Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Молитва освятить яйца на пасху. Великая суббота. Освящение куличей в нашем храме. Фото, видео. Молитва на благословение артоса

Данная статья содержит: молитва на благословение в пасху - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Молитвы на освящение пищи во святую и великую неделю Пасхи

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

Молитва на освящение сыра и яиц

Владыко Господи Боже наш, Зиждителю и Содетелю всех, благослови млеко огустевшее, с нимже и яйца, и нас соблюди во благости Твоей, яко да причащающеся их, Твоих независтно подательных даров исполнимся, и неизглаголанныя Твоея благости: яко Твоя держава, и Твое есть царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва на освящение мясных блюд (совершается только после ночной пасхальной службы)

Призри Господи Иисусе Христе, Боже наш, на брашна мяс, и освяти я, якоже освятил еси овна, егоже Тебе приведе верный Авраам, и агнца, егоже Тебе Авель во всеплодие принесе: подобне и тельца упитанного, егоже повелел еси сынови Твоему заблудшему, и паки к Тебе возвращшемуся: да якоже той сподобися Твоея благости насладитися, сице и освященных от Тебе, и благословенных насладимся в пищу всех нас. Ты бо еси истинная пища, и податель благих, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и пресвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Как видно из молитв выше на Пасху освящают: яйца, мясо и творожную пасху. Специально о куличах в требнике ничего не говорится. Кулич – это просто праздничный хлеб, который всегда был украшением стола.

Творог – 0,5кг, яичный желток – 2шт., сахар – 1 стакан, масло – 100гр. Ванилин, грецкие орехи, изюм – по вкусу.

ОЧЕНЬ МНОГОЕ ЗАВИСИТ ОТ КАЧЕСТВА ТВОРОГА.

Пасхальный кулич – разновидность праздничного сладкого хлеба.

Брашно мясо – мясные продукты. Освящаются только после пасхальной службы при пении тропаря “Христос воскресе. “

«БЕДНЫЙ РЫЦАРЬ», ОН ЖЕ «ФРАНЦУЗСКИЙ ТОСТ» (ЗАВТРАК НА СКОРУЮ РУКУ)

Рецепт творожной пасхи “Пальчики оближешь” » Рецепты с фотографиями НА ПАСХУ 2014. Рецепты на праздники! Вкусные рецепты салатов и закусок, рецепты выпечки и десертов, первых и вторых блюд для Вас!

Яичный желток – 2шт.

Сахар – 1 стакан

Ванилин, грецкие орехи, изюм – по вкусу

Желтки смешать с сахарам, добавить размягчённое масло – все хорошо растереть. Добавить творог и тщательно размешать (по возможности протереть через сито). Добавить орехи, изюм, все перемешать и поставить на медленный огонь, непрерывно помешивая. Довести до кипения (появятся пузыри) и сразу снять с огня, добавить ванилин. Массу сложить в марлю и дать стечь лишней жидкости, примерно 10-12 часов, выложить в вазочку и украсить сухофруктами по вкусу. Если имеется специальная форма для пасхи – выложить в специальную форму для пасхи, что бы стекала лишняя жидкость и через 10-12 часов выложить на тарелку.

ОЧЕНЬ МНОГОЕ ЗАВИСИТ ОТ КАЧЕСТА ТВОРОГА. УДАЧИ!

Печь в Великий пост «жаворонков» - красивая народная традиция, связанная с днем памяти сорока Севастийских мучеников. Это были воины, которые жили в IV веке и приняли смерть за Христа. Мы подробно расскажем об обычае печь постные булочки, которые ласково называют «жаворонками».

Чтобы блин не был комом - секреты хозяйки

Иранский праздничный плов “Семь Красавиц”. Посвящение Низами)

http://stalic.livejournal.com/522392.html

Греческая кухня – Сутзукакья из Смирни в духовке кухня

Рецепты греческой кухни на все случаи жизни. Статьи о средиземноморском питании

Рождественский гусь: пошаговый рецепт

На Рождество предлагаем читателям порадовать гостей запеченным гусем с разными начинками

Молитвы на благословение скоромных блюд во время праздников

МОЛИТВА НА БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПАСХАЛЬНЫХ СНЕДЕЙ

Господи Иисусе Христе Боже наш, по великой скорби Креста и страданий Твоих радости безмерной тридневным воскресением всех исполнивый! Благодарим Тя, яко сподобил еси ныне и нас, поприще поста совершивших, достигнути святых сих дней и радости светлаго Твоего воскресения причастниками быти. Благодарим Тя, яко по милосердию Твоему и неизреченному снисхождению к немощем нашим утешаеши нас и трапезою праздничною в подкрепление и услаждение немощной плоти. Темже молим Тя, благослови сей пасхальный хлеб, млеко огустевшее, яица и прочия пасхальныя снеди, наипаче сии, от нихже, повинующеся Уставу Церкви, в мимошедшие дни поста воздерживались рабы Твои, да будут они вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость, да всякое довольство имуще, изобиловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити Тя, Воскресшаго, питающаго и утешающаго нас, купно же с Тобою и Безначальнаго Твоего Отца и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва сия может быть прочитана иереем или старейшим из присутствующих на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения.

МОЛИТВА ИНАЯ ПРИ ЗЕЛО СКУДНОЙПАСХАЛЬНОЙ ТРАПЕЗЕ

Господи Иисусе Христе Боже наш, по великой скорби Креста и страданий Твоих, радости безмерной тридневным воскресением вся исполнивый! Благодарим Тя, яко сподобил еси и нас, поприще поста совершивших, достигнути святых сих дней и радости светлаго Твоего воскресения причастниками быти. Молим Тя: благослови и освяти хлебы сии, ихже рабы Твои по скудости своей вместо пасхальных снедей уготоваша и пред Твое Святое Лице принесоша. Да будут они вкушающим их верным в сладость и утешение, и скудость трапезы да не омрачит праздничной радости людей Твоих. Светом воскресения да разсеяны будут все скорби и печали, да все и богатые и убогие, и изобилующие, и в скудости сущие славят Тя, Воскресшаго, и в скорбях отраду нам Подающаго, купно же с Тобою и Безначальнаго Твоего Отца и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА НА БЛАГОСЛОВЕНИЕ СКОРОМНЫХ СНЕДЕЙ В ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Господи Иисусе Христе Боже наш, изволивый спасения нашего ради на земли во плоти явитися и от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии неизреченно родитися! Благодарим Тя, яко сподобил еси нас, подвигом поста предочистившихся, достигнути великаго праздника Твоего Рождества и в радости духовной со ангелами воспевати Тя, с пастырями славословити, с волхвами поклонятися. Благодарим Тя, яко по великому милосердию Твоему и безмерному снисхождению к немощем нашим утешаеши нас ныне не точию изобильною пищею духовною, но и трапезою праздничной.

