Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Китай в 20 30 годы века. Социально-экономическая политика нанкинского правительства. Социально-экономическое развитие китая

- 855.00 Кб

Введение………………………………………………………… ………с. 3

Глава 1. СССР и Китай до установления между ними дипломатических отношений (1920-1923гг.)………………………………………… ……с. 5

Глава 2. Установление дипломатических отношений между

СССР и Китаем…………………………………………………………. с. 11

Глава 3. Ухудшение советско-китайских отношений (1925-1928 гг.).

Конфликт на КВЖД 1929 г. ……………………………………………с. 19

Глава 4. Внешнеполитические отношения СССР

с Китаем в 30-е гг. XX века…………………………………………….с. 26

4.1. Восстановление дипломатических отношений

между СССР и Китаем. Советско-китайский договор

о ненападении 1937 г. ………………………………………………….с. 26

4.2. Советская экономическая и военная

помощь Китаю в 1937 -1939 гг. ……………………………………...с.34

Заключение…………………………………………………… …………с.36

Приложения…………………………………………………… ………..с. 37

Литература…………………………………………………… …………с. 39

ВВЕДЕНИЕ.

Взаимоотношения России с Китаем – двух великих мировых держав – находятся под постоянным и непосредственным воздействием основных тенденций развития региональных и глобальных международных отношений. Китай и Россия имели (и имеют сейчас) самую протяженную пограничную линию, обе страны обладают опытом более чем 400-летнего периода добрососедства. В 20-30-е гг. модель российско-китайского взаимодействия являлась примером отношений двух разносистемных государств в экстремальных условиях революционных преобразований и в России, и в Китае. Оба государства решали свои политические программы развития, активно взаимодействуя друг с другом. Отношения двух государств определялись тенденциями развития их внутренней и внешней политики, взаимодействие которых приводило к сотрудничеству и противостоянию, периодам конфронтации и нормализации двусторонних связей. Все эти процессы откладывали свой отпечаток не только на специфику отношений двух держав, но и на соотношение мировых политических сил.

В настоящее время, время стратегического партнерства двух великих государств – России и Китая, ставшего важным фактором и элементом международной политической стабильности, историческое прошлое, накопленный позитивный опыт советско(российско)-китайского взаимодействия представляет большой научный и политический интерес, ибо он позволяет лучше понять настоящее, определить перспективы будущего.

В освещении и толковании событий истории советско-китайских отношений существовали и существуют проблемы, присущие международным отношениям в целом.

Цель данного исследования – рассмотрение процесса становления и развития внешнеполитических отношений между СССР и Китаем в 20-30-х гг. XX века.

Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:

– раскрываются характер и особенности советско-китайских отношений на каждом из рассматриваемых этапов;

– описываются и охарактеризовываются договоры и соглашения, подписанные СССР и Китаем в 20-30-х гг. XX века;

– показывается влияние советско-китайских отношений на международную обстановку;

– выявляются факторы, влиявшие на эволюцию советско-китайских отношений в 20-30-е гг. XX века.

Проблемой советско-китайских отношений в рассматриваемый период занимались многие историки: Мировицкая Р.А., Хейфец А.Н., Дубинский А.М., Капица М.С., Сладковский М.И., Аблова Н. Е. и другие.

Так, работа Хейфеца А.Н. «Советская дипломатия и народы Востока, 1921–1927гг.» посвящена истории заключения первых договоров РСФСР со странами Азии в 1921-1927 гг., при этом дипломатическая подготовка советско-китайского соглашения 1924 г. и противодействие этому западных держав рассмотрены всесторонне. В работе Выгодского С.Ю. «Внешняя политика СССР, 1924-1929 гг.» подробно описаны внешнеполитические отношения СССР и Китая, отдельная глава посвящена конфликту на КВЖД 1929г.

Монография Дубинского А.М. «Советско-китайские отношения в период японо-китайской войны 1937–1945 гг.» освещает основные этапы советско-китайских отношений в годы японо-китайской войны 1937-1945 гг.
Cоветско-китайские отношения в 20-30-х гг. XX века подробно исследованы в монографии Капицы М.С. «Советско-китайские отношения».

Большое значение для изучения данной темы имеет монография Сладковского М.И. «История торгово-экономических отношений СССР с Китаем (1917 - 1974 гг.)». Работа написана на богатейшей документальной основе, с привлечением материалов советских архивов и китайских источников.

По-новому проанализированы советско-китайские отношения рассматриваемого периода в работе Рахманина О.Б. «К истории отношений России-СССР с Китаем в XX веке: обзор и анализ основных событий». Сложный период в советско-китайских отношениях представлен в работе Мировицкой Р.А. «Отношения СССР с Китаем в годы кризиса версальско-вашингтонской системы международных отношений (1931 - 1937гг)».

Среди белорусских историков изучением советско-китайских отношений занималась Аблова Н. Е.. В своей монографии «История КВЖД и российской эмиграции в Китае (первая половина ХХ века)» рассмотрена судьба КВЖД на разных этапах советско-китайских отношений.

Во всех работах представлены выдержки из официальных документов, периодических изданий, личных переписок. Отдельно документальный материал представлен в «Сборнике документов и материалов по истории СССР советского периода (1917-1958)».

В исследовании также использованы статьи Астафьева Г.В. «Интернациональная помощь СССР Китаю (1917-1945)», Дацышена В.Г. «Конфликт на КВЖД 1929 года», Песковой Г.Н. «Становление дипломатических отношений между Советской Россией и Китаем, 1917–1924гг.», Картуновой А.И. «Китайский вопрос в переписке Г.В. Чичерина и Л.М. Карахана, 1924–1926 гг.», Светачева М.И. и Щагина Э.М. «Участие Китая в империалистической интервенции на Советском Дальнем Востоке (1918-1922 гг.)», Чугунова А. «Агрессивные происки китайских милитаристов на Советской Дальневосточной границе и их пересечении (1930-1931)». В данных статьях в узком временном промежутке описаны советско-китайские отношения.

ГЛАВА 1. СССР и Китай до установления между ними дипломатических отношений (1920-1923гг.)

Провозглашенная советским правительством внешняя политика, основанная на принципах признания независимости и равноправия всех государств, получила свое конкретное выражение при установлении первых контактов Наркоминдела Советской России с посольством Китая в Петрограде. Китайскому поверенному в делах Лю Цзин-жэню уже в ноябре - декабре 1917 г. были высказаны предложения об аннулировании неравноправных договоров, заключенных царской Россией с Китаем в эпоху империализма, - русско-китайского договора 1896 г., Пекинского протокола 1901 г. и всех соглашений царского правительства с Японией в отношении Китая. Советской стороной было предложено начать переговоры о заключении нового договора на принципах полного равенства, уважения государственного суверенитета и независимости договаривающихся государств .

В мае 1920 г. в Кульдже состоялась встреча между делегацией РСФСР, которую возглавлял уполномоченный Отдела внешних сношений П. Е. Марев, и представителями Китайской республики во главе с илийским даоинем и дипломатическим чиновником Сюй Го-чжэнем. 27 мая ими был подписан протокол, определявший условия торговых отношений между Советской Россией и Китаем на туркестано-синьцзянской границе, а также возвращения русских беженцев и казаков. Согласно этому документу, «для решения дипломатических и торговых вопросов» в Кульдже учреждалось «агентство Советской власти» (п. 1), а в Верном (Алма-Ата) - агентство илийских властей (п. 2). Протоколом предусматривалось, что «всякие споры-тяжбы» по торговым делам будут разбираться «судебными установлениями того государства, где они возникли» (п. 5), т. е. на условиях полного признания законодательства и суверенности обеих договаривающихся стран .

Илийский протокол, несмотря на территориальную ограниченность его применения, имел важное политико-правовое значение для стран Востока, прежде всего для Китая, как первое соглашение, заключенное в новейшее время, отвергнувшее право экстерриториальности иностранцев на его территории. Он заложил прочную основу для торговых отношений РСФСР с удаленной от промышленных центров Китая провинции Синьцзян и явился в то же время примером для установления общегосударственных отношений между Китаем и РСФСР .

