Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Матрона годы жизни и смерти. О святой матроне московской. Появление на свет

Биография блаженной Матроны обросла невероятным количеством народных домыслов. Встречалась ли она со Сталиным? Видела ли бесов, влетающих через форточку? Занималась ли она заговариванием водички и прочими колдовскими делами?

«Я понимаю тяжесть подвига юродства, но народная гипертрофизация определенных святых, фамильярное их наименование — Ксеньюшка, Матронушка — мне непонятны… Экзальтация православных при почитании блаженной Матроны мне представляется чуждой православию и больше свойственной католической практике». Такое мнение можно встретить, и нередко. Некоторые сведения о блаженной Матроне Московской, «народные жития», апокрифы и ажиотаж вокруг мощей, находящихся в Покровском монастыре в Москве, действительно зачастую выглядят странными, а порой и отталкивающими. Однако блаженная Матрона — это удивительный человек, проживший жизнь веры, и плоды этой жизни очевидны для Церкви, прославившей старицу в лике святых в 2004 году.

Наш текст — попытка представить историю блаженной Матроны без мифов и домыслов, которые распространены сегодня и, к сожалению, иногда создают несовместимый с христианством образ святой. Итак, какой же была почитаемая сегодня миллионами старица, чья жизнь пришлась на тяжелые годы гонений и войны?

Нежеланный ребенок

В психологии, популярной в наши дни как среди светских людей, так и среди верующих, небезосновательно принято искать корни многих жизненных проблем человека в его детстве и даже во внутриутробном развитии. Согласно такому подходу, маленькая Матрюша должна была бы вырасти с серьезными претензиями и к жизни, и к Богу: ее рождения не хотел никто. Мать Матроны, Наталья Никонова, забеременела ею в зрелом возрасте. В бедной крестьянской семье уже было трое детей: дочка Мария и два сына — Михаил и Иван. Никоновы жили в селе Себино Тульской губернии, недалеко от знаменитого Куликова поля, а на небольшом удалении от них местный помещик, граф Юрий Александрович Олсуфьев, организовал приют для сирот на 40 мест. Туда и было решено отдать еще не родившегося четвертого ребенка — из-за банальной невозможности прокормить малышку…

Матрона родилась в 1885 (по другим данным — в 1881) году. Незадолго до появления дочери на свет Наталье Никоновой приснился сон: ей на плечо садится белая птица с человеческим лицом и плотно сомкнутыми веками. Женщина, вспомнив этот сон, сочла его за знак и передумала отдавать дитя. И тем больше утвердилась во мнении, что сон не пустой, когда увидела новорожденную дочь: девочка появилась на свет с пороком развития, анофтальмией: глазные яблоки отсутствовали или были крайне недоразвиты, веки — сомкнуты.

В жизни многое причудливо переплетено, и стоит упомянуть о приюте, который чуть не стал будущей блаженной домом. Этот приют организовали граф Юрий Александрович Олсуфьев и его жена, Софья Владимировна. Богобоязненный и деятельный человек, чьим духовником был оптинский старец Анатолий (Потапов), Юрий Александрович руководил и строительством храма-памятника в честь Сергия Радонежского тут же, на Куликовом поле, а в годы советской власти спасал от разграбления Троице-Сергиеву лавру. В 1938 году его жизнь оборвалась на расстрельном Бутовском полигоне, а жена Юрия Александровича, Софья Владимировна, скончалась пятью годами позднее в заключении, в Свияжском монастыре…

Первые чудеса

В Москве есть несколько мест, связанных с блаженной Матроной. Самое известное - Покровский монастырь, где находятся мощи святой, но есть и другие места, связанные с ее именем - где жила Матрона Московская, где ее отпевали.

С ужасами советской власти Матрона столк-нется позже, а сейчас она простая маленькая слепая девочка. Только во время совершения над ней таинства Крещения стало ясно, что все-таки — не простая. Вот как это вспоминал староста церкви Успения, где крестили будущую блаженную, Павел Иванович Прохоров: «За два дня до крестин в церковную сторожку заходил священник о. Василий из деревни Борятино, что в 5 км от села Себино. Это было накануне какого-то праздника. Этот-то священник и крестил Матрюшеньку. Когда во время крещения священник окунул ее в купель, из купели до потолка поднялся столб или пара, или легкого благоухающего дыма, я точно не помню. Священник был крайне удивлен, сказав при этом: “Я очень много крестил младенцев, но такое вижу в первый раз, и этот младенец будет свят“».

Окружающие все больше замечают, что подрастающую девочку выделяет среди сверстников не только врожденное увечье, но какая-то нездешняя мудрость и… прозорливость. Нет, это еще обычный ребенок, который тянется к играм и с радостью бегал бы босиком по деревенским улицам. Но на этих улицах — другие крестьянские детишки с их детской еще жестокостью. Возьмут крапиву, окружат Матрону и бьют ее, обжигают то с одной стороны, то с другой: отгадай, кто тебя лупанул, ну, отгадай, ты же особенная! Однажды дети посадили Матрону в яму и потешались, наблюдая, как слепая девочка пытается выбраться на ощупь.

Видя переживания своей маленькой прихожанки, отец Василий утешал ее, говоря: игры не то, к чему ты призвана, у тебя есть нечто большее, чем у этих детей.

Так с ранних лет незрячая ушла туда, где не нужны глаза, — во внутреннюю жизнь души. Сама добиралась до храма, где отстаивала службы в уголке. А ночью еще в очень малом возрасте пробиралась в красный угол, неизвестно как, но снимала иконы — и они были ее первыми «игрушками».

Было множество случаев, которые не оставили сомнений в том, что девочке открыто гораздо больше, чем взрослым. Одним из них стало предсказание смерти отца Василия: однажды ночью Матрона перебудила всех, сказав, что батюшка умер. Кинулись к нему в дом и действительно нашли священника только что скончавшимся. В другой раз девочка предсказала пожар, который произошел на следующую же ночь.

Родственница Никоновых рассказала и такой случай: «Однажды Матрюшенька говорит: “Мама, сходи к батюшке, у него в архиве на таком-то ряду, от низу четвертый, лежит книга, а в ней изображена икона Царицы Небесной «Взыскание погибших». У нас в храме нет такой иконы. Сходи и скажи батюшке, чтобы он ее принес”. Книгу с изображением действительно нашли, икону для храма написали, а список с нее Матрона впоследствии везде возила с собой, когда начались ее скитания.