Темже молим Тя, отверзающаго щедрую руку Твою, исполняющего все живущее благ Твоих, дающаго всем пищу, соответствующую времени и правилам церковным, благослови праздничныя снеди, верным людем Твоим уготованныя, наипаче сия, от нихже повинующеся Уставу Церкви Твоея, в мимошедшии дни поста воздерживались рабы Твои, да будут оне вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость. Да вси мы, всякое довольство имуще, изобиловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити Тя, питающаго и утешающаго нас, купно же и Безначальнаго Твоего Отца и Пресвятаго Духа во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА НА БЛАГОСЛОВЕНИЕ СКОРОМНЫХ СНЕДЕЙ В ПРАЗДНИК УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ

(читается на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения)

О Пресвятая Госпоже наша, Дево Богородице, и по отшествии Твоем от земли людей православных не оставляющая, но присно милостями Своими посещающая, радости наши усугубляющая, скорби утоляющая! Благодарим Тя, яко и ныне даровала еси нам радость достигнути праздника честнаго Твоего Успения, утешитися торжеством церковным, усладитися пищею духовною - похвалами, во славу Твою воспетыми. Веруем, Владычице, яко Твоего ради ходатайства даровано нам и утешение телесное - трапеза праздничная. Моли убо, Пречистая, Твоего Сына и Бога нашего, всех благ Дателя, да благословит Он праздничныя снеди, наипаче сия, от нихже, повинующеся Уставу Святой Церкви, православные люди воздерживались в мимошедшие дни поста, да будут оне вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость, да вси мы, всякое довольство телесное имуще, изобиловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити питающаго и не по грехом нашим милующаго нас Твоего Божественнаго Сына Христа Бога нашего, купно со Безначальным Его Отцем и Святым Духом, и Тебе, нашей Матери Благодатной, Предстательнице, Помощнице и Утешительнице, вкупе со святыми апостолами молебно и благодарственно взывати: Пресвятая Богородице, помогай нам всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

(Если праздник Успения Пресвятой Богородицы случится в среду или пяток, молитва сия читается пред трапезой на следующий день).

МОЛИТВА НА БЛАГОСЛОВЕНИЕ СКОРОМНЫХ СНЕДЕЙ (В ПРАЗДНИК ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА)

(читается на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения )

Господи Иисусе Христе Боже наш! Благодарим Тя, яко даровал еси нам, поприще поста святых апостолов прешедшим, достигнути праздника славных Первоверховников Петра и Павла.

Молим Тя, отверзающаго щедрую руку Твою, исполняющего все живущее благ Твоих, дающаго всем пищу, соответствующую времени и правилам церковным, благослови праздничныя снеди, верным людем Твоим уготованныя, наипаче сия, от нихже повинующеся Уставу Церкви Твоея, в мимошедшие дни поста воздерживались рабы Твои, да будут оне вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость. Да вси мы всякое довольство имуще, изобиловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити Тя, питающаго и утешающаго нас, купно же и Безначальнаго Твоего Отца и Пресвятаго Духа во веки веков. Аминь.

(Если праздник Первоверховных Апостолов случится в среду или пяток, молитва сия читается пред трапезой на следующий день).

Тел.: +7 495 668 11 90. ООО «Рублев» © 2014-2017 «Рублев»

Авторизуйтесь

Молитва на благословение мясной пищи в первый день Святой Пасхи.

Молитва на благословение мясной пищи в первый день Святой Пасхи.

Священник: «Благословен Бог наш…» «Христос воскрес…» (трижды) . «Господу помолимся». «Господи, помилуй». «Господи Иисусе Христе Боже наш! Склони Свой взор на мясную пищу и освяти ее, какосвя–I тил Ты овна, которого привел к Тебе верный Авраам, и как агнца, которого принес Тебе Авель! для всесожжения, и как упитанного теленка, которого Ты повелел заколоть для блудного Твоего сына, вновь к Тебе возвратившегося; и как тот удостоился насладиться Твоими благодеяниями, так и всех нас удостой насладиться освященною и благословленною Тобою пищею. Ибо Ты - истинная Пища и Податель благ, и мы воссылаем, славу Тебе с Твоим Безначальным Отцом, и с Пресвятым, Всеблагим и Подающим жизнь Твоим Духом, ныне и всегда и вовеки веков. Аминь».

Молитва на благословение артоса во Святую неделю Пасхи

Молитва на благословение артоса во Святую неделю Пасхи Принесен бывает артос, сиесть хлеб на сие приуготовленный, и на нем крест написанный обычно, к иерею в олтарь, по совершении Божественныя Литургии и по заамвонней молитве, рекшу диакону:Го?споду помо?лимся. И клиру:

Молитва на благословение новаго меда в первый день августа

Молитва на благословение новаго меда в первый день августа Необыме?нный в ми?лости и неизрече?нный во щедро?тах, Го?споди Иису?се Христе?, ди?вен Сый во сла?ве и творя?й чудеса?. Ты, де?йством Свята?го Ду?ха иногда? благослови?вый Изра?иля и его? ме?дом насы?тивый от ка?мене, Сам и

Поучение 1-е. Первый день Пасхи (Праздник Пасхи – праздник радости духовной для всех)

Поучение 1-е. Первый день Пасхи (Праздник Пасхи – праздник радости духовной для всех) Христос воскресе!I. По уставу нашей православной Церкви мы должны, братия, прочесть вам ныне известное слово св. отца нашего Иоанна Златоустого, что и намерены теперь сделать. Но как это

Поучение 2-е. Первый день Пасхи (Уроки назидания из евангельского повествования о воскресении Иисуса Христа)

Поучение 2-е. Первый день Пасхи (Уроки назидания из евангельского повествования о воскресении Иисуса Христа) I. Побеседуем, братия и сестры, возлюбленные во Христе Иисусе, о всерадостном событии воскресения Господа нашего из мертвых.а) Когда воскрес Господь? По

Поучение 3-е. Первый день Пасхи (на вечерне) (О явлениях воскресшего Господа апостолам в день Воскресения, с нравственными и догматическими выводами)

