Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Низкая явка избирателей. Наглядно: как упала явка на выборах в России. Где был подлинный «голодомор» и кто его организовал

Материалы по теме

На минувшей неделе в Госдуму было внесено предложение установить минимальный порог явки для всех избирательных кампаний, кроме муниципальных.

Напомним, минимальная явка была прописана в законодательстве вплоть до декабря 2006 г. Для выборов губернатора или регионального парламента порог составлял 20% пришедших на выборы избирателей. Чтобы выборы в Госдуму были признаны состоявшимися, должны были проголосовать 25% граждан, имеющих право голоса. Для президентских выборов порог минимальной явки составлял 50%. Однако потом порог явки отменили, объяснив, что он носит недемократичный характер. Дескать, почему выбор людей, пришедших на участки, должен быть поставлен под сомнение их несознательными соотечественника ми?

Депутат Госдумы от ЛДПР Маргарита Свергунова решила вернуться к вопросу о минимальном пороге явки. Она внесла в Думу законопроект об установлении нормы явки в 50% на любых выборах, кроме муниципальных. «На сегодняшний день отсутствие порога явки избирателей при проведении выборов в органы госвласти ставит под вопрос легитимность выборных органов, избравшихся с участием избирателей менее 50% от количества, внесенного в списки», - считает Маргарита Свергунова. Инициатива, несомненно, здравая, однако неплохо бы ее распространить также на все местные выборы. Легитимность ведь нужна не только центральной власти.

Введение фиксированного порога явки, по мнению экспертов, выгодно оппозиции, так как снижает избирательные возможности партии власти. Она сравнительно легко мобилизует зависимый электорат, который приходит на участки и голосует «правильно». Если этих избирателей не «разбавить» другими, имеющими зуб на власть и ее политсилу, результат у нее будет далеко не такой высокий. Не случайно после отмены обязательной явки госструктуры и правящая партия практически полностью перестали стимулировать граждан к участию в выборах - чем меньше окажется явка, тем лучше. Пусть хоть 10-15% избирателей проголосует, пусть хоть 1%, выборы все равно будут считаться состоявшимися. Это, конечно, не дело. Не выборы, а профанация какая-то! Порог явки, очевидно, должен быть возвращен. Другое дело, что 50%, предлагаемые депутатом Свергуновой, пожалуй, многовато. По данным опроса «Левада-центра», лишь 18% россиян выразили уверенность в том, что совершенно точно будут голосовать на предстоящих выборах в Госдуму. Возможно, как обычно, истина где-то посредине - более реалистичным представляется порог явки в 30% от числа граждан, имеющих право голоса. Не половина, так хотя бы треть.

Неплохо было бы также депутатам вернуть в избирательные бюллетени графу «против всех». Она применялась с 1991 г., но с 2006-го была исключена из бюллетеней. Сегодня запрет действует только на федеральных выборах - в мае прошлого года Госдума вернула графу «против всех» на местных выборах. Это несправедливо! Избиратели должны иметь право выразить недоверие также и всем кандидатам в депутаты Госдумы, если эти соискатели мандатов им не по сердцу.

Игорь Минаев

На прошлой неделе Госдума приняла во втором чтении очередной пакет поправок в избирательное законодательство. Как и многие другие законодательные инициативы последних пяти лет, новый документ усложняет правила выборов для противников нынешней власти и упрощает их для Кремля.