Был и такой случай. Однажды отец Матроны, Дмитрий Никонов, не захотел идти в храм вмес-те с женой, и она пошла одна. Отец молился дома, читал службу, а мать, по-видимому, больше переживала из-за мужа и отвлекалась на свои мысли, чем молилась. Когда она вернулась, Матрюша сказала: “Отец был в храме, а тебя там не было”. — “Как это? Откуда же я только сейчас вернулась?” А девочка говорила о внимательной молитве, а не о фактичес-ком присутствии в стенах церкви».

Узнав о необычной маленькой крестьянке, в Себино потянулись люди. И просили: пусть помолится. Так ребенок, который грозил стать «лишним ртом» и обузой семье, стал ее кормить.

Первое путешествие и переезд в Москву

В 14 лет Матрона уехала за пределы своей деревни: в первое и единственное большое путешествие в жизни ее взяла дочь помещика, жившая по соседству, Лидия Янькова. Паломницы побывали в Киево-Печерской лавре, в Троице-Сергиевой лавре и, по преданию, в Кронштадте, где маленького слепого подростка подозвал к себе сам праведный Иоанн Кронштадтский: «Иди, иди ко мне, Матронушка. Смена моя идет…».

А в 17 лет у девочки отнялись ноги. С этих пор блаженная принимала людей сидя. И тогда впервые стала говорить о грядущих страшных днях: «Будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать»… Но, казалось, никто не принимал ее слова за близкое пророчество: будет, может, но — вряд ли с нами.

Для нее гонения начались с ее дома: оба брата, вступившие в партию, не могли терпеть рядом с собой блаженную сестрицу, к которой вереницей шли люди. В 1925 году Матрона перебралась в Москву и жила там уже до конца своих дней. «Жила» не всегда повернется язык сказать — скиталась по подвалам, сараям, по квартирам, где нельзя было долго задерживаться, чтобы не подставить хозяев. На Ульяновской улице, на Пятницкой, в Сокольниках, в Вишняковском переулке, у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском, в Царицыне, наконец, в Староконюшенном переулке. И еще не раз умудрялась возвращаться в родное село, навещать своих престарелых родителей.
Много раз чудом избегала ареста: уезжала за считанные минуты до приезда милиции. Однажды «служитель порядка» все же выследил слепую старицу, победоносно пришел забирать и услышал от нее: «Беги скорей, у тебя несчастье в доме! А слепая от тебя никуда не денется, я сижу на постели, никуда не хожу». Он послушался, уехал домой и обнаружил там обгоревшую от полыхнувшего керогаза жену — успел отвезти ее в больницу, все закончилось благополучно. Слепая действительно никуда не делась, но на следующий день, придя на работу, милиционер наотрез отказался ее забирать.

Как ребенок…

Годы идут, и перед нами уже зрелая женщина. Мы знаем ее по редким фотографиям, на самой известной из которых Матрона сидит на кровати, положив маленькие пухлые ручки на коленки, сидит с совершенно неподдельной бесхитростной улыбкой на лице. Какая она теперь?

Есть один рассказ, который может это передать.

Из деревни Тульской области, соседней с Себино, шли брат с сестрой — продавать корову в Жаворонках, под Москвой. А по дороге потеряли документы: и свои личные, и на корову… Брат запаниковал: «Найдут без документов, подумают, что корову украли! Сейчас не забалуешь, кругом вооруженный патруль. Всё, позору не оберешься! Удавлюсь я! Удавлюсь!» — «Эх, дурак ты, дурак! Как тебе не стыдно такое говорить! Давай просить Матронушку — авось поможет», — сказала сестра. «Да как поможет, если сама сидит на койке где-то в Москве, слепая от рождения?»

Но все-таки попросили…

До Москвы добирались 10 дней и везде находили ночлег, хотя кому интересно в лихое время пускать домой чужих, да еще без документов, да еще с коровой на привязи. Однажды в избу, где брат с сестрой остановились, приехал патруль. Но хозяева как-то неожиданно стали гостей выгораживать: «У нас все свои». Те благополучно добрались до места, продали корову и, возвращаясь, решили заехать к Матроне. Блаженная им предстала такой: сидит на высокой кровати, в синем платье, волосы расчесаны на две стороны, ножки свесила, как малый ребенок, а сама смеется. Пришедшие и рта не успели открыть, а она им:

— Ну и задали вы мне работку! Всю дорогу вела их корову за хвост! Вот, веди им корову, а еще показывай, где живут хорошие люди, где на ночлег пустят.
А когда прощались, Матрона повернулась к брату и сама едва смех сдерживает.
— Как так вышло, Ваня, что сестра, которая тебя моложе, обозвала тебя дураком? Ай-яй-яй! — И продолжала, пока бедный Ваня замер с открытым от удивления ртом: — Паспорт можно выправить за десять рублей… «Удавлюсь! Удавлюсь!» — уже по-доброму передразнивает парня. — Больше таких глупостей не говори! — И погрозила маленьким пальчиком.

Пожалуй, вот и портрет. Пожалуй, потому и «Матронушка»: маленькая женщина, с маленькими пухлыми ручками, как у младенца, и трогательной улыбкой на лице — нет ни одного фото, где бы она не улыбалась.

Страшные годы

Жизнь Матроны в Москве пришлась на самое страшное время: конец Гражданской войны, нищета, голод, «ежовщина» — страшные 1937-1938 годы, когда пропадали люди, повсюду царила атмосфера страха и доносительства, а потом — пришла война. Огромное море человеческого горя. И люди тянулись за утешением и надеждой, за исцелением души и тела. Свидетельствуют, что нередко Матроне Бог открывал судьбы воюющих на фронте, по ее молитвам возвращались те, кого считали без вести пропавшими. Одной женщине, которой трижды приходила «похоронка» на мужа, блаженная сказала: «Жив, придет на Казанскую, постучит в окошко», и действительно, муж вернулся в 1947 году.