Поучение 3-е. Первый день Пасхи (на вечерне) (О явлениях воскресшего Господа апостолам в день Воскресения, с нравственными и догматическими выводами) I. В самый день Воскресения утром явился воскресший Господь вначале Марии Магдалине, потом и другим мироносицам. Около

Поучение 4-е. Первый день Пасхи (на вечерне) (Объяснение происхождения пасхальных приветствий)

Поучение 4-е. Первый день Пасхи (на вечерне) (Объяснение происхождения пасхальных приветствий) Христос воскресе! Воистину воскресе!I. Так кратко, братия, но радостно приветствуем мы ныне друг друга. Лучшего приветствия ныне нам и придумать нельзя.II. а) Желаете ли, братия,

Не следует запрещать употребление мясной пищи

Не следует запрещать употребление мясной пищи Письмо 54, 1896:434. Свет, данный Богом по вопросу о болезнях и вызывающих их причинах, должен очень серьезно и обстоятельно изучаться, потому что именно вредные привычки потворствовать аппетиту и безрассудно, легкомысленно

Употребление мясной пищи притупляет ум

Употребление мясной пищи притупляет ум ХВБГ, 47; СЗ, 115: 678. Те, кто не контролирует себя в питании и предпочитает мясную пищу, не всегда имеют ясный и острый ум, потому что такое питание ведет к ожирению и как следствие притупляет ум и чувства.Бюллетень Генеральной

Организм может вполне обходиться без мясной пищи

Организм может вполне обходиться без мясной пищи Ревью Э11Д Геральд, 8 мая, 1883:701. Мясо не является существенным продуктом, необходимым для здоровья и силы, иначе можно было бы утверждать, что Бог ошибся, когда определил нашим прародителям до грехопадения пищу, исключающую

Молитва на благословение сыра и яиц в первый день Святой Пасхи.

Молитва на благословение сыра и яиц в первый день Святой Пасхи. «Владыка Господи Боже наш, Творец и Создатель всего! Благослови всякую молочную пищу и яйца, а нас сохрани в Твоей милости, чтобы мы, вкушая их, исполнились обильно подаваемыми Тобою дарами, и Твоими

Молитва на благословение Артоса в первый день Святой Пасхи.

Молитва на благословение Артоса в первый день Святой Пасхи. В конце Литургии, после заамвонной молитвы, Артос ставится перед Царскими Вратами. Диакон: «Господу помолимся». Народ: «Господи, помилуй».Священник: «Боже Всесильный, Господь Вседержитель! Ты повелел через

Молитва на благословение мясной пиши в Святую Великую Пасху.

Молитва на благословение мясной пиши в Святую Великую Пасху. «Призри, Господи Иисусе Христе Боже наш, на мясную пищу и освяти ее, как освятил Ты овна, которого привел к Тебе верный Авраам и агнца, которого принес Тебе Авель во всесожжение и, как упитанного тельца, которого

13. Объясните, почему неправильно ходить в первый день Пасхи на кладбище?

13. Объясните, почему неправильно ходить в первый день Пасхи на кладбище? Вопрос: Объясните, почему неправильно ходить в первый день Пасхи на кладбище?Отвечает священник Александр Мень:Объясняю. Первое поминовение усопших по православной традиции совершается в храмах на

Глава LI ГОМЕОПАТИЧЕСКАЯ МАГИЯ МЯСНОЙ ПИЩИ

Глава LI ГОМЕОПАТИЧЕСКАЯ МАГИЯ МЯСНОЙ ПИЩИ Мы проанализировали обычай умерщвления бога у земледельческих народов. Мы видели, что дух хлеба или дух других культур выступает у них, как правило, в человеческой или в животной форме и что в некоторых местах сохранился обычай

В альбом В первый день пасхи

В альбом В первый день пасхи Победа! Безоружна злоба. Весна! Христос встает из гроба, - Чело огнем озарено. Все, что манило, обмануло И в сердце стихнувшем уснуло, Лобзаньем вновь пробуждено. Забыв зимы душевный холод, Хотя на миг горяч и молод, Навстречу сердцем к вам

Молитва на благословение мясной пиши в Святую Великую Пасху.

«Призри, Господи Иисусе Христе Боже наш, на мясную пищу и освяти ее, как освятил Ты овна, которого привел к Тебе верный Авраам и агнца, которого принес Тебе Авель во всесожжение и, как упитанного тельца, которого Ты повелел заколоть для -блудного Твоего сына, вновь к Тебе возвратившегося; и как тот удостоился насладиться Твоей благостью, так удостой и всех нас насладиться освященною и благословленною Тобою пищею. Ибо Ты - Истинная Пища и Податель благ, и Тебе воссылаем славу с Безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым, Благим и Подающим жизнь Твоим Духом, ныне н всегда и во веки веков. Аминь».

Молитва на благословение сыра и яиц.

«Владыка, Господи Боже наш, Творец и Создатель всега мира, сохраняя нас по благости Твоей, благослови молочную пищу и яйца, чтобы вкушающие их исполнились обильно подаваемыми, по неиз’яснимой Твоей благости, дарами Твоими. Ибо Твоя держава и Твое есть царство и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Молитва на благословение артоса.

(После заамвонной молитвы на литургии артос поставляется перед Царскими Вратами). «Боже Всесильный, Господь Вседержитель! Повелевший рабу Твоему Моисею, при выходе Израиля из Египта и освобождения Твоего народа от тяжкого рабства Фараона, заколоть агнца, прообразуя добровольно закланного за нас на кресте Агнца, принявшего на Себя грехи всего мира, возлюбленного Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, через Которого нам даровано освобождение и выход из вечного рабства врагу и разрешение от несокрушимых уз ада, поэтому и мы, рабы Твои, в честь, славу и в воспоминание о славном воскресении Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, ныне, в этот всесветлый и спасительный день Пасхи, принося этот хлеб пред Твоим величеством, смиренно молим Тебя: Ты и ныне призри на этот хлеб, благослови й освяти его; нас же, его принесших, его целующих и от него вкушающих, сделай участниками Твоего небесного благословения и удали от нас Твоею силою всякую болезнь и недуг, подавая всем здоровье. Ибо Ты Источник благословения и Податель исцелений, и Тебе воссылаем славу, Безначальному Отцу, с Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым, и Благим, и Подающим жизнь Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь». При окроплении святой водой. «Благословляется и освящается этот артос окроплением этой святой водой, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Великая Суббота - это последний день перед Пасхой. Для верующих это и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. В день Великой субботы Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.


Проповедь настоятеля на Литургии.

