Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Купола и главы храмов. Почему у православных храмов купола бывают разного цвета

Одним из важнейших элементов христианской архитектуры является купол. Именно купол церкви придает ей узнаваемый вид и отличимое великолепие.

В православном вероучении такое венчание храмов символизирует небесный мир и нередко украшается образами Бога, святых и ангелов.

Несмотря на схожесть строения, главы церкви поражают многообразием форм, размеров и окраски.

Разнообразие форм куполов

Первые купольные конструкции появились в далёкие времена, еще до возникновения христианства. Это были так называемые поясные купола, образованные ступенчатым сводом. При таком способе кладки каждый новый слой выступает над предыдущим. Классическим примером служит древняя Сокровищница Атрея в Микенах.

На сегодняшний день известно несколько основных видов куполов:


Как видно, формы куполов очень разнообразны. Это обусловлено различными этапами развития архитектуры и обменом опыта между культурами разных государств. Помимо многообразия форм, купола имеют и другие отличия.

Значение цвета куполов

Отличительной чертой православных храмов является богатство цветовой палитры их “вершин”. Использование определенного цвета не только красит внешний облик церкви, но и несет в себе сакральный смысл.

Например:


Разнообразие красок – это то, чем привлекают храмы России и что делает каждую церковь уникальной и неповторимой. Какую еще информацию о храме можно получить, зная об особенностях его глав?

Значение количества куполов

Каждый отдельно взятый купол – это уже произведение искусства. Если брать во внимание сразу все купола, откроется еще больше смысла. Ведь их число не случайно и имеет большой символизм. Так, один-единственный купол на храме олицетворяет Единого Бога. Если же куполов у церкви:


Таким образом, купола можно назвать своеобразным “паспортом” храма. По нему можно узнать об истории церкви, о том, кому она посвящена и какие смыслы хочет донести до людей. Разобравшись с символизмом церковных глав, перейдем к технической части, а именно к их изготовлению и оформлению.

Как изготавливаются купола

Купол – очень “полезная” конструкция, которая сильно ценится в архитектуре. Использование этого строения позволяет перекрывать большие пространства с минимальным применением дополнительных опор. Современный церковный купол, как правило, состоит из металлического каркаса, корпуса из стеклопластика и кровельной облицовки.

На сегодняшний день от большинства золотых куполов осталось только название. Ввиду своей дороговизны и недолговечности природное золото применяют всё реже и реже. На смену ему пришел нитрид титана, которым покрывают пластины из нержавеющей стали. Этот материал мало чем уступает золоту по красоте, но превосходит в надежности и легкости обработки. Покрытые нитридом титана панели крепятся к опоре купола, после чего он возносится наверх.

Несомненно точно, что куполостроение – уникальное ремесло. Оно сочетает в себе гения архитектурной мысли и глубину библейских подтекстов.

Православная церковь в Лондоне.

Луковицевидный купол, который от куполов храма Василия Блаженного отличается некоторой приплюснутостью.

Старинный храм в г. Вологде. Обратите внимание на кресты с полумесяцем в основании. Скорее всего, кресты значительно старше самого здания и его луковицевидных куполов. Эти кресты могли стоять на деревянном храме, на месте которого построили этот - каменный.

Знаменитые Кижи в Карелии. Шедевр деревянного зодчества. Огромное количество куполов и все луковицевидной формы. Почему-то считается, что луковицеобразные купола сначала появились на деревянных храмах, и только потом их стали возводить на храмах каменных. Но ведь такой купол-главу устроить сложнее, чем шлемовидный, а тем более, сферический. Так что же так выпендривались северные русичи? У церкви и исторической науки нет ответа на этот вопрос.

Но ведь луковицеподобные купола называют чаще главами, а название "купола" больше подходит сферическим покрытиям и шлемовидным. Так может, эти главы первоначально символизировали главы богов языческих? А христианская церковь на Руси приспособила этот обычай под христианство? Ведь приспособили же языческие праздники под христианские, и храмы христианские на месте языческих капищ стоят и по сей день.

Конические купола Армяно-грузинского типа

Сферические и шлемовидные купола Византийско-древнерусского типа

На этом фото мы видим храм с так называемыми шлемовидныыми куполами. От луковицевидных куполов эти отличаются тем, что наибольший диаметр имеют в основании. На куполах установлены четырехконечные кресты с полумесяцем в основании. Сочетание креста с полумесяцем не вполне понятно. Скорее всего, это символ солнца (крест) и луны (серп). А что симолизирует шар в основании креста?

Храм в городе Владимире с шлемообразными куполами. Но малый купол, установленный на колокольне, имеет типично грушевидную форму, и на нем установлен четырехконечный крест с полумесяцем в основании. На больших же куполах кресты без полумесяца четырехконечные. Интересно, чем объясняется такое разнообразие куполов и крестов на древних Владимирских храмах?

Храм Преображения Господня (г. Белгород) был построен в 1813 году на средства прихожан. Сферические позолоченные купола с шестиконечными православными крестами, полумесяцем и шаром в основании. На храме установлено пять куполов и один на колокольне.