Она говорила людям слова, ни в коей мере не противоречащие христианству: верьте, что Бог есть и Его силой все уладится; носите крест, молитесь, чаще причащайтесь, не верьте снам, не теряйте никогда надежду, учитесь владеть собой. Она не учительствовала, жалела людей, гладила их по голове, давала конкретные советы в конкретных ситуациях, часто — с юмором, всегда — с радостью. Болеющим советовала причащаться чаще, и болезнь — даже серьезная, будь то туберкулез или эпилепсия — отступала. «Надо владеть собой, терпеть»; «Господь сам все управит!»; «Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу».

И совершались чудесные вещи — эти истории можно рассказывать бесконечно — а поток посетителей не иссякал.
Сохранилось множество свидетельств помощи святой, но о ней самой, о подробностях ее жизни в столице известно меньше, чем о ее делах. По сути вся ее жизнь сводилась к молитве и помощи людям. Знавшие ее при жизни вспоминали, что у Матроны на лбу даже образовалась ямка от постоянного крестного знамения: старица молилась и ночами.

Блаженная прожила трудную жизнь и тихо скончалась 2 мая 1952 года. О грядущей смерти она знала и переживала: как правильно сложить ручки в гробу. Когда пришедший исповедать и причастить ее священник, удивившись этому, спросил: «Неужели и вы боитесь смерти?» — «Боюсь», — бесхитростно ответила блаженная. И просила похоронить ее на Даниловском кладбище, близ храма — «чтоб слышать службу». Отпевал ее в церкви Положения Ризы Господней на Донской улице священник Николай Голубцов. 4 мая, на день Жен Мироносиц, при большом стечении народа блаженная была похоронена на Даниловском кладбище, рядом с одним из не-многих действовавших тогда храмов.

1 мая 1998 года, по благословению Патриарха Алексия II, честные останки старицы были перенесены в Покровский ставропигиальный женский монастырь на Таганской улице, где они находятся и по сей день. Блаженная Матрона была причислена к лику местночтимых, московских, святых в 1999 году, а пятью годами позднее состоялась ее общецерковная канонизация. В 2013 году Священный Синод установил дополнительный (помимо 2 мая) день памяти блаженной, в память об обретении ее честных мощей —8 марта (по н. ст.).

«Бабьи басни»

К сожалению, в сложившемся почитании блаженной Матроны есть вещи, частично или полностью противоречащие православному мировоззрению.

Открыв первое неофициальное житие Матроны — «Сказание о Матроне» Зинаиды Ждановой, — мы услышим режущие слух христианина истории, например, о кощунственном совете, согласно которому рвота после Причастия — это хорошо: бесы, дескать, так выходят, а «проникают они в человека с воздухом при дыхании, живут в крови». О том, что народ просил блаженную «почитать над ними молитвы», «почитать над водой», что перекликается с практикой, используемой колдунами. О том, что блаженная якобы просила закрывать окна и форточки в дни демонстраций, чтобы полчища бесов не проникали в комнату… Наконец, о том, как возвеличивала сама себя, якобы открывая Зинаиде Ждановой, автору жития, во сне, что имеет регалии и награды от Господа.

«Книга Ждановой содержит слишком много оскорбительных для христианского слуха высказываний, которые звучат от имени Матроны. И пока не доказано, что сама Матрона этих слов не говорила, — я буду проходить мимо ее икон…» — пишет участник одной из интернет-дискуссий. И как его упрекнуть? Как удивляться, что в народном сознании после таких историй имя блаженной Матроны тесно переплетено с именем болгарской колдуньи Ванги?

Во-первых, книга Зинаиды Ждановой — первое неофициальное житие блаженной Матроны, имевшее в свое время колоссальный успех, — была рассмотрена Синодальной комиссией по канонизации святых и подвергнута жесткой критике. Церковь не рекомендовала ее как источник сведений о святой Матроне, несмотря на то, что Жданова лично знала старицу. Впоследствии и сама автор призналась, что в этой книге очень много придуманного ею…

Комиссия ориентировалась на другую версию жития — «Житие праведной Матроны, блаженной Московской старицы». И в частности, в этом тексте можно найти следующие слова: «Помощь, которую подавала Матрона болящим, не только не имела ничего общего с заговорами, ворожбой, так называемым народным целительством, экстрасенсорикой, магией и прочими колдовскими действиями, при совершении которых “целитель“ входит в связь с темной силой, но имела принципиально отличную, христианскую природу. Именно поэтому праведную Матрону так ненавидели колдуны и различные оккультисты (об этом свидетельствуют люди, близко знавшие ее в московский период жизни). Прежде всего, Матрона молилась за людей. Будучи угодницей Божией, богато наделенная свыше духовными дарами, она испрашивала у Господа чудесную помощь недугующим. История Православной Церкви знает много таких примеров <…> Матрона читала молитву над водой <…> Содержание этих молитв мы не знаем, но, конечно, тут не могло быть и речи об освящении воды по установленному Церковью чину, на что имеют каноническое право лишь священнослужители. Но также известно, что благодатными целительными свойствами обладает <…> вода некоторых водоемов, источников, колодцев, ознаменованных пребыванием и молитвенной жизнью близ них святых людей».

Во-вторых, увы, нельзя откреститься от времени, в которое жила блаженная. Ни для кого не секрет, что в деревнях процветали и колдовство, и обрядоверие. Один пожилой житель Ижевска, перебравшийся в город из деревни, рассказывал, как не могла умереть его родственница, старуха-колдунья, чей ведовской «дар» не приняли ни дочь, ни внучка — а, не передав свои знания, согласно народному поверью, ведьма не может умереть. Как разбирали деревенские жители крышу и совершали другие действия, чтобы душа несчастной старухи могла освободиться от тела. Такие истории — казалось бы, в атеистическое время — были почти обыденностью в деревнях и вместе с жителями перекочевали в советские города. В сознании непросвещенных людей до сих пор перемешаны гадания на святки и святой праздник Рождества Христова, «Битва экстрасенсов» и телетрансляция пасхального богослужения, молитвы и гороскопы — все это так!

Поэтому некоторые почти оккультные моменты, которые можно найти в первом «житии» Матроны, до сих пор многими воспринимаются в порядке вещей.