Накануне Праздника Пасхи Христовой благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемые пасхами и куличами. Пасхальный кулич - это церковно-обрядовая пища, это род освященного хлеба. Вкушение освященных куличей и пасох должно напоминать нам о причащении истинной Пасхи Христовой и соединять всех верных во Иисусе Христе. Освящение снеди служит к освящению самих людей, их благоговейно употребляющих. Однако нужно помнить, что самое верное средство освящения всего человека - это Причащение Святых Христовых Таин.

Перед началом чина освящения настоятель обратился ко всем пришедшим с пастырским словом и поздравил народ с наступающим Великим Днем Светлого Христова Воскресения.

Освящение куличей, пасхальных яиц и прочих пасхальных приношений прошло припении Воскресного тропаря:

"Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества, егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе".

Сердца всех людей (и даже тех, кто не совсем понимает смысл молитвы), стучат в радостном ритме, и чувствуют приближение подходящего праздника Пасхи Христовой!

Употребление освященных пасох и куличей в течение всей недели после Пасхи - Светлой Седмицы у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день пасхальной седмицы богоизбранный еврейский народ вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же верующие в первый день праздника Пасхи после Божественной литургии, по традиции совершаемой в ночь с субботы на воскресенье, придя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление - едят благословенные куличи и пасху.

На Светлой седмице обязательно посещают всех родственников и хороших знакомых, особую заботу оказывая нуждающимся, чаще стараются бывать на богослужениях, необыкновенно радостных в это время. А вот на кладбища ходить не полагается до Радоницы (10-й день после Пасхи).

Поздравляем всех с наступающим Светлым Христовым Воскресением ПАСХОЙ!

В Великую субботу служащие, перед чтением Евангелия, переоблачаются в белые одежды.

Во время пения стихов: "Воскресни Боже, суди земли..." переменяются темные одежды престола, жертвенника и проч. в светлые, священнослужители тоже переоблачаются в светлые одежды. Диакон в белых ризах, изображая собою первого свидетеля и вестника Воскресения Христова — светлого ангела, слетевшего ко гробу, выходит с Евангелием из алтаря к Плащанице и читает всерадостное евангельское благовествование о Воскресении Христа Спасителя, т.к. вечерня в этот день относится к первому дню светлого Христова Воскресения.

Полное собрание и описание: молитва при освящении кулича и яиц для духовной жизни верующего человека.

Смысл освящения куличей яиц и пасок

Очевидно, что Пасха – удивительный праздник во всех отношениях: и по уникальности события, которое открыло нам чертоги вечности, и по радости общения, и по неповторимой атмосфере традиций и обрядов, строго исполняемых каждый год, пожалуй, более тщательно, чем богослужебный устав. Возможно ли представить современному человеку этот Праздник без освященных разноцветных яиц, ароматного кулича и нежной творожной пасхи? Иногда человек и в Бога не верит, и в храм не ходит, а Пасха без освященного куличика и яичка для него не – Пасха.

Откуда возникло такое отношение к пасхальным блюдам, доходящее чуть ли не до их сакрализации, до убеждения в способности передавать освящение и людям, которые вкушают их? Интересно, что такое убеждение существует не только в среде простого народа, но и в самих центрах православной жизни. Так, например, в Киево-Печерской Лавре кулич (который, кстати, по местной традиции, называется пасхой), освященный ночью после богослужения, ставится в трапезной на стол и стоит на протяжении всей пятидесятницы (т.е. 50 дней после Пасхи, до дня Святой Троицы). Утром до трапезы от него отделяется небольшая часть и употребляется как средство освящения, вместо антидора или просфоры.

Существенен тот факт, что это противоречит как церковному уставу, так и чину освящения. В объяснении чина освящения, содержащемся в «Цветной триоди», дается следующее указание: «Должен каждый знать, что все это (мясо, сыр и яйца, которые приносятся на освящение) не является ни пасхой, ни жертвенным агнцем, как некоторые думают и принимают со всяким благоговением как некоторую святыню, но обычной начаток приношений, как благословение на вкушение после поста». Вот так новость! А как же скорлупки, собираемые и закапываемые после очистки яичка? А бумажки от выпеченных куличей, которые традиционно собираются в течение полутора месяцев, затем торжественно относятся в храм, батюшке, на сжигание? Не хочу показаться ни либералом, ни «делать имя» на сенсационных заявлениях, но все, что остается после освящения и не пригодно в пищу. можно утилизировать. Конечно же, исключением являются скорлупки тех яиц, на которых нанесены изображения Спасителя, Креста и подобн. Эта скорлупа или пленка должна быть сожжена. Да и с точки зрения правил иконописания священные изображения могут наноситься лишь на доску, камень или металл, символизирующие незыблемость, неизменность и вечность изображаемого мира.

Для того чтобы быть объективным, предлагаю вместе разобраться в следующих вопросах.

С какой целью мы освящаем продукты: куличи, пасхи и яйца и т.д.? В чем смысл освящения продуктов? Являются ли освященные продукты святынькой, которую каждый стремится принести в дом? Какое воздействие на нас производят освященные продукты?

Главный смысл освящения заключается в том, что каждый из нас все, что совершает, должен делать с молитвой и благодарностью Богу. Садимся ли мы за стол – благословляем трапезу, встаем ли – благодарим за то, что Господь послал нам пищу в подкрепление телесных сил, а через то и укрепил наш дух. И если мы обыденный стол «приправляем» молитвой, то еще в большей степени это должно касаться времени поста, поскольку все, что с ним связано, совершается с особым молитвословием. Мы все помним, что в «прощеное» воскресенье священник читает две молитвы на начало поста. Так и окончание этого времени знаменуется не только главнейшим богослужением года – Пасхальной литургией, но и молитвами, сопутствующими бытовой стороне нашей жизни – первому разговлению. Интересно, что даже некоторые даты в церковном календаре в связи с этим носят названия бытовой стороны дня, а не памяти святых или церковных событий. Так, воскресенье за 56 дней до Пасхи называется «мясопустное». В западном мире этому дню соответствует хорошо всем нам знакомое, но непонятное слово «карнавал» (от латинского carne и vale, буквально – «прощай, мясо!»).

Карнавальный период завершается «пепельной средой», которая сопровождается не только специальными молитвами, но и окроплением святой водой входящего в пост человека.