Наиболее значимой из полутора сотен поправок, внесенных в федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", как и предполагала "Власть" в предыдущем номере, стала отмена минимального порога явки на выборах всех уровней.
Согласно действующему законодательству, этот порог является дифференцированным: президентские выборы признаются состоявшимися при явке не менее 50%, на выборы в Госдуму должны прийти как минимум 25% избирателей, а на выборы в региональные парламенты — не менее 20%. Порог явки на муниципальных выборах разрешается опускать региональными законами ниже 20% либо вовсе отменять.
Теперь же активность избирателей не будет иметь никакого значения: выборы любого уровня будут признаны состоявшимися, если на них пришел хотя бы один гражданин России, имеющий право голоса. Авторы этой поправки из числа думских единороссов, разумеется, ссылались на опыт цивилизованных стран, где никаких ограничений явки не существует (см. "Мировую практику") и до уровня которых Россия, по их мнению, уже вполне дозрела. Однако независимые эксперты (см., например, интервью Дмитрия Орешкина во "Власти" №44 от 6 ноября 2006 года) не преминули отметить, что низкая явка, судя по результатам последних региональных выборов, для действующей власти объективно выгодна. Если активность россиян, имеющих право голоса, составляет 35-40% от списочного состава избирателей, как было в регионах 8 октября, то симпатии большинства из них разделяются между двумя партиями власти — "Единой Россией" и "Справедливой Россией", которые, собственно, и должны обеспечить Кремлю уверенное большинство в следующей Госдуме. Если же на выборы придет спящий пока электорат, то исход голосования может оказаться совершенно непредсказуемым, что чревато для Кремля либо потерей думского большинства, либо даже провалом операции "Преемник" на выборах президента-2008.
Кроме того, эта поправка лишает внесистемную оппозицию, кандидаты от которой все чаще просто не допускаются к выборам, едва ли не последнего козыря — возможности призвать избирателей к бойкоту выборов с целью признания их несостоявшимися. Вместе с этим думские единороссы предупредили и другой способ народного протеста, заключавшийся в выносе с избирательных участков незаполненных бюллетеней. Отныне число избирателей, принявших участие в голосовании, будет определяться не по количеству выданных бюллетеней, как прежде, а по тому, сколько их будет обнаружено в ящиках для голосования. Стало быть, все россияне, получившие бюллетени, но не бросившие их в избирательные урны, будут считаться не принявшими участие в голосовании и не войдут ни в какие итоговые протоколы. И, соответственно, доказать миру несправедливость прошедших выборов путем указания на разницу между числом получивших бюллетени и бросивших их в урны у противников режима не будет никакой возможности.

Кроме оппозиционно настроенных избирателей, жертвами этих поправок станут оппозиционные кандидаты и партии, для отказа в регистрации которым единороссы придумали целый ряд новых оснований. Хотя официальным мотивом этих нововведений стало усиление борьбы с экстремизмом, под определение "экстремистов" легче всего будет подвести именно кандидатов, недостаточно лояльных действующей власти.
Так, в регистрации будет отказано политикам, которые "в течение срока полномочий органа госвласти или местного самоуправления" (то есть, например, в случае с Госдумой — в течение четырех лет до очередных выборов) допустили "призывы к совершению деяний, определяемых как экстремистская деятельность". Перечень таких деяний минувшим летом был значительно расширен (см. "Власть" №29 от 24 июля), и в экстремисты при желании можно записать, скажем, коммунистов, блокирующих здание обладминистрации в знак протеста против монетизации льгот ("воспрепятствование деятельности органов госвласти и их должностных лиц"), или демократов, обвиняющих Владимира Путина в том, что он стал виновником гибели заложников в Беслане и театральном центре на Дубровке ("публичная клевета в отношении лица, замещающего госдолжность, соединенная с обвинением этого лица в совершении деяний экстремистского характера"). Причем в праве быть избранными будет отказано даже тем потенциальным кандидатам, которые получили за свои "экстремистские деяния" не уголовные, а административные наказания.
Кстати, среди поправок, предварительно одобренных профильным комитетом Госдумы по госстроительству, была еще более жесткая норма, позволяющая отказывать в регистрации кандидатам, находящимся под стражей по обвинению в преступлениях экстремистской направленности. Это позволило бы властям оперативно отсекать от выборов нелояльных политиков путем предъявления им необходимого обвинения и выбора соответствующей меры пресечения. Но после того, как представители Центризбиркома на заседании профильного комитета Госдумы заявили, что этот пункт противоречит Конституции (она запрещает баллотироваться в любые органы власти лишь лицам, находящимся в местах лишения свободы по вступившему в силу приговору суда), эта норма перекочевала из таблицы рекомендованных к принятию поправок в таблицу отклоненных.
По требованию ЦИК была изменена и еще одна норма законопроекта, допускавшая отказ кандидатам в регистрации за неполноту представленной информации о себе. Во-первых, в законе был прописан исчерпывающий перечень сведений, которые кандидат должен представить в избирком при выдвижении, тогда как проект поправки позволял избиркомам трактовать термин "неполнота сведений" по собственному усмотрению. А во-вторых, Дума обязала избирательные комиссии извещать кандидатов об обнаруженных в их документах недочетах как минимум за три дня до предполагаемой даты регистрации, чтобы те успели внести необходимые изменения. Правда, представители оппозиции тут же указали, что двух дней (уточнения должны быть сделаны не позднее чем за сутки до возможной регистрации) явно недостаточно, если речь идет, скажем, о выборах в Госдуму, на которых депутаты избираются от Калининграда до Приморья.

