее море, хрустальные берега, а посередине утка. (лампада)

Чего у Бога нет, а у нас есть? (грехи)

Взвесить нельзя, мерить нельзя, и жить без того нельзя. (душа)

Не Бог, не человек, не был на небе и не будет, а на себе Христа носил. (осел)

Спиной к спине, а лицом к избе. (икона)

Нет головы, а есть уши, нет рта, а есть язык. (колокол)

Четыре орла одно яйцо снесли. (Евангелие)

Ученик:

Знаешь ли ты слова и обычаи, связанные с Рождеством Христовым?

Сочельник - день перед Рождеством Христовым. Это самый строго постный день Рождественского поста. Полагается не есть до «звезды», т.е. пока не покажется первая звезда.

Кутья - постная каша из зёрен (пшеницы, риса или ячменя) с мёдом и изюмом, которую едят в сочельник.

Колядки - народные песни про Рождество Христово.

Колядовать - ходить по домам с поздравлением, с песнями и со звездой.

Христославы - те, кто в праздник Рождества Христова ходит по домам славит Христа.

Святки - время от Рождества до Крещения.

Вертеп - ящик, изображающий пещеру, в котором родился Христос.

Тропарь - короткая церковная песня, объясняющая смысл праздника.

1. Сколько лет назад родился Христос? (2009)

2. В какой стране? (Палестина)

3. Он родился в том городе, где жили Его мать и приемный отец? (Нет)

4. В каком городе Он родился? Почему? (Он родился в Вифлееме, куда Святое семейство пришло на перепись)

5. Кто правил в то время Римской империей? (Август)

6. А кто правил страной, где родился Христос? (Ирод)

7. Как звали приемного отца Иисуса Христа? (Иосиф)

8. Что такое вертеп? (пещера для скота)

9. Почему Христос родился там, а не в доме? (в домах Вифлеема не нашлось свободного места)

10. Кто первый узнал о Рождестве младенца Христа? (пастухи)

11. Кто сообщил им об этом и что сказал? (ангелы)

12. Кто такие волхвы? (восточные мудрецы)

15. Как они узнали, что должен родиться Христос? (им возвестила об этом звезда)

16. Что принесли они в дар младенцу Христу? (золото, ладан, смирну)

17. Что означали эти дары? (золото – как Царю, ладан – как Богу, смирну – как Человеку)

18. Что приказал царь Ирод своим воинам, чтобы избавиться от младенца Христа? (убить всех младенцев Вифлеема, младше двух лет)

19. Кто и как предупредил Иосифа, что Ирод хочет убить младенца Христа? (ангел)

20. Куда бежали Мария с младенцем и Иосиф из Вифлеема? (В Египет)

21. Когда царь Ирод умер, где поселились Иосиф, Мария и Иисус? (В Назарете)

22. От чего Христос спас людей? (от вечной смерти)

Ученик:

Праздник взрослых и детей

Песни о Христе не все пропеты,
Это - не последний о Нем стих,
И Его лучистые заветы
Не угаснут средь сынов людских.
Он, как мы, ходил под небом звездным
И с людьми беседовал не раз,
Он и ныне и детей и взрослых
Понимает. Понимает нас.
В этот праздник снова мы отметим:
В мире был Спаситель наш и Друг,
Чтобы счастье взрослым дать и детям,
От греха спасти и вечных мук.
Те, кто еще мало жил на свете,
Также те, кто прожил много дней,-
Пойте, братья, сестры! Пойте дети!
Это праздник взрослых и детей!

Песня «Всех вас с Рождеством»

Всех вас с Рождеством!

Всех вас с Рождеством!

Поздравляем сердечно мы!

Всех вас с Рождеством!

Всех вас с Рождеством!

Всех вас с Рождеством Христовым

Поздравляем сердечно мы!

Пусть в вашем доме будет радость!

Пусть в вашем доме будет радость!

И пребудет Сам Господь!

Пусть в вашем доме будет счастье!