В этом отношении можно вспомнить и ветхозаветный обычай – вступление в пост и выход из него назореев. Когда заканчивались дни обета назорея, в которые он исполнял определенные религиозные предписания, воздерживался от вина и винограда, он приходил ко входу скинии собрания, приносил жертву, остригал свои волосы и также полагал их на жертвенник. Часть жертвы шла священнику, участвовавшему в жертвоприношении (Числ 6:13-18). Мы видим, что окончание дней обета у назореев сопровождалось особым обрядом, жертвоприношением, молитвой исполнившего обет. Этот удивительный обычай – все оканчивать молитвой благодарения – сохранился и сегодня. Он проходит через весь богослужебный год. Начинается сбор фруктов – в храм несут лучшее, чтобы, освятив, вкусить с благодарностью, а оставшееся раздать неимущим. Такие же чины предусмотрены и в других случаях – освящение меда, овощей и др. То есть, весь чин освящения есть не что иное, как благословение на начало праздничной трапезы. В некоторых требниках, например, молитвы на освящение яиц, куличей и мяса, так и обозначены: «Молитва о благословении еды в Пасху». Интересно, что по уставу эти молитвы должны читаться не в Великую Субботу (как это совершается на практике из-за огромного стечения народа в храмах), но после Пасхальной литургии перед самой трапезой.

Конечно, из всего вышеизложенного не стоит делать вывод, что чин освящения не так важен, а народное благоговение перед обычаем освящать куличи и яйца не достойно внимания. Очевидно, это не так! Однако возникает закономерный вопрос: «Чем становится все, что мы приносим в храм?». Когда в храме освящают воду – она становится средством освящения человека и его жилища, но когда мы принимаем освященный кулич, пасху или мясо, являются ли они такими же средствами освящения человека, или нет?

Ответ мы найдем в самих молитвах освящения: «. и сподобь насытиться всем нам пищей освященной и благословенной Тобой. » – или – «Благослови молоко огустевшее (творог и сыр) и яйца и нас сохрани Твоею Благостию, ибо и мы, вкушающие их, сподобимся Твоих дарований…». На первый взгляд может показаться, что в этой молитве мы говорим о том, что вкусившие освященной пищи получат какие-то великие Божественные дарования. Однако логика молитв другая: вкушая земного, мы просим не лишить и небесного, как в знакомой нам молитве после принятия пищи: «Благодарим тебя, Христе Боже наш, насытившего нас Твоими земными благами, не лиши нас и небесного Твоего Царствия».

Но если у нас все-таки остается сомнение, связанное с тем, что в обычные дни мы не кропим свой обед святой водой, как это на Пасху делает священник, то достаточно будет вспомнить, что кропить пищу святой водой на Пасху – лишь одна из многих традиций. Я вспоминаю свой опыт жизни в Духовной Академии. Так там, равно как и в Лавре, во всю пищу добавлялась святая вода! А оставшуюся пищу вывозили на скотный двор и отдавали животным, не считая, что этим она попирается. Более того, мы знаем, что в день Богоявления по уставу святой водой кропится буквально все – и дома, и сами животные, и даже отхожие места. И мы не считаем, что этим действием мы попираем святыню.

Таким образом, все, что мы освящаем, становится средством поддержания нашей физической жизни, а через то и помощи в развитии жизни духовной. В молитвах мы просим сохранить нас от греха излишества и помочь, наслаждаясь благами земными, не забывать благ небесных, к которым и должно стремиться наше сердце. Достаток земного изобилия в меру воспринятые человеком не может не вызвать чувства благодарного ответа Богу не только в молитве, но и в стремлении к святости и реализации заповеданной нам любви.

Особое внимание хотелось бы уделить молитве на освящение

мяса. В истории Церкви случалось так, что к мясу иногда относились как к продукту или нечистому, или в некотором смысле неполезному для духовной жизни человека. Освящением мяса на Пасху, Церковь показывает, что это такой же праздничный и, кроме того, полезный для человека продукт, как и все остальные. Сборник церковных законов – «Славянская кормчая» содержит правило: «Если кто из епископов или священников или диаконов в дни Господских праздников не вкушает мяса, или вина… да извержется… т.к. подвергает многих людей соблазну», который может возникнуть из неверно истолкованного примера пастырей человеческих душ. Чтобы не было нарекания и соблазна, 14-е правило Анкирского собора для тех, кто несет на себе особый подвиг воздержания, постановляет иногда принимать мясо, во избежание соблазна другим людям. Для тех клириков, кто пребывает в воздержании и добровольно постится, все время не вкушая мяса, собор постановляет, чтобы «. отведывали мяса в праздники и затем снова воздерживались». Если же не будут делать так – правило предписывает извергать их из сана! Тем не менее, к этим вопросам сознание людей возвращалось достаточно часто. Некоторые примеры мы можем встретить и в современном мире.

Порой приходится встречать людей, особенно из новообращенных, которые «гнушаются» мяса. В таких семьях, бывает, не только взрослые члены семьи не вкушают его, но, под видом благочестия и полезности для здоровья, мясных продуктов лишены и малые дети. А между тем, уже древняя Церковь составила специальные правила, так 51-е Апостольское правило гласит: «Если кто удаляется от… мяса и вина не ради подвига воздержания, но по причине отвращения, забыв, что все добро зело, или да исправится, или да будет отвержен от Церкви». Комментатор церковных канонов (правил) Зонара пишет, что правило говорит о тех, кто воспринимает мясо как вредное для души, недостойное (оскорбительное).

Апостол Павел пишет своему другу апостолу Тимофею об откровении, полученном от Духа Святого, о лжеучителях и лицемерах: «В последние времена отступят некоторые от веры, внимая… учениям бесовским, через лицемерие лжецов, запрещающих вступать… употреблять в пищу то, что Бог сотворил, чтобы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвой» (1Тим. 4:1-5). Этот отрывок очень ясно выражает принципы употребления продуктов и не требует какого-либо толкования. Святой или подвижник часто ассоциируется с человеком, который вообще не вкушает мяса, а иногда и молока. Действительно, большинство житий святых исполнены подобными примерами, но далеко не все. Само Священное писание показывает нам и другие примеры. Удивительная история из 3-й книги Царств, когда Господь, для сохранения жизни своего праведника – пророка Илии – посылает ворона, приносящего ему ежедневно кусок мяса.

Своим повелением Господь показывает нам, что святость заключается совсем не в воздержании от мяса. Святость в том, чтобы мы слушались гласа Божия и соблюдали завет Его (Исх. 19,5), были непричастны злу (Евр. 7,26), делали правду и говорит истину (Пс. 14, 2). Интересно и то, что в некоторых других Поместных Церквях, например Греческой и Сербской, мясо является продуктом, разрешенным в употребление даже в монастырях, что еще раз подтверждает слова спасителя: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его, но что исходит из него, то оскверняет человека» (Мк. 7, 15).

