Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Когда выберут нового премьер министра. Названы кандидаты на смену Медведева – возможные преемники Путина. Идеальный технический премьер

Никто не знает, как в России будет устроена власть после президентских выборов 2018 года. Но в предвыборную пору возникают классические сюжеты российской политики: отставка премьер-министра Дмитрия Медведева и «выборы» преемника президента Владимира Путина.

Путин - и президент, и премьер

Председателя правительства «не уберегли» еще в марте, когда Медведев по причине болезни не пришел на совещание главы государства с кабинетом министров. Тогда политологи спешили связать его отсутствие с грядущей отставкой, поводом для которой в числе прочего мог послужить фильм-расследование оппозиционера Алексея Навального «Он вам не Димон». Но обошлось, премьер оправился от гриппа и, как выяснилось, «политическим» он не был.

Однако в первых числах всегда тревожного для России августа появилась другая версия, основанная исключительно на слухах - о предстоящей административной реформе и переподчинении правительства напрямую президенту. В конце же месяца, обошедшегося без серьезных потрясений, наблюдатели отметили одно, на первый взгляд, странное совещание президента и сотрудников его администрации с экономическим блоком правительства (Шуваловым, Козаком, Орешкиным и Силуановым). Со стороны правительства за протокол никто не отвечал, а о Медведеве, кажется, никто и не вспомнил - он официально пребывает в отпуске.

И снова же появились предположения, что после переизбрания в 2018 году Путин возглавит кабинет министров как президент или объединит аппараты правительства и президента ради «мобилизации управляемости» и лишения сугубо технического премьера политической самостоятельности. «Новым» формат встречи Путина с кабмином мог показаться исключительно с бюрократическо-протокольной точки зрения. Тем не менее, публике была явлена четкая картинка: Путин берет на себя «бразды правления» и устраивает совещание с членами правительства, тогда как Медведев в очередной раз не держит руку на пульсе.

Но это не более чем умелое манипулирование общественным мнением - посмотрите, Путин зашел в кабину пилота и взял штурвал в свои руки. Шоу для тех, кто готов поверить, что теперь все будет в порядке, поскольку все проблемы нынешнего срока шли от правительства. При этом, однако, остается за скобками, что правительство в России - главный распорядитель федерального бюджета, лишенный в данный момент многих полномочий, которые у него «откусили» различные отраслевые советы при президенте, а также доступа к теневому бюджету (средствам того же «Роснефтегаза», у которого кабмин не может стребовать дивиденды от «Роснефти» и «Газпрома»).

Другими словами, Путин, назначающий вице-премьеров и утверждающий министров, и без особых реформ госуправления довольно жестко ограничивает работу правительства. И продуктивнее без текущего премьера оно вряд ли станет - тут вопрос к способности результативно работать самого Путина, а вернее - его ближнего круга.

Политбюро вместо правительства

Говорят, после того как Путин посидел в кресле премьер-министра, ему очень нравится работать в «ручном режиме», а перед публикой представать в образе «раба на галерах». Однако дело даже не в личных пристрастиях и предпочтениях, а в том, что практики управления и решения вопросов премьера Путина 2008-2012 годов весь его третий срок (2012-2018) входили в острые противоречия с интересами условной группы Медведева - коалиции, сформировавшейся в период его недолгого президентства. Поскольку конкуренция центров силы верхами воспринимается как ненужная конфликтность, полное устранение бюрократического противовеса и привидение госуправления к условностям премьерства Путина для президента может быть приемлемым развитием событий.

Переселение правительства в Кремль определенно снизит внутриэлитную конфликтность, а ближний круг президента получит возможность выйти из полутени и при должностях занять просторы чиновничьих кабинетов. Неформальные связи могут быть формализованы, но именно это, в конечном счете, может лишить конструкцию путинского правительства эффективности - слишком разные практики решения вопросов у членов правительства и его друзей. Когда все сводится к одному центру силы, он рискует потерять какую бы то ни было эффективность. Более того, слияние личных связей, пресловутого ближнего круга президента, и института госуправления станет еще одной ступенью длинной лестницы постепенной деградации российского государства.

Интересно и то, что, согласно новой редакции антироссийских санкций США, американские контролирующие органы должны будут к марту 2018 года представить первый доклад о деньгах путинского окружения и их перемещениях по миру. Тщательно скрытое в очередной раз станет явным, как в 2014 году страна вдруг узнала про Ротенбергов, Ковальчуков и Тимченко, которые, оказывается, через госзаказы, госфинансы и экспортные каналы национальных ресурсов контролируют внушительную долю отечественной экономики. Деловые издания писали об этом давно, но политизировать вопрос удалось лишь с подачи Вашингтона.

Старые преемники и новый фаворит

В такой обстановке нервы сдают у всех: в течение одной недели вышло два рейтинга расстановки политических фигур на шахматной доске под названием «российская власть».

В одном из них - пятом ежегодном докладе «Политбюро 2.0» компании «Минченко консалтинг», выдвигаются смелые гипотезы об ослаблении ближнего круга президента, а также утверждается, что самые устойчивые позиции как раз у Медведева. В то же время Путину пророчат сбывшуюся мечту писателя Лимонова - стать «русским аятоллой».