Начало отношениям Советской России и Китайской республики было положено в ходе визита китайской военно-дипломатической миссии под руководством генерала Чжан Сы-линя, прибывшей в Москву 5 сентября 1920 г. - с целью «ведения переговоров от имени Правительства Китайской Республики» . В июне 1920 г. министерству иностранных дел ДВР стало известно о прибытии на территорию Забайкалья миссии китайского генерала Чжан Сы-лина, испрашивавшего разрешения проследовать в Верхнеудинск и далее в Москву. Хотя никаких предварительных уведомлений от пекинских властей о посылке данной миссии не поступало, она была принята в Верхнеудинске.

Получив сообщение о миссии Чжан Сы-лина и не имея о ней никакого официального уведомления, правительство РСФСР было вынуждено обратиться в Пекин за разъяснением ее характера и задач. 8 июля 1920 г. Г. В. Чичерин направил министру иностранных дел Китая Лу Чжэн-сяну ноту, в которой говорилось: «Нами получено телеграфное сообщение генерала Чжан Сы-лина, именующего себя Главой Китайской дипломатической миссии, о предстоящем прибытии его с миссией в Москву для переговоров о возобновлении дипломатических и торговых сношений с Советским Правительством. Имею честь просить Вас, господин министр иностранных дел, официально подтвердить нам, действительно ли вышеуказанная Миссия во главе с генералом Чжаном действует от имени Пекинского Правительства и снабжена ли она на этот предмет надлежащими полномочиями. В утвердительном случае мы будем счастливы принять ее и в свою очередь послать соответствующую Миссию в Пекин» .

Не получив в течение почти двух месяцев ответа на свой вопрос, НКИД РСФСР дал согласие на приезд миссии Чжан Сы-лина в Москву, куда она прибыла 5 сентября 1920 г. генерал отрекомендовался как глава военно-дипломатической миссии Китайской республики и в таком качестве с первых дней своего прибытия обращался в НКИД как по экономическим вопросам, так и по вопросам создания дипломатических представительств в Советской России.

На этом основании 27 сентября 1920 г. заместитель Народного комиссара иностранных дел Л. М. Карахан передал ему «Обращение правительства РСФСР к правительству Китайской республики» . В этом документе, приветствуя прибытие в Москву военно-дипломатической миссии во главе с Чжан Сы-лином, Советское правительство выдвигало проект соглашения. В нем объявлялись не имеющими силы все договоры царской России с Китаем, упомянутые в обращении правительства РСФСР от 25 июля 1919 г. Кроме того, в соглашение предлагалось включить следующие пункты:

«Правительства обеих Республик принимают все необходимые меры для немедленного установления регулярных торговых экономических сношений. В дальнейшем об этом заключается особый договор, с соблюдением принципа наибольшего благоприятствования для обеих договаривающихся сторон.

Китайское Правительство обязуется:

1) Не оказывать никакой поддержки отдельным лицам, группам или организациям русских контрреволюционеров, не допускать их деятельности на своей территории.

2) Разоружить, интернировать и выдать Правительству РСФСР все находящиеся на территории Китая отряды и организации, ведущие борьбу против РСФСР или союзных с ней государств, а также передать Правительству РСФСР все их вооружение, припасы и имущество.

Такие же обязательства берет на себя правительство РСФСР по отношению к лицам или организациям, ведущим мятежную борьбу против Китайской Республики.

Все граждане России, проживающие в Китае, подчиняются всем законам и установлениям, действующим на территории страны, и никакими правами экстерриториальности не пользуются. Китайские граждане, проживающие в России, подчиняются всем законам и установлениям, действующим на территории РСФСР.

Правительство Китайской Республики обязуется: немедленно по подписании настоящего договора прекратить сношения с лицами, присваивающими себе звания дипломатических и консульских представителей Российского государства, не имеющих полномочий от Правительства РСФСР, и удалить таковых лиц за пределы Китая. Возвратить Российскому государству в лице Правительства РСФСР принадлежащие России на территории Китая посольские и консульские дома и прочее посольское и консульское имущество и архивы.

Глава 2. Установление дипломатических отношений между
СССР и Китаем………………………………………………………….с. 11
Глава 3. Ухудшение советско-китайских отношений (1925-1928 гг.).
Конфликт на КВЖД 1929 г. ……………………………………………с. 19
Глава 4. Внешнеполитические отношения СССР
с Китаем в 30-е гг. XX века…………………………………………….с. 26
4.1. Восстановление дипломатических отношений
между СССР и Китаем. Советско-китайский договор
о ненападении 1937 г. ………………………………………………….с. 26
4.2. Советская экономическая и военная
помощь Китаю в 1937 -1939 гг. ……………………………………...с.34
Заключение………………………………………………………………с.36
Приложения……………………………………………………………..с. 37
Литература………………………………………………………………с. 39

1919 г на. Парижской мирной конференции великие державы признали право. Японии на германские владения в китайской провинции. Шаньдун, что вызвало взрыв патриотических антияпонских выступлений пекинских студий энтов и различных слоев населения. Китая ("Движение 4 мая"). Это движение ознаменовал новый этап революционной борьбы против полуколониального строя у странаду в країні.

"Движение 4 мая"- массовые антияпонские выступления в. Китае на протяжении мая - июня 1919. Весть о санкционировании. Парижской мирной конференцией права. Японии на германские владения в провинции. Шаньдун просмотр звала стихийный взрыв возмущения в стране. Инициаторами выступлений стали пекинские студенты, которые 4 мая 1919 организовали митинг и демонстрацию под лозунгами непризнания. Бер-Сальского договора, анулюва ния уступок. Японии (ее"21 требования"), отставки правительства и т.д.. Эти требования получили массовую поддержку: с 4 мая по 28 июня 1919. Китай был охвачен патриотическими антияпонской выступлениями различных слоев м. ИСК населения. Китайское правительство заставил заявить об отказе подписать. Версальский мирный договор и снять с должностей прояпонской настроенных чиновников"Движение 4 мая"знаменовал начало нового этапа в революционном процессе в. Китаеетапу в революційному процесі в. Китаї.

Ведущую роль в борьбе за утверждение республиканского строя играла. Национальная народная партия -. Гоминьдан, которую возглавлял. Сунь. Ятсен. На юге. Китая в. Гуанчжоу был создан республиканское правительство д во главе с. Сунь. Ятсеном. Пекинский правительство и иностранные государства его не признали и неоднократно пытались свергнуть. Но. Гуанчжоу оставался центром революционной борьбы. Республиканское правительство, возглавляемое. С унь. Ятсеном до его смерти в 1925 г, стал оплотом освободительной борьбы китайского народа. Для создания. Национально-революционной армии (НРА). Сунь. Ятсен пригласил на помощь советских военных специа листелістів.

Гоминьдан (Национальная народная партия) - политическая партия в. Китае, создана. Сунь. Ятсеном в августе 1912 г на основе. Объединенного союза (Тунмэнхуэй). В начале 1913 г. Гоминьдан получил большинство мест в по остийному парламенте, что привело к вооруженному противостоянию с правительством президента. Юань. Шикая и запрета деятельности. Гоминьдана. В начале 20-х годов. Гоминьдан продолжил борьбу, стремясь восстановления сувер енитету. Китая, свержение милитаристской власти, политического объединения страны под властью демократического национального правительства. На I конгрессе. Гоминьдана в январе 1924"в котором приняли участие китайские коммуне сти, была провозглашена политика единого фронта. После смерти. Сунь. Я тс иена (1926) началось перегруппировка сил в партии, в результате чего власть сосредоточилась в руках. Чан. Кайши 31927 р. Гоминьдан стал правящей й партией в. Китае, а в конце 1928 г принял решение о завершении военного этапа революции и начало социально-экономических преобразований в стране. Процесс преобразований происходил в условиях вооруженного пр отистояння с. Компартией. Китая, стремившейся установления революционной диктатуры результате победы китайских коммунистов в 1949 шум-данивци во главе с. Чан. Кайши эмигрировали на. Тайвань. Осуществляемая. Г оминданом течение следующих десятилетий социально-экономическая политика превратила. Тайвань на одну из самых развитых стран. Азинутіших країн. Азії.