Впрочем, шанс "попасть под сокращение" у оппозиционных кандидатов будет и после регистрации — в том случае, если они нарушат обновленные правила предвыборной агитации. Главным из этих правил станет запрет на "очернение" конкурентов в ходе агитации в телеэфире. К запрещенным действиям новый закон, в частности, относит "распространение призывов голосовать против кандидата", "описание возможных негативных последствий в случае избрания кандидата", "распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате в сочетании с негативными комментариями" или "информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату".
Другими словами, после вступления этих поправок в силу кандидатам и партиям будет дозволено говорить о своих противниках как о покойниках — либо хорошо, либо ничего. Ведь любое упоминание о недостатках конкурента может быть сочтено нарушением вышеупомянутого запрета, за которое может последовать наказание в виде лишения регистрации. А следовательно, вся предвыборная конкуренция между кандидатами и партиями (в том числе и в ходе их дебатов в прямом телеэфире, за проведение которых особенно ратует Центризбирком) в итоге сведется к обмену любезностями, а победит тот, кто похвалит себя лучше других. Вот только рассчитывать в этом случае на искренний интерес простых российских телезрителей, которым государственные телеканалы будут предлагать подобные "дебаты" вместо любимых концертов и сериалов, будущим кандидатам вряд ли стоит.
Дмитрий Камышев

Явочные порядки в мире

Вопрос о легитимности избранной власти чаще всего встает именно там, где нет порога явки и ходить на выборы вовсе не обязательно.


Минимальная явка избирателей предусмотрена во всех странах мира только в случае проведения референдумов — обычно она устанавливается на уровне 50%.
Во многих странах мира существует обязательный порог явки для признания законными президентских выборов, особенно в тех случаях, когда законодательством предусмотрены несколько туров голосования. В Македонии , например, порог в 50% установлен для обоих туров президентских выборов. Во Франции , Болгарии и некоторых других странах порог явки предусмотрен только для первого тура выборов.
Существование минимального порога явки избирателей на парламентских выборах характерно для стран Восточной и Центральной Европы, а также бывших советских республик. Например, 50-процентный порог явки установлен в Таджикистане , а 33-процентный — в Узбекистане (раньше и тут порог был на уровне 50%). Однако и здесь есть тенденция к отмене минимального порога явки избирателей. Так произошло в Сербии , а после провозглашения независимости и в Черногории .
В большинстве стран мира минимального обязательного порога явки не существует. В некоторых странах это объясняется обязательным участием в выборах (например, в таких странах, как Австралия , Бразилия или Венесуэла ).
Там, где участие в выборах не является обязательным, а минимального порога явки нет (Великобритания , США , Канада ), все чаще поднимается вопрос о недостаточной легитимности избранных органов власти. В этих странах принимаются дополнительные меры по привлечению избирателей на выборы. К примеру, в США зачастую выборы разного уровня объединяются с голосованиями по важным для населения местным законодательным инициативам.

Самая высокая явка на президентских выборах будет в Тюменской области и республике Тыва, где она приблизится к 100%. Такой прогноз сделали эксперты фонда «Петербургская политика». А вот в Москве к урнам придет лишь чуть больше 30% избирателей. Каким образом губернаторы намерены поднимать явку, разбиралась «Свободная пресса».

Между Ираном и Чили

Фонд «Петербургская политика» опубликовал прогноз по явке на президентских выборах, которые состоятся 18 марта. Прогноз по каждому региону эксперты сделали, исходя из явки на федеральных выборах последних лет — парламентских и президентских.

«Петербургская политика» считает, что в целом по стране на участки придет чуть меньше 52% избирателей (на выборах в Госдуму в сентябре 2016 года явка составила всего 48%). И это значительно меньше, чем на выборах президентов в других странах.