Северная Осетия. Православный храм одним сшлемовидным куполом на церкви и сложным коническим в основании и луковицевидным сверху куполами на колокольне. Думаю, что соединение куполов разного типа происходило не сразу. Сначала были установлены конические купола, а много позже конический над башней церкви заменили шлемовидным, а на колокольне поверх конического поставили луковицеобразный маленький купол. Так апостольскую церковь превратили в православную.

Харьков. Храм в честь спасения Царской семьи
возведен в 1888 г., при советской власти был разрушен. Здесь мы также видим смешение всех стилей. Огромный купол в виде шлема, конуса на башенках и на колокольне. Православные кресты с полумесяцем внизу и шарообразными утолщениями. Храм построен под старину, но выглядит очень эклектично и, по-моему, излишне напыщенно.

Город Томск. Православный храм со сферическими куполами, над которыми надстроены башенки и на одной из них установлен шпиль с крестом, а над двумя другими – небольшие луковицеобразные позолоченные купола. Здесь тоже налицо эклектика стилей.

Другого места памятнику В.И. Ленину в Томске не нашли. Что ж, как говорят, противоположности сходятся.

Церковь Архангела Михаила на Кубинке. Здание было построено в византийской традиции. На сферический купол установлен крест с полумесяцем и шаром в основании. Стиль явно не русский.

Константинополь. Бывший Софийский храм, а ныне мечеть. Сферические купола - это от христианского храма, а вот башни с коническим верхом – это типично мусульманская более поздняя архитектура. Но бог-то один, ему, вероятно, все стили нравятся, ему без разницы, на каком языке молятся, в храме или вне. Интересно, а как глухонемые молятся? Да, я думаю, что можно молитвы к богу и без слов отправлять, и без попов, и без ксендзов, и без мулл.

Смешанный тип куполов

Ярославль. Древний храм со сложной системой куполов. Позолоченные луковицевидные купола-главы с крестами венчают сферические шлемообразные купола. В архитектуре этого храма нет аляповатой царственности как, например, в храме Василия Блаженного.

Астрахань. Никольский храм. Система куполов очень похожа на предыдущий храм в Ярославле. По всей вероятности, такой смешанный стиль соединение куполов и глав был свойственен православной церкви в Золотой Орде. Хотя вполне возможно, что купола луковицевидной формы на этих храмах появидись позже, когда Ярославль и Астрахань вошли в состав Московской Руси.

Таким образом, мы смогли увидеть многие храмы, и не только христианские. Вероятно, следует различать купола, выполняющие роль крыш на башнях храмов, и главы, которые собственно крышами храмов не являются. Настоящими главами можно считать только луковицеобразные. Шлемовидные купола все же являются крышами, а не главами. К русским элементам в храмовом строительстве следует отнести луковицеобразные главы и шлемовидные купола. Шлемовидные купола, характерные для Византии, на Руси не прижились. Думаю, что луковицеобразные главы устанавливались на дохристианских храмах и постепенно, по мере проникновения христианства на север России, служителям христианской церкви пришлось смириться с пристрастием русичей к главам-луковицам на храмах. Так луковицеобразные главы были канонизированы.

Купола церквей в византийском стиле в виде сфер не прижились и в Киевской Руси, хотя самые первые храмы строились в типично византийском стиле, и на Софийском храме в Киеве купола были сферические. Но по мере продвижения на север, уже во Владимире и Смоленске сферические купола удлинились и стали шлемовидными с оттянутым окончанием. Шлемовидные купола были похожи на привычные русскому человеку луковицевидные главы языческих храмов. В такие храмы народ пошел. Ну а когда на храмы поставили луковицеобразные главы, то в такую христианскую церковь пошли почти все. Представлять дело так, что строительство храмов с куполами и главами пришло к нам из Византии, а до этого народ на Руси жил в землянках, носил невыделанные шкуры вместо одежды, не знал письменности, – значит сильно заблуждаться и искажать историю. Храмы на Руси строили задолго до принятия христианства, и железо выплавляли, и трехпольную систему земледелия создали, и Византию хлебом кормили. Христианские проповедники поступили очень хитро, они почти все языческое перевели в христианскую обрядность, в результате получился гибрид византийского христианства и традиционной религии. Кстати, почему древнюю религию русских называют языческой? Может, потому, что ее каноны не были записаны в книги, а передавались изустно через "языци", а вместо священного писания у русских было священное запоминание? Нам втемяшили в головы, что древние наши предки молились идолам, то есть скульптурам, поэтому были дикими. А разве иконы и изображения на крестах не идолы? Разве христиане молятся не идолам? По-моему, разумнее молиться Солнцу, Земле, Океану, Атмосфере и богу Всевышнему, который создал все это. Да, во всем сущем есть частица божественного начала, даже в человеке она есть, в одном больше, в другом меньше.

Индия, Дели, храм Гурдвара.

Луковицеобразные купола на храмах в Индии очень похожи на купола на храмах в России. Почему? В Византии, Армении, Грузии, Западной Европе луковицеобразных куполов-глав нет, а в Индии есть. По-моему, объясняется это очень просто: луковицеобразные купола – это изобретение еще древних ариев, когда они жили на севере Восточной Европы. Часть ариев ушла в Индию и унесла туда эту традицию, а часть осталась на прежнем месте и продолжала ее. Когда на прародину ариев пришло христианство, то традиции храмовых куполов-глав были канонизированы и православной церковью. Так что традиции в архитектуре очень живучи.