Коммунистическая партия. Китая (КПК), создана в 1921 г, вступила в. Гоминьдан (сохранив организационную и политическую самостоятельность). На I съезде. Гоминьдана в 1924 г было провозглашена политика единого фронта нацио онлаин-революционных сил течение 1924 - 1927 гг. Гоминьдан вместе с. КПК вели национально-освободительную борьбу против продажных правительств. Пекина и северных провинций, где многочисленные китайские генералы, опираясь ь на поддержку иностранных государств, воевали между собособою.

Общенациональный характер революция в. Китае получила 1925 в связи с"Движением 30 мая"- массовыми выступлениями и забастовками в. Шанхае, где английская полиция расстреляла демонстрацию. Основной задачей м национальной революции были восстановление суверенитета. Китая, свержение милитаристской власти и политическое объединение страннання країни.

гоминдановского правительства в. Гуанчжоу, который возглавил. Ван. Цзинвэй, объявил себя. Национальным правительством. Китайской республики и начал борьбу за объединение страны. НРА совершила поход в провинцию. Гуандун и выгнали а войска милитаристов ее границі.

После II съезда. Гоминьдана в 1926 г гоминдановский правительство возглавил генерал. Чан. Кайши, он стал и главнокомандующим. НРА 1926 г гоминдановских войска, насчитывавшие до 100 тыс. бойцов, отправились в знаменитый тий. Северный поход против милитаристских режимов. До конца года под контролем. Национального правительства находилось 7 провинций с населением свыше 150 млн человек. Национальный правительство переехало в. Ухань. Ухань.

1927 г в национально-революционном лагере произошел раскол;. Чан. Кайши разорвал союз с коммунистами и начал против них репрессии. Он перенес столицу в. Нанкин и сформировал новый. Национальный правительство постепенно во власть. Национального правительства. Чан. Кайши признали все политические силы страны кроме коммунистов. КПК начала собственную революционную борьбу и организовала несколько восстаний, но все они были подавлены правительственными е йськамками.

Противостояние. Гоминьдана и. КПК, переросшее в гражданскую войну, стало следствием противоборства двух тенденций в развитии китайской революции. Чан. Кайши и большинство лидеров. Гоминьдана считали, что револю юция закончилась и настало время для реформ, которые модернизировали бы. Китай. Компартия нацеливала китайский народ на продолжение революции, установление диктатуры пролетариата и крестьянства в форме советов, осуществления ния аграрной революции, национализации предприятий, банков. В вооруженной борьбе с. Гоминданом. Компартия. Китая опиралась на опорные революционные базы (советские районы) в сельских районах на юге и петухов чи страны. КПК организовала полупартизанские. Красную армию, которая в 1933 г насчитывала 300 тыс бойцов. После длительных боев в 1930-1933 гг. Красная армия потерпела поражение и вынуждена была оставить почти все св й южные базы и отойти в северо-западные провинции к границе с. СССР. С начала 1935 г. Компартию. Китая возглавил. Мао. ЦзедуМао. Цзедун.

Мао. Цзэдун (1893-1976) - китайский партийный, политический и государственный деятель. Один из основателей. Компартии. Китая, член. ПолитбюроЦККПК (с 1933 г), председатель. ЦККПК (с 1943г). У1949-1964рр, председатель. Центральной народной правительственного совета. КНР, в 1964 - 1969гг председатель. КНР. Опираясь на опыт и помощь. СССР (до конца 50-х годов), способствовал установлению в. Китае жесткого марксистско-социалистического режима. Будучи недовольно волен процессом десталини-зациивСРСР и стремясь опередить. СССР в построении коммунистического общества, инициировал авантюристический так называемый курс"трех красных знамен"("генеральная линия"(до коммуне зму),"большой скачок"и"народные коммуны"), который нанес значительный ущерб развитию. Китая. Выступал за ускорение мировой революции, утверждая, что для уничтожения капиталистической системы и победы к омунизму можно пожертвовать миллионами людей в ракетно-ядерной войне. Сосредоточив в своих руках безграничную власть, организовал"культурную революцию"(1966-1976), суть которой сводилась к расправе с оппозицией ю. Умер 9 сентября 1976кої зводилася до розправи з опозицією.. Помер 9 вересня 1976р.

Во внутренней политике правительство. Чан. Кайши сделал ставку на укрепление государственного сектора экономики: был взят под контроль систему финансов страны, введен планирования экономического развития. Было приня ято ряд прогрессивных законов о труде, создана система профсоюзов, установлен минимальный уровень заработной плати.

Внешнеполитическое положение. Китая значительно ухудшилось с началом японской вооруженной агрессии 1931 г. Япония установила контроль в. Маньчжурии, создав государство. Маньчжоу-го, в которой находились японские е ийськка.

1935 г. Чан. Кайши начал переговоры с. СССР о военной и финансовой помощи в борьбе с японскими агрессорами. Советское правительство согласилось, но при условии, что войска. Чан. Кайши прекратят боевые и действия против китайских коммунистов. Перед лицом военной угрозы со стороны. Японии, которая начала в июле 1937 г войну против. Китая,. Гоминьдан и. КПК создали единый антияпонсь-кий. Красная армия была пере творимая в 8-ю армию. Национально-революционной армии. КитайКитаю.



Ракчеев Сергей

11 «В» класс

Тула 2002 г.

План реферата:

1. Введение.

2. Китайское государство до образования КНР.

1) Синьхайская революция 1911 года и падение монархии.

2)

3) Восстановление республики. Конституция 1923 года.

3. Социально-экономическое развитие Китая.

1) Социально-экономические сдвиги в Китае 1918-1927 гг.

2) Социально-экономическая политика нанкинского правительства 1928-1937 гг.

4. Заключение.

5. Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Китайская Народная Республика (сокращенно - Китай) расположена в восточной части азиатского материка, на западном берегу Тихого океана. Площадь сухопутной территории - 9,6 млн. кв. км. По размерам сухопутной территории Китай уступает только России и Канаде. В меридиональном направлении территория Китая простирается на 5500 км от срединной линии русла реки Хэйлунцзян у г. Мохэ на севере до рифа Цзэнмуаньша в самой южной оконечности архипелага Нанынацюньдао на юге; а в широтном - на 5200 км от места слияния рек Хэйлунцзян и Усулицзян на востоке до Памирского нагорья на западе.

Протяженность сухопутной границы составляет 22 800 км. Китай граничит с КНДР на востоке, с Монголией - на севере, с Россией - на северо-востоке, с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном - на северо-западе, с Афганистаном, Пакистаном, Индией, Непалом, Сиккимом и Бутаном - на западе и юго-западе, с Мьянмой, Лаосом и Вьетнамом - на юге. На востоке и юго-востоке Китай имеет морские границы с Республикой Корея, Японией, Филиппинами, Брунеем, Малайзией и Индонезией.

Побережье континентальной части Китая омывается на востоке и юге водами Бохайскго, Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. На побережье расположено много удобных естественных гаваней и портовых городов. Среди них Шанхай с весьма развитыми промышленностью, торговлей, банковским делом и океанским судоходством является крупнейшим городом Китая, он также известен как крупный азиатский и мировой мегаполис.

Если окинуть взглядом территорию Китая сверху, она представляет собой как бы четырехступенчатые террасы, постепенно спускающиеся с запада на восток. Самым высоким является Цинхай-Тибегское нагорье, которое называют «крышей мира».

Китайское государство до образования Китайской Народной Республики

Синьхайская революция 1911 г. и падение монархии.

После подавления восстания ихэтуаней количество подпольных революционных организаций продолжало расти, не прекращались и стихийные выступления крестьян. В 1905 г. произошло объединение революционных организаций страны в Союзную лигу (Тунмын хуэй), ядром которой явилось Общество возрождения Китая. Программой Союзной лиги стали три принципа, разработанные великим китайским революционером Сунь Ятсеном: национализм (свержение Цинской династии и восстановление независимости Китая), народовластие (учреждение республики) и народное благоденствие (осуществление уравнительного землепользования).

1906-1908 гг. были периодом революционного подъема в ходе которого Союзная лига усилила свое влияние среди народных масс. В революционное движение были вовлечены солдаты и офицеры новых, т. е. по-европейски обученных войск. Революция началась восстанием революционных солдат и офицеров в Учане в октябре 1911 г. Восстание быстро перекинулось во все провинции Южного и Центрального Китая. На севере страны, менее развитом в промышленном отношении, власть осталась в руках цинского правительства. Цины обратились за помощью к генералу Юань Шикаю, бывшему губернатору столичной провинции Чжили, беспринципному политикану и карьеристу, находившемуся в то время не у дел. Юань Шикай был назначен главнокомандующим всеми императорскими вооруженными силами, а в начале ноября стал премьер-министром императорского правительства.