В другом докладе, Фонда «Петербургская политика», представлен топ-10 вероятных преемников Путина, первая тройка которого выглядит так: Медведев, Собянин и Дюмин (губернатор Тульской области). Подобные рейтинги и аналитика ничто иное как политические ставки следующего сезона в отсутствие публичной конкуренции. Строго говоря - это не рейтинги, которые можно замерить и оцифровать, а политологические ощущения и предчувствия. Они могут снизить тревожность, но не снять.

Почему вообще возникают разговоры на эту тему? Во-первых, на дворе предвыборный год и все ждут перемен, если не содержательных, то стилистических. Во-вторых, есть потребность представлять себе контуры завтрашней власти, ее конфигурации, действующих лиц. Так, в качестве реакции на публикацию рейтингов три неназванных федеральных чиновника вбросили в информационное поле новость о том, что фаворитом Путина на самом деле является молодой министр экономики Максим Орешкин. В новостном вакууме августа сообщение прогремело шаром от боулига и сбило выстроенный политологами треугольник кеглей. Частью аудитории оно было воспринято всерьез - Орешкин может прийти на смену Медведеву и стать тем самым преемником, которого все так активно ищут.

Однако страшная тайна этой «новости» и «странного» совещания Путина с правительством без Медведева заключается в том, что Орешкин один из высокопоставленных чиновников, которые уже сегодня несут ответственность за выборы 2018 года. В частности, он «придумывает» и «расписывает» экономический рост и перспективное развитие экономики. К примеру, предложения о повышении производительности труда, которые, возможно, станут частью предвыборной программы Путина. Вместе с ним над переходом к четвертому сроку также работают глава администрации президента Антон Вайно, его первый заместитель Сергей Кириенко, помощник президента Андрей Белоусов и министр финансов Антон Силуанов. С высокой степенью вероятности они и сформируют предвыборный штаб Путина.

В целом же вся предвыборная политология пока выглядит достойным продолжением кремленологии - науки, которая возникла в США и не далеко ушла от гадания на кофейной гуще: закрытую систему политического управления СССР пытались расшифровывать по косвенным знакам, например, расстановке бюрократической верхушки на мавзолее во время парадов и торжеств. Примерно то же самое происходит сейчас с Медведевым и Орешкиным.

Настоящая же проблема заключается в том, что в России снова сложилась закрытая, непроницаемая и замкнутая на себя система власти. Не удивительно, что все хотят иметь хоть какие-то представления об образе будущего. И, конечно, все подразумевают не инновации и технологии, о которых учителям велено рассказывать школьникам 1 сентября, а совершенно конкретные вопросы, ответы на которые Путин, естественно, не даст.

Политолог Александр Шпунт - о том, какие кандидаты на пост премьер-министра России в 2018 году наиболее вероятны и какую до лжность создадут для Дмитрия Медведева

Забрать себе

Е сть общее экспертное мнение, что после выборов (будем исходить из того, что главным кандидатом и победителем на них станет Владимир Путин, если к нам не прилетят инопланетяне и не установят диктатуру рептилоидов) правительство получит нового премьера. Но не потому, что премьер не справился со своими задачами, по крайней мере с точки зрения Путина, и уже тем более не потому, что Медведев непопулярен — по недавним опросам , у премьера второй электоральный рейтинг в стране, в случае если Путин не идет на выборы. То есть он — единственная альтернатива, которую население видит как главу государства.

Таким образом, мнение о том, что премьера поменяют, не связано ни с его работой, ни с его политическим авторитетом. Просто в условиях, когда Путин находится у власти пятый срок — включая премьерский, — из политических соображений было решено провести другие масштабные обновления. Это в первую очередь состав губернаторов: напоминаю, что за год их сменилось 20, то есть каждый четвертый губернатор был отправлен в отставку. Во вторую очередь — изменения в кабинете министров.

Прежде всего это происходит потому, что изменяются курс и политическая повестка. Если предыдущий президентский срок главным образом прошел в борьбе с внешними угрозами и экономическими вызовами, связанными с падением цен на нефть и так далее, то следующий срок будет строиться вокруг перспектив развития России.

Логичной фигурой, которая могла бы возглавить судебную власть в стране, может стать Дмитрий Медведев

Так что сам факт обсуждения кандидатуры нового премьера абсолютно неудивителен. Не удивительны и те три фигуры, которые Bloomberg: Сергей Собянин, Эльвира Набиуллина и Денис Мантуров. Кстати, существуют разные списки, и только Собянин переходит из одного в другой из раза в раз. Остальные фигуры в списках меняются. Мантурова, например, раньше кандидатом в премьеры не называл никто. Набиуллину называли пару раз. Сам я не хотел бы давать прогноз, кто из этого списка наиболее вероятный кандидат, но еще раз обращаю внимание на популярность Собянина среди составителей таких списков. Впрочем, это совершенно не означает, что он гарантированно станет премьером.

Очень давно идет подготовка к созданию в России особой должности — председатель Высшего судебного присутствия. Суды — единственная ветвь власти, у которой нет единственного главы. Формально председатели Верховного, Арбитражного и Конституционного судов равны. Многие обыватели вообще считают, что Конституционный суд, как Верховный суд в Америке, главнее остальных. Но по Конституции это не так. Он имеет власть только в области трактовки законности и соответствия ее Конституции.