Таким образом, мы видим, что Церковь ввела освящение всех видов продуктов: мясных и молочных, чтобы показать нам, что все, что сотворено Богом, полезно нам в известной мере и известном отношении. Не позволяя поселиться в нашей душе гордыни и внушить стремление иметь более попечение о вещах духовных. Употребление пищи, в том числе, мясной и молочной, доставляет человеку радость и здравие телесное, а это, в свою очередь, ведет к сохранению нашей жизни и помогает в ношении «немощей бессильных» (Рим. 15, 1). Именно это и делает человека святым и подобным Богу. Ибо: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф. 8, 17).

Из всего сказанного видно, что все мы призваны во всем искать «пользы других» (Рим. 15, 1) и все делать с молитвой, и даже в земных потребностях большее время уделять духовной стороне. Также и праздники наши должны стать не временем объедения и пьянства, но временем молитвы и радости.

Остается только пожелать всем видеть главное, стремиться к вечному, сохранять добрые обычаи, не забывая об истинном значении Великого Дня Воскресения Христова!

Освящение куличей, яиц и творожных пасох – обязательно ли?

В Великую субботу к храмам текут потоки людей с пакетами, узелками, в которых яства для пасхального стола. Многие из тех, кто приносит пищу на освящение, в храм вообще-то не ходят. Как к этому относиться? Обязательно ли освящать куличи и крашеные яйца?

Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове, г. Москва:

Освящать продукты к пасхальному столу никто не принуждает – это благочестивая традиция. Но освящение – это не просто нечто, что ты делаешь для себя. Человек приходит в храм с чем-то, в данном случае это традиционные пасхальные яства – творожные пасхи, крашеные яйца, куличи, мясо – с благодарностью к Богу за то, что это всё у него есть.

Ведь всё, что человек потребляет – дано ему от Бога. Потому часть принесенных продуктов мы оставляем в храме.

Мы помним обращение Христа, которое прозвучит на Страшном Суде: «Я был голоден, и вы накормили Меня» (Мф. 25: 35), потому, что «то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне» (Мф. 25:40).

Оставляя в храме часть пищи, человек оставляет её для ближнего. Находящийся в крайней нужде может прийти в храм и получить творожную пасху, кулич, крашеные пасхальные яйца. Вот это и есть важная часть традиции освящения пищи.

Так что речь не о магии, не о претворении какого-то вещества в нечто особое, а о благодарности Богу, о нашей жертве Богу в лице тех людей, которые не имеют возможности приобрести себе эти продукты в силу различных обстоятельств.

Ситуация, когда мы приходим в магазин, и нам предлагают купить уже освященные здесь же куличи – это не православная традиция: у человека отнимается возможность прийти в храм с благодарственной жертвой. Или, например, в ресторане сообщается: «У нас все блюда освящены». Для чего? Речь об идоложертвенной пище?

Традиция благотворительности, чистосердечного участия в жизни ближнего живет в освящении различной пищи – яблок, меда, пасхальных яств. Кстати, такая традиция есть и в исламе, когда на мусульманские праздники каждый бедный человек получает часть бараньего мяса, которое было принесено в жертву по древней традиции.

Мы же заменяем это другими яствами, но это отсылает нас к тем древним, ветхозаветным традициям, которые уже не имеют силы в Рождестве и Воскресении Христовом, но, преображенные, дают возможность поучаствовать в жизни ближнего.

На самом деле освящение в Великую Субботу – нетрадиционное явление, а некая нужда наших многолюдных приходов. Традиционно яства освящались после ночного пасхального богослужения. То есть для тех, кто пришел в храм помолиться, а не только освятить.

Ситуация, когда освящать приходится в субботу, не плохая: человек имеет возможность приложиться к Плащанице, помолиться в храме, услышать во время освящения уже Пасхальные песнопения.

Но, с другой стороны, получается немного странно: ещё Великая суббота, еще Христос символично лежит в Плащанице посередине храма, а уже поются Пасхальные Песнопения. Многие незнающие люди потом возвращаются домой и начинают разговляться.

Это – пережиток советского времени, когда было мало храмов, когда многие не могли прийти на ночное Пасхальное богослужение.

В небольших сельских храмах, даже в Подмосковье, многие прихожане как раз освящают принесенные яства после ночного богослужения или после литургии утром.

Если же освящение происходит в субботу, а человек не смог прийти – ничего страшного. Факт, что он ест освященную еду или неосвященную, никак не приближает его к Богу и не отдаляет от Него. Об этом говорит и апостол Павел.

То, что на освящение в Великую субботу приходит много людей, которые в храм не ходят и церковной жизнью не живут – это замечательная возможность миссионерского служения.

Мы готовимся к этому дню, выпускаем специальные листовки, материалы, которые потом раздаются людям, чтобы они могли прочитать и понять: освящение – малая часть нашей духовной традиции, которая основана на твоем присутствии, ты должен себя отдать Богу.

Так что все штатные миссионеры у нас в храме обязаны в Великую Субботу выйти на дежурство, привлекать волонтеров к раздаче миссионерских листков, к разговорам, к общению с людьми.

Так что Великая Суббота – праздник для миссионеров, ведь появляется такая возможность говорить с людьми о Главном!

Спаситель говорит, что нивы «побелели и готовы к жатве» (Ин., 4:35). Когда дворы храмов заполняются людьми, пришедшими освящать пасхальные яства, - это та нива, с которой надо работать.

У каждого своя мера религиозности

Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»:

Меня удивляет вопрос – обязательно ли освящать пасхальные яства? Так же можно спросить: а жениться человеку обязательно? Мне кажется, такая постановка вопроса некорректной.

В Церкви в этом смысле нет ничего обязательного. Господь по любви к нам дал нам возможность жить. И вполне естественно, что мы стараемся в этой жизни всё освятить – посвятить Богу. Православные стремятся освятить все, что можно освящать.

Всякий раз, когда мы вкушаем пищу, мы её освящаем – крестным знамением и молитвой.

Когда приближается Пасха после 49 дней поста, вполне естественно, что люди стремятся, чтобы на праздничном столе была пища, освященная в храме.

Точно так же, как существует вход в пост, когда читается молитва на начало Святой Четыредесятницы, так есть и выход из поста, в том числе – пищевого, каким и является освящение яиц, куличей и пасох.