Здесь куполов и глав нет, но обратите внимание на крышу этого храма. Она трехскатная со светелкой, как у типично русских домов. Случайно ли это сходство? Думаю, что нет – не случайно, как не случайны слова в санскрите, которые всякому русскому понятны без перевода: веды, агни... Что символизирует шикарный головной убор на голове жреца? Правильно, Солнце.

Купола и главы индийских и мусульманских храмов

Индия. Храм Лотоса в городе Дели.

Примерно так могли выглядеть языческие храмы на Руси до принятия христианства. Купола-главы в виде луковиц, каждая символизирует определенную ипостась единого бога: самый большой купол, вероятно, посвящен самому всевышнему богу Кришне.

Индия. Город Адмитсар. Оказывается, индийцы часто украшают свои нехристианские храмы луковицеобразными храмами-куполами. Они бывают позолоченные и не позолоченные, гладкие и ребристые.

Так что луковицеобразные купола – это особенность арийской культуры, а мы являемся ариями не в меньшей степени, чем индийцы и иранцы.

Таким образом, на приведенных примерах храмов разных религий можно убедиться, что православные храмы Руси и России больше похожи на храмы мусульманские и индийские, чем на католические и Византийские. В этой статье я хотел не столько объяснить происхождение формы куполов и глав, возводимых над православными христианскими храмами, сколько обратить внимание на проблему их происхождения, на неслучайность распространения глав в форме луковиц в России и в Индии. Наша дохристианская история гораздо богаче и интересней, чем принято считать, и нам не следует об этом забывать. У меня не вызывает сомнения то, что цивилизация ариев-ориев сформировалась на территории Северо-Восточной Европы в эпоху голоценового оптимума. Похолодание вынудило часть из них уйти на юг в Индию и Иран, но часть осталась на месте, распавшись на множество этносов, населяющих сегодня Восточную Европу и Западную Сибирь. Темных пятен незнания на истории Руси-России гораздо больше, чем светлых пятен знания.

Процитируем здесь слова кн. Е.Н.Трубецкого из работы "Два мира в древнерусской иконописи":
"Мы чувствуем, что в этом луковичном стиле в Древней Руси строились не одни храмы, но и все, что жило духовной жизнью, - вся церковь и все мирские слои, в ней близкие, от царя до пахаря. В древнерусском храме не одни церковные главы - самые своды и сводики над наружными стенами, а также стремящиеся кверху наружные орнаменты зачастую принимают форму луковицы. Иногда эти формы образуют как бы суживающуюся кверху пирамиду луковицы. В этом всеобщем стремлении ко кресту все ищет пламени, все подражает его форме, все заостряется в постепенном восхождении. Но, только достигнув точки действительного соприкосновения двух миров, у подножия креста, это огненное искание вспыхивает ярким пламенем и приобщается к золоту небес. В этом приобщении - вся тайна того золота иконописных откровений, о котором мы уже достаточно говорили: ибо один и тот же дух выразился в древней церковной архитектуре и живописи.
В этой огненной вспышке весь смысл существования "святой Руси". В горении церковных глав она находит яркое изображение собственного своего духовного облика; это как бы предвосхищение того образа Божия, который должен изобразиться в России."

Использованные источники информации

Информация о куполах мечетей взята на сайте по адресу: http://sc135.vega-int.ru/sch_site/projects/semerenk/arx/AK.htm#got

Новые технологии в храмоздательстве куполов церквей. Сайт по адресу: http://www.npf-lad.com/

Статьи храмовой тематики – Исторические типы куполов. Сайт: http://hram.www108.ru/art.php?rids=3&ids=3

Купола Мусульманская архитектура. Строительные приёмы. Сайт: Купола http://arttobuild.ru/

Крестово-купольные храмы Древней Руси. Сайт: http://ru.wikipedia.org/wiki/

Купол. Сайт: http://ru.wikipedia.org/wiki/

КУПОЛА ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА. Сайт: http://www.roschinohram.ru/page65.php

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА. Сайт: ModernLib.Ru

Брайчевский М. Ю. Утверждение христианства на Руси.

Заграевский С. В. Формы глав (купольных покрытий) древнерусских храмов. – М.: Алев-В, 2008 г. ISBN 5-94025-096-3. http://www.zagraevsky.com/glavi.htm

Часть фотографий для этой статьи позаимствованы мной с сайтов Google Earth и официального сайта Архангельской области.

Значение церкви в жизни людей

Каждый народ имеет свою особенную веру, но в целом все люди делятся на две категории: на тех, кто верит в Бога, и тех, кто не признает его существования. Первая группа всегда имела возможность посетить религиозное сооружение - церковь. Там, в священном храме, человек обретал покой и каялся в тяжких грехах, он искал прощения и снисхождения, уюта и тепла в стенах здания и находил его. Каждое сооружение, как правило, имело купол, церкви он придает особенно торжественный вид. Он изготовлялся из самых лучших материалов, которые ярко блестели на солнце и привлекали внимание всех путников. Это замечательное творение архитекторов придало священному храму магический смысл и нотку волшебства. Так, каждый странствующий, уставший в дороге или заблудившийся мог посетить церковь и найти там помощь, тепло и Бога.