Потому и появилась идея создать Высшее судебное присутствие, которое объединяло бы все три суда. И логичной фигурой, которая могла бы возглавить судебную власть в стране, может стать Дмитрий Медведев. Он юрист, и у него есть опыт премьерства и президентства. Это мне кажется наиболее вероятным решением карьерного движения Медведева, если он продолжит политическую деятельность.

выдвигать свою кандидатуру на новые президентские выборы, а уже идёт борьба между влиятельными политическими силами в России и не только за то, кого будущий глава России выберет премьер-министром правительства. Об этом говорится в статье Bloomberg. Как считает издание, сделанный Путиным выбор укажет на того, кто, по его мнению, должен будет впоследствии стать его преемником.

По данным источников агентства в окружении Путина, приближение выборов спровоцировало оживление лоббистов, выступающих за замену нынешнего главы правительства Дмитрия Медведева более сильным управленцем, который сможет «вдохнуть новую жизнь в проседающую экономику страны».

Возможными кандидатами на пост премьер-министра источники называют председателя Банка России Эльвиру Набиуллину , мэра Москвы Сергея Собянина и главу Минпромторга Дениса Мантурова . По данным Bloomberg, видные представители бизнеса и их союзники в правящих кругах уже начали обсуждать возможных претендентов на пост президента с прицелом на выборы 2024 года.

В статье Bloomberg отмечается, что силовики в настоящее время находятся в более выгодном положении. Однако сейчас все ждут, чем закончится суд над экс-министром Улюкаевым , так как этот вердикт может стать намёком на дальнейшие намерения президента.

— Обсуждать кандидатуру будущего премьер-министра сейчас, когда ещё даже не началась новая президентская кампания, это всё равно, что гадать на кофейной гуще, — говорит директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. - Дело даже не в том, что мы не знаем, кто в итоге в этих выборах победит. Если Владимир Путин выдвинет свою кандидатуру, итог будет вполне очевиден. Но даже в этом случае очень много зависит от деталей — какой будет явка, сколько процентов голосов наберёт победитель, велика ли будет протестная активность и какая политическая сила будет играть в ней основную роль. В нынешней турбулентной политической ситуации трудно сказать, что произойдёт в январе-феврале. А уж что произойдёт в мае, когда согласно Конституции России надо будет утверждать новое правительство РФ и его премьер-министра — это сказать сейчас точно нельзя.

Поэтому муссирование информации о возможной замене Дмитрию Медведеву я связываю с тем, что определённые политические группы хотят опосредованно повлиять на формирование экономической политики уже следующего президентского срока.

В частности, примерно уже полгода мэр Москвы Сергей Собянин обсуждается в СМИ как вероятный кандидат на пост председателя будущего правительства. Якобы, такое обещание ему дали бенефициары реновации. Если проведёт относительно безболезненно, то ставки его повысятся. Что касается кандидатуры Дениса Мантурова, ныне возглавляющего Министерство промышленности и торговли, то здесь, скорей всего, влияние лоббистов госкорпорации «Ростех». Они уже не раз демонстрировали попытки взять под свой контроль не только промышленный блок правительства РФ, но и финансово-экономический блок, в котором, как считается, заправляют системные либералы. Так же и за «кандидатурой» Эльвиры Набиуллиной стоят определённые группы влияния, которые хотели бы влиять не только на Центробанк, но и на все финансово-экономические структуры во власти.

Просто данными вбросами различные группы влияния как бы дают сигнал, что они готовы расширить своё влияние после президентских выборов. Те из них, которые стоят за названными кандидатами, сейчас, действительно, проявляют большую активность. В частности, мы видим, что несколько представителей группы «Ростеха» назначены врио губернаторов. То есть информация, которую в очередной раз запустил в СМИ Blumberg, не высосана из пальца, она объективно отражает степень влиятельности элитных групп, которые хотят сохранить и усилить это влияние в политической реальности после президентских выборов.

«СП»: — Разговоры о том, что «Медведева уйдут» с поста премьер-министра активно муссировались и в начале нынешнего президентского срока Владимира Путина. Однако отставки Дмитрия Медведева не последовало. Можно ли предположить, что Путин ещё на срок сохранит такого удобного напарника, как Медведев или это будет выглядеть уже карикатурно?

— Пикантность нынешней ситуации в том, что те кандидатуры в премьер-министры, о которых я упомянул, лоббируются старыми элитными группами. И все эти фигуры и группы настолько обросли своими интересами, что зачастую они неудобны для Путина. Именно поэтому в последнее время наметилась тенденция, когда ставку начали делать на так называемых «молодых технократов». Яркий пример — министр экономического развития Максим Орешкин.

Считается, что «молодые да ранние» чиновники будут оперативно выполнять любое тактическое поручение президента, поскольку как раз не обросли своими интересами. То есть они будут демонстрировать лояльность Владимиру Путину. Из «старой гвардии» есть только два человека, которым Владимир Путин доверяет в полной мере, так как они показали, что способны подстраивать свои интересы под повестку дня президента. Это глава Росгвардии Виктор Золотов и нынешний премьер Дмитрий Медведев. Золотов на пост премьера явно не тянет, поскольку у него узкая военная специализация. Остаётся Медведев. Всё будет зависеть от того, какой вариант поствыборного транзита выберет президент.