В то же время на юге сформировалось временное революционное правительство, а в декабре 1911 г. на конференции представителей 17 революционных провинций временным президентом республики был избран вернувшийся в Китай из эмиграции Сунь Ятсен.

В результате ряда политических маневров был достигнут компромисс, финалом которого было отречение Цинов. Однако и Сунь Ятсен был вынужден уступить Юань Шикаю президентский пост.

10 марта 1912 г. собрание представителей провинций объявившее себя Национальным собранием, приняло Временную конституцию республики, предложенную Сунь Ятсеном. Для полуфеодального Китая эта конституция была прогрессивным документом. Она провозглашала принципы равноправия всего населения и неприкосновенности личности, свободы собраний, печати, вероисповедания, тайны переписки, права принесения жалоб на действие чиновников и т. д. В качестве высшего органы законодательной власти Конституцией предусматривался парламент в составе нижней палаты и сената. Сунь Ятсен полагал, что конституция будет ограничивать диктаторские поползновения Юань Шикая. Однако этот расчет не оправдался.

На выборах в парламент в декабре 1912- феврале 1913 гг. большинство мест получил Гоминьдан (Национальная партия), созданный в результате преобразования Союзной лиги. Лидер новой партии Сун Цзяожэнь готовился стать премьер-министром.

Для того чтобы свести на нет влияние парламента. Юань Шикай прибегнул к политическому террору. По его распоряжению за три недели до открытия парламента был убит Сун Цзяожэнь. Юань Шикай игнорировал мнение парламента по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики. В то же время он добивался поддержки со стороны иностранных держав, даже ценой национального предательства. Поэтому в мае 1913 г. Сунь Ятсен призвал народ и войска южных провинций свергнуть диктатуру Юань Шикая. Антиюаньшикайское восстание началось в том же году, но потерпело поражение. Сунь Ятсен снова был вынужден покинуть страну.

Юань Шикай, подавив восстание, принял меры для укрепления личной власти. Путем угроз и подкупов.он провел через парламент свою кандидатуру в качестве постоянного президента. Парламент был распущен, 14 мая 1914 г. была объявлена новая Временная конституция, предоставившая президенту диктаторские полномочия. Кабинет министров становился ответственным уже не перед парламентом, а перед президентом. Отменялись многие демократические институты. В конце 1915 г. было официально объявлено о восстановлении монархии. Накануне этого акта диктатор принял так называемое "21 требование" Японии, направленное на превращение Китая в японскую колонию. Все это усилило оппозицию диктатуре Юань Шикая. На юге началось новое антиюаньшикайское восстание.

Диктатор был вынужден сделать заявление об отказе от монархии, но это не остановило восстания. Вскоре после смерти Юань Шикая в 1916 г. власть оказалась в руках северокитайских милитаристов-генералов, установивших военную диктатуру на подвластных им территориях. Но революционный Юг не признал власти северных генералов. В сентябре 1917 г. в Гуанчжоу (Кантон) сформировалось военное правительство защиты республики во главе с Сунь Ятсеном. Октябрьская революция в России придала новый импульс борьбе китайского народа за национальное освобождение и социальную справедливость.

В Китае она отозвалась "движением 4 мая", положившим начало новому этапу освободительной борьбы. 4 мая 1919 г. в Пекине состоялись многолюдные демонстрации против политики капиталистических держав в отношении Китая и, в частности, против решения Парижской мирной конференции, санкционировавшей захват Японией провинции Шаньдун.

В 1921 году с помощью Коминтерна была создана Коммунистическая партия Китая. С целью объединения всех антиимпериалистических сил страны коммунисты в 1923 г. приняли решение о вступлении в партию Сунь Ятсена (возрожденный Гоминьдан) при условии сохранения организационной и идейной самостоятельности. Это вступление было оформлено в январе 1924 г. на 1 съезде Гоминьдана, ставшего, таким образом, организационной формой единого национального антиимпериалистического фронта.

Под влиянием идей революции в России взгляды Сунь Ятсена претерпели значительные изменения, получили яркую антиимпериалистическую направленность. В этих условиях новой трактовке подверглись и "три народных принципа" Сунь Ятсена. Так, "принцип национализма" стал выражать идею борьбы за свержение иностранного господства в Китае и за равноправие всех национальностей страны. "Принцип народовластия" содержал критику демократии западного типа, провозглашал "народовластие всего народа, а не только меньшинства". В "принцип народного благосостояния кроме уравнивания прав на землю были включены требования государственной помощи безработным, улучшения условий труда, защиты рабочих организаций и ограничения власти капитала. "Три народных принципа" в их новой трактовке были положены в основу политической программы Гоминьдана, принятой 1 съездом.

В апреле 1924 г. Сунь Ятсен выступил с "Общей программой строительства государства", в которой изложил свои конституционные взгляды, выразившиеся в идеях о "трех периодах" и "пяти властях". Строительство государства он разделил на три периода: военное правление, политическая опека и конституционное правление. В первый из этих периодов, по мысли Сунь Ятсена, все государственные учреждения должны контролироваться военной администрацией, одновременно военную силу намечалось использовать для объединения страны. В период политической опеки население под руководством правительства организует самоуправление. Конституционное правление наступает с организацией самоуправления во всех уездах страны созданием правительства "пяти властей", после чего следует созыв Национального собрания.

Выдвигая идею "пяти властей", Сунь Ятсен выступил поборником принципа разделения властей, но при этом к законодательной, исполнительной и судебной властям он добавил экзаменационную и контрольную власти. Введение этих видов властей он не связывал только с китайской традицией – системой экзаменов для поступления на государственную службу и институтом цензората. Он считал, что экзаменационная система "восполняет пробелы, свойственные избирательной системе" для отбора наиболее достойных кандидатов на государственные посты.

Между тем Китай оставался политически раздробленным, а большая часть его территории находилась под властью военщины. Центральным правительством Китая считалось пекинское, с которым поддерживали дипломатические отношения иностранные государства. Время от времени они созывали (сепаратно от Юга) парламенты, осуществляли различные конституционные маневры (так, чжилийскал клика в 1922 г. восстановила действие отмененной еще Юань Шикаем Конституции 1912 г., а в 1923 г. была даже принята первая Постоянная конституция Китайской республики, отмененная уже в 1924 г., и т. п.).

К году смерти Сунь Ятсена (1925 г.) относится первая попытка воплощения в жизнь разработанного им плана государственного строительства на сравнительно ограниченной территории страны, находившейся под властью гоминьдановского правительства в Гуанчжоу. Там был выработан и принят 1 июля 1925 г. "Органический закон национального правительства", опекаемого партией, которое по схеме Сунь Ятсена должно было функционировать на двух этапах: военного правления и политической опеки.

В 1926 году начался поход революционных сил Юга против Северных милитаристов. Поход закончился победой южан и взятием Пекина. Однако в 1927 г. произошел разрыв Гоминьдана с компартией. Ставший после смерти Сунь Ятсена фактическим лидером Гоминьдана, Чан Кайши совершил 22 апреля антикоммунистический переворот. Коммунисты были вынуждены отступить в отдаленные сельские местности, где продолжили борьбу под своими лозунгами и знаменами. Но это уже была борьба против правительства Чан Кайши, объединившего под своей властью большую часть территории страны.

Государственный строй гоминьдановского Китая.

В феврале 1928 г. на четвертом пленуме ЦИК Гоминьдана было образовано новое Национальное правительство, считавшееся общекитайским. "Органический закон Национального правительства" 1925 г. оставался в силе, в нёго были внесены лишь некоторые изменения. В том же году были приняты законы об организации палат (юаней) правительства, воплощавших суньятсеновскую схему пяти властей, которые, однако, не были созданы единовременно, а учреждались постепенно. Так, в 1928 г. была учреждена законодательная палата, в 1930 г. - экзаменационная, а в 1931 г. - контрольная.