Так, безусловно, одобрение рвоты после причащения для христианина немыслимо. Даже если священник случайно прольет Причастие на пол, богослужение останавливается, и это место в полу выжигается огнем или вырубается — настолько серьезно Церковь относится к пре-творенным в Тело и Кровь Господни хлебу и вину. Когда оптинского старца Иосифа (Литовкина) спрашивали, как поступать, если у больной, причастившейся в 6 часов вечера, после полуночи была рвота, он отвечал: «От Причастия прошло много, и тут укорного ничего нет. А впрочем, нелишне было бы сорванное отнести в проточную воду или там к стороне, где не было бы нечистоты». Это благоговейное отношение, не в пример описываемому З. Ждановой.

Цитаты о бесах — тоже иллюстрация совершенно нехристианского отношения к темным силам. Преподобный Антоний Великий говорил о бесах: «Если бы демоны обложены были бы такими же телами, как и мы, то могли бы они сказать: людей укрывающихся мы, мол, не находим, а найденным причиним вред. Тогда и мы могли бы укрыться и утаиться от них, заперев двери. Но они не таковы; могут входить и в запертые двери».
Приписанные блаженной Матроне слова о наградах от Господа — еще одно противоречащее духу христианства свидетельство. Оптинский старец Макарий писал о подобном: «Из одного этого, что странник говорит вам <…>, что “весь град его молитвами держится”, нельзя поверить его святости; нигде не видим в житиях, чтобы святые или праведные сами о себе так проповедовали, а напротив, считали себя прах и пепел и недостойными, а благодать Божия действовала чрез них».

Вот еще один не согласующийся с православным мировидением рассказ, якобы записанный со слов блаженной Матроны Зинаидой Ждановой. Будто накануне блокады Ленинграда солдаты пытались вскрыть гробницу святого праведного Иоанна Кронштадтского, за что он, восстав, грозил «утопить в крови и уморить голодом» Петербург… «Рассказ об “утоплении в крови”, — пишет церковный историк Андрей Зайцев, — полностью противоречит как образу почитаемого святого, так и всей христианской традиции, зато поразительно напоминает апокрифические Евангелия (отвергнутые Церковью и не вошедшие в новозаветный канон). Например, в “Евангелии детства Христа” есть рассказ о том, как маленький Иисус с помощью чуда убивает мальчика, насмехавшегося над ним». Безусловно, человек, хорошо знакомый с Евангелием, способен вычленить нечто несродное ему из «народных житий». Если же знакомство поверхностное — возникают такие печальные заблуждения и мифы. Как заметил возглавлявший с 1989 по 2011 год Комиссию по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, «канонизация праведника не означает канонизации каждой строчки, им написанной». Если такова осторожность даже к словам самих святых, то тем более — к словам о них других людей…

Очередь

Еще проповедник XIII века епископ Серапион Владимирский обличал некоторых верующих (или называющих себя таковыми) в том, что они стремятся больше к чудесам, колдунам и исцелениям с помощью «водички», «землички», чем к Причастию и молитве… И современные священники с болью говорят: «На Крещение, на “медовый“ Спас, в Вербное воскресенье — храм битком, яблоку негде упасть. Люди толкаются, спешат освятить мёд, яблоки, вербы, набрать побольше святой воды <…>, тогда как Христос предлагает каждый день на литургии нечто несоизмеримо большее — Самого Себя. А нам подавай мёд и водичку!…»

Потому бывает, что человеку, подкованному в вопросах церковного учения, и нелегко дается очередь в Покровском монастыре, где столько разговоров можно услышать и о том, с какой ноги правильно к мощам блаженной подступать, и о снятии сглаза при помощи иконы, и еще много «удивительных» вещей.
Но достойно ли порицать людей, которые в любое время года стоят здесь? Не берут ли и они на себя интуитивно подвиг, без которого трудно помыслить христианство? Малую лепту, оформленную в труд, — приехать сюда, мерзнуть в очереди или, наоборот, задыхаться от жары, рядом с теми, кого Бог пошлет… Эта вереница, эта очередь человеческого горя тянется веками, тысячелетиями. И какими бы мы ни казались себе просвещенными, знающими, что христианство прежде всего — о Христе, разве вправе мы насмехаться над теми, кто в отчаянии и ужасе перед ударами жизни стоит вот тут?

«Ледяной дождь, пронизывающий ветер, очередь людей огибает храм… Я одета в легкие демисезонные туфли, на плечах плащик. И таких — раздетых, как я — много… Топчусь, молюсь, прошу подарить здоровье моей мамочке. Прошло два часа. От холода с колен пошла жгучая боль по всему телу. И тут я понимаю, все… больше не могу. “Господи, смилостивись, дай сил!“ Еще час прошел, холод сковал диафрагму, чувство, что легкие перестают дышать. Звоню родной сестре, плачу, жалуюсь, прошу поддержать меня в решении уйти, сил больше нет. Сестра слушает, ей очень жалко любимую сестренку, всхлипывает вместе со мной, но молчит. Она понимает, это ради мамы… ради мамочки…» Это рассказ Елены Александровой (Елена Александрова. Мама и матушка. — Сайт ), одной из женщин в очереди, одной из тысяч. И здоровье мамы, кстати, пошло на поправку…

Какими словами можно было бы описать трудную и праведную жизнь блаженной Матроны, и эту очередь, и сотни и сотни рассказов-благодарностей людей за помощь, полученную по молитвам святой? Быть может, этими? Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф 11:28)

Встреча блаженной Матроны со Сталиным: было или нет?

Один из мифов гласит, что осенью 1941 года к блаженной Матроне тайно приезжал сам «отец народов», Иосиф Сталин. Якобы блаженная предсказала ему победу русского народа в войне и сказала, что он один из всего правительства не уедет из Москвы. Упоминание об этом мы находим все в той же книге З. В. Ждановой, о достоверности сведений в которой уже немало сказано в нашей статье. Историки Московской духовной академии специально изучали эту гипотезу и пришли к однозначному выводу: такого события не было. К такому же заключению пришла Синодальная комиссия по канонизации святых, подчеркнув, что ни в одном историческом документе или свидетельстве нет даже намека на «встречу», и все это — не более чем выдумки.