Сейчас нас ждёт принципиально иная ситуация, чем после предыдущих выборов. Тогда политический класс расслаблялся на несколько лет. Сейчас такого не будет. Наши элиты понимают, что серьёзные изменения в политическом ландшафте, скорей всего, будут проходить и после президентских выборов.

Возможно, что ставку сделают, действительно, на формирование правительства технократов, когда министерские посты получат условные «орешкины». А вот пост премьер-министра новый президент склонен будет доверить не однажды проверенному человеку. И тут лучшей кандидатуры, чем Дмитрий Медведев, не найти. Правда, есть ещё фигура Сергея Иванова , который, судя по всему, спокойно воспринял свою отставку с поста главы президентской администрации в 2016 году, не затаил обиды. Иванов и Медведев, как говорят представители спецслужб, прошли многократную проверку, и Путин не ждёт от них серьёзного подвоха. Однако, повторяю, очень много будет зависеть от того, как пройдёт президентская кампания, как будут складываться отношения с США и ЕС и т. д.

«СП»: — Дмитрий Рогозин, на ваш взгляд, не может претендовать на пост премьер-министра, как условный представитель патриотических сил?

— Я думаю, что Владимир Путин считает, что силовики, как и схожие с ними по психологическому профилю представители элиты, тот же Рогозин, не смогут эффективно управлять экономикой. Путина убедили события последних 10 лет, что именно системные либералы наиболее адаптированы к современной экономической ситуации. Условно говоря, те же патриоты, когда был период высоких нефтяных цен, призывали вкладывать деньги в инфраструктурные проекты, а не откладывать в «кубышку», как это делал Алексей Кудрин . Президент послушал либералов.

В итоге в 2008 году, когда начался очередной экономический кризис, упали цены на нефть, у нас была заначка, что позволило не допустить резкого снижения уровня жизни и резкого роста протестной активности. В целом Путин, видимо, считает, что системные либералы справляются с финансово-экономическим блоком и менять кардинально курс правительства он, скорей всего, не захочет.

— Многое зависит от того, нет ли каких-то внутренних договорённостей у Владимира Путина с Дмитрием Медведевым, — говорит президент Центра социальных и политических исследований («Аспект»), член Общественной палаты РФ Георгий Фёдоров. — В 2011—2012 годах многие ожидали отставки Медведева с поста главы правительства. А потом выяснилось, что у них с Путиным была договорённость о рокировке.

Однако в этот раз я считаю, что вероятность смены премьер-министра выше. Это стиль Путина, он любит делать неожиданные ходы, давать новые импульсы политическим процессам. Можно пока с высокой степенью вероятности предположить, что Дмитрию Медведеву в любом случае найдётся место в системе управления страной, на пенсию его не отправят. Зная тактику Путина последнего времени (в частности, назначения на посты губернаторов «технических» руководителей), можно предположить, что и следующий премьер-министр будет выбран не по политическим, а по «техническим» соображениям.

04.03.2018 Александр КРАСОВСКИЙ

Через две недели состоятся выборы президента России, а сразу после этого, согласно Конституции, новый глава государства должен будет сформировать и новое правительство страны. Об этом сейчас не так часто говорят, но ведь именно от того, каким будет состав кабинета министров РФ, во многом зависит эффективность преобразований и качество жизни россиян.

Новый старый премьер?

Интриги дискурсу добавил и сам Владимир Путин, употребивший в своем послании Совету федерации формулировку «новое правительство». Каким будет новый состав правительства, останется ли прежний премьер, и кто из руководителей министерств и ключевых фигур уйдёт в отставку?

Сразу надо отметить, что говорить о новом составе правительства можно лишь с позиции того, кто станет президентом страны. Очевидно, что правительство, которое захочет сформировать, например, Павел Грудинин, будет существенно отличаться от варианта правительства предложенного, скажем, Ксенией Собчак. Но давайте, всё-таки, рассуждать реалистично и понимать, что никто из них выборы президента не выиграет. После 18 марта президент страны, с большой вероятностью, будет прежний. Что в этом случае нам ждать от правительства?

Несмотря на то, что уровень общественного недовольства работой правительства в стране высок, скорее всего, нового премьер-министра в марте 2018 года мы не увидим. Владимир Путин в декабре публично заявил, что оценивает работу правительства России на «удовлетворительно». Именно эта оценка является определяющей с точки зрения перспектив нового премьер-министра после мартовских выборов. Кроме того, нужно иметь в виду ещё ряд обстоятельств. Во-первых, Путин идёт на выборы, чтобы реализовать масштабные социально-экономические преобразования, в том числе озвученные во время недавнего послания Совфеду. В этих условиях, возможно, Владимир Владимирович и не захочет менять Медведева. Во-вторых, власть будет думать уже о перспективах 2024 года. В этом отношении, сохранение за Дмитрием Медведевым функций председателя правительства выгодно, как поддерживающим его группам элиты, так и оппонентам. Первые могут использовать его статус в ходе выборов президента 2024 года, а вторые рассчитывают на то, что экономические проблемы страны навсегда поставят крест на политических перспективах действующего премьер-министра. При этом потенциальная отставка Медведева может выглядеть, как нарушение этого принципа. Тем более, что это будет означать фактический конец политической карьеры Дмитрия Анатольевича, так как любая иная должность в структурах власти вряд ли удовлетворит человека, некогда бывшего главой государства. Таким образом, отставки премьера, скорее всего, не будет.