Пусть в вашем доме будет счастье!

И пребудет Сам Господь!

Ученик:

Рождество к нам снова в дом приходит,
Согревая радостью сердца.
Чудеса нас в этот день находят,
Светлый праздник длится без конца.

Распахни навстречу миру душу,
Обними всю землю и пойми:
Есть любовь: храни её и слушай:
Мы с тобой на свете не одни!

Ведущий:

Вот и подошел наш праздник к концу.

Ребята, несите в ваши семьи и берегите огоньки добра и любви, которые мы старались зажечь и пусть вас хранит Ангел.

Протоиерей Игорь Прекуп

История праздника Рождества Христова коренится в милосердии к немощным, которое побудило Церковь решить проблему соблазна в ее среде не авторитарно-дисциплинарным путем, но гибко приспособившись к объективному положению дел. А положение было таково, что в IV веке многие немощные христиане в день языческого праздника бога Митры, отождествляемого с Солнцем, кто по малодушию, кто по невежеству, кто еще по какой причине участвовали с родственниками и друзьями, хранившими верность традиционным античным ценностям, в их ритуальных застольях.

Пусть даже не участвуя непосредственно в языческом культе, они косвенно приобщались ему за трапезой не только из-за идоложертвенной пищи, но и, становясь невольными отступниками в процессе праздничного ликования. Уже одним лишь своим присутствием они оказывали, пусть неосознанную, поддержку ложному богопочитанию, тем самым давая повод считать, что между христианством и язычеством нет никаких существенных противоречий. Этакое антисвидетельство .

Выбор был ясен: или Церкви надо избавляться от этих «слабаков», или надо их избавить от соблазна. Вот наши духовные предки и нашли выход: в день языческого празднования тварному Солнцу они установили свое альтернативное празднование Солнцу Правды, возводя ум, таким образом, от плотского к духовному, от временного к вечному, от греховного к святому. Отныне в этот день у христиан был свой праздник, и соблазн, как могло показаться, был подсечен под корень.

Ах, если бы язычество заключалось лишь в памятных датах, ритуалах и мероприятиях! Однако оно не в культах, не в обрядах, не в идолах, а в головах…

Хромавшие прежде на сторону получили, наконец, свой праздник, а стали они через это совершенно свободными от соблазна язычеством? От соблазна хождения на их, скажем так, религиозные мероприятия они, положим, освободились, а от того , из-за чего их что-то привлекало там, от того , что их изнутри тянуло туда?.. Наивно думать, будто бы весь соблазн сводился к тому, что людям хотелось праздника, радости, а найти это можно было только «во тьме и сени смертной», из которой они только что, вроде как, вышли, приняв, ставшее «модным» христианство (после признания которого в IV веке «дозволенной религией», в Церковь хлынуло множество людей, которые меняли культ, систему обрядов, но не образ мыслей и чувств).

Что установление праздника Рождества Христова послужило Церкви во благо – в этом никаких сомнений. Но не выкорчеванное, не выполотое начисто язычество не могло не прорасти в ее немощных чадах своими «драконьими зубами»…

Богоявленское двуединство

Вспомним, что изначально событие Рождества Христова праздновалось в составе Богоявления. Оно не просто стало, по вышеупомянутым причинам, обособленно отмечаться с определенного момента, но было именно вычленено из Богоявления и отделено от другого евангельского события – Крещения Господня, которое мы празднуем, по-прежнему, в день Богоявления, 6 января по юлианскому календарю (19 января по новому стилю). Святки – это, по сути, не столько послерождественский праздничный период, сколько живая связь двух, празднуемых в разные дни, богоявленских событий, некогда отмечавшихся, как один праздник. Можно сказать, что Святки – это священный промежуточный период времени, сохраняющий древнее единство двух праздников , которые, при практически идентичной богослужебной схеме, отличаются лишь содержанием текстов.