Тем не менее миф был подхвачен в определенных кругах и до сих пор имеет своих сторонников. Так в 2008 году в петербургском храме появилась икона художника И. И. Пивника «Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина», что вызвало, в основном, протест прихожан: «икону» потребовали убрать из храма. Так комментировал это событие на пике дискуссии протоиерей Владимир Вигилянский: «Разговоры о святости Сталина — кощунство над памятью мучеников, которые погибли во время сталинского режима, ведь при Сталине никто так не пострадал, как духовенство, которое было истреблено почти на сто процентов». Вот слова на эту тему уважаемого пастыря и богослова, насельника Сретенского монастыря в Москве иеромонаха Иова (Гумерова): «Бытует миф о том, что И. Сталин приезжал к блаженной старице Матроне. Это совершенно невозможно предположить из того, что мы знаем о жизни этой дивной угодницы Божией. В 1997 году священноначалие поручило мне подготовить материалы к канонизации Матроны Никоновой. Приходилось по крупинкам собирать о ней сведения. Нет ничего, что могло бы подтвердить приезд к ней Сталина. Она была гонимой. В любой день была готова к аресту. Такое положение сохранилось до самой ее смерти 2 мая 1952 года. Попытка представить жестокого гонителя Церкви верующим христианином и благодетелем Церкви опасна и может принести только духовный вред. Так размываются границы добра и зла».

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала игумена Дамаскина (Орловского), а также священников, лично знавших З. В. Жданову


Имя: Матрона Московская (Matrona Moskovskaja)

Возраст: 70 лет

Место рождения: деревня Себино, Тульская область

Место смерти: Химки, Московская область

Деятельность: святая Русской православной церкви.

Семейное положение:

Матрона Московская - биография

Перед смертью Святая Матрона завещала: «Приходите и обращайтесь ко мне, как к живой!» И даже спустя 65 лет после своей кончины она продолжает совершать чудеса для тех, кто в них верит.

Необычное дитя

Наталья Никитична и Дмитрий Иванович Никоновы никак не ждали еще одного ребенка. Материальное положение крестьянской семьи оставляло желать лучшего. Чем кормить малышку, как растить? Было решено после рождения отдать ребенка в приют. А перед самыми родами будущей матери приснился странный сон. Будто прилетела к ней белая птица небывалой красоты, села ей на грудь, и женщина увидела, что у птицы нет глаз. Проснувшись, Наталья Никитична решила не гневить Бога и оставить младенца в семье.

Сон оказался вещим: девочка родилась без глазных яблок. Сразу было ясно, что это необычный ребенок. Так, на груди у дочери родители обнаружили выпуклость в виде креста. А по средам и пятницам девочка отказывалась от материнского молока - будто пост соблюдала.

Когда малышку крестили, отец Василий, местный священник, заметил, что после окунания ребенка в купель над ней поднялся столб благоухающего дыма и по церкви разнесся приятный аромат. «Этот младенец будет свят», - сказал батюшка родителям.

Матронушка не походила на других детей. Бывало, встанет посреди ночи, проберется в красный угол, снимет несколько икон и сидит, рассматривает. Местная детвора ее не принимала, считая странной. Пользуясь слепотой Матроны, жестокие дети издевались над ней. Могли отстегать крапивой, а то и вовсе столкнуть в яму и со смехом наблюдать, как девочка на ощупь выбирается оттуда.

Но Матронушка ни на кого не держала зла. Наоборот, замаливала грехи обидчиков, будучи с малолетства глубоко верующей. Семья жила неподалеку от церкви Успения Божьей Матери, и Матрона все свободное время проводила там. «Дитя ты мое несчастное!» -часто причитала мать, со слезами глядя на дочь. Но та в ответ улыбалась: «Да разве же я несчастная? Мне дано гораздо больше, чем остальным».

Матрона - народная провидица

Когда Матроне исполнилось 8 лет, родители убедились: их дочь действительно видит и чувствует гораздо больше, чем обычный человек. Она могла предсказать беду, дать ценный совет. Сначала люди не слишком доверяли тому, что говорила слепая девочка, но потом начали замечать: сказанное сбывается! Стал стекаться люд к дому Никоновых - больные, немощные, несчастные. А она почитает над ними молитву - и те уходят от нее уже здоровыми и полными сил.

Всем, кому могла, Матрона помогала. Денег не брала, но посетители все равно приносили продукты, подарки. Тогда-то Наталья Никитична и поняла, что дочь, которая должна была стать обузой, оказалась кормилицей, спасением для семьи.

Как-то вечером Матрона сказала матери: «Я завтра уйду, а ты останься. Будет сильный пожар, но ты не пострадаешь». И правда, на следующий день деревня заполыхала. Большая часть домов тогда оказалась уничтожена, а жилище Никоновых - одно из немногих - огонь не тронул.

В отрочестве Матрона много путешествовала, совершала паломничества. Бывала и в Троице-Сергиевой, и в Киево-Печерской лаврах. А в Кронштадтском соборе встретила . По преданию, тот отслужил службу и, увидев в толпе Матрону, подозвал ее и сказал во всеуслышание: «Вот идет моя смена - восьмой столп России».

Вскоре Матронушка уже не могла далеко ездить -в 17 лет у нее отнялись ноги. Но она не роптала: что ж, такова ее судьба. Всю оставшуюся жизнь провидица будет не в состоянии передвигаться без сторонней помощи...

Матрона видела будущее не только конкретных людей, но и страны в целом. Так, она предсказала страшные события 1917 года: «Всех будут грабить, храмы окажутся разорены, все разбегутся и оставят свои земли...»

Она знала, о чем говорила. В 1917 году Матронушка и сама оказалась без крова и вместе со своей подругой, Лидией Яньковой, отправилась из родной деревни Себино (Тульская губерния) в город, искать пропитания. Как она жила в то время - никто не знает. Известно только, что в 1925 году Матрона перебралась в Москву, где и осталась на долгие годы.

Своего жилья у нее не было. Первое время Матронушка обитала где придется. Однажды зимой ее нашли в фанерном домике. Внутри стоял густой пар, топилась печка-буржуйка - да все без толку. Матрона лежала и не могла пошевелиться: ее волосы примерзли к стене... Позже женщина обосновалась в Староконюшенном переулке у односельчанки, а потом у дальних родственников в Московской области.