Кто ещё останется?

Эксперты и политологи говорят о высокой вероятности точечных изменений в составе правительства. Это значит, что значительная часть министров останется. У кого самые высокие шансы? В первую очередь, посмотрим на группу вице-премьеров.

Заместитель председателя правительства страны Ольга Голодец курирует вопросы социального характера - здравоохранение, наука, культура. Г-жа Голодец не обладает существенным влиянием, но при этом её позиции устойчивы, она не фигурировала в коррупционных делах или в иных скандалах, которые вызвали бы широкое общественное обсуждение. Вероятность того, что Ольга Голодец сохранит пост вице-премьера высока ещё и потому, что она может стать проводником главной задачи Владимира Путина в ходе его очередного президентского срока - улучшения качества жизни людей. Это как раз та сфера, за которую г-жа Голодец в ответе.

Вице-премьер Дмитрий Козак курирует в правительстве вопросы, связанные с федеративными отношениями и новыми субъектами - Крымом и Севастополем. Позиции г-на Козака выглядят устойчивыми, ему неоднократно поручались сложные государственные задачи, с которыми он, в целом, справлялся. Также, как и Голодец, Козак не фигурировал в резонансных скандалах. Более того, некоторые наблюдатели не исключают рост влияния Дмитрия Козака, вплоть до его назначения первым заместителем председателя правительства. Сейчас эту должность занимает Игорь Шувалов.

Вице-премьер Александр Хлопонин курирует вопросы реализации государственной национальной политики. Позиции Хлопонина внутри политической элиты устойчивы, кроме того, он демонстрирует относительно высокий уровень эффективности и в меньшей степени причастен к политическим скандалам. Вероятность сохранения Александром Хлопониным места в составе правительства высока. Тоже самое можно сказать относительно вице-премьера и руководителя аппарата правительства Сергея Приходько .

Вице-премьер Юрий Трутнев курирует развитие Дальневосточного федерального округа. Влияние Трутнева растёт, и он может рассматриваться как фигура, претендующая на повышение - вплоть до первого заместителя председателя правительства и вице-премьера по одному из ключевых направлений. Юрий Трутнев известен как достаточно жёсткий, но эффективный управленец, способный найти общий язык с представителями разных элитных групп.

Министров российского правительства можно условно разделить на три блока - силовой, экономический и социальный. В силовом блоке прочными можно считать позиции Сергея Лаврова (МИД) и, в несколько меньшей степени, Владимира Пучкова (МЧС). В «экономическом блоке» сильными являются позиции Дениса Мантурова , которого эксперты называют претендентом на пост одного из вице-премьеров, курирующих экономический блок - предположительно, ТЭК. Также растёт политический вес министра энергетики Александра Новака . Министры социального блока почти не замешаны в коррупционных и скандальных делах, что делает их позиции относительно устойчивыми и во многом зависимыми от результатов их работы по своему профилю. Почти наверняка сохранят свои позиции министр здравоохранения Вероника Скворцова и министр образования Ольга Васильева . Серьёзных претензий к ним нет, те проблемы, которые характерны для их отраслей, возникли задолго до их прихода на министерскую должность. К тому же, как уже отмечалось, Владимиру Путину для реализации нового модернизационного курса понадобятся люди с опытом государственного управления.

Так кто же может уйти?

Конечно, большинство интересует вопрос, головы каких министров «полетят» после выборов. Сразу отметим, что отставки внутри группы вице-премьеров вполне вероятны. В частности, многие эксперты отмечают снижение политического веса первого заместителя председателя правительства Игоря Шувалова. Против Шувалова работает и негативный имидж, связанный с обвинениями в коррупции. Кроме того, эксперты отмечают снижение аппаратного веса первого вице-премьера. В этих обстоятельствах замена г-на Шувалова другой кандидатурой в будущем правительстве выглядит вполне вероятной.

Вице-премьер Аркадий Дворкович курирует в правительстве ТЭК, и считается человеком близким к Дмитрию Медведеву. Против г-на Дворковича работает то, что курируемая им отрасль интересует значительную часть представителей высшей элиты. Помимо этого, отставку Дворковича могут спровоцировать его родственные связи - жена связана с крупным бизнесом, отец был близок к Каспарову, а брат - оппозиционер. Всё это понижает статус Аркадия Дворковича, отставка которого выглядит реальной.

Наиболее критикуемой фигурой среди заместителей председателя правительства является Виталий Мутко , отвечающий за развитие спорта, туризма и молодёжную политику. Г-н Мутко фигурирует во множестве скандалов, крупнейший из которых привёл к фактическому отстранению России от Олимпийских игр в Корее из-за допинга. В этой связи, сохранение Мутко на прежней должности после выборов может выглядеть как вызов общественному мнению. Поэтому Виталий Мутко - наиболее реальный кандидат на отставку, или, если сказать правильно - на то, чтобы не быть представленным в новом составе правительства. Вместе с тем, можно предположить, что он останется в системе власти, но в другом качестве. Например, в качестве советника президента по развитию спорта и туризма.