При всей рациональной обоснованности, даже пастырской оправданности этого тактического хода, допустимо предположить, что выделение события Рождества Христова из праздника Богоявления и его отдельное насаждение повлекло за собой логически неизбежную профанацию, поскольку ослабило в церковном сознании его изначальный богоявленский смысл. Мы привыкли объяснять именование Богоявлением праздника, посвященного событию Крещения Господня, тем, что при Иордане тогда состоялось явление Св. Троицы: Отец, голосом с небес свидетельствовал о явившемся во плоти и крещающемся Сыне, а Дух обозначил Свое присутствие образом голубя. Это верно.

Однако именно в Рождестве Христовом Бог явился во плоти (1 Тим. 3: 16). Блж. Феодорит Кирский говорит: «…Сущий Бог и Божий Сын, имея невидимое естество, когда вочеловечился, соделался для всех явным».

С одной стороны, как бы понятно, что, празднуя Рождество Христово, мы чествуем Боговоплощение – чудо, по мнению свт. Иоанна Златоуста, более великое, чем сотворение мира, ибо «принять плоть и претерпеть то, что Он претерпел, есть гораздо большее дело, нежели сотворить мир и привести его из небытия в бытие». Но традиционно Богоявление как-то ясней осознается нами в описании Крещения, чем в событии Рождества. Правда, ясность эта какая-то поверхностная. Обыденное сознание, в основном, воспринимает описание евангельских чудес магически: на уровне подтверждения всемогущества Божия, напоминания о необходимости благоговейного, богобоязненного почитания, однако, вопрос, в чем именно должно выражаться это почитание, оставляется в стороне, а то и сводится к ритуально-дисциплинарной сфере.

Рождественский призыв

Между тем, Богоявлением в Рождестве Христовом, если вдуматься, Бог открывает нам существеннейшую истину о Себе и о нас, о нашем призвании, о пути спасения: отныне природа человеческая соединена с природой Божественной. Сын Божий облекается в человеческое естество, чтобы исцелить его. «Как при первом создании, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – невозможно было образоваться человеку, прежде чем персть взята была в руки Божии, так и поврежденный сосуд не мог бы возобновиться, если бы он не сделался одеянием Создателя. Истинный Человек явлен миру, как Богочеловек».

И подобно тому, как Дух обозначил Свое присутствие в виде голубя над Иисусом «для того, чтобы, – как объясняет свт. Иоанн Златоуст, – и присутствующим, и Иоанну указать, как бы перстом, Сына Божия, и вместе для того, чтобы и ты знал, что и на тебя, когда крещаешься, нисходит Дух Святой», так же и Сын Божий, став Сыном Человеческим и призвав нас к усыновлению Отцу по дару благодати через Него – Сына Единородного – тем самым открыл тайну нашего спасения: оно в свободном положительном волевом ответе на это призвание.

Именно волевом. А то уж больно инфантильно как-то мы осмысливаем Рождество Христово, да и все домостроительство нашего спасения. Как будто Бог все делает не только для нас , но и за нас : воплощается, искупает от вечной смерти, прощает, а мы в ответ славословие приносим, ну и определенные правила соблюдаем да традиции чтим. Т.е. «хорошо себя ведем», чтобы избежать наказания и заслужить на Елке поощрение от Деда Мороза. Но Господь, заповедуя нам быть «как дети» в смысле искренности и естественности, вовсе не призывает становиться каким-то переростками инфантильными.

Явление Бога во плоти – не только ключевое событие в священной истории, не только начало Его жертвоприношения ради искупления рода человеческого, но это еще и программа нашего спасения через покаяние и обожение в соработничестве человека Богу.

«Будучи истинным Сыном Божьим, Он сделался Сыном Человеческим, чтобы сынов человеческих сделать чадами Божьими», – говорит свт. Иоанн Златоуст. Наша природа в Нем уже обожена через Воплощение, но каждый из нас волен «активировать» это состояние личным выбором, или отказаться: избрать жизнь вечную или погибель. И если Боговоплощение – чудо большее, чем сотворение мира, но все же не встречающее непреодолимых препятствий, то спасение человека порой в такое препятствие упирается – это свободная воля.