Как возник купол?

Купол церкви - это ее главная гордость. Название столь необычной конструкции происходит с итальянского cupola и представляет собой несущий элемент покрытия. Как правило, форма купола похожа на полусферу или параболу, эллипс. С помощью данного типа конструкции можно перекрыть огромные помещения. Купол помещают над круглыми и многоугольными зданиями.

История происхождения куполов

Сегодня каждый человек знает, что священный храм просто не может существовать без потрясающих куполов. Но мало кому известно, что придуманы и использованы они были в доисторический период, а именно в нурагах или памятниках Галлии. Кроме того, их можно было увидеть в этрусских погребальных склепах, пирамидах. Конечно же, ранее купол церкви, название которого на тот период не существовало, представлял собой совершенно иную конструкцию. Он был изготовлен из камней или кирпичной кладки. Конструкции могли нависать друг над другом и не передавали стенам горизонтальных усилий.

Только когда был изобретен бетон, строители научились делать правильные и качественные купола. Это произошло в период Римской архитектурной революции. Римляне строили прекрасные конструкции, которые перекрывали огромные пространства. При этом люди не использовали опоры. Было установлено, что самая древняя полусфера была сооружена в 128 году нашей эры.

Развитие куполостроения

В эпоху Возрождения настает период самого острого развития куполостроения. В пятнадцатом-шестнадцатом веках были сооружены такие полусферы в соборах Санта-Мария-дель-Фьоре и Святого Петра. Это были по-настоящему божественные конструкции, сделанные истинными профессионалами. Во времена барокко купол церкви считался самым большим элементом постройки.

Начиная с девятнадцатого столетия купола стали строить не только в священных храмах, но и в государственных учреждениях. В обычных домах также присутствовали конструкции данного типа, но это случалось крайне редко. В этот период стали необычайно популярны золотые купола церквей. Помимо благородного металла, использовались и другие материалы, например стекло и железобетон. В двадцатом веке применения полусфер стало популярнее в несколько раз. С этого периода купола возводились в спортивных учреждениях, зрелищных сооружениях и так далее.

Разновидность куполов

Многих интересует, каким должен быть купол церкви. Существует много видов конструкций, выбрать можно любой понравившийся (если это не противоречит религиозным убеждениям). Итак, выделяют следующие типы данного перекрытия: поясной, "луковица", овальный, парусный, "блюдце", полигональный, "зонтик". Первый из них считают самым древним и практически не используют в наше время. Овальный купол произошел от стиля барокко, он сооружается в виде яйца. Парусная конструкция позволяет мастерам изобразить арки, которые поддерживают "парус". Квадратный купол крепится в четырех углах и как будто продувается снизу. Разновидность конструкций в виде блюдца считается самой низкой. Она неглубокая, но в наши дни можно встретить множество зданий с данным видом купола. Полигональное сооружение основывается на многоугольнике. Что касается купола-"зонтика", то он разделяется на сегменты так называемыми "ребрами", которые расходятся от центра к основанию.

Купол-"луковица"

Самым распространенным видом считается "луковица". Он имеет выпуклую форму, которая плавно заостряется кверху. Такой вид купола является довольно распространенным во многих странах. Среди них можно выделить Индию, Россию, Турцию и Более того, купол-"луковица" чаще всего используется в православных священных храмах. Он имеет большой диаметр и устанавливается на "барабане". Часто высота конструкции превышает ее ширину.

Считается, что церкви, имеющие несколько куполов, имеют русское происхождение. Поэтому, осматривая такие сооружения, люди сразу ассоциируют их с Россией. Также отличительной особенностью славянских строителей является размер куполов. Они значительно меньше византийских, и, как правило, окрашиваются в яркий цвет. Чаще всего конструкции покрывают позолотой. На самом деле совершенно неважно, каков цвет купола церкви. Это решают служащие, но обычно их делают яркими, чтобы они выделялись среди других зданий, и их всегда можно было найти по сиянию.

Что означает купол в религии разных народов?

В религии каждого народа есть свои отличительные черты, но практически в каждой из них присутствует купол церкви. Значение его также различное. Например, необычайно важной считается конструкция для христианской и мусульманской архитектуры. Многие католические, православные и другие церкви, мечети и соборы оснащены потрясающими куполами. Некоторые вероучения придают конструкции символическое значение. Для православных - это знак небес, который ассоциируется с Богом, Небесным Царством и Ангелами.

Отметим также, что грандиозным строением считается поясной купол, который впервые был построен в 1250 году до нашей эры в Сокровищнице Атрея. Уже тогда греки наделяли конструкцию священным значением. Затем были сооружены монументальные купола в Италии. Как известно, именно благодаря итальянцам полусферы стали так быстро развиваться и обретать популярность. Кроме того, с их помощью они распространились по всему миру, поразив народы разных стран своей роскошью, торжественностью и уникальностью.