Проблемной, с точки зрения имиджа правительства, является фигура вице-премьера Дмитрия Рогозина , который курирует сферу ВПК, ракетно-космическую отрасль и оборону. Г-н Рогозин не имеет существенного аппаратного веса внутри элитной группы близкой к Путину, но при этом уже долго - с 2011 года - занимает одну из ключевых должностей в правительстве. Часть элиты, имеющая влияние на ключевые кадровые назначения, может посчитать это достаточным сроком. Против г-на Рогозина может сыграть и его склонность к неосторожным, эпатажным заявлениям, характерным для всей его политической карьеры.

Что касается министров правительства, то, например, изменение в «силовом блоке» эксперты, в основном, связывают с фигурой губернатора Тульской области Алексея Дюмина , которого считают вероятным министром обороны. При этом позиции Сергея Шойгу остаются прочными. Его отставка возможна только в случае перехода на более высокую должность, например, вице-премьером. В «экономическом блоке» всё чаще называется фигура губернатора Московской области Андрея Воробьева , который якобы может заменить Михаила Меня на посту министра строительства и ЖКХ. Позиции большинства остальных министров тоже нельзя считать прочными - возможны отставки, среди которых наиболее вероятными являются уход Сергея Донского (министр природных ресурсов и экологии), Николая Никифорова (связь и массовые коммуникации) и Максима Соколова (транспорт). Есть вероятность отставок и в «социальном» блоке правительства. Большинство министров данного блока не обладают серьёзным административным весом, хотя, как уже отмечалось выше, здесь существенно меньше коррупционных скандалов. Наиболее уязвимыми, пожалуй, следует признать позиции министра спорта Павла Колобкова , что связано с допинговым скандалом. Серьёзным объектом критики является также министр культуры Владимир Мединский . Нельзя назвать гарантированным положение министра образования Ольги Васильевой . Несмотря на то, что она меньше всех других членов правительства находится на должности, разговоры о ее отставке и замены на одного из руководителей подведомственного учреждения, ходят упорно.

Словом, в правительстве следует ожидать перестановок на уровне части вице-премьеров и на уровне руководителей министерств. Позиции председателя правительства Дмитрия Медведева выглядят относительно прочными. Вероятно, нас ждёт частичное обновление состава правительства при сохранении значительной части нынешних ключевых фигур.

Как это коснётся регионов?

Региональная политика власти, скорее всего, не претерпит существенных изменений. Позиции Дмитрия Козака и Александра Хлопонина , которые отвечают за связь с регионами крепкие, а значит серьёзных перемен можно ждать только в контексте межбюджетных отношений, которые были анонсированы г-ном Медведевым на недавнем форуме в Сочи, который тоже можно рассматривать как перспективный план работы правительства на будущее. Башкирия вполне вписывается в этот план, сохраняя высокий уровень доверия со стороны федерального руководства и оставаясь проводником политики федерального центра на местах. Несколько хуже ситуация у наших соседей из Татарии. Там продолжает тлеть конфликт с федеральной властью, что выражается и в языковом вопросе, и в вопросе смены именования главы региона с «президента» на какое-либо иное. Впрочем, это вопросы в компетенции не столько правительства России, сколько администрации президента. В любом случае, главной задачей нового состава главного исполнительного органа страны будет создание условий для эффективного и социально ориентированного развития регионов.

Май 2018 года принесет не только плановую отставку кабинета, "июньские" указы, но и большие перемены во власти и бизнесе. Чем ближе 18 марта - дата президентских выборов, тем чаще ведущие политологи и эксперты всех мастей задумываются о том, какая модель власти и управления в стране будет определять лицо следующего президентского срока Владимира Путина.

И гораздо важней картинки инаугурации нового старого президента, что покажет всей стране и миру центральное телевидение та картинка, что уже сейчас рисуется в головах кремлевских стратегов. В это эпическое многофигурное полотно отставок, перестановок и новых назначений, пока еще не покинувшее даже в виде набросков и этюдов художественно-политического ателье Старой площади, тем не менее, уже сейчас следует вглядеться повнимательней.

Тем более, что и сам "холст", "подрамник" и прилагающий к нему роскошный "багет" в значительной мере заимствованы от картины актуальной политической реальности, а значит могут быть смело подвергнуты "искусствоведческому" анализу, даже не прибегая к сложным экспертизам и иному гаданию на кофейной гуще.

Два с половиной губернатора Никитина...

Веселая и относительно беззаботная жизнь губернаторского корпуса, ушедшая в прошлое вместе с "майскими" указами 2012 года, переложившими на регионы значительную часть ответственности за развитие социальной и бюджетной сферы в новом политическом сезоне может стать еще более сложной и не лишенной простора если и не для подвига, то уж точно, для проявления личного мужества.

Вместе с усилившимся давлением силовиков - ФСБ и Следственного комитета на верхушку региональной бюрократии это будет означать, что для того, чтобы провести еще одну волну кадровых перестановок в регионах, нужно будет не только реанимировать проекты формирования кадрового резерва, но и провести убедительную разъяснительную работу с кандидатами на высшие посты в исполнительной власти субъектов Федерации. Чтобы потом в отсутствие внутренней мотивации врио губернаторов не просиживали бы штаны в московских ресторанах, облюбованных ими еще в те времена, когда они обретались в комфортных для них должностях заместителей федерального министра, а ретиво отрабатывали задачи, поставленные перед их десантированием на региональную политическую грядку.