Свои дни Матрона проводила в заботах. Принимала посетителей - около 40 человек в день. Каждого успокаивала, утешала, помогала. В том числе и тех, у кого не ладилась семейная жизнь. Почти не спала, по ночам все больше молилась перед иконами. Многим посетителям Матронушка давала намоленную воду - та водица поистине чудодейственной была, хвори снимала.

Удивительно, но чудеса Матроны распространялись даже на невоцерковленных людей. Пришла к ней как-то верующая женщина с больным братом. Тот был атеистом и считал, что ему уже ничто не поможет. Но Матрона его вылечила и сказала, кивнув на его сестру: «Это тебе ее вера помогла, ее благодари».

В другой раз к Матронушке через своих знакомых обратился мужчина, который не мог ходить. А она попросила ему передать: «Пускай сам ко мне придет, хоть приползет. Если с утра начнет ползти, то часам к трем доберется». Ее слова были переданы, и мужчина кое-как добрался до провидицы. Домой он возвращался уже на своих ногах.

Посетители называли Матрону не иначе как «святой», а вот власти ее не любили. За отсутствие прописки неоднократно пытались арестовать. Но каждый раз накануне дня, когда за Матроной должны были прийти, она уезжала.

И после смерти...

В 1940 году Матрона посетовала: «Люди все ругаются, что-то делят, а ведь скоро война начнется... Многие погибнут, но русский народ победит!» Так и случилось.


Непросто далось то время Матронушке. За каждого солдата переживала как за собственного сына. Говорила, что мысленно присутствует на фронте и помогает нашим бойцам одолевать врага. Часто к провидице приходили матери и отцы тех, кто считался пропавшим без вести. Кому-то из них давала надежду: «Жив, ждите». Другим же честно сообщала: «Можете отпевать и поминать».

По слухам, сам обращался к женщине за советом - боялся, что немцы войдут в Москву. О чем был их разговор - не знает никто, но только после общения с Матроной Сталин успокоился и не покидал столицу на протяжении всей войны.

Предсказала Матрона и собственную смерть, за три дня до нее. Но даже в эти оставшиеся дни продолжала принимать тех, кто особенно нуждался в ее помощи. Успела также дать распоряжения: чтобы отпели ее в храме Ризоположения и похоронили непременно на Даниловском кладбище. Ей хотелось и после смерти слышать службу, а как раз там находился один из немногих действующих в те годы храмов.

В России святая блаженная Матрона Московская — одна из самых чтимых святых нового времени. Очень много людей обращается за молитвенной помощью к святой, но далеко не все знают о ее земной жизни. А это очень важно — знать того святого, чьей помощи просишь и на чье покровительство надеешься.

Ниже, в кратком изложении, представлено житие (биография) Матроны Московской, а так же видео о ней. Приятного и полезного чтения!

Житие Матроны Московской в кратком изложении

Родилась будущая святая Матрона Московская, урожденная Матрона Димитриевна Никонова, в далеком ныне 1881 году, в селе Себино, что в Тульской области. Семья Матроны была бедной и благочестивой, зарабатывая на хлеб тяжелым крестьянским трудом. Детей в семье было четверо. Когда пришло время родится младшенькой — родители решили отдать ребенка в приют для необеспеченных детей (в то время богобоязненные люди и не помышляли об абортах). Но вот, ночью, роженица увидела вещий сон: белая птица с человеческим лицом и закрытыми глазами села на правую её руку. Приняв сон за вещий, женщина решила не отдавать ребенка, и после рождения Матроны (дитя родилась слепой) очень любила её.

Дом где родилась святая Матрона

Во время обряда крещения, когда священник опускал дитя в купель, все увидели и осязали столб благоухающего дыма над младенцем. Дитя было предъизбрано Господом для служения Ему. В Священном Писании говорится что такое бывает (и не раз было):

Господь говорит святому пророку Иеремии: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1, 5).

Еще девочкой, Матрона проявляла свои дары от Бога. Однажды, она сказала родителям что умер священник который ее крестил, и это было так (о. Василий скончался тем вечером).

Матрона была не просто слепой — у нее совсем не было глаз. Глазницы же были плотно стянуты веками. Еще на теле Матроны (в районе грудной клетки) была выпуклость в форме креста. Будучи младенцем — Матронушка не брала материнского молока по средам и пятницам (спала много в такие дни). По ночам девочка, непостижимым образом снимая с полок иконы и ложа их на стол, играла с ними. С другими детьми у Матронушки отношения не складывались, они обижали ее. А с восьми лет у святой открылся дар предсказания и исцеления.

Девочка часто бывала с родителями в церкви, а как немного подросла — так ходила в храм на богослужения и одна. Когда родители не знали где их дочка Матронушка — они всегда шли в храм и находили ее там.

Святая блаженная Матрона Московская стала неожиданной кормилицей для всей семьи. К их дому постоянно шли люди — из родного села и из окрестных деревень. Девочка могла своей молитвой поднять лежачих и вымолить облегчение скорбящим. Люди, кому помогла святая, благодарили ее чем могли — привозили продукты и подарки ее родителям.

Был и еще один интересный случай. Матронушка с отцом остались в воскресный день молиться дома, а ее мать пошла в храм, и, во время Богослужения, все переживала о том, что муж ее не пошел с ней. А по возвращении она услышала от дочки такие слова: «Ты, мама, не была в храме, а отец мой был». А как же часто и мы с вами, братия и сестры, не бываем в храме стоя в нем?…

Благодаря одной благодетельнице — матушка Матрона немного путешествовала по святым местам России. Встречалась она и со святым праведным Иоанном Кронштадтским. По окончании богослужения Иоанн Кронштадтский попросил расступиться людей, проговорив:

Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена - восьмой столп России.

В семнадцать лет у святой отнялись ноги. Она знала о том что случится, но не избегала того, считая что так хочет Господь. Следующие пятьдесят лет своей жизни Матрона прожила «сидячей». Она сделала множество предсказаний о будущем страны, предсказывала судьбы и события в жизни очень многих людей. Очень многие могли бы спасти свои жизни и жизни родных во время смуты (послереволюционное время), если бы прислушались к советам провидицы.