Всего 62 фото

В Москве на Красной Площади стоит собор Василия Блаженного. Для множества жителей мира храм символизирует Россию, точно также как в Англии - Биг-Бен или в Китае - китайская стена.
Храм построен в середине XVI века по указу Ивана Грозного.
Это были годы большого Казанского похода, которому придавалось колоссальное значение: до сих пор все походы русских войск на Казань заканчивались неудачей. Иван Грозный, лично возглавивший войско в 1552 году, дал обет в случае успешного окончания кампании построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом.
Во время походов на Казань Иван Грозный приказал ставить вокруг белокаменного храма во имя Живоначальной Троицы обетные деревянные храмы в честь тех святых, в дни памяти которых были одержаны победы в битве с неприятелем. Так, 30 августа, в день трех Патриархов Константинопольских - Александра, Иоанна и Павла - был разбит отряд татарской конницы князя Епанчи. 30 сентября, в день памяти Григория Армянского, была взята крепостная стена Казани вместе с Арской башней.
1 октября, в праздник Покрова, начался штурм города, победоносно закончившийся на следующий день, 2 октября, в праздник Киприана и Устиньи. Старинная московская легенда гласит, что когда в походной церкви под Казанью на обеденной службе диакон возгласил евангельские строфы: «Да будет едино стадо и один пастырь», часть крепостной стены неприятельского города, под которую был сделан подкоп, взлетела на воздух, и русские войска вошли в Казань
Другие храмы были связаны с царствующей династией или с местными московскими событиями: например, Василий III в декабре 1533 года перед смертью принял постриг под именем Варлаам, являющийся покровителем царского рода. Храм Входа Господня в Иерусалим основан, вероятно, в честь победного возвращения Ивана Грозного с войском в Москву. А церковь Николы Великорецкого посвящена образу Николая Чудотворца.
Когда русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную − на векá. Все престолы первоначально находились в составе девяти глав-церквей Покровского собора, когда святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить здесь один собор в камне. Он же явился автором гениальной идеи нового храма. Сначала предполагалось поставить оставить семь храмов вокруг центрального восьмого, однако в процессе строительства «ради симметрии» был добавлен девятый южный придел, позднее освященный в честь Николы Великорецкого. Через два года в Москве на Красной площади на месте Троицкой церкви был заложен храм Покрова Богородицы.


02

Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев, (а возможно, это был один мастер - Иван Яковлевич Барма). На самом деле имя архитектора до сих пор неизвестно. В летописях и документах, современных строительству храма, нет упоминаний о Барме и Постнике. Их имена значатся лишь в более поздних источниках XVI-XVII веков: «Житии митрополита Ионы», «Пискаревском летописце» и «Сказании о великорецкой иконе чудотворца Николы». До постройки колокольни Иоанна Великого Покровский храм считался самым высоким зданием в Москве, высота его 65 метров.

Изначально собор не был таким пёстрым: судя по описаниям, стены церкви были белого цвета. Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятую — самую высокую, — увенчанную шатром. Центральная церковь посвящена празднику Покрова Богоматери — именно в этот день Казань была взята приступом.

03

У дизайна сооружения нет аналогов в российской архитектуре, и ничего подобного не может быть найдено в истории византийских традиций строительства соборов. Храм Василия Блаженного содержит 9 лукообразных куполов. Этот тип вскоре стал преобладающим для церковных куполов в России.
Только в XVII в. все купола были украшены керамическими изразцами. В это же время к храму были пристроены асимметричные постройки. Затем появились шатры над крылечками и затейливая роспись стен и потолка. В тот же период на стенах и потолке появилась изящная роспись. В 1931 г. перед храмом был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому.


04

Возводили храм, учитывая стороны света: ориентируясь на них, соорудили четыре церкви, и столько же построили по диагонали. Четыре большие церкви сориентированы по сторонам света. Северный храм выходит на Красную площадь, южный - на Москва-реку, западный - на Кремль. Четыре большие церкви: церковь Входа Господня в Иерусалим (западная), церковь Киприана и Иустины (северная), церковь Николы Великорецкого (южная), церковь Святой Троицы (восточная).
Покровский собор насчитывает девять церквей: в центре - основной храм Покрова Божьей Матери, окружённый четырьмя большими (от 20 до 30 м) и четырьмя малыми церквами (около 15 м).Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Возле этих церквей находится колокольня и придел Василия Блаженного, которого венчает луковичная глава

Куполов всего 11. Девять куполов над храмом (по числу престолов):

1.Покрова Богородицы (центр.), 2.Св. Троицы (вост.), 3.Входа Господня в Иерусалим (зап.), 4.Григория Армянского (сев.-зап.), 5.Александра Свирского (юго-вост.), 6.Варлаама Хутынского (юго-зап.), 7.Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (сев.-вост.), 8.Николая Чудотворца Великорецкого (юж.), 9.Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (сев.) 10 Купол над церковью Василия Блаженного 11.Купол над колокольней.