Итак, какие же задачи ставятся перед выпускниками "Кремлевского Хогвартса" перед заброской в регионы? Что при Вячеславе Володине , что при Сергее Кириенко для Кремля важно видеть в губернаторах две принципиально важных вещи: системную лояльность и картинку "бысть тишина велика в земли", где "тишина велика" - отсутствие серьезных социальных и политических возмущений на вверенной территории. Последняя версия президентского указа о критериях оценки эффективности региональных властей, конечно, декларирует еще много показателей текущей деятельности, но все они по большому счету второстепенны. И в условиях поддержки населением проводимого главой государства политического курса всеми ими можно смело пренебречь, веселым свидетельством чего является бродящая в недрах Администрации Президента шутка про двух с половиной губернаторов Никитиных, где два Никитина - это однофамильцы, действующие главы Тамбовской и Новгородской областей, а еще половина - это врио губернатора Нижегородской области.

...и один трижды Кожемяко


Отражая определенный волюнтаризм кремлевской бюрократии по отношению к региональной кадровой политики, когда вполне допустимы такие зигзаги, как назначение мэра Череповца на должность губернатора в Сибирском федеральном округе, это, очевидно, является проявлением набирающей обороты тенденции, когда кадровый костяк губернаторского корпуса составят вымуштрованные лояльные управленцы универсальной компетенции, которым без разницы чем и где управлять - заводом ли, армейским корпусом или отдаленной провинцией. Очевидно, что и в ближайшие несколько лет губернаторов скорее будут прививать к региональному подвою, чем выращивать их в местных условиях, давая впитывать региональной (и уж не дай-то Бог, национальный) менталитет и обрастать коррупционными связями. Возможно даже, что в недрах региональной политики даже появится еще один "трижды губернатор" Олег Кожемяко , как известно, поработавший главой трех разных регионов, правда, одного и того же - Дальневосточного федерального округа.

При определенной эффективности этой модели нужно отметить, что ее слабыми сторонами является эффективность только в условиях сильного федерального правительства, потенциальная конфликтность, когда региональные элиты консолидируются и отторгают кремлевский политический имплант, коррупциогенность, которую несложно проиллюстрировать многочисленными посадками губернаторов-назначенцев раннего путинского и медведевского призывов.

Наконец, для этой модели особенно важен и человеческий фактор. Штучность, уникальность такого рода управленца должна быть на порядок выше, чем в условиях, скажем, естественной конкурентной модели, рождавшей, пусть, и не особо подготовленных, но хорошо знающих свои региональные особенности лидеров. Способен ли Кремль, как заправский фокусник, пачками доставать таких спецов из своего кадрового кармана станет очевидно, если и не в этом году, то в самом ближайшем будущем. Менять в регионах, как показывают что кремлевские, что независимые рейтинги эффективности еще есть кого. Да и сама принятая на вооружение модель политического десантника с кремлевским мандатом предполагает, что ротация глав регионов окончательно узаконена в качестве системного элемента устройства внутренней политической жизни страны.

"Премьер Тихонов" или "Премьер Косыгин"?


Но, если уже заявившие о себе тенденции в региональной политике позволяют с той или иной степени достоверности прогнозировать тенденции на региональном уровне, то как обстоит дело с федеральным уровнем, по определению, вызывающим наибольший интерес среди самих игроков и любопытствующей публики? Не секрет, что уже сегодня в столичных политических салонах активно обсуждают "крамольные" политические вопросы: "Ждать ли смены курса?","Кто войдет и кто не войдет в Правительство Путина-2018?", "Кто может заменить Медведева, Вайно и Набиуллину ?" Солидаризируясь со скептиками, не верящими в стратегические перемены курса Путина в период в 2018-2024 годы, следует заметить, что вероятность переназначение действующего премьер-министра на аналогичный пост в новом правительстве, которое с мая-июня 2018 года приступит к работе в качестве правительства вновь избранного президента, весьма велика. И удары по имиджу Медведева со стороны Навального , слухи о его замене на нынешнего руководителя Администрации Президента, назначении на некий объединенный "суперсуд" пока не дают оснований полагать, что обкатанная модель тандема Путин-Медведев будет заменена на другую. В этом смысле предвыборное выступление Путина на состоявшимся в декабре прошлого года съезде партии "Единая Россия" было больше похоже на завуалированное обещание президента и после мая 2018 года ключевые вещи в российской политике оставить на тех же местах, где они располагались до этого.

Понятно, что депутаты-единороссы в Государственной Думе легко проголосуют и не за Медведева на посту премьера, а за любое иное ФИО, обозначенное в доставленном на Охотный ряд кремлевским фельдъегерем пакете. Но обойтись при этом без объяснений и легендирования не смог бы даже и Путин . Поменять премьера все-таки не так легко, как поменять генерального прокурора. Отсутствие даже прозрачных намеков на это позволяет предполагать, что нынешний хозяин Белого дома на Краснопресненской набережной таковым и останется на как минимум значительную часть следующего президентского срока, то есть, до решения вопроса о преемнике 2.0.

А тогда, значит, что и все игры и информационные вбросы и атаки на премьера можно рассматривать только как элемент договоренностей об облике и кадровом составе будущего правительства. В России, как и во многих других странах именно на стыке рельсов одного политического сезона с другим принято договариваться об основных направлениях курса будущего правительства, подбирая под него конкретные персоналии, которые потом займут министерские кресла.