В основу государственного строительства, осуществленного с приходом Гоминьдана к власти, был положен план Сунь Ятсена. Поскольку формальное объединение страны под властью Гоминьдана было завершено, в соответствии с "Общей программой строительства государства" Китай должен был вступить в период политической опеки. Официальным началом этого периода был объявлен 1929 год

В марте указанного года на III съезде Гоминьдана были оформлены опекунские функции партии. Согласно решениям съезда, в течение всего периода политической опеки высшим органом государственной власти объявлялся национальный съезд Гоминьдана, а в промежутках между его созывами - Центральный исполнительный комитет. Свои функции, связанные с определением деятельности правительства, ЦИК Гоминьдана осуществлял через Центральный политический совет.

В 1931 году функции политической опеки Гоминьдана были оформлены государственным документом, названным Временной конституцией периода политической опеки. В соответствии с этой Конституцией национальному съезду Гоминьдана предоставлялось право осуществлять власть от имени Национального собрания. Все другие высшие органы государства были поставлены под контроль ЦИК Гоминьдана, которому было предоставлено право назначать национальное правительство. Чан Кайши не удалось добиться учреждения для себя поста президента республики, он стал председателем национального правительства.

Конституция 1931 г. содержала некоторые декларации и обещания в отношении гражданских прав и народного благосостояния. Но за весь период гоминьдановского правления ничего не было сделано для проведения в жизнь этих деклараций и обещаний. Фактическую конституцию страны составили принятые в 1931 г. новые законы об организации центральных правительственных учреждений, которые сосредоточили всю власть в руках председателя национального правительства. В частности, ему через находившийся формально вне правительства военный комитет, были подчинены вооруженные силы. Одновременно были приняты негласные установления о праве военного командования на вмешательство в дела административного управления и партийные дела в так называемых районах "борьбы с бандитами", а также постановления о полицейской системе круговой поруки населения и другие подобные акты.

В год принятия Временной конституции периода политической опеки началось дальнейшее расширение японской агрессии в Китае, имевшей своим результатом оккупацию Северо-Восточного Китая. В марте 1932 г. японское правительство объявило о создании в границах Северо-Восточного Китая "независимого" государства Маньчжоуго (Маньчжоу Диго) во главе с последним представителем свергнутой династии Цин Пу И, что означало фактически превращение нескольких провинций Китая в японскую колонию. Гоминьдановское правительство не организовало отпора агрессорам, занятое подавлением революционного движения, карательными экспедициями против созданных коммунистами революционных баз - освобожденных районов. Лишь дальнейшее расширение японской агрессии, вызвавшее формирование антияпонского патриотического фронта, настойчивые требования общественности прекратить гражданскую войну заставили руководство Гоминьдана заключить в 1937 г. соглашение о внутреннем мире. Наступление на освобожденные районы было прекращено, однако в течение всей антияпонской войны эти районы подвергались блокаде.

Введение конституционного правления являлось в период антияпонской войны одним из важнейших демократических требований различных слоев населения страны. Стремясь ослабить политический нажим, гоминьдановцы назначали новые и новые даты введения конституционного правления. Наконец 25 декабря 1946 г. Национальное собрание составом, сформированным десятилетие назад, приняло Конституцию Китайской Республики. Она формально вошла в силу через год и поэтому обычно именуется Конституцией 1947 г. В этой Конституции были отражены многие институты, сформировавшиеся в период политической опеки. Вместе с тем вводился отсутствовавший в тот период пост президента страны, одновременно упразднялась должность председателя национального правительства. Срок полномочий Национального собрания устанавливался в шесть лет. Кроме того, выборными органами становились Законодательная палата и Палата контроля (последняя путем непрямых выборов). Предусматривалось и создание выборных органов самоуправления.

В 1947 году в контролируемых Гоминьданом районах страны проводились выборы депутатов Национального собрания, членов Законодательной и Контрольной палат, тогда же были назначены Экзаменационная палата, и Палата юстиции.

Восстановление республики. Конституция 1923 г.

1917 – 1923 гг. были временем очевидного государственно-политического хаоса в Китае. Окончание Первой мировой войны способствовало нарастанию вновь революционно-демократического движения, лидером которого стала возглавленная Сунь Ятсеном партия гоминьдан.

Партия гоминьдан сложилась на основе движения Тунмэнхуэй еще в 1912 г. и восприняла его основные программные установки. Господствующие позиции гоминьдан в особенности занимал на юге страны, более развитом в промышленном и торговом отношении. Кроме гоминьдана в правительственной борьбе того периода участвовали еще несколько партий. Наиболее крупным было движение гун-ходан (республиканское), сложившееся в мае 1912 г. на основе разных организаций, в лозунгах которых были общие идеи могущества государства и сохранение «национального духа». Партия дун-менхой представляла движение радикально-социалистического направления. Не потеряли влияния сторонники конституционной монархии – младокитайцы. Существовали также Социалистическая партия, несколько анархистских организаций. Все движения и партии в разной степени были представлены в парламентских институтах разных областей страны. В 1921 г., проведя полулегальный съезд, провозгласила свое создание Коммунистическая партия Китая , созданная на базе рабочего и студенческого движения в Шанхае.

Центральное правительство в Пекине находилось под контролем военных т. н. Чжилийской и Фынтяньской группировок (из соответствующих северных и центральных провинций). С 1921 г., после провозглашения Югом своей самостоятельной и избрания вновь президентом Сунь Ятсена, Центральное правительство находилось в состоянии вялотекущей войны с Югом. Конфронтации способствовали и различию во внешнеполитических ориентирах, крайне важных для Китая той поры: Центральное правительство, поддерживаемое западными государствами, разорвало отношения с Россией (Сентябрь 1920 г.), тогда как гоминьдан и Сунь Ятсен установили тесные контакты партийно-правительственного характера с Российской коммунистической партией и даже начали получать из России военную и техническую помощь в интересах развертывания «мировой революции» и противодействия Великобритании.

Относительно стабилизации положения Центральному правительству удалось добиться только к осени 1923 г. На выборах (5 октября 1923 г.) большинством голосов парламента был избран президентом бывший военный губернатор столичной провинции Цао Кунь. Укрепившееся политическое большинство группировки чжилийцев инициировало обновление конституции. 10 октября 1923 г. парламент утвердил конституцию Китая.

Конституция 1923 г. (141 ст.) в большой степени повторила систему организации власти, установленную Конституцией 1912 г. и другими конституционными законами первых лет республики. Главное новшество заключалось в том, что, уступая реалиям полувоенной обстановки и почти гражданской войны, Конституция узаконила развитую автономию провинций – по сути, Китай превращался в федерацию, несмотря на внешне провозглашавшийся унитаризм. Провинции располагали собственными бюджетами, своими источниками доходов и налоговыми поступлениями. Что было еще более важным, устанавливались предметы собственно общегосударственного законодательства, и совместного с провинциальными властями или же только провинциального (в т. ч. земля, банковское дело, здравоохранение и т.п.). Гарантией провинциальных прав выступала двухпалатная организация парламента.

Соответственно идее разделения властей, законодательными полномочиями наделялось национальное собрание . Верхняя палата – Сенат – составлялся из делегатов провинциальных собраний и от общественных корпораций (последнее было новшеством!) на основе установленной квоты: большинство провинций посылали по 10 депутатов, Монголия – 27, Тибет – 10, от центрального представительства работников народного образования – 8, проживающих заграницей китайцев – 6 и т.д. Депутатов избирали на 6 лет с обновлением на 1/3 в два года. Нижняя – Палата представителей – избиралась населением из расчета 1 депутат на 0,8 млн. человек. Правом избирать обладали мужчины старше 21 года с цензом оседлости более 2 лет и некоторыми незначительными имущественными цензами. Выборы производились в две стадии, и от участия в них полностью устранялись неграмотные, курильщики опиума, несостоятельные должники, безумные. В выборах не могли участвовать также военные. Помимо собственно законодательной власти, парламент располагал правом запросов к правительству, проведения собственных расследований действий администрации.