Понятно, что не причаститься на Пасху – гораздо хуже, чем не освятить куличи. Кстати, освятить куличи можно и в храме после ночной литургии, если не удалось сделать это в Великую субботу.

Дискуссии людей, находящихся внутри Церкви о том, насколько важно или совсем не важно освящать пасхальные яства, появилась не вчера. Она уже давно существует между, очень условно говоря, «протестантами от православия» и теми, кто, возможно, даже чрезмерное внимание придает обрядовой стороне.

Эта дискуссия существует уже больше ста лет, а на западе со времен Реформации: зачем вообще нужны бороды и облачения священников, для чего нужны храмы с золотыми куполами и так далее. Дальше можно договориться до того, а зачем нужны иконы, святая вода, просфоры…

Поскольку мы состоим из души и тела, то наше тело тоже участвует в духовной жизни. Те же самые протестанты, отказавшись вроде бы от обрядов, все равно придумали потом свои, только более усеченные, как бы извиняющиеся: «Простите, но у нас все-таки есть какие-то обряды».

Обряд никогда не является самоценностью. Он – некая форма, которая выражает определенное содержание. Иногда, когда люди перестают чувствовать это содержание, оставляя только внешнюю форму, - это становится неправильным.

Освящение пасхальной пищи – тоже одна из форм. Она не является обязательной, это не элемент Символа веры, нигде не сказано «верую в освящение куличей и пасох, чаю пасхального стола». Хотя все мы, когда пост близится к концу, чаем, ожидаем и вкусной творожной пасхи, и куличей.

Но вполне можно представить себе православную культуру, где нет ни куличей, ни творожных пасох, ни освящения в Великую субботу. Тем более, что даже чисто литургически освящение в субботу не совсем правильно.

Понятно, что по чину литургия Великой субботы должна заканчиваться где-то к вечеру, после люди не расходятся из храма, происходит освящение вина и хлеба, чтобы люди, не выходя из церкви, могли подкрепиться. После чего люди дожидаются полунощницы, пасхального Крестного хода… А освящение куличей и пасох полагается после ночной пасхальной службы.

Но выдержать этого в современной жизни никто не может. И потому сегодня исторически сложилось иначе, и люди пасхальные яства освящают заранее. И мне кажется это правильным.

Да, традиция меняется: когда-то были строго расписаны дни, когда пеклись куличи, красились яйца. Современному человеку это не удобно.

Я не удивлюсь, если через сто лет не будет ни куличей, не пасох. А традиция красить яйца, думаю, останется.

Когда в Великую субботу освящать праздничную пищу приходят тысячи людей, которые в храм в течение года не ходят, я радуюсь. Так же, как когда вижу толпы людей у Крещенской купели.

Мера религиозности у каждого своя. Среднестатистический воцерковленный православный ходит в храм примерно три воскресенья из четырех в месяц и один раз в месяц причащается. Есть верующие, который удивляются: «Как это можно – причащаться всего один раз в месяц?! Надо подходить к Чаше каждое воскресение!»

А кто-то не может не ходить в храм каждый день, а причащаются они четыре раза в неделю. И они могли бы сказать тем, кто причащается раз в месяц: «Ну, это разве религиозная жизнь?!»

По благочестивой православной традиции, приходя домой после праздничного Пасхального богослужения, мы разговляемся освященными в церкви куличом, пасхой и пасхальными яйцами.

Для того, чтобы освятить куличи, пасхи и яйца, следует прийти в храм днем в Великую Субботу (как правило, в городских церквах освящение куличей совершается в течение всего субботнего дня после утреннего богослужения). В некоторых приходских храмах освящение куличей и пасох происходит непосредственно на пасхальной службе.

В Триоди Цветной (особой богослужебной книге, по которой совершаются службы в продолжении 40 дней празднования Пасхи) молитвы во еже благословити сыръ, яйца и брашна мясъ помещаются после чинопоследования пасхальной Литургии. После возгласа Благословен Бог наш трижды поется тропарь Пасхи: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Следовательно, освящаются пасхальные яства непосредственно перед разговением, после пасхальной заутрени и Литургии. Но это исполнимо только в небольших церковных общинах. В условиях современной приходской жизни, когда освящать пасхальные яства приходят не только сотни прихожан данного храма, но и множество людей, посещающих храм только три раза в год (получить святую крещенскую воду, освятить кулич и поставить свечку, когда возникли какие-нибудь жизненные трудности), освящение совершается в Великую субботу. Для этого есть основание: в этот день Литургия святителя Василия Великого соединяется с пасхальной Великой вечерней. Праздник реально начался. Священнослужение совершается в торжественных белых облачениях. После возгласа Благословен Бог наш перед молитвой на освящение поется воскресный тропарь 2-го гласа:

Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный,
тогда ад умертвил еси блистанием Божества:
егда же и умершия от преисподних воскресил еси,
вся силы небесныя взываху:
Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе.

Обычно этот же тропарь поется в то время, пока священник обходит столы с куличами и крашенками, окропляя их святой водой. Чтобы удобнее понять его смысл, приводим перевод на современный русский язык:

Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная,
тогда ад умертвил Ты сиянием Божества.
Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил,
все Силы Небесные взывали:
"Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!"

Освящение куличей обычно совершается так: верующие ставят свои приношения на особом столике в храме или во дворе храма. В кулич и пасху вставляют красную пасхальную свечу, которую зажигают перед началом освящения. Священник читает молитву и окропляет приношения святой водой, после чего прихожане жертвуют часть пасхальной снеди на храм. Эти приношения потом раздаются нуждающимся.

Как разъясняют православные священники, по крайней мере, большинство из них, окропление всяческой снеди на Пасху и другие праздники не превращает эту снедь в какую-либо особую святыню, как не становится святыней упаковка и кошёлки, в которых приносят продукты и на которые попадают брызги святой воды. Просто, принося в Церковь продукты для освящения, православные люди просят Божьей помощи в трудах своих, результатом которых, в конечном счёте, является наличие снеди на семейном столе. Кроме того, оставляя часть освящённых продуктов в храме, люди жертвуют её для нуждающихся, тем самым творя милостыню, что в христианстве считается одной из самых великих добродетелей. Так что, ничуть не сомневаясь, к яичной скорлупе нужно относиться как к обычной упаковке. Но если кто-то всё же сомневается в приведённом ответе, может скорлупу и прочие остатки пасхальной трапезы, как только стает снег, отнести в лес или сжечь.