06

07

Миниатюры куполов храма
01 Колокольня 02 Центральна церковь Покрова Богородицы 03 Церковь Святой Троицы. 04 Церковь Трех Патриархов (Иоанна Милостивого) 05 Церковь Василия Блаженного

Луковицевидные купола ростово-суздальского (русского) типа. Уже с середины купола его верхушка оттянута, поверхность куполов неровная: ребристая или ячеистая


06 Церковь Киприана и Иустины (Андриана и Ниталии) 07Церковь Григория Армянского 08 Церковь Входа Господня в Иерусалим 09 Варлаама Хутынского 10 Церковь Николы Великорецкого 11Церковь Александрв Свирского

09

План церквей собора

10

11

Пропорции храма Василия Блаженного

Пропорции храма Василия Блаженного в Москве определяются восемью членами ряда золотого сечения:1, ф, ф2 ,ф3 ,ф4 ,ф5 ,ф6 ,ф7. Многие из членов ряда неоднократно повторяются в пропорциях храма, но всегда благодаря свойству золотого сечения, части сойдутся в целое, т.е. ф +ф2=1,ф2+ф3=ф и т.д.

12

Храм глазами художника Аристарха Лентулова.
Художник помогает увидеть Храм сразу со всех сторон. Напоминает калейдоскоп, остановившийся на мгновение

13 Аристарх Лентулов «Собор Василия Блаженного», 1913 г.

14 Собор Василия Блаженного. 1961-1962 г.

15 Покровский собор, 1895 г.

16 Покровский собор, 1870 г.

Главы Покровского собора

Завершения церквей, которые называем куполом, на самом деле именуется главой. Купол - это перекрытие церкви. Его видно изнутри храма. Над купольным сводом есть обрешётка, на которой закреплена металлическая обшивка.

По одной из версий, в старину на Покровском соборе главы были не луковичные, как сейчас, а шлемовидные. Другие исследователи утверждают, что на таких тоненьких барабанах, как у собора Василия Блаженного, шлемовидных куполов быть не могло. Поэтому, исходя из архитектуры собора, купола были луковичные, хотя доподлинно это не известно.
Луковичные купола отличаются друг от друга размером, декором и цветом. Первоначальная их форма нам также неизвестна, так как самые ранние изображения Покровского собора на миниатюрах Лицевого летописного свода (1560-е гг.) достаточно условны.Древние летописи сообщают о появлении фигурных глав из луженого железа после опустошительного пожара 1595 г.: «во дни благочестивого царя Федора Иоанновича зделаны верхи у Троицы и у Покрова на Рву розными образцы и железом немецким обиты».Зато совершенно точно установлено, что изначально главы были гладкими и монохромными. В XVII веке их ненадолго раскрасили в разные цвета.

17 Церковь Святой Троицы, церковь Киприана и Иустины (Андриана и Ниталии), церковь Покрова Богородицы, церковь Григория Армянского,церковь Входа Господня в Иерусалим

Главы были покрыты железом, покрашенным в синий или зелёный цвета. Такое железо, если не было пожаров, выдерживало лет 10. Зелёные или синие краски получали на основе окислов меди. Если же главы покрывали немецким лужёным железом, то они могли быть серебристого цвета. Немецкое железо жило лет 20, но не более.

В XVII веке в житии митрополита Ионы упоминаются «фигурные главы разны образцы». Однако все они были монохромными. Пёстрыми они стали с XIX века, может быть чуть раньше. Иностранные путешественники с восхищением подчеркивали неповторимую красоту куполов собора, усматривая в них «чешую кедровой шишки, ананаса и артишока». Судя по их запискам, главы были расцвечены уже в первой половине XVII в.(как упоминалось выше, на короткий срок). Почему главы разноцветные и разной формы, по какому принципу их раскрашивали, сейчас никто не может сказать, это одна из загадок собора.


18 Церковь Покрова Богородицы.

В 60-е годы ХХ века при масштабной реставрации хотели вернуть собору первоначальный вид и сделать главы монохромными, но кремлёвские чиновники приказали оставить их цветными. Собор узнаваем, в первую очередь, по своим полихромным главам.

Во время войны Красную площадь охраняло сплошное поле аэростатов, чтобы защитить её от бомбёжек. При разрывах зенитных снарядов осколки, падая вниз, портили обшивку глав. Повреждённые главы немедленно ремонтировали, ведь если оставить пробоины, то сильный ветер мог бы полностью «раздеть» купол за 20 минут.

В 1967-1969 гг. состоялась капитальная реставрация глав собора: вместо железа металлические каркасы покрыли более долговечным и устойчивым к воздействию непогоды материалом — медью. Если железные купола требовали ремонта каждые 10-20 лет, то новые покрытия сохраняются до сих пор.Мастера израсходовали на купола около 32 т медного листа толщиной 1мм. Они вручную придавали листу необходимую форму, в точности повторяя предыдущую. Это была поистине ювелирная работа. Общая площадь листов, не считая маленькой главки центральной церкви, составляет около 1900 квадратных метров.

Во время недавней реставрации обнаружили, что главы находятся в идеальном состоянии. Их всего лишь пришлось перекрасить. Центральная глава на Покровской церкви всегда была позолочена.