«Гораздо труднее, – даже по человеческим соображениям, – убедить свободу человека, чем создать природу, – говорит свт. Иоанн Златоуст. – Причина же заключается в том, что Бог желает, чтобы мы сами добровольно делались добрыми». Если уж проводить параллель с компьютерной программой, то следует уточнить, что одноразовой активации в виде принятия Крещения недостаточно, а отказ от обновлений влечет блокировку.

Рождение в жизнь

Сын Человеческий рождается, чтобы жить. Бог являет в Рождестве Христовом единство двух природ не как единовременный акт, а как начало жизненного подвига, который достигнет кульминации в Крестной Жертве, после которой – Воскресение. Вот оно – Богоявление Рождества. Вне его Богоявление Крещения воспринимается неполно. Отсюда и соблазн мыслить о Крещении, как о достаточном для спасения одноразовом акте: чтобы наследовать Царство Небесное, надо креститься. И все .

Но с таинства Крещения христианская жизнь только начинается. Сын Божий «родился по плоти, чтобы ты родился по духу», – говорит свт. Иоанн Златоуст. Для современного человека можно еще уточнить: «…чтобы ты родился по духу и жил по нему ». Свт. Григорий Богослов поясняет: Христос «столько же для тебя человек, сколько ты ради Него делаешься богом».

В противном случае, горе нам… Особенно тем, кто, по своему положению в Церкви, призван учить и предостерегать ближних от заблуждений, а вместо этого потворствует предрассудкам, суевериям и невежеству, порожденному принципиальной поверхностностью.

Очень удобно выдавать свою безответственность за доверие Промыслу Божьему, языческий магизм – за веру в силу благодати Духа Святого, ограниченность – за простоту во Христе, пренебрежение к жизни по Евангелию – за надежду на милосердие Божие.

Главное – креститься. По вере, не по вере – какая разница? В наше время неверующих нет. Все во что-то веруют. Надо его обязательно покрестить, чтобы можно было на проскомидию подавать, а там Господь уже вразумит, по любому, чай не чужой… А начнешь катехизировать, он, глядишь, чего доброго, передумает креститься, когда узнает, к чему это его обязывает!

Ни у кого из свв. Отцов этого, к прискорбию, привычного «благочестивого» бреда мы не найдем. Нет у них подтверждения распространенному мнению о необходимости креститься всем, вне зависимости от наличия веры или ее качества и намерений менять свою жизнь, как нет у них и высказываний о безусловной пользе и сотериологической самодостаточности этого Таинства (якобы крещеным быть в любом случае лучше, чем не-).

Напротив, свт. Иоанн Златоуст очень строго предупреждает тех, кто, крестившись, продолжает жить-грешить-не тужить «как все», т.е., ведет себя так, словно с ним ничего не произошло: «Ведь ты будешь наказан за грехи свои не просто как человек, но как сын Божий , и величие чести послужит тебе только к большему наказанию (выделено нами. – И.П .). <…> …Если тот, кому дан был в удел рай, за одно только преслушание после великой чести подвергся таким бедствиям, то мы, получившие небо и соделавшиеся сонаследниками Единородного, можем ли испросить прощение, когда, оставив голубя, поспешаем к змию?»

О том же пишет и свт. Феофан Затворник: «Дух Божий делает сынами – возрождая, всех ли? Не всех, а только тех, кои уверовали в Господа, положили следовать Ему во всем, и ради сих расположений приняты в благоволение Божие, как бы преднаречены быть сынами. После сего Дух Святой, пришедши чрез таинства, делает их сынами существенно, и сделав их такими, пребывает в них и научает возноситься к Богу, как к Отцу». И вот тогда «совершается существенное изменение всего внутреннего и нравственного строя человека. Он становится Христоподобным, а оттого потом и жизнь начинается Христоподражательная».