Есть ещё одна "околояичная" проблема - наклейки на пасхальные яйца с изображениями Христа и Божией Матери. Вот такую скорлупу выбрасывать на самом деле неблагочестиво. Лучше всего такие наклейки вообще не использовать.

По материалам сайтов:

После долгих дней Великого поста, 28 апреля 2019 года, верующие отмечают Пасху. В последнюю неделю перед ней, начиная с Чистого Четверга, хозяйки готовят множество вкусных блюд, ведь согласно традиции пасхальный стол должен быть обильным.

К этому празднику пекут куличи, готовят творожные пасхи, а еще – бабы, блины, пряники, выпечку в виде крестиков, жаворонков, барашков, петушков.

Одним из символов светлого праздника Пасхи стал кулич, который служит напоминанием о трапезе воскресшего Иисуса Христа и апостолов. Согласно трактовке пасхальной символики, кулич является подобием церковного артоса. Так в Евангелии называется хлеб, который Иисус благословил на Тайной вечере.

В старину на Руси в каждом доме куличи пекли сами, а в советские годы их можно было купить в магазинах. По сложившейся традиции эти изделия готовят заранее и освящают в церкви накануне праздника.

Некоторые верующие интересуются: возможно ли дома самому освящать кулич и пасхальные яйца, и если это дозволено, то как это правильно сделать. Мы расскажем об этом и приведем молитву, которая подойдет для этого случая.

Почему и как освящают куличи и яйца в церкви?

Прежде всего, однако, следует сказать, что большинство православных верующих отправляются для этого в церковь. Накануне стоит узнать о времени и порядке проведения пасхальной службы.

Во многих храмах куличи и другие продукты освящают в Великую субботу, которая в 2019 году выпадает на 27 апреля, с утра до позднего вечера. Обычно прихожане кладут все продукты в корзинки, которые ставят в храме для освящения на общий стол.

Считается, что лучше святить продукты в ночь с субботы на воскресенье после церковной службы, на которой читаются «Деяния святых апостолов». Она начинается в 20:00, и по окончании богослужения, завершающегося крестным ходом, происходит освещение еды. А в некоторых храмах этот обряд проводится утром в воскресенье.

Можно ли не освящать куличи и яйца к Пасхе? Не все верующие – по состоянию здоровья или по другим причинам – могут побывать в этот день в храмах. По мнению священников, которые ссылаются на апостола Павла, большой разницы в том, ест верующий освященную еду или неосвященную, нет. Это не приближает его к Богу и не отдаляет от Него.

И все-таки многим людям хочется подать к светлому празднику Пасхи – главному для православных христиан – освященную пищу. Такой обряд, который выполняется в церкви, – это благочестивая традиция.

При этом часть продуктов оставляется в храме для тех, кто не может позволить себе купить их к празднику. Находящиеся в нужде люди могут прийти в церковь и получить творожную пасху, кулич, крашеные пасхальные яйца. В этом заключается важная часть традиции.

Священнослужители читают следующую молитву для освящения пасхальной снеди в Великую субботу. После возгласа: «Благословен Бог наш!» перед молитвой на освящение поется воскресный тропарь 2-го гласа и звучат следующие слова:

«Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества: егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе».

Допускается ли освящать куличи и яйца дома?

А как освятить кулич и яйца дома? В интернете можно найти следующие советы на этот счет: зажгите перед иконами свечи, помолитесь. Три раза окропите продукты святой водой с произнесением молитвы:

«Благословляется и освящается пища сия кроплением воды сия священные, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Так можно ли освятить кулич дома? Некоторые священнослужители и миряне придерживаются мнения, что приведенную выше молитву могут читать только служители церкви. Миряне же для освящения куличей могут читать лишь повседневные молитвы на благословление пищи.

Напомним также, что повседневный вид освящения – это осенение крестным знамением. Православные верующие ежедневно осеняют таким образом еду перед тем, как ее вкушать.
Тексты молитв, читаемых перед вкушением еды приводятся в любом молитвослове.

Молитвы для освящения кулича и яиц дома

Так, в качестве молитвы, которая походит мирянам для освящения пищи дома можно прочесть «Отче наш»:

«Oтче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго».

Или:
«Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения»
(строки из Пс. 144).

На благословение пищи и пития мирянам:
«Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, яко благословен во веки веков. Аминь».
(После прочтения нужно перекрестить еду и напитки).

Вы можете дополнить молитву просьбой о благословлении в день предпасхальный, в день великой скорби и великой радости, в преддверии Воскресения Господня.

Как самостоятельно освятить кулич и яйца?

Для этого существует и специальная молитва, текст которой мы также приведем.

Молитва на благословение пасхальных снедей:
«Господи Иисусе Христе Боже наш, по великой скорби Креста и страданий Твоих радости безмерной тридневным воскресением всех исполнивый! Благодарим Тя, яко сподобил еси ныне и нас, поприще поста совершивших, достигнути святых сих дней и радости светлаго Твоего воскресения причастниками быти. Благодарим Тя, яко по милосердию Твоему и неизреченному снисхождению к немощем нашим утешаеши нас и трапезою праздничною в подкрепление и услаждение немощной плоти. Темже молим Тя, благослови сей пасхальный хлеб, млеко огустевшее, яица и прочия пасхальныя снеди, наипаче сии, от нихже, повинующеся Уставу Церкви, в мимошедшие дни поста воздерживались рабы Твои, да будут они вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость, да всякое довольство имуще, изобиловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити Тя, Воскресшаго, питающаго и утешающаго нас, купно же с Тобою и Безначальнаго Твоего Отца и Святаго Духа во веки веков. Аминь».

Надеемся, что теперь вы знаете, как правильно освятить кулич дома.

Напомним, что Великий пост, которые верующие соблюдают накануне праздника Пасхи, заканчивается в 24.00, с момента символического открытия дверей храма.

Верующие разговляются крашеными яйцами, кусочком кулича или пасхи после литургии, то есть около 4 часов утра. А затем едят эту пищу уже дома за пасхальной трапезой, деля по числу домочадцев.

Не все знают, что, согласно правилам, куличи нужно разрезать не вдоль, а поперек –
круглыми ломтями, не задевая верхнюю часть изделия. Ее оставляют нетронутой, пока последний кусочек кулича не будет съеден, и только после этого можно полакомиться хлебной макушкой.

Подают блюда пасхального стола не только на Пасху, но и в течение всей Светлой седмицы. Так что освятить куличи и яйца можно и в последующие дни после богослужений: и в понедельник, и во вторник.