Главой государства и правительственных институтов был президент. Им мог стать только китаец с повышенным гражданским качеством (старше 40 лет, при оседлости свыше 10 лет). Избрание проводили совместно обе палаты парламента квалифицированным большинством в 3/4. Срок его полномочий установлен был в 5 лет с возможностью только единственного переизбрания. Президент обладал высшей административной властью вместе с кабинетом министров, мог издавать указы, объявлять войну и заключать мир (с согласия парламента), был главнокомандующим армией, назначал чиновников, обладал правом помилования. С согласия Палаты представителей президента назначал кабинет – правительство во главе с премьером. Для своей деятельности правительство обладало преимущественной законодательной инициативой, правом составления и представления бюджета. Основные полномочия кабинета определялись ранним законом 1913 г. Традиционно (с 1911 г.) сохранились 8 министерств: иностранных дел, внутренних дел, финансов, военное, морское, юстиции, народного образования, путей сообщения, земледелия и промышленности.

Территориально республика подразделялась на провинции (22), округа и уезды. По конституции 1923 г. округа не предполагались, но это было нереально. Номинально местное управление предполагалось демократическим: провинциальные и уездные собрания (избираемые на 3 года), выборные административные советы из 5-9 человек (на 4 г.). Фактически во главе гражданского управления стояли губернаторы провинций и начальники уездов. Маньчжурия, Монголия и Тибет вообще обладали особым статусом и собственными административными институтами.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КИТАЯ

Социально-экономические сдвиги в Китае 1918-1927 гг.

Завершение Национальной революции 1925-1927 гг. означало завершение определенного этапа социально-экономического развития Китая, начатого Синхайской революцией. Бурные политические события первого послевоенного десятилетия с особой отчетливостью «высветили» глубинные социально-экономические сдвиги, которые, прежде всего, характеризовались ускорившимся втягиванием Китая в мировое капиталистическое хозяйство и в мировое распределение труда, при котором Китай оставался полуколонией и экономической периферией мирового хозяйства.

Усиление экономической вовлечённости Китая в мировой рынок проявилось в значительном увеличении экспорта капитала в Китай, в увеличение роли иностранного капитала в социально-экономическом развитии страны. Если в годы мировой войны иностранные капиталовложения в Китае почти не возрастали и в 1918 г. составили 1691 млн. ам. долларов, то в послевоенное десятилетие они подскочили до гигантской суммы – 3016 млн. Это обострение межимпериалистического соперничества которое характеризовалось, прежде всего, активным наступлением Японии и основного инвестора Англии.

Существенные различия в характере капиталовложений этих двух держав отражали и существенные различия в подходах эксплуатации Китая вообще. Если Япония стремилась к колониальным захватам за счет Китая и к вытеснению китайского капитала и капиталов своих конкурентов, то Англия предпочитала иметь дело с зависимым Китаем в целом и при определенном сотрудничестве с китайским капиталом. К позиции Англии была близка и позиция США, чьи капиталовложения в Китае быстро росли, хотя еще и отставали от Японии и Англии. В условиях обострения японо-американских противоречий в послевоенные годы все это вело к образованию империалистических группировок, вражда которых в дальнейшем существенно повлияла на исторические судьбы Китая.

Усилившаяся и углубившаяся включенность Китая в мировое хозяйство вели в то же самое время к дальнейшему развитию китайского капитализма.

Ускорение капиталистической революции проявилось и в сельском хозяйстве, где оно определялось своеобразием производственных социально-экономических процессов аграрной сферы.

В рассматриваемое десятилетие валовое сельскохозяйственное производство страны росло примерно на 0,89% в год, едва опережая темпы прироста населения (0,8%). Тенденции поступательного развития сельского хозяйства обеспечивалось, прежде всего, за счет расширения производства основных механических культур (соевые, бобы, хлопок, льняные культуры, табак), а также развитие животноводства. Наиболее же важным фактором роста сельскохозяйственного производства оставалось увеличение рабочей силы, обеспечиваемое за счет прироста сельского населения.

Все процессы роста и развития китайского сельского хозяйства в рассматриваемое десятилетие непосредственно связаны с дальнейшим втягиванием деревенской экономики в рыночные отношения, со специализацией производства, с выделением районов торгового земледелия.

Социально-экономическая политика нанкинского правительства

1928-1937 гг.

Социально-экономическая полтика правительства тех лет может быть охарактеризована в первую очередь как националистическая и как таковая она имела значительную поддержку в различных слоях китайского общества.

Главной особенностью этой политики была все возрастающая роль государства в экономическом строительстве.

В это время успешно провели восстановление таможенной автономии, а затем радикально воздействовали, используя ее, на развитие внутреннего рынка: после введения нового таможенного тарифа в 1929 г. правительство еще четырежды существенно повышало ввозные пошлины, особенно на потребительские товары (фактически запретительные пошлины), стремясь надежно оградить «свой» рынок от иностранной конкуренции. Развитию национального рынка способствовало и решение правительства (17 мая 1930) о ликвидации внутренних таможенных барьеров («лицзинь»).

Одним из наиболее значимых экономических мероприятий было создание государственной банковской системы. Начало ее положено основанием в 1928 г. Центрального банка Китая, созданного исключительно на правительственные средства, без участия частного национального или национального капитала. Впоследствии правительство организовало Крестьянский банк. Эти банки стаи важным правительственным рычагом воздействия на экономику страны, позволив, прежде всего, постепенно пойти по пути реформирования денежной системы. Проведя политику унификации денежного обращения, правительство в 1933 г. ввело государственную монополию на изготовление монет и запретило хождение серебра в слитках (ляны). А 3 ноября 1935 г. после тщательной подготовки была объявлена радикальная валютная реформа – с этого времени единственным законным платным средством становились банкноты правительственных банков, все остальные банки, включая и иностранные, теряли право денежной эмиссии, и их банкноты обменивались на банкноты Центрального банка, а их наличное серебро в монетах и слитках также подлежало обмену. Результатом денежной реформы было укрепление положения национальной валюты и общая стабилизация китайского денежного рынка, что благоприятно сказалось на всем развитии китайской экономики.

К определенному плановому регулированию подталкивали и серьезные экономические трудности, вызванные влиянием мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. на Китай. Правительство проводит ряд мероприятий антикризисного регулирования в спичечной, цементной, сахарной, шерстоткатской, угольной и некоторых других отраслях промышленности, наиболее пострадавших от кризиса. Направленные, прежде всего на стимулирование национального капитала, все эти мероприятия вели в то же время к постепенному складыванию государственного сектора, к созданию довольно сильного механизма государственного вмешательства, к зарождению некоторых предпосылок монополизации важных отраслей промышленности.

Производство 15 основных отраслей выросло в 1936 г. по сравнению с 1926г. на 86%, т.е. среднегодовой прирост промышленной продукции равнялся 6,4%. При этом рост произошел в основном за счет деятельности национального капитала.

Активно сказалась правительственная экономическая политика на развитие транспортной инфраструктуры. Была создана национальная гражданская авиация, как никогда быстро строились шоссейные дороги, расширился паровый флот, в том числе и океанский, существенно выросла протяженность железных дорог и их грузооборот. Характерно, что в новых условиях железные дороги строились уже на 2/3 на китайские капиталы (прежде на национальный капитал приходилось лишь менее 1/10 вкладов в это строительство).

Серьезные изменения произошли и в характере внешней торговли Китая. Под воздействием общего экономического оживления значительно изменился импорт. Ввоз потребительских товаров и продовольствия – этих традиционных для предшествующих десятилетий предметов импорта резко сократился. Мировой экономический кризис и потеря Манчжурии резко сократили китайскую внешнюю торговлю. Однако весьма примечательные последующие изменения в товарообороте – происходит постепенное снижение ввоза при постепенном росте вывоза товаров.

Слабость аграрных преобразований правительство пыталось компенсировать рядом мероприятий, рассматривавших как «аграрная реконструкция»: введение системы круговой поруки (баоцзя), некоторыми экономическими мерами по стимулированию сельскохозяйственного производства, особенно в экспортных отраслях, развитием мелиорации и агротехники, проведением некоторых мероприятий по улучшению здравоохранения и образования, помощью в создании различных форм кооперации.

Заключение

Еще 20 лет тому назад, Китай будучи «голодным», в настоящее время «кормит» не только себя. Весь мир заполнен китайскими товарами, качество которых часто весьма высокое. Это радиоэлектроника, станки и технологическое оборудование, металлы, ткани, ковровые изделия, продукция сельскохозяйственного производства, тысячи видов современных игрушек, изделия легкой промышленности.