Не имея зрения и даже глаз — святая блаженная Матрона многое знала. Она видела «внутренне» на расстоянии, она знала как выглядят дома и соборы далеко за границей, она знала как расположены иконы в разных храмах, в которых она никогда в своей жизни не бывала. Она даже знала названия улиц и номера домов в других странах, не имея возможности читать и будучи неграмотной.

Обо всех чудесах и историях не написать в этом кратком изложении жизни святой. Если я смог вас заинтересовать — вам стоит прочесть полное житие святой блаженной матушки Матроны Московской (его можно купить в любой свечной лавке или взять прочесть в библиотеке в нашей приходской школе). Ниже — предлагаю вам посмотреть документальный фильм о святой, из которого вы узнаете еще много всего интересного!

Видео фильм о Матроне Московской

Сень над ракой с мощями святой праведной блаженной Матроны Московской. Находится в Покровском ставропигиальном женском монастыре у Покровской заставы города Москвы. 2003 г.

У святой Матроны люди часто просят помощи в исцелении болящих, в различных жилищных нуждах и семейных неурядицах, в самых различных скорбях. Перед смертью блаженная говорила: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».

– одна из самых известных и почитаемых православных святых.

Имевшая от рождения дар чудотворения, она ещё до кончины своей стала известна, как молитвенница и подвижница во славу Божью. Вся её жизнь стала примером великого духовного подвига любви, терпения, самоотречения и сострадания.

При жизни Матронушки у её дома всегда были паломники. Люди приезжали за помощью к матушке за десятки километров со своими болезнями, тревогами, скорбями. И Матронушка помогала, исцеляла, наставляла.

Блаженная Матрона не требовала от людей многого, но всегда требовала — верить в Бога. Также учила не отчаиваться и по мере сил пытаться исправлять свою жизнь от грехов и пороков с помощью Божией.

Поток паломников, чтобы приложиться к её святым мощам, не иссякает и сегодня: с раннего утра до поздней ночи к Абельмановской заставе, где расположен , идут люди с цветами. Чаще всего это белые розы и хризантемы – их Матрона любила более всех и не любила цветов искусственных. К Матронушке – так ласково называют её люди – приходят семьями с детьми, идут женщины, мужчины.

Современники запомнили её очень светлой, ласковой, с тихим голосом. Никогда не жаловалась, принимая все, выпавшее на её долю, как даваемое от Бога.

Блаженная предсказывала: «После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придёт. Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу».

Ещё перед смертью Матрона сказала: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».

А ещё матушка говорила, что все, кто доверит себя и жизнь свою её ходатайству ко Господу, спасутся. «Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого».

Краткое житие

Матрона Московская (урождённая Матрона Дмитриевна Никонова) (22 ноября 1881 года - 2 мая 1952) - святая Русской Православной Церкви.

Матрона Дмитриевна Никонова родилась в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии, она была четвёртым ребёнком в семье. Согласно житию святой Матроны, родители, Наталья и Дмитрий Никоновы, сначала хотели оставить слепую дочь в приюте, но мать передумала после того, как ей приснился необыкновенный сон: белая птица необычайной красоты, но слепая, села на её груди. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Дочь родилась слепой, но мать любила своё «дитя несчастное».

Рассказывают и о внешнем, телесном знаке богоизбранности младенца - на груди девочки была выпуклость в форме креста, нерукотворный нательный крестик. Позже, когда ей было уже лет шесть мать как-то стала ругать её: «Зачем ты крестик с себя снимаешь?» «Мамочка, у меня свой крестик на груди», - отвечала девочка.

Житие сообщает, что уже с семи-восьмилетнего возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных. По её молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней стали ходить и ездить посетители. Желая отблагодарить Матрону, они оставляли её родителям продукты и подарки. Так девочка, вместо того чтобы стать обузой для семьи, стала её главной кормилицей.

Много людей приезжало за помощью к Матроне. В четырёх километрах от Себино жил мужчина, у которого не ходили ноги. Матрона сказала: «Пусть с утра идёт ко мне, ползёт. Часам к трем доползёт». Он полз эти четыре километра, а от неё пошел на своих ногах, исцелённый.

До нас дошло предание о встрече Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идёт моя смена - восьмой столп России». Значения этих слов матушка никому не объяснила, но ее близкие догадывались, что отец Иоанн провидел особое служение Матронушки России и русскому народу во времена гонений на Церковь.

На семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: у неё внезапно отнялись ноги. Как говорила сама Матронушка, «такова была воля Божия». До конца дней своих она была «сидячей». Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест.

В 1925 году Матрона перебирается в Москву, в которой так и прожила до конца своих дней. Жила где придётся - у друзей и знакомых. В день Матрона принимала до сорока человек. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи.

Матрона предсказала свою смерть за три дня, продолжая принимать людей в свои последние дни. Скончалась 2 мая 1952 года. Похоронена на Даниловском кладбище в Москве. позже стала местом неофициального паломничества.

8 марта 1998 года останки были эксгумированы; мощи доставлены в московский Данилов монастырь, затем перенесены в храм на территории Покровского женского монастыря и помещены в специальную .

2 мая 1999 года Матрона канонизирована как местночтимая московская святая. Определение Священного Синода от 17 августа 2004 года гласило: «Включить в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении святой блаженной Матроны Московской (Никоновой; 1881-1952)». В том же году состоялась общецерковная канонизация. Документ об этом был принят на заседании Архиерейского Собора РПЦ 6 октября 2004 г.

Памятные даты

2 мая — День Памяти святой Матроны Московской установлен Православной Церковью в День её кончины (02.05.1952 года); День канонизации;
22 ноября — День Тезоименитства (День Ангела). День, в который родилась святая Матрона (22.11.1881 года);
7, 8* марта — Празднование обретения святых мощей блаженной Матроны (08.03.1998 года).
Вспоминается святая блаженная Матрона также в дни Собора Московских святых - 2 сентября и Собора Тульских святых - 5 октября.

* — 7 марта в високосный год или 8 марта в невисокосные годы (Православный календарь)
— 8 марта установлен как дополнительный день памяти святой Матроны Московской Решением Священного Синода РПЦ от 16 июля 2013 г. (Журнал № 81).

История святой Матроны Московской

Совершенно неизвестно, кем станет потом, во взрослой жизни, ребенок-инвалид.