На выборах президента Ирана в мае явка превысила 73%. В том же месяце на выборах президента Южной Кореи явка составила 77,2%.

Но есть и обратные примеры. На апрельских выборах президента в Сербии явка составила 54,4%; на выборах президента Чили в ноябре — 46,7%, на выборах президента Словении в октябре — 44,2%.

По Крыму прогнозов не дают

По оценке экспертов «Петербургской политики», более 90% избирателей могут прийти к урнам как минимум в семи регионах страны, из которых четыре — это национальные республики: Дагестан, Тыва, Карачаево-Черкесия и Чечня. Рекордно высокой ожидают явку в Кемеровской и Тюменской областях, а также в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО).

Явка в пределах от 80 до 90 процентов будет еще в трех национальных республиках — Татарстане, Ингушетии и Северной Осетии.

Более 70% избирателей удастся мобилизовать на президентских выборах в Мордовии, Чувашии и на Чукотке.

При этом как минимум в шести регионах явка составит менее 40% - это Иркутская, Томская, Новосибирская и Астраханская области. А также два крупнейших мегаполиса страны, которые традиционно «славятся» своей политической апатией — это Москва (33,2%) и Санкт-Петербург (37%).

Прогноз по Крыму и Севастополю эксперты «Петербургской политики» дать не могли из-за недостатка информации. Здесь была лишь одна федеральная избирательная кампания — думская в сентябре 2016 года. Оба региона тогда тоже не продемонстрировали рекордов: в Крыму явка составила чуть более 49%, а в Севастополе — всего 47%.

В бой идут одни референдумы

Результаты исследования «Петербургской политики» уже прокомментировал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков . Он заявил , что Кремль не намерен оценивать работу глав регионов по уровню уровнем явки на президентских выборах.

— Прямая увязка оценки эффективности работы руководителей регионов с показателями явки, которые регионы покажут, — это было бы неправомерно и неправильно. Я бы опроверг такие утверждения. Информированием населения о выборах, разъяснением необходимости участия в выборах, разъяснением того, что каждый голос представляет собой очень важный вклад в выборы — этим занимается ЦИК РФ, — заявил журналистам Песков.

Между тем, как уже рассказывала «Свободная пресса», замглавы администрации президента Сергей Кириенко (он курирует вопросы внутренней политики) уже дал губернаторам жесткую установку: избежать во время выборов любых скандалов, связанных с «накруткой» голосов.

Явку также должны повышать, избегая излишнего использования административного ресурса. Еще в конце ноября вице-губернаторов, которые отвечают в регионах за внутреннюю политику, собрали на семинар в Подмосковье, где перед ними поставили задачу: создать в день голосования 18 марта максимально праздничное настроение. На избирательные участки людей должны привлекать с помощью культурных и спортивных мероприятий, ярмарок, опросов жителей о судьбе их регионов…

— Что касается публичных установок [на повышение явки — «СП» ], то мы прекрасно понимаем как они интерпретируются на местах: главное — не попадаться, — высказал в интервью «Свободной прессе» своё мнение руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев . — А явка по-любому должна быть максимально возможной. Добиться явки под 100% можно по-разному. И приписки обязательной компонентой не являются. Есть регионы, где выборы всегда проходят как праздник и массовое народное гулянье, где выборы — форма организации досуга, а участие в них — обязательная традиция.

400 миллионов — каждому на выборы

Некоторые губернаторы восприняли установку Кремля буквально. В Коми хотели провести 18 марта местный референдум о переносе столицы республики из Сыктывкара в Ухту, а в Севастополе — о выборе флага и герба города. Но обе инициативы были заблокированы на этапе сбора подписей.

Пока что на 18 марта запланирован только один референдум — в Волгоградской области, жителям которого предстоит решить вопрос о переводе времени на час вперед (сейчас регион находится в одном часовом поясе с Москвой).

Понятно, что повышению явки будет способствовать и предвыборная интрига. На сегодняшний день Центризбирком уведомили о желании участвовать в выборах 33 кандидата, в том числе 15 самовыдвиженцев (из них 11 не допущены к участию в кампании по различным основаниям). Ну а зарегистрирован пока что только один-единственный кандидат — лидер ЛДПР Владимир Жириновский , который успел сдать документы в Центризбирком самым первым, еще 22 декабря. В его избирательный фонд партия уже перечислила 200 млн. рублей.