В каждую главу, даже в центральную, можно войти. К центральной главе ведёт особая лестница. В боковые главы можно войти через наружные люки. Между перекрытием и обрешёткой есть пространство высотой в человеческий рост, там можно свободно ходить.

Пышное разноцветие причудливых глав делает Покровский собор неповторимым и узнаваемым во всем мире.


19 Церковь Покрова Богородицы

Праздник Покрова Богородицы обязан своим появлениям чудесному событию, которое произошло в 910 году в Константинополе, во время царствования императора Льва Vl Философа, который получил свое прозвание за любовь к книжной мудрости.
Столицу осаждали полчища врагов, в любой момент способных ворваться в город, разрушить, сжечь его. Единственным прибежищем жителей осажденного города стал храм, где люди в молитве просили у Бога спасения от варваров. В то время в храме был и святой юродивый Андрей со своим учеником Епифанием. И вот святой Андрей видит, как Сама Божья Матерь коленопреклоненно молится перед Господом о спасении народа. После чего подходит к Престолу и еще раз помолившись, снимает со Своей головы покрывало и простирает его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Покров в руках Пречистой Матери, окруженной ангелами и сонмом святых, сиял "паче лучей солнечных", а рядом стояли святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов. Тогда святой Андрей спрашивает у своего ученика Епифания: "Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?". "Вижу, святой отче, и ужасаюся", - отвечал ему Епифаний. Так Богородица спасла Константинополь от разорения и гибели людей.

Несмотря на то, что событие это произошло на Византийской земле, в греческий календарь этот праздник не вошел, но зато был принят и утвержден на Руси, благодаря святому князю Андрею Боголюбскому, сыну Юрия Долгорукого.Этот праздник имеет большое миссионерское значение. Он говорит о том, что единство в вере стоит выше любых человеческих конфликтов, любых национальных стереотипов и антипатий. Именно понимание этой истины позволило русскому народу в последствии воспринять этот праздник и сделать его частью своей православной традиции.


20 Церковь Покрова Богородицы.

21

22

23 Церковь Киприана и Иустины (Андриана и Ниталии)

24

25

26

27 Церковь Григория Армянского

28

29

30 Церковь Входа Господня в Иерусалим

31

32

33 Церковь Варлаама Хутынского

34

35

36

37 Церковь Николая Чудотворца Великорецкого

38

39

40

41 Церковь Александрв Свирского

42

43

44

45

46

47 Церковь Святой Троицы

48

49

Церковь Василия Блаженного

Собор состоит из девяти церквей на едином основании. Однако, над храмом возвышается десять разноцветных глав, не считая луковицы над колокольней. Десятая зелёная с красными шипами глава находится ниже уровня глав всех остальных церквей и венчает северо-восточный угол храма.Эту церковь пристроили к собору после окончания строительства в 1588 г. Её возвели над могилой очень известного и почитаемого юродивого того времени, Василия Блаженного.

50

Собор изначально являлся в большей степени мемориальным: не отапливался, службы зимой не проводились.Церковь Василия Блаженного оказалась единственной зимней из всего храма, она была открыта для прихожан и паломников круглый год, даже в ночные часы. Таким образом название церкви Василия Блаженного стало «народным» именем всего собора.

51

52

53

54 Церковь Трех Патриархов (Иоанна Милостивого)

55

56

57

Шатровая колокольня построена в 1670 -х годах.

58 Колокольня

59

60

Завершения кремлёвских башен были надстроены в XVII веке, их надстраивали с оглядкой на Покровский собор

61 Фрагмент Спасской башни Кремля. Вид со стороны церкви Киприана и Иустины

62 Храм будто бы парит в воздухе!

Источники

www.pravoslavie.ru Храм Покрова Божией Матери/ Православие.Ru Елена Лебедева
globeofrussia.ru Храм Василия Блаженного: 9 церквей на одном фундаменте- Глобус России

Публикации раздела Архитектура

Что означают купола православных церквей

С ранних времен христианская религия была наполнена особыми знаками - они воплотились в архитектуре храмов. Какой смысл вкладывают верующие в форму, цвет и количество куполов православной церкви - разбираемся вместе с порталом «Культура.РФ».

Цвет: от золотого до черного

Золотой. Самый распространенный цвет православных куполов олицетворяет вечность и небесную славу. Храмы с золотыми куполами посвящали Христу и великим церковным праздникам - Рождеству, Сретению, Благовещению. Такие главы венчают московский храм Христа Спасителя и кремлевские соборы - Успенский , Благовещенский , Архангельский .

Сегодня купола не облицовывают золотом, но раньше металл растворяли в ртути, а затем полученную амальгаму наносили на горячий медный лист. Процесс золочения был очень дорогим и трудозатратным. Например, на покрытие купола Исаакиевского собора ушло 100 килограммов золота.

Синий со звездами. Храмы с такими куполами чаще всего посвящены Богородице. Синий цвет символизирует непорочность и чистоту Девы Марии, а звезды отсылают к Вифлеемской звезде, ознаменовавшей Рождество Иисуса Христа. Такими куполами увенчан суздальский собор Рождества Пресвятой Богородицы , построенный еще при Владимире Мономахе. Это был первый каменный храм во Владимиро-Суздальской земле.