За короткий период Китай превратился в экономически развитую страну с богатейшим культурным наследием и занял достойное место в мире.

Список литературы.

1. Галанза П. Н. История государства и права зарубежных стран – II т. «Юридическая литература» – М., 1969

2. История государства и права зарубежных стран. – II т. Издательство Московского университета. –М., 1991

3. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. «Высшая школа» -М.,1986

4. Батыр К. И. Всеобщая история государства и права. «Юристъ» Москва, 1998

5. История государства и права зарубежных стран /Под ред. Н. А. Крашенинниковой и О. И. Жидкова –М., 1991, II ч.

В колониях и зависимых странах под влиянием революционных событий в России все шире разворачивалась борьба за нацио­нальную независимость. В ходе этой борьбы ставились вопросы не только освобождения, но и обновления общества, ускорение его развития, улучшения жизни людей.

Турция. Часть территории Турции была оккупирована войска­ми стран Антанты. В 1920 г. парламент в Стамбуле принял деклара­цию о независимости Турции. Однако войска Антанты разогнали парламент. Новый парламент собрался в Анкаре. Его председате­лем стал Мустафа Кемаль (Ататюрк). Турция начала войны с Арменией, затем Грецией. Обе войны были успешны для турок. Территория страны была расширена. Войны шли под лозунгами национализма: армяне и греки истреблялись или изгонялись со своих исконных земель. В 1923 г. Турция была провозглашена республикой.

Под руководством М. Кемаля Ататюрка были проведены глу­бокие реформы. Провозглашались основные демократические сво­боды, светский характер государства, отменялись господствую­щие веками религиозные нормы, шариатские суды, закрывались духовные школы. Были введены европейский календарь и латин­ский алфавит. Людей заставляли носить европейскую одежду, жен­щинам в общественных местах нельзя было появляться в платках и т.д. Ататюрку удалось ликвидировать засилье иностранцев в эко­номике. В ней усилились позиции государства. Деятельность оппо­зиционных сил, особенно коммунистов, была ограничена.

Китай. Всю первую половину XX в. Китай сотрясали восстания, революции и войны. В 1915 г. в ответ на попытку Юань Шикая восстановить монархию на юге Китая было провозглашено свое правительство, главой которого стал в 1917 г. Сунь Ятсен. С 1923 г. он привлек к сотрудничеству с Гоминьданом коммунистическую партию, возникшую под влиянием революции в России. В 1925 г. началась Великая национальная революция. Гоминьдановское правительство на юге Китая провозгласило себя национальным правительством всего Китая. В 1925-1928 гг. войска национального правительства, возглавляемого генералом Чан Кайши, вели ус­пешное наступление на север, где правили местные военные клики.

Однако раскол между Гоминьданом во главе со вступившим в соглашения с северными милитаристами Чан Кайши и коммуни­стической партией вызвал десятилетнюю гражданскую войну. Го­миньдан провел ряд реформ, но добиться решающих успехов не смог. Этому не благоприятствовала и международная обстановка. В 1931 г. Япония отторгла от Китая Маньчжурию, где возникло марионеточное государство Маньчжоу-Го. Западные державы по­творствовали Японии, что заставило Чан Кайши обратиться за помощью к СССР.

С 1927 г. в южной части Китая возникли так называемые совет­ские районы в качестве баз новой китайской революции, руково­димой коммунистами. В 1931 г. съезд Советов провозгласил Китай­скую Советскую Республику во главе с лидером коммунистов Мао Цзэдуном. Последовали пять походов Гоминьдана против совет­ских районов. Четыре похода 1930- 1932 гг. были успешно отраже­ны коммунистами. После пятого похода 1933- 1934 гг. революци­онное движение под лозунгом Советов потерпело поражение. Остатки Красной армии коммунистов совершили северо-западный (великий) поход и создали на стыке провинций Шэнси, Ганьсу и Нинся так называемый Особый район.

В 1937 г. началось открытое вторжение Японии в Китай. Гоминьдановские войска всюду терпели поражения и вынуждены были оставить значительную часть территории. В то же время Крас­ная армия, получавшая помощь из СССР, действовала значительно успешнее, создав крупные освобожденные районы. В 1941 г. войс­ка Чан Кайши нанесли неожиданный удар по Красной армии в Центральном Китае. На протяжении последующих лет войны

гоминьдановские войска воевали и с японцами, и с Красной армией. Окончание Второй мировой войны и антияпонской войны в Ки­тае привело к еще большему усилению гражданской войны. В 1947- 1949гг. наступление коммунистической Народно-освободитель­ной (Красной) армии на юг привело к поражению войск Чан Кайши. Остатки гоминьдановцев укрылись на Тайване.

Индия. Молодая индийская буржуазия и интеллигенция, пред­ставители которой были объединены в рамках Индийского нацио­нального конгресса, стали во главе антиколониального движения в Индии. Идеологом ИНК с 1928 г. являлся Махатма Ганди. Его учение о ненасильственном сопротивлении, воплощенное в мас­совое движение, в конечном итоге заставило англичан в 30-е гг. XX в. расширить самоуправление, а после Второй мировой вой­ны, в 1947 г., согласиться на предоставление независимости, прав­да, после раздела колонии по религиозному признаку на индуист­скую Индию и мусульманский Пакистан.

Левые группы в индийском национально-освободительном дви­жении нередко упрекали Ганди и том, что он удерживал движе­ние от перехода к насильственным методам, не доводил борьбу против англичан до конца. Тем не менее политика, избранная Ганди, оказалась успешной, попытки же вооруженной борьбы против англичан, предпринятые в годы Второй мировой войны при поддержке Японии, лишь дискредитировали борцов за неза­висимость. Вместе с тем Индии не удалось избежать массового кровопролития. Религиозная война унесла миллионы жизней ин­дусов и мусульман, в том числе самого М. Ганди.

Япония. В годы Первой мировой войны экономика Японии зна­чительно окрепла. Успешное для Японии завершение войны пре­вратило ее в ведущее государство Восточной Азии. Однако не­большая территория, скудность источников сырья, уязвимость для стихийных бедствий (землетрясения, цунами) тормозили разви­тие экономики. Правящие круги страны выступали за обретение «жизненного пространства». Они выдвинули план создания вели­кой сферы совместного процветания. В эту сферу должны были вой­ти все азиатские страны, а руководящая роль отводилась Японии. Предполагалось не допускать в Азию европейские страны и США.

В 1931 г. произошло ужесточение внутренней политики, раз­вернулись репрессии по отношению к профсоюзам, запрещались забастовки, были распущены партии. Партии заменили Ассоци­ацией помощи трону, а профсоюзы - Патриотической промыш­ленной ассоциацией Великой Японии. Была введена трудовая по­винность и обязательная военная подготовка. Быстрыми темпами развивалась военная промышленность. К 1937 г. Япония начала большую войну с Китаем. До 1939 г. были захвачены почти все приморские территории Китая. Однако у озера Хасан (1938 г.) и у реки Халхин-Гол (1939 г.) японцы потерпели поражение от со­ветской Красной армии.

Руководимая Сунь Ятсеном партия Гоминьдан (Национальная партия), в рядах которой состояли представители либерально-демократической и мелкой буржуазии, военных, интеллигенции, рабочих и крестьян, сыграла в свое время прогрессивную роль. Ее целью была борьба за независимость Китая, демократизацию китайского общества, и улучшение жизни народа. Решение этих задач соответствовало и интересам созданной в 1921 г. Коммунистической партии Китая.

В 1921 г. Мао Цзэдун и другие активисты (всего 12 человек), представлявшие коммунистические ячейки различных районов страны, провели в Шанхае 1-й Всекитайский съезд КПК, обозначивший рождение Коммунистической партии Китая. Большое влияние на формирование коммунистами общенациональной платформы политической борьбы оказали три народных принципа, на которых основывалась политическая программа строительства республики, выдвинутая Сунь Ятсеном. Создание Коммунистической партии Китая имело для страны судьбоносное значение. Превращение КПК в руководящую силу китайского общества предопределило выбор модели социально- экономического развития и превращение Китая в социалистическое государство.