Предельная сумма избирательного фонда составляет 400 миллионов рублей, из которых не более 10% может перечислить кандидат самостоятельно. Партия, которая выдвинула кандидата, имеет право внести до 50% предельной суммы. Добровольные пожертвования граждан и юридических лиц не могут превышать соответственно 1,5% и 7% от каждого гражданина или юридического лица.

Законопроект вместил в себя 106 страниц

3 марта 2017 года в Госдуму был внесен пакет из двух законопроектов, один из которых на 106 страницах прописывает изменения правил игры на выборах Президента РФ, а другой (на 29 страницах) - изменения общих правил проведения выборов всех уровней в России. Авторами документов значатся сенаторы Андрей Клишас и Анатолий Широков, их горячо поддержало руководство Центризбиркома. Судя по некоторым признакам, настоящие авторы этих тщательно проработанных инициатив работают в Кремле и том же ЦИКе, а сам пакет вполне можно сравнить с бутылкой шампанского, разбитой о борт уже спущенного на воду корабля под названием «Кампания по выборам Президента России-2018».

Спикер Госдумы Вячеслав Володин пока никак не прокомментировал предлагаемые членами СФ изменения. Зато спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко призвала принять эти законопроекты «как можно раньше, чтобы ими можно было воспользоваться уже в эту осеннюю выборную кампанию, в Единый день голосования, ну и, конечно, на президентских выборах».

Единый день голосования состоится 10 сентября 2017 года. Избираться будут главы минимум 14 регионов, среди которых Севастополь, Саратовская, Кировская, Новгородская, Калининградская, Рязанская области, Карелия, Мордовия, а также законодательные собрания в 6 субъектах РФ, и это не считая муниципальных выборов. Среди «либеральных», повышающих доверие граждан к выборам нововведений в последние дни чаще всего называют отмену голосований по открепительным удостоверениям, облегчение условий для работы наблюдателей и создание для граждан, которые зарегистрированы в одном месте, а живут постоянно или временно в другом, возможности подать заявление о желании проголосовать по месту нахождения и воспользоваться своим конституционным правом без всякого открепительного удостоверения. Но если ознакомиться с документами, внесенными в Госдуму, становится очевидно: либерализация правил игры и повышение доверия граждан к выборам регионального и муниципального уровня их авторов беспокоили в последнюю очередь.

Полной отмены открепительных удостоверений, как показалось многим, не предполагается. Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…», которому не может противоречить ни один закон о выборах в стране, будь то выборы Думы, президента или муниципального собрания, по-прежнему будет допускать порождающий «карусели» способ голосования. Сенаторы на право регионов вводить его своими законами на выборах местного значения не покушаются. Но теперь это право дополняется возможностью на федеральном уровне и на уровне субъекта принять решение об использовании другой схемы: гражданин, который находится не там, где постоянно зарегистрирован, подает заявление о включении его в список избирателей по месту нахождения, и его в список включают. Сведения через систему «ГАС-Выборы» попадают к избиркомам по всей стране, и гипотетически проголосовать дважды этот гражданин не сможет. ЦИК позднее установит «порядок и сроки подачи такого заявления и порядок обеспечения возможности голосования по месту нахождения».

Будут ли регионы новую схему использовать и когда - непонятно. Пока точно известно лишь одно: эта схема будет использоваться на президентских выборах 2018 года. В законе о выборах главы государства убирается всякое упоминание об открепительных удостоверениях.

А на осенних выборах 2017 года в субьектах Федерации «карусельщикам» гарантирована лишь повышенная административная ответственность: штрафы за такого рода дела с нынешних смешных 1,5–3 тысяч увеличиваются до 30 тысяч рублей на первый раз и до 50 тысяч рублей при рецидиве.

Теперь - про наблюдателей… В феврале 2016 года в Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…» внесли изменения, ужесточающие правила наблюдения. Не больше 2 человек на одном участке от каждой партии или кандидата, каждый наблюдатель может следить за ходом выборов лишь на одном участке, партии или кандидаты обязаны подать списки всех своих наблюдателей в территориальный избирком за 3 дня до дня голосования… Эти правила ОБЯЗАТЕЛЬНЫ на выборах всех уровней по всей стране.