История хранит множество случаев, когда хворые, болезные, увечные младенцы вырастали в титанов духа или интеллекта.

Не из таких ли и тот малыш во чреве растерянной матери, которого ныне требуют ликвидировать как ненормально развивающегося?

Дайте ему шанс.

Одна из самых любимых московских святых, Матронушка Московская (Матрена Дмитриевна Никонова), родилась слепой и увечной. Это было в 1881 году. Четвертый ребенок в бедной семье, она выросла все же в любви и заботе родителей. Очень рано проявилась в ней прозорливость. К ней шли советоваться изо всех окрестных сел.

На семнадцатом году у нее полностью отнялись ноги, и до конца дней своих она оставалась обезноженной.

Потом была революция.

Братья стали большевиками, и оставаться в родительском доме означало подводить их. Жалея их, Матронушка уехала в Москву.

Слепая и беспомощная, она останавливалась там, где примут Христа ради. Она жила в самых невозможных условиях – угловой жиличкой у пьяной хозяйки, в рабочей теплушке, где ей бывало так холодно, что волосы примерзали к стене.

Люди шли к ней сплошным потоком – за советом, утешением, надеждой. Потом началась война, и поток людей к Матронушке стал еще гуще. Она молилась о воинах, о пропавших без вести, безошибочно определяла, кто жив, а кого отпевать и поминать, проповедовала, учила, спасала.

Блаженная Матрона отошла ко Господу в 1952 году. Ее мощи находятся в Москве, в Покровском монастыре. В 1999 году она причислена к лику святых.

За день до смерти она сказала:

– Все, все приходите ко мне на могилку и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, и я буду вас видеть, и слышать, и помогать.

И помогает.

Каждому, кто обращается к ней с молитвой. Слепая, увечная, безногая деревенская девочка из бедной крестьянской семьи. Ее родители – ее не бросили. Почему же другие бросают, убивают своих детей?

Из книги Вам поможет святая блаженная Матрона Московская автора Чуднова Анна

Из книги Настоящая помощь в трудный час. Помощь тех, кто всегда помогал людям! Энциклопедия самых почитаемых святых автора Чуднова Анна

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

ЧУДЕСНАЯ ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ СВЯТОЙ ПРАВЕДНОЙ МАТРОНЫ

Из книги Главный дар вашему ребенку автора Гиппиус Анна

Из книги Матрона Московская обязательно поможет каждому! автора Чуднова Анна

Каков год рождения блаженной Матроны Московской? Иеромонах Иов (Гумеров)Когда мы в 1997 году приступили к подготовке материалов к прославлению старицы Матроны Дмитриевны Никоновой, уже существовали о ней публикации. В жизнеописании было сказано, что она родилась в 1881 году.

Из книги Молитвы Матроне Московской автора Лагутина Татьяна Владимировна

История святой Матроны Московской Совершенно неизвестно, кем станет потом, во взрослой жизни, ребенок-инвалид.История хранит множество случаев, когда хворые, болезные, увечные младенцы вырастали в титанов духа или интеллекта.Не из таких ли и тот малыш во чреве

Из книги Матрона Московская. Молитвы и обращения к Святой автора Чуднова Анна

Глава 7. Предсказания святой блаженной Матроны Московской В самом раннем детстве у Матронушки проявился ее пророческий дар. Она могла и человека предупредить об опасности, и рассказать, что ждет его дальше, и о судьбе России будто все знала наперед. Конечно, поначалу речам

Из книги Спасибо Матроне Московской автора Владимирова Елена

Житие святой блаженной Матроны Московской Блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) родилась в 1885 году в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии. Всего в 20 километрах от этого села находится знаменитое Куликово поле, на котором 8

Из книги Молитвы к Матронушке. Божья помощь на все случаи автора Измайлов Владимир Александрович

Предсказания Святой Матроны Первые предсказания будущего Матрона стала делать еще в детстве.Так, рассказывают, что в 1894 году она попросила у матери куриные перья. Выбрав самое большое и красивое, девочка ободрала его, приговаривая: «Вот так обдерут нашего царя-батюшку».В

Из книги Почитание святых автора Михалицын Павел Евгеньевич

Конец пути земного и начало пути небесного Святой Праведной Матроны Московской Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть и слышать, и помогать вам. Когда во время службы в Троице-Сергиевой лавре 3 мая 1952 года на панихиду подали

Из книги "Дети небесного града" и другие рассказы автора Зоберн Владимир Михайлович

К помощи блаженной Матроны Московской прибегают В случаях тяжелых неизлечимых болезней: онкология, инсульт, ВИЧ Для благополучного исхода операций Во время болезни детей В помощи в делах житейских: при кражах, ограблениях, угрозах жизни Для помощи в решении

Из книги автора

Чудесные случаи помощи по молитвам святой Матроны Московской Первое, что я хотела бы сделать, это поблагодарить Господа за все! За все испытания, которые он нам дает, за друзей и врагов, за здоровье и болезни, за любовь и за чудо просто быть. И самое главное – за таких

Из книги автора

Как просить помощи у Матроны Московской? Протоиерей Максим Козлов говорил: «К святой блаженной Матроне вы можете молитвенно обращаться, как и к любому другому святому Православной Церкви, которых мы призываем на помощь вслед за Господом нашим Иисусом Христом и Пресвятой

Из книги автора

Любимые молитвы Матроны Московской Молилась Матрона всегда громко. Те, кто знал ее близко, говорят о том, что молитвы эти были общеизвестные, те, которые читают в храме и дома – «Отче наш», «Да воскреснет Бог», девяностый псалом, «Господи Вседержителю, Боже сил и всякия

Из книги автора

Посмертные чудотворения святой Матроны Здесь мы изложим всего лишь небольшую часть рассказов о чудесной помощи блаженной Матроны.Сначала отметим повествование Марии, послушницы Белопесоцкого монастыря, г. Ступино Московской обл.: «По молитвам блаженной матушки

Из книги автора

Детство блаженной Матроны Московской Блаженная Матрона родилась в 1881 году в селе Себино Тульской губернии. Это село расположено километрах в двадцати от знаменитого Куликова поля.Ее родители - Димитрий и Наталия - были благочестивыми крестьянами, честно трудились,