В этом смысле, образно говоря, всех больше интересуют не фамилии на начищенных до блеска латунных табличках, а те решения и действия, которые будут принимать и реализовывать люди с этими фамилиями. Сравнивая советскими временами, важно понять, станет ли Медведев после мая 2018 года новым Алексеем Косыгиным - энергичным реформатором и носителем новых подходов к развитию экономики либо превратится в застойного Николая Тихонова - певца забронзовевшего режима.

Власть и деньги при Путине-3


Однако, чем больше откладывается (по крайней мере в публичной плоскости) принятие окончательного решения по кандидатуре премьера четвертого путинского срока, тем больше видимых публике усилий новый старый премьер должен будет продемонстрировать, решая вопросы определения состава нового правительства, расстановки топ-менеджеров в ключевых государственных корпорациях и компаниях. Заявленный Путиным курс на перезагрузку общественно-политической системы страны, обновление лиц во власти, ставка на приход молодых профессионалов (конкурс "Лидеры России" и т.д.) неизбежно затронет и Белый дом.

Сохранение на своем посту не слишком популярного в народе и элитах премьера, очевидно, будет компенсировано если и не поголовной (президентские министры-силовики явно не в счет), то достаточно заметной сменой членов кабинета. "Под топор" обновления могут попасть не только рядовые министры, но и вице-премьеры. Ожидают аналитики замены и в руководстве системообразующих банков и компаний. На наш взгляд, ждут прихода новых людей Роскосмос, регулярно попадающий со своими неудачными пусками в топ "плохих новостей", АСВ, которую, похоже, уже устал докапитализировать Центробанк.

Не ясно будущее руководства ФСК ЕЭС и Россетей. Весьма вероятны кадровые перестановки и в Объединенной судостроительной компании, руководство которой, как писала недавно пресса, было вынуждено признать, что выполнение гособоронзаказа на ее верфях находится под угрозой срыва.

Так, несмотря на принятие новой госпрограммы вооружения, график спуска на воду АПЛ «Князь Олег» уже несколько раз переносили, под угрозой изготовление специальных корпусов для ядерных реакторов атомных подводных лодок для подводного флота ВМФ России на волгоградском металлургическом комбинате "Красный Октябрь" и одноименном металлургическом заводе в Саратове. Недолговечным в отличие от его предшественника - Владимира Якунина может оказаться и руководство в РЖД нынешнего председателя правления - Олега Белозёрова . В конце концов, куда-то же нужно будет трудоустраивать уходящих министров, работавших с ними в аппаратной связке замов и иных членов управленческой команды?!

Шутки и шкурки в сторону


Однако, вполне возможно, что наибольшие изменения могут принести не вызывающий всеобщий интерес кадровые изменения на капитанских мостиках гигантских госкорпораций, а почти незаметные по меркам всего аппаратно-политического ландшафта, весьма скромные изменения в самой Администрации Президента и входящих в ее политический контур структурах. Очень многое, хотя и не очень сразу может измениться с приходом новых людей, выдвинувшихся на волне обновления политических команд через механизм конкурса "Лидеры России", финал которого состоится уже в феврале 2018 года. Тем более, что к лету - периоду активной перетряски Правительства и к сентябрю - Единому дню голосования, после которого начнут формировать свои команды губернаторы, финалисты и победители конкурса ещё больше повысят свою квалификацию. Однако задача конкурса - не только помочь органам власти в разовом подборе персонала.

Цель куда более глобальна - изменить формировавшуюся веками и особенно заметно - в последние годы парадигму выдвижения во власть не по способностям и таланту, а по крови и степени приближенности, сконструировать и обеспечить работу социального лифта для энергичных и активных управленцев во всех сферах. Очевидно, что страна нуждается и в институционализации стратегического прогнозирования и планирования.

В этой связи первым шагом к созданию такого механизма было бы создание постоянно действующей группы визионеров, впередсмотрящих - комиссии по перспективным проектам в сфере образования и науки, отвечающей на вызовы приближающегося нового технологического уклада, неизбежных с его приходом изменений в социальной сфере. И работающий в инновационном ключе бизнес, и часть Академии наук явно приветствовали бы решение главы государства, избранного 18 марта 2018 года, об образовании в структуре Администрации Президента позиции уполномоченного президента по технологическому развитию с функциями координации усилий государственных и общественных институтов в этом направлении.

Назрели столь же нестандартные решения и по реформированию приводного ремня государственного управления - чиновничьего корпуса, за шесть лет вполне адаптировавшегося к различным экспериментам в духе "Открытого правительства" и нуждающегося в нормальном системном механизме управления развитием гражданской службы из единого центра. Им могла бы стать специализированная Федеральная служба по вопросам государственной службы и кадровой политики или соответствующая по функционалу структура в Администрации Президента.


Наконец, еще один важный вопрос: что делать после выборов с армией волонтеров и активистов, завербовавшихся в разбросанные по городам и весям предвыборные штабы В.В.Путина?

Очевидно, нужен новый формат применения их общественной активности - если и не прямо повторяющий в своей схеме "Народный фронт", то похожий на него по принципу отбора и формирования, но более заметный по способу мысли и образу действий. Так что, не вдаваясь в подробности, можно сказать, что предстоящие в мае-июне перемены затронут не только региональный и федеральный уровень власти, но и важные общественно-политические институты. Получается как раз два с половиной правительства...

Вадим Берлов