Сенаторы предлагают оставить их обязательными для региональных и муниципальных выборов. Лишь на выборах главы государства перечисленных выше дурацких ограничений не будет. Сенаторы объясняют это тем, что на выборах Президента РФ будет образовано большее количество избирательных участков, чем было, к примеру, на думских выборах, «что может вызвать затруднения в направлении наблюдателей в избирательные комиссии». Действительно, еще одно нововведение, которое потенциально может быть использовано и на региональных выборах (но лишь в 2018 году!), - право на создание новых участков с меньшим, чем сейчас, числом избирателей…

Очевидно, что основные из предлагаемых пакетом Клишаса–Широкова изменений работают на повышение явки на президентских выборах 2018 года. Явкой, как сообщил неделю назад высокопоставленный источник в администрации президента, озабочены в Кремле. Есть проблема - надо ее решать.

Но это в тех странах, где избирательное законодательство стабильно, концепция ведения предвыборных кампаний строится ее участниками исходя из действующих правил. У нас все наоборот: сначала для главного игрока придумывают концепцию, а потом перекраивают под нее избирательное законодательство, благо послушный парламент всегда под рукой. Закон «Об основных гарантиях…», к примеру, с 2002 года переписывался 84 раза. За последние 5 лет - 33 раза.

Перед думскими выборами Кремль целенаправленно играл на понижение явки: вводились разного рода законодательные фильтры, позволяющие отсечь от участия в выборах неудобных для власти кандидатов, ужесточались правила игры. Было использовано даже такое сомнительное с конституционной точки зрения оружие, как перенос думских выборов с декабря на сентябрь. Явка оказалась низкой - 47,88%. Дума, надо понимать, выбрана такая, какая нужна Кремлю.

Теперь Кремлю явка нужна высокая…

Кстати, тем же пакетом, внесенным в Госдуму, предлагается перенести дату голосования с 4 на 18 марта. 18 марта - годовщина подписания Договора о присоединении Крыма и Севастополя к России. Ах, как «красиво» можно обыграть эту дату в ходе предвыборной агитации!

Разработаны меры, направленные на повышение легитимности выборов в России. Соответствующий законопроект , подготовленный депутатом Маргаритой Свергуновой , внесен в Госдуму.

Предлагается законодательно установить минимальный порог явки избирателей – не менее 50% избирателей, внесенных в списки избирателей, на выборах Президента РФ, депутатов Госдумы, а также на выборах в органы государственной власти субъектов РФ. Такой показатель планируется учитывать при признании выборов несостоявшимися. Исключение предусмотрено для выборов в органы местного самоуправления.

Напомним, что ранее выборы признавались несостоявшимися в случае, если в них приняли участие менее 20% от числа избирателей, внесенных в списки избирателей. При этом указанный минимальный процент мог быть повышен для выборов в федеральные органы госвласти, органы госвласти субъектов РФ и снижен для выборов депутатов представительных органов муниципальных образований. Законом субъекта РФ допускалось предусматривать, что минимальный процент от числа избирателей для признания выборов депутатов представительных органов муниципального образования состоявшимися не устанавливается. Также минимальный порог явки действовал для выборов Президента РФ, которые признавались несостоявшимися, если в них приняли участие менее половины избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования. Для выборов Депутатов Госдумы порог явки избирателей составлял 25%. Однако затем соответствующие нормы были исключены.

По мнению автора инициативы, на сегодняшний день отсутствие порога явки избирателей при проведении выборов в органы государственной власти ставит под вопрос легитимности выборных органов, избранных на выборах с участием менее половины избирателей от количества, внесенного в списки избирателей.

Свергунова считает, что введение предлагаемых норм позволит формировать органы госвласти с учетом мнения большинства избирателей, что придаст более весомую легитимность выборным органам, способствуя укреплению власти в целом по стране. Также реализация законопроекта позволит повысить ответственность избирательных комиссий, в частности, в работе по информированию избирателей о проведении выборов, об активном избирательном праве, о проявлении активной гражданской позиции и т. п.