Организационное оформление КПК в начале 20-х гг. прошлого столетия означало, что на политическом пространстве Китая стала действовать не одна партия, а две, ставшие соперниками за влияние в массах и руководство революционной борьбой. В ряде случаев КПК и Гоминьдан сотрудничали, но до того момента, пока обстановка угрожала главному национальному интересу Китая - его государственной независимости. Сотрудничество, например, было объективно необходимо в период оказания сопротивления японским агрессорам, вторгшимся на территорию Китая. Во всех остальных случаях партии сражались между собой за безраздельную власть в Китае.

КПК зародилась как партия марксистско-ленинского типа. На I съезде она поставила целью осуществление социалистической революции, установление диктатуры пролетариата, построение бесклассового коммунистического общества. Съезд принял принципиальное решение о вступлении в Коминтерн. При его помощи в коммунистическом движении Китая сложилось марксистское ядро. С китайскими коммунистами в начале 1922 г. встречался В.И. Ленин. Ко времени создания КПК рабочее движение в Китае делало только первые шаги, не накопило еще опыта революционной борьбы. Но к V съезду (апрель-май 1927 г.) в рядах КПК состояло 58 тыс. членов, более50% которых составляли рабочие и около 19% - крестьяне.

Общность интересов Гоминьдана и КПК выявилась сразу же через близость их задач, заключавшихся в развертывании антиимпериалистической борьбы, ликвидации власти правящей клики милитаристов на Севере и восстановлении парламентской республики. Учитывая это, Сунь Ятсен начал устанавливать связи с представителями Коминтерна и руководством Коммунистической партии Китая. Одновременно он поднял вопрос о реорганизации Гоминьдана. Таким образом, складывались благоприятные условия для объединения всех революционных сил Китая, которые могли бы добиться объединения Китая и обеспечения его полной государственной самостоятельности, избавив страну от военного присутствия и влияния империалистических держав.

Сплочение революционных сил качалось в 1922 году, когда коммунисты стали в индивидуальном порядке вступать в Гоминьдан, стремясь к совместному осуществлению общенациональных задач. В свою очередь компартия сделала шаг вперед в сторону демократии. III съезд КПК (июнь 1923 г.) поддержал борьбу южного революционного правительства, возглавляемого Сунь Ятсеном, за восстановление демократии и распространении республиканских принципов построения государства на всю территорию Китая, одобрил идею Сунь Ятсена о реорганизации Гоминьдана и превращении ее в массовую революционную политическую партию.

Съезд принял решение о сотрудничестве с Гоминьданом, создании с ним единого фронта и сформулировал принципы его политики.

Съездом было одобрено вступление коммунистов в Гоминьдан, но подчеркнуто, что при этом компартия сохраняет свою политическую и организационную самостоятельность.

В ноябре 1923 г. было объявлено о реорганизации ГМД, а состоявшийся 20 января 1924 г. его первый съезд выразил согласие партии на создание единого фронта с Коммунистической партией Китая.

Отметим, что перечисление эти событий, которые достаточно широко освещены в отечественной историографии, преследует не только задачу выстроить определенный хронологический ряд, но и обратить внимание на их роль в дальнейшем становлении демократизма, сыгравшего историческую роль в процессе формирования новой государственности в КНР и Китайской Республике. И первый съезд Гоминьдана, и очередные съезды КПК восприняли и одобрили предложенную Сунь Ятсеном новую политическую программу Гоминьдана, три народных принципа в новом толковании, соответственно изменившейся политической обстановки в Китае. Эти принципы составили идейную основу Манифеста, принятого первым съездом ГМД. Поскольку в работе его активное участие принимали руководители Коммунистической партии Китая, а также пребывание большого числа коммунистов в составе самого Гоминьдана, можно считать, что по проблемам государственного строительства в стране между двумя политическими партиями в то время было достигнуто определенное согласие.

Для нашего исследования интерес представляет, в первую очередь, новая интерпретация требования об установлении в Китае власти народа. Принцип народовластия, в той форме, в которой он был принят на первом съезде ГМД, в отличие от его первой трактовки, когда создание Китайской Республики ориентировалось на принципы западной демократии, исходил из критического подхода к недостаткам буржуазной парламентской системы. Он требовал - установить в Китае отличный от западной системы государственный строй, способный гарантировать широким массам народа подлинные демократические права и свободы.

Принцип народовластия содержал также традиционный призыв к борьбе с империализмом и его ставленниками в Китае. Этот призыв сохранился в полной неприкосновенности. Революционеры считали, что только успешное решение этой задачи могло привести к созданию действительно демократического государственного строя.

Исследователи отмечают: "Полуколониальный рабочий класс Китая подвергался ужасающей эксплуатации, условия труда были крайне тяжелыми. Огромная масса безработных и полубезработных постоянно пополнялась выбрасываемыми из деревни совершенно разоренными крестьянами и давила на рынок труда, создавая условия для повышения нормы эксплуатации. Полный произвол предпринимателей и властей, неограниченный полицейский террор дополняли картину страшных условий существования китайских рабочих".

Создание первых рабочих союзов в крупных городах свидетельствовало о появлении в Китае института общественных организаций, а рост рабочего класса означал расширение социальной базы единого национального фронта.

Таким образом, в течение первых лет двадцатых гг. в период нового подъема национально-революционной борьбы в Китае произошло создание единого национального фронта, основу которого образовали ГМД и КПК. Цели и задачи борьбы обеих партий носили общенациональный, а не классовый характер, как утверждали многие ученые, стоявшие на марксистской платформе. Именно общенациональный интерес стал цементирующим началом двух ведущих политических партий Китая.

Вместе с тем, выяснилось, что на лидеров революционного движения в Китае, формирование их идеологии и политических взглядов большое влияние оказало сотрудничество с ВКП (б), Коминтерном и с руководителями Советского Союза, личные контакты с советскими коммунистами.

Опубликованные в 1997 г. документы Коминтерна свидетельствуют, что гоминдановские лидеры неоднократно обращались в Исполком Коминтерна с просьбой рассмотреть вопрос о возможности приема их партии в ряды Коминтерна в качестве полноправной секции. Из них вытекает, что линия на сотрудничество коммунистов и гоминьдановцев поощрялась Коминтерном. Осенью 1923 г. Сунь Ятсен направил в Москву специальную партийно-военную делегацию гуанчжоуского правительства для более полного ознакомления революционного и военного опыта Советского Союза. В его составе был молодой генерал Чан Кайши. Одновременно советский коммунист М.М. Бородин был приглашен в качестве политического советника кантонского (гуанчжоуского) правительства.

Во время пребывания в Москве Чан Кайши на заседании Президиума Исполкома Коминтерна 25 ноября 1923 года сделал сообщение о деятельности Гоминьдана, представив свою партию как один из "мировых революционных факторов", а ее деятельность как "часть мировой революции". Однако о каких-либо взглядах Чан Кайши на характер развития китайского государства того периода известно очень мало. Но бесспорно, что в ранние двадцатые годы Чан Кайши находился под влиянием трех народных принципов Сунь Ятсена, официально разделял его идеи о необходимости демократизации государственного строя, и ему отнюдь были не чужды даже мысли о мировой революции.

Чан Кайши говорил в Москве: "Мы мыслим себе Россию как фундаментальную базу мировой революции", "Возможно, иностранные товарищи думают, что китайская революция встретит большие затруднения, но, в самом деле, если революционная работа будет вестись на основе трех принципов, будет очень легко обеспечить успех революции в Китае. Мы надеемся, что после 3-5 лет работы первая стадия китайской революции - национальная революция - будет успешно завершена и, как скоро это будет достигнуто, мы перейдем ко второй стадии - пропаганде коммунистических лозунгов. Тогда же будет легче для китайского народа провести в жизнь коммунизм".

Но, как оказалось в скором времени, Чан Кайши широко использовал революционную риторику для укрепления своей личной власти, как и многие из его сторонников, когда дело доходило до необходимости реализовать принципы народовластия. Поднятый революционной волной на вершину власти в новом Китае, генерал манипулировал демократическими идеями еще некоторое время после смерти Сунь Ятсена, последовавшей в 1925 г. Но его политика в области строительства республиканского государства свидетельствует обратное. Рассмотрим вкратце основные принципы организации жизнедеятельности Китайской Республики в период нахождения Чан Кайши у власти.