Но встречаются и соборы с синими куполами, не связанные с именем Богородицы. Троицкий собор в Петербурге построили в 1838 году для Измайловского полка Императорской гвардии. Его офицеры носили синюю форму, поэтому для куполов выбрали такой цвет.

Зеленый. Этот цвет считается знаком Святого Духа. Чаще всего его можно встретить на церквях, посвященных Святой Троице. Одно из таких строений - церковь Святой Троицы «Кулич и Пасха». Идея придать храму форму традиционных пасхальных блюд принадлежала заказчику строительства - князю Александру Вяземскому. По его просьбе архитектор Николай Львов построил пирамидальную колокольню и церковь-ротонду с низким зеленым куполом.

Подобные купола венчают и церкви, построенные в честь православных святых. Например, церковь Ильи Пророка в Ярославле - один из ключевых памятников местной школы XVII века.

Серебряный. Этот цвет в православии связан с чистотой и святостью. Серебряными куполами увенчаны храмы, посвященные святым, - например, церковь Николы на Липне под Великим Новгородом и Софийский собор в Вологде . Храм в честь святой Софии возвели в 1570 году по указу Ивана Грозного . Царь распорядился построить его по образцу Успенского собора Московского Кремля .

Черный. Купола этого цвета встречаются редко и украшают монастырские храмы. Черные купола венчают соборы Марфо-Мариинской обители в Москве - женского монастыря в стиле модерн, построенного по проекту Алексея Щусева . Средства на его возведение пожертвовала великая княгиня Елизавета Федоровна - вдова московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича. Купола, символизирующие монашество, также можно увидеть на соборах Спасо-Преображенского монастыря в Муроме.

Многоцветные купола в православной традиции напоминают верующим о красоте Небесного Иерусалима. Так выглядят главы храма Спас на Крови в Петербурге и собора Василия Блаженного в Москве . Иностранные путешественники восхищались цветными узорами куполов и сравнивали их с чешуей кедровой шишки, ананаса и артишока. Такой вид главы приобрели после пожара 1595 года - тогда храм восстановили и перестроили.

Форма: не только луковицы

Сферический купол в православной традиции символизирует вечность. Возводить храмы с подобными куполами начали римляне: во II веке они научились строить перекрытия большой площади без опор. До наших дней дошел построенный таким образом римский пантеон 128 года н. э. В России сферические купола венчают московский Елоховский собор - место крещения Александра Пушкина .

Шлемовидный купол отсылает к словам апостола Павла: «Облекитесь во всеоружие Божие…и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» . Такие купола типичны для русской домонгольской архитектуры: ими украшены, например, Успенский собор во Владимире и церковь Петра и Павла в Смоленске .

Купол-луковица в православной архитектуре - воплощение молитвы, стремления к небесам. По мнению исследователя Евгения Трубецкого, такой купол на основании барабана напоминает пламя свечи. Луковицеобразные главы характерны для русской архитектуры XVI–XVII веков. Примеры храмов с подобными куполами - это церковь Рождества Иоанна Предтечи в Угличе и церкви Ростовского кремля .

Шатер вместо традиционного купола трактуется в христианстве как образ Богородицы или Свет небесный. Шатровые храмы были распространены в XVI веке, хотя подобные церкви строились и раньше. Возводили их обычно из дерева: повторить конструкцию шатра в камне было очень сложно. Самый знаменитый образец шатровой архитектуры - церковь Вознесения в Коломенском . Ее построили по указу князя Василия III в честь рождения долгожданного наследника престола, будущего царя Ивана IV Грозного.

Количество: от одного до тридцати трех

Один купол напоминает верующим о единстве Бога. Одноглавые храмы были особенно популярны в домонгольское время. Самые известные из них - церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире . Оба храма построены в XII веке - они пережили разорительные монголо-татарские нашествия и сохранились до наших дней.

Два купола встречаются нечасто и знаменуют собой божественную и человеческую природу Иисуса Христа. В Москве двумя куполами увенчана церковь Космы и Дамиана в Старых Панех . Это одна из старейших столичных церквей: ее деревянную предшественницу построили еще в 1468 году.

Три купола ассоциируются со Святой Троицей. Три главы венчают Георгиевский собор Юрьева монастыря - старейшей обители Великого Новгорода. Собор возвели в 1130 году по указу князя Мстислава Владимировича. В летописи сохранилось имя зодчего - Петр. Предполагают, что он также построил Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище

Пять куполов - символ Иисуса Христа и четырех евангелистов: Иоанна, Марка, Луки и Матфея. Пятиглавые храмы встречаются в России чаще других. Самые известные из них - Успенский собор во Владимире и построенный по его образу Успенский собор Московского Кремля.

Семь куполов знаменуют для православных семь церковных таинств, семь Вселенских соборов (собраний, на которых были приняты основные христианские догмы) и семь главных православных добродетелей. Семиглавые соборы встречаются не так часто, как трех- или пятиглавые. К ним относятся Вознесенский храм в Новочеркасске - главный собор Донского казачества - и Крестовоздвиженский собор